Проблемы и перспективы развития законодательства Таможенного союза


Курсовая работа

Проблемы и перспективы развития законодательства Таможенного союза


Содержание


Введение

ГЛАВА 1. Общие положения и характеристика законодательства таможенного союза

.1 Характеристика законодательства Таможенного союза

.2 Таможенный кодекс Таможенного союза

.3 Международные договоры государств-участников

Таможенного союза

.4 Решения Комиссии Таможенного союза

ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы развития Таможенного союза

.1 Существующие проблемы таможенного законодательства и пути их решения

.2 Перспективы развития таможенного законодательства

Заключение

Приложение № 1,2

Библиография

таможенный кодекс договор евразийский союз


Введение


Таможенное право таможенного союза - это комплексная отрасль, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государствами-членами таможенного союза и предназначены для регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенный союз, ТС - соглашение двух или более государств (форма между государственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Обычно страны - участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.

Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.

Актуальность работы определяется тем, что развитие таможенного законодательства на данный момент - процесс, набравший достаточно высокий темп. Вопросы таможенного регулирования остаются наиболее актуальными для органов Таможенного союза: идут постоянные процессы по мониторингу ситуации, по внесению оперативных изменений в те решения комиссий Таможенного союза, которые требуют корректировки. Также идет работа по доработке тех соглашений и решений Комиссии, которые по тем или иным причинам не приняли в срок. Также со стороны таможенных служб трех государств, готовятся изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), подготовленные на основе практики администрирования этого документа.

Объектом исследования в курсовой работе является законодательство Таможенного союза, предметом - характеристика положений таможенного законодательства ТС, существующие проблемы и перспективы развития таможенного законодательства ТС.

Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы:

рассмотреть положения законодательства Таможенного союза;

изучить состояние, существующие проблемы и определить возможные перспективы совершенствования законодательства интеграционного проекта.


ГЛАВА 1. Общие положения и характеристика законодательства таможенного союза


1.1 Характеристика законодательства Таможенного союза


В рамках Таможенного союза (как до его создания, так и во время его реализации) необходимо регулировать таможенное и иные законодательства на таможенной территории Таможенного союза.

Институт наднационального регулирования в ТС составляют органы ТС, которые состоят из Высшего органа ТС (Межгосударственный Совет ЕврАзЭС), Комиссии Таможенного союза и Суда ЕврАзЭС.

Комиссия Таможенного союза (КТС) - это единый, постоянно действующий регулирующий орган ТС, имеющий постоянный состав и определенные функции. Главной функцией КТС является исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза.

Система принятия решений в области таможенного регулирования на территории Таможенного союза включает:

) Межгосударственный Совет ЕврАзЭС;

) Комиссию Таможенного союза;

) национальные правительства государств - участников Таможенного союза;

) координационные советы руководителей таможенных служб Таможенного союза;

) таможенные органы государств-участников Таможенного союза (национальный уровень).

В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая Таможенный кодекс ТС, международные соглашения, решения КТС, нормативно-законодательные акты государств - членов ТС.

Нормативно-законодательные акты России: Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России.

Международные договоры (соглашения, протоколы), формирующие договорно-правовую базу ТС, а также принятые на основании ТК ТС, - необходимо ратифицировать в государствах - членах ТС в соответствии с их национальными законодательствами (в РФ - ратификация производится федеральными законами, принятыми Государственной Думой, одобренными Советом Федерации).

Решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах - членах ТС и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств - членов ТС, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи КТС соответствующих полномочий4. Таким образом, решения КТС не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия. В Российской Федерации применяются нормы национального законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения, так как к 1 июля (6 июля) 2010 года некоторые из международных договоров, а также решений КТС не вступили в силу. По мере вступления нормативно-правовых документов Таможенного союза нормы национального законодательства будут утрачивать силу. Это предусмотрено в переходных положениях ТК ТС. Кроме того, ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен ТК ТС к уровню национального законодательства. Для их урегулирования разработан Федеральный закон № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Он является своего рода дополнением норм ТК ТС. ТК РФ до его отмены действовал в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза.


1.2 Таможенный кодекс Таможенного союза


Одним из ключевых моментов в формировании Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества является принятие Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, который подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшем органе таможенного союза) на уровне глав государств.

Данным Договором принят Таможенный кодекс Таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.

Таможенный кодекс Таможенного союза - одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» определена дата вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2010 года - с 6 июля 2010 года.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) разработан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Поэтому ТК ТС соответствует самым современным нормам международного права и построен сугубо по прагматическому принципу, с тем чтобы обеспечить максимальную прозрачность и максимальное удобство как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов. Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур. ТК ТС по структуре и терминологии существенно отличается от Таможенного кодекса Российской Федерации и состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования.

При этом заложенные в ТК ТС принципы и порядок таможенного регулирования в целом не отличается от применяемых в настоящее время в Российской Федерации.

ТК ТС не содержит положений, регулирующих систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения службы в таможенных органах. Эти вопросы отнесены к национальному законодательству.

Также к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза отнесены:

порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

правоохранительная деятельность таможенных органов (ОРД, дознание по уголовным преступлениям и административный процесс);

- ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций.

Общая часть ТК ТС состоит из трех разделов:

Основные положения.

Таможенные платежи.

Таможенный контроль.

Глава 1 содержит положения, определяющие суть таможенного регулирования в таможенном союзе, систему таможенного законодательства таможенного союза, понятия единой таможенной территории таможенного союза и таможенной границы таможенного союза.

На этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в Таможенном союзе.

ТК ТС и иные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на единой таможенной территории таможенного союза, которая состоит из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Пределы единой таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством таможенного союза, прежде всего, затрагивают порядок перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, а также перевозку товаров под таможенным контролем по единой таможенной территории таможенного союза, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование в соответствии с таможенными процедурами.

Так же в этой главе дан понятийный аппарат, используемый в ТК ТС, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения с информацией.

Среди основных терминологических и понятийных отличий можно отметить отсутствие в ТК ТС понятия «таможенное оформление», вместо него используются понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров», а также замену понятия «таможенный режим» - «таможенная процедура».

Кроме общих положений, определенных в главе 1, разделом I ТК ТС, регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, вопросы таможенной статистики, определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров, классификации товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

Отдельно следует остановится на вопросах взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.

В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:

таможенных представителей (в ТК РФ - «таможенные брокеры»);

таможенных перевозчиков;

владельцев складов временного хранения;

владельцев таможенных складов;

владельцев магазинов беспошлинной торговли;

уполномоченных экономических операторов.

ТК ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам.

ТК ТС вводится российская система порядка создания таких лиц - через включение в соответствующие реестры, ведущиеся таможенными органами.

Разделы II «Таможенные платежи» и III «Таможенный контроль» содержат основные вопросы, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов и проведением таможенными органами таможенного контроля.

Установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза.

Специальная часть ТК ТС состоит из пяти разделов:

Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

Таможенные процедуры.

Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

Переходные положения.

По концепции ТК ТС все таможенные операции, под которыми понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, можно разделить на две основные группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

К первой группе относятся таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, убытием товаров с такой территории и временным хранение иностранных товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.

Вышеназванные положения ТК ТС по существу аналогичны порядку определенному ТК РФ для прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации, их убытия с такой территории, а также таможенной процедуре временного хранения товаров.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру включают в себя действия связанные с таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации, ее регистрация таможенными органами, представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения) и выпуском товаров (действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры).

Статьей 180 ТК ТС определены четыре вида таможенной декларации, применяемые при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:

декларация на товары;

транзитная декларация;

пассажирская таможенная декларация;

декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определены решениями Комиссии таможенного союза.

В ТК ТС предусмотрена возможность использования в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой. Случаи и порядок использования таких документов в качестве таможенной декларации определены как в ТК ТС, так и могут быть установлены дополнительно решением Комиссии таможенного союза.

ТК ТС воспринял подходы белорусского законодательства в части определения сроков подачи таможенной декларации:

- в отношении товаров ввезенных на таможенную территорию таможенного союза - до истечения срока временного хранения товаров;

- в отношении товаров вывозимых с таможенной территории таможенного союза - до их убытия с такой таможенной территории.

Таможенные режимы - таможенные процедуры в ТК ТС.

ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур (статья 202), из них:

определены непосредственно в кодексе;

(свободная таможенная зона, свободный склад) должны быть установлены международными договорами государств-членов таможенного союза;

(специальная таможенная процедура) при необходимости может быть установлена национальным законодательством государств-членов таможенного союза в отношении категорий товаров, определенных решением КТС (товаров перемещаемых дипломатическими представительствами, консульствами; воинскими формированиями, расположенными за пределами государств-участников таможенного союза и т.п.).

Отдельно следует остановиться на таможенной процедуре таможенного транзита.

Эта таможенная процедура будет применяться при перевозке по единой таможенной территории таможенного союза:

иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5 ст. 215 ТК ТС, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

Учитывая «территориальность» применения таможенной процедуры таможенного транзита, предельный срок этой таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС будет определяться из расчета двух тысяч километров за один месяц.

К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита ТК ТС относит:

обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 ТК ТС;

таможенное сопровождение;

установление маршрута перевозки товаров.

В Разделе VII ТК ТС определены особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и лиц. В частности:

особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц;

особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа;

особенности перемещения товаров для личного пользования;

особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

Таможенный кодекс ТС - это закон прямого действия, обязательный к исполнению на территории трех государств - членов ТС. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а административного законодательства, законов в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии Таможенного союза.

С вступлением в силу с 1 июля (6 июля) 2010 г. кодекса в практику таможенных органов Российской Федерации внедряются новые понятия, по-новому регулируется ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов изменена их правовая природа и смысловое наполнение.


1.3 Международные договоры государств-участников Таможенного союза


Согласно ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса ТС, международных договоров государств - участников ТС и решений КТС, принимаемых в соответствии с ТК ТС. Таким образом, кроме ТК ТС, в области таможенного регулирования будут применяться и другие акты, входящие в законодательство ТС:

международные договоры государств - участников ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС (48 отсылок).

Международные договоры (соглашения, протоколы), формирующие договорно-правовую базу ТС, а также принятые на основании ТК ТС, - необходимо ратифицировать в государствах - членах ТС в соответствии с их национальными законодательствами (в РФ - ратификация производится федеральными законами, принятыми Государственной Думой, одобренными Советом Федерации).

Все международные договоры государств-участников ТС можно разделить на две группы:

- международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС;

- международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы ТС.

К первой группе международных договоров относятся:

1.Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза;

2.Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза;

.Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12 декабря 2008 г.;

.Протокол о международных торговых переговорах государств-участников Соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию от 3 июня 1997 г.;

.Соглашение о применение Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕврАзЭС от 19 мая 2006 г.

Ко второй группе международных договоров государств-участников ТС можно отнести следующие:

1.Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.;

2.Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009;

.Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г;

.Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и /или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г;

.Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г;

.Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.


1.4 Решения Комиссии Таможенного союза


Страны Таможенного союза заключают договор о создании межгосударственных органов, которые должны координировать осуществление единой внешнеторговой политики.

Следует отметить, что единая внешнеторговая политика предусматривает проведение совещаний министров, осуществляющих руководство соответствующими ведомствами, работа которых основывается на деятельности межгосударственного Секретариата. По сути, таможенный союз представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, предусматривающей создание межгосударственных органов.

Причем, в отличие от зоны свободной торговли, такая форма интеграции как таможенный союз считается более глубокой. Единым регулирующим органом таможенного союза является Комиссия таможенного союза, которая действует на постоянной основе. Согласно Договору, заключенному 6 октября 2007 года, в качестве учредителей данной Комиссии выступили Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация. Местом расположения Комиссии таможенного союза стал город Москва. Деятельность Комиссии заключается в издании различных нормативно-правовых актов, подписываемых всеми членами Комиссии. Состав Комиссии таможенного союза включает в себя председателя и двух членов. Председателем Комиссии является Шувалов Игорь Иванович, первый заместитель Председателя Правительства РФ. Членами Комиссии таможенного союза стали Румас Сергей Николаевич, заместитель премьер-министра Республики Беларусь, и Шукеев Умирзак Естаевич, первый заместитель Председателя Правительства Республики Казахстан.

Рабочим органом Комиссии таможенного союза является Секретариат, который занимается организацией работы Межгосударственного совета ЕврАзЭС, высшего органа таможенного союза. Кроме того, Секретариат решает проблемы информационно-технического обеспечения Комиссии. Работа секретариата осуществляется под руководством Ответственного секретаря Комиссии таможенного союза.

Структура Секретариата включает в себя целый ряд департаментов, а именно:

Департамент таможенного администрирования;

Административный департамент;

Департамент торговой политики;

Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

Департамент финансовой политики;

Правовой департамент;

Департамент политики в области санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер и технического регулирования;

Научно-экспертный совет.

Во время принятий решений КТС при голосовании учитывается следующее распределение голосов между членами Комиссии:

член Комиссии от Республики Беларусь - 21,5 голос;

член Комиссии от Республики Казахстан - 21,5 голос;

член Комиссии от Российской Федерации - 57 голосов.

Решения принимаются большинством в 2/3 голосов. При этом решение считается принятым, если государство - член таможенного союза, которое не согласно с принимаемым решением, не заявило о необходимости рассмотрения данного вопроса на очередном заседании Высшего органа таможенного союза.

Принятые Комиссией решения и приложения ним Секретариат размещает на официальном Интернет - сайте Комиссии в течение двух рабочих дней с момента принятия решений, а также обеспечивает последующее опубликование в печатном издании таможенного союза. Дата размещения решения Комиссии на официальном Интернет - сайте Комиссии является датой его официального опубликования.


ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы развития Таможенного союза


2.1 Существующие проблемы таможенного законодательства и пути их решения


С учетом международного опыта, любая экономическая интеграция сопровождается различного рода проблемами и трудностями. Часть из них связана с отработкой норм унифицированного таможенного законодательства на практике.

С момента вступления в силу Таможенного кодекса ТС бизнес-сообщество столкнулось с рядом проблем. Несмотря на то, что работать стало легче, как и год назад, предприниматели говорят об обилие «черных дыр» в законодательстве, чему свидетельствуют итоги совместного исследования РБК daily и кадрового агентства Kelly Services.

«1 июля 2011 года на внутренних границах трех наших стран был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив», - заявил российский премьер-министр Владимир Путин в авторской статье, посвященной интеграционным процессам в Евразии9. Но не у всех такие оптимистичные взгляды.

Для лучшего понимания ситуации приведем в пример опрос, в котором приняли участие руководители служб и специалисты компаний, работающие преимущественно в сфере транспорта и логистики. Как показывают данные опроса, 69% респондентов подтверждают, что Таможенный союз упростил их работу с Белоруссией и Казахстаном. При этом закон «О таможенном регулировании», принятый в ноябре прошлого года и заменивший Таможенный кодекс РФ, положительно сказался на работе примерно 54% опрошенных. Однако при этом в работе таможни осталось много «черных дыр» - это признает 56% компаний (Приложение 1).

Проблемы, существующие в Таможенном союзе:

низкая скорость прохождения постов;

безостановочные проверки на постах;

долгие очереди, которые срывают сроки поставок;

низкий уровень информированности.

Принятию мер со стороны ФТС и решению проблем свидетельствуют следующие данные: обжалование решений по таможенным платежам снизилось на 53%, только 3% деклараций выпускается с задержкой.

Немаловажная проблема для предпринимателей - проблема с начислением НДС (разница в ставках налога в государствах-членах ТС). Также еще не окончена работа по унификации технических регламентов.

Другая важная проблема для бизнеса - различные требования на таможне, т.е. «Таможенный кодекс трактуется разными постами по-разному». Т.к. сейчас все больше вопросов отдается на уровень национального законодательства и каждое государство может устанавливать разные правила.

Таким образом, главная проблема - сложная система законодательства. До создания Таможенного союза участнику ВЭД было достаточно открыть свод законов. Сейчас законодательство Таможенного союза не кодифицировано: есть Таможенный кодекс и многочисленные решения комиссии Таможенного союза, «все это сопоставлять очень сложно».

Отмечая текущие проблемы на стадии формирования Таможенного союза, следует упомянуть, что реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации усилий со стороны государственных органов и представителей бизнеса. Экономическая интеграция предполагает рост взаимной торговли, модернизацию и рост производства, а, следовательно, и ВВП. По оценке Минэкономразвития, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принесет суммарный эффект в размере 16% роста ВВП в ближайшие 10 лет для всех стран-участниц.

В соответствии с Планом действий по формированию единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2012 гг., утвержденному Решением Межгосударственного совета ЕвроАзЭс от 19.12.09 № 35, первый пакет соглашений, касающихся экономической политики, свободы движения капитала, валютной политики, энергетики, транспорта и связи, свободы передвижения рабочей силы, технического регулирования, был введен в действие 1 июля 2011 года, второй пакет должен быть принят к 1 января 2012 года. Согласно указанному плану, утвержденному высшим органом таможенного союза, формирование ЕЭП должно быть завершено до 1 января 2012 года.

Таким образом, учитывая процессы мировой глобализации, а также в рамках реализации стратегических целей государства, Таможенный союз является одним из этапов экономической интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки и реализации положений нового таможенного законодательства будет способствовать унификации таможенных процедур и совершенствованию внешней торговли России с государствами-участниками таможенного союза и третьими странами.


2.2 Перспективы развития таможенного законодательства


До сих пор спустя два года с момента начала существования Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России проводится действительно масштабная работа, и еще не все таможенные правоотношения в ТС урегулированы.

До вступления в силу Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон) были приняты Таможенный кодекс ТС и ряд межправительственных соглашений, что по смыслу и замыслу должно было быть принято и введено в действие одновременно. Затянувшаяся разработка этого Закона, а также отсутствие единых правил конкуренции для стран - участников ТС осложнили применение кодекса и не позволили реализовывать главную идею Таможенного союза - полноценную торгово-экономическую интеграцию трех стран.

Проблема в том, что Таможенный кодекс ТС и соглашения Комиссии ТС регулируют базовые вопросы, но при этом есть множество институтов и положений, где законодательство ТС не дает исчерпывающих ответов на вопросы, а делает лишь отсылку к национальному законодательству. Таких отсылочных норм в Таможенном кодексе ТС большое количество. Поэтому приходилось руководствоваться одновременно нормами как Таможенного кодекса РФ, так и Таможенного кодекса ТС. Это было чревато коллизией несовместимых между собой норм законов и приводило к затруднениям в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу.

Выход из этой ситуации связан с принятием Закона. Именно этот Закон позволяет говорить об устранении ряда проблем, существовавших в таможенном законодательстве, а также о перспективах дальнейшего совершенствования норм. Он определил, когда и в каком порядке Россия будет исполнять те правила, которые установлены нормами союзного таможенного законодательства.

Закон разграничил компетенцию трех уровней российского законодательства и определил, какая из ветвей власти регулирует те или иные вопросы: Госдума - в законах, Правительство и Президент РФ - в подзаконных актах, Федеральная таможенная служба - в ведомственных нормативных актах.

Другой блок вопросов, которые решил Закон - это переоценка правоотношений, связанных с ввозом товаров в Россию и их вывозом из России. В условиях Таможенного союза граница на российско-казахстанском и российско-белорусском участках таможенной границей не является. Тем не менее по экономической логике это все равно ввоз и вывоз товаров, то есть по-прежнему экспорт и импорт, поскольку товар покидает экономическое пространство России или, наоборот, попадает в него. В условиях еще неполной унификации торговых режимов с третьими странами и некоторых противоречий во внутреннем регулировании экономических отношений выработан комплекс механизмов - как Россия может защищать собственные экономические интересы в условиях ее нахождения в этом Таможенном союзе. Речь идет и о взаимной торговле, и о товарах из третьих стран.

Система законодательства таможенного регулирования в Таможенном союзе - это шесть уровней, где три верхних уровня подразумевают отсылки на более низкие уровни. Для реализации этих отсылок как раз и готовился Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Помимо реализации предусмотренных законодательством Таможенного союза отсылочных норм этот закон также решает еще две вещи. Первое это организационные вопросы функционирования Российской таможенной службы, второе это реализация тех норм, которые не отражены в Таможенном кодексе Таможенного союза, например, это правоохранительная составляющая. Всего отсылочных норм на национальное законодательство в Таможенном кодексе содержится чуть более 200. В целом Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по структуре готовился в полном соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, то есть порядок следования тем сделан так же, как и в ТК ТС, чтобы можно было, имея перед собой два документа, идти последовательно по нормам и отсылкам.

Законом урегулированы вопросы, касающиеся системы таможенных органов, их обязанности, правомочия и ответственность, порядок обжалования действий должностных лиц таможенных органов, информирование, консультирование, ведение реестров в околотаможенной сфере, вопросы платежей, установление и проведение отдельных форм таможенного контроля, имеющих свои особенности, распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, особенности таможенного декларирования и таможенных процедур для отдельных видов товаров.

Иные упрощения связаны с вопросами декларирования, уплаты платежей, общения с таможенными органами. При реализации этих норм, также как и в ряде других случаев, законодатели забежали вперед, заложив нормы, которые не совсем точно соответствуют нормам Таможенного кодекса ТС, и те нормы, которые сейчас будут предлагаться для изменения в Таможенном кодексе ТС.

Большинство нововведений, внесенных в законодательство, направлено на ускорение и упрощение таможенных операций. На этот счет было два адресных поручения президента Российской Федерации, которые в законе реализованы. Все это направлено на повышение эффективности таможенного контроля при условии не увеличения случаев нарушения таможенного законодательства и обеспечения формирования единой таможенной территории с применением единых модифицированных подходов.

Установлены значительные упрощения в отношении экспорта. Не облагаемый пошлинами экспорт был в определенной степени урегулирован уже в Таможенном кодексе ТС. В Законе это получило дальнейшее развитие. Таким образом, тренд в этом вопросе выбран следующий: если экспортный товар не облагается пошлиной, ему не требуется подтверждать таможенную стоимость, заявленный код товара подтверждается конкретным закрытым перечнем. Подготовлено Постановление правительства Российской Федерации о том, чтобы сборы при этом взимались по фиксированной ставке, также не зависящей от таможенной стоимости. Ведется работа по изменению принципа валютного контроля в этом случае, направленная на то, чтобы паспорт сделки при таможенном оформлении не представлялся. Также обсуждается вопрос потолка стоимости внешнеторгового договора, при котором паспорт сделки вообще не требуется. То есть в части валютного контроля представление документов при декларировании также будет упрощено.

В свое время предлагалось исключить из перечня документов, представляемых при декларировании экспорта, транспортные документы, потому что для целей таможенного контроля при экспорте эти документы не нужны, но министерство транспорта настояло на том, чтобы именно при таможенном оформлении были представлены накладные. Возможно, что впоследствии, когда РЖД перейдет на более современные, технологичные условия работы, произойдет отказ от представления РЖД накладных при таможенном оформлении.

Есть ряд упрощений, связанных с таможенным декларированием товаров. Во-первых, в Кодексе заложено, как норма, переход на обязательное декларирование в электронном виде без предоставления бумажных документов. При этом в переходных периодах предусмотрен переходный срок до 1 января 2014 года, когда декларироваться можно и в электронном и бумажном виде, по выбору декларанта. Также ФТС России дано право сокращать перечень документов, представляемых при декларировании товаров в зависимости от формы таможенного декларирования, видов декларации, таможенной процедуры, категории товаров и лиц их перемещающих. Это основа для реализации работы, которая уже началась в ФТС России по установлению дифференциации участников ВЭД по различным коридорам. Запланировано пять категорий участников ВЭД в зависимости от устойчивости, прозрачности и законопослушности и как раз эти нормы, позволяющие решениями таможни сокращать количество документов и сведений, требуемых при декларировании, позволят развивать систему дифференциации участников ВЭД.

В законе в соответствии с Таможенным кодексом реализованы возможности установления национальным законодательством особенностей классификации декларирования товаров, поставляемых на территорию Российской Федерации в течение определенного периода. То есть здесь как бы два направления, во-первых, это классификация таких товаров, поставляемых в несобранном или некомплектном виде, а во-вторых, это особенности декларирования таких поставок. Ушло требование о предельном сроке ввоза комплектного оборудования. Таможенные органы будут ориентироваться исключительно на контрактные обязательства, то есть если контрактом предусмотрена поставка нового прокатного станка до 7-8 лет, значит, срок этой процедуры будет 7-8 лет. Верхнего ограничительного срока в настоящее время нет.

В настоящее время данный порядок также предусматривает получение разрешения выдаваемого таможенным органом, но при этом порядок будет носить уведомительный характер, то есть по заявлению.

Статьей 215 установлено, что выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее одного рабочего дня следующего за днем регистрации таможенной декларации, то есть это воспроизведена норма Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно статистике в настоящее время, в первый день, то есть в день подачи декларации, выпускается при импорте 98,2% деклараций, при экспорте 99,3% деклараций, на второй день, то есть день следующий за днем подачи, при импорте 1,3% деклараций, при экспорте 0,5% деклараций. Таким образом, более 2 дней, то есть это те случаи, когда возникает необходимость продления сроков выпуска - при импорте это 0,5%, при экспорте - 0,1%.

В законе получили развитие механизмы применения института финансовых гарантий - это генеральное обеспечение таможенных платежей, залог имущества, банковские гарантии, внесение денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин.

Закон также определяет упрощенный порядок временного ввоза/ допуска и временного вывоза научных и коммерческих образцов. Установлен и ряд иных упрощений, например, установлена возможность заявления таможенной процедуры уничтожения, установлена возможность декларирования в упрощенном порядке по заявлению, в том числе и образцы, которые перемещаются курьерами, а также научные коммерческие образцы, стоимость которых не превышает 300 тысяч рублей. Срок выпуска, при этом, для таких коммерческих и научных образцов определен так же, как и для необлагаемого пошлиной экспорта - 4 часа. Также предусматривается ряд случаев освобождения от взимания в отношении этих товаров по таможенным сборам и таможенным операциям.

В связи с тем, что Таможенным кодексом России регулирование блока платежных вопросов отнесено именно на национальное законодательство, в Федеральном законе этому посвящена значительная часть. Так статьей 117 Закона предусмотрена возможность применения новых технологий уплаты таможенных платежей посредством платежных карт. При этом в отличие от первой редакции, когда речь шла только о специальной системе, создаваемой для этих цели, в итоговом виде в Федеральный закон включена норма о том, что порядок будет общий, неважно какая система используется для уплаты платежей. Это сделано для того, чтобы в перспективе перейти к уплате платежей через любой банкомат, стоящий на улице, а также для использования электронной системы е-банкинга для уплаты платежей. Эта работа сейчас ведется параллельно с разработкой Федерального закона о национальных платежных системах и о платежных терминалах, то есть реализация этой нормы получит свое продолжение в этих законах. Только электронные платежи позволят реализовать поручения Президента об электронном декларировании действительно в безбумажном виде, чтобы не получалось так, что декларирование происходит в электронном виде, а платежные документы приходится привозить в бумажном. Остается еще решить этот вопрос.

Серьезным элементом доверия таможенных органов является и положение о том, что при обнаружении таможенными органами незаконно перемещенных товаров, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов, у лиц приобретших эти товары на таможенной территории, то есть, можно сказать, у добросовестных законопослушных приобретателей, им предоставляется возможность уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования в упрощенной виде с освобождением от тяжелых видов административной ответственности.

Ряд упрощений в части уплаты платежей на товары промышленного назначения могут устанавливаться отдельными Постановлениями правительства. Так, в уже подготовлены проекты постановлений, предусматривающих установления фиксированного размера сборов за таможенное оформление в отношении высокотехнологичных товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

Таким образом, большинство нововведений вносимых в таможенное законодательство направлено именно на упрощение и ускорение таможенных операций при условии не допущения снижения эффективности таможенного контроля. Для участников ВЭД эти упрощения выражаются, прежде всего, в создании механизма упрощения в прохождении таможенных формальностей.

Есть большой блок переходных положений. Он написан достаточно взвешенно, исходя из нынешних реалий, то есть с учетом того, что Закон принят достаточно поздно, что еще не все решения Комиссии приняты, не все международные соглашения под Таможенный кодекс приняты. По ряду случаев предусмотрены достаточно длительные переходные периоды, например, в части сборов за таможенное оформление, в части возможности работы реестровой деятельности, особенно той реестровой деятельности, которой не было в России, то есть это магазины беспошлинной торговли и уполномоченный экономический оператор. Деятельность, которая сейчас осуществляется в рамках беспошлинной торговли и в рамках специальных упрощенных процедур, пролонгируется практически российской стороной.

В Кодексе присутствуют статьи, на которые необходимо обратить внимание. Первое, это статья о том, что для реализации государственной политики в области таможенного дела таможенные органы будут привлекать некоммерческие организации, объединения бизнеса и так далее. Этим Законом впервые установлен механизм, который позволит бизнесу не только принимать участие, но и в определенной степени влиять на решения Федеральной таможенной службы в вопросах установления нормативного регулирования в соответственных случаях, когда закон позволяет это делать актами ФТС России.

Введена статья по оценке деятельности таможенных органов. При этом сразу указаны основные направления, по которым деятельность таможенных органов будет оцениваться. Здесь три направления - это удобство для бизнеса, это полнота уплаты платежей в федеральный бюджет и правоохранительная деятельность. При этом первое направление, то которое должно было звучать, как таможенный контроль, трансформировалось именно в «удобство таможенного контроля для бизнеса». Во второй пункт этой статьи на последних этапах добавилось еще предложение, которое внесло РСПП, о том, что мониторинг эффективности деятельности таможенных органов будет осуществляться не только правительством, но и с участием представителей бизнеса.

Введена статья 206, позволяющая уменьшить произвол таможенных органов, когда сотрудники просто отказываются принимать и регистрировать декларацию. Эта статья позволит бороться с такими случаями, т.к. такие нарушения входят в число самых основных нарушений, с которыми необходимо бороться. Но, тем не менее, раз такие нарушения есть, раз бизнес высказывает проблемы в этом направлении, значит необходимо эти проблемы решать.

Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности (Таджикистан). Украинской делегации без подписала договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, который делает перспективы членства Украины в ТС значительно более реальными.

октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. И хотя официально Киргизию сразу же включили в состав ТС, реальное её присоединение произойдёт чуть позже, ближе к наступлению 2012 года. 26 июля 2010 года президент Сирии Башар Асад выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены, был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли.

Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом.

октября 2011 года Молдова начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу.

В октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО, нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС.

Правительство Кыргызской Республики на заседании 11 апреля 2011 года приняло решение о начале процедуры присоединения республики к Таможенному союзу. Решением межгосударственного совета ЕврАзЭС 19 октября 2011 года была создана рабочая группа по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе. Планируется, что к 1 декабря 2013 года рабочая группа завершит анализ законодательства, внешнеторговых обязательств и состояния таможенной инфраструктуры Кыргызстана, а также оценит экономический эффект и последствия присоединения Республики к ТС ЕврАзЭС. По результатам этого анализа ЕЭК направит правительству Кыргызстана «дорожную карту» с перечнем мероприятий необходимых для вступления страны в ТС.

11 июля 2012 года президент <#"center">Заключение


Таможенный союз, создавался как первый кирпич в едином здании будущего Единого Экономического Пространства. Согласно планам правительств России, Белоруссии и Казахстана, Единое экономическое пространство будет создано уже 1 января 2012 года. В октябре 2011 года был подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. Некоторые эксперты считают, что договор является стартовой точкой как для создания новых объединений, так и для увеличения общего числа членов.

В ходе саммита ЕврАзэс в октябре 2011 года, Владимир Путин объявил о начале реализации планов по созданию Евразийского союза на основе будущего Единого Экономического Пространства. И хотя структура будущей организации и конкретные планы по её созданию ещё не определены, уже высказывались пожелания о создании паспортного, визового и валютного союзов в рамках планирующегося объединения.

В ходе преобразования Таможенного союза будет совершенствоваться и его законодательство.

Реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации усилий со стороны государственных органов, представителей бизнеса, государств-компаньонов. Экономическая интеграция предполагает рост взаимной торговли, модернизацию и рост производства, а, следовательно, и ВВП. По оценке Минэкономразвития, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принесет суммарный эффект в размере 16% роста ВВП в ближайшие 10 лет для всех стран -участников.


Приложение № 1



Приложение № 2



Библиография

1.Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятом Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17

.Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г.

.Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» от 29 декабря 2010 г.

.Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

.Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС».

.Бякешев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. - Проспект -2009 г.

.Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах: Учебное пособие, М. 2009г.

.Драганов В.Г., Рассолов М.М. Таможенное право. - М.:ЮНИТИ - 2009г.

.http://tsouz.ru

.http://www.customs.ru

.http://www.wikipedia.ru


Теги: Проблемы и перспективы развития законодательства Таможенного союза  Курсовая работа (теория)  Таможенное право
Просмотров: 8379
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Проблемы и перспективы развития законодательства Таможенного союза
Назад