Морально-этические нормы Израиля

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

ФГБОУ ВПО ВСГУТУ

Кафедра "Экономика, организация, управление предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг"


РЕФЕРАТ

по дисциплине: "Этика делового общения"

на тему: "Морально-этические нормы Израиля"


Выполнил: бакалавриант гр. Д-БЭЗ-13

Костромина А.С.

Проверил: Петушинова В.Ц.


Улан-Удэ


Содержание.


Введение

. Понятие морали и этики, морально-этических норм

. Иудаизм - религия еврейского народа: вероучения, обычаи, этические аспекты

.1 Вероучения

.2 Обычаи

.3 Этические и социальные аспекты иудаизма

2. Основные моральные нормы Израиля

3. Основные правила этикета в Израиле

. Этика деловых отношений в еврейской традиции

4.1 Этика и вера в Бога

4.2 Этика бизнеса

4.3 Этика трудовых отношений и отношение к иноверцам

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Мораль родилась вместе с человеческим обществом, как одна из черт отличающая человека от животного. Мораль или нравственность черта присущая только человеку общественному, и возможна только в социуме. Вне социума нет и морали. Живя в обществе, люди вынуждены вырабатывать, те или иные, правила общественного поведения.

Религия возникла гораздо позднее чем, появилась мораль, поэтому она никоим образом не может служить прародительницей нравственности. Причем мораль, не есть застывшая форма, она меняется вместе с развитием общества. Определенные производственные отношения формируют и свою мораль. С каждой новой общественно-политической формацией возникала и новая соответствующая ей нравственность. Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и т.д. Рабовладелец, аристократ, капиталист проповедовали совершенно разную мораль.

Именно экономические отношение порождали собственные моральные нормы. Европейские колонисты и миссионеры, сталкиваясь с народами находящимися в доклассовом обществе, отмечали, что у этих племен не было обмана. Ложь родилась вместе с появлением классового общества.

При рабовладельческом строе иметь раба считалось чем-то естественным. Противников рабства назвали врагами общества, приписывая им желание уничтожить цивилизацию. Как же будет расти производство, без рабского труда вопрошали их? Вы хотите заставить людей голодать, говорили критикам рабства. Совсем как нынешние защитники эксплуатации и капитализм. Еще надо отметить, что античные критики христианства именно христиан обвиняли в безнравственности.

Во времена феодализма, его феодальной раздробленностью и натуральным хозяйством. Возникла соответствующая ей вассальная система. Самостоятельность отдельных феодалов была практически неограниченной. Система наследования у феодалов заставляла аристократию избавляться от лишних претендентов на феод, тем или иным способом. Поэтому в среде рыцарства, возникает мода на рыцарские турниры и военную "рыцарскую доблесть". В дальнейшем она вырождается в военное наемничество позднего средневековья. Кроме этой морали господствующего класса, были и другие: общинная крестьянская, цеховая, городская.

В каждой религии существует своя система нравственных ценностей. Особенностью морально-этических норм Израиля является их тесная связи с религией - иудаизмом, в связи с чем дальнейшее повествование будет тесно переплетаться именно с этой религией.


1.Понятие морали и этики, морально-этических норм


Мора?ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

В тех языках, где, как, например, в русском, помимо слова мораль употребляется слово нравственность (в немецком - Moralitat и Sittlichkeit), эти два слова чаще выступают в роли синонимов или каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, причём концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер. Мораль изучает отдельная философская дисциплина - этика.

Этика (также известная как философия морали) - ветвь философии, изучающая вопросы морали. Слово 'этика' "обычно используется как синоним слову 'мораль' и иногда в более узком смысле - для обозначения моральных принципов и традиций определённых групп или отдельных людей". Похожим образом, некоторые этические теории, особенно деонтология, различают 'этику' и 'мораль': "хотя человеческие мораль и этика сводятся в конечном счёте к одному и тому же, существует традиция, в которой 'мораль' используется для систем типа кантовской, основанных на понятии долга, обязательств и принципов поведения, в то время как для слова 'этика' приберегается подход, подобный аристотелевским практическим рассуждениям, основанным на понятии добродетели, в принципе избегающим отделения "моральных" соображений от прочих практических соображений". Мораль и этика часто используются как синонимы, однако мораль в большей степени обозначает взгляды, основанные на практике или обучении тому, как человеку вести себя в личных отношениях или в обществе, в то время как этика в большей мере относится к системе принципов, или к философии и их теоретическому обоснованию.


2. Иудаизм - религия еврейского народа: вероучения, обычаи, этические аспекты.


Слово "иудаизм" происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок.100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова - Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное - Иудейское - царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного - Израильского - царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием "йехудим", "иудеи" или "евреи") стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.

Иудаизм как религия - важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм - не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель "прославляет единого Бога".

Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа.


.1 Вероучения


Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смысле включает Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений еврейского народа. В узком смысле термином "Тора" обозначается Пятикнижие Моисеево. Согласно традиционным еврейским взглядам, Тора, и письменная и устная, была дарована Богом непосредственно сынам Израиля на горе Синай или через Моисея. Для традиционного, или ортодоксального еврейства авторитет Откровения непререкаем. Приверженцы либерального, или реформистского иудаизма не считают, что Тора получена в результате Откровения. Они признают, что истина в Торе содержится, а Тора богодухновенна и достоверна в той мере, в какой она согласуется с разумом и опытом. Поскольку же Откровение дается постепенно и не ограничено какими-либо рамками, то истину можно обрести не только в еврейских источниках, но и в природе, науке и учениях всех народов.

Еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение. Иудаизм придает гораздо большее значение поведению, чем вероисповеданию, и в вопросах вероучения предоставляет известную свободу. Существуют, однако, определенные основополагающие принципы, которые разделяют все евреи.

Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы "Шема": "Слушай, Израиль. Господь - Бог наш, Господь - един".

Иудаизм утверждает, что человек сотворен "по образу и подобию Божию". Он не просто живое орудие Бога. Никто не может стоять между Богом и человеком, и нет нужды в чьем-либо посредничестве или заступничестве. Поэтому евреи отвергают идею искупления, считая, что каждый несет ответственность непосредственно перед Богом. Хотя человек связан причинно-следственными законами мироздания, а также социальными и политическими условиями, он все же обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор.

Человек не должен служить Богу за вознаграждение, тем не менее Бог воздаст за праведность в нынешней или в будущей жизни. Иудаизм признает бессмертие человеческой души, но между приверженцами разных течений существуют разногласия относительно воскресения из мертвых. Ортодоксальный иудаизм считает, что оно произойдет с приходом Мессии, реформисты эту идею полностью отвергают. Существует несколько интерпретаций небесного рая, где блаженствуют праведники, и ада (геенны), где несут наказание грешники. Библия об этом умалчивает, но более поздняя литература содержит самый широкий спектр представлений о рае и аде.

Евреи верят в избранность Израиля (еврейского народа, но не еврейского государства)

Евреи верят в свою миссию - утвердить истину божественного Закона, проповедью и своим примером учить этому Закону человечество. Именно так на земле восторжествует божественная истина, и человечество выйдет из состояния, в котором оно сейчас находится.

Иудаизм считает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими. Они равно дороги Богу, имеют равные права на справедливость и милосердие со стороны ближних. Иудаизм полагает также, что наличие еврейской крови (с отцовской стороны) не имеет значения в определении принадлежности к еврейству (согласно раввинскому закону, евреем считается всякий, кто рожден матерью-еврейкой или принял иудаизм). Каждый, кто принимает еврейскую веру, становится "чадом Авраама" и "сыном Израиля".

Для еврея иудаизм - истинная вера, но другие религии вовсе не обязательно ложны. Считается, что нееврею нет необходимости становиться евреем для того, чтобы обрести спасение, ибо "праведники всех народов обретут удел в грядущем мире".


.2 Обычаи


Иудаизм как образ жизни нуждается в ритуале. Для евреев любой обряд напоминает о том, какое место Бог занимает в его жизни. Религиозная практика рассматривается как дисциплина, способствующая совершенствованию характера каждого, как форма наставления. Она дает еврею возможность пережить заново опыт своего народа и тем самым усиливает его преданность; это способ выживания народа и сохранения веры.

Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Предполагается, что его молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Молитва должна твориться в глубокой сосредоточенности, погруженности в себя. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна.

Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу. Они не рассматриваются как желательные или обязательные для всего человечества.

Праздники. Среди главных праздников и священных дней - Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления; Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела; Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника - Симхат Тора (Радость Торы); Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства; Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай; Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии; Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев; Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Обряды рождения и совершеннолетия. Когда рождается младенец мужского пола, ему обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге. Обряд выкупа мальчиков-первенцев осуществляется на тридцатый день после рождения. В связи с началом обучения детей совершают посвятительные обряды. По достижении 13 лет мальчики (а в консервативных и некоторых реформистских общинах также девочки) участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки. В 19 в. в консервативных и реформистских общинах для юношей и девушек была введена церемония конфирмации, совершаемая обычно в день праздника Шавуот.

Брачная церемония. Сначала происходит торжественное обручение (помолвка). Затем в субботу, предшествующую свадьбе, жениха приглашают в синагоге к чтению Торы (в реформистских общинах обычно не практикуется). Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под хуппой - балдахином (у реформистов так происходит не всегда). Стоя под хуппой, жених и невеста отпивают вино из одного бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты и произносит древнюю формулу, провозглашающую, что мужчина берет женщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога (у реформистов одно). В память о разрушении Храма жених разбивает бокал, из которого он с невестой пил вино (в реформистских общинах этого не делают). Заключительное благословение принято у реформистов. В ортодоксальных общинах на церемонии также зачитывается брачный контракт (кетубба).

Погребальный ритуал. Перед смертью умирающий исповедуется. Родственники покойного надрывают на себе одежду (этот обычай распространен среди ортодоксов). В память умершего зажигают свечу. Тело умершего облачают в белый саван (у ортодоксов). Во время погребения читают "Каддиш", молитву, прославляющую Бога и выражающую готовность принять его волю. Глубокий траур длится неделю, в течение которой скорбящие не выходят из дому (у реформистов этот период короче). Скорбящие читают "Каддиш" в синагоге в течение одиннадцати месяцев. По истечении года на могиле устанавливают надгробие. Годовщину смерти ("Йорцайт") отмечают зажиганием поминальной свечи и чтением "Каддиша". На праздники Йом-киппур, Суккот, Песах и Шавуот совершают поминальную службу, во время которой читают поминальную молитву "Йизкор".


.3 Этические и социальные аспекты иудаизма


Иудаизм представляет собой этический монотеизм. В иудаизме этике не нужно дополнять религию, поскольку она - ее неотъемлемая часть. В иудаизме познать Бога не значит понять природу его бытия; богопознание подразумевает знание о том, что Бог правит миром, что человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.

Любовь к Богу - первая обязанность человека, ибо если человек одержим ею, он будет стремиться делать добро даже ценой своей жизни. Долг человека - сохранять чистоту души, ибо она - дар Божий. Человек рожден с предрасположенностью к греху ("йецер ра"), но у него имеется также склонность к добру ("йецер тов"), позволяющая ему преодолеть грех, особенно с помощью наставлений Торы. Он может даже обратить энергию йецер ра к добру, проявляя свою свободную волю. "Все предопределено [Богом], - учил рабби Акива, - но [человеку] дана свобода выбора". Если человек согрешил действием или бездействием, путь к прощению открыт через покаяние, существенная часть которого - возмещение любого нанесенного ущерба.

Человеке, сотворенный по образу Бога, должен сохранять и защищать свое и чужое достоинство. Все люди равны и в равной степени имеют право на свободу и справедливость. Заповедь "Люби ближнего твоего, как самого себя" - это способ выразить, что человек должен любить других людей, поскольку все являются детьми Божьими. Такова еврейская концепция человеческого братства под отцовской властью единого Бога.

Человек должен быть верен истине, ибо "печать Пресвятого есть истина". Мир стоит на истине, и тот, кто пренебрегает своим долгом жить, говорить и действовать во имя истины, предает мир.

Мир сам по себе благ, и поэтому его дары, включая богатство, благословенны, если ими пользуются правильно. Иудаизм выступает против аскетизма. Он с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, мир - не "юдоль слез, из которой необходимо бежать в другой мир, но именно то место, где Бог предлагает нам основать его царство".

В число добродетелей, которые еврейская традиция считает обязанностью каждого человека, входит благотворительность. Те, кто нуждается в помощи, считаются достойными этой помощи, ведь и они - дети Божьи. В иудаизме считается, что милостыня - это не просто сострадание, а форма осуществления справедливости как таковой, восстановление того, чего люди оказались лишены в результате несовершенства общества, и потому в иудаизме милостыня так и называется - "цедака" ("праведность").


3. Основные моральные нормы Израиля


В Торе говорится: „Помни день субботний, чтобы святить его" (Исх., 20 8). Книга Исход мотивирует святость субботы тем, что сам бог почил в этот день, закончив после шестидневных трудов сотворение мира. Второзаконие предписывает „соблюдать день субботний", потому что Яхве вызволил свой народ из египетского рабства. Этим разнобоем в библейских текстах воспользовались раввины. Они опутали субботу своими предписаниями и запретили в этот день зажигать огонь, приготовлять пищу, обсуждать какие-либо дела, работать в поле, лечить больных, хоронить умерших и т. п. И верующие, одурманенные раввинами, покорно исполняли ненужные обряды, еще более проникаясь слепой верой в святость и не-нарушимосгь субботы. Действительное же происхождение субботних запретов никакого отношения к морали не имеет. В глубокой древности у иудеев суббота была посвящена духу Луны. Этим днем отмечались фазы Луны, а потому „день покоя" отмечался каждые семь дней. Верования древних иудеев и нашли отражение в библейской заповеди о субботе.

Пятая библейская заповедь гласит: „Почитай отца твоего и мать твою" (Исх., 20: 12). Требование уважать родителей - одно из элементарнейших правил морали, сложившихся в человеческом коллективе до появления каких бы то ни было религиозных представлений. Тем, что оно фигурирует в ветхозаветном декалоге, воспользовались иудейские клерикалы. Они толковали это требование в том смысле, что оно дает им право подавлять вольнодумные устремления молодежи, воспитывать ее в духе смиренности и послушания, расправляться с теми, кто поднимал бунт „против тяжелой руки наших отцов". Что касается остальных пяти заповедей (см. Исх., 20- 13-17), то их вает ей только отрицательные качества: лень, завистливость, болтливость, истеричность и т. п. Все рады, заявляют талмудисты, при рождении сына и грустны, если рождается дочь.

Женщина, по Талмуду, - рабыня своего мужа: „Все, что человек хочет делать с женой, он делает, - вроде как мясо с бойни". Удел женщины: девушкой - быть под властью отца, супругой - находиться под властью мужа.

Женщина - узница. Она должна сидеть дома, взаперти, замыкаться в четырех стенах своей комнаты, ни с кем не общаться, проводить свою жизнь в полном уединении.

Талмуд отказывает женщине в гражданских правах. Она, как и раб, не может явиться в суд, призывать свидетелей или быть свидетелем. Она не имеет права на образование. Ей запрещено читать книги. Даже знакомиться с Библией ей не позволено. „Обучать свою дочь Торе, - говорится в Талмуде, - это то же, что воспитывать ее в распутстве".

В своих комментариях к ветхозаветному мифу о сотворении Евы из ребра Адама иудейские теологи поносят женщину. Оказывается, бог долго раздумывал, из какой части Адамова тела сотворить Еву. Сотворю я ее, рассуждал он, не из головы - чтобы она не поднимала высоко голову, не из глаза - чтобы не подсматривала, не из уха - чтобы не подслушивала, не из уст - чтобы не болтала, не из сердца - чтобы не была завистлива. Наконец бог решил сотворить ее из скрытого органа, чтобы она была скромной, - из ребра. „При каждом органе, который бог создавал ей, он приговаривал: „Будь скромной, будь скромной" (Берешит рабба, VIII, 3).

Талмуд запрещает женщине заниматься общественным трудом. Она должна работать только дома для мужа своего. Женщина предназначена для рождения детей. Отказаться от брака -преступление и грех. Брак совершается не по любви, не по выбору, не по доброй воле, а по принуждению. Так относится иудаизм к женщине, основываясь на поучениях „священных" книг.

Семейно-брачные отношения

В Талмуде разработан бракоразводный кодекс, призванный регулировать семейные отношения, сложившиеся в эпоху рабовладения. Основу общества, по учению талмудистов, составляет семья, которая складывается следующим образом: 1) домовладыка - полновластный господин семейства, 2) женщина - средство прибавления семьи, 3) рабы, обязанные трудиться. В соответствии с таким пониманием основ общества талмудисты рассматривают брак как имущественную сделку, в силу которой женщина попадает под неограниченную власть мужа. Сделке предшествует сговор, который облекается в письменную форму. В нем перечисляются обязанности нареченных, определяются размер приданого и способы его уплаты.

Законы в области семейных отношений, брака и развода, созданные талмудистами и зафиксированные в | Талмуде, были типичны для рабо- ! владельческого общества. Однако семейное право в Талмуде толкуется в религиозном духе, окружено туманом мистики. Браки, учат талмудисты, заключаются на небесах. В Талмуде сказано: за 40 дней до рождения ребенка бог назначает ему супругу в его будущей земной жизни.

В этой "священной" книге подчеркиваются особые права мужчин Мужу разрешается разводиться с женой по любому поводу. Один из талмудистов, рабби Акиба, утверждал, что даже если мужчина просто увидел женщину более красивую, чем его жена, то он вправе дать жене развод.

Раввины и поныне ревностно соблюдают талмудическое бракоразводное право. В государстве Израиль в вопросах семьи, брака и развода синагога одержала полную победу. „Счастье тысяч семейств, - пишет прогрессивная деятельница Рут Лю-бич, - находится в руках клерикалов. Существующий закон о браке -позор для страны".

Гражданское законодательство Израиля - одно из самых отсталых в мире. Поучения Талмуда о женщине возведены в закон. Женщины не имеют права на получение наследства, не могут выступать в суде первой инстанции в качестве свидетелей. Женщина лишена права на развод. Только мужчина имеет право решать вопрос о разводе. Если же муж отказывается развестись с женой, то ни одна судебная инстанция не может расторгнуть брак.

Фатализм

Талмуд принижает не только человеческое достоинство женщины, но и вообще личность человека Поучения Талмуда проникнуты фатализмом Талмудист Элеазар Каппор учил: „Знай, что все - по счету, соразмерно содеянному; не уверяй себя, что могила для тебя - убежище, ибо не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь и не по своей воле отдашь отчет царю царей, святому".

Фатальная обусловленность действий человека лишает его какого-либо выбора, вся его жизнь зависит от слепых внешних сил. Моральные мотивы человека побуждают его, учат иудейские проповедники, вести праведное, богоугодное существование, не обращая никакого внимания на процессы реальной действительности.

Религиозная проповедь о фатальной обусловленности всех поступков человека противоречит учению иудаизма о рае и аде, о загробном прянике и кнуте. Поэтому талмудисты, вопреки логике, выдвинули положение о том, что „все предвидено, и свобода дана" (Абот, III, 15). Этим внутренне противоречивым и надуманным положением они пытались спасти одно из важнейших моральных правил иудаизма, заключающееся в том, что за всякое человеческое деяние ожидается справедливое воздаяние на небе со стороны бога Яхве.

Этический иудаизм

За последнее время проповедникам иудейского вероучения приходится усиленно приспосабливаться к новым социальным условиям жизни. Если до XX в. эти проповедники занимались главным образом толкованием религиозных догматов и обрядов, то в нашу эпоху иудейские клерикалы во имя спасения своих позиций выдвигают на первое место этическую ценность иудаизма.

По мнению одного из современных столпов иудаизма в США, М. Винера, настало время, чтобы узконациональ-НУЮ, полную запретов религию превратить в "чисто этическую религию" Винер, как и другие иудейские богословы, заявляя, что источником нравственных идей иудаизма являются Ветхий завет и Талмуд, рекомендует извлечь из библейского декалога и многочисленных поучений Талмуда нормы и принципы для некой универсальной религии.

Раввины в нашей стране в своих устных выступлениях также пытаются осовременивать обветшалые ветхозаветные предписания. Адепты этического иудаизма рассматривают все категории морали абстрактно, в отрыве от социальных условий, породивших формы общественного сознания. Они скрупулезно разбирают вопросы об отношении человека к богу, защищая при этом культ частного интереса и индивидуального счастья. Они требуют от человека эгоистической заботы о спасении своей души и об обеспечении себе личного благоденствия в потустороннем мире.

Вполне понятно, что нравоучения иудаизма противоречат коммунистическому воспитанию и мешают формированию таких качеств характера, как гордость, независимость, сознание собственного достоинства и творческая активность.

Вера в приход мессии (машиаха), в индивидуальное бессмертие, в существование загробного мира и небесного царства является одним из главных догматов иудейства. Проповедью о приходе мессии идеологи иудаизма усыпляли народ, создавая фантастические картины общественного переустройства, которое якобы зависит от морально-религиозного поведения людей. Талмудисты и современные иудейские клерикалы защищают богословскую идею о том, что жизнь всей вселенной, отдельного человека, его будущность зависят от строгого исполнения заповедей бога, его Торы и декалога.

В трактате Сангедрин перечисляются безнравственные лица, которые не имеют удела в будущем мире. К таким лицам отнесены утверждающие, что нет воскресения мертвых, те, кто говорит, что Тора не от бога, те, кто читает светские книги, кто „свергает иго", „разрушает завет", эпикурейцы и т. п.

Учение Талмуда о мессианском царстве уже в I в. н. э. получило ярко выраженную эсхатологическую окраску, и к талмудистам в определенной мере можно отнести словаФ. Энгельса, характеризующие первоначальных христиан как людей, серьезно отнесшихся к суду небесному, к наградам и карам в потустороннем мире, создавших небо и ад и тем самым нашедших выход, „который вел страждущих и обездоленных из нашей земной юдоли в вечный рай" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч , т. 22, с. 483).

В моральных поучениях Талмуда земной греховной жизни противопоставляется идеальная жизнь на небесах. Это раздвоение мира в сознании человека является отражением социальной придавленности человека в эксплуататорском обществе. Гнет и унижение вызывают религиозное самоотчуждение человека и водворяют его на небесах. Поэтому борьба с религией в условиях капитализма сводится не только к критике религиозных поучений, но и к борьбе за социальный прогресс, демократию и социализм


4. Основные правила этикета в Израиле


Несмотря на то, что Израиль находится на Ближнем Востоке в окружении арабских стран, нормы общения здесь другие. Приветствуют и прощаются израильтяне обычно одним и тем же словом "шалом". Здесь мало обращают внимания на титулы и звания. В Израиле, пожалуй, еще легче и быстрее, чем в США, переходят на обращение по имени вскоре после знакомства. Как и обращение, форма одежды в значительной степени упрощена. Одеваются здесь довольно просто и скромно. О деловой встрече договариваться стоит заранее. Необходимо быть пунктуальным, хотя сами израильтяне допускают порой опоздания. Если вы идете в гости, подарком может быть хорошая книга - чтение израильтяне любят и ценят. Следует помнить о религиозных особенностях. Так, ортодоксальные евреи обязательно соблюдают шабот - субботу, которая длится сутки, начиная с заката солнца в пятницу и до заката солнца в субботу. В это время не разрешается работать.

Израильская культура имеет очень древние корни и соединяет в себе массу культур разных народов, проживающих в этой стране.

Так как большинство жителей Израиля выходцы из других государств, то многие из них говорят по-английски, сотни тысяч - по-русски, а также еще на одном-двух языках, особенно в деловых кругах.

"Шалом" - самое распространенное слово в качестве приветствия и прощания, но очень часто можно услышать "hi" и "привет". Представляя человека, нужно просто называть его имя и фамилию; израильтяне не обращают особого внимания на титулы и звания. После одной-двух встреч, а может и сразу во время знакомства, израильтянин может предложить перейти на "ты", так как израильская культура во многом стремится к упрощению. Единственное строгое правило при общении: женщины не должны прикасаться к евреям, придерживающимся строгих религиозных правил. Исходя из этого, при встрече рукопожатия будут не уместны.

Одеваются в Израиле довольно скромно и просто, можно сказать неофициально. В жаркий день мужчина может не надевать пиджак, галстук. Евреи, посещающие синагогу, всегда покрывают голову, женщины - платком, мужчины - кипой.

Открытость, прямота - качества, характеризующие израильтян в бизнесе. О деловой встрече израильтяне любят договариваться заранее. В большинстве своем это пунктуальные люди. Переговоры любят проводить быстро и целенаправленно, не выходя за оговоренные заранее временные рамки; любые устные соглашения стремятся сразу переносить на бумагу.

Израильтяне любят обсуждать дела за едой, поэтому в традициях деловой жизни Израиля приглашать бизнес партнеров на ужин после работы. За трапезой разговор может идти как о профессиональных делах, так и о семейных. Меню израильских ресторанов включает в себя не только блюда местной кухни, но и европейской и ближневосточной.

Если вас пригласили на деловой ужин домой, то подарок можно и не делать, хотя цветы хозяйке дома или игрушка для ребенка, если таковой имеется, будут восприняты положительно. Особенным подарком для еврея может стать хорошая книга, так как израильтяне ценят и любят чтение.

Следует помнить о религиозных особенностях этой страны. Рабочая неделя начинается не как в Европе в понедельник, а в воскресенье утром. Последний рабочий день недели - пятница, но работают евреи в этот день традиционно до полудня, поэтому после 12:00 назначать деловые встречи не стоит. Ортодоксальные евреи соблюдают шабат - субботу, который начинается с заката солнца в пятницу и длится до заката солнца в субботу. В это время не разрешается работать.

Встречаясь с человеком, его можно приветствовать и словом "шалом" и "хелло". Большинство говорят по-английски, сотни тысяч - по-русски, а также еще на одном-двух языках, особенно в деловых кругах.

Если вы кого-то представляете, говорите просто: "Это Натан Вейцман". После одной-двух встреч можно переходить на "ты" (называть по имени). И даже при первом знакомстве израильтянин может предложить вам называть его уменьшительным именем.

К незамужней женщине обращаются, добавляя к ее имени "гиверет" (эквивалент "мисс").

Основное качество израильтян - открытость и прямота, откровенность, что они привносят и в деловые отношения. Это находит свое выражение, в частности, в деловой одежде, которая здесь очень неофициальна. Вполне допустимы шорты, рубашки, безрукавки; галстуки для мужчин необязательны.

Распространено обсуждение дел за едой - это одна из форм деловой активности. В традициях деловой жизни - встречи с деловыми людьми и приглашение их на ужин после работы. За трапезой принято говорить и о делах профессиональных, и о семейных - что кому угодно. Этим Израиль отличается от других ближневосточных стран, где упоминание чьих-то родственников во время деловой беседы считается оскорбительным.

Меню израильских ресторанов включает как блюда ближневосточной кухни, так и европейской. Вы вольны выбирать то, что вам по вкусу - никто не станет заставлять вас есть только местную пищу.

Приходить на деловой ужин в частный дом с подарком не обязательно, но не лишним будет букет цветов для хозяйки или игрушка для хозяйского ребенка.


5. Этика деловых отношений в еврейской традиции


Всякий, кто заглядывал в Талмуд, знает, как много места в этой книге отведено имущественным отношениям. Эти отношения так тщательно регулируются еврейским законодательством именно потому, что занимали огромное место в реальной жизни. Весь строй этой жизни (особенно в галуте) был пронизан деловыми связями и отношениями, тем, что сегодня назвали бы словом "бизнес". Едва ли не каждый еврей был "частным предпринимателем" - цирюльник в своей цирюльне, лавочник в своей лавке, винодел на своем винограднике, купец на своем корабле. Наши предки накопили огромный опыт жизни "при капитализме", которого пока так мало у нас. Мудрецы, торговавшие с дальними странами, праведники, отвешивающие товар в лавочках, законоучители, нанимающие батраков, - все они стремились оставаться честными богобоязненными людьми, и в большой мере им это удавалось.

Этические принципы являются важнейшей составной частью еврейской религии и культуры. Религия имеет четыре "рычага", позволяющие ей воздействовать на экономическую жизнь.

1.Практическое исполнение заповедей.

2.Религиозно-социальное учение.

.Религиозное образование и его психологическое влияние.

.Этические озарения и переживания, на которых зиждется религия.5


5.1 Этика и вера в Бога


Существуют заповеди, определяющие отношения между человеком и Богом, и заповеди, определяющие отношения между человеком и человеком. Суды Торы еврейской общины ведали всеми вопросами, касающимися этих двух групп заповедей, включая и те, которые сейчас рассматриваются гражданскими судами: заработная плата, аренда, мошенничество, договоры, налогообложение, брак и развод, завещание, право собственности на недвижимость, отношения между соседями и нормы общественного поведения. Компетенции судов Торы подлежало и уголовное право.

Понятие "религия" связано с двумя латинскими словами: re-ligere - проявлять строгость (в соблюдении ритуалов) и religa-re - поддерживать связь (с Богом). В иврите нет слова, передающего это понятие. Слово дат (персидского происхождения), используемое в современном иврите, обозначает закон или образ жизни, но используется для перевода на иврит термина "религия". В понятие дат включались все важнейшие аспекты личной и общественной жизни еврея. Вот почему иудаизм справедливо рассматривался как образ жизни, а не только как вероисповедание. Отсутствие в библейском иврите слова для обозначения религии объясняется именно тем, что религии как чего-то отдельного от жизни, выделенного в особую сферу человеческого духа, попросту не существовало. Лишь в новейшее время, когда большая часть вопросов, касающихся межличностных отношений, перешла под юрисдикцию светских государственных судов, еврейский суд и община получили название "религиозных", а иудаизм стал называться религией в ряду прочих.

В отличие от христианства, иудаизм не осуждает стремление к благосостоянию, как и другие естественные человеческие стремления. Однако он видит в обогащении средство, а не цель. Мудрецы предостерегали от соблазнов, сопутствующих обогащению, усматривая в нем не только благо, но и опасное испытание для человека. От богатого человека требуется достойно применять свое богатство. Тот, у кого есть больше других, должен больше других давать на общее дело, больше других помогать нуждающимся, причем так, чтобы щедрость не оскорбляла чувств принимающего пожертвования.

Успех в финансовых и торговых делах не был заслугой ни в глазах Бога, ни в глазах людей. Критерий добродетели - "Тора, молитва и добрые дела", а деловой успех мог в лучшем случае претендовать на роль добавочного свидетельства достоинств человека. Некоторые мудрецы считали такой успех знаком милости Божьей, за которую следует благодарить "Посылающего богатство". Другие, в силу личного опыта или социального положения, не верили в связь добродетели и богатства. Однако ни те ни другие не осуждали самого стремления к материальному благополучию и не превозносили идеал бедности. Мудрецы не считали бедность благом, видя в ней ниспосылаемое Богом испытание, сносить которое следует терпеливо.

Однако приемлемы ли религиозно-этические принципы для человека, не считающего себя религиозным?

Ответить на этот вопрос каждый должен себе сам. Несомненно одно: большинство людей, независимо от цвета кожи, вероисповедания, национальности, стремятся жить достойно и вырастить достойными людьми своих детей. Человек по самой своей природе склонен к альтруизму и милосердию, он питает отвращение ко злу, причем даже тогда, когда вынужден мириться с ним или прислуживать ему. Все это, разумеется, еще не доказывает существования Бога, но делает необходимой этику. Этика - философский термин, однако ее истоки лежат за пределами философии. Любое рациональное обоснование этики сводит ее к личному или групповому эгоизму, т.е. лишает этику смысла и унижает человека, объявляя его неспособным к подлинному бескорыстию. Религиозная этика не такова. Человек, созданный по образу и подобию Всевышнего, несет в душе высочайшие нравственные качества, бескорыстную любовь к ближнему и жажду справедливости. Но всегда ли самый справедливый и бескорыстный человек умеет безошибочно воплотить свою волю к добру в этичные поступки?

Никому не придет в голову создавать собственную математику, физику, литературу, игнорируя опыт и достижения других людей, минувших поколений. Чем же в этом смысле отличается этика? Должны ли мы отринуть многовековой еврейский этический опыт только потому, что его носителями были мудрецы и пророки - все сплошь верующие? Это, по меньшей мере, неразумно. Если мы доверяем еврейской традиции настолько, что готовы признавать себя евреями, для нас естественно руководствоваться и еврейской этической традицией, как наиболее органичной и заслуживающей нашего доверия. При этом важно не столько то, в каких понятиях - религиозных, философских, даже естественнонаучных мы интерпретируем свое стремление к этичному поведению, сколько то, в какой мере мы в действительности стремимся к нему, в какой мере потребность в этическом поведении сильна в нас самих.

Бизнес - игра, в которой победные очки приносит прибыль. Не существует игры без правил. Благодаря правилам игра остается игрой, не превращается в драку. Существуют экономические, юридические, психологические правила игры. За соблюдением одних следит закон. Другие надо соблюдать, чтобы не понести ущерба; третьи помогают добиться успеха.

В отличие от них, этические правила не являются частью игры. Они не направлены на получение победных очков. Подчас эти правила входят в противоречие с экономической целесообразностью и апеллируют не к контрольным инстанциям и не к выгоде, а к совести и нравственности человека. Этичное поведение становится целесообразным не в контексте бизнеса, а в собственном, морально-этическом контексте. Для еврейского народа таким контекстом издревле была его вера, основанная на Торе.

В моменты озарений человек способен подниматься к заоблачным высям, откуда мир открывается от края до края. Но он редко способен удержаться на этих вершинах. Человеческая жизнь протекает на земле. Подъем сменяется спадом, накатывает душевная усталость, оживают казалось бы изжитые недостатки. Человек не только высок и одухотворен, он еще и уязвим, капризен, предубежден, эгоистичен, ревнив, тщеславен. Как же удержаться от ошибок, не совершить грехов, не нанести вреда себе и ближним?

Иудаизм требует от человека внутренней дисциплины, которая достигается с помощью системы заповедей. Эти заповеди, обязательные к исполнению независимо от того, в каком расположении духа человек пребывает в данный момент, позволяют ему удержать внутреннее равновесие, защищают от необдуманных поступков и дурных влияний, побуждают к добру и приближают к Богу.

Выше уже говорилось, что существуют заповеди, касающиеся отношений между человеком и Богом, и заповеди, касающиеся отношений между людьми. Заповеди "между человеком и Богом", помимо прочего, помогают человеку выполнять наиболее трудные из заповедей "между человеком и человеком". Например, молитва, очищающая душу, ослабляет в ней привычку ко злу и помогает человеку творить добрые дела.

Согласно еврейской традиции, мир вручен человеку незавершенным, не завершено и само сотворение человека. Высшая, кульминационная стадия сотворения требует человеческого участия. Человек призван вести самого себя и весь мир к совершенству, ибо именно этого ждет от него Всевышний. "Цель заповедей - содействовать совершенствованию природы человека" - провозглашает мидраш.7 Научно-технический прогресс, одним из двигателей которого является бизнес, во многих своих аспектах, как духовных, так и материальных, может служить улучшению мира и совершенствованию человека. Вопрос лишь в том, к какой цели направлены усилия.

Западная цивилизация (которую иначе называют иудеохристианской) зиждется на двух основаниях: эллинском и иудейском. Если греки вложили в цивилизацию философские, познавательные и эстетические идеи и ценности, то евреи принесли в мир Божественное откровение, в центре которого - взаимоотношения мира и его Творца, Бога и человека. Именно эти взаимоотношения являются источником библейской морали, принятой в западном мире. Хотя библейское учение, опосредованное христианством, стало достоянием всего Запада, его корни наиболее глубоки в еврейской традиции, с ее опытом откровения и мудрости, насчитывающим несколько тысячелетий.

Тора содержит 613 заповедей (предписывающих и запрещающих), однако лишь меньшую часть этих заповедей возможно исполнить на практике после разрушения Храма, в диаспоре. В течение многих веков делались различные попытки классифицировать заповеди. Одну из классификаций разработал рабби Шимшон Рафаэль Гирш в середине ХIХ века. Его целью было убедить современников, что исполнение заповедей не означает отказа от участия в общественной жизни, а напротив - требует от еврея активной жизненной позиции, где бы он ни жил.

В соответствии с этой классификацией, те заповеди Торы, которые применимы в настоящее время, делятся на 5 групп.

1.Справедливость по отношению к людям. Заповеди, составляюшие основу социального законодательства Торы.

2.Справедливость по отношению к окружающему миру. Заповеди, регулирующие использование окружающего мира и наслаждение его благами.

.Любовь к ближнему и забота о людях. Заповеди, стимулирующие большую чуткость в осознании нужд других людей.

.Обогащение окружающего мира. Заповеди, выполнение которых приближает к Богу весь мир, наполняя его служением Всевышнему.

.Жизнь духа. Заповеди, обращенные к уму и сердцу и способствующие приближению к Богу.

Заповеди первых двух групп (справедливость к людям и миру) преследуют цель установления справедливых отношений сначала с другими людьми, а затем и со всем окружающим миром.

Цель заповедей третьей группы (любовь к ближнему) - поднимать на новый уровень отношения с другими людьми. Одной справедливости уже не достаточно, люди должны любить друг друга и заботиться о ближних.

Заповеди четвертой группы (обогащение мира) поднимают на новый уровень отношения человека и мира: от справедливых отношений человека с окружающим миром к духовному обогащению этого мира.

Наконец, пятая группа (жизнь духа) охватывает духовные качества, которые лежат в основе всех заповедей и, по сути дела, являются их конечной целью.

Этика бизнеса опирается главным образом на заповеди, составляюшие основу социального законодательства Торы. Эти заповеди относятся к первой группе и требуют справедливого отношения к людям. Кроме того в этику бизнеса входит и ряд общих этических понятий иудаизма, которые мы рассмотрим ниже.

Великий философ и кодификатор галахи Рамбам выделил 13 ключевых положений, "догматов" еврейской веры. Одиннадцатый "догмат" постулирует веру в воздаяние по делам, иными словами вознаграждение за добро и наказание за зло.

Почему же воздаяние наступает не сразу после содеянного? Почему оно часто скрыто от наших глаз? Если бы кара настигала человека сразу, на глазах окружающих, человек был бы лишен свободы выбора и превратился в марионетку. Но Божественный суд (как, впрочем, и человеческий), возможен лишь потому, что человек свободен. Он сознательно выбирает образ действий и потому несет полную ответственность за свой выбор.

Согласно Рамбаму, за любое добро, сделанное ближнему, человек получает вознаграждение еще в этом мире. Разумеется, вознаграждение не обязательно понимать как материальное благо, такое как здоровье, богатство, удача, успехи в учебе, радость семейной жизни. Награда может прийти к человеку и в виде испытания, даже болезни. Например, черствый эгоистичный человек, пожалевший кого-то, может удостоиться награды, которая поможет ему измениться к лучшему, и не исключено, что эта награда придет к нему в облике материального ущерба или болезни. Однако пройдя испытание и изменившись к лучшему, человек понимает, от какой беды спас его Всевышний в награду за доброе дело.

Как и грех, любое доброе дело вызывает "цепную реакцию": люди стремятся отплатить добром за добро, а Всевышний, видя это, воздает им сторицей. Таковы плоды добрых дел.

В то же время их "керен" накапливается и растет для будущего мира. Исполнение заповеди подобно малому семени, бесследно, казалось бы, падающему в землю. Но из каждого семени в Будущем мире поднимется колос, полный семян.

Помимо добрых дел, человек совершает грехи. Грех несет расплату уже в себе самом: он обесценивает человеческую личность, наносит урон внутренним свойствам человека, отдаляет его от Бога. К счастью, грех поддается искуплению.

К числу трудно исправимых грехов относится хилуль а-Шем, осквернение Божьего имени. Это специфически еврейский грех, которого надо особенно остерегаться. Народ Израиля несет на себе Божье имя, и каждый еврей обязан помнить об этом. Совершая неблаговидный поступок по отношению к иноверцу, еврей подрывает авторитет Всевышнего в глазах народов мира, втаптывает в грязь имя Божье. "Обобрать нееврея - худшее прегрешение, чем обобрать еврея, из-за сопряженного с этим осквернения имени Божьего", - делает вывод Талмуд.

Поэтому в бизнесе надо больше опасаться обмануть нееврея, чем еврея.


.2 Этика бизнеса


Иудаизм требует служения Всевышнему на всех путях, не исключая бизнес. Одни еврейские законы предписывают порядок молитвы, другие - порядок управления фирмой, но их нельзя разделить на "религиозные" и "светские". Ритуал действительно занимает видное место в еврейском законодательстве, однако почти четверть законов еврейского права в галахическом кодексе Йосефа Каро "Шульхан арух" посвящены "производственной этике" и деловым отношениям.

Сегодня сами евреи подчас разделяют представление о том, что еврей в бизнесе - это прежде всего ловкий мошенник. Мы должны отдавать себе отчет, что в той мере, в какой это обвинение соответствует действительности, оно свидетельствует о тягчайшем грехе, ничуть не меньшем, чем разбой или нарушение Субботы. Когда нечестный бизнесмен-еврей действует в нееврейской среде, он совершает еще и "хилуль а-Шем" (см. выше), т. е. богохульствует. Что же делать, если обман, преступление, подкуп являются непременным условием ведения бизнеса? Оправдывает ли это нашу собственную нечестность? Вопрос можно поставить шире: живя в мире, далеком от совершенства, вправе ли мы делать этот мир еще более греховным? Оправдывает ли наши собственные грехи то, что их сплошь и рядом совершают другие? Ответив на этот вопрос положительно, мы тем самым отказываемся от всякой надежды и упования на Бога, смиряемся с властью зла и сами начинаем служить злу. В таком контексте религия теряет смысл, превращается в бессмысленный набор ритуалов и заклинаний, в идолопоклонство.

Безусловно, у человека, в том числе у бизнесмена, должны быть открыты глаза на реальность, в которой ему приходится действовать. Никто не обязывает говорить правду вору, который спрашивает, где спрятаны твои деньги. Бесполезно обращаться с этическими увещеваниями к разбойникам, но их можно провести. Не несет наказания тот, кто "украл" у вора обратно похищенную тем вещь. Но ясно одно: чем сомнительней и опасней деловое окружение бизнесмена, тем большей моральной стойкости, ума и мужества требуется для честного ведения дел.

Этичное ведение бизнеса - не просто заповедь иудаизма. Это обширная сфера законодательства, детально разработанная в Талмуде. Первый вопрос, который задают душе на небесном суде: "Честно ли ты поступал в делах твоих?". Не о соблюдении шабата или кашрута, не о благотворительности и не о соблюдении ритуалов спрашивают в первую очередь, а именно о честности в бизнесе.

Другой талмудический отрывок говорит о роли бизнеса в передаче еврейской мудрости. Есть два пути овладения этой мудростью: либо делить свое время между зарабатыванием денег и изучением Торы, либо честно, по законам Торы ведя свои дела, материально поддерживать изучающих Тору.

Мидраш приравнивает честность в делах к исполнению всех заповедей Торы, поскольку от этого зависит доверие людей друг к другу. Не случайно изучение Талмуда начинают с имущественного законодательства. А мошенничество, нечестность в делах приравнено к прелюбодеянию, к нарушению одной из Десяти заповедей.

По мнению Рамбама, одно из качеств, умудряющих человека в учении, - его честность в делах. Первой молитвой, которую произносил Первосвященник в Йом Кипур, выйдя из Святая Святых, была молитва о средствах к существованию в наступившем году. И это не случайно: успех в делах прямо связан с раскаянием и очищением души в Судный день.

Мудрецы и пророки древности по большей части были земледельцами, но изгнание оторвало евреев от земли. Величайшие праведники и законоучители еврейского народа добывали средства к существованию "частным предпринимательством", своим примером доказывая, что бизнес и мошенничество - отнюдь не синонимы. Крупнейший галахический авторитет нашего времени рабби Исраэль Меир а-Кохен ("Хафец Хаим") многие годы содержал продуктовую лавку, а выдающийся современный комментарий к Мишне написал Пинхас Кегати, еврейский банкир в Эрец Исраэль.

Есть совершенно недвусмысленные заповеди Торы (например, "не кради"), относящиеся к сфере бизнеса, но большинству заповедей дается расширенное толкование. Например, заповедь: "Не делайте неправды в суде, в измерении, в весе, в мере. Весы верные, гири верные… да будут у вас" - эта заповедь кроме прямого смысла заключает в себе требование отчетливых критериев справедливости - и не только в бизнесе.

Однако даже нарушение явных заповедей в реальной жизни не всегда бывает не очевидным. Перейдем теперь от теории к практике и рассмотрим несколько нарушений этических принципов в экономической сфере, в сфере бизнеса. Выясним, как еврейская традиция обосновывает недопустимость их нарушений.


5.3 Этика трудовых отношений и отношение к иноверцам


Правам и обязанностям нанимателя и работника уделяется большое внимание в еврейском законодательстве. Главную угрозу их отношениям создает обезличивание, когда работник рассматривает себя только как наемника, а хозяин - только как работодателя, забывая, что оба люди.

Велик соблазн выжать из каждого наемника максимальную прибыль. В условиях острой конкуренции на рынке труда, доведенные тяжелым экономическим положением до отчаяния, люди соглашаются работать в неблагоприятных условиях, до полного изнурения, довольствуясь мизерной оплатой. И потому, договариваясь об оплате и часах работы, работодатель обязан помнить, что работник - это человек, созданный, как и он сам, по образу и подобию Бога. В жестоком криминализированном обществе это чаще всего еще и человек, попавший в беду, вынужденный отдавать себя в кабалу, трудиться за бесценок. Но даже достойная оплата труда не избавляет наемника от мучений. В условиях английской промышленной революции заработок на ткацких мануфактурах вчетверо превышал доход ткача-кустаря, и все же ремесленники упорно держались за свои цеха и мастерские. Ведь каждый человек стремится обрабатывать свое поле, растить свой сад, хотя в индустриальном обществе лишь немногим это удается. Некоторым, за счет образования и высокой квалификации, удается добиться относительной независимости, но большинство наемных работников сохраняют низкий социальный статус, их удел - выполнять чужие указания. Не случайно Тора ставит наемника в один ряд с нищим и пришельцем, вместе с ними принимая его под свою защиту:

Не обижай наемника, нищего и неимущего из братьев твоих или пришельцев твоих, которые в стране твоей, в воротах твоих. В тот же день отдавай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо нищ он, и к ней [плате] стремится душа его; а то он возопит на тебя к Господу, и будет на тебе грех.

Такое распространенное в наших условиях явление, как задержка заработной платы, подпадает под один из самых суровых запретов Торы, "исур бал-талин" - запрет оставлять у себя деньги, заработанные поденщиком, хотя бы на одну ночь. Рабочему или служащему, с которым работодатель заключил трудовой договор, зарплата должна выплачиваться точно в срок, обусловленный договором, и ни на день позже.

То обстоятельство, что наемный работник заведомо приравнивается к "социально-слабым" слоям населения (бедняку, эмигранту), объясняет ряд преимуществ, которыми пользуется работник в трудовом споре с работодателем. Например, Мишна устанавливает, что если работник жалуется в суд, что ему не заплатили, и клянется, что сказал правду, хозяин обязан заплатить, даже если сам он полагает, что рассчитался с работником сполна. Мудрецы Мишны не склонны подозревать наемника в обмане. Они считают более вероятным, что работодатель, занятый одновременно многими делами, действительно ошибся.

Вставая на защиту социальных и юридических прав наемного работника, еврейское законодательство видит в нем не бессловесного исполнителя, а полноправного партнера деловых отношений, как бы "владельца" своего труда. На труд, понимаемый как товар, распространяются все требования, о которых мы говорили на предыдущем занятии: труд должен быть добросовестным и честным. Нарочитой медлительностью, заведомо пониженной производительностью или небрежностью наемный работник совершает тот же самый проступок, что торговец, подсовывающий покупателю порченый товар.

Со своей стороны, наниматель не может успокаивать себя мыслью, что справедливо рассчитался с работником за его труд. Низкая, пусть даже справедливо низкая, оплата труда все же не может быть мизерной. Талмуд обязывает нанимателя создать такие условия труда, чтобы заработная плата обеспечивала наемному работнику нормальный уровень жизни. Иными словами - даже минимальная оплата за труд должна покрывать основные потребности работника и его семьи.

Существует заблуждение, распространенное в том числе и в еврейской среде, что, предписывая этичное отношение к ближнему, еврейская традиция имеет в виду только еврея. Однако это не так. Мотивы этичного отношения действительно могут быть разными, особенно когда окружение враждебно к евреям. Но даже с отъявленным антисемитом, даже с тем, кто ненавидит евреев, Тора обязывает быть щепетильно честным и справедливым - из опасения нечестностью осквернить Имя Божье в глазах иноверцев.

Когда же иноверец ищет помощи и поддержки, к нему следует отнестись с той же самой, если не большей, доброжелательностью, что и к еврею. Запрещено использовать для своей выгоды стесненные обстоятельства другого человека, независимо от того, еврей он или нет. Тора предписывает в равной мере заботиться о бедняках и "пришельцах":

Если обеднеет брат твой и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец он или поселенец, и да оживет он у тебя. Не бери с него лихвы и роста, бойся Бога твоего, и пусть оживет брат твой у тебя.

Лихвой называется не только процент, но и любая услуга, оказанная должником заимодавцу - если существует подозрение, что тот не стал бы оказывать эту услугу, не будь он должен. Расценить как "лихву" можно даже подобострастие должника, знаки повышенного уважения с его стороны.

В связи с "лихвой" встает вопрос о банковских вкладах и кредитах. Можно ли пользоваться банковским процентом по вкладу? Считать ли коммерческие кредиты ссудой или инвестицией? Какой кредит можно назвать коммерческим?

Согласно правилу, утвержденному раввинами в ХVI веке, банк является коммерческим учреждением. Каждый вкладчик становится его деловым партнером, участвуя как в прибылях, так и в убытках. Об этом между сторонами подписывается соответствующий договор. По понятным причинам, вкладчик стремится снизить риск убытков. Банк вправе предоставить вкладчику дополнительные гарантии сохранности капитала, но за уменьшение коммерческого риска тому приходится расплачиваться уменьшением своей доли в возможной прибыли.

Что же касается кредитования, то банк исходит из того, что коммерческие кредиты, к которым прибегают его клиенты, инвестируются в дело. Например, в покупку дома, в котором хозяин намеревается жить сам: однако тот же дом может сдаваться в наем. На практике выдачей беспроцентных некоммерческих ссуд занимаются благотворительные фонды, "гмахи", создаваемые специально с целью поддержки нуждающихся.

Существует еще один важный аспект отношения к иноверцам: забота об их человеческом, религиозном и национальном достоинстве. Требуя: "не обижайте друг друга", Тора особо подчеркивает: "и чужака не обидь".

Межличностные отношения в бизнесе в первую очередь служат совместному зарабатыванию денег, но как и все, что делает человек, они приближают или отдаляют воцарение добра и справедливости в мире. Ни одна форма человеческих взаимоотношений - не только в семье и синагоге, но и в бизнесе, на военной службе - не освобождает от соблюдения заповеди любви к ближнему. Однако эта заповедь сформулирована в Торе не как абстрактное благое пожелание и не как неисполнимое требование всеобщей любви, а прежде всего как конкретная альтернатива жестокому, отчужденному отношению людей друг к другу.

Требование любви к ближнему ограничено рамками любви к самому себе. Но разве это - самое сильное проявление человеческой любви? А как же любовь к детям, родителям, супругам? Приходится признать, что "любовь к себе" устанавливает минимальный барьер на пути низменных чувств. Как человек не делает зла себе, так он не должен делать его другому. На этом основано "золотое правило" практической этики, высказанное Гиллелем: "Того, что ненавистно тебе, не делай другому".

мораль этика иудаизм израиль

Заключение


Живя в обществе, люди вынуждены вырабатывать правила общественного поведения, в том числе правила, не являющиеся законами - морально-этические нормы .

Система нравственных ценностей в каждой стране имеет свои особенности. Особенностью морально-этических норм Израиля является их тесная связи с религией - иудаизмом.

Известно, что религия является одним из главных факторов, формирующих национальную культуру, в основе которой лежат моральные принципы, определяющие границы нашего поведения. Эти границы в каждом обществе различны, и их нужно учитывать в международном общении.


Список использованной литературы


1.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. пособ.- 5-е изд., перер. и доп.- М.: Ось - 89, 2004.

2.Правила деловых отношений / Сост. М.Э. Чупрякова.- Екатеринбург: Изд-во "Литур", 2001.

.Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособ. для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, Н.А. Нартов и др.; Под общ. ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

.Энциклопедия этикета / Сост. О.И. Максименко.- М.: ООО "Изд-во АСТ": ООО "Изд-во Астрель", 2001.

.Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2007 - 256 с.

.http://berlev.info/?p=3299

7.http://www.eleven.co.il/article/12838

8.http://www.eleven.co.il/article/15122

9.http://xreferat.ru/81/282-1-moral-i-religiya.html


Теги: Морально-этические нормы Израиля  Реферат  Этика, эстетика
Просмотров: 44600
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Морально-этические нормы Израиля
Назад