Инфраструктура города Москвы в её экологической составляющей

Введение


Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что важнейшими показателями среды жизни городов являются экологическая гармония, красота и комфортность.

Это - существенные взаимодополняющие ценностные характеристики городов, помогающие обеспечивать полное, экологически обоснованное, удовлетворение потребностей жителей, с сохранением природы, с поддержкой экологического равновесия и при учете экологических постулатов.

Целью данной курсовой работы является изучение инфраструктуры города, а также рассмотрение рекомендаций по совершенствованию экологической инфраструктуры города Москвы.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

) рассмотреть назначение экологической инфраструктуры города Москвы; экологический инфраструктура москва финансирование

) изучить роль и место экологической инфраструктуры города Москвы для населения;

) рассмотреть проблемы экологической инфраструктуры города Москвы;

) изучить мероприятия по решению экологических проблем в Москве

) рассмотреть государственную программу города Москвы "Охрана окружающей среды"

) изучить финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий.

Предметом данной курсовой является инфраструктура города в её экологической составляющей.

Объект данной курсовой работы - Государственная программа города Москвы "Охрана окружающей среды".

Курсовая работа состоит из Введения, 2 глав, 6 параграфов, Заключения, Списка литературы включающего 25 источника, объемом 53 страниц.


Глава 1. Теоретические основы инфраструктуры города Москвы


.1 Назначение инфраструктуры города Москвы


Москва [1] - крупнейший столичный мегаполис, административный и промышленный центр России, в котором сконцентрировано большое количество промышленных предприятий, автотранспорта и других объектов, негативно воздействующих на воздушный бассейн города.

Москва является столицей такой огромной страны как Российская Федерация. Столицей не только в экономическом, политическом и социальном планах, но и в плане экологических проблем. Как самый населенный город страны Москва имеет высокую степень урбанизации и огромное количество автотранспорта. Всё это прямо связано с экологической ситуацией, экологическими проблемами и программами. Действительно, наиболее острые экологические проблемы стоят перед теми районами Москвы, через которые проходят крупнейшие автомагистрали и в которых наибольшее количество зданий и построек, а значит наименьшее количество зелёных насаждений, чистых водоёмов и прочих незатронутых хозяйственной деятельностью человека уголков природы.

В настоящее время правительство Москвы уделяет всё большее внимание экологии города. Проводится большое число программ и охранных мероприятий. Роль этих мероприятий огромна, причём они важны не только для Москвы и Московской области, но и для всей России в целом. Остаётся верить, что руководство города и страны не остановится на достигнутом и сделает всё для предотвращения критического ухудшения экологической ситуации в столице.

Экологическая инфраструктура Москвы состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Она возникла в результате индустриального развития человеческого общества и превратилась в настоятельную необходимость в условиях научно-технического прогресса, когда небывалыми темпами растут извлечение и использование разнообразных природных ресурсов и масштабы загрязнения внешней среды отходами производства и потребления.

Экологическая инфраструктура города Москвы должна обеспечивать условия сохранения среды жизни человека.

В экологическую инфраструктуру города Москвы входят [2]:

) взаимодействие между освоенными и неосвоенными территориями;

) экологический каркас территории;

) не возобновляемые и возобновляемые природные ресурсы;

) система мониторинга.

Изучаются:

) крупные технологические схемы традиционной инфраструктуры,

) экологичная производственная и социальная инфраструктура,

) энергосбережение,

) экологические каркасы города,

) сохранение почвенно-растительного слоя,

) экологично реставрированные ландшафты,

) благоприятные условия жизни.

Главным назначением экологической инфраструктуры города Москвы является постоянное улучшение социальных, культурных и бытовых условий жизни населения. Задачей органов муниципального управления города Москвы является обеспечение комплексного развития отраслей социальной инфраструктуры в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения, создание комфортных условий жизни. Исследование социальной инфраструктуры города Москвы направлено не только на раскрытие ее внутреннего содержания и структуры, но и на разработку практических мероприятий по развитию и совершенствованию объектов социальной сферы. Управление социальной инфраструктурой города Москвы на федеральном уровне осуществляется на основе законодательства в повседневной деятельности органов государственной власти по регулированию социальной сферы, а также посредством национальных проектов, реализации социальных программ. Планирование, организация, регулирование, контроль и содержание других функций государственного, регионального управления обусловлено спецификой задач, которые выполняются на соответствующем уровне.

В настоящее время по совокупности уровней загрязнения природных сред почв, воздуха, воды и, как следствие, деградации природной среды экологическое неблагополучие города оценивается как "очень высокое".

За последнее десятилетие Москва стремительно меняет свой облик, превращаясь в уникальный по степени насыщенности и разнообразию административной, научно-культурной и промышленно-транспортной инфраструктуры мегаполис. Сейчас на ее территории, занимающей свыше 2500 квадратных километров, проживает более 12 млн. человек. Около 300000 предприятий и учреждений (в том числе около 2800 крупных заводов и фабрик), 16 ТЭЦ и 4 ГРЭС, разветвленная сеть автобусных, трамвайных и троллейбусных линий, 3 млн. автомобилей - все это оказывает большое влияние на условия жизни населения и формирование экологической обстановки [3].

Став признанным лидером социально-экономических реформ, Москва резко увеличила свою долю в поступлении налоговых платежей и других доходов в Федеральный бюджет. При этом приоритетной задачей современного этапа социально-экономического развития является повышение качества жизни москвичей. Это находит свое отражение в резком увеличении автомобильного парка (особенно персональных автомобилей), строительстве и реконструкции жилья, транспортных магистралей, объектов культурно-развлекательного, коммунально-бытового и других видов обслуживания. Так, ежегодный прирост количества автомобилей в последние годы составил 100-130 тыс. единиц, а общее их число достигло 3 млн. Отметим, что значительная часть прироста, особенно легкового автотранспорта, приходилась на подержанные автомобили, не отвечающие современным экологическим стандартам.

Бурный рост количества автомобилей и систематические заторы в автомобильном движении привели к резкому обострению экологической ситуации во многих районах города, особенно в центральной его части, и сделали необходимой реконструкцию существующих и строительство новых транспортных магистралей.

В качестве основных критериев экологической оценки муниципальных районов были использованы следующие показатели:

Важное значение имеет преобладающий тип планировки муниципальных районов:

тип 1 - регулярная планировочная структура с вынесенными за пределы жилых кварталов промышленными предприятиями, организованными в промзоны;

тип 2 - хаотичное сочетание жилой и промышленной застройки, класс опасности промышленных предприятий, степень озелененности районов и пр.

Москва является примером сложной городской экосистемы, где качество среды зависит от взаимодействия различных природных и антропогенных факторов.


.2 Роль и место экологической инфраструктуры города Москвы


Важной ролью охраны окружающей природной среды в городе Москве является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. К основной роли относится также рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды. Необходимо учитывать требования по воспроизводству природных ресурсов и недопущению необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Деятельность общества и государства, всех граждан Москвы в сфере охраны окружающей среды основана на соблюдении требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения. Экологическая политика государственных органов опирается на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительские средства, российское государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека, Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по охране окружающей среды. В современных условиях, когда налицо противоречивые проявления научно-технического прогресса, усиление экологического кризиса и в то же время осуществляются меры по развитию рыночной экономики, необходимо привлечь внимание каждого гражданина к вопросам разумного использования природных ресурсов, заботливого отношения к охране природы. Гражданин Москвы обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру, беречь памятники природы, т.к. от экологического состоянии Москвы зависит и состояние всей инфраструктуры города. Хозяйское, рачительное использование природных ресурсов, забота о природе, ее охране - гражданский долг жителей.

Законы Российской Федерации определяют объекты охраны окружающей среды. Такими объектами являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы планеты, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Экологический фактор остается одним из важнейших при проведении государственной политики реорганизации производственных территорий в городе Москве. Однако решение экологических проблем не является основной целью проектов реорганизации производств и производственных территорий. Подобные проекты решают сразу комплекс социальных, экономических, экологических и технических задач, а степень экологической очистки и мероприятия по реабилитации территории определяются типом дальнейшего использования конкретного участка.

Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Она возникла в результате индустриального развития человеческого общества и превратилась в настоятельную необходимость в условиях научно-технического прогресса, когда небывалыми темпами растут извлечение и использование разнообразных природных ресурсов и масштабы загрязнения внешней среды отходами производства и потребления.

В последние годы в городе Москве остро встал вопрос о необходимости выработки новых стратегических подходов к развитию экологической инфраструктуры городов, основанных на долгосрочных прогнозах. В современных условиях особую значимость приобретают проблемы формирования экологической инфраструктуры городов и поселений как единого комплекса природных, природно-антропогенных и искусственных объектов и систем.

Экологическая инфраструктура должна обеспечивать сложный состав среды жизни человека, её сохранение и восстановление.

В экологическую инфраструктуру города Москвы включают только те объекты, которые непосредственно обеспечивают условия сохранения среды жизни, поэтому в неё входят наряду с элементами традиционной производственной и социальной инфраструктуры также предприятия, предупреждающие и ликвидирующие неблагоприятные явления, в том числе очистные сооружения, коммунальное хозяйство и пр. При этом за её пределы выведены многочисленные объекты, обслуживаемые традиционной инфраструктурой и оказывающие очень большое влияние на формирование среды жизни. Например, все объекты производства в самых разных отраслях, все жилые дома могут быть экологичны или не экологичны, и поэтому могут в итоге оказывать влияние на сохранение среды жизни. Интеллектуальные объекты могут к тому же снижать опасные последствия неблагоприятных явлений природы (например, землетрясений).

Элементы традиционной производственной и социальной инфраструктуры, предупреждающие и ликвидирующие неблагоприятные экологические ситуации, тесно связаны с обеспечением экологической безопасности. К ним относятся технологические системы экологической инфраструктуры (система мониторинга, очистные сооружения, плотины, дамбы, объекты коммунального хозяйства и пр.), которые призваны предупреждать и ликвидировать неблагоприятные явления природы и социального дискомфорта, или не допускать развития опасных экологических ситуаций.

Важно, что высококачественная экологическая инфраструктура обеспечивает экологическую безопасность города.

Роль экологической инфраструктуры для города Москвы многогранна. Основные функции экологической инфраструктуры [4]:

изучение особенностей взаимодействия природной и застроенной сред и разработка способов достижения экологического равновесия;

сохранение исторического наследия, этнических особенностей архитекстуры, при введении новых экологичных технологий и решений;

создание высококачественной, экологически обоснованной внутренней и внешней среды, использование экологичных материалов;

учет требований сенсорной экологии: создание экологичной визуальной, звуковой и запаховой городской среды;

приближение жителей городов к природной среде, вхождение ее в здания;

максимальное использование естественных возобновляемых технологий;

от отопления до вентиляции и освещения;

гармоничное сочетание зданий, естественной и культурной природы;

освоение подземного пространства и неудобных для обычной застройки территорий для сбережения природы для городских парков;

учет положений экологии человека при проектировании зданий, городов;

использование разработок архитектурной бионики, глубинное природоподобие архитектуры, фрактальная архитектура;

экологическое образование и воспитание жителей городов с помощью красивой, экологичной, здоровой городской среды;

поддержание архитектурно-строительными средствами экологического равновесия между местами расселения и природной средой;

повышение качества жизни, красоты и комфортности среды в местах расселения и зданиях путем экореставрации природной среды, приближения к природной среде, фитомелиорации, создания привлекательного образа города, мягкого взаимодействия города и природной среды;

экологичная оптимизация архитектурных, конструкторских и технологических решений с учетом исключения негативных воздействий на окружающую природу и восстановления ранее нарушенной среды;

использование "интеллектуальных" и "нулевых" экологичных зданий и сооружений, а также архитектурных, строительных, конструктивных, технологических решений, воспринимаемых природной средой как родственные ей объекты и включаемых ею в экосистемы, помогающих существованию, восстановлению и развитию природной среды;

экологичная реконструкция зданий и сооружений.

экономия всех ресурсов, их устойчивое потребление, использование в большей мере возобновимых ресурсов, сокращение и исключение отходов;

применение природных и природоподобных экологичных материалов, а также экологически допустимых отходов производства при изготовлении строительных материалов и изделий с целью исключения поступления загрязнений в окружающую среду;

прогнозирование и оценка возможных негативных последствий строительства и эксплуатации новых и реконструируемых мест расселения, зданий и сооружений для окружающей среды;

своевременное выявление объектов, наносящих ущерб окружающей среде, при помощи эколого-экономического мониторинга, и принятие решений по экологизации;

экологическая сертификация и паспортизация материалов, изделий, зданий, сооружений, с целью выявления их экологичности для города;

периодический анализ движения города к экологичному развитию путем сопоставления предыдущих и текущих значений индикаторов экологичного развития.


.3 Проблемы экологической инфраструктуры города Москвы


Важно рассмотреть экологические проблемы города Москвы более детально. Исчерпывающую оценку экологического состояния столь крупного и сложного объекта, как Москва, дать затруднительно по следующим основным причинам:

оценка должна учитывать множество самых разных показателей по всем районам и предприятиям, производственным зонам, магистралям, системам связи, рекреационным площадям и т.д.;

полученные сведения должны быть систематизированы, сведены в единую легко интерпретируемую систему;

система сбора и обобщения имеющихся данных пока что не имеет единой научной концепции, разрознена и даже не всеми поддерживается. Социально-экологическая модель Москвы - задача предстоящих исследований.

Обобщенные данные свидетельствуют о сложном экологическом состоянии Москвы. Город стремительно растет, переходит за кольцевую дорогу, сливается с городами-спутниками. Сотни тысяч источников выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ, т. к. частичная очистка внедрена только на 60% предприятий. Особый вред наносится автомобилями, технические параметры которых не соответствуют требованиям и качеству воздуха. Выхлопные газы автомашин дают основную массу свинца, износ шин - цинк, дизельные моторы - кадмий. Эти тяжелые металлы относятся к сильным токсикантам. Промышленные предприятия дают очень много пыли, окислов азота, железа, кальция, магния, кремния. Эти соединения не столь токсичны, однако снижают прозрачность атмосферы, дают на 50% больше туманов, на 10% больше осадков, на 30% сокращают солнечную радиацию. В целом на 1 москвича приходится 46 кг вредных веществ в год [5].

Тепловое воздействие увеличивает температуру в городе на 3-5°С, безморозный период на 10-12 дней и бесснежный - на 5-10 дней. Нагрев и подъем воздуха в центре вызывает подток его с окраины - как из лесопаркового пояса, так и из промышленных зон.

Расход воды в Москве на 1 жителя - около 700 л/сутки. При огромных расходах на очистку даже водопроводная вода содержит некоторое количество вредных соединений, главным образом удобрений и ядохимикатов. Водные ресурсы используются нерационально - более 20% воды уходит неиспользованной. Например, только для бритья москвич за один раз использует до 100 литров. В районах со счетчиками (г. Зеленоград) водопотребление в 2-3 раза меньше [6].

Сточные воды города на 98,6% подвергаются биологической очистке, однако в водоемы все же попадает очень много песка, соли, подкисленной и теплой воды. Дефицит воды - один из факторов сдерживания жилищного строительства. Из 1650 главных промышленных предприятий систему оборотного водоснабжения имеют лишь 160.

В пределах города почвы значительно отличаются от своих аналогов в данной природной зоне - кислых дерново-подзолистых. В первую очередь надо отметить повышение pH до 8-9, что связано с поступлением из атмосферы карбонатов кальция и магния. Почвы обогащены также органическими веществами, главным образом сажей - до 5% вместо 2-3%. Содержание тяжелых металлов в 4-6 раз превышает фоновое.

Зеленые насаждения занимают 30% площади города, что дает 25-30 м2 на человека (Париж - 6, Лондон - 7.5, Нью-Йорк - 8.6) [7]. Вместе с тем насаждения внутри города мало связаны с лесопарковым поясом, да и последний слишком узкий - 15-20 км. Только с севера Москва относительно защищена зеленым поясом. До 30-40% насаждений затронуто болезнями, угнетено и потеряло способность к самовозобновлению. Лесопарковый пояс в дни отдыха ежедневно принимает до 4 млн. человек. Эти нагрузки выше допустимых.

.5 млн. человек в Москве живут в условиях экологического дискомфорта, а около 1 млн. - в районах предельного дискомфорта. Загрязнение отдельных частей города различно. Две трети всех вредных выбросов приходится на 6 районов. Сложная обстановка в кварталах вдоль Садового кольца.

Заболеваемость москвичей в среднем выше, чем по другим районам страны: распространены болезни органов дыхания, астма, различные виды аллергии, сердечнососудистые заболевания, болезни печени, желчного пузыря, органов чувств.

Экология Москвы тесно связана с фоном, природными условиями Подмосковья и климатом европейской территории России. Важнейшее значение имеет так называемый "западный перенос" - преобладание в течение года ветров западных румбов. При этом западные и северо-западные районы города получают более свежий воздух, который дополнительно очищен над лесными массивами западной части Московской области. В восточные районы Москвы поступает воздух, загрязненный над городской территорией. В периоды преобладания восточных и юго-восточных ветров Москва получает менее чистый воздух, поскольку юго-восток области залесен на 25-30%, значительно распахан и более индустриальный. Северо-запад столицы имеет более чистые водоемы, поскольку основные водотоки Подмосковья текут с северо-запада на юго-восток. Общие особенности почв и рельефа также обуславливают дифференциацию экологических условий. Северо-запад Москвы более возвышенный, холмистый, имеет более тяжелые, глинистые и суглинистые почвы. Это способствует активному поверхностному смыву, горизонтальной миграции загрязнения, его концентрации в водоемах и малому проникновению в грунты. На юго-востоке большее распространение имеют песчаные равнинные поверхности с малыми уклонами. Здесь лучшие условия для вертикальной миграции загрязнения, заражения грунтовых вод.

Москва заметно влияет на прилегающую местность: атмосферное загрязнение распространяется на восток на 70-100 км, депрессионные воронки от забора артезианских вод имеют радиусы 100-120 км, тепловое загрязнение и нарушение режима осадков наблюдается на расстоянии 90-100 км, а угнетение лесных массивов - на 30-40 км [8].

Большой вклад в загрязнение атмосферного воздуха Москвы вносит автомобильный транспорт - более 90%. На его долю относятся загрязнения воздуха окисью углерода, двуокисью азота, свинцом, кадмием, цинком (из-за изношенных шин). Эти загрязняющие вещества являются сильными токсинами. Технические параметры многих автомобилей не соответствуют санитарным требованиям. На экологию Москвы отрицательно влияет бурный рост количества автомобилей и заторы в автомобильном движении. Чтобы улучшить состояние атмосферного воздуха столицы, особенно центральной её части, необходимо реконструировать существующие автомагистрали и строить новые. Например, уже реконструирована Московская кольцевая дорога, быстрыми темпами строится третье транспортное кольцо, построена эстакада и уже действует скоростной участок по проспекту Мира и Ярославскому шоссе.

Существенный вклад в ухудшение экологии Москвы, хотя и меньший по сравнению с автомобильным транспортом, выпадает на долю промышленных предприятий - около 10%. Они выбрасываю в атмосферу много пыли, окислов азота, железа, кальция, магния, кремния. Многие из них постепенно переводятся из центра столицы на окраины. Наиболее благоприятная обстановка в Западном и Восточном административных округах, меньше повезло жителям Северного, Центрального, Южного и Юго-Восточного административных округов, где всё ещё находится много промышленных предприятий.

Неблагополучная обстановка с атмосферным воздухом Москвы сказывается на здоровье москвичей. Чаще заболевают жители Центрального, Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Юго-Западного административных округов, особенно дети младшего школьного и дошкольного возраста.

В экологии Москвы большую роль играет то, что в течение года преобладают ветра западного направления. Благодаря этому более свежий воздух получают северные и северо-западные районы столицы. К тому же воздух очищается над лесными массивами западной части Московской области. Чистый воздух поступает в Строгино, Крылатское, Фили-Давыдково, Мичуринский проспект до Ясенево. Воздух, поступающий в восточные районы, уже загрязнён над городской территорией. И когда дуют восточные и юго-восточные ветры, столица получает менее чистый воздух, т.к. юго-восток Московской области более индустриальный и менее озеленён. Воздушные массы закручиваются здесь вокруг Борисовских прудов, затем пару раз воронкой проходит над Печатниками, Марьино, Орехово-Борисовым и Зябликово.

В ночные часы, когда над Москвой должен наступать экологический перерыв, некоторые промышленные предприятия, хотя и оснащены фильтрующими системами стоимостью в несколько миллионов долларов, чтобы сэкономить ресурс этих систем, производят ночные выбросы загрязняющих веществ, практически незаметные для невооружённого взгляда. В этом случае страдают люди, проживающие между Каширским шоссе и Рязанским проспектом, в районах Капотня, Марьинский парк, Орехово-Борисово, Люблино. Высокий уровень и опасное содержание метана зафиксирован в Кузьминском парке, кроме Кузьминок высокое загрязнение атмосферного воздуха наблюдается в Пресненском парке, на Чистопрудном бульваре, в Парке Горького, на Поклонной горе.

Более или менее благополучная экологическая обстановка на Воробьёвых горах, в Серебряном бору, в Нескучном и Ботаническом садах, Измайловском и Царицынском парках.

Экологические службы, медицинские работники уже давно говорят о том, что жить в Москве, особенно детям, становится всё опаснее. Когда, исходя из данных о состоянии воздуха, был составлен экологический рейтинг районов Москвы, учёные испытали шок - некоторые хорошо озеленённые и продуваемые ветрами районы оказались катастрофически загрязнены. Особенно сильно был загрязнён воздух, отобранный для анализа в Александровском саду Кремля. В нём нашли нафталин, фенатрин, антрацен и другие отходы нефтяной промышленности. Никто не мог дать ответа откуда в центре Москвы взялись эти вещества. По мнению чиновников Ростехнадзора воздух, которым дышат жители столицы намного хуже того, которым дышат в других промышленных центрах.


Вывод по главе 1


Итак, мы выяснили, что экологическая инфраструктура Москвы состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Так же то, что экологическая инфраструктура города Москвы должна обеспечивать условия сохранения среды жизни человека.

) При рассмотрение назначения инфраструктуры города, было ясно изложено, главным назначением экологической инфраструктуры города Москвы является постоянное улучшение социальных, культурных и бытовых условий жизни населения.

) Анализируя роль и место экологической инфраструктуры города Москвы для населения, следует сделать вывод о том, что важной ролью охраны окружающей природной среды в городе Москве является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

) Так же следует отметить, что при рассмотрение проблем экологической инфраструктуры , мы более детально рассмотрели основные негативные проблемы и привели сравнения экологии в городе Москве.


Глава 2. Рекомендации по совершенствованию экологической инфраструктуры г. Москвы


.1 Мероприятия по решению экологических проблем в Москве


Одним из важнейших шагов в разработке мероприятий по охране, рациональному использованию, восстановлению и улучшению городских почв стало принятие Московской городской Думой 4 июля 2007 г. закона города Москвы "О городских почвах" №31.

Во втором полугодие 2014 г. подразделения Москомприроды продолжали работу по контролю за выполнением на территории г. Москвы действующего природоохранительного законодательства Российской Федерации и Законов г. Москвы, соответствующих программ и указаний, норм и требований Госкомэкологии России, Мэрии и Правительства Москвы.

Осуществлялись меры по реализации утвержденной Правительством Москвы Комплексной экологической программы г. Москвы (КЭП), принятых в ее развитие целевых программ и решений.

Проводилась плановая и внеочередная проверка природоохранной деятельности предприятий и организаций, состояния территорий города, различных объектов городской инфраструктуры, в том числе по письмам и заявлениям москвичей, материалам СМИ. Осуществлялась экологическая экспертиза проектно-технической документации ,рассматривались и разрабатывались проекты нормативно-правовых, научно-методических и распорядительных документов, проводилось лицензирование экологической деятельности предприятий и организаций города. Продолжились договорные работы по экологической тематике и в рамках программы НИОКР. Разработана и направлена в Госкомэкологии России Аналитическая справка о некоторых направлениях и итогах работы Москомприроды в 2014 г. Завершена разработка Материалов Государственного доклада "О состояние окружающей среды Москвы в 2014 г." В рамках масштабной общегородской операции "Чистый воздух", проведенной в мае 2013 г. на территории Москвы, осуществлена массовая проверка экологического состояния автотранспорта.

Разработана Программы Правительства Москвы на 2016 г. Среди приоритетов Правительства Москвы на 2016 г. в Программе намечено улучшение экологической ситуации в городе, в отдельном разделе Программы предусмотрены меры по оздоровлению окружающей среды.

Разработан ряд законодательных актов города ("О московском городском экологическом фонде", "Об особо охраняемых природных территориях и объектах" и др.), а также пакет нормативно-распорядительных документов, позволяющих компенсировать затраты города на восстановление природной среды. Из городского бюджета и внебюджетных средств на реализацию комплекса экологических мероприятий направляется 2,8 млрд. руб.

Продолжается строительство мусоросжигающих заводов, мусороперегрузочных станций, ветеринарно-санитарного завода "Эколог". На ликвидацию свалок, вывод экологически вредных производств, восстановление зеленых насаждений, реконструкцию парков и зон отдыха, очистку рек и водоемов предусмотрено направить 505 млн. руб. на реализацию мер радиационной безопасности 300 млн. руб.

Предприятиями города будет осуществлено строительство новых очистных сооружений для очистки 250 тыс. куб. м. сточных вод в сутки, установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов суммарной производительностью 600 тыс. куб. м. час. За счет средств предприятий и владельцев личного транспорта предусмотрена поэтапная установка нейтрализаторов выхлопных газов. Намечается завершить оснащение нейтрализаторами муниципального транспорта. Силами Москомприроды, ГУВД г. Москвы и других организаций предполагается организовать контроль за выбросами более 1 млн. ед. автотранспорта. Будут ужесточены штрафные санкции за нарушение предельно допустимых норм выбросов в городе и на въездах в столицу, реализацию некачественных сортов бензина. Намечено сохранить налоговые льготы организациям, осуществляющим мероприятия, включенные в КЭП; организовать среди населения, в учебных заведениях, библиотеках широкую массово-просветительную работу по проблемам экологической культуры, бережного отношения к природе; продолжить выпуск сборника нормативных, справочных и методических материалов "Экологический вестник Москвы".

В дальнейшем предполагается прогрессивное увеличение инвестиций, предусматриваемых на природоохранительные мероприятия за счет всех источников финансирования. Так при оценочных показателях в 2013 г в размере 1820 млн. руб. инвестиции (по максимальным вариантам) - в последующие годы должны составить в 2015 г. - 1547,4 млн. руб., в 2016 г. -1609,6 млн. руб. В структуре инвестиций намечается последовательное увеличение средств , из городского бюджета (наибольшая составляющая по этому показателю составит в 2016 г. около 1165 млн. руб., а также выделение средств из Московфонда и собственных средств предприятий. В прогнозе предусматривается некоторое снижение объемов сброса загрязненных вод (при оценочных показателях 2015 г. в размере 2200 млн. куб.м объемы сброса в последующие годы рассчитаны следующим образом: в 2016 г. - 2109 млн. куб. м. в 2017 г. - 2108 млн. куб. м.)

Рассчитано также, что при оценочных объемах вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками загрязнения в 2014 г. в размере 171.2 тыс. т, этот показатель в последующие годы составит: в 2015 г. - 170,2 тыс. т; в 2016 г. - 169 тыс. т.

В ходе реализации КЭП, соответствующих постановлений Правительства Москвы и указаний Госкомэкологии России в Москомприроде продолжилась разработка, рассмотрение и рецензирование материалов ряда законопроектов, проектов нормативно - распорядительных документов Мэрии и Правительства Москвы.

Так в июне 2013 года принято Постановление Правительства Москвы по изготовлению с участием Москомприроды материалам проекта Закона "О регулирование состояния акустической среды в городе Москве".

Позднее приняты законопроекты г. Москвы "Об обеспечение прав граждан при осуществление градостроительной деятельности в г. Москве", "Об особо охраняемых природных территориях и объектах", "Об обеспечение экологической безопасности на автомобильном транспорте", "О регулирование использования редких и исчезающих видах животных и растений на территории Москвы". Распоряжение мэра Москвы "Об утверждении Методики исчисления размера ущерба, вызываемого загрязнением поверхностных водных объектов на территории г. Москвы ".

В области улучшение качества атмосферного воздуха планируется:

разработка и реализация общегородской (региональной) программы "Чистый воздух";

дальнейшее развитие системы мониторинга загрязнения воздуха в городе и ЛПЗП;

разработка и применение моделей расчета выпадения и аккумуляции в природных средах соединений серы, азота, углерода, окислителей, органических соединений, соединений тяжелых металлов;

повышение технологического уровня нефтеперерабатывающих и химических производств, предприятий строительной индустрии, объектов теплоэнергетического комплекса с целью сокращения токсичных выбросов в атмосферу;

снижение загрязнения воздуха транспортными средствами;

оценка влияния загрязнения атмосферы на здоровье населения.

В области стратегии развития промышленности, энергетики и транспорта:

разработка критериев, норм по планированию и размещению производственных объектов, функциональному зонированию территории;

определение экологических критериев развития и реконструкции транспортной системы города.

В области административного регулирования - прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, а также введение соответствующих нормативов, стандартов и ограничений, в том числе:

стандартов качества окружающей природной среды, регламентирующих допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других ее составляющих (ПДК, ПДУ и др.);

стандартов воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса (предприятия), устанавливающих уровень выбросов (сбросов, отходов) из данного точечного источника после применения очистного оборудования (ПДВ, ПДС, ВСВ, ВСС, лимиты размещения отходов и др.);

технологических стандартов, устанавливающих определенные требования для процесса производства или очистных технологий (например, удельные нормативы, "наилучшие из имеющихся технологий" и др.);

стандартов качества продукции (например, содержания вредных веществ в продуктах питания, питьевой воде и др.).

В области непосредственного административного воздействия на виновников загрязнения развитие:

прямых запретов, применяемых в тех случаях, когда определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду, что эффективным становится только их полное запрещение (ДДТ, озоноразрушающие вещества и др.). Данный метод часто применяется в сочетании с лимитированием (ограничением масштабов воздействия), предшествующим полному запрету;

оценки воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС), служащей, в т.ч., для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экологических издержках проектов;

разрешений и лицензий, необходимых для хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять (развивать) деятельность в сфере, подлежащей лицензированию или легально осуществлять выбросы.

В области экономических методов управления природоохранной деятельностью:

введение налогов (платежей) на загрязнение, представляющих собой косвенные рычаги воздействия и выражающихся в установлении платы за выбросы (сбросы, отходы);

введение платежей пользователей за получение разрешения или лицензии;

назначение субсидий, представляющих собой специальные выплаты хозяйствующим субъектам-загрязнителям за сокращение выбросов (инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантирование займов, обеспечение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, компенсационные выплаты за использование первичных ресурсов и конечной продукции и др.);

введение системы обязательной ответственности за причиненный ущерб, представляющей собой денежное возмещение ущерба (включая штрафы) либо осуществление компенсационных мероприятий, в том числе на добровольной основе (например, рекультивация земель, лесовосстановление и др.);

введение системы целевого резервирования средств для реализации природоохранных мероприятий (например, обезвреживание или утилизацию отходов), представляющей собой прямой залог или его разновидности;

введение системы коллективной ответственности (концепция "пузыря"), представляющей собой трактовку множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы, обеспечивающей с применением рыночных механизмов (купля-продажа прав на загрязнение) оптимизацию природоохранных затрат и результатов;

введение банков прав на загрязнение, представляющих собой модификацию предыдущего подхода, и обеспечивающих реализацию "экологических финансовых инструментов" (банковские операции по купле-продаже прав на загрязнение, кредитование эмиссий и др.);

внедрение информационных систем, обеспечивающих оперативность, полноту и достоверность информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.


2.2 Государственная программа города Москвы "Охрана окружающей среды"


Программа "Охрана окружающей среды" на 2014-2016 годы является одной из приоритетных государственных программ города Москвы, в соответствии с которыми будет сформирован бюджет города на 2014-й и последующие годы. Программа объединяет мероприятия Правительства Москвы по улучшению экологической обстановки в городе, охране и благоустройству особо охраняемых природных территорий, водных объектов, созданию системы цивилизованного обращения с отходами, экологическому просвещению граждан.

Ответственные исполнители Программы Департаменты:

природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;

жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;

экономической политики и развития города Москвы.

Соисполнители Программы Департаменты:

топливно-энергетического хозяйства города Москвы;

науки и промышленной политики города Москвы;

градостроительной политики города Москвы;

имущества города Москвы;

земельных ресурсов города Москвы;

строительства города Москвы;

поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы.

Комитеты:

по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура).

Приоритеты Программы:

Экологическая реабилитация малых рек, прудов, доведение качества поверхностных водных объектов до нормативов культурно-бытового назначения;

Сдерживание роста выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в условиях увеличения протяженности улично-дорожной сети, снижение загрязнения атмосферного воздуха на территориях вблизи автотрасс;

Сокращение объемов захоронения отходов производства и потребления, увеличение объемов переработки отходов производства и потребления, в том числе вторично используемых ресурсов;

Восстановление биоразнообразия на особо охраняемых природных территориях;

Повышение уровня экологической культуры населения.

Цели Программы:

Увеличение площади особо охраняемых природных территорий и повышение их рекреационной привлекательности;

Экологическая реабилитация малых рек, прудов, доведение качества поверхностных водных объектов до нормативов культурно-бытового назначения;

Сокращение объемов захоронения отходов производства и потребления, увеличение объемов переработки отходов производства и потребления, в том числе вторично используемых ресурсов;

Сдерживание роста выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в условиях увеличения протяженности улично-дорожной сети, снижение загрязнения атмосферного воздуха на территориях вблизи автотрасс;

Повышение уровня экологической культуры населения;

Исключение сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий;

Внедрение системы управления качеством почв земельных участков;

Сохранение акустически благополучных территорий, исключение сверхнормативного шума в ночные часы (за исключением шума от автотранспорта), предотвращение увеличения шума от автотранспорта;

Предотвращение активизации опасных геоэкологических процессов;

Восстановление биоразнообразия на природных и озелененных территориях города;

Повышение адресности и доступности информации о состоянии окружающей среды.

Подпрограмма "Охрана атмосферного воздуха"

Основные мероприятия подпрограммы:

Разработка предложений по переводу муниципального транспорта на автомобили четвертого экологического класса;

Разработка пакета законодательных актов, определяющих порядок ограничения въезда грузового автотранспорта на отдельные территории города в зависимости от экологического класса;

Создание передвижной экологической лаборатории контроля промышленных выбросов;

Подготовка предложений по развитию механизмов слежения выброса парниковых газов, в том числе за счет внедрения энергосервисных услуг и "белых сертификатов", совершенствования правовой базы энергосбережения и энергоснабжения в городе Москве;

Разработка предложений по ограничению въезда на отдельные городские территории грузового автотранспорта ниже четвертого экологического класса;

Разработка мер, обеспечивающих повышение энергоэффективности городской экономики за счет внедрения наилучших существующих технологий.

Реализация мероприятий позволит:

Снизить объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (крупные и средние предприятия) с 62,9 тыс. тонн в 2014 году до 58,8 тыс. тонн в 2016 году;

Стабилизировать выбросы загрязняющих веществ автотранспортом на территории города Москвы на уровне 2014 года в размере 1 млн. тонн в год;

Снизить среднегодовую концентрацию углеводородов на территориях, прилегающих к автотрассам, с 1,66 мг/м3 в 2014 году до 1,46 мг/м3 в 2016 году;

Снизить среднегодовую концентрацию диоксида азота на территориях, прилегающих к автотрассам, с 44 мкг/м3 в 2014 году до 40 мкг/м3 в 2016 году;

Увеличить экономию электрической энергии с 1 530,5 млн. кВт/ч в 2014 году до 5 415 млн. кВт/ч 2016 году;

Увеличить экономию природного газа с 770 млн. м3 в 2014 году до 1 384 млн. м3 в 2016 году;

Увеличить экономию тепловой энергии с 3870 тыс. Гкал в 2014 году до 8431 тыс. Гкал в 2016 году;

Увеличить экономию воды с 39,3 млн. м3 в 2014 году до 159 млн. м3 в 2016 году.

Ресурсное обеспечение подпрограммы Подпрограмма "Охрана поверхностных и подземных вод"

Основные мероприятия подпрограммы:

Подготовка предложений по ужесточению мер, регламентирующих хозяйственную деятельность на территории города Москвы, где в связи с природными геологическими условиями происходит проникновение загрязненных вод из водных горизонтов в глубокие артезианские горизонты; - Реабилитации водных объектов с благоустройством прилегающих территорий на основе природоприближенных технологий;

Реабилитации прудов для обеспечения комфортных условий отдыха горожан.

Мероприятия реализуются Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и финансируются в рамках государственной программы города Москвы "Индустрия отдыха и туризма" в объеме 3 млрд. 783 млн. руб. на 2014 год (данные будут уточняться при формировании адресных инвестиционных программ, которые разрабатываются на три года).

Реализация мероприятий позволит:

Увеличить площадь реабилитируемых водоохранных территорий при благоустройстве водоемов с 0 га в 2014 году до 167,82 га в 2016 году.

Реабилитировать 15 участков малых рек.

Увеличить протяженность реабилитируемых участков малых рек с 0 км в 2014 году до 42,52 км в 2016 году.

Ресурсное обеспечение подпрограммы: Подпрограмма "Отходы"

Основные мероприятия подпрограммы:

Увеличение доли вторичных ресурсов, извлекаемых из отходов производства и потребления относительно массы образующихся отходов;

Сокращение объемов захоронения отходов производства и потребления на полигонах

Реализация мероприятий позволит:

Снизить объемы захоронения отходов с учетом захоронения остатков от промышленной переработки с 4637 тыс. тонн в 2014 году до 3605 тыс. тонн в 2016 году;

Снизить объемы захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) жилого сектора с учетом захоронения остатков от промышленной переработки с 3236 тыс. тонн в 2014 году до 1171 тыс. тонн в 2016 году;

Снизить объемы захоронения ТБО и КГМ нежилого сектора с 1152 тыс. тонн в 2014 году до 401 тыс. тонн в 2016 году;

Снизить объемы захоронения отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) с учетом захоронения остатков от термической переработки с 249 тыс. тонн в 2014 году до 33 тыс. тонн в 2016 году.

Ресурсное обеспечение подпрограммы Подпрограмма "Охрана и развитие ООПТ, природных и озелененных территорий, почв, сохранение биологического разнообразия".

Основные мероприятия подпрограммы:

Разработка градостроительной документации, в том числе проектов планировки, на участки существующих и вновь образованных ООПТ;

Создание, реставрация, реконструкция зеленых насаждений в городе Москве;

Внесение границ природных озелененных территорий, земельных участков ООПТ, зон с ограниченным использованием и сведений об ограничениях их использования в государственный кадастр недвижимости, в кадастр объектов недвижимости;

Проведение работ по зонированию территории города Москвы, формирование Перечня озелененных территорий;

Оформление охранных обязательств с сохраняемыми на ООПТ сторонними пользователями, деятельность которых не противоречит режиму ООПТ, установление публичных сервитутов.

Реализация мероприятий позволит:

Увеличить площадь особо охраняемых природных территорий с 16% от площади города Москвы в 2014 году до 21% от площади города Москвы в 2016 году;

Увеличить площадь озеленения территорий с 288,11 га. в 2014 году до 367 га. в 2016 году;

Снизить долю проб почвогрунтов на объектах озеленения, не соответствующих установленным требованиям в городе Москве, с 50% в 2014 году до 30% в 2016 году;

Восстановить почвы земельных участков ООПТ, освобождаемых сторонними пользователями, на участках площадью 53,4 га.

Ресурсное обеспечение подпрограммы Подпрограмма "Экологическое образование и просвещение, формирование экологической культуры в городе Москве".

Основные мероприятия подпрограммы:

Выполнение работ по дополнительному экологическому образованию учащихся, повышение квалификации педагогических работников учреждений образования города Москвы, информационно-методическое обеспечение экологического образования;

Подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии окружающей среды в Москве, выпуск журнала "Экологический вестник";

Премия Правительства Москвы в области охраны окружающей среды;

Премия Правительства Москвы за лучший проект комплексного благоустройства природных и озелененных территорий города Москвы среди организаций и студентов, аспирантов и преподавательского состава архитектурных, строительных и других профильных вузов;

Мероприятия по пропаганде экологического образа жизни среди населения г. Москвы (в том числе водо- и энергосбережение, правила поведения на ООПТ и пр., разработка экскурсионных маршрутов по особо охраняемым природным территориям Москвы);

Издание и распространение в дошкольных образовательных учреждениях печатной продукции экологической направленности;

Организация и проведение научно-методических городских конференций и семинаров для преподавателей экологии, биологии, географии, москвоведения и др., в том числе ежегодной конференции для учителей по экологическому образованию в интересах устойчивого развития.

Реализация мероприятий позволит:

Увеличить долю населения, участвующего в экологическом образовании, с 3% в 2014 году до 20% в 2016 году;

Увеличить долю населения, участвующего в экологических мероприятиях, с 5% в 2014 году до 30% в 2016 году.

Ресурсное обеспечение подпрограммы Подпрограмма "Государственный экологический мониторинг, обеспечение государственного экологического контроля, информирование населения об экологической обстановке".

Экологический мониторинг - инструмент контроля за эффективностью природоохранных мероприятий Программы и за достижением целевых показателей. Экологический мониторинг обеспечивает реализацию конституционного принципа доступности экологической информации. В режиме реального времени данные размещаются на 4-х телеканалах, на радиостанциях, в печатных и Интернет-изданиях, доступны через SMS-сообщения, на сайтах Правительства Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГПУ "Мосэкомониторинг". Наличие открытых данных экологического мониторинга положительно влияет на имидж Москвы. Данные экологического мониторинга служат фактическими доказательствами для применения административных санкций по 7 статьям Кодексов Российской Федерации и города Москвы об административных правонарушениях. Развитие системы мониторинга уровней шума обеспечит исключение сверхнормативного шума авиасудов, промышленных предприятий, строительных работ, в том числе в ночные часы.

Основные мероприятия подпрограммы:

Развитие автоматизированных систем мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод и шума;

Осуществление мониторинга дна, берегов, водоохранных зон. Приобретение малогабаритных судов для проведения экологических обследований закрытых водоемов;

Расширение наблюдательной сети мониторинга за опасными геоэкологическими процессами при развитии автоматизированных методов наблюдений;

Расширение каналов предоставления экологической информации населению;

Мероприятия по снижению негативного воздействия загрязнения атмосферного воздуха при неблагоприятных метеорологических и аномальных погодных условиях, в т.ч. жары, на здоровье населения.

Реализация мероприятий позволит:

Обеспечить в объеме 100% потребность в мобильных автоматизированных средствах мониторинга при проведении экологических обследований по жалобам жителей на загрязнение атмосферного воздуха и повышенный шум, что позволит увеличить долю выявленных и установленных причин повышенного загрязнения воздуха и шума с 30 до 70%;

Довести до нормативной плотность наблюдательной сети за опасными геоэкологическими процессами (состояние подземных вод, карстово-суффозионные и оползневые процессы);

Сохранить степень обеспеченности органов исполнительной власти (ТУ Роспотребнадзора по г. Москве, Департамент Росприроднадзора по ЦФО, Управление экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГУ МЧС России по г. Москве, Москомархитектура) и населения о состоянии атмосферного воздуха в Москве на уровне 100%;

Довести степень обеспеченности федеральных органов исполнительной власти (МОБВУ) информацией о состоянии дна, берегов и водоохранных зон до 100% (по количеству необходимых к предоставлению показателей на протяжении всей длины открытых русел 504 км);

Осуществлять мониторинг за достижением показателей настоящей программы в части показателей состояния окружающей среды. Ресурсное обеспечение подпрограммы Подпрограмма "Предотвращение развития оползневых процессов".

Выполнение противооползневых мероприятий на территории города, включая проектирование и строительство инженерных сооружений противооползневой защиты, а также разработку предложений по ограничению хозяйственной деятельности на оползневых участках за счет установления жестких регламентов и повышения ответственности балансодержателей территорий.

Реализация мероприятий позволит:

Увеличить площадь территорий, на которых планируется проведение противооползневых мероприятий, с 0,2 км2 в 2014 году до 3,36 км2 в 2016 году;

Повысить экологическую безопасность на береговых склонах особо охраняемых природных территорий г. Москвы.

Объем финансирования будет сформирован в рамках разработки адресных инвестиционных программ (АИП), которые утверждаются на три года. Данные будут дополняться при формировании АИП 2015-2017 годов.

Ресурсное обеспечение подпрограммы Подпрограмма "Снижение уровня шума и других физических факторов воздействия".

Основные мероприятия подпрограммы:

Контроль уровней шума от авиатранспорта аэропортов Московского авиационного узла путем развития сети автоматических станций контроля авиашума на территориях районов, наиболее подверженных влиянию авиашума (создание 1 станции);

Контроль уровней шума от строительных площадок в ночное время и промышленных площадок с использованием мобильных автоматических станций контроля шума;

Оценка уровней электромагнитных воздействий на территории города.

Реализация мероприятий позволит:

Увеличить долю строительных площадок, ведущих работы в ночное время без превышения нормативов по шуму, с 70% в 2014 году до 90% в 2016 году;

Увеличить долю зон влияния аэропортов Московского авиаузла на территории города Москвы, находящихся под наблюдением автоматических станций контроля авиашума, с 25% в 2014 году до 50% в 2016 году.


2.3 Финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий


Основным источником средств на природоохранные мероприятия ранее являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла и о других источниках финансирования: бюджетах регионов, средствах министерств и ведомств, собственных средствах предприятия. Однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования. Такая система была неэффективной - средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как эти задачи не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.

Если в условиях административно-командного хозяйствования определяющую роль играло материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности (через систему фондов и лимитов), то в условиях рыночного хозяйства, где дефицитным единственным ресурсом являются деньги, решающим фактором эффективности природоохранной сферы становится устойчивость ее финансового обеспечения.

Введение методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, таких как платежи за использование природных ресурсов и плата за загрязнение, позволило сформировать базу новой системы финансирования природоохранной деятельности.

В соответствии с законодательством финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды производится за счет:

федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;

средств предприятий, организаций и учреждений;

экологических фондов;

фондов экологического страхования;

кредитов банков;

добровольных взносов юридических лиц и граждан;

других источников (ст. 17 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").

Финансирование экологических программ и мероприятий в федеральных и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами. В настоящее время в городе Москвы наблюдается значительное сокращение объема средств, выделяемых на осуществление мероприятий по охране окружающей среды из федерального и местных бюджетов. В связи с этим важным источником финансирования становятся экологические фонды.

При решении проблемы финансирования природоохранной деятельности территорий необходимо сформировать нормативную базу для обоснования потребностей в финансовых ресурсах отдельных регионов для восстановления и охраны природно-ресурсного потенциала. Практика свидетельствует о необходимости создания (или выделения) целевых фондов охраны и воспроизводства природных ресурсов в составе экологических фондов (в том числе экологических фондов предприятий).

Для обеспечения экологической безопасности населения, существующих производств, отдельных видов деятельности, сооружений и т.д. целесообразно создание страховых фондов на предприятиях. Кроме того, следует разработать критерии и принципы разграничения компетенции в области финансирования природоохранной деятельности между федеральным и региональным уровнями.

Целевая направленность формирования и использования собранных средств на природоохранную деятельность наблюдается не по всем позициям государственного бюджета. Так, ресурсные платежи приведены в доходе бюджета общей цифрой (без разделения по отдельным видам ресурсов). Это не позволяет сопоставить изъятые средства и целевые расходы по данным позициям.

Практика свидетельствует о том, что многие предприятия не имеют не только возможности, но и желания инвестировать средства в природоохранную сферу. Как обычно, они используют предусмотренное законодательством и нормативными документами право рассчитывать в счет платежей за загрязнение природоохранные расходы, понесенные предприятием. Однако эти средства предоставляются из экологических фондов и не являются собственными средствами предприятий. В результате предприятие может не погашать задолженности перед экологическим фондом, если оно затратило аналогичную сумму на охрану природы.

Решение проблемы - в поиске и реализации механизма, стимулирующего заинтересованность предприятий в результатах природоохранной деятельности, выработке природоохранной стратегии.

Как показывает практика всё же, главным источником экологического финансирования в последние годы являются средства предприятий. На их долю приходится примерно 60% экологических инвестиций, что более чем в 2 раза превышает финансирование экологических инвестиций из средств государственного бюджета всех уровней.

Например, ОАО Татнефть за последние десятилетия реализовала уже две крупномасштабные экологические программы. В настоящее время в рамках третьей экологической программы, рассчитанной на период до 2015 года, Татнефть продолжает проводить единую интегрированную политику в сфере охраны природы, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды

Охрана атмосферного воздуха обеспечивается в Татнефти поддержанием на надлежащем уровне технического состояния оборудования нефтегазосбора. Это достигается за счёт его диагностического обследования, капитального ремонта и своевременной замены. Снижение выбросов достигается за счёт внедрения специальных воздухоохранных технологий. Например, в резервуарных парках компании установлены приборы улавливания лёгких фракций углеводородов. В настоящее время функционируют более 40 таких установок.

Для создания благоприятной окружающей среды в зоне своей деятельности, Татнефть ежегодно финансирует специальные мероприятия по озеленению притрассовых полос вдоль автодорог общего пользования, промысловых автодорог и производственных площадок.

Для предупреждения загрязнения поверхностных водных объектов на территории деятельности функционируют более 600 стационарных нефтеулавливающих сооружений, биопрудов. В целях охраны пресных подземных вод нагнетательные скважины оснащаются насосно-компрессорными трубами в антикоррозионном исполнении и надежными пакерами М1-Х. Коллективами структурных подразделений компании расчищено, каптировано и архитектурно обустроено более 500 родников, которые используются населением как питьевые водоисточники.

ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" за январь-март 2014 года направило на реализацию мероприятий по защите окружающей среды 265 тыс. руб., что на 23% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

По итогам 2014 года группа "УРАЛХИМ" увеличила финансирование экологических программ, направленных на защиту окружающей среды, до 465,6 млн. руб. По сравнению с 2013 годом объем выделенных средств увеличен более чем на 28%.

Так же создана федеральная целевая программа "Ликвидация накопленного экологического ущерба" на 2015-2025 годы. Объем финансирования Программы в 2015-2025 годах за счет всех источников составит 218,7 млрд. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 129,1 млрд. рублей;

за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 22,4 млрд. рублей;

за счет средств из внебюджетных источников - 67,1 млрд. рублей.

Весьма важным направлением укрепления финансовой базы природоохранной деятельности в Москве является привлечение из иностранных источников кредитов на льготных условиях, донорских и спонсорских средств. В связи с этим значительный интерес представляет реализация российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды. В рамках проекта по управлению окружающей средой РФ, поддержку которого осуществляет международный банк реконструкции и развития, предприятиям будут предоставляться субзаймы для осуществления инвестиционных проектов и помощь в подготовке пакета финансирования, включая средства донорских грандов. В целях содействия в составлении технико-экономических обоснований предприятиям выделяются авансы на подготовку инвестиционных проектов. При этом ограничения в отношении форм собственности предприятий не предусмотрены. Возможность привлечения средств частных инвесторов связана с процедурой экологического аудита. Перспективным для привлечения частных иностранных инвестиций является ресурсосбережение (энергосбережение), переработка отходов. В качестве реальной возможности следует рассматривать получение гранда на реализацию мероприятий, приоритетных с точки зрения мирового сообщества (например, по защите озонового слоя).

Для формирования устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в России необходимо сформировать финансово-кредитный механизм управления природопользованием, включающий:

систему финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды из средств бюджетов различных уровней;

развитую систему экологических фондов, инновационных экологических фондов, экологических фондов предприятий;

систему федеральных и региональных экологических банков, специальных банков для реализации крупных экологических программ и проектов;

привлечение средств за счет фондов экологического страхования;

привлечение средств Мирового и Европейского банков, фондов, организаций и фирм к финансированию природоохранных мероприятий;

использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;

систему льготных экологических инвестиционных кредитов.

Предстоит существенное повышение роли регионов Москвы в финансировании природоохранных мероприятий, создание в них объектов экологической инфраструктуры, а следовательно, повышение их инвестиционной привлекательности.

Для достижения эффективности природоохранных мероприятий в России их финансовая поддержка должна быть достаточно велика (достигать некоторого критического объема). В противном случае вероятность нерезультативных затрат становится большой, а экономические цели развития производства приходят в противоречие с социальными целями. Таким образом, средства на охрану природы не могут выделяться по остаточному принципу, в тоже время они ограничены размерами национального дохода.

В отечественной природоохранной литературе высказывались суждения о том, что затраты на охрану природы не окупаются или во всяком случае окупаются не скоро, и потому предприятия в них не заинтересованы. Мировая же практика свидетельствует о высокой эффективности вложений в природоохранные проекты, дающие экономике эффект за предотвращенный ущерб, в 10-15 раз превышающий эти вложения. Переработка отходов, очистка сточных вод, рекультивация земель при благоприятном инвестировании могут быть серьезным источником доходной части бюджета, а их экологическая и социальная значимость не вызывает сомнения.

Российские предприятия, загрязняющие окружающую среду, стараются избегать природоохранных затрат. К руководителям еще не пришло осознание того, что экологические затраты влекут за собой повышение экологической эффективности предприятия. Об интересах предприятий следует говорить в контексте развития мировой экономической системы и вхождение российских предприятий в мировое экономическое пространство. Одна из очевидных тенденций развития морового рынка - ужесточение экологических требований к продукции. Их выполнение может быть обеспечено только посредством экологизации самого производства. Зарубежного покупателя часто интересует не только экологические характеристики товара, но и факторы, связанные с его производством, в частности с сырьем. Не случайно активно развивается экологическая сертификация. Она служит инструментом обеспечения конкурентоспособности российской продукции. Для предприятия, пренебрегающего экологическими интересами сегодня, это означает экологический крах завтра.


Вывод по главе 2


) Мы раскрыли то, что разработана Программы Правительства Москвы на 2016 г., разработан ряд законодательных актов города, а также пакет нормативно-распорядительных документов, позволяющих компенсировать затраты города на восстановление природной среды.

) В параграфе 2.2 было ясно изложено, что программа "Охрана окружающей среды" на 2014-2016 годы является одной из приоритетных государственных программ города Москвы.

) Было изложено то, что весьма важным направлением укрепления финансовой базы природоохранной деятельности в Москве является привлечение иностранных источников, создание экологических фондов, привлечение российских предприятий в финансировании экологических мероприятий и программ.


Заключение


Итак, мы выяснили, что экологическая инфраструктура Москвы состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Так же то, что экологическая инфраструктура города Москвы должна обеспечивать условия сохранения среды жизни человека.

) При рассмотрение назначения инфраструктуры города, было ясно изложено, главным назначением экологической инфраструктуры города Москвы является постоянное улучшение социальных, культурных и бытовых условий жизни населения.

) Анализируя роль и место экологической инфраструктуры города, следует сделать вывод о том, что важной ролью охраны окружающей природной среды в городе Москве является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

) Так же следует отметить, что при рассмотрение проблем экологической инфраструктуры, мы более детально рассмотрели основные негативные проблемы и привели сравнения экологии в городе Москве.

) Мы раскрыли то, что разработана Программы Правительства Москвы на 2016 г., разработан ряд законодательных актов города, а также пакет нормативно-распорядительных документов, позволяющих компенсировать затраты города на восстановление природной среды.

) В параграфе 2.2 было ясно изложено, что программа "Охрана окружающей среды" на 2014-2016 годы является одной из приоритетных государственных программ города Москвы.

) Было изложено то, что весьма важным направлением укрепления финансовой базы природоохранной деятельности в Москве является привлечение иностранных источников, создание экологических фондов, привлечение российских предприятий в финансировании экологических мероприятий и программ.


Список литературы


1.Постановление правительства Москвы от 17.03.98 №192 "О Московском городском экологическом фонде " (МОСЭКОФОНД)

.Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях и объектах ".

.№506-ПП О проекте закона города Москвы "О регулирование состояния акустической среды в городе Москве"

.Закон г. Москвы от 3 марта 2004 г. №13 "Об обеспечение прав граждан при осуществление градостроительной деятельности в г. Москве"

.Проект Федерального закона №90063164-3 "Об обеспечение экологической безопасности на автомобильном транспорте"

.Закон города Москвы от 17 марта 2004 года "О регулирование использования редких и исчезающих видах животных и растений на территории Москвы"

.22 июля 2003 г. №564-ПП "Об утверждении Методики исчисления размера ущерба, вызываемого загрязнением поверхностных водных объектов на территории г. Москвы"

.4 июля 2007 г. закон города Москвы "О городских почвах" №31

.Будрейко Е.Н. Экология города. Загрязнение почв, воды и воздуха. 2010 г. С. 5-9

.Денисова В.В. Экология города 2010 г.

.Кривова Д.А. Роль отраслей социальной инфраструктуры в развитии культурного уровня жизни // Социологические проблемы регионального и территориального управления: Сб. ст. - Екатеринбург: УрАГС, 2010. - С. 80-82.

.Лысенко И.О., С.В. Окрут, Т.Г. Зеленская, Е.Е. Степаненко, Ю.А. Мандра, Н.Н. Васильева, Т.А. Кознеделева. - Ставрополь, 2013 г. - 120 с. Экологическая инфраструктура: учебное пособие.

.Ожегова С.И. "Толковой словарь "

.Степановских А.С. Экология учебник для вузов 2011 г. c. 41-42

.Тетиор А.Н. Экология городской среды. 2010 г. С 38.

.Тетиор А.Н. Экологическая инфраструктура. М.: МГУП, 2014 г. С. 370

.Тетиор А.Н. Экологическая гармония, красота и комфортность города. - М.: МГУП, 2010 г. С. 2-6

.Шубин О.О Инфраструктура товарного рынка 2009 г. С. 26

.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://ecochamber.ru/ Роль и место инфраструктуры города Москвы


Теги: Инфраструктура города Москвы в её экологической составляющей  Диплом  Экология
Просмотров: 49749
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Инфраструктура города Москвы в её экологической составляющей
Назад