Корпоративные подарки

Содержание


Введение

. Корпоративные подарки. История корпоративных подарков

.1 Корпоративные подарки

.2 Виды корпоративных подарков

.3 Как правильно упаковать, подарить и принять деловой подарок

.4 История корпоративных подарков

. "Неправильные" корпоративные подарки

3. Культура дарения корпоративных подарков в разных странах мира

.1 Китайская культура дарения корпоративных подарков

.2 Японская культура дарения корпоративных подарков

.3 Мусульманская культура дарения подарков

3.4 Латиноамериканская культура дарения подарков

Заключение

Список использованных источников


Введение


В деловой практике часто приходится дарить и принимать сувениры и подарки. Это улучшает деловые связи, демонстрирует благожелательное отношение, свидетельствует о хороших взаимоотношениях коллег по работе[1].

Использование корпоративных подарков является неотъемлемой частью корпоративной этики. Сегодня практика подарков клиентам и деловым партнерам существует в большинстве крупных уважаемых компаний, особенно в сфере среднего и крупного бизнеса.

Тема курсовой работы является актуальной, т.к. корпоративные подарки играют большую роль в жизни организации. Они могут способствовать как положительным отношениям с партнерами, коллегами или клиентами, так и отрицательным.

Объектом исследования являются корпоративные подарки.

Предметом исследования является определение роли корпоративных подарков.

Целью данной работы является изучение корпоративных подарков и их видов.

Исходя из поставленной цели решаются следующие задачи:

- рассмотреть виды корпоративных подарков;

изучить историю корпоративных подарков;

выявить "неправильные" корпоративные подарки;

рассмотреть культуру дарения корпоративных подарков в разных странах.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды отечественных (Гравицкий А., Кукушин В. С., Смирнов Г. Н.) и зарубежных авторов (Фокс С.). Информационную основу работы составили материалы СМИ, информационные ресурсы сети интернет.


. Корпоративные подарки. История корпоративных подарков


.1 Корпоративные подарки


Корпоративные подарки - это не только отличный способ поддержания имиджа компании в глазах партнеров, заказчиков и клиентов, это и возможность в очередной раз напомнить о себе, привлечь внимание, подчеркнуть свою индивидуальность, а также наладить или укрепить взаимоотношения между сотрудниками компании. От ценности и оригинальности подарка во многом зависит впечатление, которое компания произведет на своих партнеров, ведь по подарку можно судить о деловых качествах компании, о ее творческом потенциале и об отношении к клиентам.

Подарки может делать:

сотрудник - сотруднику;

коллеги - сотруднику;

сотрудники - шефу(руководителю);

руководитель - секретарю;

фирма - сотрудникам;

фирма - фирме.

В современной деловой практике принято дарить подарки по случаю юбилейной даты в деловой жизни сотрудника, юбилейной и других значительных дат в жизни фирмы, государственных праздников (День независимости и пр.), общемировых праздников (Новый год, Рождество и пр.), личных праздников в жизни сотрудника (свадьба, новоселье, получение диплома), деловой встречи с зарубежными партнерами (в этом случае первыми подарки преподносят представители принимающей фирмы) и т.д.

По существующему в западных станах законодательству любой полученный официально подарок стоимостью более $50 должен быть занесен в декларацию о доходах. Поэтому деловые партнеры традиционно вручают друг другу вещи на сумму $30-50. Дорогие подарки, безусловно, тоже дарят, но, они как правило остаются собственностью компании.

В России, этот вопрос в действующем законодательстве не рассматривается. Но определенные критерии при выборе корпоративного подарка существуют уже и у нас. И чтобы не попасть в неловкое положение, делая подарок коллеге или партнеру, лучше их придерживаться.

Планируя свой праздничный бюджет, любая компания рано или поздно начинает составлять список важный клиентов, партнеров, и конечно сотрудников, которых необходимо поздравить с праздником. И чем длиннее список поздравляемых, тем шире и разнообразнее становиться список запланированных подарков. Ну, в самом деле - невозможно одаривать одинаковыми презентами вице-презедента вашего банка, сотрудника отдела закупок у клиентов и собственного бухгалтера.

Корпоративный подарок должен быть:

долгоживущим (т.е. ваш подарок прослужит долго. И глядя на него, ваш адресат, будут вспоминать о вас)

конкурентоспособным (т.е. ваш подарок должен выгодно отличаться от подарков других партнеров. В первую очередь оригинальностью, а не ценой)

напоминать о дарителе (быть эмоционально окрашенным)

Обычно те, кто выбирает корпоративные подарки (как правило, это менеджеры высшего звена или помощники руководителя фирмы), предпочитают те вещи, которыми сотрудники будут ежедневно пользоваться на работе или по ходу работы.

Между тем в основе концепции корпоративного дара должен лежать принцип: «Точно пригодится и не напомнит о работе!». Подарки автоматически становятся оригинальными хотя бы потому, что использовать их можно на досуге: складной стакан-брелок, дорожный стаканчик в кожаном чехле, корзинка для пикника. Более дорогие подарки, которые подбираются с учетом персональных пристрастий и интересов адресата, могут представлять собой предмет увлечения (хобби) вашего адресата.


.2 Виды корпоративных подарков


Если раньше было принято дарить подарки только родным и друзьям, то с развитием корпоративной этики в обиход вошли и подарки партнерам, сотрудникам, коллегам и начальству. Появилось понятие «корпоративные подарки». Такие подарки - это показатель уважения, благодарности за работу и способ расположить к себе всех, кто связан с предприятием.

Корпоративные бизнес подарки <#"justify">.3 Как правильно упаковать, подарить и принять деловой подарок


Упаковке подарка следует уделить особое внимание. Низкое качество упаковки или ее отсутствие резко снижает впечатление от подарка. Эта особенность, например, ярко проявляется в японской этикетной культуре. Если дорогой подарок, предназначенный японцу, будет скромно упакован, то воспринимать его будут именно как скромный, а не как дорогой. Кроме того, необходимо учесть национальные предпочтения, если речь идет о подарке иностранцу. В сфере деловых отношений наиболее предпочтительной упаковкой считается подарочный пакет или коробка, т.к. бумага может быть повреждена службой безопасности при осмотре подарка. Что касается конкретного вида упаковки, то он напрямую зависит от формы, размера подарка и даже от тех цветов, которые преобладают в его внешнем облике. Как правильно вручать подарки. Идеальной формой вручения подарка является, безусловно, личная встреча. С курьером или по почте можно послать подарок в том, случае, если даритель находится в отъезде, живет в другом городе или стране, болен или имеются другие уважительные причины. Наличие сопроводительного письма, открытки или визитной карточки зависит от характера отношений. Письмо, сопровождающее подарок, больше подходит для романтических отношений. Во всех остальных случаях достаточно вложить открытку или визитную карточку с надписью в левом нижнем углу p.f., p.r. или на русском языке: «Поздравляет», «Благодарит» (обязательно в 3-м лице).

Часто официальные подарки сопровождаются так называемым «адресом», то есть текстом поздравления, подписанного руководителем компании или коллегами. Ритуал вручения подарка при личной встрече не менее важен, чем сам подарок. Собственно говоря, подарок - это не столько сама вещь или предмет, сколько ритуал, возникающий в процессе дарения. Этот ритуал высвечивает отношения между людьми, средством поддержания которых и служит материальная часть поздравлений, т.е. подарок. В Китае, например, этикет регламентирует не только выбор самого подарка, но и то, какой рукой его следует вручать и под каким углом наклонять голову! При вручении подарков необходимо также учитывать характер мероприятия. В официальной обстановке предполагается вручение подарка по всем канонам подарочного этикета, а именно: такой подарок должен обязательно учитывать место проведения мероприятия, характер торжества (юбилей главы фирмы или новоселье компании), состав участников и обстановку (статусные, ранговые различия, количество присутствующих), характер отношений и другие особенности.

Независимо от материальной стоимости подарков все они принимаются с одинаковой благодарностью, даже если подарок не понравился или у виновника торжества уже есть такая вещь. В сфере деловых отношений, если подарок вручается публично и не в открытом виде, то его не принято разворачивать и рассматривать в отличие от светского этикета, в котором принято поступать как раз наоборот. Если подарок вручается в своем коллективе или в церемонии вручения принимает участие небольшое количество людей, например, два человека, то вполне допустимо развернуть упаковку, оценить подарок и поблагодарить. Если подарок прислан с курьером или по почте, то обычной формой благодарности в таких случаях является личное письмо или телефонный звонок.


.4 История корпоративных подарков


Корпоративными подарками принято называть всю ту сувенирную продукцию, которую принято вручать на различных мероприятиях и презентациях. В ее число входит немало наименований - это и авторучки, и футболки с бейсболками, и чашки, и блокноты, и так далее. А как давно образовалась эта традиция, кто ее начал и когда?

Еще в древности короли, князья и их вассалы обменивались подарками, это считалось хорошим тоном и свидетельствовало о добрых намерениях по отношению друг к другу, без всякой враждебности и затаенного зла. Именно оттуда пошла традиция дарить подарки своим деловым партнерам и даже конкурентам - если конкуренция была чистой.

В старину подарки были другими - в качестве их могли выступать драгоценности, зерно, скот, пряности (они очень ценились в древности), а также оружие, скот и рабы. Рабы преподносились и как черновая рабочая сила, и как опытные работники в какой-либо сфере - например, князю могли подарить библиотекаря, врача или писца. Нельзя забывать и о женщинах, которые тоже могли стать подарком[3].

Время шло, и понятия о корпоративных подарках менялись. История утверждает, что первым настоящим корпоративным подарком можно считать обычный карманный календарик - такие календарики некий коммивояжер решил дарить своим возможным клиентам, он вручал их им вместе со своей визиткой. Произошло это в 1845 году. Благодаря таким сравнительно дешевым подаркам, коммивояжер смог повысить объемы реализации товаров. Как звали этого бизнесмена, не скажет ни один историк, однако новшество прижилось и стало впоследствии обыденным делом [4].

Существует и еще одна легенда о происхождении корпоративных подарков. Якобы еще первый президент Соединенных Штатов Джордж Вашингтон вручал небольшие сувениры тем, кто принимал участие в избирательной компании, принесшей ему победу.

В США и в Европе вручение корпоративных подарков стало широко практиковаться в самом начале 20 века. Если изначально это было проявлением внимания по поводу какого-либо праздника, то сегодня понятие такого подарка гораздо шире.

В России корпоративные подарки начали бытовать не так давно. Во времена СССР вручение бизнес-сувенира приравнивалось к взятке. Чтобы избежать уголовного дела и проявить должное внимание, иногда прибегали к практике дарения адресных поздравительных папок либо значков. И только в 90-х годах корпоративные подарки в России заняли подобающее место в бизнес-этике[5].

деловой подарок культура страна


2. "Неправильные" корпоративные подарки


Не существует особенно строгих правил бизнес-этикета, которые обязывают каждого делать подарок коллеге или начальнику. Тем не менее, многие люди обмениваются подарками на работе. Важно помнить, что дарение неправильных сувениров может воспринято неправильно, ввести человека в заблуждение и даже оскорбить.

Существует риск поставить получателя в неловкое положение и почувствовать себя не очень комфортно, если вдруг он не сможет преподнести вам подарок в ответ, а также привести к отчуждению коллег, если Ваш бизнес-подарок окажется неправильным.

"Неправильные" подарки:

подарки, которые подразумевают дискриминацию или несут унизительные сообщения: никогда не дарите подарки, которые могут быть сочтены оскорбительными для женщин, культурных меньшинств, культуры, группы или людей с ограниченными возможностями. Такие подарки как произведения искусства, карикатуры, публикации и любые другие элементы, которые могут быть истолкованы как стереотипные и дискриминационные.

политически ориентированные и религиозные подарки: если только кто-то специально не попросил подобного подарка. Если вы делаете подобный подарок, то имейте в виду, что этот он может оскорбить еще кого-то в офисе, поэтому преподнесите его лично и в завёрнутом виде.

средства личной гигиены: предметы личной гигиены, как правило, несут слишком личный характер. Это включает в себя уход за телом и кожей, духи, зубные щетки, расчески, и предметы для бритья. На первый взгляд, душистый лосьон для рук может показаться хорошей идеей, но есть возможность невольно обидеть человека, вдруг он подумает, что у него что-то не то с руками, или у человека может быть аллергия, поэтому ему вряд ли пригодится такой подарок.

интимная одежда: все нижнее белье и большинство предметов одежды, за исключением шапок, шарфов и перчаток, не очень хорошие подарки для коллег или начальника. Корпоративные футболки приемлемы, но зачастую они смотрятся довольно дешево.

романтические украшения: Если вы дарите ювелирные изделия, то придерживайтесь небольших, простых предметов и дарите их только представителям того же пола, если только подарок не преподносится для целой группы.

ключевой момент - помните, что ювелирные изделия можно интерпретировать в качестве романтического жеста, особенно, если изделие достаточно дорогое. Лучшие ювелирные изделия для коллег и босса - это часы среднего ценового диапазона (в том числе карманные часы) или простые, модные браслеты или булавки. Жемчуг, бриллианты и драгоценные камни, как правило, не очень хорошая идея.

цветы: не дарите розы. Лучше подарить цветок в горшке, бамбук на удачу, или другие растения вместо цветов. Они дольше сохраняют свежесть и не являются романтичным символом. Также подойдут ромашки, любые полевые цветы, или луковицы цветущих растений.

наличные: никогда не дарите вашему боссу или коллеге денежные средства (но подарочные карты являются приемлемыми). Денежные средства подойдут, только если они преподнесены в качестве налогооблагаемого бонуса от компании или работодателя, а не в качестве личного подарка[6].


3. Культура дарения корпоративных подарков в разных странах мира


.1 Китайская культура дарения корпоративных подарков


В таких странах, как Китай, силён коллективистский дух, так что когда люди принимают подарки, в том числе корпоративные, они, как правило, ведут себя сдержанно и скромно. Чтобы не показаться жадным, подарок не принято брать сразу же, сначала нужно отказаться три раза. Каждый раз, когда человек отказывается от подарка, нужно любезно предложить его ещё раз. А когда его наконец примут, нужно сказать человеку, как вы счастливы, что он согласился.

Подарок принято предлагать обеими руками, и он должен быть красиво упакован, хотя в вашем присутствии его открывать не станут. Скорее всего, корпоративный подарок отложат в сторону и откроют позже. Таким образом исключается любая возможность того, что лицо получателя подарка может выразить какую-то разочарованность или недовольство подарком.

Если вам дарят корпоративный подарок, следуйте такой же процедуре: сначала отказывайтесь три раза, а затем примите подарок обеими руками. Не открывайте его в присутствии дарителя[7].

В официальных структурах в Китае подарки рассматриваются как взятка, а это нелегально. И хотя сейчас происходит некоторое изменение в этой сфере, иногда от корпоративного подарка будут категорически отказываться. Если вдруг наступила такая ситуация, необходимо просто сказать адресату, что вы всё понимаете, и перестать настаивать. Лучше дождаться окончания переговоров и презентовать подарок в конце сделки: так шанс того, что подарок примут за взятку, значительно снизится.

Если есть сомнения, дарить или не дарить, то стоит сказать, что этот презент преподносится от лица компании, а не от вас лично. Всегда очень важно уважать самого старшего коллегу, так что ему-то вы, по сути, и будете дарить подарок, упомянув при этом, что вы дарите его от лица вашей компании. В этом случае подарок будет восприниматься по-другому, и с его принятием не возникнет проблем.

Если вы хотите подарить несколько презентов, то никогда не дарите одинаковые подарки людям разных социальных статусов и должностей. Чем старше и выше по карьерной лестнице человек, тем дороже должен быть подарок.

В Китае не принято выделять одного человека, которому дарится подарок, особенно на глазах у всего коллектива. Если у вас сложились хорошие отношения с каким-то конкретным человеком, и вы хотите преподнести презент именно ему, то организуйте встречу наедине где-нибудь в ресторане.

В сам момент дарения не забудьте подчеркнуть, что этот презент - выражение вашего дружеского отношения, и к бизнесу никоим образом не относится[8].

Подарок должен быть соизмерим с размером заключаемых сделок. Это правило применимо как к индивидуальным, так и к корпоративным подаркам. Иногда дорогой подарок соответствует обстоятельствам, однако слишком вычурный или экстравагантный может вызвать смущение, так как получатель не сможет ответить соответствующим образом.

В китайской культуре большое значение имеет символизм; числам и цветам уделяется большое внимание. К примеру, на китайский Новый год принято дарить деньги в красном конверте; числа на банкнотах должны быть чётными.

Красный - это цвет удачи, розовый и желтые символизируют счастье, а самая счастливая цифра - это 8. Черный, белый и голубой, цифра 4 или любые четверки ассоциируются со смертью и похоронами (это, конечно, последнее, чего вы хотите добиться своим корпоративным подарком). Также к этой категории «несчастливых» предметов относятся часы, носовые платки и, как ни странно, соломенные сандалии[9].

Острые предметы вроде ножей и ножниц символизируют «усложняющуюся дружбу или отношения», включая деловые отношения. Так что стоит обращать особое внимание на символы и приметы, если вы имеете дело с китайскими партнёрами.

К примеру, хорошая перьевая ручка считается хорошим подарком, однако красные чернила автоматически переносят её в разряд несчастливых[10].


.2 Японская культура дарения корпоративного подарка


В Японии дарение подарков это целое искусство, которое показывает уважение и благодарность. Подарки всегда дарятся в подарочной упаковке или в красивой подарочной бумаге, потому что подарок имеет символическое значение и важно как он будет преподнесен, а не его размер. Подарок будет подарен Вам на первой же встрече и далее подарки станут неотъемлемой частью деловых отношений. Стоимость подарка - это половина стоимости подаренного Вам подарка, если же Вы подарите слишком дорогой подарок, это может создать неловкую ситуацию. Но если Вы являетесь очень высокопоставленной персоной, то Вам могут вручить щедрый подарок - японские партнеры примут во внимание Ваше материальное состояние и статус деловых отношений при выборе подарка[11].

Перед тем как принять подарок, японцы могут отказаться от него несколько раз, Вам же тоже стоит отказаться от подарка один или два раза, а затем принять его двумя руками и отрыть позже.

В дополнение к регулярным подаркам, существует два сезона дарения подарков - это середина лета (O-Chugen) и конец года (O-Seibo). Нужно дарить подарок в каждый из этих сезонов [12].

Можно дарить печенье, дорогие конфеты и фрукты это всегда хороший выбор особенно для скромных подарков. Не стоит выбирать подарок с логотипом Вашей компании.

В Японии символика также очень важна, число 4 означает смерть, а красный цвет ассоциируется с похоронами, также не стоит дарить ручки с красными чернилами и подписывать открытки красными чернилами. Нельзя дарить книги, острые предметы а также запечатанные конверты - это символизирует разрыв отношений[13].


.3 Мусульманская культура дарения подарков


В мусульманской культуре Коран запрещает алкоголь. Нельзя дарить любые продукты, которые, содержат алкоголь. Кроме того для употребления в пищу запрещена свинина, птица и морепродукты. Нельзя дарить слишком личные вещи, например какую то одежду. Так же нельзя дарить ничего с изображением собаки потому, что эти животные считаются грязными. Работы, на которых показано тело человека, особенно обнаженное или частично обнаженное не могут служить в качестве подарка. Хорошим подарком для набожного мусульманина может быть компас.

Если Вы будите встречаться со своими мусульманскими деловыми партнерами не в мусульманской стране, то нужно выбрать ресторан, который предлагает халальную пищу.

Подарки дарят, используя правую руку или же обе руки. Левая рука никогда не используется для дарения подарков, потому что она считается нечистой [14]


.4 Латиноамериканская культура дарения подарков


Латинская культура не имеет формальной или традиционной церемонии вручения подарков. Тем не менее, деловые отношения развиваются как личные отношения. И именно поэтому, продуманный подарок оставит хорошее первое впечатление для построения прочной дружбы.

Так как отношения будут личными, то Вам нужно узнать об образе жизни клиента или Вашего делового партнера. После этого Вы сможете выбрать правильный подарок, который покажет насколько Вам важен этот человек. Всегда дарите подарок в красивой упаковке, так как эта деталь тоже выражает Ваше отношение.

Если Вы дарите бизнес-подарок женщине, обязательно скажет , что этот подарок от имени Вашей жены или секретаря, иначе это может быть истолковано как романтический жест.

Нельзя использовать подарочную бумагу фиолетового или черного цвета, потому как она используется во время Страстной недели. Также нельзя дарить носовые платки и желтые, красные и белые цветы, потому что они связаны со смертью и похоронами[15].


Заключение


Роль подарков в сфере деловых отношений, несомненно, важна. Деловые отношения включают в себя как рациональные, так и личностные, человеческие аспекты. Обмен подарками является частью личностных взаимоотношений и выражает целую вереницу различный идей в нашей культуре. В значительной степени обмен подарками стал обычной процедурой и среди компаний. Деловые отношения и их совершенствование имеют различные масштабы и направления. На формальном уровне делают предложения, договариваются о цене, продают и доставляют товар. Вдобавок, существует и персональный, неформальный уровень, охватывающий межличностные контакты деловых партнеров, коллег и начальства с подчиненными. Этот личностный уровень включает в себя получение и преподнесение подарков, ставшее по определенным поводам общепринятой традицией. Тем не менее, в экономически трудные времена привычное поведение часто существенно переоценивается. Появляются новые виды подарков, а также все чаще в рекламных целях, для привлечения внимания используется сувенирная продукция.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

рассмотрены виды корпоративных подарков;

изучена история корпоративных подарков;

выявлены "неправильные" корпоративные подарки;

рассмотрена культура дарения корпоративных подарков в разных странах.

Таким образом задачи решены, цель достигнута.


Список использованных источников


1. Гравицкий А., Основы деловой этики. Феникс - 2007.

. Деловой этикет: #"justify">. Еланская А., Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения: Махаон 2006.

. Инджиев А. А., Язык делового общения: легко и грамотно. Феникс - 2007.

. Кузнецов И. Н., Современный этикет: Издательский дом Дашков и К - 2007.

. Кузнецов И. Н.Деловой этикет от А до Я. Альфа-Пресс - 2007.

. Кукушин В. С., Деловой этикет: Март - 2008.

. Ладатко Л. В., Этика и культура управления. Феникс - 2006.

. Ляхова К. А., Причуды этикета: сост., Вече - 2008.

. Макаров Б.Ф., Непогода А.В., Деловой этикет и общение. Юридический Дом "Юстицинформ" - 2006.

. Правда Ру. Деловой этикет: #"justify">. Правила делового этикета, этикет деловых отношений: #"justify">. Секретарь референт. Деловой этикет: #"justify">. Смирнов Г. Н., Этика деловых отношений: Проспект - 2008.

. Фокс С., Деловой этикет для "чайников": Перевод с английского: Диалектика - 2007.


Теги: Корпоративные подарки  Курсовая работа (теория)  Этика, эстетика
Просмотров: 31140
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Корпоративные подарки
Назад