Правовое государство. Права и свободы человека и гражданина


Правовое государство.

Права и свободы человека и гражданина


                                                                            Аттестационная работа

                                                                              ученицы 11'а' класса

                                                              ГОУ школы № 311 СВОУО г.Москвы

                                                          Бочарниковой Анастасии


2005 год


План


1. Правовое государство – путь к утверждению подлинной демократии.

2. Права и свободы человека. Их центральное место в теории и практике построения правового государства.

3. Право на образование – неотъемлемое право в развитии и самореализации личности.


Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии, полицейщине и вызревала в умах великих мыслителей, опиравшихся на мировую политическую практику и стремившихся поставить государство на службу народу. В противовес всевластию государства в новое время возникла идея гражданского общества.

В наиболее полном виде концепцию гражданского общества разработал немецкий философ Г.Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полиция и т.п.).

В современной науке и практике гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пределах гражданского общества индивиды имеют возможность реализовать свои частные интересы и осуществлять индивидуальный выбор.

Таким образом, понятия гражданское общество и государство отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Составляющей основой гражданского общества является свободный, самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для нормального функционирования гражданского общества необходимы и другие предпосылки, такие как:

·   экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);

·   социальные (большой удельный вес в обществе среднего класса);

·   политико-правовые (юридическое равенство всех граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм);

·   культурные (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова) и др.


На первом этапе (XVI – XVII вв.) появляется буржуазная этика, то есть складываются экономические и политические предпосылки и происходит переворот в общественной идеологии. В XVIII – XIX вв. гражданское общество формируется в наиболее развитых странах Европы и в США в виде капитализма свободной конкуренции. Основу политической жизни составляют принципы и ценности либерализма. В XX веке происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу) и идет процесс становления правового социального государства. Как видно из вышеизложенного, процесс этот длительный и сложный.

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социально-культурном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором уровне – для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы; третий уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности в виде создания партий и политических движений – элементов политической системы общества.

Конец XX века приблизил человечество к реальному воплощению идеи правового государства, концепцию которого наиболее полно вслед за Аристотелем, Платоном и Гегелем раскрыли И.Кант и Ш.Монтескье.

Кант, создавая целостное учение о правовом государстве, полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. В обществе существует противоречие между склонностью людей жить сообща, с одной стороны, и недоброжелательностью и эгоизмом – с другой. Разрешение этого противоречия, то есть равноправия всех членов общества, по мнению Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Последнее представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. По Канту исполнительная власть формируется законодательной, а сама назначает судебную власть. Такая структура власти, как считал Кант, не только обеспечивает разделение властей, но и их равновесие.

Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.


Признаками правового государства являются:

1) верховенство закона, "связанность" государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности должны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, то есть

·   максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

·   приниматься компетентными органами, которые уполномочены народом;

·   приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

·   должна соблюдаться иерархия законов: они не должны противоречить ни Конституции, ни друг другу. Все подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;

2) соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и  реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы "сдержек" и "противовесов", взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна обязательно последовать ответственность, невзирая на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.


Предпосылками (основой) создания и функционирования правового государства служат:

1) производственные отношения, основанные на многих формах собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2) режим демократии, конституциализма, парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

4) с юридической стороны – создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5) гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь "разгосударственное" общество способно самостоятельно, без повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы, может быть основой, то есть социальной базой, правового государства.

 

Среди различных регуляторов общественных отношений (мораль, обычаи, традиции, нормы общественных организаций) особое место занимает право. В юридической науке наряду с понятием "право", то есть возможностью индивида обладать определенным благом, связанным с активной государственной деятельностью, используется и термин "свобода". Вместе с тем, между правом и свободой имеются определенные различия: термин "свобода" означает более широкие возможности индивида, который не преследует цели получения конкретного социального блага, а удовлетворяет тот или иной род потребностей.

Иными словами, свободу человека можно определить как широкие возможности индивида удовлетворить тот или иной род потребностей, не обращаясь за помощью к государству. Например, понятие "свобода совести и вероисповедания" выражает религиозные потребности людей. Для этого они создают религиозные объединения и участвуют в их деятельности. Роль государства сводится к тому, чтобы не мешать пользоваться указанной свободой. А если, например, рассмотреть "право на труд", то есть конкретное притязание на рабочее место или должность, то в данном случае для реализации этого права государство должно проводить политику по трудоустройству, подготовке и переподготовке кадров.

Права человека, охватывающие сферу личной, семейной и другой частной жизни, не подконтрольны государству. Они распространяются на каждого человека. Они неотчуждаемы и принадлежат людям от рождения. Они вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства и являются объектом международно-правового регулирования и защиты. В то же время права гражданина охватывают сферу его отношений с государством.

И какого бы права мы впредь не касались необходимо сослаться на ряд международных документов, регулирующих отношения прав личности:

·   Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций в 1948 году. Данная Декларация провозглашает принципы правового положения личности, устанавливает стандарт этого положения, имеет международное значение и носит рекомендательный характер. На основании принципов этой Декларации  Организация Объединенных наций приняла ряд международных договоров и других документов, которые имеют обязывающий характер для участников договоров и присоединившихся к ним государств;

·   Конвенция о политических правах женщин (1952 г.);

·   Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);

·   Международный пакт о гражданских и политических правах (принят в 1966 г., вступил в силу с 1973 г.);

·   Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

·   Конвенция о правах ребенка (1989 г.).


В большинстве развитых стран раздел о правах и свободах личности занимает значительную часть их Конституций, так как заимствованы из текста Всеобщей Декларации.

Стремление России в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).

В Конституции закреплены следующие права и свободы:

·   личные (определяют статус человека как биосо­циального организма): право на жизнь, достоин­ство личности, на свободу и личную неприкосновен­ность, на частную жизнь, неприкосновенность жи­лища, право определять и указывать свою нацио­нальную принадлежность, право на свободу пере­движений и места жительства, свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова;

·   политические права и свободы (определяют ста­тус человека как субъекта политической общности – государства): свобода печати и информа­ции, право на объединение, право на мирные собра­ния и публичные манифестации, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосу­дия, право обращений;

·   экономические, социальные и культурные права и свободы (определяют статус человека как субъ­екта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни): право на экономическую деятельность, право частной соб­ственности, трудовые права и свободы (свобода тру­да, право на труд, на забастовку, на отдых и др.), защита материнства, детства и семьи, право на со­циальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на обра­зование, свободу творчества, право на участие в культурной жизни.


Следуя принципу равенства прав и обязанностей, Конституция РФ закрепляет следующие обязанности человека и гражданина:

•  соблюдение Конституции и законов,

•  уважение прав и свобод других лиц,

•  забота о детях и нетрудоспособных родителях,

•  уплата установленных законом налогов и сборов,

•  сохранение природы и окружающей среды,

•  защита Отечества.

 

Конституция гарантирует соблюдение прав и сво­бод, о чем свидетельствует закрепление следующих по­ложений:

·   защита прав и свобод — обязанность государства;

·   допускается самозащита прав и свобод путем об­жалования действий должностных лиц, обращения в средства массовой информации, использования правозащитных организаций, защиты с помощью оружия — на основании Закона "Об оружии"  (в пределах необходимой обороны и крайней необхо­димости);

·   судебная защита;

·   международная защита (право обращаться в меж­государственные органы по защите прав и свобод человека на основе наличия соответствующих ме­ждународных договоров РФ. Это право использует­ся, если исчерпаны все средства правовой защиты);

·   возмещение вреда (регулируется гражданско-правовым законодательством);

·   неотменяемость прав и свобод, но возможность их ограничения.


Различают два понятия: "права человека" и "права гражданина".

Права человека являются исходными, они принад­лежат всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет.

Права гражданина включают в себя те права, ко­торые закрепляются за лицом только в силу его при­надлежности к государству (гражданство).

Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относя­щихся к общепризнанным правам человека, а также всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.

Права гражданина предполагают возможность уча­стия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Лица, не име­ющие гражданства, этих, прав в данном государстве не имеют.

Гражданство — это устойчивая правовая связь че­ловека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.


Признавая неотчуждаемость прав человека и гражданина, Конституция РФ в ч.3 ст.55 предусматривает возможность их ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Мера этой ответственности в российском праве четко не установлена. В то же время в мировой конституционной теории и практике признано, что она может иметь место только в условиях чрезвычайного положения. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.4) позволяет применение ограничений, но требует от государства-участника официального объявления и сообщения об этом другим государствам.

В связи с таким положением, Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию в 2005 году четко обозначил, что страна будет двигаться навстречу ценностям свободы и демократии, к созданию открытого общества (то есть правового общества) равных возможностей, но безусловно в рамках действующих законов на основе права.


Каковы же основные признаки права?  Это, прежде всего:

·   волевой характер (право выражает волю и интересы всего общества либо его части);

·   общеобязательность (оно представляет собой сово­купность властных предписаний государства отно­сительно возможного и должного поведения субъ­ектов);

·   нормативность (право отражено в нормах — кон­кретных правилах поведения);

·   связь с государством (условия и требования права исходят от государства, от имени которого осуще­ствляется принуждение в случае их неисполнения);

·   системность (право представляет собой систему юридических норм, которые объединяются в пра­вовые институты и инструменты, которые, в свою очередь, составляют отрасль права, а отрасли права в своей совокупности и взаимосвязи и составляют систему права определенного государства).


Право осуществляет регулятивную и охранитель­ную функции в обществе.

Особенности регулятивной функции заключаются в установлении моделей поведения субъектов правоот­ношений. Регулятивная функция права призвана за­креплять и изменять права и обязанности субъектов, определять компетенцию государственных и муници­пальных органов и полномочия должностных лиц, устанавливать условия возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Охранительная функция права направлена на за­щиту прав и законных интересов участников право­отношений и реализуется посредством установления правом запретов и процессуальных норм, позволяю­щих субъектам права в установленном законом поряд­ке отстаивать свои права.

Право призвано регулировать общественные отно­шения, однако не все общественные отношения под­лежат правовому регулированию. Так, например, не охватываются правом такие категории, как добро, зло, совесть, моральный долг, общественное мнение. В свя­зи с этим право, являясь мощным социальным регуля­тором, в системе социальных норм занимает лишь свое определенное место, поскольку общественные отноше­ния, не охваченные правовыми нормами, регулиру­ются этическими (моральными) нормами, нарушение которых влечет не государственно-правовое, а лишь общественное воздействие. Таким образом, обществен­ные (социальные) нормы и нормы права соотносятся между собой как целое и часть.

Существует также обычное право в виде системы норм, правил поведения, основывающихся на обычаях.

Право возникло вместе с государством, когда сло­жившиеся в человеческом обществе нормы обычаев были возведены в ранг акта, исходящего от государ­ства, которое обеспечивало его действие и наказывало за его неисполнение.

Данное понимание права возникло как симбиоз основных теорий права, представители которых выде­ляли в праве как общественном институте одну из черт и считали, что она, доминируя над другими, является определяющей для права в целом.

Сторонники естественно-правовой теории, сло­жившейся в эпоху буржуазных революций XVII – XVIII вв. (Гоббс, Локк, Радищев) в рамках данной док­трины разделяли право и закон, считая, что наряду с законами, то есть позитивным правом, принимаемым го­сударством, существует высшее, подлинное, естествен­ное право, свойственное человеку от рождения. Источником прав человека они считали не законодательство, а саму человеческую природу, поскольку естественные права приобретаются не в результате акта государства, а от рождения.

Представители исторической школы права XVIII – XIX вв. (Гуго, Савиньи, Пухта) считали, что пра­во – это историческое явление, которое не вводится по чьему-либо указанию, а развивается постепенно и стихийно. Под правом они понимали в первую очередь правовые обычаи, а законы рассматривали лишь как производное от них. Сторонники исторической школы отрицали права человека, поскольку правовые обычаи, которые легли в основу первых законодательных актов, не отражали никаких естественных прав человека.

Нормативистская теория права, сложившаяся в XX веке, представленная Штаммлером, Новгородцевым и Кельзеном, утверждала, что право представляет собой пирамиду норм, на вершине которой находится основ­ная (суверенная) норма, принятая законодателем, на основе которой строятся все иные (низшие) юридиче­ские нормы, которые не должны противоречить данной суверенной норме. Кроме того, нормативисты счита­ли, что юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими и иными факторами.

Представители марксистской теории права XIX – XX вв. (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право как возведенную в закон волю господствующего клас­са, что позволяет собственникам средств производства удерживать власть в обществе.

Психологическая теория права (конец XIX - на­чало XX в.), представленная трудами Петражицкого, Росса, Рейснера, сущность права выводит не из дея­тельности законодателя, а из психологических зако­номерностей — правовые эмоции людей (например, переживания по поводу неисполнения обязанностей), названные интуитивным правом, которое определяет и право вообще.

Социологическая теория права, окончательно сло­жившаяся в XX веке  (Эрлих, Муромцев и др.), считала, что право воплощается не в естественных правах и законах, а именно в реализации законов. Исходя из этого, сторонники данной школы права под правом по­нимали юридические действия, юридическую практи­ку, правопорядок, применение законов, что позволило назвать эту теорию — "теорией живого права".

В зависимости от характера защищаемого обще­ственного отношения право подразделяется на публич­ное и частное. Данное подразделение права было вы­явлено еще древнеримским юристом Ульпианом, кото­рый отмечал, что публичное право относится к пользе государства, то есть защищает государственные инте­ресы и интересы общества в целом. Частное же пра­во, защищает интересы частного лица как отдельного субъекта.

К отраслям частного права относятся: граждан­ское, трудовое и семейное право, а к отраслям публич­ного — все остальные, в том числе: конституционное право (отрасль права, регулирующая отношения, свя­занные с установлением конституционно-правового ста­туса личности, формированием и функционированием органов государственной власти, определяющая терри­ториальное устройство государства); административ­ное право (отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере осуществления исполнительной власти и устанавливающая ответственность за совер­шение административных правонарушений); уголовное право (отрасль права, регулирующая отношения, воз­никающие в связи с совершением преступлений).

Отрасли права составляют систему права опреде­ленного государства — национальную систему права или национальное право. Развитие международных от­ношений показало необходимость существования вме­сте с национальным правом и международного пра­ва, под которым понимается согласованная воля го­сударств, как правило, выраженная в международных конвенциях.

В свою очередь, национальные системы права, обла­дающие общими признаками, образуют правовые се­мьи, которыми являются романо-германская, англо-­американская и семья традиционного права.


Теперь остановлюсь на системе права и ее элементах.

Норма права (юридическая норма, правовая нор­ма) — общеобязательное, формально определенное пра­вило поведения, установленное и обеспечиваемое го­сударством и направленное на урегулирование обще­ственных отношений. Норму права можно представить как своеобразную первоначальную единицу, из кото­рых складывается вся система права.

Структура юридической нормы представлена гипо­тезой, диспозицией и санкцией. Гипотеза есть условие (обстоятельство) действия нормы права, диспозиция — содержание поведения субъекта, санкция — наказание.

Другими словами, в диспозиции указывается пра­вило поведения (права и обязанности) в случае насту­пления обстоятельства, предусмотренного в гипотезе. Так, например, в ст.274 УК РФ "Нарушение пра­вил эксплуатации ЭВМ... лицом, имеющим доступ к ЭВМ... (диспозиция), если это деяние причинило суще­ственный вред (гипотеза), — наказывается лишением права... либо обязательными работами на срок... (санк­ция)".

Существует несколько классификаций правовых норм (см. Приложение).

В зависимости от их функциональной роли они разделяются на:

·   исходные нормы или нормы-принципы, которые определяют основы правового регулирования обще­ственных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нор­мы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юри­дических понятий);

·   общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

·   специальные нормы, которые относятся к отдель­ным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид обще­ственных отношений с учетом присущих им осо­бенностей.

В зависимости от предмета правового регулирова­ния (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские, административ­ные, земельные.

          В   зависимости   от   их   характера  —  на   материаль­ные (конституционные, уголовные, гражданско-правовые, экологические) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные).

    В зависимости от формы выражения диспозиции выделяют нормы:

·   управомочивающие (то есть устанавливающие, что можно делать);

·   обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать);

·   запрещающие (устанавливающие, что нельзя де­лать).

    В зависимости от обязательности исполнения, со­держащегося в юридической норме правила, правовые нормы подразделяются на:

·   императивные (выражающие волю законодателя в категоричной форме и не предусматривающие усмотрения сторон правоотношения);

·   диапозитивные (предусматривающие усмотрение сторон при регулировании правоотношения), по­ощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наи­более приемлемый для государства и общества ва­риант поведения).


Норма права является первичным элементом си­стемы права, под которой понимается внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Все эти элементы тесно связаны между собой, составляют единое целое.

Например, п.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуще­ством. Эта правовая норма является составной частью института "Права собственности". Институт "Права собственности" входит в подотрасль "Вещное право", которая вместе с другими подотраслями составляет одну из ведущих отраслей в системе права РФ, а имен­но — "Гражданское право".

Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на отрасли материального и процессуального права.

Материальное право представлено отраслями пра­ва, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов. К отраслям материаль­ного права относятся конституционное, администра­тивное, гражданское, трудовое, экологическое, уголов­ное, финансовое.

Процессуальное право представлено отраслями права, основная задача которых — установление по­рядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов. Отраслями процессуального права являют­ся, в частности, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное.

В основе деления права на отрасли лежат два кри­терия: предмет и метод правового регулирования.

Под источниками права в юридической науке по­нимают внешнюю форму выражения правовых норм.

Исторически первым источником права был обы­чай — правила поведения, ставшие юридической нор­мой вследствие его общего значения и длительного фактического применения.

Следующий по хронологии появления вид источ­ников права — издаваемые государством нормативно-правовые акты, роль которых в системе источников права в настоящее время является ведущей.

Источником права в странах англо-американской правовой семьи является судебный прецедент (кон­кретное судебное решение по определенному юриди­ческому делу, в соответствии с которым будут разре­шаться сходные дела).

К числу источников права некоторое время в от­дельных странах относилась и правовая доктрина, ко­торая выражалась в трудах ученых-юристов, на кото­рые можно было ссылаться при разрешении дел.

Признаками источника права обладает и междуна­родный нормативный договор.

В настоящее время в Российской Федерации источ­никами права признаются:

•  нормативно-правовые акты,

•  нормативные договоры,

•  обычаи делового оборота (в гражданском праве).


Система нормативно-правовых актов в Россий­ской Федерации представлена законами, подзаконны­ми актами и локальными нормативными актами.

Закон — это принимаемый в особом порядке (гра­жданами на референдуме или законодательным орга­ном) и обладающий высшей юридической силой нор­мативный правовой акт, возведенный государством в обязательное для исполнения обществом правило.

Законы в Российской Федерации на федеральном уровне подразделяются на Конституцию РФ, Федераль­ные конституционные и обыкновенные (Федеральные законы).

Конституция РФ является основным законом, об­ладающим наивысшей юридической силой на террито­рии Российской Федерации. Она является источником права, содержащим базовые нормы для всех иных от­раслей российского права.

К Федеральным конституционным законам отно­сятся такие законы, которые принимаются в соответ­ствии с определенными нормами, содержащимися не­посредственно в Конституции и служат для конкре­тизации последних. Конституция РФ исчерпывающе определяет круг вопросов, по которым принимаются Федеральные конституционные законы (статьи 56, 65, 66, 70, 84, 87, 88, 103, 114, 118, 128, 135, 137 Кон­ституции РФ).

Для принятия Федеральных конституционных за­конов требуется квалифицированное большинство го­лосов депутатов, то есть не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При­нятый палатами Федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом, то есть не может быть использовано отлагательное вето, как это имеет место в отношении Федеральных законов. Такой закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президен­том РФ и обнародованию, то есть опубликованию в официальных изданиях.

Обыкновенный (Федеральный) закон принимается по любому из вопросов государственно-правового ре­гулирования вне зависимости от того, упоминает его конституция или нет. Такие законы принимаются боль­шинством голосов от общего числа депутатов Государ­ственной Думы (50% плюс один голос).

После принятия Государственной Думой Федераль­ный закон передается на рассмотрение Совета Федера­ции, после чего направляется на подпись Президенту РФ. Совет Федерации и Президент РФ могут откло­нить принятый Государственной Думой Федеральный закон, что, в свою очередь, является основанием либо для внесения в него поправок, либо для повторного голосования с целью преодоления неутверждения за­конопроекта Советом Федерации, либо президентского вето (п.5 ст.105 и п.3 ст.107 Конституции РФ).

В соответствии с п.1 ст.104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Пре­зидент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Кроме того, право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховно­му Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

В ранге Федеральных законов действуют и кодифи­цированные законы или кодексы. К ним относятся, например. Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, Земельный кодекс, Налого­вый кодекс и другие. Современные кодексы отличает отраслевая специализация, то есть кодекс есть совокуп­ность норм, регулирующих однородные общественные отношения и расположенных в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

В силу того, что Российская Федерация является федеративным государством, на уровне субъектов РФ также могут издаваться законы по предметам ведения, определенным в ст. 72 и 73 Конституции РФ.

Подзаконные акты — это акты органов испол­нительной власти, издаваемые во исполнение закона, которые базируются на его юридической силе и не мо­гут ему противоречить. К числу подзаконных актов относятся Указы и Распоряжения Президента РФ, По­становления и Распоряжения Правительства РФ, иные нормативные акты органов исполнительной власти (ми­нистерств и ведомств).

Нормативно-правовыми актами являются и так на­зываемые локальные акты, действующие в рамках конкретной организации, к которым можно отнести Устав акционерного общества, Положение о персонале общества с ограниченной ответственностью и т. д.

Нормативный акт осуществляет свое действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного акта во времени связано е его вступлением в силу и утратой силы. Так, согласно действующему законодательству, Федеральные консти­туционные законы, Федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими закона­ми или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

С действием нормативно-правового акта во време­ни тесно связано положение об обратной силе закона, в силу которого по общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Вместе с этим придание закону обратной силы возможно в виде ис­ключения в случаях, если в самом законе прямо об этом сказано, а также если он смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты прекращают дей­ствие по истечении срока действия акта, на который он был принят, в связи с изданием нового акта, заменив­шего ранее действующий, либо на основании прямого указания соответствующего компетентного органа об отмене данного акта.

Действие нормативного акта в пространстве опре­деляется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Если речь идет об определении пространства, на которое распро­страняются нормативно-правовые акты федерального значения, то в данном случае следует, что таким про­странством будет именно территория Российской Федерации, под которой понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздуш­ное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических пред­ставительств за рубежом, военные суда, где бы они ни находились, и торговые суда в открытом море, воз­душные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации.

Действие нормативного акта по кругу лиц на терри­тории Российской Федерации связано с тем, что норма­тивные акты общего характера действуют в отношении всех субъектов права (например, Конституция РФ), а специального характера — только на указанные в ак­те категории субъектов (например, законодательство о пенсионном обеспечении распространяется на пенсио­неров и органы исполнительной власти, занимающиеся вопросами социального обеспечения).

Вторую группу источников права вместе с норма­тивно-правовыми актами составляют нормативные до­говоры, которые представлены международными дого­ворами РФ и договорами между РФ и ее субъектом, а также между субъектами РФ. Примером международ­ного договора РФ является Венская конвенция 1980 г. "О договорах международной купли-продажи", в кото­рой Россия участвует как правопреемник СССР. Юри­дическая сила международных договоров РФ и их ме­сто в системе источников права определены в п.4 ст.15 Конституции РФ, согласно которой, если ме­ждународным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Примером договора между Российской федерацией и субъектом РФ может являться договор от 16 июня 1998 г. "О разграничении предметов ведения и пол­номочий между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы".

Обычай делового оборота (ст.5 Гражданского ко­декса РФ) — это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятель­ности правило поведения, не предусмотренное зако­нодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответ­ствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.


Остановимся на правоотношениях.

Правоотношения — это такие общественные отно­шения, которые урегулированы нормами права. Право­отношение имеет определенную структуру, а именно: субъект правоотношения, объект правоотношения, со­держание правоотношения.

Субъекты правоотношений — это участники пра­воотношений, которыми являются:

·   физические лица (граждане, иностранцы и лица без гражданства);

·   юридические лица (коммерческие и некоммерче­ские организации), ведущие дела и осуществляю­щие права от своего имени, имеющие обособленное имущество;

·   публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования).

Участие в правоотношениях невозможно без обла­дания его субъектами такими качествами, как право­способность и дееспособность.

Правоспособность — это способность лица быть носителем прав и обязанностей. Правоспособность фи­зического лица возникает с момента рождения и пре­кращается со смертью. Правоспособность юридическо­го лица и публично-правового образования возникает с момента его регистрации и прекращается с его ли­квидацией.

Дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему пра­ва, создавать для себя обязанности и исполнять их. Таким образом, дееспособность характеризуется спо­собностью самостоятельно осуществлять юридические действия и самостоятельно отвечать за их послед­ствия.

В различных отраслях права вопрос о моменте на­ступления дееспособности физического лица решается по-разному.

Например, в гражданском праве дееспособность гражданина в полном объеме наступает в общем случае по достижении совершеннолетия. Вместе с тем преду­сматривается частичная дееспособность несовершенно­летних (лиц от 14 до 18 лет) и малолетних (лиц от 6 до 14 лет), объем которой соответствует фактическим возможностям данных категорий лиц самостоятельно совершать сделки и отвечать по обязательствам, воз­никающим из них, и за причинение вреда.

Дееспособность субъекта уголовно-правового отно­шения в полном объеме возникает с 16 лет, поскольку именно с этого возраста лицо по общему правилу может быть привлечено к уголовной ответственности, за ис­ключением некоторых видов преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Дееспособность юридического лица возникает и прекращается вместе с правоспособностью.

Объекты правоотношений — это то, на что на­правлены права и обязанности субъектов правоотно­шений, по поводу чего они вступают между собой в юридическую связь. К ним относят материальные блага (вещи, имущественные права и др.), нематери­альные блага (жизнь, здоровье, свобода передвижения), продукты интеллектуального творчества (произведения науки, литературы, искусства, изобретения и т. д.), ре­зультаты действий (работы и услуги).

Содержание правоотношений характеризуется субъективными правами и юридическими обязанно­стями.

Субъективные права — это предусмотренные юри­дической нормой меры возможного поведения участни­ка правоотношений, важнейшей чертой которых явля­ется возможность использования их по собственному усмотрению.

Осуществление субъективного права выражается в правомочии:

·   требования, представляющее собой возможность требовать от обязанного субъекта исполнения воз­ложенных на него обязанностей;

·   на собственные действия, означающее возможность самостоятельного совершения субъектом фактиче­ских и юридически значимых действий;

·   на защиту, представляющее собой возможность ис­пользования или требования использования мер го­сударственного принуждения в случаях нарушения субъективного права.

Юридические обязанности — предусмотренные нормой права меры должного поведения участников правоотношений.

Юридические обязанности могут состоять в совер­шении обязанным лицом определенных действий, как правило, в пользу лица, обладающего соответствую­щим субъективным правом (юридические обязанности активного типа) и в воздержании от определенных дей­ствий (юридические обязанности пассивного типа).

Конкретное субъективное право корреспондирует соответствующей юридической обязанности. Так, на­пример, в договоре займа заимодавец имеет субъек­тивное право требовать от заемщика возврата долга, а заемщик несет юридическую обязанность по его воз­врату заимодавцу.

Но если от субъективного права можно отказаться, то есть не воспользоваться своим правом, то от исполне­ния юридической обязанности нельзя отказаться. От­каз от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности.

Правоотношения возникают из юридических фак­тов. Все юридические факты делятся на события и действия.

События — юридические факты, не зависящие от воли субъектов правоотношений. Например, такое со­бытие, как смерть наследодателя, является основанием для призвания к наследованию его наследников.

В отличие от событий действия являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В отдельных случаях закон предусматривает неправомер­ность бездействия (неоказание помощи капитаном суд­на другому судну, которое терпит кораблекрушение, неисполнение договорных обязательств).


Классификация правоотношений может проводить­ся по различным основаниям.

По отраслям права:

·   конституционные (отношения по поводу прав и свобод). Это общественные отношения, урегулиро­ванные нормой конституционного права, содержа­нием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой;

·   административные (в сфере государственного управления). Круг участников административно-правовых отношений обусловлен всеобщностью, универсальностью предмета регулирования, охва­тывающего все стороны хозяйственной, социальной и правоохранительной сфер. Субъектами являются как физические лица, так и коллективные обра­зования (государственные органы, их структурные подразделения, общественные объединения, обще­ственные организации, предприятия и учреждения, кооперативы и иные законные объединения гра­ждан). В правоотношениях в процессе применения мер административного принуждения к наруши­телям порядка объектом правоотношения являет­ся ограничение прав или личной свободы, напри­мер, лишение права на управление транспортным средством, административный арест. Одна из сто­рон административного правоотношения наделена государственно-властными полномочиями;

·   гражданско-правовые имущественные (например, по поводу аренды помещения), а также тесно свя­занные с ними личные неимущественные отноше­ния (например, по поводу получения автором возна­граждения за опубликование литературного произ­ведения). Особенностями гражданско-правового от­ношения являются: юридическое равенство сторон, их юридическая независимость друг от друга и подчинение только закону; возникновение отноше­ний, как правило, на основании договора или из причинения вреда;

·   уголовно-правовые (отношения ответственности за различные виды преступлений). Основанием воз­никновения уголовного правоотношения является нарушение уголовного закона. Субъектами явля­ются, с одной стороны,  государственно-властные органы (органы дознания, следствия, судебные ор­ганы и др.), наделенные специальными правами по применению различных мер воздействия, с другой стороны — физическое лицо;

·   финансовые (принятие, исполнение бюджета, испол­нение обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей по предоставлению финан­совой отчетности, получение и возврат кредита и др.);

·   семейные (заключение брака, установление отцов­ства, алиментные и другие правоотношения);

·   правоотношения в иных отраслях права.

По содержанию:

·   общерегулятивные (например, общие отношения гражданства);

·   регулятивные (конкретные правоотношения, на­пример, отрегулированные гражданско-правовым договором);

·   охранительные (например, отношения уголовной ответственности и наказания).

По характеру:

·   процессуальные (отношения по возбуждению уго­ловного дела, ведению следствия);

·   материальные (отношения по существу данного уголовного дела);

·   иные правоотношения.

По количеству участников:

·   простые (например, двусторонний договор);

·   сложные (сбор подписей за назначение референдума).

По степени определенности:

·   абсолютные (существуют между отдельным субъ­ектом и всеми остальными, например, отношения частной собственности);

·   относительные — между конкретными субъекта­ми (например, арендодателем и арендатором).

По характеру обязанности:

·   активные (обязанность оказать услугу по договору);

·   пассивные (непрепятствие владению имуществом).

По продолжительности:

·   моментальные (мена, купля-продажа);

·   длительные (аренда).


Вступая в правоотношения, его субъекты реализу­ют свои права.

Реализация права представляет собой воплощение предписаний юридических норм в поведении субъектов права. Формами реализации права выступают: исполь­зование права, исполнение права, соблюдение права, применение права.

Использование права выражается в реализации воз­можностей, которые предоставляются субъектам пра­воотношений нормами права по своему усмотрению. Примером использования права может служить уча­стие гражданина РФ в выборах как осуществление его избирательных прав, установленных в п.2 ст.32 Конституции РФ.

Исполнение права выражается в надлежащем осу­ществлении обязанностей субъекта, что представляет собой совершение действий, которые предписывают­ся нормами права. Так, подача декларации о доходах в налоговую инспекцию является одной из форм ис­полнения конституционной обязанности граждан РФ, установленной в ст.57 Конституции РФ, платить уста­новленные законом налоги и сборы.

Соблюдение права выражается в воздержании от со­вершения действий, запрещенных юридическими нор­мами. Например, не совершая деяний, предусмотрен­ных Особенной частью Уголовного кодекса РФ, гра­ждане реализуют требования уголовного закона. Та­ким образом, соблюдение права носит в отличие от его использования и исполнения пассивный характер.

Если субъектами использования, исполнения и со­блюдения права могут быть любые участники право­отношений, то осуществлять применение права могут только уполномоченные на то органы и должностные лица, поскольку применение права — это властная де­ятельность компетентных органов по реализации пра­вовых норм, осуществляемая в процессуальной форме, связанная с изданием правоприменительного акта (на­пример, приговора суда, приказа об увольнении и др.).

Правоприменительную деятельность осуществляют компетентные государственные и муниципальные орга­ны и их должностные лица (например, суд, прокурор, милиция, налоговая полиция), а также администрация юридического лица, наделенная правом применить ме­ры дисциплинарной ответственности к работнику, на­рушающему правила внутреннего трудового распоряд­ка.

Правоприменительная деятельность состоит из ря­да последовательных действий — стадий, которыми являются:

·   установление фактических обстоятельств дела;

·   выбор и анализ нормы права, подлежащей примене­нию к исследуемым фактическим обстоятельствам;

·   вынесение решения в форме правоприменительного акта;

·   исполнение данного решения (добровольное или принудительное).


Остановлюсь на праве и обязанности граждан России быть образованными.

Образование - это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо их совершенствованию.

Закон РФ "Об образовании" определяет образование как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основными функциями образования являются:

·   передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.);

·   накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведет к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурной целостности;

·   социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования;

·   социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодежи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы;

·   обеспечение профессиональной ориентации человека;

·   введение социально-культурных инноваций. Образование способствует открытиям и  изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций;

·   социальный контроль. Законодательство многих стран, в том числе Российской Федерации, предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.


А теперь немного из истории вопроса об образовании.

Первые школы появились еще в эпоху Древнего мира. Их создание объяснялось практическими потребностями в образованных людях: без таких людей не мог эффектив­но функционировать государственный аппарат.

В средние века большинство школ в Западной Европе были церковными (или монастырскими). Они в свою оче­редь подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. В первых готовили в основ­ном приходских священников. В таких школах обучение было платным и велось на латинском языке. Учеников учили читать (в основном — молитвы), писать, изобра­жать числа с помощью пальцев, петь церковные песни и совершать церковные обряды.

Более крупные средневековые школы, возникавшие при епископских кафедрах, давали иное образование. В таких школах следовали римской традиции и изучали так на­зываемые "семь свободных искусств": грамматику, рито­рику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Система свободных искусств была двухуровне­вой. На начальном уровне преподавались грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли ос­тальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12-13 лет.

Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских городских частных и муниципаль­ных школ (то есть школ, которые находились в ведении го­родского совета). Растущим городам требовалось все боль­ше образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а со­держание обучения диктовалось, прежде всего, практичес­ким потребностям того или иного города. Латынь в этих школах постепенно вытеснялась национальными языками.

К периоду средневековья относится и появление пер­вых высших учебных заведений — университетов. Созда­вались они либо на основе бывших кафедральных (епис­копальных) школ (именно так возник в XII веке Париж­ский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками (именно таким образом из кружка последова­телей знаменитого знатока римского права Ирнерия раз­вился Болонский университет).

Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе фа­культетов стояли деканы. Совместно студенты и препо­даватели избирали руководителя университета — ректо­ра. Средневековая высшая школа имела обычно три фа­культета: юридический, философский (богословский) и ме­дицинский. Срок обучения на разных факультетах суще­ственно отличался: подготовка будущего юриста или ме­дика занимала 5-6 лет, будущего философа-богослова — целых 15. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по заранее поставленным вопросам.

В XIV-XV вв. появляются так называемые коллегии (от этого названия впоследствии произойдет слово "кол­ледж"). Сначала коллегиями называли общежития сту­дентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, — Сорбона — по­степенно разрослась и дала свое название всему Парижс­кому университету — самой крупной высшей школе сред­невековья. К концу XV века в Европе существовало око­ло 80 университетов. Многие из них — Болонский, Кем­бриджский, Оксфордский, Краковский и др. — существуют и сегодня.

В нашей стране первые высшие учебные заведения по­явились достаточно поздно. Еще сподвижники Петра I предлагали создать в России светские "академии".

В 1724 году император издал указ об "учинении" в Санкт-Петербурге Академии наук, при которой создава­лись университет и гимназия, где должны были "молодых людей публично обучать". Предполагалось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашенные в Россию видные европейские ученые.

Однако полноценных занятий в Академическом универ­ситете организовать не удалось. Многие студенты оказа­лись слабо подготовленными, и ко всему прочему они не знали латынь — основной язык науки того времени, на котором велось преподавание в университете. Иностран­ные преподаватели вскоре вернулись на родину и читать лекции стало некому. Мало помогло делу и учреждение казенных стипендий для студентов. Первый универси­тетский выпуск — из 9 человек — состоялся лишь в 1753 году. М.В.Ломоносов разочарованно заметил по этому поводу, что "при Академии наук не токмо настоящего уни­верситета не бывало, но еще ни образа, ни подобия уни­верситетского образования".

Попытки Ломоносова реформировать университет не встретили понимания в Академии. И тогда ученый решил употребить все свои силы на создание нового универси­тета по европейскому образцу. Его поддержал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф И.Шувалов.

12 января 1755 года императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля по евро­пейской традиции состоялась его инаугурация — торже­ственный акт открытия. В конце XVIII века Московский университет был единственным высшим светским учебным учреждением в России, так как к тому времени деятель­ность Академического университета фактически прекра­тилась. Студенты обучались на трех факультетах — фи­лософском, медицинском и юридическом. С 1768 года пре­подавание велось на русском языке. Будущих студентов готовили в университетской гимназии с отделениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не при­нимали. Выпускники получали офицерский чин. Наибо­лее способных отправляли на стажировку в европейские университеты.

Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались философия, математика, физика, а также исторические, словесные и экономические науки. Затем они переходили на юридический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисципли­ны по избранной специальности. Кстати, первое светс­кое специальное учебное заведение в Москве — Школа на­вигационных и математических наук — было основано Петром I еще в 1701 году. Школа помещалась в ныне уже не существующей Сухаревой башне.

Однако, несмотря на успехи, достигнутые в сфере об­разования в средние века и в Новое время, следует отме­тить тот факт, что доступно оно было только отдельным, весьма небольшим слоям общества, — большинство на­селения не имело возможности получить не только выс­шее, но даже среднее образование.

Положение стало меняться с конца XIX века. А XX век стал временем перехода большинства стран мира к все­общему среднему образованию. Были предприняты попыт­ки полной ликвидации неграмотности среди населения. В развитых странах мира получение среднего образования стало обязательным. Сегодня можно констатировать тот факт, что образование в XX веке превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности. Рас­ходы на него составляют в развитых странах до 8-9% национального дохода. Однако в некоторых развивающихся странах поло­жение с ликвидацией неграмотности нельзя назвать бла­гополучным — доля неграмотного населения в них по раз­личным данным составляет от 75 до 85% всего населе­ния. Такое положение фактически обрекает эти страны на отставание в области экономики, ибо эффективное раз­витие последней сегодня возможно только на базе дости­жений научно-технического прогресса и при наличии огромного количества высо­коквалифицированных кадров.

Основным институтом современного образования явля­ется школа. От других форм обучения она отличается мно­гообразием подготовки учащихся, а также особыми тех­нологиями, используемые в процессе занятий. Выполняя "заказ" общества, школа, наряду с учебными заведения­ми иных типов, осуществляет подготовку квалифициро­ванных кадров для различных сфер человеческой деятельности. Школа — один из основных элементов системы об­разования.

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образова­тельных учреждений и органов управления, а также ком­плекс принципов, определяющих ее функционирование. Характер системы образования в любом государстве оп­ределяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальны­ми особенностями страны.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной по­литики. В настоящее время образовательная политика в Российской Федерации строится на следующих принципах:

·   гуманистический характер образования;

·   приоритет общечеловеческих ценностей;

·   право личности на свободное развитие;

·   единство федерального образования при праве на сво­еобразие образования национальных и региональных культур;

·   общедоступность образования;

·   адаптивность системы образования к потребнос­тям обучаемых;

·   светский характер образования в государственных учреждениях;

·   свобода и плюрализм в образовании;

·   демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образователь­ных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления и при­оритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

  Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или  основной  профессиональной  образовательной  программы  действует  единый государственный  образовательный  стандарт.  Правительство  Российской  Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.


        Общее и профессиональное образование включает в себя ряд ступеней.


Ступени образования

Учебные заведения

Общее

Дошкольное

Ясли, ясли-сады, детские сады, домашнее и т.д.

т.

Начальное  (1-4-е классы)

Основное  (5-9-е классы)

Среднее (полное) 10-11-е классы


Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, лицеи, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, надомное обучение

Профессио-нальное

Начальное

Профессионально-технические училища и другие училища данного уровня

Среднее

Техникумы, колледжи, училища (медицинские, музыкальные, цирковые и др.)


Высшее

Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы, высшие училища

Послевузовское

Аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, докторантуры, курсы повышения квалификации


Стремительное развитие науки и связанных с ней тех­нологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании, как структуры, так и содержания об­разования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:

·   демократизацию системы обучения и воспитания;

·   гуманитаризацию и гуманизацию процесса образо­вания;

·   компьютеризацию процесса образования;

·   интернационализацию процесса образования.

В ходе их реализации предполагается:

1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рам­ках которой происходит отход и снижение роли учителя в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации;

2) по иному подойти к выработке критериев эффектив­ности результатов образования — ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выжива­емости в XXI веке.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс со­провождается существенными изменениями в педагогичес­кой теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предла­гается новое содержание и новые подходы к образованию. Содержание образования дополняется современными про­цессуальными умениями, направленными на развитие спо­собностей оперирования информацией. Традиционные спо­собы ретрансляции знаний — устная и письменная речь — уступают место компьютерным средствам обучения, ис­пользованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека XXI века и в этом смысле ценность образования трудно переоценить.

Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего его мира, ориентироваться в нём. Безусловной ценностью  для  личности  является  обладание  достижениями  общечеловеческого, цивилизованного развития, профессиональными знаниями, позволяющими человеку занять своё место в сложившейся системе разделения труда. Сейчас образование называют основным социальным лифтом, то есть образование даёт возможность каждому человеку подняться в социальной структуре на то место, которое он заслуживает своими личными качествами и уровнем образования. Однако получение аттестата или диплома в современном быстро меняющемся мире, когда поток информации постоянно возрастает, ещё не является залогом сохранения знаний в последующем.

Важное значение в современном мире приобретает самообразование.

Самообразование - наиболее активное и плодотворное средство формирования мировоззренческих, профессиональных и общекультурных качеств человека. Оно обогащает интеллект, профессиональную эрудицию, служит целям совершенствования личности, формирует политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую культуру личности, способствует творческому мышлению, выработке собственной позиции по различным вопросам общественной жизни. Самообразование предполагает постоянное обновление знаний. При этом знания пополняются не ради простого накопления, а для более глубокого и прочного овладения ими, для проникновения в суть общественных и природных процессов и явлений.

Самообразование не самоцель, оно диктуется объективными потребностями, связанными с усложнением и дифференциацией общества. Одно из неоспоримых преимуществ самообразования состоит в том, что оно может длиться всю жизнь, даже тогда, когда возраст, здоровье и другие причины не позволяют человеку учиться в общеобразовательных учреждениях. В самообразовании есть тот беспокойный творческий поиск, самоактуализация, самосознание, которые свидетельствуют о стремлении к самосовершенствованию.

Значение образования для самореализации заключается в том, что образование рассматривается ныне как одно из основных прав, без которого невозможно развитие человечества и самореализации личности в условиях правового демократического государства, ибо как утверждал русский педагог С.И.Гессен: "Мы образовываемся всю жизнь и нет такого момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования, не говоря уже о его общественной и государственной значимости. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна решил для себя проблему образования".


          

Литература.


1. Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. "Обществознание". Экспериментальный учебник для 10-11 классов. М.,"Вентана-Графф", 2004.

2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лабезников А.Ю. и др. "Человек и общество". Обществознание для 10-11 классов. М., "Просвещение", 2003.

3. Конституция России. Учебное пособие. М., "ЛексЭст", 2003.

4. Гуревич П.С. "Человек и культура", 10-11 класс. М., "Дрофи", 2001.

5. Гречко П.К. "Введение в обществознание". М., "Поматур", 2000.

6. "Основы государства и права" – журналы под ред. Шабалиной Т.Н. ООО "Правовая литература", 2003,2004,2005 (выборочно по теме).

7. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. "Основы обществознания". М., Новый учебник, 2003.

8. Лукашук И.И. "Международное право". Учебник для ВУЗ'ов. М., "Бек".

9. Закон РФ "Об образовании". Преамбула, ст.5,9,14.

10. Хрестоматия "Человек и общество. Основы современной цивилизации", 1992.

11. Международные правозащитные организации и акты по правам и свободам личности.


 


Теги: Правовое государство. Права и свободы человека и гражданина   Контрольная работа  ТГП
Просмотров: 12545
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Правовое государство. Права и свободы человека и гражданина
Назад