Право - как общечеловеческая ценность

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРИ ПРИЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 ИДЕЛЬ - УРАЛ

 

 

 

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Тема: «Право – как  общечеловеческая ценность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент Габдрахманов Ринат Мугалимович, 3 курс

№ студенческого билета________________________

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Казань

2005 г.

 

Содержание

                                                                                                                                                       стр

                                                           

Содержание……………………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………………..3

Право - как общечеловеческая ценность………………………………..4

Человек и общество. Право на жизнь……………………………………8

Право и его роль в обществе. Основные правовые системы…………12

Принципы права…………………………………………………………13

Основные правовые системы современности…………………………15

Семейное право………………………………………………………….17

Норма права – первичная клеточка права……………………………..17

Форма (источники) права……………………………………………….18

Правовые отношения……………………………………………………21

Конституция России 1993 года…………………………………………22

О бесспорном и спорном………………………………………………..26

Литература……………………………………………………………….27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


Известно крылатое выражение: «Fiat justitia, pereat mundus» – «Пусть свершится правосудие (справедливость) даже если погибнет мир!» Оно может показаться странным человеку, который не задумывался над ролью права в жизни общества. Тому же кто обладает достаточной правовой культурой, эта мысль близка и понятна. Ее смысл не в том, что может погибнуть мир и что эта гибель допустима, а в том, что справедливость – превыше всего! Справедливость в обыденной жизни и в сфере государственных отношений.

Правда, справедливость особенно важны в такой сфере, как политика. Ее образно называют искусством возможного. Эта область жизнедеятельности сложна и тонка. А право? Оно – нравственный минимум, его нормы, имеющие и нравственное содержание, не выполнять никак нельзя. Нарушение их приводит общество в дикое, варварское состояние.

Право и политика – ближайшие родственники. Их тесная связь воплощается в законе. В нем реализуется, с одной стороны, право, справедливость, а с другой политические интересы, сила политической власти. Политика и право как средства регулирования отношений в обществе настолько близки, что нередко их путают, например заменяют право политикой. А это делать никак нельзя, ибо власть, не опирающаяся на справедливые законы, превращается в тиранию.

В данной курсовой работе речь пойдет о ценности права для общества.


ПРАВО – КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

 

Право и мораль в жизни общества.

1.   Драматический случай. Это произошло в г. Орджоникидзе и Минводах зимой  1988г. Четверо вооруженных молодых людей заманили в автобус тридцать одного школьника-четвероклассника вместе с их учительницей Натальей Ефимовой и под угрозой расправы над детьми потребовали самолет для вылета за границу, два миллиона в иностранной валюте, наркотики и оружие.

Операцию по спасению детей и задержанию преступников в г. Орджоникидзе, а затем в аэропорту г. Минеральные Воды проводили сотрудники госбезопасности и милиции. И вот они передают террористам, захватившим детей, оружие и бронежилеты, два миллиона валютой, наркотики, наконец, самолет ИЛ-76 вместе с экипажем. Террористы освобождают детей с учительницей и на предоставленном им самолете улетают…

2. Так принято считать. По ряду вопросов у нас нередко существуют упрощенные, поверхностные представления.

Например, мораль – это когда делают внушения, читают нотации, нравоучения. А право? Это в нашем понимании нечто строгое, даже жесткое – закон и инструкции, суд и сроки наказания, работа милиции по борьбе с преступниками и тому подобное.

Но что же получилось в г. Орджоникидзе? Полковник милиции и его сотрудники, вместо того чтобы решительно и смело обезвредить террористов, сами снабжают их оружием, передают им современный самолет, и те беспрепятственно покидают нашу страну. Как это все понять? Где тут право, закон?

3. Право – как общечеловеческая ценность. Слово «ценность» известно всем. Это определенные блага: автомашина – ценность, магнитофон – ценность, фирменная куртка – ценность и т.д. Увы, в наших представлениях на этом круг ценностей нередко замыкается.

А так ли это? Есть и великие духовные ценности, создаваемые человеческой мыслью и чувствами: литература, музыка, живопись, замечательные научные открытия. К ним можно отнести мораль и право.

Мораль, или нравственность, - это сложившиеся в обществе духовные началах (они выражены в известных общих правилах) справедливости, добра, достоинства, чести. Большинство людей в своих поступках руководствуются  прежде всего моральными нормами, так как в них выражаются их идеалы, представления о самом важном в жизни. Мораль в нашем обществе выражает общечеловеческие стремления к созданию разумного государственного строя, к социальной справедливости. В.И. Ленин в 1920 г. на III съезде РКСМ говорил: «Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда». Сейчас в наше бурное время, мы подчеркиваем, что наша мораль несет в себе гуманные, общечеловеческие нравственные принципы: неприкосновенность человеческой жизни, стремление к миру, заботу общества о детях и т.д.

Самой большой ценностью в обществе является право, то есть система общеобязательных норм, выраженных в законах и других юридических документах, обязательных для всех и для каждого. Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т.д.

Имеет ли все это какое то отношение к случаю в г. Орджоникидзе?

Да, имеет. Какое же?

4. Могут ли право и закон бездействовать? В жизни, к сожалению, еще бывает так, что нормы права бездействуют, то есть фактически не работают: преступник уклоняется от ответственности, не все и не во всем соблюдают требования закона. Но в принципе право, закон не могут, не должны молчать, бездействовать: все люди обязаны строго соблюдать юридические нормы, а преступники должны обезвреживаться и нести уголовную ответственность.

А в данном случае, когда работники правоохранительных органов сами передали преступникам оружие, валюту, позволив им улететь за рубеж? Здесь как раз такая ситуация, когда проявляются высшие духовные ценности, выраженные и в морали, и в праве, - все то, что должно обеспечить неприкосновенность жизни людей, тем более детей.

Обратим внимание на такой момент. Во время долгих переговоров с бандитами работники милиции предлагали в заложники себя, конечно, без оружия, вместо детей (насильники, понимая, что при такой замене заложников ситуация резко изменится, не пошли на это).

Поэтому пришлось пойти на временные уступки террористам во имя высших ценностей общества. Но, обратим внимание, пойти временно. Ведь требования неукоснительного соблюдения закона, права постепенно становятся общими во всем мире. И террористы, приземлившиеся на самолете в Израиле, были сразу же задержаны и на следующий день доставлены в нашу страну.

Восторжествовали общечеловеческая мораль и закон даже в этой необычной ситуации! Преступники в конечном счете были привлечены к уголовной ответственности.

5. Высокая организованность тоже ценность. Итак, право и мораль – большие ценности нашего общества, в них выражаются требования справедливости, человеческой мудрости, идеалы правового государства.

Но есть в обществе и еще одно большое достоинство, которое обеспечивается правом и моралью, в особенности законом. Это высокая организованность жизни людей.

Общество, для того чтобы нормально существовать, развиваться, должно быть организованным сообществом людей, единым организмом. А это значит, что существующие в нем отношения между людьми нуждаются в упорядочении – иными словами, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения людей и целых коллективов называется регулированием общества или социальным регулированием. Оно осуществляется главным образом при помощи общих правил, имеющих значение образцов поведения, распространяющихся на неопределенный круг случаев, то есть при помощи социальных норм, и называется нормативным социальным регулированием. Его значение в том, что оно позволяет установить в жизни людей единый, общий для всех, непрерывно действующий порядок.

Социальные нормы различны по своему содержанию и характеру, то есть по тому, как они регулируют поведение людей.

Главное место среди социальных норм занимают право и мораль.

Вместе с тем надо иметь в виду, что существуют и другие нормы, например обычаи – сложившиеся, устоявшиеся правила, вошедшие в привычку: здороваться со старшими, пожимать руку друзьям, уступать место женщине и т.д.

В нашем обществе на основе морали строится право, то есть юридические нормы, законы.


ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. ПРАВО НА ЖИЗНЬ

В современную эпоху правовое положение человека в обществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, если оно основано на трех естественных началах, трех «китах» права: праве на жизнь, свободе, равенстве. Эти принципы закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году. Впервые в истории человечества была принята декларация, которая распространялась на всех людей нашей планеты, независимо от того, в какой части света, в какой стране они живут.

Но прежде, чем перейти к рассмотрению конкретных  проблем, зададимся вопросами: кому человек может предъявить свое право на жизнь, от кого и от чего должна быть ему обеспечена свобода? Прежде всего и право на жизнь, и свобода адресуются обществу, то есть окружающим нас людям: каждый должен уважать жизнь и свободу каждого. Общественные нравы и традиции могут существенно ограничивать эти жизненные блага личности. Например, в патриархальной семье отец, глава семьи, обладал властью, абсолютно лишавшей всякой свободы любого члена семьи.

Однако требование обеспечить право на жизнь и свободу обращено не только к обществу, но и к государству.

Государство – это организация общественной, публичной власти. Оно держит в своих руках главные рычаги управления общественными делами. И первое, что оно сделало – это присвоило себе право распоряжаться жизнью подданных: посылать их на войну, наказывать смертью. Точно так же оно присвоило себе право ограничивать свободу человека, вообще лишать его свободы.

Прошли века, прежде чем в современном правовом государстве был достигнут более или менее разумный баланс между свободой и правами человека и государственным интересом.

Нам сегодня трудно себе представить, что когда-то понятие «человек» не в биологическом, а в правовом и политическом смысле распространялось на сравнительно узкий круг людей и ни в коей мере не охватывало весь род человеческий. Каждый народ, каждая социальная группа имели свое представление о том, кто является человеком  в правовом и политическом смысле. В Древних Афинах, например, «человеком» считался только свободный житель города, тот кто умел говорить по-гречески. Ни рабы, ни варвары, не считались людьми, и сними позволительно было обращаться как с животными. Древние римляне считали раба «говорящей машиной» («инструментум вокале»). В новое время чернокожие рабы США были лишены правового статуса «человека», так же как в Новейшее время в нашей стране после революции 1917 года этого статуса были фактически лишены собственники –«паразиты», «нетрудовые элементы».

На протяжении веков право на жизнь, свобода и равенство были привилегией лишь части населения. Постепенно происходило расширение круга людей, социальных групп и целых народов, которые приобщались к этим началам права (об этом подробно рассказывает история).

Но только в середине ХХ века угроза стремительного распространения фашизма показала необходимость провозглашения во всемирно масштабе права на жизнь, свободы и равенства как неотъемлемых качеств, присущих каждому человеку. А после создания ООН в 1945 году это стало возможным.

Право на жизнь. Человечество проделало долгий путь к признанию всеобщности и бесспорности этого права человека. Первым шагом на этом пути стал запрет людоедства. В глубочайшей древности победители в междоусобных войнах убивали всех взятых в плен врагов и в случае нехватки животной пищи употребляли их в качестве таковой. Затем убийство и съедение врага стало ритуалом победы (к этому же ритуалу относилось и снятие скальпа). Наконец, люди достигли такого материального состояния, когда выгоднее стало обращать пленных в рабство, чем убивать.

Далее последовал отказ от человеческих жертвоприношений. В давние времена этот жестокий обычай был распространен у многих народов. Приносили жертвы богам, приносили их победителям в качестве трофея, приносили умершим владыкам: в Египте вместе с фараонами хоронили не только их лошадей, но и слуг, и жен, которые должны были сопровождать хозяина на том свете. О таких суровых обычаях рассказывают предания и легенды. Одна из них о наследнике царского престола в Аттике (Древние Афины) Тесее. Царь острова Крит Минос, объявив войну Аттике, причинял стране огромный ущерб. Оракул объявил афинянам, что их бедствиям наступит конец, если согласятся посылать на Крит каждые девять лет по семь юношей и девушек. Их приносили в жертву Минотавру, человеку-быку, жившему в лабиринте. Когда пришел третий срок отправлять жертвы на Крит, Тесей сам вызвался ехать с твердым намерением убить Минотавра. Ариадна, дочь критского царя, дала Тесею нить, которую он разматывал, бродя в лабиринте. Убив Минотавра, Тесей благодаря нити вышел из лабиринта. Он избавил афинян от этих варварских жертвоприношений.

Постепенно жертвоприношение людей стало заменяться жертвоприношением животных. Этот мотив звучит в притче Ветхого завета о жертвоприношении Авраама: когда тот уже готов был заколоть своего сына в угоду Богу, последний остановил его руку и указал на барана, застрявшего в кустах.

Самым древним обычаем, будто бы направленным на защиту жизни человека, является кровная месть по принципу талиона: око за око, зуб за зуб. Этот обычай был широко распространен среди многих народов и до конца не изжит до сих пор. Родственники убитого должны были во что бы то ни стало убить убийцу, а также всех мужчин из его рода. Но, в свою очередь, родственники убитого убийцы должны были убить очередного убийцу и всех мужчин из его рода. Эта кровавая цепь протягивалась иногда через несколько поколений.

Протест против такого варварского обычая мы слышим в Нагорной проповеди Христа: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…(Мф. 5: 38,39,44). Но призыв не был услышан: вспомним хотя бы рассказанную Шекспиром «самую печальную на свете» повесть о Ромео и Джульетте.

 На Руси кровная месть за убийство была официально признана в законе, который назывался «Правда Ярослава» (начало ХI в.). По этому закону и боярин, и смерд в равной мере могли воспользоваться правом кровной мести. Но уже «Правда Ярославичей» (середина ХI в.) запрещает кровную месть за убийство и заменяет ее штрафом. При этом, правда, учитываются сословные различия: штраф за убийство боярина был в 16 раз выше, чем штраф за убийство смерда.

Эти штрафы были установлены за неумышленное убийство, по той терминологии –«убийство в пиру и в ссоре». Умышленное убийство-«в разбое» –каралось «потоком и разграблением» то есть конфискацией имущества и продажей в рабство убийцы и его семьи. Интересно, что «Русская правда» – свод законов, сложившийся в ХI-ХIII веках, - не предусматривала смертной казни.

 Между тем на протяжении многих веков считалось, что именно смертная казнь за убийство является наиболее эффективным способом защиты жизни человека. Во всех государствах мира закон предусматривал смертную казнь за особо тяжкие убийства. Законодатель буквально изощрялся в изобретении наиболее мучительных или эффективных видов умерщвления преступников, и не только убийц. Еще и сегодня применяются шесть различных видов смертной казни, в том числе забрасывание камнями. Этот последний вид казни предусмотрен в семи странах: Иране, Пакистане, Саудовской Аравии, Мавритании, Объединенных Арабских Эмиратах, Йеменской Арабской Республике, Судане.


ПРАВО И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

Основные правовые системы.

Право-важнейшая социальная ценность, стоящая в одном ряду с такими ценностями как правда, справедливость, правосудие.

Право, правда, равенство и справедливость – слова одного корня. В историческом плане термин «право» берет свое начало от греческого понятия дике, что означало в греческой мифологии доброе начало, добро, справедливость. Поэтому понятие «право» можно определить как выраженную в законе справедливость.

Право в юридическом значении появляется с появлением законов, то есть юридических актов, зафиксированных либо на камне, либо на медных пластинах, либо на папирусе.

Закон и право близкие, но неоднозначные понятия. Закон-это форма выражения права, причем не единственная. Наряду с законом право может быть выражено в судебных решениях и правовых обычаях.

Если рассматривать право с практической точки зрения, то оно возникло из потребности людей в урегулировании новых отношений и, прежде всего, отношений обмена продуктов и товаров. Обычаи родового строя были мало пригодны для урегулирования новых отношений, возникших с появлением торговли и ремесла. Появилась потребность зафиксировать нормы в письменных источниках (законах) и выставить их для всеобщего обозрения, как это было сделано, например, в древнем Риме, где законы были выбиты на двенадцати медных досках и выставлены на главной площади Рима.

Идея права и справедливости должна воплощаться в законах и других источниках права. Только в этих случаях законы и другие акты могут называться правовыми.

На несовпадение значения понятий закон и право обратили внимание уже древние авторы. Так, Сократ, который был противником письменной формы права, гениально заметил «Не заполнять портики писанными законами, а носить их в сердце».

История убедительно подтвердила правоту великого Сократа. Закон и суд использовались не только для торжества правды и справедливости. Нередко их использовали для корыстных интересов власть придержащие, сильные мира сего, либо просто мошенники. Кулачное право или право сильного – это не просто литературный образ. Это реальность любого неправового государства. Размышлениями о праве наполнено содержание многих произведений литературы разных уровней и стилей.


ПРИНЦИПЫ ПРАВА

Принципы права – это закрепленные в законе основополагающие начала, на которых базируется правовая система.

Правовые принципы, являясь составной частью правовой культуры, передаются из поколение в поколение, влияя на законодательство, практику применения законов. Принципы кладутся в основу обучения юристов, должностных лиц, законопослушных граждан.

К наиболее значимым принципам относятся

Принцип равенства перед законом и судом. Этот принцип является основополагающим для любого социального правового государства. Он предполагает не только формального провозглашения в законе нормы о равенстве всех граждан независимо от расовой либо национальной принадлежности, социального положения, отношения  к религии. Это лишь первичная предпосылка равенства. На практике формального равенства в условиях капитализма К. Маркс и В. Ленин обосновывали необходимость революции и слома буржуазной государственной машины.

Принцип законности предполагает верховенство закона в жизни общества и прежде всего Конституции. Наличие законов, в которых нуждается общество является предпосылкой правового государства. При этом следует иметь в виду, что сами по себе законы не служат гарантией торжества права. Известно, например, что наиболее массовые репрессии в СССР пришлись на годы после принятия Конституции СССР 1936 года – Конституции победившего социализма. Принцип законности требует, чтобы закон, а не подзаконный правовой акт регулировал наиболее значимые для людей отношения. В соответствии со СТ.18 Конституции РФ, номы Конституции РФ являются нормами прямого действия. Это означает, что право, закрепленное в Конституции РФ может быть реализовано независимо от того, издан ли по этому вопросу специальный закон или иной акт.

Принцип независимости суда и подчинение только закону. Этот принцип является фундаментальной предпосылкой правового государства. Эта независимость распространяется как на сферу деятельности судьи, так и на его личность. Ни со стороны государственной власти, ни со стороны судебного начальства, ни со стороны общества не должно быть никакого вмешательства в принятие конкретного судебного решения.

Принцип гуманизма является одним из необходимых принципов права, претендующего на определение цивилизованного. Гуманизм и цивилизованность неразрывно связанные понятия. В основе их лежит отношение к человеку как высшей ценности общества. Назовем некоторые проблемы выходящие на принцип гуманизма. Так в различных странах решается вопрос о том, с какого момента считать прерывание беременности убийством и устанавливать ответственность за лишение жизни. Наказывать или лечить наркоманов, тоже проблема, решаемая неоднозначно. Проблема изъятия и пересадки органов. Этого небольшого списка достаточно, чтобы показать значение принципа гуманизма в праве.

Наряду с общеправовыми принципами, рассматриваемыми нами, в каждой отрасли права имеются свои отраслевые принципы. Например, принцип состязательности в гражданском и уголовном судопроизводстве, принцип преимущественной защиты интересов несовершеннолетних детей в семейном праве и другие.

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.


Широкие контакты между народами разных стран, получившие распространение в последние годы, усилили интерес к законодательству и праву стран дальнего и ближнего зарубежья. В этой связи важно иметь хотя бы самое общее представление о правовых системах, объединяющих законодательство и правосудие различных стран.

Такое представление дает знакомство с тремя основными правовыми системами современного мира – романо-германской, мусульманской и англо - саксонской.

Романо – германская система права объединяет право континентальной Европы и, как видно из названия системы, базируется на правовых принципах сложившихся в таких странах как Италия, Франция, Германия, Австрия. К этой же системе права тяготела Россия до революции 1917 года. Законодательство и правовая практика указанных выше стран в качестве основного источника права признают закон, который точно определяет права и обязанности субъектов различных отношений.

Для этих стран характерным является наличие развитого, кодифицированного законодательства, по отраслям права, например, Гражданский Кодекс Франции 1804 года, получивший название Кодекса Наполеона. В более отдаленном значении законодательство стран континентальной Европы уходит корнями к римскому праву, кодифицированному при императоре Юстиниане в первые века новой эры (Кодекс Юстиниана).

Российское дореволюционное законодательство формировалось под влиянием уголовного и гражданского законодательства Германии.

Своеобразием романо-германской правовой системы является то, что суды при рассмотрении конкретных дел связаны буквой закона и не вправе выходить за его рамки.

В основу мусульманского права легли:

1) Коран Мухаммеда,

2) Суннет (предания),

3) Фетва (решения законоведов).

Коран составляет для мусульман высший закон. Это не только книга духовная, во многом это нравственно-юридический кодекс, объединяющий вопросы религиозно-нравственного, гражданского, уголовного и государственного права.

О Коране, как высшем источнике права, говорится в самой книге:

«Мы послали тебе, Мухаммед, книгу содержащую истину, чтобы ты судил людей» (Кор. IV 106).

«Эта книга подкрепляет Писания, открытые до нее, она дает истолкование всем вещам» (Кор. ХΙΙ 111).

«Мы открыли тебе Коран, чтобы на арабском языке был свод законов» (Кор. . ХΙ37).

«Мы дали тебе книгу, содержащую изъяснение всех вещей, служащую доказательством нашего милосердия, служащую направлением» (Кор. ХVI 91).

«Вот сура, которую мы ниспослали и сделали ее обязанностью» (Кор. ХХIV 1).

«Коран освещает детям израилевым большую часть предметов их споров. Бог произнесет свое определение, чтобы рассудить вас» (Кор. ХХVΙΙ 78-80).

Рассмотрим  некоторые нормы мусульманского права.

Семейное право

1. Брак (никах)

Брак, как акт важный и необходимый в жизни мусульманина, поставлен Мухаммедом высоко, законоположения о браке и семье составляют один из основных разделов мусульманского правоведения.

Мусульманам разрешается жениться на кяфир китабы (неверные имеющие писания –христиане, иудеи), но на кяфир харби (неверные-язычники) запрещено.


НОРМА ПРАВА – ПЕРВИЧНАЯ КЛЕТОЧКА ПРАВА.

 

Право, как юридический регулятор поведения людей, представляет систему юридических норм, содержащихся в законах и других правовых актах. Нормы права по выражению проф. Алексеева С.С. являются первичными клеточками права, из которых соткана правовая материя. Такое образное сравнение ориентирует на изучение особенностей юридических норм, образующих своеобразные узоры на юридической ткани в виде институтов и отраслей права.

Норма права -это правило поведения, которому субъекты правоотношений должны следовать в той или иной ситуации.

Каждая норма права носит общий характер, то есть адресована всем и каждому. Норма определяет границы должного и дозволенного.

Норма снабжена санкцией на случаи ее нарушения. В зависимости от характера нарушения, санкция может быть той или иной степени суровости – от замечания за опоздание на службу, до пожизненного заключения.

Нормы права могут быть адресованы гражданам и юридическим лицам в виде запретов. Такие нормы называются запрещающими. Запреты могут быть выражены не только словами запрещено, не допускается то-то. На запрет может указывать слово наказывается.

Запреты как и дозволения должны быть необходимыми. Перегруженность права запрещающими нормами делает его полицейским, поскольку за каждым запретом стоит санкция.

Другую группу норм образуют нормы в виде позитивной обязанности на совершение того или иного юридического действия, например нормы определяющие обязанности должностного лица, родителей и т.д.

Невыполнение норм также может повлечь применение санкций.

Устанавливая в законе те или иные нормы права, государство добивается урегулированности порядка.

Регламентация поведения не должна быть чрезмерно детальной, если этого не требует характер регулируемых отношений.

 

Форма (источники) права

Если воля народа является основой права, то различные нормативно-правовые акты (законы, постановления) выступают формой или юридическими источниками права.

Главным юридическим источником права Российской Федерации является Конституция (Основной закон) Российской федерации, принятая путем референдума 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ оформляет государственность России на принципах разделения власти и закрепляет права и свободы граждан, ориентируясь на демократические международные стандарты. Нормы Конституции РФ закреплены как нормы прямого действия. Наряду с Основным Законом источниками права выступают Законы, регулирующие те или иные стороны государственной, общественной и личной жизни. Например, Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР».

Законы могут издаваться в виде Кодексов по отраслям законодательства. Например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и т.д.

В настоящее время законодательство РФ интенсивно обновляется с учетом потребностей общества.

Закон – наиболее приемлемая форма выражения права в силу присущих этой форме признакам.

Закон принимается либо самим народом, путем референдума, либо представителями народа (парламентом).

Закон обладает высшей юридической силой, что означает верховенство закона перед актами исполнительной власти. Акты издаваемые президентом (Указы Президента РФ), правительством (Постановление Совета Министров), акты министров федерального уровня образуют массив источников права по самым разнообразным вопросам жизни. Все они не должны противоречить Конституции РФ и Законам РФ.

В соответствие с федеративным строением РФ в отдельную группу следует выделить массив актов, издаваемых субъектами Федерации. Следует сказать, что субъекты Федерации и в частности, Республика Башкортостан создает свое законодательство по различным отраслям права на основе Конституции РБ.

Низовое звено актов образует массив актов муниципального звена, т.е. на уровне города, района по вопросам местного значения.

Каждый нормативно-правовой акт может выполнять регулирующую роль, если четко определен круг субъектов, на которые распространяется действие акта, время действия акта и территория, на которую распространяет свое действие акт.

Так, Закон РФ, может быть адресован гражданам РФ, иностранным, физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства. Граждане РФ, находясь под юрисдикцией законов РФ, пользуются его защитой и несут ответственность где бы они не проживали.

Территорией РФ, на которую распространяется юрисдикция законов РФ, является участок суши и внутренние воды в пределах государственной границы РФ, воздушное пространство, недра, участки морского шельфа и территориальные воды РФ. Территорией РФ признаются воздушные и морские суда в открытом море, военные корабли, где бы они не находились. Статусом территории РФ наделяются в соответствии с международными договорами территории дипломатических представительств РФ и территория дислокации воинских частей РФ.

Время действия нормативных актов определяется, как правило в самом акте, либо в дополнительном постановлении.

Акт может вступить в силу с момента опубликования в официальных изданиях, например в «Российской газете».

Важно иметь в виду что акты не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до вступления акта в силу, поскольку люди должны быть уверены в том, что новый закон не разрушит их сделки, договоры и не привлечет их к ответственности за прошлое поведение. Исключения из этого правила допускаются лишь в некоторых отраслях права.

Так в соответствии со ст. 6  Уголовного Кодекса РФ 1961 года закон, устраняющий уголовную ответственность или смягчающий наказание имеет обратную силу.

Кроме нормативно-правовых актов, формой (источником) права могут выступать прецедент и санкционированный обычай.


Правовые отношения

Понятие правового отношения

Социальная жизнь людей представляет собой участие в самых разных отношениях. Одни из них определяют сферу трудовой деятельности, другие семейной, третьи политической, бытовой и т.д.

Субъектов отношений связывают либо общие интересы, либо интерес одного из участников отношения.

Правовые отношения – это отношения, урегулированные нормами права.

В гражданском обществе взаимодействуют субъекты самых разных правовых отношений, руководствуясь своими интересами и действуя на свой страх и риск. Государство стремится к тому, чтобы отношения строились в соответствии с принципами права и справедливости, давая защиту одним и подвергая санкциям других.

Правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются либо по воле участников отношения, либо помимо их воли. Так, трудовые отношения могут прекращаться в связи с расторжением трудового договора (контракта), либо в связи со смертью работника.

Обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений называются юридическими фактами. Это могут быть какие-то события (стихийные бедствия, рождение ребенка).

Чаще всего юридическими фактами закон объявляет действия людей, например договоры, сделки, проступки. Участники отношений, чтобы получить статус субъекта должны обладать гражданской правосубъектностью, включающую правоспособность и дееспособность.

Правоспособность возникает с рождения человека и оканчивается смертью.

Дееспособность – это способность своими действиями приобретать юридические права и налагать на себя юридические обязанности, а также нести юридическую ответственность.

В полном объеме она наступает с достижением 18 лет. Малолетние и лица признанные судом недееспособными, из-за неспособности понимать значение своих действий, либо руководить ими в следствии психического заболевания или расстройства, не могут быть субъектами права. За них эту роль выполняют родители, опекуны или попечители. Лица в возрасте от 14 до 18 лет обладают ограниченной дееспособностью.

Сделки, совершенные с недееспособными и субъектами с ограниченной дееспособностью, признаются недействительными и правовых последствий не имеют. Так, ценная вещь, вымененная у ребенка, должна быть возвращена владельцу вещи.


КОНСТИТУЦИЯ  РОССИИ 1993 ГОДА


В любой стране провозглашение новой конституции знаменует очень важную поворотную веху в истории этой страны. Новая конституция – зеркало глубоких изменений в самих основах жизни государства.

С этой точки зрения российская конституция – не исключение и принята она была для того, чтобы юридически закрепить уже произошедшие перемены и расчистить путь для новых.

Конституция юридически упразднила общественный строй, основанные на огосударствлении всех сторон жизни граждан, на поглощении гражданского общества особой организацией в форме партии-государства; она упразднила экономическую систему, основанную на государственной монополии на средства производства, на централизованном планировании и распределении всех богатств общества.

Конституция упразднила монополию одной партии на политическую власть, подмену партийными органами всех ветвей власти.

Конституция юридически сломала унитарное государственное устройство России, которое фактически существовало под флагом Федерации.

Конституция юридически упразднила официальная идеологию и идеологический характер государства.

Она провозгласила и юридически зафиксировала, что:

- Россия является демократическим государством, признающим права и свободы граждан, а значит, и гражданское общество, свободное от вмешательства и опеки государства. Не общество для государства, а государство для общества. Конституция заложила основы местного самоуправления:

- Экономика России основана на различных формах собственности, а частная собственность, в том числе и на землю, является основной формой владения общественным богатством;

- Россия является социальным государством, которое перераспределяет часть общественного богатства среди нуждающихся слоев населения;

- Множественность партий и их конкуренция в борьбе за власть на законных основаниях являются необходимым условием демократии и свободы гражданского общества;

- Россия является федеративным государством; при этом рамки Федерации были значительно расширены: все территориальные подразделения, а не только национальные автономии, получили статус субъектов Федерации; уточнено разграничение компетенций между федеральными органами и органами субъектов Федерации;

- Россия является светским государством, нейтральным ко всем религиям и атеизму, к различным идеологиям, за исключением тех, что проповедуют насилие, расовую и национальную рознь и поэтому запрещаются государством;

- Россия является правовым государством, служители которого действуют в точном соответствии с Конституцией и не допускают произвола, строго соблюдается разделение властей и не допускается их подмена.


  

Конституция не создает нового государства. В ней выражена идея преемственности и единства российской государственности на всем протяжении истории Государства Российского. Российская Федерация является правопреемницей СССР, к ней перешли его права и обязанности по многочисленным международным договорам, заключенным СССР.

В отличие от прежних конституций СССР и РСФСР нынешняя Конституция России соответствует международным стандартам защиты прав человека, содержит все права и свободы человека, которые закреплены в международных актах. В ней нет оговорок, сужающих использование этих прав и свобод в определенных целях (в целях строительства коммунизма или капитализма и т.д.), хотя запрещено их использование в антиобщественных целях.

В отличие от прежних советских конституций, нормы этой Конституции обладают прямым действием, если в самой норме не оговорено, что для ее действия требуется федеральный закон.

Конституция установила форму правления, которую можно было бы назвать «три четверти президентской». Это принципиально новая форма правления в России. Она положила конец келейному избранию на высший государственный пост, как это было с избранием генеральных секретарей ЦК КПСС. Президент избирается всенародным голосованием, как и парламент, и, значит, получает мандат на власть той же силы, что и парламент. Этот мандат он получает от народа, а не от клана «кремлевских старцев», каким был орган КПСС, правивший страной. Нельзя не заметить что и среди этих людей были истинные патриоты своей Родины.


О БЕССПОРНОМ И СПОРНОМ

Право рассчитано на общественного человека, коллективиста. Без этой общественной закваски любой, даже искуснейший, знаток законов окажется всего лишь жалким зубрилой, не знающим, как использовать полученные знания (А. Рубакин, правовед).

Желание стать юристом есть высшее и самое совершенное проявление правовой культуры личности (Д. Токарь, правовед).

Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага (Вл. Соловьев, философ).

Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказать (Вольтер).

Недавно по телевидению был показан «круглый стол» о положении черного населения в США. Выяснилось, что в Америке живет уже третье поколение черных, которые не работают. Показали интервью с безработным, который живет за счет социальной службы. Ему задали вопрос: почему он не работает? Ответ меня потряс: почему я должен работать?

Он действительно не понимает почему. Его отец и мать не работали, дед и бабка не работали, так почему он должен работать? У него уже сформировалась перевернутая психология: он считает что не он государству, а государство ему должно. В результате 67,6 процента мужского населения среди черных не работает. Из них 40 процентов неграмотные. Когда их спрашивают: «Почему?» – они отвечают: «Мы были в рабстве».

Но ведь рабство давно окончилось! (А. Львов, журналист).


ЛИТЕРАТУРА


В.О. Мушинский «Основы правоведения» 1996 г. Москва.

В.И. Костырев, И.А. Биккинин «Основы знаний о государстве, праве и законодательстве» 1994 г. Уфа.

А.Ф. Никитин «Политика и право» 1995 г. Москва.

С.С. Алексеев «Теория права» 1994 г. Москва.

Р.З. Лившиц «Теория права» 1994 г. Москва.

Большой юридический словарь, Москва, 2002 г.


Теги: Право - как общечеловеческая ценность   Курсовая работа (практика)  ТГП
Просмотров: 33627
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Право - как общечеловеческая ценность
Назад