Кодификация Юстиниана: кодекс, институции, пандекты, новеллы

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Юридический факультет


Экзаменационная работа (билет №9)

Кафедра теории и истории государства и права

Дисциплина «Римское право»


Выполнила:

  студентка 2-го курса

  факультета заочного   обучения

Наумова (Корнева) Яна Викторовна

Проверил:


Новосибирск

2012

Содержание:


1.Кодификация Юстиниана: кодекс, институции, пандекты, новеллы 3

1.1. Кодификация и кодекс Юстининана 3

1.2.   Институции   5

1.3.   Пандекты  6

1.4.   Новеллы   7

2.Права вещные и обязательственные в римском праве   8

3.Понятие и виды контрактов (договоров) в римском праве 10

3.1. Классификация договоров   11

4.Список литературы   13    


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.Кодификация Юстиниана: кодекс, институции, пандекты, новеллы

1.1. Кодификация и кодекс Юстининана.

Кодификация Юстининана- систематическое изложение византийского права 6 в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права — Corpus juris civilis. Впервые Кодификация Юстининана была напечатана под этим названием в 1583.Основная цель  заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия, судебную практику и прочее. Кодификационные работы велись в 529—534 немногочисленной комиссией во главе с известным юристом Трибонианом. Все указанные опыты частных и официальных компиляций вызывались одною общей потребностью—иметь какой-либо единый сборник права, единый свод, в котором было бы суммировано как jus vetus, так и императорское законодательство и который мог бы служить твердым основанием при отправлении правосудия. И чем дальше, тем эта потребность ощущалась все сильнее и сильнее. По отношению к императорским конституциям, благодаря кодексам Gregorianus, Hermogenianus и Theodosianus, задача судей была значительно облегчена; но конституции продолжали издаваться, многие из находившихся в кодексах оказывались отмененными, вследствие чего по истечении известного периода пересмотр кодексов и дополнение их делалось необходимым. Гораздо труднее было положение и частных лиц и судей, когда дело касалось jus vetus. Непосредственное пользование сочинениями классических юристов затруднялось уже тем обстоятельством, что они делались в обороте все более и более редкими. С другой стороны, если даже ограничиться сочинениями пяти юристов, легализованных в lex Allegatoria, то все же разобраться во всей массе их и найти в них надлежащее решение для данного конкретного случая было работой нелегкой, особенно при общем упадке юридической образованности. Далее, мнения юристов нередко друг другу противоречили, а механический подсчет голосов, установленный законом о цитировании, представлял, конечно, известное удобство для судей, но отнюдь не убеждал в юридической верности голоса большинства. Наконец, условия жизни за 2—3 столетия успели во многом существенно измениться, и обычные решения классических юристов оказывались иногда устаревшими. Одним словом, чувствовалась общая потребность в полном и официальном пересмотре всей правовой системы, в подведении итогов всего многовекового развития.

Как было указано выше, уже император Феодосий II имел мысль сделать такой общий пересмотр как конституций, так и юридической литературы, и переработать все в единый, цельный свод. Но мысль эта осталась при нем неосуществленной. Выполнение этого плана, и притом в очень широком масштабе, составляет огромную заслугу Юстиниана и его ближайшего помощника в этом деле Трибониана. Колоссальный труд составления Юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок.

Прежде всего внимание Юстиниана обратилось на собрание императорских конституций. Необходимо было привести в порядок конституции, накопившиеся за столетний промежуток после издания Codex Theodosianus. Ho Юстиниан возымел более широкую мысль—пересмотреть и прежние кодексы (Gregorianus, Hermogenianus и Theodosianus), вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан 13 Февраля 528 г. назначил комиссию из 10 человек, среди которых находился и упомянутый Трибониан. Через год комиссия окончила свою работу, и 7 Апреля 529 г. указом «Summa reipublicae» был обнародован Codex Justinianus, отменивший собою три прежние.

Собрав и систематизировав leges, Юстиниан решил совершить то же самое и по отношению к jus vetus. Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении. 15 Декабря 530 г. указом «Deo auctore» - он дал Трибониану соответствующее поручение, предоставив ему самому выбрать себе помощников. Трибониан составил комиссию из 15 человек, между которыми были четыре профессора юриспруденции из Академий Константинопольской (Теофил и Кратин) и Беритской (Доротей и Анатолий) и 11 адвокатов. Комиссия имела пред собой очень сложную задачу: она должна была собрать сочинения не только пяти привилегированных в lex Allegatoria юристов, но и всех вообще классических юристов; из всех этих сочинений она должна была сделать извлечения, причем все устарелое должно было быть вычеркнуто и заменено новым, а всякие разногласия должны были быть устранены; наконец, весь этот материал нужно было расположить в известном систематическом порядке. Одним словом, вся огромная юридическая литература должна была быть пересмотрена и спаяна в одно систематическое целое. И с этой колоссальной задачей комиссия справилась чрезвычайно быстро: через 3 года со времени указа Трибониану, именно 16 Декабря 533 г. указом «Tanta» или «Dedw?en» этот огромный свод, получивший название Digesta или Pandectae, был опубликован, а с 30 Декабря того же года вступил в действие.

Одновременно с работой по составлению Дигест, под общим руководством Трибониана, профессорами Теофилом и Доротеем был составлен, главным образом для учебных целей, официальный элементарный курс гражданского права, получивший обычное для такого рода курсов название Institutiones. 21 Ноября 533 г. особым указом, адресованным к юношеству—«cupidae legum Juventati»—Институции были санкционированы, причем им была придана сила, равная силе всех других частей свода.

Ho пока шла работа по составлению Дигест и Институций, законодательство не бездействовало: самая эта работа вызывала правительство на пересмотр целого ряда вопросов. Как было только что сказано, комиссия должна была устранять все встречавшиеся между юристами контроверзы, но некоторые из этих контроверз по докладу комиссии были разрешены самим Юстинианом, причем эти решения были объявлены в виде указов; сохранилось известие о 50 подобных указах—т. н. quinquaginta decisiones. Ho и независимо от этого многие вопросы требовали пересмотра, и действительно в течение этих лет мы видим чрезвычайно оживленную законодательную деятельность: в 529 г. было издано около 80 конституций, в 530— около 130, в 531—около 100. Вследствие этого к тому времени, когда Дигесты и Институции были закончены, Кодекс, изданный в 529 г., оказался уже во многом устаревшим. Чтобы согласовать его с новыми частями свода, нужно было переработать его заново. Новая комиссия сделала это, и 16 Ноября 534 г. указом «Cordi nobis» был опубликован, в замену прежнего, Кодекс новой редакции —Codex repetitae praelectionis.

Этим составление Свода было закончено. Выходившие после того указы называются новеллами (novellae leges), и некоторые из них имеют весьма существенное значение, представляя полную реформу в некоторых областях права (напр., в области наследования). Юстиниан имел намерение также собирать эти новеллы по мере их накопления, но сам он этой мысли уже не осуществил. Мы имеем, однако, несколько частных сборников новелл, причем новеллы рассматриваются, как последняя заключительная часть Юстиниановского законодательства.

Все указанные части Юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один Corpus права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII ст.), весь Юстиниановский Свод стал называться общим именем Corpus Juris Civilis, под каковым названием он известен и теперь.


1.2. Институции.

Институции- (от лат. institutio - наставление) - название элементарных учебников римских юристов, дающих систематический обзор действующего, в основном частного, права. Наиболее древние - институции римского юриста 2 в. Гая. Созданы были в качестве элементарного руководства для учебных целей, однако они не стоят ниже других частей и в смысле своей юридической силы. Главным источником их послужили Институции Гая (хотя были использованы также Институции и других авторов); они дали Юстиниановским Институциям и свое внешнее деление на 4 книги и свой план (personae, res, actiones); сплошь и рядом даже самый текст взят у Гая. Каждая из 4 книг делится на титулы с особым заглавием; каждый титул в современных изданиях для удобства цитирования разделен на параграфы, причем нумерация параграфов начинается не с самого начала титула, а несколько дальше; начальная же, не нумерованная, часть титула носит название principium


1.3. Пандекты

Пандекты- (лат. pandectae, от гр. pandektes - всеобъемлющий) - в Древнем Риме сочинения крупнейших юристов, построенные в виде коротких извлечений из законов и работ предшествующих авторов. Широкую известность получили Пандекты, составившие вторую часть Кодификации Юстиниана (наиболее распространенное название - дигесты). Пандекты рассматривались как сборники действующего права и как учебники. Всего цитировано 39 юристов от Q. Mucius до Hermogenianus и, по исчислению самого Юстиниана, до 2000 сочинений. Являясь таким образом суммированием всей классической юридической литературы, пандекты представляют центральную часть Юстиниановского Свода, самую обширную по размерам и наиболее ценную по своему содержанию. Вся масса цитат разделена на 50 книг приблизительно по системе Digesta классических юристов, которые в свою очередь следовали системе edictum perpetuum. Каждая книга делится на большее или меньшее количество титулов с особым заглавием («De actionibus empti venditi», «Locati conducti» и т. д.); только книги 30-я, 31-ая и 32-я не имеют этого деления на титулы, ибо все они посвящены одному вопросу и потому носят общее заглавие «de legatis» (o легатах, т. е. завещательных отказах).

Внутри каждого титула (кроме кратких) цитаты также расположены в известном порядке: сначала идут цитаты из сочинений, комментировавших цивильное право, т. е. в большинстве случаев из комментариев ad Sabinum—т. наз. масса Сабина; затем следуют цитаты из сочинений ad edictum—масса эдикта, и наконец выдержки из сочинений, возникнувших на почве юридической практики (responsa и т. д.); а так как во главе сочинений этой группы стояли responsa Papiniani, то эту массу называют массой Папиньяна. Иногда в самом конце находятся еще добавочные цитаты—Appendix.

Каждая цитата начинается с указания автора и сочинения, из которого она взята. В современных изданиях эти цитаты внутри каждого титула перенумерованы, а более длинные из них разделены на параграфы (причем и здесь начало каждой цитаты стоит вне нумерации и обозначается словом рr.= principium). Поэтому, при цитировании Дигест надо указать книгу, титул, номер цитируемой выдержки и ее параграф.

Создавая Digesta, компиляторы имели своей задачей не просто собрать цитаты из сочинений юристов и расположить их в известном порядке, как, напр., мы собираем литературные материалы и выписки, а сделать из них действующий Свод Законов. Между тем в сочинениях юристов они встречали и разногласия их между собой и много такого, что ко времени Юстиниана уже устарело. Компиляторы должны были поэтому сглаживать разногласия и заменять устаревшее новым. Для этого они прибегали нередко к различным изменениям в цитируемом тексте; эти изменения называются emblemata Triboniani или интерполяциями. Какими-либо внешними знаками интерполяции не отмечены, но всестороннее изучение Corpus Juris Civilis обнаружило и продолжает обнаруживать их в большом количестве: рука компиляторов деятельно прошлась по всему огромному материалу Дигест. Иногда подобные интерполяции обнаруживаются легко из сопоставления цитат, взятых у одного и того же юриста и из одного и того же сочинения, но помещенных в двух разных местах (т. н. leges geminatae), или из сопоставления цитаты в Digesta с той же самой цитатой в сохранившихся до нас памятниках до-Юстиниановского времени (fragmenta Vaticana и т. д.). Но часто переработка компиляторов может быть обнаружена только путем сложного разбора логического, лингвистического и исторического характера. Приведем для образца самые простые виды интерполяций.


1.4. Новеллы.

Новеллы- (лат. novellae constitutiones) - изданный в Византии (VI в. н.э.) сборник императорских конституций. В него включались конституции, издававшиеся Юстинианом и последующими императорами для замены постановлений, содержавшихся в Своде законов Юстиниана. Большинство новелл Юстининана относится к 535-540 гг. Написаны на греческом языке кроме новелл, предназначенных для латинских провинций (некоторые новеллы - на обоих языках).

По форме , как правило, состоят из 3-х частей, излагающих поводы к изданию новой конституции, ее содержание и порядок вступления в силу. В изданиях новелл Юстининана первая часть называется proaemium, вторая подразделяется на главы, последняя -epilogus. Содержание новелл Юстининана разнообразно: вопросы гражданского права чередуются с вопросами судопроизводства, административными и церковными. Особое значение имеют новеллы Юстининана 118 и 127, преобразовавшие право наследования без завещания и послужившие основой для многих германских законодательств, а также новеллы Юстининана посвященные модификации публичного и семейного права.

До нас новеллы Юстининана дошли в частных сборниках. Первый из них составлен в 556 г. на латыни и содержит 124 новеллы. (126, но 2 из них повторяют помещенные ранее), расположены хронологически: древнейшая относится к 535 г., наиболее поздняя - к 555 г. Этот сборник обычно называют Juliani epitome Novellarum. Глоссаторам был известен и др. сборник, содержавший в себе 134 Н.Ю. (в средневековой литературе назывался Authenticum, Authentica или Liber authenticorum).

Полное собрание новелл было составлено при императоре Тиберии II в 578-582 гг. Оно содержит 168 новелл, из которых 4 принадлежат Юстину (Юстиниану II), и 3 Тиберию II, остальные - Юстиниану. Новеллы Юстининана вплоть до 120-й расположены в хронологическом порядке. Это собрание дошло до нас в венецианской рукописи XII в. и флорентийской XIV в. Кроме того, существует ряд частичных собраний новелл Юстининана, особенно относящихся к церковному праву.


2.Права вещные и обязательственные в римском праве.


Римские юристы не различали вещных и обязательственных прав, а лишь защиту прав посредством вещных исков — actiones in rem и личных исков — actiones in personam. Если спор возникал по поводу права на вещь, то для защиты этого права применялся вещный иск, если же поводом для тяжбы были правовые действия другого лица, — то личный иск. Наличие того или иного права выводили из наличия иска. Если претор, изучив обстоятельства дела, приходил к выводу, что данные правовые отношения подлежат защите, он давал соответствующий иск (вещный или личный), а если не давал, значит не было соответствующего права. Иск становится основой, а право как бы только следствием: была защита, следовательно, было и право, не было защиты — не было и права.

Значительно позднее, когда иск был поставлен на соответствующее ему место, его предоставление стали выводить из имеющегося права. Вначале выясняли, имеется ли право и только затем давали иск. Таким образом, из соответствующих исков (вещных и личных) стали различать права вещные и личные. Если объектом права были вещи, это вещное право, если объектом прав были действия, имеющие правовое значение, то такие права стали называть личными. Следовательно, римское гражданское право своими объектами признавало вещи или действия, хотя классификации имущественных прав на вещные и обязательственные римские юристы не приводят. Такое разграничение было разработано позднейшими учеными на основе материалов римских юристов, обративших внимание на различие имущественных прав: в одном случае потребность в какой-либо вещи удовлетворялась путем ее приобретения (при этом устанавливался один объем прав), в другом — путем предоставления вещи во временное пользование с условием возврата обладателю (возникают иные права с иным объемом). Эти два различных способа удовлетворения потребности в вещи порождают совершенно разные правовые отношения: а) вещные, б) обязательственные. Так система имущественных прав была разделена на две большие группы — вещные права и обязательственные права.

Поверхностное различие этих двух правовых институтов гражданского права заключается в объекте прав: объект права вещь — вещное право, объект права действие — обязательственное право. Однако внешнего различия бывает иногда мало для установления характера правовых отношений, например,, если возник спор по поводу передачи дома продавцом покупателю. После заключения договора купли-продажи продавец отказался передать дом покупателю. Неопытному юристу бывает трудно определить, о каком праве идет спор — вещном или обязательственном, хотя установление характера прав имеет важное значение для определения способа защиты. В приведенном примере покупатель еще не стал собственником купленного дома и потому вещного права у него еще не возникло. Речь идет об исполнении договора, т.е. о праве требования, об обязательственном праве.

Для основательного осмысления характера вещно-правовых и обязательственно-правовых отношений необходимо проанализировать различия между этими двумя институтами. Они заключаются в следующем:

1. Основное различие — в объекте права. Объект вещного права — всегда вещь, обязательственного права — действие, право требовать совершения определенного действия. К вещным правам римское гражданское право относило следующие институты: владение, право собственности, серви-туты, другие права на чужие.-вещи (эмфитевзис, суперфиций и залоговое право). Обязательственные права возникают из договоров и иных правомерных и неправомерных действий". Это весьма обширный раздел гражданского права, объединяющий договорное право, деликтное право и другие обязательства, возникающие из внедоговорных правомерных действий.

2. Вещные права отличаются абсолютным характером, обязательственные — относительным. Отсюда следует, что защита вещных прав является абсолютной, а обязательственных — относительной. Это различие обусловлено характером правовых отношений. Обладатель вещных прав в процессе их осуществления вступает в правовые отношения со всеми окружающими его лицами. С одной стороны —субъект вещного права, с другой — абсолютно все окружавшие его лица. Суть этих правоотношений заключается в том;' что субъект вещного права обладает определенными правомочиями на вещь, а все его окружающие обязаны уважать его права, соблюдать их и не нарушать. Нарушителем вещного права может оказаться каждый из числа окружающих' даже если он этого не желал и не знал. Следовательно ответчиком по вещному иску также может оказаться каждый даже если он лично не нарушал вещных прав их носителя. Например, собственник определенной вещи в процессе осуществления своих правомочий вступает в правовые отношения со всеми, кто с ним соприкасается. Если же он утрату владение вещью, то при этом не утрачивает своего вещном права на вещь, а последняя может оказаться в незаконно владении любого лица. Им может оказаться и лицо, которое приобретая вещь, не знало, что она не принадлежит отчуждателю, что она чужая. Став обладателем чужой вещи, ее приобретатель вещного права на нее не приобретает и потому' будет ответчиком по предъявленному к нему вещному иск.

Обязательственно-правовые отношения носят относительный характер, поскольку возникают относительно конкретно определенных лиц, например, продавец — покупатель. Нарушителем этих отношений может быть одно из этих лиц и никто третий. Следовательно, ответчик по личному иску всегда известен заранее, чего нельзя сказать об ответчике по вещному иску, которого заранее нельзя назвать даже пред положительно.

3. Преобладающее большинство вещных прав сроками не ограничено. Владение, право собственности, земельные сервитуты, эмфитевзис и суперфиций — эти вещные права приобретаются навсегда, напостоянно. И только личные сервитут ограничены временем жизни их субъекта (пожизненны) . К договору займа право собственности на предмет займа переходит к займополучателю на обусловленный договором срок.

Все обязательственно-правовые отношения—это временные отношения, рассчитанные на определенный срок. Права. возникающие из этих отношений, прекращаются вместе с прекращением обязательства. Например, по истечении договора найма вещей вещь возвращается наймодателю и правопользования ею нанимателем прекращается.

4. Вещные и обязательственные права различаются и по содержанию, и по объему. Содержание вещных прав устанавливается законом, а обязательственных, как правило, обусловливается договором. Вещные права по своему объему значительно шире, чем обязательственные (например, права собственника и права нанимателя вещи).


3.   Понятие и виды контрактов (договоров) в римском праве.

В наидревнейшем римском праве термины contrahere,  contractus  еще  не

обозначали один из источников возникновения обязательства,   т.е.

правоотношения, в силу которого определенный  субъект  обязан  произвести  в

пользу другого субъекта определенные действия  имущественного  характера,  а

лишь указывали на сами обязательственные узы, на те узы, которые  происходят

из законного действия, из юридической  сделки,  которая  определяется  здесь

как contractus.

  В  классической  юриспруденции,  на  основании  опыта  полученного  из

обязательственных сделок в рамках ius gentium  (права  народов),  в  которых

обязательство возникает из взаимного согласия двух сторон, стало  постепенно

формироваться представление, что  во  всякой  двусторонней  сделке  делового

оборота силой, создающей обязательство, является ''соглашение''  достигнутое

между сторонами. В одних случаях для возникновения обязательства  достаточно одного такого соглашения, в других же (в сделках ius  civile  т.е.  Частного квиритского права, частного права римских  граждан)  необходимо,  чтобы  оно было  облечено  в  торжественную  форму или сопровождалось исполнением определенных действий.

  В конце классической эпохи contrahere, contractus начинают приобретать

новое, субъективное значение  ''согласиться,  соглашение''  и  относиться  к лишь обязательствам, возникающим по  соглашению  сторон,  но  в  тоже  время

больше не применяются к  прочим  обязательствам,  возникающим  в  результате хотя и законного действия, но о котором стороны не договаривались.

  В этом новом значении ''договора как источника обязательства''  термин

contractus был  усвоен  Юстиниановым  собранием  и  современной  юридической наукой.

  Итак, договор можно определить как  соглашение воль двух субъектов или

групп  субъектов  (''договаривающиеся  стороны''), имеющий своей целью

установить между ними обязательственное отношение.

  Контракт, поскольку он является юридической сделкой  (а  если  точнее,

двусторонней'', юридической сделкой), подчиняется   всем   правилам,

относящимся  к  сделкам,  в  том,  что касается дееспособности сторон, существенных,  естественных,  привходящих  элементов сделки, причин ее

недействительности, конвалидации, представительства.

  Договор  -  это наиболее распространенный вид сделок. Только

немногочисленные односторонние сделки не относятся к  числу  договоров.  Как любая  сделка  договор   волевой  акт,  но  он обладает присущими ему

особенностями, он представляет собой не разрозненные волевые  действия  двух или более лиц, а единое волеизъявление.

  Понятие договора, как правило, определяется  как  дозволенное  римским

правом  соглашение  воль  двух или нескольких лиц, направленное на установление обязательства.

  Общего понятия сделки в римском праве выработано не было, что  в  силу

его казуистичности вполне  естественно.  Между  тем  правовое  регулирование

сделок составляло важнейшую задачу римских юристов.

  Деление  сделок  на  возмездные  и  безвозмездные, односторонние и двусторонние,  условные  и  безусловные,  влияние  формы  волеизъявления  на

действительность  сделки  и  многие  другие нормы, составляющие основу

современного учения о сделках, пришли к нам из римского права.

  Сделку  следует  понимать,  как  всякое проявление частной воли, обращенное на  цель,  дозволенную  правопорядком  (''основание''),  так  что

право исходит из соответствия этого проявления достижению  желаемой  цели  и потому защищает его, предусматривая наступление соответствующих  юридических последствий.

  Сделки, для совершения которых требуется согласование  воли  двух  или

более  лиц,  являются  двух  и  многосторонними.  Такие сделки именуются

договорами.


3.1Классификация договоров.

  Контракты можно  классифицировать  различным  образом,  некоторые  из возможных классификаций явно перешли к нам от римлян, другие современны  по формулировкам,  однако  скрытым  образом  заложены  уже  в  системе  римских правоведов. Многие связаны с тем фактом, что,  поскольку  контракт  является подвидом  юридической  сделки, к нему, очевидно, приложимы те же разграничения  и  классифицирующие  признаки,  что  и  к  сделкам.  Поэтому возможно различение контрактов:

  1) торжественные и неторжественные

  2) казуальные и абстрактные

  3) возмездные и безвозмездные

  4) stricti iuris и bonae fidei, в соответствии с типом  иска,  который

возникал на их основании

  5) iuris civilis и  iuris  gentium,  в  зависимости  от  правопорядка,

признававшего их в качестве источника обязательства

  Система договоров  в  Древнем  Риме  была  своеобразной  и  достаточно

сложной.  Дело  в  том,  что  в  римском  праве  в  силу  его  консерватизма

принципиальное признание коснулось  только  определенных  договорных  типов. Поэтому для юридической силы договоров была необходима не  только  согласная воля сторон, но и соответствие договоров определенному типу.

  Из этого возникло основное деление договоров на:

-контракты (типичные договоры, признанные цивильным правом)

-пакты (неформальные соглашения, неподходящие ни под  какой  тип  и,  стало

 быть, не имеющие исковой защиты).

  Основные типы  контрактов  в  зависимости  от  causa  obligandi (или

момента возникновения обязательства):

1. Реальные контракты, в этих контрактах  обязательство,  объектом  которого

является возвращение полученной вещи или ее эквивалента не может возникнуть иначе как в результате передачи res (вещи) от кредитора должнику.  Контракт совершается посредством datio, т.е. передачи вещи в собственность.

2. Вербальные контракты, договоры,  устанавливающие  обязательство  словами, то есть получающие юридическую силу посредством и  с  момента  произнесения слов.

3. Литеральные в этих контрактах обязательство возникает в  силу  того,  что

создана определенная письменная форма.

4. Консенсуальные. В них обязательство возникает в силу  простого  согласия,

к которому пришли стороны.

5. Безымянные. Под влиянием настоятельных  потребностей  хозяйственной  жизни начали появляться новые договоры, подлежавшие юридической защите  цивильным правом. Римские юристы свели эти вновь образованные договоры в одну группу, получившую впоследствии название безымянных контрактов.

6. Пакты. Контрактам противостояли пакты,  которые,  по  общему  правилу  не

пользовались исковой защитой.  Категория  пактов  охватывает  разнообразные

соглашения за пределами защищенных ius civile контрактов.

В силу  расширения  гражданского  оборота  некоторые  пакты  получили

юридическую защиту. В преторском эдикте,  либо  путем  присоединения  их  (в

качестве  оговорки)  к  какому-либо  контракту,  либо  путем признания в

императорском законодательстве.

  Таким образом,  все  известные  римскому  праву  договоры  могут  быть

сведены к 6  группам:  вербальные,  литеральные,  реальные,  консенсуальные,

безымянные контракты и юридически защищенные пакты.


4.   Список литературы


1. Большой энциклопедический словарь ( сайт http://dic.academic.ru)

2.Римское частное право. Учебник под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского

3.Римское право. Учебное пособие., под ред. Новицкого И.Б.,  1997 год

4.Ч.Санфилиппо Курс римского частного права/Под. ред. Л.В.Дождева/ М., Изд- во ''БЕК'', 2002 г.


Теги: Кодификация Юстиниана: кодекс, институции, пандекты, новеллы  Контрольная работа  Римское право
Просмотров: 19001
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Кодификация Юстиниана: кодекс, институции, пандекты, новеллы
Назад