Венесуэла: новая политическая система и становление российско-венесуэльских отношений

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В.ЛОМОНОСОВА


Курсовая работа

Венесуэла: новая политическая система и становление российско-венесуэльских отношений


Москва – 2010


Аннотация


В курсовой работе раскрываются особенности политики Уго Чавеса, рассматриваются ее противоречия, проводится сравнительный анализ основных показателей социально-экономического развития страны накануне прихода к власти Уго Чавеса и после его десятилетнего президентства. Анализируются дипломатические отношения России и Венесуэлы и дается прогноз на относительно перспектив дальнейшего сотрудничества с Российской Федерацией.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основные результаты курсовой работы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при написании дипломной работы.

ВЕНЕСУЭЛА, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, УГО ЧАВЕС, КОНСТИТУЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, РОССИЯ



Содержание

Введение

Глава 1. Реструктуризация политической системы Венесуэлы

1.1     Общая справка

1.2     Реформирование конституционного строя

1.3     Социальная политика правительства

1.4     Анализ социально-экономических показателей

1.5     Противоречия новой социально-экономической модели и политической системы

Глава 2. Отношения России и Венесуэлы

2.1 Начало отношений между Россией и Венесуэлой

2.2 Отношения России и Венесуэлы на современном этапе

Заключение

Литература

 


Введение


Практически всю вторую половину 20 века, после свержения диктатуры М. Переса Хименеса в январе 1958 г., Венесуэла двигалась по пути представительной демократии, предполагающей стабильность и устойчивое развитие на фоне авторитаризма стран Латинской Америки. После падения диктатуры в стране встал вопрос выбора направлений дальнейшего развития. Коммунисты и революционные демократы выступали за коренную перестройку общественной системы, за социальную демократию. Однако победили представители других партии, ратовавшие за постепенное осуществление преобразований, за внедрение системы представительной демократии, подразумевающей многопартийность. Проект этой политической системы просматривался в Пакте «Пунто-Фихо», который подписали Р. Бетанкур, Р. Кальдера, и Х. Вильяльба – лидеры трех ведущих демократически ориентированных партий – социал-демократических (Демократическая Акция), социал-христианских (КОПЕИ) и либеральных (Республиканско-демократический союз) взглядов. В этом документе определялись государственное устройство страны в постдиктаторский период, принципы взаимоотношений между партиями[1].

Первые выборы после свержения М. Переса Хименеса состоялись 7 декабря 1958 г. Они прошли при очень высокой активности электората – 93 процента избирателей[2]. Подавляющее большинство мест в Национальном конгрессе (высшем законодательном органе) завоевали партии, подписавшие Пакт «Пунто-Фихо»; главой государства стал Р.Бетанкур.

Следующий кризис политического режима произошел на рубеже 1950-1960-х гг. И правые, и левые партии, не оставляя надежд возврат к прошлому, организовывали свержения действующего правительства. По подсчетам английского историка Р.Колина, в период с февраля 1959 г. до середины 1962 г. было совершено 17 попыток переворота[3].

Ситуация осложнялась и тем, что правительственную коалицию покинул Республиканско-демократический союз из-за разногласий по кубинскому вопросу. Таким образом, в 1959-1968-е гг. партийно-политическая система развивалась как многопартийная, но лидерство АД и КОПЕИ было очевидным. После 1968 г. страна приобрела конфигурацию двухпартийной модели, суть которой – смена АД и КОПЕИ у штурвала исполнительной власти и их владение большинством мандатов в законодательных органах всех уровней. Так, многопартийность становилась призрачной, хотя формально ее никто не отменял.

Партии осуществляли сходный курс экономического и политического развития страны; основой экономической базы являлся госсектор, основывавшийся на железорудной и нефтяной отраслях промышленности. Приток нефтедолларов (в 1977 г. Венесуэла вышла на первое место на континенте по объему внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения, превысившего 2,5 тыс. долл.[4]) позволил обеспечить не только реализацию широкомасштабных индустриальных проектов, но и проведение гибкой социальной политики (например: закон об обязательном социальном страховании – 1966 г., закон об установлении минимума зарплаты для промышленных и сельскохозяйственных рабочих – 1974 г., декреты об оказании помощи кормящим матерям и о снижении платы за коммунальные услуги для слоев населения со средними и низкими доходами – 1977 г.)[5].

Двухпартийная система продолжала функционировать до конца 1980-х гг., когда наметились признаки застоя, а потом уже социально-экономического кризиса. Основным слабым местом этой системы было игнорирование интересов огромной массы жителей маргинальных кварталов, располагающихся вокруг крупных городов. Это население не охватывала программа по социальному обеспечению, здравоохранению и школьного образования: их положение не улучшалось, а жилищные условия оставались неблагоприятными. Стагнация была обусловлена падением мировых цен на нефть, преувеличенной роли политических партий и бюрократического аппарата, и коррупцией, все также преобладающей на всех уровнях власти и быта.

В 1993 г. впервые в истории страны произошел импичмент президента, обвинявшегося в коррупции и превышении должностных полномочий. Новым главой государства стал Р.Х.Веласкес – общественный и государственный деятель, пользовавшийся авторитетом и уважением, однако, его назначение не спасло Венесуэлу от революции. Тогда на политическую арену стали выходить молодые офицеры, боливарийцы, обещавшие создать достойные условия жизни для народа. Несмотря на то что в феврале 1992 г. ими была предпринята неудачная попытка свергнуть легитимного президента, они создали политическую организацию Движение V Республика, чей лидер, Уго Чавес Фриас, на выборах в декабре 1998 г., получив 56 процентов голосов, стал хозяином президентского дворца «Мирафлорес»[6].

После этого начался новый этап истории Венесуэлы, когда относительно урегулировалось политическое и социально-экономическое положение в стране, и она стала укрепляться на международной арене, и, прежде всего, началось сотрудничество Россией. Поэтому актуальной задачей на сегодня является анализ идеологии Боливарианской революции и дипломатических отношений Венесуэлы и России, которые привели к стабилизации положения в Венесуэле и усиления ее роли в мире.

Цель работы является изучение развития Венесуэлы на рубеже XX-XXI вв., влияния внутренних процессов в Венесуэле на формирование международного пространства, путей сотрудничества с Россией.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

§   Характеристика эволюции Боливарианской республики Венесуэла конца 20 – начала 21 вв.;

§   Анализ противоречий новой политики и сравнительный анализ основных показателей социально-экономического развития общества до президентства Уго Чавеса и после его десятилетнего правления;

§   Изучение особенностей отношений России и Венесуэлы и прогноз их дальнейшего сотрудничества.

Для достижения поставленной цели и выполнения намеченных задач в первой главе после общей информации о стране (раздел 1.1) рассматриваются реорганизация Уго Чавесом конституционного строя (раздел 1.2) и направления социальной политики нового президента и его правительства (раздел 1.3). Далее проводится сравнительный анализ основных показателей социально-экономической жизни общества (раздел 1.4) и исследуются противоречия, возникшие в результате новой политики Уго Чавеса (раздел 1.5).

Во второй главе изучаются этапы взаимодействия России и Венесуэлы (раздел 2.1) и характеризуются направления сотрудничества между странами (раздел 2.2).

В заключении дается прогноз на дальнейшее развитие внутренней и внешней политики Венесуэлы.

Значительную методологическую помощь при написании курсовой оказали работы отечественных исследователей В.И. Булавина, Э.С. Дабагяна, В.М. Давыдова, З.В. Ивановского, А.Н. Пятакова, Б. Ф. Мартынова, В.Л. Семенова, А. И. Строганова, В.П. Сударева, М.Л. Чумаковой и др. а также иностранных специалистов: Р. Колина, Г. Ричарда, Д. Хайнца и др.


Глава 1. Реструктуризация политической системы Венесуэлы


1.1   Общая справка


Территория – 912 050 км2 (33-е место в мировом рейтинге)

Население – 26 814 843 человек (июль, 2009; 45-е место в мировом рейтинге)

Столица – Каракас

Государственное устройство – федеральная республика

Административное деление – 23 штата

Национальный состав – венесуэльцы

Язык – испанский

Религия – католицизм

Средняя продолжительность жизни – 73,6 года (106-е место в мировом рейтинге)

Рождаемость – 20,61 на 1000 человек (96-е место в мировом рейтинге)

Смертность – 5,12 на 1000 человек (182-е место в мировом рейтинге)

Денежная единица – боливар фуэрте (1 долл. США = 2150 боливаров)

ВВП на душу населения – 13 100 долл. США (2009; 86-е место в мировом рейтинге)[7]


1.2   Реформирование конституционного строя


В феврале 1999 г. Венесуэлу возглавил энергичный и весьма амбициозный политик, бывший подполковник Уго Чавес. Его победа послужила отправным пунктом демонтажа прежней системы представительной демократии, основы которой были заложены в 1958 г. после свержения диктатуры М.Переса Хименеса.

Главным лозунгом предвыборной кампании боливарийцев был пересмотр Конституции 1961 г. Чавес отмечал: «Конституция, которую они сотворили, нелегитимна как по происхождению, так и по развитию. Ее одобрили с благословения господствующих политических партий. Там нет права на референдум, на отзыв президента или министра, нет ничего».[8]

Во время церемонии инаугурации, Уго Чавес, давая присягу, сказал: «Клянусь умирающей Конституцией...», пообещав, что в кратчайшие сроки страна обретет свой Основной закон[9]. Придя к власти, новый президент начал реализацию своего политического проекта. Он создал Президентскую комиссию, в состав которой вошли видные политические деятели и специалисты по конституционному праву. Первым указом, изданным 2 февраля 1999 г., в день инаугурации, стал декрет о референдуме с целью выявить отношение народа к созыву конституционной ассамблеи[10]. В этом документе говорилось о необходимости трансформации страны и установления такого политического строя, который бы содействовал функционированию «социальной и партисипативной демократии»[11].

Референдум, итогом которого стало согласие большинства голосующих на созыв Национальной конституционной ассамблеи, состоялся 25 апреля 1999 г.[12] В нее избирался 131 депутат – министры, руководители автономных учреждений, сенаторы, губернаторы, члены законодательных ассамблей штатов, судьи, которые заблаговременно оставили свои посты[13].

15 ноября 1999 г. ассамблея утвердила окончательный вариант новой Конституции Венесуэлы; через 30 дней, 15 декабря, большинством голосов на референдуме был одобрен ее текст[14].

Итак, с 1 января 2000 г. страна, свыше 170 лет именовавшаяся Республикой Венесуэла, обрела новое название - Боливарианская Республика Венесуэла[15]. Вместо двухпалатного парламента учреждена однопалатная Национальная ассамблея в составе 165 депутатов, избираемых по принципу пропорционального представительства на 5 лет. Депутаты избираются персонально, не анонимно, как по округам, так и по партийным спискам. Период президентства увеличен с 5 до 6 лет с правом на повторное избрание по окончании предыдущего мандата. Наряду с традиционными ветвями власти образованы еще две – электоральная, осуществляющая наблюдение за организацией выборов, и гражданская, регулирующая решения нравственных и этнических проблем (например: коррупция). Конституция предусматривает должность исполнительного вице-президента, который, в отличие от других стран, назначается и смещается главой государства. В голосовании разрешено участвовать военнослужащим, однако, им все так же запрещено вступать в политические партии.

Обширный социально-экономический блок новой Конституции: она предусматривает гарантии государства на полную занятость, обучение в школах и вузах, бесплатное медицинское обслуживание, предоставляет автономию университетам. Основной закон также зафиксировал запрет на приватизацию государственной нефтяной корпорации «Petroleos de Venezuela» (PDVSA), признанной национальным достоянием и являющейся стратегическим объектом экономики.

Одним из новшеств Конституции был раздел о «Безопасности нации», подразумевающий не только охрану границ и защиту территории государства от внешних посягательств, но и предполагающий обязательство государства по обеспечению безопасности граждан, включая различные сферы деятельности человека. В законе дается расширенное определение прав человека, фиксируются новые субъекты права (дети, подростки, молодежь, старики, женщины), запрещаются любые формы дискриминации, подчеркивается мультикультурный и мультиэтнический характер нации.

Этап политических преобразований завершился в июле 2000 г., выборами органов власти снизу доверху и легитимизацией режима. Прежняя элита была отстранена от рычагов управления. На выборах в июле 2000 г., проведенных с целью приведения государственного устройства в соответствии с новой конституцией, Уго Чавес был вновь практически с тем же результатом, что и в декабре 1998 г., был избранным президентом страны, получив 59 процентов голосов избирателей. Именно с этого момента начинается отсчет его полномочий и начало социальной модернизации страны.


1.3   Социальная политика правительства

венесуэла чавес

После проведения институциализации власти всех уровней, сформировалась основа новых структур, которая заменила ранее существовавшие. Большая часть правящей элиты была оттеснена на задний план: только 31 депутат парламента из 165 имел опыт работы в прежнем Национальном конгрессе[16].

Новый режим опирается на поддержку низов и определенной части вооруженных сил. Был взят курс на реализацию проекта «альтернативного» развития, противопоставляемого неолиберальному. Провозглашалось построение «демократии участия», справедливого общества. В апреле 2005 г. Уго Чавес высказался в пользу социалистического выбора[17]. Суть социализма, именуемого боливарийским, заключается в укреплении роли государства, расширении числа мелких собственников в городе и деревне, которые должны стать опорой нового строя[18].

Осуществлен ряд мер, направленных на улучшение материального положения незащищенных слоев населения, обитателей бедняцких кварталов. Стимулируется и поощряется создание коллективистских форм собственности, безземельным крестьянам предоставляются участки без права продажи, в их распоряжение выделяется сельскохозяйственная техника. Жителям поселков нищеты оказывается медицинская помощь при содействии кубинских медиков. По данным, приведенным президентом в ежегодном послании нации, в 2004 г. 20 тыс. медиков провели 76 млн. консультаций. Свыше 3 млн. 800 тыс. взрослого населения охвачено кампанией по ликвидации неграмотности. В ней активное участие принимают кубинские учителя. Численность студентов возросла на 400 тыс. и составила 1 млн. 400 тыс. чел. Создана сеть магазинов, торгующих качественным продовольствием по фиксированным ценам. В 2004 г. они обслужили свыше 9 млн. человек, объем продаж вырос в 14 раз[19].

Повышена минимальная заработная плата рабочих и служащих в частном и государственном секторах, увеличено денежное довольствие военнослужащих. Создана сеть финансовых институтов, призванных кредитовать на льготных условиях малоимущие категории населения, включая инвалидов, матерей-одиночек. Среди них «Банко де ла Мухер», выдавший 12 тыс. кредитов на сумму 5,2 млн. долл. малым предприятиям, «Банко дель пуэбло соберано», выделивший свыше 5 тыс. кредитов на сумму почти в 11,5 млн. долл., Фонд финансирования малых проектов, выдавший 6 тыс. кредитов на сумму около 13 млн. долл.[20].

В 2004 г. из бюджета государственной нефтяной компании на осуществление социальных программ было выделено 1,7 млрд. долл. В мае этого года возникло противоречие между президентом, который предлагал использовать часть валютных резервов на развитие социальной политики, и руководством Центрального банка, которое воспротивилось инициативе, ссылаясь на закон. Однако Уго Чавес, проявив непреклонность, настоял на своем.

В реализации социального направления нового режима большую роль играют вооруженные силы, которые строят дороги, возводят школы и фельдшерские пункты в отдаленных районах, подвозят продовольствие в города, в случае забастовок берут под контроль предприятия пищевой промышленности.

Все меры, проведенные новым президентом и его окружением, привели к улучшению качества и уровня жизни малоимущего населения, что благоприятно сказалось на положении гражданского общества в стране. Тем не менее, новая политика Чавеса столкнулась с определенными противоречиями и трудностями, успешно решить которые не удается и до сих пор.


1.4   Анализ социально-экономических показателей


Совершая демократический переворот, Уго Чавес намеревался претворить в жизнь «социализм XXI в.», подразумевавший укрепление роли государства в социально-экономической сфере общественной жизни и проведение государственных реформ, чтобы сгладить недовольство общества положением в стране и разработать механизмы для активного развития. Для того чтобы понять, насколько новому президенту и его правительству удалось решить поставленную задачу, проанализированы основные показатели жизни общества двух периодов – 1998-1999 гг., когда Уго Чавес только встал у руля власти, и 2008-2009 гг. по истечению его десятилетнего правления, которые представлены в Таблице.


Социально-экономические показатели Венесуэлы

Период

Критерии

сравнения

1998-1999 гг.

2008-2009 гг.

Экономические показатели

ВВП на душу населения

8 000 долл. США

13 100 долл. США

ВВП за год

106,4 млрд. долл. США


357, 6 млрд. долл. США

Импорт

12,4 млрд. долл. США

41,44 млрд. долл. США

Экспорт

16,9 млрд. долл. США

51,99 млрд. долл. США

Расходы государственного бюджета

27 млрд. долл. США

92,04 млрд. долл. США

Доходы государственного бюджета

26,4 млрд. долл. США

65,14 млрд. долл. США

Уровень безработицы

9,5%

10,9%

Рабочая сила

9,9 млн. человек

13,1 млн. человек

Бедность

80%

40%

Социальные показатели

Численность населения

23 203 466 человек

26 814 843 человек

Окончание

 Период

Критерии

сравнения

1998-1999 гг.

2008-2009 гг.

Социальные показатели

Продолжительность жизни

72,95 года

73,61 года

Рождаемость

22,25 на 1000 человек

20,61 на 1000 человек

Смертность

4,93 на 1000 человек

5,12 на 1000 человек

Миграция

-0,23 на 1000 человек

-0,42 на 1000 человек

Грамотность

91,1%

93%

Источник: CIA. The World Factbook. Washington, 2010.


Из этой таблицы видно, что практически все представленные экономические и социальные показатели были изменены в лучшую сторону.

Исследовав экономические данные, было обнаружено, что по уровню хозяйственного развития и экономического потенциала Венесуэла вошла в число ведущих государств региона. Другие государства рассматривают ее в качестве партнера по торговым связям, о чем говорит трехкратное увеличение экспорта за 10 лет. Страна экспортирует главным образом нефть и нефтепродукты, алюминий, железную руду, химические товары и кофе. В три раза повысился импорт. Венесула закупает автомобили, оборудование, запчасти, продовольствие, медикаменты.

За десятилетие президентства Уго Чавеса ВВП за последние десять увеличился в три раза, а ВВП на душу населения вырос на 60 процентов. Это является прямым результатом активного участия государства в экономике страны и увеличения производимых на территории страны товаров и услуг для потребления и экспорта.

Основным результатом реализации новой социальной политики Уго Чавеса стало улучшение параметров общества. Прежде всего, следует отметить, что продолжительность жизни возросла практически на год, и, как результат, увеличилась численность населения. Это можно объяснить массивными инвестициями в сферу здравоохранения, выделением средств на строительство клиник и покупку необходимого оборудования для лечения онкологических заболеваний, проведением «Программы внутри квартала» и организаций «врачебных миссий» (бесплатная помощь высококвалифицированных кубинских медиков жителям бедных районов, где созданы хорошо оснащенные диагностические центры, в которых можно получить экстренную помощь и пройти полное обследование).

За последнее десятилетие число грамотных людей увеличилось на 2 процента, чему опять-таки способствовала помощь кубинских специалистов. Количество студентов высших учебных заведений с каждым годом растет, проводятся реформы по повышению грамотности малограмотных людей и детей из малоимущих семей («Программа Робинсон», «Программа Сукре»).

Однако уменьшилась рождаемость (на 2 человека на 1000), незначительно, но повысилась смертность. Количество мигрантов растет, что, возможно, является отражением пренебрежения государством интересов среднего класса, которые мигрируют в ближайшие страны Латинской Америки и США («маленький Каракас» в Майами).

Анализ численность населения, проживающего за чертой бедности, показал, что оно сократилось в два раза, благодаря тому, что Уго Чавес уделяет особое внимание малообеспеченному слою населения, выходцем которого является он сам. Большую поддержку этому классу оказала кампания по созданию социальных предприятий и народных кооперативов, основная цель которых - содействовать улучшению жизненных условий бедного класса. Эти же задачи выполняет действующая несколько лет система «Меркаль» - распределение среди малоимущих граждан продуктов питания по дотационным ценам. Немаловажную роль играют и банки, призванные кредитовать бедные семьи на льготных условиях.

Одним из направлений социальной политики Уго Чавеса была борьба с безработицей, но проведение реформы по ее ликвидации не принесло должных результатов. Проведя анализ данных, можно отметить, что уровень безработицы вырос более, чем на 1 процент. Это может быть итогом того, что реализация программы по занятости населения, включающей создание Центров временной занятости, способна охватить не больше 300 тыс. человек, в то время как больше 2,5 млн. человек не имеют источника дохода. Интересно отметить, что именно на эти 300 тыс. увеличилась рабочая сила.

В заключении, можно сделать вывод о том, что в целом новая политика Уго Чавеса плодотворно сказывается как на обществе, так и на положении государства в регионе и в мире. Это подтверждают не только положительные результаты реформ по ликвидации бедности, повышению грамотности или продолжительности жизни, но и увеличение ВВП, доходов и расходов государственного бюджета, свидетельствующие о том, что другие государства рассматривают Венесуэлу в качестве выгодного партнера в международных торговых отношениях.


1.5   Противоречия новой социально-экономической модели и политической системы


Проанализировав результаты социальной политики Уго Чавеса, можно обнаружить, что по мере реализации она встречается с некоторыми препятствиями. Например, меры для поддержки бедного населения страны проводятся в ущерб среднему слою населения, происходит пренебрежение его интересами, социальное положение людей ухудшается. Они, теряя былую уверенность в завтрашнем дне, стремятся эмигрировать. Так, в Майами уже образовался свой «маленький Каракас». Всего же в США, по некоторым оценкам, община выходцев из высших и средних слоев Венесуэлы составила около 300 тыс. человек. Это свыше одного процента численности населения страны[21].

Начались конфликты со средним классом, влиятельными предпринимательскими объединениями, лидерами профсоюзов, верхушкой католической церкви, средствами массовой информации, которые недовольны жестким, авторитарным стилем руководства и намерением поставить крупный бизнес под контроль правительства[22]. Поводом стало обнародование в конце 2001 г. 49 социально-экономических декретов, затрагивавших интересы различных групп и социальных слоев. В их числе законы о земле и землепользовании, недвижимости, нефти, рыболовстве, прибрежных зонах, пенсиях и другие. Они были внедрены в жизнь без предварительной и квалифицированной экспертизы, что вошло в противоречие с провозглашенными принципами «демократии участия» и привело к появлению оппозиционного альянса предпринимателей и профсоюзов[23].

Тем не менее, отличительной чертой нового режима является появление новой элиты, так называемая «боливарианская буржуазия», представители которой заняли высокопоставленные должности в государственных структурах (PDVSA, Корпорация развития Гуайаны), в банках, медицинских страховых обществах и торговых сетях[24].

Одной из причины напряженности в обществе явилась деятельность «боливарианских дружин» - прямой канал связи народа и президента, созданный по инициативе Чавеса. Глава государства общался с дружинами напрямую, получая оттуда письма, направляя в их адрес финансовые ресурсы, иными словами, стремился держать руку на пульсе. Услугами этих дружин, оснащенных стрелковым оружием из армейских арсеналов, не раз пользовались официальные инстанции для разгона антиправительственных манифестаций, для устрашения оппозиционных органов печати.

В 2004 г. Уго Чавес утвердил институт военных резервистов, который насчитывает от 50 до 80 тыс. человек. По сути это - парамилитаристская структура, которая подчинена президенту. В одном из своих заявлений Чавес поставил задачу довести численность резервистов до одного млн. человек, которые должны «защищать революцию под лозунгом суверенитет или смерть». В апреле 2005 г. было создано Генеральное командование военного резерва и национальной мобилизации, которое возглавил армейский генерал X. Кинтеро и которое также находится в прямом подчинении президенту.

Другой проблемной зоной нового строя стала оппозиция режиму Чавеса, которая представляла собой раздираемый противоречиями конгломерат партий и движений от ультралевых до крайне правых. В апреле 2002 г. при поддержке части командования вооруженных сил была предпринята попытка свергнуть Чавеса; он был интернирован на 48 часов. Правые объявили о добровольном сложении полномочий президентом, заявили об отмене конституции, роспуске парламента и законодательных собраний штатов, о смещении губернаторов. Однако эти меры вызвали неприятие умеренных кругов, которые хотели ограничиться лишь устранением главы государства. Несмотря на неудачу, оппозиция продолжала ориентироваться на отстранение главы государства силовыми методами. В конце 2002 - начале 2003 гг. состоялась общенациональная «бессрочная забастовка», длившаяся 63 дня. Она охватила важнейшие сферы экономики, прежде всего нефтяную отрасль, банки, промышленные и торговые предприятия, медицинские учреждения, высшие и средние учебные заведения. Акция нанесла огромный урон экономике, ВВП сократился на 9 процентов, инфляция достигла 31 процента. Страна находилась на грани коллапса, который властям с трудом удалось преодолеть, прибегнув к чрезвычайным мерам[25].

Серьезным изъяном нового президентства стали массовые заявления о ликвидации коррупции, которые на деле оказались лишь словами. По данным международной организации Transparency International, Венесуэла остается в числе пяти наиболее коррумпированных стран региона и занимает 114-е место из 146 в мировом рейтинге[26].

Следующим препятствием, с которым столкнулся Уго Чавес, стал контроль над PDVSA (ранее «Petroleos de Venezuela»). Корпорация была образована в 1976 г. после национализации нефтяной промышленности и вскоре превратилась в «государство в государстве», самостоятельно решая вопросы нефтяной политики. Персонал этой корпорации занимал привилегированное положение в обществе, и одно правительство до Чавеса не могло полностью контролировать ее деятельность. Придя к власти, правительство Уго Чавеса уволило 15 тыс. служащих PDVSA и капитанов танкерного флота, установил жесткий контроль над предприятиями пищевых отраслей, отменил свободное хождение доллара, ввел фиксированный курс иностранной валюты по отношению к боливару. Эти меры привели к забастовкам, но к середине 2003 г. властям удалось взять ситуацию под свой контроль.

Позднее оппозиция создала Демократический координационный комитет (ДКК), и взяла курс на мирное разрешение конфликта через референдум о доверии президенту, предусмотренного Конституцией. За многомесячной подготовкой референдума наблюдала Организация американских государств и ее генеральный секретарь С. Гавирии. К декабрю 2003 г., оппозиция собрала свыше 3 млн. подписей, подлинность которых в течение месяца согласно закону проверял Национальный избирательный совет. Референдум состоялся 15 августа 2004 года. Президент заручился поддержкой 60 процентов электората (5,86 млн. человек). Проголосовало «против» 3,98 млн. человек[27].

Таким образом, победа на референдуме 2004 г. и на президентских выборах 3 декабря 2006 г. (63 процента голосов избирателей[28]) дает право Уго Чавесу оставаться на вершине власти до 2013 г. Между тем, принимая во внимание то, что около 40 процентов граждан недовольны существующим строем, можно спрогнозировать вероятность сохранения социально-политической напряженности.

Ключевым фактором всех конфликтов является и характер личности самого президента. Уго Чавес родился 28 июля 1954 г. в штате Баринас в крестьянской семье. Завершив среднее образование, он поступил в Военную академию, так как военная карьера была единственным способом решения экономических проблем бедного населения, и окончил ее в 1975 году. В 1992 г. в связи с попыткой переворота оказался в тюрьме, где просидел до марта 1994 г., выпущенный из тюрьмы без суда и следствия. Это обстоятельство позволило ему впоследствии баллотироваться на пост президента.

Президент Чавес – политик авторитарного типа. Он взял под контроль все ветви власти, по собственному усмотрению распоряжается государственными средствами: как выразился американский исследователь А.Коэн, государственная нефтяная корпорация, «по сути, превратилась в президентский кошелек»[29]. Одна многие его расходы противоречат ст.114 Конституции Венесуэлы, в которой написано, что «запрещаются расходы любого типа, не предусмотренные Законом о бюджете»[30].

Важной чертой личности Чавеса является умение «подстраиваться» под аудиторию. Его речь, как правило, проста и понятна народу, изобилует библейскими аллегориями, поэзией, что позволяет простому населению отождествиться с президентом, в то время как представители средних и высших слоев раздражены его высказываниями, которые могут содержать просторечные выражения и поговорки, порой граничащие с вульгаризмами.

Между тем, в начале 2008 г. Уго Чавес сделал ряд признаний, в которых говорил о готовности прислушаться к народу, отказаться от конфронтационного руководства и готовности к компромиссам: «Мы должны искать союзы со средними слоями, даже с буржуазией. Мы не должны придерживаться тезиса, будто они потерпели крах во всем мире, и по этой причине ликвидировать частную собственность»[31]. Затем в передаче «Алло, президент!», развивая свои идеи, он сказал: «Мы говорим добро пожаловать всем патриотическим и националистическим секторам. Не только тем, кто носит красные рубахи. Мы должны объявить войну сектантству и экстремизму тех, кто хочет быть святее Папы»[32]. Чавес также признал, что ставил перед своим правительством завышенные и практически невыполнимы задачи и подчеркивал: «Это было одной из моих ошибок. Я обязан притормозить процесс»[33].

В заключении, прогнозируя дальнейшее развития страны и решение возникающих с этим сложностей, можно сказать, что нынешнее положение Венесуэлы диктует Чавесу следующие альтернативы: или скорректировать направления политики, учитывая появившиеся ранее сложности в различных сферах общественной деятельности, или продолжать реализовывать политику жесткого контроля над жизнью общества. Вместе с тем, не стоит забывать, что Чавес, несмотря на впечатляющую карьеру, относительно молодой лидер, который путем политического маневрирования и дипломатии профессиональных политиков может добиться стабилизации положения в стране и разрешения всех противоречий.


Глава 2. Отношения России и Венесуэлы


2.1 Начало отношений между Россией и Венесуэлой


Новое правительство Уго Чавеса после прихода к власти начало активно участвовать в региональных и мировых процессов, выступая за построение многополярного мира, отказ от применения силы в разрешении международных конфликтов, принцип национального суверенитета и территориальной целостности. Такая динамичная внешняя политика способствует обеспечению интересов страны, укреплению ее международного авторитета и становлению в качестве одного из лидеров развивающихся стран.

В это же время Российская Федерация, активизируя внешнюю политику в Латинской Америке и сотрудничая со многими государствами, например, с Бразилией, Аргентиной и Колумбией, укрепляет дипломатические отношения и с Венесуэлой. В своем приветствии венесуэльскому президенту во время его визита в Москву в мае 2001 г. В.В. Путин сказал: «Сотрудничество с Венесуэлой является основополагающим элементом взаимоотношения России с Латинской Америкой»[34]. Анализ договоренностей, подписанных между странами во время первого этапа развития отношений, указывает на «совпадение либо близость позиций по ключевым вопросам мирового развития»[35]. «Обе страны договорились прилагать усилия для становления многополярного и ненасильственного миропорядка, базирующегося на принципах невмешательства во внутренние дела, равноправия и суверенного равенства государств, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы ее применения, территориальной целостности и политической независимости»[36]. Чавес выразил суть новых российско-венесуэльских отношений как «стратегический союз, способный оказать влияние на геополитику»[37].

Одним из главных рычагов внешней политики России и Венесуэлы является энергетическая составляющая. Изучение второго этапа взаимодействия показал, что обе страны углубили сотрудничество по добыче и экспорту углеводородного сырья, было продлено давно действующее соглашение о том, чтобы Венесуэла осуществляла поставки оплаченной Россией нефти на Кубу, а Российская Федерация в том же объеме выполняла венесуэльские обязательства к западноевропейским государствам, значительно сокращая, таким образом, время поставки и транспортные расходы[38]. Кроме того, было налажено широкое техническое сотрудничество по добыче и поставке нефти, что очень важно для обеих стран и помогает не отставать от научного прогресса в области этих технологий и, таким образом, удовлетворять требованиям потребителей нефтепродуктов из высокоразвитых стран.

Третий этап расширения дипломатического сотрудничества начался после встречи в Москве в ноябре 2004 г. российских и венесуэльских бизнесменов и государственных чиновников, которые работают в области добычи нефти. На этой встрече Чавес пригласил российских предпринимателей инвестировать в венесуэльскую экономику и конкретно в нефтедобывающую промышленность. Тогда же Российская Федерация подтвердила свое участие в обновлении 150 нефтеперерабатывающих заводов в Каракасе, в строительстве газопровода, проходящего по всей Южной Америке и в строительстве огромного комбината для производства бокситов и алюминия[39].

Однако это направление внешней политики Венесуэлы, связанное с нефтяным сотрудничеством, критикуется как оппозицией Чавеса, так и многими исследователями в области международных отношений. Так, М.Л. Чумакова констатирует, что «нефтедолларовая дипломатия Чавеса превратилась в средство для привлечения союзников»[40] и применяет к его режиму термин «petroestado» (государство, функционирующее за счет нефтедолларов) и считает, что его возможности ограничены. По ее мнению, «боливарийский проект с его методами давления на оппозицию и мобилизаций сторонников режима на борьбу с последней привел к сужению гражданских и политических свобод».

Тем не менее, взаимоотношения между Россией и Венесуэлой продолжали развиваться, и четвертый этап сотрудничества ознаменовался совместном заявлением российского и венесуэльского президентов о «борьбе с преступностью, распространением наркотиков, терроризмом и другими болезнями века»[41].

Несмотря на мировой финансовый кризис, отношения между странами продолжали развиваться, хотя сотрудничество во время пятого этапа больше опиралось на экономический сектор[42]. Динамика межправительственных контактов показывает, что пик экономических отношений этого этапа пришелся на 2008 г., но в 2009 г. началось падение показателей российско-венесуэльской торговли в связи с упомянутым ранее мировым финансовым кризисом. По данным Федеральной таможенной службы, за 10 месяцев 2009 г. товарооборот сократился почти в 3 раза — до 275,8 млн. долл. против 787,5 млн. долл. за 10 месяцев 2008 г. Главной причиной сокращения товарооборота стало падение в 2,9 раза российского экспорта — до 275,5 млн. долл. против 787,1 млн. долл. за аналогичный период 2008 г. Объемы импорта из Венесуэлы сократились незначительно, но в абсолютном выражении остались на том же низком уровне - 0,3 млн. долл.[43].

Одним из новых и важных для венесуэльской стороны аспекта российско-венесуэльских отношений является установление и развитие военно-технического сотрудничества. Намечается довольно широкий спектр этого сотрудничества — от поставки российских вертолетов до строительства российскими специалистами космодрома в Венесуэле. Хотя сам Чавес и другие высшие венесуэльские функционеры постоянно подчеркивают, что основное в экономическом сотрудничестве двух стран — это энергетические и торговые договоры, именно российские поставки вооружения для Каракаса занимают первое место в медийных публикациях и информациях о двусторонних отношениях[44].

Анализируя военное сотрудничество, можно отметить, что в конце 2008 г. Россия провела воздушное патрулирование вдоль побережья Южной Америки и маневры флотов. Два стратегических бомбардировщика ВВС России Ту-160 совершили посадку на военном аэродроме Либертадор в Венесуэле и в течение нескольких дней выполняли учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами. Прошли совместные маневры отряда боевых кораблей Северного флота в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» ВМФ в Карибском море[45].

В целом 2007 - 2008 гг. Москва продала Каракасу боевой техники на 4 млрд. долл. В конце 2009 г. Россия выделила Венесуэле оружейный кредит еще на 2,2 млрд. долл. Известно, что Уго Чавес намерен потратить на перевооружение армии в ближайшие 3 года до 30 млрд. долл.[46]

23 июня 2009 Россия и Венесуэла заключили межправительственное соглашение об учреждении Российско-Венесуэльского банка со штаб-квартирой в Москве. Соответствующий документ был подписан заместителем министра финансов РФ Дмитрием Панкиным и заместителем министра экономики и финансов Венесуэлы Густаво Эрнандесом. Новый банк создается на базе Еврофинанс-Моснарбанка и будет финансировать совместные проекты и программы в сфере сотрудничества России и Венесуэлы, обладая уставным капиталом в размере до 4 млрд. долл. Учредителями банка с российской стороны выступят ВТБ и Газпромбанк.

Все соглашения и договоренности, подписанные на этих этапах, дали мощный импульс к развитию дипломатического сотрудничества между странами, к шестому, современному этапу взаимодействия.


2.2 Отношения России и Венесуэлы на современном этапе


Результатом продолжающихся весь 2009 г. интенсивных переговоров стало то, что 1 февраля 2010 г. в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина и Министра энергетики и нефти Боливарианской Республики Венесуэла Р. Рамиреса состоялось подписание Договора о создании и управлении совместным предприятием между дочерним предприятием государственной нефтяной компании PDVSA «Petróleos de Venezuela, Sociedad Anonima» и ООО «Национальный нефтяной консорциум». Предприятие будет реализовать интегрированный проект, в рамках которого проводится деятельность по разведке и добыче углеводородов блока Хунин-6, а также по улучшению качества сырой нефти и ее сбыта на международных рынках[47].

В начале апреля 2010 г. Премьер-министр России В.В. Путин провел в Каракасе переговоры с президентом Венесуэлы Уго Чавесом. По итогам переговоров премьер-министра России В.В. Путина с президентом Венесуэлы Уго Чавесом был подписан следующий пакет совместных соглашений[48]:

-   Контракт купли-продажи автомобилей LADA и Протокол о намерениях об организации сборочного производства автомобилей LADА в Венесуэле;

-   Соглашение о намерениях между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и компанией «PDVSA»;

-   Межведомственная программа сотрудничества и культурных обменов на 2010-2012 гг.;

-   Межведомственный Меморандум о сотрудничестве в сфере электроэнергетики;

-   Межведомственный меморандум в области науки, технологий и инноваций;

-   Межправсоглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства;

-   Межправсоглашение о сотрудничестве в области транспортной инфраструктуры;

-   Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Ильюшин Финанс Ко» и Министерством народной власти по общественной работе и жилью Боливарианской Республики Венесуэлы;

-   Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» и Венесуэльским консорциумом авиационной промышленности и обслуживания (Конвиаса);

-   Соглашение о выплате бонуса по проекту «Хунин-6»;

-   Соглашение о неразглашении информации между ОАО «Транснефть» и «PDVSA»;

-   Межведомственное Соглашение об условиях реализации новых проектов в нефтегазовой сфере;

-   Межведомственный протокол по линии МЧС о создании Центра управления в кризисных ситуациях (СЕНАПРАД);

-   Межведомственный меморандум о намерениях по разработке ТЭО о создании СП по производству и сварке рельсов;

-   Межведомственный меморандум о сотрудничестве в области спорта;

-   Межведомственный меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области общего, начального и среднего профобразования;

-   Протокол о внесении изменений в Межправсоглашение об учреждении российско-венесуэльского банка;

-   Заключительный акт 7-ого Заседания Российско-Венесуэльской Комиссии высокого уровня.[49]

Кроме того, В.В.Путин и У.Чавес подписали заявление по случаю 65-летия окончания Второй Мировой войны, а также совместное заявление по случаю 200-летия независимости Венесуэлы.

Анализ экономических взаимоотношений между нашими странами показывает, что, начиная с 2000 г., увеличивается участие российского крупного бизнеса в экономике Венесуэлы, активно расширяются взаимосвязи в машиностроении, электроэнергетике, геологоразведке, в добыче полезных ископаемых. Сейчас в Венесуэле присутствуют такие ведущие российские компании, как ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл", ЗАО "Зарубежнефтегаз", Группа компаний "Разноимпорт-Венесуэла", ОАО "ВО "Технопромэкспорт", ТНК-ВР, "Российский алюминий", ВНИИГАЗ, "РусКаолин", "Разноимпорт". Планируется участие крупных российских фирм в таких секторах венесуэльской экономики, как горнорудная промышленность, нефтегазовая и транспортная инфраструктура, финансово-инвестиционная и банковская деятельность, химическая промышленность. В стадии разработки находится ряд совместных проектов в области железнодорожного и воздушного транспорта. "ТНК-BP" и "Газпром" примут участие в разработке венесуэльских нефтегазовых месторождений и в строительстве транслатиноамериканского газопровода на участке между Венесуэлой и Боливией[50].

Высокая результативность сотрудничества между странами была достигнута на ежегодных различных межпарламентских встречах, деловых совещаниях и конференциях:

· визиты в Россию Президента Венесуэлы Чавеса: официальные – в мае 2001 г. и ноябре 2004 г., рабочие – в октябре 2001 г., июле 2006 г., июне 2007 г., июле 2008 г., сентябре 2009 г.;

· заседания Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня (ежегодно с 2004 г.);

· встречи сопредседателей Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня (январь 2004 г., сентябрь и ноябрь 2008 г., июль 2009 г. в Каракасе, сентябрь 2007 г., июнь 2008 г., июнь 2009 г. в Москве);

· встречи Президента Венесуэлы Чавеса с представителями деловых кругов России (май 2005 г. и сентябрь 2006 г. в Каракасе, июнь 2007 г. в Москве);

· российско-венесуэльские деловые форумы (в июне и сентябре 2007 г., в сентябре 2009 г. в Москве, в октябре 2007 г. в Каракасе).

· визит Президента РФ Д. Медведева в Венесуэлу в ноябре 2008 г. [51]

В заключении, надо подчеркнуть, что правительство Уго Чавеса, безусловно, позитивно относится к активизации российской дипломатии на латиноамериканском направлении и выступает за расширение нашего присутствия в регионе. По мнению Каракаса, это является стабилизирующим фактором, которое гарантирует более полное и самостоятельное участие Венесуэлы в международных делах. Уго Чавес рассматривает Россию в качестве ключевого звена будущего многополярного мира и в своих публичных выступлениях неоднократно подчеркивает, что венесуэльская сторона приветствует укрепление роли России в мировых делах.


Заключение


Уго Чавес и его новое правительство руководят государством уже более 10 лет. За этот довольно большой срок им удалось достичь определенных успехов: принята новая конституция, улучшилось положение малоимущих граждан, условия труда стали более благоприятными, повысилась грамотность и усложнилась социальная структура и политическая культура государства, увеличилась роль широких слоев населения в общественно-политической жизни благодаря их участию в деятельности партий, профсоюзов, других общественных организаций и движений. Создалось впечатление, что новому президенту удалось достичь поставленных целей.

Но в то же время многие проблемы остались нерешенными. Неравномерный характер перемен приводил к тому, что смягчение одних проблем обостряло другие. Например, меры, предпринятые с целью улучшения качества жизни бедных слоев общества, повлекли за собой пренебрежение интересами среднего класса. Неоправданные заявления Уго Чавеса об искоренении коррупции и жесткий контроль над жизнью общества со стороны правительства повлекли за собой недовольство новым строем, требования корректировки курса модернизации и даже попытки переворота государственной власти.

За это десятилетие изменился облик не только Венесуэлы, но и всего мира, далеко ушли в своем развитии ведущие державы. Но, несмотря на достигнутый Венесуэлой прогресс, сохранилось ее заметное отставание от передовых в политическом, социально-экономическом, и научно-техническом отношении государств. Страна все еще находится в периферийном положении в мировом хозяйстве и зависит от других стран. Однако правительство Уго Чавеса прилагает много усилий, чтобы изменить свой статус на международной арене и выйти на мировые позиции.

Так, Венесуэла стала одним из ключевых партнеров России. Но основа этого партнерства – крупные компании и государственные корпорации. Здесь нет среднего и малого бизнеса, без деятельности которого не работоспособна ни одна модель экономического взаимодействия. Несмотря на то, что в Венесуэле востребованы новые технологии в сфере медицины, образования, коммунального хозяйства, связи, строительства, а российский бизнес готов активно развиваться на новых территориях, ошибочно недооценивать роль среднего бизнеса в международных экономических программах[52].

Возможно, стоит воспользоваться тем интересом, которая венесуэльская сторона проявляет к развитию экономических связей с Санкт-Петербургом. Развитие товарооборота между нашими странами невозможно без портовой инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В сентябре 2007 года в Санкт-Петербурге было создано «Общество Российско-Венесуэльской дружбы и делового сотрудничества», которое работает над развитием партнерского подхода с привлечением и местных властей к совместной систематической деятельности в области развития коммерческих связей среднего бизнеса[53].

Итак, главной задачей правительства Уго Чавеса в 21 в. становится поиск и осуществление таких вариантов развития, которые бы позволили стране совместить обновление экономики и общества с интересами большинства, сочетать интеграцию в глобальное мировое сообщество с сохранением самобытности и собственных цивилизационных основ. Разработанный боливарийцами план развития государства может иметь шансы на претворение в жизнь, но при этом необходимо расширить его социальную базу, создать прочную опору в лице гражданского общества, которое будет видеть результаты своего участие в осуществлении намеченных планов и ощущать успех в экономике. Также необходимо пересмотреть формирование финансовой базы трансформации страны, которая основывалась бы не только на нефтяном секторе экономике.

Между тем существует опасность скатывания нового режима к авторитаризму, если принимать во внимание методы, которые использует Уго Чавес, его неприятие оппозиции и нежелание считаться с ней, уважая и прислушиваясь к ее мнению. Это порождает сомнения в прочности и долговременности нового режима. А экономика страны продолжает оставаться в состоянии спада. Еще С.Боливар, к имени которого постоянно апеллируют новые политики, в январе 1814 г. говорил: «Бегите из страны, где полнотой власти обладает лишь один человек. Это – страна рабов»[54].

Один из видных деятелей левого движения А.Истурис отметил, что, несмотря на изъяны, проявившиеся со всей очевидностью в предшествующий период, альтернативой должен стать не отказ от демократии, а ее совершенствование: «Проблема демократии должна решаться с помощью еще большей демократии»[55].

Таким образом, пока еще преждевременно давать окончательную характеристику процессов, происходящих в Венесуэле, и феномена Уго Чавеса, поскольку многое в стране еще не устоялось и возможны новые повороты в ее политической и экономической жизни.



Литература


1. «Боливарианский проект» и перспектива российско-венесуэльского партнерства / отв. ред. В.М. Давыдов. – М.: ИЛА РАН, 2005. – 58 с.

2. Венесуэла: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1984.

3. Венесуэла в поисках альтернативы. / Булавин В.И., Дабагян Э.С., Семенов В.Л. — М.: ИЛАРАН, 2002. - 216 с.

4. Дабагян Э.С. Венесуэла: сдвиг влево. / Латинская Америка- 2002- N4.

5. Дабагян Э.С. Государства - сколько необходимо, рынка - сколько возможно. / ИЛА РАН. – (Электронный ресурс). #"#">ИНИОН РАН, 2008. - 130 с.

8. Интеграция в Западном полушарии на пороге XXI века. М.: Наука, 1999.

9. Латинская Америка. 2004. №11

10.   Латинская Америка. 2006. №12

11.   Латинская Америка. Энциклопедический справочник, т.1. М., 1980.

12.   Латинская Америка и Карибы. Политические институты и процессы. Отв. ред. Ивановский З.В. М.: Наука, 2000. – 448 с.

13.   Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Отв. ред. Чумакова М.Л. М.: ИЛА РАН, 2009. – 432 с.

14.   Независимая газета, 27.04.1999

15.   Никольский А. Российско-венесуэльские отношения в цифрах // Война и мир. 2010. – [Электронный ресурс] #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] El Nacional. Caracas, 1.11.1958

[2] Venezuela. Election Factbook. December 1963. Institute for the Comparative Study of Political Systems. Washington, 1963, p.28

[3] Colin R. Caribbean Pover, 1995, №140, p.30

[4] Латинская Америка. Энциклопедический справочник, т.1. М., 1980, с. 395

[5] Венесуэла: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1984, с.169-172

[6] Zeta. Caracas, 17.12.1998, №1228, p.19, 22

[7] The World Factbook, CIA

[8] Latin American Research Review. Albuquerque, 1998, vol.33, №2, p.159

[9] Contribuciones. Buenos Aires, 1999, №1, p.232

[10] Exposicion de Motivos. Caracas, 2.02.1999

[11] Ibid., p.2

[12] Независимая газета, 27.04.1999

[13] El Espectador. Bogota, 11.03.1999

[14] El Pais. Madrid, 16.12.1999

[15] Здесь и далее ссылки на текст Конституции 1999 г. даются по изданию: Gaceta Oficial de la Republica de Venezuela. Ano CXXVII. Caracas, jueves 30 de diciembre de 1999, №36.860, р.312171-312198

[16] Venezuela Analitica. Caracas, 14.08.2000

[17] El Universal, 14.04.2005

[18] Ibid., 7.03.2005

[19] Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Ч.2, М., 2009, с.358

[20] Mensaje annual de Hugo Chavez Frias, presidente de la Republica Bolivariana Venezuela, desde el Palacio Legislativo. El 14 de enero de 2005, «Año de la Alternativa Bolivariana para Las Americas»

[21] Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Ч.2, М., 2009, с.359

[22] Ibid., 14.11.2007

[23] Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Ч.2, М., 2009, с.359-360

[24] Ibid., 11.05.2005

[25] Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Ч.2, М., 2009, с.360

[26] Ibid., 21.10.2004

[27] Латинская Америка, 2004, №11, с.55

[28] www.cne.gob.ve

[29] Россия в глобальной политике, 2005, №1, с.181

[30] El Universal, 3.06.2005

[31] Ibid., 4.01.2008

[32] Ibid., 7.01.2008

[33] Ibid., 21.01.2008

[34] Уго Чавес и Боливарианская революция. М., 2004. с. 215

[35] Там же

[36] Там же

[37] Там же, с. 216

[38] www.politex.info/content/view/465/30/

[39] www.politex.info/content/view/465/30/

[40] Латинская Америка. 2006. № 12

[41] Уго Чавес и Боливарианская революция. М., 2004. с. 218

[42] www.finmarket.ru

[43] www.customs.ru/ru/stats/stats

[44] www.gzt.ru/topnews/politics

[45] #"#_ftnref46" name="_ftn46" title="">[46] Уго Чавес и Боливарианская революция. М., 2004. с. 218

[47] www.hispanidad.ru

[48] Россия - Венесуэла. Итоги переговоров // Голос России. 2010. – [Электронный ресурс] #"#_ftnref49" name="_ftn49" title="">[49] По итогам российско-венесуэльских переговоров был подписан ряд двусторонних документов //Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. – [Электронный ресурс] #"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">[50] #"#_ftnref51" name="_ftn51" title="">[51] Никольский А. Российско-венесуэльские отношения в цифрах // Война и мир. 2010. – [Электронный ресурс] #"#_ftnref52" name="_ftn52" title="">[52] #"#_ftnref53" name="_ftn53" title="">[53] Никольский А. Российско-венесуэльские отношения в цифрах // Война и мир. 2010. – [Электронный ресурс] #"#_ftnref54" name="_ftn54" title="">[54] El Universal, 31.03.2007

[55] Contribuciones. Buenos Aires, 1998, №1, р. 98-99


Теги: Венесуэла: новая политическая система и становление российско-венесуэльских отношений  Курсовая работа (теория)  Международное право
Просмотров: 8764
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Венесуэла: новая политическая система и становление российско-венесуэльских отношений
Назад