Внешняя торговля и таможенное дело в России в первой половине XIX века

ВВЕДЕНИЕ


В первой половине XIX века процесс разложения феодализма в России носил крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических условий огромной по территориальным масштабам страны и тормозящим влиянием господствующего класса помещиков-крепостников во главе с царским самодержавием. В этот исторический период в недрах феодально-крепостнической России усиливается вызревание новых, капиталистических отношений, под давлением которых рушились старые, отживающие формы хозяйства.

Первая половина XIX века явилась для нашей страны временем значительного расширения и развития внутреннего рынка.

Важно заметить, что с точки зрения хозяйственного прогресса рынок не должен пониматься исключительно в смысле территориально ограниченной сферы торгового обращения.

Прогрессирующее общественное разделение труда, рост общероссийского рынка разлагающе действовали на феодально-крепостническое хозяйство, разрушая постепенно его территориальную обособленность и связывая его узами товарно-денежных отношений: с ростом городов и промышленных селений увеличивался спрос городского и промышленного населения на продукцию сельского хозяйства.

Развитие товарного производства все более втягивало дореформенную

Россию в систему мирового капиталистического рынка. Внешняя торговля стала приобретать новое содержание и значение для экономики страны. Помещичий хлеб стал составлять основную статью российского экспорта. К середине XIX века Россия становится одним из главных поставщиков хлеба на европейском рынке. Особенно быстро стал расти хлебный экспорт из России после отмены в 1846 году хлебных законов в Англии, ограничивавших ввоз хлеба на английский рынок.

Цель моей курсовой работы - охарактеризовать внешнюю торговлю и таможенное дело в России в первой половине XIX века.

Объектом является внешняя торговля России в XIX веке.

Задачи для достижения цели:

§Изучить таможенно-тарифную политику в данном периоде;

§Рассмотреть тариф 1822 года;

§Проанализировать таможенное дело в XIX веке;

§Рассмотреть преобразования, произошедшие в таможенном деле в XIX веке.


1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ


Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.

Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) возрастает роль и значение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Поэтому Всемирная таможенная организация считает показателями высокого уровня развития государственного регулирования внешнеторговой деятельности наличие необходимой правовой базы, отвечающей требованиям сегодняшнего времени, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Руководство Российской Федерации очень внимательно и серьезно относится к высказываниям Всемирной таможенной организации. Поэтому в 2006-2009 гг. были предприняты меры по упорядочению правовой базы деятельности федеральных органов исполнительной власти, упрощению процедур ввоза товаров, внедрению новейших информационных технологий различных видов государственного контроля. Эти меры способствовали повышению в 2007 г. административно-правовой и экономической эффективности внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федерации.

Повышение эффективности контроля за ввозом запрещенных либо ограниченных к ввозу товаров позволило существенно подорвать позиции теневого бизнеса.

Функция обеспечения соблюдения ограничений при осуществлении внешнеэкономической деятельности стала рассматриваться в качестве одной из важнейших составных частей таможенного регулирования, играющей ведущую роль в обеспечении экономической безопасности России.

В 2009 году таможенными органами Российской Федерации при выпуске товаров проверено свыше 10 млн. разрешительных документов, представленных для целей таможенного оформления, из них: 95,3 % - документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям; 1,6% - документы в области военно-технического сотрудничества и экспортного контроля; 3,1% - документы, представляемые при перемещении специфических товаров.

Серьезной проблемой продолжают оставаться правонарушения, имеющие место при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Основную угрозу экономической безопасности Российской Федерации при импорте товаров продолжают создавать, прежде всего, незаконные операции с товарами с высоким уровнем налогообложения.

Наличие на внутреннем рынке большого количества иностранных товаров, в отношении которых не были применены или частично использованы меры экономической политики, подрывает в первую очередь позиции добросовестного отечественного производителя. Ущерб от данной "товарной интервенции" невосполним: закрытие российских предприятий, потеря рабочих мест, уничтожение российской технологии производства целой номенклатуры товаров.

Проблема борьбы с вышеуказанными противоправными деяниями во многом осложняется наличием большого и не в полной мере контролируемого иными органами оптового и розничного рынка, на котором действует целая цепь фирм-посредников.

В настоящее время государственные органы, компетентные в данной области, не имеют реальной возможности быстро и эффективно установить законность нахождения товара в торговом обороте. Часто это приводит к тому, что в ходе проводимых проверок несут убытки добросовестные предприниматели, а недобросовестные участники ВЭД получают шанс уйти от ответственности. Таким образом, решение вопросов борьбы с контрабандой и обеспечения безопасности ввозимых товаров без принятия жестких и действенных мер по стабилизации внутреннего торгового оборота иностранных товаров недостаточно.

Ситуацию усугубляют недостатки в материально-техническом обеспечении и недостаточное количество личного состава контролирующих федеральных органов власти на границе, что в определенной степени создает условия для возможного контрабандного ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

С учетом складывающейся обстановки, во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, и, в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, а также межведомственных и межгосударственных договоров, соглашений и обязательств в 2007 г. таможенными органами осуществлялись мероприятия по выполнению поставленных задач, среди которых необходимо особо выделить следующие:

совершенствование форм и методов работы, направленной на выявление, пресечение и раскрытие преступных схем, связанных с незаконным перемещением через государственную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности, сырьевых ресурсов, биоресурсов;

совместно с Минсельхозом России и Россельхознадзором реализуются контрольные мероприятия по выявлению нарушений законодательства Российской Федерации при ввозе свинины и говядины;

повышение роли аналитической составляющей в оперативно-служебной деятельности всех таможенных органов, соответствующей характеру оперативной обстановки.

Проводились мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации готовых продуктов питания, фальсифицированной и контрафактной сырьевой продукции, морских биоресурсов, драгоценных камней и металлов, и других товаров.

Основные усилия таможенных органов были направлены на актуализацию перечня объектов контроля, разработку и внедрение в практику работы таможенных органов элементов системы управления рисками, совершенствование взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за безопасностью ввозимых товаров.

Федеральной таможенной службой (ФТС России) ведется и актуализируется база данных недействительных документов.

В соответствии с Планом организации взаимодействия ФТС России с иными контролирующими органами, подготовлены и подписаны соглашения о взаимодействии с Ростехрегулированием, Росздравнадзором, Роспотребнадзором и Россельхознадзором о предоставлении и получении информации.

Государственное регулирование стало одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешнеторговой деятельности и макроэкономической ситуации в Российской Федерации, в целом.

В то же время, дальнейшее поступательное развитие ВЭД России, уменьшение потенциальных угроз личности, обществу и государству, вызванных перемещением запрещенных либо ограниченных к ввозу на территорию Российской Федерации товаров или незаконным перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации невозможно без решения следующих проблем:

достижения качественно нового уровня информатизации государственных контролирующих органов;

обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

оптимизации принятия решений на всех уровнях при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, снижения субъективного фактора;

достижения оптимального соотношения между количеством сил и средств государственного контроля и эффективностью его проведения;

гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации в области ВЭД с международными стандартами;

укрепления законности и правопорядка в сфере ВЭД;

предотвращения коррупции в государственных контролирующих органах;

укрепления кадрового потенциала и повышения социального статуса должностных лиц контролирующих органов;

создания надлежащих условий труда и материального обеспечения, отвечающих современным требованиям, для должностных лиц и работников, осуществляющих государственный контроль в сфере ВЭД.


. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XIX ВЕКЕ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОТЕКЦИОНИЗМА И ФРИТРЕДЕРСТВА


В первой половине XIX века в России усиливается кризис феодально-крепостнических отношений. Крепостное право сдерживало рост городского населения, ограничивало развитие ремёсел и промышленности. На этом фоне активно формируются элементы капиталистического уклада. В стране развивается железнодорожный транспорт - завершается строительство Царскосельской железной дороги и Николаевской дороги между Петербургом и Москвой, и развивается судоходство на Волге, Днепре, на Чёрном и Каспийском морях. Всё это ускоряет темпы развитие внутренней и внешней торговли. Расширяются международные политические и торговые контакты.

При этом формирование торговой и таможенной политики всё больше начинает зависеть не только от потребности стимулирования российской промышленности, но и от занимаемой позиции России во внешнеэкономической деятельности, политических комбинаций и конъюнктурных соображений. С одной стороны, предоставлялись самые широкие привилегии и преимущества в сфере торговли тем государствам, с которыми Россия была связана политическими договорами или личными симпатиями царствующих особ, с другой - она стремилась путём ограничения торговли подорвать экономику тех государств, которые были в политическом отношении враждебны России или тайно помогали её противникам.

Кроме того, непосредственно торговая политика характеризовалась таможенно-политическим произволом, тормозящим развитие торговли. Ввоз необходимых продуктов в страну ограничивался введением запретительных мер, а экспорту препятствовали высокие пошлины.

Так, в связи с началом Французской буржуазной революции Россия заключает с Англией, Австрией и Пруссией соглашение о запрете экспорта во Францию хлеба и сырья и импортных закупках французской мануфактуры. В последствии Екатерина II Манифестом 1793 г. запретила вывозить во Францию вообще какие-либо российские товары и ввозить что-либо из неё. В 1797 году Павел I (1796 - 1801 гг.) смягчил ограничения на ввоз некоторых товаров из Франции, но затем в 1800 году, в целях развития отечественного производства, вновь наложил эмбарго на ввоз в Россию шёлковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса.

Вступивший на престол Александр I (1801 - 1825 гг.) первым своим Указом от 14 марта 1801 г. отменил "учинённое перед тем запрещение на вывоз разных российских товаров". Было отменено также эмбарго с английского торгового флота и секвестр английских купцов. Важную роль в либерализации торговли сыграл Манифест от 2 апреля 1801 года, провозгласивший свободную торговлю и активизировавший вывоз продуктов сельского хозяйства за рубеж.

Внешнеторговый оборот в 1801 - 1895 гг. составил 127,9 млн руб. После победы над Наполеоном, в политической жизни правящих кругов России распространилась атмосфера взаимопомощи, христианской любви и братства. Приобрели популярность фритредерские настроения. Был заключен мирный договор с Англией, включавший положения о взаимном наибольшем благоприятствовании в торговле.

В связи с разделом Польши, согласно Венскому соглашению 21 апреля 1815 года, комиссары трёх великих держав (России, Пруссии, Австрии) собрались в Варшаве для выработки соглашений по торговле и тарифам.

Следует отметить и тот факт, что в практику внешнеэкономических связей России этого периода активно внедрялись и перспективные западные формы межторговых отношений. И в частности такие, как порто-франко и вольные гавани, которые уже существовали во Франции (например, Марсель), Германии (например, Гамбург, Бремен) и в других государствах.

Порто-франко (свободный порт) создавался в интересах поощрения развития торгово-промышленной деятельности. На территориях этих портов разрешался беспошлинный ввоз и вывоз товаров, а также беспошлинная торговля ими. В свою очередь, вольные гавани - это небольшие участки земли или портовой территории, предназначенные для беспошлинного хранения товаров, но без права их продажи, потребления или переупаковки.

Такая форма таможенного режима была учреждена Высочайшим указом в 1817 году, определив порто-франко в Одессе, которая стала функционировать с 1819 года, когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона и организованы две таможни - Херсонская и Тираспольская.

В дальнейшем, эта форма была реализована в 1862 году во Владивостоке, охватив своим влиянием Приморскую область, Якутию, Уссурийский край, что способствовало экономическому росту этих регионов, и в 1878 году в Батуми.

ноября 1819 г. был принят самый умеренный таможенный тариф, фактически снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских.

Однако реальность очень скоро обнаружила невозможность свободной конкуренции изделий отечественной промышленности с соответствующими зарубежными аналогами..

апреля 1822 г. в Берлин было сообщено, что в целях преодоления кризиса национального производства 12 марта 1822 г. принят новый таможенный тариф.

Таможенный тариф 1822 года носил явно протекционистский характер и реализовывал следующий основной замысел:

а) иностранное сырьё и пищевые продукты, на производство которых внутри страны рассчитывать нет оснований, но без которых страна обойтись не может, остаются свободными от обложения;

б) необходимые или полезные товары, производство которых внутри страны представляется с течением времени возможным, должны быть обложены низкими пошлинами;

в) предметы роскоши, не необходимые мануфактурные товары, а также такие продукты, которые при интенсивном покровительстве могли бы быть производимы внутри страны и в данное время, должны быть обложены высокими пошлинами;

г) ввоз предметов, которые могли бы составить конкуренцию отечественной индустрии, должен быть воспрещён.

На основе этих положений и формировалась таможенная политика. Охранительный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 301 вида товаров (в том числе льняных и более дорогих хлопчатобумажных тканей, медных изделий, стекла, фаянса и т.д.), почти на 30 лет (1822 - 1850 гг.) определил протекционистскую направленность таможенной политики.

Стремясь улучшить торговый баланс, финансовое ведомство систематически пересматривало таможенный тариф девять раз: в 1824, 1825, 1826, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841, 1842 гг. В уточнённых тарифах ряд ограничений был пересмотрен, но допущенные к ввозу товары облагались высокими ставками пошлин. В этих условиях таможенная политика служила одновременно и внешней торговле, и финансам. Результаты были положительны и таможенные доходы с 1823 по 1844 гг. выросли на 250% - с 11 до 26 млн.руб. Быстрыми темпами развивалась промышленность, практически в два раза возросло количество как фабрик, так и рабочих, занятых в производстве. Торговый баланс России 40-х годов стал положительным и превышал более 10 млн. руб. (вывоз - 80, ввоз - около 70 млн.руб.).

Применение умеренного протекционизма способствовало росту ввоза иностранных товаров. Импорт товаров с 1825 по 1850 гг. в денежном выражении удвоился, а в количественном - увеличился в четыре раза.

Дальнейшее развитие таможенно-тарифной политики было связано с переходом от фискально-запретительной к фискально-протекционистской направленности. Разработку новой редакции тарифа возглавил известный экономист того времен Л.В. Тенгеборский (1793 - 1857), симпатизировавший фритредерству. Реализация либеральной тенденции была закреплена Таможенным тарифом от 13 октября 1850 г. Тариф вступил в силу в 1851 г. и был более либеральным, чем предыдущие. Ввозные пошлины были снижены по 622 статьям; отменены почти все запрещения вывоза, при одновременном снижении вывозных пошлин. Главная цель тарифа состояла в облегчении ввоза продуктов, полезных для развития внутренней индустрии (сырьё, химические продукты), а с другой - содействие импорту товаров.

В августе 1856 г. было принято решение о пересмотре тарифа. Обсуждение вопросов тарифной политики протекало в острой полемике между сторонниками свободной торговли и приверженцами протекционистских воззрений. Утвержденный 25 апреля 1857 г. Александром II (1855 - 1881 гг.) Таможенный тариф являл собой определённую уступку в пользу системы свободной торговли.

Фритредерские тенденции привели к тому, что в период с 1850 года и до середины 70-х годов товарный рынок Россию заполнил поток импортных товаров.

Следует отметить, что существенные колебания в таможенной политике России от протекционистской до фритредерской не могли не сказаться на развитии внешней торговли и росте промышленного производства. Если на историческом этапе 1822 - 1844 гг. отмечался определённый рост промышленности, то последующие годы либеральных таможенных тарифов крайне негативно сказались на положительном сальдо внешней торговли и привели к развалу отечественной промышленности.

С приходом в 1881 году на царствование Александра III (1881 - 1894 гг.), который, говоря словами С.Ю.Витте, "был убеждённым защитником национальной промышленности и за время своего правления с не оставлявшей сомнений решимостью проводил систему таможенного покровительства", протекционистский поворот в таможенной политике страны сделался необратимым.

В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз - в сторону увеличения.

Пошлины повышались и на отдельные товары. Так, в 1885 г. были введены повышенные ставки таможенного тарифа на промышленное оборудование, в связи с повышением пошлин на металл, из которого они были изготовлены (чугун, сталь, железо). А в 1887 г. было наложено эмбарго на ввоз чугуна и ограничения на сырьё и полуфабрикаты. Эти и другие мероприятия протекционистской политики послужили действенным стимулом для роста капитала и привлечения предпринимательских структур к развитию промышленной деятельности, а также решению социальных задач.

Результатом такого подхода и стал модифицированный тариф 1891 г., который официально провозгласил принципы таможенной политики России на обозримую перспективу:

-первостепенная важность защиты промышленных интересов перед фискальной направленностью;

-равномерное покровительство всем нуждающимся отраслям промышленности;

-поддержка российского производителя на внутреннем рынке.

Следует особо подчеркнуть, что процесс разработки этого тарифа характеризовался активной борьбой двух мнений. Первое отстаивал великий русский ученый Д.И. Менделеев и его сторонники. Они считали, что из-за отсутствия в России свободных капиталов и интеллектуальных сил следует ограничиться наиболее способными к развитию отраслями промышленности.

Второе мнение выражали представители промышленных кругов, которые отстаивали необходимость таможенной охраны всех видов производств, при том не только существующих, но и тех, которые могут возникнуть в будущем, т.е. предполагая так называемый "протекционизм в кредит".

Именно второй подход и был реализован в таможенном тарифе, включив следующие аспекты:

  1. протекционизм покровительственный, запретительный, сплошной;
  2. защита тех производств, которые отсутствуют или слабо развиты, но могут в будущем достичь определённого уровня развития;
  3. введение самых высоких ставок пошлин, не способствующих ввозу иностранных товаров.

Тариф включал:

а) тариф по европейской торговле;

б) тариф по азиатской торговле;

в) тариф на границе Великого княжества Финляндского.

Своеобразием отличался тариф по европейской и азиатской торговле. В преамбуле к тарифу говорилось: "Между тарифами по Азиатской и Европейской торговле существует основное различие, заключающееся в том, что первый из них ценовой, т.е. облагает товары пошлиной с цены их, второй же, нисколько не касаясь цены товаров, определяет пошлинные ставки с веса или меры товаров".

Пошлина с цены товаров, взимаемая по всей азиатской границе, применялась только к товарам азиатского происхождения. Если же товары были европейского происхождения, то пошлина взималась по европейскому тарифу.

Особый тариф применялся и на границе Великого княжества Финляндского к товарам финляндского происхождения, которые делились на четыре категории. Товары первой категории ввозились в Империю беспошлинно и без всякого ограничения: продовольственные товары (мука, овощи, фрукты, мясо солёное, рыба свежая и пр.), грубые деревянные изделия и строительные материалы. Ко второй категории относились товары, ввозимые беспошлинно, но с представлением сертификата о финляндском происхождении: изделия из животных продуктов, меха, руда, канаты, верёвки и пр. В третью категорию входили финляндские товары, ввоз которых разрешался с уравнительной пошлиной. Все остальные товары входили в четвертую категорию и подлежали обложению таможенной пошлиной на общих основаниях. Русские же товары ввозились в Княжество Финляндское беспошлинно, за исключением хлебных спиртных напитков, коньяка.

Таким образом, в новом тарифе 1891 года была реализована относительно гибкая таможенная политика, которая диктовалась объективными причинами: необходимостью защиты национальной промышленности от внешней конкуренции и достижением определённого уровня её развития. При этом, если по отношению со странами Запада Россия придерживалась протекционистской таможенной политики, то по отношению к торговле со странами Азии реализовывался фритредерский подход, а к Княжеству Финляндскому - благоприятный подход.

Тариф был разработан с участием заинтересованных российских промышленников. Размеры пошлин для сырья, полуфабрикатов, готовых изделий были согласованы между собой с целью равномерного распределения пошлин по каждому товару. Как результат, в тарифе 1891г. были повышены таможенные пошлины на 63% наименований товаров, а из 530 пунктов тарифа, действовавшего до 1890 г., по 270 пунктам были повышены ставки таможенных пошлин. Тариф не облагал пошлинами товары, которые вообще не ввозились в Россию: хлеб, домашний скот, мел, дрова и т.п. (всего 14 ставок), но значительно повышал ввозные пошлины на иностранные машины, химические товары, хлопок, сахар и др. По сравнению с тарифом 1868 года пошлины на чугун выросли в 10 раз; на керосин - в 3 раза; на рельсы - в 4,5 раза; на хлопчатобумажные ткани - в 2 раза и т.д. В среднем ввозные пошлины достигали 33 - 100 % от стоимости товара.

Защитные меры, предпринимаемые российским правительством, не нашли понимания у западных торговых партнёров. Они начали предприниматься активные меры блокады русской торговли. Наиболее активно действовала Германия. Стараясь парализовать русскую торговлю, она ввела для своих союзников Австро-Венгрии, Швеции и Бельгии конвенционные пониженные пошлины, главным образом на товары, составляющие предметы российского экспорта: зерно, лес, масло, живой скот и пр. Негативные последствия снижения конкурентоспособности российских товаров вызвали ответную реакцию со стороны русского правительства. Было принято решение о введении, кроме существующего общего по европейской торговле тарифа, второй тариф, с повышенными против первого пошлинами. Этот тариф предназначался только для тех стран, которые не предоставляли России прав наибольшего благоприятствования.

Двойной таможенный тариф был установлен Высочайшим повелением 1 июня 1893 г. и положил начало таможенной войне, которая в конечном итоге привела к разрушению национального абсолютизма в таможенной политике России.


3.Таможенное дело России 1801 - 1819 года


Таможенное дело России в начале XIX в. оказалась под влиянием расстановки сил в Европе. Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики. В первые два десятилетия таможенная политика претерпевала взлеты и падения. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли. В начале века внешнеполитическая обстановка сложилась так, что Россия пошла на уступки Франции. В период континентальной блокады, объявленной Наполеоном Англии, в Петербурге была создана ликвидационная контора Министерства финансов для решения взаимных расчетов между русскими и английскими купцами. Контора была упразднена 3 сентября 1802 г. и вновь восстановлена после заключения Тильзитского мирного договора. Все это потребовало пересмотра таможенной политики и тарифов. В 1810 г. было выработано «Положение о торговле на 1811 год», которое свело внешнеторговые операции России и Франции к полному прекращению. Положение послужило главным поводом к разрыву России с Францией и Отечественной войне 1812 г. В угоду Англии было объявлено полное благоприятствование для английских купцов. В то время, когда Франция практически лишалась права торговать с Россией, около двухсот английских кораблей с товарами вошли в российские порты. Эти действия, как свидетельствуют очевидцы, взбесили Наполеона. Очевидцы в своих воспоминаниях рассказывают такой эпизод. После 100 дней, когда Наполеон потерпел поражение от армий союзников, ему задали вопрос: «Какова же причина войны с Россией?» Он ответил, что всякое деяние, направленное против французской нации, должно быть наказуемо. После окончания войны, чтобы угодить союзным державам, тариф четыре раза пересматривали, делая более умеренной таможенную политику. 31 марта 1818 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой, за исключением запретов на ввоз некоторых товаров железоделательной и текстильной промышленности. Еще более умеренным был тариф, принятый в ноябре 1819 г. В страну по низким таможенным ставкам (2-15% от стоимости товаров) хлынули иностранные товары. Русская промышленность не могла выдержать конкуренции, так как она была еще в зачаточном состоянии. Оценивая тариф 1819 г., министр финансов России Е.Канкрин говорил, что этот тариф «убил русскую промышленность». В рассматриваемый период практика межторговых отношений между государствами Запада породила новую форму внешнеэкономических связей - порто-франко и вольные гавани. Порто-франко создавались в интересах поощрения развития торгово-промышленной деятельности. Порто-франко пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, их беспошлинной продажи на территории портов. Порто-франко - это таможенная экономическая зона, где товары выгружаются, подвергаются переупаковке, рассортировке, переработке. Привозимые товары покупаются местным населением без уплаты пошлин. Опыт создания порто-франко имелся во Франции (Марсель и др.), Германии (Гамбург, Бремен, Любек) и в других государствах. Вольные гавани - это небольшой участок земли или портовой территории, предназначенный для беспошлинного хранения товаров, но без прав их продажи, потребления и переупаковки. Товары направлялись в свое государство с пошлиной, а в другие проходили транзитом без пошлины. Порто-франко в Одессе был учрежден Высочайшим указом в 1817 г. и стал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона и обведена рвом, организованы две таможни - Херсонская и Тираспольская - для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. (Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 года.) Со временем порто-франко превратился в складочное место для иностранных товаров, которые транзитом направлялись в Россию через Кавказ в Персию и на Балканы. С другой стороны, в порто-франко в Одессе сокращался ввоз товаров из России. Значительная часть ввезенных товаров оставалась в Одессе. Не случайно, что в связи с ростом порто-франко город рос и развивался. Достаточно сказать, что если в 1832 г. в Одессе проживало 60 тыс. жителей, то в 1849 г. их число составило 86 тыс. 729 человек. Развитие торговли и тарифное регулирование вывоза товаров сопровождались увеличением контрабанды. Несмотря на принимаемые меры, ухищрения контрабандистов совершенствовались. Использовались выработки под землей и рылись подземные ходы с выходом за город, куда и выносились товары в обход таможни. Порто-франко в Одессе просуществовал только до 1859 г. В последующие годы порто-франко был создан во Владивостоке. Его влияние распространялось на Приморскую область, Якутию, Уссурийский край. Введение порто-франко в этих районах способствовало их экономическому подъему. Беспошлинная торговля была отменена на спирт, вина, табак и сигары. Введенный в Батуми порто-франко просуществовал всего четыре года. В период функционирования порто-франко был получен богатый опыт организации таможенной службы, решения задач таможенного контроля и оформления пропуска товаров. Практика подтвердила, что порто-франко позволяет увеличить сбор пошлин. Опыт порто-франко в Одессе показывает, что доля таможенных сборов, поступивших в казну за 40 лет, возросла более чем в шесть раз.

Однако, вернемся к началу 20-х гг., когда в действие был введен второй в России протекционистский тариф 1822 г. В основу его разработки были положены следующие аргументы: низкими пошлинами облагались товары, необходимые для государства, производство которых возможно в России. Освобождались от пошлин иностранные товары, не производимые в стране, но в которых имеется потребность; всепрощение ввоза иностранных товаров, которые бы конкурировали с отечественной промышленностью; обложение высокими пошлинами предметов роскоши и товаров, которые могут производиться в стране; пошлиной не облагались сырые продукты, вывозимые из России в Польшу и обратно. Некоторые товары совершенно не допускались к ввозу (железо, чугун, набивные ткани, пиво, цикорий). Активное участие в разработке таможенно-тарифной политики принимал Е.Канкрин. Он разработал 13 правил о составлении таможенной росписи. Судя по тексту, Канкрин предлагал политику «дозированной конкуренции», которая бы не угрожала развитию русской промышленности, но одновременно стимулировала ее развитие. Тем не менее, таможенный тариф 1822 г. имел ярко выраженный запретительный характер. Был запрещен вывоз 21 наименования товара и ввоз 301 наименования товара (льняные, более дорогие хлопчатобумажные ткани, медные изделия, стекло, фаянс, железо и т. д.). Действие тарифа 1822 г., препятствовавшего притоку импортных товаров в Россию, благоприятствовало обеспечению активного торгового баланса и развитию внутренней хлопчатобумажной промышленности. Находясь на посту министра финансов, которому была подчинена таможенная охрана России, Е.Канкрин сумел покончить с инфляцией и стабилизировать финансы, добился увеличения в 2,5 раза таможенных доходов государства, при его активном участии начался промышленный переворот в России. Из года в год росли фабрики и заводы, в основном, легкой промышленности и лакокрасочного дела, началось строительство железных дорог. К сожалению, промышленные предприятия создавались в основном на устаревшей технологии Англии и Голландии. Только в 1831-1840 гг. было приобретено машин на сумму 6,9 млн. руб., а в следующее десятилетие - на 16,6 млн. рублей. В 1840 году в российской прядильной промышленности было 20 английских машин, а через 3 года их число удвоилось, в 1850 г. их стало 50. В целом таможенно-тарифная политика открыла новый этап в развитии промышленности. Она не только способствовала увеличению доходной статьи, но и защищала вновь создаваемые заводы и фабрики от конкуренции западных фирм. Активный торговый баланс 1822 г. равнялся 31,7 млн. руб., а в 1825 г. достиг 53,3 млн. рублей. Медленно, но успешно возрастал и вывоз товаров. Если в 1820 г. стоимость его составляла 58,3 млн. руб. серебром, то в 1830 г. - 71,7 млн. руб., в 1840 г. - 85,4 млн. руб., в 1850 г. - 98,1 млн. руб. серебром. Таможенная политика оказывала влияние на отечественную индустрию. Она регулировала таможенно-тарифные ставки и способствовала пробуждению торгового духа также в сельском хозяйстве. В связи с этим наблюдается упадок старой мануфактуры, базирующейся на крепостном труде, и рост фабричной индустрии, основанной на вольном труде. Важной особенностью таможенной политики в рассматриваемый период явилось ее социальное значение. Положительно воздействуя на развитие промышленности, она способствовала появлению рабочего класса, то есть росту профессионализма и технической грамотности той части населения, которая была занята на производстве. Конечным результатом этого является интеллектуальный рост нации.


4. Колебания торговой политики при Александре I


Вступление на престол Александра I, как известно, было встречено русским обществом с самыми широкими надеждами. Новое правительство деятельно принялось за преобразовательную работу в либеральном духе.

Судя по дневнику Александра I, он имел достаточно развёрнутую программу по реформированию российской общественной и экономической реальности. О серьёзности его намерений свидетельствует тот факт, что сразу же по вступлении на императорский престол он прекратил раздачу государственных крестьян в частую собственность, чем остановил распространение крепостничества вширь (удельный вес крепостного населения в общей его численности с того времени стал устойчиво сокращаться - с 50% в начале XIX века до 1/3 к моменту освобождения крестьян). А ведь именно крепостнические устои являлись колоссальной тормозящей силой на пути развития капитализма в России. В последствии Александр I продолжил движение реформ в этом направлении (указ о вольных хлебопашцах 1803 года, практическое уничтожение крепостного права в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии), что к сожалению не получило достойного развития.

Новый курс политики сказался и на отношении правительства к экономическим вопросам (к примеру, по приказанию министра финансов был сделан перевод знаменитой книги Адама Смита "О богатстве народов", а в 1803 году была открыта первая в России кафедра политической экономии в Академии наук). Предполагалось поднятие общего уровня купечества путем расширения его прав, заведения коммерческой газеты, издания коммерческих отчетов.

Уже на третий день нового царствования (14 марта 1801 года) был отменён запрет Павла I на вывоз русских товаров за границу и снято эмбарго с английских торговых кораблей. Вслед за тем был заключен новый торговый договор с Англией, а с Францией мир и договор на основаниях трактата 1786 года. Во внешней торговле было решено руководствоваться таможенным тарифом 1797 года.

В 1807 году Александр I выпускает манифест "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий". По нему следовало добиваться преобладания русского купечества во внешней торговле России, он разрешал организовывать для этой цели "товарищества". Дворянам было рекомендовано входить в состав товариществ и записываться в гильдии. Был введен ряд ограничений для иностранных купцов. В 1809 году последовали указы о ссудах купцам и мещанам, основывающим суконные фабрики и владеющим ими.

Однако мирное течение хозяйственной жизни вскоре было прервано вступлением России в состав третьей коалиции против Франции, в результате войн против которой был заключен Тильзитский мир 1807 года.

По Тильзитскому миру Россия обязывалась примкнуть к континентальной блокаде Англии и закрыть порты для торговли с ней. Введение континентальной системы тяжело сказалось на состоянии русской хозяйственной жизни. Главной потребительницей наших сырых продуктов была Англия, и прекращение торговли с ней было равносильно почти полному прекращению российской внешней торговли. Вывоз русского сырья остановился. Огромные массы русских отпускных товаров лежали без движения в приморских городах, и цены на них страшно упали. Между тем иностранные товары, в особенности колониальные продукты, привозившиеся английскими купцами, резко вздорожали. Многие эти продукты вовсе перестали ввозится в Россию (например, красильные вещества). Прави-тельство лишилось большей части таможенных доходов. Упал вексельный курс, ослабела и внутренняя торговля.

Страна повернула свою экономику к земледелию, в противовес торговле и фабрикам, и к проповеди высокого покровительства своей промышлен-ности. Даже более того, характерными стали запретительные меры: "торговые запрещения сугубо споспешествуют внутренней промышленности", " запрещения полезны, когда они облегчают для народа средства удовлетворять его нуждам".4Такая метаморфоза курса имеет много причин, но основные из них характерны для России: желание в трудных (хронически) для России условиях сосредоточить в руках государства все средства, не допуская "распыления" их в частные руки; несоответствие состояния нарождавшейся богатой буржуазии и беднейшего дворянства, основной массы крестьянства; боязнь царя упустить из своих рук власть.

Болезненно на хозяйственных отношениях сказывалось и снижение ценности денег, вызванное выпуском правительством ассигнаций, необходимых для покрытия военных расходов на компании против Персии, Турции и Швеции. Курс ассигнационного рубля упал до 25 копеек серебром, а количество ассигнаций, находившихся в обращении возросло до 577 миллионов рублей. Государственный бюджет начал трещать по швам.

М.М. Сперанский в 1808 году писал, что "необъятная масса долгов заставляет страдать торговлю и промышленность, увеличивается дороговизна, затруднено заключение контрактов, кроме, как по винному откупу, так как невозможно исчислить, что будет стоить рубль через два месяца", "правительству не будет никакого способа исчислить свои расходы…".

Так как сам Наполеон, строго требуя от своих союзников выполнения континентальной системы, в то же время допускал ввоз во Францию некоторых колониальных продуктов и даже английских товаров, то в 1810 году Александр I издает новый тариф, разработанный при участии М.М. Сперанского. По нему с 1811 года разрешался ввоз в Россию колониальных товаров и английских фабрикатов под нейтральным флагом и в то же время воспрещался или облагался высокими пошлинами ввоз иностранных предметов роскоши, шедших к нам сухим путем, главным образом, из Франции. Эти меры равнялись почти полной отмене континентальной системы и стали одной из причин разрыва отношений с Францией и войны 1812 года. И, хотя Россия и вышла из этой войны победительницей, стране был нанесен тяжелый удар. Москва, являвшаяся экономическим центром страны, была сожжена. Местность, по которой проходили французы, была опустошена. Количество ассигнаций возросло до 836 миллионов рублей. Это отчасти было связано с тем, что французы, вступившие в пределы России, пустили в российское денежное обращение ассигнаций на несколько десятков миллионов рублей. Курс ассигнаций упал до 20 копеек серебром.7

На Венском конгрессе 1815 года предполагалось введение по всей Европе системы свободной торговли, и Александр I охотно дал своё согласие на постепенное смягчение таможенных тарифов 1810 года.

Тариф 1816 года значительно ограничил перечень товаров, запрещенных к привозу, а на остальные иностранные товары полагал умеренную пошлину в 15-20% их стоимости. Либеральная политика правительства с пониманием была встречена общественным мнением, живо помнившим все неудобства колониальной системы и увлекавшимся в этот момент идеями Адама Смита. Поэтому вслед за тарифом 1816 года правительство сделало дальнейший шаг в этом направлении. По одной из статей венского трактата Россия, Австрия и Пруссия взаимно обязывались для покровительства земледелию и промышленности во всех частях прежней Польши допустить полную свободу торговли между всеми польскими областями. Во исполнение этого постановления Австрии и Пруссии были предоставлены особые льготы по торговле с Россией, а в 1819 году был издан новый тариф, самый либеральный из всех, когда-либо существовавших в России. Он разрешил к привозу все ранее запрещенные товары и снова значительно понизил пошлины.

Тарифы 1816 и 1819 годов сильно облегчили внешнюю торговлю, и ежегодные объёмы торговых оборотов стали быстро расти. Но вместе с тем привели к тому, что резко возрос ввоз иностранных товаров (импорт) в Россию. Это оказалось губительным для отечественной промышленности, так как русские изделия не могли выдержать конкуренции с иностранными как по дешевизне, так и по качеству. Многие фабрики должны были закрыться. С другой стороны, европейские державы и не думали осуществлять положения Венского конгресса о свободной торговле. Франция издала запретительный тариф, Пруссия повысила пошлины на ввозимые сырые продукты. Встревоженное всем этим русское правительство вскоре было вынуждено сделать несколько поправок к тарифу 1819 года, а затем был издан новый, строго покровительственный (протекционистский) тариф 1822 года, в выработке которого принимал участие Канкрин, вскоре после этого назначенный министром финансов. Тариф 1822 года облагал высокими пошлинами иностранные фабрикаты, полуобработанные материалы (полуфабрикаты) и предметы роскоши, умеренными - сырые продукты. Правительство вступило на путь торгового протекционизма: пошлинный сбор был поднят до 27%, в 30-е годы он возрос до 45%, а в 40-е был снижен до 30%.9

С целью приведения в порядок товарно-денежных отношений Канкрин, уже будучи министром финансов, проводит реформу по возвращению в экономическую жизнь страны металлических денег, заменивших ассигнации. Вместо 600 миллионов ассигнаций их владельцам было выдано 170 миллионов звонкой монетой или кредитными билетами, обеспеченными соответственным металлическим фондом и безостановочно разменивавшимися в государственном банке.10 Реформа позволила стабилизировать курс бумажных денег, что благоприятно сказалось на деловой жизни страны.


5. Преобразования в таможенном деле россии в первой половине XIX века


Ежегодное расширение торговли требовало увеличения количества таможен, а практика организации таможенного дела - улучшения управления деятельностью таможенных органов.

В 1800 году восстанавливается компетенция Коммерц-коллегии. Она была разделена на семь экспедиций. Первая вела дела внешней торговли, а также представляла предложения об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе. 8 сентября 1802 г. принят Высочайший манифест об учреждении министерств. Таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции. 25 июня 1811 г. подписан манифест о новом учреждении министерства. В состав Министерства финансов входил Департамент внешней торговли, директором которого был назначен Михаил Алексеевич Обрезков. Он состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного, которое ведало делами, относящимися к управлению таможен.

Таможенное отделение имело три стола: первый - по всему производству дел в таможнях по европейской границе и на морях - Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй - по делам таможен на Азиатской границе и по Каспийскому морю; третий - по делам об определении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и производстве их, об определении и увольнении маклеров, таможенных зданиях.

Учитывая слабость Таможенной пограничной стражи, в 1811 г. было введено «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», подписанное военным министром России Барклаем де Толли. На каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк. Службу казаки несли от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днестр. Всего было выделено одиннадцать донских казачьих полков. Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй - вольнонаемные таможенные объездчики.

В результате реорганизации Таможенной пограничной стражи из вольнонаемных создавались команды пограничной стражи из 10 объездчиков каждая. Три команды подчинялись надзирателю и его помощнику. Каждая команда охраняла участок границы протяженностью 15 верст. Таможенная пограничная охрана укомплектовывалась за счет Отставных армейских нижних чинов, при условии наличия у них рекомендаций военных органов, где ранее служил аттестуемый. Однако в связи с тем, что бывших военных не хватало, в пограничную стражу набирали лиц из числа местных жителей. Практика охраны границы смешанным способом не всегда оправдывала себя. Следует отметить, что и среди казаков было много злоупотреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом товаров через границу.

Отрицательно сказывалась и двойная подчиненность. Опыт подтверждал между тем, что вследствие специфики охраны границы защита экономических интересов и борьба с незаконным переходом границы более успешно осуществляются военными. Это привело к мысли о создании пограничной стражи по военному образцу. Начались поиски наиболее приемлемой организационной структуры пограничной стражи, которая бы в первую очередь защитила экономические интересы государства на границе. В 1822 году правительство принимает решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию.

Однако вскоре практика охраны границы указанным способом показала, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, не оправдывают своего назначения, они сблизились с контрабандистами и потворствовали им. Казачьи полки, оторванные от Дона, разлагались. Назрела необходимость новой реформы в области защиты экономических интересов Российского государства на государственной границе.

августа 1827 г. была учреждена новая Таможенная пограничная стража на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданная таможенная стража была упразднена. В 1832 г. казачьи полки также были отозваны с границы и отправлены на Дон. В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована и получила название «Пограничной стражи». Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, именовать пограничною стражею.

Пограничная стража подчинялась гражданским чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главной задачей Пограничной стражи была охрана границы в экономическом отношении, то есть борьба с контрабандой. Второй задачей являлся пограничный надзор. На Пограничную стражу возлагались следующие обязанности: «недопущение провоза и переноса товаров и задержание их, а также недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах; прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте; осуществление в некоторых местах границы Империи карантинного надзора; оказание помощи судам, бедствующим по близости берегов, в спасении людей, находящихся на них и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение».

С целью защиты экономических интересов государства, правительство России разрабатывает ряд мер, направленных на пресечение контрабанды. Прежде всего, вводится система вознаграждения для задержателей контрабанды. В соответствии с Высочайшим указом Александра I (1811 г.) 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80% - 2/3 выдавалось задержателям, а 1/3 - начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. Одновременно получает развитие законодательство о контрабанде. В Таможенном уставе 1819 г. было дано определение контрабанде. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.

Однако принятые меры не в состоянии были устранить проблему контрабанды в целом. Исторические источники свидетельствуют, что в начале века контрабандным товаром были завалены все лавки. В конце 20-х и в 40-е годы на границах Пруссии и Австрии контрабанда возросла в несколько раз. Это было связано с тем, что в 1822 г. был принят новый тариф, в соответствии с которым пошлины возросли по некоторым товарам более чем в 2,5 раза.

Усиление контрабанды было вызвано и тем, что сопредельные страны в своем экономическом развитии достигли более высокого уровня по сравнению с Россией, где только начинался промышленный переворот. Сказалось и неблагополучное положение в финансовой сфере. Инфляция, вызванная войной 1812-1813 гг., а затем и фритредерским тарифом 1819 г., охватила все стороны деятельности и в итоге оказалась огромным внешним и внутренним долгом. Все это, вместе взятое, способствовало развитию контрабанды.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В курсовой работе были решены все поставленные задачи, а также достигнута установленная цель:

были охарактеризованы внешняя торговля и таможенное дело в России в первой половине XIX века.

Решенные задачи:

изучена таможенно-тарифная политика в первой половине XIX века. Внешнеторговый оборот в 1801 - 1895 гг. составил 127,9 млн руб. После победы над Наполеоном, в политической жизни правящих кругов России распространилась атмосфера взаимопомощи, христианской любви и братства. Приобрели популярность фритредерские настроения. Был заключен мирный договор с Англией, включавший положения о взаимном наибольшем благоприятствовании в торговле.

рассмотрен тариф 1822 года. В основу его разработки были положены следующие аргументы: низкими пошлинами облагались товары, необходимые для государства, производство которых возможно в России. Освобождались от пошлин иностранные товары, не производимые в стране, но в которых имеется потребность; всепрощение ввоза иностранных товаров, которые бы конкурировали с отечественной промышленностью; обложение высокими пошлинами предметов роскоши и товаров, которые могут производиться в стране; пошлиной не облагались сырые продукты, вывозимые из России в Польшу и обратно. Некоторые товары совершенно не допускались к ввозу (железо, чугун, набивные ткани, пиво, цикорий).

рассмотрены преобразования, произошедшие в таможенном деле в XIX веке. С целью защиты экономических интересов государства, правительство России разрабатывает ряд мер, направленных на пресечение контрабанды. Прежде всего, вводится система вознаграждения для задержателей контрабанды. В соответствии с Высочайшим указом Александра I (1811 г.) 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. В Таможенном уставе 1819 г. было дано определение контрабанде. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

торговый таможенный политика россия

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2009. С.-206.

. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2011. С.-208.

. Каминка А.И. Очерки торгового права. М.: Центр ЮрИнфоР, 2012. С.-175.

. Мировая экономика: учебник/ Под ред. Проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2008. С.-734.

. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. - В 3-х кн. - Кн. 1. - М.: Мысль, 2009. С.-398.

. Михайлов Д. М. Мировой финансовый рынок. Тенденции и инструменты. М.: Экзамен, 2013.С.- 214.

. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - 15-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. С.- 424.

.Удинцев В.А. История обособления торгового права // Избранные труды по торговому и гражданскому праву. М.: Центр ЮрИнфоР, 2013. С. -231.

. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. I: Введение. Торговые деятели. М.: Статут, 2009. С. -445.

. Хромов П.А. Экономическое развитие России в XIX-XX веках. 1800-1917. М., 2011.С.-387.

. Виноградов В.А. Экономическая история России XIX-XX вв. М., 2013.С.-156.

. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. М., 2009.С.-123.

. Чунтулов В.Т., Кривцова Н.С., Чунтулов А.В., Тюшев В.А. Экономическая история СССР. М., 2009.С.-241.

. Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России 1648-2000 гг. М., 2010.С.-254.

. Кевбрин Б. Ф. Торговые отношения, таможня и метрология в России (IX-XIX вв.). М., 2012. С. -196.

. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2010. С. -585.

. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. М., 2009. С. -430.

. Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы. И., 1987. С. -160.

. Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 2013.С. -618.

. Символы таможенной службы России: Крат. ист. очерк о тамож. службе и ее символике). М., 2013. С. -271.

. Смирнова А.А. Исторический опыт таможенного дела в России и проблема формирования современной торговой политики. М., 2009. С. -420.

. Таможенное дело России: сб. документов и материалов. М., 1997. С. 389.

. Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI - XVIII вв.: сб. материалов Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 17-20 сент. 2001 г.) / Под ред. А.П. Павлова. СПб., 2011. С. -302.

.Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2010. С. -108.

. Самолаев Ю.Н. История таможенного дела и таможенной политики России. Курс лекций. М., 2009.С. 158.


Теги: Внешняя торговля и таможенное дело в России в первой половине XIX века  Курсовая работа (теория)  Таможенное право
Просмотров: 10621
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Внешняя торговля и таможенное дело в России в первой половине XIX века
Назад