Меры по снижению влияния твердых бытовых отходов на земельные ресурсы на примере Томского района

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства

(Биологический институт)

Кафедра экологического менеджмента


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

по основной образовательной программе подготовки бакалавров

направление подготовки 022000 - Экология и природопользование

МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО РАЙОНА


Руководитель ВКР

М. Р. Цибульникова

Автор работы

студент группы 01007

Д. Н. Шарова


Томск 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1 Земельные ресурсы

.2 Основные экологические проблемы землепользования

.3 Земельный фонд Томской области

2. ПРОБЛЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

2.1 Основные законодательные акты в сфере обращения с отходами

.2 Общие требования и решения в сфере обращения с отходами

.3 Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СБОРА, ВЫВОЗА, УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ ТОМСКОМ РАЙОНЕ

3.1 Характеристика Томского района

.2 Состояние земель Томского района под отходами

.3 Мероприятия по обращению с отходами в Томском районе

.4 Рекомендации по повышению эффективности снижения негативного воздействия на земельные ресурсы Томского района при сбросе и захоронении отходов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ


В апреле 1996 г. был издан Указ Президента РФ №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В развитие данного документа Минэкономики РФ подготовило соответствующую Концепцию; в её рамках проводится большая работа по преодолению негативных экологических тенденций и переориентации рыночных отношений на цели устойчивого развития страны.

Согласно Концепции, устойчивым считается развитие экономики, при котором не разрушаются природные основы существования и функционирования народного хозяйства, когда антропогенные воздействия на окружающую среду не превышают её способности к самовосстановлению. Следовательно, переход к устойчивому развитию - это поэтапное сокращение нагрузок на окружающую среду до экологически допустимых пределов.

Земельные ресурсы-это вид природных ресурсов; либо часть планеты Земля, используемые или предназначенные для использования в качестве: естественного основного средства производства в сельском и лесном хозяйстве или естественного пространственного (территориального) базиса жизнедеятельности человека.

Земли в Российской Федерации подразделяют на категории в зависимости от целевого назначения. Земельным кодексом РФ (ЗК РФ) определены следующие категории земли: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений (населённых пунктов); земли промышленного и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Экологическое и санитарно-гигиеническое состояние земель показывает степень измененности, урбанизированности окружающей природной среды и ее пригодности для человеческой жизнедеятельности. Оценка этих аспектов состояния земель характеризует его соответствие требованиям, предъявляемым к нормально функционирующей окружающей природной среде, не оказывающей отрицательного воздействия на здоровье человека. В качестве частных критериев оценки экологического и санитарно-гигиенического состояния земель принимаются разнообразные нормативы, такие какПДК - предельно допустимая концентрация, ОДК - ориентировочно допустимая концентрация, ОБУВ - ориентировочно безопасный уровень воздействия, ДУ - допустимый уровень воздействия. На экологическое и санитарно-гигиеническое состояние земель влияют в различной степени практически все виды человеческой деятельности.

Накопление отходов производства и потребления является одной из основных угроз экологической безопасности Российской Федерации. Отходы отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники [Почекаева Е.И., 2012].

Учитывая рост образования отходов, повышение эффективности управления отходами становиться одной из важнейших задач.

Знатоки утверждают, что самая первая из известных науке свалок датируется тремя тысячами лет до нашей эры. Она была расположена на острове Крит, недалеко от столицы древнего критского государства города Кносс. Мусор сбрасывался в большие ямы, которые потом на разных уровнях засыпали землёй. Известно также, что местные городские власти начали заниматься вопросами захоронения отходов почти две с половиной? тысячи лет назад: чиновники античных Афин в Греции предписали гражданам вывозить мусор не ближе чем за полтора километра от городских ворот. Спустя несколько тысяч лет человечество так и не смогло найти способ полностью избавиться от отходов своей жизнедеятельности. Более того, чем цивилизованнее становилась страна, тем больше ресурсов она потребляла и тем больше отходов начинала производить.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что по остроте и скорости нарастания мусорная проблема постепенно переходит в разряд первоочередных экологических проблем.

Объектом исследования являются отходы производства и потребления.

Предмет исследования - территория Томского района.

Цель данной работы заключается в разработке мероприятия по систематизации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов на территории Томского района.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть экологические проблемы землепользования;

-изучить нормативно-правовую базу и способы обращения с отходами;

-изучить возможные мероприятия по систематизации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов на территории Томского района.


1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ


.1 Земельные ресурсы


Природные ресурсы - элементы природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества при данном уровне развития производительных сил. Обеспеченность России природными ресурсами оценивается как очень высокая, но их размещение по территории страны в основном не соответствует размещению отраслей народного хозяйства.

По традиционной классификации ресурсы объединяются в следующие группы: земельные, почвенные, агроклиматические, минеральные, водные, лесные, рекреационные.

Земельные и почвенные ресурсы - понятия близкие, но не тождественные.

Земельные ресурсы - это вся физическая поверхность Земли, которая может быть каким-либо образом использована человеком; почвенные ресурсы представляют собой запасы качественных, плодородных земель, годных для использования в сельском и лесном хозяйстве как средства производства.

Земельные ресурсы страны составляют ее земельный фонд - 1707,5 млн га. В земельный фонд Россиив ходят земли, %:

-сельскохозяйственного назначения - 38,1%;

-населенных пунктов (города, поселки, села и т. д.) - 0,4%;

-несельскохозяйственного назначения (промышленность, транспорт, связь, военные объекты) - 1,2%;

-природно-заповедного фонда- 1,2%;

-лесного фонда - 51,4%;

-водного фонда - 1,0%;

-государственного запаса - 6,9%.

Основу земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, залежи, сенокосы, пастбища).

Пока не затронуто активной хозяйственной деятельностью 45 % земельных ресурсов страны, в основном лесные фонды. Это более половины площади земель Евразии, не затронутых хозяйственной деятельностью. Свободные земли - один из главных ресурсов России. По территории, активно используемой в экономике, Россия занимает пятое место в мире после Бразилии, США, Австралии и Китая.

Почвенные ресурсы составляют незначительную часть земельных ресурсов России. Удельный вес сельскохозяйственных угодий в земельном фонде страны равен 13%, в том числе пашни - 8 % (около 122 млн га). Основная часть сельскохозяйственных угодий (70 %) находится в европейском макрорегионе. В азиатском макрорегионе выделяется Западно-Сибирский экономический район - 16,3% сельхозугодий страны.

В Российской Федерации в структуре сельскохозяйственных угодий на долю пашни приходится 61 %, сенокосов - 9,5, пастбищ - 28, прочие сельскохозяйственные угодья составляют 1,5%. Структура сельскохозяйственных угодий зависит от зональных особенностей и имеет значительные различия по экономическим районам. Удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий колеблется от 37 % в Восточно-Сибирском экономическом районе до 80 % в Центрально-Черноземном, сенокосов - от 2 % в Северо-Кавказском до 31 % в Северном, пастбищ - от 14 % в Центрально-Черноземном до 47 % в Восточно-Сибирском районе.

Земля при использовании претерпевает структурные и качественные изменения, которые в последнее время носят негативный характер. Так, с 1985 г. по различным причинам из сельскохозяйственного использования выбыло свыше 18,7 млн га, в том числе 10,3 млн га пашни.

Под влиянием природных факторов и деятельности человека плодородие почвы может как повышаться, так и понижаться. К сожалению, сегодня преобладают негативные процессы. Таким образом, в современных условиях обостряется проблема эффективного использования земли.

Основные направления рационального использования земельных ресурсов и их охраны следующие:

сохранение природной среды путем создания стабилизирующих и особо охраняемых территорий, способных поддерживать экологический баланс;

предотвращение деградации земель;

восстановление утраченных вследствие нерациональной хозяйственной деятельности и деградации первоначальных свойств и качеств земельных угодий;

переход на ресурсосберегающие технологии и системы хозяйственного использования земель.

В решении проблем рационализации использования земельных ресурсов и их охраны важная роль принадлежит федеральным целевым программам, реализующим экономическую политику государства.


.2 Основные экологические проблемы землепользования


Процессы и явления, снижающие почвенное плодородие, разрушающие земельные ресурсы страны условно можно поделить на 4 группы:

. Природные процессы, неблагоприятные воздействие которых на почвенный покров предотвратить нельзя. Это землетрясения, извержения вулканов, оплывание почв на склонах, карсты и. т. д.

. Природные процессы, которые человек может в какой-то степени предотвратить или уменьшить негативное воздействие на почву. Например, речная эрозия почв, разрушение берегов морей, озер, водохранилищ волнами; осыпи горных пород, сход селей и занос ценных земель селевыми наносами. Это засоление почв вследствие испарения грунтовых вод. Смыв и размыв почв при экстремальных сильных ливнях и очень сильных ветрах. Таковы следствия и наводнений.

. Природные процессы, интенсивное проявление которых обусловлено неразумной хозяйственной деятельностью человека.

Это интенсивный смыв и размыв почвы поверхностным стоком временных водных потоков. Это интенсивное вздувание почв, занос почв подвижными песками. Это засоление почв, связанное с избыточным поливом, заболачивание почв по целому ряду причин.

. Явления целиком связанные с хозяйственной деятельностью человека. Это загрязнение почв токсическими выбросами в атмосферу. Разрушение почвенной структуры и сильное уплотнение почв сельскохозяйственными машинами и орудиями. Снижение плодородия от неправильного применения удобрений и пестицидов. Разрушение почв на склонах при неправильной обработке, пастбищных склонов при интенсивной пастьбе скота. Разрушение почв при треловке леса, при разработке месторождений полезных ископаемых.

Это необоснованное отчуждение ценных сельскохозяйственных земель для использования в других отраслях хозяйства.

Для наибольшей части территорий - 55% - самой острой признана проблема нарушения земель в процессе хозяйственной деятельности и невыполнения обязательных работ по их рекультивации, причем для 30% эта проблема оценена как имеющая приоритетный характер для значительной части территории. Это регионы с развитой добывающей промышленностью и северные регионы с низким потенциалом самовосстановления экосистем на нарушенных землях.

Далеко не последняя по значимости проблема - загрязнение и захламление земель - 54% территории страны, как имеющая приоритетный характер на значительной части региона оценена для 24% и как приобретающая характер экологического кризиса на части территории региона для 4% территории странны. Это регионы с развитой перерабатывающей промышленностью (химическая и нефтехимическая, цветная металлургия), высокой плотностью населения, а также регионы, пострадавшие в результате Чернобыльской аварии.

Негативное влияние на состояние земель обусловлено трудностями с переработкой и хранением промышленных, бытовых и других отходов, значительная часть которых вывозится по свалкам и служит источником загрязнения окружающей среды.


1.3 Земельный фонд Томской области


Общая площадь земель Томской области - 31439,125 тыс. га. Основная часть территории области занята землями лесного фонда - 91%, а то время, как на земли сельскохозяйственного назначения приходится 6,4%, на земли запаса - 1,6%, земли населенных пунктов - 0,4%, земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения - 0,2%, земли водного фонда - 0,5%, рисунок 1.


Рисунок 1 - Распределение земельного фонда Томской области по категориям


Самые значительные изменения за 2012 год произошли в площадях категорий земель промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения, земель сельскохозяйственного назначения, земель запаса и земель населенных пунктов, данные об этих изменениях отражены в таблице 1.

Категория земель промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения увеличились на 0,4 тыс. га.

Земли сельскохозяйственного назначения выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

На 1 января 2013 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в Томской области составила 2019,7 тыс. га. Данная категория земель формируется из земельных участков используемых сельскохозяйственными организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции, а также из земель, предназначенных для этих целей.


Таблица 1 - Распределение земель по категориям, тыс. га

Категории земель2011 г.2012 г.2012г. к 2011г. +, -Земли сельскохозяйственного назначения20202019,7-0,3Земли населенных пунктов136,6136,80,2Земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения49,750,10,4Земли особо охраняемых территорийЗемли лесного фонда28597,928597,90Земли водного фонда141,5141,50Земли запаса493.4493,1-0,3Итого земель в административных границах31439,131439,10


К этой категории земель также относятся земли, используемые гражданами за пределами черты населенных пунктов для производства сельскохозяйственной продукции, используемой в личных целях (садоводство, огородничество, сенокошение и пастьба скота). В общую площадь категории земель вошли площади, занятые земельными долями (в том числе невостребованными), собственники которых использовали земли не вступая в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами.

Площадь данной категории земель составила 2019,7 тыс. га. по сравнению с предыдущим годом 2020,0 тыс. га уменьшилась на 0,3 тыс. га., что отражено на рисунке 2.

Из общей площади земель сельскохозяйственного назначения 41,6 % занимают не востребованные земли фонда перераспределения (840,7 тыс. га). Сельскохозяйственные угодья в фонде перераспределения земель составляют 259,5 тыс. га, из них пашни 75,1 тыс. га.

Из 699,2 тыс. га земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц 671,1 тыс. га являются землями сельскохозяйственного назначения. Наибольшую часть из этой площади занимают собственники земельных долей - 90.3 % (606,3 тыс. га), крестьянские хозяйства имеют 2,8 % (18,7 тыс. га), граждане, имеющие в собственности землю для ведения личных подсобных хозяйств - 2,77 % (18,6 тыс. га), занимающиеся садоводством - 1 % (6,6 тыс. га). В собственности юридических лиц (без крестьянских хозяйств - 7,1 тыс. га) находится 7.2 тыс. га., что отражено в таблице 2.

В муниципальной собственности находится 174,4 тыс. га.

Анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей природной среды показывает, что состояние качества земель интенсивно ухудшается. Почвенный покров, особенно пашни и других сельскохозяйственных угодий, продолжает подвергаться деградации, загрязнению, захламлению, воспроизводству плодородия вследствие истощительного и потребительского использования земель.


Рисунок 2 - Площадь земель сельскохозяйственного назначения в сравнении с 2010-2012


Таблица 2 - Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям, (тыс. га)

№ п/пНаименование угодийПлощадь (тыс. га)в % от категории1Сельскохозяйственные угодья1243,261,52Лесные земли268,913,33Земли под древесно-кустарниковой растительностью 42,7 2,14Земли под водой63,53,25Земли застройки3,30,26Земли под дорогами23,71,27Земли под болотами346,117,18Другие земли28,31,4Итого:2019,7100

По данным государственного учета земель на сельскохозяйственных угодьях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения более 56 % площади подвержены негативным природным процессам. [7]

Из общей площади сельскохозяйственных угодий (1243,2 тыс. га) процессами заболачивания охвачено 24% земель, переувлажнению - 19%, подвержено опасности водной эрозии - 11%, ветровой эрозии - 2%.


2. ПРОБЛЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ


.1 Основные законодательные акты в сфере обращения с отходами


Согласно описаниям, которые приведены в законе, отходы можно определить, как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под обращением с отходами подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Объектами размещения отходов могут являться полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Особую опасность и вред для окружающей среды несут несанкционированные свалки отходов, то есть те территории, которые используются, но не предназначены для размещения на них отходов.

В законодательстве (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления») предусмотрен всесторонний подход к регулированию обращения с отходами, включая деятельность, в процессе которой образуются отходы в сферах производства и потребления, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Государственная политика в области обращения с отходами в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

-охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

-(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

-научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

-использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

-комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

-использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

-доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

-участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

Регулируется обращение с твердыми отходами производства и потребления многими законодательными и иными актами. Наиболее общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В ст. 51 говорится о том, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Так же Закон, в целях исключения экологического вреда запрещает удаление отходов на наиболее экологически и социально ценных территориях. В частности, запрещается:

захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов;

размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаются посредством установления в законодательстве различных мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами.

Механизм обращения с такими отходами предусмотрен Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Положения этого Закона получили развитие в ряде подзаконных актов: Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.; Порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.; Правилах трансграничного перемещения отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2003 г., и др., а также законах субъектов РФ, где соответствующие законы приняты.

Особую роль в охране природы играют требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов.

Закон устанавливает требование о необходимости регулярной очистки территории городских и других поселений. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений возложена на органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами же местного самоуправления определяется порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие). При определении порядка сбора отходов должно обеспечиваться соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов в мире и в России является их размещение на специально оборудованных объектах (полигонах, свалках). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для обладания информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду должен проводиться мониторинг состояния окружающей природной среды. Обязанность проведения мониторинга возложен на собственников объектов размещения отходов, а также на лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель.

Некоторые особые требования установлены в Законе к обращению с опасными отходами (ст. 14). Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.

Закон допускает возможность ограничения или даже запрещения деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.

Для обеспечения экологически корректного обращения с отходами применяются такие организационно-правовые меры, как

лицензирование;

нормирование;

учет и отчетность;

ведение государственного кадастра;

контроль (государственный, производственный и общественный);

юридическая ответственность.

Применяются также меры экономического регулирования обращения с отходами.

В соответствии с законодательством только на основании лицензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления. К таким видам деятельности относятся, в частности, любая деятельность по обращению с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и др.

Нормирование в области обращения с отходами является новым направлением природоохранной деятельности в Российской Федерации. Оно стало развиваться с принятием Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Закон предусматривает два вида нормативов - образования отходов и лимиты на их размещение.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Конкретные требования, касающиеся этих нормативов, определяются Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.

Правилами устанавливаются разные подходы к разработке проектов нормативов для планируемой и осуществляемой деятельности в области обращения с отходами. В обеих ситуациях проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Эта работа ведется на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

В отношении планируемой деятельности в области обращения с отходами проекты нормативов разрабатываются и представляются на утверждение до начала практического осуществления этой деятельности. Что касается осуществляемой деятельности по обращению с отходами, то разработка проектов нормативов и представление их на утверждение проводятся в сроки, определенные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Представленные проекты нормативов утверждаются соответствующим территориальным органом Ростехнадзора. В месячный срок эти органы принимают решение об утверждении лимитов на размещение отходов или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа.

Срок действия утвержденных лимитов на размещение разный и зависит как от видов деятельности, при которой образуются отходы, места ее осуществления, так и видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты на размещение отходов для деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.

Важную роль в информационном обеспечении корректного обращения с отходами играют учет и отчетность в области обращения с отходами, паспортизация опасных отходов и государственный кадастр отходов.

На индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, Законом возложена обязанность вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок такого учета устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок статистического учета в области обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Материалы учета сохраняются субъектами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Эти субъекты обязаны представлять отчеты о своей деятельности по обращению с отходами. Порядок и сроки представления отчетов определяются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Отчеты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.

На основании предоставляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов и ведут государственный кадастр отходов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом государственный кадастр отходов включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов определен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.

Меры экономического регулирования обращения с отходами включают плату за размещение отходов и меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.

Плата за размещение отходов является важнейшим элементом экономического механизма охраны окружающей среды и разновидностью платы за негативное воздействие на природу. Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются твердые отходы. Регулируется взимание платы Федеральными законами «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», Налоговым кодексом РФ и другими актами. Ставки платы за размещение отходов различаются с учетом экологической обстановки на той или другой территории.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрены меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами. Экономическое стимулирование деятельности в данной сфере осуществляется посредством:

понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

В области обращения с отходами потенциально важную роль играет государственный, производственный и общественный контроль, т.е. проверка исполнения требований по обращению с отходами. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами проводят специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами и органы исполнительной власти субъектов РФ. Производственный контроль проводят юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Они же его организуют. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения.

За нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностные лица и граждане могут нести дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, а юридические лица - административную и/или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


2.2 Общие требования и решения в сфере обращения с отходами

землепользование экологичесий отходы муниципальный

При выборе метода осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, предпочтение отдается тому методу, который обеспечивает наименьший экологический ущерб окружающей природной среде и способствует экономии материальных ресурсов.

Предпочтительными методами обращения с отходами (с учетом социальных, производственно-технологических и ресурсных аспектов) являются:

-внедрение безотходных и малоотходных технологий;

-повторное использование отходов в основном процессе;

-переработка и использование отходов для иных целей;

-обезвреживание;

-захоронение.

Производители (собственники) отходов, являющиеся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны:

-осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии разрешительной документации (в случаях когда наличие такой документации является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации);

-использовать малоотходные технологии на основе современных научно-технических достижений;

-в процессе хозяйственной деятельности осуществлять сбор вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке во вторичное сырье, и обеспечивать такую переработку либо осуществлять передачу образовавшихся отходов лицам, осуществляющим деятельность по их переработке;

-обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов;

-обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к сбору, накоплению вторичных материальных ресурсов, и предотвращать уничтожение вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке во вторичное сырье;

-не допускать смешивание отходов, передаваемых на переработку, если такое смешивание запрещено применяемыми технологиями переработки отходов;

-вести учет образуемых, накапливаемых, перерабатываемых, обезвреживаемых, уничтожаемых и вывозимых для захоронения отходов в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

-в установленном порядке разрабатывать и представлять на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а в случаях, если производители (собственники) отходов являются субъектами малого и среднего предпринимательства, - представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке;

-подтверждать отнесение образующихся в процессе осуществления хозяйственной (иной) деятельности отходов к конкретному классу опасности и составлять паспорта отходов в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством;

-предоставлять информацию об обращении с отходами специально уполномоченным органам государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами;

-соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

-обеспечивать профессиональную подготовку работников, занятых в сфере обращения с отходами;

-в случае возникновения или угрозы возникновения аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, жизни и здоровью человека, имуществу, немедленно информировать об этом уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти Томской, органы местного самоуправления;

-возмещать в установленном порядке вред, причиненный жизни и здоровью граждан, окружающей природной среде, имуществу в результате нарушений законодательства в области обращения с отходами.

Производители (собственники) отходов, являющиеся физическими лицами, обязаны:

-соблюдать законодательство Российской Федерации, законодательство Томской области в области обращения с отходами, требования, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в части определения порядка обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные, и иные нормы и правила обращения с отходами;

-принимать меры по предупреждению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека;

-самостоятельно или посредством лиц, осуществляющих управление жилищным фондом заключать договоры на сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов органов местного самоуправления, соблюдать условия договоров, а равно контролировать исполнение условий договоров другой стороной;

-своевременно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о нарушениях норм и правил обращения с отходами, возникновении чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами;

-возмещать в установленном порядке вред, причиненный жизни и здоровью граждан, окружающей природной среде, имуществу в результате нарушений законодательства в области обращения с отходами, норм и правил обращения с отходами.

Деятельность по сбору и накоплению отходов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, законодательства Томской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Сбор отходов должен осуществляться раздельным способом в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.

Накопление отходов должно производиться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Транспортирование отходов должно производиться на предназначенных для этих целей и специально оборудованных транспортных средствах с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию отходов I-IV класса опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, транспортированию отходов V класса опасности.

В целях экономии природных и материальных ресурсов лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой образуются отходы, обязаны осуществлять сбор вторичных материальных ресурсов и направлять их на переработку во вторичное сырье.

Лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой образуются отходы, не имеющие возможности произвести их переработку и последующее использование в качестве вторичного сырья, обеспечивают передачу произведенных отходов иным лицам, осуществляющим деятельность по переработке отходов, на договорной основе, а в случае невозможности такой передачи принимают меры по уничтожению образующихся отходов экологически безопасным способом или их размещению.

Отходы подлежат использованию в качестве вторичного сырья или по иному назначению с учетом технической (технологической) возможности экономической целесообразности, интересов территории в сырье и(или) получаемой из отходов продукции, экологических условий территории.

Основой для создания системы взаимосвязанных организационных, научно-технических, социальных и экономических мероприятий для обеспечения уменьшения образования отходов, использования их в качестве вторичного сырья, ограничения или предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду являются федеральные, межрегиональные, областные целевые программы, муниципальные и межмуниципальные программы в сфере обращения с отходами.

Обезвреживание отходов путем их обработки, сжигания, обеззараживания на специализированных установках и иными способами осуществляется специализированными организациями (предприятиями) с учетом санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.

Лицензирование деятельности по обезвреживанию отходов I-IV класса опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом не подлежит лицензированию деятельность по обезвреживанию отходов V класса опасности.

Требования, предъявляемые к деятельности, связанной с определением мест строительства, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации объектов размещения отходов, обязанности собственников и лиц, во владении (пользовании) которых находятся объекты размещения отходов, по проведению мониторинга состояния окружающей природной среды, работ по восстановлению нарушенных земель и контролю за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, категории земель, на территории которых захоронение отходов запрещается, порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирование деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом не подлежит лицензированию деятельность по размещению отходов V класса опасности.


Теги: Меры по снижению влияния твердых бытовых отходов на земельные ресурсы на примере Томского района  Диплом  Экология
Просмотров: 44826
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Меры по снижению влияния твердых бытовых отходов на земельные ресурсы на примере Томского района
Назад