Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

Московский  педагогический  государственный  университет

 

 

 

 

Взгляд  на  Антропологическую  концепцию

психологии  музыкального  образования

 А. В. Тороповой

 

Курсовая  работа  по  Истории  и  теории

музыкального  образования

 

 

 

 

 

 

 

Работа  выполнена  студентом  1  курса

эстрадного  отделения  музыкального  факультета

Долгих  Александром

 

 

 

 

 

 

Москва  2003

 

Введение

 

"...в  современном  музыкально-образовательном  пространстве  отсутствует

 ( или  присутствует  в  весьма  размытом  виде ) важнейшее  звено   -    психолого - антропологические  знания  о  субъекте  музыкальной  культуры, теории  музыки  и  музыкальной  практики  -  Homomusicus,  являющемся  собственно  адресатом  усилий  музыкального  образования, партнёром диалога  с  культурой,  посредником  которого  выступает  педагог-музыкант..."

 

Интересная  идея  по-поводу  того, что  сознание  передаёт  смысл  чего-либо 

посредством  интонации  -  это  и  есть  искусство  звука, то  есть  создание 

музыки.  Я  считаю  это  абсолютной  истиной  и  мало  того  я  обобщю:

"Когда  сознание  передаёт  смысл  чего угодно  посредством  чего угодно

 -  это  и  есть  создание  вселенной  вокруг  нас..."

 

 

 

Актуальность

 

Эта  тема  достаточно  актуальна, так  как  это  бальзам  на  душу  сегодняшнего  общества, увязшего  в  грязи  ложных  данных  старых  психологических  школ  о  человеке - животном, не  имеющем  души

( а  точнее - самого  себя  в  роли  психической  субстанции  или  духовного  существа ). Эта  тема  также  придаёт  значение  философии,  религии  и  искусству,  а  также  разным  видам  наук, изучающим  области  не  только  материального.

 

"...до  последнего  времени  как  в  общей  психологии (отечественной), так  и  в  музыкальной  наблюдалось  исключение,  или  игнорирование фундаментальных  категорий  науки  о  целостном  человеке  -  сознание, душа. ( Такое  положение  вещей  в  отечественной  науке  имеет  социально-историческое,  искусственно  созданное  вненаучными  политически идеологическими  директивами  происхождение). История  советской  психологической  школы, по В.П.Зинченко,  это  история  потерь  и  титанических  усилий  сохранить  Человека ("всего  Человека" - А.Блок, а не его  рефлексы) в  сфере  научных  интересов  психологии:  так,  ранее  потеряв  душу,  и  дух  "в  1925 г.  страна  потеряла  бессознательное : был  запрещён  психоанализ.  В  1929 г. ...страна  начала  терять  сознание...

С  1931 г.  начался  дрейф  от  проблематики  сознания  к  проблематике 

деятельности". Нам  кажется  необходимым  и  с  содержательно-теоретической,  и  с  методологической,  и  с  психолого-педагогической ( и  даже  с  этико-эстетической ) точки  зрения "опереть" музыкально-психологическую  науку  на  фундамент  исследования  сознания  человека  в  его  целостности  и  многомерности,  как  средоточия  "человеческого  в  человеке", как  категории, отвечающей  требованию  отражения  некоей  целостности  в  иерархии  других  целостностей (человек,мир) и вмещающей  в себя  все  проявления  психического.  На  этом  магистральном  направлении,  лишь  привлекая  знание,  добытое  на  различных  путях  познания, где  наряду  с  наукой,  философия  человека,  религия  и  искусство  создают  многомерную  картину  искомого  целого,  можно  строить  концепции, соотносящие  эти  "частичные"  образы  человека  друг  с  другом  и  со  смыслом  его  существования  и  развития..."

 

 

 

 Цели, задачи

 

Цель  А.В.Тороповой  как  мне  показалось  в  том, чтобы  поднять  предмет 

музыкальной  психологии  и  психологии  музыкального  образования  на 

совершенно  новый  уровень  понимания.  Она  не  преследует  цель  накладывать  уже  готовую  структуру  общей  психологии  на  музыку  и  её  атрибуты, хотя  не  отрицает  возможности  заимствования  некоторых  моментов из "науки  о  душе".  Её  цель  -  новая  структура.

 

 "...К  попытке  понимания  того,  как  культура  и  психика  создают  друг  друга, были  устремлены  усилия  целого  ряда  выдающихся  учёных  нашего  времени:  Г.Г.Шпета,  Л.С.Выготского,  А.Р.Лурии,  А.А.Ухтомского,  М.К.Мамардашвили,  В.П.Зинченко,  М.Коула  и  др.  Их  и  последующие  интерпритации  культурно-исторической  психологии,  а  также "дух  романтической  науки  приведут  нас  когда-нибудь  к  психологии, в  которой  человеческие  существа  смогут  жить  и  дышать"  без  ущерба  для  ощущения  и  сознания  своей  целостности..."

 

Но  как  мне  кажется,  вряд  ли  это  будет  называться  "психология"...

 

Основная часть

 

Приведу  основную  часть  статьи, наиболее  полно  описывающую  её  идею :

 

"...Итак,  интонирующее  сознание  несёт  функцию  объективации

(удваивания) и  экспликации (объяснения)  процесса  становления сознания,  где  трансформирующееся  и  трансформируемое  нерасчленимо  взаимосвязаны  в  акте  делания  и  задают  континуальность  и  необратимость  развитию.  Именно  такое  существование  интонирующего  сознания  во  времени  и  обусловливает  его  особое  значение  в  самосознании  различных  традиций.

 

Становление  человека  в  антропогенезе  через  инобытие  не  раз  являлось

предметом  размышлений  философов  и  учёных. "Человеческое  инобытие  есть  такая  форма  существования  человека,  когда  он  оставляет  какие-то  следы, отпечатки  в  других  людях, предметах, вещах, произведениях  искусства  и  т.п." Эти  процессы  есть суть  организации  функционирования  и  развития  сознания:  интонирующего  и  музыкального, в  частности.

 

Развитие  сознания  через  его  инобытие  приводит  нас  к  осознанию  важности  символического  слоя  сознания,  трансперсонального  резервуара  образов, подвигающих  человеческое  сознание  к  развитию, деланию, осуществлению. Так,  роль  образа,  даже  протообраза  -  архетипа  становится  в  нашем  исследовании  одним  из  ключевых  понятий,  берущих  на  себя  как  функцию  одной  из  единиц  анализа  психики  и  сознания  человека,  так  и  медиатора  становления,  развития  и  делания  сознания  как  в  антропогенезе,  так  и  в  индивидуальном  развитии  человека.

 

Итак, наша  концепция  заключается  в  том, что  значение  музыки  в 

антропогенезе  может  выявиться  только  при  прояснении  суперпозиции

необратимых  процессов  развития  сознания  человека  и музыки (в расширенном  понимании  слова "музыка" и  тех  явлений  становления  человеческой  культуры, которые  ещё  собственно  музыкой  не  являлись  и  которые  можно  условно  назвать  звукосимволическим  планом  выражения  смысла).  В  данной  суперпозиции  заключена  природа  спонтанного  и  поступательного  развития  сознания  человека  во  взаимных  превращениях  форм  психических  и  культурных (символических) феноменов. Звукосимволический  пласт  выражения ( как  и  музыка ) является  одним  из  каналов  интонирующего  сознания  или 

сознания  интонируемого  смысла. Отсюда  вытекают  функции  интонирующего  сознания : 

а) гностическая ( бессознательное  познание  имплицитных  законов  бытия

       через  звуко-ритмическую  символику), 

   б) рефлексирующая ( музыка  как  спонтанная  звучащая  рефлексия     

       сознания),

   в) регистрирующая  этапы

  развития  сознания  человека,  его  уровня  взаимоотношений  с  миром

( порождающая  нормы, "эпистемы" ) и  г) трансформирующая  сознание

( функция  "внутреннего  делания" ).

 

Самоосуществление  или  спонтанно-внутреннее  делание  -  эта  "функция"

тесно  связана  со всей  органомией  сознания: его  чувственной  и рефлексивной, биодинамической  и  аффективной  тканями  сознания.  Они  обеспечиваются  языком  или  языками, выносящими  акты  переживания  и  рефлексии  во  внешний  план  и  возвращающие  их  в сознание  через  усмотрение  их  значений  и  отработку  в  контексте  культуры ( культура, таким  образом, понимается  как  общественный   полигон  смыслов,  утяжелённых  многократным  отражением  в  её  явлениях ( через  архетипы ) и  способных  влиять  на  антропогенез).  Таковы  процессы, "омывающие" сознание  человека  как  данность  и  обеспечивающие  трансформации  этой  данности,  психическое  развитие  человека  и  человечества.

 

Напомним  мысль  М.К.Мамардашвили  о  том,  что  сколь  бы  глубоко  в

историю  мы  не  погружались,  нигде  мы  не  найдём  человека  без  сознания,  без  языка,  без  плача  по  умершему... Таким  образом,  двунаправленными  становятся  предметные  понятия  нашего  тезауруса: сознание,  язык,  символ,  символическое  действие  -  одним  концом  направлены  к  пониманию  порождающей  музыку  цепочки  превращенных  форм  сознания,  а  другим  концом  -  к  пониманию  порождения  человека  и  трансформаций  его  природы  через  звукосимволический  пласт  культуры. В  первой  перспективе - музыка,  её  язык  и  значение "просвечивает" сквозь  целостность  человека,  во  второй  -  человек,  его  развитие,  прошлое,  будущее  и  вневременное  просвечивают  сквозь  музыкальную  реальность, её "интонируемый  смысл",  образуя  один  из  аспектов  человековедения  - музыкально-психологическую  антропологию.  Ещё  В.Гумбольдт  хотел  понять,  как "язык,  происходя  из  природного  звука  и  потребности,  становится  родителем  и  воспитателем  всего  высочайшего  и  утончённейшего  в  человечестве". Гумбольдт  считал  язык  организмом  духа.  Думаю,  что  речь  идёт  не  об  одном  языке

( вербальном ), а  о  языках  культуры.

 

Таким  образом,  концепция  психологии  музыкального  образования,

фундированная  в  более  общих  и  глубоких  пластах  онтологии  человека,

выводит  рассмотрение  своих  проблем  на  уровень  музыкально-

психологической  антропологии.  Такой  способ  концептуализации  содержания  означенного  предмета  кажется  нам  оправданным  и  своевременным. Привитие  будущим  музыкантам-педагогам  опыта  антропологического  самосознания  в  своей  профессии  даст  ещё  ряд  преимуществ.  Например, связанных  с  погружением  ребёнка  -  субъекта  образования  -  в  такой  музыкально-педагогический  контекст,  создаваемый  сформировавшимися  установками  педагога,  который  включает  понятия "внешняя  и  внутренняя  музыкальная (звукосимволическая) реальность  психики  ребёнка", "охранный  для  личности  смысл  фантазирования", "интонационно-символические  манифестации  личности", "архетип  интонирующего  сознания  личности", "музыкально-символическая  модель  будущего  в развитии  ребёнка", "интегрированность  или  расщеплённость

 'Я' ", "живое  или  механическое  движение  в  построении  образа", "музыка  как  функциональный  орган  души"  и  т.д.

 

Такова  в  самых  общих  чертах  антропологическая  концепция  психологии 

музыкального  образования, заслуживающая, на  наш  взгляд, обсуждения  и 

развития  в  ряду  базовых  подходов  к  разработке  прблематики  музыкально-педагогической  и  музыкально-психологической  направленности..."

 

 

 

 

Комментарии

 

Как  я  понял, главная  идея  -  сознание  человека  необъятно,  в  нём  очень 

много  таинственного  потенциала,  оно  представитель  Высшего  Разума  или

Высшей  Субстанции,  его  возможности  не  ограничены  ( тем  более музыкальные  и,  естественно,  творческие).

 

"...В  связи  с  представлением  о  том,  что  сознание  человека  является  тем

предметом,  в  содержании  и  структуре  которого  заложены  потенции  и 

программы  самоосуществления  человека,  его  развития  и  "внутреннего

делания" ( как  осознаваемого  саморазвития ) и,  кроме  того,  сознание

является  презентантом  самой  субстанции  психического ( включающего

телесные  и  социальные  уровни ) ещё  до  её  расчленения  на  отдельные

процессы  и  функции, данная  категория  принимается  в  качестве  ключевой

и  основополагающей  нашего  концептуального  подхода..."

 

 

Не  удивительно,  что  выдающиеся  люди  -  это  в  основном  не  те,  кто

учился  на  хорошие  отметки  или  вобще  учился.  Я  поддерживаю  идею  того,  что  теорией  (или  логикой)  возможно  перебарщивают  наши  умы.  Мне  кажется, что  порвано  равновесие  между  массой ( реальным  предметом  или  свойством )  и  значимостью ( идеей  об  этом  реальном  предмете  или  свойстве ).  Слишком  большое  значение  придаётся  значимости,  а  не  массе.  Не  потому  ли  это,  что  в  сфере  искусства  слишком  много  авторитетных  мнений,  нежели  каких-либо  реальных  законов  или  аксиом ?

 

"...Добавим,  что  в  жертву  логике  принесена  не  только  психология,  но

и  музыка,  превращенная  в  иллюстрации  к  построениям  музыкознания.

Следствием  этого  является  обучение  "тощим  абстракциям",  способствующим  всё  той  же  психологической  дистантности  человека ( ребёнка )  и  музыки.  Данное  положение  вещей  требует  осознания  и  соотнесения  с  целью  музыкального  образования..." 

 

 

 

Заключение

 

Торопова  пишет  о  влиянии  прошлого  музыкального  опыта  человека  на  его  сегодняшнее  состояние,  на  его  интонирующее  сознание.

Также  она  упоминает  Ламу  Анагарика  Говинду  и  его  "Психологию  раннего  буддизма"  и  "Основы  тибетского  мистицизма".

Лично  я  вижу  в  её  идее  глубокий  смысл,  хотя  возможно  не  все  его  могут  уловить.  Торопова  не  пишет  это  конкретно  в  лоб,  а  использует  обобщённые  слова  и  выражения, пытаясь  скрыть  это  за  призмой  научной  терминологии -  и это единственное, что  я  действительно  критикую! Зачем  всё  так  усложнять?!  Для  кого  писалась  эта  статья,  которую  я  здесь  рассматриваю ?!  Для "избранных"  что  ли ?!  Это  то,  что  мне  не  нравится  в  психологии  -  слишком  много "хлама" ! 

Всё  же  я,  используя  несколько  словарей,  прочитал  статью  и  понял 

о  чём  там.  Но  сколько  у  меня  ушло  на  это  времени !..

Я  бы  уже   пару  любовных  романов  прочитал  за  это  время...

Но,  возвращаясь  к  глубокой  идее,  она  заключается  в  том, что  возможно 

прошлый  музыкальный  опыт  человека (конкретного  человека) не 

ограничивается  рамками  одной  жизни  человека, а  уходит  очень  далеко  в  его  прошлое. Как мне  кажется  здесь есть намёк  на  прошлые  воплощения  человека,  что  и  проповедует  буддизм  в  лице  Ламы,

 которого  упоминает  автор.

 

"...Звуковой  символ,  по  Ламе Анагарика Говинда,  лежит  в  основании

становления  сознания.  Акт  переживания  субъекта  становится  актом

становления  сознания  в  творческом  акте "наименования, формулирования"

(так  в переводе  означено  его  представление), мы  бы  сказали  интонирования

Каждая  интонированная  сознанием "вещь  опыта" становится  содержанием  и  принадлежит  сознанию  интонирующего. Таким  образом, акт  интонирования  становится  уже  не  только  рефлексивным  актом, актом  познания, но  и  актом  делания. Делание, или самоосуществление (самосозидание  или  саморазрушение) происходит  через  трансформации  в  сознании  человека, которое  охватывает  всю  иерархию  его  природно-психологической  структуры.  На  признании  того  факта, что  в загадочно-неопределённых  и  неисчерпаемых  ресурсах  сознания  и  коренится  возможность  трансформаций  и  направленного  воздействия,

основывается  всё  магическое  мировоззрение.  И  сейчас  нередко  это  знание  отражается  в  интуициях  и  гипотезах  современной  науки, и  во  вненаучных, подчас  спекулятивных,  практиках ( что  не  отменяет 

наличия  данного  опыта  сознания  у  человека )..."

 

"...Зная  из  теорий  развития  психики,  что  ранние  её  формы  не  исчезают, а 

лишь  интериоризуются, инкорпорируются  в сознании. Мы  предполагаем, что  в  музыкальном  сознании  современного  человека  в  бессознательной  и 

превращённой  форме  содержатся  все  предыдущие  формы функционирования  интонирующего  сознания : от  его  синкретичности, через  появление  расщеплённых  форм, к образованию  во внутреннем  пространстве  отчуждённых "искусственных" форм  музыкально-художественного  творчества. Таким  образом, через  предмет  музыкально-психологической  антропологии  - сознание  Homo-musicus,  которое  многообразно  и  многомерно  -  релизуется  диалог  с  Другим, а  вернее, с  Другими  "Я"  -  инокультурными,  инонациональными  и 

иновременными  обликами  "человека  музыкального"... Именно  в  такой 

перспективе  и  диалоге  только  и  возможно  прояснение  своего  места  и 

состояния  сознания  современного  человека, транслируемого  через  культуру  и  образование.  С  таким  осознанием  собственных  психолого-педагогических  деяний  в  антропологическом  контексте  связано  чувство  ответственностипедагога  и  музыканта  перед  настоящим  и  будущим,

которое  мы  готовы  или  не  готовы  принять..."

 

Ещё  одна  идея  блестит  в  предыдущих  строках:

Через  историю  о  себе  реализуется  диалог  с  другим

 

 

 

 

 

***

 

 

Ну  вот  и раскрыты  основные  идеи  Антропологической  концепции 

психологии  музыкального  образования,  жаль  только  что  они 

не  решают  проблему  свойств  человеческой  души

( как  обычно  и  происходит  в  психологии ).

 

"...Выстраиваемая  нами  концепция  психологии  музыкального

образования  не  свободна  от  проблемы,  общей  для  исследований

 психического  плана  человеческого  существования..."

 


Теги: Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой   Курсовая работа (теория)  Этика, эстетика
Просмотров: 21235
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой
Назад