Анализ хозяйственной деятельности

Курсовая работа по предмету:

Анализ хозяйственной деятельности

 

 

Содержание

Введение.. 3

  1. Общий обзор хозяйственной деятельности анализируемого предприятия.. 5
  2. Задачи анализа хозяйственной деятельности.. 9
  3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия сферы услуг. 10

3.1. Анализ технико-организационного уровня предприятия. 10

3.2. Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия. 18

3.3. Анализ оборотных средств и материальных ресурсов предприятия  20

3.4. Анализ трудовых ресурсов предприятия. 24

3.5. Анализ объема реализации услуг. 30

3.6. Анализ качества услуг и обслуживания. 36

3.7. Анализ себестоимости услуг. 37

3.8. Анализ прибыли и рентабельности. 39

3.9. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия  41

  1. Выводы и рекомендации по результатам анализа 43

Приложение.. 45

Библиографический список.. 48


Введение

В настоящее время от предприятий требуется повышение эффективности деятельности, конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий.  С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Целью данной курсовой работы является - проведение анализа хозяйственной деятельности предприятия сферы услуг.

Исходя из цели курсовой работы, вытекают следующие задачи:

  • обобщить и закрепить теоретические знания в области экономического анализа и непосредственно анализа хозяйственной деятельности предприятия;
  • научиться пользоваться основными источниками информации, необходимыми для проведения анализа;
  • рассмотреть на примере конкретного предприятия различные способы и приемы анализа основных технико-экономических показателей и влияющих на них факторов;
  • познакомиться с основными методами выявления и подсчета резервов роста (снижения) показателей;
  • отработать методику выполнения аналитической части дипломного проекта.

Объектом исследования в данной работе является хозяйственная деятельность ООО «Леван», основным видом деятельности которого является оказание услуг по установке и монтажу дверей и проведение отделочных работ.

Основным практическим материалом для выполнения курсовой работы является бухгалтерская отчетность ООО «Леван».

Выполнение данной работы основано на методических рекомендациях к выполнению курсовой работы по анализу хозяйственной деятельности.


1. Общий обзор хозяйственной деятельности анализируемого предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Леван» (сокращенное фирменное наименование общества – ООО «Леван») зарегистрировано в 1998 году, учреждено физическим лицом – единственным участником общества.

ООО «Леван» является юридическим лицом – коммерческой организацией, имеет фирменную круглую печать, содержащую фирменное наименование на русском языке, вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак, расчетные счета в банке.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанность и быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Свою деятельность Общество осуществляет на основании текущего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», Устава предприятия.

Целью деятельности ООО «Леван» является получение прибыли.

Основной вид деятельности – оказание услуг по установке и монтажу металлических деверей, производство отделочных и завершающих работ.

Дополнительный вид деятельности – прочая розничная торговля в специализированных магазинах.

ООО «Леван» занимается оказанием услуг по установке металлических дверей, напольных покрытий и др. отделочных работ, а также продажей строительных материалов.

Основными принципами деятельности ООО «Леван» являются получение прибыли, максимальное удовлетворение потребностей своих клиентов.

Обширная техническая база, высококвалифицированные кадры позволяют компании предоставлять широкий спектр специальных отделочных работ.

Предприятие имеет комплект оборудования, машин, механизмов для выполнения всех заявленных видов работ и способно выполнять работы одновременно на нескольких объектах. Оборудование позволяет проводить полный объем ремонтных работ.

Основные экономические показатели деятельности предприятия приведены в таблице 1.

На основании данных этой таблицы можно сделать следующие выводы.

В 2006 году значительно увеличился объем реализации услуг исследуемого предприятия. Он вырос на 64% по сравнению с 2005 годом.

Наряду с увеличение объемов реализации увеличилась и себестоимость реализации услуг ООО «Леван».  Рост себестоимости составил 164%.

Прибыль от реализации услуг при этом увеличилась на  69% по отношению к 2005 году.

Прибыль до налогообложения выросла на 40%. А рост чистой прибыли составил 168%.

Численность работающих в ООО «Леван» на конец 2006 года составляет 44 человека. Это на 10% меньше чем в 2005 году. Наблюдается снижение численности работающих.


Таблица 1

 

Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия

Показатели

Ед. изм.

2 005

2 006

Абсолютное отклонение от базисного года

Относительное отклонение от базисного года

Темп роста

Темп прироста

(%)

(%)

Количественные

 

 

 

 

 

 

1. Объем реализации услуг

тыс. руб.

67 793

111 044

43 251

164%

64%

2. Себестоимость услуг (затраты на производство и реализацию услуг)

тыс. руб.

66 933

109 594

42 661

164%

64%

3. Прибыль от реализации услуг

тыс. руб.

860

1 450

590

169%

69%

4. Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль)

тыс. руб.

620

866

246

140%

40%

5. Прибыль после налогообложения (чистая прибыль)

тыс. руб.

658

1 106

448

168%

68%

6. Численность работающих,

чел.

49

44

-5

90%

-10%

в том числе численность рабочих

 

37

34

-3

92%

-8%

7. Среднегодовая стоимость ОПФ

тыс. руб.

411

419

8

102%

2%

8. Годовой остаток оборотных средств

тыс. руб.

16 922

19 460

2 538

115%

15%

9. Выработка на 1 работающего,

тыс. руб.

1 384

2 524

1 140

182%

82%

в том числе выработка на 1 рабочего

тыс. руб.

1 832

3 266

1 434

178%

78%

10. Затраты на 1 рубль объема реализации услуг

тыс. руб.

0,99

0,99

0

100%

0%

11. Рентабельность: общая

%

1,28

1,32

0

103%

3%

                                  расчетная

%

0,97

1,00

0

103%

3%

12. Фондоотдача

руб

165

265

100

161%

61%

13. Фондоемкость

руб

0,0061

0,0038

0

62%

-38%

14. Фондовооруженность

тыс. руб.

8,38

9,51

1

114%

14%

15. Фондорентабельность

%

160

264

104

165%

65%

16. Коэффициент оборачиваемости

оборотов

4

6

2

142%

42%

18. Длительность оборота оборотных средств

дней

91

64

-27

70%

-30%

 


Численность рабочих на конец исследуемого периода составляет 34 человека. Численность рабочих также снизилась и составила 92% от уровня 2005 года.

Предприятие располагает основными производственными фондами. Среднегодовая стоимость ОПФ растет. В 2005 году она составила 411 тыс. руб, а в 2006 году выросла на 2%.

Стоимость оборотных средств за исследуемый период выросла с 16922 тыс. руб, до 19460 тыс. руб. Ее рост составил 115% по отношению к 2005 году.

Выработка на одного работающего увеличилась на 82%, выработка на одного рабочего увеличилась на 78%. Это обусловлено в основном увеличением объема реализации работ и услуг предприятия, а также снижением численности  персонала.

Затраты на 1 рубль реализации услуг достаточно большие и составляют 0,99 руб на протяжении 2005- 2006 гг.

Рентабельность деятельности не высока и составляет 1,32% на конец исследуемого периода. Положительным моментом является то, что рентабельность имеет положительную динамику. Ее рост составил 103%.

За период 2005-2006 года возросла фондоотдача. Ее рост составил 161%. Это обусловлено увеличением объемов реализации работ и услуг предприятия.

Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче. Она показывает долю основных фондов в выручке предприятия. Фондоемкость за исследуемый период соответственно снизилась на 38%.

Фондовооруженность показывает сколько основных фондов приходится на 1 работника предприятия. Фондовооруженность возросла. Ее рост составил 114%. Это обусловлено снижением численности работников предприятия и ростом среднегодовой стоимости  основных фондов.

Фондорентабельность также увеличилась. Ее рост составил  165%. Это обусловлено ростом прибыли предприятия.

Улучшились показатели деловой активности, в частности выросла оборачиваемость оборотных активов с 4 до 6 оборотов. Продолжительность оборота снизилась на 30%.

Все эти показатели положительно характеризую процесс финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

2. Задачи анализа хозяйственной деятельности

 

Общими задачами анализа хозяйственной деятельности предприятия сферы услуг могут являться следующие:

  1. Изучение и объективная оценка результатов работы предприятия.
  2. Оперативный контроль за ходом хозяйственных процессов на предприятии; своевременное выявление имеющихся или намечающихся отклонений фактических значений показателей от планируемых и причин, вызывающих эти отклонения; регулирование этих отклонений.
  3. Использование экономических рычагов повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия в целом.
  4. Прогнозирование основных качественных изменений в работе предприятия, вызываемых влиянием различных внешних факторов (научно-технического прогресса, спроса на услуги и др.)
  5. Контроль за экономным использованием всех имеющихся у предприятия ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и т.п.)
  6. Выявление резервов повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия; разработка мероприятий, направленных на своевременное и полное использование выявленных резервов.
  7. Обоснование управленческих решений.

Анализ основных экономических показателей, выполненный в предыдущем разделе, показал что предприятие функционирует и успешно развивается. Поэтому основной задачей в данной курсовой работе для себя мы определяем изучение и объективную оценку результатов работы предприятия и выявление возможных проблем функционирования.

Далее перейдем к анализу хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

 

3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия сферы услуг

 

3.1. Анализ технико-организационного уровня предприятия

 

Этот анализ проводится по трем основным направлениям:

  • анализ научно-технического уровня производственного процесса,
  • анализ организации производства и труда,
  • анализ организационной структуры и эффективности управления предприятием.

Научно-технический уровень производственного процесса на предприятии характеризуется наличием и состоянием основных производственных фондов, уровнем их обновления и совершенствования, прогрессивностью структуры (в том числе и технологической), а также прогрессивностью применяемых технологий, технических решений и  технической вооруженностью труда.

Рассмотрим движение основных фондов предприятия. Данные показатели сгруппируем в таблице 2.

Таблица 2

Анализ уровня обновления основных производственных фондов, тыс. руб

Наименование ОПФ

2 005

Поступило

Выбыло

2 006

Здания и Сооружения

106

32

23

115

Машины и оборудование

128

 

8

120

Транспортные средства

105

84

54

135

Производственный и хозяйственный инвентарь

99

27

97

29

Итого ОПФ,

438

143

182

399

в том числе активная часть ОПФ

332

111

159

284

Основные производственные фонды предприятия представлены  сооружением склада, оборудованием, транспортными средствами и производственным и хозяйственным инвентарем.

Данные основные фонды задействованы в процессе основной деятельности по оказанию услуг по  монтажу и производству отделочных работ. Данные таблицы показывают, что за 2006 год величина основных фондов уменьшилась.  Стоимость выбывших ОПФ превосходит стоимость вновь поступивших ОПФ.

Далее в таблице 3 представлены расчеты коэффициентов, характеризующих движение основных производственных фондов предприятия.

Таблица 3

Показатели движения ОПФ

Наименование ОПФ

Коэффициент поступления

Коэффициент выбытия

Коэффициент прироста

Здания и Сооружения

0,28

0,22

0,30

Машины и оборудование

0,00

0,06

0,00

Транспортные средства

0,62

0,51

0,80

Производственный и хозяйственный инвентарь

0,93

0,98

0,27

Итого ОПФ,

0,36

0,42

0,33

в том числе активная часть ОПФ

0,39

0,48

0,33

Коэффициенты прирост незначительно отличаются от коэффициентов выбытия.  На предприятии идет процесс постепенного обновления ОПФ, т.е. часть изношенных  Основных средств выбывает, и заменяется новыми.

Снижение стоимости ОПФ в основном обусловлено выбытием  производственного и хозяйственного инвентаря.

Коэффициент прирост меньше коэффициента поступления, что свидетельствует о превышении выбытия ОПФ над поступлением.

Уровень коэффициента выбытия достаточно высок 0,42 за исследуемый период. Это означает, что около 42% ОПФ выбыло. А поступило ОПФ в целом на 36%.

В процессе основной деятельности происходит достаточно быстрый износ производственного инвентаря. Поэтому коэффициенты обновления и выбытия достаточно высокие. Оборудование имеет срок полезного использования более 3 лет.

Далее рассмотрим структуру ОПФ. Данные приведены в таблице 4

Таблица 4

Оценка прогрессивности структуры основных производственных фондов

Показатели

2 005

2 006

1. Среднегодовая стоимость ОПФ

438

399

2. Среднегодовая стоимость активной части ОПФ

332

284

3. Доля активной части ОПФ

76%

71%

 

Структура ОПФ является прогрессивной, т.к. доля их активной части составляет на конец исследуемого периода 71% и соответственно превышает пассивную. Однако снижение доли активной части основных производственных фондов является одним из отрицательных факторов технического развития предприятия.

Далее рассмотрим степень изношенности основных фондов и рассчитаем коэффициент годности ОПФ. Расчеты приведены в таблице 5.

Таблица 5

Оценка степени годности ОПФ

 

2005

2006

Первоначальная стоимость, тыс. руб.

начисленный износ, тыс. руб.

Остаточная стоимость, тыс. руб.

Степень годности, %

Первоначальная стоимость, тыс. руб.

начисленный износ, тыс. руб.

Остаточная стоимость, тыс. руб.

Степень годности, %

Здания и Сооружения

106

46

60

57%

115

50

65

57%

Машины и оборудование

128

49

79

62%

120

51

69

58%

Транспортные средства

105

32

73

70%

135

54

81

60%

Производственный и хозяйственный инвентарь

99

36

63

64%

29

29

0

0%

Итого

438

163

275

63%

399

184

215

54%

Данные расчеты показали, что на конец исследуемого периода основные фонды предприятия имеют степень годности более 50%.  Однако изношенность ОПФ налицо и можно порекомендовать предприятию более интенсивное обновление ОПФ.

 

Таблица 6

Анализ технической вооруженности труда

Показатели

2 005

2 006

Отклонение

+ -

%

1. Среднегодовая стоимость ОПФ

438

399

-39

-9%

В т.ч. Машины и оборудование

128

120

-8

-6%

2. Среднегодовая стоимость активной части ОПФ

332

284

-48

-14%

3. Среднесписочная численность рабочих (основных работников)

37

34

-3

-8%

4. Фондовооруженность труда

11,84

11,74

-0,10

-1%

 в том числе машинами и оборудованием

3,46

3,53

0,07

2%

 

Техническая вооруженность труда характеризуется показателями фондовооруженности. Фондовооруженность труда отражает среднюю стоимость основных производственных фондов в расчете на одного рабочего (основного работника) предприятия, поэтому является одним из основных показателей технико-организационного уровня предприятия.

Расчет  фондовооруженности одного рабочего показал, что она снизилась на 1%. Это обусловлено снижением стоимости ОПФ.

Однако фондовооруденность рабочих машинами и оборудованием выросла на 2%, что обусловлено снижением численности основных работников.

Снижение фондовооруденности труда отрицательно характеризует техническую сторону процесса выполнения работ и оказания услуг. Однако объемы реализации работ и услуг увеличиваются, что говорит об эффективном использовании ОПФ. Поэтому в нашем случае наблюдается разумная экономия и поддержание основного оборудования в хорошем состоянии, что позволяет его эффективно использовать, увеличивая  при неизменнок количестве оборудования объемы производства работ.

Анализ технологии производства

При производстве отделочных работ предприятие применяет как старые методы отделки, так и использует некоторые прогрессивные технологии. В частности используются новые современные материалы в процессе отделки, применяются различные механические устройства, облегчающие физический труд основных работников.

Анализ организации производства и труда

Длительности производственного цикла (срока выполнения услуги) и ритмичности производства основных работ зависит от объемов работ, заказываемых клиентом.

Предприятие имеет большое количество заказов на производство работ и услуг. Интервал, между  заключением договора на выполнение тех или иных отделочных работ и фактическим выполнением работ составляет в среднем от 2-х недель до 1 месяца.

На предприятии работают достаточно квалифицированные  рабочие, имеющие опыт работы в данной сфере.

Заработная плата основных  работников сдельная – т.е. размеры оплаты труда напрямую зависят от количества выполненных работ и оказанных услуг, что побуждает персонал предприятия к более эффективному выполнению своих обязанностей, сокращает временные потери. Работник четко осознает зависимость оплаты его труда от его навыков и  квалификации.

Более квалифицированные рабочие выполняют больше количество заказов, также всем работникам в зависимости от квалификации определяется разряд, влияющий на оплату труда.

Также на предприятии предусмотрена компенсация листов временной нетрудоспособности. Выплата отпускных и компенсация всех предусмотренных законодательством социальных гарантий.

Анализ организационной структуры и эффективности управления предприятием

Подбор кадров осуществляется по следующим этапам: организация и состав трудового коллектива, объединение коллектива в рамках одной организации, подборка кадров (реклама, объявления), прием, расстановка персонала в соответствии с их особенностью, обеспечение взаимосвязи деятельности персонала, определение правил жизнедеятельности персонала.

На данном предприятии состав персонала определен в зависимости от объема работ и функций, необходимых для выполнения этих работ, т.е. штатное расписание включает в себя: руководителей подразделений, специалистов и основных работников

С работниками предприятия заключается трудовой договор, в котором указываются ответственности сторон. Предприятие со своей стороны обязано обеспечить безопасные и невредные условия труда для выполнения принятых работающим обязательств, обустроить рабочее место соответственно к правилам нормативных актов об охране труда, предоставить необходимый инвентарь, рабочую одежду, а также другие социальные гарантии. Они включают социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение в соответствии с действующим законодательством. А, работник со своей стороны должен соблюдать все правила безопасности на рабочем месте, пожарной безопасности, выполнять свою работу в соответствии с графиком рабочего времени. График работы определен с 10 до 20 часов, перерыв с 12 до 13 часов.

Эти документы согласовываются с  бухгалтером и утверждаются директором. Изменения в штатную численность вносятся приказом директора.

Структурные подразделения ООО «Леван» представлены  на рисунке 1.

Организационная структура предприятия построена по функциональному признаку, где каждый работник отвечает за свой определенный участок работы, в соответствии со своими обязанностями и компетенцией.


Генеральный Директор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. директора по техническим вопросам

 

Коммерческий директор

 

Ст.Мастер

 

Гл. бухгалтер

 

Рисунок 1. Структура ООО «Леван»

 

Генеральный директор – выполняет функции руководителя, отдает распоряжения, решает все организационные вопросы, осуществляет контроль над их прохождением.

Гл. бухгалтер – ведет бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РФ. Составляет отчеты в Пенсионный фонд, Центр Занятости, фонд охраны труда от несчастных случаев на производстве,  а также полный перечень отчетов, предоставляемых в отделение налоговой инспекции.

Коммерческий директор решает все вопросы связанные с реализацией услуг предприятия и обеспечением процесса производства работ и услуг всем необходимым.

Зам. директора по техническим вопросам руководит непосредственно процессом выполнения работ и оказанием услуг населению. Контролирует заключение договоров на оказание услуг. Контролирует качество выполненных работ и услуг.

Проведем анализ эффективности управления посредством сопоставления затрат на управление с полученными результатами. А также рассчитаем коэффициент эффективности управления и ряд других показателей. Расчеты представлены в таблице 7.

 

Таблица 7

Оценка эффективности управления предприятием

Показатели

2 005

2 006

2006 к 2005

абсолютное изменение

%

1. Объем реализации услуг

67 793

111 044

43 251

164%

2. Среднегодовая стоимость ОПФ

411

419

8

102%

3. Среднесписочная численность рабочих (основного персонала)

37

34

-3

92%

4. Среднесписочная численность специалистов и служащих (административно-управленческого персонала)

12

10

-2

83%

5. Затраты на управление

5 184

5 040

-144

97%

6. Приходится на одного работника управления:

 

 

 

 

-  реализованных услуг

5649

11104

5 455

197%

-  стоимости ОПФ

34

42

8

122%

-  численности рабочих (основных работников)

3

3

0

110%

7. Коэффициент эффективности управления

13

22

9

168%

 

Коэффициент эффективности управления определяется отношением объема реализации услуг к затратам на управление.

Расчет коэффициента эффективности правления показал, что эффективность управления предприятием в 2006 году возросла в абсолютном выражении на 9 единиц, или на 68%. Что является очень хорошим показателем и характеризует процесс управления предприятием положительно.

В частности наблюдается снижение количества административно-управленческого персонала, и снижение затрат на управление.

Увеличивается объем реализации услуг на одного работника управления. Численность основных работников  превышает численность работников управления примерно в 3 раза.

 

 

 

 

3.2. Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия

 

Проведем оценку плановой потребности, фактического наличия и степени использования основного технологического оборудования на предприятии.

На предприятии в 2006 году сформировано 11 рабочих бригад, выполняющих основные работы и услуги по установке дверей и отделочные работы. Рассмотрим укомплектованность основных работников основным оборудованием. Данные представлены в таблице

Потребность в основном технологическом оборудовании определяется исходя из общего количества рабочих мест основного персонала предприятия или планируемого объема производственной программы.

Плановая потребность в сварочных аппаратах рассчитывается исходя из 1 аппарата на 2 бригады.

Электродрель, шуруповерт, и прибор для измерения должны быть в каждой бригаде.

Таблица 8

Оценка плановой потребности и фактического наличия технологического оборудования на предприятии

Наименование оборудования

2005

2006

плановая потребность

фактическое наличие

Излишек (+), недостаток (-)

плановая потребность

фактическое наличие

Излишек (+), недостаток (-)

Сварочный аппарат

6

3

-3

5

4

-1

Электродрель

11

10

-1

11

11

0

Шуруповерт

11

11

0

11

11

0

Прибор для измерения

11

11

0

11

11

0

 

Данные таблицы показывают недостаток сварочных аппаратов. Однако данный недостаток компенсируется передачей данного аппарата при необходимости из другой бригады, временно свободной.

В базисном периоде наблюдается также нехватка электродрелей. В 2006 году она устранена.

В целом основные работники предприятия обеспечены необходимым оборудованием. Далее проведем оценку степени использования технологического оборудования

Таблица 9

Оценка степени использования технологического оборудования

на предприятии

Наименование оборудования

2 005

2 006

плановая потребность

фактическое наличие

работающее оборудование

Доля оборудования принятого к эксплуатации

коэффициент использования наличного оборудования

плановая потребность

фактическое наличие

работающее оборудование

Доля оборудования принятого к эксплуатации

коэффициент использования наличного оборудования

Сварочный аппарат

6

3

3

0,50

1,00

5

4

4

0,80

1,00

Электродрель

11

10

9

0,82

0,90

11

11

10

0,91

0,91

Шуруповерт

11

11

9

0,82

0,82

11

11

11

1,00

1,00

Прибор для измерения

11

11

11

1,00

1,00

11

11

11

1,00

1,00

 

Степень использования основного технологического оборудования на предприятии характеризуется показателем доли оборудования, принятого к эксплуатации и коэффициентом использования наличного оборудования. Оптимальное значение этих показателей должно быть равно 1.

На исследуемом предприятии некоторые значения этих показателей меньше 1, что свидетельствует о наличии неиспользуемого оборудования.  Это оборудование не используется по причине выхода из строя. Данное оборудование требует ремонта.

Основным показателем эффективности использования основных производственных фондов является фондоотдача.  Расчет фондоотдачи представлен в таблице 10

 

Таблица 10

Оценка степени влияния фондоотдачи на изменение объема реализации услуг

Показатели

2 005

2 006

Абсолютное отклонение

1. Объем реализации услуг

67 793

111 044

43 251

2. Среднегодовая стоимость ОПФ

438

399

-39

3. Фондоотдача

155

278

124

 

Далее необходимо определить степень влияния фондоотдачи на объем реализации услуг, так как улучшение эффективности использования основных производственных фондов является одним из интенсивных резервов роста объема реализации услуг.

Рассчитаем уровень влияния изменения фондоотдачи и среднегодовой стоимости ОПФ на изменение объема реализации. Расчеты представлены в таблице 11.

Таблица 11

Расчет влияния факторов на изменение объема реализации

Влияние изменения среднегодовой стоимости ОПФ

278

*

-39

=

-10 854

Влияние изменения фондоотдачи

399

*

124

=

54 105

Суммарное влияние факторов

 

 

 

 

43 251

 

Снижение среднегодовой стоимости ОПФ снизило объемы реализации на 10854 тыс. руб. А рост фондоотдачи позволил увеличить объемы  реализации на 43251 тыс. руб. В результате влияния вышеперечисленных факторов Объем реализации услуг увеличился на 43251 тыс. руб.

 

3.3. Анализ оборотных средств и материальных ресурсов предприятия

 

Анализ оборотных средств предприятия начнем с оценки структуры оборотных средств. Состав и структура оборотных средств предприятия представлены в таблице 12.

 

Таблица 12

Оценка структуры оборотных средств

Состав оборотных средств (активов)

Объем, тыс. руб.

Структура, %

2005

2006

+,-

2005

2005

+,-

1. Запасы

6 778

7 325

547

40%

38%

-2%

2. НДС

2 090

1 845

-245

12%

9%

-3%

3. Дебиторская задолженность

6 282

8 428

2 146

37%

43%

6%

4. Денежные средства

152

212

60

1%

1%

0%

5. Краткосрочные финансовые вложения

1 620

1 650

30

10%

8%

-1%

Всего оборотных средств

16 922

19 460

2 538

100%

100%

0%

 

Наглядно структура оборотных активов представлена на рисунке 2.  Динамика оборотных активов представлена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 2, Структура оборотных активов

 

 

Рисунок 3. Динамика оборотных активов

На основании таблицы и рисунков можно сказать, что основную долю в структуре активов занимают Запасы и дебиторская задолженность.

Абсолютная величина запасов за период выросла, а доля запасов в общей структуре оборотных активов снизилась на 2% и составила 38% в отчетном году.

Размер НДС снизился как в абсолютном выражении так и снизилась его доля.

Дебиторская задолженность выросла на 2146 тыс. руб. Ее доля в структуре оборотных активов увеличилась на 6% и составила 43% на конец исследуемого периода.

Денежные средства выросли в абсолютном выражении на 60 тыс. руб, а  их доля не изменилась.

Краткосрочные финансовые вложения увеличились на 30 тыс. руб, а их доля в структуре оборотных активов снизилась на 1%.

В целом оборотные активы увеличились за период на 2538 тыс. руб, что вызвано в основном ростом дебиторской задолженности.

Далее проведем анализ оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств. Анализ проведем на основе расчетов коэффициентов оборачиваемости. Расчет этих показателей практически основан на соотношении объема реализации услуг и остатка оборотных средств за определенный период времени. Расчет показателей оборачиваемости приведен в таблице 13.

Таблица 13

Расчет показателей оборачиваемости

 Наименование показателя

2005

2006

 Ф-ла расчета

Оборачиваемость средств в расчетах

10,8

13,2

ВР/ДЗ

Оборачиваемость запасов

7,6

12,1

ВР/ЗЗ

Оборачиваемость дебиторской задолженности

10,8

13,2

ВР/ДЗ

Оборачиваемость оборотных активов

4,0

5,7

ВР/ОбА

Продолжительность оборота оборотных активов в днях

91,1

64,0

 

 

Данные таблицы показывают, что наблюдается рост по всем показателям оборачиваемости. Это говорит об ускорении оборачиваемости оборотных средств предприятия и об уменьшении длительности оборота, а также об экономии оборотных средств.

Экономия (условное высвобождение) оборотных средств возникает в результате ускорения их оборачиваемости и сокращения длительности оборота.

Ускорение оборачиваемости оборотных активов оказало положительное влияние на  объем реализации услуг и другие экономические показатели исследуемого предприятия.

Анализ оборотных средств  будет неполным без анализа материальных ресурсов предприятия. Материальные ресурсы предприятия учитываются в составе оборотных средств как производственные запасы.

 

Таблица 14

Анализ обеспеченности плановой потребности в материальных ресурсах

Виды материальных ресурсов

2005

2006

плановая потребность

фактическое поступление

плановая потребность

фактическое поступление

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

2900

2 913

3100

3 180

готовая продукция и товары для перепродажи

3800

3 845

4100

4 120

расходы будущих периодов

20

21

20

25

Итого

6 720

6 778

7 220

7 325

Данные таблицы показывают, что фактическое поступление материальных ресурсов  немного превышает  плановую потребность в них.

Поступление материальных ресурсов сверх плановой потребности  вызвано необходимостью формирования небольшого запаса.

 

3.4. Анализ трудовых ресурсов предприятия

 

Анализ трудовых ресурсов начнем с оценки обеспеченности предприятия персоналом по отдельным категориям (см. таблицу 15).

 

Таблица 15

Анализ обеспеченности предприятия персоналом

 

Категории персонала

2005

2006

план на 2006 год

Изменение 2006, чел

к 2005

к плану

1. Технический персонал

37

34

41

-3

-7

2. Административно-управленческий персонал всего,

в том числе

12

10

10

-2

0

Руководители

4

4

4

0

0

Специалисты

8

6

6

-2

0

Всего работающих на предприятии

49

44

48

-5

-7

 

Обеспеченность предприятия персоналом по категориям определяется сравнением его фактического количества с плановой потребностью.

Данные таблицы свидетельствуют о снижении численности персонала в отчетном году по отношению к базисному на 5 человек.

В целом можно сказать, что отклонение численности персонала от плановых показателей составляет 7 человек. Это нехватка основных работников, непосредственно занимающихся оказанием услуг по монтажу и отделке.

По отношению к 2005 году численность персонала уменьшилась на 5 человек. Это вызвано сокращением 2 специалистов и уходом 3 технических работников.

Положительным моментом является сокращение численности специалистов и перераспределение обязанностей между оставшимися работниками. Отрицательным фактором является сокращение численности технических работников, т.к. рост объемов реализации услуг вызвал рост загруженности основных технических работников. В результате повысилась производительность труда. Учитывая физический характер туда рекомендуются мероприятия направленные на привлечение дополнительных технических работников, организация их набора и обучения.

Структура персонала представлена в таблице 16. Наглядно структура персонала представлена на рисунке 4.

Таблица 16

Структура персонала

Категории персонала

Вертикальный анализ

2005

2006

Количество

уд. вес, %

Количество

уд. вес, %

Руководители

4

8%

4

9%

Специалисты

8

16%

6

14%

Технический персонал

37

76%

34

77%

Численность персонала всего

49

100%

44

100%

 

Рисунок 4. Структура персонала

 

Основную долю в структуре персонала занимает технический персонал. Его доля в отчетном периоде составляет 77%. Доля руководителей 9%, а доля специалистов  14%.

В результате снижения общей численности персонала, доля  технических работников и руководителей повысилась.

Далее проведем  анализ движения персонала предприятия. Данные приведены в таблице 17.

По результатам анализа движения персонала можно сказать, что текучесть на предприятии небольшая. Коэффициент текучести составляет 6%. Коэффициент постоянства – 0,94, это значит что 94% работников предприятия работают постоянно.

В 2006 году коэффициент оборота по приему равен 0, что говорит о том, что в 2006 году на предприятие не было принято ни одного человека.

Таблица 17

Анализ движения работников предприятия

Показатели

Значение показателей по годам

Абсолютное отклонение

2005

2006

Списочная численность персонала на начало года (по категориям)

49

49

0

 Принято на предприятие, чел.

4

 

-4

Выбыло с предприятия, (чел) в т.ч.:

4

5

1

в Вооруженные Силы (чел)

1

 

-1

на пенсию и по другим причинам, предусмотренным законом (чел)

 

2

2

по собственному желанию (чел)

3

3

0

Списочная численность персонала на конец года (по категориям)

49

44

-5

Среднесписочная численность работающих (чел)

49

47

-2,5

Коэффициент оборота по приему

0,08

0,00

-0,08

Коэффициент оборота по выбытию

0,08

0,11

0,03

Коэффициент текучести

0,06

0,06

0,00

Коэффициент постоянства

0,94

0,94

0,00

 

Коэффициент оборота по выбытию больше коэффициента текучести, это положительно характеризует движение персонала. Это значит, что выбытие персонала произошло, не только по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, а по другим, предусмотренным законом причинам. Основной причиной текучести кадров является тяжелый характер труда.

Далее определим влияние численности основного персонала и производительности труда (средней выработки на 1 основного работника) на объем реализации услуг (таблица 18). Одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия является увеличение объема реализации услуг за счет увеличения производительности труда.

 

Таблица 18

Оценка степени влияния численности основного персонала и производительности труда на изменение объема реализации услуг

Показатели

2 005

2 006

Абсолютное отклонение

1. Объем реализации услуг

67 793

111 044

43 251

2. Численность персонала всего, в т.ч.

49

44

-5

Технический персонал

37

34

-3

3. Средняя выработка на одного работающего

1 384

2 524

1 140

 Средняя выработка на одного технического работника

1 832

3 266

1 434

 

Расчеты средней выработки показали, что она увеличилась на 1434 тыс. руб. Это вызвано увеличением объемов реализации услуг предприятия. Данные показатели свидетельствуют о повышении эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Далее рассмотрим, как изменились показатели оплаты труда и проведем Анализ фонда оплаты труда персонала.

Фонд оплаты труда рассмотрим в разрезе его переменной части, постоянной части и премий и иных выплат (см. таблицу 19). Переменная часть включает оплату труда по сдельным расценкам за фактически оказанные услуги, Постоянная часть включает оплату труда по тарифным ставкам за фактически отработанное время и оклады.

Анализ фонда оплаты труда показал, что в целом ФОТ увеличился на 21%. При этом общий ФЗП технических работников увеличился на 33%, а ФЗП  АУП снизился на 3%.

При этом значительно возросла переменная часть ФЗП технических работников. Ее рост составил 140%, При этом постоянная часть  ФЗП уменьшилась.

Данная динамика обусловлена увеличением объемов реализации услуг, и снижением численности АУП.


Таблица 19

 Анализ фонда оплаты труда персонала

Категории персонала

2 005

2 006

Динамика

ФОТ всего

в том числе

ФОТ всего

в том числе

ФОТ всего

в том числе

переменная часть

постоянная часть

премии и иные выплаты

переменная часть

постоянная часть

премии и иные выплаты

переменная часть

постоянная часть

премии и иные выплаты

Общий ФЗП административно-управленческого персонала;

5 184

 

4 280

904

5 040

 

4 180

860

97%

 

98%

95%

ФЗП технических работников

10 104

8 970

1 134

 

13 440

12 558

882

 

133%

140%

78%

 

Общий ФЗП всех работающих;

15 288

8 970

5 414

904

18 480

12 558

5 062

860

121%

140%

93%

95%


В завершении анализа трудовых ресурсов предприятия сопоставим темпы роста производительности труда в каждом рассматриваемом периоде с темпами роста заработной платы.  Данные расчеты представлены в таблице 20.

Таблица 20

Темпы роста производительности труда и заработной платы

Наименование показателя

значение показателей по годам

Отклонение

2 005

2 006

Среднесписочная численность работающих

49

44

90%

Производительность труда одного работающего.

1 384

2 524

182%

Среднегодовая зарплата одного работающего.

312

420

135%

Производительность труда одного технического работника

1 832

3 266

178%

Среднегодовая зарплата одного технического работника

273

395

145%

 

Данные таблицы  показывают, что темпы роста производительности труда выше темпов роста среднегодовой заработной платы работников.

Производительность труда одного технического работника выросла на 78%, а среднегодовая заработная плата одного технического работника выросла на 45%. Данные показатели свидетельствуют о повышении эффективности использования трудовых ресурсов.

 

 

3.5. Анализ объема реализации услуг

 

Исследуемое предприятие оказывает следующие виды услуг:

Услуги по доставке установке и монтажу дверей;

Отделочные работы;

Прочие виды услуг.

 

 

Целевым рынком сбыта услуг является вновь строящееся жилье и жилье, требующее отделки и ремонта, а также офисные и другие помещения.

Данный тип рынка характеризуется наличием большого числа предприятий, функционирующих в условиях конкуренции.

Цена услуг соответствует качеству. Ценовая политика фирмы заключается в том, что предприятие оказывает услуги высокого качества по доступным ценам.

Анализ объема реализации услуг начнем с определения его динамики за несколько лет (таблица 21).

Таблица 21

Анализ объёма реализации услуг за несколько лет

Показатели

Анализируемый период (годы)

2 004

2 005

2 006

1. Объем реализации услуг

46 770

67 793

111 044

2. Абсолютное отклонение от предыдущего года

х 

21 023

43 251

3. Общее отклонение от базисного года

 х

21 023

64 274

4. Темпы роста (в %) к предыдущему году

х 

145%

164%

5. Темпы прироста (в %) к предыдущему году

х 

45%

64%

 

 

Объем реализации услуг предприятия растет на протяжении всего исследуемого периода. За 2005 год объем реализации услуг вырос на 45%, а за 2006 год на 64%.

Данная динамика обусловлена увеличением количества реализации услуг и ростом цен на данные услуги предприятия.

Рассмотрим структуру услуг предприятия. Данные приведены в таблице 22. Наглядно структура услуг предприятия ООО «Леван» показана на рисунке 5.

 Таблица 22

Оценка структуры услуг предприятия

Виды услуг

Объем реализации услуг в сопоставимых ценах

Структура услуг (в %)

2005

2006

2005

2006

Услуги по установке  дверей

30 507

61 074

45%

55%

Отделочные работы

23 728

33 313

35%

30%

Прочие услуги

13 559

16 657

20%

15%

Итого

67 793

111 044

100%

100%

 

 

Рисунок 5. Структура услуг ООО «Леван»

 

Основную долю в структуре услуг предприятия занимают услуги по  установке дверей. Доля этих услуг 55% от все услуг предприятия.

Вторая по величине доля  принадлежит отделочным работам. Их доля в отчетном периоде составляет 30%, что на 5% меньше чем в предыдущем периоде.

Доля прочих услуг также снизилась и составляет в отчетном периоде 15% от общего объема услуг предприятия.

В целом за исследуемый период структура услуг изменилась в сторону увеличения доли услуг по установке дверей и снижение доли отделочных работ и прочих услуг.

 Некоторую проблему для ООО «Леван» представляет неравномерность спроса на услуги предприятия. Рассмотрим данные о ежемесячных объемах реализации услуг предприятия в базисном и отчетном периоде. Данные представлены в таблице 23. Наглядно динамика реализации услуг и сравнение показателей базисного и отчетного годов представлены на рисунках 6-8.

Рисунок 6. Динамика реализации услуг в 2005 году

Рисунок 7. Динамика реализации услуг в 2006 году


Таблица 23

 

Распределение объема реализации услуг по месяцам (с учётом сезонности)

Виды услуг

2005

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

год

Услуги по установке  дверей

610

305

1 220

3 661

6 101

8 542

3 661

915

2 441

610

915

1 525

30 507

Отделочные работы

949

475

1 661

4 034

3 085

5 932

4 271

237

949

475

1 186

475

23 728

Прочие услуги

271

407

678

814

1 763

1 898

2 847

2 983

407

542

678

271

13 559

Итого

1 830

1 186

3 559

8 508

10 949

16 372

10 779

4 135

3 796

1 627

2 780

2 271

67 793

Виды услуг

2006

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

год

Услуги по установке  дверей

2 443

1 221

4 275

10 383

7 940

15 269

10 993

611

2 443

1 221

3 054

1 221

61 074

Отделочные работы

666

999

1 666

1 999

4 331

4 664

6 996

7 329

999

1 333

1 666

666

33 313

Прочие услуги

333

167

666

1 999

3 331

4 664

1 999

500

1 333

333

500

833

16 657

Итого

3 442

2 387

6 607

14 380

15 602

24 596

19 988

8 439

4 775

2 887

5 219

2 721

111 044


Спрос на услуги предприятия подвержен сезонным колебаниям. Пик спроса на услуги предприятия приходится на весенне-летние месяцы.

 

Рисунок 8. Сравнение динамики реализации услуг в 2005 и 2006 гг

 

Минимальный месячный объем реализации услуг предприятия в базисном году приходится на февраль месяц. Объем реализации услуг в феврале 2005 года составил 1186 тыс. руб.

Максимальный объем реализации услуг приходится на июнь 2005 года. Объем реализации услуг составил 16372 тыс. руб.

Разница между максимальным и минимальным объемом реализации составляет 15186 тыс. руб.

В отчетном периоде максимальный объем реализации также приходится на июнь месяц. Объем реализации составил 24596 тыс. руб.

Минимальный объем реализации также приходится на февраль 2006 года. Объем реализации составил 2387 тыс. руб.

Сезонность оказывает существенное влияние на деятельность ООО «Леван», поэтому предприятию необходимо сглаживать ее влияние посредством реализации различных мероприятий, направленных на стимулирование сбыта услуг в периоды спада. Это могут быть сезонные скидки, подарки и пр.

3.6. Анализ качества услуг и обслуживания

Обеспечение высокого качества услуг и систематическое его повышение – одно из необходимых условий для обеспечения конкурентоспособности услуг и предприятия в целом. Основными слагаемыми качества услуги считается качество ее выполнения и качество обслуживания потребителя.

Проведем анализ качества услуг и обслуживания на основании оценки исследуемого предприятия в сравнении с основными конкурентами. Основными конкурентами предприятия являются ООО «Кедр» и ООО «Уютный дом», находящиеся недалеко от исследуемого предприятия. Максимальный балл оценки 5 – минимальный 1. Результаты оценки качества услуг сгруппируем в таблицу 24.

Таблица 24

Анализ качества услуг и обслуживания

Показатели качества услуг и обслуживания

Весовой коэф-фициент

ООО "Леван"

Основные конкуренты

ООО "Кедр"

ООО "Уютный Дом"

балльная оценка

взвешенная оценка

балльная оценка

взвешенная оценка

балльная оценка

взвешенная оценка

качество используемых сырья и материалов

30

5

150

5

150

4

120

качество применяемого оборудования, инструментов

5

4

20

5

25

3

15

профессиональная подготовка и квалификация персонала

30

5

150

4

120

4

120

затраты времени на выполнение услуги (от момента сдачи заказа до момента получения

10

4

40

3

30

5

50

комплексность обслуживания

20

5

100

4

80

3

60

культура обслуживания

5

5

25

5

25

4

20

Итого

100

28

485

26

430

23

385

Анализ показал, что основной конкурент ООО «Кедр» превосходит ООО «Леван» по качеству применяемого оборудования. Однако уступает ему по затратам времени на выполнение услуги и по комплексности обслуживания. ООО «Уютный дом» уступает ООО «Леван» по всем показателям качества. Далее проведем анализ себестоимости услуг исследуемого предприятия.

 

3.7. Анализ себестоимости услуг

 

Рассмотрим состав и структуру себестоимости услуг ООО «Леван». Данные показатели приведены в таблице 25. Наглядно структура себестоимости представлена на рисунке 9.

Таблица 25

Анализ состава и структуры себестоимости услуг

Статьи расходов

В базисном году

В отчетном году

в денежном выражении

в %

в денежном выражении

в %

1. Материальные расходы

17 980

27%

25 960

24%

2. Расходы на оплату труда

15 288

23%

18 480

17%

3. Суммы начисленной амортизации

52

0,1%

83

0,1%

4. Прочие расходы

33 613

50%

65 071

59%

Итого полная себестоимость

66 933

100%

109 594

100%

 

Рисунок 9. Структура себестоимости ООО «Леван»

 

Основную долю в структуре затрат предприятия занимают прочие расходы. К ним относиться арендная плата; расходы по оплате коммунальных услуг; налоги, включаемые в себестоимость; расходы на рекламу; расходы на проведение маркетинговых исследований и пр.

Доля прочих расходов в отчетном периоде выросла с 50% до 59%. Вторая по величине доля принадлежит материальным расходам. Они на конец исследуемого периода составляют 24%. В абсолютном выражении материальные расходы выросли, а их доля в общей структуре затрат снизилась. Доля затрат на оплату труда составляет 17% на конец исследуемого периода. Доля амортизации незначительна.

Для оценки изменения себестоимости во времени используется показатель – затраты на 1 рубль объема реализации услуг. Этот показатель определяется делением общей суммы затрат на объем реализации услуг.

Рассчитаем уровень затрат на 1 рубль объема реализации услуг. Данные расчеты представлены в  таблице 26.

Таблица 26

Анализ затрат на 1 рубль объема реализации услуг

Показатели

В базисном году

В отчетном

с учетом объема реализации услуг базисного года

в пересчете на объем реализации услуг отчетного года

году

1. Объем реализации услуг

67 793

111 044

111 044

2. Общая сумма затрат  (полная себестоимость)

66 933

109 635

109 594

3. Затраты на 1 рубль реализации услуг

0,9873

0,9873

0,9869

 

По данным таблицы можно сказать, затраты на 1 руб. реализации услуг в отчетном году снизились.  На это существенное влияние оказало изменение общей суммы затрат за счет экономии по всем статьям. Снижению затрат на 1 руб реализации также способствует увеличение объемов реализации услуг, т.к. при увеличении объемов реализации растут переменные расходы. А доля постоянных расходов при этом снижается. Рост объемов реализации оказал положительное влияние на уровень затрат на 1 руб реализации услуг ООО «Леван»

 

3.8. Анализ прибыли и рентабельности

 

Проанализируем основной финансовый результат – налогооблагаемую (балансовую) прибыли предприятия.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается как алгебраическая сумма:

  • результата от реализации услуг;
  • сальдо операционных доходов/расходов;
  • сальдо внереализационных доходов/расходов.

Таблица 27

Анализ состава налогооблагаемой (балансовой) прибыли предприятия

Состав налогооблагаемой прибыли

2 005

2 006

Абсолютное отклонение

1. Прибыль (убыток) от реализации услуг

860

1 450

590

2. Сальдо операционных доходов и расходов,

6

9

3

в том числе:

 

 

0

- операционные доходы

274

7 738

7 464

- операционные расходы

268

7 729

7 461

Налогооблагаемая (балансовая) прибыль

866

1 459

593

 

Данные таблицы показывают положительное сальдо от операционной деятельности предприятия. Она положительно повлияла на показатели налогооблагаемой прибыли как в базисном так и в отчетном году увеличив налогооблагаемую прибыль на 6 и 9 тыс. руб соответственно.

Далее рассмотрим прибыль от реализации услуг. Она рассчитывается как разность между выручкой от реализации услуг и себестоимостью услуг. Расчет прибыли от реализации услуг представлен в таблице

Таблица 28

Анализ прибыли от реализации услуг

Показатели

2005

2006

с учетом объема реализации услуг базисного года

в пересчете на объем реализации услуг отчетного года

 

1. Объем

67 793

111 044

111 044

реализации услуг

2. Себестоимость

66 933

109 635

109 594

услуг

3. Прибыль от

860

1 409

1 450

реализации услуг

 

Данные таблицы свидетельствуют, что на изменение показателей  прибыли оказало влияние не только изменение объема реализации услуг а также снижение их себестоимости. В результате увеличения объемов реализации и снижении затрат на 1 руб реализации прибыль от реализации услуг увеличилась  с 860 тыс. руб, до 1450 тыс. руб.

Показатели прибыли используются для расчета показателей рентабельности. Рассчитаем показатели хозяйственной рентабельности исследуемого предприятия. Данные расчеты представлены в таблице.

Таблица 29

Анализ хозяйственной рентабельности

Показатели

2 005

2 006

Абсолютное отклонение

1. Прибыль от реализации услуг

860

1 450

590

2. Себестоимость услуг

66 933

109 594

42 661

3. Рентабельность, %

1,28%

1,32%

0,04%

 

Данные расчеты показали, что хозяйственная рентабельность предприятия за исследуемый период повысилась на 0,04%. Положительное влияние на изменение рентабельности оказали снижение уровня затрат на 1 руб. реализации услуг и увеличение объемов реализации услуг исследуемого предприятия.

 

3.9. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия

 

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия оценивается с помощью показателей экстенсивности и интенсивности экономического развития.

Показателями экстенсивности развития являются количественные показатели использования ресурсов (таблица 30). Показателями интенсивности развития являются качественные показатели использования ресурсов (таблица 31).

Таблица 30

Оценка экстенсивности экономического развития

Показатели

2 005

2 006

Отклонение

+ -

%

1. Среднесписочная численность основных рабочих

37

34

-3

-8%

2. Фонд оплаты труда основных рабочих

10 104

13 440

3336

33%

3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

411

419

8

2%

4. Годовой остаток оборотных средств

16 922

19 460

2538

15%

5. Материальные затраты

17 980

25 960

7980

44%

 

Наблюдается снижение численности основных технических работников на 8% и рост фонда оплаты труда основных технических работников на 33%.

Рост среднегодовой стоимости ОПФ составил 2%, рост оборотных средств – 15%, а материальные ресурсы увеличились на 44%.


Таблица 31

Оценка интенсивности экономического развития

Показатели

2 005

2 006

Отклонение

+ -

%

1. Среднегодовая выработка основного рабочего

1 832

3 266

1434

78%

2. Среднегодовая заработная плата основного рабочего

273

395

122

45%

3. Фондоотдача

165

265

100

61%

4. Коэффициент оборачиваемости

4

6

2

42%

5. Материалоотдача

3,77

4,28

0,51

13%

 

Наблюдается рост выработки основного технического работника, и как следствие рост среднегодовой заработной платы. Растет фондоотдача и повышается оборачиваемость оборотных активов. Материалоотдача повысилась на 13%.

Далее сравним соотношение экстенсивных и интенсивных факторов развития предприятия. Для этого сравним показатели использования ресурсов предприятия. Результаты сведены в таблицу

Таблица 32

Сводный анализ эффективности показателей хозяйственной деятельности предприятия

Виды ресурсов

Доля влияние на прирост объема реализации услуг

Относительная экономия (перерасход) ресурсов

экстен-сивности

интен-сивности

1. Численность основных рабочих

-8%

78%

86%

2. ФОТ основных рабо-чих

33%

45%

12%

3. Основные производст-венные фонды

2%

61%

59%

4. Оборотные средства

15%

42%

27%

5. Материальные ресурсы

44%

13%

-31%

 

Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия дает только переход преимущественно к интенсивному типу развития.

Снижение среднесписочной численности основных технических работников на 8% повлекло рост среднегодовой выработки на 78%.

Рост ФОТ основных работников повлек рост среднегодовой заработной платы основных технических работников и повысил их заинтересованность в повышении эффективности деятельности.

Рост среднегодовой стоимости ОПФ составил 2% . Фондоотдача при этом выросла на 61%.

Рост оборотных средств составил 15%, а оборачиваемость увеличилась на 42%.

Рост материальных затрат составил 44%. Материалоотдача при этом возросла на 13%.

Также проведенный анализ показал увеличение объема реализации услуг;  увеличение прибыли (от реализации услуг и других источников); повышение рентабельности; снижение затрат на 1 рубль реализации услуг и т.п. Все это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственной деятельности и управления предприятием ООО «Леван».

 

4. Выводы и рекомендации по результатам анализа

Проведенный анализ хозяйственной деятельности ООО «Леван» показал, что предприятие активно растет и развивается. За исследуемый период повысилась эффективность его хозяйственной деятельности, что подтверждается анализом и расчетом основных  технико-экономических показателей.

В исследуемом периоде наблюдается снижение численности персонала и повышение среднегодовой выработки как технических работников, так и всех работников в целом. Рост производительности труда опережает рост среднегодовой заработной платы, что свидетельствует об эффективности использования трудовых ресурсов. Это говорит об эффективности управления предприятием. Что также подтверждается расчетом коэффициента эффективности управления, который за исследуемый период вырос.

Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Леван» обусловлено в основном интенсивным типом развития. Рост среднегодовой выработки, рост фондоотдачи, ускорение оборачиваемости оборотных средств и рост материалоотдачи свидетельствуют об интенсивности развития организации.  ООО «Леван имеет высокие показатели конкурентоспособности. Негативным моментом в деятельности предприятия является неравномерное распределение спроса на услуги предприятия. Наибольший пик приходится на весенне-летние месяцы, а в осенне-зимний сезон наблюдается относительный спад. В связи с этим рекомендуется разработка мероприятий, направленных на стимулирование сбыта услуг в данные периоды.

Анализ основных производственных фондов, а именно активной их части и анализ использования оборудования, показал небольшую нехватку оборудования в результате его недостатка и неисправного состояния. В связи с этим рекомендуется проводить политику более интенсивного обновления активной части основных производственных фондов. А также стимулировать бережное отношение и аккуратное использование.

Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами показал отклонение от плановой потребности в персонале. В связи с этим рекомендуется проводить мероприятия направленные на привлечение, отбор и обучение основного технического персонала.

В целом же можно сказать, что предприятие растет и успешно развивается. А результаты его финансовой деятельности свидетельствуют о повышении ее эффективности.


Приложение

Сводный баланс ООО «Леван» за 2004-2006 гг.

 

Актив

Код

2 004

2005

2006

I.  ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

Нематериальные активы

110

0

0

0

Основные средства

120

838

550

1 110

Незавершенное строительство

130

 

 

 

Доходные вложения в материальные ценности

135

 

 

 

Долгосрочные финансовые вложения, в том числе

140

 

 

 

Отложенные налоговые активы

145

 

 

 

Прочие внеоборотные активы

150

 

 

 

Итого по разделу I

190

838

550

1 110

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

Запасы:

210

6 521

6 778

7 325

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

3 271

2 913

3 180

животные на выращивании и откорме

212

 

 

 

затраты в незавершенном производстве

213

 

 

 

готовая продукция и товары для перепродажи

214

3 250

3 845

4 120

товары отгруженные

215

 

 

 

расходы будущих периодов

216

 

21

25

прочие запасы и затраты

217

 

 

 

НДС

220

1 741

2 090

1 845

Краткосрочная дебиторская задолженность

240

5 255

6 282

8 428

в том числе покупатели и заказчики

241

5 120

6 180

5 247

заказчики по выполненным этапам

243

 

 

 

авансы выданные

244

135

102

3 181

прочие дебиторы

245

 

 

 

Краткосрочные финансовые вложения

250

1 500

1 620

1 650

Денежные средства

260

108

152

212

Прочие оборотные активы

270

 

 

 

Итого по разделу II

290

15 125

16 922

19 460

БАЛАНС

300

15 963

17 472

20 570

 

 

 

 

 

Пассив

Код

2 004

2 005

2 006

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

 

 

Уставный капитал

410

10

10

10

Собственные акции, выкупленные у акционеров

411

 

 

 

Добавочный капитал

420

680

680

680

Резервный капитал в том числе:

430

762

145

346

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

 

 

 

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

762

145

346

Фонд социальной сферы

440

 

 

 

Целевое финансирование и поступления

450

 

 

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

640

980

1 560

Итого по разделу III

490

2 092

1 815

2 596

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

Займы и кредиты (долг)

510

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

515

 

 

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

 

 

 

Итого по разделу IV

590

0

0

0

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

Займы и кредиты (кратк)

610

 

 

 

Кредиторская задолженность, в том числе:

620

13 871

15 657

17 974

поставщики и подрядчики

621

9 410

8 007

10 980

задолженность перед персоналом организации

622

 

 

 

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

 

 

 

задолженность по налогам и сборам

624

140

172

47

авансы полученные

626

3 005

5 670

6 057

прочие кредиторы

625

1 316

1 808

890

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

630

 

 

 

Доходы будущих периодов

640

 

 

 

Резервы предстоящих расходов

650

 

 

 

Прочие краткосрочные обязательства

660

 

 

 

Итого по разделу V

690

13 871

15 657

17 974

БАЛАНС

700

15 963

17 472

20 570


Сводный отчет о прибылях и убытках ООО «Леван» за 2004-2006 гг.

 

Наименование показателя

Код

2 004

2 005

2 006

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

010

46 770

67 793

111 044

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

46 130

66 933

109 594

Валовая прибыль

029

640

860

1 450

Коммерческие расходы

030

 

 

 

Управленческие расходы

040

 

 

 

Прибыль (убыток) от продаж

050

640

860

1 450

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

Проценты к получению

060

 

 

 

Проценты к уплате

070

 

 

 

Доходы от участия в других организациях

080

 

 

 

Прочие операционные доходы

090

 

274

7 738

Прочие операционные расходы

100

 

268

7 729

Внереализационные доходы

120

5

 

 

Внереализационные расходы

130

25

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

620

866

1 459

Отложенные налоговые активы

 

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

 

 

 

 

Текущий налог на прибыль

150

150

208

353

Перерасчет по налогу на прибыль

 

 

 

 

Пени и снкции

 

 

 

 

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

470

658

1 106

 


Библиографический список

 

  1. Методические указания к выполнению курсовой работы.
  2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Русак Н. А., Стражев В. И., Мигук О.Ф. и др.; Под общ. ред. В. И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.., 2001. – 398 с.
  3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие / Под. общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576с.
  4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 288 с.
  5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности (фрагмент книги) // Финансовый менеджмент. – 2003. - № 1. – с. 122.
  6. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. - М.,2001.-542с.
  7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби, 2004. – 424 с.
  8. Любушкин Н.П. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Москва, «ЮНИТИ», 2000 г.
  9. Остапенко В., Подъяблонская Л., Мешков В. Финансовое состояние предприятий: оценка пути улучшения /Экономист/ 2001, № 7, с.37-42.
  10. Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2005. - № 5. – с.51.
  11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:, ИНФРА-М, 2003 – 344с.
  12. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  13. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 615.

 

 

 

 

 

 

Теги: Анализ хозяйственной деятельности  Курсовая работа (практика)  АХД, экономика предприятий, финансы предприятий
Просмотров: 342
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ хозяйственной деятельности
Назад