Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ХИМИИ


Реферат по Промышленной безопасности и охране труда

на тему:

Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов


Выполнил: студент 2 курса факультета

энергетики и автоматики (группа32-51)

Салимов Ильшат Ильдарович

Научный руководитель: Ассистент каф. ПХ

Попова Марина Николаевна


Альметьевск 2014

Содержание


Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов <#"justify">Введение


К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Подавляющее большинство опасных грузов по территории Российской Федерации перевозится автомобильным и железнодорожным транспортом (около 95% всех перевозок опасных грузов). Гораздо меньшая доля выпадает на водный и воздушный транспорт. В то же время автомобильные дороги и железнодорожные ветки естественным образом сконцентрированы в наиболее густонаселенных территориях. Таким образом, большая часть всех перевозимых опасных грузов сосредоточена в таких местах, где любая их утечка или иная авария может привести к значительному материальному, экологическому ущербу или человеческим жертвам. Поэтому во всех развитых странах разработаны строгие правила, направленные на обеспечение безопасности перевозок опасных веществ и снижение последствий возможных аварийных ситуаций при их транспортировке. Более того, в связи с большим количеством международных грузоперевозок и возможными глобальными масштабами последствий аварий с опасными веществами, существуют различные международные соглашения, регулирующие такие перевозки. Как пример, можно привести следующие документы: «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ), «Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов» (заключили бывшие советские республики, кроме Прибалтики), «Рекомендации по перевозке опасных грузов» ООН и другие документы. Надо также отметить, что большинство международных перевозок опасных грузов регламентируется именно международными соглашениями и рекомендациями ООН, а в дополнение - документами тех стран, по территории которых осуществляется перевозка.

На территории Российской Федерации основные требования к организации перевозок опасных грузов определяются как международными соглашениями, нормами и стандартами, так и собственными законодательными документами. На автомобильном транспорте это «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные Министерством транспорта России от 08.08.1995 №73, на железной дороге - «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», утвержденные Госгортехнадзора России 16.08.1994 №50. Существует также целый ряд документов, регулирующих перевозки опасных грузов речным, морским и авиационным транспортом.


Взрывчатые материалы (ВМ)


Перевозка опасных грузов класса 1 по железным дорогам должна проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов, другой нормативно-технической документацией, действующей на железнодорожном транспорте.[5]

Перед погрузкой взрывчатых материалов в универсальные крытые вагоны и контейнеры грузоотправитель обязан выполнить работы по их подготовке с соблюдением требований настоящих Правил в порядке, предусмотренном МПС России. [5]

Движение поездов, в которых имеются вагоны с ВМ, должно быть организовано по возможности в обход крупных населенных пунктов, на безопасном расстоянии от взрывопожароопасных производств, без остановок на промежуточных станциях, под контролем служб отделений, дорог, МПС в установленном порядке.

Погрузка и выгрузка промышленных взрывчатых материалов должны производиться на подъездных путях предприятий. Места стоянки таких вагонов до их отправления со станции должны быть удалены от жилых и производственных строений, тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива легковоспламеняющихся грузов, от главных станционных путей согласно требованиям СНиП 11-39-76, но не менее чем на 125 м.

Выбор мест стоянки таких вагонов производится комиссией с участием представителей Госгортехнадзора России и других заинтересованных организаций.

Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с ВМ, должны быть специально оборудованы, иметь необходимые средства пожаротушения и устройства электрического освещения с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении.

Запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы с такими грузами на неосвещаемых площадках в темное время суток.

Запрещается хранение ВМ в складских помещениях железнодорожных станций.

При перевозке на открытом подвижном составе ВМ в специализированных контейнерах, тип и параметры которых совпадают с типами и параметрами универсальных контейнеров МПС России, их размещение и крепление производятся в соответствии с требованиями "Технических условий погрузки и крепления грузов", утвержденных МПС России.

Ответственность за соблюдение правил погрузки и крепления мест с ВМ в вагонах и в специализированных контейнерах, а также спецконтейнеров в вагонах несут предприятия-грузоотправители.

Работники железнодорожных станций обязаны проверить правильность размещения и крепления специализированных контейнеров с ВМ на открытом подвижном составе при отправлении грузов без сопровождения специалистов или охраны грузоотправителя (грузополучателя).

Совместная перевозка в одном контейнере ВМ разных подклассов, кроме грузов, входящих в комплект, запрещается.

Запрещается совместная перевозка ВМ в одном вагоне или в разных контейнерах, загруженных в один вагон, с ядовитыми веществами, легковоспламеняющимися грузами и другими грузами, не входящими в комплект со взрывчатыми материалами.

Порядок включения и выключения автотормозов у вагонов с ВМ при производстве маневровой работы на подъездных путях предприятий и организаций, железнодорожных станциях разрабатывают, руководствуясь нормативно-технической документацией МПС России, и утверждают соответственно руководители предприятия-ветвевладельца и отделения железной дороги.

К перевозке допускаются только ВМ классифицированные, а также допущенные Госгортехнадзором России к производству и применению в установленном порядке. При этом новым считается взрывчатый материал не только с учетом изменения его физико-химических свойств, но и в случае применения новой конструкции тары и упаковки, увеличения массы погрузочной единицы.


Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением


При перевозках опасных грузов класса 2 должны выполняться требования настоящих Правил, Правил перевозок грузов[5], а также нормативно-технической документации, касающейся техники безопасности при эксплуатации цистерн, производстве слива, налива и перевозок конкретных опасных грузов этого класса.

После заполнения вагона-цистерны опасными грузами класса 2 должна быть проверена герметичность люка цистерны и арматуры.

Все рабочее оборудование вагона-цистерны цехом наполнения должно быть приведено в транспортное положение. Верхний люк и предохранительный клапан закрываются предохранительными колпаками и пломбируются. Письменное разрешение на отправку вагона-цистерны с этими грузами выдается представителем ОТК. При этом необходимо убедиться в исправности экипажной части, соответствии маркировки, герметичности котла цистерны, наличии предохранительных колпаков над арматурой, которые должны быть заперты на замок и опломбированы.

Порожние вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны и баллоны для транспортирования опасных грузов класса 2 перевозятся на тех же условиях, что и заполненные.

При передаче вагона-цистерны ее владельцем другому предприятию для разовой перевозки опасных грузов класса 2 последнему должно быть послано телеграфное извещение с указанием номера транспортной накладной, заводского и регистрационного номеров, а также сроков технического освидетельствования цистерны, арматуры и регулировки предохранительного клапана, которое хранится у владельца вагона-цистерны и у отправителя продукции до завершения перевозки продукта.

Грузополучатель обязан слить груз из вагона-цистерны, контейнера-цистерны полностью. Давление в цистерне после слива должно быть не менее норм, установленных нормативно-технической документацией для данного груза.

В накладной на порожнюю вагон-цистерну грузополучатель обязан записать: "Вагон-цистерна слита полностью. Давление в котле... МПа".

При перевозке сжиженных газов под нормальным давлением вагон-цистерна должна быть оборудована отводящей трубой для испарения газа, находящейся в открытом состоянии.

На вагонах-цистернах в этом случае у места свободного выхода газа должна быть надпись: "Газосброс не закрывать".

После наполнения вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом (тамбуром), шкаф должен быть закрыт на замок и опломбирован пломбой грузоотправителя.

При возврате таких вагонов-цистерн в порожнем состоянии грузополучатель обязан закрыть на замок и опломбировать арматурный шкаф (тамбур) в порядке, предусмотренном для груженых цистерн.


Легковоспламеняющиеся жидкости


Перевозка опасных грузов этого класса должна проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов[5] и другой нормативно-технической документацией.

Полнота слива опасных грузов этого класса, обладающих токсичными свойствами и спиртовым (винным) запахом, удаление промывной воды удостоверяются в накладной на порожнюю вагон-цистерну подписями работников станции и ответственного должностного лица предприятия-грузополучателя, назначенных приказом соответственно начальника станции и руководителя предприятия.

После налива и слива опасных грузов подтеки на наружной поверхности котла вагона-цистерны должны быть грузоотправителем (грузополучателем) удалены.

При наливе и сливе опасных грузов:

работы по наливу и сливу должны быть механизированы с обеспечением максимальной герметизации;

работники, производящие налив и слив этих грузов, должны быть перед началом работ ознакомлены с их свойствами, проинструктированы по вопросам техники безопасности при работах с этими продуктами и снабжены соответствующей защитной одеждой, средствами индивидуальной защиты;

работы внутри котла вагона-цистерны должны проводиться с обязательным применением шлангового противогаза.


Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой


Перевозка опасных грузов этого класса должна производиться в соответствии с Правилами перевозок грузов [5] и другой нормативно-технической документацией.

Взрывоопасные легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные загораться без предварительного подогрева от источника зажигания с низкой энергией (классификационные шифры 4172, 4152, 4153), должны предъявляться к перевозке только в герметичной таре.

Перевозка опасных грузов разрешается в таре в крытых сухих вагонах и контейнерах. Запрещается транспортирование этих грузов на открытом подвижном составе, без упаковки.

Материалы животного и растительного происхождения, способные к воспламенению от тепла, выделяемого при химических и биологических процессах, а также при ударе или трении (классификационные шифры 4212, 4213), должны перевозиться только повагонными отправками или в контейнерах.


Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП)

безопасный перевозка газ жидкость

Перевозка опасных грузов этого класса должна производиться в соответствии с Правилами перевозок грузов [5], другой нормативно-технической документацией.

Вагоны для перевозки опасных грузов должны быть тщательно очищены от остатков ранее перевозимых грузов, пыли или промыты и не иметь следов минеральных и растительных масел.

Органические пероксиды, требующие регулирования температурного режима (классификационные шифры 5211, 5212, 5221, 5222), должны перевозиться в специализированных изотермических вагонах грузоотправителя или грузополучателя.

Остальные грузы, а также порожняя тара из-под них должны перевозиться только в собственных вагонах грузоотправителя (грузополучателя) или арендованных им.

Вагоны для перевозки органических пероксидов как в груженом, так и в порожнем состоянии должны транспортироваться в сопровождении специалистов грузоотправителя (грузополучателя).


Ядовитые, едкие, коррозионные и инфекционные вещества


Перевозка опасных веществ этих классов должна осуществляться в соответствии с условиями, изложенными в Правилах перевозок грузов[5].

На котлы вагонов-цистерн, контейнеров-цистерн, предназначенных для перевозки ядовитых веществ и продуктов других классов опасности, обладающих ядовитыми свойствами, наносится знак опасности 6а в соответствии с ГОСТ 19433-88 <http://sklad-zakonov.narod.ru/gost/G19433-88.htm>.

Пестициды, а также порожняя тара из-под них должны перевозиться в собственных вагонах грузоотправителя (грузополучателя) или арендованных им крытых вагонах. Вагоны должны быть окрашены владельцем (арендатором) в желтый цвет. На дверях вагонов наносятся надписи: над знаком опасности - "Пестициды", а под знаком - "Другими грузами не загружать".

Опасные грузы класса 8, прежде всего кислоты, олеум, меланж, обладают способностью вызывать тяжелые химические ожоги и интенсивную коррозию металла и других элементов подвижного состава, поэтому перевозка этих грузов должна осуществляться в вагонах-цистернах, контейнерах-цистернах, предназначенных для перевозки конкретного опасного груза. Материал котла таких вагонов-цистерн или внутреннее защитное покрытие должны надежно противостоять агрессивному действию перевозимого груза.

Перевозка опасных грузов класса 8 не в предназначенных для этих целей вагонах-цистернах запрещается.

В случае самовольного налива грузоотправителем грузов класса 8 в вагон-цистерну, не предназначенную для перевозки этого продукта, станция отправления обязана возвратить цистерну грузоотправителю для слива, очистки и нейтрализации.

Заключение


Перевозка опасных грузов сопряжена с риском значительного ущерба в случае возникновения инцидента при перевозке. Для снижения вероятности инцидентов и уменьшения их последствий необходимо знать и неукоснительно выполнять нормативные требования по перевозке опасных грузов.

Основные требования регламентируются Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом [5] и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Изучение и выполнение нормативных требований позволит повысить безопасность доставки опасных грузов и существенно снизить затраты на ликвидацию последствий инцидентов при перевозке.


Список использованной литературы


1.<http://www.ntktrans.ru/pravila_perevozok_nalivom.php>

.<http://www.rzdu.ru/info/laws/rules4>

.<http://docs.cntd.ru/document/902165571>

.<http://www.coronat.ru/index/perevozka_opasnyh_gruzov.htm>

5. Указание Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27 июня 1996 года N М-556у <http://docs.cntd.ru/document/9028898>


Теги: Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов  Реферат  Безопасность жизнедеятельности
Просмотров: 32794
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов
Назад