Проблема нравственности государственных служащих

Введение


Нормы нравственности и этики всегда были в центре внимания. Тем более в последнее время об этических нормах на государственной службе стали много писать. В настоящее время происходит реформирование государственной службы России, ее становление как социального института. Несмотря на значительный массив законодательных актов, теоретических концепций по вопросам организации и функционирования института государственной службы, существует ряд проблем, требующих глубокого осмысления.

Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, которая зависит от многих слагаемых, в том числе от нравственного потенциала представителей властных структур, степени этичности их поведения. Проблема нравственности государственных служащих продолжает звучать особенно актуально. Это связано с рядом факторов.

Во-первых, большая часть населения оценивает государственных служащих и их деятельность, прежде всего с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств. Именно от нравственности представителей государственных органов зависит в целом авторитет власти среди населения и, как следствие этого, доверие граждан к ней.

Во-вторых, в среде государственной службы формируются специфические нравственные нормы поведения лиц, занимающих государственные и политические должности, которые способствуют разрешению сложных ситуаций в процессе осуществления ими должностных полномочий.

В-третьих, остается открытым вопрос о содержании правового регулирования профессиональной этики представителей властных структур.

В-четвертых, в настоящее время слабо работают механизмы прямого общественного воздействия на формирование должной морали государственных служащих.

Вышеперечисленные аспекты подтверждают актуальность дальнейшего изучения проблемы нравственности государственных служащих и - как одного из важных направлений исследования - основных механизмов формирования и развития духовно-нравственных качеств государственных служащих: воздействие посредством норм, заложенных в нормативных правовых актах, и прямое воздействие через институты гражданского общества (условно обозначенные как правовое и общественное воздействие).

При написании работы были поставлены следующие задачи:

а) показать отражение этических требований и норм в законах и других правовых актах;

б) исследовать профессионально-этический уровень государственных служащих в муниципальном образовании;

в) рекомендовать пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих.


1. Теоретические основы государственной службы и этики государственного служащего


1.1Государственная служба: понятие, сущность


Государство является механизмом реализации политической власти в лице его государственного аппарата управления. Следовательно, государство выступает субъектом управления общества, которое, в свою очередь, выступает в качестве объекта этого управления. Процесс государственного управления и есть управляющее воздействие политической власти через государственный аппарат на общество. Таким образом, государственная служба - это есть инструмент (механизм) государственного управления, поскольку именно она непосредственно воплощает в жизнь цели и задачи государства. При этом особо отметим, что государственная служба и сама является административной частью государственной власти ( в отличие от политической - правящей политической элиты страны). Такова общая логика взаимоотношений государственной власти, государственного управления и государственной службы.

В Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утверждена Президентом Российский Федерации 15 августа 2001 г.), в соответствии с гл. 2 государственная служба квалифицируется как комплексный (публичный, социальный, правовой и организационный) институт по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, деятельности органов государственной власти и их аппаратов, т.е. в данной Концепции утверждается институциональный подход к определению сущности административной власти.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58 - ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в ст. 1 формулирует, по сути, действующее в российском законодательстве нормативное определение феномена государственная служба: «Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий»:

а) Российской Федерации;

б) федеральных органов государственной власти;

в) субъектов Российской Федерации;

г) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

д) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

е) лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Данная дефиниция подчеркивает, прежде всего, сущность государственной службы.

Таким образом, определены сущностные признаки государственной службы в трактовке действующего российского законодательства.

а) это важная и значимая государственная деятельность, определяемая назначением и самой природой государства как социального института. Именно поэтому государственный служащий и предстает в глазах российских граждан и общественности в рамках своих полномочий по замещаемой должности как само государство. Это постоянно подтверждается уже тем, что государственный служащий всегда выступает от имени государства, представляет интересы государства и защищает их.

б) профессиональная служебная деятельность, отвечающая вполне определенным профессиональным, квалификационным и специальным правовым требованиям, это особый вид профессиональной деятельности по обеспечению интересов государства и решению задач государственного управления. Это не просто профессиональная работа, а служба по управлению обществом и защите государства путем реализации функций соответствующих государственных органов и их структур.

в) профессиональное (информационное, организационное, контрольное, интеллектуальное, аналитическое, прогностическое и иное) обеспечение исполнений полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности и осуществляющих государственно-властные полномочия (политических деятелей). Отметим, что на политиков не распространяются нормы федеральных законов о государственной службе, их запреты и ограничения, поскольку они осуществляют государственно- политические полномочия (деятельность).

г) публичная служба, т.е. служба в органах публичной, официальной и открытой власти, которая обеспечивает общий, интегративный интерес государства, общества и народа - граждан страны.

д) служба, которая осуществляется только гражданами Российской Федерации в государственных органах, на должности государственной службы, включенной в Реестр должностей Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Отсюда не все должности, включенные в штатное расписание государственных органов, являются должностями государственной службы (например, врачи, учителя, технические и обслуживающие работники-водители, работники охраны и т.д.) Не является государственной службой и профессиональная деятельность администраторов государственных унитарных предприятий, государственных учреждений культуры и госпредприятий.

Таким образом, общими (сущностными) чертами государственной службы Российской Федерации выступают:

служба в государственном органе Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;

замещение гражданином Российской Федерации должности государственной службы, включенной в реестр должностей государственной службы (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации);

исполнение или обеспечение исполнения полномочий государственного органа;

реализация служащим должностных полномочий, закрепленных в соответствующем служебном (должностном) регламенте;

получение денежного содержания (вознаграждения, довольствия) за счет средств государственного бюджета.

Итак, государственная служба - это публичный, многофункциональный и многоуровневый политический, правовой, социальный, организационный и этический институт по обеспечению деятельности государства, органов государственной власти, их аппаратов и полномочий лиц, замещающих государственные должности.


1.2 Этика государственного служащего


Этика государственного служащего - это этические принципы и нормы, выражающие в общей форме моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, характеру его взаимоотношений с государством.

Все эти этические принципы и нормы поведения были сформулированы в Федеральном законе №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст.18. В таблице 1 приведены формулировки пунктов ст.18 и комментарии к ним.


Таблица 1 - Формулировка пунктов ст.18 и комментарии к ним

Формулировка пунктов ст.18 Комментарии к законам Исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровнеПрофессионализм означает, что гражданский служащий исполняет свои должностные обязанности: - на постоянной основе (или в течение определенного времени) за вознаграждение (денежное содержание); - с глубоким знанием существа выполняемых функций; - обладает соответствующими знаниями, умениями и навыками выполняемых функций; - обладает соответствующими знаниями, умениями и навыкамиИсходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельностиЭто по существу конституционное требование. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех государственных органов. Эти конституционные предписания непосредственно адресованы гражданским служащим, которые, как и их работодатель - государство, связаны правами и свободами человека и гражданина и обязаны обеспечивать и защищать их. Гражданские служащие должны: учитывать законные интересы граждан; признавать, соблюдать и защищать права и свободы в полном объеме, установленном законом; создавать условия для участия граждан в деятельности органов государственной властиОсуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа Гражданский служащий должен соответствовать своему назначению - быть компетентным, чтобы обеспечивать реализацию компетенции государственного органа. Гражданский служащий обязан: - глубоко знать функции государственного органа и свои должностные функции; они всегда обеспечены строгой регламентацией в законах и иных нормативных правовых актах, в должностных инструкциях; - правильно понимать задачи, возлагаемые на государственный орган, и его предметы ведения; последние получают детальное отражение в задачах и функциях должностей гражданской службы; - строго соблюдать процедуры реализации компетенции (правила, инструкции, порядки, регламенты); - действовать всегда в интересах государства и общества; - хорошо знать свои должностные права и обязанностиНе оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданамУказанная обязанность не означает запрета гражданскому служащему формально и фактически состоять в тех или иных общественных объединениях и в любых "группах по интересам", даже если их целью является удовлетворение личных выгод и нужд. Между тем, поскольку любые общественные группы имеют четко прослеживающуюся склонность терять из виду государственные интересы и общественные блага, закон запрещает гражданскому служащему "сосредоточивать внимание" на узких целях и задачах тех или иных объединений или социальных группНе совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностейПри принятии решений, совершении действий (бездействии) гражданский служащий не должен допускать, чтобы его частные интересы каким-либо образом сталкивались со служебными обязанностями. На нем лежит ответственность за то, чтобы не допускать таких коллизий, какими бы они ни были: реальными, потенциальными или могущими оказаться таковымиСоблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими Гражданский служащий должен руководствоваться правилами служебного поведения. Нарушения федеральными законами для гражданских служащихограничений и запретов, связанных с гражданской службой, следует квалифицировать как неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим должностных обязанностей, влекущее наложение дисциплинарных взысканийСоблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организацийГражданский служащий обязан исполнять свой долг политически нейтрально. Это означает, что при принятии решений, совершении действий (бездействии) он не вправе руководствоваться решениями политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и любых других организаций. Указанное требование также означает, что гражданский служащий не вправе каким-либо образом противодействовать проведению государственной политики, законным решениям и мерам, принимаемым государственными органами и органами местного самоуправления. Будучи политически нейтральными, гражданские служащие обязаны проводить в жизнь политическую программу ПравительстваНе совершать поступки, порочащие его честь и достоинствоГражданский служащий обязан всегда вести себя так, чтобы содействовать созданию хорошей репутации соответствующего государственного органа и укреплять веру граждан в его честность, беспристрастность и эффективностьПроявлять корректность в обращении с гражданамиГражданский служащий обязан быть корректным - доброжелательным и вежливым с гражданами, а также в своих отношениях с вышестоящими руководителями, коллегами и подчиненными. Именно эти элементы поведения, сознания и оценки ценностей имеют решающее значение для гражданского служащего. Они являются самыми трудными и самыми сложными управленческими факторамиПроявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской ФедерацииИз практики служебного поведения должны быть исключены любые проявления дискриминации, должна всемерно поддерживаться настроенность на взаимное уважение, на взаимообогащение культурными ценностями различных народов многонациональной РоссииУчитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессийТребование учета культурных и иных особенностей различных этнических и социальных групп и конфессий обязывает гражданского служащего знать этнокультурную специфику поведенческих нормативов, бытующих в данном регионе, местностиСпособствовать межнациональному и межконфессиональному согласиюЭто требование к служебному поведению по существу носит конституционный характер. В преамбуле Конституции РФ содержатся положения о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия. Строгое соблюдение этих принципиальных оснований российского государства является обязательным условием его существования и развития. Особенно важно то, что ими обязаны руководствоваться все органы государства, а в своей служебной деятельности - все государственные служащиеНе допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органаГражданский служащий не вправе совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государства, принимать участие в действиях, нарушающих работу государственных органов. Гражданские служащие должны воздерживаться от действий, выступлений и публичных высказываний, которые могут повредить гражданской службе или нанести ущерб государственному органуСоблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информацииРазглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, является одним из оснований прекращения государственно-служебных отношений. В служебном контракте предусматриваются условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной и иной), если должностным регламентом гражданского служащего предусмотрено использование сведений, составляющих такую тайну

Таким образом, мы видим, что в основе требований к служебному поведению лежит представление о честности и неподкупности гражданских служащих, их верности государству и закону. Этика государственного служащего призвана обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам.


1.3 Особенности этики государственного служащего


В условиях государственной службы сложились специфические

возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны:

) с внешними факторами - экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.;

) с внутренними факторами - степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие особенности этики государственного служащего, которые представлены в таблице 2.


Таблица 2 - Особенности этики государственного служащего

Характеристика Особенности этики государственного служащегоВ условиях преодоления кризисаСтановление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)Личностные характеристикиУровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик ДифференцированиеУровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик Профессиональный опыт и стаж работыСодержание профессионального опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащегоПрофессиональное образованиеСодержание профессиональной этики государственного служащего непосредственным образом коррелирует с качеством и формой профессионального образованияСоциальная адаптацияСоциальная адаптация государственного служащего к общественным преобразованиям находится в прямо пропорциональной зависимости от этикиКарьерные предпочтенияУровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтенийСамооценка служащегоУровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высокОценка уровня этики служащего населениемНа оценку уровня этики государственного служащего населением влияют: а) объективные причины - наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации; б) субъективные причины - предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристикиСоциально-экономическая ситуацияСоциально-экономическая ситуация обусловливает неудовлетворенность населения работой государственной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего

Таким образом, этика государственного служащего находится во взаимосвязи с многими характеристиками и процессами. На этику чиновника влияют его личностные характеристики, социальная среда, стаж, опыт работы и многое другое. Немаловажную роль играет и оценка уровня этики государственного служащего населением. При оценке уровня этики служащего обращают внимание на то, как работает администрация, какова степень ее открытости населению. Также учитывается личное отношение к государственному служащему и его социальная компетентность.


2. Анализ этики государственных служащих в муниципальном образовании «Яфаровский сельсовет»


.1 Краткая характеристика муниципального образования «Яфаровский сельсовет»


Село Яфарово Оренбургской области Александровского района является муниципальным образованием в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеющим муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления.

Численность населения на 1 января 2012 года составляло 530 человек.

Органы местного самоуправления сформированы на основании Устава муниципального образования, принятого в 2000 году.

В систему органов местного самоуправления входят:

Совет депутатов, являющийся представительным органом местного самоуправления;

Администрация сельсовета, являющаяся исполнительным органом местного самоуправления;

староста поселения.

Совет депутатов, состоящий из 12 депутатов, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законами Российской Федерации, Оренбургской области и Уставом муниципального образования сроком на 5 лет.

Работой Совета руководит председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя Совета. Основной формой работы Совета являются заседания. Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний, рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, участия в работе заседаний комиссий должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественности, населения, а также правила организационно-технического обеспечения работы заседания устанавливаются Регламентом Совета. Первое заседание вновь избранного Совета открывает и ведет до избрания Председателя Совета старейший депутат Совета. нравственный этика государственный служащий

Председателем Совета является глава администрации. В его компетенции как председателя Совета находятся:

организация работы Совета в соответствии с регламентом, утвержденным Советом;

представление Совета в отношениях с населением, органами власти, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями;

подписание постановления Совета, протоколов заседаний и других внутренних документов Совета.

В исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования находятся:

принятие Устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

утверждение бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития района, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области, Уставом муниципального образования, решениями Совета.

Администрацию муниципального образования представляют глава администрации и должностные лица местного самоуправления (заместитель главы администрации, руководители структурных подразделений администрации, бухгалтеры). Всего в администрации муниципального образования работают 30 человек.

Глава администрации избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного тайного голосования в соответствии с законами Российской Федерации, Оренбургской области и Уставом муниципального образования сроком на 5 лет.

Глава администрации сельсовета не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельностью.

Компетенция главы администрации представлена в таблице 3.


Таблица 3 - Компетенция главы администрации муниципального образования

В сфере осуществления исполнительно-распорядительнойВ сфере взаимодействия с Советом депутатовОсуществляет общее руководство деятельностью администрации района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрацииВносит на рассмотрение в Совет проекты нормативных правовых актов селаЗаключает от имени администрации сельсовета договоры в пределах своей компетенцииВносит на утверждение Совета депутатов проекты местного бюджета и отчеты о его исполненииРазрабатывает и представляет на утверждение Совета структуру администрации сельсовета, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание администрацииВносит предложения о созыве внеочередных заседаний Совета депутатовУтверждает положения о структурных подразделениях администрацииПредлагает вопросы в повестку дня Совета депутатовОсуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Совета и депутатов)Представляет на утверждение Совета депутатов планы и программы социально-экономического развития села, отчеты об их исполненииОтменяет акты руководителей структурных подразделений администрации, противоречащие действующему законодательству или муниципальным правовым актамРазрабатывает и вносит в Совет депутатов на утверждение проект местного бюджета, планы социально-экономического развития села, а также отчеты об их исполненииНазначает на должность заместителя главы администрации, бухгалтера, освобождает их от должности, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственностиОсуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом муниципального образования и положением об администрации села

Таким образом, мы видим, что у главы администрации муниципального образования широкий спектр полномочий. Они разделяются на сферу исполнительно-распорядительной деятельности и сферу взаимодействия с Советом депутатов. Глава с одинаковой степенью ответственности выполняет полномочия каждой из сфер.

В период временного отсутствия главы муниципального образования его обязанности по руководству администрацией исполняет заместитель главы администрации. Не подлежат передаче заместителю на время отсутствия главы следующие полномочия главы муниципального образования:

по обжалованию решений Совета;

по заключению договоров с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти;

по отмене распоряжений, принятых главой муниципального образования.

Руководители структурных подразделений администрации осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления селом.

Бухгалтеры в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют бухгалтерский учет имущества, которое является собственностью администрации, занимаются всеми хозяйственными операциями, составляют бухгалтерскую отчетность и т.д.


2.2 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих муниципального образования «Яфаровский сельсовет»


Теоретическое осмысление темы исследования, определение его цели

и задачи, разработка и обоснование понятийного аппарата определили следующие методы исследования: анализ трудов специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры, что позволило выявить имеющиеся научные представления о сущности и содержании профессионально-этического уровня государственных служащих.

В исследовании принимали участие 42 государственных служащих. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия участников.

Для опроса был разработан метод исследования, определены данные, которые необходимо получить в ходе исследования, установлены индикаторы для измерения этического уровня служащих. Вся эта информация указана в таблице 4.

Таблица 4 - Индикаторы измерения этического уровня служащего

Методы исследованияНеобходимые социологические данныеНеобходимые данные о служащемИндикаторы для измерения этического уровня служащихОпрос (служащим были заданы вопросы на определение профессионально-этического уровня)Об условиях и факторах, влияющих на развитие этического уровня государственных служащихВыявление особенностей содержания и уровня образования служащихАнализ социальных качеств, необходимых при выполнении чиновниками своих должностных обязанностейСделан анализ результатов опроса и дана оценка этическому уровню государственных служащихО приоритетных направлениях повышения этического уровня государственных служащихАнализ содержания нравственной осведомленности государственных служащих Уровень профессиональной квалификации государственного служащегоО характере влияния этического уровня на профессиональную деятельность служащихТерриториально-поселенческая дифференциация служащего

Отталкиваясь от указанных повыше блоков эмпирических характеристик и указателей этической оценки муниципальных служащих, можно изучить этические и социально-профессиональные данные персонала МО «Яфаровский сельсовет».

По данным проведенного социологического исследования можно выделить:

Возрастные группы чиновников.

Возрастные группы чиновников представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 - Возрастные группы государственных служащих МО «Яфаровский сельсовет»


Основываясь на эти показатели, можно заметить, что в МО «Яфаровский сельсовет» преобладает группа сотрудников от 25 до 50 лет.

Образование государственных служащих.

В кадровом составе МО немалую часть занимают специалисты с высшим образованием. Большая доля служащих имеет высшее образование по профилю, не подходящему для деятельности, которой они занимаются в настоящий момент. Отсюда низкий процент окончивших специализированные учебные заведения по подготовке кадров управления. Правда, в последнее время ситуация начала изменяться. На работу стали устраиваться молодые специалисты, получившие такое образование. Среди сотрудников есть и те, кто заочно обучается в учебных заведениях по подготовке кадров управления.

Специалистов с образованием «Государственное и муниципальное управление» в МО лишь 6%. Такое же небольшое количество сотрудников имеет гуманитарное и общественно-политическое образование. Доминируют служащие с техническим и естественнонаучным образованием, их 28%. 37% государственных служащих получили экономическое образование. Другое высшее образование имеют 29% опрошенных. Большая часть государственных служащих получила образование 10-15 лет назад. Отсюда вывод: преимущество получают те кадры, которые сравнительно не так давно получили необходимое профессиональное образование, включающее в себя много новых дисциплин. Критерий профессиональной подготовленности играет существенную роль при определении этического уровня и подборе кадров в органы государственной службы.


Рисунок 2 - Образование государственных служащих МО «Яфаровский сельсовет»


Уровень культуры служащих.

Так как одним из факторов производительности профессиональной деятельности считается высокий уровень культуры служащих, были выявлены ключевые составляющие этикета. С сотрудниками муниципального образования был проведен опрос: «Какими элементами этикета должен обладать государственный служащий?». Результаты опроса разместились следующим образом:

а) доброжелательность - 18%;

б) способность брать на себя ответственность - 16%;

в) дисциплинированность - 13%;

г) честность - 8%;

д) принципиальность - 8%;

е) справедливость - 7%;

ж) отзывчивость - 7%;

з) склонность к компромиссу - 5%;

и) предприимчивость - 5%;

к) толерантность - 4%;

л) открытость - 3%;

м) неподкупность - 2%;

н) лояльность к власти - 2%;

о) затрудняюсь ответить - 1%;

п) другое - 1%.

Данный опрос был проведен в открытой форме и преследовал главную цель - выявить, насколько этические и профессиональные аспекты сочетаются в содержании жизнедеятельности государственных чиновников.

Результаты этого опроса показывают, что в число главных элементов этикета чиновников вошли, прежде всего, такие ценности, как доброжелательность, способность брать на себя ответственность, дисциплинированность, а затем уже называются честность, принципиальность, справедливость. А неподкупность вообще находится на 12 месте.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование ценностей профессиональной этики непосредственным образом зависит от характера и стереотипов профессиональной деятельности государственных чиновников.

«В какой степени Вы знакомы с законодательной базой Вашей профессиональной деятельности?» Ответы на этот вопрос должны были помочь уточнить степень профессиональной подготовленности государственных чиновников. Если внимательно посмотреть на ответы, то можно посчитать, что чиновники выглядят специалистами, в правовом отношении подготовленными к своей профессиональной деятельности. При этом ответили «хорошо знакомы с законами», по собственным самооценкам, примерно 40% чиновников и только 3-5% откровенно признались в своем правовом невежестве либо уклонились от ответа. Следовательно, около 60% опрошенных муниципальных чиновников знакомы не в полной степени, либо совсем не знакомы с необходимыми в работе законодательными нормами.

На основании полученных ответов во время исследования, изучения Устава МО «Яфаровский сельсовет», наблюдения за поведением служащих можно определить проблемы профессионально-этического уровня государственных служащих МО «Яфаровский сельсовет».


2.3 Основные проблемы профессионально-этического уровня государственных служащих МО «Яфаровский сельсовет»


В муниципальном образовании «Яфаровский сельсовет» принцип этики и наличие профессионального образования на протяжении долгих лет оставались и остаются невостребованными при назначении на должность. Вопрос о профессионализме и этике государственного служащего, в основе которых лежит знание теории управления, высокая общая культура, духовно-нравственные ценности человека и его управленческие способности, во внимание не принимался и не принимается сегодня в полной мере.

В русле патримониальной этики приоритет получали такие свойства работника, как личная преданность, умение ладить с вышестоящим начальством и т.д. Решение современных управленческих проблем путем подбора кадров подобным способом представляется ущербным. Сегодня стереотип элитарного сознания еще таков: не обязательно обладать управленческими знаниями, иметь управленческие способности и навыки, а главное - войти в состав управленческой элиты, занять определенную должность. Он не только не может эффективно работать, но давно стал основным тормозом в управленческой работе.

Не все служащие обладают определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию государственной службы. Одной из причин этой проблемы является то, что они получили образование, не подходящее для занимаемых ими должностей. Но это не самое страшное. В сельсовете работают сотрудники, у которых вообще нет высшего образования.

Из-за небольшого кадрового состава, государственные служащие не обучаются на курсах повышения квалификации, не проходят профессиональной подготовки. А ведь это необходимо, так как в условиях зарождающихся новых рыночных и демократических отношений в стране государственная служба становится принципиально новым общественным институтом с обновленными целями, идеалами, нормами деятельности.

В результате резкого усиления роли государственных служб в решении экономических, социальных, экологических и иных вопросов испытывается все возрастающая потребность в высококвалифицированных госслужащих, владеющих теорией и практикой регионального развития, умеющих работать в условиях жесткой конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых отношениях.

Сегодня необходимы специалисты, которые обладают пространственным экономическим мышлением, могут видеть специфику эволюции, трансформации своей территории как целостной сложноорганизованной системы, способны оценить его социально-экономический, природно-ресурсный, научно-технический, демографический, информационный потенциал, умеют управлять инновационными процессами, собственностью в условиях формирования многоукладной экономики.

Проблема соответствия образования квалификационным требованиям по государственной должности осложняется тем, что помимо уровня образования, не соответствует требованиям и этика государственных служащих.

Глава администрации и служащие, которые смогли добиться снисходительности со стороны главы, не учитывают законных интересов населения села при решении каких-либо насущных вопросов, тем самым нарушая конституционное требование.

Не проводя схода граждан, абсолютно не интересуясь мнением населения, они сами распоряжаются бюджетом муниципального образования. Бюджетные средства используются нецеленаправленно, а для удовлетворения нужд самих чиновников. А отчеты главы сельсовета перед населением не всегда являются точными и не соответствуют действительности.

При получении всяческого рода кредитов и субсидий (например, кредит на получение средств для поддержки личного подсобного хозяйства) необходима справка либо рекомендация с личной подписью главы администрации. Но при этом со стороны главы администрации муниципального образования проявляются двойные стандарты, то есть он относится предвзято к той категории граждан, которая не поддерживает его политику.

Во время непрямых выборов главы администрации были случаи, когда подкупали депутатов сельсовета. Прокуратура района никак не реагировала на жалобы, так как подкупы осуществлялись в пользу правящей власти. А с переходом в систему прямых выборов ситуация не улучшилась. Число лиц, продающих свой голос начало увеличиваться за счет простого населения. Во время выборной кампании глава администрации лично посещает лиц, не способных самостоятельно добраться до избирательного участка, и оказывает давление при голосовании на эту категорию граждан.

Также весьма возмутительным для определенного круга лиц является тот факт, что старостой села является родной брат главы администрации. И это в свою очередь является причиной непрозрачного использования бюджетных средств, выделяемых на проведение различного рода мероприятий в масштабах села.

Во время публичных выступлений служащие муниципального образования ведут себя некорректно. Позволяют себе употреблять ненормативную лексику при общении с населением. В отдельных случаях допускают оскорбительные высказывания в адрес граждан.

Вопреки запрету о предпринимательской деятельности государственных служащих, глава сельсовета является директором крестьянско-фермерского хозяйства.

Таким образом, можно выделить основные проблемы профессионально-этического уровня государственных служащих муниципального образования «Яфаровский сельсовет»:

а) недостаточное количество квалифицированных кадров в органе управления;

б) расходование бюджетных средств не по назначению;

в) предвзятое отношение к некоторым категориям граждан;

г) несоответствие системы выборов демократическим ценностям;

д) избирательный метод подбора кадрового состава;

е) недисциплинированный метод работы с гражданами;

ж) совмещение государственной и предпринимательской деятельности.

На основании выявленных проблем можно разработать рекомендации по совершенствованию профессионально-этического уровня государственных служащих.


3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих


3.1 Способы совершенствования профессионально-этического уровня государственных служащих


Для совершенствования профессионально-этического уровня государственных служащих рекомендуется предпринять действия для обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на государственной службе. Этого можно добиться посредством:

а) разработки и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;

б) поощрения предпринимаемых правительством действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;

в) включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;

г) продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении действующих правил;

д) оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;

е) использование Принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных ниже.

Общие принципы представляют собой основы поведения государственного служащего, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Эти принципы необходимо адаптировать к условиям конкретных администраций. Принципы поддержания этики на государственной службе представлены в таблице 5.


Таблица 5 - Принципы поддержания этики на государственной службе

Формулировка принциповКомментарии к принципамЭтические нормы для государственной службы должны быть четкими и яснымиГосударственному служащему необходимо знать основные принципы и нормы, которыми он должен руководствоваться во время работы, а также осознавать границы допустимого поведения. Этого можно добиться при помощи краткого и широко пропагандируемого изложения основных этических норм и принципов, регламентирующих государственную службу, представленного, например, в виде кодекса поведения, что позволит добиться единообразного понимания указанных принципов и норм как на всех уровнях государственного управления, так и в более широких кругах обществаНеобходимо обеспечить руководство государственными служащими в сфере этикиПрофессиональная социализация должна способствовать воспитанию необходимых здравого смысла и навыков, позволяющих государственным служащим применять этические принципы в конкретных обстоятельствах. Обучение повышает уровень знаний в области этики и может привить навыки, необходимые для проведения ими анализа и морального обоснования принимаемых решений с точки зрения этики. Непредвзятые советы могут помочь создать такую обстановку, в которой государственные служащие с большим желанием будут противостоять этическим конфликтам и проблемам и решать их. Должны быть обеспечены механизмы руководства и консультаций внутри организаций и ведомств, призванные помочьГосударственный служащий должен знать свои права и обязанности при разоблачении им правонарушенийГосударственному служащему необходимо знать свои права и обязанности в том, что касается выявления фактических или предполагаемых правонарушений в государственной службе. Для этих ситуаций должны быть предусмотрены четкие правила и процедуры, которых должны придерживаться должностные лица, и официально утвержденная иерархия ответственности. Государственному служащему также необходимо знать, какая защита будет предоставлена в случае разоблачения ими правонарушенийПолитическая приверженность этике должна укреплять этичность поведения государственного служащегоПолитические лидеры ответственны за поддержание высоких моральных норм при выполнении ими своих служебных обязанностей. Их приверженность этическим принципам демонстрируется на личном примере и путем принятия таких мер, которые возможны лишь на политическом уровне, к примеру, посредством введения в действие законодательных и институциональных мер, способствующих этичному поведению и устанавливающих санкции за правонарушения, а также путем предоставления достаточных поддержки и ресурсов для осуществления деятельности, связанной с обеспечением этики, на всех уровнях государственного управления и посредством неиспользования этических норм и законов в политических целяхПроцесс принятия решений должен быть информационно прозрачным и открытым для тщательного его рассмотренияОбщественность вправе знать, как государственные институты распоряжаются доверенными им полномочиями и ресурсами. Внимательному изучению принятых решений общественностью должны способствовать информационно прозрачные и демократичные процессы их принятия, надзор со стороны законодательной власти и доступ к государственной информации. Информационная прозрачность должна подкрепляться такими мерами, как внедрение систем раскрытия сведений и признание роли активных и независимых средств массовой информацииДолжны действовать четкие директивы, регламентирующие взаимодействие между государственным и частным секторамиПоведение государственного служащего при работе с частным сектором должно регламентироваться четкими и ясными правилами, устанавливающими этические нормы. Рост масштабов взаимодействия между государственными и частными секторами требует уделения большего внимания ценностям государственной службы, а также того, чтобы сторонние партнеры уважали эти же ценностиРуководители должны демонстрировать и поощрять этичное поведениеОрганизационная среда, где соблюдение высоких норм поведения поощряется посредством соответствующих стимулов (таких, например, как создание адекватных условий работы и действенная оценка показателей работы), оказывает непосредственное воздействие на проявление уважения к ценностям государственной службы и соблюдение этических норм в повседневной практике. Важную роль в этом играют руководители, обеспечивая последовательное руководство и являя собой образец исполнения служебных обязанностей в том, что касается их этики и поведения в профессиональных взаимоотношениях с политическими лидерами, другими государственными служащими и гражданамиПолитика, процедуры и практика управления должны поощрять этичное поведениеПолитика и практика в области управления должны демонстрировать приверженность организации соблюдению этических норм. Для государственных служб недостаточно располагать лишь структурами, основанными на правилах или контроле соблюдения правовых норм. Если будут действовать одни лишь системы контроля соблюдения правовых норм, это может привести к непреднамеренному поощрению того, чтобы некоторые государственные служащие действовали на грани неправомерного поведения, оправдывая это утверждениями о том, что если они не нарушают закон, это, якобы, означает, что они действуют этично. Политика должна не только очерчивать круг тех минимальных норм, при несоблюдении которых действия должностных лиц будут считаться недопустимыми, но и четко формулировать ту совокупность ценностей государственной службы, которым должны стремиться следовать государственные служащиеУсловия государственной службы и работа с кадрами должны поощрять Условия найма на государственную службу (такие, как перспективы этичное поведение служебного роста, возможности повышения квалификации, адекватная оплата труда и политика в сфере работы с кадрами) должны формировать среду, благоприятствующую этичному поведению. Последовательное применение в практике приема на работу и продвижения по служебной лестнице таких основных принципов, как учет личных качеств и заслуг, способствует поддержанию честности в работе государственной службыВ рамках государственной службы должны действовать адекватные механизмы подотчетностиГосударственные служащие должны быть подотчетны в своих действиях руководству и, в более широком смысле, обществу. Подотчетность должна касаться как соблюдения действующих правил и этических принципов, так и достижения необходимых результатов. Механизмы реализации подотчетности могут быть как внутренними по отношению к учреждению или ведомству, так и действующими в масштабах всего государственного аппарата, или могут быть предоставлены гражданским обществом. Механизмы обеспечения подотчетности могут быть разработаны таким образом, чтобы обеспечивать адекватный контроль при одновременном допущении надлежащей гибкости управления и руководстваДля борьбы с неправомерным поведением должны предусматриваться соответствующие процедуры и санкцииМеханизмы выявления и независимого расследования правонарушений (таких, как коррупция) являются необходимой частью инфраструктуры обеспечения этики. Необходимо предусмотреть надежные процедуры и ресурсы для отслеживания, доклада и расследования случаев нарушения правил государственной службы, а также соразмерные административные или дисциплинарные санкции для того, чтобы отбить желание совершать неправомерные действия. Руководители должны проявлять надлежащую рассудительность при применении этих механизмов в тех случаях, когда необходимо принимать соответствующие меры

Таким образом, принципы поддержания этики на государственной службе играют значительную роль при формировании этики служащего. Они направляют и мотивируют чиновников на ожидаемое от них поведение.


3.2 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих


Формирование и рост профессионально-этического уровня государственного служащего зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных служб.

Пути повышения этики государственных служащих:

а) создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

б) создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

в) осуществить управление развитием профессиональных качеств

государственных служащих;

г) обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;

д) формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;

е) соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена;

ж) строго контролировать расходование бюджетных средств со стороны правоохранительных органов и гражданского общества;

з) ввести в действие этический кодекс муниципальных служащих администрации;

и) ввести в практику более тщательный контроль за выборным процессом;

к) строго контролировать и пресекать причастность государственных служащих к предпринимательской деятельности;

л) воспитать в себе такие индивидуально-психологических свойства, которые позволяли бы взаимодействовать с ролевой структурой и ролевыми предписаниями, а также учитывать социальные и психофизиологические особенности мужчин и женщин, вести дело ответственно, честно;

м) использовать объективную оценку деятельности подчиненных, видеть лучшие черты, поддерживать и развивать их, искоренять недостатки, разбираться в людях, понимать всю сложность каждого характера, использовать качества людей для пользы коллектива, повышения эффективности работы;

н) уметь ориентироваться в сложной обстановке (при ограниченной информации находить и принимать наиболее рациональные решения);

о) выработать в себе умение управлять своими эмоциями и настроением, в том числе не смешивать личную жизнь и профессиональную.

Реформы государственного сектора приводят к коренным переменам в государственном управлении, что вызывает возникновение новых этических проблем. Несмотря на то, что государственные службы работают в разной культурной, политической и административной среде, они, зачастую, сталкиваются с одними и теми же этическими проблемами, и их действия в области поддержания этики обладают рядом общих свойств. Государственные службы стоят перед необходимостью решения проблем, связанных с этическими нормами государственного служащего, для чего необходимо усилить деятельность управления по совершенствованию этики поведения.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Таким образом, пути совершенствования повышения этического уровня государственного служащего лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы подготовки государственных служащих и соблюдения Принципов поддержания этики.


Заключение


В глазах населения государственный и муниципальный служащий олицетворяет собой государство, и этичность его должностного поведения для обычных граждан имеет большое значение. В обыденном сознании часто именно нравственные, а не профессиональные и деловые качества представителей государственной и муниципальной службы более всего определяют отношение населения к оценке работы государственных органов управления.

Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственных и муниципальных служащих справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью.

Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относиться к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек - главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.

Одно из противоречий, образующихся вследствие нахождения государственных служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего - постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни служения, начиная от такого социального образования, как государство (фактически абстрактный уровень). Абстрактно служить государству никто не может, поскольку оно выражает интересы своих граждан и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за всё, что он делает, ответственен перед людьми.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы:

а) эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

б) исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

в) такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

г) качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

В организации государственной службы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

а) специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

б) её территориальное устройство;

в) вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

г) особый характер текучести рабочей силы;

д) особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности государственной службы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.


Список использованных источников


1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58 - ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79 «О государственной

гражданской службе Российской Федерации».

. Жирков Р.П. Этика государственной службы и государственного служащего: учеб. пособие для вузов / Р. П. Жирков, Л. Ю. Стефаниди. - СПб. : Интермедия, 2012. - 162 с. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-4383-0005-2.

. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: монография / Г. В. Атаманчук. - М. : РАГС, 2002. - 272 с. - ISBN 5-7729-0128-1.

. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук . - М. : Омега-Л, 2004. - 584 с. - Библиогр. в примеч. - ISBN 5-98119-097-3.

. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учеб. для вузов / В. Д. Граждан . - М. : КноРус, 2009. - 542 с. - Слов. терминов : с. 527-542. - ISBN 978-5-390-00255-1.

. Устав муниципального образования «Яфаровский сельсовет»

. Атаманчук Г.В., Ионова А.И., Ульянова А.Я. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2005.

. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в политическую этику. М- Тюмень: ИПОС, 2007. - 181с.

. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. -М.: Изд-во РАГС, 2006.

. Профессионализм в системе государственной службы. - Ростов-на-Дону, 2002.-255с.

. Психология и этика делового общения. Учебник для Вузов. / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003.

. Слепцов Н.С. Проблемы подготовки государственных служащих в РФ. // Материалы научно-практической конференции «Наращивание потенциала в области государственного управления в республике Карелия». -Петрозаводск, 2001.

. Анимица Е.Г. Трудная дорога к государственной службе // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 194-197.

. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. - М.: Юнити - Дана, 2002. - 551 с.

. Демина, А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты / А.А. Демина. - М.: Книгодел, 2004. - 560

. Дубинина, М.В. Этика в России и за рубежом // 2002 №4.

. Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу./ Е.С. Жариков. - М., 2002. - С. 150.

. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ В.Г. Иванов. - М.: «Март»; Ростов - на - Дону: Март. 2005. - 448 с.

. Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие для студентов / Д.М. Овсянко. - М.: Юрист, 1996. - 208 с.

. Пищулин, Н.П. Социальное управление. Теория и практика: учебное пособие / Н.П. Пищулин. - М.: Академкнига, 2003. - Т. 1.-540 с.

. Канке В.А. Современная этика. Учебник для вузов/ В.А. Канке - М.: 2007 - 156 с.

. Иванов, В.В. Государственное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - 2-е изд., доп. - М.: Инфра - М, 2006. - 718 с.

. Гренчикова, А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. - 2004. - №12 (98) - С. 63 - 65.

. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений./Р.Н. Ботавина - М., 2001 г. - 185 с.

. Бабинцев, В.П. Региональная система развития кадров государственной и муниципальной службы/ В.П. Бабинцев // Образовательная политика. - 2006. - №4 С. 13 - 15.


Теги: Проблема нравственности государственных служащих  Курсовая работа (теория)  Этика, эстетика
Просмотров: 5528
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Проблема нравственности государственных служащих
Назад