Географическая культура как фактор устойчивого развития

Web-семинар по курсу устойчивого развития


Эссе

Географическая культура как фактор устойчивого развития


студента 504 группы

Чернышева А.В.


«Как бы дальше не сложилась ваша жизнь после окончания обучения на кафедре … географического факультета МГУ, вы всегда будете видеть мир иначе, чем другие люди» - Бредихин А.В., последний семинар по курсу геоморфологии зарубежных стран


Географическая культура - специфический термин, введенный в отечественную науку В.П. Максаковским. В обыденном понимании этот термин понимается как культура географических знаний, распространенная как среди специалистов, так и среди населения. Максаковский же рассматривает это понятие развернуто, как комплекс, состоящий из взаимосвязанных компонентов: географической картины мира, географического мышления, методов географии и языка географии. Для нас, географов, всевозможные географические методы исследований и карты (основной язык географии) - вполне понятные и привычные понятия, используемые нами в повседневном труде, как в процессе учебы, так и на практике или на работе. Взгляд на мир через призму географических инструментов восприятия - географических знаний, - создает для нас географическую картину мира, в которой все природные объекты, живые существа и, среди них, конечно же, люди - взаимосвязанные элементы единого целого - географической оболочки. Мышление категориями географических систем, традиционно, является для нас тем самым естественным для специалистов географическим мышлением. В этом понимании географическая культура является для нас основополагающим инструментом анализа и восприятия реальности.

Для других людей, несмотря на то, что в среднем школьном образовании есть география, мир представляется иначе. Человек, отдаленный от географической науки, видит мир совершенно другими глазами, используя совершенно иные логические и ассоциативные связи. Что видит обычный человек, скажем, попадая в горы? Он видит скалы, камни, растения, снежные кучи в затененных нишах. Что видит географ? Горный рельеф, моренные гряды, нивальные ниши, горные породы, ландшафты высокогорных альпийских лугов, микроклиматический режим межгорных впадин. Что видит человек, попав на побережье реки? Луг, речку, траву, кусты и удобное место для строительства дачи. Географы видят здесь особый гидрологический режим, поймы разных уровней, особый растительный покров, индикаторы различных природных процессов: наводнений, паводков, оползней и обмелений. Как человек видит свою страну? Ну, благодаря школе, ему в первую очередь придет в голову карта, на которой города, области, какие-то промышленные центры, дороги. В воображении он нарисует людей, которые живут в городах, природу этой страны в разных ее частях, животных и растения, которые встречаются на территории.

Человек, лишенный географической культуры, привык видеть территории. Территория - это всего лишь очерченная по прихоти рамка вокруг того участка географической среды, в которой человек заинтересован. Для большинства населения не играет роли то, что на этой территории посредством сложных географических связей и взаимодействий в течении длительного времени формировались особые условия, где-то хрупкие, а где-то - чуть более устойчивые. И здесь, конечно, заложена, по моему мнению, глубинная ошибка в системе приобщения населения нашей страны к географической культуре. Давая знания, учителя в школах, в первую очередь, учат территориальному, но не географическому подходу в восприятии. Какие ресурсы добываются на этой территории? Какие народы здесь живут? Какие отрасли промышленности? Какие температуры, сколько осадков, что выращивают? И из школьного обзора выпадает самое важное, что отличает информацию (а подобные курсы географии есть не более, чем информационная нагрузка на мозг подростка) от знаний. Информация - в этом случае подобна необработанному куску гальки в лапах примата. Знания человек способен использовать, видоизменять, применять на практике, находя им применение в ассоциативных и логических построениях. Спроси у современного ученика высоту Эвереста или столицу Франции - он, верно, скорее всего, без труда ответит. Но если перед ним поставить задачу сложнее, к примеру, зная норму осадков, температурный режим и доминирующие природные процессы определить, скажем, почвы - скорее всего, человек растеряется. Почему? Ответ прост: он это не вызубривал, не заучивал, а, значит, самостоятельно сделать вывод он не в состоянии. В школах не учат мыслить логически в пределах географической картины мира. Людей не учат видеть те связи, которые показывают студентам на географическом факультете. Потому специалисты, далекие от наук о Земле, подменяют географическое мышление территориальным. Отсюда и множество проблем, проистекающих в восприятии населением нашей страны нашего же природного богатства. Отсюда - проблема, напрямую затрагивающая реализацию программы устойчивого развития в России (и за рубежом, впрочем, тоже). географический культура окружающий среда

С одной стороны, и верно: зачем, казалось бы, большинству людей разбираться в географических закономерностях? Казалось бы, если на земельном наделе что-то не растет, то достаточно просто добавить удобрений, а если не хватает воды - провести канал. Но, как показывает историческая практика, этого недостаточно. Конечно, критически глупые решения, вроде выращивания арбузов в пустыне без специальной сложной подготовки, встречаются в истории редко. Каждый разумный человек, осваивая тот или иной участок земной поверхности, задумывается о том, где удобнее вести хозяйство и как лучше распределить земельные ресурсы под его контролем, чтобы получить от природы максимальную отдачу. Но критические ошибки, приводящие к катастрофам, часто случались, когда речь шла не об отдельно взятых людях, а о целых городах или народах, когда их политика хозяйственной деятельности шла вразрез с природными рамками, допущениями и реалиями. Политику ведут люди. Люди, которые часто далеки от восприятия территории как географической среды.

Не имея понимания закономерностей, географических взаимосвязей, человеческая цивилизация, культура, общество допускают ошибки, принимая нерациональные с географической точки зрения решения.

Примеров этому в истории множество: и осушение болот, приводящее к пожарам, и неграмотная мелиоративная деятельность в пределах Средней Азии, и техногенная катастрофа Фукусимы, и множество жертв при наводнениях в Китае, и убытки хозяйства из-за ураганов в Мексиканском заливе, и нефтяное загрязнение тундры, и трагедия фауны Австралии из-за завезенных животных из Европы. Что и говорить: непоследовательное ведение хозяйства, нерациональные шаги в освоении природного наследия и в далеком прошлом приводили к катастрофам: вспомнить только вымирание населения острова Пасхи, опустынивание Ближнего Востока или заброшенные поселения в предгорьях Атласа, уничтоженные селевыми потоками.

Отсюда проистекает следующий важный вывод: любое хозяйство, которое ведет человек, должно быть построено рационально, а, значит, должно учитывать природные особенности и сложившиеся связи в географических системах. Территориальный, ресурсный, хищнический подход, непоследовательный и бездумный - он лишает человечество множества перспектив, приводит к непоправимым убыткам как в хозяйстве, так и в природном богатстве. Таким образом, если мы говорим о масштабной организации хозяйства, радикальном преобразовании нативной природной среды в техногенную или о размещении производственных мощностей, затрагивающих своим возможным влиянием большие площади, то мы должны говорить не о территориальном, но о географическом или даже ландшафтном подходе к взаимодействию между человеком и природой. Именно ландшафтный подход, учитывающий специфику внутренних связей в выбранном сегменте географической оболочки, является гарантом устойчивого развития. Именно этот подход может учесть то, что из видения обычного человека выпадает.

Почему это актуально сейчас? Несмотря на массовое внедрение географических знаний, рядовой человек, идущий по пути, отличному от изучения географии, все еще редко задается вопросами рационального взаимодействия между своей, техногенной, сферой деятельности и природной средой.

Несмотря на множество принятых экологических и социально-экономических ограничений, катастрофы техногенного характера встречаются даже в самых развитых странах. И виной тому, на мой взгляд, слабая кооперация между географическими специалистами, лучше других понимающими рациональный путь ведения хозяйственной деятельности, и политическими и экономическими кругами общества, чьи приоритеты стоят, зачастую, на непродолжительный, кратковременный срок. Возможно даже, слово «кооперация» здесь не совсем уместно. Люди, ведущие промышленное и сельское хозяйство на территории, заинтересованы, в первую очередь, в прибыльности своей деятельности. Люди в правительствах стран, в том числе ми в России, по-прежнему заинтересованы, также, в прибыли и развитии всего хозяйства, зачастую, на очень кратковременные сроки, иногда выбирая вместо сложных, трудоемких, долгих интенсивных методов наиболее простые и дешевые, экстенсивные, продуктивные в короткий срок, но при этом не учитывающие последствий. В случае с географической средой, кратковременное планирование не является рациональным и идет вразрез с концепцией устойчивого развития. А исправлять уже допущенные ошибки выходит, часто, гораздо дороже и убыточнее, чем заранее грамотно спланировать стратегию ведения хозяйства.

Описанный выше текст, конечно, больше несет в себе взглядов специалиста эколого-географического направления, освещая только ту сторону географической картины мира применительно устойчивому развитию, которая близка к природным объектам и взаимодействии человека и природы. Но помимо географов-«натуралистов» существуют и экономико-географические и полит-географические направления в географии. И именно эти ветви географии, более приближенные человеческому обществу и гуманитарным наукам, могут сыграть свою роль в реализации устойчивого развития наиболее эффективно. Ведь именно эти направления ближе всего связаны с менеджментом хозяйственной деятельности, а, значит, именно на плечи специалистов этого профиля, по логике, должны лечь задачи по наиболее рациональному планированию. Именно эти специалисты, используя свои знания и данные, получаемые от эколого-географов, могут создать такую концепцию развития региона, страны, а, может быть, когда-нибудь, и всего мира, в которой будут учтены как потребности населения, так и природно-территориальные условия. Вместе географы экологического и политэкономического направления представляют собой наиболее удобный и эффективный инструмент, с помощью которого возможна была бы реализация устойчивого развития.

Согласно написанному выше, мое мнение таково: в правительствах должно быть как можно больше людей именно с географическим мышлением, способных видеть не только территорию и население, не только культуру, ресурсы, промышленные объекты и стратегические позиции, но все это в одной общей системе, работающее во взаимопроникновении и взаимодействии, связанное географическими связями и географическими закономерностями. Быть может, именно благодаря таким людям, таким коллективам и такой реформе государственного управления рост благосостояния народа и развитие страны как в экономическом, политическом, социальном, так и в экологическом направлении был бы гораздо более достижим и сопровождался бы гораздо меньшим количеством аварий, трагедий и катастроф, как природных, так и социальных. Для концепции устойчивого развития внедрение географической культуры в массы, особенно среди тех людей, которые занимаются организацией хозяйства в масштабах областей, районов и регионов, а также стран, - обязательное условие стабильного и устойчивого развития человеческого общества.


Теги: Географическая культура как фактор устойчивого развития  Эссе  География, экономическая география
Просмотров: 18098
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Географическая культура как фактор устойчивого развития
Назад