Нормативно-правовые основы службы в таможенных органах

Содержание


Введение

. Система законодательства о государственной службе

. Специальное законодательство о таможенной службе в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы


Введение

государственный таможенный служба

Государственная служба становится все более важным институтом государственной власти, а государственные служащие - ведущими субъектами ее осуществления. Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности. Поскольку государственная служба представляет собой общественный институт, то процесс институционализации государственной службы устанавливает принципы формирования государственно-служебного правоотношения: состав государственных должностей, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) функции; правовой статус служащего; прохождение службы: прекращение государственно-служебного отношения. Этому правовому институту соответствуют конкретные законодательные и иные нормативные акты, определяющие все основные элементы этого института, включая Федеральный Закон об основах государственной Службы РФ. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Объект исследования - законодательство о государственной службе. Предмет исследования - общественные правоотношения, возникающие при прохождении государственной службы. Цель исследования - анализ сущности государственной службы РФ и законодательства о ней. Для достижения цели исследования выделяются следующие задачи:

.определение понятия и структуры законодательства о государственной службе; выделение главных элементов законодательства РФ о государственной службе;

.определение приоритетов и практики в правовом регулировании государственно-служебных отношений;

1.Система законодательства о государственной службе


Законодательство о государственной службе включает: Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, специальные Федеральные законы, посвящённые государственной службе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иные Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и иные нормативно-правовые акты.

В соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, т.е. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (ч. 4 ст. 2 Закона № 58-ФЗ). Осуществление правового регулирования гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако практическая организация региональной гражданской службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.

Все граждане России в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к гражданской службе. Это положение соответствует требованиям п. «c» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Это означает равное право всех граждан России на занятие любой должности гражданской службы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Не допускается установление при приеме на государственную службу прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных законом.

Гражданским служащим может быть лишь гражданин, добровольно «взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы». Это положение соответствует ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, установившим запрет принудительного труда в Российской Федерации. Юридический факт принятия гражданином России обязательств прохождения гражданской службы подтверждается его заявлением на имя уполномоченного руководителя государственного органа с просьбой о назначении на искомую должность гражданской службы, изданием акта государственного органа о назначении и закрепляется подписанием сторонами служебного контракта.

При назначении гражданина на должность гражданской службы заключается служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Закрепление согласительной процедуры между представителем нанимателя и гражданином (гражданским служащим) соответствует положениям Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина (ст. 37 и др.). Право гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; запрет принудительного труда; право на труд в надлежащих условиях с достойным вознаграждением и многое другое обеспечивается в сфере гражданской службы заключением служебного контракта между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу или находящимся на гражданской службе.

В новом Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» есть два определения государственного служащего: федерального и субъекта Федерации, которые совпадают по содержанию (ст. 10). В силу этого их вполне возможно объединить: федеральный (субъекта Федерации) государственный служащий - это гражданин России, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной (субъекта Федерации) государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального (субъекта Федерации) бюджета. Следовательно, у государственного служащего выделяются три признака: гражданин России, осуществляющий деятельность на должности государственной службы, получающий денежное содержание. Аналогичное определение имеется и в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 13).

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе) устанавливает: «Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

·Российской Федерации;

·федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

·субъектов Российской Федерации;

·органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

·лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

·лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации».

Правовой статус государственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба.

Российское законодательство о государственной службе определяет систему и виды государственной службы. Закон № 58-ФЗ классифицирует государственную службу на три вида, составляющих единую систему: гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта РФ.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Путем внесения изменений и дополнений в Закон № 58-ФЗ могут быть установлены и другие виды федеральной государственной службы. В субъекте РФ организуется гражданская служба субъекта РФ.

Соответствующие законы о государственной службе, служебные контракты и должностные регламенты устанавливают множество обязательств служащего при прохождении государственной службы различных видов.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов определяется в данном контексте установлением для каждого вида государственной службы однотипных или традиционных обязательств для государственного служащего, например: обязательств по правильному, добросовестному и на высоком профессиональном уровне исполнению возложенных на служащих должностных обязанностей; обязательств соблюдения законодательно установленных ограничений и запретов; обязательств соблюдения требований к служебному поведению; обязательств заключения служебного контракта и соблюдения всех его условий; обязательств при проведении аттестации, сдачи квалификационных экзаменов, соблюдения служебного распорядка государственного органа, по дополнительному профессиональному образованию, профессиональной переподготовке или повышению квалификации.


2.Специальное законодательство о таможенной службе в Российской Федерации


Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013), правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

В общем виде систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью, единством целей и задач (непосредственное осуществление таможенного дела) совокупность таможенных органов. Она объединена функциональным единством органов, имеющих общий функциональный и организованный центр - ФТС России, и во взаимоотношениях друг с другом, характеризующихся соподчиненными организационными связями, и в целом составляет органически взаимосвязанную и единую, относительно обособленную группу звеньев таможенных органов. Можно говорить о большей или меньшей степени единства и целостности тех или иных систем (подсистем) государственных органов. Однако совокупность таможенных органов может быть признана в качестве единой системы органов, действующих в такой специфической сфере, как таможенное дело.

Следовательно, рассматривать правовой статус и место в системе таможенных органов Службы контроля соблюдения законодательства необходимо с учетом указанного единства таможенных органов.

Целесообразно отметить, что система таможенного ведомства характеризует принцип иерархического построения, предполагающий отношения жесткой субординации между звеньями ведомства по вертикали. Каждый из элементов таможенной системы в процессе организации управления имеет как бы двойной статус, то есть выступает одновременно и как его субъект, и как объект. Единство и иерархичность таможенной системы, двойной статус ее элементов обусловливает ее общую детерминированность, то есть такую взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного компонента отражается на состоянии и деятельности всей системы.

ФТС России, а через него и нижестоящие таможенные органы с точки зрения управленческих связей подчиняются Минэкономразвития, Правительству и Президенту России. Соподчинение выражается в одновременном подчинении субъектов управления двум и более вышестоящим органам государственной власти. Соподчинение, в отличие от двойного подчинения, применяется по вертикали.

Следует отметить, что, помимо общей таможенной системы, структурными компонентами которой являются отдельные таможенные органы, системными признаками обладает и каждый из составляющих ее органов (своего рода «система внутри системы»). Каждый таможенный орган состоит из целого ряда структурных подразделений: управлений, отделов, групп. Эти структурные подразделения и составляют требуемый набор компонентов (элементов) таможенного органа как системы.

Служба в таможенных органах - это особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

С принятием Федерального закона «О службе в таможенных органах» (1997 г.) и до принятия Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (2002 г.) все должностные лица являлись сотрудниками таможенных органов, которым в установленном законом порядке присваивались специальные звания. Согласно Федеральному закону № 78-ФЗ часть сотрудников перешла на должности федеральной государственной гражданской службы, содержание понятия должностного лица таможенных органов претерпела изменения.

К должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в настоящее время относятся:

) лица, которым в установленном порядке присвоены специальные звания - сотрудники таможенных орган;

) лица, которым присваиваются классные чины. Закон «О службе в таможенных органах» прямо не называет должностных лиц, которым присваиваются классные чины, федеральными гражданскими служащими, что создает некую законодательную неопределенность в их правовом статусе.

Таким образом, в настоящее время понятие «должностные лица таможенных органов» является собирательным, включающим в себя две категории служащих, проходящих службу в таможенных органах.

Следует отметить, что Федеральный закон № 78-ФЗ не установил критерии, по которым должно было происходить разделение должностей на категории. В результате перехода части сотрудников таможенных органов на условия государственной гражданской службы сотрудниками остались должностные лица правоохранительного блока таможенных органов РФ (подразделения, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, административными расследованиями, подразделения силового обеспечения, авиационные, морские, воздушные подразделения), а также руководящий состав таможенных органов до начальников отделов включительно. Вместе с тем в таможенных органах происходит постепенный перевод руководителей неправоохранительного блока на должности федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, можно предположить, что в перспективе сотрудниками таможенных органов останутся только сотрудники правоохранительных подразделений. Представляется, что с принятием федерального закона «О правоохранительной службе» понятие «сотрудник таможенного органа» должно приобрести четкую концептуальную основу.

Отнесение должностного лица к той или иной категории имеет принципиальное значение, так как, по сути, определяет вид службы, которую они проходят в таможенных органах, а также правовое регулирование. Различия в правовом регулировании двух категорий должностных лиц таможенных органов влекут за собой различный порядок прохождения службы в таможенных органах, а также различный правовой статус должностных лиц, в том числе набор предоставляемых социальных гарантий и льгот.

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются должности работников таможенных органов. Должностные обязанности работников не связаны с выполнением задач и функций, возложенных на таможенные органы. На должностях работников в таможенных органах работают водители, уборщики, коменданты, кладовщики, лифтеры, сторожа, архивариусы и др.

Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде. Приказом ГТК России от 28 декабря 1999 г. № 930 утверждена Типовая форма трудового договора с работниками таможенных органов.

Поступление на таможенную службу в качестве сотрудника осуществляется на условиях контракта, который может заключаться на срок от одного года до десяти лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Кроме того, для принимаемых на работу может быть установлен и испытательный срок до 6 месяцев. С государственными гражданскими служащими в настоящее время заключаются бессрочные контракты.

В содержание контракта включаются обязательные (необходимые) и дополнительные условия службы сотрудника.

Граждане при поступлении на службу в таможенные органы, а также сотрудники таможенных органов обязаны ежегодно представлять в налоговые органы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

Не принимаются на службу в таможенные органы недееспособные, ограниченно дееспособные, а также лица при наличии у них неснятой или непогашенной судимости. Обязательным условием назначения на должность в таможенном органе является принятие присяги. Правовой статус должностного лица таможенного органа выражен в первую очередь в его правах и обязанностях. К основным правам сотрудника относятся права на:

) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

) посещение с целью исполнения должностных обязанностей организаций любых форм собственности;

) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;

) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;

) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;

) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание ФТС;

) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;

) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 ТК.

Должностные лица таможенных органов проходят аттестацию, целью которой выступает объективная оценка служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определение его соответствия занимаемой должности, а также представление к государственной награде РФ. Профессиональное образование, в том числе повышение квалификации, кадров считается насущной необходимостью для достижения как общегосударственных, так и локальных задач.

Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя таможенного органа мотивированные рекомендации о повышении сотрудника в должности, о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность, о снижении или назначении на другую должность. При этом то или иное решение носит для начальника таможенного органа рекомендательный характер. Он принимает соответствующее решение (о повышении или понижении сотрудника в должности, оставлении его на прежней должности, увольнении и т.д.) не позднее чем через 2 месяца со дня утверждения аттестации. Если сотрудник представляется к государственной награде, в решении аттестационной комиссии на основании его конкретных заслуг указывается, достоин он этого или нет. В случае несогласия сотрудника с решением начальника таможенного органа, принятым по результатам аттестации, он вправе обжаловать это решение у начальника вышестоящего таможенного органа или в суде. По общему правилу аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.


Заключение


По итогам исследования можно сделать выводы:

.Система законодательства о государственной службе состоит: из Конституции РФ, Федеральных законов (регламентируют вопросы о государственной службе, о денежном содержании, о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов), из подзаконных актов (регламентируют вопросы о порядке и условиях выплаты ежемесячной надбавки к пенсии, о предоставлении отпуска т.п.), из локальных ненормативных актов (в них отражены функциональные обязанности по должности, приказы, аналитические данные и т.п.);

.Федеральный закон о государственной гражданской службе в большинстве своем ориентирован на нормы трудового права, с применением терминологии служебного права. Это обособило правое регулирование труда (служебной деятельности) гражданских служащих, которое объективно выдвигает необходимость формирования комплексной отрасли (или подотрасли) на стыке государственного, административного и трудового права;

.Для лиц, занимающих должности в таможенных органах, характерно различие в отдельных аспектах их правового статуса (сверх общих требований к государственным служащим). Такое расхождение проявляется, например, в знаках отличия, сроке испытания при приеме на работу, необходимости принятия присяги, пенсионном обеспечении и др. В частности, для должностных лиц таможенных органов ФТС России устанавливаются квалификационные требования, предполагающие обязательный стаж работы по специальности или нахождения на государственной службе от одного года до десяти лет в зависимости от должности, вида и категории таможенного органа.

Список использованной литературы


1.Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Проспект, 2012 - 484 с.

2.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013)

3.Федеральный Закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ

4.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред.14 февраля 2010 г.)

5.Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ. (ред. от 28.12.2010) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011)

.Костромина С.В. К вопросу о разграничении полномочий в сфере правового регулирования государственной гражданской службы //Государственная служба. 2009. № 1 (57).

7.Ноздрачев, А.Ф. Административная организация таможенного дела. - М.: МЦФЭР, 2005. - С. 262-313.

8.Прибытко Ю.А. К вопросу о понятии обязанности государственного служащего // Бизнес в законе: экономико-юридический журнал. - М.: Юр-ВАК, 2008. - №1. - С. 62-63.

.Старилов Ю. Н. Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М.: Издательство НОРМА, 2007. - 600 с.

10.Управление таможенным делом / В.В. Макрусев и др.. - СПб.: Троицкий мост, 2012. - С. 120-410.

.Шебураков, И.Б. Методологические аспекты оценки результативности деятельности государственных гражданских служащих. - Вологда: Легия, 2010. - 111 c.


Теги: Нормативно-правовые основы службы в таможенных органах  Реферат  Таможенное право
Просмотров: 34572
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Нормативно-правовые основы службы в таможенных органах
Назад