Этика и эстетика досуга

Содержание


Введение

Глава 1. Этика и эстетика досуга

.1 Определение этики и её основные категории

.2 Эстетические отношения к действительности и основные категории эстетики

.3 Сущность досуга и его общественный потенциал

.4 Цели, функции и мотивы в культурно-досуговой деятельности

.5 Формирование этики и эстетического сознания в сфере досуга

Глава 2. Развитие этических и эстетических качеств в театральном коллективе

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Современное российское общество, переживающее, с одной стороны, кризис моральных норм и ценностей («нравственные сумерки»), а с другой - становление системы новых общественных и нравственных отношений, актуализирует роль учебных курсов этики и эстетики в процессе развития личности в театральном коллективе.

Чрезвычайная актуальность нравственной проблематики, характерная для настоящего времени, обусловливает интерес ко всем аспектам ее этического исследования. Девальвация моральных ценностей как очевидный сегодня печальный результат развития нашего общества определяет необходимость восстановить прерванные культурные традиции, реализовать приоритет общечеловеческого, что в немалой степени зависит от нашей способности разобраться в специфике исторического становления морали и этической рефлексии. Эта способность (или, по крайней мере, стремление к ее приобретению) должна быть присуща любой развитой личности, поэтому высшее образование без изучения нравственного опыта человечества будет неполным.

Эстетика - одна из важнейших дисциплин гуманитарного цикла, дающая ответы на вопросы о сущности красоты, значении и значимости эстетических требований в жизни человека. Изучение эстетики формирует особый взгляд на мир, основанный на законах красоты.

Вопросы о добре и зле, как и вопросы о сущности красоты, о значении эстетических переживаний, о природе художественного творчества всегда привлекали внимание людей. Ответы на них необходимы каждому современному человеку, как в его повседневной жизни, так и в театральной деятельности.

Цели:

сформировать у актёров знания, а на их основе умения и навыки этического и эстетического отношения к действительности;

актуализировать значимость нравственных и эстетических ценностей;

Задачи:

- изучить определение этики и её основные категории;

познакомить с эстетическими отношениями к действительности и основными категориями эстетики;

определить сущность досуга и его общественный потенциал;

ознакомить с целями, функциями и мотивами в культурно-досуговой деятельности;

сопоставить формирование этики и эстетического сознания со сферой досуга.


Глава 1. Этика и эстетика досуга


.1.Определение этики и её основные категории


Слова «этика», «мораль», «нравственность» часто употребляют как синонимы, но в философии их принято различать. Этику следует рассматривать как самостоятельную философскую науку, предметом изучения которой является мораль. Но так как этика еще и формирует само моральное состояние субъекта, ее называют учением о морали и нравственном освоении человеком действительности, или, как считает ряд ученых-этиков, - теоретической рефлексией морального сознания человека о самом себе.

Сам термин «этика» (отгреч. «обычай», «нравственный характер») впервые употребил Аристотель для обозначения особой области исследования «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.

Но не его следует считать первым «этиком». Еще до Аристотеля различными проблемами морали активно занимался его учитель Платон, а также учитель самого Платона - Сократ. Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре.

Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайным, а явилось следствием социально-экономического и духовного развития человечества. В предшествующий период, на протяжении тысячелетий, был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве - в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытного общества, в пословицах и поговорках. Он содержал первые попытки отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, представить место человека в мире.

В самостоятельную науку этика выделилась в конце XVIII в. Огромную роль в этом процессе сыграл выдающийся немецкий философ Иммануил Кант. Именно он фактически отметил длительный, сложный период становления этики как самостоятельного учения. В отличие от своих предшественников, пытавшихся так или иначе обосновать решение нравственных проблем ссылками на психологию, антропологию, богословие, немецкий философ утверждал, что этика ничего не заимствует из других наук о человеке, а законы, принципы морали существенно отличаются от эмпирического знания и до всякого опыта (a priori) заложены в нашем разуме. Кант стремился разработать «чистую моральную философию» как совершенно самостоятельную науку. По его мнению, нравственное поведение должно совершаться не из склонности, выгоды, подражания, а из одного уважения к нравственному закону, этика - это учение не о сущем, а о должном. Моральная философия исследует совершенно другой мир - мир свободы. Если физика есть наука о законах природы, то этика - наука о законах свободы.

Вот, пожалуй, в самом кратком изложении сущность принципиально нового отношения Канта к этике, нравственности.

Но это вовсе не означает, что этика как наука сегодня обрела свою завершенность. Знание о морали формируется постоянно, чему способствуют новые исследования не только ученых-этиков, но и философов, социологов, богословов, психологов, историков, педагогов - всех, кто обращается к проблемам человеческого бытия.

Например:

  1. философия способствует не только выявлению мира нравственных ценностей, но и постижению их человеком;
  2. психология анализирует нравственные чувства, их роль в духовном мире людей;
  3. религия (богословие) рассматривает все проблемы морали специфически с точки зрения веры, исходя из догматов Священного писания;
  4. педагогика стремится разобраться в нравственном мире человеческой личности, выделяет мотивы поступков, дает рекомендации в воспитательном процессе.

Таким образом, этика стремится не только выявлять сущность морали, но и координировать исследования морали различными науками.

Сама по себе этика не создает определенные нормы, саму мораль, а стремится выяснить происхождение и природу морали, критерии нравственных ценностей, сущность человеческих добродетелей. Ее главным вопросом является проблема моральной свободы и морального выбора (соотношение целей, средств и результатов).

Выявление основных компонентов и характера взаимоотношений между ними очень важно для анализа любого явления - общественного или природного. Последнее в полной мере относится и к морали. При анализе такого сложного явления неизбежно возникновение различных подходов, неодинаковых точек зрения. Однако большинство современных исследователей признает наличие в морали двух относительно самостоятельных сфер: морального сознания и нравственной практики, в процессе которой и реализуются нравственные идеи, чувства.

Кратко рассмотрим, что из себя представляет каждая из названных сфер.

Моральное сознание представляет собой своеобразный сплав чувств, представлений, в котором специфически выражаются наиболее глубокие, основополагающие стороны человеческого существования,- отношения индивида с другими людьми, с обществом, с миром в целом. Специфика выражается в таких соответствующих понятиях, как добро и зло, справедливость, совесть, достоинство и другие, в устремленности к высшим ценностям.

В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.

Отправной точкой для исследователя является «живой», конкретный человек, да и сама мораль обращена, прежде всего, к индивиду. Поэтому нам следует в первую очередь рассмотреть внутренний мир отдельного человека.

Со времен античности в человеческой душе выделяли три части: разумную, волевую и чувствующую. В соответствии с этим мы можем указать три базовых компонента индивидуального морального сознания. Первый из них - понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях, рациональная часть индивидуального морального сознания. Еще Сократ и Платон подчеркивали важную роль разума в нравственной жизни человека. Именно разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, анализирует ту или иную ситуацию, тактику конкретных действий. И в повседневном общении понятия «разумный человек» и «человек нравственный» нередко рассматриваются как синонимы. Заблуждения, просчеты разума могут привести к печальным последствиям. Разум в определенных ситуациях может «обуздывать» страсти. «Блажен, когда все страсти у разума во власти»,- гласит народная пословица. Однако всегда ли нам приятен человек, который живет «одним рассудком»? Не является ли такой человек олицетворением холодности и даже равнодушия? Кроме того, стоит обратить внимание и на то, что нередко встречаются ситуации, когда одного разума недостаточно, он «буксует». Эти ситуации бывают при недостатке информации о том или ином событии или о том или ином индивиде, а также при дефиците времени. Ведь в повседневном общении мы порой едва ли не молниеносно выдаем оценку тому или иному поступку. Здесь на помощь разуму приходят нравственные чувства (чувства совести, долга, справедливости и т. д.) - второй компонент индивидуального морального сознания.

Роль чувств также велика в нравственной жизни человека. В них аккумулируется его нравственный опыт. Именно они улавливают те оттенки поступков, ситуаций, которые «холодный» рассудок просто не замечает, они же являются мощным стимулятором тех или иных действий, перевода намерений в конкретные поступки. Представители этического сенсуализма (Шефтсбери, Юм и др.) в противовес этическому рационализму подчеркивали (а порой и абсолютизировали) значение нравственных чувств в жизни человека.

Сам собой напрашивается вывод о том, что для настоящей нравственной жизни важно гармоническое взаимодействие разума и чувств. Впрочем, они не существуют изолированно друг от друга и вместе образуют моральные убеждения личности.

Нередко у человека имеются вполне достойные убеждения. Но в реальной деятельности они практически не реализуются. Классический пример - гоголевский Манилов. Подобные случаи побуждают нас вспомнить о третьем компоненте морального сознания - воле, которая проявляется в стойкости, решительности, определенном психическом настрое и готовности на конкретные поступки.

Основные категории этики

Добро и зло. В понятиях добра и зла выражаются наиболее общие формы моральных оценок.

В этике понятия добра и зла всегда рассматривались в противопоставле-нии друг другу и отмечалось, что они познаются в единстве. Зло предполагает добро через своё отрицание. Сознание того, что «так не должно быть», рождает идеал добра.

Трудности в определении добра и зла проистекают ещё из того, что по-рой зло может использоваться как средство утверждения добра, а обстоятельства ставят нас перед выбором между большим и меньшим злом. Кроме того, зло почти никогда не проявляется открыто: оно лицемерно надевает маску добра.

Содержание добра и зла зависит от высшего блага. Добро - то, что приближает к высшему благу, зло - то, что отдаляет от него.

Добро - это сознательные, бескорыстные, продиктованные внутренним побуждением поступки, направленные на благо людей.

Зло может трактоваться более широко и более узко. В широком смысле под злом понимается всё, что имеет разрушительное значение для человека и человечества. В зависимости от источника зла здесь выделяются три его типа:

. Физическое зло - источник заключён в природе, мироздании и не зависит от человека (например, стихийные бедствия, болезни, смерть).

. Социальное зло - источник кроется в реальных, общественных отношениях людей, в социальном строе (например, рабство, война).

. Моральное зло - порождается нарушением моральных принципов и норм, законов и определяется поведением отдельного индивида.

В узкой трактовке зло отождествляется только с моральным злом. Проблема борьбы со злом включает в себя несколько вопросов:

. Нужно ли бороться со злом?

. Если «да», то с чего нужно начинать эту борьбу?

. Какими средствами нужно вести эту борьбу? Можно ли бороться со злом силовыми, безнравственными средствами? Оправдывает ли нравственность цели применение любых средств?

На первый вопрос ответ однозначный: бороться со злом необходимо.

Борьбу же надо начинать с самого себя, с поиска и исправления собственных недостатков, которые причинят вред как самому себе, так и другим. Кроме того, начинать с самого себя надо и в плане совершения добрых поступков. Совершая доброе дело, мы тем самым не даём совершиться злу, а значит, уменьшаем долю зла в мире.

Самым сложным в истории этики был третий вопрос, получивший название проблемы нравственного соотношения цели и средств. Сформировалось несколько позиций по этой проблеме:

. Иезуитизм, который провозглашает, что все средства хороши, если они кратчайшим путём ведут к благой цели. Иными словами, нравственная цель оправдывает любые, в том числе безнравственные, средства.

. Точка зрения, где принимается возможность применения силы как эффективного средства борьба со злом, но нравственно не оправдывается. И. А. Ильин считает, что применение силы в борьбе со злом возможно, но только в строго определённых ситуациях, когда все другие, мирные, ненасильственные средства уже исчерпаны.

Применять силу можно лишь тогда, когда необходимо:

не дать конкретному человеку совершить данное злодеяние;

оградить других людей от злодеяния, обезопасить их;

уберечь от злодеяния слабых духом людей, так называемая показательная роль наказания.

Таким образом, благая цель не оправдывает неправедные средства.

. Этика ненасилия, которая утверждает, что нравственной цели можно достичь только нравственными, не силовыми средствами. Традиции этой этики уходят в прошлое, в учения Будды и Христа. Основы современной этики ненасилия были сформулированы в работах М. Ганди и М. Л. Кинга. Основополагающее положение данной позиции: душа человека - это арена борьбы добра и зла. Человек открыт как добру, так и злу. В своих действиях нужно исходить из того, что человек может быть добрым.

Свобода. Существует два уровня осознания человеком своей свободы:

. Свобода от чего-либо, или независимость. Здесь мы утверждаем свою независимость по отношению к внешней среде, обстоятельствам, признанным авторитетам.

Существуют несколько объективных фактов, которые могут ограничивать нашу свободу и которые мы должны учитывать.

Во-первых, это природные факторы. Человек вынужден считаться с дей-ствиями естественных законов.

Во-вторых, это социальные факторы: социальный строй, наличие или отсутствие гражданских прав и свобод и т. п.

В-третьих, психологические качества и склонности человека.

. Свобода для чего-либо. Эта свобода реализуется в свободе выбора. Выбирая тот или иной поступок, в конечном счёте мы выбираем самих себя. Эта свобода означает свободу стать личностью, стать иным, чем есть сейчас.

Свободный выбор возможен при следующих условиях:

наличие реальных альтернатив и знания об их существовании;

обладание достаточной информацией о каждой из возможностей;

добровольность выбора, отсутствие внешнего давления.

Наличие свободного выбора предполагает ответственность человека. Ответственность означает способность человека принять все последствия своих действий, как положительные, так и негативные. Мера свободы определяет и меру ответственности личности перед самим собой и перед другими.

Долг. Совесть. Стыд. Критерием правильности поступков выступает следование долгу.

Долг предполагает безусловное исполнение наших нравственных обязанностей и следование высоким нравственным принципам.

Различают эмпирический и собственно моральный долг. Эмпирический долг связан с положением человека в обществе, с его социальными ролями. Он имеет множество видов: профессиональный долг, долг перед Родиной, родительский долг и т. д. Моральный долг предполагает неизбирательное бескорыстное благоволение ко всем разумным (живым) существам. Понятие долга формируется в опыте повседневной жизни. Быть перед кем-то в долгу означает определенное внутреннее требование.

Долг становится нравственным феноменом лишь тогда, когда выполняется добровольно. Поэтому долг не только не отрицает свободы человека, но и предполагает её.

Помогает оценить наши поступки в соответствии с долгом совесть. Совесть относится к числу наиболее ярких и очевидных явлений человеческого нравственного опыта. Как понятие и как реальность совесть находит свое отражение в народной мудрости и в художественной литературе. Философы, богословы, писатели говорят в той или иной форме об абсолютном главенстве совести в нравственной жизни. Общепризнанно, что совесть является личным сознанием и личным переживанием человека относительно всего того, что ему представляется правильным или неправильным в его нравственном поведении. Совесть - это тот внутренний закон, с помощью которого человек может судить о том, положительны или отрицательны его поступки, о степени их честности и законности. Под совестью понимают особый морально-психологический механизм, с помощью которого мы оцениваем свои поступки и мысли, осознаём и переживаем их несоответствие требованиям долга.

Существуют различные мнения по вопросу происхождения совести у человека:

. Совесть - это голос Бога или врожденное качество индивида, некий моральный инстинкт.

. Совесть формируется в процессе воспитания и социализации личности.

Стыд также является формой нравственной самооценки и самоконтроля. Но в отличие от совести стыд ориентирован на мнение окружающих. Стыд имеет важное социокультурное значение.

Честь. Достоинство. Гордость. Честь, достоинство, гордость являются формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности человеческой личности.

Чувство собственного достоинства - это признание и переживание собственной ценности и утверждение её даже вопреки обстоятельствам.

С понятием достоинства тесно соприкасалось понятие чести. Честь - это осознание своей особой общественной значимости в связи со статусом и выполняемыми социальными ролями. Иными словами, честь связана с положением человека в обществе. Поэтому можно говорить о сословной чести, о профессиональной чести и т. п. Честь более, чем достоинство, ориентирована на внешнее признание и потому требует от человека хорошей репутации.

Следующей формой самосознания является гордость. В гордости отражается высокая оценка своих или чьих-либо достижений и заслуг. Если достоинство основывается на равенстве всех идей, то гордость (как и честь) выделяет человека за конкретные достижения. Значение гордости состоит в том, что она заставляет человека двигаться вперёд, верить в себя, позволяет сохранять достоинство в трудных ситуациях. Часто чувство гордости возникает как результат победы над собой и над обстоятельствами. Гордость может переходить в негативное качество - гордыню. Гордыня является перешедший меру, беспочвенной и преувеличенной гордостью. Проявлениями гордыни становятся такие качества, как высокомерие.


1.2.Эстетические отношения к действительности и основные категории эстетики


Предметом эстетики в широком смысле слова является эстетическое отношение к действительности и искусство как высшая форма эстетической деятельности. Эстетическое отношение проявляется через эстетическое сознание и эстетическую деятельность. Эстетическое сознание складывается из таких феноменов как:

эстетическое восприятие (схватывание особого, эстетического аспекта реального мира);

эстетический вкус (система ценностных предпочтений и идеалов личности);

эстетические концепции (теоретически осмысленный эстетический опыт).

Эстетическая деятельность представляет собой воплощение ценностных представлений сознания в практике жизни. Существуют различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы, отношений), а также специализированная эстетическая деятельность - искусство.

Специфика эстетического отношения выявляется благодаря сравнению его с утилитарным отношением к действительности.

. «Трудовая» теория происхождения прекрасного была разработана в русской, а затем в марксистско-ленинской эстетике, которая опиралась на широкую предшествующую традицию. В ней утверждается, что труд, а не созерцание, поставлял людям первичные представления о том, что в мире есть некая гармония, соразмерность, упорядоченность и целесообразность. Прекрасным называлось то копье, которое хорошо выполняет свою функцию. В соответствии с этой древней традицией Сократ отождествлял прекрасное и целесообразное, считал эстетическое отношение разновидностью прочих отношений к благу.

При этом ни Сократ, ни Маркс не отождествляли эстетическое и утилитарное. Если прекрасное и полезное сближались, что говорилось о том, что прекрасное полезно «в высшем смысле», «в общечеловеческих интересах», «в перспективе человеческого развития».

. В эстетике И. Канта, у романтиков, в теории «искусства для искусства» развивалась идея о полной противоположности прекрасного и полезного. И. Кант полагал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от практического и от морального отношения. Предмет здесь воспринимается как целесообразный, но «без представления о цели».

Эстетическое отношение демонстрирует свободу человеческого духа по отношению к материи, индивида по отношению к социуму, единичного и неповторимого по отношению к типовому. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением, необыкновенно привлекательна. Здесь есть возможность творить новую реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не законам физики или экономики. Свобода эстетического отношения возможна благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает прекрасную видимость. Задействовав свое воображение, человек наслаждается игрой с материалом и игрой собственных творческих сил.

Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией особой эстетической потребности - видеть и строить мир по законам красоты. Эстетическая ценность явления - это не утилитарная, а самая широкая общественно-практическая значимость, его ценность для человеческого рода в целом. Красота - признак «очеловеченности» мира и развитости самого человека, а эстетическое отношение - специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на уровне конкретного проявляются общечеловеческие ценности. «Мир прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) - это мир, в котором человек ощущает себя вполне Человеком, сфера гуманности.

Специфика эстетического отношения может быть выявлена и в сравнении с научным отношением к действительности. Научное и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание научной истины, таким образом, обе сферы приобщают человека к знанию, к неким объективным закономерностям мироздания.

. Многие учения объединяли красоту и науку. Так у пифагорейцев музыка понималась как математическая дисциплина, ибо приятные созвучия подчиняются простым математическим законам. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал теорию перспективы в живописи, основанную на математических расчетах.

. В других эстетических концепциях научное знание и эстетическое отношение противопоставлялись. Средневековая философия, Шеллинг, романтики, символисты полагали, что эстетическое - это высшее знание, знание о высшем. Оно идет не от разума, а от чувства, т.е. более гармонично. Кроме того, это образное, а не понятийное постижение действительности, поэтому в отличие от холодного и антиномичного (противоречивого) рационального знания, эстетическое познание обладает целостностью. Поскольку эстетическое отношение дает знание ценностей, а не просто информацию об объектах, оно более значимо для человека, чем научное.

Научное отношение к действительности характеризуется объективностью, рациональностью и дифференцированным объектом. Однако закономерности действительности, представляющие ценность для человека, не только познаются разумом, но и переживаются как чувство прекрасного. В отличие от науки как мышления в понятиях, эстетическое отношение предполагает образное восприятие и образное мышление. Если наука относится к постигаемым вещам как к объектам, существующим вне и независимо от познающего их субъекта, то эстетическое отношение несет на себе отпечаток человеческой субъективности. Это не знание информации, а переживание ценности. Наконец, если наука дифференцирована на множество дисциплин, исследующих различные срезы действительности, то особенность эстетического отношения в том, что оно позволяет постичь объект в его целостности.

Итак, эстетическое отношение к действительности представляет собой бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в уникальном единственном объекте - всеобщих закономерностей и универсальных человеческих смыслов.

Основные эстетические категории

.Прекрасное и безобразное

Прекрасное - эстетическая категория, обозначающая высшую эстетическую ценность, характеризующая явление с точки зрения совершенства. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цветосветовых отношениях, характеризующая внешний облик явлений. На предложенной выше схеме прекрасное выступает как гармония духа и материи, содержания и формы, разумного и чувственного, объективного и субъективного, упорядочивание хаоса, свободное выражение необходимости. Эти определения прекрасного можно продолжить. Главный же вопрос, волновавший мыслителей, это - какова природа прекрасного? Ответить на этот вопрос означает ответить на вопрос о сущности эстетического в целом.

Основные трактовки прекрасного:

. Прекрасное есть воплощение Бога или абсолютной идеи в конечных вещах и явлениях, как считали Платон, Гегель и христианские философы средневековья.

. Прекрасное - объективное свойство самих вещей. Такой подход к прекрасному был сформулирован уже в древнегреческой космоцентрической эстетике, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космоса. Такая трактовка в той или иной форме воспроизводится во всей материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для нее прекрасное - естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем и т.д.

. Действительность эстетически нейтральна, источник прекрасного таится в душе индивида. Красота - результат определенного восприятия субъектом явлений действительности, «суждений вкуса», «чувствования», «проецирования духовного богатства на действительность», как полагали многие субъективистские направления в эстетике (романтики, модернизм).

. Прекрасное есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасной жизни. Так полагали Сократ, Аристотель, Н.Г.Чернышевский. При таком подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. С позиций этого подхода прекрасное - это эстетический образ реального предмета. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его до совершенства. В этом плане прекрасное есть построенная воображением модель предмета, гармонические черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.

. Эстетические разработки на основе учения К.Маркса утверждают, что прекрасное - это результат того, что объективные явления с их естественными свойствами втягиваются общественно-исторической практикой в сферу интересов человека и приобретают положительную ценность для человечества как рода, «одухотворяются», очеловечиваются трудом и становятся сферой свободы. В рамках этой позиции красота объективна, так как зависит не от восприятия того или иного индивида, а от реальной ценности предмета для человечества. Это эстетическое свойство имеет общественную сущность и формируется исторически. Наконец, прекрасное - сфера свободы человека, свидетельство того, что человечество овладело данным аспектом реальности.

Безобразное - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Как подсказывает этимология самого слова, безобразное значит без-образное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами - хаос. На приведенной схеме безобразное характеризуется как распад формы, утрата содержания, бездуховность, бесчувственность, неразумие, хаотичность материи, господство необходимости.

В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть отраженным в искусстве, в то время как в некоторых течениях модернизма оно истолковывалось как исключительная художественная ценность.

Безобразное - антипод прекрасного. Однако эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением может сопровождаться чувством отвращения к самому предмету изображения. Так замечательная пьеса может быть посвящена отражению общественных пороков, а прекрасный портретист написать уродливое лицо.

.Возвышенное и низменное

Возвышенное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями.

Возвышенное в жизни находит свое отражение в искусстве. Создавая произведения, соответствующие категории возвышенного, человек тем самым роднится с вечностью, обретает бессмертие посредством творчества. Грандиозность, масштабность, монументальность - типичные формы отражения возвышенного в искусстве. Ярким примером таких произведений являются знаменитые египетские пирамиды - не только по причине их «возвышенности» над пустыней, а потому, что они утверждали сопоставимость фараона с бесконечностью и вечностью. Образ возвышенного в средневековом искусстве запечатлен, прежде всего, в готических соборах, проникнутых пафосом порыва к абсолютному и почти недостижимому бытию Богу. В терминах возвышенного может быть охарактеризована Библия и другая литература героического содержания.

Возвышенное представляет высокую эстетическую ценность, и это сближает его с прекрасным. Однако оно менее гармонично и достигается благодаря победе духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями.

Соотносительной категорией возвышенного является категория низменного. Низменное - эстетическая категория, характеризующая чрезвычайно негативную ценность явлений, которые таят в себе угрозу для общества и личности. Низменному в сильной степени присущ этический аспект: оно напрямую связывается с силами зла, которые по традиции располагаются в Аиде, в аду, т.е. в «низменном» месте. Если возвышенное переживается как сфера, где человеческий дух возобладал над внешними силами, то низменное - свидетельство социальной или психической зависимости человека, ничтожности человеческого, уничтожения человечности. Низменное (по схеме) трактуется как привязанность к материальному (физиологическому) и пренебрежение духовным, разгул чувственности и унижение разума, господство эгоистической субъективности над объективными ценностями. Низменное схоже с безобразным, однако сопровождается отрицательными нравственными чувствами: негодованием и брезгливостью.

В качестве ярких проявлений низменного можно рассматривать насилие, разврат, цинизм, нигилизм, подавление личности, а также алкоголизм и наркоманию как формы саморазрушения. Тесная связь низменного со злом находит отражение и в художественном творчестве. Обычно художественное произведение указывает на низменное в реальности, чтобы духовно преодолеть его силой добра. Если же само произведение низменно, оно может считаться допустимым только в среде малокультурных людей, жизнь которых сама по себе соответствует категории низменного.

.Трагическое и комическое

Трагическое - категория эстетики, отражающая неразрешимое противоречие, порожденное столкновением человеческой свободы с необходимостью, заложенной в самом мироустройстве. Существование трагического связано с развитием свободного личностного начала в человеке. Чаще всего источником трагедии становится противоречие между порывом к свободе и возможностью добыть ее только ценой смерти, между значимой для человека ценностью и слишком дорогой ценой за ее осуществление. Трагическое (по схеме) имеет сходство с возвышенным. Та же победа духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями заканчивается неудачей или осуществляется ценой гибели героя.

В античную эпоху трагедия трактовалась как борьба личности и Рока (типичный пример - трагедия Софокла «Царь Эдип»). Центральные персонажи средневековой трагедии - святые мученики, которые по своей воле пошли на жертвы во имя Бога, или грешники, нарушившие по собственной свободной же воле божественные установления. Здесь трагическое разворачивалось как противоречие между стремлением к духовности и обретением ее через страдания тела, или стремлением к свободе и неспособностью обосновать с ее помощью позитивные ценности. В Новое время, когда личностное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии становится противоречие между стремлением к разумности и порядку и неразумностью самого мира.

Центральная проблема трагедийного произведения - расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных великими идеалами. И хотя их борьба сопровождается страданиями и часто заканчивается смертью, трагическое искусство оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис), призывает их на борьбу со злом. Смерть героя вызывает боль и скорбь зрителей или читателей, но вызывает восхищение самоотверженной жертвенностью.

Противовесом трагического в жизни и в искусстве выступает комическое. Комическое - категория эстетики, отражающая неопасные, но социально-значимые противоречия действительности, это эмоционально насыщенная форма их критики. Комическое (по схеме) означает признание существования в жизни чувственного, материального, хаотичного, занудно-необходимого, не соответствующего требованиям духовности, разума и порядка. Полная победа таких явлений характеризуется как низменное и вызывает осуждение, а их неопасное преобладание комично и вызывает смех.

Оттенки комического многообразны: это юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, каламбур, гротеск. Комедийный смех не только отрицает и разрушает то нелепое и злое, которое им обнаружено, но и утверждает определенный положительный идеал, т.к. осмеянное перестает быть страшным или дискомфортным.


1.3 Сущность досуга и его общественный потенциал


Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид активности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;

социальные - потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;

культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.

Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис - словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.

В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.

Укажем еще одну особенность содержательного досуга - восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному - с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени.

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.

Общественный потенциал досуга.

Человечество длительный период шло к осознанию общественной значимости свободного времени и культуры досуга. В прошлом общественный потенциал досуга нередко осмыслялся через религию. Религиозная идеология и картина мира задавали нормы поведения и представлений о человеке, которые приобретали социально-интегративное значение в досуговых занятиях. В культурах Древнего мира, в средневековой Европе даже искусство ценилось не само по себе, но как отражение религиозного взгляда на мир, а следовательно, как регулятор общественных отношений, включая и отношения в процессе досуга. Вопрос ставился следующим образом: если цель досуга - конструктивные задачи и общественно значимые ценности, он и для личности приобретает позитивный характер.

В эпоху Просвещения в западноевропейской цивилизации начинают вырабатываться критерии совершенствования не только общества, но и человека. Вопрос о досуге трактуется иначе: только тот досуг, который наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества, т.е. по индивидуальному и семейному досугу можно судить об уровне развитости всей культуры того или иного народа. Представители эпохи Просвещения связывали индивидуальный досуг с представлением об интеллектуальном, эстетическом, творческом развитии личности, о степени освоения человеком достижений предшествующей культуры, нравственных норм.

Ныне очевидно, что западноевропейская культура не смогла сохранить конструктивный характер этих критериев. Эпохи модерна и постмодерна показали, что развитое западноевропейское общество обратилось к иным ценностям - к повседневным заботам, потребительским запросам, удовольствиям и развлечениям.

Современный человек чаще рассматривает досуг как личное достояние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досуговая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздоровительные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, философии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские занятия, развлечения). Досуг предоставляет возможность осмыслить индивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих продуктивно-волевых возможностях.

Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют социальные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти подчас скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратимся к общественной значимости досуговой деятельности.

Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, связанные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и разнообразием социальных связей, индивидуальные потребности превращаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс. Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осознает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное пространство всего общества. Поэтому особенно важно обращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рекреационным традициям (большинство которых носит коллективный характер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга - это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности.

Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекается с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и искусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристрастия и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии.


1.4 Цели, функции и мотивы в культурно-досуговой деятельности


Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

Главное в досуге - гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.

Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).

Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.

Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.

Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга - мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.

Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.

Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.

Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием.

Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое образование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хорошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуговых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для самого человека, так и для общества.

Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека.

Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.


1.5 Формирование этики и эстетического сознания в сфере досуга


ЭТИКА ДОСУГА.

Под этикой досуга понимаются моральные принципы и духовные ценности, определяющие его цели, функции и в целом поведение человека на отдыхе, а также его взаимодействия с окружающими людьми, щадящее отношение к природе. Этика досуга наиболее ярко проявляется в общении людей на отдыхе, в нормах их досугового поведения. Вырабатываются также этические требования к поведению артистов и обслуживающего персонала по отношению к аудитории искусства и посетителям досуговых учреждений.

Одним из составляющих аспектов этики досуга является этика общения. Этика общения - это совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения. Она включает в себя анализ проблем общения как на уровне сущего, так и на уровне должного; формирует человеческий опыт в области морали общения.

Этика общения призвана не только концептуально исследовать процессы общения, но и учить общению, воздействовать на реальные процессы общения посредством создания новых нормативных конструкций. Этика общения призвана выполнять множество функций, среди которых можно выделить:

. синтезирующую (этика общения синтезирует моральный опыт в сфере общения)

. императивно-формирующую (обосновывает выбор гуманистических норм морали и убеждает в необходимости следования им).

Этика и мораль учат должному, этика общения учит тому, как должно общаться, и как не должно общаться. Известно, что Аристотель утверждал: цель этики не знания, а поступки, и этику человек изучает для того, чтобы стать добродетельным. Если продолжить эту идею, то, наверное, можно было бы отметить, что цель этики - это создание этики общения и повышение культуры общения.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКГО СОЗНАНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА:

Проблему досуга наиболее полно рассматривал И. Кант в своей работе «Критика способности суждения». Опираясь на указанную работу Канта, можем утверждать, что досуг - это не только искусство, творчество, но, прежде всего, эстетические впечатления. Эстетические впечатления вытекают из эстетического сознания. Эстетическое сознание современного человека, включающего в свой досуг зрелища и развлечения, характеризуется некоторыми признаками:

) противопоставление объективной реальности умозрительными (утопическими или фантастическими) образами;

) подмена реальности вымышленными образами;

) «достраивание» действительности с помощью фантазии;

) органичное вплетение мифических образов в канву действительности.

Содержание досуга определяется внутренними мотивами, в которых человек свободен от внешнего принуждения, поэтому-то он раскрывает и формирует свои подлинные качества. Сфера досуга предоставляет чрезвычайно широкие возможности для самореализации и одновременно для демонстративного поведения и мотивации потребления. Эстетическое сознание формирует стиль потребления человека отдыхающего.

Сознание и потребность, отношение действие - все это система чисто человеческих факторов, находящихся в диалектической взаимообусловленности и взаимодействии. Действуя в каждой сфере общественной жизни на новых уровнях, они обогащаются, возвышаются, становятся все более определенными, творчески активными. Конечно, эти качественные перемены не совершаются изолированно от условий общественной жизни. В постоянстве качественных перемен в эстетическом сознании сказываются объективные условия общественной жизни, в особенности характер и содержательность конкретной эстетической культуры и нравственно-психологической атмосферы, вне которой трудно представить эту культуру, являющуюся одним из существенных факторов формирования эстетического сознания. Эстетическое сознание, отражая определенные стороны образа жизни, отличается лишь относительной самостоятельностью. Развиваясь по своим специфическим законам, эстетическое сознание испытывает на себе влияние различных форм жизни общества. Социологи в последние годы фиксируют в своих исследованиях четко обозначившуюся тенденцию вытеснения эстетических потребностей, интересов, ценностей на последнее место в иерархии основных содержательных признаков сознания молодых людей. Эстетические потребности вытесняет физическая релаксация.

В процессе нетрудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и нетрудовой деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность и стиль поведения. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Таким образом, эстетическое сознание человека, сформированное посредством не только искусства, творчества, но и многочисленными формами досуговой деятельности формирует стиль жизни.

досуг театральный эстетический жизнедеятельность


Глава 2. Развитие этических и эстетических качеств в театральном коллективе


Рассмотрим развитие этики и эстетики на примере Народного Молодёжного театра «Зеркало» МБУК «Дворец Культуры» г. Заволжья. Перед всяким театральным кружком по отношению к каждому ученику стоят две основные задачи: формирование творческой личности ученика и раскрытие этой личности. Первая задача включает эстетическое и этическое воспитание будущего актера.

Развитие этики и эстетики в коллективе непосредственно зависит от режиссера и от инициативы учеников театра. Благодаря чему же происходит формирование мировоззрения, художественного вкуса и морального облика? Участие в любом из творческих коллективов уже направлено на культурное и эстетическое развитие. Для того что бы сыграть в театрализованном представлении необходимо прочитать книгу, по которой ставилось инсценированное представлении, и сценарий. Как правило, в таких коллективах не присутствует никакая цензура; общение культурное и очень доброжелательное. С каждым занятием ученики узнают всё новое и новое, что имеет положительно-воспитательный характер.

Что же собой представляет Народный Молодёжный Театр «Зеркало? Руководитель театра - Батунова Елена Владимировна - заместитель директора по художественно постановочной деятельности, режиссер-постановщик народного молодёжного театра «Зеркало». Елена Владимировна является инициатором и организатором мероприятий направленных на развитие самодеятельного творчества и повышение исполнительского мастерства. Регулярно на сцене Дворца культуры и других площадках под ее руководством проходят театрализованные программы и концерты, в том числе и патриотической направленности, устремленные на формирование гордости и чувства долга у молодежи города как одной из основ духовно-нравственного единства общества. Заслуги самого коллектива: Лауреат областного конкурса социальных программ «Мы живем в России», Победитель зонального конкурса агитбригад «Наш город», Победитель районного конкурса агитбригад «За здоровый образ жизни», Лауреаты 3 степени в областном конкурсе агитбригад, с авторским сценарием о интернет зависимости «Мой мир» в «сетях», Лауреаты 2 степени в областном конкурсе театрализованных программ «Салют победы» с авторским сценарием «Живая легенда» о заволжских ветеранах и многие другие.

Театр "Зеркало" - явление наиболее массовое, а потому сложное и неоднородное. Максимально значимую роль в народном театре играет фигура руководителя. Чаще всего он один определяет эстетические и этические позиции, идеологию коллектива. Его влияние, намного сильнее, чем влияние любого учителя-предметника. Это объясняется несколькими причинами. На протяжении учебной недели режиссер театрального коллектива проводит с актёрами больше времени, чем предметник. И это время интенсивной работы, во время которой общение театралов и режиссёра полнее и свободнее, здесь им легче личностно проявиться и самовыразиться, чем в обычной учёбной жизни. Актив, ядро народного театра, проводит возле руководителя коллектива зачастую много лет.

Очень важное место в развитие этики и эстетики отводиться участию театра в проведении мероприятий различных форм и жанров, а в частности:

) участие и проведение детских новогодних представлений - мало актёрской игры при проведении, необходимо умение работать с детьми, а это в свою очередь очень огромный труд, и многие этические и эстетические качества развиваются и помогают при работе с подобными мероприятиями;

) участие и проведение праздника 9 мая посвящённый Великой Победе в первую очередь воспитание патриотизма, что в свою очередь сообразует моральный облик человека, опять же знакомство с различной литературой помогающей погрузиться в атмосферу предлагаемых обстоятельств, формировать мировоззрение и художественный вкус. Любое мероприятие организованное при театре развивает этические и эстетические качества, только какие то мероприятия в большей мере а какие то в меньшей.

Роль чувств также велика в нравственной жизни ученика. В них аккумулируется его нравственный опыт. Именно они улавливают те оттенки поступков, ситуаций, которые «холодный» рассудок просто не замечает, они же являются мощным стимулятором тех или иных действий, перевода намерений в конкретные поступки. Сам собой напрашивается вывод о том, что для настоящей нравственной жизни важно гармоническое взаимодействие разума и чувств. Впрочем, они не существуют изолированно друг от друга и вместе образуют моральные убеждения ученика.

В формировании и развития эстетического вкуса очень большую роль играет музыкальное восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена творчество актёра. Во-вторых, это способ отбора и закрепления различных композиторских приемов, стилистических находок и открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности - от первых шагов ученика к зрелым авторских произведений.

Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией особой эстетической потребности - видеть и строить мир по законам красоты. Красота - признак «очеловеченности» мира и развитости самого ученика, а эстетическое отношение - специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на уровне конкретного проявляются общечеловеческие ценности. «Мир прекрасного», создаваемый, в частности, искусством - это мир, в котором ученик ощущает себя в полной мере Человеком.


Заключение


В театральном искусстве, такие дисциплины как этика и эстетика играют огромную роль в формировании личности, а в частности актёра. С чем бы ни пришлось столкнуться в театре, - эти критерии (формирование мировоззрения, художественного вкуса и морального облика) необходимы, а иначе такие чувства как злость, ненависть, зависть могут погубить актёра в целом и в конечном итоге человек на сцене - не имеет места быть.

Красота и добро соединяются в человеке его стремлением к счастью. Это соединяет этику и эстетику как учения о добре и красоте. Этика - это эстетика духа, эстетика - это этика души. Этика - это учение о внутренней красоте, эстетика - учение о внешней доброте, доброте в гармонии форм, сюжетов и смыслов.

Соединяясь, этика и эстетика, не просто становятся рядом и не просто соприкасаются, они врастают друг в друга, как дух и душа.

Этика без эстетики - это бездушное морализаторство, эстетика без этики красивость, лишенная духовной глубины. Так и ученик в театральном коллективе не может существовать без этических и эстетических качеств.

Наш небольшой обзор показывает, что с точки зрения этики и эстетики есть, что осмысливать в современном мире, есть с чем разбираться и что решать. Человечество далеко от совершенства, оно нуждается в постоянном напряженном этическом размышлении, в нравственной рефлексии, в осознании того, что же происходит с людьми, их чувствами, идеалами, поступками. Сами по себе наука и техника еще не гарантируют счастливого будущего, они только создают его возможность, однако главное остается за человеком.


Список использованной литературы


1. Борев Ю. Б. Эстетика. - М., 1996.

. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - Киев: Высшая школа, 1988-53с.

. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М: Профиздат, 1980-С 5-27.

. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.

. Кант, B. Критика способности суждения / В. Кант. - М. : Мысль, 1966.

. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

. Кондрашов В.А. Этика., Чичина Е.А. Эстетика. - Ростов-на-Дону, 1998.

. Кукушин Н.В. Твоя профессиональная этика/ Н.В. Кукушин. - М., 1994.

. Лосев А. Ф. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. М., 1965.

. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. ? М., 1998.

. Лукьянов Б. Г. В мире эстетики. - М., 1998.

. Хренов, Н. А. «Человек играющий» в русской культуре / Н. А. Хренов. - СПб.: Алетейя, 2005. - 604 с.

. Шрейдер Ю.А Лекции по этике/ Ю.А. Шрейдер. - М., 1994.


Теги: Этика и эстетика досуга  Курсовая работа (теория)  Этика, эстетика
Просмотров: 7916
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Этика и эстетика досуга
Назад