Теоретические основы охраны окружающей среды

Содержание


Введение

. Теоретические основы моделирования развития национальной экономики

.1 Понятие, содержание и контроль над дебиторской задолженность

.2 Системный подход к анализу и оценке дебиторской задолженности

организации

1.3 Современные методы рефинансирования дебиторской задолженности

. Анализ применения современных методов рефинансирования дебиторской задолженности организации

.1 Краткая характеристика предприятия

.2 Анализ дебиторской задолженности предприятия ООО «Дин+»

.3 Оценка возможности применения факторинга на предприятии ООО «Дин+»

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Введение


Актуальность темы курсовой работы.

Работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей и менеджеров.

Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что дебиторская задолженность организации является важной частью его активов. С целью минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для организации убытками, необходимо принимать меры по совершенствованию системы управления.

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений у организаций значительно возросло количество контрагентов - дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Выбор оптимального метода рефинансирования дебиторской задолженности - процесс достаточно сложный и долгосрочный, так как необходимо провести ряд исследований, начиная c определения существующих направлений рефинансирования, используемых в мировой практике, выявления общих и отличных характеристик (критериев) между ними, возможность применения каждого из них на отечественных предприятий.

Таким образом, рациональная организация и контроль за состоянием дебиторской задолженности в современных условиях рыночной экономики играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения (возникновения и погашения).

Все вышесказанное обусловило выбор темы курсовой работы.

Цель работы - проанализировать современные методы рефинансирования дебиторской задолженности организации.

Задачи, решаемые в ходе работы:

рассмотреть теоретические основы моделирования развития национальной экономики;

проанализировать дебиторскую задолженность предприятия ООО «Дин+»;

выявить возможности применения факторинга на предприятии ООО «Дин+».

Объектом исследования является дебиторская задолженность предприятия ООО «Дин+».

Предмет исследования - современные методы рефинансирования дебиторской задолженности организации.

Практическая значимость состоит в рекомендации экономическому субъекту применения оптимального способа уменьшения величины дебиторской задолженности, что приведет улучшению финансового состояния организации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Для написания работы использовалась специальная литература по экономике и бухгалтерскому учету.

рефинансирование дебиторская задолженность факторинг

1. Теоретические основы моделирования развития национальной экономики


.1 Понятие, содержание и контроль над дебиторской задолженностью


Одним из важнейших условий стабильного финансового положения любого предприятия в современных условиях является четкая организация расчетов с партнерами. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками. Управление дебиторской задолженностью по товарным операциям - это часть общей политики организации по выбору условий реализации продукции на определенный период времени, оптимизации общего размера дебиторской задолженности и по обеспечению ее своевременной инкассации для достижения заданного уровня финансовой устойчивости организации [10, с.16].

Расчетные отношения возникающие между предприятиями делятся на 2 группы [5, с.92]:

по товарным операциям, которые производятся предприятием в случае, если предприятие является поставщиком готовой продукции (работ, услуг), заготовителем товарно-материальных ценностей, или покупателем;

по нетоварным операциям, связанным с погашением задолженности банку, бюджету, работникам, внебюджетным фондам и другие расчеты.

В результате этих операций могут возникает дебиторская и (или) кредиторская задолженности. В бухгалтерском учете дебиторская задолженность отражается как имущество организации, а кредиторская задолженность - как обязательства. Однако тот и другой вид задолженности неразрывно связаны и имеют устойчивую тенденцию перехода из одного в другой.

Под дебиторской задолженностью понимаются задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др. [21, с.89]

Дебиторская задолженность по своему характеру в зависимости от расчетных отношений может подразделяться на нормальную, которая является следствием хозяйственной деятельности организации и просроченную дебиторскую задолженность, которая создает финансовые затруднения для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы.. Такая дебиторская задолженность должна быть в центре внимания, и должны быть приняты срочные оперативные меры по ее исключению.

Для целей учета и анализа дебиторская задолженность делится на текущую и долгосрочную. Текущая задолженность должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла. Производственно-коммерческий цикл включает в себя: перечисление денежных средств в качестве аванса поставщикам, получение и хранение ТМЦ производства, хранение и реализацию готовой продукции, и погашение дебиторской задолженности. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии политика расчетов с клиентами, причем последний фактор особенно важен.

С позиций финансового менеджмента дебиторская задолженность имеет двоякую природу. С одной стороны, «нормальный» рост дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности. С другой стороны, не всякий размер дебиторской задолженности приемлем для предприятия, так как рост неоправданной дебиторской задолженности может привести также к потере ликвидности.

Дебиторская задолженность в бухгалтерском учете организации отражается как следствие ее гражданских обязательств, возникающих в результате определенной сделки. Сделка, оформленная, как правило, договором, представляет собой определенное действие участвующих в ней субъектов (юридических или физических лиц), результатом, которого является возникновение товарных и денежных обязательств.

В обобщенном виде факторы, влияющие на порядок отражения дебиторской задолженности в учете, оценки и погашения, представляют собой правила и нормы, установленные [24, с.51]:

договором, определяющим порядок расчетов по сделке;

гражданским законодательством, определяющим порядок совершения сделок;

законодательными и административными документами по налогообложению.

В условиях рыночных отношений договор - основной юридический акт, из которого возникают обязательственные правоотношения. Он является главным средством регулирования товарно-денежных связей, определяющим содержание правоотношений, права и обязанности его участников.

Общие положения о договорах, понятие и условия договора, их заключение, изменение и расторжение предусмотрены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно статье 454 Гражданского Кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 128 Гражданского кодекса. Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем. Обязательным условием договора купли-продажи является наименование и количество товара (ГК РФ ст. 455). Дополнительными условиями договора являются срок и цена товара.

Договор купли-продажи, предусматривающий эти обязательства, является важнейшим юридическим документом, регулирующим хозяйственные взаимоотношения поставщика и покупателя. В нем кроме обязательств передать в собственность покупателя товар и получать за него определенную договором цену приводятся требования к качеству, условиям поставки, определяются порядок расчетов, ответственность сторон и т.д.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. (ГК, ст. 506) [2].

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила при купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. (ГК, ст. 567) [2]

Поскольку отгрузка и отпуск продукции разным потребителям производятся, как правило, в течение года неоднократно и в разное время, необходим оперативный учет и контроль за выполнением договоров поставки. Он осуществляется по данным ведомостей отгрузки и реализации готовых изделий, составляемых в разрезе покупателей и номенклатуры реализуемой продукции (работ, услуг).

С контролем за выполнением договоров купли-продажи тесно связан оперативный учет отгрузки и реализации продукции покупателям (заказчикам). Он осуществляется на основе журнал - ордеров (№11), (ведомостей (№16), машинограмм) ежедневного учета продаж готовой продукции.

В регистре оперативного учета отгрузки указывают дату, номер платежного поручения, адрес покупателя, дату выписки расчетного документа, наименование (номенклатурный номер) продукции, расчетный и фактический сроки оплаты и ее величину.

Порядок постановки на учет, оценка, списание дебиторской и кредиторской задолженности, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательства регулируется следующими нормативными документами:

Руководство и административные работники, оказывая влияние на процесс управления дебиторской задолженностью организации, должны иметь полную информацию о ходе всех хозяйственных процессов. Основную информационную нагрузку выполняют три функции управления расчетами: учет, анализ и контроль.

Задача максимального использования экономической информации для принятия оптимальных управленческих решений не может быть решена только в рамках учета, поскольку такая информация характеризует расчеты с дебиторами с количественной стороны, не позволяя принимать эффективные тактические и стратегические решения. В этих условиях следует положительно расценивать процесс взаимодействия учета, анализа и контроля, который находит свое отражение в формировании учетно-аналитической информации управленческой деятельности. Процесс и результаты такого взаимодействия реализуются в рамках механизма мониторинга.

Цель мониторинга - объективная, очищенная от эмоций оценка состояния объекта мониторинга, происходящих с ним изменений и их причин на каждом этапе его жизненного цикла как основа для корректирующих воздействий.

Семантический анализ определений мониторинга позволяет выделить основные составляющие этого процесса [16, с.91]:

непрерывное наблюдение;

оценка и прогнозирование;

определение показателей, позволяющих поставить диагноз;

система сбора, хранения и обработки информации.

Присутствие всех этих компонентов обеспечивает своевременное предупреждение неблагоприятной ситуации.

Все рассмотренные определения мониторинга, абстрагируясь от области их применения, можно разделить на две группы в зависимости от их связи с управлением [16, с.92]:

определения, которые предполагают включение в понятие мониторинга активного управленческого компонента. Это заключается в непосредственном вмешательстве в управление с целью моделирования желаемых параметров объекта мониторинга на основе текущего развития событий;

определения, предполагающие пассивную роль мониторинга в управлении. Пассивная роль подразумевает так называемый ситуационный менеджмент, т.е. управление по «узким местам».

Экономический мониторинг обычно проводится для поиска тенденций и закономерностей, характерных для определенного периода деятельности организации, ситуации на рынках сбыта, технологического процесса. Мониторинг в хозяйственной деятельности любой коммерческой организации необходим, поскольку он позволяет выявить, насколько часто происходят нарушения в той или иной области. Для достижения достоверных результатов следует проводить наблюдение в течение длительного периода времени. Только в том случае, когда закономерности выявлены, возможен их анализ.

В системе управления дебиторской задолженностью, как и в любой другой системе, выделяют управляющую и управляемую подсистемы, которые соответственно представлены субъектами и объектами управления. К объектам управления следует отнести непосредственно расчеты с дебиторами по товарным операциям (МРДТ). Субъекты управления - службы и органы управления, которые используют единые приемы, характерные для управленческой деятельности в целом, и специфические методы целенаправленного воздействия на объект [16, с.93].

Стратегия управления дебиторской задолженностью по товарным операциям подразумевает общее направление развития ситуации с объектом и пороговые значения (правила и ограничения) по его величине и структуре, которые гарантировали бы достижение приемлемого уровня финансовой устойчивости на данном этапе развития организации. Тактика управления дебиторской задолженностью по товарным операциям - это конкретные методы и приемы достижения заданного уровня финансовой устойчивости организации в определенной ситуации и в определенный момент времени. Задача тактики управления - выбор наиболее оптимального решения и способов его воплощения в сложившейся ситуации.

Сравнительный анализ литературы по вопросам мониторинга позволил сформулировать понятие МРДТ, под которым мы понимаем систему комплексного непрерывного наблюдения, анализа и представления информации о количественных и качественных параметрах дебиторской задолженности, обеспечивающую возможность оперативной подготовки достоверных прогнозов, а также придания дебиторской задолженности желаемых параметров (посредством своевременных управленческих решений).

Объектом этого мониторинга является вся совокупность реализуемых конкретным хозяйствующим субъектом взаимоотношений с покупателями и заказчиками. Данный объект можно отнести к категории сложных в силу большой подверженности влиянию внешних факторов и неоднородности этой группы дебиторов. Причем неясно, какой из факторов спровоцировал изменение, поэтому отличительной особенностью МРДТ является его комплексный характер, так как отслеживаются не только величина, но и структура, динамика, качественные характеристики объекта мониторинга, их взаимосвязи [16, с.94].

Объект МРДТ поддается измерению либо напрямую (с использованием системы общепринятых критериев или индикаторов), либо опосредованно (с привлечением технологий научного исследования). Поэтому для реализации задач мониторинга важная роль отводится обеспечению высокого качества инструментария, разработке критериев оценивания, индикаторов и показателей, процессу измерения, статистической обработке результатов и их адекватной интерпретации. Риск дебиторской задолженности, ее качество - это субъективные понятия, которые необходимо оценить количественно. Методики же, позволяющей дать достоверные результаты, пока не выработано.

Для того чтобы МРДТ успешно мог применяться в практике отечественных предприятий, необходимо разработать механизм мониторинга. По аналогии с финансовым механизмом можно выделить следующие элементы механизма мониторинга расчетов с дебиторами [16, с.95]:

нормативно-правовое обеспечение (законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и письма министерств и ведомств;

информационное обеспечение (учетные и внеучетные данные о дебиторах и расчетах с ними);

ресурсное обеспечение - субъекты МРДТ (планово-экономический отдел, бухгалтерия, юридическая служба, отдел маркетинга и ценообразования, служба сбыта, служба внутреннего аудита, руководство), техническое обеспечение (компьютерное и программное) и финансовое обеспечение;

организационно-экономическое обеспечение - методическое (принципы учета расчетов, приемы обработки информации, методики анализа дебиторской задолженности, методы прогнозирования, способы контроля и т.д.) и инструментальное (формы расчетов, виды сделок, например факторинг, цессия и т.п., рабочий план счетов, графики документооборота, должностные инструкции, порядок взаимодействия субъектов, процедуры контроля, система показателей оценки дебиторской задолженности).

Изучение понятия МРДТ позволяет выделить его следующие функции [16, с.96]:

познавательная, или информационная, функция позволяет получить документированные знания о состоянии задолженности дебиторов и произошедших в нем изменениях путем сбора, накопления, систематизации и обработки информации в рамках хозяйственного учета;

контрольная функция дает возможность проводить в ходе мониторинга комплексный контроль за соблюдением действующего законодательства, работой конкретного подразделения или службы организации, а также совместной работой всех отделов. МРДТ призван обеспечить правильную оценку ситуации. В рамках реализации этой функции в организации должна быть разработана и внедрена система раннего обнаружения отклонений в ходе хозяйственных процессов и выполнения управленческих решений, а также созданы методики проведения мероприятий, направленных на корректировку неблагоприятных явлений;

аналитическая функция, с помощью которой можно выявить влияние отдельных хозяйственных операций на финансовое состояние организации, провести глубокую и всестороннюю оценку результатов деятельности и предупредить финансовые риски. За осуществление этой функции отвечает анализ дебиторской задолженности.

Перечень этих функций может быть расширен, но наиболее значимыми, отражающими фундаментальные свойства системы являются указанные.

Таким образом, мониторинг представляет собой более высокую организационную систему по отношению к учету, анализу и контролю, которые носят дискретный характер, в то время как мониторинг предполагает непрерывность, возможность прогнозирования, нацеленность на предупреждение негативных изменений на основе оперативного отслеживания состояния объекта, что становится возможным только в результате взаимодействия учета, анализа и контроля во времени.


.2 Системный подход к анализу и оценке дебиторской задолженности организации


В экономической литературе вопросам совершенствования и разработки алгоритма анализа дебиторской задолженности организации уделяется внимание многими авторами. Авторы Н. В. Войтоловский, Калинина А.П., Мазурова И.И. [8, с.115] рекомендуют при анализе структуры дебиторской задолженности рассчитывать и анализировать в динамике следующие показатели: доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, в том числе долгосрочной и краткосрочной задолженности и доля просроченной задолженности в общей сумме дебиторской задолженности, а также ее удельный вес в общем объеме оборотных активов. Рассмотренные показатели можно детализировать в разрезе просроченной долгосрочной дебиторской задолженности и просроченной краткосрочной дебиторской задолженности.

Также в ходе проведения анализа возникает проблема оценки реальной величины дебиторской задолженности. Различие номинальной и реальной величины дебиторской задолженности вызвано различными факторами и, прежде всего, инфляцией. Автор Н. А. Батурина [6, с.51] предлагает методику анализа дебиторской задолженности, делая акцент именно на влияние инфляции.

Автор А.С. Паларамчук [18, с.78] в своей методике делает акцент на основных показателях оборачиваемости оборотных средств: коэффициент оборачиваемости; продолжительность одного оборота; коэффициент загрузки оборотных средств. Автор предлагает для более обоснованного определения денежных поступлений рассчитывать возможные денежные притоки за не продолжительный период, например, за декаду или за каждые пять дней, либо ежемесячно. Такой подход позволяет организации, по мнению автора, более точно рассчитать денежные поступления.

Автор Л. Т. Снитко [22, с.60] предлагает ранжировать всех дебиторов по группам риска, связанного с возникновением несостоятельных и безнадежных долгов. При этом из списка дебиторов исключаются дебиторы с высоким уровнем риска. Незначительные клиенты условно разбиваются на пять категорий в зависимости от уровня риска. Далее дебиторы классифицируются в рамках выделенной группы риска по кредитным условиям, после чего для каждой группы дебиторов автор предлагает провести анализ дебиторской задолженности с расчетом следующих показателей: маржинальный доход; дополнительный доход при использовании товарного кредита; издержки финансирования; потери маржинального дохода в связи с предоставлением дисконта; убытки, связанные со списанием безнадежных долгов; издержки инкассационной политики; вложения в дебиторскую задолженность.

Автор Пузанкевич О. [20, с.41] рассматривает и классифицирует методы управления дебиторской задолженностью организации, выделяя при этом методы, позволяющие рефинансировать ее величину.

Для того чтобы минимизировать риски, связанные с дебиторской задолженностью, организации необходимо осуществлять систематический ее анализ, основанный на системном подходе, который позволяет своевременно выявить просроченную задолженность и оперативно принять меры по ее взысканию.

Системный подход к анализу и оценке дебиторской задолженности организации включает следующие основные направления [9, с.126]:

. Определение круга ответственных лиц за работу с дебиторской задолженностью с целью обоснования создания отдельного структурного подразделения, устранения возможных конфликтов между отдельными подразделениями и обеспечения более скоординированной работы с потоковой дебиторской задолженностью.

. Организация работы с дебиторской задолженностью предусматривает проектирование организационной структуры подразделения; разработку процедур по управлению дебиторской задолженностью; формирование системы сбалансированных показателей оценки деятельности подразделения; разработку должностных инструкций и обучение сотрудников; создание системы мотивации, контроля и оценки эффективности деятельности сотрудников.

. Организация аналитической работы по оценке и прогнозированию дебиторской задолженности. Основной задачей проведения данного анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, эффективности инвестированных в нее финансовых средств и прогнозирования ее величины. Результаты анализа предназначены для разработки отдельных параметров кредитной стратегии.

Особое внимание следует уделить анализу такого важнейшего вида дебиторской задолженности, как расчеты с покупателями и заказчиками, так как именно они, как правило, составляют наибольший удельный вес в общей сумме дебиторов. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями включает следующие этапы [15, с.48]:

) оценка уровня дебиторской задолженности организации и его динамики в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

) определение среднего периода инкассации дебиторской задолженности и ее оборачиваемость в анализируемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода.

) анализ состава дебиторской задолженности организации по предусмотренным срокам ее инкассации;

) углубленный анализ состава просроченной дебиторской задолженности, определение сомнительной и безнадежной задолженности и оценка коэффициента просроченности дебиторской задолженности и среднего периода инкассации просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

) определение абсолютной и относительной величины эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Для расчета абсолютной суммы эффекта величину дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления товарного кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению данного кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями. Коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность определяется как отношение эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде к среднему остатку дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за анализируемый период.

. Выбор и обоснование методов и способов работы с дебиторской задолженностью предполагает осуществление ряда действий [15, с.49]:

разработку принципов кредитной политики по отношению к контрагентам с целью повышения эффективности деятельности организации. При этом следует учитывать, что консервативный тип кредитной политики отрицательно влияет на рост объема текущей деятельности организации, в то время как агрессивный ее тип может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств и снизить уровень платежеспособности организации, привести к значительным расходам по взысканию долгов;

определение возможной суммы денежных средств, направляемых в дебиторскую задолженность. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей; коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции;

определение системы кредитных условий, в состав которых входят кредитный период; кредитный лимит; система предоставляемых ценовых скидок;

система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями;

разработку критериев оценки контрагентов и дифференциации условий предоставления кредита, основанных на оценке кредитоспособности отдельных групп контрагентов;

формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности, в составе которой должны быть предусмотрены сроки и формы напоминаний контрагентам о сроках платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов;

рефинансирование дебиторской задолженности, заключающейся в ускоренном ее переводе в другие формы оборотных активов с использованием факторинга; форфейтинга, учет векселей, выданных контрагентами.

. Разработка эффективной системы контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности. Одним из инструментов контроля является ABC-анализ портфеля дебиторской задолженности организации.

В группу «А» включаются проблемные дебиторы; в группу «В» - дебиторы средних размеров; в группу «С» - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.

Критерием оптимальности реализации системного подхода к анализу и оценке дебиторской задолженностью организации выступает следующее условие:


(1.2.1)


где - оптимальный размер дебиторской задолженности организации при ее нормальной финансовой устойчивости; - дополнительная прибыль от увеличения продаж в кредит; - дополнительные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности; - размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность в результате неплатежеспособности покупателей [15, с.50].

Для минимизации величины дебиторской задолженности используются различные инструменты управления, одним из которых являются скидки. Скидка выступает как вознаграждение для покупателей за определенные действия, такие как ранняя оплата счетов, закупки большого объема продукции, внесезонные закупки, покупки в определенный промежуток времени в течение дня, постоянные длительные связи. Организация может использовать различные виды скидок, которые можно классифицировать следующим образом [12, с.140].

По коммерческой природе скидки могут быть двух типов: плановыми и тактическими. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений покупателя и продавца (основаны они на длительном сотрудничестве или носят разовый характер), конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. Плановые скидки формируются за счет общей суммы накладных расходов и обычно настолько незаметны, что иногда их так и называют - «замаскированные». К таким скидкам можно отнести организацию производителем рекламы своей продукции с указанием списка торговых агентов, которые эту продукцию реализуют. Тем самым организация-производитель экономит средства дилеров на рекламу торговых названий, что по экономической природе равнозначно предоставлению им дополнительной скидки.

Остальные типы скидок можно отнести к категории тактических. Их объединяет экономический источник формирования - прибыль, а также общая задача - создание дополнительных стимулов для покупателя совершить покупку. Использование тактических скидок ведет к снижению реальной цены приобретения товара и, соответственно, к увеличению премии покупателям. Эта премия представляет собой разницу между экономической ценностью товара для покупателя и ценой, по которой ему этот товар удалось купить. К данным скидкам можно отнести скидки за большой объем закупок, за внесезонную закупку, за ускорение оплаты, для поощрения продаж нового товара и т.п. [11, с.107]

Скидка за ускорение оплаты - это мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он произведет оплату приобретенной партии товара ранее установленного контрактом срока. Скидки для поощрения продаж нового товара можно рассматривать как дополнение к плановым скидкам, как средство содействия продвижению на рынок нового товара. Скидка при комплексной закупке товаров - это мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет товар вместе с другими дополняющими товарами этой организации. Скидка за большой объем закупок - мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он единовременно приобретет партию товара с объемом больше определенной величины. Скидки очень часто связаны со стратегиями организации на конкретном рынке и его сегменте. В РФ организации имеют право предоставлять покупателям скидки от установленных ими отпускных цен. Скидки, в зависимости от условий договора поставки, предоставляются в соответствии с утвержденным организацией порядком применения скидок, который должен содержать размеры скидок и конкретные условия их предоставления, при этом оптовая или торговая надбавка взимается с отпускной цены, уменьшенной на размер скидки. Если скидка носит разовый характер, то оформляется через протокол согласования цен. Перед предоставлением скидки организации следует оценить кредитную историю контрагента и выявить имелись ли ранее непогашенные задолженности. Оценка реального состояния дебиторской задолженности, то есть оценка вероятности безнадежных долгов - один из этапов анализа дебиторской задолженностью и ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.


.3 Современные методы рефинансирования дебиторской задолженности


В определенных условиях компания должна решить вопрос об ускорении инкассирования средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность. Для этого существуют различные способы ее рефинансирования. К ним относятся основные методы рефинансирования дебиторской задолженности [14, с.194]:

) учет векселей;

) факторинг;

) форфейтинг.

Учет векселей - операция банка (как правило) по выкупу векселей (только переводных) у их владельцев по определенной (дисконтной) цене в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки (при сомнительной платежеспособности векселедателя учетная ставка может включать премию за риск).

Учетная вексельная ставка (УВС) состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя:


(1.3.1)


где УДЦв - учетная дисконтная цена векселя на момент его продажи; Вном - номинальная сумма векселя, подлежащая погашению в указанный в нем срок; Дн - количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем; УВС - годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.

Факторинг - финансовая операция, в соответствии с которой предприятие-продавец уступает банку (или специализированной компании - «фактор-фирме») право получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию (как правило, текущие поставки продукции). При этом банк («фактор-фирма») в срок до трех дней возмещает предприятию-продавцу основную часть (как правило, 70-90%) суммы долга (т. е. осуществляет операцию кредитования продавца). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем). За это он взимает с продавца комиссионные (обычно в процентах от суммы долга). Ставки комиссионных дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и сроков ее оплаты.

Преимущества факторинга - предприятие-продавец сокращает срок отвлечения денежных средств из оборота, рефинансируя дебиторскую задолженность покупателя, тем самым сокращается срок операционного цикла. Недостатки факторинга - дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрата прямых контактов с покупателем по поводу полного погашения им суммы долга [19, с.63].

Эффективность факторинговой операции для продавца достигается при условии: К примеру, если предприятие-продавец продало банку право взыскания дебиторской задолженности за сумму 6000 тыс. руб.за 90 дней до его погашения при условиях, что комиссионная плата взимается банком в размере 2% суммы долга,банк предоставляет продавцу кредит в форме предварительной оплаты его долговых требований в размере 75% суммы долга; процентная ставка за предоставляемый банком кредит - 20% годовых; средний уровень процентной ставки на денежном кредитном рынке - 22% годовых, то эффективность факторинговой операции будет рассчитана следующим образом.

.Дополнительные расходы предприятия по осуществлению факторинговой операции:

а) комиссионная плата = = 120 тыс. руб.;

б) плата за пользование кредитом = 225 тыс. руб.

Итого расходы: 120 + 225 = 345 тыс. руб.

.С учетом суммы дополнительных расходов определяется их уровень по отношению к дополнительно полученным денежным активам: = 7,67%

. Плата за пользование денежным кредитом (альтернативное финансирование) для отвлечения средств в дебиторскую задолженность:


= 330 тыс. руб.


. Уровень платы за пользование денежным кредитом по отношению к дополнительно полученным денежным активам:

= 5,50%


Следовательно, факторинговая операция менее выгодна предприятию-продавцу, чем финансирование денежными кредитными поступлениями, так как уровень затрат по факторинговой операции (7,67%) выше, чем уровень затрат по денежному кредитованию дебиторской задолженности (5,50%). Кроме того, уровень финансовых рисков по банковским кредитам, как правило, выше, поскольку необходимо предоставление залогового имущества, и т. п.

Форфейтинг - финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи переводного векселя (индоссамента) исключительно в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой ему комиссионных (рис. 1.3.1).

Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны-импортера. В результате задолженность дебитора по товарному кредиту трансформируется в финансовую задолженность в пользу банка.


Рис.1.3.1. Схема операции форфейтинга [17, с.337]

Наиболее распространены подобные операции в системе внешнеэкономической деятельности по операциям многолетних экспортных поставок. Преимущество для продавца - немедленное получение денег. Недостаток - высокая стоимость, так как расходы по финансированию такой операции значительно увеличивают цену продукции. Форфейтинг аналогичен факторингу, но используется при операциях с предоставлением товарного кредита, а не по расчетам за текущие поставки продукции, а также аналогичен операциям по учету векселей, но с их индоссаментом только в пользу банка.

Этап I. Предприятие-экспортер и предприятие-импортер заключают соглашение о поставке продукции, формах и сроках платежа (как правило, по мере выполнения отдельных этапов сделки). Предприятие-импортер обязуется осуществить платежи путем предоставления коммерческих векселей, авалированных (гарантированных) банком его страны (или индоссированных у этого банка).

Этап II. Предприятие-экспортер заключает соглашение с банком (факторинговой компанией) своей страны, который обязуется за комиссионное вознаграждение финансировать поставки продукции путем выплат по учтенным им векселям.

Этап III. Предприятие-импортер индоссирует (или авалирует) свои векселя в банке своей страны.

Этап IV. Банк страны-импортера пересылает индоссированные (авалированные) им векселя предприятия-импортера в адрес предприятия-экспортера.

Этап V. Предприятие-экспортер продает векселя банку (факторинговой компании) своей страны и получает за это соответствующие денежные средства.

Этап VI. Банк (факторинговая компания) страны-экспортера индоссирует векселя, перепродавая их на рынке ценных бумаг.

Особую актуальность проблема дебиторской задолженности приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.

Таким образом, в первой главе мы рассмотрели сущность и методы рефинансирования дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность, как экономическая категория, обладает рядом классификационных признаков: степень ликвидности, элементный состав, сроки образования и т.д.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

В определенных условиях компания должна решить вопрос об ускорении инкассирования средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность. Для этого существуют различные способы ее рефинансирования. К ним относятся основные формы рефинансирования дебиторской задолженности: 1) учет векселей; 2) факторинг; 3) форфейтинг.

Таким образом, нами изначально рассмотрены теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, выявлена её роль в общей финансовой деятельности организации, рассмотрены сущность и специфика дебиторской задолженности как элемента финансовых активов организации. Также в работе подробно рассмотрены подходы и методики анализа дебиторской задолженности.

2. Анализ применения современных методов рефинансирования дебиторской задолженности организации


.1 Краткая характеристика предприятия


ООО «Дин+» работает на рынке по производству и продаже макаронных изделий уже более 10 лет. За это время компания добилась хороших результатов. Высококачественные макаронные изделия, фасованные крупы, фпуктово-ореховые смеси, орехи марки «Золотой Казан» успешно конкурируют на прилавках с любой отечественной и импортной продукцией.

Директор ООО «Дин Плюс» - Шарафеев Рафис Вагизович.

Адрес юридический и фактический: 420108, г. Казань, ул. Магистральная, д. 22.

Компания «Дин+» была основана в 2003 году как предприятие по производству макаронных изделий и фасовке круп и сахарного песка. И стала быстро развиваться, завоёвывая всё большую и большую долю рынка. Для собственной продукции было выбрано название в национальном стиле - «Золотой Казан».

Ещё одним важным условием успешного старта компании стал договор с крупным оператором продуктового рынка Татарстана - ООО «Кинг Плюс», который обеспечил присутствие продукции ТМ «Золотой Казан» в большинстве розничных магазинах Казани.

Современная компания «Дин+» - это предприятие полного цикла, оснащённое новейшим импортным оборудованием по производству и фасовке макаронных изделий. Весь технологический процесс производства автоматизирован и чётко отлажен. Современное оборудование фирмы PAVAN (Италия) позволяет выпускать до 20 тонн макаронных изделий в сутки. На производстве существует полный контроль над технологическим процессом, что служит лучшей гарантией качества и примером того, что компания «Дин+» по-настоящему заботится о своём потребителе.

ООО «Дин+» является одним из ведущих предприятий в пищевой отрасли промышленности. Предприятие выпускает более 30 наименований (видов) макаронных изделий в упакованном и расфасованном виде более 18,0 тыс.тонн в год. Общее валовое производство макаронных изделий в отрасли составляет 900 тыс.тонн в год.

% выпускаемой предприятием продукции продается в РТ, 10% - отгружается за ее пределы. Сырьем для производимой продукции служит мука твердых сортов пшеницы, получаемая в основном в южных регионах страны. Регулярно, в течении 2-х летних месяцев (июль, август), в связи с появлением овощной продукции нового урожая, происходит снижение потребительского спроса на выпускаемую предприятием продукцию, и, как следствие этого - снижение объемов производства.

На сегодняшний день ассортимент макаронных изделий ООО «Дин+» насчитывает более 130 наименований и расширяется за счет разнообразия форм и добавок.

Основными конкурентами по основным видам деятельности являются: ООО ТД «Алтан», ЗАО «Макфа», ОАО «Мельник»; ЗАО «Алейскзернопродукт».

Начиная с 2004 года, компания «Дин+» начала принимать активное участие в региональных выставках и конкурсах. Ключевыми событиями в продуктовой жизни республики Татарстан являются ежегодная специализированная выставка ВолгаПродЭкспо и ежегодный конкурс «Лучшие товары Татарстана». Однако, география наград предприятия не ограничивается только Татарстаном.


2.2 Анализ дебиторской задолженности предприятия ООО «Дин+»


На первом этапе проанализируем уровень дебиторской задолженности организации и его динамику в предшествующем периоде. Анализ осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:


(2.2.1)


где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

ОА - общая сумма оборотных активов организации.

Объем дебиторской задолженности по отношению к оборотным средствам ООО «Дин+» представлен в таблице 2.2.1. В период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. доля дебиторской задолженности к сумме оборотных средств изменилась в пределах с 35,07 % до 29,87 %. Теоретически, факт увеличения дебиторской задолженности в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. отражает увеличение оборотных средств а, следовательно - улучшение финансового положения. Но на практике, для оценки возрастания дебиторской задолженности, потребуется анализ ее качества.


Таблица 2.2.1

Расчет коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность

Показатели01.01.1201.04.1201.07.1201.10.1201.01.131.Дебиторская задолженность, тыс. руб.12 700199582520219366186422.Общая сумма оборотных активов, тыс. руб.36 21246 88756 04254 759624203. Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, (п.1 / п. 2), %.35,0742,5744,9735,3729,87

Диаграмма, представленная на рисунке 2.2.1, наглядно демонстрирует объем дебиторской задолженности ООО «Дин+» и его динамику в предшествующий период.

На втором этапе анализа определяется количество оборотов дебиторской задолженности (см. табл.2.2.2).

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:


КОдз = ВР/ДЗср, (2.2.2)


где КОдз - количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

ВР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;

ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

Рис. 2.2.1. Объем дебиторской задолженности ООО «Дин+»


Таблица 2.2.2

Расчет количества оборотов дебиторской задолженности

ПоказателиПериод4кв.20111кв.20122кв.20123кв.20124кв.20121. Выручка от реализации в свободных оптовых ценах, тыс. руб.12069238153552327276274332. Дебиторская задолженность за период, тыс. руб.12700199582520219366186423. Количество оборотов дебиторской задолженности (п.1 / п.2),0,9501,1931,4101,4081,472

Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Замедление оборачиваемости свидетельствует об отвлечении оборотных средств организации для расчетов с покупателями и заказчиками, а также с другими партнерами.

На третьем этапе определяем взвешенное «старение» счетов дебиторов ООО «Дин+». Анализ подтверждает расхождения реального периода оборота дебиторской задолженности и установленного условиями кредита, который предоставляет фирма своим потребителям. Данные, приведенные в таблице 2.2.3, иллюстрируют два важных вывода. Во-первых, из-за просроченной дебиторской задолженности средний реальный срок оплаты счетов дебиторами, больше установленного, на 24 дня. Во-вторых, самый большой вклад в общую продолжительность периода оборота дебиторской задолженности дает период 30 - 60 дней, а именно - 14 дней. Также необходимо обратить внимание на период 60 - 90. Все два выше перечисленных срока возникновения дебиторской задолженности дают больше половины срока просроченных счетов дебиторов, а именно 22 дня.


Таблица 2.2.3

Взвешенное «старение» счетов дебиторов

Классификация дебиторов по срокам задолженностиСумма дебиторской задолженности, тыс. руб.Удельный вес в общей сумме задолженностиВзвешенное старение счетов, дни0-3071180,38230-6087130,4671460-9024850,133890-1203260,0172Итого:18642124

Более совершенным методом оценки качества и контроля дебиторской задолженности является реестр «старения» счетов дебиторов, где все счета дебиторов общества ранжируются по убыванию величины задолженности. Реестр «старения» счетов дебиторов более информативен, чем просто расчет среднего срока погашения задолженности.

Из данных таблицы 2.2.4 видно, что 38% задолженности являются текущими, 47% просрочены не более чем на месяц.

На счетах десяти основных дебиторов сконцентрировано около 45% от всей суммы дебиторской задолженности; около 32% от задолженности, просроченной свыше 30 дней. Необходимо обратить особое внимание именно на этих основных фирм-покупателей.

На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность.

Таблица 2.2.4

Реестр «старения» счетов дебиторов

Наименование дебитораСрок дебиторской задолженностиВсегоДоля %0-3030-6060-90свыше 90Дебитор 11437646208311,17Дебитор 279826142922617149,19Дебитор 384856514137,58Дебитор 47141959094,88Дебитор 55731667393,96Дебитор 64661335993,21Дебитор 72711444152,23Дебитор 8170352051,10Дебитор 91921921,03Дебитор 101551550,83Прочие дебиторы1494656820561001021854,81Итого71188713248532618642100Доля группы %38,1846,7413,331,75100

В процессе этого анализа используется коэффициент просроченной дебиторской задолженности, который вычисляется по формуле:


КПдз = ДЗпр / ДЗ,(2.2.3)


где КПдз - коэффициент просроченности дебиторской задолженности;

ДЗпр - сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;

ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации;


КПдз = 11524/18642=0,62


Вычисленный коэффициент говорит о том, что 62% всей дебиторской задолженности ООО «Дин+» является просроченной. Этот высокий показатель сигнализирует о проблеме низкого качества дебиторской задолженности, что в свою очередь приводит к проблеме низкой ликвидности дебиторской задолженности. Как следствие этого, возникают проблемы с финансированием деятельности.

На фоне полученных негативных результатов анализа дебиторской задолженности, можно заключить, что в ООО «Дин+» работа со счетами дебиторов ведется не очень хорошо. Результатом этого явилось сложившееся негативное положение с оборачиваемостью дебиторской задолженности, а также низкое качество дебиторской задолженности, определяемое высоким коэффициентом просроченной оплаты.


.3 Оценка возможности применения факторинга на предприятии ООО «Дин+»


Для участников отечественного рынка (компаний и предприятий) важным фактором успешной работы является сохранение конкурентоспособности. На ее уровень могут оказывать влияние многие факторы, которые зависят от внешних и внутренних причин.

Факторинг на предприятии помогает решать проблемы финансового характера путем осуществления выкупа права взыскания дебиторской задолженности его покупателей. Даже при работе с отсрочкой платежа у поставщика появляется возможность получения расчета по сделке. Пользоваться преимуществами факторинга могут предприятия разных отраслей, заинтересованные в продаже продукции на условиях отсрочки платежа. Особенно актуальными предложения факторингового обслуживания становятся для молодых компаний, а также предприятий, ориентированных на расширение рынка своего присутствия.

Достоинства использования факторинга на предприятии состоят в следующем:

возможность покрытия дефицита оборотного капитала, что может способствовать развитию деятельности и повышению платежеспособности;

сокращение рисков предоставления продукции покупателю с отсрочкой платежа и стимулирование повышения доходности производства;

создание условий повышения ликвидности производства за счет грамотного управления дебиторской задолженностью предприятия;

содействие расширению сферы присутствия на рынке и рентабельности производства;

расширение клиентской базы предприятия и повышение рыночной привлекательности.

Комиссия банка за факторинг сокращает размер выручки с каждой конкретной поставки, но рост количества отгрузок значительно увеличивает итоговый объем продаж, соответственно, положительным образом влияет на абсолютные и относительные показатели деятельности компании.

Иногда факторинг пытаются сравнивать с кредитом, хотя факторинг и банковский кредит имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. Таким образом, банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Факторинг же на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.

Другой особенностью кредита является необходимость предоставления залога для его получения. Принципиальное отличие факторинга и кредита заключается в том, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах, и даже если продажи вырастут в пять раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга. Более подробное сравнение финансирования при факторинге с другими кредитными продуктами представлено в таблице 2.3.1 (см. приложение 1).

В рамках факторинга банк наряду с финансированием осуществляет управление дебиторской задолженностью предприятия. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.

На сегодняшний день факторинг весьма успешно используется в работе поставщиков продуктов питания, парфюмерно-косметической, алкогольной продукции, канцелярских товаров, товаров народного потребления, медикаментов, бытовой химии и др. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров, поскольку спрос на них постоянен и высок. Однако следует отметить, что факторинг может быть применен в любых отраслях, где практикуется отсрочка платежа, безналичный расчет и существуют постоянные торговые связи.

В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что банк оказывает содействие в плане кредитного менеджмента. Банк контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, эффективно управляет дебиторской задолженностью. Банк в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, избегать отгрузок недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования.

Таким образом, бесперебойное и эффективное функционирование предприятия любой сферы деятельности во многом напрямую зависит от возможностей сохранять или расширять рынки сбыта, обеспечивать достаточность оборотного капитала. Первое определяется конкурентоспособностью предлагаемого продукта, проводимой маркетинговой политикой и возможностью эффективной работы с потребителями продукции, в том числе на условиях отсрочки платежа при эффективном управлении дебиторской задолженностью. Последнее может достигаться за счет использования факторинга, имеющего ряд важных преимуществ перед другими формами финансирования оборотного капитала.

В современных условиях ведения бизнеса компания ООО «Дин+» вынуждена предоставлять покупателям отсрочку платежа, средний срок отсрочки колеблется в пределах 20-45 дней. Преимущества товарного кредита для покупателя очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара. Однако согласие ООО «Дин+» на предоставление товарного кредита приводит к сокращению оборотных средств, ухудшению текущей ликвидности компании, снижению оборачиваемости дебиторской задолженности, возникновению кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли. «Бремя» долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае, если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки (как показывает анализ, на предприятии 62% всей дебиторской задолженности просрочено), это приводит к десинхронизации товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной системе компании. Тем не менее, предоставление или увеличение отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей.

Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, ООО «Дин+» ежедневно проводит мониторинг состояния дебиторской задолженности. В компании за своевременный приход денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продаже, что изначально не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной работе с ним а, следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки. Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании. В рамках факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.

На данный момент ООО «Дин+» для ликвидации кассовых разрывов и пополнения оборотных средств использует такие финансовые инструменты как овердрафт и краткосрочное кредитование.

В рамках факторинга, наряду с финансированием, банк осуществляет управление, дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании смогут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.

Важно отметить, что при факторинге банк покрывает основные риски поставщика, возникающие при отгрузках с отсрочкой платежа, - риск неоплаты и несвоевременной оплаты поставки покупателем.

Проведем расчет, который покажет результат внедрения факторинга. Для этого на первом этапе проанализируем денежный поток фирмы за первый квартал 2013 г. (см. таблицу 2.3.2, приложение 2)

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

Для осуществления текущей деятельности в первом квартале 2013 г. ООО «Дин+» вынуждена привлекать заемные средства в виде кредита и овердрафта в размере 13 млн. рублей.

Сумма процентов за пользование заемными денежными средствами составила 1 млн. рублей. На конец рассматриваемого периода остаток денежных средств составил 410 рублей.

Также необходимо отметить, что размер дебиторской задолженности на 31 марта 2013 г. составляет 20 млн. рублей и за первый квартал получена чистая прибыль в размере 7 тысяч рублей.

На втором этапе определим сумму, на которую были совершены отгрузки покупателям, и выделим потенциальных контрагентов, которые будут переведены на факторинговое обслуживание.


Таблица 2.3.3

Отгрузка продукции ООО «Дин+» в первом квартале 2013 г. (руб.)

ЯнварьФевральМартОтгрузка всего106863531410902416614077

Таблица 2.3.4

Отгрузка покупателям, планируемых для перевода на факторинговое обслуживание (руб.)

ЯнварьФевральМартОтгрузка всего576735565904438624217

На третьем этапе проанализируем денежный поток, предполагая следующее:

Покупателям, приведенным в таблице 2.3.4, предлагается отсрочка платежа до 60 дней на условиях увеличения объема и ассортимента приобретаемой продукции и заключается договор факторинга. По договору финансовый агент производит первое (авансовое) финансирование фирмы в объеме 80% уступленной фирмой дебиторской задолженности покупателя. С этой суммы средств, взимается плата в размере 18% за период между досрочным получением и датой инкассирования требований. Плата за факторинговое обслуживание составляет 2% от суммы уступленной дебиторской задолженности. Фирма отказывается от использования заемных денежных средств в виде кредита и овердрафта (см. табл.2.3.5, приложение 3).

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

За первый квартал 2013 г. по договору факторинга фирма получила денежные средства в размере 18 млн. рублей, этих средств оказалось достаточно для осуществления текущей деятельности предприятия. Плата за кредитование по факторинговому договору составила 400 тысяч рублей. Комиссия за управление дебиторской задолженностью составила 115 тысяч рублей. На конец рассматриваемого периода остаток денежных средств составил 4 млн. рублей.

Также необходимо отметить, что размер дебиторской задолженности на 31 марта 2013 г. после внедрения факторинга сократился на 6 млн. рублей и составил 14 млн. рублей. После внедрения факторинга фирмой за первый квартал получен убыток в размере 410 тысяч рублей. Этот убыток может быть покрыт за счет использования освободившихся денежных средств в размере 4 млн. рублей (пополнение оборотных средств для увеличения объемов продаж).

Исходя из выше сказанного, практическое использование факторинга на предприятии ООО «Дин+» обеспечит повышение эффективности функционирования за счет следующих элементов:

Предприятие получает финансирование сразу после отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, предприятие сможет поставлять продукцию своим покупателям с большей отсрочкой платежа (60-90 дней). Так как ООО «Дин+» нацелено на увеличение объемов продаж, то использование факторинга даст возможность поддерживать оборотный капитал на необходимом уровне и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также компания, заключив договор факторинга, заранее будет знать, в какой день деньги поступят на его счет.

Таким образом, при финансировании в рамках факторинга полностью решается проблема формирования оборотных средств предприятия, исчезает необходимость поиска залогового обеспечения для получения кредита в банке и, соответственно, не происходит роста кредиторской задолженности (как элемент повышения инвестиционной привлекательности предприятия). Кроме того, факторинговое финансирование имеет более целевую, чем традиционный кредит направленность: предприятие выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ему действительно нужны деньги. Следовательно, расчет эффективных процентных ставок при кредитовании и факторинге, в ряде случаев свидетельствует, что обслуживание при факторинге может быть даже дешевле, несмотря на более высокую номинальную ставку.

Таким образом, во второй главе был проведен анализ дебиторской задолженности предприятия, а также обосновано применение факторинга.

ООО «Дин+» работает на рынке по производству и продаже макаронных изделий уже более 10 лет. За это время компания добилась хороших результатов. Высококачественные макаронные изделия, фасованные крупы, фпуктово-ореховые смеси, орехи марки «Золотой Казан» успешно конкурируют на прилавках с любой отечественной и импортной продукцией.

На фоне полученных негативных результатов анализа дебиторской задолженности, можно заключить, что в ООО «Дин+» работа со счетами дебиторов ведется не очень хорошо. Результатом этого явилось сложившееся негативное положение с оборачиваемостью дебиторской задолженности, а также низкое качество дебиторской задолженности, определяемое высоким коэффициентом просроченной оплаты.

Факторинг на предприятии помогает решать проблемы финансового характера путем осуществления выкупа права взыскания дебиторской задолженности его покупателей. Даже при работе с отсрочкой платежа у поставщика появляется возможность получения расчета по сделке. Пользоваться преимуществами факторинга могут предприятия разных отраслей, заинтересованные в продаже продукции на условиях отсрочки платежа. Особенно актуальными предложения факторингового обслуживания становятся для молодых компаний, а также предприятий, ориентированных на расширение рынка своего присутствия.

Практическое использование факторинга в ООО «Дин+» обеспечит повышение эффективности функционирования предприятия.


Заключение


В данной работе изучены вопросы рефинансирования дебиторской задолженностью в организации.

Дебиторская задолженность - неотъемлемая часть хозяйственной деятельности любого предприятия. Рациональное ее использование способствует росту объемов реализации продукции (товаров, работ, услуг), расширению рынка сбыта, а, следовательно, и увеличению прибыли. Однако необоснованно большие суммы дебиторской задолженности отрицательно сказываются на результатах деятельности предприятия, поскольку это приводит к недостаточности собственных оборотных средств, в результате чего сдерживается нормальное развитие компании.

Под дебиторской задолженность понимается право требования организации на поступление финансовых и нефинансовых активов, возникающее из обязательств юридических и физических лиц по договору в ходе хозяйственной деятельности, с целью обеспечения приемлемого уровня финансовой устойчивости.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

Для ускорения перевода дебиторской задолженности в иные формы оборотных активов, предприятия, будь это денежные средства или высоколиквидные долгосрочные (краткосрочные) ценные бумаги применяется рефинансирование дебиторской задолженности, в частности - факторинг и форфейтинг.

Дебиторская задолженность - результат расчётов между двумя хозяйствующими субъектами, например, компанией-продавцом и компанией-покупателем, итогом которых являются возникшее долговое обязательство у одной стороны (кредиторская задолженность) и денежное требование у другой стороны (дебиторская задолженность). Дебиторская задолженность представляет собой «замороженные» ресурсы, отраженные в бухгалтерском балансе компании-кредитора.

Таким образом, нами изначально рассмотрены теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, выявлена её роль в общей финансовой деятельности организации, рассмотрены сущность и специфика дебиторской задолженности как элемента финансовых активов организации. Также в работе подробно рассмотрены подходы и методики анализа дебиторской задолженности.

ООО «Дин+» работает на рынке по производству и продаже макаронных изделий уже более 10 лет. За это время компания добилась хороших результатов. Высококачественные макаронные изделия, фасованные крупы, фпуктово-ореховые смеси, орехи марки «Золотой Казан» успешно конкурируют на прилавках с любой отечественной и импортной продукцией.

На фоне полученных негативных результатов анализа дебиторской задолженности, можно заключить, что в ООО «Дин+» работа со счетами дебиторов ведется не очень хорошо. Результатом этого явилось сложившееся негативное положение с оборачиваемостью дебиторской задолженности, а также низкое качество дебиторской задолженности, определяемое высоким коэффициентом просроченной оплаты.

Факторинг на предприятии помогает решать проблемы финансового характера путем осуществления выкупа права взыскания дебиторской задолженности его покупателей. Даже при работе с отсрочкой платежа у поставщика появляется возможность получения расчета по сделке. Пользоваться преимуществами факторинга могут предприятия разных отраслей, заинтересованные в продаже продукции на условиях отсрочки платежа. Особенно актуальными предложения факторингового обслуживания становятся для молодых компаний, а также предприятий, ориентированных на расширение рынка своего присутствия.

Практическое использование факторинга на предприятии ООО «Дин+» обеспечит повышение эффективности функционирования за счет следующих элементов: предприятие получает финансирование сразу после отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, предприятие сможет поставлять продукцию своим покупателям с большей отсрочкой платежа (60-90 дней). Так как ООО «Дин+» нацелено на увеличение объемов продаж, то использование факторинга даст возможность поддерживать оборотный капитал на необходимом уровне и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также компания, заключив договор факторинга, заранее будет знать, в какой день деньги поступят на его счет.


Список использованных источников


Конституция Российской Федерации: закон Российской Федерации от 12.12.1993 г. в ред. ФЗ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445.

Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ от 30.11.1994 г. (в послед. ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 367-ФЗ)

Письмо Минфина РФ от 21.09.2008 N 02-14-10а/1907 «О списании дебиторской задолженности»

Приказ Минфина РФ от 10 марта 1999 да № 19 «Об утверждении формы «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности организации»

Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика организации. - М.: Бухгалтерский учет, 2013. - 368 с.

Батурина Н.А. Способы оценки дебиторской задолженности с учетом инфляционного фактора // Справочник экономиста. - 2012. - №1. - С.51 - 55.

Бланк И.А. Управление активами и капиталом организации - К.: Центр, 2012. - 288 с.

Войтоловский Н.В., Калинина А.П., Мазурова И.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации. - СПб.: Питер, 2013. - 562 с.

Гиляровская, Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческой организации / Л.Т. Гиляровская, А.А. Вехорева. - СПб.: Питер, 2013. - 256 с.

Дранко, О.И. Финансовый менеджмент: технологии упр. финансами предприятия: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с.

Ефимова, О.В. Финансовый анализ. / О.В. Ефимова - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2011. - 528 с.

Ивашкевич В. Б., Семенова И. М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. - М.: Бухгалтерский учет, 2012. - 284 с.

Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния организации. - М: Центр экономики и маркетинга Е&М 2010. - 274 с.

Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ финансовой деятельности организации. - М.: Проспект, 2010. - 424 с.

Крейнина М.Н. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия // Финансовый менеджмент. - 2011. - №3. - С.48 - 53.

Лытнев, О. Н. Финансовые ресурсы организации. - М.: Проспект, 2012. - 366 с.

Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация организаций и компаний: справ.пособие для специалистов и предпринимателей. - М.: Высшая школа, 2011. - 587 с.

Паларамчук А.С. Анализ дебиторской задолженности // Справочник экономиста. - 2012. - №5. - С.78 - 82.

Покаместов, И.Е. Факторинг - комплексное решение для роста Вашего бизнеса / И.Е. Покаместов // Финансовый менеджмент. - 2012. - №2. - С.63 - 67.

Пузанкевич О. Дебиторская задолженность и методы управлению ею // Финансы. Учет. Аудит. - 2013. - №2. - С.41 - 45.

Пятов, М.Л. Управление обязательства организации. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 256 с.

Снитко Л.Т., Красная Е.Н. Управление оборотным капиталом организации. - М.: РДЛ, 2013. - 465 с.

Финансы организаций. / Под ред. Павлова Л.Н. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 412 с.

Хромов, М.Ю. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг. - СПб.: Питер, 2012. - 205 с.

Экономический анализ активов организации: учебник / Д.А. Ендовицкий, А.Н. Исаенко, В.А. Лубков; под ред. Д.А. Ендовицкого. - М.: Эксмо, 2009. - 606 с.

<#"justify">Приложение 1


Таблица 2.3.1

Отличия финансирования при факторинге от других кредитных продуктов

ФакторингКредитОвердрафт123Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиентаКредит возвращается Банку заемщикомОвердрафт возвращается Банку заемщикомФакторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 120 календарных дней)Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 годаПри получении овердрафта устанавливаются жесткие сроки пользования траншем, как правило, не превышающие 30 днейФакторинговое финансирование выплачивается в день поставки товараКредит выплачивается в обусловленный кредитным договором деньСрок действия договора по возобновляемой кредитной линии не может превышать 3-6 месяцевПри факторинге переход компании на расчетно-кассовое обслуживание в Банк не требуетсяКредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в БанкОвердрафт предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в БанкДля факторингового финансирования никакого обеспечения не требуетсяКредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займаОвердрафтом предусмотрено поддержание определенного оборота (4:1) по расчетному счету. Обеспечение в виде залога не требуетсяРазмер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиентаКредит выдается на заранее обусловленную суммуЛимит овердрафта устанавливается из расчета 15 - 30% от месячных кредитовых поступлений на расчетный счет заемщикаФакторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товараКредит погашается в заранее обусловленный деньВсе кредитовые поступления автоматически списываются с расчетного счета в погашение овердрафта и процентов по немуФакторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактурыДля получения кредита необходимо оформлять огромное количество документовДля получения овердрафта необходимо оформлять большое количество документовФакторинговое финансирование продолжается бессрочноПогашение кредита не гарантирует получение новогоПогашение овердрафта не гарантирует получение новогоФакторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другоеПри кредитовании помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услугПри овердрафте помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг


Приложение 2


Таблица 2.3.2

Денежный поток ООО «Дин+» за первый квартал 2010 г. (руб.)

ОстатокЯнварьФевральМартКассаПриход4819223871524314493017920Поступления от Покупателей92871511314491245920Поступления из банка131000013000001772000Расход218030324929783019615Заработная плата901303520978282197Выдача под отчет127900019720002737418Остаток касса6323117026БанкПриход4996156618491475054525051499Поступления от покупателей всего94920221018026912904361Прочие поступления161767620096235883030Овердрафт380215125606535764108Кредит (краткосрочный)750000500000Расход156665841474685625055047Перевод средств227050018055004422000Предоставленные займы290842216161476390Расчеты с поставщиками7418490817120411241257Платежи в бюджет27781182016255435Гашение займа194676192567186842,4Гашение овердрафт340710435461404351725Гашение кредита (краткосрочный)7500001541700Гашение кредита (долгосрочный)300000% за овердрафт112911231114697% за кредит (краткосрочный)338230341255301926% за кредит (долгосрочный)65974208Прочие услуги701043754942263074Остаток банк2623951404Остаток денежных средств всего634935653410

Приложение 3


Таблица 2.3.5

Денежный поток ООО «Дин+» за первый квартал 2010 г. после внедрения факторинга (руб.)

Отгрузка 1-8576735565904438624217Отгрузка всего106863531410902416614077ОстатокЯнварьФевральМартКассаПриход4818,9223871524314493017920Поступления от Покупателей92871511314491245920Поступления из банка131000013000001772000Расход218030324929783019615Заработная плата901303520978282197Выдача в под отчет127900019720002737418Остаток касса6323117026БанкПриход4996,39147864251265013820880357Поступления от Покупателей377385129213356766482Поступления 1-94781014244682617800012083492,1811682499152432909247,81677298231950311743813637815500001780004154654,8154654,85414815336500783156599472429285170187Факторинг (Аванс)461388452723556899373Факторинг (Остаток)1153471Прочие поступления161767620096235883030ОвердрафтКредит (краткосрочный)Расход124888901118840520646925Перевод средств227050018055004422000Предоставленные займы290842216161476390Расчеты с поставщиками7418490817120411241257Платежи в бюджет27781182016255435Гашение займа194676192567186842,4Гашение кредита (овердрафт)990700,01990700,01Гашение кредита (краткосрочный)1500000Гашение кредита (долгосрочный)300000% за овердрафт% за кредит (краткосрочный)338230341255301926% за кредит (долгосрочный)65974208Прочие услуги701043754942263074Комиссия за факторинг115347% за факторинг69208148294182576Остаток банк230253137642643997696Остаток денежных средств всего236576337659663997702


Теги: Теоретические основы охраны окружающей среды  Контрольная работа  Экология
Просмотров: 20790
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Теоретические основы охраны окружающей среды
Назад