Идея справедливости в здравоохранении и медицине

Министерство здравоохранения Украины

Харьковский национальный

Медицинский университет

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


Эссе по курсу этика на тему

"Идея справедливости в здравоохранении и медицине"


Нравственная идея справедливости - одна их основных идей, регулирующих человеческие отношения. Справедливость является началом во взаимоотношениями между людьми и основа для благоустройства. Аристотель в "Большой этике" выделял два рода справедливого. Во-первых, "справедливое - это то, что велит делать закон". Во-вторых, "справедливое по отношению к другому есть, собственно говоря, равенство". Идея справедливости имеет важное значение как в жизни, так и в медицине. Она тесно связана с понятием прав человека, государственными гарантиями, касающимися здоровья и жизни пациента. Кроме того, она является показателем нравственной культуры, милосердия, гуманного отношения к пациенту вне зависимости от того, кем тот является. Я полагаю, что каждый имеет право на гуманное отношение к себе с боку медперсонала, хотя не всегда мы это получаем.

Рассмотрим справедливость в современной форме организации медицины. В современной культуре сосуществуют такие формы организации медицинской помощи, как платная (частная) медицина, добровольное (частное, коммерческое) медицинское страхование, обязательное (всеобщее) медицинское страхование и национально-государственная система здравоохранения. Данная система организации здравоохранения уже предполагает неравенства между пациентами потому что наше государство, в сравнении с многими другими, не в силах обеспечить охрану здоровья своим гражданам на достойном уровне. А ведь это является показателем благополучия общества. Таким образом человек который обратится к частной медицине может получить необходимую медицинскую помощь. Но что же делать стальным людям, у которых нет такой возможности? В данный момент очереди на сложные операции за счет государства огромны, человек может просто не дождаться своей очереди. Как решение вытеснения платной медицины предлагается введение обязательного страхования на основе государственного управления. Многие страны поддерживают эту систему, так к примеру Испания и Португалия вводят обязательное медицинское страхование, а в США, Южной Корее, на Кипре, в Израиле, в Нидерландах эта система функционирует довольно длительное время и население довольно результатами этого решения. В таких развитых странах как Франция, Бельгия, Великобритания, Германия, на высоком уровне остается государственная система здравоохранения потому как их экономика позволяет обеспечить население достойным уровнем государственной медицины.

Но проблема справедливости лежит на много глубже, т.к. по мере формирования медицины менялись не только методы лечения, но и медицинская система. Первой сформировалась платная медицина, которая была ориентирована на людей высшего общества и действовала по принципу "Лучшие достойны лучшего". Если рассматривать еще античные цивилизации, то можно заметить очевидное "всякая власть издает законы сообразно с ее пользой и объявляет их справедливыми". Так же существовало мнение о том, что сама природа решает, что есть справедливо, а что нет. В разных культурах понимание справедливости воспринимается по-разному потому нельзя создавать одни и те же условия разу для всех. Современный индийский философ Дая Кришна отрицает достижение равенства между людьми при помощи уменьшение количества факторов которые делают людей неравными, по его словам, "сама попытка устранения неравенства обречена на провал, не только потому, что многообразие является самой природой реальности, но и потому, что такая попытка сопряжена с насильственным уравниванием неравных, а это влечет за собой неравенство между теми, кто принуждает, и теми, кого принуждают". А что касается восточной культуры, то в древних текстах отсутствует понятие справедливости как таковое, а в данный момент оно определяется как отдача должного человеку что не совсем сходится с основным определением. Такая справедливость, то есть справедливость неравенства, отображается в медицине сейчас в виде принятия частной медицины. Равенство не совсем является справедливым т.к. предполагает, что честно нажитое имущество будет распределено между теми, кто не приложил ни капли труда к тому чтоб получить его. Современной разновидностью такой интерпретации проблемы справедливости является либертарианское направление (Роберт Нозик), согласно которому "налогообложение, которое перераспределяет доходы в пользу социальных неудачников, является разновидностью воровства". Современное рыночно ориентированное понимание справедливости усугубляет ситуацию в плане развития социальной обеспеченности. Производители лекарственных препаратов так же, как и любых других продуктов конкурируют между собой в цене и качестве, кроме того сейчас на отечественном рынке увеличилось число поддельных дорогостоящих препаратов которые простому человеку не отличить от истинных. И во всей этой суматохе обычный человек который так же может находится близок к смерти еще и сталкивается с подобными проблемами. Вот это уже совсем не справедливо, со всех точек зрения.

Так же мы можем рассмотреть Здравоохранение в США. В этой стране особо остро с этим вопросом потому как их система частного страхования не является идеальной. Хоть и казалось бы много людей могут позволить себе застраховать свою жизнь. Но, а что с остальными? Так 37 миллионов не могут себе просто позволить страховой полис, а полис 20ти миллионов рассчитан лишь на госпитализацию. Такое неравенство между гражданами требует немедленного принятия мер, но не так то просто достучатся до нынешней правящей элиты.

Немалое влияние на справедливость оказало христианство. Вера во что-то высшее дала людям осознание правильности или неправильности их поступков. Если разобрать древнее происхождение слова "праведный", то оно перекликается со словом "правильный" что доказывает общее происхождение этих слов эти два понятия имеют изначально общий смысл с нравственным содержанием. Само христианство дало так сказать толчок к развитию морали и законов которые касаются неприкосновенности жизни человека и восприятия его как индивидуума, равноценной части общества.

Одним из видов милосердия можно выделить помощь больным. Так первыми "центрами помощи" были лазареты которые первоначально стали организовываться при церквях и монастырях. Первый лазарет в европейской истории основывает христианский епископ Нонн в 457 году в городе Эдессе. И само слово "Лазарет" имеет церковное начало, это евангельская притча об исцелении Лазаря. Со временем появляются специальные церкви и создаются ордены милосердия для ухода за больными. Так и в России монастыри были как местом лечения души, так и тела. Как свидетельствует Н.А. Богоявленский, "построенная еще при Сергии (Радонежском - И.С.) в XIV веке больница (в 71 км к северу от Москвы) впоследствии приобрела значение образца монастырского больничного уклада для всех монастырских больниц". Так званые Христианские лечебницы были попытками установит справедливость вне зависимости от социального статуса, положения в обществе человека. нравственный справедливость медицинский эвтаназия

А теперь непосредственно рассмотрим врачевание и деятельное проявление справедливости. Суждение Гиппократа - "врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах" - давно стало аксиоматичным в медицинской этике. Ведь каждый врач принимает клятву Гиппократа, но не каждый помнит о таком пункте как "Не навреди!". И многие забывают о своем долге, как врача, быть гуманным. В последнее время отмечается частые случаи неправильных диагнозов, недейственных препаратов и т.д., а ведь все начинается с разговора с пациентом. В последнее время враче все реже слушают причину возникновения заболевания и обстоятельства и потому допускают много ошибок. А если все-таки расспросить пациента о первых проявлениях и обстоятельствах определенных травм пациента, то станет на много легче понять какое решение будет более уместно, действенно в данной ситуации. К сожалению, в последнее время мы все больше теряем это тонкое искусство врачевания, а переходим сразу к необдуманным резким решениям.

Что касается самого врача, он не обязан любить пациента, но он должен уважать его. Справедливость по отношению к больным важна как никогда. А забота и опека со стороны близких способствует лучшему выздоровлению. Есть странное выражение по поводу больных у такого известного философа и писателя как Фридрих Ницше "Больной - паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить. Прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер... должно бы вызывать глубокое презрение общества. Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении, - не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту... Высший интерес жизни... требуют беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни...". Вот с этим выражением я не согласна, ведь больной человек это тот кто нуждается в опеке и поддержке и нельзя быть к ним жестокими и бессердечными, ведь каждый одинаково имеет право на полноценную жизнь и справедливое отношение к себе.

Принцип справедливости логически объединяет такие нравственные начала, как самоотверженность, независимость, сострадание, милосердие, и потому он максимально соответствует и способствует реализации исходной и конечной цели врачевания - исцелению человека. Именно поэтому врач не только может быть склонен к справедливости, но он должен уметь предпочесть справедливость как моральный профессиональный принцип всем другим соображениям, обстоятельствам и суждениям.

Медицина располагает конкретным знанием, которое может послужить средством достижения различных целей. Иллюстрируя данную ситуацию, Кант в свое время приводил следующий пример: "Предписания для врача, чтобы основательно вылечить пациента, и для отравителя, чтобы его наверняка убить, равноценны". В последнее время растет уровень злоупотребления медицинской помощью. Так же вещества, которые казалось бы должны применятся в особых случаях стали смертоносными орудиями, орудиями пыток и наказания. Так в Уругвае преподавали методы реанимации человека на заключенных после пыток.

Одной из очень выраженных проблем в последнее время является проблема эвтаназии. Есть люди которые стоят на рани между жизнью и смертью и тогда стоит вопрос давать продолжать жить человеку или облегчить его мучения. Фактически это дозволенное убийство. Лично я считаю, что если уж так делать, то только при соглашении родных и по возможности самого человека. Но все-таки лучше в таком случае провести больше последних моментов с родными, насладится последними моментами жизни. Хотя в случае если это невыносимо ту уж лучше облегчить страдания.

Как вывод я хочу сказать, что в нашем мире много несправедливости в разных ее проявлениях. С этим надо бороться, нельзя сидеть сложив руки нужно по возможности улучшать мир, воспитывать отзывчивость в подрастающих поколениях, стараться хоть как-то пытаться улучшить мир и вопреки всему никогда не здаватся.


Теги: Идея справедливости в здравоохранении и медицине  Эссе  Этика, эстетика
Просмотров: 25278
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Идея справедливости в здравоохранении и медицине
Назад