Актуальность темы разработки стратегического планирования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики управления. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Целью данной дипломной работы является анализ и совершенствование управления стратегическим портфелем предприятия.
В связи с поставленной в работе целью были решены несколько взаимосвязанных задач:
Предметом исследования является стратегическое планирование на предприятия.
В качестве объекта исследования выступает предприятие ООО «Химполимер».
В первой части работы было проведено теоретическое изучение основ стратегического управления на предприятии, на основании чего было определено рассматривать стратегию компании как сочетание плановых и ответных действий, являющихся реакций на изменения в отрасли и конкурентные события.
Было показано, что стратегическое планирование как элемент стратегическое управление это управленческий процесс стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста. Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий.
Во второй главе проводился анализ деятельности ООО «Химполимер».
ООО «Химполимер» работает на рынке более 6 лет. Основным видом продукции, выпускаемой ООО «Химполимер» является: термоусадочная пленка; полиэтиленовые пакеты; мешки; упаковочная пленка.
Анализ экономических и финансовых показателей позволил определить финансовое положение предприятия.
Объем реализации, а также себестоимость в 2007 году увеличились на 22%, что обеспечило соответствующий рост валовой прибыли также на 22%. Результаты анализа экономических показателей отражены в таблице 1 раздаточного материала. В связи с ростом выручки от реализации отмечается рост выработки на одного работника. Также увеличиваются показатели использования основных фондов. Рентабельность общая увеличилась и достигла 8,59 % за счет получения дохода по не операционным видам деятельности.
Рентабельность использования капитала отражены в таблице 2 раздаточного материала.
Показатели рентабельности активов показывают тенденцию роста.
Полученные показатели позволяют с определенной долей уверенности утверждать, что экономическое и финансовое состояние компании «Химполимер» на рынке стабильное.
Рост объема реализуемой продукции свидетельствует о стабильно растущем спросе на продукцию ООО «Химполимер». Что в долгосрочном аспекте свидетельствует о стабильности положении компании на рынке.
ООО «Химполимер» занимает значительную долю рынка по товарным группам – термоусадочная пленка и упаковочная пленка и удерживает среднюю долю рынка по группе – ПЭТ мешки. Доля по товарной группе – ПЭТ пакеты мала.
Как показано в таблице 3 раздаточного материала, конкурентов ООО «Химполимер» можно разделить на три группы: Лидеры, Последователи и Аутсайдеры.
ООО «Химполимер» позиционируется как производитель продукции хорошего качества по доступным ценам, что нашло отражение на рисунке 1 раздаточного материала.
Покупатели продукции ООО «Химполимер» были разделены на сегменты в зависимости от профиля и объемов закупок, как отражено в таблице 4 раздаточного материала.
Исходя из анализа были выделены основные тенденции, определяющие стратегию развития предприятия, среди которых основными являются - Усиление конкуренции на рынке пленки, большую важность приобретут каналы сбыта, появляется угроза со стороны инновационных товаров, угроза со стороны крупных оптовых компаний.
В проектной части работы была предложена стратегия развития ООО «Химполимер». В первую очередь, установлены цели стратегии. Среди основных можно выделить: к концу 2008 года стать лидером по номенклатуре на региональном рынке, выход на внешние региональные рынки к концу 2008 года, создание региональной сбытовой сети и поиск региональных дилеров.
Далее предложена товарная стратегия, результатами формирования которой являются следующее:
Стратегические задачи по товарам на 2008 год следующие.
В первую очередь, в сохранении доли рынка – ассортимента группы пленка теормоусадочная, пленка упаковочная;
Во-вторых, укрепление позиций – ассортимента группа – ПЭТ пакеты;
В третьих, выход на рынок – ассортимент группы (инновационные товары); новый товар на старом рынке (ПЭТ пакеты улучшенный товар); выход на новые рынки старый товар (пленка термоусадочная).
Цель сбытовой политики – организация дилерской региональной сети. Центры сети – в городах с населением более 1 млн.чел. Формирование дилерской сети планируется начать на новых рынках.
Создание дилерской сети будет осуществляться в наиболее привлекательных регионах: Уральском, Поволжском, Западно-Сибирском.
Стратегия продвижения на внешние рынки будет нацелена на оптовых продавцов. Применить стратегию привлечения конечных потребителей в ближайшее время невозможно, т.к. продукция фирмы в регионах не представлена. Кроме того, у фирмы отсутствуют товарный знак и марка продукции.
В 2008 году, а также в долгосрочной перспективе будут использованы три вида инструментов продвижения для различных категорий покупателей. (Таблица 5)
План продвижения продукции представляет собой три сценария, в рамках каждого из которых рассчитываются три варианта развития событий. (табл 6)
В соответствии с наиболее вероятным сценарием валовая выручка (без НДС) составит 5654 тыс.руб. валовая прибыль 1623 тыс.руб.
На основании варианта модели 3 – 2 определяется эффективность и рентабельность деятельности ООО «Химполимер». (табл 4).
Показатели рентабельности значительно улучшаются при развитии предприятия по предлагаемой стратегии.
Таким образом, поставленные цели и задачи стратегии достигнуты.
Предлагаемая стратегия развития ООО «Химполимер» признается эффективной.