Характеристика рисков чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте

Содержание


Список сокращений

Введение

Глава 1. Общие положения

1.1 Анализ нормативно-правовой базы по вопросам ПЛЧС

Глава 2. Характеристика рисков чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте

2.1 Риски возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах воздушного транспорта

2.2 Характеристика ОАО "Аэропорт Кольцово"

Глава 3. Порядок организации взаимодействия органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления при проведении мероприятий по ПЛЧС связанных с авиационными происшествиями

3.1 Сценарий чрезвычайной ситуации

3.1.1 Авиационные катастрофы и аварии в аэропортах

3.1.2 Замысел действий

3.1.3 Организация взаимодействия

3.1.4 Организация управления

3.1.5 Всестороннее обеспечение работ по ликвидации ЧС

Глава 4. Безопасность жизнедеятельности и экологичность

4.1 Безопасность труда

Глава 5. Экономическая оценка

Глава 6. Предложения по эффективности взаимодействия

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Реферат


Пояснительная записка выпускной квалификационной работы содержит __ лист, 6 таблиц, 13 рисунков, 12 приложений, 13 использованных источника литературы.

Демонстрационные материалы представлены в виде презентации PowerPoint на слайдах.

Ключевые слова: ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА АВИАЦИОННОМ ТРАНСПОРТЕ; ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ КРУШЕНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА, АВИАЦИОННЫЕ КАТАСТРОФЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ.

Целью выпускной квалификационной работы является научное обоснование необходимости модернизации имеющейся системы мероприятий по смягчению рисков и предупреждению ЧС связанных с авиационными катастрофами на территории Свердловской области.

В выпускной квалификационной работе представлен анализ существующей системы мероприятий. Изучены проблемные моменты системы, определены основные задачи ОУ и сил РСЧС в рамках реализации мероприятий данной системы. Итогом работы являются разработанные предложения и рекомендации по повышению эффективности системы мероприятий по смягчению рисков и предупреждению ЧС на авиационном транспорте на территории Свердловской области.

Кроме того, в пояснительной записке рассмотрены экологический и экономический аспекты проблемы.

Поставленные задачи решались методом анализа и работы с документами, материалами, литературными источниками.

чрезвычайная ситуация авиационный транспорт

Список сокращений


РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ФЗ - Федеральный закон;

МО - Муниципальное образование;

РП - Распоряжение правительства;

РЦ - Региональный центр;

ГУ - Главное управление;

ЧС - Чрезвычайная ситуация;

ПА - Постановление администрации;

МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

МВД - Министерство внутренних дел;

ГО - Гражданская оборона;

УФО - Уральский федеральный округ;

УСЦ - Уральский спасательный центр;

РПСО - Региональный поисково-спасательный отряд;

КЧС и ОПБ - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

ОШ ЛЧС - Оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации;

КШТ - командно-штабные тренировки;

ГБУЗ - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения;

ЦГБ - Центральная городская больница;

РФ - Российская Федерация;

МБУ - Муниципальное бюджетное учреждение;

МКУ - Муниципальное казенное учреждение;

ЕДДС - Единая дежурно-диспетчерская служба;

МУП - Муниципальное унитарное предприятие;

ГКУ "ТЦМ" - Государственное казенное учреждение " Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области";

РТР - Редакция телерадиовещания;

ПВР - Пункт временного размещения.

НПСК - наземная поисково-спасательная команда

СПДП - спасательная поисково-десантная группа


Введение


Сегодня мир обладает новейшими технологиями в области связи, вычислительной и бытовой техники. Человечество радуется достижениям науки и техники, однако не надо забывать, что и военная промышленность не стоит на месте. Кроме того, от того, что у каждого пятого человека сейчас дома компьютер и у каждого второго телефон, люди не стали добрее. Алчность, стремление к власти - это те чувства, которые заставляют людей начинать конфликты, войны, и этого сегодня не избежать. Ежедневно в мире где-то гибнут люди. Когда-нибудь это "где-то" может случиться и у нас. Не стоит быть уверенным, что нас это не коснется. Нужно быть готовым ко всему именно сейчас. Поэтому лучше быть готовым к возможным происшествиям, постараться не дать им застать нас врасплох. Предупреждение чрезвычайных ситуаций необходимая мера в современных, индустриально развитых городах.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (ГОСТ Р22.0.02-94).

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

декларирование промышленной безопасности;

лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


Глава 1. Общие положения


1.1 Анализ нормативно-правовой базы по вопросам ПЛЧС


Защита населения от чрезвычайных ситуаций возникающих на авиационном транспорте осуществляется в рамках:

Федеральных Законов:

а) ФЗ № 68 от 21.12.1994 года "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":

Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Целями вышеуказанного Федерального закона являются:

предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Требованиями федерального закона создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Задачи органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;

г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;

м) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

н) устанавливают региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

о) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;

п) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях

р) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

К полномочиям органов местного самоуправления относится:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

б) Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций":

Во-первых, настоящее положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.

Во-вторых, данная система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создаются федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и уполномоченными организациями для проведения работы в области защиты населения и территорий от ЧС. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями ФОИВ.

В-третьих, единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Структура и состав РСЧС:

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1007

"О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций":

перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.

перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на территории Уральского федерального округа созданы и функционируют:

межрегиональные, региональные и муниципальные органы управления функциональных и территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в рамках которых осуществляют свою деятельность координационные, постоянно действующие органы, а также органы повседневного управления.

Координационные органы РСЧС

Координационными органами единой системы являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом;

д) рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постоянно действующие органы управления:

Постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

на межрегиональном уровне - Уральский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на региональном уровне - 6 главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации Уральского федерального округа;

на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Органы повседневного управления:

Органами повседневного управления единой системы являются:

на межрегиональном уровне - ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Уральского регионального центра МЧС России" (далее ЦУКС УРЦ МЧС России);

на региональном уровне - 6 ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации", информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

на муниципальном уровне - 200 единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Федеральное агентство воздушного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Федеральное агентство воздушного транспорта руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

организацию разработки мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов;

ведение учета авиационных происшествий и инцидентов;

государственную регистрацию гражданских аэродромов и аэропортов, ведение Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственного реестра аэропортов Российской Федерации;

государственную регистрацию гражданских воздушных судов, ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации;

предоставление разрешений иностранным назначенным авиапредприятиям на эксплуатацию договорных линий, а также согласование расписания полетов и тарифов в отношении указанных линий в рамках реализации межправительственных соглашений о воздушном сообщении;

государственную регистрацию гражданских аэродромов и аэропортов, ведение Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственного реестра аэропортов Российской Федерации;

государственную регистрацию гражданских воздушных судов, ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации;

предоставление разрешений иностранным назначенным авиапредприятиям на эксплуатацию договорных линий, а также согласование расписания полетов и тарифов в отношении указанных линий в рамках реализации межправительственных соглашений о воздушном сообщении;

предоставление в установленном порядке эксплуатантам воздушных судов освобождений от выполнения установленных требований, связанных с перевозкой опасных грузов воздушным транспортом; организацию и проведение инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов;

приостановление в случаях, установленных законом или международным договором Российской Федерации, отправки гражданского воздушного судна иностранного государства;

контроль за организацией, обеспечением и выполнением полетов воздушных судов при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

организацию единой системы авиационно-космического поиска и спасания;

обеспечение руководства функционированием Единой системы организации воздушного движения, ее реформирование с целью создания Аэронавигационной системы России;

организацию поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (за исключением космических объектов военного назначения); организацию в соответствии с международными договорами Российской Федерации поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, совершивших посадку на территории иностранного государства;

организацию взаимодействия авиационных поисково-спасательных служб с поисково-спасательными службами других федеральных органов исполнительной власти и иностранных государств;

оперативное руководство авиационными поисково-спасательными силами федеральных органов исполнительной власти во время проведения поисково-спасательных работ, а также контролирует поисково-спасательное обеспечение полетов воздушных судов и космических объектов;

доведение полученной информации о сигналах бедствия до координационных центров поиска и спасания, центров Единой системы организации воздушного движения и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;

проведение аттестации подведомственных авиационных поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб.

В целях обеспечения проведения аварийно-спасательных работ при авиационных происшествиях в Российской Федерации создана единая система авиационно-космического поиска и спасания, объединяющая силы и средства государственной, экспериментальной и гражданской авиации. С 2007 г. поиск и спасание в Российской Федерации организуются и проводятся в соответствии с "Административным регламентом Федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в Российской Федерации", утвержденным приказом Росаэронавигации от 14.12.06 № 98?????????????7. К дежурству в системе авиационно-космического поиска и спасания ежедневно привлекаются около 120-130 воздушных судов, в том числе 30 самолетов и 90-100 вертолетов (из них 67 судов гражданской авиации), что позволяет прикрыть территорию Российской Федерации поисково-спасательными самолетами и вертолетами на 70% днем и на 40% ночью. Оперативным органом единой системы авиационно-космического поиска и спасания на федеральном уровне является Главный авиационный координационный центр поиска и спасания ФГУ "Служба ЕС АКПС".

В 2008 г. проведено 40 поисково-спасательных работ (ПСР), в результате которых были спасены 121 пассажир и 60 членов экипажа, погибло - 117 человек (пассажиров - 92, членов экипажа - 25), пропало без вести - 3 человека (пассажиров - 1, членов экипажа - 2). При оказании помощи населению (3 работы) было спасено и эвакуировано в безопасные районы 358 человек. Поисково-спасательное обеспечение полетов осуществляют 122 дежурных воздушных судна гражданской и государственной авиации. Основу поисково-спасательных сил и средств составляют 39 региональных поисково-спасательных баз, насчитывающих 819 профессиональных авиационных спасателей осуществляющих круглосуточное дежурство в готовности к вылету (выходу) летом - 30 минут, зимой - 45 минут;

Свердловская область является самостоятельным субъектом Российской Федерации Уральского федерального округа. Административный центр - город Екатеринбург, является центром Уральского федерального округа, расположен в южной части Свердловской области. Высшее должностное лицо - губернатор Свердловской области. Свердловская область расположена на границе Европы и Азии, между 56° и 70° восточной долготы. Протяженность области с запада на восток - 450 км., а с севера на юг - 600 км. Площадь территории - 194,3 тыс. км2. Граничит на западе с Пермским краем, на севере с Республикой Коми и Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке с Тюменской областью, на юге с Курганской, Челябинской областями и Республикой Башкортостан.

Численность населения - 4,3 млн. человек, из них:

численность городского населения - 3,6 млн. человек;

сельского - 690 тыс. человек;

трудоспособного населения - 2,7 млн. человек;

пенсионеров - 1,2 млн. человек.

Свердловская область является важным транспортным узлом - через неё проходят железнодорожные, автомобильные и воздушные трассы общероссийского значения, в том числе Транссибирская железнодорожная магистраль. Густота железнодорожной и автодорожной сети превосходит средние по стране показатели. На территории области имеются два железнодорожных и автомобильных перехода через Уральский хребет в районах городов Нижний Тагил и Первоуральск, обеспечивающие пропуск грузового и пассажирского транспорта в западном и восточном направлениях.

Представлен деятельностью международного аэропорта "Кольцово" - крупнейшего воздушного порта России, аэродрома Арамиль, 42 посадочных площадок. Маршрутная сеть аэропорта "Кольцово" насчитывает более 85 маршрутов. В "Кольцово" выполняют полеты более 40 российских и зарубежных авиакомпаний, которые связывают Екатеринбург с более сотни городов мира. Ежегодно аэропортом "Кольцово" выполняется 16 тысяч самолетовылетов, обслуживается более 4.3 миллионов пассажиров (2013 год) и обрабатывается до 27.8 тысяч тонн грузов и почты. Самолеты аэропорта "Кольцово" летают по маршрутам в 38 городов России и СНГ, а также 14 зарубежных городов, этот аэропорт выполняет роль воздушного моста в связях Сибири и Дальнего Востока с европейской частью России.

Глава 2. Характеристика рисков чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте


2.1 Риски возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах воздушного транспорта


В Уральском федеральном округе широко развита сеть международных, межрегиональных и региональных воздушных авиационных перевозок.

Всего на территории Уральского федерального округа расположено 43 аэродрома и 114 вертолётных площадок.

Основные транспортные узлы округа, через которые осуществляются внутренние и международные авиационные перевозки являются:

Курганская область - аэропорт "Курган" - внутренние авиационные рейсы в Москву, Екатеринбург.

Свердловская область - аэропорт "Кольцово" (внутренние авиационные рейсы в Москву, Анапу, Курган, Казань, Краснодар, Кемерово, Красноярск, Мирный, Пермь, Тюмень, Читу, Иркутск, Иркутск, Сочи, Оренбург, международные авиационные рейсы в Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан, Узбекистан, Украину, Болгарию, Вьетнам, Великобританию, Германию, Грецию, Египет, Испанию, Китай, Турцию, Таиланд, Чехию, Францию).

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 411-РС "Об утверждении перечня критически важных объектов Российской Федерации" на территории Уральского федерального округа 11 аэропортов отнесено к критически важным для национальной безопасности Российской Федерации объектам, прекращение или нарушение работы которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций регионального и федерального уровня.

При этом, наиболее крупным авиационным транспортным центром, осуществляющим наибольшие по количествам направлений, пассажиров и объемам грузовых перевозок является "Аэропорт "Кольцово" - транспортный ХАБ Уральского федерального округа.

В целях организации осуществления авиационного и наземного поиска и спасания воздушных судов на территории Уральского федерального округа организовано дежурство сил и средств:

авиационного поиска и спасания на 13 аэродромах в количестве 8 ед. вертолетов Ми-8, 2 ед. самолетов Ан-2;

в том числе по особому распоряжению 5 вертолетов Ми-8, 1 ед. самолет Ан-2;

круглосуточно 6 вертолетов Ми-8, 1 ед. самолет Ан-2; сроки готовности сил и средств в летнее время 30 минут в зимнее время 45 минут;

региональных поисково-спасательных баз Уральского авиационного поисково-спасательного центра, общей численность 164 человек, на базе которого организовано дежурство 10 спасательных парашютно-десантных групп, общей численностью 24 человека, в том числе 16 спасателей;

наземных поисково-спасательных групп численностью 56 человек, в том числе 26 пожарных-спасателей.

Анализ статистических данных показывает, что в зоне ответственности регионального центра в течение последних пяти лет были зарегистрированы 5 крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, вызванных катастрофами воздушных судов.

мая 2008 года грузовой самолет Ан-12 авиакомпании "Московия" совершавший грузовой рейс по маршруту "Челябинск - Пермь" разбился в 30 км севернее города Челябинска (в 11 км от взлетно-посадочной полосы).

В результате катастрофы погибло 9 членов экипажа, находившиеся на борту.

сентября 2008 года при заходе на посадку в аэропорт "Большое Савино" (г. Пермь) потерпел катастрофу пассажирский самолет "Боинг 737" авиакомпании "Нордавиа" совершавший рейс по маршруту "Москва-Пермь".

В результате катастрофы погибло 88 человек, находившихся на борту (82 пассажира, 6 членов экипажа).

января 2011 года при подготовке к взлету в аэропорту "Сургут" сгорел пассажирский самолет Ту-154 Б-2 авиакомпании "Когалымавиа", совершавший рейс по маршруту "Сургут-Москва". В результате катастрофы погибло 3 человека, пострадало и было госпитализировано 43 человека, в том числе 4 в тяжелом состоянии.

апреля 2012 года при взлете из аэропорта "Рощино" (г. Тюмень) потерпел катастрофу пассажирский самолет "АТР-72" авиакомпании "ЮТЭйр", совершавший рейс по маршруту "Тюмень-Сургут".

В результате катастрофы погибло 33 человека, пострадало и было госпитализировано в тяжелом состоянии 10 человек.

июня 2012 года совершил несогласованный вылет с аэродрома в городе Серов в неизвестном направлении самолет Ан-2, частной авиакомпании "Авиа-Зов" с 12 пассажирами на борту. Самолет пропал вместе с пилотом и пассажирами. 3 мая 2013 года обломки самолета и останки 13 человек были обнаружены в 8 км от аэродрома города Серов в труднодоступной болотистой местности.

Кроме этого, в зоне ответственности регионального центра ежегодно происходит до 6 авиационных происшествий с самолетами малой авиации, а также вертолетами, в результате которых происходит гибель и травмирование людей.

В соответствии со статистическими данными наибольшее количество катастроф воздушных судов возникает при взлете и при заходе на посадку, вследствие технических неисправностей, а также нарушений правил выполнения полетов.

Катастроф при магистральных пролетах воздушных судов на территории Уральского федерального округа не было зарегистрировано.

Проведенный анализ риска возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных катастрофами на объектах воздушного транспорта, показывает, что наиболее тяжелые последствия могут сложиться при катастрофе магистрального пассажирского самолета, пассажировместимостью до 350 человек, совершающего регулярный международный рейс.

При этом, могут возникнуть чрезвычайные ситуации межрегионального и федерального уровней.

При возникновении подобных чрезвычайных ситуаций предусмотрено установление федерального уровня реагирования.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций будут привлечены силы и средства муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Уральского регионального центра МЧС России, контроль хода ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций будет осуществляться оперативным штабом Уральского регионального центра МЧС России, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.


2.2 Характеристика ОАО "Аэропорт Кольцово"


Международный аэропорт Кольцово - один из крупнейших воздушных портов России. Более 40 российских и зарубежных авиакомпаний-партнеров связывают Екатеринбург более чем со 100 городами мира, а через удобные пункты пересадок - международные аэропорты-хабы - практически со всей планетой.

Пассажиропоток аэропорта динамично растет. В 2013 году международный аэропорт "Кольцово" обслужил 4,3 млн. пассажиров, что на 13,6% больше пассажиропотока 2012 года.

Максимальный рост (+23,4%) был отмечен на международных направлениях - зарубежные поездки осуществили 1,8 млн. пассажиров, на внутрироссийских рейсах обслужили 1,9 млн. (+3,5%). В прошлом году в "Кольцово" в целом было произведено 21,7 тыс. взлетно-посадочных операций, это на 7,9% больше показателя предыдущего года. В грузовых перевозках также отмечен рост: объем обработанных грузов и почты вырос на 3,9% до 27,8 тыс. т.

В состав современного аэровокзального комплекса, строительство которого завершено в 2009 г., входят просторные и технологичные терминалы, в которых ведется обслуживание пассажиров внутрироссийских и международных рейсов (Терминалы А и В), а также терминал деловой авиации (VIP-терминал) для вылетающих и прибывающих пассажиров внутрироссийских и международных рейсов.

В аэропорту расположены: зоны ожидания, кассы, кафе, магазины, представительства российских и зарубежных авиакомпаний, линейный отдел внутренних дел в аэропорту "Кольцово" (ЛОВД). Кольцовская таможня, КПП Екатеринбург-аэропорт", филиал "Аэронавигация Урала", филиал ФГУП "Почта России".


Теги: Характеристика рисков чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте  Диплом  Транспорт, грузоперевозки
Просмотров: 10015
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Характеристика рисков чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте
Назад