Эргономическо-дизайнерский анализ изделия радиоэлектронной аппаратуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ› ›

Факультет РТ и МТ.


РЕФЕРАТ

На тему:

Эргономическо-дизайнерский анализ изделия РЭА


Волгоград 2014


Содержание


1. Анализ функции изделия и их соответствие тектоникой изделия

. Анализ общей композиционного и цветового решения изделия

. Анализ конструкции органов индикации и управления и их компоновка на лицевой панели изделия

Список использованной литературы


1. Анализ функции изделия и их соответствие тектоники изделия РЭА


Тектоника - это зримое отражение в форме изделий существа его конструкции и организации в нем материала. Понятие «тектоника» неразрывно связывает две важнейшие характеристики промышленного изделия - его конструктивную основу и форму во всех ее сложных проявлениях (пропорциях, метрических повторах, характере и т. д.). Под конструктивной основой при этом понимают работу несущей части конструкции, характер распределения главных усилий, соотношение масс, организацию конструкционных материалов и т. п. Форма должна четко отражать все эти особенности конструктивной основы.

Понятие «тектоника» прочно утвердилось в художественном конструировании, хотя вообще в технике к нему обращаются значительно реже, чем в архитектуре. А между тем в технике тектоника имеет отнюдь не меньшее значение. Здесь ее проявления необычайно многообразны, как многообразны конструкции, материалы, характер усилий и связей между конструкцией и формой. Так уж сложилось, что понятие «тектоника» еще недостаточно знакомо инженерной аудитории, а иной раз кажется сугубо академичным, далеким от практики конструирования.

Остается пока только сожалеть, что изучение инженерных дисциплин все еще не втягивает в свою орбиту сопредельных и весьма важных вопросов, в которых современный конструктор должен уметь досконально и квалифицированно разбираться.

Иной раз трудно понять, как работает несущая основа машины, какова логика конструктивного взаимодействия ее частей и т. п. В других случаях как будто из соображений красоты форме машины придается характер, дезинформирующий о действительных нагрузках и распределении усилий. Проявлений нетектоничности в технике немало, и если не представлять себе сущности таких явлений, т. е. не разбираться в проблемах тектоники, то трудно избежать ошибок и в самой конструкции.

Есть одно важное условие для достижения подлинной тектоничности едва ли не всякого инженерного объекта: конструкционные материалы должны быть использованы оптимально с точки зрения работы системы. Если потенциальные конструктивные возможности данного материала не используются или, хуже того, его заставляют работать не естественным для него образом, то нарушений тектоники не избежать, а красота машины, станка, прибора останется несбыточной мечтой.

В связи с гигантским диапазоном форм проявления тектоники в технике всякий раз необходимо находить композиционные приемы, отвечающие сущности конструкции, характеру материалов, выражению работы сил.

У конструктора всегда есть возможность выразить все это через форму конструкции изделия.

Вот обычный вырез стенки - окно в базовой детали станка, необходимое по существенным конструктивно-техно-логическим соображениям,- с точки зрения тектонического характера формы прекрасная возможность для его раскрытия. В таком вырезе обычно видна толщина литой или прокатной детали, и по ней мы ощущаем мощь конструкции. Вообще многие технологические особенности конструкции-сварные швы, разъемы, канавки, приливы и т. п.,- будучи композиционно обыгранными, дают богатую информацию о сложнейших проявлениях тектоники. Ниже все это показано на примерах.

Правильная тектоническая основа важна для промышленных изделий различного назначения и любых абсолютных размеров.

Тектоничность как необходимое качество композиции станка, машины, прибора и по сей день менее всего осмысливается в ходе инженерной разработки. Чтобы особенности тектоники проявились зримо, эстетически впечатляюще, необходима целенаправленная разработка формы даже в том случае, если в целом основа конструктивного решения достаточно рациональна. Эстетически значимыми оказываются такие нюансы, как подчеркивание мест разъемов литых элементов станин, особенно когда они имеют сложный по профилю характер; обыгрывание литейных ребер, скруглений, плавных переходов и т. п. Эстетически выявляя особенности литья в кокиль или под давлением, обыгрывая все нюансы технологической обработки, мы тем самым раскрываем и тектонику таких форм. У сварных конструкций совершенно иной тектонический характер. Здесь оказывается важным подчеркнуть места сочленения прокатных профилей в углах их сопряжений, в Т-образных соединениях, а иногда даже композиционно подчеркнуть сварной шов, чтобы выразить тектонику сварной конструкции. В этих случаях особенно активными в композиции становятся разного рода подрезки, возникающие в результате нависания верхних корпусных элементов над нижними.

Итак, о каких бы объектах техники ни шла речь, тектоника может трактоваться как зримое отражение в форме изделия работы конструкции и организации материала. Именно в силу значимости тектоники она и выступает как основная, важнейшая категория композиции.

На данном измерительном прибора Генератор низкочастотный Г4-143 использована старая форма прямоугольного типа с острыми углами из-за которых человек оператора можно повредиться при работе с прибором. Ручка данного прибора выполнена достаточно удобно что она является как ручкой для переноса прибора, также и является подставкой для прибора что сопутствует удобному пользованию данного прибором. Сама тектоника данного прибора выглядит слишком квадратной (и страшной).


2. Анализ общего композиционного и цветового решения изделия РЭА.

тектоника управление индикация цветовой

Композиция (лат. compositio - составление, расположение, сочинение) - структура, взаимосвязь важнейших элементов произведения искусства или промышленного изделия, которыми определяется их смысл, выражается замысел. В основе композиции промышленного изделия лежит выбор элементов (или их группы) и их соподчиненности. В качестве элементов используют геометрические, светотеневые, или цветовые свойства формы изделия. Композиция характеризуется категориями, свойствами, средствами. Наиболее общими категориями композиции являются тектоника и объемно-пространственная структура изделия. Главные и второстепенные свойства и качества композиции весьма разнообразны. Их выбор будет определять главное, организующее начало композиции конкретного изделия. При этом кроме знания и учета объективных факторов формообразования изделия, необходимо знание общих закономерностей композиции и средства их выражения, общих подходов к отношениям объемов изделия и пространства.

В свойствах и качествах композиции выделяются следующие показатели изделия: гармоническая целостность формы изделия, соподчиненность элементов, композиционное равновесие элементов, симметрия и асимметрия и их комбинации, динамичность и статичность, единство характера. Современные материалы позволяют создавать прочные и устойчивые конструкции самой необычной формы, которые зрительно представляются весьма неустойчивыми. Задача дизайнера и заключается в том, чтобы создавать придавать зрительную устойчивость изделию. Под симметрией (греч. ?????????- соразмерность) в эстетике понимают гармоничное расположение отдельных частей целого, соразмерность и соответствие между ними.

Простейшие виды симметрии: зеркальная, центральная плоскостная и осевая - широко известны, но в практике художественного конструирования используются редко. Многообразие элементов изделий (в том числе и радиоэлектроники) и правила работы человека с изделием практически не позволяют использовать строго симметричные структуры. Поэтому дизайнеру часто приходится иметь дело с частной асимметрией формы изделия, с асимметричными, но композиционно уравновешенными структурами. Одними из основных способов создания композиционного равновесия являются контраст и нюанс. Контраст - противопоставление элементов структуры по форме, текстуре, цвету, а нюанс - тонкое и взаимосвязанное изменение в композиции.

При цветовом оформлении изделия РЭА следует помнить, что цвет оказывает на человека определенное эмоциональное воздействие. Он может утомлять, возбуждать, влиять на работоспособность, изменять зрительное восприятие объема и формы изображаемых предметов. Поэтому, художественно оформляя изделия РЭА, важно правильно использовать цвет с учетом его психофизиологического эффекта.

Цветовое решение изделия РЭА зависит от характера его содержания и должно гармонировать с цветовой гаммой интерьера, в котором он расположен.

Для создания выразительного образа рекомендуется применять ограниченное количество цветов (не более двух-трех). Большое количество цветов создает излишнюю пестроту, усложняет восприятие смысла информации.

В первую очередь цвет - важнейшее средство ассоциативно-образного воплощения темы. Какие же факторы необходимо учитывать художнику-оформителю при использовании цвета?

Психологическое воздействие цвета является результатом различного рода ассоциаций. Зрительные ощущения вызывают связанные с ними, наиболее часто сопровождающие их ощущения осязания, слуха, обоняния, вкуса. Вот почему оранжево-красные цвета, напоминающие огонь, мы ощущаем теплыми, а цвета синие, напоминающие толщу льда, воды, мы воспринимаем как холодные. Тишина, свойственная летней природе, зеленая гамма деревьев, трав побуждают нас зеленый цвет воспринимать как тихий.

Ассоциативный характер восприятия цвета придает ему определенную эмоциональность, делает его предметом эстетического восприятия, или, как говорят в быту, делает его красивым или некрасивым. Конечно, эстетическая оценка цвета гораздо сложнее, она не сводится к физиологии и психологии восприятия цвета. Однако цвет, вызывающий, например, ощущение уныния, усталости, не может быть оценен в эстетическом плане положительно.

Цвет используется и как средство выделения самого главного, основного в композиции. Достигается это путем сопоставления контрастных цветов или оттенков. Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. В этом круге цвета расположены в таком же порядке, как в цветовом спектре: вишнево-красный, красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зелено-голубой, голубой, сине-голубой, синий, сине-фиолетовый. Если брать два цвета, расположенные в круге друг напротив друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов.

Все цвета находятся в определенной взаимозависимости. Один и тот же цвет в окружении различных цветов выглядит по-разному.

На данном измерительном приборе Генератор низкочастотный Г4-143 лицевая панель основного фона использовались более серые цвета, которые не сильно напрягаются глаза, что не приводит преждевременной утомляемости при работе с прибором. Кнопки управления изделием РЭА почти такого же цвета что и основной фон бело кремового цвет, что не так уж сильно отличаются от корпуса и сами от себя (кнопка включения от кнопок управления прибором). Над каждой кнопкой переключения стоит надпись на (русском языке) или кодирующие символы, которые сообщают человеку-оператору назначения данной кнопки управления, что облегчает пользование данным прибором без изучения инструкции по эксплуатации.


3. Анализ конструкции органов индикации и управления их компоновка на лицевой панели изделия РЭА


Индикаторы и органы управления должны размещаться с учетом возможности их оптимального использования, т. е. в зависимости от их функционального назначения, важности прибора, цены делений, порядка отсчета, частоты и точности считывания показаний индикаторов, места и роли отдельных органов управления в процессе управления оборудованием. Наиболее важным индикаторам и органам управления должна быть выделена на панели оптимальная зона.

При размещении индикаторов и органов управления рекомендуется: - важнейшие индикаторы, за показаниями которых надо чаще всего наблюдать, сигнализаторы тревоги и основные органы управления располагать посередине панели управления или в его левой верхней части; - располагать органы управления на панели под соответствующими индикаторами или индикатор и соответствующий ему орган управления в примерно одинаковом положении на панели или пульте, т. е. обеспечить согласование положений органов управления и соответствующих индикаторов, последовательность отдельных операций управления во времени, нормальную последовательность считывания показаний индикаторов (слева направо или сверху вниз); - размещать органы управления и соответствующие индикаторы на основе анализа алгоритмическим методом деятельности оператора по управлению оборудования; - размещать индикаторы и органы управления на панели так, чтобы была видна взаимная функциональная связь между ними, взаимосвязь между движениями органа управления и управляемого узла машины; - компоновать взаимосвязанные индикаторы и органы управления (наличие функциональной связи) функциональными группами примерно по 5-6 приборов на соответствующем участке панели; целесообразнее компоновать приборы и органы управления в горизонтальной плоскости, нежели в вертикальной, симметрично, нежели асимметрично; - при наличии большого числа индикаторов и органов управления важно быстро замечать сигнал, правильно и быстро выполнять соответствующую операцию по управлению оборудованием, что обеспечивается за счет надлежащего расположения важнейших приборов на центральной панели; - располагать отдельные органы управления и индикаторы ьа панели так, чтобы оператор был информирован об их функциональном состоянии (включен или выключен прибор); - при размещении органов управления на панели сверху вниз их порядок следующий: главный выключатель «стоп», главный переключатель (выключено - включено), средства индикации положения отдельных частей машины, органы управления производственными процессами, органы автоматического управления, органы вспомогательного управления; - размещать главный выключатель «стоп» в середине у верхнего края панели; слева от него должна располагаться зеленая сигнальная лампа (готовность оборудования), справа должна располагаться желтая сигнальная лампа (неисправность оборудования); - на панели управления, обслуживаемой стоя, важнейшие и часто используемые органы управления размещать на высоте 110-140 см от пола; остальные органы управления - не ниже 80 и не выше 160 см от пола; - при создании эстетически выразительного внешнего вида панели необходимо избегать ненужного разделения панели на участки, выделения менее важных индикаторов и органов управления.

Компоновку лицевой панели следует начинать с анализа работы оператора с радиоэлектронным устройством (аппаратом, прибором). Для этого графически изображают все элементы панели и устанавливают взаимосвязь между ними и оператором.

Рабочие операции необходимо распределить между правой и левой рукой оператора. Для правой руки выделить органы управления, связанные с наиболее ответственными и точными операциями. Количество и траектории рабочих движений должны быть сокращены до минимума.

При размещении внешних установочных изделий следует руководствоваться следующим общим правилом: органы индикации располагают вверху, органы управления - в средней части, а органы подключения - внизу лицевой панели.

Наружные размеры конструкций, а также расстояния между установочными изделиями аппаратов и приборов (кнопками, тумблерами, ручками настройки) должны обеспечивать удобство осуществления переключений и настройки.

На данном измерительном приборе Генератор низкочастотный Г4-143 расположение органов управления находятся в стандартном классическом виде. Тумблер включения расположен в верхнем углу с левой стороны, который расположен гораздо удобном месте где его не спутаешь с другими переключателями. Контакты ввода и вывода сигнала расположены в нижней части основания изделия РЭА, что позволяет легко подключить кабеля ввода и вывода к этим гнездам. Поле индикации разделено на четыре различных поля частот, которые можно выбирать с помощью переключателей, которых находятся в центре. Также на индикационном поле расположена подвижная шкала, которая перемешается с одно стороны в другую. Сам индикатор аналогового тика, что не влияет на усталость глаз. Для настройки используют ролик, который довольно сложно крутить для быстрой настройки он не так уж годится. Кнопки управления достаточно жесткие, что приводит к преждевременной усталости


Список использованной литературы


1.Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения: Учебное пособие. - М.: »Горячая линия - Телеком», 2001. - 224 с

.«MPEG - это просто», К. Гласман. Информационно-технический журнал 625. - изд. ООО «Издательство 625», №3, 2000 - с 4-48.

.Кодеры и вокодеры MPEG, А. Ануфриев. Информационно-технический журнал 625. - изд. ООО «Издательство 625», №7, 2003 - с.

4.Оригинальный автор: Вячеслав Никитин, Максим Ефимов, ЗАО "СКН". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.rubatech.ru/book/print/392. -> Покоренные видеопотоки.

.Методы сжатия цифрового звука. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.compress.ru/Archive/CP/2004/8/9/#Основы цифровых преобразований.- Методы сжатия цифрового видео.


Теги: Эргономическо-дизайнерский анализ изделия радиоэлектронной аппаратуры  Реферат  Информатика, ВТ, телекоммуникации
Просмотров: 3334
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эргономическо-дизайнерский анализ изделия радиоэлектронной аппаратуры
Назад