Категории эстетики: возвышенное и низменное

Содержание


Введение

1. Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное

2. Категория эстетики: низменное

Заключение

Список использованной литературы

Введение


В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями.

Любая наука пользуется понятиями, логическими образами, фиксирующими свойства предмета.

В каждой развивающейся науке, достигшей определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеются подобные категории и в эстетике: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, комическое - трагическое и другие. В данной работе будут рассмотрены категории: возвышенное и низменное.

Низменное - сфера несвободы человека, негативная эстетическая ценность, крайняя степень безобразного и ужасного.

Низменное обычно воспринимает и характеризует явления действительности, таящие в себе грозную опасность для отдельных людей, народов, человечества в целом (тирания, войны, фашизм, ядерное в2ооружение и т.п.), так как на данном этапе развития общества, общественного производства, они еще не освоены и не подчинены человеческой воле.

Низменное - эстетическая категория, противоположная возвышенному. Характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную сторону.

Возвышенное обладает особой силой эмоционального воздействия на человека: оно вызывает изумление своей необыкновенностью и грандиозностью, оно возбуждает восхищение своей несоизмеримостью. Возвышенное заставляет преклоняться перед ним.

Возвышенное - эстетическое свойство предметов, имеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромные, еще неосвоенные потенциальные силы. Эти непокоренные силы (сфера несвободы) порою грозны. Полное овладение ими - дело истории, в ходе которой раскрываются все новые возможности и источники человеческого могущества. Бесконечность и вечность мира, мощные в2нутренние силы человека и природы, безграничные перспективы ее освоения - все это отражает возвышенное как категория эстетики.

Воспринимая возвышенное, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться эстетически отрицательная эмоция и даже чувство страха. В зависимости от акцента на тот или иной момент восприятия (восторг - страх) различают две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека и подавляющее его. Между этими крайностями - веер оттенков возвышенного.

Цель данной работы рассмотреть категории - возвышенное и низменное

Задача: изучить эстетические категории - возвышенное и низменное.

1. Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное


Явления возвышенного порядка мы переживаем как нечто беспокойное, будоражащее, динамичное, зовущее к подвигу. «В сто сорок солнц закат сиял», - пишет В. Маяковский, и уже одна эта метафора подчеркивает величие природы. Можно сравнить эстетически разные чувства, возникающие от восприятия двух картин И. Левитана - «Март» и «Над вечным покоем». В первом случае нас охватывают настроения радости, весны, солнца.

Психология такого восприятия основана на чувстве прекрасного. Напротив, бесконечный простор и покой природы, огромное холодное небо и маленькая точка светящегося церковного окна, говорящая о мгновении присутствия человека на бескрайнем погосте мира, позволяют пережить возвышенность пейзажа, его сверхчеловеческие смыслы и значения.

Возвышенное качественно определяется как прекрасное, только это качество проявляется как чрезмерно прекрасное, в высшей мере прекрасное, как безмерно прекрасное. В этих случаях мы говорим: «Нет слов!...» Факты и события, относящиеся к порядку возвышенного как чрезмерного и беспредельного, вызывают в нас чувство восхищения, восторга, ощущение гармоничной востребованности и Божественные программы высших иерархий культуры. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы - все это характеризует различные моменты возвышенного.

Возвышенное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью.

Впервые наиболее целостную характеристику возвышенного дал И. Кант в «Критике способности суждения» (1790). Рассматривая соотношения прекрасного и возвышенного, Кант отмечал, что если прекрасное характеризуется определенной формой, ограничением, то сущность возвышенного заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой.

Возвышенное в жизни, действительности находит свое отражение в искусстве. Типичными формами отражения возвышенного в искусстве является грандиозность, масштабность, монументальность. Ярким примером таких произведений являются знаменитые египетские пирамиды. Утверждая величие сына Бога - фараона, они подавляли человеческую личность, которая на фоне грандиозной усыпальницы превращалась в ничего не значимую песчинку.

В соответствии с изменившимися мировоззренческими представлениями несколько иной поворот в интерпретации возвышенного мы встречаем в средневековом христианском искусстве, где представление о возвышенном связано с особым характером взаимоотношения человека с Богом. Образ возвышенного в средневековом искусстве запечатлен, прежде всего, в готических соборах. Готические соборы проникнуты порывом к абсолютному и почти недостижимому бытию - Богу. Но христианство не отвергало возможность слияния человека с Богом. При огромных аскетических усилиях человек способен достичь Царства Божия. Устремленные вверх линии готического собора и выражали эту связь человеческих надежд с Царством Божием на небе. Отражение возвышенного в искусстве требует от художников особой интенсивности, яркости, приподнятости. Пафос (чувство, страсть) - наиболее емкое определение в художественном выражении возвышенного.

Пафос преодоления, пафос победы, пафос страдания и т.д. характеризуют произведения, в которых доминирует тема возвышенного.

Возвышенное в природе, предстающее перед человеком в виде больших пространств, высоких гор, шумящих водопадов, грохотания грома, завывания бурь, темноты и мрака действуют на человека устрашающе и порождают в нем чувство страха и стремление к самосохранению.

Человек и боится этих представляющихся ему грандиозными явлений, и может испытывать эстетическое удовольствие и огромное волнение, переживание от созерцания их чрезмерности, то есть количественной и силовой несопоставимости с человеком. Н.Г. Чернышевский тоже представлял эстетическое возвышенное в сопоставлении с человеческими силами и возможностями и с человеческими способностями противостоять чрезмерным силам природы, а затем и безмерным социальным силам.

Эта безмерность, или несоразмерность с человеком, обнаруживается воспринимающим явления природы в сопоставлении с человеческим эстетическим идеалом.

«Возвышенным оказывается такой предмет, такой поступок, в которых с исключительной силой, с необыкновенным могуществом, с всепоглощающей энергией проявляется человеческий идеал» в образе субъекта, могущего противостоять этим грандиозным и устрашающим явлениям. Таким образом, эстетическое восприятие возвышенного будоражит человеческие силы, порождает в нем желание померяться своими силами (физическими, чувственными, интеллектуальными) и преодолеть страх, получая при этом и восторг от созерцания чего-то грандиозного и от способности противостояния, и возможности выйти из него победителем природной или социальной стихии. Человек, впервые оказывающийся перед бушующим морем, тем более перед непрестанно грохочущим океаном или высоко в горах, испытывает такое чувство восторга и такой подъем духа, что он, как пел В. Высоцкий, невольно думает, что «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

Уже 25 лет минуло с тех пор, как я стоял на берегу Атлантического океана и восторженный бросался в грохочущие волны, которые выбрасывали меня на песчаный берег; но почти каждое погожее утро, находясь у реки или озера, я слышу и вижу те волны, желая еще и еще раз уже в солидном возрасте броситься в них, очертя голову.

Ведь умение справиться с морем, когда на нем бушует шторм в 6 баллов (это на Черном море или на озере Байкал), стоит многих и многих впечатлений и восторженных чувств, хотя перед броском в воду и страх борется в сердце, и оторопь берет. Не в таких ли состояниях пребывал первобытный и языческий человек, когда он, вступая в борьбу с силами природы в древнейшие времена, выходил из борьбы победителем, чем обретал новые силы и умение противостоять неизмеримым силам стихий? Не эти ли ставшие в нашем подсознании архетипическими желания влекут человека в высокие горы, в глубокие пропасти и ущелья, в пещеры, в бескрайние пустыни и степи, в небесные просторы и космос, а теперь и на другие планеты, чтобы доказать, что человек все может, если очень захочет? А отчего люди приходят в неописуемый восторг на современных корридах или родео, захлебываются от невероятных скоростей на ежегодных авторалли?

Чрезвычайное эстетическое чувство и переживание, эстетическая эмоция и наслаждение, испытанные один раз и проросшие в эстетическую потребность, не дают покоя человеку, требуя все новых и новых удовлетворений, новых восприятий и впечатлений для сладостных и восторженных переживаний.

Если прекрасное - это положительная общечеловеческая ценность явлений, которыми общество уже полно и свободно владеет, то возвышенное - эстетическое свойство предметов, имеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромные, еще не освоенные потенциальные силы. Эти непокоренные силы бывают грозными. Полное овладение ими - дело истории, в ходе которой у человечества открываются постепенно все новые и новые возможности.

Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы, в ее очеловечивании - все это отражает возвышенное как категорию эстетики.

Воспринимая возвышенные явления в природе и обществе, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться и эстетически отрицательная эмоция, и даже чувство страха. В зависимости от акцента на восторг или на страх - на тот или иной момент восприятия - различаются две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека или подавляющее его.

При сопоставлении возвышенного и низменного с прекрасным и безобразным бросается в глаза, что эти две пары эстетических категорий близки по своему смыслу. И действительно, как мы могли убедиться, изучая историю эстетики, они произросли из общего корня. Даже после того, как они приобрели самостоятельный эстетический смысл, во многих случаях одно и то же явление могло быть оценено и как прекрасное, и как возвышенное или, напротив, и как уродливое, и как низменное. Например, в знаменитом гоголевском описании Днепр одновременно и чуден и величав.

Разумеется, далеко не всегда эстетическая характеристика явления бывает двойственной. Любуясь ручейком, мы назовем его, возможно, красивым, прекрасным, но ощущения величия в нашей душе он не вызовет. Эстетически оценивая манеры хорошо воспитанного человека, мы говорим, что он прекрасно умеет вести себя. Но было бы нелепо назвать его манеры возвышенными.

Таким образом, близость этих категорий вовсе не является их тождеством. Генетическая и логическая связь прекрасного с возвышенным коренится в том, что они являются положительными ценностями, говорящими о причастности предмета к нашему идеалу, тогда как безобразное и низменное - свойства отрицательные, выражающие враждебность предмета к идеалу, эстетические антиценности.

Возвышенное колоссально, масштабно, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, гордо противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, обретает свое истинное земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество.

Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы и человеческого гения. Мы испытываем чувство величественного, когда отражаем в своем сознании грандиозные картины природы - величайшие горы с их снежными вершинами и глубокими пропастями, бурные потоки, водопады, необозримые просторы океана, безграничность усеянного звездами ночного неба, колоссальные каналы, плотины и другие величайшие достижения человеческой техники и т.д. Все эти явления, казалось бы, должны были устрашать человека. Однако они вызывают эстетические чувства, связанные с сознанием мощности природы, силы и величия человеческого интеллекта.

Созерцание величественных картин природы и восприятие гениальных произведений искусства вызывают у человека не только эстетическое удовольствие, но благотворно влияют на него, раскрывают лучшие стороны человеческого характера, повышают в человеке жизненные силы и бодрость духа, укрепляют его веру в правоту своего дела, побуждают быть лучше, совершеннее, отдавать все свои силы служению общественным идеалам.


. Категория эстетики: низменное


Противоположной категорией возвышенного является категория низменного. Низменное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таящее в себе угрозу для общества и личности.

Низменное - это крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. В разнообразных мифологических конструкциях возвышенное символизирует образ неба - в то время как образ низменного представляется как подземное царство: Аид, Ад и т.д.

Низменному в большей степени, чем другим эстетическим категориям присуща этическая оц5енка: оно напрямую связывается с силами зла. Как низменное обычно воспринимаются и характеризуются черты характера и поступки людей: подлость, обман, разврат и т.д. С низменным напрямую связана сфера несвободы человека, его зависимости от стихийных природных и общественных сил, соц5иальная и психологическая или психофизиологическая зависимость. В качестве ярких проявлений низменного в общественной жизни можно рассматривать такие соц5иальные явления, как войну, эксплуатацию человека человеком, ограничение прав и свобод личности, подавление личностного начала. Проявлением низменного в сфере психики человека является психофизиологическая зависимость того или иного индивида от алкоголя, наркотиков и т.д., поскольку они разрушают человеческую личность, превращая его, по сути дела, в полуживотное существо.

Тесная связь низменного с безобразным и злом в реальной жизни находит свое отражение и в художественном творчестве. Именно через определенные сочетания безобразного и злого искусство чаще всего и раскрывает образ низменного. Ярким примером низменного являются известные сказочные персонажи: Баба-Яга, Кащей Бессмертный. Низменную страсть к накопительству, жадность - в безобразных и злых образах Плюшкина и Гобсека раскрыли великие писатели Гоголь и Бальзак.

Художественное отображение низменного такая же закономерность художественного творчества, как и отображение прекрасного и возвышенного, но, как и во всех случаях творчества, художнику следует иметь чувство меры. Самое трудное для художника в постижении низменного - это не потерять высоту взгляда, дабы не превратилось это постижение в расковыривание порочных почв, в разглядывание изнанки жизни под видом реализма. Если у художника недостаточна художественная энергетика, чтобы оставаться на высоте эстетического отношения, то лучше ему не браться за всю эту «эстетику низменного». В противном случае все его творческое мышление будет демонизировано, а жизненные силы растрачены впустую. Особенно такая опасность возникает перед теми художниками, которые односторонне конц5ентрируются на категории низменного, не имея достаточной опоры и жизненной укорененности в категории возвышенного.

Низменное противоположно возвышенному. Древние египтяне в гимне богу Атону так описывают низменное: покидая мир, солнце повергает землю во мрак, и ужас смерти охватывает всех.

Аристотель впервые в истории эстетической мысли говорит о низменном как об эстетическом свойстве и приводит пример: в трагедии Еврипида «Орест» - не вызванная необходимостью низость характера Менелая.

Для Буало низменное - уродливо («Чуждайтесь низкого - оно всегда уродливо»).

Невладение людьми своими общественными отношениями - тирания. Ее низменность раскрывает французский гуманист Этьен де ла Боэси (XVI в.): «Величайшее несчастье - зависеть от произвола властелина, относительно которого никогда не можешь знать, будет ли он добр, поскольку всегда в его власти быть дурным, когда он этого захочет». Для Боэси несвобода людей - результат их общественной слепоты: тиран «побежден сам по себе, только бы страна не соглашалась на свое рабство. Не нужно ничего отнимать у него, нужно только ничего ему не давать... Я не требую от вас, чтобы вы бились с ним, нападали на него, перестаньте только поддерживать его, и вы увидите, как он, подобно колоссу, из-под которого вынули основание, рухнет под собственной тяжестью и разобьется вдребезги». Для французского гуманиста тирания низменна, так как несет людям несвободу.

Низменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы.

Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями.

Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война).

Низменное - эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического.

Эти смежные, пересекающиеся категории находят художественное отражение и оценку в целом ряде жанров искусства (комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.).

Природные явления воспринимаются как низменные в том случае, если отдельные их стороны или свойства ассоциируются с недостойным поведением человека или угрожают его существованию.

Низменное в социальной жизни проявляется в тех случаях, когда в человеческих поступках наблюдается недостаток духовности и избыток биологического, животного начала, т.е. значительно нарушается гармония внутренней и внешней сущности в человеке прекрасном.

Предательство, трусость, подлость, цинизм, дисгармония духовного и телесного - все это «подведомственно» категории низменного.

Категория низменного является общей для двух наук - этики и эстетики, поскольку она характеризует явления, представляющие моральное зло и угрожающие благу человечества. Поэтому в отличие от категории безобразного для низменного оказывается неважным наличие в объекте изъянов формы.

Заключение

возвышенное низменное эстетика

Подводя итог работе можно сделать несколько выводов. Во многих случаях одно и то же явление можно назвать и прекрасным, и возвышенным или, напротив, и безобразным, и низменным. Однако их близость не означает тождества. Связь прекрасного и возвышенного коренится в их причастности к положительным ценностям, к эстетическому идеалу. Безобразное и низменное - это свойства отрицательные, выражающие враждебность идеалу. Их можно назвать эстетическими антиценностями.

Эстетические категории возвышенного и низменного, разрабатывались древними мыслителями одновременно с категориями прекрасного и безобразного. Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности. Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное.

Низменное социальное явление изобразил Верещагин в картине «Апофеоз войны», посвященной всем «великим завоевателям» - бывшим, сущим и будущим: на картине - холм, сложенный из человеческих черепов.

Музыка лишь в XIX-ХХ вв. овладела способностью непосредственно воссоздавать образ низменного (Седьмая симфония Шостаковича). До этого музыка (Моцарт, Бетховен, Чайковский) передавала этот образ опосредованно, через раскрытие накала борьбы, через показ меры усилий добра в преодолении низменного.

Список использованной литературы


1.Бореев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп. 2005.

2.Бычков В.В. Эстетика <#"justify">.Гартман Н. Эстетика. М.: Ника-Центр. 2004.

.Гуревич П.С. Эстетика. М.: КноРус.. 2008.

.Золкин А.Л. Эстетика. Учебник для вузов <#"justify">.Радугин А.А. Эстетика. Учебное пособие для вузов <#"justify">.Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. М.: Кнорус. 2009.


Теги: Категории эстетики: возвышенное и низменное  Реферат  Этика, эстетика
Просмотров: 13985
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Категории эстетики: возвышенное и низменное
Назад