Основные определения философии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук

Отделение «Регионоведение»


Контрольная работа

по курсу: Философия


Выполнила: студент(ка) __2__ курса ОЗО

Свечникова Мария Эдуардовна


Ростов - на - Дону

2011 год

Модуль 1. Специфика философского знания


Задание 1. Дать определение понятий:

Философия - это дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Это древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.

Мировоззрение - одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире.

Основной вопрос философии - метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

Идеализм - термин для обозначения философского направления, противоположного материализму в решении основного вопроса философии. Дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно.

Материализм - философское мировоззрение, решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия и рассматривает духовное сознание, мышление как свойство материи (в противоположность идеализму).


Задание 2. Заполнить таблицы:

«Основные этапы развития западной философии»


Таблица 1.

ЭтапыПредставители Проблемы и идеиДревнегреческая философияСократ Платон АристотельОсновная идея: космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира)Средневековая философияОриген, Василий Великий, Григорий Нисский, Августин Аврелий, Эригена Иоан Скот, Ансельм Кентербе- рийский, Пьер Абеляр, Альберт Великий, Дунс Скот, Роджер Бэкон, Уильям Оккам.Основные идеи: Идея творения, лежащая в основе онтологии. Идея откровения, лежащая в основе теории познания. Основные проблемы: Защита и обоснование религиозной догматики. Проблема бытия Бога. Соотношение разума и веры. Отношения между Богом и миром. Проблема теодицеи. Природа универсалий. Свобода человеческой воли и предопределение.Философия ВозрожденияФранческо Петрарка, Данте Алигьери, Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Гуго Гроций, Никколо Макиавелли, Томас Мор.Основные проблемы: Сущность и предназначение человека. Критика средневековой схоластики. Теоретические и методические начала естествознания Философские вопросы политики и права. Основные идеи: Критика схоластической философии. Изменение стиля и содержания философствования. Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках. Эстетизация и морализация как отличительные черты философствования.Философия Нового времениФренсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Арнольд Гейлинкс, Николай Мальбранш. Основные проблемы: Условия и границы обыденного, научного и философского познания. Проблема истины в познании. Чувственное и рациональное познание, их соотношение Природа методов научного познания. Классификация наук. Соотношение единого и многого в субстанции. Природа государства и права. Влияние культуры на развитие человека Культурное и природное в человеке. Основные идеи: Преобладание гносеологической проблематики над онтологической. Отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания. Рационализм и антропоцентризм как основания философствования. Просветительская направленность. Критика религии и теологии.Философия ПросвещенияДжон Локк, Джон Толанд, Исаак Ньютон, Энтони Шефтсбери, Джордж Беркли, Дэвид Юм, Томас Рид, Ламетри Жюльен Офре де, Дени Дидро, Кондильяк Этьен Бонно, Монтескье Шарль Луи, Вольтер (Аруэ) Мари, Руссо Жан-Жак, Готфрид Лейбниц, Христиан Вольф, Лессинг Готхольд Эфраим, Гердем Иоганн Готфилд.Основные идеи: развитие и распространение естественных наук, преобладание материалистических тенденций в философии, умеренная критика религии и церкви. попытка компромисса между религией и философией. Бог, сотворив мир, не принимает в его делах никакого участия. Существуют первоначальные способности, посредством которых подтверждаются обыкновенные человеческие истины. антиклерикальный характер; материалистическая ориентация; энциклопедизм; учет потребностей массового читателя. доказательство необходимости социально-политических преобразований и идеологическое их подкрепление. Основные проблемы: оправдание Бога в перспективе существования зла. критика и преодоление лейбницево-вольфовой философии.Немецкая классическая философияИмануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель Основные идеи: впервые поставила вопрос о сущности знания. Вопрос о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования. доминирование идеализма; главный метод философского - творчества диалектика. Основные проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности.Философия ХIХ вв.Л. Фейербах, К.Маркс, С. Кьеркергор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильгей.Моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью. Включает различные философские <#"justify">Основные направления современной западной философии

Таблица 2.

НаправленияПредставителиПроблемы и идеиФеноменологияЭдмунд Груссерль, Франц Брентано, Карл Штумпф, Ф.Базалья, Л. Бнсвангер, Д.Г.Купер, Е.Милевский, Шелер, Ингарден, Райнах, А.Щюц.Беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных, идальных черт. Обращение к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендетальное Я» и «чистое смыслообразование». Проблемы: предварительная коритика натурализма, психологизма и платонизма и феноменологичесую редукцию.Философия жизниНицше <#"justify">Тест рубежного контроля № 1:


Тест содержит 10 заданий, на выполнение которых отводится 7 минут. Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов


1. С греческого языка слово «философия» переводится как:1. любовь к истине3. учение о мире2. любовь к мудрости4. божественная мудрость

2. Мировоззрение - это: 1. совокупность знаний 3. отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе2. совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе4. система адекватных предпочтений зрелой личности

3. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является: 1. вера в единого бога-творца3. презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности2. отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом4. вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

4. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:1. Сократ3.Пифагор2. Аристотель4. Цицерон

5. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:1. философия осуществляет рефлексию современной ей культуры3. философия способствует улучшению характеров людей2. философия направляет деятельность людей на улучшение жизни4. философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

6. Онтология - это:1. учение о всеобщей обусловленности явлений3. учение о бытии, о его фундаментальных принципах2. учение о сущности и природе науки4. учение о правильных формах мышления

7. Гносеология - это:1. учение о развитии и функционировании науки3. учение о логических формах и законах мышления2. учение о познании4. учение о сущности мира, его устройстве

8. Антропология - это:1. учение о развитии и всеобщей взаимосвязи3. наука о поведении животных в естественных условиях2. учение о человеке4. философское учение об обществе

9. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это - целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?1. Мифологии3. Философии2. Религии4. Науке

10. Основным принципом античной философии был:1. космоцентризм3. антропоцентризм2. теоцентризм4. сциентизм

Бланк ответов

№123456789101)+2)++++3)++4)+++

Модуль 2. Бытие и сознание


Задание 1. Дать определение понятий:

Онтология - учение о бытии; раздел философии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Субстанция - философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Монизм - философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.

Дуализм - философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.

Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

Пантеизм - учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

Движение - феномен, отражающий изменение. Состояние, противоположное покою.

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.

Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Язык - важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.


Задание 3. Составить планы-конспекты ответов на вопросы:

«Философский смысл понятия бытие»:


"Бытие" - одно из центральных понятий философии на протяжении ее истории. Обыденное мышление воспринимает термины "быть", "существовать", "находиться в наличности" как синонимы. Но философия, воспользовавшись термином естественного языка "быть", придала ему категориальный статус, т.е. перешла от вопроса о существовании мира "здесь" и "сейчас" к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого существования. Решение такого рода вопросов предполагает умение мыслить, отвлекаясь от конкретных предметов, их признаков и свойств.

В современной философской литературе указывается два значения слова "бытие". В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином материя".

Бытие имеет свое противоположное понятие - небытие. И если бытие - это все, что существует, то небытие - это все, чего нет.

Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид-(V - IV вв. до и. э.) для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Вселенная уже не казались прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что тревога и страх, которые наверняка испытывали люди,, потерявшие опору жизни, надежный мир традиций, веру в богов, были несомненно ужасными.

В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, сомнение, не видящее выхода из тупиковой ситуации. Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надежному. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию, которая обернулась трагедией для человеческого существования, отразила эмоциональный накал и попыталась успокоить смятенную душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. Но мысли не обычной, потусторонней о вещах и предметах мира, о потребностях и нуждах повседневного существования, а абсолютной мысли (впоследствии философы назовут ее "чистой", имея в виду такое содержание мысли, которое не связано с эмпирическим, чувственным опытом людей). Парменид как бы оповестил людей об открытии им новой силы, силы Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает миру стабильность и надежность, а следовательно, человек снова может обрести уверенность в том, что все с необходимостью будет подчинено какому-то порядку.

Необходимость Парменид называл Божеством, Правдой, провидением, судьбой, вечным и неуничтожимым. "Все по необходимости" означало, что заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно, по воле случая, измениться; день всегда придет ,на смену ночи, солнце внезапно не потухнет, люди не вымрут все в один прекрасный день и т. д. Другими словами, Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира и что сам философ называл иногда Божеством, тем, что действительно имеется. А это означало, что для людей нет причин для отчаяния, вызванного крушением устойчивости старого мира.

Для обозначения описанной экзистенциально-жизненной ситуации и способов ее преодоления Парменид и ввел в философию понятие и проблему "бытия". Сам термин был взят из обычного языка греков, но его содержание получило новое наполнение, не вытекающее из значения глагола "быть" в его повседневном употреблении: быть - существовать в наличии. Итак, проблематика бытия явилась своеобразным ответом философии на потребности и запрос эпохи.

Как же характеризует бытие сам Парменид? Бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом.

Чтобы облегчить понимание - того, что такое бытие, людям, не искушенным в искусстве философского мышления, Парменид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера - совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур.

Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос - космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает Истину бытия, а, наоборот. Истина бытия открывается человеку непосредственно.

«Проблема единого и многого в античной натурфилософии»:

Логические трудности, возникшие при объяснении происхождения многообразия из единого самотождественного бытия Парменида, были обойдены представителями античной натурфилософии, которые "натурализовали" проблему бытия и приписали статус первопричины и первоначала элементам природного мира.

Натурфилософия (лат. natura - природа) - это умозрительное истолкование природы и природных явлений, ориентированное на нахождение единства мира. Натурфилософия сформулировала проблему происхождения чувственно воспринимаемого многообразия предметного мира из единого основания, рассматривая в качестве такового элементы этого же мира. Такая позиция может быть отнесена к материалистической. В античной натурфилософии признавалось, что вещи и предметы мира состоят из веществ. Осознание этого факта в немалой степени обусловило попытку античных философов объяснить причины и начала вещей с помощью того, из чего состоят все вещи. Вспомним, что для Фалеса таким началом была вода, для Анаксимена - воздух, Эмпедокла - вода, воздух, огонь и земля одновременно и т.д. Эти четыре вещественных элемента рассматривались как то, из чего как из первого вещи возникают и во что, как в последнее они, погибая, превращаются.


Задание 4. Сравнить античное и средневековое понимание сознания


Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, ибо она сопутствует человеческому освоению мира, входит обязательной «добавкой» во все, что человек воспринимает как данность. Все его мысли, чувства, переживания, волнения проходят через то, что мы называем сознанием. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить сознание нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании. Сознание нельзя «вытащить» из его содержательной связи с миром и человеком одновременно, потому что вне этой связи оно не существует. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом , которые существуют независимо друг от друга . В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания - направленность на объект. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание - знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание - это центр между первым и вторым. Т. е. Сознание это способность воспроизвести переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрени эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.


Тест рубежного контроля № 2


Тест содержит 15 заданий, на выполнение которых отводится 10 минут. Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов


1. Термин «бытие» впервые в философию ввел:1. Сократ3. Парменид2. Платон4. Аристотель

2. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:1. проблема познаваемости мира3. проблема первоначала 2. проблема первичности материи или духа4. проблема природы человеческой души

3. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова - это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?1. Фалес3. Платон 2. Гераклит4. Демокрит

4. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого:1. Субстанция3. Интенция2. Сознание4. Атрибут

5. Материя есть первоисточник бытия, утверждает1. Идеализм3. Интуитивизм2. Материализм4. Иррационализм

6. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает1. Дуализм3. Монизм2. Релятивизм4. Скептицизм

7. Высшая форма движения материи - это1. Механическое движение 3. Биологическое движение2. Социальное движение 4. Физическое движение

8. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах1. Движение3. Время2. Качество4. Пространство

9. Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что1. Время вечно, пространство бесконечно3. Пространство и время зависят от материальных процессов2. Время и пространство не зависят друг от друга4. Пространство и время иллюзорны

10. Отражение - это (выберите наиболее полное и точное определение)1. Свойство живых существ реагировать на жизненно важные стимулы среды3. Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов2.Способность высокоорганизованных животных ориентироваться во внешнем мире4. Способность материальных систем порождать собственные подобия

11. Наиболее сложной формой отражения является1. Раздражимость3. Чувствительность2. Сознание 4. Психика

12. Рефлексия - это:1. Отражение предметов 3. Комплекс рефлекторных реакций2. Размышление личности о самой себе4. Медитативная практика

13. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека1. Платон3. К. Г. Юнг2. Г. В.Ф. Гегель4. З. Фрейд


14. В структуре личности З.Фрейд выделяет 1. Оно, Я, Сверх - Я3. Оно, Сознательное Я2. Оно, До-Я, Пра-Я4.Сознательное, коллективное бессознательное, архетипы

15. В психоанализе Фрейда Оно относится к:1. сфере сознательного3. трансперсонального2. сфере бессознательного4. интрасубъективного

Бланк ответов

№1234567891011121314151)+++2)++++++3)++++4)++

Модуль 3. Проблема человека в философии


Задание 3. Составить план- конспект ответа на вопрос:

«Человек и природа»:


Природа и сущность человека - философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле <#"justify">«Критерии, отличающие человека от животных»:

Представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны. Каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира. Его отличие от всех других существ считается совершенно очевидным. Но, как говорил испанский философ X. Ортега-и-Гассет, философия оправдана тем, что выходит за пределы очевидности. Выходит она за эти пределы и в исследовании человека. И в этом своем мнении испанский мыслитель не одинок. Еще И. Кант пришел в свое время к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу знать? на что я могу надеяться? что я должен делать? И покрываются все три, как он писал незадолго до смерти в своей "Логике", одним вопросом: что такое человек?

Называются разные критерии отличающие человека от животного: нравственность, религиозность, речь, сознание и другие. Однако оказывается, что ни один из них критерием служить не может. Наряду с нравственными людьми существуют и безнравственные, не перестающие от этого быть людьми. К тому же нравственность не содержит в себе самой основания для различения добра и зла. То же можно сказать о религии. Есть и люди, не верящие в Бога, и таких, пожалуй, все больше и больше. Речь, при всей ее важности, тоже вряд ли может служить четким критерием, ибо объясняются и животные. Даже критерий сознания не безупречен. И животные проявляют много ловкости и смекалки, отнюдь не сводимым к безусловным и даже условным рефлексам, но свидетельствующим о развитой психике. Оказывается то, что представляется интуитивно ясным, в подобных случаях не срабатывает.

Декарт задается вопросом: как могу . я быть уверенным, что фигуры в шляпах и плащах, которые я вижу из окна, на самом деле не автоматы, приводимые в движение с помощью пружин и передаточных механизмов, а действительно люди? Подобно героям Веркора, Декарт не находит критериев, позволяющих с уверенностью выделить человека из окружающего мира. Приходится прибегнуть к концепции врожденных идей. Мой разум, говорит Декарт, с несомненностью содержит в себе идею человека. Эту идею вложил Бог. Но Бог не может быть обманщиком. Поэтому, с Божьей помощью, я правильно различаю людей от нелюдей. Решение проблемы достигается, но, как мы видим, в рамках одной парадигмы, а именно религиозной, точнее, религиозно оформленной концепции врожденных идей. Для неверующего человека, к тому же отрицающего существование врожденных идей, «Метафизические рассуждения» Р. Декарта неубедительны. Идея человека может быть все же вложена обманщиком, а именно Сатаной, что в другом месте сам Декарт и обсуждает.

Именно в этих выражениях говорили о человеке многие мыслители. Человек, писал Ф. М. Достоевский, есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Для Достоевского очевидно не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответствовать своему понятию человек может, только занимаясь этой тайной, причем занимаясь, как пишет он в другом месте, всю жизнь. Проблема, таким образом, должна быть сформулирована Примерно так, как сформулирована она почти два с половиной века назад И. Кантом: что такое человек? В данном случае, однако, мало сформулировать проблему, но надо еще сформулировать ряд условий ее решения, и в первую очередь условиться, что следует понимать под тайной. В философской литературе слово «тайна» употребляется в нескольких смыслах. Наиболее часто этим словом обозначается то, что еще не познано, но принципиально вполне познаваемо. Можно ли в этом смысле говорить о тайне человека? Можно, но только отчасти, ибо уж очень необычен сам предмет, а это по иному ставит и вопрос о его познании. Человек, обращал на это внимание Тейяр де Шарден, самый таинственный и сбивающий с толку объект. Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не могут быть вполне применены рожденные в недрах рационализма формулы «понять предмет - значит построить его» (Спиноза), «понять - значит выразить в понятиях» (Гегель) и другие того же рода. Более реалистичны констатации, одной из которых является вывод М.М. Бахтина: «человек не может быть понятием». За ним стоит понимание того, что логико-понятийная дискурсия носит вещный характер, она способна до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Поэтому, по словам Бахтина, это область открытий, откровений, узнаваний, сообщений, здесь важна и тайна, нельзя переносить на них категории вещного познания. Есть и еще один смысл слова «тайна» применительно к человеку. Он связан с понятием индивидуального и конкретного. Будучи не схватываемо во всеобщих овещняющих формах познания, индивидуальное не только воспринимается как тайна, но и составляет действительную тайну для этих познавательных форм. Индивидуальное никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении. Категория точности здесь мало применима. Глубина проникновения в «несказанное ядро души», ее «свободное становление», «творческий центр» достигается совсем иными средствами (Бахтин). Вещное познание здесь ничего не может гарантировать. В рамках религиозной парадигмы тайна, человека рассматривается в несколько ином значении занавешенности, мистической сокрытости, ибо, утверждает Кант, нам принципиально не дана для познания основа этого феномена - сам акт божественного творения.

«Человек в системе социальных связей»:

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина). Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой. Понятие "общественные отношения" употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов . Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются , предварительно "проходя через сознание" людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь. С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения - как вторичные. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в себя множество видов. Классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.). При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.


Задание 4. Сравнить существующие подходы к проблеме антропосоциогенеза


Рассматривая проблему антропосоциогенеза (происхождения и развития человека), не миновать проблемы соотношения в человеке биологического и социального начал.

Неоспорим тот факт, что человек двойственен - он и животное и не животное. Это существо природное и социальное. Будучи животным, человек обладает теми же органами чувств, системами (кровеносной, мышечной и т.д.).

Как существо социальное, человек развивает такие виды деятельности как труд, сознание, речь.

Как биосоциальное существо, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ.

Носитель генетических свойств - молекула ДНК; носитель социальной программы - опыт человечества, передается путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. А социальные условия существования стали все более определять развитие людей и развитие общества.

Включенность человека сразу в 2 мира - в мир общества и в мир органической природы - порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей.

В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем, речь шла и о том, что человек - часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид, а следовательно, человек оказывается существом биологическим. Как и всякий биологический вид характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Подобно другим биологическим видам имеет устойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются, когда речь идет о человеке, чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, что и выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков.

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей. Уникальность каждого человека - факт первостепенной философско-мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих принципов гуманизма.

В отношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение.

К биологизаторским концепциям относится расизм, который, как уже говорилось, исходит из того, что в главном, существенном природа человека определяется его расовой принадлежностью. Вопрос о научной несостоятельности биологизаторских концепций должен рассматриваться в плане претензий не только на описание того, что есть человек, но и на обоснование определенной программы социальных действий - будь то оправдание и защита существующих в данном обществе порядков, либо подчинении и даже истребление менее приспособленных представителей человечества и т.п.

В полной мере это требование относится и к концепциям, тяготеющим к другому полюсу, то есть концепциям социологизаторским. Все то, что относится к биологии человека, к естественным предпосылкам его существования, наконец, к человеческой индивидуальности в ее многообразнейших проявлениях в рамках этих концепций, воспринимается как нечто второстепенное, от чего можно отвлекаться при изучении человека, и более того, как сырой материал, обладающий бесконечной пластичностью, коим можно безгранично манипулировать во имя достижения того или иного социального идеала.

Характерное для социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное противопоставлялось телесному, плотскому как возвышенное - низменному. И хотя в целом различия социального и биологического, с одной стороны, духовного и телесного - с другой, не совпадают, однако между ними есть и определенные пересечения.[8]

Марксистско-ленинская философия не просто показала значение социальных факторов наряду с биологическими - те и другие играют качественно различные роли в определении человеческой сущности и природы.

Задание 5. Доказать, что девиантное поведение обусловлено социальными факторами


Девиа?нтное поведе?ние (от deviation - отклонение) - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот механизм нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями, но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и другими, которые характеризуются определенными атрибутами.

Освоение роли будет происходить в несколько этапов. Вначале ребенок получает определенные сведения о данной роли, ее правах и обязанностях, узнает разнообразные формы отклоняющегося поведения, способы выяснения отношений, механизм решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, когда происходит ее осознание и в нее вкладывается личностный смысл.

Затем идет проигрывание выбранной для себя роли. Здесь очень важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно. От реакции окружающих во многом зависит, будет ли противоправный поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой сверстников, либо не получит такого подкрепления и подвергнется осуждению. В этом случае вероятность повторного проявления подобного противоправного поступка значительно снизится. Для подростка первый раз пробующего алкоголь или наркотики, на первом месте стоит не познание их вкуса или влияния на человека, а стремление ощутить себя среди своих, избавиться от чувства изолированности и беспокойства.

Последним этапом принятия роли является закрепление за собой выбранной роли, например, «козла отпущения» , «тайного мстителя», «грубияна» и других на психологическом (когда ребенок точно знает, какие эмоции сопровождают данную роль и каким образом надо их регулировать) и межличностном (когда выстраиваются определенные типы взаимоотношений между детьми, играющими разные роли, подобно тому как актеры играют в одном спектакле) уровнях.

Немаловажным элементом социальных отклонений является отношение самой личности к совершенным ею нарушениям. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что людям с девиантным поведением свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдании своих поступков и действий, какими бы опасными они не были. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности мотивация поступков снижается и утрачивается, что приводит к полной потере свойственного человеку стремления к признанию и успешности. Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры - процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.

Принятие на себя роли девианта может привести ребенка к социальной изоляции, затем следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным сознанием, не позволяющим (или ограничивающим) ребенку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.

Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. «аномос» - беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам девиантного поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах не одинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов. Объяснение этому явлению было дано такое: чем выше уровень сплоченности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты были более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики, которые жили общинами с очень развитыми коллективными формами взаимопомощи.

Г. Мертон в 1938 году внес некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма . По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей, как например, не все люди в силу определенных социально-экономических причин могут получить высшее образование или престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде.

Так, структура индивидуального девиантного поведения состоит из поступка, мотивов и целей. Начальным звеном девиантного поведения является изменение ценностных ориентаций в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено реальными социально- экономическими условиями функционирования общества. Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности как труд на общее благо, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и другие, то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм и т. п. Следовательно, в обществе имеют место расхождения между провозглашенными ценностями и реально существующими; между намечаемыми целями и теми возможностями, которые существуют для их реализации.

Искажения в системе ценностей большей частью ведут к разложению социальных институтов. Например, нарушения в работе институтов юстиции - суда, прокуратуры - ведут к разложению аппарата власти, порождают аморализм, безверие в правосудие, апатию и агрессивность. Возникает «двойная мораль», при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом или социальной группой для разных целей и в разных противоположных ситуациях. Это проявляется в деятельности некоторых представителей власти, политиков, бизнесменов и других. Общественные нормы предписывают «не укради», а государство ограничивает возможности использовать законные пути для получения средств к существованию, что заставляет определенную часть населения нарушать социальные нормы, допускать социальные отклонения. Возникает «теневое нормотворчество», своеобразная «мораль преступного мира». Отсюда явное противоречие между потребностью субъекта в выходе из конфликтной ситуации и невозможностью сделать это социально приемлемым, легальным путем.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.


Тест рубежного контроля № 3


Тест содержит 10 заданий, на выполнение которых отводится 7 минут. Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов


1. Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon)1. Декарт3. Аристотель2. Августин4. Сенека

2. Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит1. Б.Спинозе3. Ф. Ницше2. Протагору4. Эпикуру

3. Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма1. Бытие природы3.Индивидуальное бытие человека2. Бытие общества4. Бытие Абсолютного Духа

4. Образ человека в эпоху Нового времени: 1. Космоцентричен3. Антропоцентричен2. Теоцентричен4. Социоцентричен

5. Антропосоциогенез - это1.Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре3. Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума2. Коэволюция природы и общества4. Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы

6. Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо1. Фрейдизм3. Экзистенциализм2. Феноменология4. Прагматизм

7. Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной? 1. Л.Н. Толстого3. В. Франкла2. С.Л. Франка4. И. Лакатоса

8. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:1. волюнтаризма3. фатализма2. иррационализма4. рационализма

9. Наиболее древний предок человека (согласно данным современной науки)1. Неандерталец3. Питекантроп2. Австралопитек4. Кроманьонец

10. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что1. В нашей жизни всё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение3. Что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока2. Человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться4. Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки ответственность

Бланк ответов

№123456789101)2)++3)+++++4)+++

Модуль 4. Общество и история


Задание 1. Дать определение понятий


Общество - это обособившееся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ним. Общество состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Класс - группа предметов или явлений, обладающих общими признаками. Э?тнос - группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Антропный принцип - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Синергетика - современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, глобальной эволюции, изучением процессов становления "порядка через хаос" (Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции.


Задание 3. Составить план-конспект ответа на вопрос:

«Объективные и субъективные факторы в истории»


Объективные факторы - это объективные условия, существующие в какой-то период времени. Главным образом - экономические, но не только. И политические, и культурные… Субъективные факторы - это деятельность людей. Больших групп людей (классов, например), политических партий, отдельных личностей. Эта деятельность направлена на развитие, изменение или сохранение объективных условий. Диалектическая связь между этими факторами заключается в том, что объективные условия - это в большей степени закрепившийся результат предыдущей деятельности людей, т.е. субъективные факторы во многом (но не во всём) определяют объективные условия будущего. В то же время объективные условия оказывают влияние на субъективные факторы. С ходом истории роль субъективных факторов возрастает. Ну, во-первых, можно представить, как накапливаются эти субъективные факторы в каждом историческом событии. А, во-вторых, объективные условия, которые постоянно развиваются по диалектике, позволяют, а иногда просто вынуждают субъективные факторы действовать активнее. Получается, что современную историю субъективные факторы определяют в большей степени, чем, скажем, они определяли исторические события в 10 веке. Субъективные факторы могут в значительной степени влиять на ход истории, т.е. вариантов развития событий может быть несколько, однако все они не выходят за рамки объективных условий. Т.е. несмотря на взаимное действие объективного и субъективного, объективное остаётся определяющим. При этом здесь нельзя смешивать объективное и материальное, субъективное и духовное. Субъективные факторы тоже материальны. Ну вот так законы развития общества отличаются от законов развития природы, и вместе с тем у них есть общее - и то и другое законы. Т.е. развитие общества так же закономерно, как и развитие природы (живой и неживой). И повернуть и то и другое вспять, например, нельзя. Но можно затормозить или ускорить, причём, в разных вариантах. В историческом материализме существуют также понятия стихийности и сознательности. Т.е. деятельность людей в ходе какого-то исторического события может быть стихийной (не зависящей от их воли) и сознательной. Стихийность, я так поняла, целиком зависит от объективных факторов. Сознательность - это уже высшая форма деятельности. В учебниках философии часто проводится в связи с этим пример стихийного рабочего движения, которое потом может перерасти в сознательное.

Задание 4. Сравнить динамические и статистические закономерности


Две основные формы закономерной связи явлений, отличающиеся прежде всего по характеру предсказаний, которые следуют из них. Предсказания статистических законов имеют вероятностный характер, который обусловлен действием множества случайных факторов внутри статистических коллективов, или массовых, повторяющихся событий (напр., большого числа молекул в газе, особей в биологических популяциях, людей в социальных коллективах). Статистические законы возникают как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих статистический коллектив, и характеризует не столько поведение отдельных его элементов, сколько коллектива в целом. Поэтому регулярность и повторяемость, проявляющиеся в статистических законах, возникают вследствие взаимной компенсации действия различных случайных факторов.

В динамических законах, характеризующих поведение относительно изолированных систем, состоящих из небольшого числа элементов, предсказания являются однозначными и достоверными. Так, в классической механике, если известен закон движения системы и заданы начальные координаты и скорость, можно точно определить ее координаты и скорость в любой др. момент времени. Распространение динамических законов механики за рамки области действительного их применения связано с концепцией механического детерминизма, сторонники которой (П.С. Лаплас и др.) рассматривали Вселенную как огромную механическую систему и экстраполировали законы механики Ньютона на все явления и процессы природы. «Ум, - писал Лаплас, - которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить все данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной наравне с движением легчайших атомов; не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как прошедшее, предстало бы перед его взором». В этой концепции, получившей название лапласовского детерминизма, нет места случайности, все в ней предопределено строгими динамическими законами механики. Однако такая концепция пришла в противоречие не только с результатами исследований в биологии и социологии, но и в статистической механике и др. отраслях классической физики. Окончательный отказ от лапласовского детерминизма в физике произошел после открытия вероятностного характера законов движения мельчайших частиц материи. Современная квантовая физика показала, что движение микрообъектов можно описать только вероятностно-статистическими методами. Вероятностный характер предсказаний статистических законов объясняется взаимодействием большого количества объектов, составляющих статистический ансамбль. Поэтому предсказания таких законов относятся не к отдельным объектам статистического ансамбля, а ко всему ансамблю в целом. Судить же о движении или поведении отдельного объекта можно лишь с той или иной степенью вероятности. Следовательно, статистические законы служат для исследования таких систем, в которых взаимодействует большое число объектов, событий и явлений, поведение которых имеет случайный характер. Поэтому статистические законы нередко рассматривают как законы, характеризующие поведение большого числа массовых случайных или повторяющихся событий, причем под событием подразумевают любой объект или элемент статистического ансамбля.

В процессе научного познания исторически первыми стали изучаться универсальные законы, поскольку они обеспечивают достоверные предсказания. Во многом широкое признание такие законы получили в силу господства механистического мировоззрения.

Когда сравнивают статистические и динамические законы как формы выражения регулярностей в мире, то обращают внимание на степень достоверности и точности их предсказаний, динамические, или строго детерминистические, законы дают точные предсказания в тех областях, где можно абстрагироваться от сложного характера взаимодействия между объектами, отвлекаться от случайностей и тем самым значительно упрощать действительность, но такое упрощение возможно лишь при изучении простейших форм движения материи. Когда же переходят к изучению сложных систем, состоящих из большого числа элементов, индивидуальное поведение которых трудно поддается описанию либо просто невозможно, тогда обращаются к статистическим законам, дающим вероятностные предсказания. Поэтому статистические и динамические законы не исключают, а дополняют друг друга.


Тест рубежного контроля №4


Тест содержит 15 заданий, на выполнение которых отводится 10 минут. Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов


1. Согласно Г.В.Ф. Гегелю истинный двигатель истории - это1. Естественный отбор3. Классовая борьба2. Мировой Дух4. Воля выдающихся личностей

2. Общественный прогресс - это1.Уровень развития общества3. Поступательное движение общества от простых форм к более сложным2. Состояние общества в целом на определенном этапе развития4. Производственное развитие

3. Сущность натуралистического подхода к обществу состоит в том, что:1.Определяющим фактором развития общества признается материальное производство3. Развитие общества подчинено объективным законам, не зависящим от сознания и воли людей2. Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов4. Движущей силой развития общества являются идеи и деятельность великих людей

4. Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества1. Мировой дух3. Классовая борьба 2. Борьба за существование4. Географическая среда

5. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций:1. Г.В.Ф. Гегель3. О. Конт2. Ж.Ж.Руссо 4. К. Маркс

6. В марксизме главным фактором в развитии общества считается1. Народонаселение3. Географическая среда2. Способ производства материальных благ 4. Идеология

7. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени1. Реформа3. Революция2. Модернизация4. Эволюция

8. Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:1. Формирование истории происходит циклично, в ней есть свои взлеты и падения3. Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ2.Развитие разных цивилизаций настолько самобытно, что их нельзя даже сравнивать друг с другом4. История имеет общий смысл, суть которого заключается в тезисе: «Каждый народ, каждое государство само должно определять свою судьбу»

9. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:1. формационному подходу3. культурологическому подходу2. цивилизационному подходу4. марксистскому подходу

10. Идеология - это1. Наука о наиболее общих законах развития природы и общества3. Система взглядов на мир в целом2. Совокупность индивидуальных сознаний 4. Теоретическое выражение интересов той или иной группы людей11. Согласно О.Шпенглеру, цивилизация - это1. Завершающая стадия в развитии культуры3. Эпоха наивысшего расцвета культуры2. Период возникновения, зарождения культуры4. Синоним духовной культуры

12. Глобальные проблемы - это:1. Проблемы, решение которых еще не найдено 3. Экологические проблемы 2. Проблемы, присущие только развивающимся странам4. Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

13. Теория самоорганизации сложных систем называется …1. Этика3. Кибернетика2. Синергетика4. Диалектика

14. Растущая взаимозависимость различных регионов мира - это:1. Технологизация3. Модернизация 2. Глобализация4. Вестернизация

15. Римский клуб - это объединение…1. римлян- любителей античного искусства3. Ученых для рассмотрения глобальных проблем современности 2. Римских политологов с целью борьбы с коррупцией4. Римских бизнесменов

Бланк ответов

№1234567891011121314151)++2)++++++3)+++++4)++бытие сознание наука философия


Модуль 5. Познание и наука


Задание 1. Дать определение понятий


Гносеология - (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая.

Наука - особый вид познавательной деятельности <#"justify">1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхлриродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания <#"justify">Субъект - носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта).

Объект - (лат. <#"justify">Диалектика (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектика логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектика - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегарцы диалектика называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в философии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектику, особое учение о сущем, Абеляр - искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении "логика", а иногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования.

В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектика (И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66).

По Гегелю, диалектика- своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. - Л., 1929, с.70 - 71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектика у Гегеля - учение о самодвижении понятий; метод диалектика раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что ":в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий:" (Ф.Энгельс, "Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).

В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.


Задание 4. Сравнить естественнонаучные и гуманитарные методы познания


Структура научного исследования, описанная выше, представляет собой в широком смысле способ научного познания или научный метод как таковой. Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

Первым на значение метода в Новое время указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с циркулем.

Способности людей различны, и для того, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод.

А. Пуанкаре справедливо подчеркивал, что ученый должен уметь делать выбор фактов. «Метод - это, собственно, и есть выбор фактов; и прежде всего, следовательно, нужно озаботиться изобретением метода» (А. Пуанкаре. Цит. соч.- С. 291). Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями.

Современная наука держится на определенной методологии - совокупности используемых методов и учении о методе - и обязана ей очень многим. В то же время каждая наука имеет не только свой особый предмет исследования, но и специфический метод, имманентный предмету. Единство предмета и метода познания обосновал немецкий философ Гегель.

Следует четко представлять различия между методологиями естественнонаучного и гуманитарного познания, вытекающими из различия их предмета. В методологии естественных наук обычно не учитывают индивидуальность предмета, поскольку его становление произошло давно и находится вне внимания исследователя.

Замечают только вечное круговращение. В истории же наблюдают самое становление предмета в его индивидуальной полноте. Отсюда специфичность методологии исторического познания.

Вообще, методология социального познания отличается от методологии естественнонаучного познания из-за различий в самом предмете: 1) социальное познание дает саморазрушающийся результат («знание законов биржи разрушает эти законы», - говорил основатель кибернетики Н. Винер); 2) если в естественнонаучном познании все единичные факторы равнозначны, то в социальном познании это не так. Поэтому методология социального познания должна не только обобщать факты, но иметь дело с индивидуальными фактами большого значения. Именно из них проистекает и ими объясняется объективный процесс.

«В гуманитарно-научном методе заключается постоянное взаимодействие переживания и понятия», - утверждал В. Дильтей в статье «Сущность философии».

Переживание столь важно в гуманитарном познании именно потому, что сами понятия и общие закономерности исторического процесса производны от первоначального индивидуального переживания ситуации. Исходный пункт гуманитарного исследования индивидуален (у каждого человека свое бытие), стало быть, метод тоже должен быть индивидуален, что не противоречит, конечно, целесообразности частичного пользования в гуманитарном познании приемами, выработанными другими учеными (метод как циркуль, в понимании Ф. Бэкона).


Тест рубежного контроля №5


Тест содержит 20 заданий, на выполнение которых отводится 14 минут. Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов


1. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания1. Онтология3. Этика2. Логика4. Гносеология

2. Познавательное отношение состоит из трех основных элементов. Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?1. Субъект познания3. Цель познания2. Средства познания4. Объект познания

3. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность1. Гипотеза3. Алгоритм2. Истина4. Теория

4. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает1. Скептицизм3. Рационализм2. Атеизм4. Алгоритм

5. Непротиворечивость относится к следующему критерию научности1. Эмпирическому3. Логическому2. Прагматическому4. Эстетическому

6. Эвристичность относится к1. Логическим критериям научности3. Внелогическим критериям научности 2. Эмпирическим критериям научности4. Вероятностным критериям научности

7. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина - это1. Результат соглашения между учеными3. То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы2. Свойство знания соответствовать действительности4. Продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям

8. Диалектика - это1. Учение о структуре мироздания3. Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях2. Наука о многообразии мира4. Теория, описывающая движение материальных тел

9. Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики1. Г.В.Ф. Гегель3. Гераклит2. Г. Галилей4. Парменид10. Метафизика - это1. Философская позиция, утверждающая наличие сверхъестественных сил, оказывающих влияние на жизнь человека и общества3. Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянны2. Учение о становлении мира из хаоса 4. Наиболее фундаментальный раздел современной физики, исследующий вопросы о происхождении и строении Вселенной

11. Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга1. Принцип развития3. Принцип единства явления и сущности2. Принцип детерминизма4. Принцип единства и борьбы противоположностей

12. Законы диалектики впервые сформулировал1. Аристотель3. Г. В.Ф. Гегель2. Р. Декарт4. Ж.-Ж. Руссо

13. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания1. Материя3. Необходимость2. Мера4. Противоречие

14. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на1. Фундаментальные и прикладные3. Точные и приближенные2. Достоверные и вероятностные4. Естественнонаучные и технические

15. Чувственное познание отличается от рационального тем, что1. Первое оперирует фактами, второе - рациональными аргументами3. Первое эмоционально, второе - нейтрально 2. Первое базируется на ощущениях, второе - на доводах разума 4. Первое более адекватно, чем второе

16. Исходная, простейшая форма чувственного познания1. Восприятие3. Ощущение2. Измерение4. Представление

17. Форма рационального познания:1. Восприятие3. Ощущение2. Понятие4. Представление

18. Форма эмпирического познания:1. Суждение3. Факт2. Гипотеза4. Проблема

19. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности:1. Парадигма3. Теория2. Аксиома4. Гипотеза

20. Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»1. Парадигма3. Научная теория2. Научная революция4. Исследовательская программа

Бланк ответов

№12345678910111213141516171819201)+++2)+++3)+++++++++++4)+++

Список использованной литературы:


1.Философия. Учебник для высших учебных заведений /Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

.История философии в кратком изложении/Перевод с чеш. И.И.Богута.-М: Мысль, 1995.

.История философии. Экзаменационные ответы. 2 -е издание/В.В. Касьянов - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

.Философия/П.С. Гуревич - М.: 2005.

.История философии/Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

.Википедия - свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org/


Теги: Основные определения философии  Методичка  Философия
Просмотров: 37262
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Основные определения философии
Назад