Взаимоотношения Китая с международными валютными организациями(МВФ и ВБ)

Содержание

Введение

Глава 1. Международные валютные организации

1.1 Международный валютный фонд (МВФ)

1.2 Всемирный банк (ВБ)

Глава 2. Основные направления деятельности МВФ и Всемирного банка

Глава 3. Взаимоотношения КНР с международными валютными организациями

3.1 Международные отношения КНР

3.2 Экономические показатели взаимоотношений КНР и международных валютных организаций

Заключение

Список использованной литературы

Введение


На сегодняшний день объективной тенденцией развития мировой экономики являются процессы интеграции и глобализации. Многие сложные экономические и политические проблемы могут быть решены только на межгосударственном или наднациональном уровне.

Сегодня важную роль в регулировании глобальных процессов играют международные экономические организации, представляющие собой одно из звеньев усложняющегося многоярусного механизма управления экономических связей. Этим и обуславливается актуальность темы.

Финансы нужны для успешного экономического начала. Бывает так, что для инвестирования собственных накоплений мало, берут кредиты. На микро- и макро- уровнях кредитование является один из основных инструментов развития экономики. В современном мире нет стран, у которых не было бы внешней задолженности. Таким образом, можно выделить идущий процесс глобализации, когда все страны учувствуют в международных потоках товаров и капиталов (в том числе и кредитов).

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение цельности и стабильности сложного и противоречивого всемирного хозяйства.

Основной международный институт МВФ определяет международную кредитную политику. Каждый международный кредитор, соответственно, учитывает мнение и опыт МВФ о возможностях валютного кредитования того или иного государства. На международных совещаниях и конференциях МВФ анализируются новые возможности для урегулирования проблем кредитования.

Центральное место в международной системе валютно-финансовых отношений занимает МВФ. Он является единственной международной финансовой организацией, к авторитетному мнению которой прислушиваются любые инвесторы. Будь то правительства, частные корпорации или банки. Это послужило дальнейшему выдвижению мирового финансового сообщества на новый уровень и мирового хозяйства, при котором все большее число стран имеют свободную обратимость национальных валют, а экономика носит наиболее открытый характер. Например, из 147 государств, признавших свои обязательства по статье VIII Устава МВФ, которая предусматривает отмену валютных ограничений по международным текущим операциям, более половины приходится на период 1995-2000 год.

Форсированное развитие финансовых отношений и международных валютных отношений при либерализации международного движения капитала сопровождается усилением его переходов между странами и регионами.

В реализации такой важной уставной функции как оказание финансовой помощи для ликвидации временных дефицитных платежных балансов стран произошли существенные изменения: основное место в ней стали занимать кредиты и займы на цели структурной перестройки экономики. Фонд стал преимущественно кредитовать экономические программы. Подменяя тем самым деятельность международного банка Реконструкции и Развития (МБРР) и региональных банков.

ВБ является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Его основная цель заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам. ВБ помогает развивающимся странам бороться с бедностью и добиваться стабильного, устойчивого и справедливого экономического роста.

Цель работы: исследование взаимоотношений КНР с МВФ и ВБ.

Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:

- Рассмотреть ВБ и МВФ;

- Рассмотреть основные направления деятельности ВБ и МВФ;

- Анализировать взаимоотношения КНР с международными валютными организациями.

Предметом исследования являются взаимоотношения КНР с МВФ и ВБ.

китай международный валютный фонд банк

Глава 1. Международные валютные организации

1.1 Международный валютный фонд (МВФ)

«Международный валютный фонд, МВФ — специализированное учреждение ООН. Имеется штаб-квартира в Вашингтоне, США»[1].

Основа соглашения была разработана на Бреттон-Вудской конференции (по валютно-финансовым вопросам) ООН  22 июля 1944 года. Фактическая дата создания МВФ - 27 декабря 1945 года . Начало деятельности МВФ - 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В 1947 году Франция взяла первый кредит. МВФ объединяет 187 стран. В структурах работают 2500 человек из 133 стран.

Деятельность МВФ выдавать кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежа страны. Набор рекомендаций и условий, которые направлены на улучшение ситуации, необходимы для предоставления кредитов.

«Сегодня необходимо больше внимания уделять внутренним расчетным средствам МВФ – СДР. (СДР – специальные права заимствования – от Special Drawing Rights, что означает искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом; имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались)»[2].

МВФ играет три важные роли в мировой монетарной системе – Фонд проводит исследование и ведёт постоянный мониторинг развития государств и мировой экономики в целом, а так же выдаёт кредиты и предоставляет образовательную поддержку и поддержку специалистами государствам, которые об этом попросят.

МВФ предоставляет краткосрочные и среднесрочные кредиты при дефиците бюджета государства. Правда, в отличии от коммерческого банка, МВФ принимает активное участие в деятельности должника. То есть МВФ постоянно даёт как рекомендации, так и задаёт определённые условия для получения кредита. Фактически эти рекомендации нацелены на улучшение ситуации в стране.

МВФ отличается от ВБ тем, что ВБ, о котором я тоже как нибудь расскажу, может выдавать кредиты на очень долгий срок и как правило развивающимся странам. МВФ же выдаёт относительно краткосрочные кредиты и всем кому необходимо решить текущие проблемы с дырами в бюджете.

Критика МВФ: МВФ любят критиковать за то, что он не помогает выйти из кризисной ситуации в стране, а заботится лишь о том, чтобы ему вернули деньги. Я не защитник МВФ, хотя по моему очень легко говорить, что кто то делает всё не правильно. Когда в стране полная Ж, выхода без краткосрочных потерь не может быть. Я не раз изучал их действия в странах и все они определённо оправданы, не везде удавалось достичь целей, но были и истории успеха, в частности в странах Азии во время Кризиса 1997 года. Так что заниматься их критикой надо не раньше, чем получите докторскую степень по экономике, бизнесу или финансам.

Уставный капитал МВФ составляет около 320 млрд. долл. на 2010г. Он формируется за счет взносов государств-членов. Наибольшими квотами располагают США - 18,8, Великобритания - 6,5, ФРГ - 5,7. Франция - 4,7, Япония - 4,2%. Квота РФ составляет 3% уставного капитала. Объем кредитных ресурсов для МВФ в размере 750 миллиардов долларов в 2010 году.

Рис.1. Организационная структура МВФ

 

Официальные цели МВФ:

Хотя это далеко не всем важно, раз уж я начала писать про МВФ, то упомяну и их официальные цели и функции. Уж извините, если кому то покажется занудством. Итак, основными целями, которые преследует МВФ являются:

1. в валютно-финансовой сфере способствовать международному сотрудничеству;

2. поддерживать сбалансированное развитие международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, а так же реальных доходов государств-членов и достижения высокого уровня занятости;

3. поддерживать стабильность валют;

4. создавать многостороннюю систему расчётов между странами-членами;

5. устранять различные валютные ограничения;

6. предоставлять кредиты государствам-членам в валюте, которые смогли бы исправлять ситуацию в их платежах.

Основные функции МВФ:

С учётом текущей ситуации в мире основные функции в порядке убывания важности или, по крайней мере активности применения:

1. кредитование

2. стабилизация денежных обменных курсов

3. консультирование стран дебиторов

4. содействие международному сотрудничеству в денежной политике

5. расширение мировой торговли

6. разработка стандартов международной финансовой статистики

7. сбор и публикация международной финансовой статистики


1.2 Всемирный банк (ВБ)

 

«ВБ является одним из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам мира. Организация состоит из двух уникальных организаций развития, принадлежащих 187 странам-членам – Meждународного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР)»[3].

Эти два учреждения действуют сообща, но каждое из них играет особую роль в процессе воплощения в жизнь идей всеобъемлющей и устойчивой глобализации. Цель МБРР – сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем дохода и в кредитоспособных странах с низким уровнем дохода, в то время как внимание МАР сосредоточено на беднейших странах мира.

Их деятельность дополняется работой Международной финансовой корпорации (IFC), Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (MIGA) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Эти организации предоставляют странам кредиты по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты, помогая им решать стоящие перед ними задачи в самых разных областях деятельности, таких как здравоохранение, государственное управление, образование, инфраструктура, развитие финансового и частного секторов, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и управление природными ресурсами

«Штаб-квартира основанного в 1944 Всемирного банка расположена в г. Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия). В нашей организации, имеющей более 100 представительств по всему миру, работают более 10 000 человек»[4].

ВБ считает задачу, стоящую перед всем миром, – сокращение бедности в глобальном масштабе – главной задачей своей деятельности.

Банк оказывает техническую, финансовую и другие виды помощи тем, кто более всего нуждается в этой помощи, и в тех областях деятельности, где эта помощь способна принести наиболее существенные результаты в плане содействия экономическому росту. Этими главными шестью стратегическими направлениями являются беднейшие страны, нестабильные государства и страны арабского мира; страны со средним уровнем дохода; решение задач, связанных с глобальными общественными благами; и распространение знаний и организация обучения.

Рис.2. Задачи ВБ

 

Управление ВБ можно назвать кооперативом. Его акционерами являются 187 государств-членов этой организации. Высшим органом является Совет управляющих. Он определяет политику ВБ и принимает решения. Управляющие - министры развития стран или финансов. Совет управляющих ежегодно во время Ежегодных совещаний Советов управляющих проводит свои совещания.

«В штаб-квартире ВБ работают 25 исполнительных директоров, у них полномочия по решениям вопросов, т.к. совещания проводятся редко. В Исполнительные директора – это представители стран-членов, обладающих пакетами акций. Пять из них являются США, Япония, Германия, Франция и Соединенное Королевство. Другие 20 директоров представляют группы стран»[5].

«Роберт Б. Зеллик - президент ВБ  выполняет общее руководство Банком и является председателем совещаний Совета директоров. По традиции Президентом ВБ может стать гражданин США – страны, которая является крупнейшим акционером Банка. Президент выбирается Советом управляющих сроком на пять лет, также, может быть переизбран»[6].

Исполнительные директора образуют Совет директоров Всемирного банка. Два раза в неделю проводят совещания и руководят работой банка, а также отвечают принятие политических решений, затрагивающих деятельность Банка и за утверждение всех займов, в том числе за утверждение гарантий и займов, административного бюджета, новых принципов деятельности, решений, касающихся заимствований и финансовой деятельности стратегий содействия странам.

Повседневная деятельность Всемирного банка осуществляется под руководством президента, высшего руководства организации и вице-президентов, отвечающих за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняющих конкретные функции.


Глава 2. Основные направления деятельности МВФ и ВБ


Учреждения, входящие в ВБ — Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) — предоставляют кредиты по низким процентным ставкам, в виде грантов странам или под нулевой процент, имеющим такой доступ на невыгодных условиях или не имеющим доступа к международным рынкам капитала. ВБ не считает важным получение прибыли.

МБРР имеет высокий кредитный рейтинг, позволяющий ему брать в других банках средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Связанные с этой деятельностью, операционные расходы, ВБ оплачивает самостоятельно, не привлекая для этого другие финансовые источники.

« Группа Всемирного банка один раз в три года подписывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка. Документ помогает соединить программы банка, как по выдаче кредитов, так и консультационных и аналитических услуг, с поставленными целями развития каждого государства. Стратегия содержит программы и проекты, максимально влияющие на проблемы бедности и способствующие сбалансированному социально-экономическому развитию»[7].

В США в 1944 году были созданы МВФ и ВБ в Бреттон Вудсе. Их целью являлось понижение развитие международной торговли и нищеты в мире. МВФ обязан выдавать краткосрочные кредиты странам, у которых происходили временные проблемы с платежами. ВБ предоставлять кредиты для решения структурирования экономики.

МВФ и ВБ выполняют решающую роль в процессе экономической глобализации. ВБ и МВФ открывают развивающиеся страны для западных инвесторов с их спекулятивными интересами. Экономическая выгода движет МВФ и ВБ, поэтому, они поддерживают различные авторитарные и диктаторские режимы.

ВБ способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, предоставляя техническую и финансовую поддержку, в том числе с тем чтобы помочь странам реформировать определенные сектора или осуществить конкретные проекты — например, такие как строительство школ и объектов здравоохранения, водо- и энергоснабжение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды. Содействие Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. Квалификации сотрудников Всемирного банка охватывают более широкий круг дисциплин, чем квалификации сотрудников МВФ.

МВФ и ВБ сотрудничают в разнообразных областях, особенно в деле сокращения бедности в странах с низким доходом, облегчении бремени задолженности беднейших стран, а также оценки финансового сектора стран. Обе организации проводят совместные совещания два раза в год. В рамках так называемой «программы структурной перестройки» МВФ и ВБ определяют жесткие условия для предоставления займов развивающимся странам, включая дерегулирование, либерализацию и приватизацию. Эти меры укрепляют позиции транснационального капитала, но ухудшают положение большинства населения стран третьего мира. «Устранение социального и экологического регулирования со стороны государства (которое может «отпугнуть» инвесторов) и урезание общественных расходов приводят к недоступности медицинского обеспечения и образования, резкому падению уровня жизни, уменьшению рабочих мест, росту безработицы и ограничению прав профсоюзов»[8].

Вместе с тем программы структурной перестройки еще и не эффективна. Они лишь усугубили проблему бедности в большинстве стран, которые их проводили, вызвав страдания миллионов людей и широкомасштабное загрязнение окружающей среды. С восьмидесятых годов структурная перестройка способствовала созданию системы вывоза богатств из развивающихся стран, которые заплатили богатым индустриальным державам северного полушария сумму, более, чем в пять раз превышающую размер полученных кредитов.

Главной целью этой программы является создание благоприятных условий для притока иностранного спекулятивного капитала, который не задействован в создании каких бы то не было ценностей. Он всего лишь использует отсутствие социального и экологического регулирования, овладевает контролем над рынками и, случается, разрушает целые отрасли промышленности. Таким образом, рекомендации МВФ и ВБ преимущественно не ведут к обещанному экономическому росту. Единственное, что остается после них — это огромный долг, а для сдерживания его роста в будущем отдельные страны обязаны платить значительные суммы как минимум для погашения процентов. Доводы в пользу иностранных инвестиций звучат неискренне и неубедительно. Сейчас приблизительно 40 тысяч членов мировой финансовой олигархии контролируют 80% мировой торговли. Имущество 200 самых богатых людей мира превышает доход 41% населения земли. Более 250 миллионов детей вынуждены работать в самых нечеловеческих условиях ради жалкого прозябания. Около 17 миллионов детей умирают ежегодно от легко излечимых болезней. Отчаянное положение современного мира не является чем-то естественным — это просто логическое следствие существования системы, в которой единственной уважаемой ценностью является увеличение прибыли богатых мира сего.

МВФ и ВБ являются причиной голода и гражданских войн. Главной задачей было поддержание низких цен на рабочую силу и обеспечение потока дешевого сырья на Запад. Другой задачей было экономическое разорение тех стран, которые представляли потенциальную политическую опасность для семи наиболее богатых стран, определяющих решения МВФ и ВБ и контролирующих 40% голосов. Таким образом, обеспечение выплаты странами их долгов становилось последней задачей МВФ и ВБ[9].

Решения во ВБ и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В ВБ и МВФ определение голосов устанавливается уровнем финансового вклада страны. Например, США имеют примерно 17% голосов, а Большая семерка в целом – 45%. Голос США всегда был наиболее влиятельным, из-за уровня своего вклада. Развивающиеся страны посредством финансируемых ими стратегий и программ оказывают огромное воздействие на общество и экономику Третьего Мира, поэтому, располагают незначительной властью внутри этих институтов. Кроме того, президент ВБ традиционно – американец, а президент МВФ – европеец. Что касается КНР, МВФ и ВБ начали проталкивать здесь программы структурных преобразований еще в 1992 году. Они разработали модель «шоковой терапии», которая означала либерализацию цен, снятие барьеров для импорта и введение свободной конвертируемости национальной валюты в течение очень короткого периода. Их целью было быстрое внедрение рыночных отношений в КНР. При этом МВФ и ВБ не интересовало, как реформы отразятся на работоспособности предприятий и на жизненном уровне населения. МВФ и ВБ не было дела и до всепоглощающей коррупции. Рост экспорта сырья из КНР не принес больших прибылей экономике в целом, но зато позволил обогатиться коррумпированным государственным чиновникам. Они незаконно торговали разрешениями на экспорт, а новые собственники предприятий попросту выкачивали ресурсы из КНР, пользуясь дешевизной их добычи в КНР. Полученные деньги растрачивались или переправлялись на счета в западных банках. В экономике инфляция, возникшая в результате реформ, на практике означает, что богатство попросту перераспределяется, т.е. перетекает из рук рабочих в руки владельцев корпораций. После того, как высокая инфляция была на какое-то время остановлена, укрепившийся рубль также служил в основном интересам российских состоятельных классов, потребляющих дорогие импортные продукты, и иностранных финансовых спекулянтов, вкладывавших деньги в российский финансовый рынок до тех пор, пока темпы роста в западной экономике были не очень высоки. Эту стабилизацию финансировали с помощью займов, а также за счет сокращения затрат на социальные нужды и невыплаты зарплат – в 2008 году 20% невыплат приходилось на сферы, финансируемые из государственного бюджета. Иностранные инвестиции в страны были настолько рискованны, что только финансовые спекулянты были заинтересованы в них, а отток капитала из КНР был всегда выше уровня внешних заимствований. Получается, что КНР финансировала мир, а не наоборот. Но этот пузырь неизбежно должен был лопнуть, что и произошло в 2008 году во время экономического кризиса. Вопреки утверждениям МВФ государственные заимствования с целью укрепления рубля привели не к созданию необходимого уровня инвестиций в экономику, а как раз к созданию пузыря. Спекулятивные инвестиции покинули КНР в одночасье, снова парализовав экономику.

В настоящий момент программы структурных преобразований продолжают реализовываться, и конца этому пока не видно. Последние реформы заключаются в принятии нового Кодекса законов о труде, поддержанного фракцией «Единство» и предполагающего увеличение рабочей недели до 56 часов, произвольные увольнения рабочих и упразднение коллективных договоров. Уже начали повышаться цены на железнодорожные билеты в обход антимонопольного законодательства, планируется выселение из домов людей, которые не могут оплачивать даже символические ставки квартплаты. Был упразднен Госкомитет по охране природы, - это объясняется необходимостью сокращения затрат на охрану окружающей среды, как того требует МВФ. В то же время ВБ соглашается выделить 200 миллионов долларов в качестве кредита на реструктуризацию угольного и лесного комплексов, в которых теперь нет независимой экологической экспертизы.

Ситуация в мировой экономике, несмотря на первые признаки восстановления, продолжает оставаться нестабильной. Наибольшую озабоченность в 2011 г. вызывают риски, связанные со снижением устойчивости государственных финансов, волатильностью на развивающихся финансовых рынках, социально-экономическими проблемами, вызванными ростом уровня безработицы в мире. Кроме того, несогласованные меры по выходу из финансового кризиса, принимаемые отдельными странами, несут в себе угрозы региональной фрагментации мировой экономики и расширения спекуляций на разнице в национальных нормах финансового регулирования.

С целью противостояния данным рискам деятельность МФИ с 2010 г. сосредоточена на международной координации мер экономической политики, проводимых отдельными странами. Ключевыми объектами международной экономической координации станут национальные «стратегии выхода из кризиса» и системы финансового регулирования и надзора.

Ключевая роль в части координации «стратегий выхода» была закреплена за МВФ. Начиная с 2010 г. Фонд осуществлял сбор информации о предполагаемых изменениях в фискальной и монетарной политике, а также в сфере поддержки финансового сектора стран Группы двадцати, анализировать соответствие отдельных мер задачам устойчивого и сбалансированного роста мировой экономики.


Глава 3. Взаимоотношения КНР с международными валютными организациями

3.1 Международные отношения


В последних мировых событиях, которые определяют мировую конъюнктуру отношений. Таковым является мировой финансовый кризис, который без преувеличения, повлиял на развитие большинства стран планеты, и на их отношения между собой. Эту данность я возьму за начальный порядок проистечения мысли. КНР - это третья в мире экономика по уровню производства ВВП. (А если учитывать ВВП по уровню покупательной способности, то он находится на втором месте после США). Тем не менее, КНР относится к группе развивающихся стран, что позволяет ему пользоваться различными привилегиями в международной торговле.

Экономика КНР очень сильно ориентирована на экспорт товаров широкого потребления, и мировой финансовый кризис довольно чувствительно сказался на ней, так как произошло падение покупательной способности на рынках сбыта в мировом масштабе. Соответственно произошло сокращение темпов роста ВВП, а безработица начала расти. Безработица же для громадного КНР является источником социальной напряженности, что неблагоприятно складывается на настроениях в обществе. Состояние социальной сферы в КНР таково, что достаточно малой искры для начала народных бунтов в некоторых регионах страны. Тем более это усугубляется межэтническими противоречиями, чему подтверждением являются народные стычки, произошедшие в июле этого года в городе Урумчи. Для того чтобы занять как можно большее число людей, тем более во время кризиса, партия приняла решение увеличить работу по инфраструктурным проектам, стоимость которых составит до 600 млрд. долларов. Это поможет не только занять огромное количество рабочей силы, но и притянуть к инфраструктурным проектам другие сферы экономики. Это, в свою очередь, вызовет увеличение спроса на потребляемую энергию и энергоносители, нужды в которых постоянно возрастают. КНР является вторым в мире потребителем нефти после США. Доля импортируемой нефти находится примерно в районе 40%. Еще больший спрос КНР на нефть при том, что разработка собственных месторождений не будет удовлетворять в ближайшее время и половины потребностей КНР, будет существенно влиять на мировые цены на нефть. Недавняя дешевая нефть очень положительно сказалась на экономике КНР, что подталкивало рост ВВП. США, сильно зависящие от импорта нефти, также обеспокоены вокруг ситуации с ценами на нефть, тем более что КНР начинает с ними конкуренцию за источники потребления нефти. Выражается это в том, что КНР начал активную борьбу за Африку, для того чтобы диверсифицировать источники импорта полезных ископаемых (главное нефти).

Политика энергобезопасности КНР, тем самым, выразилась в его широкомасштабной экспансии в Африку. Пока эта экспансия выражается в экономике, но скоро, возможно, КНР начнет подкреплять ее и политическими обязательствами и требованиями. КНР активно инвестирует в экономическо-хозяйственный комплекс стран Африки, которые являются для него поставщиком ценных ресурсов. КНР не только развивает промышленную добывающую инфраструктуру, но и помогает этим странам в развитии сельского хозяйства, социальной сферы. Это помогает китайским компаниям упрочивать свое положение в Африке. Также КНР снижает или отменяет пошлины для многих групп товаров из Африки, что сказывается на развитии некоторых отраслей в экономике африканских стран. Но при всем этом, КНР сдерживает их развитие, заваливая их рынок дешевым ширпотребом и промышленными товарами не способными конкурировать на мировом рынке. КНР старается получать из Африки только сырье, и ни как не способствует развитию перерабатывающей промышленности в этом регионе, зато развивает свою промышленность. И начав такую политику сравнительно недавно, КНР обогнал в этом США. Объем торговли США и Африки составляет более 80 млрд. долларов в год, объем торговли КНР с Африкой - более 100 млрд. долларов. Естественно, абсолютно большая часть этих объемов приходится на торговлю полезными ископаемыми. Таким образом, внутренние потребности КНР вынуждают его искать, как рынки сбыта, так и источники ресурсов в мире, что неизбежно приводит к столкновению его с другими странами (США, Евросоюзом, Индией, Японией, Россией). Как мне кажется, это и будет основным импульсом для главного содержания дальнейшей международной политики.

Отсюда следует, что мировой экономический кризис оказывает противоречивое влияние. С одной стороны увеличивается безработица из-за падения уровня потребления в мире, но с другой стороны растет ВВП КНР. Причем растет на 8% в год, в то время как во всех остальных странах он упал и кое-где только начинает восстанавливаться. КНР фактически стал монополистом роста ВВП. Это обеспечивается за счет мер по стимулированию внутреннего потребления, снижаются налоги для предприятий, а также продолжается улучшение инвестиционного климата. Рост инвестиций в экономику КНР увеличился на 7 млрд. долларов в ноябре 2009 года, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Специфика китайской экономики такова, что она должна все время расти, причем не менее, чем на 7% в год, но и не более, чем на 10% в год. Такой коридор обусловлен тем, что при росте менее 7% будет возрастать безработица, а при росте более 10% наступает, так называемый, перегрев экономики, когда будет расти инфляция, перепроизводство товаров. Исходя из этого, неизбежно будет только возрастать китайская экспансия в мире - пока экономическая, и не только в рамках реального сектора (производства и торговли), но и в финансовом. Можно сказать, что КНР купил почти «контрольный пакет акций США». США выпустили долгосрочных государственных облигаций почти на 4 трлн. долларов и более половины их держателей - это иностранные инвесторы, среди которых абсолютное лидерство держит КНР. Таким образом, КНР является главным кредитором американской экономики. США же уже, в свою очередь, не могут поддерживать на прежнем уровне импорт китайского ширпотреба, что подвигло КНР на начало проведения масштабных мер по переориентации с внешнего рынка на внутренний, для чего КНР начал активное стимулирование внутреннего спроса. «И не смотря на кризис, КНР это удается благодаря крупному расширению потребительского кредитования населения. В итоге - у всех ВВП падает, а у КНР растет. Так что теперь Америка, возможно, больше зависит от КНР, чем он от нее, ведь КНР является для нее столь необходимым сейчас источником финансовой стабилизации»[10].

На фоне этого в ноябре сего года в КНР с четырехдневным визитом прилетал президент Обама. О важности этой встречи говорит ее срок - 4 дня. В такие турне в одну страну американские президенты еще не ездили. Данная встреча показала, что КНР является ни чуть не менее полноправным игроком, нежели США, а то и отчасти одерживает лидерство. Прежняя риторика в отношениях КНР и США при президенте Буше младшем кардинально сменилась. Если Буш мог позволить делать заявления о возможности бойкотирования олимпиады в КНР, то Обама был подчеркнуто лоялен, делал уступки, и не позволял себе вмешиваться во внутренние дела КНР. Главной темой в переговорах был мировой экономический кризис. США предлагали КНР ревальвировать юань, либерализовать его внутренний курс, прекратить демпинговать на мировом рынке. КНР же потребовал от США отказаться от протекционистских барьеров. В частности, недавно разразился скандал с китайскими шинами, на которые американцы установили высокие ввозные пошлины. КНР же вступил в ВТО как раз для того, чтобы избегать таких ситуаций, но американцы, несмотря на это, повышают пошлины. Американцы требуют от КНР укрепить юань, так как дешевый юань дает торговые преимущества КНР и ставит его в более выгодное положение. У КНР такая система, что существуют как бы два юаня - внутренний и внешний. Они между собой мало связанны. Внутренний - направлен на стимулирование спроса в рамках страны, на поддержание социальных нужд. Внешний - рассчитан на ведение международной торговли. Он тоже дешевый, что дает КНР преимущество: КНР сажает на потребление своих дешевых товаров американцев, что помогает ему накапливать гигантский долларовый резерв (приблизительно 2 трлн. долларов - первое место в мире). На эти деньги КНР возводит объекты инфраструктуры, скупает природные ресурсы (в особенности из Африки), скупает собственность по всему миру, государственные облигации США. Так что главной переговорной темой Обамы и Ху Цзиньтао была экономика, в рамках которой взаимозависимость КНР и США становится непропорциональной не в пользу США.

Все это сказалось и во внешнеполитической сфере. Обама не позволил себе говорить о самоопределении Тайваня и признал целостность КНР, не стал касаться проблемы Тибета, а также не давил на КНР в области соблюдения прав человека. А за месяц до визита в КНР, Обама не стал встречаться с Далай-ламой, который прилетал в США. Обаме пришлось признать право страны на самоопределение в рамках национальных особенностей. Так, он объяснил, что всякая цензура, конечно, есть зло, но в то же время у каждой страны свои традиции, фактически признав право на существование китайской цензуры. Согласие было достигнуто только по ядерной проблеме КНДР. И КНР и США против того, чтобы КНДР обладала оружием массового поражения. А вот по иранской ядерной проблеме, Пекин дал понять Вашингтону, что не поддержит в ООН возможное введение санкций против Ирана. Можно сказать, что данная встреча вполне показала отсутствие у США рычагов давления на КНР, да и вообще, что КНР ни в чем не уступает США, а более того занимает несколько опережающую позицию.

Збигнев Бжезинский выдвинул концепцию «большой двойки», в рамках которой у США нет иного мощного потенциального союзника, чем КНР. И эти две страны должны разделить сферы влияния в мире и строить новый порядок сил на основе взаимодействия между собой. Бжезинский основывал свою концепцию исходя из концепции КНР «мирного возвышения», в которой говорится, что «КНР переходит к пропаганде гармоничного общества и устойчивого развития, создает образ сильной миролюбивой страны, готовой делиться своим процветанием с другими». «Но насколько можно судить, эта концепция является пропагандой, которая направлена на успокоение мира. И КНР неизбежно придется расширять свою экспансию, чтобы не то что развиваться, а поддерживать существующий уровень развития. И как мне кажется, КНР не согласился на концепцию Бжезинского, что продемонстрировала недавняя встреча Обамы и Ху Цзиньтао. КНР согласен на то, что он будет самостоятельной страной, не нуждающейся ни в чьем союзе»[11].

В подтверждение этому КНР проводит жесткую внутреннюю политику (малейшие мятежи жестко подавляет), активно осуществляет свою экономическую экспансию в мире, решает проблему Тайваня, ведет соперничество с Индией, подчиняет своему влиянию Россию, Африку, на равных ведет диалог с США. КНР интенсивно, помимо экономической и политической, проводит политику в финансовой сфере, например, он добился расширения квот во Всемирном Банке и в МВФ для развивающихся стран, к коим он относит себя одним из первых. Что касается проблемы Тайваня, то КНР при помощи все тех же экономических рычагов пытается интегрировать Тайвань в свою экономику, что у него успешно получается - экономическая интеграция находится на высоком уровне. Очень активно развивается транспортное сообщение (морское и авиационное). Происходит интенсификация политических контактов. Все это многократно усиливается победой на президентских и парламентских выборах в Тайване социалистической партии, которая считает Тайвань китайской территорией.

Что касается взаимоотношений с Индией, то они сглаживаются благодаря торговле, но остаются напряженными. КНР поссорился с Индией, когда она предоставила убежище Далай-ламе. Сейчас соперничество проявляется в борьбе за Индийский океан. Индия строит крупную военную базу на Мальдивах, КНР же строит крупные порты в Бирме, на Шри-Ланке и Пакистане, в которых смогут базироваться китайские военные суда. КНР подозревает, что сотрудничество Индии с США в ядерной сфере направлено против него. А в целом борьба за Индийский океан является необходимой в рамках борьбы за Африку. Индия также пытается вклиниться в процесс деления африканских источников поставки полезных ископаемых.

КНР, несмотря на концепцию «мирного возвышения» и другие подобные документы продолжает неуклонно наращивать мощь своих вооруженных сил. Рост расходов на ВС приблизительно в три раза превышает рост ВВП. КНР проводит регулярные широкомасштабные учения всех родов войск. КНР разработал программу освоения космоса. Происходит наращивание ядерного потенциала. На этом фоне в мире между ядерными державами проходят переговоры по сокращению ядерных сил. И если (помимо и в независимости от основных стран США и России) Британия и Франция согласятся сократить свои мизерные запасы боеголовок, то тогда КНР придется предпринимать аналогичные шаги, так как на фоне потенциалов этих стран, ядерные силы КНР - огромны. Если же КНР откажется от таких мер, то тогда это пойдет в разрез с программой «мирного возвышения», что будет непонятно мировому сообществу. В военной доктрине КНР есть концепция «стратегических границ и жизненного пространства». В соответствии с ней признается, что растущее население КНР, а также сокращение ресурсов с неизбежностью вызывает естественные потребности в расширении пространства, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование жизни государства. Жизненное пространство - это собственно территория государства, а стратегические границы определяются комплексной мощью государства, его влиянием. И возможные боевые действия должны переноситься в зону стратегических границ. А поводом для военных действий могут стать «сложности на пути обеспечения законных прав и интересов КНР в АТР».

Таким образом, выкладки из военной доктрины подтверждают то, что я описывал в начале работы. Получается, что КНР придерживается программы действий, которая целостно определяет синхронное развитие всех сфер в государстве. Экономические, политические устремления нацелены на укрепление мощи государства во внешней сфере, для создания условий для процветания китайского народа, и все это подкреплено соответствующей доктриной вооруженных сил.

3.2 Экономические показатели взаимоотношений КНР и международных валютных организаций


КНР по итогам предстоящей реформы квот и голосов в Международном валютном фонде (МВФ) может занять третью или даже вторую строчку в организации по объему полномочий после основного "пайщика" МВФ - Соединённых Штатов Америки.

25 апреля 2010 г. Комиссия ВБ по развитию утвердила план реформирования в отношении права голоса в новом этапе. Развитые страны в общей сложности отдали 3,13% права голоса, таким образом, общая доля права голоса развивающихся стран повысилась от 44,06% до 47,19%, право голоса КНР в ВБ повысилось от 2,77% до 4,42%, благодаря такому увеличению КНР вышел с шестого на третье место и уступает лишь США и Японии.

На самом деле, в феврале 2010 г. уже была выявлена тенденция повышения права голоса КНР. Президент МВФ Строс-Кан назначил вице-председателя Китайского народного банка Чжу Миня специальным советником. Немало ученых отметили, что вслед за назначением председателем ВБ Зелликом Линь Ифу старшим экономистом ВБ настоящее назначение несомненно свидетельствует о повышении права голоса КНР.

Повышение роли КНР в ВБ означает не только усиление права голоса КНР, но и увеличивает ответственность КНР, т.е. КНР становится третьим государством-акционером для ВБ, увеличивается не только его право голоса в ВБ, но и его вклады.

КНР становится богаче и повышает собственный статус в международном сообществе, увеличивая право голоса в ВБ. Одновременно усиливается ответственность КНР, как акционера, теперь КНР должен вкладывать больше средств.

МВФ обнародовал последний "Доклад о перспективах мировой экономики". В нем отмечено, что восстановление мировой экономики идет оптимистичнее, чем ожидалось. После спада на 0,6% в 2009 году мировая экономика в 2010 и 2011 годах скорее всего достигнет роста в 4,2%-4,3%. Азиатская экономика продолжит глобальное экономическое восстановление, КНР и Индия будут самыми активными в этом деле.

Глобальная экономика проявляет активную тенденцию восстановления, однако темпы и стимулы у разных стран и регионов заметно отличаются, восстановление ведется очень интенсивно в развивающихся странах и на их рынках и относительно замедленно - в развитых странах. Некоторые функции финансовой системы были постепенно восстановлены.

Можно предположить, что в сфере реформирования международных финансовых структур нужно время для достижения цели, развивающиеся страны и развитые страны должны иметь равные права голоса и влиятельность. Реализован план МВФ о реформировании в отношении права голоса и доли вкладов 2008 года. МВФ выполнил обещание о выполнении к январю 2011 года плана реформирования в отношении доли вкладов. Однако это обещание не полностью соответствует призыву о реформировании доли вкладов к концу ноября текущего года, сделанному на недавнем саммите БРИК в Бразилии.

В КНР регуляторы попросили банки приостановить выдачу новых кредитов. Объем просроченных кредитов в КНР, как прогнозируют власти, к концу 2010 года вырастет на 16-18%. Именно в связи с этим власти страны якобы хотят ограничить объемы кредитования, чтобы предотвратить формирование "мыльных пузырей" в экономике.

«Специалисты ВБ ожидают рост ВВП в КНР на 8,7% в 2011 году и на 8,4% в 2012 году. Соответствующие показатели для Индии — 8,4 и 8,7%, для России — 4 и 4,2%, для Бразилии — 4,4 и 4,3%, говорится в документе, обнародованном старшим вице–президентом и главным экономистом ВБ Джастином Ифу Линем и руководителем подразделения, изучающего перспективы развития, Хансом Тиммером»[12].

В целом, по мнению ВБ, мировая экономика переходит сейчас от этапа послекризисного восстановления к фазе медленного, но достаточно стабильного роста. В нынешнем году банк ожидает рост мирового ВВП на 3,3% против 3,9% годом ранее. В 2012 года темпы роста должны достичь 3,6% ВВП.

МВФ не стал употреблять формулировку «существенно недооценен» в отношении китайского юаня.

Считают, что китайская валюта стоит слишком дешево. Но с другой стороны, КНР уже добилась значительного сокращения балансового неравенства благодаря шагам по усилению потребительской активности внутри страны.

В течение почти двух лет Поднебесная сопротивлялась призывам своих торговых партнеров позволить национальной валюте расти, поскольку мировой финансовый кризис вынудил ее стимулировать экономический рост любыми средствами. В июне 2010 г. Народный банк КНР объявил о намерении активизировать реформу механизма обменного курса юаня и повысить его гибкость, учитывая постепенное восстановление мировой экономики и ситуацию на внутреннем рынке страны. По мнению многих экспертов, это был реверанс - КНР решила не обострять отношения с Западом в преддверии саммита «большой двадцатки». На самом деле китайцам сейчас необходимы торговые преимущества, которые обеспечивают низкий курс юаня, поскольку последние экономические данные свидетельствуют о некотором ослаблении экономической активности.

По мнению СМИ, экономисты МВФ полагают, что юань по-прежнему недооценен на 5--27%. Несмотря на это, МВФ хотел показать, что он оценил усилия КНР по повышению курса национальной валюты. Фонд старается избежать трений с крупнейшим кредитором США, влияние которого увеличивается. КНР также демонстрирует свое расположение к МВФ. В прошлом году КНР купила бумаг фонда на 50 млрд долл., чтобы пополнить его капитал, а заместитель управляющего Народного банка КНР Чжу Мин начал работать в качестве специального ассистента г-на Стросс-Кана.

Нынешнее изменение риторики МВФ – уже второй признак успехов КНР в либерализации валютных курсов за последнее время. 8 июля администрация президента Барака Обамы заявила, что юань остается недооцененным, но отказалась объявлять КНР «манипулятором валютных курсов». Это вызвало раздражение американских законодателей, многие из них заявили, что КНР сохраняет «несправедливый» курс юаня для поддержки своих экспортеров, и пригрозили мерами воздействия. В тот же день государственное управление валютного контроля КНР сообщило, что КНР «сохранит стабильность обменного курса своей национальной валюты на разумном и сбалансированном уровне».


Заключение


В результате выполненной работы можно сделать выводы:

1)В США в 1944 году были созданы МВФ и ВБ в Бреттон Вудсе. Их целью являлось понижение развитие международной торговли и нищеты в мире. МВФ обязан выдавать краткосрочные кредиты странам, у которых происходили временные проблемы с платежами. ВБ предоставлять кредиты для решения структурирования экономики.

МВФ и ВБ выполняют решающую роль в процессе экономической глобализации. ВБ и МВФ открывают развивающиеся страны для западных инвесторов с их спекулятивными интересами. Экономическая выгода движет МВФ и ВБ, поэтому, они поддерживают различные авторитарные и диктаторские режимы.

2) МВФ и ВБ являются причиной голода и гражданских войн. Главной задачей было поддержание низких цен на рабочую силу и обеспечение потока дешевого сырья на Запад. Другой задачей было экономическое разорение тех стран, которые представляли потенциальную политическую опасность для семи наиболее богатых стран, определяющих решения МВФ и ВБ и контролирующих 40% голосов. Таким образом, обеспечение выплаты странами их долгов становилось последней задачей МВФ и ВБ.

Решения во ВБ и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В ВБ и МВФ определение голосов устанавливается уровнем финансового вклада страны. Например, США имеют примерно 17% голосов, а Большая семерка в целом – 45%. Голос США всегда был наиболее влиятельным, из-за уровня своего вклада. Развивающиеся страны посредством финансируемых ими стратегий и программ оказывают огромное воздействие на общество и экономику Третьего Мира, поэтому, располагают незначительной властью внутри этих институтов. Кроме того, президент ВБ традиционно – американец, а президент МВФ – европеец. 3) Значительная доля кредитов, полученных от международных финансовых организаций, приходится на ВБ, в который КНР вступил в 1980 году одновременно со вступлением в МВФ.

Наиболее выгодными для КНР были кредиты, предоставляемые подразделением ВБ – Международной ассоциацией развития. Кредиты данной ассоциации являются беспроцентными (взимается лишь комиссия в размере 0,75% годовых). Они выдаются на 50 лет с десятилетним льготным периодом. Около 40% общего объема кредитов, полученных КНР от ВБ приходятся на кредиты по линии Международной ассоциации развития.

4) В КНР регуляторы попросили банки приостановить выдачу новых кредитов. Объем просроченных кредитов в КНР, как прогнозируют власти, к концу 2010 года вырастет на 16-18%. Именно в связи с этим власти страны якобы хотят ограничить объемы кредитования, чтобы предотвратить формирование "мыльных пузырей" в экономике.

Специалисты ВБ ожидают рост ВВП в КНР на 8,7% в 2011 году и на 8,4% в 2012 году.

5) Повышение роли КНР в ВБ означает не только усиление права голоса КНР, но и увеличивает ответственность КНР, т.е. КНР становится третьим государством-акционером для ВБ, увеличивается не только его право голоса в ВБ, но и его вклады.

КНР становится богаче и повышает собственный статус в международном сообществе, увеличивая право голоса в ВБ. Одновременно усиливается ответственность КНР, как акционера, теперь КНР должен вкладывать больше средств.

Успехи экономического развития КНР выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. КНР является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. В середине 90-х гг. КНР - третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета покупательной способности национальных валют).

В целом, внешняя политика КНР все более явно ориентируется на всемирное политическое, идеологическое, экономическое содействие созданию благоприятных условий для мирного возвышения КНР и нейтрализации негативной реакции за рубежом на этот процесс.


Список использованной литературы


1.  Левинцева Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: ТК Велби, 2007. – 656 с.

2.  Минаев С. Конец кредитной истории // Коммерсантъ, 2005. - № 17 (3101). 35с.

3.  Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 частях. Часть 1. Под ред. Р. И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006. – 627 с.

4.  Суэтин А. А. Международные валютно-финансовые отношения – М.: КноРус, 2010. – 448 с.

5.  Самодурова Н.В. Всемирный банк, МВФ и ЕБРР. Особенности кредитной деятельности. // Банковское дело, 2004, №9, 56с.

6.  Шмырева А.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные институты: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. - 97 с.

7.  www.imf.org

8.  www.worldbank.org

9.  #"#">www.yurclub.ru

10.  #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] www.imf.org

[2] www.imf.org

[3] www.worldbank.org

[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] www.worldbank.org

[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] www.worldbank.org

[8] #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9]#"#">www.yurclub.ru

[10]#"#">www.yurclub.ru

[11]#"#">www.yurclub.ru

[12] http://www.fin-kredit.com/banks78.html


Теги: Взаимоотношения Китая с международными валютными организациями(МВФ и ВБ)  Курсовая работа (теория)  Международное право
Просмотров: 23018
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Взаимоотношения Китая с международными валютными организациями(МВФ и ВБ)
Назад