Этика профессиональной деятельности муниципальных служащих

Введение


В настоящее время, в условиях совершенствования политической системы страны, необходимости роста качества государственных и муниципальных услуг, перед любым органом государственной власти или местного самоуправления стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

Создание высокоэффективной системы государственной и муниципальной службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного и муниципального управления, является необходимым условием укрепления российской государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных и муниципальных служащих, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, является одной из приоритетных задач.

Однако в государственных органах власти и в органах местного самоуправления до сих пор отсутствуют адекватные запросам времени технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена важностью соблюдения государственным и муниципальными служащим этических норм, компетенции и механизма ответственности в современных условиях.

Объект исследования - муниципальные служащие органа исполнительной власти.

Предмет исследования - этика служебного поведения (на примере муниципальных служащих администрации МО ГО «Долинский»).

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики служебного поведения, определении путей совершенствования формирования этических норм муниципального служащего как фактора повышения эффективности муниципальной службы.

В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

. Изучить теоретические аспекты этики поведения служащих:

рассмотреть теоретические основы этики делового общения;

выявить этические принципы делового общения;

. Проанализировать специфику формирования этики муниципальной службы:

определить место этики муниципальной службы в системе профессиональной и управленческих систем;

. Разработать рекомендации по повышению этики муниципальных служащих:

исследовать профессионально-этический уровень муниципальных служащих администрации МО ГО «Долинский» и определить круг проблем;

вынести предложения по повышению профессионально-этического уровня муниципальных служащих.

Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры, таких как В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.

В исследовании принимали участие государственные служащие администрации МО ГО «Долинский» в количестве 78 человек. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов

В процессе работы использовались следующие общенаучные методы: анализ материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, литературных источников (нормативная, научная, учебная, периодическая литература), синтез изученного материала, сравнение, а также методы проектирования и прогнозирования при разработке рекомендаций, анкетирование и опрос респондентов.

муниципальный служащий управленческий этика


1. Теоретические основы этики служебного общения


.1 Этика делового общения


Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» - привычки, обычаи, нравы. Этика как наука существует более 20 веков. Еще в IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей и образовал новое существительное «ethica» (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели.

Слово «мораль» - от латинского слова «moris» - нравы, обычаи и т.п. На этом основании часто слова употребляют как синонимы. Но это неверно.

Этика - это наука о морали, нравственности. Мораль - форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе. Мораль и нравственность можно употреблять как синонимы.

В обществе существуют разные социальные нормы, регулирующие поведение людей. Социальные нормы - общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Нормы общественных организаций - представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. В отличие от всех законодательных, нормы нравственности или морали - это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Иногда эти нормы называются правами, которые представляют собой правила поведения и оцениваются с нравственной точки зрения: «добрые нравы», «преступные нравы», «деградация нравов», «исправление нравов» и т.п.

Нравственные нормы содержатся в документах ненормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги, клятвы и т.д.

В современном понимании этика - философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» - бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику - учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. Задача этики состоит в том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Таким образом, этика - это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни. Основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил, которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

Понятие принципов делового общения.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между организацией и социальной средой, между организациями, внутри одной организации - между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение. Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства».

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон. Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него.

Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность, избежать промахов в процессе взаимодействия с другими людьми.

Известно, что в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей. Когда идет речь об этических промах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда речь идет о своих промахах следует поступать наоборот.

В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе. Нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих. Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения - «начни с себя».

Деловые отношение тесно связаны с общением, взаимодействием в организационной деятельности - это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей.

Лингвистическая компетентность становится в современных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки муниципальных служащих, менеджеров, референтов, руководителей всех уровней.

Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: управлении, науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается людей, занятых в сфере управления, менеджеров, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

По характеру и содержанию отношения бывают формальные (деловые) и неформальные. Деловое отношения - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Деловое общение можно условно разделить на прямое и косвенное. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально - психологические механизмы.

Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы. Первая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчиненый - подчинённый, руководитель - руководитель). Вторая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель). Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя - неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

Таким образом, изучив специфику этики как философской науки, можно сделать следующие выводы:

. Этика - наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее сущности, природе и структуре, закономерностях возникновения и развития, специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни, ее основой являются моральные нормы, которые основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет социальную основу, т.е. она является сводом этических норм и понятий. В полном смысле слова, этика является сводом правил, которые основываются на общепринятых ценностях. Нравственные нормы содержатся в документах ненормативного характера.

. Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

. Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Подавляющая часть этих норм формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.


.2 Этические принципы делового общения


Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодавлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Этика делового общения «сверху - вниз».

В деловом общении «сверху - вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом:

«Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое - нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно - психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения.

Этика делового общения «снизу-вверх».

В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.

Этика делового общения «по горизонтали».

Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Регулирование служебных отношений в организациях происходит при помощи этических норм.

Этические нормы - это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам:

·раса, язык; цвет кожи;

·религия;

·пол;

·половая ориентация;

·возраст;

·национальность;

·инвалидность;

·стаж работы;

·убеждения;

·партийная принадлежность;

·образование;

·социальное происхождение;

·имущественное положение и др.

Запрету также подлежат:

·сексуальные домогательства;

·высмеивание работников, расовое презрение и религиозное презрение;

·замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте, угрозы;

·грубость;

·насилие;

·использование, продажа наркотиков;

·появление на работе в алкогольном и наркотическом, токсическом опьянениях;

·утрата собственности организации;

·кража собственности организации;

·неправильное, неэффективное пользование собственностью организации;

·разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной и т.д.

Изучив этические принципы делового общения, приходим к следующим выводам:

. Общение - это процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности, оно выступает как способ бытия общества и человека, в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.

. Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми, одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены человеческие представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.

. Специфика делового общения состоит в том, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта, при этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах: свои особенности имеет общение между руководителем и подчиненным и наоборот, а также между коллегами. Регулирование служебных отношений в организациях происходит при помощи этических норм. Важнейшими принципами служебной этики является запреты на дискриминацию по признакам: расы, языка; цвета кожи; религии; пола; половой ориентации; возраста; национальности; инвалидности; стажа работы; убеждений; партийной принадлежности; образования; социального происхождения; имущественного положения и др.; недопустимости сексуальных домогательств; высмеивания работников, расового и религиозного презрения; некорректных замечаний, шуток и других действий, создающих агрессивную обстановку на рабочем месте, угроз; грубости; насилия; использования и продажи наркотиков; появления на работе в алкогольном и наркотическом, токсическом опьянениях; утраты собственности организации; кражи собственности организации; неправильного, неэффективного пользования собственностью организации; разглашения информации, являющейся служебной, коммерческой тайной и т.п.


.3 Этика муниципальной службы как единство профессиональной и управленческой систем


Муниципальная служба - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением функций органов местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» основными принципами муниципальной службы являются:

) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

) стабильность муниципальной службы;

) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

) внепартийность муниципальной службы.

В этом же законе прописаны обязанности муниципального служащего:

Муниципальный служащий обязан:

) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи;

) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

) уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Существенную роль в формировании этики муниципальной службы оказали исторические реалии её формирования в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Муниципальная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика муниципальной службы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях муниципальной службы объем властно-распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика муниципальной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения, наличие специфических личных качеств, специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе муниципальной службы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения работников органов местного самоуправления на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период.

В организации муниципальной службы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от муниципального служащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль муниципальных служащих, являются:

Специфическая форма оплаты труда на муниципальной службе;

Её территориальное устройство;

Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

Особый характер текучести рабочей силы.

Таким образом, этика муниципального служащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, муниципальный служащий - это залог успешного функционирования органов местного самоуправления. Поэтому существует ряд качеств, которыми служащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации муниципальной службы.

Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали муниципальных служащих доминирует, прописывается устройство муниципальной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д.

Таким образом, на муниципальной службе право является главным регулятором отношений между людьми внутри системы муниципальной службы и с внешним миром. Этика муниципального служащего занимает вспомогательное положение.

Профессиональная этика муниципального служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего.

Исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для муниципального служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. Честь - это совокупность высших морально - этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность муниципальных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство муниципального служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики муниципального служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики муниципального служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, муниципальному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию местного сообщества, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика муниципального служащего должна включать в себя принцип патриотизма.

Требования к муниципальным служащим

Нравственные требования, предъявляемые к муниципальным служащим можно разделить на группы: одна группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от муниципального служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение муниципального служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что муниципальная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики муниципальной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; муниципальный служащий должен ставить интересы общества выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принципов муниципальной службы;

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

Отсутствие в деятельности муниципального служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями муниципальной службы;

Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

Не заниматься предпринимательской деятельностью;

Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

Стремиться создавать деловой имидж муниципального служащего;

Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Особенности этики муниципального служащего представлены в таблице.

Изучив этику муниципальной службы как единство профессиональной и управленческой систем, резюмируем:

. Муниципальная служба предполагает наличие у каждого служащего различного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика муниципальной службы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления: принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д. Этика муниципальной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения, наличие специфических личных качеств, специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей.

. Нравственные требования, предъявляемые к муниципальным служащим: исполнительская дисциплина - дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность; коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать; сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение.

. При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики муниципальной службы обретают форму этических требований, из них основные: приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; превалирование интересов общества выше индивидуальных, соблюдение принципов муниципальной службы; защита и соблюдение Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций; отсутствие дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой; бескорыстие, конфиденциальность во время исполнения своих должностных обязанностей, борьба с коррупцией, соблюдение делового режима и корректность общения с гражданами и коллегами; отсутствие злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности; соблюдение общепринятых правил поведения.


2. Направления повышения профессионально-этического уровня муниципальных служащих


2.1 Состояние профессионально-этического уровня государственных служащих МО ГО «Долинский»


Теоретическое осмысление темы исследования, определение его цели и задачи, разработка и обоснование понятийного аппарата определили следующие методы исследования: анализ трудов специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры, что позволило выявить имеющиеся научные представления о сущности и содержании профессионально-этического уровня государственных служащих.

В МО ГО «Долинский» состоит на службе 139 человек, из них 78 человек государственные служащие, которые и принимали участие в исследовании. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов.

Для определения этического уровня служащих нами были использованы следующие методы исследования:

1.Опрос, для чего нами была составлена анкета на определение профессионально-этического уровня. Основанием для создания анкеты послужили нормативные и квалификационные документы, применяемые к муниципальным служащим.

2.Сделан анализ результатов опроса и дана оценка этическому уровню муниципальных служащих.

В ходе исследования требовалось получить репрезентативные социологические данные:

1)об условиях и факторах, влияющих на развитие этического уровня;

2)о приоритетных направлениях повышения этического уровня;

)выявить характер влияния этического уровня на профессиональную деятельность служащих.

Существенное значение здесь имеет:

1)выявление особенностей содержания, уровня и приоритетных профилей образования служащих;

2)анализ содержания нравственной компетентности муниципальных чиновников.

В качестве основного фактора выступает этический уровень муниципальных служащих. Этический уровень измеряется нами с помощью нескольких индикаторов:

1)определенный материал дают ответы на вопрос о характере знаний, которых недостаточно сегодня для чиновников.

2)важное место в определении этического уровня является анализ социальных качеств, необходимых для выполнения чиновниками своих должностных обязанностей.

)этический уровень зависит от уровня профессиональной квалификации муниципального чиновника.

)этический уровень чиновничества зависит от его территориально-поселенческой дифференциации.

Исходя из отмеченных выше блоков эмпирических показателей и индикаторов этической оценки муниципальных служащих, проанализируем образовательные и социально-профессиональные характеристики служащих МО ГО «Долинский».

По данным личных карточек служащих в ходе проведенного нами социологического исследования муниципальных служащих можно условно выделить:

1.Возрастные группы служащих следующим образом (Рис. 1)


Рис. 1 Возрастные группы государственных служащих


Основываясь на этих показателях, мы видим, что в администрации МО ГО «Долинский» преобладает возрастная группа от 35 до 50 лет.

Наиболее представлены в составе управленческого персонала специалисты с высшим образованием (технического, экономического, педагогического, гуманитарного, юридического профиля). Большинство кадрового состава имеет высшее образование по профилю, не соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются. Отсюда невысокий процент окончивших специальные учебные заведения по подготовке кадров управления. Правда, в последнее время ситуация начинает меняться. Стали приходить молодые специалисты, окончившие такие заведения. Служащие заочно обучаются в учебных заведениях по подготовке кадров управления.

При всех различиях в приоритетах чиновников образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» не является типичным. Только у 23% (18) служащих имеется такое образование. Юридическое образование имеют 35% (27) человек. Другое высшее образование имеют 42% (33) - респондентов.

Рис. 2 Образование муниципальных служащих


На вопрос как давно получили служащие свое основное образование, ответы показали, что основное образование чиновники в значительной своей части получили 15-20 лет назад. Изучая эти данные, можно сделать вывод, что получается некоторое преимущество у тех кадров, которые относительно недавно получили необходимое профессиональное образование, включающее много новых дисциплин, не преподаваемых еще каких-нибудь лет 15 назад. Именно критерий профессиональной подготовленности становится решающим при определении этического уровня и подборе кадров в органы государственной службы.

Формирование ценностей профессиональной этики непосредственным образом зависит от характера и стереотипов профессиональной деятельности муниципальных чиновников.

Вопрос: «В какой степени Вы знакомы с законодательной базой Вашей профессиональной деятельности?» Ответы на этот вопрос должны были помочь уточнить степень профессиональной подготовленности муниципальных чиновников. Если посмотреть на ответы, то можно посчитать, что чиновники выглядят специалистами, в правовом отношении подготовленными к своей профессиональной деятельности. При этом «хорошо знакомы с законами», по собственным самооценкам, примерно 35% чиновников и только 5% откровенно признались в своем правовом невежестве либо уклонились от ответа. Следовательно, около 60% опрошенных муниципальных чиновников не в полной степени знакомы, либо совсем не знакомы с необходимыми в работе законодательными нормами.

В такой ситуации закономерен вопрос: «Достаточно ли муниципальным чиновникам имеющегося образования для выполнения своих профессиональных обязанностей?» В ответах отчетливо выделяется в целом позитивный настрой чиновников в отношении достаточности своего образования для выполнения профессиональных обязанностей. В то же время лишь примерно каждый третий чиновник уверенно заявил о полной достаточности своего образования.

Тем не менее, видно, что чиновники настроены в целом весьма положительно относительно перспективы получения образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Таким образом, из полученных данных можно сделать вполне определенные выводы:

1.В администрации МО ГО «Долинский» преобладает возрастная группа от 35 до 50 лет. Большинство кадрового состава имеет высшее образование по профилю, не соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются. Отсюда невысокий процент окончивших специальные учебные заведения по подготовке кадров управления.

2.Социально-профессиональные характеристики кадрового состава чиновничества говорят о преобладании работников старшей возрастной группы с большим стажем работы в органах управления, работников с непрофильным образованием

.Формирование ценностей профессиональной этики непосредственным образом зависит от характера и стереотипов профессиональной деятельности муниципальных чиновников.

.Чтобы органы местного самоуправления могли не только оптимально работать в современной ситуации быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал.

На основании полученных выводов в результате исследования можно определить состояние проблемы профессионально-этического уровня муниципального служащего.

В органах местного самоуправления принцип этики на протяжении долгих лет оставался и остается невостребованным при назначении на должность. Вопрос о профессионализме и этики муниципального служащего, в основе которых лежит знание теории управления, высокая общая культура, духовно-нравственные ценности человека и его управленческие способности, во внимание не принимался и не принимается сегодня в полной мере

В русле патримониальной этики приоритет получали такие свойства работника, как личная преданность, умение ладить с вышестоящим начальством и т.д. Решение современных управленческих проблем путем подбора кадров подобным способом представляется ущербным. Сегодня стереотип элитарного сознания еще таков: не обязательно обладать управленческими знаниями, иметь управленческие способности и навыки, а главное - войти в состав управленческой элиты, занять определенную должность. Он не только не может эффективно работать, но давно стал основным тормозом в управленческой работе.

Руководители и специалисты органов местного самоуправления должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию муниципальной службы. Одним из основных качеств, необходимых муниципальному чиновнику в профессиональной деятельности для успешного выполнения своих обязанностей, является этика.

Сегодня всем органам местного самоуправления необходимы специалисты, которые обладают пространственным экономическим мышлением, могут видеть специфику эволюции, трансформации своей территории как целостной сложноорганизованной системы, способны оценить его социально-экономический, природно-ресурсный, научно-технический, демографический, информационный потенциал, умеют управлять инновационными процессами, собственностью в условиях формирования многоукладной экономики.

Кроме того, современный муниципальный служащий обязан овладеть хотя бы основами макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, психологии, информатики и статистики.

Муниципальный служащий должен обладать методами и процедурами управления (в первую очередь территориального) в кризисных и чрезвычайных ситуациях, разрабатывать и реализовывать государственные программы и планы с использованием новейших методов и моделей.

Муниципального служащего современной формации должны отличать организованность, коммуникабельность, широкая эрудиция, творческое мышление, высокий этический и нравственный уровень при выборе и принятии тех или иных управленческих решений.

Таким образом, этика, и высокая квалификация должны быть положены в основу профессионализма современного российского муниципального чиновника. Совершенно очевидно, что если чиновник хорошо знает свое дело, при выполнении должностных обязанностей проявляет собранность, деловитость, - его труд оценивается по достоинству населением и тем самым поддерживает авторитет всей системы органов местного самоуправления. Формирование демократических структур гражданского общества требует квалифицированного кадрового потенциала, что невозможно без научно обоснованной кадровой политики. Однако такой государственной кадровой политики, по оценкам ведущих специалистов, в России пока нет. В целом становится очевидным, что кадровое обеспечение сферы управления и властных отношений начинает играть определяющую роль в решении широкого круга текущих и перспективных проблем развития российского общества. В условиях рыночных отношений принципы этики становятся определяющими.

В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия - самым мощный инструмент управления. Но одновременно существовала и весьма жесткая этика советского общества, большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции и социальные нормы. Но в современном постиндустриальном обществе нужна новая этика, роль которой не менее важна, чем роль управленческого чутья, организации труда или искусства управления.

Профессионалом может быть только высококлассный специалист, который кроме специальных знаний и умений имеет и высокий уровень морально-нравственных качеств, сформированные и усвоенные профессиональные и этические ценности, которые не позволят ему нарушать профессиональные нормы, даже ради удовлетворения индивидуальных потребностей.

Таким образом, можно зафиксировать противоречие между возросшими требованиями, предъявляемыми временем к уровню развития кадрового потенциала муниципальной службы и его реальным состоянием. В этой ситуации необходимо, принять меры по использованию всех возможных ресурсов для обеспечения программы обучения муниципальных служащих.

Таким образом, основная проблема формирования новой этики должна решаться в системе подготовки и переподготовки кадрового потенциала. Повышение уровня этики муниципальных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования муниципальной службы на благо общества.


.2 Пути повышения профессионально-этического уровня муниципальных служащих


Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора.

Реформирование современной системы муниципальной службы, на наш взгляд, с формированием этики, основанной на менеджеризме, способствующем в наибольшей степени усвоению социальных инноваций, чего явно не хватает современным муниципальному служащему. От этого страдает профессионализм.

Этика муниципального служащего может существенно варьироваться, поскольку на нее могут оказывать влияние различные факторы социальной и профессиональной жизнедеятельности. В зависимости от иерархического статусного положения основного субъекта - муниципального служащего - справедливо выделять социальную компетентность руководителей и специалистов. У первых она носит более полный и широкий по охвату содержания, а у вторых - более конкретный, глубокий, но локализованный в определенной социальной сфере характер.

Этика чиновников в значительной степени связана с содержанием их предшествующей профессиональной деятельности, особенностями жизненного опыта, уровнем и профилем профессионального образования. Правовые основы муниципальной службы сложились как механизм, адекватный социально-экономическим условиям современного российского общества и государства.

Таким образом, для повышения профессионально-этического уровня муниципального служащего необходимо:

1)повысить уровень компетентности руководителей органов местного самоуправления;

2)усовершенствовать систему подготовки и профессионального развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения.

Эти вопросы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Для решения этих вопросов необходимо определить принципы поддержания этики на муниципальной службе.

Общие принципы представляют собой основы поведения государственного служащего, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Принципы поддержания этики на государственной службе следующие:

1)Этические нормы для муниципальной службы должны быть четкими и ясными.

2)Этические нормы должны быть отражены в правовой системе.

)Необходимо обеспечить руководство муниципальными служащими в сфере этики.

)Муниципальный служащий должен знать свои права и обязанности при разоблачении им правонарушений.

)Политическая приверженность этике должна укреплять этичность поведения муниципального служащего.

)Процесс принятия решений должен быть информационно прозрачным и открытым для тщательного его рассмотрения.

)Должны действовать четкие директивы, регламентирующие взаимодействие между государственным и частным секторами.

)Руководители должны демонстрировать и поощрять этичное поведение.

)Политика, процедуры и практика управления должны поощрять этичное поведение.

)Условия муниципальной службы и работа с кадрами должны поощрять этичное поведение.

)В рамках муниципальной службы должны действовать адекватные механизмы подотчетности.

)Для борьбы с неправомерным поведением должны предусматриваться соответствующие процедуры и санкции.

Формирование и рост профессионально-этического уровня муниципального служащего зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных служб.

Пути повышения этики муниципальных служащих:

1)создать эффективный механизм подбора кадров для муниципальной службы, обеспечения должностного (служебного) роста муниципального служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

2)повысить престиж муниципальной службы и авторитет муниципального служащего;

)создать систему непрерывного профессионального образования муниципальных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров муниципальной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

)осуществить управление развитием профессиональных качеств муниципальных служащих;

)обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава муниципальной службы;

)формировать на конкурсной основе кадровый резерв муниципальной службы и обеспечивать его эффективное использование;

)соблюдать объективность в оценке результатов деятельности муниципального служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Таким образом, пути совершенствования повышения этического уровня муниципального служащего лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы подготовки муниципальных служащих и соблюдения Принципов поддержания этики.


Заключение


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.Этика берет свои начала со времен Аристотеля, основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

2.Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

.Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс муниципального служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

.Развитие социальной и профессиональной компетентности муниципальных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики муниципальной службы.

5.Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы муниципальной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

6.Путем социологического исследования муниципальных служащих на базе администрации МО ГО «Долинский» была дана оценка состоянию этического уровня муниципальных служащих, на основании чего и определилось состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего, выделена основная проблема формирования этики - это подготовка и переподготовка кадрового потенциала.

.В ходе исследования было дано обоснование необходимости решения исследуемой проблемы, где главными условиями повышения этического уровня государственных служащих выступили:

повышение уровня профессионально-этической компетентности руководителей органов местного самоуправления, путем подготовки и переподготовки кадров;

усовершенствование системы подготовки и профессионального развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения;

8.Для решения этих вопросов были определены принципы поддержания этики на государственной службе. В условиях рыночных отношений принципы профессиональной этики становятся определяющими.

Таким образом, основная проблема формирования этики - это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на муниципальной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики муниципальных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования муниципальной службы на благо общества


Список использованной литературы


1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.

.Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. - 05.03.2007. - № 10. - Ст. 1152.

.Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) / Собрание законодательства РФ. - 02.06.2003. - № 22. - Ст. 2063.

4.Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 14.02.2010) / Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - № 31. - Ст. 3215.

.Федеральный закон «Об Образовании» принят Госдумой 16.11.1997 (ред. от 17.06.2010) / Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 150.

.Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) / Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

.Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие. - М.: Данисов и К, 2005. - 280 с.

.Анимица Е.Г. Трудная дорога к государственной службе // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 1999. С. 194-197.

9.Байтов Г. Н. Этика и нормы службы. - С-Пб, «Питер», 2003. - 128 с.

.Борисов Е.И. Прежде чем учить руководителей. // Служба кадров. - 2007. - №1 - С. 51 - 54.

11.Букина, Н. Неформальный подход к обучению. // Служба кадров. - 2007. - №3 - С. 58-62.

.Бабинцев В.П. Региональная система развития кадров государственной и муниципальной службы. // Образовательная политика. - 2006. - №4 С. 13 - 15.

.Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М., 2001 г. - 185 с.

.Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социс. - 2005. - №2.

.Губин В.Д., Основы этики: Учебник./В.Д. Губин, Е.Н. Некрасовка - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 224 с.

.Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. - М.: Юнити - Дана, 2002. - 551 с.

.Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации: учебный курс/А.А. Гришковец. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 464 с.

.Егоршин А.П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. 3-е изд. - Нижний Новгород: Нимб, 2003. - 303 с.

.Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. - М., 2002. - С. 150.

.Игнатов В.Г. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации: учебное пособие к спецкурсу / В.Г. Игнатов, А.В. Слепцов. - Ростов-на-Дону.: Скагс. 2001. - 328 с.

.Иванов В.В. Государственное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - 2-е изд., доп. - М.: Инфра - М, 2006. - 718 с.

.Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - №5.

.Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие. - М.: «Март»; Ростов - на - Дону: Март. 2005. - 448 с.

.Курбатова М.Б. Подготовка резерва на руководящие должности // Управление персоналом. - 2004. - №12 (98) - С. 63 - 65.

.Литов С.С. Ценностные установки современных кадров государственной службы // Социальная политика и социология. - №4. - М.: 2006. - 26 с.

.Магура М.И. Обучение руководителей. // Управление персоналом. - 2004. - №12 (98) - С. 53 - 62.

.Немчиков А.А. Государственная служба: справочное пособие / А.А. Немчиков, А.М. Володин. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 384 с.

.Оболонский А.В. Государственная служба: учебное пособие / А.В. Оболонский, А.Г. Барабошев. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 440 с.

.Попов В.Г., Профессиональная культура современного российского государственного чиновника./ В.Г. Попов, В.В. Китаев, Б.С. Хохряков, Н.Г. Чевтаева - М.: Екатеринбург: УрАГС, 2003. - С. 58.

.Пищулин Н.П. Социальное управление. Теория и практика: учебное пособие / Н.П. Пищулин. - М.: Академкнига, 2003. - Т. 1.-540 с.

.Плечева Н. Идем на «Кадровый прорыв». // Служба кадров. - 2006. - №8 - С. 69-74.

.Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. - 720 с.

.Сумароков В.З. Государственное управление в современной системе организации власти: монография / В.З. Сумароков. - Краснодар: Фрегат, 2003. - 52 с.

.Чистякова Н.И. Государственная служба - проблемы формирования профессионального корпуса государственных служащих // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 1999. С. 234.

.Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам: учебное пособие. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма - Инфра, 2000. - 560 с.

.Шубенкова Е.С. Внутрифирменное обучение персонала. // Управление персоналом. 2004 - №20 (106) - С. 44 - 46.

37.Этика государственной службы.// Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2 (22), 98. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - С. 22.

.Ярецкий В.Ю. Идейно-концептуальная основа и социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности специалиста. // Российское государство и общество в XXI в.: Контуры социального развития: Матер. студ. науч. практ. конф. 27 апр. 2006 - Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2006. - С. 156 - 158


Теги: Этика профессиональной деятельности муниципальных служащих  Курсовая работа (теория)  Основы права
Просмотров: 12331
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Этика профессиональной деятельности муниципальных служащих
Назад