Нравственный облик государственного служащего

Содержание


Введение

Глава 1. Нравственный облик государственного служащего. Требования к служебному поведению

.1 Законодательные требования

.2 Этика государственной службы. Требования, предъявляемые к государственному служащему

.3 Понятие нравственных критериев отбора на государственную службу

Глава 2. Нравственный облик современного государственного служащего в органах государственной службы

.1 Методы отбора на государственную службу

.2 Влияние этических норм при отборе кандидатов на государственную службу, нравственный облик государственного служащего

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение


Тема настоящей работы - «Нравственный облик государственного служащего», тесно соприкасается с понятиями нравственность, духовность, культура... Над этими понятиями мы задумываемся все чаще, размышляя о путях становления новой российской государственности, о дальнейшем реформировании государственной службы.

Сегодня каждому здравомыслящему человеку понятно, что без опоры на прочные нравственные основания реализовать идеи демократии и социальной справедливости невозможно, их забвение чревато большими личностными и социальными трагедиями. Никакими общими рассуждениями типа «государственный аппарат должен служить людям, быть открытым и демократичным», «государственный служащий должен быть честным, принципиальным, заботиться об общественных интересах, не брать взяток и не использовать свое служебное положение в корыстных целях» делу не поможешь.

Актуальность исследования заявленной темы обоснована тем, что духовно-нравственные проблемы столь сложны, неоднозначны и так трудно поддаются какой-либо формализации, что практически невозможно дать в этом отношении конкретные рекомендации, создать какие-либо схемы и структуры. Не случайно право на существование этики государственного служащего как научной дисциплины, а, следовательно, и специального учебного предмета, обсуждается давно и вызывает немало споров. Так в настоящее время под этикой государственной службы понимается вид профессиональной этики, вместе с тем ее можно трактовать как науку о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организациях, в данном случае в аппаратных структурах государственной власти и местного самоуправления. Вопросы этики приобретают значимое влияние не только в повседневной деятельности государственного служащего.

Под этим углом зрения и следует изучать нравственные основы государственной и муниципальной службы, анализировать нравственное сознание и нравственное поведение служащих, а также нравственный облик самого государственного служащего.

Главная задача изучения нравственных проблем государственной и муниципальной службы заключается в том, чтобы через познание природы и специфики общих моральных принципов исследовать основные тенденции и закономерности нравственного развития аппарата современного Российского государства, определить основные нравственные требования к служащим управленческих структур.

Теоретической основой работы стало изучение существующей нормативно-правовой базы о государственной службе в РФ, особое внимание уделено правовому анализу Федеральных Законов №104 от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации» [3] и №79 от 02.08.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4]. Также проанализированы основные подзаконные акты Указы Президента N 111 от 01.02.2005 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», №885 от 12.08.2002 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [5]. Также значительное внимание уделено специальным научным исследованиям в указанной сфере [7; 11; 17; 20; 23; 31; 32].

Целью данной работы является анализ нравственного облика государственного служащего.

Для выполнения поставленной цели в аттестационной работе решаются следующие задачи:

1.дать понятие государственной службы в законодательстве РФ и определить принципы государственной гражданской службы;

2.определить законодательные требования, предъявляемые к служебному поведению государственных служащих;

.дать понятие нравственных критериев отбора на государственную службу;

.выявить значение критериев нравственности в кадровой работе;

.проанализировать представления государственных служащих о нравственном облике современного государственного служащего.

Решение этих задач позволит нам выявить сущность, роль и место морали в системе государственно-управленческих отношений, анализировать моральное состояние персонала государственной и муниципальной службы в целом, а также теоретически обосновать и раскрыть содержание моральных требований и идеалов, принципов и нравственных норм, присущих системе государственного и муниципального управления, проанализировать наиболее типичные для аппарата государственного управления нравственные ситуации, конфликты, предложить эффективные способы их преодоления.

Работа состоит из двух глав, каждая из которых поделена на пункты, соответствующие тематике, заявленной в названии главы. Такое деление представляется наиболее уместным для всестороннего анализа обозначенной в названии работы темы.


Глава 1. Нравственный облик государственного служащего. Требования к служебному поведению


1.1Законодательные требования


Закон является инструментом кадровой политики в органах государственной власти, на его основе происходит формирование кадрового состава гражданских служащих и регулируется их деятельность.

Отношение к включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных норм и требований - это формальное, искусственное действие [29].

Другая точка зрения заключается в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.

Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17) (Закон «О государственной гражданской службе»). [4]

Необходимо отметить, что сложности при практической реализации положений Закона о служебном поведении и отбора на профессиональную государственную службу связаны с:

субъективностью и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий;

отсутствием интеграции современного российского общества посредством единой морали, отрицанием сложившихся ранее нравственных норм и ценностей;

невозможностью учесть весть спектр поведенческих стратегий и сложностью определения адекватных санкций за нарушение требований к служебному поведению.

Требования к служебному поведению включают в себя три типа нравственных норм:

а) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);

б) запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);

в) рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).

В законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.

Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс американского общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения служащих [18].

Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы.

Требования предъявляемые к служебному поведению гражданского служащего содержатся в ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе». [4] К недостаткам ст. 18 Закона можно отнести то, что по сути не определены процедуры принятия нормативных актов государственных органов о служебном поведении, конкретизирующих деятельность служащих применительно к отдельным сферам и специфике целей и функций органов власти; не определены способы контроля и санкции за нарушения.

Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих» [5] рекомендовано не только государственным служащим, но и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, придерживаться Принципов, утвержденных Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

По мнению ученых, на данный момент этот нормативный акт можно считать своеобразным кодексом поведения государственных служащих [17].

Установленные данным Указом принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Так государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

1.исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;

2.исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

.осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;

.не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

.исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;

.соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;

.соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;

.соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

.проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

.проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

.воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

.при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;

.не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;

.воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;

.соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

.уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.

Также впервые в Указе Президента N 885 дано определение понятия «конфликт интересов»: это ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей. Определен и порядок действий служащего при угрозе возникновения конфликта интересов, а именно: служащий обязан сообщить об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

Повышенные требования, вполне обоснованно, предъявляются к руководителям. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Так как гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» наделен значительными организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, то он призван принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; не допускать принуждения гражданских служащих к участию в деятельности организаций, если такое действие ставит под сомнение политическую нейтральность, не исключает возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.

Необходимо учесть, что хотя перечень требований к служебному поведению гражданского служащего и не является исчерпывающим, смысл требований определяет главное - закон позволяет не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях, на уровне дисциплинарной ответственности.

В данном контексте необходимо также рассмотреть содержание ст. 19 ФЗ «О государственной гражданской службе» [4]. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации [22].

Как считает Казаченкова О.В. «при конфликте интересов государственный гражданский служащий делает выбор между личной заинтересованностью как возможностью получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя, членов своей семьи, иных граждан или организаций, указанных в Законе, и интересами службы, то есть задачами, для выполнения которых образованы федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, и полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на гражданского служащего» [14].

Это означает, что в первую очередь при конфликте интересов страдают интересы службы, в связи с чем, как нам представляется, противоречие возникает не между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, а между ненадлежащим исполнением гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей и указанными законными интересами.

Следовательно, возможность причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации находится в прямой зависимости не от личной заинтересованности гражданского служащего, а от необъективного исполнения им должностных обязанностей, произошедшего вследствие влияния на их добросовестное исполнение личной заинтересованности.


1.2 Этика государственной службы. Требования, предъявляемые к государственному служащему


Прежде всего, следует подчеркнуть, что профессия «государственный служащий», государственная служба как особый вид профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов должны иметь свою профессиональную этику (как ее имеют врачи, учителя и другие профессиональные группы).

Это необходимо, во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от нравственных качеств чиновников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам. Во-вторых, серьезные аморальные проступки госслужащих являются сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения. В-третьих, сама специфика профессии - быть проводником государственной воли, всегда в центре общественного внимания, работа с населением, определенное ограничение своих гражданских прав и многое другое - диктует необходимость разработки специфических нравственных норм поведения. [7]

Этика государственной службы - это адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяюще воздействующих на служащих и их окружение, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления. [7]

Конечно, как и любая другая профессиональная этика, этика государственной службы не содержит ни одной моральной категории, которой бы не было в общечеловеческой морали. Не может быть какой-либо специфической моральной нормы, свойственной только определенной профессии, этического качества, которое не было бы позитивным для людей разных профессий. Ответственность, гражданская позиция, долг, честность, коммуникабельность патриотизм, уважительность к человеку любой нации или цвета кожи, социального происхождения или материального достатка - все это необходимо для государственного служащего в неменьшей степени, чем для врача, банкира, учителя.

Этика государственной службы вместе с тем имеет свои специфические признаки, приоритеты, моральный идеал. Определяются они по соответствующим критериям, которые также соответствуют нравственному облику государственного служащего.

Во-первых, она должна вобрать в себя те нравственные нормы и принципы, которые абсолютно необходимы (а не «факультативны») для человека, занимающегося государственным управлением на любом его уровне.

Во-вторых, именно в этике государственного служащего должен быть определен рейтинг важности этих норм и принципов.

Рассматриваемая система этических знаний и практических рекомендаций сориентирована на систему государственной и муниципальной службы, что включает в себя как внутриаппаратные отношения, так и отношения, складывающиеся между государством и институтами гражданского общества и отдельными гражданами. Материальными носителями нравственности являются не только отдельные служащие, а прежде всего государственный аппарат власти как система. [7, 45 с.] Нравственную ответственность за реализацию принятых решений несут не только отдельные служащие, как «подневольные» исполнители, она лежит на государственных структурах и организациях, системе власти в целом.

Ответ на вопрос, кто является субъектом этических оценок действий и поведения государственных служащих и государственных структур, определяется тем, что все эти действия и поступки оцениваются не госслужащими лично и даже не отдельными начальниками, а обществом и законодательством, избирателями и налогоплательщиками. Служащие в процессе исполнения своих должностных обязанностей реализуют не только свои собственные моральные представления, но, прежде всего, моральные принципы и нормы, освященные общественным мнением, законом и политическими установками легитимной власти.

По структуре мораль государственного служащего включает в себя: нравственные ценности - это совокупность моральных принципов, норм, убеждений, мотивирующих специфическое поведение в противовес всем другим способам реагирования [20]. На общей иерархической организации ценностей строится и индивидуальная система ценностей, в том числе и субъективная ценностная структура каждого государственного служащего. Основные ценности этики государственного служащего - гуманизм, профессионализм, исполнительность, свобода, социальная справедливость, человеколюбие, патриотизм, интернационализм. Многие из этих ценностей носят, так сказать, официально признанный характер.

В целом же нравственные ценности не навязываются, не выдвигаются как идеологические установки, жестко детерминирующие поступки служащего и подавляющие его личность. Свой выбор в каждом конкретном случае служащий делает сам, сам его обосновывает и сам несет ответственность за свои действия и поступки. Но, конечно, не только должностные лица несут ответственность. Косвенно эта ответственность лежит на государстве в целом. Ведь на высокую нравственность госслужбы можно рассчитывать только тогда, когда госслужащие надежно защищены социально и экономически, защищены правом от всякого рода слухов и кривотолков, подрывающих их авторитет и порочащих их честь.

Во-вторых, это перечень личностных добродетелей служащих, их нравственные чувства и привычки - честность, скромность, дисциплинированность, сострадание, уважительность, профессиональная гордость, чувство собственного достоинства в отличие от честолюбия, тщеславия, амбициозности, «синдрома власти» и т. д. Нравственные чувства выражают как субъективные переживания реальных взаимоотношений между людьми, так и отношение служащего к самому себе, к своему месту в обществе, на службе, в среде ближайшего окружения.

В-третьих, это оценочные понятия - добро, справедливость, неподкупность, порядочность, честь, долг как антиподы бюрократизма, карьеризма, взяточничества, протекционизма, угодничества, подхалимства. Такого рода идеальные требования являются исходной базой прочных нравственных основ администрирования, задают перспективу гармонического сочетания личных, корпоративных и государственных интересов;

В-четвертых, это основополагающие принципы и нормы поведения на службе и в обществе - высококачественное выполнение служебного долга, лояльность к власти, патриотизм. Они являются своеобразным компасом поведения служащего, формируют мотивацию его мыслей и действий, моральную позицию служащего, кредо, которыми он и руководствуется, исполняя обязанности по должности. Они противостоят безответственности и непрофессионализму, правовому нигилизму, прозападничеству и сепаратизму, неуважительному отношению к своему государству и своему народу. [7]

Главное требование, предъявляемое к профессиональной этике государственного служащего - нравственная позиция государственного и муниципального служащего как никакого другого работника должна быть здоровой и устойчивой, максимально отвечать моральному идеалу демократического, социального, правового государства. Конечно, это идеал, в чем-то даже утопическое требование. Но неоспоримо одно: обществу и государству наносится вред, когда на службе задерживаются люди с морально ущербной, рыхлой нравственной позицией, легко меняющейся в зависимости от конъюнктуры и внешних обстоятельств.

Этика государственной службы есть профессиональная мораль государственных служащих, которая включает в себя ранжированные по важности основные нравственные нормы и качества, необходимые для успешного выполнения служебных функций работниками аппарата органов государственной власти и местного самоуправления.

Можно выделить несколько блоков нравственных требований к служащим, составляющих основное содержание требований, учитываемых при отборе на государственную службу.

Прежде всего, это нравственный идеал государства как ведущая нравственная конструкция государственной и муниципальной службы. Таким идеалом для нас является признание самоценности человеческой жизни, признание и защита прав, свобод и достоинства каждого человека и гражданина. Этот идеал органически вписывается в систему демократических ценностей, следование ему позволяет преодолеть распад социальной ткани, снизить уровень отчужденности человека от власти и власти от общества, крепче увязать социальное бытие каждого человека с реалиями российской государственности.

Такой идеал достижим в условиях демократического, правового, социального, федеративного государства - государства авторитетного и уважаемого как своим народом, так и мировым сообществом. С полным правом его можно рассматривать в качестве мощного мобилизующего фактора и ориентира высококачественного и эффективного исполнения служебного долга. [7]

Далее идут моральные приоритеты, которыми должны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей работе: интересы общества и государства, авторитет власти, честное и ответственное служение, защита государственной и иной охраняемой законом тайны. В конечном счете как формулировал М.Вебер, всякое действие чиновника подчиняется одному из двух фундаментальных начал: оно может быть ориентировано либо на «этику убежденности» (поступаю так по убеждению и не размышляю о последствиях, не чувствую ответственности за то, что последует), либо на «этику ответственности» (поступаю с сознанием собственной ответственности за последствия своих действий).

Мы уже говорили о принципах этики государственного служащего как о наиболее общих требованиях, выражающих сущность нравственных отношений между служащим и государством, служащим и обществом, служащими между собой, в том числе рассматривали их правовое закрепление (п. 1.1. работы). Вернемся к ним и рассмотрим их более пристально. Они составляют сердцевину морали, выступают своеобразным духовным ориентиром человека в служебной среде. Заметим, что подавляющее большинство из них не декларируется государством, не спускается сверху. Они складываются исторически и выражают интересы общества и его требования к нравственной сущности человека, наделенного властью, в соответствии с его особым социальным статусом и назначением в системе государства. Принципы нельзя менять произвольно в угоду сиюминутной политической выгоде или по чьему-то капризу. Со временем принципы обогащаются, наполняются все более глубоким содержанием. Назовем наиболее важные принципы:

·лояльность ко всем ветвям власти, к воле избирателей, к государственным органам и учреждениям, к оппозиции и оппонентам власти;

·законность, т. е. строгое соблюдение буквы и духа закона, требований должностных инструкций;

·добровольное и сознательное ограничение служащими некоторых своих гражданских прав и свобод;

·добросовестное и ответственное исполнение служебных обязанностей - исходить из того, что есть, и ориентироваться на то, что должно быть;

·гуманизм и социальная справедливость.

Служба в органах власти - это не формальное исполнение законов и должностных инструкций, а осмысленная деятельность во имя человека, во имя создания максимально благоприятных условий для успешной реализации каждым гражданином своих интересов, устремлений и способностей. Ее главный постулат - не власть над людьми, а власть для людей. [11]

Для успешного государственного управления во имя создания общества, достойного человека, госаппарат, аппарат органов местного самоуправления должен руководствоваться вышеизложенными принципами.

Нравственные принципы реализуются посредством соблюдения соответствующих норм. Эти нормы, как и принципы, можно классифицировать. Прежде всего, следует назвать нормы общечеловеческого характера (это первый блок): честность, правдивость, доброжелательность, уважение к личности и т. д. Скажем, с посетителями представитель власти должен вести себя спокойно, достойно, культурно, избегать легкомысленных обещаний. Разумеется, он должен быть скромен, проявлять заботу о своей репутации и личной независимости. Государственный служащий должен избегать действий, шокирующих окружающих: недопустимы пьянство, неряшливость, легкомыслие, неупорядоченность в семейных делах и т. д.

Эти нормы регулируют практически весь спектр служебных отношений, но особенно их значимость проявляется в сфере взаимодействия государства и общества, государственного аппарата и гражданина. Каждый служащий должен помнить, что по его поведению и поступкам судят не только о нем, но и обо всем ведомстве, власти в целом. [7]

Ко второму блоку мы бы отнесли нравственные нормы внутриаппаратного поведения: коммуникабельность, умение хранить государственную и служебную тайну; дисциплинированность; неприятие таких негативных проявлений, как угодничество, панибратство, сплетни, интриги. Служащему не пристало распространяться на работе о своих личных обидах и семейных неурядицах; не следует посвящать третье лицо в возможные расхождения во взглядах между ним и руководителем по профессиональным вопросам; недопустимо присоединяться к группировкам, практикующим неформальное или некомпетентное вмешательство в служебные дела.

Наконец, третий блок - нравственные нормы разрешения служебных конфликтов: личная уравновешенность, отсутствие экстремизма, умение находить компромиссы и др. Служащий не должен затевать тяжбы и судебные процессы без необходимых на то оснований. Если таковые имеют место, он обязан соблюдать объективность, давать точную и достоверную информацию.

Анализ, выявление и изучение нравственных норм этики государственного служащего, нравственных критериев отбора на государственную службу жизненно необходимы. Данные нормы являются содержательной основой в работе по воспитанию необходимых духовно-нравственных качеств государственных и муниципальных служащих. Они выступают в качестве критерия оценки профессиональной пригодности человека к деятельности в государственных органах, учреждениях, возможностей служебного роста чиновника. Для самого же служащего они выступают как «справочник», ориентир в решении возникающих нравственных коллизий. [7]

Итак нравственные критерии отбора на государственную службу служат формированию нравственности государственных служащих, социализации личности государственного служащего.

Вообще процесс социализации личности государственного служащего непрерывный, достаточно противоречивый и трудный для многих процесс. Каждый день приходится делать выбор между личными и общественными интересами, между такими понятиями как долг, справедливость, патриотизм, с одной стороны, эгоизм, личное материальное благополучие, привилегии - с другой. Нравственными регуляторами нередко являются страх, стыд, но главное, чтобы поведением человека руководила совесть.

Необходимо заниматься нравственным самоанализом, самоконтролем, нравственным самообразованием, развивать этическую эрудицию, давать оценку своим мыслям и поступкам.

Все это нелегко, но только так формируется нравственный облик личности служащего. Ничего другого наука и практика административной деятельности пока предложить не могут. [33]

В процессе нравственной социализации существенную роль играет моральная диагностика служащего - изучение работника с целью выявления уровня его моральной воспитанности, нравственной культуры. В структуре диагностики фиксируются следующие качества: глубина знаний принципов и норм общей и административной этики; развитость нравственного сознания и нравственной воли; характер поведения при преодолении житейских и служебных трудностей; стиль поведения в экстремальных и конфликтных ситуациях; устойчивость к соблазнам власти. Все эти показатели выступают своеобразными индикаторами уровня нравственности работника.

Моральная диагностика крайне важна в кадровой практике. Ведь не секрет, что, принимая на работу человека или обеспечивая его карьерное продвижение, мы смотрим, прежде всего, на него как на специалиста. Каковы же его моральные установки и духовно-нравственные ориентиры, каков уровень моральной устойчивости, интересуемся редко.

Самооценка, самоконтроль, самоутверждение, самообразование, внешнее нравственное воздействие - элементы одной цепи. Все моральные принципы и нормы кажутся достаточно понятными и простыми. Но это только на первый взгляд, и они составляют лишь минимум, которым надо овладеть, чтобы стать государственным служащим современной формации.

Пока в нашей системе государственной службы нормы этики государственной службы внедряются медленно, с большим трудом. Многие из них подвергаются деформации или попросту попираются. Вековые традиции, привычки и стереотипы (причем не только хорошие) очень устойчивы, старые моральные нормы и оценки сохраняются даже тогда, когда жизнь давно изменилась. Поэтому сегодня, как никогда, необходимы целенаправленные и последовательные усилия по очищению морально-психологической атмосферы аппарата и оздоровлению образа жизни чиновничества. [33]


.3 Понятие нравственных критериев отбора на государственную службу


В условиях реформирования системы государственной службы Российской Федерации в общественном сознании начинают складываться новые представления об этических нормах государственно-служебных отношений и их роли в жизни государства и общества. Во многом они базируются на традиционных представлениях о долге и чести российского чиновника, ответственного перед государством и служащего ему.

В современной России государственная служба нацелена на служение государству и обществу, народу. Это вытекает из нормы Конституции РФ о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3, п. 1) [1].

Государственная служба по своему определению действительно предназначена в первую очередь для обеспечения исполнения задач и функций государства. Сегодня, особенно в либеральных кругах во властных структурах и обществе, бытует мнение, что чиновник прежде всего служит обществу. Тем самым подчеркивается необходимость «быстрого ухода» государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. Для такого подхода характерно копирование зарубежных моделей управления и форм государственного развития западных стран. В этом нет ничего плохого, но нам надо учитывать наши исторические традиции, а также экономические и социально-политические реалии.

Для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты, причем не только в правовом, но и в нравственном отношении. Для человека, находящегося на государственной службе, чрезвычайно важна и нравственная установка - «кому я служу?». Он должен понимать, что главная цель для него - это служение государству и через государство - служение обществу, поскольку служение гражданскому обществу является стратегическим приоритетом государственной службы любого демократического государства. Государственный служащий призван служить не своему начальнику, а государству и народу как первоисточнику власти в обществе. Считается, что это нравственные категории и их вряд ли следует облекать в правовые нормы. На самом деле именно целевое предназначение государственной службы определяет правовой и нравственный статус человека во властных структурах, престиж государственной службы в целом.

Что означает добросовестное служение чиновника государству и обществу? Прежде всего, это осознание своей ответственности перед государством, обществом и гражданином. Его служебная деятельность предполагает:

честное, порядочное и на высоком профессиональном уровне исполнение должностных обязанностей;

признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина;

осуществление своих обязанностей в рамках законов и других нормативно-правовых актов;

соблюдение политической нейтральности, исключающей возможность какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий;

независимость от влияния каких-либо профессиональных, корпоративных или социальных групп;

исключение влияния каких-либо личных, финансовых, имущественных интересов, препятствующих добросовестному исполнению служебных обязанностей;

соблюдение установленных законом правоограничений;

соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;

корректное и внимательное отношение к гражданам и представителям организаций;

терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, содействие налаживанию межнационального и межконфессионального согласия;

избежание конфликтных ситуаций и конфликтов интересов, способных нанести ущерб авторитету государственной службы;

неиспользование своего служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, учреждений и граждан при решении своих личных вопросов;

отказ от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов и их руководителей, если это не входит в служебные обязанности [33].

Мораль государственного служащего воплощается в осознании им не только своего общественно необходимого типа служебного поведения, но и своего особого социального статуса, своей роли и места в системе властно-управленческих отношений и в обществе в целом.

Да, государственный служащий, как и любой гражданин России, относительно свободен в своих действиях и поступках. Но он и несвободен. Законодатель существенно ограничил его свободы. В этих рамках ограничений он становится ответственным за свой выбор и его последствия. Вот тут-то через зависимость «свобода-ответственность» и возникает масса противоречий, разрешение которых требует от него немалой нравственной энергии.

Без учета этих факторов невозможно эффективное администрирование, проведение сколько-нибудь серьезной кадровой политики.

Власть в демократическом государстве, ее авторитет и эффективность во многом детерминируется доверием граждан к государственным и муниципальным служащим. Люди предъявляют к государственной службе повышенные требования, нереализация или плохая реализация которых сразу становится предметом пристального внимания общественности, тем более общественности раздраженной, напуганной властью, охваченной страхом и агрессивностью из-за постоянного нарушения ее прав.

Понятие нравственности опирается главным образом на мораль. Мораль государственного служащего воплощается в осознании им не только своего общественно необходимого типа служебного поведения, но и своего особого социального статуса, своей роли и места в системе властно-управленческих отношений и в обществе в целом.

Поэтому крайне важно разобраться и дать четкое определение понятия нравственных критериев, в том числе критериев отбора на государственную службу. Условно понятие нравственных критериев делится на две составляющих: нравственность и критерии.

Здесь необходимо отметить, что в строго научном, а не публицистическом, понимании термин «нравственность» не несет однозначно позитивный смысл. Нравственность - понятие сложное, состоящее из многих слагаемых морально-этических и общественно-полезных качеств человека. В наиболее общей форме нравственную культуру личности можно определить как стереотип отношений и поведения, ориентированных высокими моральными ценностями. [33]

Под критериями в общем смысле понимаются те основания, по которым делается предпочтение в пользу того или иного элемента отбора.

Таким образом, под нравственными критериями отбора на государственную службу следует понимать основания в государственной службе, определяющее предпочтение, отбор и ранжирование людьми ее элементов и их классов с позиций духовно-нравственных характеристик.

Итак нравственные критерии отбора предопределены поведенческими особенностями, однако, сложившись, они поддерживают устоявшиеся поведенческие образцы. Поэтому при утрате этических ориентиров наблюдается изменение поведения государственных служащих. В этой связи более жесткими элементами конструкции системы социального действия выступают не поведенческие, а этические регуляторы [10].

При установлении критериев (этических регуляторов) отбора должны быть соблюдены следующие требования:

Во-первых, это валидностъ критериев отбора - она означает, что критерии отбора должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится отбор (низкая валидность может явиться источником ошибок).

Во-вторых, это полнота критериев. Требование полноты критериев, используемых при отборе, означает, что они должны учитывать все ключевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателям.

В-третьих, это надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев должен обеспечивать точность и устойчивость результатов. Результаты, полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.

В-четвертых, это необходимость и достаточность критериев. Не следует перегружать процесс поиска кандидатов и излишне сокращать число возможных кандидатов, беря за основу критерии, которые не являются необходимыми или обязательными для успешной работы в должности.

Далее необходимо рассмотреть отдельные нравственные критерии, учитываемые при отборе на государственную службу и определяющими ее содержание.


Глава 2. Нравственный облик современного государственного служащего в органах государственной службы


.1 Методы отбора на государственную службу


Кадровая политика на государственной службе и ее важная составляющая - управление персоналом, в том числе привлечение, отбор и закрепление кадров - преследует следующие главные цели:

формирование высокого профессионализма и культуры управленческих и технологических процессов, достижение укомплектованности всех участков трудовой деятельности квалифицированными, активно действующими и высоконравственными работниками;

максимально эффективное использование интеллектуально-кадрового потенциала сотрудников, его сохранение и развитие;

создание благоприятных условий и гарантий для проявления каждым работником своих способностей, реализации позитивных интересов и личных планов, всемерно стимулируя его профессиональный рост и служебное продвижение, повышение эффективности труда.

Проведение кадровой политики невозможно без использования соответствующих процедур, введения новых кадровых (кадроведческих) технологий, ответственности за их формально-бюрократическое применение. Эффективные кадровые технологии существовали и раньше, но они использовались для других целей, наполнялись другим содержанием.

Этапы отбора на государственную службу указаны в Указе Президента РФ от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственный гражданской службы Российской Федерации»,

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

Обычно, на сайтах органов государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4], другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Конкурс в Комитет заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Закон напрямую указывает конкретные методы отбора на государственную службу (п. 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ) к ним относятся:

1.индивидуальное собеседование;

2.анкетирование;

.групповые дискуссии;

.тестирование;

.написание рефератов.

Рассмотрим подробнее некоторые из них, а именно те, которые большей частью призваны выявить нравственный облик кандидата на замещение государственной должности. Это в первую очередь собеседования и/или объективные тесты - самые распространенные методы, используемые для отбора на государственную службу. Их точное соотношение должно быть выработано в соответствии с их возможностями и обеспечить самую полезную информацию о претендентах. Сложность и точность процесса отбора зависят от цены ошибки, допускаемой при этом. Если цена ошибки высокая и имеется очень мало претендентов для выбора, то тогда должно быть использовано самое точное сочетание тестов и собеседований, Если же стоимость ошибки не значительна, не стоит вкладывать слишком много денег в процесс отбора, так как эту ошибку можно легко исправить.

Ко всем тестам нужно подходить внимательно. При использовании любого теста нужно соблюдать следующие принципы.

Во-первых, качество, которое оценивает тест, должно быть четко определено. Следовательно, если проводится тест на нравственные, моральные характеристики претендента на государственную службу, то такое качество должно быть понятно и четко сформулировано с критериев честности, добросовестности, этики. При этом тест должен быть стандартизированным, т.е. он должен быть апробирован на какой-то группе людей, аналогичных тем, кого нужно тестировать.

Во-вторых, результаты должны быть:

·надежными, т.е. они должны повторяться, а очки должны отделять нужных претендентов от ненужных;

·достоверными, т.е, высокие очки, полученные при выполнении теста, должны соответствовать высокой нравственности и наоборот.

В-третьих, тест должен проводиться в стандартных условиях. Если тест дается в различных условиях различным людям, тогда нужно давать каждому различный тест (например, если каждому претенденту на работу давать различные критерии нравственности это сделает любую попытку сравнить их моральные качества бессмысленной) [34].

При этом претендентам на работу могут предлагаться различные группы тестов.

Все чаще в органах государственной службы практикуют тесты на проверку личных качеств. Традиционно к этим тестам относились с подозрением, но сейчас они приобретают все большее значение. Эти тесты страдают от недостатка - трудно точно выявить отличительные черты личности из ответов на анкету.

Анкетирование является одной из разновидностей тестирования, однако, в данной части работы мы умышленно не станем заострять внимание на данном методе отбора на государственную службу, поскольку в следующем разделе аттестационной работы на основе предполагаемого анкетирования государственных служащих, мы будем пытаться выявить отношение государственных служащих к нравственному облику государственного служащего, где в том числе будут указаны некоторые особенности использования такого метода отбора как анкетирование.


2.2 Влияние этических норм при отборе кандидатов на государственную службу, нравственный облик государственного служащего

государственный служащий этика нравственный

Практическая часть аттестационной работы будет представлять собой анализ анкетирования, проводимого среди государственных служащих Санкт-Петербурга в 2007 году. Подобный анализ позволит нам не только выявить этические критерии отбора на государственную службу, определяемые самими служащими, но и через призму данного исследования попытаться определить нравственный облик государственного служащего.

Предложенная анкета содержит 46 вопросов, выборка проводилась среди госслужащих различных органов государственной власти, всего 50 респондентов. Вопросы расположены в произвольном порядке и нацелены на выявление общих закономерностей в группе однородных вопросов. Тема Анкеты: «влияние этических норм при отборе кандидатов на государственную службу, нравственный облик государственного служащего».

На характеристику респондентов были направлены вопросы с 1 по 5. Среди опрошенных 20 государственных служащих подпали под возрастную категорию 25-30 лет, 19 человек в возрастную категорию 31-40 лет, и только 11 человек в возрастную категорию 40-50 лет.

При этом в категорию 40-50 лет попали 8 из 11 опрошенных руководителей.

Основное количество респондентов - женщины, хотя это соотношение практически приравнено, при этом большая часть мужчин приходится на возрастную категорию от 31 до 40 лет. 12 из 20 опрошенных мужчин, попали именно в эту категорию, 6 мужчин оказались руководителями и попали в возрастную категорию 40-50 лет, и только 2-е специалистов - мужчин попали в возрастную категорию от 25 до 40 лет.

Среди женщин наоборот наибольшее количество респондентов попали в возрастную категорию от 25 до 30 лет (18 из 30 опрошенных), 7 женщин -специалистов попали в возрастную категорию от 31 до 40 лет, 5 женщин - руководителей в возрастную категорию от 40 до 50 лет.


Рисунок 1. Распределение респондентов по полу и возрасту


Такие цифры вряд ли указывают на существенное омоложение государственной службы, однако, «молодость» опрашиваемых респондентов позволяет с большей уверенностью говорить о сопричастности их к отбору на государственную службу, поскольку около 40% всех опрошенных поступили на государственную гражданскую службу в последние 2-3 года, следовательно, им хорошо известны критерии отбора и методы, с помощью которых формируется кадровый резерв государственной службы.

При этом, практически все опрошенные имеют Высшее образование (85%), но только 10% из них имеет высшее профессиональное образование государственного служащего.

По результатам анализа данного анкетирования, в целях аттестационной работы, составлена таблица с обобщением полученных данных, проанализированы вопросы, связанные с отбором на госслужбу.

Итак, в результате анализа представленного анкетирования необходимо сделать следующие выводы.

Отвечая на вопрос №6, «сопряжена ли ваша работа с постоянным общением с гражданами», 75% респондентов ответили, что их работа сопряжена с общением не только с органами государственной власти, но и с гражданами, соответственно 25% респондентов в своей работе не сопряжены с общением с гражданами, из них практически все 90% подпадают под возрастную группу 25-30 лет и работают в кадровых и архивных отделах.

Вопрос №7 направлен на выяснение нравственной установки респондентов по отношению к складывающимся конфликтным ситуациям.

% всех опрошенных указало, что в случае возникновения конфликтной ситуации с сослуживцами, они будут пытаться разрешить ее мирным путем. Любопытно, что оставшиеся 10% пришлось на возрастную категория от 25 до 30 лет, эти 5 человек оказались специалистами с непродолжительным стажем работы, для которых работа в государственных органах не является моральным призванием.

На 8 вопрос «есть ли в вашем ведении подчиненные» 50% опрошенных ответили да, при этом в этот интервал автоматически попали руководители - 11 человек, 12 человек из числа специалистов попали под возрастную категорию от 31 до 40 лет и только 2 человека из возрастного интервала от 25 до 30 лет указало на наличие у них подчиненных. Показатели между мужчинами и женщинами разделились примерно поровну, 14 из 25 опрошенных респондентов, имеющих подчиненных, оказались мужчинами, 11 - женщинами.

На 9 вопрос, 80% опрошенных (40 из 50) указали, что в отношения с подчиненными следуют четкой субординации и не стараются установить дружественные связи, оставшиеся 10% пришлись на возрастную категорию от 25 до 30 лет, любопытно, что все 10 человек оказались женщинами.

Отвечая на 10 вопрос: «Какие нормы этики наиболее важны» 17 опрошенных ответили, что нравственные ценности (гуманизм, патриотизм), 23 человека ответило, что наиболее важны личностные добродетели, 10 респондентов указали, что считают понятия справедливости, добра важнейшими ассоциациями с государственной службой (см. рис. 2).


Рисунок 2. Распределении наиболее важных норм этики


При этом из 23 ответивших «личностные добродетели» 18 респондентов оказались женщинами, мужчины же напротив, в большинстве своем делали акцент на общенравственных ценностях 15 из 17 всех ответивших подобным образом.

При этом более 80% всех опрошенных указали, что именно профессионализм является ключевым факторов отбора на государственную службу (вопросы 12, 24). Это в частности подтверждается, тем, что 75% респондентов указали, что моральные качества при поступлении на госслужбу играют важное, но не ключевое значение, при этом 20% опрошенных ответили, что моральные качества вообще несущественны и никак не учитываются при формировании кадрового состава (вопрос №11). Здесь следует отметить, что все эти 20% пришлись на возрастную категорию от 31 до 40 лет, как показало исследование, это наиболее уверенные в своем социальном положении государственные служащие, поэтому такие вопросы как нравственные критерии отбора касаются их в меньшей степени.

Ответы респондентов на вопросы №13,14,25 выявили необходимость дальнейшего совершенствования системы нравственных критериев отбора на государственную службу, служебного поведения государственных служащих, почти 100% опрошенных лиц указали на необходимость принятии Кодекса профессиональной Этики государственного служащего, в аттестационной работе мы уже не раз упоминали о необходимости принятия данного акта. Также практически 100% респондентов ответили, что знакомы с основными принципами работы на государственной службе.

из 50 человек указало, что критерии отбора на государственную службу нуждаются в дальнейшем совершенствовании, только 10 человек посчитало их достаточно четкими, любопытно, что 8 из 10 указанных респондентов оказались руководителями и попали в возрастную категорию от 41 до 50 лет.

Интересным представляется расхождение мнений в вопросах политической и иной нейтральности (вопрос №15), только 20 из 50 опрошенных гос. служащих указали, что политическая нейтральность является непременным условием в государственной службе, еще 20 респондентов посчитали, что политическая заинтересованность не может быть существенным препятствием для осуществления функций государственной службы, 5 из 50 опрошенных затруднились с ответом.

Самое интересное заключается в том, что 15 из 20 указанных респондентов, ответивших, что политическая нейтральность не является непременным условием государственной службы, попали в возрастную категорию от 25 до 30 лет. 5 из ответивших аналогичным образом попали в категорию от 31 до 40 лет.

Также неоднозначным выглядит ответ опрошенных государственных служащих, касающийся использования своего служебного положения для оказания влияния при решений вопросов организациями, должностными лицами или решение вопросов граждан. 10 из 50 респондентов указали, что они используют свое служебное положение в обозначенных целях (вопрос №23). Из них все 10 оказались мужчинами, 5 руководителей и 5 специалистов, возрастные категории поделились примерно поровну.

На вопрос №16 «Проводились ли с Вами за время службы семинары по нормам служебной, профессиональной этики и правил делового поведения?» лишь 25% опрошенных заявили о том, что с ними проводились подобные мероприятия, при этом все 25% (13 человек) попали под возрастную категорию от 25 до 30 лет. Вопрос №29 подтвердил эти данные, большинство респондентов затруднилось назвать конкретные мероприятия, проводимые в их государственном учреждении по оздоровлению моральной и нравственной атмосферы в коллективе.

Более 50% опрошенных приходилось сталкиваться с примерами девиантного поведения при обращении в учреждения государственной службы (вопрос №30), при этом абсолютно все респонденты утверждали, что они проявляют максимальную корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций (вопрос №17).

При этом опрошенные служащие разделились примерно поровну между всеми возрастными категориями и по признаку пола, что подчеркивает взаимообусловленность процессов общения с гражданами с государственной службой в принципе.

Также практически все опрошенные указали, что обычаи и традиции играют значительную роль в работе государственного служащего, однако, никто из респондентов не указал, что значение обычаев и традиций является самым важным (вопросы №18, 19).

На вопрос №20 «Считаете ли вы, что имидж государственного служащего образует имидж государственной службы в целом?» 46 из 50 респондентов ответили да, только 4 человека, причем руководители - мужчины, указали, что имидж самого служащего не влияет на отношение к государственной службе в целом.

Отвечая на 21, 22 вопросы анкеты, государственные служащие практически единогласно ответили, что не станут сообщать о возникновении конфликта интересов с подчиненными или сослуживцами непосредственному руководителю, 44 из 50 опрошенных, а 47 респондентов попытались бы устранить возникший конфликт самостоятельно.

Вопрос 24 условно разделил всех государственных служащих на 2 категории: 29 из 50 опрошенных респондентов (почти 60%) ответили, что главным качеством в работе государственного служащего является профессионализм. 21 респондент указал на добросовестность, как главное качество служащего. Никто из респондентов не выбрал версии «лояльность».

При этом из 29 респондентов, указавших профессионализм как основное качество государственного служащего 20, то есть 100%, оказались мужчинами, напротив 67% всех опрошенных женщин, указало на добросовестность как основной критерий гос. службы. (см. рис. 3).

Ответ на вопрос №26 продемонстрировал толерантность государственных служащих к собственным коллегам, 44 из 50 человек указали, что большинство государственных служащих соответствует занимаемым ими постам, только 6 человек указали, что нет, не соответствуют. При этом все 6 опрошенных государственных служащих оказались специалистами от 25 до 30 лет.


Рисунок 3. Качества государственного служащего


Отвечая на 27 вопрос, большинство респондентов (75%) указали на важность поиска кандидатов на государственную службу, при этом все служащие в возрастной категории от 31 до 40 и от 41 до 50 лет ответили подобным образом, 25% (13 человек) посчитавшими поиск кандидатов не важным для государственной службы попали под возрастную категорию от 25 до 30 лет.

Вопросы №№33, 34, 38, 39, 45, 46 были посвящены вопросам кадровой политики в учреждении государственного служащего, отношению служащих к современной системе отбора на государственную службу, выяснении основных нравственных и этических норм, учитываемых современным государственными служащими при отборе и осуществлении государственной службы.

Вопросы №№32, 33, 34 показали, что большая часть опрошенных государственных служащих (80%) имеет четкое представление о существующем законодательстве в сфере государственной службе (вопрос №33), оценивают существующие законодательные цензы как соответствующие требованиям, предъявляемым к государственной службе.

На 35 вопрос анкеты 90% всех служащих указало, что при допущении ошибки другим служащим, в первую очередь они информируют самого провинившегося. 10% указали, что доложили бы об этом руководству, ни один респондент «не закрыл бы глаза» на замеченные нарушения.

Отвечая на 36 вопрос, 80% респондентов указали, что конфликты на государственной службе возникают редко, еще 10% указали на то, что конфликты возникают достаточно часто, из них 100% оказались руководителями и попали в возрастную категорию от 41 до 50 лет. При этом 60% респондентов указали на то, что они конфликтные личности, любопытно что 20 из этих 30 опрошенных оказались женщинами, оставшиеся 40% с преобладанием мужчин не признают себя конфликтными личностями.

На вопрос №38 ответы респондентов разделились примерно поровну, те же 20%, что и при ответе на 24 вопрос, указали, что добросовестность является важнейшим качеством в государственной службе, 50% указали на образованность, и 30% остановились на варианте ответственность. Все данные разделились примерно поровну между респондентами мужчинами и женщинами и всеми возрастными категориями.

Также крайне важным представляется ответ респондентов на 41 вопрос проводимого анкетирования. 90% всех служащих, то есть 45 человек, указали на то, что низкая мораль в коллективе сказывается на результатах деятельности госслужбы. Зависимость эффективности государственной службы от уровня морали отражена в рис. 5.


Рисунок 4. Приоритет ценностей при отборе на государственную службу


Рисунок 5. Эффективность госслужбы в зависимости от уровня морали в (%)


Наконец, формулируя собственное определение понятия «профессиональной этики государственного служащего» большинство из опрошенных, сформулировали его, как вид профессиональной этики, устанавливающий нормы нравственного поведения в органах государственной службы.

Автор также замещает государственную должность на государственной службе и находит подобное исследование очень актуальным. Такой способ анализа нравственности современного государственного служащего, как анкетирование, вполне может быть апробирован во многих государственных структурах, в том числе Комитете по строительству.

Эта мысль находит свое теоретическое подтверждение в ходе всей аттестационной работы. Так, нам удалось установить, что законодатель не устанавливает однозначных критериев нравственности государственного служащего, хотя опыт зарубежных стран показывает нам возможность такого закрепления. Теоретическая литература слишком углубленно освещает проблемы самой нравственности, но не дает их анализа в контексте государственной службы, поэтому анкетирование, проводимые среди служащих могут стать хорошей практикой, на основе которой можно будет говорить о реальных основаниях и предпосылках к изменению существующего законодательства в сфере государственной службы.


Заключение


Подробно рассмотрев вопросы нравственного облика государственного служащего, а также этических регуляторов деятельности государственного служащего, проблемы нравственности на современной государственной службе, необходимо сделать несколько основных выводов.

В настоящее время при устройстве на государственную службу работодателя интересуют, как правило, знания, умения и опыт работника. Все теоретические разработки направлены на изучение и оценку навыков, умений, интеллекта. При таком подборе кадров совершенно не учитываются психологические особенности и эмоциональное состояние предполагаемых работников. Однако, как показало настоящее исследование, нравственные критерии отбора на государственную службу занимают значительное место в системе требований, предъявляемых к кандидатам на государственную службу, служат формированию профессионального кадрового резерва государственной службы. На это косвенно указывает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» №79 от 02.08.2004 (ст. 18). Более подробно эти требования обозначены в Указе Президента РФ №885 от 12.08.2002 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Сразу необходимо заметить, что современное законодательство не выработало понятия нравственных критериев отбора и нравственности государственной службы. В научном смысле под нравственными критериями следует понимать основания в государственной службе, определяющее предпочтение, отбор и ранжирование людьми ее элементов и их классов с позиций духовно-нравственных характеристик. Нравственные критерии предопределены поведенческими особенностями, однако, сложившись, они поддерживают устоявшиеся поведенческие образцы.

Для успешного государственного управления во имя создания общества, достойного человека, госаппарат, аппарат органов местного самоуправления должен руководствоваться принципами нравственности и этики государственной службы.

Нравственные принципы реализуются посредством соблюдения соответствующих норм. Отсюда можно подытожить, какие именно нравственные качества должны быть присущи государственному служащему.

Прежде всего, следует назвать нормы общечеловеческого характера (это первый блок): честность, правдивость, доброжелательность, уважение к личности и т. д. Так в аттестационной работе мы указали, что с посетителями представитель власти должен вести себя спокойно, достойно, культурно, избегать легкомысленных обещаний. Разумеется, он должен быть скромен, проявлять заботу о своей репутации и личной независимости. Государственный служащий должен избегать действий, шокирующих окружающих: недопустимы пьянство, неряшливость, легкомыслие, неупорядоченность в семейных делах и т. д.

Эти нормы регулируют практически весь спектр служебных отношений, но особенно их значимость проявляется в сфере взаимодействия государства и общества, государственного аппарата и гражданина. Каждый служащий должен помнить, что по его поведению и поступкам судят не только о нем, но и обо всем ведомстве, власти в целом.

Ко второму блоку в аттестационной работе мы отнесли нравственные нормы внутриаппаратного поведения: коммуникабельность, умение хранить государственную и служебную тайну; дисциплинированность; неприятие таких негативных проявлений, как угодничество, панибратство, сплетни, интриги. А к третьему блоку - нравственные нормы разрешения служебных конфликтов: личная уравновешенность, отсутствие экстремизма, умение находить компромиссы и др.

Характеризуя данные критерии перед нами в аттестационной работе встал вопрос, какие конкретно методы отбора кандидатов на государственную службу, используются в настоящее время.

Закон напрямую указал конкретные методы отбора на государственную службу (п. 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ), отнеся к ним: индивидуальное собеседование; анкетирование; групповые дискуссии; тестирование; написание рефератов, ключевое значение среди которых приобретают собеседование и тестирования, особенно с точки зрения нравственного облика государственного служащего.

Также в заключении необходимо отметить, что практические все правовые акты, регулирующие деятельность государственных служащих, вопросы формирования кадрового резерва и состава государственной службы, были приняты в последние годы. Таким образом, последние годы в Российской Федерации была проделана исключительно большая работа по становлению и развитию новой системы государственного и муниципального управления и самоуправления, по совершенствованию работы органов власти и управления всех уровней.

Как показал анализ проведенного в работе анкетирования, нравственный облик современного государственного служащего начинает выходить на первый план, осознание государственными служащими необходимости придерживаться норм этики государственной службы очевидно.

Как представляется именно на нравственной основе возможно повысить качество работы государственных служащих и обеспечить решение важнейших государственных программ в экономической, социальной, культурной и других сферах.


Список использованной литературы


Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета», N 237, 25.12.1993.

2.Гражданский Кодекс РФ (часть 1.) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32. - ст. 3301.

3.О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный Закон №58-ФЗ // «Российская газета», 27.05.2003. N 104 - С. 4-8.

4.О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный Закон №79-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, - ст. 3215.

.Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ №885 от 12.08.2002 // «Собрание законодательства РФ», 19.08.2002, N 33. - ст. 3196.

.О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ: Указ Президента РФ №112 от 01.02.2005 г. // «Российская газета», N 20, 03.02.2005. - С.3.

Использованная литература

7.Административная этика: Учебное пособие / Е.В. Охотский [и др.]; Под общ. ред. В.Л. Романова; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва: Издательство РАГС. 2005. - 303 с.

.Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап / Е.Г. Бабелюк // Российский юридический журнал. 2004. - N 3. - С. 35 - 40;

9.Бахрах Д.Н., Государственная военная и правоохранительная службы РФ / Д.Н. Бахрах, И.В.Кулешов // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 75 - 90;

10.Ботавина Р.Н.Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов / Р.Н. Ботавина - М.: Финансы и статистика, 2005. - 206с.

11.Васильев Д. В. Административная этика как средство противодействия коррупции / Д.В. Васильев. - Москва: Б.и., 2003. - 45 с.

.Гайдук В. (канд. юрид. наук; Башкирская академия государственной службы и управления). Вопросы подготовки кадров для муниципальных образований / В. Гайдук // Экономика и управление. - 2004. - N 5. - С. 19-22.

.Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность: III международный научный форум / Северо-Западная академия государственной службы; Под общ. ред. А. С. Горшкова, В. А. Волкова. - Санкт-Петербург: Изд-во СЗАГС, 2005. - 398 с.

.Государственная служба: учебник для студентов и слушателей вузов, обучающихся по управленческим специальностям / [Агапова А. К. и др.; редкол: Игнатов В. Г. и др.]. - Москва: МарТ, 2004. - 527 с.

.Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие / А. И. Ионова; под общ. ред. Г. В. Атаманчука; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 175 с.

16.Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе. / О.В. Казаченкова // «Журнал российского права», 2006, N 3.

17.Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»: постатейный комментарий / под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - ЗАО Юстицинформ, - 2006.

.Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе» (постатейный): под ред. А.Ф. Ноздрачева / СПС КонсультантПлюс, 2005.

19.Купряшин Г. Л. Трудный путь административной реформы: оценки сделанного и намеченного / Г. Л. Купряшин // Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). - 2006. - N 4. - С. 3-9.

.Куракин А.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы - антикоррупционную направленность / Куракин А.В. // Закон и право. 2005. - N 8. - 27 с.

.Куракин А.В. Этические принципы служебного поведения государственных служащих как способ предупреждения коррупции / А.В. Куракин // Современное право. - 2003. - №2. - С.33-36.

22.Лобанов В. США: административная этика и государственная служба / В.Лобанов // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - N4.-С.68-72.

.Лукъяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. / В.И. Лукъяненко - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 416 с.

.Лухтала А. Этика отношений муниципальных властей с коммерческими структурами / А. Лухтала // Финансы. - N 8. - С. 75-79; 2005.

.Лытов Б. По службе честь / Б. Лытов // Государственная служба, 2007. - №2. - С.48-52.

.Марченко И. П. Оптимизация кадрового состава госслужбы: в чем проблема? / И. П. Марченко // Управление персоналом. - 2004. - N 18. - С. 61-64.

.Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для вузов / Г.П.Медведева. - М.: ВЛАДОС: Московский государственный социальный институт, 2005. - 206с.

.Митченко О. Этика управления информацией / О. Митченко О. Рысков // Служба кадров и персонал. 2005. - N 9. - С. 86-90

.Оболонский А. В. Этические аспекты регулирования государственной службы / А. В. Оболонский // Общественные науки и современность. - 2004. - N 5. - С. 53-64.

.Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов / Д. М. Овсянко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2006. - 301 с.

.Петрова С. И. Аттестация гражданских служащих / С. И. Петрова // БИНО: бюджетные учреждения. - 2007. - N 2. - С.12-25.

.Петрова С. И. Должностной регламент государственного гражданского служащего / С. И. Петрова // БИНО: бюджетные учреждения. - 2007. - N 2. - С.30-57.

.Соломина Л. А. Государственная гражданская служба / Л. А. Соломина, Е. А. Малинина // БИНО: бюджетные учреждения. - 2006. - N 12. - С.86-105.

.Хозяинов А. Г. Механизмы укрепления дисциплины государственных гражданских служащих / А. Г. Хозяинов // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2005. - N 4. - С. 35-44.

.Шувалова Н.Н. Административная этика / Н.Н. Шувалова: Учеб. Пособие. - 2006. - 79 с.

.Этика государственного служащего / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ; Подгот. Араповой Н.П. и др.; Отв. ред. Г.И. Иванов. - М.: Издательство РАГС, 2005. - 183 с.

.Этика деловых отношений / Под ред. Кибанова М., Инфра-М, 2004, 360 с.

.Этика: Словарь афоризмов и изречений / сост. В.Н.Назаров, Е.Д.Мелешко. - М.: Аспект Пресс,2003. - 335с.


Приложение


Анкета для государственных служащих Санкт-Петербурга: «Влияние этических норм при отборе кандидатов на государственную службу, нравственный облик государственного служащего»

1.Возраст

А) 25-30

Б) 31-40

В) 40-50

2.Пол

А) М

Б) Ж

3.Должность

А) руководители

Б) специалисты

4.Стаж на государственной службе

А) до 5 лет

Б) 5-10

В) более 10 лет

5.Образование

А) высшее по специальности госслужбы

Б) высшее по иной специальности

В) среднее

6.Сопряжена ли Ваша работа с постоянным общением с гражданами?

А) Да

Б) Нет

7.В случае возникновения конфликтной ситуации с сослуживцами вы?

А) будете пытаться разрешить ее мирным путем посредством устранения возникшего конфликта

Б) используете административный характер разрешения конфликта

8.Есть ли в вашем ведении подчиненные?

А) Да

Б) Нет

9.В отношениях с подчиненными вы?

А) следуете четкой субординации и не устанавливаете дружеских связей

Б) пытаетесь наладить общение, коммуникационные каналы

10.Какие нормы этики наиболее важны?

А) нравственные ценности (гуманизм, патриотизм)

Б) личностные добродетели (честность, скромность)

В) оценочные понятия (добро/зло, справедливость)

11.Насколько важное значение имеют моральные качества при поступлении на госслужбу?

А) Самое важное

Б) Важное, но не ключевое

В) несущественное

12.Какой из этих факторов: добросовестность или профессионализм является главным критерием при отборе на госслужбу?

А) профессионализм

Б) добросовестность

13.Знакомы ли Вы с основными принципами работы на госслужбе?

А) Да

Б) Нет

14.Считаете ли Вы целесообразным принятие Кодекса профессиональной этики госслужащего?

А) Да

Б) Нет

15.Считаете ли Вы, что государственный служащий должен соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность?

А) Да

Б) Нет

В) не знаю

16.Проводились ли с Вами за время службы семинары по нормам служебной, профессиональной этики и правил делового поведения?

А) Да

Б) Нет

17.Проявляете ли Вы корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций?

А) Да, работа с гражданами и организациями является ключевой в нашей деятельности

Б) Корректность проявляю, но только если обращение в гос. органы обосновано

В) нет

18.Какое значение в работе госслужащего имеют обычаи и традиции?

А) Самое важное

Б) Важное, но не ключевое

В) несущественное

19.Учитываются ли культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий при решении межнациональных проблем в вопросах государственной службы?

А) Да

Б) Нет

20.Считаете ли вы, что имидж государственного служащего образует имидж государственной службы в целом?

А) Да

Б) Нет

21.Сообщите ли Вы в случае возникновения конфликта интересов с подчиненными об этом непосредственному руководителю?

А) Да

Б) Нет

22.В случае возникновения конфликта интереса попытаетесь ли вы предотвратить его самостоятельно?

А) Да

Б) Нет

23.Используете ли Вы свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов?

А) Да

Б) Нет

24.Какие качества вы считаете главными в работе госслужащего?

А) добросовестность

Б) профессионализм

В) лояльность

25.Считаете ли вы важным совершенствование критериев отбора на государственную службу?

А) да, критерии нуждаются в дальнейшем совершенствовании

Б) критерии достаточно четкие и не нуждаются в дальнейшем совершенствовании

В) мне не знакомы критерии отбора на государственную службу

26.На Ваш взгляд, большинство госслужащих соответствуют занимаемым постам?

А) Да

Б) Нет

27.Насколько важным на Ваш взгляд является поиск кандидатов на госслужбу?

А) очень важно

Б) поиск кандидатов важен, но противоречит равному праву граждан на участие в делах государства

В) поиск кандидатов не важен

28.Насколько адекватно отражают существующие законодательные цензы (возраст, заявление, анкета) нравственные требования к госслужащему?

А) полностью

Б) не до конца

В) нуждаются в коренном пересмотре

29.Какие мероприятия, проводимые в вашем государственном органе способствуют укреплению нравственности в коллективе? (перечислить)

30.Легко ли вы находите общий язык с подчиненными?

А) Да

Б) Нет

31.Как вы оцениваете моральные качества Вашего руководства?

А) Высоко

Б) Низко

В) в работе нашего руководства моральные качества не проявляются

32.Как часто в Вашей работе вам приходится встречаться с примерами девиантного (грубого) поведения со стороны граждан?

А) Часто

Б) Редко

В) Никогда

33.На Ваш взгляд, если норма закона расходится с нормами морали, следует ли учитывать последнюю при решении возникших вопросов?

А) Да

Б) Нет

34.Какими нормативными документами Вы руководствуетесь в своей деятельности?

А) главным образом федеральным законодательством

Б) главным образом региональным законодательством

В) главным образом локальными нормативными актами

35.Если госслужащий допускает ошибку, о которой Вам становится известно, кому Вы укажите об этом первым?

А) Руководителю

Б) Провинившемуся госслужащему

В) Закроете глаза на замеченные нарушения

36.Как часто возникают конфликты на госслужбе?

А) часто

Б) редко

В) не возникают

37.Вы конфликтный человек?

А) Да

Б) Нет

38.Какие профессиональные качества Вы считаете основными в работе госслужащего?

А) образованность

Б) ответственность

В) добросовестность

39.Как часто в Вашей работе Вам приходится игнорировать нравственные и моральные аспекты?

А) часто

Б) редко

В) никогда не пренебрегаю нравственными аспектами

40.Должен ли руководитель быть высоконравственным человеком и примером для подражания?

А) Да

Б) Нет

41.На Ваш взгляд, низкая мораль в коллективе сказывается на результатах деятельности госслужбы?

А) Да

Б) Нет

42.Обязывает ли статус госслужащего вести себя соответствующе за пределами рабочего места, в том числе на отдыхе?

А) Да

Б) Нет

43.Какой способ преодоления этических конфликтов Вы считаете более уместным?

А) посредством руководства

Б) посредством проведения совещания

44.Ваши решения всегда учитывают нравственный аспект проблемы?

А) Да

Б) Нет

45.Довольны ли Вы существующими требованиями к отбору кандидатов на госслужбу?

А) Да

Б) Нет

46.Что вы понимаете под словосочетанием «профессиональная этика госслужащего»? (дать свое определение)


Теги: Нравственный облик государственного служащего  Курсовая работа (теория)  Этика, эстетика
Просмотров: 18224
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Нравственный облик государственного служащего
Назад