Теории медицинской этики


Теории медицинской этики


Согласно теории добродетели, именно характер человека прежде всего важен с точки зрения морали, и тот, кто демонстрирует такие добродетели, как доброта, великодушие, уважение к другим, честность и сочувствие, может служить образцом морального поведения. Требуется выработать такую концепцию добродетельной практики, в которой не предполагается, будто доктор или медсестра могут диктовать другим людям, что должно произойти.

Несомненно, мнения опытного работника здравоохранения обладают существенным весом, так как основаны на научном знании и долгом знакомстве с медицинскими проблемами. Такой опыт нельзя переоценить при взвешивании всех «за» и «против» и определении вероятного исхода данной ситуации. Можно предположить более умеренную позицию профессионального клинициста по поводу того, что должно произойти, заметив: хороший клиницист - это тот, кто всегда прислушается к пациенту и попытается сделать то, что будет наилучшим образом отвечать интересам пациента, даже если их ценности различаются. Но такие суждения чреваты ошибками, поэтому следует искать менее субъективные основания для действий. Вместе с тем необходимо понимать, что душой и сердцем хорошего клинического суждения являются такие добродетели, как забота о других людях, осознание их затруднений, способность ясно и четко изъясняться с человеком, находящимся в состоянии сильного стресса.

Профессиональная этика. Клятва Гиппократа, в которой, несмотря на несколько устаревшую риторику, сформулированы довольно жесткие требования к практике здравоохранения, может помочь поисках оснований для медицинской этики. В реальной истории ее давали доктора, но она же легла в основу кодексов профессионального поведения других работников здравоохранения. Поэтому мы можем утверждать, что в этике здравоохранения содержится этос Гиппократа.

Кодекс Гиппократа открывается довольно сильным утверждением об обязанностях, обусловленных принадлежностью к особой группе людей. Эта особая группа должна получить опасные знания, поэтому люди, входящие в нее, должны поклясться использовать их только во благо. Более того, если принять, что здравоохранение должно нести благо пациенту, то основная черта этически приемлемой практики - растущий объем знаний о том, что помогает сохранять и улучшать здоровье. Поэтому у тех, кто хочет посвятить себя практике здравоохранения, есть все основания примкнуть к дипломированной и хорошо подготовленной группе профессионалов.

Видимо, клятва Гиппократа прежде всего ставила задачей отделить тех людей, которые были готовы подчиняться дисциплине и медицинским стандартам. Хотя со времен Гиппократа многое изменилось, тем не менее клятва напоминает нам, что непреложное условие этического анализа любой проблемы в медицине - выяснение того, действовали ли данные лица в соответствии с адекватными стандартами практики здравоохранения. Если это было не так, то они были неправы изначально. К их числу можно отнести тех, кто не пошел вовремя осматривать своего пациента, кто занимается лечением, находясь в нездоровом состоянии, кто в своих профессиональных действиях не проявляет должной заботы и внимания. В современном здравоохранении действуют как клинические, так и научные стандарты.

Второе положение клятвы Гиппократа - обязанность действовать в наилучших интересах пациентов, или во благо им, или же воздерживаться от причинения им «всякого вреда и несправедливости». Врач всегда обязан обсуждать с пациентом и уважать его видение проблемы, так же, как капитан корабля всегда обсуждает серьезные решения с его владельцем.

Консеквенциализм - этическая теория, согласно которой лишь последствия своего поведения могут служить подлинной основой для какой-либо нравственной оценки данного поведения. Моральная позиция консеквенциалистов выражается в виде афоризма «цель оправдывает средства».

Утилитаризм - концепция, наиболее известное определение которой основано на убеждении, что «наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей». Термин введен Д. С.Миллем в сочинении «Утилитаризм» (1861).

И. Бентам также считал, что в основе всякой деятельности лежит начало пользы, интереса, стремления к счастью. Мораль должна быть основана на том же принципе пользы, но не личной, а служащей общему благу.

Утилитарный подход базируется на той посылке, что будет правильным приносить наибольшее благо наибольшему числу людей, поэтому он фокусируется не на наших действиях и их согласованности с нашим пониманием долга, а на последствиях этих действий. Эта система утверждает обязательство делать все возможное для увеличения счастья и уменьшения страданий, чтобы в конечном счете обеспечить благо для каждого. Это подходящая цель для большинства работников здравоохранения, поскольку они считают, что их профессия приумножает благо для человечества в том, что касается здоровья. Однако не все так просто, так как у утилитаризма есть свои проблемы

Одна из проблем связана с подсчетом ценности различных возможных последствий наших действий. Проблема в том, что очень многие последствия не очевидны для нас в тот момент, когда мы должны совершить какое-то действие. Так, при клинических вмешательствах калькуляция последствий может показаться нетрудной. Однако на деле люди сильно разнятся в определении того, что является для них ценностью, поэтому даже в области здравоохранения подсчитать общее благо бывает невозможно. Даже тогда, когда есть согласие по поводу того, что считать благополучным исходом, вскоре выясняется, как непросто подвести баланс, за исключением разве что самых элементарных случаев. Сопоставлять приходится не только параметры, поддающиеся количественной оценке (например, продление жизни на один либо на три года), но и качественные различия. В этике здравоохранения приходится выбирать, например, кому предпочтительнее сделать операцию: пациенту, страдающему от потери слуха из-за закупорки слухового прохода, или тому, кто страдает от варикозного расширения вен; решить, оставить ли больного раком недолго прожить без операции, но с сохранением большинства функций либо, проопериров, с риском продлить не только жизнь, но и мучения, вызванные потерей некоторых функций в результате этой операции. Можно попытаться обойти проблему абсолютных ценностей, определяемых посторонним независимым наблюдателем, соотнося различные результаты действий с предпочтениями тех, на кого эти действия направлены.

Однако, некоторых проблем утилитаризма или консеквенциализма в целом можно избежать, если принять так называемый утилитаризм правил и считать, что общество или индивид должны формулировать правила, которые с учетом всех обстоятельств определяют, что с наибольшей вероятностью будет благом, а затем пользуются этими правилами, как если бы они были обязанностями. Сложность тут заключается в том, что нелегко решить, является ли такая теория разновидностью утилитаризма или теорий прав и обязанностей. Ее можно даже считать теорией добродетели, в которой соответствующие права, обязанности и добродетели не рассматриваются в отрыве от нормальных последствий человеческих действий.

Терминологический лейбл «принципализм» принадлежит американским исследователям Д. Клоузеру и Б. Герту.

Первоначальный импульс принципалистский подход получил в Бельмонтском докладе Национальной комиссии США (1978), где были выделены три основных принципа проведения клинических испытаний: уважение пациента, благодеяние и справедливость.

Базовые этические принципы. Выражение «базовые этические принципы» относится к общим суждениям, которые служат фундаментальным обоснованием многих частных этических предписаний и оценок действий человека. Три основных принципа из тех, которые повсеместно приняты в нашей культурной традиции, частично относятся к этике исследования с участием человека:

принципы уважения личности,

благодеяния и

справедливости.

Уважение личности включает в себя, по крайней мере, два этических убеждения:

во-первых, индивидов следует рассматривать как автономных агентов, и,

во-вторых, люди с ограниченной автономией подлежат защите.

Принцип уважения личности, следовательно, разделяется на два отдельных моральных требования:

требование признания автономии и

требование защиты людей с ограниченной автономией.

Автономная личность - индивид, обладающий способностью размышлять относительно личных целях и действовать в соответствии со своими взглядами. Уважать автономию значит придавать значение автономным мнениям и сделанным выборам, принятым лично, при этом воздерживаясь от создания препятствий действиям личностей, если только они не наносят явный вред окружающим. Демонстрировать отсутствие уважения к автономному агенту означает: отвергать принятые личностью суждения, отрицать за индивидом свободу действовать в соответствии с своими суждениями или отказывать в информации, необходимой для принятия взвешенного суждения, когда нет необходимых оснований в пользу этого. медицинский этика консеквенциализм

Личности рассматриваются в этическом ракурсе не только с точки зрения уважения их решений и защиты их от вреда, но также и в том, что предпринимаются усилия для защиты их здоровья. Такое отношение согласуется с принципом благодеяния. Термин «благодеяние» часто понимают как добрые дела или милосердие, что выходит далеко за рамки жесткого обязательства. В данном документе «благодеяние» понимается в более строгом значении - как обязательство. В этом смысле было сформулировано два общих правила в качестве дополнительного выражения направленного на благо действия: (1) не причиняй вреда и (2) сделай максимальным возможную пользу и сведи к минимуму возможный вред.

Кто должен получать пользу от исследований и кто нести его тяготы? Это вопрос справедливости, а именно «справедливости при распространении» и «справедливости по заслугам». Несправедливость возникает в тех случаях, когда некоторые блага, которые предназначены человеку, ему не предоставляются без уважительной причины, или когда на него несправедливо возлагают обременение. Другой способ понимания принципа справедливости состоит в том, что равные должны рассматриваться как равные. Но это утверждение нуждается в разъяснении. Кто является равным, и кто - неравным? Какие причины оправдывают выход из равного распространения благ? Почти все комментаторы допускают, что различия, основанные на опыте, возрасте, лишении, компетенции, заслугах и положении в самом деле иногда устанавливают критерии, оправдывающие в некоторых случаях дифференцированное отношение. Поэтому необходимо объяснить в каких отношениях люди должны рассматриваться как равные. Существует несколько широко распространенных формулировок простых способов распространения обременений и благ. Они таковы: (1) каждому человеку равная доля (2) каждому человеку согласно его индивидуальным потребностям (3) каждому человеку согласно индивидуальным усилиям (4) каждому человеку согласно его социальному вкладу и (5) каждому человеку по заслугам.

В то же время американские ученые Т. Бичамп и Дж. Чилдресс в первом издании «Принципов биомедицинской этики» предложили подход, основанный на четырех принципах, добавив к трем вышеуказанным «не навреди».Несмотря на некоторые уточнения концепции в более поздних изданиях, ряд исследователей связывают именно с работой Т. Бичампа и Дж. Чилдресса становление «принципализма» в биоэтическом дискурсе, сконцентрированного на этических проблемах ежедневной медицинской практики.


Литература


Лопатин П.В.: Биоэтика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011

Хрусталев Ю.М.: Введение в биомедицинскую этику. - М.: Академия, 2010

Лопатин, П.В.: Биоэтика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008

ГОУ ВПО "Казанский гос. медицинский ун-т" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ, Студенческое научное общество КГМУ : Сборник тезисов. - Казань: КГМУ, 2007

Лопатин П.В.: Биоэтика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006

Брек И.: Священный дар жизни. - М.: Паломник, 2004

Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. ; Под общ. ред.: Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич ; Рец.: каф. философии Гомельского гос. ун-та, С.П. Винокурова ; Ю.А. Гусев : Этика. - Минск: Новое знание, 2002


Теги: Теории медицинской этики  Реферат  Этика, эстетика
Просмотров: 43517
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Теории медицинской этики
Назад