Идея милосердия в разных культурных традициях

МскУНИВЕРСИТЕТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

КАФЕДРА

Этика

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Этика

НА ТЕМУ: Идея милосердия в разных культурных традициях

 

 

 

 

 

 

 

Студент Войноранская Светлана Юрьевна

Курс  4

Группа  ПИУБухКЗ-31/11-Д1

Преподаватель

Ф.И.О., ученая степень и звание

 

 

 

 

 

г. Москва, 2012

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ   3

1. Понятие милосердия   4

2. Историческое развитие милосердия 6

3. Милосердие в разных культурных традициях   11

Заключение   14

Литература 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Этика как философская наука изучает мораль. Мораль - форма общественного познания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Понятие «этика» имеет и второе значение: это система норм нравственного поведения и обязанности людей по отношению  друг к другу и  обществу в целом. [1, 7]

Аристотель понимает высшее благо  как счастье, а само счастье связывает прежде всего с добродетелями души и добрыми нравами общества.  Для реализации идеи добра необходимы такие  качества человеческой души, как доброжелательность, милосердие. Т.е милосердие есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое.

Милосердие у разных народов, в различных вероисповеданиях трактуется по разному, но есть и общие отличительные черты.

Раскрывая темы «Идея милосердия в разных культурных традициях» мною поставлены следующие  задачи:

1. Проанализировать понятие милосердия;

2. Описать исторический аспект развития  милосердия;

3.  Рассмотреть  формирование милосердия в России.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие милосердия

 

Милосердие представляет сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Как этическое понятие милосердие восходит к Пятикнижию, в котором древнееврейское слово «hesed» (т.е. любящая доброта) выражало принцип отношения Бога к людям, а также то, что он ждал от людей в их отношениях друг к другу: доверительность и верность. В до библейской греческой литературе  соответствующее «hesed» слово «eleos» обозначало чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля – это чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. Вместе с тем аристотелевское определение дружбы (точнее, дружеской любви- «philein») частично пересекаются по смыслу с христианским пониманием милосердия как «caritas», которое обозначает также и благотворительность. В греческом тексте Нового Завета милосердие передается главным образом словом «agape», одним из четырех слов, обозначавшим любовь; в христианстве «agape» приобретает специфический узкий смысл милосердной любви. [2, 349]

Заповедь любви провозглашается Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни. Она гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф., 22:37-39

В христианской же заповеди любовь к богу и любовь к ближнему даны в единстве, и  в качестве «ближнего» указан не только соплеменник и сосед, или единоверец, а каждый человек, даже враг или гонитель. Заповедь любви стала фундаментальной, всеобъемлющей, непосредственно предполагающей и как все Моисеевы заповеди.  Любовь - единственный нравственный принцип, основной закон жизни человека. [2, 350]

  Заповедь любви указывает на то, милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердное поведение является выражением его совершенствования. Милосердие воплощено в участливом отношении к людям, при котором человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого.

Милосердие существенным образом проявляется в заботе, в прощение причиненного зла, в стремлении к примирению, в любви к врагам. Дж. Локк развивает мысль о согласии, милосердии  и снисхождении друг к другу: нельзя дурно обращаться с другими людьми только из-за того, что они не отказываются от собственного мнения. Милосердие здесь толкуется как терпимость к инакомыслию. На основе данной позиции Локк защищал веротерпимость. (Письма о веротерпимости 89-92 гг.).  [1, 6]

Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, т.е. в отдавании. Милосердие есть преодоление - себя как самости, своего стремления к покою и себя как обладателя благ, своего стремления к сбережению, своей жадности, - милосердие не просто, оно представляет собой трудную личную задачу.

В милосердии, по существу, преодолевается обособленность людей, разделенной самим порядком общественной жизни и соединяются интересы индивидов. Милосердная любовь предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий или антипатий, т.е. беспристрастно. Это отношение, в котором все уравниваются: я отношусь к данному человеку, так же как я бы относился к любому другому ближнему. Беспристрастность не означает одинаковости отношений – люди ведь различны, милосердие же должно относиться к каждому, но сообразно тому, в чем каждый нуждается.

 

 

 

2. Историческое развитие милосердия

 

Само милосердие возникло задолго до того, как люди придумали синтетическое понятие. Особое внимание в античном Риме уделялось благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. Одновременно с государственной благотворительностью существовала муниципальная. Самое старое благотворительное учреждение было основано при императоре Августе (30 год д. н. э. - 14 г. н. э.) Богатые горожане так же старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В обычае было устраивать общественные трапезы, раздавать деньги, одежду, пищу только тем согражданам, которые состояли в патриархальном родстве. Для богатых помощь бедным была обязанностью, а не добровольной акцией. Бедняки не просили помощи, они требовали её как своего законного права. Сам строй общества требовал благотворительной деятельности. Благотворительность в Древней Греции и Древнем Риме оформляется в институт вспомоществования бедным, попечения военных инвалидов, больных. Римляне давали военным земельные участки и назначали в их пользу часть добычи, а впоследствии - денежное содержание.

Особое значение любви к ближнему подчеркивалось в древнеиндийской культуре. Во многих текстах милосердие и сострадание выделяются в ряду человеческих мотивов и противопоставляются  влечению, выгоде, славе и т.д. Однако при чтении о благодеяниях  индийских святых создается впечатление, что сами их нравственные подвиги были замечены и сохранены в людской памяти главным образом как аскеза, как средство восхождения к блаженству.  [2, 349]

В древнекитайской цивилизации, насчитывающей около трех тысячелетий, любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были важнейшими нравственными заповедями. Это входило у древних китайцев в понятия «гуманность (Жень), справедливость и долг», разработанных великим китайским мыслителем Конфуцием. Они органически входили в китайскую этическую систему «пяти постоянств», обозначавших гуманные отношения между ближними: «отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами».

У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. Письменные источники Древнего Египта донесли до нас слова вельможи Пиопинахта: «Я давал хлеб голодному, одевал нагого», а в «Поучении Птахотепа» говорится - «Не буду алчен по отношению к родичам своим, мольбы кротких могущественнее силы».

Пророки VII веке до н. э. Амос и Осия, о которых, говорится в соответствующих книгах Ветхого Завета, были основателями этики человечности в иудаизме. Анализ библейских текстов и ветхозаветной традиции показывает, что уже в начале второго тысячелетия до н. э. евреи, как и многие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, имели представление о благотворительности. У них существовали нравственные нормы необходимости сочувствия ближнему, оказания ему нравственной и материальной поддержки. Благотворительность является одним из основных предписаний иудаизма. Ветхий Завет содержит несколько законов, предусматривающих своего рода налогообложение в пользу бедных. В них подчеркивается необходимость не забывать о нуждающихся в праздничные дни, не забывать о бедняках и пришельцах, поскольку сами евреи, исходя из Египта, нуждались в помощи.

В Древней Руси доброта, добродетель также проявлялась как покровительство более сильного слабому. В семейных отношениях требовалось уважение к родителям и любовь к младшим и ровесникам. Зачатки милосердия на данном этапе развития общества имелись, но они предполагали наличие сильного и слабого.

С приходом в общественную жизнь христианства взгляд на человека изменился. Считается, что все религии основаны на идее человеколюбия, но христианство единственная, ставящая человека в центр мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим традициям.

Владимир Мономах в своём "Поучении" анализирует подход христианства к человеку. Мотивом милосердия, по его мнению, является "богобоязнь и упование на Его милость", а проявлениями - помощь убогим, почтение духовных служителей и любовь к ровесникам и старшим.

Другой богослужитель Максим Грек в "Послании о фортуне" глубже раскрывает сущность милосердия, он затрагивает такую сторону как деятельность, отмечает, что сочувствия и пожелания добра человеку недостаточно, необходимо помогать ему, поддерживать в трудную минуту не только словом, но и делом.

Первые христиане организовали помощь нуждающимся на дому. Каждая отдельная община являлась единым попечительным органом. В книге Деяний и в 1 послании: к Тимофею есть указание на «вдовиц», посвящающих себя молитвам и христианской благотворительности. Первые христиане раздавали хлеб нуждающимся, принимали спасавшихся бегством изгнанников, не спрашивая, откуда они являлись, и не интересуясь их национальностью, социальным положением и поведением.

Идеи милосердия, сострадания и помощи неимущим вошло органической частью в вероучение ислама. В Исламе у милосердия имеется более глубокое значение, породившее важную черту в жизни каждого мусульманина, за проявление которой он вознаграждается Богом. В исламе милость и милосердие рассматриваются как важнейшие качества - атрибуты самого бога. Эти качества указаны во фразе, произносимой в начале 113 сур Корана: «Во имя Бога, Милостивого, Милосердного». «Ваш Господь предписал Себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и исправит (свое поведение), то ведь Он – Прощающий, Милосердный». (Коран, 6:54) [8] Главная вероучительная книга ислама - Коран требует от мусульман проявлять милосердие по отношению ко всем слабым, беззащитным, нуждающимся в помощи,- к рабам, старикам, сиротам, путникам, должникам. В Коране  предусмотрена целая система мер, приучающих человека делиться даже самым необходимым с теми, кто оказался в затруднительном положении — начиная от доброхотного подаяния до ежегодного «очистительного налога» на имущество правоверных, сборы от которого идут в фонд поддержки нуждающихся. На протяжении столетий религиозные общины, а в исламских государствах и соответствующие чиновники строго следили за исполнением этих предписаний.

В средневековый период человек перестал являться общественной и духовной ценностью, несмотря на то, что церковь имела большое влияние на формирование общественных норм.

Важнейшим требованием к добродетели, по Бернару Клервоскому, было удаление человека от мира, то есть от людей. Также требованиями являлись: презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному, приходящему счастью, к богатству и славе. Общество способствовало пробуждению агрессии: это проявлялось в многочисленных войнах - междоусобицах, в рабовладельчестве. Оказание помощи человеку порождало долг, то есть человек, принявший помощь, должен был помнить о долге помощнику.

Постепенно общественные ценности менялись, что привело к переходу в эпоху Ренесанса (Возрождения). Отличительной чертой, которой стало признание интересов и прав человека. Возникло такое понятие как гуманизм, центром которого является человек. В отличие от средневековых взглядов, которые определяли человека как существо низкое, нуждающееся в постоянном страдании, дабы повысить свой духовный уровень, эпоха Возрождения провозглашала человека, только что родившегося, уже достойным уважения как личность, но нуждающимся в развитии способностей. Изменились общественные нормы и правила поведения. Духовное совершенствование общества требовало создания определенных правил, которым следовало бы общество и отдельные люди. Таким образом, духовные требования стали правами и обязанностями человека, правилами и нормами поведения, закреплёнными на бумаге.

В эпоху становления буржуазного строя, после Великой французской революции обострилась борьба против "фальшивого христианского милосердия". Специальным декретом милостыня была объявлена проступком, поэтому всяческая благотворительная деятельность была запрещена.

На более поздних этапах развития буржуазного строя филантропия снова стала в почёте у буржуазии - благотворительность как облагодетельствование униженных и оскорблённых буржуазией.  Сначала владельцы мануфактур лишают людей работы, а потом пытаются им помочь подаянием.

Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного строя большое значение имело положение человека в обществе. Отношения высших классов между собой не носили оттенка гуманности, большую роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм не был присущ людям того времени. Люди же низших сословий напротив проявляли заботу друг о друге и старались оказывать поддержку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Милосердие в различных культурных традициях

 

Россия. Общины милосердия

Проявлением высокой нравственности и духовности явилось движение общинных сестер милосердия, возникшее в середине XIX века в России.

Начало ему было положено великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Тирезией Ольденбурской, которые в 1844 г. в Петербурге основали первую в России общину сестер милосердия, названную Свято-Троицкой. В Москве подобная община была организована княгиней С.С. Щербатовой и доктором Ф.П. Гааз в 1848 г.

Сестры милосердия, участвовавшие в Крымской войне,  самоотверженным трудом и безупречным поведением заслужили всеобщее уважение и признательность. Н.И. Пирогов дал высокую оценку трудолюбию, самоотверженности и большому нравственному влиянию, которые оказывали сестры милосердия на воинов. Исторический почин  сестер милосердия Никольской  и Крестовоздвиженской общин по оказанию помощи раненным в действующей армии оказал огромное влияние на дальнейшее развитие военно-медицинского дела во всем мире. Уже во время Крымской войны по примеру русских женщин в английских войсках появилась группа сестер милосердия во главе с Флоренс Найтингейл, имя которой стало символом международного милосердия.

Сестры милосердия работали так же и в тюремной больнице (община под названием «Утоли моя печали»).

Сестры милосердия, приняв решение  вступить в члены общины, брали на себя тяжелый труд и высокую нравственную ответственность. Это была особая форма подвижничества, выдержать которую могли только сильные духом. Вся жизнь сестер милосердия была в нескончаемом труде и заботах. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял ни для кого делать никакой скидки, да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни. [7, 241]

Доброта одного человека слаба, помноженная на миллионы, она приобретает огромную силу. Иллюстрацией этой мысли является деятельность Красного Креста. По инициативе Андри Дюнана в 1863 г. была создана международная организация помощи раненным, переименованная в 1876 г. в Международный комитет Красного Креста. В 1864 г. состоявшаяся в Женеве дипломатическая конференция выработала конвенцию об улучшении участи раненых во время войны, положенная в основу деятельности Красного Креста.

Прообраз Красного Креста был в России  с 1814 г. – Александровский комитет о раненых, существовавший исключительно на благотворительные пожертвования, оказывавший помощь десяткам тысяч раненных воинов и их семьям. 

В соответствии с рекомендациями международной конвенции в России в 1867 г. было создано Российской общество попечения о раненных и больных войнах, переименованное в 1867 г. в Российское Общество Красного Креста (РОКК). Русский Красный Крест оказывал помощь жертвам войны, пострадавшим от стихийных бедствий: землетрясений, неурожаев, эпидемий.

После Октябрьской революции гуманные традиции Российского Красного Креста продолжал созданный по инициативе В.И. Ленина Пролетарский Красный Крест, сыгравший большую роль в деле организации медицинской службы в красной Армии и становлении системы здравоохранения.

Особенно больших масштабов достигла деятельность Красного Креста во время Великой Отечественной войны, которая стала суровым испытанием для советского народа. Тогда с особой силой проявились гуманизм и  милосердие. На полях сражений помогали раненым свыше 800 тыс. медицинских сестер и сандружиниц. [6, 427]

Католическая церковь

Католическая церковь, накопила большой опыт милосердной и благотворительной деятельности которую на Западе,  принято называть каритативной деятельностью. Делами милосердия и благотворительности в католицизме занимались и занимаются приходы, монастыри, монашеские ордена, благотворительные центры, разветвленная сеть различных организаций мирян. Католическая благотворительная практика опирается на соответствующее теологическое обоснование, которое включает и обще христианские принципы, и собственно католические постулаты. Так, она органически связана с концепцией спасения - путем совершения различного рода "добрых дел" в пользу неимущих, нищих, страдающих. В католической литературе обычно подразделяются милосердные деяния на два направления - материального и духовного характера. Традиционный перечень так называемых "дел милосердия для тела" включает следующие деяния: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять странника в свой дом, посетить больного, похоронить заключенного. Этот перечень дополняют семь "дел милосердия для души": обратить грешника, научить непросвещенного, дать добрый совет сомневающемуся, утешить скорбящего, терпеливо переносить тяготы, прощать от всего сердца обиды, молиться за живых и усопших.  Кроме того, христианство с самого начала предписывало заботиться о сиротах. Забота о сиротах, как вообще о бедных, перешла, главным образом, к католическим монастырям. Устраивались богадельни появились странноприимные дома (ксендохии) существовавшие для призрения бедных странников, находящихся в пути,  учреждались больницы, где призревались неимущие и больные. [9] Большое внимание теологическому обоснованию милосердного служения уделяется и современной католической Церкви. Особую известность приобрели католическая организация "Каритас" и Дочери милосердия, одна из самых многочисленных женских монашеских конгрегаций. [10]

 

Заключение

 

Подводя итоги, подчеркиваю, что милосердие является общечеловеческой ценностью, имеющими глубокий нравственный и гуманистический смысл, связанный со становлением духовности человека. В милосердии, по существу, преодолевается обособленность людей, соединяются интересы индивидов.  Милосердие должно быть  деятельным и проявляется в заботе, в прощение причиненного зла, в стремлении к примирению, в любви к врагам. Оно осуществляется в дарении, в беспристрастном отдавании.

Милосердная практика возникла задолго до появления организованных религиозных и государственных структур, а с появлением последних стала одним из важнейших направлений их социальной политики, направленной на обеспечение стабильности общественных структур, предотвращение социальных конфликтов. Милосердие закреплено в канонах и заповедях всех религий. Милосердие  всегда была одной из самых важных сфер деятельности религиозных организаций различных направлений. Христианством (православием, католицизмом, протестантизмом), мусульманством, иудаизмом и другими конфессиями накоплен громадный опыт милосердия, исчисляемый многими веками.

Сегодня милосердие – это помощь нуждающимся, формы этой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над инвалидами и престарелыми, помощь многодетным семьям и др.

Отрадно заметить, что в России образуются новые и воссоздаются исторические российские общества милосердия, где молодые люди помогают одиноким старикам и инвалидам, где помощь нуждающимся является не повинностью, а потребностью души. Милосердие имеет огромное воспитательное значение, потому что способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами отечества.

Литература

 

1. Этика. Учебник. Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко - М.: Гардарики, 1999 - 496 с.

2. Этика. Учебник. Под ред. А.А. Гусейнова, Г.П. Апресяна - М.: Гардарики, 1999 - 472 с. 

3. Современная этика. Учебное пособие. Е.В. Золотухина-Аболина, 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д, 2003 - 416 с.

4. Этика. Под ред. П.А. Кропоткина - М.: Политиздат, 1991 - 496 с.

5.Этика: Кредитно-модульный курс, Е.А. Подольская, М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»,  Ростов н\Д:Наука-Спектр, 2009 – 424 с.

6. Благотворительность и милосердие в России. П.В. Власов, М.: ЗАО Издательство Центр Полиграф, 2001 - 443 с.

7. Обитель милосердия. В.П. Власов, М.: Московский рабочий, 1991 – 303 с.

8. Статья Милосердие в исламе. #"Times New Roman">9. Статья Каритативная деятельность католической церкви  #"Times New Roman">10. Азбука католицизма. Католицизм от А до Я #"Times New Roman"> 

 


Теги: Идея милосердия в разных культурных традициях  Реферат  Этика, эстетика
Просмотров: 22899
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Идея милосердия в разных культурных традициях
Назад