Понятие и виды оснований возникновения прав на земельные участки

Содержание:

 

1. Понятие и виды оснований возникновения прав на земельные участки. 2

2.  Гражданин Данильчик разорял норы животных в Гожском лесничестве. В момент задержания работниками лесхоза при нём были обнаружены 2 добытые енотовидные собаки. В ходе рассмотрения данного факта также выяснилось, что Данильчик разрыл также 3 учётных барсучьих норы, но животных не добыл. Факта охоты Данильчик не признал, заявив, что у него нет ни охотничьего ружья, ни охотничьих собак.

Какие нарушения законодательства об охране и использовании животного мира имеются в действиях Данильчика?. 8

3. Правовые требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства. 9

Список использованной литературы: 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды оснований возникновения прав на земельные участки

Право землевладения означает охраняемую законом возможность фактического обладания землей. В объек­тивном смысле под правом землевладения следует пони­мать правовой институт земельного права, состоящий из правовых норм, регулирующих отношения по землевла­дению. В субъективном смысле право землевладения - это совокупность правомочий конкретного субъекта землевладения.

Статья 10 Кодекса Республики Беларусь о земле пре­дусматривает пожизненное наследуемое владение земель­ными участками гражданами Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 69 Кодекса Республики Бе­ларусь о земле граждане Республики Беларусь имеют право на получение в пожизненное наследуемое владе­ние земельных участков для:

•   строительства и обслуживания жилого дома;

•   ведения личного подсобного хозяйства;

•   ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

•   ведения коллективного садоводства;

•   дачного строительства;

•   традиционных народных промыслов;

•   в случае получения по наследству или приобрете­ния жилого дома.

Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрено предоставление земельного участка в по­жизненное наследуемое владение и для других целей.

Земельные участки для строительства и обслужива­ния жилого дома предоставляются гражданам Респуб­лики Беларусь в пожизненное наследуемое владение или передаются по их желанию в частную собственность сельскими (поселковыми), городскими (городов област­ного подчинения и г.Минска), районными исполни­тельными и распорядительными органами в размерах:

•   в городах - от 0,05 до 0,15 га;

•   в сельских населенных пунктах, поселках город­ского типа - от 0,15 до 0,25 га.

В отдельных случаях (в зависимости от местных условий и особенностей) земельные участки для строи­тельства и обслуживания жилого дома могут предостав­ляться гражданам в размерах: в городах - менее 0,05 га, в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - менее 0,15 га.

Гражданам Республики Беларусь, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского ти­па, сельским (поселковым) исполнительным и распоря­дительным органом предоставляются в пожизненное на­следуемое владение или передаются по их желанию в частную собственность дополнительные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в размере до 1 га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома. Кроме этого, гражданам Республики Бела­русь для ведения личного подсобного хозяйства в зави­симости от местных условий сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами мо­гут предоставляться в аренду земельные участки в раз­мере до 3 га. Конкретные размеры земельных участков устанавливаются сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами в зависимос­ти от местных условий и особенностей.

Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в судебном порядке.

Земельные участки гражданам Республики Беларусь предоставляются в пожизненное наследуемое владение для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в размере до 100 га сельскохозяйственных земель.

Граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хо­зяйство, могут для производственных целей дополни­тельно арендовать земельные участки.

Размеры земельных участков, выделяемых в пожиз­ненное наследуемое владение для традиционных народ­ных промыслов, устанавливаются соответствующими исполнительными и распорядительными органами с учетом местных условий и особенностей при наличии обосновывающих материалов.

Земельные участки для ведения коллективного садо­водства предоставляются гражданам Республики Бела­русь в пожизненное наследуемое владение или переда­ются в частную собственность районными исполнитель­ными и распорядительными органами в размере до 0,15 га на одного члена кооператива.

Земельные участки для дачного строительства могут предоставляться гражданам Республики Беларусь районным исполнительным и распорядительным орга­ном в порядке и на условиях, определяемых Президен­том Республики Беларусь или по его поручению - Сове­том Министров Республики Беларусь.

Для дачного строительства гражданам Республики Беларусь предоставляются в пожизненное наследуемое владение или передаются в частную собственность зе­мельные участки в размере до 0,15га на одного члена дачного кооператива.

Право землевладения и землепользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, ука­занным в законодательстве. Основанием возникнове­ния права пожизненного наследуемого владения, права пользования, передачи земель в аренду является предо­ставление земельных участков, которое осуществляется в порядке отвода (статья 24 Кодекса Республики Бе­ларусь о земле).

Отвод земельных участков производится на основа­нии решений Президента, Совета Министров Республи­ки Беларусь, соответствующих исполнительных и рас­порядительных органов в порядке, установленном зако­нодательством Республики Беларусь.

В решениях о предоставлении земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, о пе­редаче их в аренду или собственность указывается цель, для которой они отводятся или передаются, и условия отвода. Порядок возбуждения и рассмотрения хода­тайств о предоставлении земельных участков определя­ется Президентом Республики Беларусь.

Право постоянного пользования, право пожизненно­го наследуемого владения земельным участком и право частной собственности на земельный участок возникает с момента получения документов, удостоверяющих это право (государственный акт).

Право временного пользования земельным участком удостоверяется удостоверением на право временного пользования землей. Формы государственного акта и удостоверения на право временного пользования землей, порядок их выдачи устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (статья 31 Кодекса о земле).

 Предоставление земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, передача земельных участков в частную собственность или изъятие земель для государственных и общественных нужд представляет со­бой совокупность земельно-правовых и связанных с этим административно-правовых норм, регулирующих порядок предоставления и изъятия земель, права и обязанности государственных органов в данной сфере, защиту прав зем­лепользователей и землевладельцев.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок предоставления земельных участков в пользование, пожиз­ненное наследуемое владение, их передачу в частную соб­ственность, является Кодекс Республики Беларусь о земле.

Как определяется в статье 24 Кодекса о земле, предос­тавление земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение и передача их в аренду (кроме слу­чаев, предусмотренных статьей 47 Кодекса, — передача в аренду находящихся в частной собственности земельных участков, приобретенных для ведения личного подсобно­го хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков) осуществляется в порядке отвода.

Отвод — это назначение или предоставление в пользо­вание земельного участка с указанием цели и условий ре­шением государственного органа.

Отвод земельных участков производится на основании решений Президента, Совета Министров Республики Бе­ларусь, соответствующих исполнительных и распорядитель­ных органов. В решениях о предоставлении земельных уча­стков в пользование, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в аренду указывается цель, для которой они отводятся или передаются, и условия отвода.

Основными юридическими действиями, которые входят в состав предоставления земельных участков, являются:

• решение Президента, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующего исполнительного и распоря­дительного органа;

•  отвод границ этого участка в натуре (на местности);

•  правовое оформление предоставления земельного участка.

Решение компетентного органа о предоставлении зе­мельного участка землепользователю или землевладельцу является самым главным юридическим действием. Оно ус­танавливает целевое назначение отводимого участка, его местонахождение, размер, а также основные условия пользования и владения землей.

Законодательство определяет и органы, имеющие пра­во предоставления земельных участков в пользование, по­жизненное наследуемое владение и передачи в частную собственность. Так, в соответствии со статьей 25 Кодекса Республики Беларусь о земле сельские (поселковые) ис­полнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки из земель сельских населенных пунк­тов, городских, рабочих, курортных поселков.

Городские (городов областного подчинения и г. Мин­ска) исполнительные и распорядительные органы предос­тавляют земельные участки из земель этих городов, а также из земель, переданных в их ведение населенных пунктов, за исключением случаев предоставления земельных участков по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению — Советом Министров Республики Беларусь.

Районные исполнительные и распорядительные орга­ны предоставляют земельные участки по согласованию с сельскими (поселковыми) исполнительными и распоря­дительными органами:

•  из земель запаса, независимо от размера земельных участков;

• из земель лесного фонда (предоставление служебных земельных наделов и земель лесного фонда для сельскохо­зяйственных целей);

·   из земель городов районного подчинения и город­ских поселков, переданных в ведение районным исполни­тельным и распорядительным органам;

• из земель всех категорий, а также сельскохозяйствен­ных земель, независимо от уровня их кадастровой оценки и режима лесопользования, для строительства школ, боль­ниц, культурно-бытовых учреждений, культовых сооруже­ний и кладбищ, для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и дачного строитель­ства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства и огородничества и других сель­скохозяйственных нужд.

Областные исполнительные и распорядительные орга­ны предоставляют земельные участки по согласованию с районными исполнительными и распорядительными орга­нами из земель всех категорий во всех других случаях, кроме привлеченных выше, а также в случае необосно­ванного отказа районного исполнительного и распоряди­тельного органа предоставить земельные участки сельским (поселковым), городским (городов областного подчине­ния и г.Минска) исполнительным и распорядительным органам для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства.

Решение исполнительного и распорядительного органа об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный и распоря­дительный орган или в суде.

Право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком (как и право частной собственности на земельный участок) удостове­ряется государственным актом.

В отдельных случаях по ходатайству землевладельца, зем­лепользователя соответствующий исполнительный и рас­порядительный орган может разрешить использование этих земельных участков до выдачи указанного документа при условии определения границ земельного участка в натуре (на местности) землеустроительной службой.

До получения документа, удостоверяющего право част­ной собственности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или в залог.

Однако граждане Республики Беларусь, имеющие зе­мельные участки для строительства и обслуживания жило­го дома, ведения личного подсобного хозяйства и не по­лучившие документы, удостоверяющие их право на земель­ные участки, владеют и пользуются этими земельными участками до получения документов, удостоверяющих их право на пользование, право на пожизненное наследуе­мое владение этими участками.

Право временного пользования земельным участком подтверждается удостоверением на право временного пользования землей. Формы государственного акта и удо­стоверения на право временного пользования землей, по­рядок их выдачи устанавливаются Правительством Респуб­лики Беларусь.

Право землевладения и землепользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, ука­занным в законодательстве.

Основания прекращения права пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью), права собственности граждан и юридических лиц на земельный участок установлены в статьях 49 и 51 Кодекса Республики Беларусь о земле.

В соответствии со статьей 30 Кодекса о земле основа­нием возникновения права на земельный участок (пра­во пользования, право пожизненного наследуемого вла­дения и право частной собственности на земельный участок) возникает с момента получения документов, удостоверяющих это право. Таким документом является государственный акт. Право временного пользования земельным участком удостоверяется удостоверением на право временного пользования землей. Формы государ­ственного акта и удостоверения на право временного пользования землей, порядок их выдачи установлены постановлением Совета Министров Республики Бела­русь от 27 декабря 1999г. №2012 «О государственном акте на земельный участок и удостоверении на право временного пользования земельным участком» (с изме­нениями и дополнениями от 28 февраля 2002 г.).

В отдельных случаях по ходатайству землевладель­ца, землепользователя соответствующий исполнитель­ный и распорядительный орган может разрешить ис­пользование этих земельных участков до выдачи ука­занного документа при условии определения границ зе­мельного участка в натуре (на местности). До получения документа, удостоверяющего право частной собствен­ности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или в залог.

Граждане Республики Беларусь, имеющие земель­ные участки для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, предостав­ленные им до принятия Кодекса о земле 1999 г. и не по­лучившие документов, удостоверяющих их право на зе­мельные участки, владеют и пользуются этими земель­ными участками до получения документов, удостоверя­ющих право на пользование, право на пожизненное наследуемое владение этими участками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Гражданин Данильчик разорял норы животных в Гожском лесничестве. В момент задержания работниками лесхоза при нём были обнаружены 2 добытые енотовидные собаки. В ходе рассмотрения данного факта также выяснилось, что Данильчик разрыл также 3 учётных барсучьих норы, но животных не добыл. Факта охоты Данильчик не признал, заявив, что у него нет ни охотничьего ружья, ни охотничьих собак.

Какие нарушения законодательства об охране и использовании животного мира имеются в действиях Данильчика?

 
В Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. №1750 "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Республики Беларусь" в ст. 26.4.  говорится, что собирать яйца  и разорять  гнезда диких  птиц, разрушать бобровые  плотины  и  хатки,  норы  диких  животных,  за исключением проведения установленных специальных мер по уничтожению нор лисицы и енотовидной собаки в очагах бешенства;
Гражданин Данильчик разорял норы животных и имел при себе незаконно добытую продукцию – две енотовидные собаки, следовательно, на основании ст. 43 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. №1750 "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Республики Беларусь" он обязан возместить 15 минимальных заработных плат за каждую незаконно добытую особь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовые требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства

Закон  Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.

В Законе Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З  «Об обращении с отходами» в ст. 18 ч.1,2  определяются требования к обращению с отходами производства:

 Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства.

Порядок разработки, согласования и утверждения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инструкций по обращению с отходами производства устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

В соответствии со статьёй 33 Закона РБ «Об обращении с отходами» нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.

Нормативы образования отходов производства утверждаются производителями этих отходов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, вправе устанавливать для подчиненных (подведомственных) им или входящих в их состав организаций отраслевые нормативы образования отходов производства по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Порядок согласования и утверждения нормативов образования отходов производства устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В соответствии со статьёй 34 Закона РБ «Об обращении с отходами» определены лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства

1. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются в целях экономического стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства, а также определения размера платежей за размещение отходов производства.

2. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства разрабатываются в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами собственниками отходов производства либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с учетом:

2.1. нормативов образования отходов производства;

2.2. мероприятий по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства;

2.3. иных условий, установленных законодательством об обращении с отходами.

3. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства утверждаются собственникам отходов производства местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с учетом:

3.1. мощностей объектов хранения и захоронения отходов, установленных сроков их эксплуатации и количества накопленных отходов на этих объектах;

3.2. наличия действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и в Республике Беларусь объектов обезвреживания отходов и объектов по использованию отходов производства;

3.3. иных условий, установленных законодательством об обращении с отходами.

4. Порядок разработки, согласования и установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства определяется Советом Министров Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.   Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть: учеб. пособие/ Д.М. Демичев.-Мн.:Ураджай, 2002.-460с.

2.   Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть: учебник/ Д.М. Демичев.-Мн.:Выш. шк., 2007.-494 с.

3.   Станкевич, Н.Г. Земельное право Республики Беларусь: учеб. пособие.-Мн.:Амалфея, 2000.-480 с.

4.   Зайчук, Г.И. Животный мир: Правовые проблемы использования и охраны/ Г.И.Зайчук.-Мн.:Тесей, 2003.-128 с.

5.   Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 1750 "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Республики Беларусь"-?

6.   Об обращении с отходами: Закон Республики Беларусь, 20 июля 2007 г., № 271-З// Народная газета.- 2007 г.- № 206.- 19 октября

7.   Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 9 декабря 2008 г., № 112//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2009 г.- № 27, 8/20238, (опубликован - 2 февраля 2009 г.)

 

 

 


Теги: Понятие и виды оснований возникновения прав на земельные участки  Контрольная работа  Экологическое право
Просмотров: 19962
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Понятие и виды оснований возникновения прав на земельные участки
Назад