ОТЧЕТ
по преддипломной практике
Тема: Управление финансовым состоянием предприятия ( на примере ООО «Техинжениринг»)
План
Введение
1.1 Бухгалтерская отчётность как вид финансовой отчётности
1.2 Критерии оценки финансового состояния
1.3 Управление финансовым состоянием в условиях рыночной экономики
2.1 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.2 Ликвидность предприятия
2.3 Анализ деловой активности предприятия
3.1 Определение порога рентабельности предприятия
3.2 Операционный леверидж как инструмент управления финансовым состоянием предприятия
3.2 Управление денежными потоками предприятия
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
1 Характеристика организации.. 4
2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.. 13
2.1 Основные экономические показатели деятельности предприятия. 13
2.2 Оценка финансовой устойчивости предприятия. 14
2.3 Ликвидность предприятия. 21
2.4 Анализ деловой активности предприятия. 25
2.6 Оценка банкротства предприятия. 29
2.7 Расчет точки безубыточности, операционного рычага и запаса финансовой прочности 30
Преддипломная практика проходила на предприятии ООО «ТЕХИНЖЕНИРИНГ» (Опытно-механический завод), основным видом деятельности которого является разработка, проектирование, изготовление и наладка не стандартизированного оборудования для химической, нефтеперерабатывающей, спиртовой и ликероводочной, фармацевтической, промышленности.
Целью преддипломной практики являлось всестороннее изучение деятельности предприятия и сбор информации для написания дипломной работы.
Исходя из цели, на практику были поставлены следующие задачи:
Финансовое положение является основным показателем эффективности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Чем лучше организована деятельность предприятия чем более конкурентоспособным являются продукция или услуги предприятия, чем лучше поставлена на предприятии маркетинговая деятельность и управление персоналом, тем выше показатели финансового состояния.
Отклонения от нормы в финансовом состоянии предприятия указывают на возможные проблемы в организации деятельности той или иной службы, или же свидетельствуют о проблемах функционирования предприятия в целом. В этой связи будущая тема дипломной работы представляется очень актуальной.
ООО «ТЕХИНЖЕНИРИНГ» (Опытно-механический завод) - современное многопрофильное предприятие, обладающее мощным производственным, техническим и интеллектуальным потенциалом. Завод имеет 40-летний опыт работы на рынке по разработке, проектированию, изготовлению и наладке не стандартизированного оборудования для химической, нефтеперерабатывающей, спиртовой и ликероводочной, фармацевтической, промышленности.
Предприятие ООО «Техинжениринг» представляет собой с 2006 г. Общество с ограниченной ответственностью, уставной капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.
Общество создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом «Об Обществах с ограниченной ответственностью».
Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров, проводимое 1 раз в год. В компетенции общего собрания акционеров, находится решение таких вопросов, как: изменение устава общества, избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков общества и распределение его прибыли и убытков; решения о реорганизации или ликвидации общества. Деятельностью общества в периоды между собраниями руководит исполнительный директор, который избирается на общем собрании учредителей на срок 5 лет.
На заводе имеется несколько производственных цехов, складские помещения с подъездными автомобильными и железнодорожными путями, гараж. Предприятие оснащено современным высокопроизводительным оборудованием. Предприятие находится в центре Среднерусской возвышенности, что делает его местонахождение выгодным с точки зрения нахождения его в районе развитого железнодорожного и автомобильного сообщения.
Выпускаемая продукция должна быть сертифицирована, поэтому на предприятии есть разрешительная документация, выданная ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ КОНТРОЛЮ, а так же сертификаты соответствия, выданные Органом по сертификации.
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.1.
Управленческая структура ООО «Техинжиниринг» строится с учетом нижеперечисленных принципов:
- возможности гибкого реагирования на изменения рынка,
- обеспечения оптимального уровня децентрализации управленческих решений,
- исключения дублирования службами выполнения одних и тех же функций,
- персонификации ответственности за организацию и выполнение возложенных функций.
Рисунок 1.1 Организационная структура ООО «ТЕХИНЖЕНИРИНГ»
5.Бухгалтерия занимается обработкой первичных документов, отвечает за достоверное отражение финансового состояния предприятия и предоставление отчетности, ведение необходимой документации и контролирует финансовую дисциплину, материальный, финансовый учет и расчеты с поставщиками, персоналом.
Рассмотрим более подробно организацию деятельности в ООО «Техинжиниринг» и функции основных отделов.
Отдел снабжения
Предприятие заключает договора снабжения на поставку сырья и материалов с различными поставщиками. Основное сырьё это лист г/кат 10.0х1500х6000 (Гост19281-89,17066-94), сталь листовая г/кат 4.0х1500х6000. Предпочтение отдается тем поставщикам, которые предлагают более низкую цену или отсрочку платежа. К каждой новой партии индивидуальный подход, в зависимости от финансовой ситуации на заводе.
Перед закупкой очередной партии металла, менеджер отдела снабжения проводит мониторинг рынка и выясняет все условия поставки. Это очень важный процесс в формировании будущей цены изделия т.к. цены на металл в этом году менялись очень часто, была возможность купить небольшие партии металла по старым (более дешёвым) ценам.
Всю собранную информацию менеджер передаёт в финансово-экономический отдел, где принимается окончательное решение.
Как только определён поставщик сырья от него приходит счет, который оплачивается по безналичному расчёту. После оплаты водитель-экспидитор с доверенностью от предприятия едет получать товар. На складе поставщика ему выдают накладную, счёт-фактуру и товарно-транспортную накладную на дорогу. Машина приходит на склад, где идёт приёмка товара согласно накладным.
Складское хозяйство.
Копия накладной остаётся на складе, а оригинальные документы передаются в бухгалтерию. Для получения сырья со склада, подразделения составляют заявки на отпуск материалов. Кладовщик составляет накладную на перемещение (указывается производство, подразделение) и ставит подпись “сдал”. Грузчики производят погрузку необходимого сырья и увозят на производство. На производстве ответственный кладовщик принимает и считает отгруженное количество материалов и сверяет с накладными. Таким образом, количество материала на складе уменьшается, а на производстве появляется.
Материально ответственное лицо отвечает за производство. Кладовщик отпускает сырье производственной смене, там есть специальные счетчики, мастера, но сырье как было в производстве, так там и остается, только происходит перемещение с участка на участок. Мастера выбирают тот материал, который был затрачен на производство с выделением расхода этого материала по каждому участку, т.е. происходит разноска по участкам, ставятся подписи и ведомость закрывается. Также может быть составлена ведомость на перемещение готовой продукции на склад: на цеховое перемещение, т.е. с участием двух кладовщиков (сдал – принял) или же ведомость с подписью третьей стороны “разрешил” (как правило, отдел снабжения или технологи). Таки образом на складе приходуется готовая продукция.
Отдел сбыта.
Отдел сбыта занимается поиском новых клиентов, а так же постоянно контактирует со старыми заказчиками. Все полученные заявки он систематизирует по изделиям, срокам отгрузки со склада и передают всю информацию в финансово-экономический отдел.
Финансово-экономический отдел.
Финансово-экономический отдел это сердце предприятия. В него стекается информация со всех отделов. В отделе происходит анализ всех поступивших заявок, на основании которых делается вывод о количестве требуемого сырья. Эта информация передаётся в отдел снабжения, где её обрабатывают и указывают цены на закупаемоё сырьё. Финансовый отдел просчитывает себестоимость продукции т.е. цена сырья + все затраты на его доставку + все затраты на изготовление продукции + пропорциональные затраты предприятия, на период изготовления изделия. Просчитав себестоимость продукции ф.э.о. устанавливает рекомендуемую цену на изделие и указывает минимальный порог рентабельности, ниже которого опускаться нельзя.
После подписания договора о поставке продукции и получения частичной предоплаты, ф.э.о. даёт указание бухгалтерии на оплату счетов поставщиков сырья.
Бухгалтерия.
В настоящее время основными законодательными и нормативными актами, регулирующими порядок отражения в бухгалтерском учете основных средств, их движения (поступления, перемещения, выбытия), документального оформления операций по учету основных средств на предприятии, являются:
1) ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» (утвержден приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (ПБУ 6/01)).
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283, Министерство финансов РФ приказом от 30.03.2001 № 26н утвердило новую редакцию Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации.
Положение не применяется в отношении: машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары - на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность; предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути; капитальных и финансовых вложений.
Предыдущая редакция этого документа (ПБУ 6/97), утвержденная приказом Минфина России от 03.09.1997 № 65н, признана утратившей силу. ПБУ 6/01 вводится в действие с бухгалтерской отчетности 2001 года. Важно отметить, что новый приказ Минфина России по утверждению ПБУ 6/01 также как и предыдущий зарегистрирован в Минюсте России, то есть имеет силу нормативно-правового документа.
В законе указаны основные задачи бухгалтерского учета, регулирование бухгалтерского учета, организация бухгалтерского учета на предприятии, основные требования, предъявляемые к ведению учета, а также понятие и перечень первичных документов по учету, и иные моменты, применяемые для учета основных средств, предприятия.
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Первоочередная задача бухгалтерии обработка первичных документов и их систематизация.
Также немаловажным документом, является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В части первой НК РФ даны общие определения и понятия налогов и сборов, установлены субъекты налоговых правоотношений, раскрыты понятия каждого из них, обязанности и права субъектов, порядок подачи налоговой декларации, порядок расчета и уплаты налогов, налоговый контроль, который проводится должностными лицами налоговых органов, и другие основные моменты, регулирующие процесс осуществления налогообложения на территории Российской Федерации.
Налоговый кодекс РФ часть вторая от 5.08.2000 №117-ФЗ, глава 25 «налог на прибыль» в части формирования амортизации основных средств и других активов.
Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» содержит формы первичных документов, необходимые для правильного оформления операций с основными средствами.
На предприятии учет основных средств ведется на основании следующих первичных документов:
Поступление основных средств оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств, который составляется и подписывается комиссией, назначаемой руководителем предприятия.
Основные средства переносят свою стоимость на готовый продукт постепенно в течение длительного времени, охватывающего несколько производственно-технологических циклов. Поэтому учет основных средств и отражение их в балансе организованы таким образом, чтобы одновременно можно было показать сохранение ими первоначальной вещной формы и постепенную потерю стоимости.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия начнем с общего рассмотрения основных экономических показателей. Они представлены в таблице. Их динамика приведена на рисунке.
Таблица 2.1
Основные экономические показатели
Наименование показателя | Абсолютные показатели, тыс. руб. | Темпы роста, % | Динамика, тыс. руб. | ||||
2008 |
2009 |
2010 | 2009 / 2008, % | 2010 / 2009, % | 2009 - 2008 | 2010 - 2009 | |
Валюта баланса | 41 622 | 23 584 | 19 776 | 56,66% | 83,85% | -18 038 | -3 808 |
Выручка | 99 188 | 75 337 | 87 195 | 75,95% | 115,74% | -23 851 | 11 858 |
Себестоимость | 97 854 | 76 744 | 92 758 | 78,43% | 120,87% | -21 110 | 16 014 |
Прибыль от продаж | 721 | -1 956 | -6 067 | -271,29% | 310,17% | -2 677 | -4 111 |
Прибыль до налог. | 274 | -3 742 | -7 213 | -1365,09% | 192,76% | -4 016 | -3 471 |
Чистая прибыль | 124 | -3 742 | -7 213 | -3017,74% | 192,76% | -3 866 | -3 471 |
Рисунок 2.1 Динамика основных экономических показателей
Основные показатели деятельности предприятия за три последних периода говорят о том, что предприятия находится в трудном положении. Валюта баланса снижается, выручка в целом за период снизилась. А себестоимость при снижении выручки снижается менее быстрыми темпами, то привело предприятие к том, что в 2009 году оно работало с убытком. Аналогичная динамика в 2010 году ухудшила финансовое положение предприятия что выражается в росте убытков и снижении валюты баланса в 2010 году.
Чтобы получить представление о финансовой устойчивости предприятия, об его имущественном положении, проанализируем его финансовую отчетность, которая отражает финансовое состояние предприятия и дает представлении об успешности его деятельности.
Приведем состав имущества ООО «Техинжениринг». Данные представлены в таблице 2.2. Наглядно структура и динамика активов предприятия представлены на рисунке.
Рисунок 2.2 Динамика и структура активов
Таблица 2.2
Структура и динамика имущества ООО «Техинжениринг»
Актив | Код |
2008 |
2009 |
2010 | Горизонтальный анализ | Вертикальный анализ | |||||||
2009 / 2008, % | 2010 / 2008, % | 2010 / 2009, % | 2009 - 2008 | 2010 - 2008 | 2010 - 2009 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
I. Внеоборотные активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные средства | 120 | 5 980 | 5 190 | 4 783 | 86,79% | 79,98% | 92,16% | -790 | -1 197 | -407 | 14,37% | 22,01% | 24,19% |
Итого по разделу I | 190 | 5 980 | 5 190 | 4 783 | 86,79% | 79,98% | 92,16% | -790 | -1 197 | -407 | 14,37% | 22,01% | 24,19% |
II. Оборотные активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запасы | 210 | 17 407 | 11 360 | 8 268 | 65,26% | 47,50% | 72,78% | -6 047 | -9 139 | -3 092 | 41,82% | 48,17% | 41,81% |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 211 | 13 705 | 7 423 | 6 459 | 54,16% | 47,13% | 87,01% | -6 282 | -7 246 | -964 | 32,93% | 31,47% | 32,66% |
затраты в незавершенном производстве | 213 | 497 | 408 | 1 041 | 82,09% | 209,46% | 255,15% | -89 | 544 | 633 | 1,19% | 1,73% | 5,26% |
готовая продукция и товары для перепродажи | 214 | 2 531 | 2 938 | 249 | 116,08% | 9,84% | 8,48% | 407 | -2 282 | -2 689 | 6,08% | 12,46% | 1,26% |
расходы будущих периодов | 216 | 674 | 591 | 519 | 87,69% | 77,00% | 87,82% | -83 | -155 | -72 | 1,62% | 2,51% | 2,62% |
НДС по приобретенным ценностям | 220 | 632 | 220 | 18 | 34,81% | 2,85% | 8,18% | -412 | -614 | -202 | 1,52% | 0,93% | 0,09% |
Дебиторская задолженность (в течение 12 месяцев) | 240 | 13 874 | 6 493 | 6 186 | 46,80% | 44,59% | 95,27% | -7 381 | -7 688 | -307 | 33,33% | 27,53% | 31,28% |
в т.ч покупатели и заказчики | 241 | 8 459 | 3 743 | 4 188 | 44,25% | 49,51% | 111,89% | -4 716 | -4 271 | 445 | 20,32% | 15,87% | 21,18% |
Денежные средства | 260 | 3 729 | 321 | 521 | 8,61% | 13,97% | 162,31% | -3 408 | -3 208 | 200 | 8,96% | 1,36% | 2,63% |
Итого по разделу II | 290 | 35 642 | 18 394 | 14 993 | 51,61% | 42,07% | 81,51% | -17 248 | -20 649 | -3 401 | 85,63% | 77,99% | 75,81% |
Баланс | 300 | 41 622 | 23 584 | 19 776 | 56,66% | 47,51% | 83,85% | -18 038 | -21 846 | -3 808 | 100,00% | 100,00% | 100,00% |
Таблица 2.3
Структура капитала ООО «Техинжениринг»
Пассив | Код |
|
|
| Горизонтальный анализ | Вертикальный анализ | |||||||
2 008 | 2 009 | 2 010 | 2009 / 2008 | 2010 / 2008 | 2010 / 2009 | 2009 - 2008 | 2010 - 2008 | 2010 - 2009 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
III. Капитал и резервы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уставный капитал | 410 | 10 | 10 | 10 | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 0 | 0 | 0 | 0,02% | 0,04% | 0,05% |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 470 | 124 | -3 618 | -10 831 | -2917,74% | -8734,68% | 299,36% | -3 742 | -10 955 | -7 213 | 0,30% | -15,34% | -54,77% |
Итого по разделу III | 490 | 134 | -3 608 | -10 821 | -2692,54% | -8075,37% | 299,92% | -3 742 | -10 955 | -7 213 | 0,32% | -15,30% | -54,72% |
IV. Долгосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Займы и кредиты | 510 | 7 200 | 3 200 | 0 | 44,44% | 0,00% | 0,00% | -4 000 | -7 200 | -3 200 | 17,30% | 13,57% | 0,00% |
Итого по разделу IV | 590 | 7 200 | 3 200 | 0 | 44,44% | 0,00% | 0,00% | -4 000 | -7 200 | -3 200 | 17,30% | 13,57% | 0,00% |
V. Краткосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Займы и кредиты | 610 |
| 1 700 | 3 744 | - | - | 220,24% | 1 700 | 3 744 | 2 044 | 0,00% | 7,21% | 18,93% |
Кредиторская задолженность в.т.ч. | 620 | 34 288 | 22 292 | 26 853 | 65,01% | 78,32% | 120,46% | -11 996 | -7 435 | 4 561 | 82,38% | 94,52% | 135,79% |
поставщики и подрядчики | 621 | 16 635 | 9 253 | 11 261 | 55,62% | 67,69% | 121,70% | -7 382 | -5 374 | 2 008 | 39,97% | 39,23% | 56,94% |
задолженность перед персоналом организации | 622 | 1 309 | 1 544 | 1 370 | 117,95% | 104,66% | 88,73% | 235 | 61 | -174 | 3,14% | 6,55% | 6,93% |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 623 | 550 | 541 | 1 073 | 98,36% | 195,09% | 198,34% | -9 | 523 | 532 | 1,32% | 2,29% | 5,43% |
задолженность по налогам и сборам | 624 | 3 090 | 1 388 | 3 946 | 44,92% | 127,70% | 284,29% | -1 702 | 856 | 2 558 | 7,42% | 5,89% | 19,95% |
прочие кредиторы, в том числе | 625 | 12 704 | 9 566 | 9 203 | 75,30% | 72,44% | 96,21% | -3 138 | -3 501 | -363 | 30,52% | 40,56% | 46,54% |
Итого по разделу V | 690 | 34 288 | 23 992 | 30 597 | 69,97% | 89,24% | 127,53% | -10 296 | -3 691 | 6 605 | 82,38% | 101,73% | 154,72% |
Баланс | 700 | 41 622 | 23 584 | 19 776 | 56,66% | 47,51% | 83,85% | -18 038 | -21 846 | -3 808 | 100,00% | 100,00% | 100,00% |
Основную долю активов составляют оборотные активы. Они представлены запасами, дебиторской задолженностью платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, денежными средствами и НДС.
Динамика активов отрицательная. Наблюдается снижение уровня запасов, дебиторской задолженности и денежных средств. Положительно можно отметить рост денежных средств в отчетном году по отношению к 2009 году.
Абсолютная величина основных средств снижается, что говорит о том, что основные фонды в анализируемом периоде не обновлялись.
Рассмотрим, за счет чего финансируются активы предприятия. В таблице 2.3 приведены данные о капитале ООО «Техинжениринг». На рисунке капитал представлен более наглядно.
Рисунок 2.3 Структура и динамика пассивов
Данные таблицы и рисунка показывают, что предприятие находится в трудном финансовом положении. Наблюдается острая нехватка собственного капитала, предприятие несет убытки, и они к сожалению растут. Предприятие живет в основном за счет кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам, задолженности по налогам, а также за счет кредитов и прочей задолженности. Отрицательно необходимо отметить, что предприятие имеет задолженность даже по заработной плате.
Состояние капитала предприятия говорит о неустойчивом финансовом положении предприятия.
Рассмотрим основные финансовые результаты деятельности (таблица 2.4).
Финансовые результаты деятельности предприятия можно назвать неудовлетворительными. Предприятие с 2009 года работает с убытком и уровень убытков растет. Уровень выручки в 2009 году снизился. В 2010 году немного повысился. Но темпы роста себестоимости превышают темпы роста выручки в отчетном периоде, в связи с чем финансовое положение предприятия ухудшилось, несмотря на некоторый рост выручки в отчетном периоде.
Прочие расходы предприятия превышают прочие доходы. Все это говорит о неэффективном использовании средств предприятия и неэффективной организации деятельности, а также о наличии серьезных проблем в управлении предприятием.
Финансовые результат также подтверждают неустойчивое финансовое положение.
Финансовая устойчивость характеризуется наличием собственных оборотных средств. Их наличие в ООО «Техинжениринг», вернее их отсутствие, рассчитано в таблице.
| 2008 | 2009 | 2010 |
СОС = стр.490 - стр.190 | -5 846,00 | -8 798,00 | -15 604,00 |
Далее проведем анализ финансового состояния предприятия путем расчетов основных коэффициентов финансовой устойчивости по финансовой отчетности предприятия за период 2008-2010 гг.
Таблица 2.4
Финансовые результаты деятельности ООО «Техинжениринг»
Наименование показателя | Код | Абсолютные показатели, тыс. руб | Темпы роста, % | Динамика, тыс. руб. | ||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2009 / 2008 | 2010 / 2008, % | 2010 / 2009, % | 2009 - 2008 | 2010 - 2008 | 2010 - 2009 | ||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 010 | 99 188 | 75 337 | 87 195 | 75,95% | 87,91% | 115,74% | -23 851 | -11 993 | 11 858 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг ( ) | 020 | 97 854 | 76 744 | 92 758 | 78,43% | 94,79% | 120,87% | -21 110 | -5 096 | 16 014 |
Валовая прибыль | 029 | 1 334 | -1 407 | -5 563 | -105,47% | -417,02% | 395,38% | -2 741 | -6 897 | -4 156 |
Коммерческие расходы ( ) | 030 | 613 | 549 | 504 | 89,56% | 82,22% | 91,80% | -64 | -109 | -45 |
Управленческие расходы ( ) | 040 |
|
|
|
|
|
| 0 | 0 | 0 |
Прибыль (убыток) от продаж | 050 | 721 | -1 956 | -6 067 | -271,29% | -841,47% | 310,17% | -2 677 | -6 788 | -4 111 |
Прочие доходы и расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проценты к получению | 060 | 14 | 0 |
| 0,00% | 0,00% | #ДЕЛ/0! | -14 | -14 | 0 |
Проценты к уплате ( ) | 070 | 324 | 961 | 66 | 296,60% | 20,37% | 6,87% | 637 | -258 | -895 |
Прочие доходы | 090 | 2 767 | 5 341 | 1 731 | 193,02% | 62,56% | 32,41% | 2 574 | -1 036 | -3 610 |
Прочие расходы ( ) | 100 | 2 904 | 6 166 | 2 811 | 212,33% | 96,80% | 45,59% | 3 262 | -93 | -3 355 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 140 | 274 | -3 742 | -7 213 | -1365,69% | -2632,48% | 192,76% | -4 016 | -7 487 | -3 471 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 190 | 124 | -3 742 | -7 213 | -3017,74% | -5816,94% | 192,76% | -3 866 | -7 337 | -3 471 |
Таблица 2.5
Коэффициенты финансовой устойчивости
№ п/п | Наименование коэффициента | Расчет | Норматив | 2008 | 2009 | 2010 |
2 | Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования | Чистые оборотные активы (Собственный капитал – стоимость оборудования) / Оборотные активы ( Стоимость запасов, денежных средств и задолженности покупателей) |
≥ 0,1 | -0,16 | -0,48 | -1,04 |
2 | Коэффициент финансовой независимости (автономии) | Собственный капитал / Капитал | 0,4 ÷ 0,6 | 0,003 | -0,15 | -0,55 |
3 | Коэффициент финансовой устойчивости | (Собственный капитал + Долгосрочный заемный капитал) / Капитал | ≥ 0,6 | 0,18 | -0,02 | -0,55 |
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования показывает, какая часть собственного капитала вложена в оборотные активы. В течении последних трех лет данный коэффициент отрицательный, т.е. предприятие не имеет собственных оборотных активов. На конец отчетного периода данный коэффициент больше единицы и со знаком минус – это говорит о полном отсутствии собственных средств у предприятия.
Коэффициент финансовой независимости (автономии) показывает долю собственных средств во всех источниках предприятия и определяет степень независимости предприятия от внешних источников финансирования. Доля собственных средств в 2008 году ничтожно мала. С 2009 года показатели также отрицательные в связи с убытками и отсутствием собственного капитала на предприятии.
Коэффициент финансовой устойчивости определяет долю устойчивых источников финансирования в пассивах предприятия, - т.е. тех пассивов, которые могут быть направлены на финансирование инвестиций. Т.к. предприятие в отчетном 2010 году больше не имеет долгосрочных кредитов, этот коэффициент равен предыдущему.
В целом необходимо отметить, что предприятие находится в неудовлетворительном состоянии, оно практически находится в состоянии банкротства. Оно не имеет собственных средств, чтобы погасить свою задолженность перед кредиторами.
Углубленный анализ финансового состояния предприятия заключается в анализе ликвидности баланса - в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Такая группировка активов и пассивов, а также их сравнение позволяет сделать выводы о платежеспособности предприятия – т.е. способности предприятия отвечать по своим обязательствам не нарушая сроки. Проведенный ранее анализ показал неудовлетворительное состояние ликвидности и платежеспособности.
Проведем анализ баланса и выявим ликвидные активы предприятия. Данные приведены в таблице 2.6 и на рисунках 2.4 и 2.5.
Рисунок 2.4 Структура актива баланса по степени ликвидности
Таблица 2.6
Группировка статей актива баланса по степени их ликвидности и пассива по степени срочности их погашения
| Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 2009 | 2010 | |
А1- абсолютно ликвидные активы | 3 729 | 321 | 521 | 9% | 1% | 3% |
А2- быстрореализуемые активы | 13 874 | 6 493 | 6 186 | 33% | 28% | 31% |
А3- медленнореализуемые активы | 18 039 | 11 580 | 8 286 | 43% | 49% | 42% |
А4- труднореализуемые активы | 5 980 | 5 190 | 4 783 | 14% | 22% | 24% |
Итого | 41 622 | 23 584 | 19 776 | 100% | 100% | 100% |
П1- наиболее срочные обязательства | 34 288 | 22 292 | 26 853 | 82% | 95% | 136% |
П2- краткосрочные пассивы | 0 | 1 700 | 3 744 | 0% | 7% | 19% |
П3- долгосрочные пассивы | 7 200 | 3 200 | 0 | 17% | 14% | 0% |
П4- постоянные пассивы | 134 | -3 608 | -10 821 | 0% | -15% | -55% |
Итого | 41 622 | 23 584 | 19 776 | 100% | 100% | 100% |
Рисунок 2.5 Структура пассива по степени срочности их погашения
На основании данных о группировке статей баланса по степени их ликвидности и срочности погашения обязательств и рисунков, характеризующих структуру и динамику этих активов и пассивов можно сделать следующие выводы:
Основную долю активов составляют медленно реализуемые и труднореализуемые активы.
Основную же долю обязательств составляют наиболее срочные обязательства.
Абсолютно ликвидных активов на предприятии очень мало. Все это говорит о неудовлетворительной структуре баланса.
Условие абсолютной ликвидности баланса представляет собой совокупность следующих неравенств
А1>П1 ; А1>П2 ; А3>П3 ; А4<П4
Условия ликвидности баланса представлены в таблице
Таблица 2.7
Анализ соблюдения условий ликвидности баланса
| 2008 | 2009 | 2010 |
A1 >= П1 | НЕТ | НЕТ | НЕТ |
A2 >= П2 | ДА | ДА | ДА |
A3 >= П3 | ДА | ДА | ДА |
A4 <= П4 | НЕТ | НЕТ | НЕТ |
|
|
|
|
A1 - П1 | -30 559 | -21 971 | -26 332 |
A2 - П2 | 13 874 | 4 793 | 2 442 |
A3 - П3 | 10 839 | 8 380 | 8 286 |
П4 - А4 | -5 846 | -8 798 | -15 604 |
Результаты сопоставления текущих активов, сгруппированных по степени убывающей ликвидности с краткосрочными обязательствами, сгруппированными по степени срочности их погашения свидетельствуют о том, что баланс данного предприятия нельзя назвать ликвидным, а предприятие платежеспособным. Предприятие не способно рассчитаться по своим обязательствам в ближайшее время. В подтверждение этого рассчитаем основные коэффициенты ликвидности.
Таблица 2.8
Коэффициенты ликвидности
| 2008 | 2009 | 2010 | 2009/ 2008 | 2010 / 2008 | 2010 / 2009 | 2009- 2008 | 2010-/ 2008 | 2010 - 2009 |
Ктл | 1,04 | 0,77 | 0,49 | 73,75% | 47,14% | 63,91% | -0,27 | -0,55 | -0,28 |
Кол | 0,44 | 0,29 | 0,21 | 66,23% | 48,14% | 72,68% | -0,15 | -0,23 | -0,08 |
Кбл | 0,51 | 0,28 | 0,22 | 55,32% | 42,70% | 77,18% | -0,23 | -0,29 | -0,06 |
Кал | 0,11 | 0,01 | 0,02 | 12,30% | 15,66% | 127,27% | -0,10 | -0,09 | 0,00 |
Рисунок 2.6 Динамика коэффициентов ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) показывает отношение суммы запасов товаров, задолженности покупателей и Денежный средств к краткосрочным обязательствам перед поставщиками. Его норма в пределах 1-2.
Общий показатель ликвидности (Кол) Характеризует ликвидность баланса предприятия в целом. При этом различные группы активов и обязательств входят с разными весовыми коэффициентами, учитывающими сроки поступления средств и погашения обязательств.
Кол = (А1 + 0.5*А2 + 0.3*А3) / (П1 + 0.5*П2 + 0.3*П3); Норма Кол >= 1
Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) показывание отношение суммы денежных средств и задолженности покупателей к краткосрочным обязательствам. Норма 0,7 - 1
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) показывает отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам Норма 0,2 – 0,25.
Расчет основных коэффициентов показал, что все коэффициенты ниже нормы. Предприятие способно быстро погасить только 2 % текущих обязательств.
За счет денежных средств и дебиторской задолженности предприятие сможет погасить только 22% обязательств.
Также если учесть, что предприятие сможет реализовать свои запасы, предприятие сможет погасить только 49% своих обязательств. Рассчитанные коэффициенты подтверждают кризисность финансового положения предприятия.
Деловая активность предприятия оценивается по показателям оборачиваемости, которые рассчитаны в таблице 2.9 и по периоду оборотов рассчитанному в таблице 2.10.
Таблица 2.9
Деловая активность
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | 2009- 2008 | 2010- 2008 | 2010 - 2009 |
Коа = (стр.10 Ф2) / (стр.300) | 2,38 | 3,19 | 4,41 | 0,81 | 2,03 | 1,21 |
Коск = (стр.10 Ф2) / (стр.490) | 740,21 | -20,88 | -8,06 | -761,09 | -748,27 | 12,82 |
Кооа = (стр.10 Ф2) / (стр.290) | 2,78 | 4,10 | 5,82 | 1,31 | 3,03 | 1,72 |
Коз = (стр.10 Ф2) / (стр.210 + стр.220) | 5,50 | 6,51 | 10,52 | 1,01 | 5,02 | 4,02 |
Код = (стр.10 Ф2) / (стр.230 + стр.240) | 7,15 | 11,60 | 14,10 | 4,45 | 6,95 | 2,49 |
Кок = (стр.10 Ф2) / (стр.620) | 2,89 | 3,38 | 3,25 | 0,49 | 0,35 | -0,13 |
Рисунок 2.7 Динамика коэффициентов оборачиваемости.
Исходя из анализа коэффициентов деловой активности, заметно как вырос коэффициент оборачиваемости активов Коа с 2.38 до 4.41и коэффициент оборачиваемости оборотных активов Кооа с 2.78 до 5.82 , но это произошло за счёт уменьшения активов предприятия.
Рост коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности Код вырос в два раза с 7.15 до 14.1 , указывает на эффективное использование выручки предприятия.
Таблица 2.10
Периоды оборота активов
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | 2009- 2008 | 2010- 2008 | 2010 - 2009 |
Поа = 365*(стр.300)/(стр.10 Ф2) | 153,16 | 114,26 | 82,78 | -38,90 | -70,38 | -31,48 |
Поск = 365 * (стр.490) / (стр.10 Ф2) | 0,49 | -17,48 | -45,30 | -17,97 | -45,79 | -27,82 |
Пооа = 365 * (стр.290) / (стр.10 Ф2) | 131,16 | 89,12 | 62,76 | -42,04 | -68,40 | -26,36 |
Поз = 365 * (стр.210 + стр.220) / (стр.10 Ф2) | 66,38 | 56,10 | 34,69 | -10,28 | -31,70 | -21,42 |
Под = 365* (стр.230 + стр.240) /(стр.10 Ф2) | 51,05 | 31,46 | 25,89 | -19,60 | -25,16 | -5,56 |
Пок = 365* (стр.620) /(стр.10 Ф2) | 126,18 | 108,00 | 112,41 | -18,17 | -13,77 | 4,40 |
Рисунок 2.8 Периоды оборота
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности Кок остался на прежнем уровне это говорит о том, что предприятие стабильно погашает свои свои краткосрочные обязательства не увеличивая их.
В целом можно отметить рост коэффицентов оборачиваемости и повышение деловой активности. Но это происходит за счет снижения активов, доступных предприятию.
Период оборачиваемости дебиторской задолженности составляет один месяц, а кредиторской задолженности один квартал, это указывает, что предприятие используя кредитные деньги,успешно работает со своими должниками.
В целом периоды оборотов основных статей активов снизились. Т.е средства предприятия стали обращаться быстрее. И у предприятие есть надежда выйти из кризисного финансового состояния.
Рентабельность является основным показателем эффективности деятельности предприятия. Рассчитаем основные показатели рентабельности.
Таблица 2.11
Показатели рентабельности
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 | 2009 / 2008, % | 2010 / 2009, % | 2009 - 2008 | 2010 - 2009 |
Кра = (стр.190 Ф2) / (стр.300) | 0,00 | -0,16 | -0,36 | -5325,83% | 229,87% | -0,16 | -0,21 |
Крр = (стр.190 Ф2) / (стр.10 Ф2) | 0,00 | -0,05 | -0,08 | -3973,13% | 166,54% | -0,05 | -0,03 |
Крск = (стр.190 Ф2) / (стр.490) | 0,93 | 1,04 | 0,67 | 112,08% | 64,27% | 0,11 | -0,37 |
Кп = (стр.50 Ф2) / (стр.10 Ф2) | 0,01 | -0,03 | -0,07 | -357,18% | 267,99% | -0,03 | -0,04 |
Рисунок 2.9 Динамика коэффициентов рентабельности
Рассматривая коэффициенты рентабельности, прослеживается следующая тенденция: все показатели падают с каждым отчётным периодом. Коэффициент рентабельности активов (Кра) снизился с 0 до -0,36. Коэффициент рентабельности реализации (Крр) с 0 до -0,08.
Коэффициент рентабельности собственного капитала (Крск) с 0,93 до 0,67. Коэффициент прибыли от продаж (Кп) с 0,01 до -0,07.
Всё это свидетельствует о неэффективном исспользовании своих активов, очень маленькой наценки на свою продукцию, очень высокой себестоимости и как следствие низкой прибыли, и переход предприятия в разряд убыточных.
Т.к. предприятие находится в кризисном финансовом положении проведем оценку вероятности банкротства предприятия путем расчета коэффиципн6та Альтмана.
Расчет вероятности банкротства на основании методики Альтмана представлен в таблице. Динамика Z-коэффициента Альтмана за исследуемый период представлена на рисунке.
Таблица 2.12
Расчет вероятности банкротства
№ | Показатель | на начало 2010 г. | на конец 2010 г. |
1 | Оборотные активы | 13295 | 14993 |
2 | Валюта баланса | 23584 | 19776 |
3 | Чистая прибыль | -7213 | -3742 |
4 | Заемные обязательства | 3200 | 0 |
5 | Выручка от продаж | 87195 | 75337 |
6 | Уставный капитал | 10 | 10 |
7 | Собственный капитал | -3608 | -10831 |
8 | Себестоимость | -15788 | -31642 |
9 | Прибыль (убыток) от продаж | -7213 | -3742 |
10 | Кэффициент Альтмана (Z-cчет) (0,7*п.1/п.2 + 08*п.3/п.2 + 0,4*п.6/п.4 + 3,1*п.9/п.2 + п.5/п.2) | 2,90 | 3,60 |
11 | R-модель формула рассчета: 8,38*п.1/п.2 + п.3/п.7 + 0,054*п.5/п.2 + 0,63*п.3/п.8 | 7,21 | 6,98 |
Расчеты показали, что коэффициент Альтмана на конец 2010 года повысился и стал больше 3, что свидетельствует о снижении вероятности банкротства.
Выручка предприятия выше суммы активов и заемных средств предприятия – этим объясняется повышение значения коэффициента Альтмана.
Поэтому, несмотря на то, что предприятие функционирует за счет заемных средств, оно, несомненно, имеет все шансы сохранить свои позиции и в будущем повысить свою финансовую устойчивость.
Для эффективного упралвения предприятием необходимо четко представлять сколько продукции или услуг предприятие должно производсти, чтобы покрыть свои расходы и получить прибыль. Для этого рассчитывается уровень безубыточности деятельности предприятия. Исходные данные для расчета точки безубыточности, операционного рычака и запаса прочности представлены в таблице 2.13. Расчет приведен в таблице 2.14
Таблица 2.13
Исходные данные в тыс. руб.
4 900,00 | Постоянные затраты |
500,00 | Переменные затраты на 1 продукции |
700,00 | Цена, доход на 1 продукции |
15,00 | Количество продукции (штук), нижняя граница |
30,00 | Количество продукции (штук), верхняя граница |
В результате проделанных расчетов были получены следующие результаты:
Точка безубыточности составляет 24,5 ~25 (штук). В денежном выражении Точка безубыточности составляет 17150,00 (руб)
Таблица 2.14
Расчет уровня безубыточности деятельности предприятия
Кол-во | Перемен ные затраты | Общие затраты | Доход | Маржи нальный доход | Прибыль | Операцион-ный рычаг натуральный | Запас прочности (%) |
Q | TVC | TC | TR | TRm | TP | Lн | S |
15 | 7500,00 | 12400,00 | 10500,00 | 3000,00 | -1900,00 | -1,58 | -63,33 |
16 | 8000,00 | 12900,00 | 11200,00 | 3200,00 | -1700,00 | -1,88 | -53,13 |
17 | 8500,00 | 13400,00 | 11900,00 | 3400,00 | -1500,00 | -2,27 | -44,12 |
18 | 9000,00 | 13900,00 | 12600,00 | 3600,00 | -1300,00 | -2,77 | -36,11 |
19 | 9500,00 | 14400,00 | 13300,00 | 3800,00 | -1100,00 | -3,45 | -28,95 |
20 | 10000,00 | 14900,00 | 14000,00 | 4000,00 | -900,00 | -4,44 | -22,50 |
21 | 10500,00 | 15400,00 | 14700,00 | 4200,00 | -700,00 | -6,00 | -16,67 |
22 | 11000,00 | 15900,00 | 15400,00 | 4400,00 | -500,00 | -8,80 | -11,36 |
23 | 11500,00 | 16400,00 | 16100,00 | 4600,00 | -300,00 | -15,33 | -6,52 |
24 | 12000,00 | 16900,00 | 16800,00 | 4800,00 | -100,00 | -48,00 | -2,08 |
25 | 12500,00 | 17400,00 | 17500,00 | 5000,00 | 100,00 | 50,00 | 2,00 |
26 | 13000,00 | 17900,00 | 18200,00 | 5200,00 | 300,00 | 17,33 | 5,77 |
27 | 13500,00 | 18400,00 | 18900,00 | 5400,00 | 500,00 | 10,80 | 9,26 |
28 | 14000,00 | 18900,00 | 19600,00 | 5600,00 | 700,00 | 8,00 | 12,50 |
29 | 14500,00 | 19400,00 | 20300,00 | 5800,00 | 900,00 | 6,44 | 15,52 |
30 | 15000,00 | 19900,00 | 21000,00 | 6000,00 | 1100,00 | 5,45 | 18,33 |
Рисунок 2.10 Точка безубыточности
Рисунок 2.11 Операционный рычаг
Рисунок 2.12 Запас прочности
Далее проведем расчет порога рентабельности. Исходные данные представлены в таблице 2.15, расчет приведен в таблице 2.16.
Таблица 2.15
Исходные данные в тыс. руб.
4 900,00 | Постоянные затраты |
500,00 | Переменные затраты на 1 продукции |
700,00 | Цена, доход на 1 продукции |
15,00 | Количество продукции (штук), нижняя граница |
30,00 | Количество продукции (штук), верхняя граница |
Таблица 2.16
Расчет порога рентабельности
Кол-во | Постоянные затраты на ед. продукции | Перемен ные затраты на ед. продукции | Общие затраты на ед. продукции (себестоим-ть) | Доход на ед. продукции (цена) | Маржи нальный доход на ед. продукции | Прибыль на ед. продукции |
15 | 326,67 | 500,00 | 826,67 | 700,00 | 200,00 | -126,67 |
16 | 306,25 | 500,00 | 806,25 | 700,00 | 200,00 | -106,25 |
17 | 288,24 | 500,00 | 788,24 | 700,00 | 200,00 | -88,24 |
18 | 272,22 | 500,00 | 772,22 | 700,00 | 200,00 | -72,22 |
19 | 257,89 | 500,00 | 757,89 | 700,00 | 200,00 | -57,89 |
20 | 245,00 | 500,00 | 745,00 | 700,00 | 200,00 | -45,00 |
21 | 233,33 | 500,00 | 733,33 | 700,00 | 200,00 | -33,33 |
22 | 222,73 | 500,00 | 722,73 | 700,00 | 200,00 | -22,73 |
23 | 213,04 | 500,00 | 713,04 | 700,00 | 200,00 | -13,04 |
24 | 204,17 | 500,00 | 704,17 | 700,00 | 200,00 | -4,17 |
25 | 196,00 | 500,00 | 696,00 | 700,00 | 200,00 | 4,00 |
26 | 188,46 | 500,00 | 688,46 | 700,00 | 200,00 | 11,54 |
27 | 181,48 | 500,00 | 681,48 | 700,00 | 200,00 | 18,52 |
28 | 175,00 | 500,00 | 675,00 | 700,00 | 200,00 | 25,00 |
29 | 168,97 | 500,00 | 668,97 | 700,00 | 200,00 | 31,03 |
30 | 163,33 | 500,00 | 663,33 | 700,00 | 200,00 | 36,67 |
Рисунок 2.13 Порог рентабельности
Далее проведем расчет минимальной наценки, при которой прибыль равна 0. Исходные данные представлены в таблице 2.17, расчет приведен в таблице 2.18. Наглядно уровень наценки показан на графике 2.14.
Рисунок 2.14 Уровень наценки
Таблица 2.17
Исходные данные в тыс. руб.
4 900,00 | Постоянные затраты |
|
|
12 250,00 | Переменные затраты суммарные |
| |
20,00 | % Наценка, нижняя граница |
|
|
60,00 | % Наценка, верхняя граница |
|
|
Таблица 2.18
Расчет минимальной наценки, при которой прибыль равна 0
Наценка | Постоян ные затраты | Перемен ные затраты | Общие затраты | Доход | Маржи нальный доход | Прибыль |
20 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 14700,00 | 2450,00 | -2450,00 |
22 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 14945,00 | 2695,00 | -2205,00 |
24 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 15190,00 | 2940,00 | -1960,00 |
26 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 15435,00 | 3185,00 | -1715,00 |
28 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 15680,00 | 3430,00 | -1470,00 |
30 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 15925,00 | 3675,00 | -1225,00 |
32 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 16170,00 | 3920,00 | -980,00 |
34 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 16415,00 | 4165,00 | -735,00 |
36 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 16660,00 | 4410,00 | -490,00 |
38 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 16905,00 | 4655,00 | -245,00 |
40 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 17150,00 | 4900,00 | 0,00 |
42 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 17395,00 | 5145,00 | 245,00 |
44 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 17640,00 | 5390,00 | 490,00 |
46 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 17885,00 | 5635,00 | 735,00 |
48 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 18130,00 | 5880,00 | 980,00 |
50 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 18375,00 | 6125,00 | 1225,00 |
52 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 18620,00 | 6370,00 | 1470,00 |
54 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 18865,00 | 6615,00 | 1715,00 |
56 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 19110,00 | 6860,00 | 1960,00 |
58 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 19355,00 | 7105,00 | 2205,00 |
60 | 4900,00 | 12250,00 | 17150,00 | 19600,00 | 7350,00 | 2450,00 |
Расчеты показали, что минимальная наценка, при которой прибыль равна 0 - 40,00 %
На графике наглядно показано, что при производстве 24,5 единиц продукции предприятие будет находится в точке безубыточности.
Его доход будет равен 17 150 000 руб., минимальная наценка составляет 40%. При производстве и продаже меньшего числа единиц продукции, при уменьшении наценки на товар, деятельность предприятия будет приносить убыток и наоборот.
Для осуществления эффективной деятельности любому предприятию необходимо проводить анализ своей деятельности в динамике за несколько лет, чтобы была возможность выявить недостатки своей работы и принять меры по их ликвидации. Поэтому основываясь на данных бухгалтерской отчётности предприятия, был проведен анализ агрегированного баланса и «Отчёта о прибылях и убытках» за 2008-2010 года и были сделаны следующие выводы:
Сравнивая коэффициенты ликвидности, мы видим, что они все находятся ниже нормы (Ктл=0,49; Кол=0,21; Кбл=0,22; Кал=0,02) и имеют тенденцию к дальнейшему понижению.
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств находится ниже нормы.
Предприятие в основном привлекает краткосрочные кредиты для текущей деятельности и не вкладывает деньги в основные средства.
Коэффициенты финансовой устойчивости находятся ниже нормы, что показывает зависимость предприятия от заемных средств.
Рост коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности указывает на повышение эффективное расчетов на предприятии.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности остался на прежнем уровне. Предприятие по мере возможности погашает свои краткосрочные обязательства.
Период оборачиваемости дебиторской задолженности составляет один месяц, а кредиторской задолженности один квартал, это указывает, что предприятие используя кредитные деньги, успешно работает со своими должниками.
При производстве и продаже меньшего числа единиц продукции, при уменьшении наценки на товар, деятельность предприятия будет приносить убыток и наоборот.
Таким образом, в ходе анализа было установлено, что предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии. Это нормальное явление для современной экономики. В настоящее время практически не существует предприятий с абсолютной финансовой устойчивостью.
С целью улучшения финансового состояния предприятия предлагается следующие мероприятия для оздоровления предприятия:
1.Привлекая долгосрочные заёмные средства, предприятие может быстрее и масштабнее выполнять свои задачи по развитию в соответствии с поставленной целью.
Необходимо часть прибыли направить на увеличение собственного капитала или модернизацию производства тем самым становясь более привлекательным для инвесторов.
- Состояние оборотного капитала.
- Показатели деловой активности и эффективности работы: коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, рентабельность основной деятельности, рентабельность оборотного капитала, производительность труда.
- Показатели финансовой устойчивости (коэффициент автономии, соотношения собственных и заемных средств, коэффициент прогноза банкротства).
- Показатели платежеспособности: текущей, промежуточной и общей ликвидности.