Светское государство


  Содержание

 

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3

1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5

 

2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………... 8

3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13

 

4. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И  МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19

5.СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ………………………. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………   29

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31


ВВЕДЕНИЕ

 

Светскость государства – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. Светское государство – это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни.[1] В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России.[2] В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

Актуальность темы исследования проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой  сфере вопрос: что такое светскость государства.

Задачами своей курсовой работы я ставлю:

• конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости  государства;

• анализ содержания и существенных признаков светскости;

• системное исследование норм российского законодательства, определяющих  Российскую Федерацию как светское государство;

определение значения и места принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации;

• изучение процессов развития светскости государства, динамики формирования и развития правового обеспечения светскости государства и ее понимания в конституционном праве.


1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

 

В зарубежных странах отдельные аспекты светскости государства, государственной службы, государственных образовательных учреждений наиболее изучены в работах французских авторов, что отчасти объясняется тем, что именно во Франции впервые появилась модель светскости государства, в целом реализованная сегодня в большинстве стран мира. Из 6 работ французских авторов, прежде всего, следует отметить доклад президентской комиссии по светскости во Франции под руководством Бернара Стази; часть II «Век светскости (Размышления о светскости)» Официального доклада государственного совета Франции от 5 февраля 2004 г. (Эдвиж Бельяр) и доклад Информационной комиссии Национальной Ассамблеи Франции « Светскость в школе. Республиканский принцип, который необходимо подтверждать» (Жан-Луи Дебре) от 4 декабря 2003 г.

Отдельные вопросы истории и содержания светскости государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, светскости государственной службы, секуляризации, соотношения светскости и идеологии, отношений между государством и религиозными объединениями исследовались в трудах французских авторов, как: Современными российскими авторами не проводились комплексные конституционно-правовые исследования светскости государства, светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений и светскости государственной службы. Здесь, пожалуй, можно назвать лишь исследование Дозорцева П.Н., в котором рассмотрены, преимущественно, историко-правовые аспекты светскости государства.

В обширном круге научных и научно-практических комментариев Конституции Российской Федерации, учебников и учебных пособий по конституционному (государственному) праву и теории права и государства России и зарубежных стран вопросы правового содержания светскости государства только ставятся или же содержание понятия « светскость государства» описано поверхностно и очень кратко.

Некоторые отдельные философско-правовые аспекты светскости государства нашли отражение в работах Баглая М.В., Салыгина Е.Н..[3]

Некоторые признаки отделения религиозных объединений от государства и подходы к разработки типологии светских государств исследовались в работах Салыгина Е.Н.,[4] Николина А..[5]  Исследованию свободы совести как одного из требований светскости государства , были посвящены труды: Авакъява С.А.,[6] Баглая М.В., Пчелинцева А.В..[7]

Административно - правовые аспекты обеспечения свободы совести были рассмотрены в работах Куницына И.А.,[8] Ловинюкова А.С.,[9] Лупарёва Г.П.,[10] Стецковского Ю.И..[11]

 Однако существующие исследования не позволяют создать целостную картину существенных признаков и гарантий светскости государства в Российской Федерации.

В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве развитых стран ( США, Франция и др.), существуют государства, в которых одна из религий признается государственной ( английская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле , лютеранская церковь в Скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего  Востока).Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий ( ФРГ . Япония .Италия ), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль.[12]


2. КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

 Эта глава посвящена исследованию существующих подходов к определению содержания конституционно-правового принципа светскости государства, выявлению и системному исследованию правового содержания и существенных признаков светскости государства.

Светский (обладающий чертами светскости, качеством светскости):

не церковный, мирской, гражданский.[13]

1.   (фр.: la ic, la ique; англ.: secular) общегражданский; характеристика государственных, муниципальных или общественных институтов, отражающая их общегражданскую, « мирскую»  направленность;

2.   независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым;

3.   не являющийся служителем религиозного культа, « мирянин»;

4.   принадлежащий или относимый к элите, оцениваемый как изысканный или элитарный, в том числе исходя лишь из внешних признаков, хорошо воспитанный, отвечающий требованиям света, утонченности, изысканного этикета.

Применительно к государственно-правовой сфере, светскость (фр.: la la icite) – характеристика государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую, мирскую направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.

Характеризуя категорию « светскость», следует иметь в виду принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства и религиозных объединений, а также иные значимые обстоятельства.

К существенным признакам светскости следует относить:

1.   отделение религиозных объединений от государства как одного из существенных признаков светскости государства, отражающего независимость государства и государственно-правовых отношений от религиозного санкционирования или давления, от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов. Церковь полностью отделена от государства, однако она не отделена от жизни общества, от тех проблем , которые волнуют как верующих , так и неверующих.[14]

Принцип отделения религиозных объединений от государства раскроем через следующие его существенные признаки:

а) Независимость государства от религиозных объединений и  независимость религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе вмешательства государства: независимость формирования, устройства и деятельности государства, государственной правовой системы, государственно-правовых отношений, государственного управления, органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, от религиозного санкционирования или давления, от санкционирования или контроля религиозными объединениями, за исключением осуществления в соответствии с законодательством общественного контроля за выполнением государством своих функций; недопустимость произвольного, не основанного на законе вмешательства государства, его органов и должностных лиц в религиозную деятельность, во внутренние дела, включая вопросы внутреннего устройства, законно действующих религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и в исповедание религии членами религиозных объединений.

 

б)   Недопустимость смешения и подмены компетенции государства и религиозных объединений: запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений, а также одновременного замещения высших государственных (политических) должностей руководителями религиозных объединений; запрет создания в государственной судебной системе особых религиозных судов, а равно распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений, участия государства в реализации решений таких судов; недопустимость финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений;

в)   Недопустимость вмешательства религиозных объединений в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений и преследования религиозными объединениями политических целей.

г) Недопустимость признания религиозных норм или решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве (светский характер правовой системы государства): нормы религиозных установлений ( внутриконфессиональные установления, религиозное право и т.д.) не являются источниками права в государстве, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве; решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично- правовых норм или актов, а государство не участвует в их реализации для членов религиозных объединений и иных лиц. Отмечается, что запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений не исключает осуществления религиозными объединениями образовательной, культурно- просветительской и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сотрудничества с государством в социально значимых проектах. А запрет финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений не исключает возможности поддержки государством их благотворительной, культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности в соответствии с законодательством.

д)   Запрет преследования религиозными  объединениями политических целей через запрещение участия религиозных объединений, а также их руководителей, выступающих в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, в избирательных кампаниях по выборам в органы государственной власти, вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности, ведения предвыборной агитации, внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной помощи. Указанные запреты не исключают прав граждан – членов религиозных объединений принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в установленном законом порядке.

2.   Принцип недопустимости установления общеобязательной религии основывается на следующих положениях:

а) запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной;

б)   свобода мировоззренческого самоопределения ( свобода вероисповеданий) означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать какой-либо религии , церкви, конфессии;[15]

в) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии;

г) равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом.

3.   Светскость легитимности государства. В конституционном праве под легитимностью понимается признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. В данном контексте светскость легитимности государства – это социальная и правовая независимость легитимности государства от религиозных институтов и норм, недопустимость правового обуславливания или обоснования суверенитета и прав государства каким-либо предшествующим или высшим порядком или же авторитетом, имеющим религиозную природу. Это значит, что светское государство не нуждается в сакрализации, оправдывающей то, как государство возникло и существует. Однако, данный признак находит свое отражение в приведенных выше существенных признаках светскости государства.

Приведенный перечень существенных признаков отделения религиозных объединений от государства не является жестким ( однозначно определяющим), так как в мире существуют специфические правовые модели отношений государства с религиозными объединениями, которые содержат элементы, не соответствующие некоторым пунктам этого перечня.


3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

 

Эта глава посвящена конституционно-правовому анализу Российской Федерации как светского государства, системному анализу норм российского законодательства, закрепляющих и гарантирующих светскость государства, государственной службы и государственных и муниципальных образовательных учреждений, определению значения и места принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации. В российском законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации светскость государства закреплена как напрямую, так и через закрепление обеспечивающих ее гарантии (существенных признаков светскости государства – отделения религиозных объединений от государства и недопустимости установления общеобязательной религии), а также через закрепление требований, являющихся элементами существенных признаков светскости государства, светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Как светское государство Российской Федерации характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст.14), « не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной »[16]. Содержание этого положения раскрывает ст 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года « О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.[17]

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а так же военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.[18]

В законодательстве Российской Федерации закреплены основные требования, составляющие существенные признаки светскости государства и их элементы. Но эти правовые требования не получили в российском законодательстве развернутую конкретизацию (гарантии, правовые механизмы), в результате чего не обеспечена эффективная реализация этих требований. Вследствие этого оказываются неурегулированными и неразрешенными многие социальные проблемы, в том числе проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, проблемы социальной и культурной интеграции иммигрантов, роста религиозно- политического экстремизма, проблемы межрелигиозных конфликтов и игнорирования государством социально значимых инициатив крупнейших религиозных организаций России (противодействие наркомании, гражданско-патриотическое воспитание молодежи и пр.).

Выдвигается и обосновывается вывод, что конституционно- правовой институт светскости государства в Российской Федерации характеризуется системностью, проявляющейся в:

1)   целостности системы и наличии системообразующих элементов;

2)   многоаспектности светскости государства и взаимосвязи различных аспектов светскости государства;

3)   взаимосвязи элементов существенных признаков светскости государства;

4)   наличии системы взаимосвязанных различных по юридической силе норм, закрепляющих и гарантирующих светскость государства.

Системообразующими элементами конституционно-правового института светскости государства в Российской Федерации и других европейских государствах являются два элемента (одновременно являющихся существенными признаками светскости государства):

1) отделение религиозных объединений от государства;

2) недопустимость установления общеобязательной религии.

Указанные элементы составляют ядро в системной структуре института светскости государства, являются главными, определяющими его целенаправленность, что обусловлено исторически и вызвано тем, что на формирование светского государства оказывали влияние два различных важных фактора политико-правового развития европейских государств:

1) практическая модернизация государственного устройства европейских государств в XVIII–XX веках ( а также Турции в XX веке), направленная на достижение и защиту независимости государств от всеобъемлющего влияния религиозных организаций. Этот фактор был инициирован непосредственно высшими руководителями и политической элитой государств ( например, российской императрицей Екатериной II) и направлен на правовое обеспечение независимости государственных институтов от религиозных организаций ( господствовавших церквей). Данный фактор был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и влияния религиозных организаций и конкретных личностей (руководителей религиозных организаций), был ориентирован на изменение законодательства в интересах государства. Его конечной целью было отделение религиозных объединений от государства;

2) общественные процессы, направленные на освобождение личности от навязывания государством или иными общественными институтами общеобязательной религии, освобождение человека от жесткой опеки и диктата государства в сфере духовной жизни, на установление и обеспечение свободы вероисповедания человека. Этот фактор инициировался «снизу», как мыслителями (философами, теологами и др.), так и религиозными меньшинствами, был ориентирован на изменение законодательства в интересах личности и был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и вмешательства государства, побуждая его к уходу с позиций жесткой опеки и диктата в духовной сфере жизни общества. Конечной целью данного фактора было закрепление правового запрета на установление общеобязательной религии в государстве.

Указанные два фактора были, хотя и взаимосвязаны, но различны по своей природе и разнонаправлены, следовательно, они не могут быть объединены или сведены к обобщающему принципу, элиминирующему изначальную обособленность лежащих в его генезисе факторов. Этим факторам в структуре конституционно-правового института светскости государства как системы соответствуют системообразующие элементы, являясь идеальным воплощением векторов указанных факторов. Именно поэтому главными системообразующими элементами, обеспечивающими целостность и целенаправленность института светскости государства как системы, следует считать два взаимосвязанных элемента, а не один, как для большинства более простых по развитию общественных системных явлений.

Многоаспектность светскости государства проявляется в том, что светскость государства выступает в следующих аспектах:

1)   основа конституционного строя;

2)   конституционно-правовой принцип;

3)   конституционная характеристика государства;

4)   конституционно- правовой институт;

5)   правовое требование;

6)   система правоотношений;

Элементы существенных признаков светскости государства являются, в свою очередь, существенными признаками принципа отделения религиозных объединений от государства и принципа недопустимости установления общеобязательной религии, а также связаны с существенными признаками производных светскости государства – светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений. Эти элементы тесно взаимосвязаны между собой и образуют единую систему, выступая одновременно в качестве гарантий друг друга и взаимно обеспечивая направленность и содержание структурных частей системы. Существенные признаки производных светскости государства – светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений – являются гарантиями светскости государства, а в контексте государственно-правовой практики – проявлениями и следствием признаков светскости государства.

Конституционно-правовой институт светскости государства в Российской Федерации представляет собой систему взаимосвязанных различных по юридической силе норм – конституционных норм более высокой юридической силы по отношению к нормам других статей Конституции, а также норм федеральных законов. Общественная значимость светскости государства в Российской Федерации отражена в особой защите принципа светскости государства и признании фундаментального конституционного значения этого принципа как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

На основе анализа правового содержания конституционной нормы о равенстве религиозных объединений перед законом выдвинут и обоснован вывод, что принцип равенства религиозных объединений перед законом означает их юридическое равенство, то есть равенство их основных прав и обязанностей, правовых критериев и правовых условий, регулирующих их деятельность, равенство подходов государства ко всем религиозным объединениям, наличие единого для всех религиозных объединений законодательства, регулирующего их правовой статус. Обосновано, что принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность установления правовой дифференциации религиозных организаций в их взаимоотношениях с государством и в порядке осуществления их прав, включая возможность предоставления государством определенным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями.


5. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

 Данная глава включает конституционно-правовое исследование содержания и существенных признаков светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений, как производных конституционного принципа светскости государства, а также посвящена определению направлений совершенствования российского законодательства о светскости образования.

Светскость государственной службы – характеристи кагосударственной службы, отражающая или закрепляющая религиозную нейтральность и независимость государственной службы от религиозного санкционирования или давления, от подчинения религиозным объединениям и от их вмешательства.

Существенные признаки светскости государственной службы:

1)   Светскость функционирования государственной службы:

§ недопустимость установления в системе государственной службы общеобязательной религии;

§ независимость формирования и функционирования государственной службы от религиозного санкционирования или давления, независимость деятельности государственных служащих от подчинения религиозным объединениям, что не исключает осуществления общественного контроля выполнения государством своих функций в соответствии с законодательством;

§ независимость действий или решений государственных служащих от санкционирования или контроля религиозными объединениями.

2) Светскость комплектования государственной службы:

§   гарантии равенства прав каждого на доступ к государственной службе независимо от убеждений или отношения к религии;

§   недопустимость установления религиозных испытаний, цензов или ограничений при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении.

3)   Религиозная нейтральность государственных служащих в их деятельности:

§  недопустимость использования государственными служащими своего служебного положения для формирования того или иного отношения к религии;

§  недопустимость дискриминации и нарушения государственными служащими в их деятельности равноправия граждан в зависимости от убеждений или отношения к религии;

§  недопустимость сопровождения служебной деятельности государственных служащих публичными религиозными обрядами и ритуалами;

§  запрет открытого ношения знаков религиозной принадлежности государственными служащими, за исключением ношения нательных знаков религиозной принадлежности в той мере, в какой это обосновано свободой совести и выражения религиозных убеждений;

§  светскость профессиональной этики государственных служащих. Светскость государственной службы налагает определенные правовые ограничения и на идеологическое давление на государственную службу, а также на способы распространения государственными служащими идеологии, в том числе посредством установления требования внепартийности государственной службы. Отсутствие в российском законодательстве прямого развернутого закрепления норм о светскости государственной службы и их должной конкретизации через закрепление соответствующих гарантий несет угрозу нарушения этого важнейшего принципа организации государственной службы.

Светскость образования – характеристика образования, отражающая независимость образования от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, ненаправленность образования на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение. Соответственно, светское образование (гражданское, общегражданское_, общесоциальное) – образование, независимое от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление   аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение.

В обобщенном смысле, светская школа – совокупность образовательных учреждений, реализующих в соответствии с государственными образовательными стандартами образование различного уровня, независимое от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение, а также совокупность соответствующих преемственных образовательных программ и научно-методического обеспечения.

Существенные признаки светскости государственных и муниципальных  образовательных учреждений:

1.   Гарантии свободы мировоззренческого выбора:

§   недопустимость установления в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общеобязательной религии;

§   равенство прав каждого на поступление в образовательные учреждения и получение образования независимо от убеждений или отношения к религии;

§   обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу убеждений; обеспечение добровольности при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также при вступлении в какое-либо объединение или пребывании в нем; недопустимость принуждения к определению своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию в религиозных обрядах и праздниках, участию в деятельности и мероприятиях религиозных объединений.

2. Светскость внутреннего устройства и деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием:• независимость управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями от религиозного санкционирования или давления, от вмешательства религиозных объединений, недопустимость передачи им полномочий администрации указанных образовательных  учреждений;

§   недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов в рамках образовательных программ, реализуемых в соответствии с государственными стандартами;

§   недопустимость профессиональной религиозной (духовной) подготовки служителей религиозного культа государственными или муниципальными образовательными учреждениями;

§   недопустимость создания и деятельности в государственных и муниципальных органах управления образованием и образовательных учреждениях подразделений религиозных объединений, что не исключает осуществления ими образовательной, культурно-просветительской и благотворительной деятельности в соответствии с законодательством.

3. Требования светскости к выполнению служебных обязанностей работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием:

§   запрет открытого ношения элементов религиозной одежды и знаков религиозной принадлежности преподавательским и административным составом государственных и муниципальных образовательных учреждений, что не исключает ношения нательных знаков религиозной принадлежности в той мере, в какой это обосновано свободой совести и выражения религиозных убеждений;

§   светскость профессиональной этики.

4. Религиозная нейтральность используемых учебных программ и учебной литературы:

§   светскость государственных образовательных стандартов;

§   ненаправленность преподавания образовательными учреждениями знаний о религии на вовлечение учащихся в религиозное объединение;

§   осуществление государственного контроля за недопущением в используемых учебных программах и учебной литературе положений, возбуждающих ненависть либо вражду, унижающих достоинство или пропагандирующих неполноценность человека либо группы лиц по признаку отношения к религии.


6. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

 

Эта глава посвящена исследованию развития правового содержания и понимания светскости государства, исследованию вопросов секуляризации в светском государстве и месту светского государства в современном мире. Показано, что принцип разделения компетенции светской и религиозной власти (отделения религиозных объединений от государства), как сути светского государства, имеет уже, как минимум, двухтысячелетнюю историю. Его предпосылки были заложены в христианском вероучении: «… отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).

Представления о том, каким должно быть светское государство, изменялись со временем и отличались в зависимости от исторического периода и страны, где происходили события. Поэтому без изучения динамики изменения правового содержания и понимания светскости государства, то есть светскости как процесса, невозможно дать полную картину светскости как характеристики современного государства. Понимание светскости государства – это обусловленная особенностями состояния политико-правового развития общества и государства , историческими и национально-культурными традициями, распределением национально-культурной и религиозной идентичности общества система представлений о содержании светскости государства и обусловленных светскостью государства правах, обязанностях и ограничениях во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями.

В развитии правового содержания и понимания светскости государства в европейских странах отмечаются совпадения и аналогичные событийные ряды, этапы, проанализировав которые, можно вывести определенные закономерности этого развития.

В большинстве стран Европы государство в определенные периоды своего развития стремилось поставить Церковь и духовенство в полное подчинение государственной власти. Государственная церковь должна была прежде всего главным образом исполнять те обязанности, которые на нее возлагало государство ( период царствования Иоанна Грозного, реформы Петра I, Екатерины II и последующие в Российской Империи; галликанство во Франции; иосифизм в Австрии)[19]. С другой стороны, та светскость государства, которая является сегодня конституционной характеристикой многих государств мира, зародилась в Европе как реакция правящих элит на вмешательство Римской католической церкви в суверенные дела европейских государств. Подход к определению светскости постепенно претерпевал трансформацию по мере научного и социально-политического развития общества. Практически одновременно ( в одно–два десятилетия: с середины 70- х годов по середину–конец 80- х годов XIX века) сразу в нескольких государствах Европы происходили события связанные с отделением религиозных объединений от государства и утверждением светскости государства (Пруссия, Франция, и др.). В целом, в Европе, в том числе в России, эти события происходили с 70-х годов XIX века по 1905–1907 гг.

Многообразие современных светских государств определяется различиями в содержании и понимании светскости, обусловленными особенностями правового, социально-политического и культурного развития конкретных государств. Существующие сегодня в мире разнообразные типы светских государств – это продукт длительных и сложных социальных процессов, на которые оказывают значительное влияние конкретные исторические, культурные, социально-политические и иные особенности развития каждого общества, а также международные процессы глобального характера. Процесс формирования в каждой конкретной стране светского государства определенного типа в значительной степени зависит от понимания руководителями государства значения и содержания принципа светскости государства, от воплощенных в решениях органов государственной власти представлений о должном взаимодействии государства с религиозными объединениями.

На развитие института светскости государства как системы оказывают влияние:

1. взаимодействие процессов глобализации и десекуляризации мира;

2. взаимодействие тенденций конвергенции и диверсификации в развитии светскости государства.

Влияющий на развитие светскости государства процесс десекуляризации мира происходит не по пути деградации светскости государства или отказа от нее, а по пути усложнения процессов взаимодействия светскости государства и идентичности личности, социальных групп, общества в целом, и является сложным, многоплановым и несет в себе как позитивные последствия ( национально-культурное и духовное возрождение, расширение сотрудничества государства с религиозными объединениями), так и угрозы, в том числе светскому государству ( дискриминация по признаку убеждений или отношения к религии, национальности или расе; многочисленные нарушения прав женщин во многих странах мира, обусловленные религиозными требованиями; усиление угрозы экстремизма и международного терроризма, обострение межрелигиозных конфликтов и др.).

В условиях мировой глобализации в развитии светскости государства существуют две взаимодействующие тенденции – конвергенции и диверсификации. Такое  заимодействие является разноплановым, вплоть до противодействия и прямого антагонизма.

Тенденция конвергенции в развитии светскости государства заключается в появлении общих черт в правовом содержании светскости государства различных стран, сближении разнотипных светских государств по своим характеристикам и содержанию конституционно-правовых институтов, обеспечивающих светскость государства. Наиболее яркими примерами тенденции конвергенции в развитии светскости государства является стремление США навязать всему миру свое понимание светскости государства, а также добровольное сближение правовых систем государств Европейского Союза на основе принятия законодательства Европейского Союза и унификации национальных законодательств.

Тенденция диверсификации в развитии светскости государства проявляется в стремлении сохранить уникальные особенности конкретного типа светского государства, реализованного в определенной стране в настоящее время и обусловленного состоянием правового, социально- политического и культурного развития общества и государства. Примером тенденции диверсификации в развитии светскости государства является осознанное и принципиальное сохранение самобытных типов светского государства в Германии, Франции и многих других странах мира. Вышесказанное дает основания для авторского вывода о том, что светскость государства как конституционно-правовая характеристика обладает полисемичностью. Отмечая, что термин «полисемия», традиционно используемый для характеристики многозначности слова, а в социологии ( Николас Аберкромби) используемый также для характеристики наличия в тексте нескольких неравнозначных по предпочтительности и значимости смыслов,  что применительно светскости государства характеристика «полисемичность» использована для отражения множественности типов светского  государства.

Полисемичность светскости государства проявляется в том, что правовое содержание и понимание светскости государства изменяются во времени и в пространстве, закономерно не являются одинаковыми для разных демократических государств, выбор конкретного типа и особенностей светского государства находится в компетенции государства и зависит от состояния правового и социально- политического развития, а также исторических и национально-культурных традиций государства. Вместе с тем, полисемичность светскости государства как конституционно-правовой характеристики ограничена жесткой привязкой ее содержания к ядру в системной структуре института светскости государства – двум системообразующим элементам (отделение религиозных объединений от государства; недопустимость установления общеобязательной религии).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я считаю тему своей курсовой работы важной и значимой, до сих пор продолжаются дебаты по многим важным вопросам, как в России, так и в других европейских странах. Основным принципом и главной гарантией светскости государства является законодательное закрепление правового режима отделения церкви ( религиозных организаций ) от государства. Это означает ,что государство не вмешивается в каноническую деятельность  религиозных организаций и не возлагает на них каких-либо государственных функций. В то же время оно принимает на себя обязанность по охране законной деятельности религиозных организаций и прав верующих и осуществляет контроль как за соблюдением ими законодательства о свободе совести, так и национального законодательства вообще. Религиозные организации, со своей стороны, не вмешиваются в сферу деятельности государства и его органов, в его политическую жизнь- не создают политических партий и не участвуют в их деятельности, а так же в выборах органов государственной власти , не выдвигают кандидатов в депутаты, не финансируют выборы. Отдельные же члены религиозных организаций имеют полное право на участие в политической жизни ( участие в выборах, членство в политических партиях и т. п.) на равнее с остальными гражданами. В светском государстве правовое положение граждан не зависит от их отношения к религии и приверженности к тому или иному вероисповеданию . Необходимое условие светскости государства – отделение школы от церкви, или светское образование. Религиозное обучение и религиозное воспитание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается, кроме как в факультативном порядке.

Светское государство свободное от какого либо влияния религий, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни.

Конституция РФ 1993 впервые в истории российского законодательства провозгласила, что Россия является светским государством.

В качестве примера светского государства, мною в курсовой работе была рассмотрена Российская Федерация

Представление о том каким должно быть светское государство меняется со временем и отличается в зависимости от исторического периода, по этому изучается динамика изменения  правового содержания и понимания светскости государства.

В развитии светскости государства в условиях мировой глобализации существуют две взаимодействующие тенденции – конвергенция и деверсификация . Такое взаимодействие является разноплановым, вплоть до  противодействия и прямого антагонизма. Светскость государства как конституционно- правовая характеристика обладает полисемичностью - отражает множественность типов светского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Учебная, научная литература.

 

1. Авакьян С.А. « Конституционное право России ». В 2 т. Т 1 « Учебный  курс ». Москва. « Юристъ » 2007 г.

2. Аман И.В. « Государство и церковь ». Континент № 86 Москва. 1991 г.

3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. « Конституционное право РФ » Москва. 1996 г.

4. Века А.В. « История России с Древнейших времён до наших дней ». Москва 2003 г.

5. Главацкий М.Е. « История России ». Москва 1994 г.

6. Козлов Ю.Ф. « Союз короны и креста ». Саранск. 1995 г.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. « Конституционное право России ». Москва. « Юристъ ». 1999 г.

8. Куницын И.А . « Юридические проблемы социальной адаптации религиозных объединений в России » Москва . « ЮНИТИ-ДАНА » 2000 г.

9. Кутафин О.Е. « Юридический энциклопедический словарь ». Москва 2003 г.

10.Ловинюков А.С. « К вопросу о взаимодействие государства и гражданского общества в РФ ». Административное и  муниципальное право. №1 Москва. 2008 г.

11. Лупарёв Г.П. « Социальное назначение религиозных организаций – как основа их правового статуса ». Государство и право. Москва. Наука . № 11 1995 г.

12.Морозова А.А. « Государство и церковь – особенности взаимоотношений». Государство и право Москва. 1995 г.

13. Николин А. « Церковь и государство. История правовых отношений » Основа государства и права . № 5. Москва 2003 г.

14. Никольский Н.М. « История Русской Церкви ». Москва. 1983 г.

15. Ожегов С.Н. « Словарь русского языка ». Москва. 1972 г.

16. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. « Свобода совести и вероисповедания ». Москва. Юриспруденция. 2001 г.

17. Салыгин Е.Н. « Основы правовых знаний ». Основы государства и права. №5. 2003 г.

18. Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. « Обществознание: Человек в обществе. » Экспериментальный учебник . Изд. 2-е, испр. Москва . Вентана – Граф . 2004 г.

19. Смоленский М.Б. « Конституция РФ с комментариями ».Ростов – на – Дону . 2007 г.

20. Сорокин П.А. « Социальная динамика и религия. Кризис нашего времени ». Человек. Цивилизация. Общество. Москва 1992 г.

21. Стецковвский Ю.И. « Адвокатура и государство ». Москва. Юристъ. 2007 г.

22. Сухов А.Д. « Религия как общественный феномен ». Москва. 1973 г.

23. Федеральный закон « О свободе совести и религиозных объединениях » от 26.09.1997 г. Москва . Российская газета , 1 октября 1997 г.

24. Шаргунов А. « Церковь и власть ». Москва № 1 . Москва 1996 г. 

 

 

 

 



[1] Кутафин О.Е. Юридический энциклопедический словарь Москва . 2003 г. с.458

[2] Смоленский М.Б. Конституция РФ с комментариями. Ростов-на-Дону.2007 г. с.35

[3] Салыгин Е.Н. « Основы правовых знаний ». Основы государства и права. №5. 2003 г.

[4] Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание: Человек в обществе. Москва. 2004г.

[5] Николин.А. « Церковь и государство.  История правовых отношений »  Основы государства и права  №5 2003 г.

[6] Авакъян С.А. Конституционное право России : В 2 т. Т.1: Учебный курс. Москва 2007 г.

[7] Пчелинцеа А.В., Ряховский В.В. « Свобода совести и вероисповедания .» Москва . 2001 г.

[8] Куницин И.А. « Юридические проблемы социальной адаптации религиозных объединений в России .» Москва 2000 г.

[9] Ловинюков А.С. « К вопросу о взаимодействие государства и гражданского общества в РФ » Административное и муниципальное право .№1. 2008 г.

[10] Лупарёв Г.П. « Социальное назначение религиозных организации – как основа их правового статуса » Государство и право. Наука , №11 Москва 1995 г.

[11] Стецковский Ю.И « Адвокатура и государство » Москва . 2007 г.

[12] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. Москва 1996 г. с.120

[13] Ожегов С.Н. Словарь русского языка . Москва.1972 г. с.647

[14] Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. Саранск 1995 г.с 272

[15] Смоленский М.Б. Конституция РФ с комментариями. ст 28. Ростов-на-Дону. 2007 г.с 69.

[16] Конституция Российской Федерации . Москва. 2003 г. с 8

[17] Собрание законодательства РФ. №39 Ст 4465. Москва. 1997 г.

[18] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. .Конституционное право России. Москва.1999 г.с.149

[19] Никольский Н. М. История русской церкви. Москва . 1983 г. с. 219.


Теги: Светское государство  Курсовая работа (теория)  ТГП
Просмотров: 35053
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Светское государство
Назад