Национальная культура повседневности

1. Выполнить анализ и сравнительную характеристику повседневной и материальной культуры, быта и поведения человека стран Западной Европы и России в XX веке

нация материальный культура игра

Эпоха двадцатого столетия - совершенно необычная по насыщенности событиями, экономическими прорывами и научно-техническими изменениями, революциями и контрреволюциями, мировыми войнами, переделами мира, разделением однополюсного мира на многополюсный, борьбой различных систем, реваншами ведущей общественно-политической системы, кризисами и взлетами, победами и поражениями, надеждами и разочарованиями, оптимизмом и пессимизмом.

Это эпоха великих свершений, огромных достижений, творческого, революционного обновления и переделки мира в материальной, культурной, социально-политической, духовной областях.

Произошла кардинальная и качественная революция в производительных силах, в технике и технологии. Особенно знаменательной в технико-экономических переворотах стала вторая половина XX столетия, когда развернулась научно-техническая революция, соединившая воедино достижения науки и техники, технологии и другие такого же рода революционные свершения.

Это научно-техническая революция (НТР), научно-технический прогресс (НТП), развернувшиеся с 50-60-х гг. XX столетия. Организационная, управленческая революция, систематизирующая и структурирующая производственный, трудовой процесс, вводящая новые принципы и порядок управления им, менеджмент. Информационная революция, давшая возможность машинально и автоматически переводить добываемые знания в сам производственный процесс и в управление им. Революция кино, ставшим главнейшим видом искусства по сравнению с театром предыдущих эпох. Телевизионная революция, давшая всему миру новый тип видеосвязи наряду с прежними радио, газетами, журналами, книгами. Атомно-ядерная революция, открывшая возможность использовать атомную энергию в мирных целях, помимо создания ядерного и водородного оружия. Ракетно-космическая революция, позволившая путем запуска ракет и ракетоносителей осваивать космос, создавать в нем стационарные космические корабли. Благодаря этим достижениям стал возможным полет человека на Луну, полет космических кораблей к другим планетам.век - век многочисленных научно-практических революций, качественно преобразовавших мир, поднявших его на совершенно новую ступень материального, культурного и интеллектуального развития.

В основе этих революций, по нашему мнению, лежит творческо-интеллектуальная революция в созидательной человеческой деятельности, раскрывшая на основе новых научных знаний и технико-технологических процессов небывалые ресурсы и возможности человеческой энергии, поиска, творения принципиально нового. XX век стал веком великих открытий, изобретений, новшеств.

Совокупная человеческая созидательная деятельность в мировом масштабе сделала XX век совершенно иным для трудовой, творческой, культурной деятельности людей, их взаимоотношений, быта и жизни.

На смену предыдущих эпох пара и машин пришла эпоха автомобиля, самолета, телефона, в том числе мобильного, электроники, автоматизации, атомной, ядерной и лазерной техники, телевизоров, компьютеров. Впервые в СССР ракеты и космические корабли вывели под руководством С.П. Королева в космическое пространство советского человека - Юрия Гагарина. Двумя главными космическими державами стали СССР и США, соревнующиеся между собой.

Эпоху XX века стали называть индустриальной и постиндустриальной, техногенной и технотронной, информационным обществом. Производственным изменениям сопутствовали в XX веке социальные и политические революции. В меньшей мере - крупные социальные изменения, которые происходили главным образом в социалистических странах. Не столь много было великих духовно-культурных открытий, соответствующих достижениям в научно-технической сфере, но все же достаточно много значимых и великих творений в мировой литературе, музыке, живописи, архитектуре, в области театра, кино и других.

Двадцатый век в экономическом и общественно-политическом плане - изначально эпоха капитализма. Ведь он начался с полного системного господства капитализма в мире, и вряд ли кто мог тогда предположить, хотя К. Маркс и Ф. Энгельс, коммунисты твердили об этом с середины XIX века, что уже на втором десятилетии нового века капитализму бросит вызов новая и противоположная общественно-политическая система, новый - второй мир - социалистический. Капитализм перестал быть единственным в мире.

Началась новейшая история - борьбы и сосуществования, соперничества капитализма и социализма. При этом опытный капитализм сумел приспособиться к новой мировой глобальной ситуации, он ради своего укрепления пошел даже на перенятие у социализма ряда положительных сторон, прежде всего в области труда, социальной жизни, обеспечения социальных благ трудового населения.век - это переходная эпоха.

Переходная в двух главных направлениях.

Первое главное направление - переход к социализму, от капитализма к социализму. Вот как исторически в двадцатом столетии совершался данный процесс.

г. - победа Великой Октябрьской социалистической революции в России.

Борьба трех мировых систем превратила XX век в эпоху наиболее многочисленных войн и вооруженных столкновений.

Главной из них стала вторая мировая война, направленная в 1941-1945 гг. острием против социалистического Советского Союза.

Борьба трех мировых систем в XX веке, в том числе военными, вооруженными средствами, привела к победам одних систем и поражениям других, к переходам назад, вспять, к реваншам в соотношении общественно-политических сил на мировой арене.

Сравнение России и Западной Европы в 20 веке

После 70 лет социалистического развития Советский Союз вступил в полосу кризиса, завершившегося распадом Союза на отдельные независимые государства, глубоким спадом в экономике, коренными изменениями политической системы. Перед страной вплотную встал вопрос о выборе пути развития, приобщения к западной или восточной цивилизации.

Что общего у России с Западной Европы? Можно выделить несколько факторов.

. Географический. Россия является европейской страной в силу того, что восточная часть Европы до Урала приходится на территорию России. Общий материк позволяет иметь сеть дорог, водных путей, прочными нитями связывающих западноевропейские страны и Россию.

. Этнический. Славяне принадлежат к единой этнической ветви, как и германо-франкские народы, развившиеся из арийских племён, населявших Индию, и входят в индоевропейскую группу языков. В период Великого переселения народов VI-VII вв. часть славянских племен расселилась на Балканском полуострове, часть - в Центральной и Северо-западной Европе. Восточные славяне, разместившиеся между реками Днепр и Днестр, положили начало русской народности.

. Экономический. Современный период развития Западной Европы и России характеризуется высоким уровнем экономики, науки и техники. В ключевых сферах экономики, металлургии и машиностроении, в энергетике и во многих других отраслях российская промышленность ни сколько не уступает западноевропейской. Но так было не всегда. К началу XX века Россия занимала всего лишь пятое место по объёму производства после Германии, Англии, США и Франции, а в области машиностроения значительно отставала.

. Социальный. К настоящему времени Россия близка к Западной Европе по удельному весу городского населения, по уровню образованности и интеллектуального потенциала, по уровню информированности. В то же время, если в начале XX века Англия, Франция и Германия имели почти поголовную грамотность населения, в России только четвертая часть граждан могла читать, писать и считать.

. Религиозный. По отношению к религии Россия, как и Западная Европа, входит в число стран, исповедующих христианство. Учитывая длительный период существования христианской религии, насчитывающей около 2000 лет, и тысячелетний период христианской религии в России, можно говорить о значительном ее влиянии на духовную жизнь народов как Западной, так и Восточной Европы. Этот фактор имел сильное объединяющее начало особенно на раннем этапе становления российской государственности. 6. Культурно-исторический. История русской культуры свидетельствует о том, что у её истоков стояла европейская, в византийско-греческом варианте культура. Это нашло свое отражение в письменности, архитектуре, других видах культурно-эстетического наследия. За период своего развития российская культура впитывала как губка то многое, передовое, что явилось достижением европейской культуры. Важное значение в этом отношении имел период российской истории, начиная с петровских времен.

. Внешнеполитический. Можно привести многочисленные примеры тесных внешнеполитических связей России со странами Западной Европы, включая совместные военные союзы, союзные боевые действия. С давних пор российские великие князья и императоры имели родственные династические связи с королевскими фамилиями западноевропейских стран, что способствовало объединительной политике.

. Эмиграционно-переселенческий. История движения народов свидетельствует примерами взаимопроникновения, совместного проживания людей. На территории России сотни лет проживают представители немцев, евреев, поляков и других европейских народов.

Таким образом, есть немало факторов, свидетельствующих о тенденции схожести российского уклада жизни с западноевропейской цивилизацией, вплоть до единого летоисчисления и системы мер и весов. Учитывая, что развитие науки и техники, технологическая революция, утверждение прав и свобод личности в странах Западной Европы и США идет в русле развития общемирового цивилизационного процесса, приобщение России к западной цивилизации имеет прогрессивное значение.

Однако следует учитывать и разделяющие факторы, которые имеют исторические корни, и которые тоже следует иметь в виду, выбирая путь развития. В их числе следующие:

В отличие от Западной Европы и США Россия наиболее сухопутная, чем морская держава. Её омывают в основном замерзающие моря, что затрудняет судоходство и не позволяет использовать выгодный и дешевый водный транспорт. Большие просторы России требовали строительства дорогостоящих железных и шоссейных дорог протяженностью в несколько тысяч километров. Строительство железных дорог было не под силу частным фирмам, что способствовало развитию капитализма в России в форме государственного. И в современных условиях большие пространственные размеры, различные климатические пояса и зоны усложняют задачи промышленного и социального развития. Сложные климатические условия, низкий биоклиматический потенциал почвы в отличие от Западной Европы способствовали закреплению общинного землепользования, преобладающей роли коллективного труда у русского народа. Такие коллективные хозяйства сохранились до сих пор в России и имеют преобладающее значение по сравнению с индивидуально-фермерскими хозяйствами западноевропейских стран (Приложение №1, рисунок 1).

Различие в области экономического развития состоит в том, что если в Западной Европе капитализм развивался естественно, постепенным путем: от накопления капитала и превращения торгового капитала в промышленный, от первоначального развития отраслей легкой промышленности к тяжелой, то в России в силу ряда причин развитие промышленности шло под действием государственной власти и прежде всего тяжелой промышленности, транспорта, то есть путем государственно-капиталистическим. Кроме того, многочисленные, почти непрерывные войны, которые вело Российское государство, требовали ускоренного развития военной промышленности, также требовавшей государственной централизации.

Россия в своей истории воевала практически со всеми европейскими и азиатскими государствами, на её земле были завоеватели и из-за океана. Войны мало способствуют сближению, они больше наслаивают взаимные претензии, неприязнь, подозрительность и ненависть.

Несмотря на то, что Россия входит в орбиту христианской цивилизации, есть существенные различия в вероисповедании. Для Западной Европы и США характерны приобщённость к католической либо протестантской ветви христианства, в то же время как на Руси утверждалось православие. Попытки объединения этих концессий в России не удались, русская православная церковь занимает особое положение и отделена от западной многочисленными догматами, характером обрядов, и собственным управлением.

Государства Западной Европы преимущественно моно национальные. Даже Федеративная Республика Германии представляет собой федерацию земель, имеющих общий язык, культуру, религию. Россия - страна, где проживает почти 150 народов, многие из которых имеют свою государственность, свой язык, культуру и религию, свои исторические корни. Такое положение создает для России особые условия развития, требующие учитывать национально-государственные различия, вызывающие необходимость проведения национальной политики, несвойственной западным странам.

Многие из характерных особенностей развития России присущи как западной, так и восточной цивилизации.

Русская культура XX в.

К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики. На смену символизму в этот период приходят другие литературные течения. Черты символизма проявились в таких разных, соперничающих между собой направлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.

Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. проявился не только в литературе, но и в искусстве

Конец XIX начало XX в. отмечается появлением новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи.

Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого «я», однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов.

Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искусства и литературы той эпохи возникло и существовало множество направлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде культуры, ее конце.

Ощущение потребности в принципиально новом научном и художественном истолковании действительности стало всеобщим в общественном сознании.

Серебряный век это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.

Серебряный век в русской культуре это своеобразное время, которое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррационального, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиознофилософский Ренессанс. Эпоха серебряного века это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе времени и личности художника.

Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства.

Всю культуру разделили на прогрессивную и реакционную, которую можно и нужно было отбросить. В результате для целого ряда поколений советских людей литература, искусство, философия начала XX века остались неизвестными.

Годы войны особый период в развитии советской культуры.

Чувство ответственности рождало чувство собственной значимости, достоинства, а значит чувство свободы. Поэтому, несмотря на все тяготы, потери и лишения, годы войны остались в памяти многих, прошедших через нее, как лучшие годы их жизни.

Деятели культуры, таким образом, многое сделали для завоевания победы. Советские ученые внесли ценный вклад в развитие военной техники, в организацию работы военной промышленности, в освоение природных богатств восточных районов страны. В произведениях литературы и искусства выражалась общая коллективная воля к победе, дух сопротивления.

Вторая половина 50-х начало 60-х годов время духовного обновления. Общественная жизнь была очень бурной, страсти кипели, дискуссии по самым разным вопросам проходили одна за другой.

Идеологический диктат, ограничение свободы творчества, отказ от политики реформ привели в 70-80х годах к углублению конфликта между властью и интеллигенцией, к возникновению духовной оппозиции режиму. Одним из ее проявлений стало движение диссидентов. Основные требования движения соблюдение прав человека, свобода слова, творчества, свобода совести.

В литературе 70-80х годов наиболее значительным явлением стали произведения, в которых нашли отражения сложные процессы этих лет духовная разобщенность и трагизм повседневного существования, лишенного высокого смысла, раздвоение сознания, неспособность человека к поступку, появление новых «лишних людей».

В течение ХХ веков русская национальная культура стала одной из богатейших национальных культур мира.

Культура Западной Европы в XX в.

Став центром мира, Европа переживала период социальных и политических преобразований. Они были порождены промышленной революцией, которая к тому времени завершилась в европейских странах. Промышленность стала ведущей отраслью экономики. В ней в конце XIX века наметились крупные сдвиги. Кончался век пара и начинался век электричества. Появились новые технологии промышленного производства - уже массового, с применением конвейерных линий и непрерывных процессов. В связи с этим быстро укрупнялись и сами промышленные предприятия - заводы и фабрики. Все большую роль в экономике начинают играть банки и акционерные общества.

Промышленная революция привела и к колоссальным социальным сдвигам. Резко выросло население городов - средоточия промышленности. Появилась потребность в грамотных и квалифицированных работниках. Возросла роль промышленных капиталистов - владельцев фабрик и заводов.

Если до этого большую часть населения Европы составляли крестьяне, то к началу XX века наемные труженики стали численно преобладающим классом. Рабочие, не имеющие собственности и существующие исключительно за счет продажи своей рабочей силы, оказывались во власти неустойчивого, циклического развития экономики; потеряв работу при сокращении производства, они лишались и средств к существованию. Естественное стремление добиться при этом устойчивости своего материального положения толкало рабочих к объединению в профессиональные союзы; тем самым они исключали взаимную конкуренцию и добивались повышения заработной платы - основного источника их доходов. Кроме того, через профсоюзы рабочие организовывали забастовки, т.е. временное совместное прекращение работы с целью заставить предпринимателей, работодателей пойти на уступки.

Требования рабочих, как ни естественны они были, встретили поначалу сопротивление предпринимателей и непонимание со стороны общества.

Борьба рабочих за свои требования привела к появлению массового рабочего движения. Будучи отвергнутыми тогдашним обществом, рабочие платили ему взаимностью; они стремились его уничтожить. Не имея собственности, они были склонны считать наличие ее у других источником своих бед. Идеальное общество виделось им как братство тружеников, совместно владеющих всеми богатствами. Так идеи революционного социализма стали характерной чертой раннего рабочего движения.Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали в середине XIX века наиболее завершенное - учение революционного социализма - марксизм, который постепенно завоевал ведущее положение в рабочем движении.

К началу XX века рабочее движение добилось уже многих успехов. Почти повсеместно в Европе были созданы профсоюзы и рабочие партии, которые назывались, как правило, социал-демократическими или социалистическими.

Европейские политики начала XX века считали, что отношения между государствами есть соперничество, в котором все зависит от силы. Сила государства, по их мнению, зависела от размеров территории и военной мощи. Территориальное расширение, экспансия была желанной целью.

После промышленной революции в колониях, кроме того, стали видеть источник сырья и продовольствия, рынок сбыта промышленных товаров, т.е. важное условие экономического развития. Колониальные захваты стали еще одной сферой соперничества европейских государств.

В европейской политике выделялись великие державы - Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция. Именно эти государства определяли европейскую, а значит и мировую политику.

Имперские амбиции еще более усилили характерный для Европы милитаризм. Он выражался, прежде всего, в преклонении перед человеком в военной форме. Служба в армии рассматривалась не только как обязанность гражданина, но и как его «священный долг», а пребывание в казарме считалось необходимым условием возмужания молодых людей. Милитаризм означал также рост военных расходов и увеличение армий (Приложение №2, рисунок 3).

Рост милитаризма происходил в Европе, уже преобразованной промышленной революцией. Она открыла широкие возможности для развития вооружений. Новые способы выплавки стали позволили создать металл для мощной артиллерии: так дальнобойность орудий к 1914 году удвоилась и достигла 7 километров. Артиллеристы могли теперь стрелять с закрытых позиций, находясь вне непосредственной видимости противника.

Долгие годы борьбы за создание национальных государств превратили национализм в характерную черту европейской жизни. Национальные интересы ставились превыше всего, их средоточием считалось государство. Каждый гражданин должен был заботиться о нем; принятие законов о всеобщей воинской обязанности отражало эти представления. Национализм порождал чувства национального превосходства. Первыми жертвами тогда становились национальные меньшинства.

Колониальные захваты дали этим чувствам новый выход. Появился расизм, оправдывающий европейское господство превосходством европейской (белой) расы над остальными, неспособными, якобы, к самостоятельному развитию. Смысл мировой истории они видели только в борьбе наций и рас, в которой побеждает сильнейший и устанавливает свое господство. Эти идеи отравляли отношения между народами.

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни, она организует ее и вытесняет инстинктивную деятельность.

В нашей стране в ходе перестройки экономических и социальных основ государства желание обрести определенность, уверенность в завтрашнем дне вызвали возникновение новых социальных групп самых разных направленностей - и в экономике, и в культуре, даже на бытовой почве. Возрастает желание подражать Западу, исчезает духовная самобытность российской культуры, забывается история и культура целых регионов, особенно на Севере и Кавказе.

Национальный характер - это представление народа о самом себе, это, безусловно, важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле - свое будущее. Особенности русского национального характера. Положительные черты характера: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта. (Приложение №1, рисунок 2)

Героическую доминанту русского характера выдает каждая мелкая деталь быта, например русские манеры обращения с водой. Русские моются под струей воды, что шокирует иностранцев такой нерациональностью. Англичане, например, в целях экономии никогда не ополаскиваются, а, вылезая из ванной, вытирают мыло полотенцем.

Посуду тоже не ополаскивают, а так в мыле и ставят в сушилку. В Англии хватает воды, и льют бесконечные дожди, но скупость - английская национальная черта характера. Никакой народ в мире не использует воду с таким размахом, как русские.

Национальный характер проявляется в творчестве и культуре народов.

Во имя справедливости, во имя общего дела, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь. Ритм и хозяйственный уклад русской жизни, безусловно, однозначно определяет главную доминанту русского национального характера - героическую доминанту.

Все попытки завоевать Россию складывались по одному сценарию: сначала Россия терпит поражения, а затем в решительном сражении побеждает и громит завоевателя.

Особенная черта русского человека - все делаем с размахом: если издаем библиотеку, так «всемирную», совершаем революцию-то непременно мировую.

Русские народные сказки, в отличие от западноевропейских, почти исключительно героические сказки. Если сюжеты западноевропейских сказок замешаны на выгоде, деньгах, обогащении, поиске золота или кладов, то в России другая, нежели в Западной Европе, мотивация деяний - героическая, а не шкурная.

Русский человек в отличие от европейского способен уживаться с другими народами. Именно в силу таких черт национального характера русский народ сумел распространиться и обосноваться от Карпат до Камчатки и Аляски, чего не смог ни один другой народ.

Таким образом, можно сделать вывод, что черты русского характера: героизм, патриотизм, стойкость, мужество, щедрость, человеколюбие, умение сопереживать, любить, щедрость души, доброту, заботу о других, великодушие, сострадание, трудолюбие, удаль, гордость, чувство собственного достоинства. Время накладывает свои отпечатки, но основные черты русского национального характера остаются неизменными.


. Современный этикет в контексте «разные нации - разные стили» (Россия и Америка)


В современном обществе, когда многие вещи зависят от правильного поведения и умения расположить к себе собеседника, основы этикета являются неотъемлемой частью культуры общества. Знание основ правил поведения говорит не только о высоком интеллектуальном уровне человека, но и о его уважении к партнеру и хорошем воспитании.

Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев - вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности.

Другой не менее важный показатель современного этикета - это принцип здравого смысла, целесообразности действий и практической полезности. Правила современного этикета по сравнению с требованиями аристократического (придворного) этикета разумны, просты и удобны.

Эстетические требования к правилам поведения направлены на ограничение проявлений человеческой физиологии в межличностном общении, на обуздание природных инстинктов и страстей, отвечают насущным гигиеническим потребностям в чистоте и опрятности.

Рождаясь и воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней нормы поведения, деятельности, общения, определяемые регулятивами, содержащимися в культуре (регулятив - это правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности). Человек реализует в своих поступках и на своем жизненном пути, предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не сознавая того.

Современные образованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своим манерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты: мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваться «во фрунт» при знакомстве, мучительно стараются, есть только левой рукой, носить непривычную «бабочку» и платочек в нагрудном кармане пиджака (Приложение 3, рисунок 5). Да, важны и внешние проявления хорошего воспитания, всем нужно учиться самим и учить своих детей, но главное - непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное, предупредительное отношение ко всем окружающим.

Национальный характер американского этикета определяется особенностями американской натуры. Американцы - демократы, именно эти коренные инстинкты придают свою специфику этикету.

Весьма популярна за последние годы ориентация на американских бизнесменов, на их своеобразный этикет. Многим импонирует совершенно раскованная манера поведения американцев, подчеркнутая приветливость, доброжелательность и оптимизм, умение быстро перейти на дружелюбный, заинтересованный тон беседы. Однако простота и демократичность манеры поведения американского делового человека также достаточно жестко формализована и подчиняется непростому этикету. Американец считает возможным иногда развалиться в кресле, задрав ноги на стол, разговаривать с женщиной, держа руку в кармане, похлопать приятеля по плечу, но наряду с этой внешней демократичностью, даже простоватостью поведения пресловутый «американский образ жизни», воспитание, полученное в семье и колледже, опыт общения с деловыми партнерами требуют весьма строгого соблюдения делового этикета. Точность, аккуратность, умение держать данное слово, опрятность в одежде, четкая регламентация поведения в стандартных ситуациях определяют стиль служебного и дружеского общения деловых людей Америки.

В демократическом обществе, как в Америке, идея такова, что все люди равны. Отношения, например, с начальником должны быть такие же, что и с домработницей. Насчет вежливости, естественно, все заслуживают одинакового отношения. Еще принято выслушать человека. Если секретарша подходит к телефону, то никто в Америке не скажет: «Его нет и не будет». Скажет, что он вышел, и что вы хотите передать. Еще отношение к времени. В Америке можно назначить встречу с человеком через месяц и контрольного звонка не будет. Потому что настолько в Америке ценится время. Не приглашают, например, на следующий день, если это не очень близкий человек. Это значит, что вы считаете, что у него никаких дел нет, что он просто сидит и ждет вашего звонка. И это невежливое отношение к нему - вы не цените его время.

Этикет равенства с самого начала играл важнейшую роль. Обеспеченным американцам было неловко иметь слугу, поэтому они уже в 19 веке заменили это слово на «помощь по дому», «сервис по уборке дома». Даже фермеры называли батраков «добавочными руками». То есть, сделали услужение профессии, что снимало с нее налет унизительности.

Искренность в общении вместо претенциозности, готовность оказать помощь и гостеприимство, вместо сдержанности и неприветливости к чужаку, и гордость вместо подобострастия.

Не говори о пустяках с людьми образованными и высоко духовными, и не поднимай сложных тем в беседе с людьми простыми и невежественными. В любом разговоре никогда не приводи в пример свои собственные успехи, ум и добродетели. Будь не важным, а приветливым. Первым здоровайся, последним дослушивай, и никогда не оставляй вопрос без ответа. Не суди друзей, оставь это родителям и начальству.

В каждой стране и у каждого народа существуют свои обычаи делового общения и деловой этики. Под национальными стилями делового общения понимается стили, типичные для тех или иных стран, а не определенных национальностей.

Американская культура сравнительно молода. Американцы - личности. Индивидуальность и права личности - самое главное для американца. Это качество можно расценить как эгоизм, но оно заставляет американца проявлять уважение к другой личности и настаивать на равноправии. Американцы самостоятельны и независимы. Они не любят чопорность, предпочитают простую повседневную одежду, общаются друг с другом просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении.

Американцы любят соревноваться, любят рекорды, достижения, постоянно соревнуются друг с другом. Американцы дружественны, но по-своему. У них редко встречается продолжительная дружба, так как они очень независимы. Американцы любят задавать вопросы, часто даже личного характера. Американцы энергичны. Это общество отличается большой активностью, движением, переменами.

Американцы берегут время и ценят пунктуальность. Они пользуются ежедневниками и живут по расписанию. Они точно приходят на назначенную встречу. Переговоры у них всегда короткие - от получаса до часа и, как правило, проходят один на один.

Что касается общения в неформальной обстановке, то деловой прием в США - обычное дело. Это лучший повод поговорить о семье, о хобби. Говорить за столом о политике не принято. Американская нация озабочена своим здоровьем. Спиртного употребляется очень мало. В основном пьют пиво и коктейли, где льда больше, чем жидкости. Тосты не приняты. Поднимая бокал со спиртным, американцы просто говорят: «чивз» или «прозит».

Если вас пригласили в дом, это значит, что хозяину это очень важно. Принесите в качестве подарка бутылку вина или сувенир. Если вы собрались в Соединенные Штаты Америки в отпуск или же в деловую поездку, то вам пригодится знание некоторых национальных особенностей правил этикета. Знакомство с американцем в самолете может начаться очень бурно и активно с его стороны. Он немедленно начнет общаться с вами запанибрата, рассказывать массу очень личных подробностей и зазывать к себе на ужин, а на прощанье пожелает здоровья.

Американские непосредственность и дружелюбие - основные составляющие их натуры. Однако нужно понимать, что несколько часов в обществе американца совершенно ни к чему не обязывают ни одну из сторон. Это нация, для которой самой устойчивой формой человеческих взаимоотношений является поверхностное знакомство.

В Америке принято обращаться друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении. Широкая улыбка - обязательный атрибут приветствия и любого общения у американцев.

Но при всей кажущейся доброжелательности и открытости американцев вам следует соблюдать дистанцию. Ни в коем случае не приходите в гости к своим американским друзьям без приглашения. Если вы только собираетесь приехать в Америку, предварительно известите о своем прибытии, созвонившись или написав письмо, и ждите приглашения. Особенной бестактностью считаются опоздания на торжественные и официальные мероприятия. Будьте пунктуальны. Если вас пригласили в гости, можно принести цветы, вино или какой-нибудь сувенир. Этого будет достаточно.

Рукопожатие в США характерно, скорее, для официальных случаев, чем для повседневной жизни, а также используется, как приветствие при знакомстве, но не является обязательным, когда встречаются старые знакомые или сослуживцы. Женщины пожимают друг другу руки только в том случае, когда они встречаются в первый раз или во время званого приема. Если знакомятся мужчина с женщиной, то они могут подать друг другу руки, а могут этого и не делать, однако в любом случае женщина протягивает руку первой (Приложение 3, рисунок 4).

В Америке не принято обмениваться при встрече поцелуями. Женщинам руку не целуют. И вообще, по отношению к женщинам не принято проявлять излишней галантности. Особенно все перечисленное касается деловых отношений. Женщины в Америке предпочитают, чтобы в них видели исключительно деловых партнеров. Неприличным считается выяснять у женщины ее семейное положение.

Чаще всего, американцы меняют одни манеры на другие, когда им это выгодно удобно или приятно. Единственное, что остается постоянным, это красочная смесь пышности и простоты. Скажем, каждый, самый бедный американский дом имеет комнату, в которой никто не спит. Даже если все прочие теснятся по 3-4 человека в одной спальне. Это зала, гостиная, предназначенная для приема гостей, которых в половине этих домов вообще не бывает. Американцу выгодная сделка всегда приятнее дорогой покупки. Попробуем подметить некоторые различия этикета американского и российского.

Часто даже русский образованный и культурный человек, который хорошо говорит по-английски, производит ужасное впечатление на американцев, не потому что он делает грамматические ошибки - тут столько эмигрантов из всех стран, что все это понимают - а он не понимает, как

нужно себя вести. Например, по-русски не говорят все время, пожалуйста, как в Америке, - все время мы говорим please. А в Америке без плиз человек звучит просто, как хам.

Русское застолье, хотя по-английски, даже нет слова застолье, идея, что надо развлекать гостей, что кто-то что-то рассказывает: американцы обычно плохо реагируют на длинные рассказы, считают, что это просто занудно.

Еще американцы в отличие от русских, конечно, выпивают, но не прощают то, что сказано под градусом. То есть люди отвечают за свои слова. На следующий день, если кто-то переборщил, никто не скажет: «Ну что вы, он просто был пьяный». Еще существенное различие: в России, когда приглашают, то делают очень много блюд. А в американских домах считают, что чем меньше, тем более элегантно. Потому что считают, что когда много всего, то это вульгарно.

Когда мы встречаем знакомого, мы с ним здороваемся - это само собой разумеется. Точно так же принято здороваться с людьми, которым мы не представлены, но с которыми встречаемся регулярно и знаем в лицо: с соседями, постоянными попутчиками в общественном транспорте, продавцами в небольшом магазине, где мы постоянные покупатели и так далее. Такие приветствия - словесные или легким поклоном, без рукопожатий.

Приветствие в общественных местах вообще не должно быть шумным и привлекать всеобщее внимание. Приветствие - это часть личных отношений, и не стоит афишировать их, крича на всю улицу: «Здорово, старик!» или: «Привет, дорогой, сто лет тебя не видел!».

Некоторые советы современных специалистов по этикету вызывают невольное удивление. Как должна одеваться женщина в различных ситуациях - и дается подробная рекомендация (особенно жестко регламентирован костюм деловой женщины в США). Деловая женщина прийти на работу в брючном костюме - может, а в обычной кофточке и брюках в различных ситуациях не может. И без чулок прийти на работу - не может.

Что должен носить современный мужчина - и опять дается конкретная рекомендация: к серому костюму можно надеть красный галстук, а к коричневому - зеленый, платок во внешнем кармашке пиджака принято носить из одной материи, что и галстук или носки и т.д. Такие советы при всей их спорности, несомненно, полезны, но давать их уместнее в журналах мод, а не литературе по этикету. Правила этикета лишь подразумевают, что женщины и мужчины должны быть одеты хорошо, а вот как - дело вкуса, стиля, манеры каждого, важно только, что человек должен быть одет безупречно.

Другой типично российской особенностью этикета является восхитительная способность друзей являться в ваш дом без приглашения - раз, без предварительного уведомления - два, в удобное только гостям время - три. Например, когда примерно в час ночи внезапно начинаются звонки в

дверь, а на пороге дома оказываются любимые или старинные друзья (кстати, без разницы, в какой алкогольной стадии, часто бывало, что принципиально трезвые), и потом происходит дружеский прием. Здесь два изумительных обстоятельства: во-первых, российская женщина, поднятая посреди ночи с кровати без макияжа, без прически и в халате, все равно примет незваных гостей и, как минимум, быстро накрасит губы. Выслушает горести или радости, заодно накормит и напоит, потом спать на раскладушке устроит, а еще даст парочку бесценных жизненных советов. Как, само собой разумеется, ведь именно такую модель поведения предписывают древние русские стандарты этикета, выраженные в различных детских сказках.

Второе восхищение вызывает поведение гостей: они крайне изумятся, можно сказать, обидятся раз и навсегда, если им немедленно не начнут жарить яичницу, подавать чай-кофе - «выпить», «поговорить», угощать сигаретами или варить замороженные пельмени. Такой обычай в России не кажется не приличным и утомительным, ведь «дружба - это самое главное».

Первое и самое неприятное свойство - легковесное и несерьезное отношение к собственным словам. Особенно это вредит деловым людям, портит репутацию и нарушает деловые связи. Русский человек легко высказывает необдуманное мнение, а потом легко его меняет. Легко дает обещания, и легко их нарушает.

Еще один момент, который удивляет и даже шокирует иностранцев - это наше нежелание и неумение извиняться за оплошности и неловкости и достойно выходить из конфликтных ситуаций. Цивилизованный европеец, нечаянно задев кого-то в толпе, автоматически извинится. К сожалению, наши граждане нередко реагируют так же грубо и агрессивно даже в тех случаях, когда сами на кого-то наступили, задели или толкнули.

Еще один наш обычай, удивляющий иностранцев, это продолжительность приемов. Гости, приглашенные на ужин или обед, никогда не уйдут через два-три часа, как положено по этикету. Застолье часто затягивается надолго, заполночь или даже до утра. Это отголоски исконно русского застольного этикета, который требовал от гостей сидеть за столом как можно дольше, а есть, и пить как можно больше, и лучше всего - до потери сознания. Этим исконно русский человек выражал свое уважение к хозяину.

К счастью, все эти правила остались в эпохе Домостроя. Согласно современному европейскому этикету, есть, и пить нужно столько, сколько хочется, а принуждать никого нельзя. Приходить на прием нужно без опоздания, а уходить - вовремя. Конечно, в кругу самых близких и родных можно посидеть и подольше, но застолья более четырех часов уже утомительны. Об этом говорят и правила этикета, и здравый смысл, на котором основан этикет.

Еще одна вещь, которая удивляет иностранцев - это домашние тапочки, которые предлагают гостям в русских семьях. Европейцы ходят дома либо в той же обуви, что и на улице, либо в домашних туфлях. Но никому не придет в голову предлагать гостям переобуться в чужие разношенные тапки.


. Составить сценарий ролевой игры по теме: «разные нации - разные стили» (Россия и Америка)


Цели игры:

-познавательный аспект - увеличение объема знаний об особенностях культуры американской и русской; знакомство с этикетом Америки и России.

-развивающий аспект - развитие творческих способностей учащихся, способности логически мыслить, умения анализировать, умения вырабатывать коллективные решения, умения применять полученные знания на практике, умение вести диалоги, составлять и делать сообщения.

-воспитательный аспект - привитие интереса к изучению этикета, культуре поведения, участвовать в общественной жизни.

-учебный аспект - развитие речевых умений (диалог, монолог)


Оснащение ролевой игры: плакаты с правилами этикета. Столовые приборы, стол, стулья, лист бумаги, ручка, часы и т.д.

Формы работы: беседа, работа в группах, диалог, коллективная работа учащихся.

Задачи игры:

1. совершенствовать знания этикета.

. совершенствовать навыки устной диалогической и монологической речи, артистичности.

. формировать навыки аудирования с целью извлечения нужной информации.

. обобщить и систематизировать полученные знания.

Программное содержание:

Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

Формировать у учеников умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность учеников в игре.

Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

Закрепить ранее полученные знания об этикете в России и Америке.

Предварительная работа:

Беседы об этикете с использованием иллюстраций. (Смотри лекцию из части 2).

Ход игры:

Ученики делятся на две группы. Одна группа будут русские, а вторая американцы. В каждой группе выбирают четырех наиболее активных учеников для изображения ситуации. Остальные ученики будут консультантами.

По ходу игры учитель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные учениками ранее.

Учитель: Вы прогуливаетесь по городу и встречаете знакомого человека. Вы должны пригласить его в гости и провести этот вечер. Все это обыгрывается по правилам этикета (встреча на улице, приветствие, приглашение в гости, подготовка к вечеру, проведение вечера, прощание). Для одной команды встреча в России, а для другой в Америке.

Ожидаемый результат игры:

Получение игроками материала, на основании которого можно обсуждать с ними поведение в определенных ситуациях, правила поведения соответствующие воспитанным людям.

Подведение итогов:

В конце игры идет подведение итогов. Наблюдатели высказывают свое мнение по проведенной игре, говорят, правильно ли была обыграна ситуация, говорят про положительные и отрицательные моменты игры.


Список использованной литературы


1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.: Анкил, 1996.

. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. М.: Пресса, 1990.

. Вандербильт Э. Этикет. В 2 кн.: Пер. с англ. М.: Авиаль, 1995.

. Добрынина В.И., Большаков А.В. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание, 1993.

. Культурология, под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ.

высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.

.Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. М.: Дрофа, 2002.

8.Попова Е.В. Введение в культурологию - учебное пособие для вузов под ред. М.: Владос, 1995.

.Фишер Р., Юри У. Этикет делового человека. М.: Академия, 2000.


Теги: Национальная культура повседневности  Контрольная работа  Этика, эстетика
Просмотров: 27775
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Национальная культура повседневности
Назад