Гранулы рогоза узколистного как замена использования сидеральных предшественников

Оглавление


Введение

Глава I. Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

.1 Психологические особенности личности студента

.2 Содержательные характеристики ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии

.3 Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

Выводы по первой главе

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

.1 Методика исследования

.2 Описание и интерпретация результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

студент психологический личность

Актуальность исследования. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.

Перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь студенты, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе, становление системы ценностных ориентаций, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек».

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития.

Цель исследования: изучить особенности ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации студентов 1го курса заочной формы обучения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том что студенты отдают предпочтения таким ценностям как «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь».

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения;

2. Подобрать методики, соответствующей цели исследования.

. Исследовать и выявить особенности ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

. Сформулировать выводы, полученные в теоретическом и эмпирическом исследованиях.

В процессе решения задач и проверке достоверности гипотезы были использованы методы:

. Теоретические методы - теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;

. Экспериментальные методы - тестирование, количественный и качественный анализ результатов эмпирической работы и математическая обработка данных; описание, обобщение и систематизация данных.

Методика исследования - Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой <#"justify">Глава I. Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения


.1 Психологические особенности личности студента


Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Факт поступления в вуз влечет за собой смену социальной роли, его социального окружения и жизненного уклада. Это важный период - период становления личности, когда человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и самой жизни [11, с.423].

«Путь в студенты» начинается значительно раньше, чем студенческая жизнь. Психологи постоянно фиксируют широко развитое стремление стать студентом в жизненных планах людей, оканчивающей среднюю школу. Конечно, жизнь внесет поправки в эти планы. Однако это свидетельствует о том, что доминирующей ориентацией является ориентация на умственный труд и связанное с этим стремление получить высшее образование. Для студентов продолжение образования является большой социальной, моральной и психологической ценностью.

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся.

Анализ социальной структуры студентов педагогического института важен в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для различных слоев общества, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех. Немаловажной является возможность прохождения обучения на бюджетной основе для слабо защищённых слоёв населения, таких как сироты, студенты из малообеспеченных семей.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер ценностей труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах ВУЗа способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в ВУЗе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества.

Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

Профессиональные планы у студентов возникают под влиянием различных средств воздействия - мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.

С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том, чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно, в какой ВУЗ поступать, лишь бы поступить» [20, с.119].

Стремление студентов в ВУЗы, сопровождается столь высоким конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе.

Несомненно, что успех работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в ВУЗ студента многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.

Для студентов годы обучения - один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества. Они, в частности, выражаются в наборе профессий, специальностей и должностей, которые не всегда достаточно хорошо известны выпускнику школы, абитуриенту, студенту.

Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в портрете студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию, окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студентов показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов.

Профессиональное самоопределение основывается на системе жизненных смыслов, которые определяет для себя человек и которые влияют на его деятельность и жизненную ситуацию [14, с. 214].


.2 Содержательные характеристики ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии


Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл - «ценности» и «личностные смыслы». Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглощаются другими, более устоявшимися психологическими понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного автора. Как пишет Ф. Е. Василюк, «когда знакомишься с попытками психологической науки ответить на вопрос, что есть ценность, часто создается впечатление, что главное стремление этих попыток - отделаться от ценности как самостоятельной категории и свести ее к эмоциональной значимости, норме, установке и т. д. Но ценность явно не вмещается в узкие рамки этих понятий» [10, с. 292]. В этой связи, для определения места ценностных ориентации в общей системе личностных составляющих необходимо разграничить ценностные ориентации со смежными понятиями, прежде всего с такими, как «потребность», «мотив», «установка», «аттитюд», «диспозиция», «личностный смысл», «убеждение».

По словам Е. И. Головахи, «предметы потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями» [13, с.258]. Однако, по нашему мнению, совершенно очевидно, что если бы так происходило на самом деле, не могло бы существовать таких состояний, как внутриличностный конфликт, эгодистония и т. п., определяемых с использованием метафоры «запретный плод», когда «хочется, а нельзя». В этой связи мы согласны с Ф. Е. Василюком, который считает, что ценность не является ни предметом потребности, ни мотивом, поскольку последние всегда «корыстны» и борются только за «свой» интерес, в отличие от ценности, которая может быть «нашей» и даже в интрапсихическом пространстве выполняет интегрирующие, объединяющие функции [10,с. 292]. Д. А. Леонтьев также указывает на то, что ценности «не эгоистичны». Он справедливо отмечает при этом, что, в отличие от потребностей, ценности не ограничены данным моментом и не влекут к чему-либо изнутри, а «притягивают извне» [21, с.40].

Как пишет О. М. Краснорядцева, «готовность поступить тем или иным образом уже содержит в себе оценку, а оценивание предполагает установку как готовность определенным образом реализовать ценности» [19, с.26]. В то же время число ценностей, которыми может располагать индивид, значительно меньше, чем число установок, связанных с конкретными ситуациями. Большинство отечественных авторов придерживаются точки зрения, что именно ценности определяют основные качественные характеристики установки, имея большую субъективную значимость, а не наоборот. По нашему мнению, ценностные ориентации как регулятивный механизм охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки, которые в грузинской психологической школе связываются в основном с биологическими потребностями.

В отличие от установки, имеющей скорее неосознанный характер, аттитюд понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке. Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения того, что для него является важным, значимым, ценным. Таким образом, аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей как более общих, абстрактных принципов применительно к конкретному объекту.

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом.

Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования личностных ценностей.

Г. Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной деятельности» [16, с.142]. По словам Г. Е. Залесского, убеждению присущи одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержанию той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает соответствующий способ ее практической реализации. Как пишет Г. Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка» [16, с. 187]. При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придается его реализации, а, следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Ценности определяются как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Ценности личности характеризуются следующими признаками:

истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

ценности организованы в системы.

Существуют аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:

ценности - это понятия или убеждения;

ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

ценности имеют надситуативный характер;

ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

ценности упорядочены по относительной важности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.

Я. Гудечек полагает, что система ценностей имеет «горизонтально-вертикальную» структуру. Под горизонтальной структурой им подразумевается упорядоченность ценностей «в параллельной последовательности», т. е. иерархия предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Вертикальная структура понимается в данном случае как включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом [14, с.707].

Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. Субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой». Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии. Ранг той или иной ценности в индивидуальной системе, может определяться как ее абстрактной «высотой», так и ее «силой», зависящей от «тягости», возникающей при ее нереализации.

В работах современных отечественных авторов, в частности Е. Б. Фанталовой, С. Р. Пантилеева, Д. А. Леонтьева, также указывается на неоднозначность критериев индивидуального ранжирования ценностей: их предпочтение может быть обусловлено представлениями об их абсолютной значимости для общества и человечества в целом или же их субъективной актуальной важностью, насущностью [22, с. 258]. В этой связи представляет интерес концепция С. С. Бубновой, которая наряду с принципом иерархичности выделяет принцип нелинейности системы ценностных ориентации. По ее словам, «чрезвычайно важным свойством системы личностных ценностей является ее многомерность, заключающаяся в том, что критерий их иерархии - личностная значимость - включает в себя различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений» [9, с.39].

По нашему мнению, система ценностных ориентации личности, выполняющая одновременно функции регуляции поведения и определения его цели, связывающая в единое целое личность и социальную среду, является именно таким психологическим органом.

По словам Ф. Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [10, с.125]. Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.

Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.


.3 Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения


Завершающийся XI век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.

Сократ, считающийся основателем этики, первым из философов античности пытался найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных жизненных ценностей, лежит в основе нравственного поведения. С точки зрения Сократа, благо («агатом») определяется как таковое при соответствии его поставленной человеком цели. Как отмечает М.Р. Гинзбург, «введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага и красоты, возводит их из оценочных понятий («хорошее», «прекрасное») в ранг идеальных ценностей» [12, с. 147].

Аристотель, рассматривая в «Большой этике» отдельные виды благ, впервые вводит термин «ценимое» («тимиа»). Он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, «благо может быть целью и может не быть целью» [3, с.300].

В отличие от философов европейской античности, при рассмотрении этических проблем, сосредоточивших свое внимание на различных аспектах соотношения ценностей и целей человека, восточная, и, прежде всего конфуцианская, философия особое внимание уделяла вопросам соотношения внутренних и внешних источников происхождения этических ценностей и норм. Важнейшей этической категорией китайской философии является добродетель («дэ»), понимаемая как наилучший способ существования индивида.

Нормативные принципы «ли», определяемые как благопристойность, этикет, ритуал, церемонии и т. п., представляют собой совокупность детально разработанных правил, обрядов, жестко регламентированных форм поведения, обязательных для тщательного исполнения. По словам И. И. Семененко, в изречениях Конфуция нет ориентации на выработку внутренних критериев человеческого поведения, отличных от принятых норм, однако он переводит традиционные нормы внутрь человека, делая их областью личных, глубоко интимных переживаний [28, с.175].

Конфуцианская философия, таким образом, в известном смысле предвосхитила понимание диалектического характера процессов становления личности и формирования ее ценностных ориентации, описываемых современной психологией в полярных понятиях, таких как идентификация и интернализация. На смену описанной философской традиции, оказавшей влияние и на религиозное мировоззрение средневековья с его представлением об идеальном характере ценностей, в новое время приходит период формирования научных основ знания, ставящий под сомнение саму возможность использования ценностных категорий.

Такой утилитарный подход к этике получил в дальнейшем теоретическое обоснование в трудах основателя деонтологии И. Бентама. По его мнению, польза, выгода - это единственная цель и норма поведения человека, основа человеческого счастья.

В русской религиозной философии, в частности в работах В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, идеальный и абсолютный характер сферы ценностей определяется через понятие духовности, имеющей божественное происхождение. Так, у Н. О. Лосского основа ценностей - это «Бог и Царство Божие». Он дает следующее определение абсолютной ценности: «это - Бог как само Добро, абсолютная полнота бытия, сама в себе имеющая смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому» [24, с.266]. Относительно абсолютной ценности все остальные носят производный характер. Н. О. Лосский разделяет производные ценности на положительные (добро) и отрицательные (зло) в зависимости от их направленности к осуществлению абсолютной полноты бытия или к удалению от нее.

В отечественной психологии, созвучной по многим позициям западной гуманистической традиции и, можно сказать, во многом ее опередившей, аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность, по-разному раскрываемая в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович и других классиков отечественной психологии, выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад. Б. Ф. Ломов определяет направленность как «отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [23, с. 37].

А.Г. Здравомыслов рассматривает ценностные ориентации как «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека » [17, с. 254].

У Ф.Р. Филиппова «ценностные ориентации - это интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной Среды, Возможность избрать стиль поведения и направление деятельности. основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации» [31, с. 214].

Алексеев В.Г считает, что ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [2, с. 217].

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [11, с. 224].

В соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей [21, с. 347].

Основываясь на концепции А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком [29, с. 324].

В своей работе мы будем придерживаться определения данного С.Л. Рубинштейном, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [27, с.148].

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [27,с.365].

Теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии.

Выводы по первой главе


Таким образом, мы изучили теорию ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения и сделали выводы:

1. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития.

2. Теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии.

3. Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.


Глава II. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения


.1 Методика исследования


Нами было проведено эмпирическое изучение оценки ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения.

Цель исследования: изучить особенности ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации студентов 1го курса заочной формы обучения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том что студенты отдают предпочтения таким ценностям как «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь».

Методика исследования - Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой <#"justify">.2 Описание и интерпретация результатов исследования


Результаты исследования.

Средние показатели ценностей, а также индекса расхождения ценности и доступности представлены в таблице 1.


Таблица 1. Результаты исследования ценностей студентов первого курса заочной формы обучения(средние значения)

Ценность Ср.зн. Медиана Мода Счастливая семейная жизнь 7,98 8 11 Материально обеспеченная жизнь 7,66 8 7 Любовь 7,36 8 6 Уверенность в себе 6,08 7 7 Интересная работа 5,96 6 6 Наличие хороших друзей 5,46 5 8 Свобода 5,3 5 5 Творчество 4,88 5 7 Здоровье 4,82 5 8 Красота природы, искусства 4,46 5 11 Познание 3,42 3 3 Активная жизнь 3,14 3 11

В исследовании были использованы методы наблюдения и психодиагностическое тестирование, что позволило измерить и оценить изучаемые психологические характеристики личности респондентов.

Задачей обработки результатов является получение показателей ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

Несмотря на очень высокую значимость и ценность счастливой семейной жизни 50% студентов испытывают недоступность реализации данной ценности в их жизни. Эта ценность в общем доступна только для 17% студентов, высокая доступность выявлена лишь для 1,4%.

Студенты отдают предпочтение таким ценностям как «любовь», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь». Эти данные свидетельствуют о том, студенты ориентированы на создание семьи и воспитании детей, для них имеет ценность любовь к своим близким, отцу, матери. Кроме этого, для них значимо иметь в жизни высокий материальный достаток, уметь зарабатывать деньги и тратить их на полезные для себя и близких вещи, но в связи с малыми показателями таких ценностей как «познание» и «интересная работа», мы можем предположить, что подростки не прикладывают к достижению данной цели особых усилий.

Наименее актуализированными ценностями среди студентов первого курса заочной формы обучения стали:

низкая ориентация современных студентов на освоение достижений культуры и духовное развитие. Это можно объяснить тем, что студенты еще с детсва, наблюдая за попытками родителей «выжить» в современных, нестабильных экономических условиях, получили негативный опыт приоритета материального над духовным, где ценится прагматизм и рационализм;

- студенты не ориентированы на познание, интеллектуальное развитие,на поиск жизненной истины и мудрости.

- у студентов обнаружен низкий уровень социальной и гражданской активности для достижения позитивных изменений в общественных отношениях.

Результаты диагностики системы ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения представлены в виде диаграммы на рисунке.


Рисунок 1


Результаты диагностики системы ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

По результатам, полученным в ходе исследования первое место определено такой ценности как «семья», она стала значимой для 60% испытуемых; для 30% респондентов приоритетной оказалась ценность «самосовершенствование»; ценность «здоровье» является важной для 5% испытуемых; ценность «профессия» является главной для 5% опрошенных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют достоверные особенности ценностей у студентов первого курса заочной формы обучения, а именно: для них наиболее значимы такие ценности как любовь, материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений, счастливая семейная жизнь.


Выводы по второй главе


Система ценностных ориентаций составляет основу отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения и ядром мотивационно - потребностной сферы.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Становление системы ценностей непосредственно связано с профессиональным, личностным и жизненным самоопределением человека.

По результатам полученных в ходе проведения методики можно сделать следующие выводы:

Студенты отдают предпочтение таким ценностям как любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь.


Заключение


В связи с актуальностью ценностных ориентаций нами была выбрана тема «Изучение ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения».

В начале исследования поставлена гипотеза о том, что о том что студенты отдают предпочтения таким ценностям как «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь».

Теоретический анализ вопроса показал, что согласно данному анализу выделено определение понятия ценностных ориентаций.

Ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения.

Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Они являются целью и основой воспитания.

Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [37, с.148].

Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.

В ходе эмпирического исследования мы получили следующие данные: студенты отдают предпочтения таким ценностям как «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь».

Таким образом, в результате эмпирического исследования наша гипотеза подтвердилась.


Список используемой литературы


1.Алехина И. В., Матяш Н.В, Павлова Т.А., Психология: практический курс. Психология развития. Часть 2. Брянск: Издательство Брянского педагогического университета им. Академика И.Г. Петровского, 2010. - 226 с.

2.Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 2012. - 220 с.

.Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 2011. - Т. 4. - 547 с.

.Безменова И. К., Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. - М.: РПО, 2012. - 651 с.

5.Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - 576 с.

.Большой психологический словарь. / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма-пресс. 2013.- 299 с.

7.Божович Л. И. Личность и ее формирование. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 2012. - 441 с.

.Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 2011. - 217 с.

.Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 2011. - № 5. - С.38-44.

.Василюк Ф. Е. Психотехника выбора . Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 2011. - 229 с.

.Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2011. - 537 с.

.Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. - 2012. - № 3. - С. 14-16

.Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности . Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2010. - 281 с.

.Гудечек Я. Ценностная ориентация личности . Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 2011. - 314 с.

.Жуков Т. И. О международной ассоциации школьной и профессиональной ориентации // Вопр. психол. - 2012. - № 5. - С. 140-145.

.Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М., 2011. - 621 с.

.Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Московиздат, 2012. - 221 с.

.Конфуций. Изречения / Перевод, предисловие и комментарии И. И. Семененко. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 225 с.

.Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психол. журн. - Томск, 2010. - № 7. - С. 25-29.

.Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. - М.: Издат, 2011. - 514 с.

.Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., 2012. - 841 с.

.Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 2011. - 214 с.

.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2011. - 429 с.

.Лосский Н. О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 2011. - 537 с.

.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос, 2011. - 543 с.

.Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2011. - 599 с.

.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 2011. - 258 с.

.Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. - М.: МГУ, 2012. - 369 с.

.Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 2011. - 321 с.

.Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида. Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово: Кузбассвузиздат., 2011 - 456 с.

.Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения // Вопросы социальной и профессиональной ориентации студентов. - Свердловск, 2012. - №4. - С. 14-16

.Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. - 2012. - Т.3. - № 5. - С. 235-145.


Приложение 1


Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой

Целью методики является изучение системы ценностных ориентаций подростка. В основу методики положена процедура многомерного шкалирования. Точнее, один из его методов - попарное сравнение. Испытуемому предоставляется список жизненных сфер, бланки для ответов и инструкция. Каждому испытуемому предлагается на первом бланке проранжировать предлагаемые жизненные сферы по критерию ценности, на втором по критерию доступности. В результате обработки данных, мы получим:

1.иерархию жизненных сфер с позиции их ценности для подростка;

2.иерархию жизненных сфер с позиции их доступности для подростка;

Инструкция

Перед Вами список из 12 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:

. Активная, деятельная жизнь;

. Здоровье (физическое и психическое);

. Интересная работа;

. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

. Наличие хороших и верных друзей;

. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);

. Свобода как независимость в поступках и действиях;

. Счастливая семейная жизнь;

. Творчество (возможность творческой деятельности).

Вам предстоит сравнить эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два последовательных сравнения, каждое по своему критерию: первое - по «ценности», второе - по «доступности».

На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр. Каждой цифре соответствует понятие-ценность, которое стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы 1.

Сравнение в матрице 1 производится на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы выбираете из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Ее Вы обводите кружком. Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой «2» обозначено «здоровье», под цифрой «3» - «интересная работа». Если Вы обвели цифру «2», то это означает что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа. Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!

Вероятно, иногда Вам будет казаться, что обе ценности, составляющие пару, важны для Вас одинаково или одна не может существовать без другой. Тогда мысленно представьте внезапно возникшую ситуацию необходимости выбора, когда Вам все же приходится выбирать ту из двух ценностей, от которой в случае такого рода необходимости Вам труднее отказаться. Отвечать старайтесь быстро, по первому впечатлению. Закончив заполнение матрицы 1, переходите к матрице 2.

В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей, являются для Вас более доступными в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достигается Вами. Пример: пара 2 3. Если Вы обвели кружком «3», то это значит, что интересная работа более доступна Вам, чем хорошее здоровье.


Регистрационный бланк 1

Матрица 1. Сравните понятия-ценности на основе их большей значимости для Вас, большей привлекательности

122334455667788991010111112132435465768798109111012 142536475869710811912 1526374859610711812 16273849510611712 172839410511612 1829310411512 19210311412 110211312 111212 112

Регистрационный бланк 2

Матрица 2. Теперь сравните эти же понятия-ценности на основе их более легкой достижимости для Вас, большей доступности

122334455667788991010111112132435465768798109111012 142536475869710811912 1526374859610711812 16273849510611712 172839410511612 1829310411512 19210311412 110211312 111212 112

В результате первичной обработки результатов можно получить следующие данные о подростке:

Желательность или ценность каждой из предлагаемых ему для оценке жизненных сфер (Ц). Оценивается числом предпочтений ценности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение Ц по каждой сфере равно 11 (в случае, если подросток всегда выбирает эту жизненную сферу в качестве более важной по сравнению с другими), минимальное значение по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более важной по сравнению с другими).

Доступность каждой из предлагаемых для оценки жизненных сфер (Д). Оценивается числом предпочтений доступности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение Д по каждой сфере равно 11 (в случае, если подросток всегда выбирает эту жизненную сферу как более доступную по сравнению с другими), минимальное значение по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более доступной по сравнению с другими).

Рейтинг привлекательности предлагаемых ему для оценки жизненных сфер (РЦ). Определяется последовательностью предпочитаемых подростком сфер.

Рейтинг доступности предлагаемых для оценки сфер (РП). Определяется последовательностью доступных для подростка сфер.


Приложение 2


Показатели выбора ценностных ориентаций

Активная, деятельная жизньЗдоровье (физическое и психическое)Интересная работаКрасота природы и искусства ЛюбовьМатериально обеспеченная жизньНаличие хороших и верных друзейУверенность в себеПознаниеСвобода как независимость в поступках и действияхСчастливая семейная жизньТворчество177628686231142699286406390347554473688543555766646495542010897361116094285683711474673855472888109846562311039101161667334901069318745869011101151847425901231030643739910133752108956191141011328673159115101140668425911691001283751164

Показатели доступности ценностных ориентаций

Активная, деятельная жизньЗдоровье (физическое и психическое)Интересная работаКрасота природы и искусства ЛюбовьМатериально обеспеченная жизньНаличие хороших и верных друзейУверенность в себеПознаниеСвобода как независимость в поступках и действияхСчастливая семейная жизньТворчество144851061155176246281002495100334453578579645255576746855659310610268016234984104310757545476467928811321688387919326193117851021057537588980511655510398131101224741018977171310461152288805147592941080282151010407458151121611108016246784


Теги: Гранулы рогоза узколистного как замена использования сидеральных предшественников  Курсовая работа (теория)  Биология
Просмотров: 13943
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Гранулы рогоза узколистного как замена использования сидеральных предшественников
Назад