Элементы и структура правовых норм, способы их изложения

Введение

право наказание санкция поощрение

Право состоит из норм, которые представляют собой своего рода «кирпичики». Из таких «кирпичиков» построено всё здание права. Право и правовая норма между собой соотносятся как целое и его часть.

Нормы права являются одной из важнейших правовых категорий. Правовые нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, и от того, в какой форме и как это сделано, зависит в немалой степени сама возможность достижения социально значимых целей, для осуществления которых соответствующие нормы созданы. В частности, это относится к свободам и правам человека и гражданина. Так, в Конституции Российской Федерации закреплены основные свободы и права человека и гражданина в управомочивающей форме («Каждый имеет право на…» и т.д.). Конституция США использует другие формы закрепления: устанавливает запреты на действия государства, которые эти права нарушают. Последнее представляется более эффективным, так как из закрепленных в законе прав граждан прямо не вытекают встречные обязанности государства, и государственные чиновники не воспринимают вытекающих из этого своих обязанностей.

Нормы - это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

Юристы имеют дело, прежде всего, с правовыми нормами, которые для них представляют непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных и технических ориентиров.

Что касается осуществления норм права, то оно писаные нормы превращает в реальную правовую действительность и при этом диалектически связано с нормами, воздействует на них, определяя необходимость их изменения, их совершенствования.

Все это обусловливает важность различных аспектов теоретического освещения вопросов, связанных с нормами права.

Объектом курсовой работы являются нормы права и их осуществление в деятельности, поведении людей.

Предмет курсовой работы - соответствующий понятийный аппарат, структура и виды правовых норм, формы их реализации, механизмы правообразования, правотворчества и правоосуществления.

Цель курсовой работы - охарактеризовать нормы права.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

изучить предмет регулирования социальных и технических норм,

определить понятие и признаки правовых норм,

рассмотреть структуру нормы права,

охарактеризовать поощрения и наказания как санкции правовой нормы,

классифицировать нормы права.

Методы, применяемые в курсовой работе: формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системно-структурный и другие.

Структура курсовой работы: введение, две главы с параграфами, заключение, список литературы и приложения.


1.Право в системе социальных норм


1.1 Предмет регулирования социальных и технических норм


Слово «норма» происходит от латинского «norma», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определённые правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на рaботе и т.д. Все созданные людьми правилa можно условно разделить на две группы.

Первую группу составляют правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, т.е. таких правил, выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работaть с естественными (природными) и искусственными объектами. Примерами технических норм могут служить правила выполнения определённых строительных работ, нормы расходования сырья и т.п.

Ко второй группе правил относятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами - общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь обществa.

Граница между техническими и социальными нормами проходит по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».

Особенность указанных отношений в том, что на другой их стороне - неодушевленные предметы, поэтому они носят не чисто социальный, а, так сказать, «полусоциальный» характер. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами.

Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека.

Социальные и технические нормы, помимо предметов, различаются также по их содержанию, конструкции, способaм фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия - в объектах и методах регулирования.

Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретaют юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми. Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (правилa противопо-жарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п.). Некоторые из них снабжены санкциями. Не случайно их иногда именуют подвидом социальных норм.

Подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения. Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную (акцессорную) роль. Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами.

Остальные технические нормы, действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом и, следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с различными домашними приборами - холодильниками, телевизорами, стереосистемами, магнитофонами и т.д., правила приема лекарств).

Серьезные и далеко идущие последствия возникают при нарушениях экологических состояний и равновесий. В таких случаях природа жестоко «мстит» за произвол. Искусственное вмешательство в естественные балансы, эволюционное развитие крайне опасно для жизнедеятельности человека. Загрязнение окружающей среды, повреждение ее объектов наказуемы по российскому законодательству, хотя санкции за такие деяния недостаточно строгие.

В эпоху научно-технической революции роль технических норм многократно возрастает. От их соблюдения или несоблюдения в буквальном смысле слова зависит жизнь, судьба, здоровье людей. Именно из-за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии, крушения (типа чернобыльской катастрофы) и другие ЧП.

Простая ошибка, оплошность, невнимательность, а тем более недобросовестность, грубое игнорирование заданных технологических процессов грозят непоправимыми последствиями. Это касается как гражданской сферы, так и военных областей. Век «кнопочной» технологии налагает на человека особую ответственность. Усложняется техника - усложняются и отношения с техникой.

В практической жизни мы часто выражаем недовольство по поводу всевозможных инструкций, которые на первый взгляд излишне жестко и скрупулёзно определяют характер и порядок некоторых наших действий в определенных ситуациях. Особенно это относится к лицам, выполняющим те или иные служебные функции. Однако не всякий запрет и не всякая инструкция - зло. Многие из них разумны и необходимы, особенно сейчас, когда от тех, кто стоит у штурвалов, пультов и кнопок, зависит многое, если не все.

Особо следует сказать о нормах, определяющих отношение людей к животным - диким и домашним, вообще к животному миру. Большинство из этих норм закреплены в соответствующих правовых актах (например, правила содержания собак, лошадей, крупного рогатого скота; разрешения или запреты на охоту; санитарные требования к уходу, выгулу наших «братьев меньших», прививкам, обследованиям, профилактике заболеваний и т.д.).

Эти нормы нельзя квалифицировать как «технические», ведь речь идёт не о технике. Нельзя их квалифицировать и как «социальные», так как отношения между человеком и животными - не социальные, хотя имеют немаловажное общественное значение. Наверно, их можно называть по типу технико-правовых естественно-правовыми.

Социальные нормы - это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Социальные нормы в разной степени отражают закономерности обще-

ственного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают; другие - возникают, видоизменяются; третьи - навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм - фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».

Норма - это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И понятно, что «поведение, соответствующее норме, встречается чаще, чем отклонение от нее - патология».

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие). Выделяются нормы (приложение 1):

) правовые;

) моральные;

) политические;

) эстетические;

) религиозные;

) семейные;

) корпоративные;

) нормы обычаев, традиций, привычек;

) деловые обыкновения;

) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других.

Таким образом, система социальных норм отражает достигнутую обществом ступень экономического, социально-политического и духовного развития. В ней находят отражение образ жизни, исторические особенности народа, его менталитет, характер существующей в стране государственной власти.


1.2 Понятие и признаки правовых норм


Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Норма права выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Однако правовая норма имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.

Государственно-властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

Характерная особенность нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Например, отношения купли-продажи, в которые ежедневно вступают миллионы граждан, организаций, учреждений, предприятий для удовлетворения своих непосредственных нужд и потребностей. Всё многообразие указанных правоотношений купли-продажи, осуществляемых в магазинах, киосках, на рынках, а также субъектов и объектов этих правоотношений полностью охватывается несколькими статьями Гражданского кодекса РФ.

Индивидуальные черты граждан, учреждений, организаций, предприятий полностью исчезают в таких абстрактных понятиях, как «продавец» и «покупатель». Все многообразие материальных предметов в норме права понимается как товар, который выступает объектом договора купли-продажи. Юридически значимыми признаются действия покупателя, выраженные в желании купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца требуется совершение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее стоимость.

Благодаря тому, что норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она и приобретает способность быть их регулятором.

Можно выделить следующие признаки правовых норм: общие и специфические.

К общим относятся следующие:

1.Правовые нормы регулируют поведение людей. То есть это определенное правило поведения, модель поведения человека в какой-то конкретной ситуации. Как только возникает конкретная ситуация, перед человеком не встает выбор, как ему поступить. Он располагает уже правилом поведения, предписывающим ему поступить определенным образом. Таким образом, правовая норма человека как бы подталкивает к определенному поведению, регулируя его.

2.Правовые нормы регулируют поведение человека в отношениях с другими людьми, а не только его конкретное поведение. То есть имеются еще и несоциальные нормы, которые устанавливают правила общения с предметами природы, с техникой, с орудиями труда.

3.Нормы права обладают общим характером, т.е. они распространяются на целую категорию людей, точно заранее не определенных. Такими нормами регулируется поведение всех людей или отдельных их групп, например, работников, молодежи, пенсионеров, проживающих на Крайнем Севере лиц, детей и родителей, жен и мужей т. п. Что отличает норму права от предписания налогового органа или от судебного решения - это как раз неконкретность адресата.

4.Правовые нормы рассчитаны на применение их многократно. Нома права при урегулировании одной ситуации своего существования не прекращает, а начинает действовать снова, как только возникает аналогичная ситуация. В самом деле, сам термин «норма» характеризует определенную повторяемость.

5.Правовые нормы отличает типичность, т.е. ими регулируется поведение, которое встречается очень часто, которое имеет распространенный характер, массовость (выплата заработной платы, использование физического труда, неисполнение обязательств, заключение договоров).

К специфическим признакам можно отнести следующие:

.В норме права отражаются наиболее важные общественные отношения, которые имеют ценность для общества, для личности, для социальной группы. Например, межличностные отношения в семье, установление режима дня, способ прибытия на учебу (на работу), использование стипендии (заработной платы и других доходов) и другие виды поведения, малозначимые для общества в целом, не регулируются правовыми нормами. В этих ситуациях действуют нормы морали, обычаи, традиции и другие социальные нормы.

.Нормы, которые регламентируют наиболее важные общественные отношения, закрепляются (отражаются) в наиболее значимых в юридическом отношении нормативно-правовых актах - в Конституции РФ, в других законах (начисление налогов, выборы Президента РФ, формирование Парламента, ответственность за преступления), менее важные регламентируются в нормативных актах, которые имеют меньшую юридическую силу, в постановлениях Правительства РФ, в инструкциях министерств и ведомств (оплата проезда в транспорте, обмен валюты, выдача заграничного паспорта и другие).

.Нормы права отличаются такой степенью обязательности, которая часто граничит с безальтернативностью. Неукоснительность, обязательность исполнения часто является внутренним мотивом, убеждением человека, так как он видит, что нормы массово исполняются другими людьми, они распространенные, а также практически целесообразны. Но если окажется недостаточно внутренней убежденности в необходимости исполнять норму права, то она может быть навязана извне: со стороны государства, организаций (корпораций) последует отрицательная реакция на поведение человека, и он будет принужден выполнить требование нормы. Обязательность юридической нормы моделируется и в самой норме в виде указания на неблагоприятные последствия, которые будут применены в случае ее неисполнения.

Для исполнения обязательны не только законодательные нормы, но и корпоративные нормы, устанавливаемые в организациях. Их исполнение отслеживает коллектив или органы управления организаций.

Договорные нормы также обязательны. Выполнять неукоснительно их должны и стороны, заключившие договор, и суд, рассматривающий договорный спор, должен исходить из них и рассматривать их как данность.

Степень обязательности норм может быть различной. Общеобязательны лишь нормы Конституции РФ и Декларации прав человека. Другие нормы не достигают такой общей обязательности, например, законы о выборах, о референдуме адресованы взрослым членам общества, воинские законы адресованы военнообязанным, налоговые законы адресованы тем, кто получает доход и т.д.

Обязательность норм права обеспечивается силой государственного принуждения. Это связано с тем, что нормы права регулируют социально значимые связи, и их нарушение может вызвать в обществе дисбаланс. Чтобы этого не происходило, общество, стараясь себя обезопасить, возлагает на государство защиту юридических норм. Государство же, применяя меры юридической ответственности в случае их нарушения, восстанавливает в обществе дисбаланс. Реакция государства может быть различной: жесткой, сильной, если нарушаются основные устои общества (большие штрафы, лишение свободы, освобождение от должности и другие), и слабой, если правонарушение не столь общественно опасно (предупреждение, выговор).

В общем виде признаки норм права могут выглядеть так (приложение 2):

1) Общеобязательность. Правовые нормы обязательно должны исполняться любыми организациями и лицами, которым они адресуются, не зависимо от того, как они к ним относятся, нравятся им эти нормы или не нравятся. Это правило поведения, которое распространяется на большой круг лиц и на большое количество жизненных ситуаций; государство норму права адресует не конкретным индивидам, а всем субъектам - юридическим и физическим лицам.

) Формальная определенность. Правовые нормы выражаются в словесно-письменной в текстах различных источников права и отличаются, в силу этого, большой степенью ясности и определённости. Нормы права чётко, в деталях фиксируют требования, которые предъявляются к поведению людей, а сами субъекты права знают границы неправомерного и правомерного, обязанности и свободы, свои права, а также вид юридической ответственности, к которой они могут привлекаться при нарушении требований правовых норм.

) Связь с государством. Реализация правовых норм устанавливают государственные органы либо общественные организации, и она обеспечивается авторитетом государства и возможностью применять государственное принуждение к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения.

) Предоставительно-обязывающий характер, то есть властное предписание государства относительно должного и возможного поведения людей.

) Системность. Ни одна правовая норма общественные отношения не регулирует самостоятельно, все нормы правовые логически неразрывны, соподчинены и взаимосвязаны, они вытекают друг из друга, при этом образуя целостную систему, которая называется системой законодательства.

Предоставительно-обязывающий характер правовых норм означает, что норма права - это двустороннее правило поведения, которое одним субъектам не только предоставляет права, но и возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без обязанности и реализовать обязанности без прав. Так, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, наделяя следователя, руководителя следственного органа, орган дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, прокурора, суд правом вызывать обвиняемого (подсудимого), одновременно на обвиняемого (подсудимого) возлагает обязанность явки.

С одной стороны, норма права предоставляет свободу действий, которые направлены на удовлетворение интересов управомоченного лица.

С другой стороны, норма права обязывает или не совершать или совершать определенные действия, тем самым ограничивая свободу отдельных лиц. Это весьма важная составляющая правовой нормы, так как если представить, что свободу лица ничем не ограничить, то при таком порядке вещей вообще не может быть речи о праве и юридической норме. Таким образом, норма права в себе сочетает предоставление и одновременно ограничение внешней свободы субъектов в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять интересы управомоченных лиц через действие лиц обязанных.

Следовательно, субъективные права и юридические обязанности, которые устанавливает правовая норма, корреспондируются: выполнение обязанностей одной стороной влечет использование прав другой стороной.

Вот почему благими пожеланиями можно назвать те права, которые не обеспечены реальными обязанностями соответствующих лиц.

Предоставительно-обязывающий характер выражается одинаково не у всех юридических норм. Он четко виден в регулятивных нормах (в трудовых, в гражданских, в брачно-семейных и т.п.), в которых зафиксированы как права, так и обязанности субъектов. В охранительных же нормах (в административных, в уголовных и других) упор больше делается на воплощение обязанностей и запретов. В дефинитивных и в декларативных нормах предоставительно-обязывающий характер выражается слабо, так как эти нормы не являются конкретными правилами поведения.

Важно иметь в виду, что не всегда обязанности и права могут содержаться в одной статье нормативного акта. Часто право закрепляется одной статьей, а обязанность - другой статьей того же самого нормативного акта или даже статьей другого нормативного акта.

Кроме того, статья закона может конкретно указывать только права, а обязанности подразумевать, они могут вытекать из содержания закона. А может быть и наоборот, когда статья закона указывает только обязанности, а права подразумевает.

Вместе с тем предоставительно-обязывающий характер юридической нормы может проявляться и в том, что одно и то же лицо одновременно обладает и правами, и обязанностями, так как каждый субъект является носителем и прав, и обязанностей. Данный признак - это своеобразное воплощение такого принципа права, как единство прав и обязанностей.

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей деятельности и в повседневной жизни. Среди них - моральные нормы, политические нормы, нормы правовые, корпоративные и эстетические нормы, религиозные традиции, обычаи, нравы, привычки, обряды, деловые обыкновения, требования этикета, ритуалы, приличия, корректности и другие.

Норма права - это общеобязательное правило поведения, формально определенное, санкционированное либо установленное государством и направлено на урегулирование общественных отношений.


2.Элементы и структура правовых норм, способы их изложения


2.1 Структура нормы права


Каждая норма права характеризуется чёткой структурой. Это связано с тем, что правовая норма эффективно может регулировать общественные отношения только в том случае, если в ней определено и правило поведения, которое установлено государством в качестве общеобязательного, и условия воплощения этого правила в жизнь, и меры принуждения, которые могут применяться за несоблюдение этого правила. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, которые обеспечивают ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей норма состоит и как они друг друга взаимодополняют. Эти части, взятые в системе, характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

Структуру нормы права составляют такие элементы: гипотеза, диспозиция и санкция (приложение 3).

. Гипотеза (предположение) - часть правовой нормы, которая определяет обстоятельства, условия, при наличии которых норма начинает действовать.

Гипотезы правовых норм подразделяются на виды по таким основаниям:

а) по характеру содержания: общие (абстрактные, определяют условия действия норм общими родовыми признаками), конкретные (казуистические, устанавливают частные специальные условия действия нормы, например, нормы УПК РФ, где по пунктам перечисляются обстоятельства, при наличии которых не возбуждается либо прекращается уголовное дело);

б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например, сроки давности), абсолютно неопределенной (никаких фактов не указывает, с которыми связано ее действие, а предоставляет органам власти право применять в необходимых случаях юридическую норму), относительной (указывает на ограничительные условия действия нормы, например, применение конкретной нормы на территории заповедника);

в) по степени сложности: однородные гипотезы (в ней указывается одно обстоятельство, с отсутствием или наличием которого связывается действие юридической нормы) и составные гипотезы (действие нормы права ставит в зависимость от отсутствия или от наличия одновременно двух или более обстоятельств).

. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой обстоятельств. Диспозиция выступает как основная регулирующая часть нормы, ее ядро (например, диспозиции в гражданском праве и в некоторых других регулятивных отраслях выступают в виде правил правомерного поведения, которые фиксируют соответствующие обязанности и права сторон - продавца и покупателя, наследодателя и наследника, должника и кредитора; большинство диспозиций в уголовном праве и в других охранительных отраслях содержит признаки запрещенных деяний - запрещено убивать, запрещено красть, запрещено грабить или хулиганить и т.п.).

Диспозиции классифицируются по таким основаниям:

а) по способу описания: простые (содержат в себе указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, если речь идет о предельно ясном деянии, то закон не характеризует признаки преступления), описательные (содержат в себе признаки противоправного либо правомерного поведения; например, в части 1 статьи 209 УК РФ характеризуется «бандитизм» как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на организации или граждан; 5) а равно руководство такой группой (бандой)); отсылочные (содержат в себе вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, законодатель при характеристике квалифицированного преступления ссылается на признаки, указанные в другой части уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержат в себе ссылку на другой нормативно-правовой акт или указывают на незаконность действий и правоприменителя отсылают таким образом к соответствующему закону);

б) по своей юридической направленности: диспозиции предостави-тельно-обязывающие (в них содержатся двусторонние правила поведения, например, арендатора и арендодателя); диспозиции обязывающие (в них указывается мера и вид поведения обязанного лица, например, поведение должника по договору займа); управомочивающие диспозиции (в них указывается на меру и вид возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные диспозиции (в них указывается на целесообразность либо желательность того или иного поведения, в котором заинтересовано государство и общество, например, по туристическим путевкам не посещать страны, где возникает реальная опасность для здоровья и жизни граждан); запрещающие диспозиции (в них указывается на меру и вид поведения, за которое предусматривается юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

. Санкция - это часть правовой нормы, которая указывает на те неблагоприятные последствия, что могут быть применены к нарушителю, не выполнившему требования диспозиции. Санкция характеризует отрицательное отношение государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Санкции - это не просто общие порицания нарушителей: они, как правило, имеют форму мер ответственности (взыскания, наказания, возмещение ущерба и пр.).

Например, граждане Российской Федерации, которые достигли возраста 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к уголовной или к административной ответственности.

Гипотезой здесь будет фраза: «граждане РФ, которые достигли возраста 18 лет» - это два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, которая устанавливает само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Санкцией выступают последствия, которые ожидают того, кто нарушит установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, которое предусмотрено в диспозиции.

Норма без гипотезы бессмысленна, без диспозиции она немыслима, а без санкции бессильна.

В качестве вывода можно сказать, что часто кажется, будто многие правовые нормы содержат в себе только два элемента - гипотезу и диспозицию или же гипотезу и санкцию. Так происходит потому, что статья закона и норма права часто не совпадают. Например, диспозиция и гипотеза рассмотренной в примере нормы содержатся в Конституции РФ, а санкция содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в Уголовном кодексе РФ.


2.2 Поощрения и наказания как санкции правовой нормы


По характеру последствий санкции правовых норм подразделяются на негативные и позитивные.

В позитивных санкциях, прежде всего, предусматриваются правовые поощрения, под которыми понимается форма и мера юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого чем-то вознаграждается субъект.

Негативными санкциями считаются правовые наказания, под которыми понимается форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого чего-то лишается субъект или в чем-то обязательно ограничивается.

Общие признаки наказаний и поощрений:

) выступают правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

) для них устанавливаются определенные процедуры применения - формы наказания и поощрения известны заранее и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определяется и круг лиц, наделенных правом применять меры наказания и поощрения;

) гарантируются законом, обеспечиваются мерами государственной защиты;

) одновременно выступают в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льготы, субъективные права, запреты, юридические обязанности);

) связаны с ценностями, с благом, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - наказание или поощрение;

) для их наступления кроме объективной стороны необходимо еще и определенное субъективное состояние лица, которое находит свое выражение либо в заслуге и подлежит поощрению, либо в вине и подлежит наказанию.

Между категориями «наказание» и «поощрение» существуют такие принципиальные различия:

) если поощрение как заслуженная мера подкрепляет положительное поведение, характеризующее позитивные мотивы и цели субъекта, а также превосходит обычные требования, то наказание - тоже своеобразная «заслуженная мера», которая выступает как средство защиты общества от правонарушений;

) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения субъекта и общества, то меры наказания связаны с элементами взаимовредности;

) если поощрение - это мера одобрения, то наказание является мерой осуждения, вызывающей у лица отрицательные или положительные эмоции;

) по-разному у них проявляется связь с ценностями, с благом: если при поощрении субъекту предоставлена определенная ценность, то при наказании субъект лишается каких-либо благ;

) если в наказании заложены силы, которые подтягивают поведение личности до нормы, то в поощрение заложены стимулы, которые такое поведение поднимают выше нормы;

) ведущая роль при соотношении наказаний и поощрений отводится поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, собой представляют более гибкое воздействие, чем наказание.

Позитивные санкции - это своего рода разрешение на какие-либо действия со стороны лица, облеченного специальной властью (подписать приказ о выплате премий, указ о награждении и т.п.).

Поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях права.

Логика общественного развития и практика подсказывают, что санкция - это не только какой-то отрицательный результат (наказание), но и положительный стимул, который может выражаться в поощрении. Санкции призваны, как и последствия, не только оценивать уже совершенное поведение, но и влиять превентивным образом на субъектов. С этой функцией справляются вполне и поощрительные санкции.

Поощрительные санкции сдерживают правонарушения, наказывают совершивших их лиц, стимулируют правомерное поведение, поощряют лиц, которые действуют в интересах общества.

Поощрительные меры вместе с мерами принуждения обеспечивают модель правомерного поведения, устанавливаемую государством. Особенность поощрительной санкции в том, что она гарантирует те социальные цели (блага), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно те цели, достижение которых другими способами невозможно.

Выдача премии и другие формы поощрений, которые прямо предусмотрены в законе, за конкретные услуги, за выполнение определенных показателей - это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. При этом адресат учитывает разные последствия - и положительные, и отрицательные.

В поощрительных нормах, так же, как и в уголовном законодательстве, могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, которые в органах внутренних дел прослужили не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

За проявленные при исполнении служебного долга мужество и отвагу, за другие особые заслуги сотрудников органов внутренних дел могут представить к награждению государственными наградами России.

То есть видно, что меры поощрения «растут» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как в уголовно-правовой норме меры наказания ужесточаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины.

Во многих нормативных актах поощрительные санкции часто расположены рядом с мерами наказания (с негативными санкциями). Например, Трудовом кодекс РФ содержит статьи 191 и 192; Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» содержит статьи 55 и 57, Федеральный закон «О прокуратуре РФ» содержит статьи 41.6 и 41.7, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержит статьи 37 и 38 и т.д.

Признание поощрительных санкций могло бы способствовать дальнейшему развитию юридической практики и научной мысли по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.


2.3 Классификация норм права


Все правовые нормы могут разделяться по различным основаниям и критериям на определённые виды и группы:

. Нормы делятся в зависимости от вида регулируемых общественных отношений на административно-правовые, конституционно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, семейно-правовые и т.п. Правовые нормы существуют в рамках определённых отраслей права, связаны со сходными нормами и регулируют в совокупности однородные общественные отношения.

. Все правовые нормы по юридической силе делятся на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает издавший её орган, в общей системе государственных органов. Высшей юридической силой обладают нормы конституции.

. Правовые нормы по характеру содержащихся в их тексте правил поведения могут разделяться на обязывающие нормы (установлена обязанность совершать определённые положительные действия), запрещающие нормы (установлена обязанность не совершать запрещённые действия) и управомочивающие нормы (предоставлено право совершать определённые положительные действия). В качестве примера обязывающей нормы можно привести норму части 3 статьи 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Запрещающими нормами являются все нормы Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях и Особенной части Уголовного кодекса РФ. Управомочивающей нормой является норма, согласно которой «каждый имеет право на образование».

. Юридические нормы по действию во времени делятся на: нормы неопределённо длительного действия (нормативно-правовой акт не указывает период их действия во времени), временные нормы (нормативно-правовой акт определяет период их действия) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций). Многие правовые нормы является нормами неопределённо-длительного времени действия. Временные нормы содержатся в бюджете Российской Федерации, который принимается сроком на один год. Чрезвычайные нормы устанавливают комендантский час в той или иной местности на период действия там чрезвычайного положения.

. Нормы права по кругу субъектов делятся на общие (свое действие распространяют на всю группу субъектов права), специальные (в них регулируется поведение конкретного, определённого круга субъектов права), исключительные (имеют распространение на отдельные субъекты права). Общая норма права содержится в статье 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Определённый круг субъектов права - военнослужащих - выражается в норме права, содержащейся в части 1 статьи 337 Уголовного кодекса РФ: за самовольное оставление места службы или части, за неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при переводе, при назначении, из командировки, из лечебного учреждения или из отпуска от двух до десяти суток, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, наказываются арестом до 6, содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года. Исключительная норма содержится в статье 113 Конституции РФ. Под действие этой нормы попадает только один субъект права - Председатель Правительства РФ.

. Юридические нормы по пределам действия норм в пространстве делятся на нормы: общего действия (имеют действие по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму), местного действия (действуют в пределах территории, определённой самим нормативно-правовым актом). Нормами общего действия выступают все нормы Конституции РФ, нормами местного действия выступают нормы, содержащиеся в Уставе г. Москвы.

. Нормы по способу установления правил поведения бывают императивными (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов права) и диспозитивными (субъектам права предоставляют возможность самим определять конкретное содержание своих обязанностей и прав). Императивной является норма статьи 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» о том, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и присяжных, арбитражных заседателей. Никакие другие лица и органы не могут на себя принимать осуществление правосудия. Диспозитивная норма содержится в статье 32 Семейного кодекса РФ о том, что по своему желанию супруги при заключении брака выбирают в качестве общей фамилии фамилию одного из них, или каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, или к своей фамилии присоединяет фамилию другого супруга.

. Правовые нормы по функциональному назначению подразделяются на материальные (в них регулируется содержательная сторона общественных отношений, они закрепляют обязанности и права участников правоотношений) и процессуальные (в них регулируется порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм). В части 2 статьи 47 Конституции РФ обвиняемому в совершении преступления предоставлено право рассматривать его дело судом с участием присяжных заседателей, что устанавливает материальную норму. К процессуальным нормам можно отнести правило части 5 статьи 217 УПК РФ о правах обвиняемого, которые разъясняет ему следователь.

Таким образом, можно сделaть вывод.

Норма права - это правило поведения, которое имеет обязательный характер и поддерживается силой государственного принуждения.

Нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся гипотеза, диспозиция, санкция. Такой трехэлементный состав нормы обеспечивает четкое определение необходимого поведения. К «сбоям» в правовом регулировании приводит отсутствие какого-либо структурного элемента, и говорит об ущербности правовой нормы. Если отсутствует гипотеза, то у нормы нет связи с конкретным жизненным обстоятельством, если отсутствует диспозиция, то норма будет беспредметной, так как не может предложить вариант поведения.


Заключение


Право выступает одним из высших достижений общечеловеческой культуры. В нем концентрированное выражение находят ценностные устремления личности к равенству, к свободе, к справедливости. Современное общество свое отношение к праву определяет с этих гуманистических позиций. Поэтому плохо, когда нет закона, в котором нуждается общество, и еще хуже, когда общество не учитывает запросы общественной практики, национальные традиции и особенности. Тогда в силу вступает разрушительное действие беззакония, что сказывается губительно на этносоциальной сущности государства и подрывает основы функционирования всего человечества.

Норма права - это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях.

Правовые и социальные регулируют деятельность людей, выстраивают её в направлении достижения социальной справедливости. Правовые нормы при этом, как основа осуществления духовности, взаимодействуют постоянно с семьёй, с гражданским обществом и с государством.

Норма права, будучи «клеточкой» права, в то же время является сложным образованием, имеющим собственную структуру.

Во-первых, эта структура выступает идеальной логической конструкцией, призванной регулировать взаимоотношения между людьми.

Во-вторых, в структуре юридической нормы проявляется объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения.

В-третьих, структура правовой нормы должна рассматриваться как единство реальной и идеальной структуры.

В-четвертых, структура правовой нормы может представляться как система диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках.


Список литературы


1.Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года №6-ФКЗ, от 30.12.2008 года №7-ФКЗ, от 05.02.2014 года №2-ФКЗ, от 21.07.2014 года №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398.

.О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, №1, ст. 1.

.О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, №47, ст. 4472.

4.О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 5 июля 1995 года №103-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, №29, ст. 2759.

.Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, №1, ст. 16.

6.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 года №14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410.

7.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, №52 (ч. I), ст. 4921.

8.Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года №197 (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

.О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, №31, ст. 3215.

.Устав города Москвы: Закон города Москвы от 28 июня 1995 года (ред. от 2.07.2014) // Ведомости Московской городской Думы, 14.09.2001, №8, ст. 130.

.

12.Бабаев В.К. Общая теория права: курс лекций. - М.: НОРМА, 2012.

.Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. - 2009. - №5.

14.Завадская Л.Н. Механизм реализации права. - М.: Проспект, 2012.

.Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. - 2012. - №3.

.Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: в 6 т. - Ярославль, 2010.

17.Комаров С.А. Общая теория государства и права. - Саранск, 2011.

18.Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - М.: НОРМА, 2002.

.Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права // Вестник Московского университета. Сер. 11. - 2012. - №1.

20.Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. - 2012. - №3.

.Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Правоведение. - 2009. - №4.

.Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: НОРМА, 2012.

.Общая теория права: Курс лекций / Под. ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 2012.

.Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: НОРМА, 2011.

.Рассолова М.М. Теория государства и права / М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: НОРМА, 2011.

.Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. - 2-е изд. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.

.Федосеев А.А. Нормативный акт и структура правовой нормы // Правоведение. - 2010. - №1.

28.Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм // Государство и право. - 2010. - №7.

29.Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012.

30.Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 года №4202-1 (ред. от 25.11.2013) // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, №2, ст. 70.


Теги: Элементы и структура правовых норм, способы их изложения  Курсовая работа (теория)  Основы права
Просмотров: 39175
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Элементы и структура правовых норм, способы их изложения
Назад