Современные проблемы и перспективы развития интеграционных процессов в Западной Европе

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции

1.1 Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции

1.2 Основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции

1.3 Основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции

2. Экономическая интеграция в Западной Европе

2.1 Сущность и причины западноевропейской интеграции

2.2 Этапы интеграции и механизм её осуществления

3. Современные проблемы и перспективы развития ЕС

Заключение

Список использованных источников

Введение


Исторически интеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе – своеобразной «лаборатории» моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском союзе (ЕС) региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализации теорий регионализма в мировом хозяйстве.

Европейский союз – уникальная ведущая интеграционная группировка, которая наряду с США и Японией образует один из трех центров («Триаду») глобальной системы рыночной экономики. На начало 2007 года население ЕС составило 453 млн. человек, его доля в совокупном ВВП стран ОЭСР – более 38%, а доля в мировой торговле – более 40% (свыше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот).

Становление единого хозяйственного пространства в Западной Европе развивается бурными темпами. Отношения, первоначально установленные шестью странами на договорно-правовой основе, постепенно привели к образованию мощной группировки из 27 стран с единым внутренним рынком, с единой или согласованной политикой в различных сферах, с наднациональными органами управления. Интеграция стала мощным стимулом экономического роста, способствовала усилению конкурентоспособности на мировых рынках, стала ускорителем научно-технического прогресса.

Различные аспекты общей политики интеграционной группировки направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Государства, образующие интеграционную общность, сохраняют свою самостоятельность и суверенитет. Вместе с тем, некоторую часть своих суверенных прав и прерогатив они передают в совместное ведение Сообществ, создается «Единая Европа». В результате усиления взаимозависимости стран и центростремительных тенденций происходит втягивание новых участников в интеграционный процесс.

В настоящее время система международных экономических отношений в рамках ЕС претерпевает значительные изменения, связанные с обострением глобальных противоречий мировой экономики и противоречий внутреннего развития, ускорением процессов интернационализации хозяйственных связей, совершенствованием систем управления на макро и микроуровнях, появлением новых социально-экономических проблем развития мировых и национальных рынков, что подчеркивает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.

Задачи курсовой          работы:

- охарактеризовать общие теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции;

- рассмотреть особенности экономической интеграции в рамках ЕС;

- определить современные проблемы и перспективы развития ЕС.

Структура курсовой работы состоит из трех частей и заключения.

В первой части рассматриваются теоретические концепции международной экономической интеграции, определяется её понятие, необходимость и историческая неизбежность, основные условия и предпосылки, а также основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции.

Во второй части характеризуется экономическая интеграция в Западной Европе: сущность и причины возникновения ЕС, этапы интеграции и механизм её осуществления.

В третьей части определяются современные проблемы и перспективы развития ЕС.

Теоретической и методологической основой работы послужили работы отечественных и зарубежных авторов, тематические материалы периодических изданий, а также информационные источники сети Интернет.

1. Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции

 

1.1 Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции


В условиях интернационализации мировой экономики растет зависимость развития каждой национальной экономики от внешних факторов. Это подтверждается ростом мирового товарооборота, объемов инвестирования капиталов за рубеж, активизацией международной миграции рабочей силы. Очевидно, это проистекает из того, что внешнеэкономические факторы смягчают (или даже устраняют) часть противоречий в национальных экономиках, позволяя более рационально сочетать внутренние и внешние возможности для эффективного хозяйствования и экономического развития.

Последнее ведет к углублению международного разделения труда (МРТ) и усилению взаимозависимости национальных экономик, выходящих за пределы своих национальных территориальных границ и становящихся все более открытыми. Как следствие формируются разнообразные и устойчивые хозяйственные связи (прежде всего производственные, финансовые, внешнеторговые и т.д.), которые выводят воспроизводственный процесс за пределы национальной экономики и в результате переплетения с факторами производства других экономик, позволяют повысить их экономическую эффективность.

Этот процесс протекает в условиях рынка, само существование которого предполагает наличие конкуренции, постоянное обновление конкурентообразующих факторов и обострение конкурентной борьбы за рынки сбыта, источники сырья и другие факторы и условия производства. В результате появляются новые формы хозяйствования, позволяющие превратить реальных и потенциальных конкурентов на современном рынке в партнеров, с которыми можно согласовывать меры по реализации экономических и социальных программ, решать задачи, которые невозможно выполнить в полном объеме без объединения, интеграции усилий и ресурсов нескольких стран.

Подобное объединение происходит на уровне предприятий (фирм, корпораций и т.д.) - фирменная интеграция, и на уровне государств – международная (межгосударственная) экономическая интеграция (МЭИ). В отдельных источниках ее называют региональной экономической интеграцией (РЭИ), что является по смыслу синонимом МЭИ. Таким образом, в самом общем смысле МЭИ – объединение государств.

В подходах к определению понятия «МЭИ» существуют различия. Одна группа авторов [11,с.11,16,575] определяет МЭИ как процесс сближения, взаимопроникновения, сращивания национальных экономик в рамках интеграционных группировок в общих территориальных границах объединившихся государств. Другая группа авторов рассматривает интеграцию как создание единой многонациональной экономики с единым воспроизводственным процессом взамен национальных экономик, т.е. как результат процесса [10,с.257]. Третьи считают, что интеграцию надо рассматривать в двух аспектах: как экономическую категорию и как процесс [12,с.572].

Представляется, что последний подход наиболее продуктивен. Однако, рассматривать интеграцию следует не как процесс сближения, сращивания и т.д., а как процесс создания государством условий для повышения эффективности функционирования национальных экономик за счет их сближения, взаимодействия, сращивания. Справедливость такого подхода доказывается эволюцией форм интеграции, которая будет рассмотрена ниже.

Как экономическая категория МЭИ – это «особого рода международные экономические отношения региональной экономической группировки и каждого ее участника между собой и с третьими партнерами по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукта внутри интеграционной группировки и вне ее, направленного на повышение эффективности воспроизводственного процесса, каждого участника и всего объединения в целом. Эти отношения в своем развитии подчиняются общим экономическим законам и собственной внутренней логике, состоящей в устранении противоречий различного характера внутри национальных экономик, между национальными экономиками и интеграционной группировкой, и, наконец, между национальными экономиками, группировкой в целом и третьими странами» [24,с.7].

Однако, и этот предложенный подход к определению МЭИ как экономической категории возможно не бесспорный, тем более что, как отмечает Р.И. Хасбулатов: «… международная экономическая интеграция как экономическая категория все еще имеет довольно абстрактный характер, так как нигде в мире не достигнуто полной интеграции…» [25,с.502], предполагающей образование единого хозяйственного комплекса (ЕХК).

Международная экономическая интеграция может принимать разные формы. Их классификация в экономической литературе основывается на степени ее полноты и зрелости в решении тех или иных задач.

Первой и простейшей формой интеграции считаются зоны свободной торговли (ЗСТ). Государства образуют их для того, чтобы расширить рынки товаров, капиталов, рабочей силы за счет либерализации их перемещения на территории вошедших в зону государств, в частности, во внешней торговле снимаются таможенные формальности и таможенные пошлины. Однако это касается только товаров, произведенных на территории ЗСТ. По отношению к товарам третьих стран каждый из участников ЗСТ осуществляет самостоятельную внешнеторговую политику. Именно поэтому таможенные границы между участниками объединения сохраняются (НАФТА, ЛАИ) [3,с.18].

Вторая форма МЭИ – таможенный союз (ТС). В ТС государства проводят общую внешнеторговую политику, а также политику движения капитала и рабочей силы по отношению к третьим странам, что позволяет им снять таможенные границы между собой. В результате формируется относительно единое экономическое пространство. В его пределах развертывается более свободная конкуренция, складывается более эффективная территориальная и отраслевая структура разделения труда. Единый внутренний тариф заменяется согласованным внешним тарифом (Андская группа, ЦАОР, Кариком и др.).

Все участники получают выигрыш в виде роста производительности труда, экономию на масштабах производства и на ликвидации таможенных издержек и иного контроля над внешнеэкономическими связями. Партнеры по региональной интеграционной экономической группировке (РЭГ) могут выступать на международной арене как единый блок. В структуре производства и потребления наступают прогрессивные изменения. В ТС коллективно регламентируются товарные потоки, результирующие цены, переориентируются ресурсы с учетом эффективности их использования в соответствии с классической теорией сравнительных преимуществ. При данной форме интеграции уже появляется необходимость в создании межгосударственных органов, которым передается часть внешнеэкономического суверенитета во внешнеэкономической политике, пересматривается промышленная политика в каждой стране, координируется развитие отдельных отраслей на макроэкономическом уровне. Соответственно происходят более или менее существенные изъятия из национального суверенитета [27,с.40].

Ассоциация государств – наиболее диверсифицированная по сферам и отраслям по сравнению с ЗСТ и ТС форма межгосударственной интеграции. Примером такой региональной группировки может служить АСЕАН. Здесь в области промышленности реализуются совместные международные проекты и создаются средние по размеру отрасли, в которых 60% собственности концентрируется страной-хозяйкой, а 40% - остальными членами АСЕАН. По подобному проекту были построены заводы минеральных удобрений в Индонезии и Малайзии. В АСЕАН создаются СП, причем произведенная на них продукция при ее экспорте попадает под льготные пошлины. В рамках АСЕАН нет ЗСТ, но предпринимаются коллективные усилия по снижению тарифов [24,с.9].

Общий рынок (экономический союз - ЭС) – еще одна форма МЭИ. Она предполагает устранение всех скрытых барьеров на пути движения товара, капитала, рабочей силы, инфляции, которые неизбежно возникают в связи с различиями в структуре национального производства и в механизмах реализации национальной экономической политики. На данной стадии интеграции происходит унификация налогового, финансового, трудового законодательства всех стран-участниц. Как показывает международный опыт создание общего рынка – процесс весьма длительный и не заканчивается, а только начинается с его провозглашением. Его цель состоит в том, чтобы унифицировать рынок, гармонизировать систему норм и стандартов в производстве товаров, создать общие правила регулирования рынка и выработки совместной промышленной, налоговой политики, позволяющие сблизить экономики и обеспечить их взаимопроникновение и сращивание.

Считается, что ЭС - наиболее зрелая форма интеграции, позволяющая постепенно нивелировать ощутимые расхождения между текущими рыночными курсами национальных валют, а значит ввести единую валюту [24,с.9]. В результате усиливается взаимовлияние финансовой, бюджетной, структурной и др. политики, и возникает необходимость их наднациональной координации и взаимодействия, а в ряде областей проведение совместной политики и создание для этого эффективных инструментов. Интегрирование хозяйственной политики постепенно формирует единый хозяйственный организм, т.е. происходит сращивание воспроизводственных процессов, где хозяйственно-политические решения вырабатываются совместно, а их реализация коллективно контролируется. Если при этом происходит замена национальной денежной системы единой валютой и регулирование ее единым наднациональным банком, т.е. создание единого валютного союза, то возникают реальные предпосылки для формирования политического союза.

Интеграция в любой форме не мыслима без создания совместных органов управления, и их количество, состав и компетенция зависят от нее. Общим же является то, что объединяющиеся государства делегируют часть властных полномочий, т.е. происходят изъятия из экономического суверенитета стран. С накоплением таких изъятий межгосударственные органы трансформируются в надгосударственные. И тогда (опыт ЕС) создается общее правительство, парламент, банк и другие интеграционные институты.

Изъятия из национального суверенитета наиболее существенны для такой формы объединения как «общий рынок», развивающейся в валютный союз. Это весьма болезненный и противоречивый процесс, поскольку это касаются не только внутренней, но и внешней сферы экономической политики. Не все государства соглашаются идти до конца, до полного слияния с другими нациями, т.е. отказаться от суверенитета. Они отстаивают свои национальные, в первую очередь политические и социальные, интересы даже в рамках интеграционного объединения.

Противоречия в рамках экономического союза весьма многочисленны. Они могут возникать между государственными и интернациональными интересами, между интересами различных государств, между интересами населения и государства; государства и ТНК (а также других хозяйственных субъектов); потребителей и производителей, между корпорациями, мелким и средним бизнесом и т.п. Их разрешение – прерогатива межгосударственных органов управления и национальных правительств. Оно требует максимальной осторожности, деликатности и вместе с тем определенной жесткости. Побеждает аргумент, что экономический союз обычно приносит его участникам значительно больше экономических выгод, чем потерь, и это заставляет государства дорожить своим участием в интеграционном объединении [4].

Возможным завершением экономической интеграции может стать политическая интеграция – создание многонационального субъекта в форме федерации или конфедерации, который выступает в международных экономических отношениях с единых позиций и выражает интересы всех участников объединения. В результате такого развития интеграционного процесса национальное государство постепенно утрачивает свои управляющие функции, передавая их новым организационным структурам межгосударственного хозяйственного взаимодействия [24,с.8].

В современной отечественной литературе формы интеграции часто рассматриваются как ее этапы, однако, это не вполне корректно. Действительно, ЭС (общий рынок) есть продукт эволюции двух предыдущих форм. В свою очередь они могут существовать самостоятельно и прерогативой каждого государства остается - какую форму объединения оно выберет.

Как следует из характеристики форм МЭИ, каждая из них требует осуществления конкретных действий, направляемых государством, в т. ч. за счет передачи своих экономических функций специальным межгосударственным органам и отказа от каких-то интересов в обмен на получение экономических выгод. Характеристика существующих форм интеграции подтверждает вывод, что интеграция - это процесс всегда управляемый государством.


1.2 Основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции

международный интеграция европа концепция

В основе МЭИ лежит сложный комплекс причин, связанных с изменениями в развитии производительных сил и сдвигами на мировой экономической арене. Главной из них является проблема рынка, на которую оказывает воздействие расширение и углубление МРТ, научно-технический прогресс [10,с.71]. Эволюция МРТ на основе достижений НТП неизбежно приводит к развитию производительных сил, обуславливающему рост объемов производства в национальных экономиках, и обостряет противоречия между возможностями производства и узостью внутренних рынков. Обострение этого противоречия требовало поиска новых подходов к его разрешению. На определенном этапе эволюции человечество нашло такой метод – интеграцию государств.

Н.А. Черкасов выделяет следующие этапы МЭИ:

1) первоначальное экономическое объединение народов и государств через внешнюю торговлю;

2) создание и распад колониальных империй, представляющих собой экономические интеграционные системы;

3) экономическое объединение (собственно интеграция), когда суверенные государства создают общие рынки и межгосударственные организации, а корпорации, фирмы, предприятия вступают в устойчивое производственное взаимодействие на основе международной внутриотраслевой специализации и кооперации;

4) экономическое слияние (заключительная фаза МЭИ), когда государственные границы становятся ненужными, а управление ведется надгосударственными органами [31].

Узость внутренних рынков не только для государств, но даже для крупнейших компаний развитых стран затрудняет использование достижений НТП, проведение ими необходимых научных исследований и обуславливает их технологическую отсталость, а значит, снижает их конкурентоспособность на основных мировых рынках и предопределяет относительную экономическую отсталость страны в целом. Это, в свою очередь, не может не иметь и имеет отрицательные последствия как во внутреннем положении в стране, так и в ее отношениях на мировой арене.

При безусловном приоритете экономических факторов на практике часто весомыми условиями объединения выступают политические мотивы, реализуемые правительствами государств (возможность увеличить политическое, военное и т.д. влияние через усиление экономической зависимости государства). Более того, на современном этапе цивилизации значимость названных причин усиливается, поскольку позволяет странам за счет интеграции защищаться от последствий глобализации мировой экономики [9].

Интеграция с ее либерализацией движения товаров и факторов производства прежде всего расширяет рынок, увеличивает его емкость, а, значит, стимулирует экономическую активность в стране, вызывает к жизни разнообразные формы международного экономического сотрудничества и, в конечном счете, стимулирует экономический рост, а значит и решение многих социальных и политических проблем. Этим во многом можно объяснить нарастание активности процесса интеграции практически во всех регионах мира.

Потребность в экономической интеграции, которую испытывает в настоящее время большинство государств мира, не всегда реализуется в создании региональных интеграционных группировок. Чтобы она реализовалась необходимо наличие определенных предпосылок. Большинство авторов сходится в том, что подлинная региональная интеграция наиболее возможна и эффективна между странами, относительно развитыми экономически и технически. Также интеграционные группировки имеют перспективы успешной конкуренции на мировом рынке, прежде всего готовой высокотехнологичной продукции. Это соответственно позволяет им быстрее и полнее получить и использовать все экономические и политические преимущества от объединения. Именно поэтому они наиболее устойчивы и имеют перспективы развития от простейших форм к сложным. Страны экономически менее развитые даже объединившись не могут составить более развитым станам достойной конкуренции, а потому их группировки распадаются.

В связи с этим большое значение имеет фаза экономического развития стран на момент принятия решения об объединении. Так, Щербанин Ю.А. обращает внимание на то, что в кризисные периоды страны гораздо реже интегрируются, т. к. их внимание концентрируется на выживании, на решении внутренних проблем. Если такое решение все же принимается, то интеграция происходит крайне тяжело. Более того, даже в условиях уже состоявшегося объединения возможны дезинтеграция и центробежные тенденции [28,с.117].

МЭИ предполагает известную территориальную близость стран-участниц, что предопределяет возможность более тесных хозяйственных, транспортных связей, снижая транспортные и других коммуникационные затраты. Кроме того, территориальная близость формирует сходство потребностей и вкусов населения соседних государств, а это в свою очередь облегчает создание каналов распределения. И, наконец, соседние страны могут иметь общую историю и опыт отношений (правда, не всегда позитивный), схожие режимы управления, близость интересов в краткосрочной или отдаленной перспективе.

Однако это необходимое, но не достаточное условие. Надо, чтобы страны имели рыночную экономику, которая действительно создает прочные хозяйственные связи, основанные на экономическом интересе [24,с.14]. Отсутствие рынка (в полном смысле слова) неизбежно ведет к распаду интеграции.

Для эффективной международной интеграции весьма важны также экономическая, структурная, технологическая близость объединяющихся стран. Это отмечают практически все ученые и специалисты, занимающиеся проблемами МЭИ. Вместе с тем на современном этапе интеграции в этот процесс (во всяком случае, в Европе) вовлекаются страны с переходным типом экономики (бывшие социалистические страны), которые стремятся войти в уже сложившееся интеграционное объединение развитых капиталистических стран. Это привносит в процесс интеграции значительные трудности (например, необходимость более или менее длительного подготовительного, а затем адаптационного периода для претендентов на вступление в ЕС), с одной стороны, и особенности, с другой стороны. Одна из этих особенностей заключается в том, что в процессе интеграции проявляются элементы конвергенции.

Процесс объединения идет более успешно, если вначале образуется интеграционное ядро (центр) из одного-двух государств, которое способно притягивать и сплачивать другие государства, доказывая, что, объединившись, они смогут занять в мировой экономике более весомое положение и быстрее решить внутренние экономические, политические и социальные проблемы, а также создать предпосылки для устойчивого длительного экономического роста с минимизацией возможного негативного внешнего воздействия (со стороны финансовых, сырьевых и др. факторов), «закрываясь силой и мощью экономической интеграционной группировки» [12,с.221].

Международная экономическая интеграция невозможна, если отсутствует политическая воля руководителей государств. Надо, чтобы у них была готовность к объединению, к необходимости отдать часть своих властных полномочий, делегировать их межнациональным интеграционным органами и институтам [24,с.18]. Таким образом, процесс интеграции при всей его объективности является осознанным, направляемым сначала национальным государством, а затем и межгосударственными органами. Именно они являются главным звеном в механизме интеграции, вырабатывая, согласовывая и обеспечивая достижение намеченных приоритетов. Они намечают новые цели и создают новые стимулы для развития интеграции. Только при выполнении данного условия постепенно устраняются региональные перегородки на пути взаимодействия национальных экономик, создаются равноценные условия для деятельности на их территории иностранных хозяйствующих субъектов, т.е. обеспечивается подлинная региональная интеграция.

В условиях глобализации мировой экономики классическая концепция отношений между государствами обогащается элементами комплексных отношений, в которых участвуют не только официальные организации, но и население. Эти отношения ранее получали информационную поддержку по государственным каналам, а теперь начинают приобретать непосредственный и трансграничный характер. В результате происходит интенсификация региональных процессов. В их основе лежат средства связи и транспорта, внешняя торговля, плотная сеть международных и региональных организаций, ТНК, профессиональные и научные организации. Этот процесс усиливается вследствие все большей информатизации населения в повседневной жизни, что создает плотные горизонтальные связи [24,с.19].

Под влиянием всей совокупности названных и неназванных факторов каждая страна вынуждена включаться в жизнь все большего числа регионов на основе солидарности по принципу взаимозависимости (в соответствии с концепцией Э. Дюркгейма). Такая зависимость неизбежно вызывает склонность к созданию и расширению региональных экономических пространств за пределами территорий действия национальных экономик, способствуя активизации интеграционных процессов. Таким образом возникает своего рода эффект мультипликации в рамках региональных систем сотрудничества и интеграции. При соблюдении этих основных условий региональная интеграция приобретает необратимый характер и позволяет достичь тех целей, ради которых она создавалась.

 

1.3 Основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции


В толковании главных категорий, характеризующих интеграционный процесс, традиционно существуют разные подходы. Это проистекает из сложности, неоднозначности самого предмета изучения и усугубляется идеологическими причинами, а также конкретными задачами, которые ставит перед собой исследователь.

Многообразие взглядов и трактовок интеграционного процесса, интеграции в целом и отдельных его категорий, элементов, взаимосвязей в специальной литературе объединяют в ряд направлений (школ): неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др. В основном они представляют собой осмысление и систематизацию конкретных путей и форм развития интеграционных образований, как правило, на примере практики европейской интеграции, а также методы согласования различных областей хозяйственной, социальной и внешней политики, механизмы взаимодействия стран и субъектов хозяйствования и разногласия между ними.

Представители раннего неолиберализма (1950-1960 гг.) — швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под полной интеграцией понимали создание единого рыночного пространства в масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от экономической политики государств и существующих национальных и международных правовых актов. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция, разбалансированность международной торговли, расстройство платежей [5,с.316].

Однако развитие международной экономической интеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма американский ученый Бела Баласса рассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет ли экономическая интеграция к более интенсивному участию государства в экономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и политических процессов.

В середине 60-х гг. возникло направление корпорационализма, представители которого - американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие [5,с.317].

Представители структурализма - шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализации движения товаров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве, считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести к определенным диспропорциям в развитии и размещении производства, углублению неравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности.

В 70-х гг. широкое распространение получили идеи неокейнсианства, представители которого - американский экономист Ричард Купер и др. - в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый - интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй - интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон [3,с.417].

Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма и считают, что создание и функционирование международных экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации кредитной политики. Данное направление экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном [5,с.317].

Значительную роль в развитии теории международной экономической интеграции сыграли отечественные экономисты. Н.П. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран. Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование экономических процессов, постепенное формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран [26,с.3].

Ю.В. Шишков выделяет в межгосударственном интеграционном процессе «частные интеграции» производства, национальных, товарных и кредитных рынков. По его мнению, в воспроизводственном цикле наименее поддается интегрированию производственная сфера и в большей степени - кредитно-финансовая. Ю.В. Шишков справедливо считает, что интеграция основана на действии рыночных механизмов, которые регулируют прежде всего прямые международные хозяйственные связи на уровне агентов экономики. За этим закономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и прочих систем [27,с.18].

В настоящее время в связи с расширением ЕС за счет вступления в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшей глубиной интеграции [24,с.28].

Модель «дифференцированной интеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников.

Итак, МЭИ – это особого рода международные экономические отношения региональной экономической группировки и каждого ее участника между собой и с третьими партнерами по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукта внутри интеграционной группировки и вне ее, направленного на повышение эффективности воспроизводственного процесса, каждого участника и всего объединения в целом. Эти отношения в своем развитии подчиняются общим экономическим законам и собственной внутренней логике, состоящей в устранении противоречий различного характера. Формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли (ЗСТ); таможенный союз (ТС); ассоциация государств; общий рынок (экономический союз - ЭС). В основе МЭИ лежит сложный комплекс причин, связанных с изменениями в развитии производительных сил и сдвигами на мировой экономической арене: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.

Эффективность МЭИ зависит от выполнения следующих условий: относительная развитость интеграционных группировок экономически и технически; фаза экономического развития стран на момент принятия решения об объединении; территориальная, экономическая, структурная, технологическая близость стран-участниц при наличии у них рыночной экономики, политическая воля руководителей государств к экономической интеграции.

 Основные теоретические концепции МЭИ: неолиберализм, корпорационализм; структурализм; неокейнсианство и дирижизм; современные модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции».

2. Экономическая интеграция в Западной Европе

 

2.1 Сущность и причины западноевропейской интеграции

Идея европейской экономической интеграции возникла в конце XIX века и постепенно завоевывала умы европейских политиков. Еще в 1921 г. были предприняты попытки создать Бельгийско-Люксембургский Экономический Союз. В 1930 г. министры иностранных дел Франции А. Бриан и Германии Штреземан предложили создать «режим европейского федерального союза» (план Бриана-Штреземана) [24,с.31]. Этот план не был реализован, но позволил не только выявить центральную роль в Европе Германии и Франции, но и положить начало новому компоненту европейской безопасности и социально-экономической взаимозависимости государств. Подобное решение способствовало бы свободному передвижению товаров, капитала, людей, развитию экономически отсталых регионов Европы при помощи налаживания взаимовыгодных связей в различных секторах, а также обеспечению прочного мира.

Это предложение оставило глубокий след в истории европейской интеграции. Его подходы и понятия, предусмотренные в нем: наднациональный орган, общий рынок, фактическая солидарность (сообщество) европейских народов, постоянный творческий поиск – составляют сегодня обиходный язык европейцев.

В самый разгар II Мировой войны (21 октября 1943 г.) Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали валютное соглашение, а в сентябре 1944г. – таможенную конвенцию, которые дали начало созданию таможенно-экономического союза этих стран, получившего название Бенилюкс. 3 февраля 1958 г. был заключен договор об учреждении экономического союза между ними. Он вступил в силу 1 ноября 1960 г после ратификации парламентами этих стран. Договор предусматривал создание единого рынка со свободным перемещением между его участниками товаров, услуг, капитала, рабочей силы; координацию экономической, финансовой и социальной политики; создание союза как единого целого в области внешнеэкономических связей. Позднее страны Бенилюкса вошли в состав ЕЭС [24,с.32].

Западная Европа после II Мировой войны оказалась экономически разрушенной и политически раздробленной. Она утратила свои позиции мирового лидера. Ее место на мировой арене оказалось занятым новыми сверхдержавами – США и СССР, каждая из которых обладала значительно большей военной, политической и экономической мощью, чем все европейские государства вместе взятые. Возникла необходимость противостояния как советскому политическому давлению, так и финансово-экономической экспансии США. Первой такую необходимость осознала Франция. В 1950 г. министр иностранных дел Франции Р. Шуман озвучил декларацию об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), разработанную им совместно с экономистом Ж. Монне. Декларация была обращена прежде всего к Германии. В ней доказывалось, что сотрудничество двух стран в области производства и сбыта стали нормализует франко-германские отношения, включит ФРГ в европейскую экономику как суверенное государство. В то же время сотрудничество Франции и Германии будут лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Р. Шуман и Ж. Монне предложили объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и ФРГ в рамках одной организации, открытой для любой другой европейской страны, под эгидой совместного руководящего органа. Это предложение было реализовано в 1951 г. Парижским Договором, установившим ЕОУС в составе шести стран: Бельгии, Франции, Германии, Италии, Люксембурга и Нидерландов. Успех Договора воодушевил его участников на расширение сферы деятельности. В 1957 г. Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Они были нацелены на создание таможенного союза и устранение торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие использования ядерной энергии в мирных целях [24,с.33].

В 1967 г. произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура Европейского экономического сообщества (ЕЭС), прошедшая в своем развитии ряд этапов и трансформировавшаяся в Европейский Союз [11,с.311].

Европейские интеграционные структуры (ЕОУС и Евратом) первоначально создавались как противовес двум мировым сверхдержавам, как некая «третья сила» в мировом сообществе, т.е. доминирующими были политические мотивы. Однако, несмотря на их безусловную важность, неверно игнорировать экономические предпосылки интеграции. Ее экономические корни уходят в глубокое прошлое, но новое современное значение процесс интеграции приобрел после промышленной революции, которая обеспечила ей прочную техническую основу и беспрецедентные темпы. Развитие промышленности обусловило углубление международного разделения труда между странами Европы, усилило их производственную специализацию. Механизация стала основой для распространения массового индустриального производства, что, в свою очередь, требовало расширения рынков сбыта и поисков новых источников сырья и энергоресурсов за пределами своих стран. Это неизбежно выводило национальный воспроизводственный процесс за территориальные границы государств. Таким образом, национальные хозяйства Западной Европы становились все более связанными с внешним миром и все более проникали в него. Так, если совокупная внешнеторговая квота европейских стран в 1830 г. не превышала в среднем 4,5%, то в настоящее время она существенно выше 25% [24,с.35].

Одновременно устанавливался все более либеральный торговый режим между европейскими странами. Этот процесс был обусловлен экономическими выгодами, которые либерализация приносила участникам взаимной торговли. Например, Великобритания, Нидерланды, Франция и Германия в 1913–1950 гг. за счет внешней торговли обеспечивали в среднем 6,3% от общего прироста ВВП, в 1950–1973 гг. – 10,2%, а в 1973-1987 гг. – 12,3%. Внешняя торговля позволяла Дополнительно увеличить эффект масштаба производства и получить еще около 15% прироста ВВП [24,с.37]. Не последнюю роль в активизации интеграционных процессов в Европе сыграли своевременное осознание способности человека к инновациям и предпринимательству при создании благоприятных общественных условий, при развитии научных исследований для ускорения технического прогресса; создании общей инфраструктуры для свободного рынка, обусловленные, в свою очередь, территориальной близостью стран, сходством семейных и религиозных традиций (планирование рождаемости, право наследования и др.), порождающее сходство потребностей, вкусов и т.п. В совокупности это углубляло разделение труда между странами, способствовало росту производительности труда, масштабов производства и внешней торговли.

Именно поэтому в 50-х гг. XX в. Западная Европа оказалась наиболее подготовленной к созданию зоны экономической и социальной стабильности, огражденной от остального мира не только единым таможенным барьером, но и особой системой коллективного регулирования различных аспектов межстрановых отношений – от торговли товарами и услугами до миграции рабочей силы и капиталов, от социальной защиты населения до их личной безопасности, от координации макроэкономической политики государств-участников до их валютной унификации. На протяжении более чем 40 лет в рамках Евросоюза была создана защитная реакция на экономические, социальные и другие неблагоприятные последствия современных проявлений процесса глобализации.


2.2 Этапы интеграции и механизм её осуществления


В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), а также расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ). Рассмотрим эти этапы.

1945-1950 гг. – подготовительный этап, в течение которого разрабатывались различные проекты объединения Западной Европы, уточнялись позиции заинтересованных сторон и осуществлялся поиск взаимоприемлемых вариантов. Центральным событием этого периода стал Гаагский конгресс сторонников объединения Западной Европы (1948 г.), после которого подготовка к объединению вступила в практическую стадию [3,с.90].

1951-1957 гг. – первый этап европейской интеграции. Его называют «этапом отраслевой интеграции». В 1952 г. вступил в силу Договор об учреждении ЕОУС, успешная реализация которого позволила стимулировать разработку более обширных программ экономической интеграции на следующем этапе [24,с.39].

В июне 1955 г. в Мессине состоялась конференция, на которой были рассмотрены предложения о создании таможенного союза и объединении усилий в сфере ядерной энергетики, используемой в мирных целях. В марте 1957 г. шесть стран, ранее подписавших ЕОУС, подписали еще два договора: Римский Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Если Договор Евратом носил чисто отраслевой характер, то договор по ЕЭС отличался весьма широким подходом. С его введением в действие открылся следующий этап эволюции западноевропейской интеграции.

1958-1985 гг. – второй этап, замечательный созданием таможенного союза, введением в действие Европейской валютной системы и формированием условий для создания общего рынка [24,с.40].

Римский договор предусматривал введение Общей торговой политики и Общего таможенного тарифа. Кроме сталелитейной и атомной промышленности в сферу деятельности ЕЭС включались такие ключевые области как сельское хозяйство, транспорт, научные исследования, промышленная, социальная и экономическая политика, обеспечение условий конкуренции.

Основной целью Римского договора было «содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет» (статья 2). Это, в свою очередь, предполагало:

- устранение между странами-членами таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле, а также любых других мер с эквивалентным эффектом;

- устранение между государствами-членами препятствий для свободного передвижения лиц, услуг и капиталов (ст.3).

Договор также предполагал следующие меры:

- регулирование государственного субсидирования (ст.92-94);

- гармонизацию производственных стандартов (ст.100-102);

- наблюдение за деятельностью государственных монополий (ст.90);

- гармонизацию структуры, ставок и налогооблагаемой базы косвенных налогов (ст.99);

- абсолютный запрет дискриминации по соображениям национальной принадлежности (ст.7) [24,с.42].

Для решения поставленных задач и осуществления конкретных мер по их реализации Договор учреждал институциональную структуру ЕЭС: Совет, Комиссию, Парламент и Суд. Они должны были разрабатывать законодательную базу интеграционного процесса и координировать экономическую политику государств-членов (в рамках компетенции Сообщества).

Положения Римского договора были направлены на достижение «четырех основных свобод», т.е. свободного движения товаров, услуг, лиц и капитала, причем приоритетным направлением было избрано свободное перемещение товаров. Ожидалось, что мобильность рабочей силы будет ограниченной из-за культурных и языковых различий, проблем социального обеспечения и недостаточного взаимного признания профессиональной квалификации (эти опасения впоследствии подтвердились).

Свобода движения капитала предусматривалась Договором только «настолько, насколько это необходимо для успешного функционирования Общего рынка» (статья 67), т. е. только для текущих операций. Эти ограничения объяснялись жестким контролем правительств стран-членов в сфере денежной и фискальной политики. Мобильность капитала в рамках Сообщества воспринималась ими как потенциальная угроза эффективности национальных денежных инструментов.

Создавая таможенный союз, ЕЭС избрал путь равномерного ступенчатого снижения таможенных тарифов во взаимной торговле. Первое снижение – на 10% - было осуществлено 1 января 1959 г. В следующем году они были снижены на 20%, а затем снижались ежегодно (за исключением 1965 г.) – на 10%. Наконец, 1 июля 1968 г. внутренние таможенные границы в Сообществе были полностью упразднены, а на его внешних границах был введен общий таможенный тариф (ОТТ) [24,с.42].

Пошлины ОТТ устанавливались в соответствии со статьей 19 Римского договора на уровне средней арифметической пошлин, применявшихся на 1 января 1957 г. странами-учредителями ЕЭС. Это означало понижение пошлин для стран с высоким таможенным обложением (Франция, Италия) и их повышение для государств, применявших более низкие тарифы (ФРГ и страны Бенилюкса).

Были разработаны и введены в действие единые нормы и правила в отношении определения таможенной стоимости товаров, правил происхождения, особых режимов ввоза и вывоза товаров, заменившие национальные таможенные законодательства стран-членов. Это существенно расширило компетенцию ЕС в вопросах таможенной политики. С 1968 г. любое решение по таможенно-тарифным вопросам, даже если оно касается только одной из стран-членов, может быть принято лишь общими органами ЕС.

Особенность европейского таможенного союза, созданного на полтора года ранее предусмотренного Римским договором срока, состояла в том, что, хотя были устранены внутренние таможенные пошлины и количественные ограничения, но сохранились сложные процедуры таможенного контроля и оформления товаров на государственных границах между странами-членами ЕЭС, а также множество других ограничений, предусмотренных национальными законодательствами и препятствовавшие свободному движению товаров.

Общая торговая политика была введена несколько позже: с 1 января 1970 г. ответственность за нее перешла от государств-членов к ЕЭС, а с 1 января 1973 г. эта сфера деятельности стала его исключительной прерогативой [24,с.44]. Таким образом, Сообщество устанавливало для всех государств-членов равные условия во внешней торговли и, следовательно, равные условия конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынке. Сообщество также было наделено правом вести переговоры по вопросам мировой торговли. В январе 1962 г. после напряженных переговоров была выработана Общая аграрная политика Сообщества. Она была основана на следующих принципах:

- создание единого рынка и установление единых цен на большинство видов сельскохозяйственной продукции;

- гарантия уровня жизни занятым в аграрном секторе, сопоставимого с уровнем жизни занятых в других отраслях хозяйства;

- предпочтение, отдаваемое сельскохозяйственной продукции, произведенной в Сообществе, перед продукцией, импортируемой извне [24,с.44].

Общий аграрный рынок ЕС был создан в 1964 г. В 1967 г. произошло слияние высших органов ЕОУС, Евратома и ЕЭС в единый Совет и единую Комиссию, которые вместе с Европейским Парламентом и Судом ЕС образовали общую институциональную структуру [24,с.46].

Введение свободного движения рабочей силы началось в 1961 г., и к концу переходного периода в рамках ЕОУС и ЕЭС были приняты и введены в действие нормативные акты, предусматривавшие выравнивание трудовых и социальных прав граждан одного государства-члена, работавших по найму в любом другом государстве-члене, с гражданами последнего. Однако гармонизация трудового и социального законодательства стран-членов ЕС не была доведена до конца, поскольку страны «Шестерки» не пришли к согласию относительно взаимного признания дипломов и иных документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию. Сохранились также существенные ограничения на свободное движение услуг и капиталов, обусловленные различиями в национальных законодательствах и административной практике, а также разными позициями, занимаемыми правительствами стран-членов в этих вопросах.

Таким образом, задача создания полновесного и эффективного общего рынка не была решена к сроку, обусловленному Римским договором (1970 г.). Его не удалось создать в 70-х и начале 80-х годов из-за крушения Бреттон-Вудской системы (1971 г.), мировых энергетических кризисов в 1973, 1978-1979гг., экономического кризиса начала 80-х годов. Свою роль сыграл и «Люксембургский компромисс», который де-факто ввел правило единогласия в процессе принятия решений Советом, предоставив тем самым любой стране возможность заблокировать не устраивающее ее решение. Сочетание экономического кризиса, институциональной инерционности и неспособности оперативно реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры внутри Сообщества и за его пределами в этот период жизни получило название «Евросклероз» [24,с.43].

Следствием сложившейся в ЕС ситуации стали центробежные и протекционистские тенденции, сепаратные действия среди его членов. Это потребовало от Сообщества решения в первую очередь задач сохранения достигнутого уровня интеграции и преодоления отмеченных тенденций и действий государств-членов. Тем не менее, данный период показал, что ЕС обладает большим запасом прочности и политической воли, позволившим ему преодолеть критическую ситуацию.

Более того, в 70-е годы Сообществу даже удалось добиться прогресса на ряде направлений интеграции. В 1970 г. был создан механизм Европейского политического сотрудничества как инструмент добровольной координации внешней политики государств-членов. С 1974 г. де-факто начал функционировать новый орган Сообщества – Европейский совет (его статус был официально закреплен Единым европейским актом только в 1986 г.), в который входят главы государств и правительств стран ЕС и председатель Европейской Комиссии. В 1975 г. был учрежден Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). В 1979 г. введена в действие Европейская валютная система, основными элементами которой стали механизм поддержания обменных курсов национальных валют государств-членов и общая валютная единица ЕС – ЭКЮ. В 1979 г. состоялись первые прямые выборы в Европейский парламент. Благодаря этому таможенный союз в данный период пробрел некоторые элементы экономического союза, определенную степень координации и гармонизации экономической и социальной политики стран-членов, а также полномочия наднациональных органов в таких сферах, как сельское хозяйство и транспорт. Однако координация политики между странами-членами оставалась минимальной, что в конечном итоге и не позволило Сообществу в полной мере достичь целей Римского договора и в 12-летний срок создать общий рынок.

1985-1992 гг. – третий этап эволюции экономической интеграции Западной Европы. На этом этапе Сообщество приступило к завершению строительства общего рынка. Понятие «общий рынок», зафиксированное в Римском договоре, трансформировалось в понятие – «единый внутренний рынок» (ЕВР). По сути оба понятия идентичны, т. к. предусматривают одни и те же цели: создание эффективно действующего интегрированного рынка в масштабе ЕС, обеспечивающего свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенство условий конкуренции [24,с.45].

В этот период Комиссия ЕС рассматривала два проекта, имевших целью придать новый импульс «европейскому строительству»: завершение формирования внутреннего рынка и создание экономического и валютного союза (ЭВС). Последний проект был, безусловно, заманчивой перспективой, но в итоге был выбран менее амбициозный вариант – выработка плана по завершению формирования ЕВР. Для этого существовало несколько причин. Во-первых, проект единого внутреннего рынка, основанный на уже действующем таможенном союзе, представлял меньшую угрозу национальным суверенитетам стран-членов, чем ЭВС, и поэтому не должен был вызвать негативной реакции у национальных правительств и населения. Во-вторых, проект ЕВР не требовал дополнительных расходов, напротив, ожидалось, что он принесет большие экономические выгоды.

Для успешного решения проблемы формирования ЕВР Комиссия подготовила подробную программу практических действий, опубликованную в 1985 г. в виде Белой книги. Она была рассчитана на семь лет и содержала около 300 конкретных мероприятий и шагов, охватывавших все направления экономической политики, с указанием сроков их выполнения [24,с.45].

Правовой базой этого курса стал Единый европейский акт, подписанный государствами-членами в феврале 1986 г. и вступивший в силу 1 июля 1987 г. [24,с.46]. Он внес изменения в основополагающие договоры, учредившие три Европейских сообщества. В частности он содержал положение о голосовании квалифицированным большинством по вопросам гармонизации национальных законодательств, повысив тем самым эффективность процедур принятия решения в Сообществе. Также был введен новый подход к гармонизации нормативных актов и технических стандартов, основанный на их взаимном признании. На уровне Сообщества устанавливался лишь нижний допустимый предел стандарта.

Принятая программа завершения формирования единого внутреннего рынка имела своей целью устранить все технические, налоговые, правовые и административные препятствия свободному движению товаров и обеспечить свободное движение не только товаров, но также и услуг, лиц и капиталов. Тем самым предполагалось устранить фрагментацию рынка Сообщества и, следовательно, стимулировать реструктуризацию европейской промышленности и образование крупных «панъевропейских» компаний, способных составить конкуренцию корпорациям США и Японии. Кроме того, в программе большое внимание уделялось активизации деятельности Сообщества в таких сферах, как регулирование конкуренции, региональная, социальная и валютная политика.

За некоторыми исключениями принятая программа была выполнена к намеченному сроку – 1 января 1993 г., хотя реализация многих законодательных актов и решений ЕЭС потребовала более длительного времени. Тем не менее, в целом создание единого внутреннего рынка в рамках Сообщества стало свершившимся фактом, что открыло возможность для перехода к новому этапу углубления интеграционного процесса. Этому способствовал динамизм экономического роста, который приобрела экономика Сообщества во II-ой половине 80-х гг.

1992-2000 гг. – четвертый этап. Главное его событие – создание единого экономического, валютного и политического союза. Это потребовало внесения изменений в положения ранее принятых регламентов ЕС [24,с.47].

Задачи и комплекс мер по реформированию ЕЭС были сформулированы в программе Делора («пакет Делора»), который конкретизировал решения Единого Европейского Акта (ЕЕА). «Пакет Делора» содержит три основных направления реформирования ЕЭС: полная либерализация движения капиталов внутри ЕС, объединение финансовых рынков государств-членов, жесткая фиксация обменных курсов национальных валют и сведение к нулю существующих пределов колебаний с последующей заменой национальных денежных единиц на единую европейскую валюту. С 1 июля 1990 г. Сообщество фактически приступило к реализации программы. Формально же она была санкционирована Договором о Европейском Союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте [24,с.48].

Маастрихтский договор открыл новый этап в развитии европейской интеграции. Его основной целью, согласно статье В, является создание Экономического и валютного союза (ЭВС) к концу 90-х годов. Договор предполагает проведение государствами-членами общей экономической и валютной политики и введение единой валюты. В ЭВС предусмотрен механизм коллективной финансовой помощи странам, переживающим серьезные экономические трудности по не зависящим от них причинам, например, вследствие стихийных бедствий (ст.103а). Для проведения общей валютной политики создается Европейская система центральных банков. Кроме того, целями Маастрихтского договора являются введение европейского гражданства, расширение полномочий Европарламента, переход к общей внешней политике и общей политике безопасности, а также существенное расширение сотрудничества в экономической и социальной сферах.

Однако полностью решить проблемы реформирования ЕЭС Маастрихтскому договору не удалось, поэтому в 1996 г. была созвана Межправительственная конференция (МПК), целью которой являлся пересмотр некоторых положений Маастрихтского договора (в соответствии со статьей N, пункт 2). Итогом конференций в Турине (1996 г.) и Амстердаме (1997 г.) стало утверждение новой редакции Договора о Европейском Союзе, получившей название Амстердамский договор. В него внесен ряд положений, предусматривающих:

- осуществление в течение пятилетнего периода мер, обеспечивающих свободное передвижение граждан государств-членов в рамках ЕС;

- активизация социальной политики ЕС;

- повышение роли Европарламента в развитии законодательства ЕС [24,с.50].

В Амстердамском договоре не нашла отражения идея институциональной реформы, разработка которой вновь была отложена на будущее. Тем не менее, на Амстердамских саммитах была подтверждена ранее установленная дата создания Экономического и валютного союза и подписан Пакт стабильности и роста. Строительство ЭВС является ключевым направлением современной интеграционной стратегии Европейского Союза.

В концу рассматриваемого периода (2000г.) в мире функционировало 85 региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей. Реальная интеграция осуществлялась такими международными организациями, как ЕС, НАФТА, ОПЕК [15,с.521]. В большинстве регионов Латинской Америки, Западной и Южной Азии, а также Африки региональное сотрудничество начинало набирать темпы, несмотря на то, что страны этих регионов все еще имели недостаточный и сильно различающийся научно-технологический, производственно-экономический и социально-культурный потенциал, различное нормативно-правовое законодательство, ограниченность финансовых средств, недостаточную конкурентоспособность продукции и ряд других недостатков.

Развитие интеграционных процессов в мире за последние два десятилетия 20-го века характеризуют показатели табл. 1.


Таблица 1

Динамика интеграционных процессов в мировой экономике [15,с.522]

Интеграционная группировка (год образования)

Число стран в груп-пировке

Числен-ность населения, на 1995г., млн.че-ловек

Территория, тыс.кв.км.

Доля в мировом ВВП (числитель) и мировом экспорте (знаменатель)

1985

1990

1995

2000

ЕС (1957)

15

6,5

2,4

19,0

32,0

21,0

39,6

22,9

39,6

26,0

41,0

НАФТА (1992)

3

6,7

8,3



25,5

16,5

27,5

17,4

ОПЕК (1960)

12

8,1

9,2

5,3

7,5

5,2

5,4

5,6

4,1

5,6

4,3

МЕРКОСУР (1991)

4

3,8

9,3



4,3

1,8

4,4

2,1

МАГРИБ

5

1,2

0,9


1,0

0,9

0,9

0,6

1,0

0,8

СНГ (1991)

12

5,0

16,3



2,9

2,2

3,5

2,3

АСЕАН (1967)

10

7,0

3,6

3,5

3,8

4,1

4,35

5,4

6,47

6,2

7,5

Всего


38,3

50,0

27,8

43,3

31,3

50,3

67,5

71,3

74,2

75,4


Из данных табл. 1 видно, что процесс интеграции в мире шел весьма активно и достаточно эффективно. Кроме того, можно сделать вывод, что в 2000г. по доле в мировом ВВП ЕС уступает НАФТА (показатель соответственно 26,0% и 27,5%), тогда как по доле в мировом экспорте ЕС – безусловный лидер, на его долю приходится 41% мирового экспорта (у НАФТА лишь 17,4%).

С 2001 г. – современный этап, который начался с функционирования валютного союза ЕС. Это перевело сообщество на качественно новый уровень интеграции, главное отличие которого от предыдущих этапов состоит в том, что государства-члены переходят от координации действий национальных правительств к общей экономической и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО, которая с января 2001 г. стала единой для безналичных расчетов в странах, вошедших в Экономический Валютный Союз (ЭВС) [17].

Таким образом, логически завершилась программа создания Единого внутреннего рынка и формирование на территории ЕС единого экономического пространства.

ЭВС входит в компетенцию сохраненного в рамках Европейского Союза Сообщества, решающего на централизованном, или коммунитарном, уровне большинство вопросов. Иначе говоря, участники ЭВС добровольно делегируют органам ЕС ряд суверенных прав, включая валютную, эмиссионную, бюджетную и налоговую политику.

Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика необходима, чтобы сформировать на территории всех государств-членов единое экономическое пространство, в рамках которого компании и население повсюду имели бы одинаковые условия для хозяйственной деятельности. Для этого необходимы общая валютно-финансовая политика и денежная единица. С другой стороны, сам валютный союз невозможен без общей экономической политики, т. к. единая валюта не сможет функционировать при существенно отличающихся друг от друга национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственного долга и т.д. Внутренний рынок ЕС должен стать как можно более однородным и приблизиться по своим характеристикам к мононациональному. В ЭВС входят 12 стран отвечающих определенным критериям. Для них с 1 января 2002 г. ЕВРО вводится в наличный оборот [24,с.47].

Анализ этапов развития европейской интеграции позволяет сделать вывод, что на протяжении всего периода существования ЕС происходило углубление интеграционного процесса и трансформация от простейшей формы - зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к экономическому и валютному союзу.

В процессе эволюции интеграции Сообщество претерпело количественные изменения по составу стран, входящих в него. Как известно, начиналось оно с 6 стран, называемых до сих пор «ядром ЕС»: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. В 1973 году к Европейскому Союзу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 году – Греция, в 1986 году – Испания и Португалия, в 1995 году – Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году в ЕС были приняты 10 новых членов: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словения, Словакия, Чешская Республика и Эстония [32].

Расширяясь в восточном направлении, в 2004г. Европейский Союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: его территория увеличивается на 34%, а население – на 104,9 млн. человек, или 29%. Таким образом, в 2004г. ЕС становится крупнейшим в мире рынком с 500 миллионами потребителей [24,с.47].

В политическом отношении складывается гегемония ЕС на основной части территории Европы, что придает ему качественно новый международный вес, статус и позиции. Включив в свой состав страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Европейский Союз, начинает играть гораздо более активную роль при принятии глобальных решений и укрепляет свои позиции в таких международных организациях, как ВТО, МВФ, ОЭСР и НАТО.

Вместе с тем нельзя не видеть, что географические, демографические и политические последствия не совпадают с экономическими (табл. 2).


Таблица 2

Социально-экономические последствия отдельных

этапов расширения ЕС, (%) [24,с.49]

Этап расширения

Прирост территории

Прирост населения

Прирост ВВП

Изменение ВВП на душу населения (в среднем по ЕС)

Средний по ЕС ВВП на душу населения

(ЕС-6=100)

С 6 до 9 стран

31

32

29

-3

97

С 9 до 12

48

22

15

-6

91

С 12 до 15 *

43

11

8

-3

89

С 15 до 26

34

29

4

-16

75

* - с учетом объединения Германии


Анализ приведенных данных свидетельствует, что в результате расширения Сообщество приобретает преимущественно земельные и людские ресурсы. Прибавив к населению ЕС 29%, страны, принятые в ЕС в 2004г. увеличивают ВВП лишь на 4% (это гораздо меньше, чем при всех предыдущих расширениях). Одновременно снижаются показатели экономического развития Сообщества в целом: ВВП на душу населения – на 16%. Это почти в 5 раз большее снижение, чем при предыдущих расширениях. Однако благодаря расширениям ЕС становится все более крупным и могущественным субъектом мировой экономики.

В 2007 году членами Европейского Союза становятся Болгария и Румыния, то есть на данный момент в число участников ЕС входит 27 европейских стран.

Итак, важнейшими факторами европейской интеграции можно считать коренное изменение социально-экономической структуры Европы после Второй Мировой Войны: потери восточноевропейского рынка; необходимость укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – США; компенсация исчезновения колониальной системы и потери утраченных колониальных торговых и иных связей. Таким образом, совокупность общих для мирового хозяйства и специфических для послевоенной Западной Европы факторов определила особое место стран этого региона в мировой экономике, а степень переплетения их национальных интересов, национальных хозяйств оказалась выше, чем в любом другом регионе мира.

Этапы интеграции: 1945-1950 гг. – подготовительный этап (разработка различных проектов объединения Западной Европы, уточнение позиций заинтересованных сторон и осуществление поиска взаимоприемлемых вариантов); 1951-1957 гг. – первый этап («этап отраслевой интеграции»); 1958-1985 гг. – второй этап (создание таможенного союза, введение в действие Европейской валютной системы и формирование условий для создания общего рынка); 1985-1992 гг. – третий этап (завершающий строительство общего рынка); 1992-2000 гг. – четвертый этап (создание единого экономического, валютного и политического союза); с 2001 г. – современный этап (переход к общей экономической и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО). Таким образом, логически завершилась программа создания Единого внутреннего рынка и формирование на территории ЕС единого экономического пространства.

3. Современные проблемы и перспективы развития ЕС


Европа станет самым конкурентоспособным уголком мира к 2010 году»,– такая цель была поставлена членами ЕС в Лиссабоне в 2000 году [22], однако, на сегодняшний день (2007 г.) становится очевидным, что план этот неосуществим. Низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это лишь небольшой перечень проблем, с которыми столкнулись Европейские государства, и решение которых сегодня является их первоочередной задачей.

Кроме того, одна из основных проблем, с которой вплотную столкнула Европа это – старение населения вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Тогда как Америка решает эту проблему путем эмиграции и меньшей социальной защищенности граждан, Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса. Вместе с тем, все очевиднее становится факт: нынешняя система социальных гарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку старая не приспособлена к нынешним условиям.

Европейской Комиссией в 2005г. принята новая стратегическая программа для ЕС, предусматривающая ускорение экономического роста и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского плана действий. Мероприятия, которые предложены названной программой, могут увеличить ВВП на 3% к 2010 году и создать свыше 6 миллионов рабочих мест [14,с.38].

Сталкиваясь с проблемами старения населения Европы и усиления конкуренции со стороны таких стран, как Индия и Китай, на международной арене, Европа должна ускорить рост производительности труда и предоставить людям больше рабочих мест.

Для того чтобы сделать Европу более привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:

- завершить создание общего рынка в тех областях, которые могут обеспечить реальный рост и занятость и имеют непосредственное отношение к потребителям (скоординированные соглашения об услугах, регулировании профессий, энергии, государственных закупок и финансовых услуг, скоординированное соглашение о REACH – новой системе для химических веществ, которая учитывает влияние конкурентоспособности, инноваций и интересов малого и среднего бизнеса);

- создать открытые и конкурирующие рынки как внутри, так и вне Европы: переправить помощь государств в сектора с более высоким потенциалом роста, создать благоприятную деловую среду для малого и среднего бизнеса, обеспечить допуск на рынки третьих стран, упростить общеевропейское и национальное законодательство;

- усовершенствовать общеевропейское и национальное законодательство с целью уменьшения бремени административных расходов;

- расширить и усовершенствовать европейскую инфраструктуру;

- продолжить разрабатывать общий патент Европейского Сообщества и двигаться вперед к созданию консолидированной базы налога на корпорации.

Чтобы знания и инновации были направлены на рост экономики необходимо:

- добиться выделения 3% ВВП на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- развивать внедрение информационных и коммуникационных технологий (ICT);

- способствовать развитию инновационных центров, объединяющих региональные центры, университеты и бизнес;

- поддерживать экологические инновации в области энергосбережения и снижения уровня вредных выбросов;

- поддерживать Европейские технологические инициативы благодаря совместной деятельности государства и частных лиц;

- содействовать созданию прочной промышленной базы Европы посредством мобилизации усилий государственных и частных компаний;

- создать Европейский технологический институт для привлечения в Европу лучших умов, идей и производств.

Для увеличения и улучшения структуры занятости рекомендуется:

- привлечь больше людей в сферу занятости, в частности путем сокращения безработицы среди молодежи и модернизировать системы социальной защиты;

- увеличить способность рабочих и предприятий к адаптации к новым условиям и улучшить гибкость рынков труда в результате устранения препятствий перемещению рабочей силы;

- больше инвестировать в человеческий капитал посредством улучшения образования и повышения профессиональной квалификации путем реформирования Фонда структурных реформ ЕС и Фонда сплочения ЕС.

Также, в качестве одного из многообещающих источников роста экономики Евросоюза усматривается реформа сферы услуг, которая составляет в целом около 70% европейской экономики [8]. Главная идея реформы заключается в применении так называемого принципа «страны происхождения», который позволит «поставщику услуги» работать по всей территории Евросоюза, применяя законы и административные нормы своей страны. Данная либерализация услуг, которая должна коснуться широкого спектра экономической активности, должна сопровождаться гармонизацией законодательства европейских стран [14,с.39].

Согласно исследованию, проведенному датскими экономистами, эффект либерализации сферы услуг оценивается в 37 миллиардов евро, распределенных между потребителями и производителями. Более того, это позволило бы создать дополнительно порядка 600 тыс. новых рабочих мест. По данным Европейской Комиссии, создание единого рынка товаров способствовало ежегодному росту общеевропейского внутреннего продукта на 1,8%, поэтому соизмеримые или даже более значительные результаты, учитывая объем рынка услуг, ожидаются и от его либерализации. Более того, либерализация должна позитивно сказаться на стоимости услуг. С одной стороны, ожидается, что стоимость услуг снизится в среднем на 7,2%, в то время как рост реальной заработной платы должен составить около 0,4% [14,с.39].

Несмотря на столь обещающие перспективы, многие европейские страны, во главе с Бельгией, Францией, Италией и Германией, выступили с яростным протестом, мотивируя свою позицию тем, что данная реформа чревата падением социальной защиты населения. Проблема же заключается в разнице жизненного уровня, который сохраняется между «старыми» и «новыми» членами Европейского Союза. Поскольку применение принципа «страны происхождения» поставщиком услуги, чья «страна происхождения» экономически на более низком уровне с менее защищенным рынком труда, рискует серьезно «подорвать» более защищенный рынок труда своей конкурентностью. То есть протест направлен главным образом против новых членов Евросоюза [22]. Но очевидным остается одно, Европе еще предстоит учиться жить и находить согласие в составе 27-ти, что значительно сложнее, чем шести, восьми или пятнадцати. «Старым» членам Евросоюза нужно привыкнуть к тому, что Европейские институции существуют не для защиты «старых» от «новых», а для защиты интересов Европы.

Итак, основными проблемами Европейского Сообщества на современном этапе являются: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.

Для решения названных проблем необходима концентрация основных усилий ЕС на трех направлениях: это экономический рост и инновации; создание пространства «привлекательного для инвестиций и трудовой деятельности», путем усовершенствования внутреннего рынка; значительное увеличение роста занятости.

Заключение


Итак, целью курсовой работы было поставлено изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.

В первой части рассмотрены теоретические концепции международной экономической интеграции, сделаны следующие выводы:

- МЭИ – это особого рода международные экономические отношения региональной экономической группировки и каждого ее участника между собой и с третьими партнерами по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукта внутри интеграционной группировки и вне ее, направленного на повышение эффективности воспроизводственного процесса, каждого участника и всего объединения в целом. Эти отношения в своем развитии подчиняются общим экономическим законам и собственной внутренней логике, состоящей в устранении противоречий различного характера;

- формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли (ЗСТ); таможенный союз (ТС); ассоциация государств; общий рынок (экономический союз - ЭС);

- в основе МЭИ лежит сложный комплекс причин, связанных с изменениями в развитии производительных сил и сдвигами на мировой экономической арене: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены;

- эффективность МЭИ зависит от выполнения следующих условий: относительная развитость интеграционных группировок экономически и технически; фаза экономического развития стран на момент принятия решения об объединении; территориальная, экономическая, структурная, технологическая близость стран-участниц при наличии у них рыночной экономики, политическая воля руководителей государств к экономической интеграции;

- основные теоретические концепции МЭИ: неолиберализм, корпорационализм; структурализм; неокейнсианство и дирижизм; современные модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции».

Во второй части рассмотрена экономическая интеграция в Западной Европе, что позволяет констатировать следующее:

- важнейшими факторами европейской интеграции можно считать коренное изменение социально-экономической структуры Европы после Второй Мировой Войны: потери восточноевропейского рынка; необходимость укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – США; компенсация исчезновения колониальной системы и потери утраченных колониальных торговых и иных связей;

- этапы интеграции (возникновения и развития ЕС): 1945-1950 гг. – подготовительный этап (разработка различных проектов объединения Западной Европы, уточнение позиций заинтересованных сторон и осуществление поиска взаимоприемлемых вариантов); 1951-1957 гг. – первый этап («этап отраслевой интеграции»); 1958-1985 гг. – второй этап (создание таможенного союза, введение в действие Европейской валютной системы и формирование условий для создания общего рынка); 1985-1992 гг. – третий этап (завершающий строительство общего рынка); 1992-2000 гг. – четвертый этап (создание единого экономического, валютного и политического союза); с 2001 г. – современный этап (переход к общей экономической и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО). Таким образом, логически завершилась программа создания Единого внутреннего рынка и формирование на территории ЕС единого экономического пространства.

В третьей части курсовой работы определены современные проблемы Европейского Сообщества на современном этапе: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.

Здесь же рассмотрены перспективы решения вышеназванных проблем и перспективы развития ЕС, для чего необходима концентрация основных усилий ЕС на трех направлениях: экономический рост и инновации; создание пространства «привлекательного для инвестиций и трудовой деятельности», путем усовершенствования внутреннего рынка; значительное увеличение роста занятости.

Итак, все задачи, поставленные во введении данной работы решены, следовательно, цель курсовой работы достигнута.

Список использованных источников


1. Бенаройя Ф. Россия – Евросоюз: перекрестки интеграции. - #"#">http://www.eur.ru


 


Теги: Современные проблемы и перспективы развития интеграционных процессов в Западной Европе  Курсовая работа (теория)  Международное право
Просмотров: 46728
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Современные проблемы и перспективы развития интеграционных процессов в Западной Европе
Назад