Человек как предмет естественнонаучного познания

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Тульский филиал Финуниверситета


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

на тему: Человек как предмет естественно - научного познания


Выполнил: студент Харченко В.А.

Проверил: Журавлев М.С.


Тула 2012г.


План


Введение

. Человек - дитя Земли

. Сущность проблемы антропогенеза

. Этапы антропогенеза

Заключение

Список литературы


Введение


Мировоззрение человека по природе своей антропоцентрично. Человек является центральной фигурой в мифологии и религиях многих народов. Является он основным объектом изучения и в современной науке. Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: "Откуда мы?", "Каково наше место в мире?" Разные народы в разные времена давали свои ответы на этот вопрос.

Племена с примитивной культурой охотно выбирали себе в предки разных животных. Делавары считали своим родоначальником орла, айны и папуасы из Моресбей - собаку, древние датчане и шведы - медведя, осаги - улитку. В глубокой древности берет начало идея о происхождении человека от обезьяны. Например, такие ультрадарвинистические, как мы могли бы сказать теперь, убеждения бытовали у малайцев и тибетцев. Южные арабы, древние мексиканцы и африканцы берега Лоанго, напротив, считали обезьян одичавшими людьми, на которых рассердились боги.

Люди "возникали" по-разному. У одних народов они появлялись сами по себе, у других их создавали боги. С развитием цивилизаций роль богов возрастала. Своего апогея она достигла в трех мировых религиях - буддизме, христианстве и исламе. Боги делали человека из глины и из дыхания, из тростника и единою мыслью...

Бытовали и иные представления о месте человека в системе природы. Эпоха античности ознаменовалась началом развития философской мысли. Занимаясь в основном вопросами более высокого порядка, античные авторы были не слишком многословны в своих трактовках возникновения человеческого рода. В их работах вопрос антропогенеза часто решался в духе мифологической традиции. Но была и иная точка зрения - возникновение и развитие человека как неотъемлемой части живой и неживой природы.

Начиная с XVIII в. и до современности вопрос о природе человека оставался весьма популярным у философов, в трудах которых можно найти немало весьма оригинальных взглядов на эту проблему. Но, как ни странно, философы меньше говорят о возникновении человека, и больше - о его месте, значении и предназначении во Вселенной. Зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии. Стройность же своих построений она заимствует у науки.

Наконец, существует и такой феномен человеческой культуры, как наука. Хотя первые высказывания науки по поводу возникновения человека делались с оглядкой на религиозные догматы, с завершением эпохи средневековья она приобрела самостоятельность. Главным отличием науки от религии и философии является стремление обосновать свои выводы, найти им подтверждение в фактах. А факты говорили науке о родстве людей и обезьян. Процесс развития, приведший к появлению современного человека, получил в науке особое название - антропогенез.


1. Человек - дитя Земли


Человек это биосоциальное существо. Поэтому существуют как биологические, так и социальные предпосылки генезиса человека. Приверженцами того, что именно биологическое является главной предпосылкой появления человека являются такие исследователи как Вернадский В.И., Тейяр де Шарден П., Чижевский А.Л..

Но какое же место человек занимает в истории Земли? С уверенность можно сказать, что человек является высшей ступенью развития Земли.

Если смотреть с точки зрения усложняющейся организацией живой материи, то можно выделить несколько периодов: растительный мир, животный мир, разум, человеческое общество, ноосфера - таковы основные этапы развития жизни на Земле. Такую картину мира представлял себе исследователь Тейяр де Шарден. Он считал, что в ходе развития Вселенной на Земле совершился переход от неживого к живому, возникла биосфера, а уже ее эволюция привела к появлению человека.

Но ведь человек это не только биологическое существо. Он обладает разумом, сознанием, мыслью. В отличие от всех других живых систем человек начал изучать себя и окружающий мир, познавать его законы и пытаться их правильно применять для увеличения своих возможностей и удовлетворения потребностей, все это приводило к развитию человека. Еще одним фактором генезиса человека являлся - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку, животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи.

Появление разума, научной мысли в сочетании с трудовой деятельностью, по мнению Вернадского и Тейяра де Шардена приведут, в конечном счете, к превращению биосферы в ноосферу (греч. nous - разум и sphaira - шар - "сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития).

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… - отмечает В. И. Вернадский. - Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»).

Следовательно, не только развитие и эволюция Земли приводит к появлению человека, но и само появление человека в свою очередь влияет на развитие Земли и биосферы. В.И. Вернадский в учении о биосфере и ноосфере доказал, что человечество становится геологической силой, способной изменять судьбу всего живого на Земле. И каждый отдельный человек несет ответственность за будущее человечества, как и все человечество - за судьбу каждого человека, т.е. судьба человека находится в тесной взаимосвязи и взаимоответственности с судьбой биосферы. Только такое единство будет означать превращение биосферы в единый организм.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек - дитя Земли.


. Сущность проблемы антропогенеза


Антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Также - наука, изучающая этот процесс. Уже в этом определении и заключается основная проблема антропогенеза. Как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид превращается в человека - в биосоциальное существо, в носителя культуры. Какие же существуют основные концепции происхождения человека?

И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой сфере отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов на происхождение человека огромно.

Согласно религиозным воззрениям, человек был создан неким высшим существом - Богом или несколькими богами. Такая точка зрения называется креационизм (от лат. creatio - сотворение, создание). Пути создания человека в разных верованиях различаются. Слово же "креационизм" применяется обычно в связи с христианством, а еще точнее, католицизмом.

Креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.

Современные креационисты проводят многочисленные исследования с целью доказать отсутствие преемственности древних людей с современными или же - существование современных людей в глубокой древности. Для этого они используют те же материалы, что и официальная наука, однако смотрят на них под другим углом зрения. Как показывает практика, большинство доказательств по поводу происхождения человека опирается на палеоантропологические находки с неясными датировками или условиями нахождения. Весьма часто креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. Их критика обрушивается на те области науки, что еще недостаточно полно освещены или незнакомы самим креационистам.

С античных времен зародилась мысль, что весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Такое мировоззрение носит название глобальный эволюционизм.

Человек является частью мира и занимает в нем вполне определенное место. Согласно разным вариантам глобального эволюционизма, место это более или менее скромное либо же, напротив, центральное и ведущее.

Представителями глобального эволюционизма являются К.М. Бэр, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев.

В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал "всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня

Идея непрерывного усложнения Вселенной получила значительное развитие в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Их точки зрения на движущие силы этого процесса различны: у П. Тейяра де Шардена это потусторонний мыслящий центр, у В.И. Вернадского - силы природы. Согласно авторам, венцом эволюции материи - космогенеза - является антропогенез. На определенном этапе антропогенеза возникает ноосфера - мыслящая оболочка планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы.

Согласно концепции крупного отечественного философа Н.Н. Моисеева, Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп - популяций, племен и народов. Совершенствование Вселенной в целом и человеческого общества в частности является процессом самопроизвольным. Как и К.М. Бэр, Н.Н. Моисеев считает процесс эволюции мира направленным, идущим от простого к сложному. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды

Относительно непосредственно процесса эволюции человека сторонники глобального эволюционизма склоняются к научной точке зрения. И П. Тейяр де Шарден, и Н.Н. Моисеев, кроме направленности эволюционного процесса, признают большое значение для процесса происхождения человека естественного отбора и конкуренции.

После средневекового застоя, в XVIII в. наука начала свое бурное развитие. Естествоиспытатели этого времени - Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, Д. Монбоддо и другие - часто высказывали мнение о "перерождении" одних организмов в другие, в том числе - обезьяны в человека. Изучение анатомии и морфологии самых разнообразных животных приводило к мысли о большем или меньшем их сходстве. Часто это представлялось в виде так называемой "лестницы существ". "Лестница" ведет от низших организмов к высшим, с человеком на вершине, но зачастую вовсе не подразумевает родство этих форм.

Концепция изменения одних существ в другие - биологическая эволюция - приобретала в трудах натуралистов все более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от "четвероруких" опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными. Даже у современников ученого эта теория в своем законченном виде не получила широкого признания.

Куда более резкий общественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина, опубликованная в 1859 г. в книге "Происхождение видов путем естественного отбора", в 1871 г. в книге "Происхождение человека и половой подбор" и в других работах. С момента опубликования, взгляды Ч. Дарвина получили как горячих сторонников, например, Т. Гексли и Э. Геккеля, так и яростных противников - епископа Уильберфорса, натуралиста Майварта и др. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции. Краткая ее суть заключается в следующем. Генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Существуют несколько видов отбора. Так происходит изменение наследственности со временем, хотя длится оно обычно очень долго - в течение многих поколений. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.

В настоящее время синтетическая теория эволюции не является единственной научной теорией эволюции. Можно вспомнить, например, разнообразные варианты мутационизма. Согласно им, изменения наследственности происходят не в течение длительного времени, а практически одномоментно и дают сразу новую форму организмов. Однако именно синтетическая теория эволюции имеет в настоящий момент наиболее доказательную базу и подтверждается большинством биологических исследований. Относительно конкретных факторов, действовавших на предков человека в процессе эволюции, существуют разные взгляды.

В 1876 г. Ф. Энгельс опубликовал статью "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". В ней он сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. "Труд создал человека", а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.

Альтернативную социокультурной, сугубо биологическую концепцию эволюции человека выдвинул в 1918 г. анатом Л. Больк. Она получила название "гипотеза фетализации". Согласно Л. Больку, человек представляет собой как бы "неповзрослевшую" обезьяну. Множество признаков взрослого человека - большой мозг относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабая пигментация у некоторых рас - соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе. Явление замедление развития (ретардация) эмбриона известно у многих животных. Выпадение из жизненного цикла у животных взрослой стадии, когда размножается личинка, называется неотенией. Таким образом, человек, по Л. Больку, представляет собой половозрелый зародыш обезьяны. Данная концепция подверглась серьезной критике. Так, например, замедлением развития невозможно объяснить большие абсолютные размеры мозга у человека. Сейчас ясно, что положения гипотезы фетализации нельзя понимать буквально. Однако собранный Л. Больком сравнительный материал не может быть отвергнут, а идеи эволюции за счет эмбриональных изменений находят своих последователей.

Влияние внешних условий на эволюцию предков человека получило освещение в концепции Г. Вейнерта, опубликованной впервые в 1932 г. Основными движущими силами он считал климатические изменения на планете. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода. Бороться с этими условиями человеку помогал огонь. Огонь играл огромную роль в жизни первобытных людей - согревал, защищал от свирепых хищников... Человек потерял волосяной покров на теле из-за постоянного ношения одежды и обогревания огнем, большие клыки и челюсти из-за нового способа приготовления пищи на огне и использования огня для борьбы с хищниками. Люди собирались вокруг очагов, что способствовало общению и привело к возникновению речи. Концепция Г. Вейнерта слишком сильно ограничивает возможные факторы эволюции предков человека условиями ледникового периода и, учитывая новейшие знания об изменениях климата на планете и этапах заселения Земли, не может быть полностью принята. Однако идея о важности климатических изменений для биологической эволюции и возникновения общества весьма продуктивна и имеет множество сторонников среди современных антропологов.

биологический эволюция человек антропогенез

3. Этапы антропогенеза


Существует три этапа антропогенеза:

Древнейшие люди (архантропы)

Австралопитеки, населявшие Африку 1,5-5,5 млн. лет назад, были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.

Древнейшие люди (питекантропы, синантропы) имели объем мозга 700-1 200 см3, при такой массе мозга становится возможным овладение речью (появляется примитивная речь в виде выкриков). Архантропы могли изготавливать хорошо выделанные орудия труда из камня, поддерживать и использовать огонь, вести общественный образ жизни. Расселение древнейших людей по земному шару привело к образованию отдельных изолированных форм: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, атлантроп, олдовайский питекантроп и телантроп. У ранних архантропов сохранялись примитивные обезьяньи признаки, у поздних - появлялось больше человеческих черт, хотя сохранялся мощно развитый надбровный валик и отсутствовал настоящий подбородочный выступ.

Наряду с добыванием растительной пищи большую роль у архантропов играла охота, о чем свидетельствуют находки в местах жизни древнейших людей костей мелких грызунов, оленей, медведей, диких лошадей, буйволов.

Одной из самых замечательных была знаменитая находка первого питекантропа, или человека прямоходящего (Homo erectus), обнаруженного голландским исследователем Эженом Дюбуа в 1891 г. Увлеченный идеями Ч. Дарвина, Дюбуа поехал на Яву, чтобы попытаться найти там «связующее звено» между человеком и обезьяной. Он сделал открытие, которое было оценено учеными как важнейшее доказательство правильности теории происхождения человека от высших обезьян. Уже в нашем веке на Яве найдены еще несколько питекантропов, в Китае - близкие к ним синантропы (от лат. «Сина» - Китай) и т.д. В пещере Чжоу-Гоу-Дянь близ Пекина, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы костров (угли, зола, обожженные камни). Умение пользоваться огнем было огромным завоеванием человека. Оно позволило сделать пищу более усвояемой, способствовало лучшей защите от врагов и холода, расширению ареала древнейших людей. Все они представляют собой различные географические варианты человека прямоходящего, существовавшего приблизительно от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад.

Естественный отбор сохранял, по-видимому, именно те группы древнейших людей, у которых быстрее и лучше развивались мышление, речь, трудовая деятельность.

Древние люди (палеоантропы)

Древнейших людей сменили древние люди, которых называют также неандертальцами (по месту первой находки в долине реки Неандр, Германия). Ареал древних людей, как показывают находки в Африке, Азии и Европе, был достаточно велик. В находках часто встречаются каменные орудия, следы костров, кости убитых животных.

Первый череп человека этого вида был найден в 1848 г. в Гибралтаре, но находка осталась незамеченной. В 1856 г. в долине р. Неандр был найден второй череп.

Неандертальцы жили в ледниковую эпоху от 200 до 30 тыс. лет назад. Широкое распространение древних людей не только в областях с теплым благоприятным климатом, но и в суровых условиях подвергшейся обледенению Европы свидетельствует об их значительном по сравнению с древнейшими людьми прогрессе. Древние люди умели не только поддерживать, но и добывать огонь.

Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляли собой более прогрессивный тип человека. Древние люди имели объем мозг до 1 500 см3, рост 160 см, у них появились подбородочный выступ, пока еще слабо развитый, и крупные зубы. Особое развитие получили отделы мозга, связанные с логическим мышлением. Палеоантропы уже умели добывать огонь, изготавливали разнообразные орудия труда из камня, они создали так называемую культуру скребел и наконечников. У древних людей отмечается возникновение элементарных социальных взаимоотношений, для них была характерна коллективная деятельность, продвинутая речь в виде лепета, забота о ближних, они хоронили своих близких и украшали могилы.

Естественный отбор обеспечивал дальнейшее прогрессивное развитие многих признаков. В результате совершенствовалась биологическая организация древних людей. Но влияние социальных факторов на развитие неандертальцев становилось все сильнее.

Современные люди (неоантропы)

Возникновение людей современного физического типа (Homo sapiens), сменивших древних людей, произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Остатки ископаемых людей современного типа обнаружены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В 1868 г. в гроте Кро-Маньон во Франции было обнаружено сразу несколько скелетов людей этого типа. По месту находки ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами. Но первой находкой был обезглавленный скелет, найденный в Уэллсе (Англия) в 1823 г. В нашей стране уникальные находки этих людей сделаны около Воронежа и Владимира.

Ископаемые люди современного типа обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Новые люди (кроманьонец, современный человек) имели объем мозга около 1 400 см3, мозговой череп преобладал над лицевым, подбородочный выступ был хорошо развит.

Неоантропы изготовляли сложные орудия труда, у них была развита настоящая речь, абстрактное мышление, интеллект. Изучение орудий труда кроманьонцев показывает, что уже в то время человек умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду, жилье. Все это сделало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди начинают осваивать ранее недоступные для них районы земного шара, переносить неблагоприятные условия окружающей среды. На этом этапе произошло еще одно крупное событие в жизни людей - возникло искусство. Совершенствование производственной деятельности, развитие сельского хозяйства, техники, науки, искусства привели к возникновению человеческого общества. На этом закончилась биологическая эволюция вида Человек разумный.

Заключение


В моей работе были рассмотрены основные теории происхождения жизни на Земле, все это конечно связано с человеком, являющимся венцом творения природы. Ведь именно человек - субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим, и социальным, а главное - обладающим разумов - высшим результатом развития мира. Несомненно, в модели происхождения жизни, будут включаться новые знания, и они будут всё более обоснованными. Но чем более качественно новое отличается от старого, тем труднее объяснить его возникновение. Для понимания сущности человека требуется комплексной подход, который может быть выработан только на совокупной основе различных наук.


Список литературы


1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

. Харитонов В.М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита. М., 1995.

. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.

. Вейнерт Г. Происхождение человечества. М.; Л., 1935.

. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977.

. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

. Шарден Тейяр П. де. Феномен человека. М., 1965.


Теги: Человек как предмет естественнонаучного познания  Контрольная работа  Биология
Просмотров: 46802
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Человек как предмет естественнонаучного познания
Назад