Практика применения антидемпинговых пошлин

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Глава 1. Общетеоретическая характеристика особых пошлин в РФ

.1 Понятие, содержание, критерии антидемпинговых мер и применение антидемпинговых пошлин

.2 Понятие, сущность и общие принципы применения компенсационных мер

.3 Понятие и применение специальных защитных мер, введение предварительной специальной пошлины

Глава 2. Практика применения антидемпинговых пошлин

.1 Мировая практика применения антидемпинговых мер: перспективы для России

.2 Особенности применения антидемпинговых пошлин в современных условиях в РФ

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны - сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.

Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры. Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.

Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия не является исключением) составляют ввозные пошлины, основной функцией которых является защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

Вывозная пошлина служит в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а затем - для пополнения доходной части бюджета.

Ввозные таможенные пошлины играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования.

В результате стремительного входа России в рыночную экономику конкретные размеры таможенных пошлин изменяются достаточно динамично.

Кроме традиционных ввозных пошлин должны использоваться особые пошлины: специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Целью курсовой работы является изучение применения особых пошлин в РФ и анализ практики применения антидемпинговых пошлин.

В связи с поставленной целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:

. Рассмотреть понятие, содержание и применение антидемпинговых пошлин.

. Рассмотреть понятие, сущность и принципы применения компенсационных пошлин.

. Раскрыть понятие и применение специальных защитных мер.

. Проанализировать мировую практику применения антидемпинговых мер и перспективы для РФ.

. Особенности антидемпинговой политики Таможенного союза и меры защиты российского рынка после присоединения к ВТО.


ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЫХ ПОШЛИН В РФ


.1 Понятие, содержание, критерии антидемпинговых мер и применение антидемпинговых пошлин


При осуществлении внешней торговли наиболее часто применяется такой специфический вид недобросовестной конкуренции, как демпинг. Под демпингом понимается недобросовестная ценовая конкуренция на внешнем рынке, при которой товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже «нормальной», т.е. той, по которой они могут быть проданы на внутреннем рынке страны экспортера или производителя. Тем не менее сам по себе демпинг не запрещен, а меры, противодействующие демпингу, могут быть введены только после проведения расследования, являющегося квази-судебной процедурой, и выявления обстоятельств, требующих компенсации ущерба от демпинговых операций, т.е. того, что подобная тактика может наносить ущерб национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей. В случае если демпинговые поставки носят единовременный характер, то они нарушают сложившееся равновесие на рынке, если такие поставки носят долговременный характер, то они могут привести к исчезновению отечественных производителей и в дальнейшем повышению цен на товар.

Антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств.

Антидемпинговые меры применяются в виде антидемпинговых пошлин, устанавливаемых в размере, равном размеру рассчитанной маржи демпинга, или в виде ценовых обязательств, которые фактически представляют собой соглашения между органом расследования и иностранным производителем/экспортером о поставке товара по соответствующей цене не ниже определенного уровня и взимаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Первое антидемпинговое законодательство Европейского союза было принято в 1968 г. и с тех пор неоднократно изменялось. Важность антидемпингового регулирования для международной торговли привела к тому, что в 1974 году в ходе Уругвайского раунда было заключено Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговым кодексом ГАТТ-ВТО).

В рамках данного Соглашения существующие до этого правила ЕС были заменены на новый Антидемпинговый регламент, который вступил в силу 1 января 1995 г. Данный регламент в свою очередь был усовершенствован в результате принятия Регламента № 384/96 от 02.12.1996. Решение № ECSC/2277/96, которое регулирует импорт угля и стали, было принято 2 декабря 1996 г. Эти две нормы были одобрены на Уругвайском раунде как соответствующие ГАТТ. В этих документах устанавливается, что расходы ЕС по применению антидемпинговых мер не должны превосходить полученные от них выгоды, т.е. применение мер не должно наносить вреда интересам ЕС. В отношении стран с нерыночной экономикой ЕС может установить специальный порядок введения антидемпинговых мер.

Антидемпинговый кодекс является обязательным актом для всех стран-членов ВТО. Он содержит базовое (стандартное) определение демпинга, все случаи отклонения от базового определения, процедуру проведения антидемпингового расследования, а также виды антидемпинговых мер и основания их пересмотра.

Применение антидемпинговых пошлин связано с наличием одновременно трех обстоятельств:

1)факта ввоза товаров на российскую таможенную территорию по цене, более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров, в стране экспорта;

2)наличием материального ущерба или угрозы его нанесения;

3)причинно-следственной связи между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в РФ, с другой стороны.

Прежде всего, антидемпинговое законодательство закрепляет определение демпинга. При этом следует отличать демпинг от продажи товара по ценам, вытекающим из обоснованных низких издержек или более высокой производительности труда. Ключевым критерием определения демпинга является соотношение экспортной и «нормальной» цены. Считается, что товар является демпинговым в том случае, если экспортная цена ниже сравнимой цены, по которой аналогичный товар продается по обычным торговым каналам в стране-экспортере. «Нормальная» цена обычно базируется на ценах, уплачиваемых за данный товар в процессе обычной торговли между независимыми поставщиком и покупателем в стране-экспортере.

В том случае, если экспортер не производит или не продает аналогичный товар в своей стране, «нормальная» цена может быть определена на основе цен других продавцов или производителей. Кроме того, в том случае, если объем продаж не является существенным (меньше 5% от объема экспорта), а также если рыночная ситуация не позволяет провести адекватное сравнение цен, «нормальная цена» может быть рассчитана на основе издержек производства в стране происхождения экспортного товара.

В случаях со странами с так называемой нерыночной экономикой расчет «нормальной» цены производится на основе сравнения с издержками в третьей стране с рыночной экономикой или на основе цен, используемых в торговле аналогичным товаром между третьими странами с рыночной экономикой.

Другим параметром, необходимым для определения факта демпинга, является экспортная цена, т.е. цена, уплаченная или подлежащая уплате за товар, поступающий на рынок ЕС. В случае если невозможно определить экспортную цену, она может быть сконструирована на основе цены, по которой этот товар впервые был продан независимому покупателю.

Величина антидемпинговой пошлины, как правило, определяется величиной демпинговой маржи, т.е. разницей между экспортной и «нормальной» ценой. В то же время законодательство ЕС дополняет условия применения антидемпинговых мер ВТО своими положениями, используя Соглашение о применении статьи VI ГАТТ 1994 г. как институциональные рамки.

Что касается критериев ущерба, то регулирование предполагает следующее. Определение ущерба, наносимого европейской промышленности, оценивается по следующим позициям:

объем товара, импортируемого на условиях демпинга (в абсолютных показателях или в относительных показателях соотношения с объемом производства на европейском рынке);

цена поставляемого товара с целью определения разницы с ценой на аналогичный товар на европейском рынке;

последовательный эффект для производства в рамках ЕС, прежде всего с точки зрения загрузки производственных мощностей, запасов, продаж, нормы прибыли, занятости и т.п.

В соответствии с положениями ст. 2 Соглашения применении статьи VI ГАТТ предпочтительными методами установления факта демпинга для использования органами, проводящими антидемпинговые расследования, являются:

сравнение средневзвешенной нормальной цены со средневзвешенными ценами всех сопоставимых экспортных сделок;

сравнение нормальной стоимости и экспортной цены по конкретным сделкам.

Эти методы называются симметричными.


.2Понятие, сущность и общие принципы применения компенсационных мер


Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется для нейтрализации воздействия специфических субсидий, экспортирующего иностранного государства.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Понятие «субсидия» закреплено в Соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным мерам, и все субсидии в ВТО подразделяются на 3 основных категории:

запрещенные (направленные на импортозамещение или напрямую связанные с результатами экспорта), которые подлежат устранению;

специфические субсидии, т.е. финансовая поддержка, предоставляемая одному или группе предприятий, отрасли или группе отраслей, определенному региону на определенный период времени. Именно эти субсидии являются предметом компенсационных расследований, т.к. создают неравные условия конкуренции для предприятия/отрасли/региона;

допустимые, общие субсидии, носящие «горизонтальный» характер, т.е. доступные без исключения всем предприятиям/отраслям/регионам на равных условиях. Такие меры не являются предметом компенсационных расследований, т.к. не предоставляют привилегий отдельным субъектам рынка.

За исключением запрещенных субсидий прочие виды субсидирования, как и демпинг, не являются запрещенной практикой. Предметом расследования они становятся с учетом возможности их «искажающего» воздействия на конкуренцию. Эти меры также вводятся на срок не более 5 лет с возможностью последующего продления по итогам пересмотра. Действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования. При этом под прекращением субсидирования понимается не прекращение, к примеру, действия законодательного акта, которым предоставляется субсидия, а фактически прекращение действия того преимущества, которое предоставляется получателю субсидии, иначе еще называемое прекращением действия «полезного эффекта» субсидии.

Компенсационные меры применяются в форме компенсационных пошлин, устанавливаемых в размере, равном размеру предоставленной субсидии на единицу товара, либо в виде ценовых обязательств, которые фактически являются соглашениями между органом расследования и иностранным производителем/экспортером о поставке товара по цене не ниже определенного уровня, при котором импорт не будет наносить ущерб отечественным производителям. Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 13 октября 2004 года №546).

При определении компенсационной пошлины ключевым понятием является специфическая субсидия иностранного государства.

Под субсидией иностранного государства понимается финансовое содействие, поступающее извне, оказываемое в пределах территории иностранного государства и дающее получателю субсидии дополнительные преимущества. Иностранные субсидии могут быть предоставлены непосредственно правительством иностранного государства или иным государственным органом либо негосударственной организацией по поручению правительства иностранного государства.

Современная практика поощрения экспорта знает случаи, когда субсидирующий орган или законодательство страны-экспортера устанавливают и соблюдают объективные критерии или условия, определяющие безусловное право на получение субсидии и ее размер. В таких случаях иностранная субсидия уже не может считаться специфической, и, следовательно, исчезает основание применения компенсационной пошлины.

Решение о введении компенсационной пошлины может быть принято в течение срока действия специфической субсидии иностранного государства. При этом ставка компенсационной пошлины не должна превышать размера специфической субсидии иностранного государства, рассчитанного на единицу субсидируемого и экспортируемого товара.

Компенсационная пошлина применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта.

Устанавливая компенсационную пошлину, государство не рассчитывает пополнить доходную часть своего бюджета, но стремится обеспечить основную, защитную функцию нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. А потому ставка компенсационной пошлины может быть меньше, чем размер специфической субсидии иностранного государства, если такая ставка является достаточной для устранения ущерба отрасли российской экономики.

В силу сложности процедуры проведения расследований, требующей существенного обоснования, компенсационные меры применяются значительно реже антидемпинговых. Они также имеют политический характер, поскольку в рамках расследования фактически дается оценка не только производителей-экспортеров экспортирующей страны, но и его правительства, предоставляющего финансовую поддержку.


.3Понятие и применение специальных защитных мер, введение предварительной специальной пошлины


Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Специальные защитные меры могут быть введены только при соблюдении определенных условий. Для стран-членов ВТТО условия применения специальных защитных мер закреплены в ст.XIX ГАТТ и Соглашении о применении специальных защитных мер.

Условия, необходимые для введения специальных защитных мер, сводятся к следующему:

наблюдается резкий рост импорта;

этот резкий рост импорта привел или может привести в ближайшем будущем к ухудшению экономического положения положения российских предприятий, производящих товар, конкурирующий с импортным товаром. При этом ухудшение экономического положения российских предприятий, выражающееся в ухудшении производственно-экономических показателей, должно подпадать под определение серьезного ущерба, используемого в российском и международном законодательстве;

серьезный ущерб отрасли российской экономики должен быть напрямую связан с резким ростом импорта иностранного товара, т.е. Между ними должна быть прямая причинно-следственная связь;

установление этих фактов должно быть произведено в ходе расследования, проводимого государственными органами.

Специальные защитные меры вводятся в виде количественных ограничений (квот) или импортных пошлин, которые называют специальными пошлинами и взимают сверх обычно действующих импортных таможенных пошлин. Размер квоты или пошлины определяется с учетом того, что он должен быть достаточен для устранения негативного влияния растущего импорта товара на отечественные предприятия.

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики уполномоченным государственным органом, который принимает решения о начале расследования, осуществляет необходимые действия по получению информации, приходит к выводам о наличии оснований для введения специальной защитной меры.

Процедуру введения специальной защитной меры можно разделить на следующие этапы:

отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние растущий импорт, готовят заявление с просьбой о начале специального защитного расследования и подают его в орган расследования;

орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

после начала расследования орган собирает информацию по всем основным элементам расследования у заинтересованных лиц, среди которых отечественные и иностранные производители товара, экспортеры, импортеры и потребители;

при наличии оснований орган расследования может придти к решению о введении предварительной специальной защитной меры в виде пошлины. Такое решение может быть принято сразу после начала расследования;

после принятия предварительно решения и введения предварительной специальной защитной меры орган расследования предоставляет заинтересованным лицам возможность ознакомиться с предварительными выводами и предоставить комментарии;

в течение пяти-шести месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, которые представляют собой квази-судебное заседание с участием всех заинтересованных сторон;

после сбора всей необходимой информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной специальной защитной меры, орган расследования предоставляет возможность всем заинтересованным лицам ознакомиться с окончательными результатами расследования. В этот же период проводятся консультации с представителями иностранных государств, в том числе, по вопросам, связанным с распределением квот.

В условиях критического положения в отрасли экономики государств Сторон, если до завершения расследования установлено, что задержка с применением специальной защитной меры причинила бы серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон, который трудно будет устранить впоследствии, компетентный орган на основании предварительного заключения о наличии причинно-следственной связи между возросшим импортом на единую таможенную территорию государств Сторон и ущербом отрасли экономики государств Сторон принимает решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины на срок, не превышающий 200 дней, при условии одновременного продолжения расследования.

Компетентный орган уведомляет орган экспортирующего иностранного государства, а также другие известные ему заинтересованные лица о возможном введении предварительной специальной пошлины.

По запросу уполномоченного органа экспортирующего иностранного государства о проведении консультаций по вопросу введения предварительной специальной пошлины такие консультации должны быть начаты после принятия решения о введении предварительной специальной пошлины.

В случае если по результатам расследования установлено, что отсутствуют основания для введения специальной защитной меры, суммы предварительной специальной пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном для возврата таможенных платежей законодательством государства Стороны, таможенными органами которого взималась предварительная специальная пошлина.

В случае если по результатам расследования признано целесообразным введение более низкой ставки окончательной специальной пошлины, чем ставка предварительной специальной пошлины, разница между ставкой предварительной и окончательной специальной пошлины подлежит возврату плательщику в порядке, установленном для возврата таможенных платежей законодательством государства Стороны, таможенными органами которого взималась предварительная специальная пошлина, а остаток сумм предварительной специальной пошлины перечисляется в бюджет в соответствии с отдельным соглашением между Сторонами, регулирующим зачисление и распределение сумм таможенных пошлин, иных видов пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие.

В случае, если ставка окончательной специальной пошлины выше ставки предварительной специальной пошлины, разница между ними с плательщика не взимается.

В случае, если по результатам расследования принято решение о применении специальной защитной меры, срок действия предварительной специальной пошлины засчитывается в общий срок действия специальной защитной меры, а суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в бюджет в соответствии с отдельным соглашением между Сторонами, регулирующим зачисление и распределение сумм таможенных пошлин, иных видов пошлин, налогов, имеющих эквивалентное действие.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ ПОШЛИН


.1 Мировая практика применения антидемпинговых мер: перспективы для России


августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. Теперь торговая политика страны должна быть нацелена на либерализацию и проводиться в рамках соглашений данной организации. Однако это не означает, что российское правительство не сможет поддержать отечественных производителей в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями. В этой связи анализ мировой практики применения антидемпинговых мер защиты национальных предприятий представляется весьма актуальным.

Все меры защиты, которые может применять страна, можно подразделить на две категории в зависимости от условий, в которых они вводятся. К первой относятся антидемпинговые и компенсационные меры, вводимые вследствие нарушения правил конкурентной борьбы зарубежными импортерами. Ко второй - защитные меры, вводимые для поддержки национального производителя в условиях нормальной конкуренции.

Во многих странах мира при проведении антидемпингового расследования под отечественной отраслью понимается совокупность предприятий, на долю которых приходится более 25% национального производства аналогичного товара. При этом в ряде государств (например, США, Бразилии, Индии) существует дополнительное условие: доля таких предприятий должна составлять более 50% общего объема производства аналогичного товара, произведенного национальными компаниями, которые либо поддерживают, либо выступают против проведения антидемпингового расследования.

Что касается российской практики, то, по Соглашению о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 г.), к отечественной отрасли относятся все производители аналогичного товара, доля которых в общем объеме производства в странах-членах Таможенного союза составляет не менее 25%. Таким образом, рассматривается весь рынок Таможенного союза при определении отечественной отрасли. Это может вызвать определенные трудности для российских компаний, чья доля на рынке РФ более 25%, но на территории всего Таможенного союза не столь значительна.

Антидемпинговая пошлина применяется так долго, как это необходимо для нейтрализации ущерба от демпинга. Действие любой антидемпинговой пошлины истекает через 5 лет. Ее применение может быть продлено в дальнейшем еще на 5 лет, если дополнительное расследование докажет угрозу ущерба. Стоит отметить, что антидемпинговая пошлина также может быть оспорена страной-экспортером в Органе по разрешению споров ВТО. Из 447 торговых споров, инициированных в рамках ВТО, 93 затрагивали Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994, что составляет более 20%.

С момента образования ВТО до 2011 г. всего было инициировано 4010 расследований, при этом введено 2601 антидемпинговая пошлина. То есть, более трети всех расследований было прекращено либо в связи с повышением цен экспортеров, либо вследствие недостатка доказательств факта демпинга и принятия соответствующего решения органом расследования не в пользу национальных производителей. Разница между количеством проведенных расследований и введенных антидемпинговых пошлин в 1995-2011 гг. варьируется в зависимости от года.

Более того, с 1995 г. наблюдалось в целом повышение количества применяемых антидемпинговых пошлин, однако после 2001 года явно прослеживается обратная тенденция. Тем не менее, мировой экономических кризис 2008-2009 гг. привел к увеличению активности стран-членов ВТО по проведению антидемпинговых процедур. Тем не менее, к 2011 г. количество инициированных пошлин значительно уменьшилось с 213 в 2008 г. до 153.


Таблица 1

География применения антидемпинговых мер странами-членами ВТО в 1995-2011гг.

СтранаКоличество антидемпинговых мер, применяемых странойКоличество антидемпинговых мер, установленных против экспорта страныИндия45893США304131ЕС27554Аргентина20518Китай148612Турция14327ЮАР12839Бразилия11182Республика Корея72169Тайланд32103Тайвань14136Япония7116

Таблица 1 демонстрирует активность стран в применении антидемпинговых мер. Примечательно, что самое большое количество антидемпинговых пошлин за 1995-2011 гг. было применено не развитыми странами, а Индией. С большим отрывом от остальных стран-членов данное государство вовлечено в антидемпинговые расследования. Им было введено 458 антидемпинговые пошлины, в то время как США инициировали 304 антидемпинговых мер, ЕС - 275. Кроме того, достаточно прибегают к данному инструменту торговой политики и такие страны, как Аргентина, Китай, Турция, ЮАР и Бразилия.

При этом Китай является абсолютным лидером по количеству антидемпинговых пошлин, применяемых против его экспортеров (всего насчитывалось 612 антидемпинговых пошлин). Это связано с тем, что, во-первых, Китай - ведущих экспортер в мировой торговле товарами и представляет серьезную конкуренцию на внутренних рынках большинства государств. Во-вторых, при антидемпинговых расследованиях Китай не признается страной с рыночной экономикой, а, соответственно, нормальная цена определяется по методу суррогатной страны, то есть происходит сравнение с издержками на производство аналогичного товара в третьих странах. Россия также испытывала трудности с признанием рыночного статуса странами-членами ВТО. Однако, одной из ключевых позиций российских переговорщиков в ходе присоединения страны к ВТО было закрепление рыночного статуса за РФ. Надо отметить, что им это удалось, и одним из последних государств, кто признал данный статус в ноябре 2011 г. накануне присоединения России к ВТО, стала Аргентина.

Анализируя отраслевую структуру применения антидемпинговых пошлин (Таблица 2), стоит подчеркнуть, что около 28% (723) всех мер приходится на металлы и изделия из них. При этом больше всего антидемпинговых пошлин в этом секторе было введено США (162) и ЕС (104). Экспортеры металла из Китая и России чаше всего сталкивались с антидемпинговыми пошлинами на их продукцию: 147 и 61 мер соответственно. Для РФ это более 60% инициированных против нее антидемпинговых мер.

Таблица 2

Антидемпинговые пошлины, инициированные странами-членами ВТО в 1995-2011 гг.: распределение по секторам.

Металлы и изделия из них28%Продукция химической промышленности21%Резинина, пластмасса и изделия из них13%Текстиль и одежда9%Машины и электрическое оборудование8,5%Бумага и изделия из нее4%Изделия из камня, керамики и стекла3%Прочие товары13%

Кроме того, антидемпинговые пошлины применяются и в следующих секторах: химическая промышленность (21%), производство резины и пластмассы (13%), текстильная промышленность (9%), машиностроение (8,5%), целлюлозно-бумажная промышленность (4%), а также производство изделий из камня, стекла и керамики (3%).

Рассматривая российский опыт участия в антидемпинговых расследованиях, следует отметить, что намного большее количество мер было инициировано против российского экспорта, нежели было введено Россией против зарубежных компаний. В таблице 3 показаны основные государства, которые проводили антидемпинговые расследования в отношении экспорта товаров из РФ. В частности, за 1995-2011 гг. ЕС было введено 17 антидемпинговых пошлин против российских компаний, Индией - 14, Китаем - 9, США - 7.

Таблица 3

Количество антидемпинговых мер, инициированных странами-членами ВТО в 1995-2011 гг. против российского экспорта.

СтранаКоличество антидемпинговых мерВенесуэлла2США7Украина6Турция5Тайланд2Тайвань1ЮАР2Польша1Филлипины2Перу3Мексика6Литва2Ю.Корея3Индонезия3Индия14ЕС17Колумбия3Китай9Чили2Канада3Бразилия2Австралия1Аргентина2

Россия, в свою очередь, не столько часто использует данный инструмент торговой политики для защиты отечественных производителей. Фактически только в 2011 году стала наблюдаться повышенная активность по данному направлению защиты российских компаний. При этом антидемпинговые расследования проводятся с недавнего времени в рамках Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Так, на сегодняшний день действует 7 антидемпинговых мер для защиты предприятий всего Таможенного союза, которые были инициированы российскими компаниями. Согласно Таблице 4, к основным товарам, по которым проводились антидемпинговые расследования в Таможенном союзе, относятся металлы и изделия из них.


Таблица 4

Антидемпинговые меры, действующие на территории ТС РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан

№Товар и его место происхожденияРазмер антидемпинговой пошлиныСроки действия антидемпинговой пошлины1.Никельсодержащий плоский прокат из коррозионностойкой стали, происходящий из Бразилии, Китая (включая Тайвань, Гонконг и Макао), Республики Корея, ЮАР4,8 до 62,8% в зависимости от страныпо 25 декабря 2013 года2.Нити синтетические нейлоновые, происходящие из Украины11,6%по 24 сентября 2013 года3.Подшипниковые трубы, происходящие из Китая (включая Тайвань, Гонконг и Макао)19,4 %по 16 июня 2013 года4.Обсадные, насосно-компрессорные и нефтепроводные трубы, происходящие из Украины18,9-19,9%по 18 ноября 2015 года5.Подшипники качения, происходящие из Китая (включая Тайвань, Гонконг и Макао)31,3% и 41,5%по 20 января 2013 года6.Стальные кованые валки для прокатных станов, происходящие из Украины26 %по 26 июня 2014 года7.Металлопрокат с полимерным покрытием из Китая (включая Тайвань, Гонконг и Макао)8,1%, 11,4%, 12,9%, 22,6%по 30 июня 2017 годаПомимо этого, лишь одна антидемпинговая мера была введена против украинского экспорта синтетических нитей. Государства, чьи компании больше всего испытывают антидемпинговые меры со стороны России и Таможенного союза, - Китай и Украина.

Таким образом, анализ мировой практики показала, что антидемпинговые меры являются достаточно часто используемым инструментом в торговой политике стран-членов ВТО. России необходимо изучать данный опыт, чтобы отстаивать интересы как отечественных производителей в борьбе с недобросовестной конкуренцией со стороны зарубежных компаний, так и экспортеров, сталкивающихся с антидемпинговыми мерами на внешних рынках.


.2 Особенности антидемпинговой политики Таможенного союза и меры защиты российского рынка после присоединения к ВТО


Долгие годы Россия, не являясь членом ВТО, имела уникальную по меркам современного мира возможность гибко использовать таможенный тариф, чтобы регулировать доступ зарубежных товаров на отечественный рынок и защищать отечественных производителей. Правительство РФ достаточно часто шло навстречу обоснованным запросам со стороны отечественных отраслей на повышение таможенного тарифа. На рассмотрение вопроса и принятие решения, как правило, уходило в среднем 1-1,5 года. В кризисных случаях Правительству РФ было достаточно двух месяцев для принятия решений по ограничению импорта или экспорта товаров. Создание Таможенного союза привело к необходимости согласования защитных мер с Казахстаном и Беларусью, что сказалось на некотором сокращении динамики повышения ставок ввозных таможенных пошлин.

Присоединение к ВТО лишило отечественные компании такого важного инструмента защиты внутреннего рынка, как возможность корректировки ставок таможенных пошлин. В условиях ВТО все таможенные пошлины становятся «связанными», то есть их верхняя граница будет ограничена обязательствами страны в рамках пакета соглашений ВТО и не сможет быть выше этих границ. После присоединения к ВТО средний уровень таможенных пошлин в Таможенном союзе упал незначительно. Тем не менее для ряда отраслей снижение окажется весьма существенным. Если говорить, к примеру, о промышленных товарах, то средняя предельная пошлина на них снизилась с 9,5% до 7,3% после присоединения России к ВТО. Однако на грузовики пошлина упадет с 25% до 5% через три года. Такие последствия характерны еще для целого ряда отраслей.

Среди ведущих отечественных промышленных компаний, 22% респондентов негативно оценивают снижение возможности использовать таможенный тариф в качестве инструмента защиты.

Соглашения ВТО предусматривают возможности эффективной защиты внутреннего рынка, но сама процедура становится более сложной с технической и юридической точек зрения.

Общепринятыми защитными механизмами в ВТО являются антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные меры, или так называемая триада мер торговой защиты. В Таможенном союзе указанные защитные механизмы регулируются Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года. Положения этого соглашения полностью соответствуют правилам и стандартам ВТО.

Очевидное преимущество по популярности занимают антидемпинговые меры. Популярность антидемпинговых мер вызвана возможностью их точечного применения в отношении отдельных производителей или стран, отработанной методологией проведения расследований, возможностью продления на неограниченный, по сути, период времени и введения достаточно высоких защитных ставок ввозных таможенных пошлин. Нередки случаи, когда антидемпинговые пошлины превышают уровень 100% от таможенной стоимости товара.

За период, начиная с создания ВТО, по результатам проведенных расследований было введено 2543 меры, то есть в среднем два из трех инициированных расследования приводили к введению антидемпинговой меры. Мировыми лидерами по числу инициированных антидемпинговых мер защиты являются Индия (647 инициированных расследований за рассматриваемый период), США (452) и Европейский союз (428).

Проведение компенсационных расследований, которые вводятся в случае субсидирования зарубежным государством национальных производителей, - это гораздо более сложная с точки зрения подбора доказательной базы процедура. При том, что субсидии понимаются в ВТО достаточно широко, доказать факт субсидий - это большое искусство. По результатам проведенных расследований в мире было введено 164 компенсационные меры. Уровень успешности сопоставим с антидемпинговыми расследованиями: два из тех расследований заканчивались введением меры. Однако географическое распределение специальных защитных мер гораздо уже, чем антидемпинговых: 73% компенсационных мер было введено на территории США, ЕС и Канады. По сути, этот инструмент защиты используется только ведущими развитыми странами.

Практика введения специальных защитных мер, которые «включаются» против всего импорта, поступающего на таможенную территорию страны, проводящей расследование, также достаточно ограничена по сравнению с антидемпинговыми мерами. Как правило, ВТО негативно относится к введению специальных защитных мер, так как они существенным образом противоречат принципу развития свободной торговли. По имеющейся статистике, с момента создания ВТО по результатам расследований была введена только 101 специальная защитная мера. То есть только каждое второе расследование приводило к введению меры. При этом 38 специальных защитных мер было впоследствии оспорено с использованием органа по урегулированию торговых споров ВТО. Члены ВТО с пониманием относятся к введению защитных мер у вновь присоединившихся стран в течение периода адаптации, однако впоследствии ожидается, что страны не будут активно использовать специальные защитные меры.

Нередко расчеты осуществляются в отсутствие необходимой информации, ведь во многих странах достаточно сложно получить статистику торговли по отдельным товарам. Далеко не все зарубежные предприятия взаимодействуют в ходе проведения расследований и предоставляют информацию, а могут и просто направить недостоверные данные. Особую сложность может представлять определение аналогичного товара, соотношение его стоимости к стоимости товара, в отношении которого проводится расследование.

Участие в ВТО дает возможность оспаривать действия сторон через орган по урегулированию торговых споров. Опыт ВТО показывает, что крупные игроки на ключевых рынках достаточно часто оспаривают защитные меры, применяемые против них. Например, 20 сентября 2011 года США направили в ВТО запрос на консультации с Китаем, посчитав неправомерным введение со стороны КНР антидемпинговых и компенсационных мер в отношении бройлерной продукции из США. При этом США указали на нарушение со стороны Китая 14 положений Соглашения по антидемпинговым мерам ВТО и 15 положений Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам. Не сумев найти взаимопонимания в ходе консультаций, стороны запросили формирование панели для рассмотрения данного спора. При этом ЕС, Япония, Норвегия, Саудовская Аравия и Таиланд выступили в качестве третьих сторон в торговом споре.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного исследования выполнены все поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

. Антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств.

Ключевым критерием определения демпинга является соотношение экспортной и «нормальной» цены.

Величина антидемпинговой пошлины, как правило, определяется величиной демпинговой маржи, т.е. разницей между экспортной и «нормальной» ценой.

. Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется для нейтрализации воздействия специфических субсидий, экспортирующего иностранного государства.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства

Компенсационная пошлина применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта.

. Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Специальные защитные меры вводятся в виде количественных ограничений (квот) или импортных пошлин, которые называют специальными пошлинами и взимают сверх обычно действующих импортных таможенных пошлин.

. Антидемпинговые меры являются достаточно часто используемым инструментом в торговой политике стран-членов ВТО. России необходимо изучать данный опыт, чтобы отстаивать интересы как отечественных производителей в борьбе с недобросовестной конкуренцией со стороны зарубежных компаний, так и экспортеров, сталкивающихся с антидемпинговыми мерами на внешних рынках.

. Присоединение к ВТО лишило отечественные компании такого важного инструмента защиты внутреннего рынка, как возможность корректировки ставок таможенных пошлин.

Среди ведущих отечественных промышленных компаний, 22% респондентов негативно оценивают снижение возможности использовать таможенный тариф в качестве инструмента защиты.

Соглашения ВТО предусматривают возможности эффективной защиты внутреннего рынка, но сама процедура становится более сложной с технической и юридической точек зрения.

антидемпинговый компенсационный российский

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Федеральный закон РФ от 14.04.98 № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов в РФ при осуществлении внешней торговли товарами». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: World Wide Web: #"justify">5. Основы торговой политики и правила ВТО / Под ред. Н.П.Огаркова. М.: Международные отношения, 2005. 369 с.

. Пушников В. Проблемы взимания сборов // ЭЖ-Юрист. 2007. №37.

. Широков С., Артемьев А. Новый статус таможенных платежей // ЭЖ-Юрист.2009. №38. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: World Wide Web: #"justify">. Коваль А.Г., Трофименко О.Ю. Латинская Америка в торговых спорах ВТО: тенденции и перспективы // Латинская Америка. - 2012. - №8.

9. Коваль А.Г. Мировая практика применения антидемпинговых мер: перспективы для России. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: World Wide Web: #"justify">. Комментарий к статье 7 Закона РФ «О таможенном тарифе»: Особые пошлины. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: World Wide Web: #"justify">11. Основы торговой политики и правила ВТО / Под ред. Н.П.Огаркова. М.: Международные отношения, 2005.

. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Портал внешнеэкономической информации. Защитные процедуры. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: World Wide Web: #"justify">. Официальный сайт ведущего и полного комплекса услуг в международной юридической практике. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: World Wide Web: #"justify">. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: World Wide Web: #"justify">. Тимошенко И.В. Таможенное право России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, с. 376


Теги: Практика применения антидемпинговых пошлин  Курсовая работа (теория)  Таможенное право
Просмотров: 13971
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Практика применения антидемпинговых пошлин
Назад