Эффективность деятельности органов местного самоуправления Нижегородской области

Оглавление


Введение

Глава 1. Характеристика муниципальных образований Нижегородской области

1.1 Арзамасский район

.2 Балахнинский район

Глава 2. Сравнительный анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления Арзамасского и Балахнинского районов

2.1 Экономическое развитие

.2 Дошкольное образование

.3 Общее и дополнительное образование

.4 Культура

.5 Физическая культура и спорт

.6 Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

.7 Жилищно-коммунальное хозяйство

.8 Организация муниципального управления

.9 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Глава 3. Рекомендации

Заключение

Источники и литература


Введение


Тема данной курсовой является актуальной, потому что с помощью органов местного самоуправления народ осуществляет свою власть в коллективных интересах на территории, на которой он проживает.

Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Таким образом, органы местного самоуправления имеют серьёзные возможности и полномочия для решения вопросов местного значения в интересах населения.

Объектами исследования являются органы местного самоуправления Арзамасского и Балахнинского районов Нижегородской области.

Предметом исследования является эффективность деятельности органов местного самоуправления Арзамасского и Балахнинского районов Нижегородской области.

Цель работы - проанализировать эффективность деятельности Арзамасского и Балахнинского районов Нижегородской области и сравнить показатели данных районов.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи: дать характеристику муниципальным образованиям; выявить тенденции социально-экономического развития за 2010-2012 годы Арзамасского и Балахнинского районов; написать рекомендации по данным районам.

муниципальный самоуправление нижегородский коммунальный


Глава 1. Характеристика муниципальных образований Нижегородской области


.1 Арзамасский район


Арзамас отличает выгодное географическое положение.

Он расположен в южной части Нижегородской области на высоком правом берегу р. Теши, правобережного притока реки Оки.

Арзамас занимает территорию 41,7 кв. км. Территория города состоит из 15 микрорайонов (внутригородских территориальных единиц), границы которых определяются с учетом экономико-географических и демографических особенностей и исторических традиций города, а также с учетом целостности землепользования.

Арзамас является третьим по численности городом Нижегородской области. Численность населения города на 01.01.2013 года по предварительной оценке составила 105,34 тыс. чел.

Город располагает развитой транспортной инфраструктурой.

Имеется крупный железнодорожный узел: две железнодорожные станции Арзамас- I и Арзамас - II обеспечивают сообщение по направлениям север-юг, запад-восток; автомагистраль федерального значения P158;

Расстояние до г. Москва - 400 км, до областного центра г. Н. Новгород - 108 км, до международного аэропорта, расположенного в г. Н. Новгород - 120 км.

Автобусные пассажирские перевозки осуществляет МУП "Арзамасский пассажирский автомобильный транспорт", имеющее достаточный подвижной состав и хорошо оснащенную ремонтную базу.

В городе работают 20 частных фирм такси, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки.

Традиционно город Арзамас относится к муниципальным образованиям Нижегородской области с высоким уровнем социально-экономического развития и по совокупности показателей, характеризующих социально-экономическое развитие, по итогам 2013 года занимает 6 место среди 51 муниципального образования Нижегородской области.

Структура экономики города характеризуется доминированием промышленного сектора по всем ключевым показателям: объёму отгрузки произведённых товаров, выполненных работ и услуг; инвестициям в основной капитал, прибыли, налогам и сборам, поступающим в бюджеты всех уровней.

Развитию экономического потенциала города, во многом, способствовала успешная реализация программы "Развитие производительных сил городского округа г. Арзамас".

На территории г. Арзамаса функционирует 19 крупных и средних промышленных предприятий. На них производят: машины для городского коммунального хозяйства, бронированную колесную и вездеходную технику, автопровода и запасные части для автомобилей, изделия приборостроения и электронной промышленности, хлебобулочные изделия, широкий ассортимент товаров бытового назначения, продукцию стройиндустрии. Ведущее место в промышленности занимают машиностроение и приборостроение. Продукция промышленных предприятий экспортируется в страны СНГ и Балтии, Венгрию, Болгарию, Китай, Сирию, Турцию и другие страны.

Крупными и средними промышленными предприятиями города отгружено промышленной продукции по хозяйственным видам экономической деятельности на сумму 20 млрд. 698 млн. рублей, что составило 119,5% к 2012 году.

На промышленных предприятиях среднесписочная численность работающих за 2013 год составила 16,6 тыс. человек.

Среднемесячная зарплата работающих на промышленных предприятиях города за 2013 год составила 19,4 тыс. руб., что на 16,7% больше, чем за 2012год.

Промышленными предприятиями за 2013 год получена прибыль в сумме 2 млрд. 71,5 млн. рублей, что на 71,4% больше чем за 2012 год.

Предприятий, сработавших с убытком в 2013 году нет. В 2012 году было 5 таких предприятий.

Динамично развивается потребительский рынок. Объём товарооборота розничной торговли за 2013 год составил 12,1 млрд. руб., темп роста оборота розничной торговли в сравнении с 2011годом в фактических ценах составил 117,3%.

Состояние потребительского рынка и услуг обеспечивает благоприятную среду проживания в городе, этот сектор торговли насчитывает 1127 предприятий.

За 2012 год открыто 25 предприятий розничной торговли среди них такие крупные торговые центры, как "Кристалл", "Ладья", "Калипсо", мебельный салон "Элегия", кроме этого открыты 4 предприятия общественного питания, 4 предприятия бытового обслуживания (парикмахерские). В город Арзамас пришли и широко внедряются лучшие российские, региональные стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации торгового бизнеса, такие как "Евроспар", "М.Видео", "Перекрёсток", "Пятёрочка", "Магнит", "Эльдорадо", "ДОМО", "Летуаль". Успешно функционируют и местные торговые сети, такие как "Канна", "Алтын-базар", НМ-ЛТД, ТД "Алексеевский".

Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу является развитие сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности. Привлекательность данного формата торговой сети в стабильном ассортименте предлагаемого товара, доступности цен, территориальной близости к дому покупателя.

Сегодня в городе на первых этажах зданий работает 134 предприятия в виде формата магазин "у дома", в том числе: 121 торговое предприятие и 13 предприятий бытового обслуживания.


1.2 Балахнинский район


Балахнинский район - крупный промышленный центр Нижегородской области, занимает территорию площадью 89,7 тыс. га, граничит с Володарским, Чкаловским, Городецким районами, городами: Нижний Новгород и Дзержинск. Расстояние до Нижнего Новгорода по автомагистрали составляет 35 км.

В состав района входят 7 административных единиц, в том числе одна городская администрация, три поселковых: Гидроторфская, Б.Козинская, М. Козинская и три сельских: Кочергинская, Коневская и Шеляуховская. Административный центр - г. Балахна.

Численность населения района на 1 января 2013 года составила 76974 человек (2,3% от населения Нижегородской области), из них 42,3% составляет экономический активное население. С начала года число жителей района сократилось на 284 человека (2011 год - 528 чел.). Миграционный прирост в 2012 году составил 370 чел. (2011 г.- миграционная убыль 35 человек).

Балахнинский муниципальный район обладает развитой экономикой с многоотраслевой промышленностью. Район специализируется на производстве продукции целлюлозно-бумажной, химической, стекольной промышленности, на производстве электрооборудования, резиновых и пластмассовых изделий, добыче и обогащении песка. На долгосрочную и среднесрочную перспективу индустриальный потенциал района определяется отраслями целлюлозно-бумажной, мебельной промышленности, машиностроении. Предполагается, что планируемая структура производства будет базироваться на энергообеспечении Нижегородским филиалом ОАО "ТГК-6".


Глава 2. Сравнительный анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления Арзамасского и Балахнинского районов


.1 Экономическое развитие


Таблица 1

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц на 10 тыс. человек населения

201120122013Балахнинский район156,88316,91303,30Арзамасский район257,40553,15476,56

Основываясь на данных таблицы в 2012 году наблюдается рост числа субъектов более чем в два раза по сравнению чем в 2011 году. Балахнинский район имеет стабильность по сравнению с Арзамасским, т.к. в 2013 году число субъектов в Балахнинском районе почти такое же как прошлом году.


Таблица 2

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, %

201120122013Балахнинский район20,5824,1326,07Арзамасский район19,0116,5218,83

В Балахнинском районе среднесписочная численность работников с каждым годом растет, а в Арзамасском районе среднесписочная численность работников нестабильна.


Таблица 3

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, рублей

201120122013Балахнинский район3 502,098 557,855 949,09Арзамасский район4 746,5811 332,3112 164,91

Объем инвестиций в основном капитале обоих районов в 2012 году вырос более чем в два раза, но в 2013 году в Балахнинском районе происходит спад инвестиций по сравнению с Арзамасским районом, который продолжает показывать рост.


Таблица 4

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, %

201120122013Балахнинский район77,5075,7174,19Арзамасский район10,5210,049,60

В обоих районах происходит незначительное снижение доли дорог не отвечающих нормативным требованиям.


Таблица 5

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, рублей

201120122013крупных и средних предприятий и некоммерческих организацийБалахнинский район13 177,8014 164,5016 174,50Арзамасский район13 768,7015 229,3017 992,80муниципальных дошкольных образовательных учрежденийБалахнинский район6 320,507 094,908 417,10Арзамасский район5 713,606 406,308 550,30муниципальных общеобразовательных учрежденийБалахнинский район12 234,3014 291,1018 906,00Арзамасский район9 386,8010 600,4013 727,50учителей муниципальных общеобразовательных учрежденийБалахнинский район13 534,2415 179,8019 249,10Арзамасский район10 566,6012 624,8614 991,93муниципальных учреждений культуры и искусстваБалахнинский район8 637,409 428,5010 664,50Арзамасский район8 023,509 862,6010 530,30муниципальных учреждений физической культуры и спортаБалахнинский район9 054,109 498,309 127,30Арзамасский район9 051,1010 423,0010 860,30

Балахнинский и Арзамасский районы с каждым годом показывают увеличение заработной платы по всем направлениям.


.2 Дошкольное образование


Таблица 6

Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, %

201120122013Балахнинский район59,9168,1372,42Арзамасский район77,1375,7778,41

В Балахнинском районе с 2011 по 2013 год идет рост доли детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях. А в Арзамасском районе видим в 2012 году небольшой спад и вновь повышение в 2013 году.

Таблица 7

Доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, %

201120122013Балахнинский район34,1337,6820,99Арзамасский район25,0922,5827,49

Статистика Арзамасского района показывает, что доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения крайне стабильна, в отличие от другого района. В Балахнинском районе показатели в 2013 году падают почти вдвое.


2.3 Общее и дополнительное образование


Таблица 8

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, %

201120122013Балахнинский район0,0092,8692,86Арзамасский район0,00100,00100,00

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в обоих районах за 2012 и за 2013 год прошла без изменений. По сравнению с Балахнинским районом в Арзамасском 100%-ая доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения. Данные по 2010 году неизвестны.


Таблица 9

Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях, тыс. рублей

201120122013Балахнинский район50,1051,9855,80Арзамасский район33,3938,0441,41

Расходы бюджета муниципального образования на общее образование (в расчете на 1 обучающегося) в обоих районах с каждым годом растут.


2.4 Культура


Таблица 10

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в муниципальном районе от нормативной потребности, %

201120122013клубами и учреждениями клубного типаБалахнинский район100,00100,00100,00Арзамасский район100,00100,00100,00библиотекамиБалахнинский район100,00100,00100,00Арзамасский район70,0070,0070,00парками культуры и отдыхаБалахнинский район0,000,000,00Арзамасский район100,00100,00100,00

Нормативная потребность в обоих районах соответствует полной обеспеченности за исключением в Арзамасском районе библиотеками.


2.5 Физическая культура и спорт


Таблица 11

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %

201120122013Балахнинский район9,9912,9124,53Арзамасский район21,9724,9229,14

По полученным данным можно сделать вывод о том- что в Балахнинском и Арзамассокм районах доля населения, занимающегося спортом, растет с каждым годом. Это говорит об отличной работе местных властей по пропаганде спорта и здорового образа жизни.


.6 Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем


Таблица 12

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя - всего, кв. метров

201120122013Балахнинский район25,7026,3026,57Арзамасский район23,8024,1024,90

В обоих районах примерно одинаковая обеспеченность общей площадью жилья на одного жителя.


Таблица 13. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, введенная в действие за один год, кв. метров

201120122013Балахнинский район0,450,370,33Арзамасский район0,250,300,48

В отличие от Балахнинского района в Арзамасском общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя с каждым годом растет. А вот в Балахнинсоком районе все наоборот-показатели с каждым готом падают.


.7 Жилищно-коммунальное хозяйство


Таблица 14

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района), %

201120122013Балахнинский район83,3380,7166,67Арзамасский район84,6275,0074,01

По данным показателям мы видим, что доля организаций коммунального комплекса в обоих районах за 3 года незначительно упала.


Таблица 15

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, %

201120122013Балахнинский район8,5510,8811,93Арзамасский район30,7236,7841,63

В таблице 15 показатели за 2010-2012 года в Арзамасском районе выше в 3-4 раза, по сравнению с Балахнинским районом, но в обоих районах мы видим рост с каждым годом.


Таблица 16

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, %

201120122013Балахнинский район8,8811,129,14Арзамасский район8,524,775,27

По полученным данным можно сказать что лидирует Балахнинский район.


.8 Организация муниципального управления


Таблица 17

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, %

201120122013Балахнинский район40,9534,5846,00Арзамасский район70,3659,8059,54

В Арзамасском районе за 2012-2013 года мы видим практически одинаковые показатели (59%) ,но они меньше на 11% показателя 2010 года (70%). В Балахнинском районе по сравнению с 2011 в 2013 было снижение доходов на 6%, но на следующий год (2013) они резко возросли почти на 12%.


Таблица 18

Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования, рублей

201120122013Балахнинский район1 017,871 122,231 167,22Арзамасский район539,68550,91660,30

Посмотрев данные, приходим к выводу, что расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления (в расчете на одного жителя муниципального образования) в Балахнинском районе почти вдвое выше расходов Арзамасского района на протяжении всех трех лет.


Таблица 19

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления муниципального района, % от числа опрошенных

201120122013Балахнинский район14,7029,2025,00Арзамасский район19,4028,4032,00

Удовлетворенность населения в Арзамасском районе растет с каждым годом, а вот в Балахнинском на фоне существенного роста в 2011 году в 2012 году наблюдается спад.


Таблица 20

Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. человек

201120122013Балахнинский район77,6477,1576,92Арзамасский район106,49105,96105,51


Среднегодовая числееноость с каждым годом незначительно уменьшается в обоих районах.


.9 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности


Таблица 21

Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах

201120122013электрическая энергия, кВт·ч на 1 проживающегоБалахнинский район787,11785,22768,65Арзамасский район454,48335,28334,39тепловая энергия, Гкал на 1 м2 общей площади Балахнинский район0,190,190,19Арзамасский район0,220,190,19горячая вода, м3 на 1 проживающегоБалахнинский район48,4045,9733,45Арзамасский район0,0037,8136,67холодная вода, м3 на 1 проживающегоБалахнинский район40,7438,3138,11Арзамасский район66,9363,6359,69природный газ, м3 на 1 проживающегоБалахнинский район178,05173,69171,80Арзамасский район461,96545,23413,04

Потребление энергетических ресурсов в многоквартирных домах стабильно в обоих районах в 2010 и 2011 годах. Но в 2012 показатели незначительно сокращаются по всем видам потребления.


Таблица 22

Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями

201120122013электрическая энергия, кВт·ч на 1 жителяБалахнинский район142,41118,42106,02Арзамасский район72,3772,9080,89тепловая энергия, Гкал на 1 м2 общей площади Балахнинский район0,330,230,21Арзамасский район0,270,250,16горячая вода, м3 на 1 жителяБалахнинский район0,001,761,76Арзамасский район0,000,000,00холодная вода, м3 на 1 жителяБалахнинский район0,720,850,82Арзамасский район4,454,544,20природный газ, м3 на 1 жителяБалахнинский район1,501,641,40Арзамасский район1,581,511,43

Потребление электрической энергии в Балахнинском районе с каждым годом сокращается. А по остальным показателям в обоих районах незначительные скачки показателей.


Глава 3. Рекомендации


Из представленных отчетов по районам, можно дать следующие рекомендации по Балахнинскому району.

В Балахнинском районе нет постоянности в объеме инвестиций в основной капитал на одного жителя. Особенно хочется заметить очень большой процент дорог, не отвечающих нормативным требованиям по Балахнинскому району. Что касаемо заработных плат, то единственное, что можно рекомендовать то это увеличение заработной платы сотрудников физической культуры и спорта или хотя бы удерживание зарплаты на прежнем уровне.

Так же рекомендуется увеличить общую площадь жилых помещений, приходящуюся в среднем на одного жителя до уровня 2012 года.

Рекомендуется улучшать работу органов местного самоуправления, так как процент удовлетворенных жителей района в 2013 году упал на 10% от 2011 года. В целом по району можно рекомендовать увеличивать показатели жилищного строительства и обеспечения граждан жильем.

Что касается Арзамасского района, то из-за резкого роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012 году, в следующем идет резкий спад показателя. Рекомендуется стремиться к показателям 2012 года или хотя бы удерживать прежний, довольно высокий показатель числа субъектов.

Также как и по Балахнинскому району, рекомендуется увеличить показатель доли дорог, не отвечающим нормативным требованиям, в 2-3 раза. Нужно привести в порядок показатель уровня обеспеченности в потребностях библиотеками в районе. В целом по району большая часть показателей растет и будет хорошим примером для других районов если эти показатели будут расти.


Заключение


Итак, из изложенной информации и ее анализа можно сделать следующие выводы о том, что органы местного самоуправления имеют важные полномочия для решения вопросов местного значения на уровне муниципального образования, в данном случае на уровне муниципального района.

Таким образом, мною были рассмотрены Арзамасский и Балахнинский районы. Исследовав их, можно подвести следующие итоги.

В данной работе содержится теоретическая и практическая части. Теоретическая часть включает в себя рассмотрение муниципальных образований как объекта исследования, а в практической части курсовой работы был проведен анализ социально- экономического развития Арзамасского и Балахнинского районов.

В целом, была дана характеристика муниципальным образованиям ; проанализирована эффективность деятельности обоих районов Нижегородской области, а так же сравнение их показателей; написаны рекомендации из представленных отчетов Арзамасского и Балахнинского районов.

По результатам анализа можно сделать выводы, что и Балахнинский и Арзамасский районы находятся в достаточно благоприятном социальном и экономическом положении.


Источники и литература


1.Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

2.Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2010 №758-р "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"

.Распоряжение Правительства Нижегородской области от 20.03.2013 №546-р "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области"

4.Доклад главы местного самоуправления муниципального Арзамасского района Нижегородской области М.В. Рыбина о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2012 год и их планируемых значениях на 2013-2015 гг.

.Доклад главы местного самоуправления муниципального Балахнинского района Нижегородской области А.Л. Глушкова.

6.Васильев А.А. Теория и практика муниципального управления: учебное пособие / А.А. Васильев. - Н. Новгород: ИП Гладкова О.В., 2007.

7.Официальный сайт правительства Нижегородской области - #"justify">ý

8.Официальный сайт администрации Балахнинского района - #"justify">.Официальный сайт администрации Арзамасского районат - ://arz.omsu-nnov.ru/

.http://ru.wikipedia.org


Теги: Эффективность деятельности органов местного самоуправления Нижегородской области  Курсовая работа (теория)  Основы права
Просмотров: 34010
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эффективность деятельности органов местного самоуправления Нижегородской области
Назад