Мировой цветочный бизнес и Россия, проблемы и перспективы развития

Актуальность исследования обусловлена тем, что  Несмотря на отсутствие конкуренции, удачно вступить в цветочный бизнес в конце 90-х начале 2000 годов было ни чуть не проще, чем сейчас. Цветы никогда не являлись товаром первой необходимости, и в переломный исторический момент населению было попросту не до них. Но, тем не менее, спрос на букеты рос следом за благосостоянием их покупателей. Этот момент положил начало активного формирования цветочного бизнеса.

СЛАЙД 2Цель дипломной  работы являлось исследование текущего состояния и перспектив развития мирового и российского цветочного рынка, а также проведение анализа особенностей деятельности российских компаний на рынке цветов на примере субъектов малого бизнеса.

В работе были поставлены и решены следующие задачи:

  • охарактеризовать текущее состояние мирового рынка срезанных цветов
  • определить объем и темпы роста цветочного рынка России.
  • определить объем и структуру импорта цветов в Россию.
  • охарактеризовать значимость фактора «импортной продукции» для российского рынка
  • описать тенденции развития цветочного рынка России.
  • выявить основные проблемы российских производителей цветов
  • рассмотреть особенности российского бизнеса на примере малого предприятия «Биофлора».

Торговля цветами находится в первой пятерке всех видов мирового бизнеса. По данным Цветочного совета Голландии, объем мировой торговли цветами составляет сегодня примерно 7 миллиардов долларов США. Активно участвуют на этом рынке около 80 государств мира. СЛАЙД 3

Во многих европейских странах цветочный бизнес – весьма стабильная отрасль экономики, а торговля цветами составляет существенную часть дохода страны. К таким странам относятся: Голландия, Аргентина, Колумбия, Коста–Рика, Израиль, Бразилия, Экватор, Гватемалы, Дания и Бельгия. В среднем ежегодный цветочный оборот во всем мире составляет около $100 млрд.

Особую роль на мировом рынке цветов занимают Нидерланды. Нидерланды являются центром интернациональной торговли цветами и растениями. На ее долю приходится около 60% мирового рынка цветочной торговли, поскольку голландцы - издревле признанные и крупнейшие в мире производители цветов и растений.

Для продажи цветов на экспорт каждый день в течение всего года в Голландии проводятся цветочные аукционы, участие в которых принимают более 10 тысяч цветоводческих фирм. Ежедневно на них продается до 15 млн. роз, тюльпанов и других растений. В Россию с этих аукционов отправляется более 60 млн. цветов в год. Самый крупный из аукционов - Аалсмеерский. Этот аукцион объединяет 5 тыс. цветоводческих фирм.

Поскольку мировой финансовый кризис ослабляет цветочное потребление в Европе, игроки цветочной промышленности поддерживают прямые продажи клиентам за границей, чтобы захватить новые рынки и расширить свой глобальный след.

Вторым после Голландии экспортером цветов на мировом уровне эксперты называют Колумбию с долей участия 10-15% мирового экспорта. В настоящее время экспорт цветов в товарообороте Колумбии занимает второе место.

Третья цветочная держава мира - Израиль - продает цветы в европейские страны и СНГ, получая на своем цветочном бизнесе свыше 150 миллионов евро.

Эфиопия – страна с наиболее развитым цветочным сектором. Более 1550 га земли страны выделено под цветочные фермы, и в 2008 году с них собрали цветов на 170 миллионов долларов. В стране нередко проходят цветочные шоу, фестивали и другие мероприятия.

Вопрос ценообразования на цветы является решающим не только для факта успешной продажи, но и для существования и развития этой отрасли в стране или регионе. Цветы - предмет роскоши, и, если их производство не приносит прибыли, тогда их будут импортировать. Поэтому страны с соответствующим климатом здесь вне конкуренции. Но теплый климат - это еще не все. Очень важен технологический процесс выращивания растений. Только высокотехнологичное производство даст нужное качество цветов, сделает их производство рентабельным.

Можно отметить, что европейцы не стали покупать меньше цветов из-за финансового кризиса: объем продаж крупнейшего в мире голландского объединения в этой сфере FloraHolland в 2009 году даже увеличился. Таким образом, экономический кризис оказал лишь ограниченное влияние на торговлю цветами. Даже в экономически сложное время потребители в Европе украшают свои дома цветами и растениями. Ожидается, что объем продаж цветов возрастет.

В России цветы - это огромный бизнес. Объем российского рынка срезанных цветов в 2008 г. составил около 3,1 млрд. долл.. Но в России кризис значительно затормозил развитие цветочной отрасли. В 2009 году рынок живых цветов лишился значительной своей части и составил 1,03 млрд.долл. СЛАЙД 4

Спрос на цветы зависит от двух вещей: благосостояния населения и стоимости нефти, и именно поэтому сейчас российский цветочный рынок активно растет,  при этом Москва потребляет примерно 40% всех российских цветов. По прогнозу Ассоциации голландских цветоводов, в ближайшие десять лет Россия выйдет на второе место после Германии среди импортеров срезанных растений из Голландии.

Особенность столичного цветочного бизнеса — подавляющий перевес импортной продукции. 90% роз, гвоздик, тюльпанов и лилий привозят из-за границы. Доля отечественной продукции не превышает 10%.

В России и Европе спрос на цветы разный. По словам исполнительного директора компании «Розовый сад» Алексея Максимова, «в Европе цветы — обычный предмет быта, в России же — элемент праздника, или трагедии. Средний россиянин покупает цветы лишь несколько раз в году: в марте, на день рождения, или на 1 сентября,  и все.

В 2009 году в виду мирового финансового кризиса ставка была сделана на недорогие и более ходовые цветы – голландские розы, хризантемы, гвоздики. Предложения дорогих орхидей, декоративных подсолнухов и прочей экзотики практически исчезли, так как цены на цветочную продукцию удвоились. В результате импорт цветов сократился в два раза и наиболее слабые игроки были вынуждены покинуть рынок.

Однако некоторые специалисты отметили, что в 2010 году предпринимателям, занимающимся цветочным бизнесом весенние праздники принесли на 5-7% больше доходов, чем в 2009 году.

Как прогнозируют эксперты цветочного рынка, позитивная динамика должна сохраниться.

На московский рынок, как утверждают материалы исследования компании DISCOVERY Research Group, приходится 500 млн. евро.

Сегодня в столичном цветочном бизнесе специалисты отмечают несколько особенностей. Во-первых, несмотря на кризис и повышенный риск самого бизнеса, практически все цветочные компании удержались на рынке.

Второй особенностью столичного цветочного рынка специалисты считают его непрерывное расширение. Живучесть цветочного бизнеса объясняется большими наценками на цветы.

И еще одной тенденцией рынка является повышенное внимание покупателей не только к качеству цветов, но и к дизайну. Как говорят флористы, проходят те времена, когда шикарным мог считаться просто огромный букет роз. Покупателя все чаще интересуют замысловатые и нетрадиционные букеты и композиции, а мастерство российских флористов уже поднялось на тот высокий уровень, который  позволяет удовлетворить все потребности покупателей.

Стандартная розничная наценка на цветы составляет 150-300%. Наиболее дешевыми являются букеты, составленные продавцами. Дороже всего выходит заказ, выполненный профессиональными флористами из специально закупленных цветов, сухоцветов, свежих фруктов. Услуги флориста оцениваются в 15-20% от стоимости цветов в букете.

Наибольший объем продаж цветов приходится на 8 марта, 1 сентября, День Святого Валентина, Новый год, Пасху, профессиональные праздники, свадьбы и другие торжественные дни. Таким образом, цветочный рынок имеет свои пики продаж. Свадебные торжества, которые происходят преимущественно летом и в начале осени, в свою очередь помогают бизнесменам цветочного рынка ликвидировать летний спад интереса к цветам. Этот спад связан с периодом отпусков и с появлением на рынке множества местных цветов. Затем, в сентябре, начинается подъем спроса, достигающий пика перед Новым годом и весной.

Цветочный рынок крайне цикличен и непропорционально большая часть заработка приходится на праздничные дни.

Цветочный рынок России имеет свои особенности, не зная которых быть успешным участником рынка достаточно сложно. С одной стороны, спрос на цветы есть всегда и серьезных падений спроса не наблюдается, ситуация на рынке цветов достаточно стабильная. С другой стороны, компания должна уметь точно просчитать, сколько и какого товара закупить в тот или иной период. Однако даже при тщательном расчете, потерь зачастую избежать не удастся, поскольку не все цветы доезжают до заказчика в требуемом виде и даже на этом этапе часть из цветов приходится выбрасывать. Цветы скоропортящийся продукт и если заказывать слишком много, то будут постоянные убытки, а если заказывать слишком мало, то можно потерять постоянных клиентов.

Поддерживать хорошее состояние цветов в России достаточно сложно. Одной из главных причин является климат, поэтому требуются дорогие холодильники, способные работать не только в жару, но и в сильный холод. Еще одной причиной являются огромные расстояния. Много времени приходится тратить на перевозку цветов, а это влияет на их качество.

Еще одной проблемой на цветочном рынке России является импортозависимость рынка. В 2004 году, после введения запрета на ввоз цветочной продукции из Голландии в Россию отечественным оптовым и розничным компаниям пришлось в достаточно короткий период времени наладить поставки голландской продукции через Данию, Бельгию и Польшу.

Специалисты считают, что главным препятствием для успешного развития розничной торговли цветами является конкуренция со стороны мелких палаток.

Однако в последнее время на рынке стали появляться брендированные розничные сети, ярким представителем которых и является компания «Биофлора», послужившая объектом исследования в дипломной работе.

Фирма ООО «Биофлора» занимается реализацией живых цветов в Москве. Главные принципы работы – качество предоставляемых товаров, высокая квалификация специалистов, высокий уровень обслуживания, индивидуальный подход к каждому клиенту. В ООО «Биофлора» линейная организационная структура управления СЛАЙД 5 Общее управление ООО «Биофлора» осуществляет генеральный директор, который обладает правом принятия решений административного и финансового характера.

Экономический анализ деятельности предприятия показал, что  в отчетном периоде основные экономические показатели деятельности такие как Объем реализации, прибыль и рентабельность деятельности снизились. Слайд 6. Однако в целом за исследуемый период 2007-2009 гг данные показатели увеличились. Показатели рентабельности капитала имеют аналогичную динамику Слайд 7.

Анализ внешней и внутренней среды фирмы показал, что основные конкуренты Слайд 8  - это фирмы наиболее близки к ООО «Биофлора» по цене и ассортименту, и, следовательно, их продукт может составить наибольшую конкуренцию.

Проведенные нами оценки конкурентоспособности продукции Слайд 9 и конкурентоспособности компании Слайд 10 Позволили рассчитать следующие общие показатели конкурентоспособности ООО «Биофлора и ее основных ближайших конкурентов Слайд 11. Исследование позволяет сделать вывод, что ООО «Биофлора»  является конкурентоспособным, предлагающим товары высокого качества, пользующиеся спросом у потребителей. Следовательно, фирма имеет определенные перспективы для дальнейшего развития.

Сравнительная оценка фирм конкурентов, предлагающих аналогичный  вид товаров представлена на СЛАЙД 12. Наиболее сильным конкурентом является компания «Весна».

Проведенный в работе  SWOT-анализ СЛАЙД 13 позволил выявить и ранжировать проблемы, стоящие перед фирмой. К числу основных проблем, стоящих перед предприятием, можно отнести недостаточный ассортимент услуг, недостаток опыта управления у руководителя, возможная неспособность финансировать необходимые изменения стратегии.  

На основании проведенного анализа нами были предложены мероприятия по совершенствованию деятельности компании. Первой рекомендацией является Создание цветочного Интернет-магазина.

В обычный день рядовой Интернет-магазин дает четыре-пять заказов, и этого хватает для окупаемости. Конечно, в праздники (День святого Валентина и 8 Марта) оборот значительно увеличивается.

В цветочном Интернет-магазине нельзя купить одну розу или лилию (в таком случае доставка будет неоправданно дорога), а только готовые (и дорогие) композиции-букеты. Выбор может быть ограничен восемью видами композиций. Подобная тактика направлена на упрощение, как выбора покупателя, так и работы магазина. Главное — создать правильный (востребованный клиентами) букет. Наценка на оптовую цену цветов в Интернет-торговле может быть даже выше, чем в рознице.

 При создании цветочного Интернет-магазина: делается сайт, раскручивается в поисковых системах, флорист, разрабатывает, и создает все букеты.

Разработка Интернет-магазина не несет в себе высоких затрат: ориентировочная стоимость порядка 20 тыс. рублей, зарплата флориста — порядка $1 тыс. (флорист тратит на один букет от 20 минут до часа и способен обработать в день до восьми заказов ценового уровня от 6 тыс. рублей), еще оператор на телефон, курьеры.

Второй рекомендацией  вытекающей из первой является организация службы доставки цветов

В данном случае ООО «Биофлора» может в своей деятельности использовать один из двух вариантов.

А) организация собственной службы доставки цветов курьером по заявке клиента. В данном варианте фирма формирует лояльность клиентов посредством предоставления дополнительной сервисной услуги. Затраты ООО «Биофлора» будут складываться  из оплаты курьера.

Б) второй вариант предусматривает возможность взаимодействия ООО «Биофлора» с компанией осуществляющей удаленную доставку цветов (ретранс-сервис). Данные компании являются  организаторами, своего рода связующим звеном между флористическим салоном и клиентом. Главный их элемент — call-центр, залог успеха — надежные партнеры-салоны в разных городах и странах. Прибыль делится между флористическим салоном и компанией. Компании достается 7-20% стоимости заказа, остальное получает салон-партнер.

Также был сделан прогноз развития предприятия. ООО «Биофлора» занимается продажей живых цветов. В соответствии со спецификой деятельности  предприятия, можно отметить, что  цветочная продукция наиболее востребована в весенний период и имеет меньший спрос в летнее время, т.е. существует сезонные колебания спроса. На Слайде 14  представлены поквартальные данные о выручке ООО «Биофлора» за три года 2008-2010 гг. Из рисунка видно, что периодичность сезонных колебаний равна 4. существует тенденция увеличения объема выручки.

На основе имеющихся данных с помощью модели Винтерса мы выполнили прогноз на 2011 г. Слайд 15. Расчеты показали, что наибольший объем продаж приходится на 3 квартал.

Таким образом можно сказать, что предложенные мероприятий помогут предприятию увеличить объемы реализации и повысить эффективность деятельности компании на рынке.

СЛАЙД 16Доклад окончен, Спасибо за внимание.

 

 

Теги: Мировой цветочный бизнес и Россия, проблемы и перспективы развития  Доклад  Маркетинг
Просмотров: 845
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Мировой цветочный бизнес и Россия, проблемы и перспективы развития
Назад