Управление финансовым состоянием предприятия ( на примере ООО «Техинжениринг»)

ОТЧЕТ

по преддипломной практике

 

Тема:  Управление финансовым состоянием предприятия ( на примере ООО «Техинжениринг»)

                                                                 План

         Введение

  1. Роль финансового анализа в управлении предприятием.

  1.1  Бухгалтерская отчётность  как вид финансовой отчётности

  1.2  Критерии оценки финансового состояния

  1.3  Управление финансовым состоянием в условиях рыночной экономики

  1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

  2.1  Оценка финансовой устойчивости предприятия

  2.2  Ликвидность предприятия

  2.3  Анализ деловой активности предприятия

  1. Мероприятия по повышению финансовой устойчивости предприятия

  3.1  Определение порога рентабельности предприятия

  3.2  Операционный леверидж как инструмент управления финансовым состоянием предприятия

  3.2  Управление денежными потоками предприятия

         Заключение

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.. 3

1     Характеристика организации.. 4

2     Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.. 13

2.1      Основные экономические показатели деятельности предприятия. 13

2.2      Оценка финансовой устойчивости предприятия. 14

2.3      Ликвидность предприятия. 21

2.4      Анализ деловой активности предприятия. 25

2.5      Анализ рентабельности. 27

2.6      Оценка банкротства предприятия. 29

2.7      Расчет точки безубыточности, операционного рычага и запаса финансовой прочности  30

Заключение.. 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 41

Приложения.. 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Преддипломная практика проходила на предприятии ООО  «ТЕХИНЖЕНИРИНГ» (Опытно-механический завод), основным видом деятельности которого является разработка, проектирование, изготовление и наладка не стандартизированного оборудования для химической, нефтеперерабатывающей, спиртовой и ликероводочной, фармацевтической, промышленности.

Целью преддипломной практики являлось всестороннее изучение деятельности предприятия и сбор информации для написания дипломной работы.

Исходя из цели, на практику были поставлены следующие задачи:

  • Изучить деятельность предприятия в общих чертах;
  • Проанализировать его финансово-экономическое положение;
  • Собрать материалы для написания дипломной работы.

Финансовое положение является основным показателем эффективности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Чем лучше организована деятельность предприятия чем более конкурентоспособным являются продукция или услуги предприятия, чем лучше поставлена на предприятии маркетинговая деятельность и управление персоналом, тем выше показатели финансового состояния.

Отклонения от нормы в финансовом состоянии предприятия указывают на возможные проблемы в организации деятельности той или иной службы, или же свидетельствуют  о проблемах функционирования предприятия в целом. В этой связи будущая тема дипломной работы представляется очень актуальной.


1          Характеристика организации

 

ООО «ТЕХИНЖЕНИРИНГ» (Опытно-механический завод) - современное многопрофильное предприятие, обладающее мощным производственным, техническим и интеллектуальным потенциалом. Завод имеет 40-летний опыт работы на рынке по разработке, проектированию, изготовлению и наладке не стандартизированного оборудования для химической, нефтеперерабатывающей, спиртовой и ликероводочной, фармацевтической, промышленности.

Предприятие  ООО «Техинжениринг» представляет собой с 2006 г. Общество с ограниченной ответственностью, уставной капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.

Общество создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом «Об Обществах с ограниченной ответственностью».

Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров, проводимое 1 раз в год. В компетенции общего собрания акционеров, находится решение таких вопросов, как: изменение устава общества, избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии общества и досрочное прекращение их полномочий;  утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков общества и распределение его прибыли и убытков; решения о реорганизации или ликвидации общества. Деятельностью общества в периоды между собраниями руководит исполнительный директор, который избирается на общем собрании учредителей на срок 5 лет.

На заводе имеется несколько производственных цехов, складские помещения с подъездными автомобильными и железнодорожными путями, гараж.  Предприятие оснащено современным высокопроизводительным оборудованием.  Предприятие находится в центре Среднерусской возвышенности, что делает его местонахождение выгодным с точки зрения нахождения его в районе развитого железнодорожного и автомобильного сообщения.

Выпускаемая продукция должна быть сертифицирована, поэтому на предприятии есть разрешительная документация,  выданная  ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ КОНТРОЛЮ, а так же сертификаты соответствия, выданные Органом по сертификации.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.1.

Управленческая структура  ООО «Техинжиниринг» строится с учетом нижеперечисленных принципов:

- возможности гибкого реагирования на изменения рынка,

- обеспечения оптимального уровня децентрализации управленческих решений,

- исключения дублирования службами выполнения одних и тех же функций,

- персонификации ответственности за организацию и выполнение возложенных функций.

  1. Исполнительный Директор осуществляет функции руководства предприятием.
  2. Финансово-экономический отдел, в который входит отдел сбыта, ответственен за разработку перспективных и текущих планов работы предприятия и его подразделений, за проведение комплексного экономического анализа работы предприятия, анализ себестоимости продукции и эффективность технических мероприятий, участие в определении политики цен на готовую продукцию, материалы, тепло - и энергоресурсы. Координирует работу всех служб завода.
  3. Отдел главного механика отвечает за производство продукции.

 


   

 

Рисунок 1.1 Организационная структура ООО «ТЕХИНЖЕНИРИНГ»


  1. Отдел снабжения проводит постоянный мониторинг рынка (анализ цен на поставляемое сырьё).

5.Бухгалтерия занимается обработкой первичных документов, отвечает за достоверное отражение финансового состояния предприятия и предоставление отчетности, ведение необходимой документации и контролирует финансовую дисциплину, материальный, финансовый учет и расчеты с поставщиками, персоналом.

  1. Отдел технического контроля занимается контролем технического состояния и производства технических работ. Контролирует качество.
  2. Конструкторский отдел занимается разработкой и проектированием основных деталей, узлов и агрегатов для основной деятельности
  3. Отдел кадров выполняет функции по подбору и учету кадров. На него возложены основные функции кадрового учета
  4. Складское хозяйство осуществляет хранение и учет продукции на складе.

Рассмотрим более подробно организацию деятельности в ООО «Техинжиниринг» и функции основных отделов.

Отдел снабжения

Предприятие заключает договора снабжения на поставку сырья и материалов с различными поставщиками. Основное сырьё это лист г/кат 10.0х1500х6000 (Гост19281-89,17066-94), сталь листовая г/кат 4.0х1500х6000. Предпочтение отдается тем поставщикам, которые предлагают более низкую цену или отсрочку платежа. К каждой  новой партии индивидуальный подход, в зависимости от финансовой ситуации на заводе.

Перед закупкой очередной партии металла, менеджер отдела снабжения проводит мониторинг рынка и выясняет все условия поставки. Это очень важный процесс в формировании будущей цены изделия т.к. цены на металл в этом году менялись очень часто, была возможность купить небольшие партии металла по старым (более дешёвым) ценам.

Всю собранную информацию менеджер передаёт в финансово-экономический отдел, где принимается окончательное решение.

Как только определён поставщик сырья от него приходит счет, который оплачивается по безналичному расчёту. После оплаты  водитель-экспидитор с доверенностью от предприятия едет получать товар. На складе поставщика ему выдают накладную, счёт-фактуру и товарно-транспортную накладную на дорогу. Машина приходит на склад, где идёт приёмка товара согласно накладным.

Складское хозяйство.

Копия накладной остаётся на складе, а оригинальные документы передаются в бухгалтерию.  Для получения сырья со склада, подразделения составляют заявки на отпуск материалов.  Кладовщик составляет накладную на перемещение (указывается производство, подразделение) и ставит подпись “сдал”. Грузчики производят погрузку необходимого сырья и увозят на производство. На производстве ответственный кладовщик принимает и считает отгруженное количество материалов и сверяет с накладными. Таким образом, количество материала на складе уменьшается, а на производстве появляется.

Материально ответственное лицо отвечает за производство. Кладовщик отпускает сырье производственной смене, там есть специальные счетчики, мастера, но сырье как было в производстве, так там и остается, только происходит перемещение с участка на участок. Мастера выбирают тот материал, который был затрачен на производство с выделением расхода этого материала по каждому участку, т.е. происходит разноска по участкам, ставятся подписи и ведомость закрывается. Также может быть составлена ведомость на перемещение готовой продукции на склад: на цеховое перемещение, т.е. с участием двух кладовщиков (сдал – принял) или же ведомость с подписью третьей стороны “разрешил” (как правило, отдел снабжения или технологи). Таки образом на складе приходуется готовая продукция.

Отдел сбыта.

Отдел сбыта занимается поиском новых клиентов, а так же постоянно контактирует со старыми заказчиками. Все полученные заявки он систематизирует по изделиям, срокам отгрузки со склада и передают всю информацию в финансово-экономический отдел.  

Финансово-экономический отдел.

Финансово-экономический отдел это сердце предприятия. В него стекается информация со всех отделов.  В отделе происходит анализ всех поступивших заявок, на основании которых делается вывод о количестве требуемого сырья.  Эта информация передаётся в отдел снабжения, где её обрабатывают и указывают цены на закупаемоё сырьё.  Финансовый отдел просчитывает себестоимость продукции  т.е. цена сырья + все затраты на его доставку + все затраты на изготовление продукции + пропорциональные затраты предприятия, на период  изготовления изделия. Просчитав себестоимость продукции ф.э.о. устанавливает рекомендуемую цену на изделие и указывает минимальный порог рентабельности, ниже которого опускаться нельзя.

После подписания договора о поставке продукции и получения частичной предоплаты, ф.э.о. даёт указание бухгалтерии  на оплату счетов поставщиков сырья.

Бухгалтерия.

В настоящее время основными законодательными и нормативными актами, регулирующими порядок отражения в бухгалтерском учете основных средств, их движения (поступления, перемещения, выбытия), документального оформления операций по учету основных средств на предприятии, являются:

1) ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» (утвержден приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (ПБУ 6/01)).

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283, Министерство финансов РФ приказом от 30.03.2001 № 26н утвердило новую редакцию Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации.

Положение не применяется в отношении: машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары - на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность; предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути; капитальных и финансовых вложений.

Предыдущая редакция этого документа (ПБУ 6/97), утвержденная приказом Минфина России от 03.09.1997 № 65н, признана утратившей силу. ПБУ 6/01 вводится в действие с бухгалтерской отчетности 2001 года. Важно отметить, что новый приказ Минфина России по утверждению ПБУ 6/01 также как и предыдущий зарегистрирован в Минюсте России, то есть имеет силу нормативно-правового документа.

В законе указаны основные задачи бухгалтерского учета, регулирование бухгалтерского учета, организация бухгалтерского учета на предприятии, основные требования, предъявляемые к ведению учета, а также понятие и перечень первичных документов по учету, и иные моменты, применяемые для учета основных средств, предприятия.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Первоочередная задача бухгалтерии обработка первичных документов и их систематизация.

Также немаловажным документом, является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В части первой НК РФ даны общие определения и понятия налогов и сборов, установлены субъекты налоговых правоотношений, раскрыты понятия каждого из них, обязанности и права субъектов, порядок подачи налоговой декларации, порядок расчета и уплаты налогов, налоговый контроль, который проводится должностными лицами налоговых органов, и другие основные моменты, регулирующие процесс осуществления налогообложения на территории Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ часть вторая от 5.08.2000 №117-ФЗ, глава 25 «налог на прибыль» в части формирования амортизации основных средств и других активов.

Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» содержит формы первичных документов, необходимые для правильного оформления операций с основными средствами.

На предприятии учет основных средств ведется на основании следующих первичных документов:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений);
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств;
  • Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;
  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);
  • Инвентарная карточка учета объектов основных средств и др.

Поступление основных средств оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств, который составляется и подписывается комиссией, назначаемой руководителем предприятия.

Основные средства переносят свою стоимость на готовый продукт постепенно в течение длительного времени, охватывающего несколько производственно-технологических циклов. Поэтому учет основных средств и отражение их в балансе организованы таким образом, чтобы одновременно можно было показать сохранение ими первоначальной вещной формы и постепенную потерю стоимости.


2          Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

2.1            Основные экономические показатели деятельности предприятия

 

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия начнем с общего рассмотрения основных экономических показателей. Они представлены в таблице. Их динамика приведена на рисунке.

                                                     Таблица 2.1

Основные экономические показатели

Наименование показателя

Абсолютные показатели, тыс. руб.

Темпы роста, %

Динамика, тыс. руб.

 

2008

 

2009

 

2010

2009 / 2008, %

2010 / 2009, %

2009 - 2008

2010 - 2009

Валюта баланса

41 622

23 584

19 776

56,66%

83,85%

-18 038

-3 808

Выручка

99 188

75 337

87 195

75,95%

115,74%

-23 851

11 858

Себестоимость

97 854

76 744

92 758

78,43%

120,87%

-21 110

16 014

Прибыль от продаж

721

-1 956

-6 067

-271,29%

310,17%

-2 677

-4 111

Прибыль до налог.

274

-3 742

-7 213

-1365,09%

192,76%

-4 016

-3 471

Чистая прибыль

124

-3 742

-7 213

-3017,74%

192,76%

-3 866

-3 471

 

Рисунок 2.1 Динамика основных экономических показателей

Основные показатели деятельности предприятия за три последних периода говорят о том, что предприятия находится в трудном положении. Валюта баланса снижается, выручка в целом за период снизилась. А себестоимость при снижении выручки снижается менее быстрыми темпами, то привело предприятие к том, что в 2009 году оно работало с убытком. Аналогичная динамика в 2010 году ухудшила финансовое положение предприятия что выражается в росте убытков и снижении валюты баланса в 2010 году.

2.2       Оценка финансовой устойчивости предприятия

 

Чтобы получить представление о финансовой устойчивости предприятия, об его имущественном положении, проанализируем его финансовую отчетность, которая отражает финансовое состояние предприятия и дает представлении об успешности его деятельности.

Приведем состав имущества ООО «Техинжениринг». Данные представлены в таблице 2.2. Наглядно структура и динамика активов предприятия представлены на рисунке.

Рисунок 2.2 Динамика и структура активов


Таблица 2.2

Структура и динамика имущества ООО «Техинжениринг»

Актив

Код

 

2008

 

2009

 

2010

 Горизонтальный анализ

Вертикальный анализ

2009 / 2008, %

2010 / 2008, %

2010 / 2009, %

2009 - 2008

2010 - 2008

2010 - 2009

2008

2009

2010

I. Внеоборотные активы        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные средства

120

5 980

5 190

4 783

86,79%

79,98%

92,16%

-790

-1 197

-407

14,37%

22,01%

24,19%

Итого по разделу I

190

5 980

5 190

4 783

86,79%

79,98%

92,16%

-790

-1 197

-407

14,37%

22,01%

24,19%

II. Оборотные активы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запасы

210

17 407

11 360

8 268

65,26%

47,50%

72,78%

-6 047

-9 139

-3 092

41,82%

48,17%

41,81%

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сырье, материалы и  другие аналогичные ценности

211

13 705

7 423

6 459

54,16%

47,13%

87,01%

-6 282

-7 246

-964

32,93%

31,47%

32,66%

затраты в незавершенном производстве

213

497

408

1 041

82,09%

209,46%

255,15%

-89

544

633

1,19%

1,73%

5,26%

готовая продукция и товары для перепродажи

214

2 531

2 938

249

116,08%

9,84%

8,48%

407

-2 282

-2 689

6,08%

12,46%

1,26%

расходы будущих периодов

216

674

591

519

87,69%

77,00%

87,82%

-83

-155

-72

1,62%

2,51%

2,62%

НДС по приобретенным ценностям

220

632

220

18

34,81%

2,85%

8,18%

-412

-614

-202

1,52%

0,93%

0,09%

Дебиторская задолженность  (в течение 12  месяцев)

240

13 874

6 493

6 186

46,80%

44,59%

95,27%

-7 381

-7 688

-307

33,33%

27,53%

31,28%

в т.ч покупатели и заказчики

241

8 459

3 743

4 188

44,25%

49,51%

111,89%

-4 716

-4 271

445

20,32%

15,87%

21,18%

Денежные средства

260

3 729

321

521

8,61%

13,97%

162,31%

-3 408

-3 208

200

8,96%

1,36%

2,63%

Итого по разделу II

290

35 642

18 394

14 993

51,61%

42,07%

81,51%

-17 248

-20 649

-3 401

85,63%

77,99%

75,81%

Баланс

300

41 622

23 584

19 776

56,66%

47,51%

83,85%

-18 038

-21 846

-3 808

100,00%

100,00%

100,00%

 

 


Таблица 2.3

Структура капитала ООО «Техинжениринг»

Пассив

Код

 

 

 

  Горизонтальный анализ

Вертикальный анализ

2 008

2 009

2 010

2009 / 2008
%

2010 / 2008
%

2010 / 2009
%

2009 - 2008

2010 - 2008

2010 - 2009

2008

2009

2010

III. Капитал и резервы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уставный капитал

410

10

10

10

100,00%

100,00%

100,00%

0

0

0

0,02%

0,04%

0,05%

Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)

470

124

-3 618

-10 831

-2917,74%

-8734,68%

299,36%

-3 742

-10 955

-7 213

0,30%

-15,34%

-54,77%

Итого по разделу III

490

134

-3 608

-10 821

-2692,54%

-8075,37%

299,92%

-3 742

-10 955

-7 213

0,32%

-15,30%

-54,72%

IV. Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

510

7 200

3 200

0

44,44%

0,00%

0,00%

-4 000

-7 200

-3 200

17,30%

13,57%

0,00%

Итого по разделу IV

590

7 200

3 200

0

44,44%

0,00%

0,00%

-4 000

-7 200

-3 200

17,30%

13,57%

0,00%

V. Краткосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

610

 

1 700

3 744

-

-

220,24%

1 700

3 744

2 044

0,00%

7,21%

18,93%

Кредиторская задолженность в.т.ч.

620

34 288

22 292

26 853

65,01%

78,32%

120,46%

-11 996

-7 435

4 561

82,38%

94,52%

135,79%

поставщики и подрядчики

621

16 635

9 253

11 261

55,62%

67,69%

121,70%

-7 382

-5 374

2 008

39,97%

39,23%

56,94%

задолженность перед персоналом организации

622

1 309

1 544

1 370

117,95%

104,66%

88,73%

235

61

-174

3,14%

6,55%

6,93%

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

550

541

1 073

98,36%

195,09%

198,34%

-9

523

532

1,32%

2,29%

5,43%

задолженность по налогам и сборам

624

3 090

1 388

3 946

44,92%

127,70%

284,29%

-1 702

856

2 558

7,42%

5,89%

19,95%

прочие кредиторы, в том числе

625

12 704

9 566

9 203

75,30%

72,44%

96,21%

-3 138

-3 501

-363

30,52%

40,56%

46,54%

Итого по разделу V

690

34 288

23 992

30 597

69,97%

89,24%

127,53%

-10 296

-3 691

6 605

82,38%

101,73%

154,72%

Баланс

700

41 622

23 584

19 776

56,66%

47,51%

83,85%

-18 038

-21 846

-3 808

100,00%

100,00%

100,00%

 


Основную долю активов составляют оборотные активы. Они представлены запасами, дебиторской задолженностью платежи  по которой ожидаются в течение 12  месяцев после отчетной даты, денежными средствами и НДС.

Динамика активов отрицательная. Наблюдается снижение уровня запасов, дебиторской задолженности  и денежных средств. Положительно можно отметить рост денежных средств в отчетном году по отношению к 2009 году.

Абсолютная величина основных средств снижается, что говорит о том, что основные фонды в анализируемом периоде не обновлялись.

Рассмотрим, за счет чего финансируются активы предприятия. В таблице 2.3 приведены данные о капитале ООО «Техинжениринг». На рисунке капитал представлен более наглядно.

Рисунок 2.3 Структура и динамика пассивов

Данные таблицы и рисунка показывают, что предприятие находится в трудном финансовом положении. Наблюдается острая нехватка собственного капитала, предприятие несет убытки, и они к сожалению растут. Предприятие живет в основном за счет кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам, задолженности по налогам, а также за счет кредитов и прочей задолженности. Отрицательно необходимо отметить, что предприятие имеет задолженность даже по заработной плате.

Состояние капитала предприятия говорит о неустойчивом финансовом положении предприятия.

Рассмотрим основные финансовые результаты деятельности (таблица 2.4).

Финансовые результаты деятельности предприятия можно назвать неудовлетворительными. Предприятие с 2009 года работает с убытком и уровень убытков растет. Уровень выручки в 2009 году снизился. В 2010 году немного повысился. Но темпы роста себестоимости превышают темпы роста выручки в отчетном периоде, в связи с чем финансовое положение предприятия ухудшилось, несмотря на некоторый рост выручки в отчетном периоде.

Прочие расходы предприятия превышают прочие доходы. Все это говорит о неэффективном использовании средств предприятия и неэффективной организации деятельности, а также о наличии серьезных проблем в управлении предприятием.

Финансовые результат также подтверждают неустойчивое финансовое положение.

Финансовая устойчивость характеризуется наличием собственных оборотных средств. Их наличие в ООО «Техинжениринг», вернее их отсутствие, рассчитано в таблице.

 

2008

2009

2010

СОС = стр.490 - стр.190

-5 846,00

-8 798,00

-15 604,00

 

Далее проведем анализ финансового состояния предприятия путем расчетов основных коэффициентов финансовой устойчивости по финансовой отчетности предприятия за период 2008-2010 гг.


Таблица 2.4

Финансовые результаты деятельности ООО «Техинжениринг»

Наименование показателя

Код

Абсолютные показатели, тыс. руб

Темпы роста, %

Динамика, тыс. руб.

2008

2009

2010

2009 / 2008
%

2010 / 2008, %

2010 / 2009, %

2009 - 2008

2010 - 2008

2010 - 2009

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

010

99 188

75 337

87 195

75,95%

87,91%

115,74%

-23 851

-11 993

11 858

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг ( )

020

97 854

76 744

92 758

78,43%

94,79%

120,87%

-21 110

-5 096

16 014

Валовая прибыль

029

1 334

-1 407

-5 563

-105,47%

-417,02%

395,38%

-2 741

-6 897

-4 156

Коммерческие расходы ( )

030

613

549

504

89,56%

82,22%

91,80%

-64

-109

-45

Управленческие расходы ( )

040

 

 

 

 

 

 

0

0

0

Прибыль (убыток) от продаж

050

721

-1 956

-6 067

-271,29%

-841,47%

310,17%

-2 677

-6 788

-4 111

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к получению

060

14

0

 

0,00%

0,00%

#ДЕЛ/0!

-14

-14

0

Проценты к уплате ( )

070

324

961

66

296,60%

20,37%

6,87%

637

-258

-895

Прочие доходы

090

2 767

5 341

1 731

193,02%

62,56%

32,41%

2 574

-1 036

-3 610

Прочие расходы ( )

100

2 904

6 166

2 811

212,33%

96,80%

45,59%

3 262

-93

-3 355

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

274

-3 742

-7 213

-1365,69%

-2632,48%

192,76%

-4 016

-7 487

-3 471

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

124

-3 742

-7 213

-3017,74%

-5816,94%

192,76%

-3 866

-7 337

-3 471


Таблица 2.5

Коэффициенты финансовой устойчивости

№ п/п

Наименование коэффициента

Расчет

Норматив

2008

2009

2010

2

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

Чистые оборотные активы (Собственный капитал – стоимость оборудования) / Оборотные активы ( Стоимость запасов, денежных средств и задолженности покупателей)

 

≥ 0,1

-0,16

-0,48

-1,04

2

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

Собственный капитал / Капитал

0,4 ÷ 0,6

0,003

-0,15

-0,55

3

Коэффициент финансовой устойчивости

(Собственный капитал + Долгосрочный заемный капитал) / Капитал

≥ 0,6

0,18

-0,02

-0,55

 

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования показывает, какая часть собственного капитала вложена в  оборотные активы. В течении последних трех лет данный коэффициент отрицательный, т.е. предприятие не имеет собственных оборотных активов. На конец отчетного периода данный коэффициент больше единицы и со знаком минус – это говорит о полном отсутствии собственных средств у предприятия.

Коэффициент финансовой независимости (автономии) показывает долю собственных средств во всех источниках предприятия и определяет степень независимости предприятия от внешних источников финансирования. Доля собственных средств в 2008 году ничтожно мала. С 2009 года показатели также отрицательные в связи с убытками и отсутствием собственного капитала на предприятии.

Коэффициент финансовой устойчивости определяет долю устойчивых источников финансирования в пас­сивах предприятия, - т.е. тех пассивов, которые могут быть на­правлены на финансирование инвестиций. Т.к. предприятие в отчетном 2010 году больше не имеет долгосрочных кредитов, этот коэффициент равен предыдущему.

В целом необходимо отметить, что предприятие находится в неудовлетворительном состоянии, оно практически находится в состоянии банкротства. Оно не имеет собственных средств, чтобы погасить свою задолженность перед кредиторами.

2.3       Ликвидность предприятия

 

Углубленный анализ финансового состояния предприятия заключается в анализе ликвидности баланса - в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

 Такая группировка активов и пассивов, а также их сравнение позволяет сделать выводы о платежеспособности предприятия – т.е. способности предприятия отвечать по своим обязательствам не нарушая сроки. Проведенный ранее анализ показал неудовлетворительное состояние ликвидности и платежеспособности.

Проведем анализ баланса и выявим ликвидные активы предприятия. Данные приведены в таблице 2.6 и на рисунках 2.4 и 2.5.

Рисунок 2.4 Структура  актива баланса по степени ликвидности

Таблица 2.6

Группировка статей актива баланса по степени их ликвидности и пассива по степени срочности их погашения

 

 

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

2008

2009

2010

2008

2009

2010

А1- абсолютно ликвидные активы

3 729

321

521

9%

1%

3%

А2- быстрореализуемые активы

13 874

6 493

6 186

33%

28%

31%

А3- медленнореализуемые активы

18 039

11 580

8 286

43%

49%

42%

А4- труднореализуемые активы

5 980

5 190

4 783

14%

22%

24%

Итого

41 622

23 584

19 776

100%

100%

100%

П1- наиболее срочные обязательства

34 288

22 292

26 853

82%

95%

136%

П2- краткосрочные пассивы

0

1 700

3 744

0%

7%

19%

П3- долгосрочные пассивы

7 200

3 200

0

17%

14%

0%

П4- постоянные пассивы

134

-3 608

-10 821

0%

-15%

-55%

Итого

41 622

23 584

19 776

100%

100%

100%

 

Рисунок 2.5 Структура пассива по степени срочности их погашения

На основании данных о группировке статей баланса по степени их ликвидности и срочности погашения обязательств  и рисунков, характеризующих структуру и динамику этих активов и пассивов можно сделать следующие выводы:

Основную долю активов составляют  медленно реализуемые и труднореализуемые активы.

Основную же долю обязательств составляют наиболее срочные обязательства.

Абсолютно ликвидных активов на предприятии очень мало. Все это говорит о неудовлетворительной структуре баланса.

Условие абсолютной ликвидности баланса представляет собой совокупность следующих неравенств

А1>П1 ;  А1>П2  ;  А3>П3  ; А4<П4

Условия ликвидности баланса представлены в таблице

Таблица 2.7

Анализ соблюдения условий ликвидности баланса

 

2008

2009

2010

A1 >= П1

НЕТ

НЕТ

НЕТ

A2 >= П2

ДА

ДА

ДА

A3 >= П3

ДА

ДА

ДА

A4 <= П4

НЕТ

НЕТ

НЕТ

 

 

 

 

A1 - П1

-30 559

-21 971

-26 332

A2 - П2

13 874

4 793

2 442

A3 - П3

10 839

8 380

8 286

П4 - А4

-5 846

-8 798

-15 604

 

Результаты сопоставления текущих активов, сгруппированных по степени убывающей ликвидности с краткосрочными обязательствами, сгруппированными по степени срочности их погашения свидетельствуют о том, что баланс данного предприятия нельзя назвать ликвидным, а предприятие платежеспособным. Предприятие не способно рассчитаться по своим обязательствам в ближайшее время. В подтверждение этого рассчитаем основные коэффициенты ликвидности.

Таблица 2.8

Коэффициенты ликвидности

 

2008

2009

2010

2009/ 2008

2010 / 2008

2010 / 2009

2009- 2008

2010-/ 2008

2010 - 2009

Ктл

1,04

0,77

0,49

73,75%

47,14%

63,91%

-0,27

-0,55

-0,28

Кол

0,44

0,29

0,21

66,23%

48,14%

72,68%

-0,15

-0,23

-0,08

Кбл

0,51

0,28

0,22

55,32%

42,70%

77,18%

-0,23

-0,29

-0,06

Кал

0,11

0,01

0,02

12,30%

15,66%

127,27%

-0,10

-0,09

0,00

 

Рисунок 2.6 Динамика коэффициентов ликвидности

 

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) показывает  отношение суммы запасов товаров, задолженности покупателей и Денежный средств к краткосрочным обязательствам перед поставщиками. Его норма в пределах 1-2.

Общий показатель ликвидности (Кол) Характеризует ликвидность баланса предприятия в целом. При этом различные группы активов и обязательств входят с разными весовыми коэффициентами, учитывающими сроки поступления средств и погашения обязательств.

Кол = (А1 + 0.5*А2 + 0.3*А3) / (П1 + 0.5*П2 + 0.3*П3); Норма Кол >= 1                                                                                                                                                                                                                                                                       

Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) показывание отношение суммы денежных средств и задолженности покупателей к краткосрочным обязательствам. Норма 0,7 - 1

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)  показывает отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам Норма 0,2 – 0,25.

Расчет основных коэффициентов показал, что все коэффициенты ниже нормы.  Предприятие способно быстро погасить только 2 % текущих обязательств.

За счет денежных средств и дебиторской задолженности предприятие  сможет погасить только 22% обязательств.

Также если учесть, что предприятие сможет реализовать свои запасы, предприятие сможет погасить  только 49% своих обязательств. Рассчитанные коэффициенты подтверждают кризисность финансового положения предприятия.

2.4       Анализ деловой активности предприятия

 

Деловая активность предприятия оценивается по показателям оборачиваемости, которые рассчитаны в таблице 2.9 и по периоду оборотов рассчитанному в таблице 2.10.

Таблица 2.9

Деловая активность

Наименование показателя

2008

2009

2010

2009- 2008

2010- 2008

2010 - 2009

Коа = (стр.10 Ф2) / (стр.300)

2,38

3,19

4,41

0,81

2,03

1,21

Коск = (стр.10 Ф2) / (стр.490)

740,21

-20,88

-8,06

-761,09

-748,27

12,82

Кооа = (стр.10 Ф2) / (стр.290)

2,78

4,10

5,82

1,31

3,03

1,72

Коз = (стр.10 Ф2) / (стр.210 + стр.220)

5,50

6,51

10,52

1,01

5,02

4,02

Код = (стр.10 Ф2) / (стр.230 + стр.240)

7,15

11,60

14,10

4,45

6,95

2,49

Кок = (стр.10 Ф2) / (стр.620)

2,89

3,38

3,25

0,49

0,35

-0,13

 

Рисунок 2.7 Динамика коэффициентов оборачиваемости.

Исходя из анализа коэффициентов деловой активности, заметно как вырос коэффициент оборачиваемости активов Коа с 2.38 до 4.41и коэффициент оборачиваемости оборотных активов Кооа  с 2.78 до 5.82 , но это произошло за счёт уменьшения активов предприятия.  

Рост коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности Код вырос в два раза с 7.15 до 14.1 , указывает на эффективное использование выручки предприятия.  

Таблица 2.10

Периоды оборота активов

 Наименование показателя

2008

2009

2010

2009- 2008

2010- 2008

2010 - 2009

Поа = 365*(стр.300)/(стр.10 Ф2)

153,16

114,26

82,78

-38,90

-70,38

-31,48

Поск = 365 * (стр.490) / (стр.10 Ф2)

0,49

-17,48

-45,30

-17,97

-45,79

-27,82

Пооа = 365 * (стр.290) / (стр.10 Ф2)

131,16

89,12

62,76

-42,04

-68,40

-26,36

Поз = 365 * (стр.210 + стр.220) / (стр.10 Ф2)

66,38

56,10

34,69

-10,28

-31,70

-21,42

Под = 365* (стр.230 + стр.240) /(стр.10 Ф2)

51,05

31,46

25,89

-19,60

-25,16

-5,56

Пок = 365* (стр.620) /(стр.10 Ф2)

126,18

108,00

112,41

-18,17

-13,77

4,40

Рисунок 2.8 Периоды оборота

     Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности Кок остался на прежнем уровне это говорит о том, что предприятие стабильно  погашает свои  свои краткосрочные обязательства не увеличивая их. 

В целом можно отметить рост коэффицентов оборачиваемости и повышение деловой активности. Но это происходит за счет снижения активов, доступных предприятию.

Период оборачиваемости дебиторской задолженности составляет один месяц, а кредиторской задолженности один квартал, это указывает, что предприятие используя кредитные деньги,успешно работает со своими должниками.

В целом периоды оборотов основных статей активов снизились. Т.е средства предприятия стали обращаться быстрее. И у предприятие есть надежда выйти из кризисного финансового состояния.

2.5       Анализ рентабельности

 

Рентабельность является основным показателем эффективности деятельности предприятия. Рассчитаем основные показатели рентабельности.

 

   Таблица 2.11

Показатели рентабельности

 Наименование показателя

 

2008

 

2009

 

2010

2009 / 2008, %

2010 / 2009, %

2009 - 2008

2010 - 2009

Кра = (стр.190 Ф2) / (стр.300)

0,00

-0,16

-0,36

-5325,83%

229,87%

-0,16

-0,21

Крр = (стр.190 Ф2) / (стр.10 Ф2)

0,00

-0,05

-0,08

-3973,13%

166,54%

-0,05

-0,03

Крск = (стр.190 Ф2) / (стр.490)

0,93

1,04

0,67

112,08%

64,27%

0,11

-0,37

Кп = (стр.50 Ф2) / (стр.10 Ф2)

0,01

-0,03

-0,07

-357,18%

267,99%

-0,03

-0,04

 

Рисунок 2.9 Динамика коэффициентов рентабельности

 

Рассматривая коэффициенты рентабельности, прослеживается  следующая тенденция: все показатели падают с каждым отчётным периодом. Коэффициент рентабельности активов (Кра) снизился с 0 до  -0,36.  Коэффициент рентабельности реализации (Крр) с 0 до -0,08.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (Крск) с 0,93 до 0,67.  Коэффициент прибыли от продаж (Кп) с 0,01 до -0,07.

Всё это свидетельствует о неэффективном исспользовании своих активов, очень маленькой наценки на свою продукцию, очень высокой себестоимости и как следствие  низкой прибыли,  и переход предприятия в разряд убыточных.

2.6       Оценка банкротства предприятия

 

Т.к. предприятие находится в кризисном финансовом положении проведем оценку вероятности банкротства предприятия путем расчета коэффиципн6та Альтмана.

Расчет вероятности банкротства на основании методики Альтмана представлен в таблице. Динамика Z-коэффициента Альтмана за исследуемый период представлена на рисунке.

Таблица 2.12

Расчет вероятности банкротства

Показатель

на начало 2010 г.

на конец 2010 г.

1

Оборотные активы

13295

14993

2

Валюта баланса

23584

19776

3

Чистая прибыль

-7213

-3742

4

Заемные обязательства

3200

0

5

Выручка от продаж

87195

75337

6

Уставный капитал

10

10

7

Собственный капитал

-3608

-10831

8

Себестоимость

-15788

-31642

9

Прибыль (убыток) от продаж

-7213

-3742

10

Кэффициент Альтмана (Z-cчет) (0,7*п.1/п.2 + 08*п.3/п.2 + 0,4*п.6/п.4 + 3,1*п.9/п.2 + п.5/п.2)

2,90

3,60

11

R-модель формула рассчета: 8,38*п.1/п.2 + п.3/п.7 + 0,054*п.5/п.2 + 0,63*п.3/п.8

7,21

6,98

 

Расчеты показали, что коэффициент Альтмана на конец 2010 года повысился и стал больше 3, что свидетельствует о снижении вероятности банкротства.

Выручка предприятия выше суммы активов и заемных средств предприятия – этим объясняется повышение значения коэффициента Альтмана.

Поэтому, несмотря на то, что предприятие функционирует за счет заемных средств, оно,  несомненно, имеет все шансы сохранить свои позиции и в будущем повысить свою финансовую устойчивость.

 

2.7       Расчет точки безубыточности, операционного рычага и запаса финансовой прочности

 

Для эффективного упралвения предприятием необходимо четко представлять сколько продукции или услуг  предприятие должно производсти, чтобы покрыть свои расходы и получить прибыль. Для этого рассчитывается уровень безубыточности деятельности предприятия. Исходные данные для расчета точки безубыточности, операционного рычака и запаса прочности представлены в таблице 2.13. Расчет приведен в таблице 2.14

Таблица 2.13

Исходные данные  в тыс. руб.

4 900,00

 Постоянные затраты

500,00

 Переменные затраты на 1 продукции

700,00

 Цена, доход на 1 продукции

15,00

 Количество продукции (штук), нижняя граница

30,00

 Количество продукции (штук), верхняя граница

 

В результате проделанных расчетов были получены следующие результаты:

Точка безубыточности  составляет 24,5 ~25 (штук). В денежном выражении Точка безубыточности составляет 17150,00 (руб)

 


Таблица 2.14

Расчет уровня безубыточности деятельности предприятия

Кол-во

Перемен ные затраты

Общие затраты

Доход

Маржи нальный доход

Прибыль

Операцион-ный рычаг натуральный

Запас прочности (%)

Q

TVC

TC

TR

TRm

TP

S

15

7500,00

12400,00

10500,00

3000,00

-1900,00

-1,58

-63,33

16

8000,00

12900,00

11200,00

3200,00

-1700,00

-1,88

-53,13

17

8500,00

13400,00

11900,00

3400,00

-1500,00

-2,27

-44,12

18

9000,00

13900,00

12600,00

3600,00

-1300,00

-2,77

-36,11

19

9500,00

14400,00

13300,00

3800,00

-1100,00

-3,45

-28,95

20

10000,00

14900,00

14000,00

4000,00

-900,00

-4,44

-22,50

21

10500,00

15400,00

14700,00

4200,00

-700,00

-6,00

-16,67

22

11000,00

15900,00

15400,00

4400,00

-500,00

-8,80

-11,36

23

11500,00

16400,00

16100,00

4600,00

-300,00

-15,33

-6,52

24

12000,00

16900,00

16800,00

4800,00

-100,00

-48,00

-2,08

25

12500,00

17400,00

17500,00

5000,00

100,00

50,00

2,00

26

13000,00

17900,00

18200,00

5200,00

300,00

17,33

5,77

27

13500,00

18400,00

18900,00

5400,00

500,00

10,80

9,26

28

14000,00

18900,00

19600,00

5600,00

700,00

8,00

12,50

29

14500,00

19400,00

20300,00

5800,00

900,00

6,44

15,52

30

15000,00

19900,00

21000,00

6000,00

1100,00

5,45

18,33

 

Рисунок 2.10 Точка безубыточности

Рисунок 2.11 Операционный рычаг

Рисунок 2.12 Запас прочности

Далее проведем расчет порога рентабельности. Исходные данные представлены в таблице 2.15, расчет приведен в таблице 2.16.

Таблица 2.15

Исходные данные в тыс. руб.

4 900,00

 Постоянные затраты

500,00

 Переменные затраты на 1 продукции

700,00

 Цена, доход на 1 продукции

15,00

 Количество продукции (штук), нижняя граница

30,00

 Количество продукции (штук), верхняя граница

 

Таблица 2.16

Расчет порога рентабельности

Кол-во

Постоянные затраты на ед. продукции

Перемен ные затраты на ед. продукции

Общие затраты на ед. продукции (себестоим-ть)

Доход на ед. продукции (цена)

Маржи нальный доход на ед.  продукции

Прибыль на ед. продукции

15

326,67

500,00

826,67

700,00

200,00

-126,67

16

306,25

500,00

806,25

700,00

200,00

-106,25

17

288,24

500,00

788,24

700,00

200,00

-88,24

18

272,22

500,00

772,22

700,00

200,00

-72,22

19

257,89

500,00

757,89

700,00

200,00

-57,89

20

245,00

500,00

745,00

700,00

200,00

-45,00

21

233,33

500,00

733,33

700,00

200,00

-33,33

22

222,73

500,00

722,73

700,00

200,00

-22,73

23

213,04

500,00

713,04

700,00

200,00

-13,04

24

204,17

500,00

704,17

700,00

200,00

-4,17

25

196,00

500,00

696,00

700,00

200,00

4,00

26

188,46

500,00

688,46

700,00

200,00

11,54

27

181,48

500,00

681,48

700,00

200,00

18,52

28

175,00

500,00

675,00

700,00

200,00

25,00

29

168,97

500,00

668,97

700,00

200,00

31,03

30

163,33

500,00

663,33

700,00

200,00

36,67

 

 

Рисунок 2.13 Порог рентабельности

Далее проведем расчет минимальной наценки, при которой прибыль равна 0. Исходные данные представлены в таблице 2.17, расчет приведен в таблице 2.18. Наглядно уровень наценки показан на графике 2.14.

Рисунок 2.14 Уровень наценки


Таблица 2.17

Исходные данные в тыс. руб.

4 900,00

         Постоянные затраты

 

 

12 250,00

         Переменные затраты суммарные

 

20,00

 % Наценка, нижняя граница

 

 

60,00

 % Наценка, верхняя граница

 

 

Таблица 2.18

Расчет минимальной наценки, при которой прибыль равна 0

Наценка

Постоян ные затраты

Перемен ные затраты

Общие затраты

Доход

Маржи нальный доход

Прибыль

20

4900,00

12250,00

17150,00

14700,00

2450,00

-2450,00

22

4900,00

12250,00

17150,00

14945,00

2695,00

-2205,00

24

4900,00

12250,00

17150,00

15190,00

2940,00

-1960,00

26

4900,00

12250,00

17150,00

15435,00

3185,00

-1715,00

28

4900,00

12250,00

17150,00

15680,00

3430,00

-1470,00

30

4900,00

12250,00

17150,00

15925,00

3675,00

-1225,00

32

4900,00

12250,00

17150,00

16170,00

3920,00

-980,00

34

4900,00

12250,00

17150,00

16415,00

4165,00

-735,00

36

4900,00

12250,00

17150,00

16660,00

4410,00

-490,00

38

4900,00

12250,00

17150,00

16905,00

4655,00

-245,00

40

4900,00

12250,00

17150,00

17150,00

4900,00

0,00

42

4900,00

12250,00

17150,00

17395,00

5145,00

245,00

44

4900,00

12250,00

17150,00

17640,00

5390,00

490,00

46

4900,00

12250,00

17150,00

17885,00

5635,00

735,00

48

4900,00

12250,00

17150,00

18130,00

5880,00

980,00

50

4900,00

12250,00

17150,00

18375,00

6125,00

1225,00

52

4900,00

12250,00

17150,00

18620,00

6370,00

1470,00

54

4900,00

12250,00

17150,00

18865,00

6615,00

1715,00

56

4900,00

12250,00

17150,00

19110,00

6860,00

1960,00

58

4900,00

12250,00

17150,00

19355,00

7105,00

2205,00

60

4900,00

12250,00

17150,00

19600,00

7350,00

2450,00

 

Расчеты показали, что минимальная наценка, при которой прибыль равна 0 - 40,00 %

На графике наглядно показано, что при производстве 24,5 единиц продукции предприятие будет находится в точке безубыточности.

Его доход будет равен 17 150 000 руб., минимальная наценка составляет 40%. При производстве и продаже меньшего числа единиц продукции, при уменьшении наценки на товар,  деятельность предприятия будет приносить убыток и наоборот.

       


Заключение

 

 Для осуществления эффективной деятельности любому предприятию необходимо проводить анализ своей деятельности в динамике за несколько лет, чтобы была возможность выявить недостатки своей работы и принять меры по их ликвидации. Поэтому  основываясь на данных бухгалтерской отчётности предприятия, был проведен анализ агрегированного баланса и «Отчёта о прибылях и убытках» за 2008-2010 года и были сделаны следующие выводы:

  1. На протяжении трёх лет мы наблюдаем падение выручки предприятия при наличии высокой себестоимости продукции, и как следствие в 2010 году убыток предприятия увеличился в два раза.
  2. Рассматривая структуру активов, заметно значительное снижение основных её показателей. Денежные средства уменьшились в 6 раз, дебиторская задолженность в 2 раза, товарные запасы в 2 раза, нематериальные активы на 20%.
  3. У предприятия не хватает оборотных средств. Кредиторская задолженность остаётся достаточно высокой на всём протяжении рассматриваемого периода. И хотя предприятие погасило все свои долгосрочные обязательства, убыток предприятия растёт.
  4. На данном этапе предприятие является неплатёжеспособным, но в перспективе эта ситуация может исправиться к лучшему .

Сравнивая коэффициенты ликвидности, мы видим, что они все находятся ниже нормы (Ктл=0,49; Кол=0,21; Кбл=0,22; Кал=0,02)  и имеют тенденцию к дальнейшему понижению.

  1. Предприятие совсем не обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности
  2. Запасы которые имеет предприятие созданы за счёт заёмных средств

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств находится ниже нормы.

Предприятие в основном привлекает краткосрочные кредиты для текущей деятельности и не вкладывает деньги в основные средства.

Коэффициенты финансовой устойчивости находятся ниже нормы, что показывает зависимость предприятия от заемных средств.

  1. Анализ коэффициентов деловой активности, показал рост оборачиваемости основных показателей и снижение периода оборота, но это произошло за счёт уменьшения активов предприятия.

Рост коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности указывает на повышение эффективное расчетов на предприятии.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности  остался на прежнем уровне. Предприятие по мере возможности  погашает свои  краткосрочные обязательства.    

Период оборачиваемости дебиторской задолженности составляет один месяц, а кредиторской задолженности один квартал, это указывает, что предприятие используя кредитные деньги, успешно работает со своими должниками.

  1. Коэффициенты рентабельности снижаются с каждым отчётным периодом. Всё это свидетельствует о неэффективном исспользовании своих активов, очень маленькой наценки на свою продукцию, очень высокой себестоимости и как следствие низкой прибыли,  и переход предприятия в разряд убыточных.
  2. Расчет точки безубыточности показал, что при производстве 24,5 единиц продукции предприятие не будет иметь убытков. Его доход будет равен 17 150 000 руб., минимальная наценка составляет 40%.

При производстве и продаже меньшего числа единиц продукции, при уменьшении наценки на товар,  деятельность предприятия будет приносить убыток и наоборот.

  1. Анализ вероятности банкротства путем расчета коэффициента Альтмана на начало и на конец отчётного периода показал, что при Zнач=2,9 вероятность банкротства средняя, а при Zкон=3,6 вероятность снижается. Но в условиях Российского рынка нельзя утверждать, что при определённом значении коэффициента Альтмана предприятие склонно к банкротству или нет, но повышение данного коэффициента можно рассматривать как положительную тенденцию.

Таким образом, в ходе анализа было установлено, что предприятие находится в  неустойчивом финансовом состоянии. Это нормальное явление для современной экономики. В настоящее время практически не существует предприятий с абсолютной финансовой устойчивостью.

С целью улучшения финансового состояния предприятия предла­гается следующие мероприятия для оздоровления предприятия:

1.Привлекая долгосрочные заёмные средства, предприятие может быстрее и масштабнее выполнять свои задачи по развитию в соответствии с поставленной целью.

Необходимо часть прибыли направить на увеличение собственного капитала или модернизацию производства тем самым становясь более привлекательным для инвесторов.

  1. В течении анализируемого периода рентабельность от сделок уменьшалась. Необходимо поднять рентабельность продаж, для чего требуется обратить внимание на управление себестоимостью и прибылью. Необходимо искать пути снижения затрат на производство, а также, если позволяет рынок, то увеличить наценку на изготовляемую продукцию.
  2. Необходимо проведение ежеквартального мониторинга деятель­ности предприятия на основании бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти по следующим направлениям:

- Состояние оборотного капитала.

- Показатели деловой активности и эффективности работы: коэф­фициент обеспеченности собственными оборотными средствами, рен­табельность основной деятельности, рентабельность оборотного капи­тала, производительность труда.

- Показатели финансовой устойчивости (коэффициент автономии,  соотношения собственных и заемных средств, коэффициент прогноза банкротства).

- Показатели платежеспособности: текущей, промежуточной и об­щей ликвидности.

  1. Проведение маркетинговых исследований и изучение рынка с целью формирования и поддержания конкурентоспособных направле­ний деятельности.
  2. Отслеживание сроков погашения кредиторской задолженнос­ти: контроль над сроками исполнения обязательств перед банком, бюд­жетом и внебюджетными фондами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / П.П. Табурчак, А.Е. Викуленко А.Е., Л.А. Овчиникова и др.; Под ред. П.П. Табурчака.-Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 352 с.
  2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Русак Н. А., Стражев В. И., Мигук О.Ф. и др.; Под общ. ред. В. И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.., 2003. – 398 с.
  3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. Савицкая Г.В. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.
  4. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп.-М.: Финансы и статистика – 2002. –208с.
  5. Бендиков М.А., Джамай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 5. – с.80.
  6. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Ника-Центр. 2007.
  7. Герасимова Е.И. Анализ и диагностика производственной деятельности предприятий. 4-е изд., КНОРУС, 2007 г. – 256 с.
  8. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. «Андреевский ИД», 2009 г.–448 с.
  9. Еленева Ю.В. Экономика и управление предприятием: Учебник, Высшая школа, 2008 г. – 624 с.
  10. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е издание, перраб. и доп. – М.: Издательство “Бухгалтерский учёт”, 2008. –528с.
  11. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник/ Н.Л. Зайцев. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007.- 358с.
  12. Ионова А.Ф. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. «Бухгалтерский учет», 2008 г. – 312 с.
  13. Караванова Б.П. Мониторинг финансового состояния организации: Учебно-методическое пособие, Финансы и статистика, 2007 г, - 48с.
  14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560с.
  15. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2009. – 424 с.
  16. Крылов Э.И., Власова В.М. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. Финансы и статистика, 2009 г. – 720 с.
  17. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-479с.
  18. Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002. – 656 с.
  19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа», Москва, «ИНФРА-М», 2001 - 176с.
  20. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О. В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 601 с.

Приложения

 

 

 

 

Теги: Управление финансовым состоянием предприятия ( на примере ООО «Техинжениринг»)  Отчет по практике  АХД, экономика предприятий, финансы предприятий
Просмотров: 1262
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Управление финансовым состоянием предприятия ( на примере ООО «Техинжениринг»)
Назад