Экологический аудит обращения с отходами в ФГУП "Комиавиатранс" - аэропорт Усинск

Введение


История российской авиации до 1917 г. была несмотря на свою краткость довольно бурной и значительной. В 1870 г. было создано Русское общество воздухоплавания. В те времена речь шла о попытках усовершенствовать воздушный шар. В 1880 г. по инициативе Д.И. Менделеева при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел, он же несколькими годами ранее предложил проект шара с закрытой гондолой.

Тем временем в 1876 г. А.Ф. Можайский в своем имении на реке Южный Буг на свои собственные средства начал работу над строительством самолета, идею которого вынашивал уже давно. Самолет был испытан через шесть лет, в 1882 г. и, хотя испытания закончились неудачно, мы по праву считаем Можайского изобретателем первого в мире самолета. Дальнейшую работу над самолетом Можайский вести не смог из-за отсутствия средств. Однако интерес к авиации в России неуклонно рос. В 1904 г. Н.Е. Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла, разработал теорию профиля крыла и создал аэродинамическую лабораторию, в дальнейшем выросшую в институт. В 1910 г. российское правительство закупило первую партию самолетов во Франции, и этот год считается датой рождения военно-воздушных сил России.

Развитие авиации в стране шло быстрыми темпами. Уже к началу первой мировой войны Россия обладала самым крупным флотом воздушных судов в мире. В 1913 г. русский летчик П.Н. Нестеров впервые выполнил замкнутую петлю, которая с тех пор носит его имя. Он же, годом позже, впервые применил в бою воздушный таран. В том же 1914 г. российские авиаторы совершили первые арктические полеты.

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему пассажирских перевозок. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты - 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях.

В Российской Федерации 61,5 % пассажирооборота перевозок на расстояния до 1000 км приходится на воздушные линии, пунктом отправления или прибытия в которых является Москва. Для перевозок на этих воздушных линиях в 75 % случаев используются среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты. Такие линии обладают устойчивым всесезонным пассажиропотоком и не требуют государственного субсидирования. За период 1991-2012 гг. доля региональных авиалиний в структуре внутрироссийских перевозок уменьшилась с 75 до 25 %, местных - с 27 до 3%. Количество прямых авиационных связей между регионами Российской Федерации сократилось в несколько раз, а пассажиропотоки переориентировались на Москву, ставшей единственным полноценным центром внутреннего транзита. В настоящее время 75 % всех пассажиров (61,5 % пассажирооборота), перевозимых авиакомпаниями внутри страны, прилетают в Москву или вылетают из неё. Маршрутная сеть внутренних воздушных линий отражает сложившуюся модель социально-экономического развития Российской Федерации с Москвой в качестве основного экономического центра. В то же время многие экономисты отмечают, что дальнейшее развитие страны требует повышения роли регионов в экономике и создания новых центров активного роста. Для решения этой задачи необходимо повышение мобильности населения и формирование устойчивых межрегиональных транспортных связей.

Авиация в Республике Коми перевозит грузы и рабочие бригады в труднодоступные места, выполняет строительно-монтажные работы, осуществляет охрану лесов от пожаров и удобрение сельхозугодий, аэросъемку, патрулирование нефтегазопроводов, линий электропередач, аэровизуальное обследование лесосплавных рек и нерестилищ ценных пород рыб, оказывает медицинскую помощь населению, обслуживает оленеводов, геологов, строителей, энергетиков.

В процессе эксплуатации и строительства производственных и вспомогательных зданий и сооружении аэропорта образуется значительное количество твердых отходов, имеющих различный морфологический состав (рисунок 1).

Изучение и учет твердых отходов имеет важное народно-хозяйственное значение и способствует качественному определению объемов, состава и источников формирования вторичных сырьевых ресурсов в стране; выбору и разработке эффективных средств и систем сбора, удаления, обезвреживания и использования твердых бытовых и производственных отходов; составлению «локальных» схем санитарной очистки и уборки территории аэропортов; нормированию объемов накопления, утилизации и обезвреживания твердых отходов; оценки возможных последствий экологического и санитарно-эпидемиологического воздействия отходов производства и потребления.


Рисунок 1 - Морфологический состав отходов в аэропортах, %


Цель курсового проекта - провести экологический аудит обращения с отходами в ФГУП «Комиавиатранс» аэропорт Усинск.

Задачи:

- изучить месторасположение предприятия ФГУ «Комиавиатранс»

«Аэропорт Усинск», климатические характеристики района расположения предприятия, перечень структурных подразделений, входящих в состав предприятия, основные виды деятельности предприятия;

- провести анализ источников образования отходов;

провести анализ перечня и объемов образования отходов;

провести анализ обращения с отходами на предприятии;

проанализировать соответствие деятельности предприятия нормативно - законодательной базе РФ.


I. Общая часть


.1 История становления и развития авиаперевозок в Республике Коми, динамика авиаперевозок на территории РК за последние 10 лет


14 августа 1925 г. - на реке Сысоле близ Усть-Сысольска совершил посадку первый агитационный самолет-гидроплан (водоплан) типа «Юнкерс» Центрального совета Авиахима. Самолет назывался «Смычка города с деревней». Экипаж состоял из трех человек (И.А. Вахлаков, В.Б. Копылов, Х.С. Клочко). Это было первое знакомство жителей Усть-Сысольска и вообще южных районов края с авиацией. У самолета прошел митинг, затем состоялось катание людей на гидроплане.

В 1987 г. впервые выполнен аэросев семян ели и сосны. Самолеты и вертолеты Коми УГА оказали значительную помощь в строительстве линии электропередачи Печора - Инта - Воркута, моста через р.Вычегду, в строительстве и эксплуатации газопровода Ямал-Центр. Вертолеты Коми УГА выполняют и уникальные операции. Так, экипаж вертолета Ми-ЮК Ухтинского авиапредприятия Коми УГА под руководством заслуженного пилота СССР Г. С. Мальцева осуществил демонтаж радиотелевизионной вышки на Шаболовке в Москве. В 1987 г. с помощью вертолетов Коми УГА в кратчайший срок введена в строй линия электропередачи в районах стихийного бедствия в Грузии.

Сейчас на территории Коми действуют 7 аэропортов: в Сыктывкаре, в Воркуте, в Ухте, в Печоре, в Усинске, в Инте и Усть-Цильме. Все они являются структурными подразделениями ФГУП «Комиавиатранс».

Основными сферами использования воздушного транспорта являются межрегиональные и внутрирегиональные перевозки пассажиров. Динамика авиаперевозок.

По территории республики авиаперевозки осуществляются по маршрутам: «Сыктывкар - Ухта - Усинск», «Cыктывкар - Усть-Цильма», «Cыктывкар -Печора» и «Сыктывкар - Воркута», за пределы республики по маршрутам: «Сыктывкар- Усинск - Нарьян-Мар», «Усинск-Архангельск», «Сыктывкар - Москва», «Усинск - Москва», «Воркута - Москва», «Ухта - Москва», «Сыктывкар - Санкт-Петербург», «Сыктывкар - Анапа» и «Сыктывкар - Сочи».


.2 Виды транспорта, используемого для авиаперевозок в России


В районах Крайнего Севера <#"justify">Тем не менее в последнее время наблюдается рост объема рынка вертолетов. Так, например, по данным аналитиков, в 2010 г. в Российской Федерации зарегистрировано 1111 машин, 10% которых были иностранного производства, а авиакомпаний, занимающихся эксплуатацией вертолетов, насчитывалось в РФ 111.

В настоящее же время необходимость в вертолетах растет, по некоторым оценкам, потребность в них по стране составляет до 500 машин только в секторе гражданской авиации.

Имеющиеся вертолеты активно используются для перевозки пассажиров. Для этих целей предусмотрены следующие варианты машин:

) для перевозки пассажиров числом до 6 человек;

2) для перевозки 6-10 человек;

) для перевозки 10-42 пассажиров.

Наиболее востребованы как вид транспорта легкие вертолеты. Их приобретают в основном частные компании. Очевидно, что приобретение такой дорогой машины только для пассажирских перевозок - не совсем рентабельно. Выход предлагают компании, поставляющие на российский рынок вертолеты разной модификации. У крупных компаний машины, во-первых, многофункциональны, во-вторых, легко подвергаются диверсификации и переоборудованию.

Примером может служить вертолет МИ-60 МАИ, приспособленный для решения многих задач. Он может осуществлять пассажирские перевозки в разной модификации: 1 пассажир и 120 кг груза, либо 2 пассажира и 40 кг груза на расстояние до 400 км. В то же время при необходимости он может быть использован и как грузовое судно, перевозя груз в 200 кг на расстояние до 400 км. Этот же вертолет можно использовать и как патрульный на автомобильных дорогах, и как средство экологического мониторинга или мониторинга трубопроводных коммуникаций.

Популярен для пассажирских перевозок вертолет МИ-8. Он поднимает на борт до 28 пассажиров и малогабаритный груз и может быть использован как транспортное или пассажирское средство. Особенно эффективен для местных перевозок или межобластных. Оба варианта самолета (транспортный и пассажирский) легко диверсифицируются в санитарный, перегоночный или в вариант с внешней подвеской. Тогда вертолет можно использовать для перевозки 12 раненых и сопровождающего медицинского работника. В случае перегоночного варианта расстояние перелета может достичь 1035 км. С внешней подвеской вертолет перевезет крупногабаритный груз весом до 3 т.

Самолетный парк авиакомпании на 1 марта 2014 года составляют 57 лайнеров и 3 заказаны. Средний возраст самолетов около 9 лет.

Этот возрастной показатель не учитывает самолеты ИЛ-62, ИЛ-96, ТУ-134, ТУ-154, ТУ-204 и ТУ-214, которые используются для специальных вылетов. Так же, вышеназванные самолеты не участвуют в регулярных пассажирских перевозках.

Для всех коммерческих перевозок используются современные лайнеры Airbus A319, Airbus А320, Boeing 767-300.

В Сыктывкаре (может принимать ИЛ-76, ТУ-154, ТУ-134, ТУ-204, АН-12, Airbus A320-200, А319-100, Боинг 737-500, Боинг 737-800, Суперджет 100, а также легкие самолеты и вертолёты всех типов), в Воркуте (принимает самолёты ТУ-134, ИЛ-18, ИЛ-114 и вертолеты всех типов), в Ухте (способен принимать ИЛ-76, ТУ-154, Airbus A320-200, Boeing737-500), в Печоре (принимает самолёты АН-24, АН-26, ЯК-40, ИЛ-410, вертолеты всех типов), в Усинске (способен принимать тяжелые - ИЛ-76, ТУ-154 и все легкие самолеты), в Инте (в 2010 закрыт для самолётов всех типов) и Усть-Цильме (принимает вертолеты и самолеты типов АН-24, АН-26,ЯК-40).


.3 Основные технологии утилизации отходов, используемые в аэропортах России


В нашей стране имеют место быть несколько способов уничтожения разнообразных отходов, но, за исключением некоторых, они не обеспечивают полное и безопасное уничтожение отходов. Однако посредством термической обработки практически любых отходов, возможно, полностью утилизировать большое количество даже вредных и опасных отходов. В России данный способ распространен мало, но число предприятий, его применяющих, растет. Отличным и, в некоторых случаях безальтернативным, способом утилизации различных отходов можно назвать уничтожением отходов посредством высокотемпературной обработки в специальных установках. Приспособленные для действия высоких температур установки позволяют практически полностью избавиться от образующихся отходов.

Специалисты петербургской компании «Турмалин» ввели в эксплуатацию инсинератор ИН-50.02К в аэропорту Улан-Удэ (Бурятия). Оборудование послужит для уничтожения отходов с воздушных судов, аналогичная установка появится в международном аэропорту «Богашево» города Томска.

Инсинераторы <#"justify">

Рисунок 4 - Схема инсинератора <#"41" src="doc_zip3.jpg" /> в отходящих дымовых газах.

насыщение отходящих дымовых газов: при температуре 1100-1200 ? С в камере дожигания не менее двух секунд с предварительным прохождением газов через факел горелки.

«закалка» отходящих газов: резкое охлаждение до температуры 200 ? С. Варианты в водогрейном утилизаторе (теплообменнике), разбавлением большим количеством атмосферного воздуха, в «мокром» скруббере. Последнее возможно только в случае отсутствия в составе отходов: медицинских и других хлорсодержащих. Исключение повторного образования диоксинов.

эффективная газоочистка: «сухая» очистка отходящих газов в пылеуловители (циклоне); «сухая» или «мокрая» очистка отходящих газов в скруббере; улавливание тяжелых металлов в адсорбере (при необходимости); финишная очистка в рукавном фильтре; выпуск очищенных отходящих газов в атмосферу через дымовую трубу.

- Сокращение исходного объема отходов по органической составляющей- 95%.

Основные виды уничтожаемых отходов: твердые, жидкие, пастообразные химические, медицинские, отходы фармацевтических производств, биологические, промышленные (в том числе нефтешламы), сельскохозяйственные отходы (в том числе загрязненные пестицидами), иловые осадки сточных вод, ТБО. Производительность комплексов на базе инсинераторов ИН-50 - от 40 до 5000 кг/час.


II. Специальная часть


.1 Месторасположение аэропорта Усинск, климатические особенности района расположения предприятия


Филиал федерального государственного унитарного предприятия «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск» расположен по адресу 169710, Республика Коми, г. Усинск. Расположение промплощадки предприятия: площадь занимаемой территории - 1910000 , площадь застройки - 955000 , площадь убираемой территории - 165000 .

Климатические особенности расположения предприятия

Климат умеренно-континентальный, лето короткое и умеренно-холодное, зима многоснежная, продолжительная и умеренно-суровая. Климат формируется в условиях малого количества солнечной радиации зимой, под воздействием северных морей и интенсивного западного переноса воздушных масс. Вынос теплого морского воздуха, связанный с прохождением атлантических циклонов, и частые вторжения арктического воздуха с Северного Ледовитого океана придают погоде большую неустойчивость в течение всего года.

Годовая амплитуда составляет 32,5°С. Самым теплым месяцем года является июль (средняя месячная температура +14,1°С), самым холодным месяцем - январь (-18,4°С). Среднегодовая температура воздуха по данным метеостанции Усть-Уса равна -3,2°С.

Территория относится к зоне влажного климата с весьма развитой циклонической деятельностью. Особенно обильные осадки выпадают при циклонах, поступающих из районов Черного и Средиземного морей. Циклоны с Атлантики приносят осадки менее интенсивные, но более продолжительные. Среднегодовое количество осадков по данным метостанции Усть-Уса равно 495 мм.

Снежный покров является фактором, оказывающим существенное влияние на формирование климата в зимний период, в основном вследствие большой отражательной способности поверхности снега. В то же время снежный покров предохраняет почву от глубокого промерзания. Наиболее интенсивный рост высоты снежного покрова идет от ноября к январю, в месяцы с наибольшей повторяемостью циклонической погоды, когда сохраняются основные запасы снега. Наибольшей величины он достигает во второй декаде марта. Наибольшая за зиму средняя высота снежного покрова по данным снегомерной съемки в поле составляет 74 см.

Метеорологические особенности района представлены на рисунках 6 и 7.


Рисунок 6 - Среднегодовая роза ветров, %


Рисунок 7 - Среднегодовое количество осадков, мм


2.2 Структурные подразделения аэропорта Усинск, основные виды его деятельности


Основные виды деятельности предприятия представлены на рисунке 8.


Рисунок 8 - Основные виды деятельности предприятия


Для выполнения работ по подготовке к приему и вылету воздушных судов, а также для функционирования аэропорта в целом, в структуру аэропорта входят следующие службы (рисунок 9).


Рисунок 9 - Структурные подразделения аэропорта


Деятельность аэродромной службы представлена на рисунке 10.

Рисунок 10 - Деятельность аэродромной службы


2.3 Источники образования отходов производства и потребления на основных и вспомогательных производствах аэропорта Усинск

отход утилизация аэропорт инсинератор

Источниками образования отходов производства и потребления предприятия являются (рисунок 13).


Рисунок 13 - Источники образования отходов

Образующиеся отходы представлены на рисунках 14,15.


Рисунок 14 - Отходы, образующиеся на предприятии


Рисунок 15 - Отходы, образующиеся на предприятии


.4 Расчеты и обоснование нормативов образования наиболее значимых отходов, паспорта отходов


Расчет количества образования отходов (для вспомогательных и ремонтных работ и на производствах с неустойчивым регламентом технических процессов) проводится на основании нормативов образования отходов, определяемых по фактическим объемам образования отходов за базовый период.

«Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%)»

Расчет нормативной массы образования отхода производится по формуле (1):

= Q * Q2 * N / K1n,(1)


где Q - количество автомобилей данной марки; - среднегодовой пробег автомобиля (км); n - пробег в км, к которому относится норматив; - норматив (удельный) образования ветоши (т/10тыс км) n=10000-км пробега=2*5200*0,00300/10000=0,00312 т.

Основные расчеты приведены в таблице 1.


Таблица 1- Расчет нормативной массы обтирочного материала

Марка автомобилейКоличество а/мСуммарный пробег, кмПробег, кмНорматив Нормативная масса, тQQQQ2NMПАЗ-3205 2104000520000,003000,031ГАЗ-2705 124717247170,001050,003Краз-258 2500025000,002180,001КамАЗ-6460119970199700,002180,004МАЗ-5334 2300015000,002180,001ЗИЛ-431410 61750229170,002180,004Урал-4320 3570019000,002180,001ЗИЛ-4333 21300065000,002180,003УАЗ-3909 116100161000,001050,002КамАЗ-43105 1350035000,002180,001МАЗ-7310 1270027000,002180,001

«Отработанные воздушные фильтры»

Расчет нормативной массы образования отхода производится по формуле (2):

M = Q Q2 G3,(2)


где Q - количество автомобилей данной марки; - количество пройденных ТО; в - вес воздушного фильтра (кг);

G3 = Gв 0,001 - вес воздушного фильтра (т). =0,20 - Вес воздушного фильтра, кг=1 - Кол-во ТО =0,20 - Вес воздушного фильтра, кг=1 - Кол-во ТО= 610,2=1,2 т

Основные расчеты приведены (в таблице 2).


Таблица 2 - Расчет нормативной массы отработанных воздушных фильтров

Марка автомобилейКол-во а/мМарка двигателя Нормативная масса, тQMЗИЛ-4314106ЗИЛ-130 V80,001Урал-43203КамАЗ 740 V80,001ЗИЛ-1313ЗИЛ-131 V80,001ТЗ-224ГАЗ-52-04 Р60,001

На территории аэропорта «Усинск» временно размещаются отработанные кислотные аккумуляторы со слитым электролитом в количестве 85 шт. Масса каждого аккумулятора - 0,028 т. Формула расчета массы аккумуляторов (3):

= m·q,(3)

где m - масса одного аккумулятора без электролита;- количество размещаемых аккумуляторов.=0,028·85 = 2,38 т

«Образование ТБО»

Расчет нормативного количества накопления твердых бытовых отходов производится по формуле (4):

= Q · K · N · Kn(4)


Где Q - кол-во расчетных единиц (человек, мест или кв.м площади); - доля несортированных ТБО, по умолчанию K = 1, либо (для расчета с выделением крупногабаритных) K = 0,95- норматив в килограммах на 1 расчетную единицу; = 0,001 - коэффициент перевода из килограмм в тонны. = 40·1·120·0,001=4,8 т

Если коэффициент K=1, то расчет проведен без выделения доли крупногабаритных ТБО.

В случае выделения доли крупногабаритных ТБО нормативная масса их образования рассчитывается отдельно по формуле (5):

= Q · Md · N · Kn(5)


Где Md = (1-K) - доля крупногабаритных ТБО. = 40·0,05·120·0,001= 0,24 т

Основные расчеты приведены (в таблице 3).


Таблица 3 - Расчет нормативной массы образования ТБО

Тип источника образования ТБОКол-воНорматив, кгНорма наКоэффициентНормативная масса, тQNKnM«Гостиница» 40,0120,0«1 место»0,0014,800«Учреждение, предприятие» 289,070,0«1человека»0,00120,230 ИТОГО 25,030

«Лом и отходы черных металлов с примесями или загрязненные опасными веществами (Жестяные банки из-под краски)»

Для покраски посадочных полос применяются распылители без фильтров. В результате проведения работ по окраске изделий образуется 1 вид отхода: использованная тара (жестяные банки из-под краски).

Расчет нормативной массы образования лома и отходов черных металлов с примесями или загрязненных опасными веществами (Жестяные банки из-под краски) производится по формуле (6):

= Q/N1· N2 + L(6)


Где М - нормативная масса отхода, т

Q - количество краски, используемой за год, т;- вес нетто краски в единице упаковки, т;- вес единицы упаковки, т;- безвозвратные потери краски при извлечении из упаковки, (L = Q · Dn)- норматив безвозвратных потерь, 3 %;=2,7/0,048·0,002+0,081=0,1935 т

«Образование отходов, образующихся при уборке самолетов»

Расчет нормативной массы отходов, образующихся при уборке самолетов, совершающих посадки в аэропорту «Усинск» производится по формуле (7):

= Q · Q2 · m · Kn(7)


Где Q - количество мест в самолете;- количество посадок самолета в год;- масса отхода, образующаяся от одного посадочного места, кг;= 0.001 - коэффициент перевода из килограмм в тонны. =0,150= 48·857·0,150·0,001= 6,1704 т

Основные расчеты приведены (в таблице 4).


Таблица 4 - Расчет нормативной массы образования отходов, образующихся при уборке самолетов

Марка самолетаКоличество мест в самолетеКоличество посадок самолета в годМасса отхода, образующаяся от одного посадочного места, кгНормативная масса отхода, тАН-24488570,1506,170АН-26381180,1500,673ЯК-4032400,1500,192

«Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные»

Ежегодно в столовой и в буфете аэропорта «Усинск» готовится 5475 блюд.

Расчет производится на основании нормативов образования пищевых отходов кухонь: 0,1 л на 1 блюдо, - по формуле (8):

= Q · N · K · р,(8)


где Q - число блюд, приготавливаемых за год, шт- норматив образования отхода на 1 блюдо, л, 0,1

К - коэффициент перевода в т, 0,001

р - плотность пищевых отходов, т/м3, 0,55

М - нормативный объем, т/год

М= 5475 · 0,1 · 0,55 · 0,001 = 0,301 т

ПАСПОРТ ОПАСНОГО ОТХОДА

Составлен на отход 5490270101034

Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) твердый состоящий из:


Наименование компонентаСодержание (% массовый)Ткань, текстиль79,19Нефтепродукты 9,81Механические примеси11,00

образованный в результате: Станки и оборудование. Образование обтирочных материалов. Техническое обслуживание и текущий ремонт (ТО-1,ТО-2,ТР) автотранспорта.

имеющий класс опасности для окружающей природной среды IV

обладающий опасными свойствами: пожароопасность

Дополнительные сведения

ФИО индивидуального предпринимателя или полное наименование

юридического лица Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск »

Сокращенное наименование юридического лица Филиал ФГУП «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск»

ИНН 1101482218ОКАТО 87423000000

ОКПО 50406061ОКВЭД 62

Юридический адрес: 167981, г. Сыктывкар, ул. Советская, 67

Фактический адрес: 169710, г. Усинск


ПАСПОРТ ОПАСНОГО ОТХОДА

Составлен на отход 5410020102033

Масла моторные отработанные


жидкий

состоящий из:


Наименование компонентаСодержание (% массовый)Нефтемасла93,00Вода4,00Механические примеси3,00

образованный в результате: Техническое обслуживание и текущий ремонт (ТО-1,ТО-2,ТР) автотранспорта

имеющий класс опасности для окружающей природной среды III

обладающий опасными свойствами: пожароопасность

Дополнительные сведения

ФИО индивидуального предпринимателя или полное наименование

юридического лица Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск »

Сокращенное наименование юридического лица Филиал ФГУП «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск»

ИНН 1101482218ОКАТО 87423000000

ОКПО 50406061ОКВЭД 62

Юридический адрес: 167981, г. Сыктывкар, ул. Советская, 67

Фактический адрес: 169710, г. Усинск


ПАСПОРТ ОПАСНОГО ОТХОДА

Составлен на отход 5750020313004

Покрышки отработанные готовое изделие, потерявшее потребительские свойства состоящий из:


Наименование компонентаСодержание (% массовый)Синтетический каучук85,70Железо металлическое14,30

образованный в результате: Шиномонтажные работы (автотранспорт).

имеющий класс опасности для окружающей природной среды IV

обладающий опасными свойствами: данные не установлены

Дополнительные сведения

ФИО индивидуального предпринимателя или полное наименование

юридического лица Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск »

Сокращенное наименование юридического лица Филиал ФГУП «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск»

ИНН 1101482218ОКАТО 87423000000

ОКПО 50406061ОКВЭД 62

Юридический адрес: 167981, г. Сыктывкар, ул. Советская, 67

Фактический адрес: 169710, г. Усинск


.5 Перечень и объёмы образования отходов на основных и вспомогательных производствах аэропорта Усинск


В процессе производственной деятельности предприятия образуются отходы производства и отходы потребления, всего 32 наименования, в том числе:

I класса опасности:

ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.класса опасности:

кислота аккумуляторная серная отработанная.

III класса опасности (рисунок16)

- масла моторные отработанные;

масла трансмиссионные отработанные;

масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены;

аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом;

шлам очистки трубопроводов и емкостей.класса опасности (рисунок 17)

мусор от бытовых помещений организованный несортированный;

обтирочный материал, загрязненный маслами;

отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод;

отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытиями (отработанные воздушные фильтры);

минеральные шламы;

покрышки отработанные;

камеры пневматические отработанные;

шлак сварочный;

прочие коммунальные отходы;

лом и отходы черных металлов (жестяные банки из под краски);

медицинские отходы.класса опасности (рисунок 18)

лом черных и цветных металлов несортированный;

лом бронзы несортированный;

тормозные колодки отработанные;

остатки и огарки стальных сварочных электродов;

стружка черных металлов незагрязнённая;

обрезь натуральной чистой древесины;

стружка натуральной чистой древесины;

опилки натуральной чистой древесины;

отходы картона от канцелярской деятельности;

полиэтиленовая тара, поврежденная;

обрезки и обрывки тканей смешанных;

- пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные.


.6 Анализ обращения с отходами на предприятии (сбор и накопление отходов, их утилизация на самом предприятии, вывоз на утилизацию, вывоз на полигон)


На территории предприятия организовано 8 мест временного хранения (накопления) отходов, образующихся в результате производственной деятельности предприятия и подлежащих вывозу на объекты размещения отходов или специализированные предприятия, осуществляющие переработку, использование или обезвреживание отходов.

Карта-схема расположения предприятия и мест временного накопления отходов на территории предприятия представлена на рисунке 20.

Места временного накопления отходов:

1.контейнер (отработанные ртутные лампы).

2.герметичная бочка (Кислота аккумуляторная)

.производственное помещение (Аккумуляторы отработанные).

.герметичная бочка (Масла).

.контейнеры под ТБО.

.площадка (Лом черного и цветного металла).

.контейнер (Огарки сварочных электродов).

.площадка (Отработанные покрышки, отработанные камеры пневматические).

.нефтеловушка.

Рисунок 20 - Карта-схема расположения предприятия и мест временного накопления отходов на территории предприятия


При организации мест временного хранения (накопления) отходов приняты меры по обеспечению экологической безопасности. Оборудование мест временного хранения (накопления) проведено с учетом класса опасности, физико-химических свойств, реакционной способности образующихся отходов, а также с учетом требований соответствующих ГОСТов и СНиП.

Поскольку размещаемые отходы по своей природе и принятых способах хранения практически не выделяют в атмосферный воздух вредных веществ и не загрязняют почву, а также подземные и поверхностные воды, количества временного накопления отходов до их вывоза или использования определены из соображений пожарной безопасности, правил содержания территории, целесообразности сроков реализации, технологических возможностей перерабатывающего оборудования, в преобладающем большинстве случаев - возможностями транспорта.

Вывоз производится по мере заполнения емкостей для накопления или исходя из противопожарных, санитарных и других норм. Собственных (арендованных) объектов конечного размещения или специализированных объектов длительного хранения (захоронения) отходов предприятие на балансе не имеет.

По результатам обследования предприятия места временного хранения (накопления) находится в удовлетворительном состоянии и соответствуют санитарным требованиям.


2.7 Соответствие деятельности предприятия нормативно - законодательной базе РФ


В целом деятельность предприятия ФГУП «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск» соответствует нормативно-законодательной базе РФ. Разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В ПНООЛР выполнены расчеты предельно допустимых количеств образования и лимитов размещения отходов. Все образующиеся на предприятии отходы производства относятся к 1, 2, 3, 4, 5 классам опасности и подлежат переработке и утилизации. На отходы I-IV классов составлены паспорта опасных отходов. Территория ФГУП «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск» оборудована площадками временного накопления и хранения отходов. На предприятии разработан план мероприятий по снижению влияния отходов на состояние окружающей среды.


.8 Техническое предложение по утилизации одного из отходов на предприятии (аппаратурное оформление, технико - экономические показатели, стоимость оборудования)


Установка разделения компонентов ртутьсодержащих люминесцентных ламп и приборов «ЭКОТРОМ - 2» представлена на рисунке 21.


Рисунок 21 - Установка «ЭКОТРОМ - 2»


Установка предназначена для разделения ртутьсодержащих ламп на компоненты и получения «чистого» стеклобоя IV класса опасности по ТУ 3988-001-29496068-05, лома черных и цветных металлов и продукта минерализации люминофора IV класса опасности по ТУ 2111-002-29496068-05 собираемых раздельно в сборники для последующей утилизации.

Все полученные в результате разделения компоненты являются сырьем, а при отсутствии потребителя продуктами IV класса опасности (малоопасные) и подлежат размещению на городских полигонах бытовых отходов. Установка предназначена для эксплуатации при температуре в помещении от +12 до 28°С и относительной влажности воздуха не более 80%, категория размещения по УХЛ - 4.

Установка, производительностью 1200 ламп в час, одинаково пригодна, как для переработки ламп города с миллионным населением, так и для семейного бизнеса с объемом переработки 50 - 300 тыс. ламп в год.

Пересмотрена концепция применения контейнеров для сбора и транспортирования ламп. Контейнеры перемещаются на специальной тележке одним человеком при этом обеспечивается удобство загрузки ламп в установку.

Технические характеристики

Производительность

Люминесцентные лампы - 1200 шт

в т.ч. вторичные отходы - 300 кг:

·стеклобой - 283 кг

·лом черных и цветных металлов - 5 кг

·люминофор - 12 кг

Лампы ДРЛ, бактерицидные, энергосберегающие, в т.ч. вторичные отходы - 20 кг:

·стеклобой - 18 кг

·лом черных и цветных металлов - 2 кг

Расход производственных ресурсов

Электроэнергия, 50 Гц, 240/380 V - всего 6 квт:

·тягодутьевое устройство - 3 кВт

·дробилка - 2,2 кВт

·вибратор - 0,4 кВт

·прочие - 0,4 кВт

Сжатый воздух технологический ГОСТ 11882-73:

·продувка фильтров тонкой очистки 0,3 нм3

Активированный уголь импрегнированный хлором, йодом, серой или аналогами:

·адсорбер - 0,5 т/год

% раствор полисульфида кальция:

·обезвреживание люминофора - 4,2 л

Площадь, занимаемая установкой с зоной обслуживания- 20 м²

Максимальная высота установки - 2200 мм

Масса установки в зависимости от комплектации - 500-1200 кг

Технология разделения и обезвреживания компонентов ламп

Прямые ртутьсодержащие, U-образные, энергосберегающие и другие лампы, доставляются к установке разделения компонентов в специальной таре для сбора, хранения и транспортирования.

Прямые люминесцентные лампы поштучно подаются и засасываются в ускорительную трубу узла загрузки (10) откуда поступают в дробилку (3) где измельчаются до крупности менее 8 мм. U-образные и энергосберегающие лампы вводятся в дробилку (3) через трубу большего диаметра (11), где измельчаются до такой же крупности. Дробилка работает только в режиме измельчения прямых ламп или U-образных и энергосберегающих для чего требуется переустановка загрузочных труб.

Стеклобой и цоколи разделяются на вибрирующей сепарационной решетке. Цоколи выгружаются в сборник (2). Цоколи затем сортируются, освобождаются от органики и направляются на вторичное использование, как лом черных и цветных металлов.

Отделение люминофора - главного носителя ртути от стеклобоя осуществляется в пневмо-вибрационном сепараторе (1) за счет выдувания его в разнонаправленных высокоскоростных потоках стеклобой - воздух в условиях вибрации. Очищенный от люминофора стеклобой по ТУ 3988-001-29496068-05 ссыпается в сборник (8).

Воздух из сепаратора с высоким содержанием люминофора и мельчайшей стеклянной пыли поступает в циклон (4), где основная масса люминофора (99%) отделяется и поступает в технологический сборник люминофора (9). В сборник (14) собирается оставшаяся часть люминофора после прохождения фильтра тонкой очистки (5).

Очищенный от взвешенных частиц воздух поступает в адсорбер (6), где проходит химическую очистку от паров ртути на активированном угле, импрегнированном серой или аналогами. Очищенный до ПДК рабочей зоны или населенных мест воздух (0,005 - 0,0003 мг/м³) через тягодутьевое устройство (7) выбрасывается в атмосферу или поступает в аспирационную систему цеха.

Обезвреживание смеси ртутьсодержащего люминофора и стеклянной пыли, собранных в технологических сборниках (9) и (14) осуществляется путём обработки 10%-ным раствором полисульфида кальция, содержащего структурообразующую добавку минерального вяжущего вещества.

При этом ртуть преобразуется в практически нерастворимое соединение - сульфид ртути, отвечающее её природной форме. Кроме того, при добавлении минерального вяжущего вещества в систему «галофосфат кальция (люминофор) - демеркуризатор» образуется изоморфное соединение, в кристаллическую структуру которого входят ионы кальция и ртути, что обеспечивает дополнительную стабильность конечного продукта преобразования ртути. Это обеспечивает перевод ртутьсодержащего люминофора в группу малоопасных отходов IV класса опасности и возможность последующего размещения минерального продукта на полигонах бытовых отходов (продукт минерализации люминофора ТУ 2111-002-29496068-05).

Обработка люминофора демеркуризационным раствором может производиться не только в сборниках (9) и (14) с предварительно залитым раствором пассивно, но и в других емкостях приобретаемых заказчиком с использованием для смешения вибратора или в специализированном смесителе.

Для обезвреживания энергосберегающих ламп и горелок вместо узла загрузки прямых ламп диаметром 50 мм, устанавливается загрузочное устройство (11) диаметром 114 мм.

Энергосберегающие лампы вводятся при помощи приспособления (20), позволяющего защитить от разрушения цоколь, который после измельчения стеклянной части лампы изымается для утилизации.


III. Эколого-экономическая часть


.1 Расчет платы за размещение отходов на территории предприятия


Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» установлен порядок платности природопользования, который включает плату за природные ресурсы и плату за загрязнение окружающей природной среды.

Основные положения платы за загрязнение природной среды определены постановлением Правительства РФ от 28.08.92 г. №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия», в котором утверждены порядок расчета размеров платежей и порядок перечисления природопользователями платежей за загрязнение окружающей природной среды [17].

С экономической точки зрения система платежей за загрязнение строится по принципу компенсации ущерба, причиняемого загрязнением природной среды.

Плата за загрязнение окружающей природной среды - это форма частичного возмещения экономического ущерба, возникающего при осуществлении природопользователем хозяйственной, управленческой и иной деятельности в пределах установленных нормативов (лимитов) негативного воздействия на качество окружающей природной среды, а также при их несоблюдении, если оно не привело к значительным экологическим последствиям, требующим специального расследования.

Основными показателями, от которых зависит абсолютный размер платы, является фактическая масса ЗВ, попадающих в природную среду, и норматив платы за выброс 1 тонны конкретного ЗВ.

Расчет платы за размещение отходов на территории предприятия

Определяем сумму платежей за размещение твердых отходов производства по формуле (9):

(9)


где:

Нбi - базовый норматив за размещение одной i-го вида отходов

в пределах установленных лимитов нормативов, руб.нi - годовой норматив размещения i-го вида отходов, т.

* Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:

- коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

По условию принимаем Кэкол = 1,4; Кинд = 2,33; Ккс=2.


Таблица 5 - Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления

Вид отходов (по классам опасности для ОС)Единица измеренияНорматив платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов,(рублей) 1.Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)Тонна1739,22.Отходы II класса опасности (высокоопасные)Тонна745,43.Отходы III класса опасности (умеренноопасные)Тонна4974.Отходы IV класса опасности (малоопасные) Тонна248,45.Отходы V класса опасности (практически неопасные):Тонна 0,4 15

Определяем сумму платежей за размещение твердых отходов производства

руб.


.2 Расчет ущерба, нанесенного земельным ресурсам, в результате деятельности предприятия « Аэропорт Усинск»


Под ущербом от загрязнения земельных ресурсов понимается ухудшение и разрушение почв и земель под воздействием антропогенных (техногенных) факторов, выражающиеся в количественном и качественном ухудшении состава и свойств почвы, снижения природохозяйственной значимости сельхозугодий.

Нарушения почв и земель в Методике подразделяются на три вида:

- деградация, под которой понимается эрозия, засоление, заболачивание и др.;

загрязнение химическими веществами;

захламление несанкционированными свалками.

Экономический ущерб от первых двух видов нарушений определяется по формуле (10):


,(10)


где Нс - норматив стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, руб./га;- площадь нарушенных почв и земель;

Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории; для Северного экономического района Российской федерации этот коэффициент равен 1,4;

Кп - коэффициент, вводимый для особо охраняемых территорий: для земель природно-заповедного фонда он увеличивает оценку ущерба в 3 раза, для земель природоохранного, оздоровительного и историко-культурного - в 2 раза, для земель рекреационного значения - в 1,5 раза.инд - на 2014 г. - 2,33.

= 79000 м2

Нормативная стоимость земли на 2014 г. для г. Усинск - 327,03 руб/м2.

Определяем экономический ущерб

= 327,03*790000*1,4*1*2,33= 842749769,4 руб.


Заключение экологического аудита


ОАО «Комиавиатранс» создано в 1998 году на базе Государственного авиационного предприятия «Комиавиа». Филиал федерального государственного унитарного предприятия «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск» расположен по адресу 169710, Республика Коми, г. Усинск.

Основным видом деятельности предприятия является обеспечение взлета, посадки и обслуживания воздушных судов при перевозке пассажиров и грузов.

Экологический аудит предприятия ФГУП «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск» показал, что в ходе его деятельности образуется 32 вида отходов общей массой 543,481 т. Преобладают отходы IV класса опасности. Наибольшее количество образуется поврежденной полиэтиленовой тары - 7,143 т/год. Наименьшее количество приходится на отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытиями (отработанные воздушные фильтры), их количество составляет 0,004 т/год. Все образующиеся на предприятии отходы подлежат переработке и утилизации.

В ходе экологического аудита были произведены расчеты платы за размещение отходов на территории предприятия и ущерба, нанесённого земельным ресурсам. Плата составила 259547,98 руб., ущерб равен 842749769,4 руб. Сравнив полученные результаты, можно сделать вывод, что ущерб превышает плату в 3247 раз.

Для снижения влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды и упорядочения обращения с отходами разработан план мероприятий.

Деятельность предприятия осуществляется в соответствии с природоохранным законодательством РФ.


Библиографический список


1.Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [Электронный ресурс]: приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

2.Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды [Электронный ресурс]: утв. приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

3.Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов [Электронный ресурс]: СанПиН 2.2.1./2.1.1.1031-01: утв. Гл. гос. санитарным врачом РФ Г. Г. Онищенко от 17.05.2001 № 15// СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

.Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов [Электронный ресурс]: СанПиН 2.2.1./2.1.1.1031-01: утв. Гл. гос. санитарным врачом РФ Г. Г. Онищенко от 17.05.2001 № 15 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

5.Дополнения к федеральному классификационному каталогу отходов [Электронный ресурс]: утв. приказом МПР Росcии от 30.07.2003 № 663 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014)

6.Санитарные правила содержания территорий населенных мест [Электронный ресурс]: СанПиН 42-128-4690-88: утв. Гл. гос. санитарным врачом СССР А. И. Кондрусевым от 05.08.1988 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

.Почва, отчистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы [Электронный ресурс]: СанПиН 2.1.7.1322-03: утв. постановлением Гл. гос. санитарного врача РФ Г. Г. Онищенко от 30.04.2003 № 80 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

.Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья [Электронный ресурс]: утв. Гл. гос. врачом СССР от 22.01.1982 № 2524-82 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 28.05.2014).

.Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами [Электронный ресурс]: утв. Минздравом СССР 13.03.1987 № 4266-87 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

.Почва, отчистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления [Электронный ресурс]: СП 2.1.7.1386-03: утв. Гл. гос. санитарным врачом РФ Г. Г. Онищенко от 16.06.2003 № 2890 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

.Рекомендации по условиям приема слаботоксичных промышленных отходов на полигоны (усовершенствованные свалки) ТБО, АКХ, ЖКХ [Электронный ресурс]: утв. зам. Гл. гос. санитарного врача СССР А. И. Заиченко от 20.05.1977 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: ППБ-01-03: утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

.Форма паспорта опасного отхода и Инструкция по заполнению формы паспорта опасного отхода [Электронный ресурс]: утв. приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

14.Федеральный классификационный каталог отходов [Электронный ресурс]: утв. приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

15.Санитарные правила при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением [Электронный ресурс]: утв. Гл. гос. санитарным врачом СССР А. И. Кондрусевым от 04.04.1988 № 4607-88 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).

16.ОАО «Комиавиатранс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <#"justify">17.Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 29.05.2014).


Теги: Экологический аудит обращения с отходами в ФГУП "Комиавиатранс" - аэропорт Усинск  Курсовая работа (теория)  Экология
Просмотров: 41295
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экологический аудит обращения с отходами в ФГУП "Комиавиатранс" - аэропорт Усинск
Назад