Правовое обеспечение инвестиционной деятельности

Правовое обеспечение инвестиционной деятельности

Инвестиционная политика — составное звено экономической политики государства, система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений науки и техники. Она стимулирует и регулирует инвестиционный процесс, создает условия для устойчивого социально-экономического развития государства, региона, отрасли, бизнеса в целом.

Формирование инвестиционной политики происходит на основе законодательных актов. Инициатива инвесторов, их поведение (активность или пассивность) в значительной мере определяются инвестиционным климатом. В ежегодных посланиях Федеральному собранию, указах Президента России определяются направления инвестирования. Правительство РФ, а также органы управления субъектов Федерации уточняют количественные показатели инвестирования и детализируют распределение инвестиций в бюджетах, федеральных и региональных инвестиционных программах.

Правительство ежегодно принимает постановления об исполнении федерального бюджета за прошедший год и задачах на будущий год, где указывается на необходимость повышения инвестиционной активности, формирования реальных источников накопления бюджетов развития Российской Федерации и на этой основе — увеличения объемов капитальных вложений. Конкретные меры по активизации инвестиционной деятельности содержатся в программных документах отраслей и региональных органов управления. [1]

Особое внимание в постановлениях Правительства уделяется экономической реформе, направленной на развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение инвестиционной привлекательности территорий, отраслей, предприятий. Ряд направлений инвестиционной деятельности регулируется соглашениями: Международным инвестиционным сотрудничеством (МИС), договорами общего характера (например, Договор энергетической хартии ДЭХ), а также соглашениями о международных финансовых инвестициях — с Международным валютным фондом (МВФ), Мировым банком реконструкции и развития (МБРР) и др.

На двусторонней основе действует ряд международных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений и прямых иностранных инвестициях (ПИИ). Как в межгосударственных, так и в межотраслевых отношениях будет и в дальнейшем активизироваться инвестиционный процесс.

Справка о характере Договора энергетической хартии (ДЭХ).

ДЭХ имеет большое значение для инвестиционных соглашений. Подписавшие хартию государства приняли на себя обязательство согласовывать на основе ее положений юридически обязательный международный договор, каковыми явился ДЭХ. ДЭХ был подписан 17 декабря 1994 г., а вступил в силу в 1998 г. По состоянию на 1 августа 2000 г. ДЭХ ратифицировали 43 страны из 49 стран, подписавших этот договор. Из стран СНГ не ратифицировали ДЭХ Россия и Белоруссия, которые согласно условиями ДЭХ применяют его на временной основе в той степени, в которой такое временное применение противоречит конституции, законам или нормативно правовым актам временно применяющей ДЭХ страны.

Достоинством ДЭХ является то, что положения договора регулируют не только инвестиционный режим, но и все сопутствующие инвестиционному процессу виды деятельности. В договоре закреплены единые для всех участников нормы и правила, которые обеспечивают юридическую защиту компаниям и организациям в осуществлении ими инвестиций и ведении предпринимательской деятельности в своей стране и за рубежом, а также торговле и транзите энергетических материалов и продуктов. Все это способно существенно улучшить инвестиционный климат в стране, сделать единообразными правила игры при решении инвестиционных, торговых и транспортных вопросов, а также возникающих в ходе инвестиционно-предпринимательской деятельности споров, которые подлежат разрешению на основе общепринятых в международной практике процедур.

Целью ДЭХ является «долгосрочное сотрудничество в области энергетики на основе взаимодополняемости и взаимной выгоды», что подразумевает возможность постепенного интегрирования топливно-энергетических систем участвующих в ДЭХ стран в единое глобальное энергетическое пространство. [2]

ДЭХ охватывает широкий круг энергетических материалов и продуктов: нефть и продукты ее переработки; газообразные углеводороды, в том числе в сжиженном состоянии: этилен, пропилен, бутилен; электроэнергию и другие виды энергии; природный уран и его соединения; обогащенный и объединенный уран; тяжелую воду; радиоактивные элементы и изотопы; ториевые и урановые руды и концентраты; каменный уголь; лигниты, торф, кокс, каменноугольный газ и смолы; топливную древесину и древесный уголь. Впоследствии этот список был расширен за счет обширного перечня оборудования и материалов, связанных с производством, использованием энергии и электроматериалов.

В ДЭХ определены виды деятельности, на которые распространен договор. К ним относятся: поисковые и разведочные работы на нефть и газ, уголь, уран; строительство и эксплуатация электростанций, в том числе использующих возобновляемые источники энергии; транспортировка по суше; распределение, хранение и поставка энергетических материалов и продуктов (ЭМП), а также прокладка нефтепроводов, газопроводов и пульпопроводов; удаление и захоронение отходов с объектов, связанных с энергетикой, в том числе с нефтебуровых установок, нефтеперерабатывающих заводов и электростанций; маркетинг и реализация ЭМП, в том числе розничная торговля бензином; исследования, консультирование, планирование, управление и проектирование, связанные с деятельностью в топливно-энергетическом секторе, в том числе направленные на повышение энергетической эффективности.

Базисные положения ДЭХ, относящиеся к инвестициям, содержат основные условия, закрепленные повсеместно в текстах других международных инвестиционных соглашений, а также в большинстве двусторонних соглашений по поощрению и защите инвестиций.[3]

К их числу относятся следующие обязательства сторон:

  • поощрять и создавать стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов, включая предоставление их инвестициям одинаково справедливого режима, а также обеспечение инвестициям максимальную постоянную защиту и безопасность;
  • предоставлять инвесторам и инвестициям другой договаривающейся стороны режим, не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам либо инвесторам и инвестициям третьего государства в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным;
  • допускать изъятие из предоставляемого национального режима (НР) в основном по причинам, связанным с обеспечением национальной безопасности;
  • распространить указанный выше НР на реституцию, возмещение, компенсации и другие виды регулирования убытков, понесенных инвестором в результате войны или вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения на территории договаривающейся стороны;

предоставлять реституции или возмещения инвестору за ущерб на территории договаривающейся стороны в результате реквизиции и уничтожения инвестиций вооруженными силами или властями договаривающейся стороны;

  • предоставлять инвестору право на суброгацию (передачу прав);

 выплачивать быструю, достаточную и эффективную компенсацию за любые экспроприированные активы;

размер такой компенсации должен соответствовать рыночной стоимости этих активов на момент, непосредственно предшествующий тому, когда на эту стоимость повлияло намерение осуществить экспроприацию;

  • разрешать иностранному инвестору беспрепятственно переводить за рубеж в свободно конвертируемой валюте инвестированный им капитал и любые, связанные с ним доходы;
  • разрешать инвесторам нанимать ключевой персонал по своему выбору независимо от гражданства при условии, что такой персонал имеет разрешение на работу и постоянное проживание;
  • не включать в круг ведения ДЭХ вопросы приватизации и демонополизации.

Большинство перечисленных выше условий представляют собой абсолютные юридические обязательства стран-участниц ДЭХ. Что касается предоставления инвестиционного режима, то соответствующие обязательства зафиксированы в договоре в мягкой формулировке: договаривающаяся сторона обязуется «стремиться» к предоставлению соответствующего режима, не гарантируя его в безусловной форме. [4]

Применительно к предоставлению инвестиционного режима в ДЭХ проводится четкое различие между двумя стадиями инвестиционного процесса — прединвестиционным и послеинвестиционным периодом. «Мягкая» форма обязательств относится к первому периоду. После осуществления инвестиций ДЭХ возлагает на договаривающиеся стороны обязательство предоставлять на своей территории иностранным инвестициям либо НР, либо режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в зависимости от того, какой из них окажется наиболее выгодным для инвестора.

Учитывая, что «мягкая» форма обязательства не гарантирует стабильного режима иностранному инвестору на всех стадиях инвестирования, страны — участницы ДЭХ провели переговоры по разработке Дополнительного договора к ДЭХ (ДДДЭХ), положения которого должны жестко обязывать договаривающиеся стороны представлять иностранному инвестору национальный режим на всех стадиях инвестирования.

 

Региональная инвестиционная политика является неотъемлемой частью общей инвестиционной политики в государстве, которая разрабатывается и реализуется во взаимодействии с государственными органами управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления. Это взаимодействие осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных договоров, законодательных и нормативных актов, договоров между центром и регионами и т.п.

В Российской Федерации имеется два типа субъектов: национально-государственные и административно-территориальные образования, которые согласно Конституции РФ (ст. 5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Но эти акты не усовершенствовали инвестиционный процесс и взаимоотношения между федеральными органами и субъектами Федерации. В ближайшем будущем предстоит упорядочить отношения между всеми субъектами Федерации и Правительством РФ, так как сложившаяся ситуация не соответствует равноправным отношениям.

Все республики, входящие в состав Российской Федерации и заключившие с федеральным центром договоры о разграничении полномочий по совместному ведению управления экономикой, получили более выгодные условия для развития своих региональных экономик. О преимуществах субъектов Федерации в инвестиционной сфере над административно-территориальными образованиями свидетельствует тот факт, что на долю национально-государственных образований (без автономных округов, входящих в состав краев и областей) приходится 15— 16% общего объема инвестиций в стране, а доля средств из федерального бюджета в финансировании инвестиций на их территории составляет 30%. [5]

В административно-территориальных образованиях общий объем инвестиций составляет 85%, а доля средств, направляемая из федерального бюджета на финансирование инвестиций в эти образования, — 70%.

В соответствии с Федеральным законом (1995 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» доходная часть местных бюджетов должна формироваться за счет местных налогов, сборов, штрафов и отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации. Однако местные бюджеты в подавляющем большинстве случаев не располагают собственной доходной базой, обеспечивающей удовлетворение инвестиционных потребностей, и почти целиком зависят от трансфертов из вышестоящих бюджетов.

По мере введения Налогового кодекса Российской Федерации и изменения бюджетного законодательства предусматривается пополнение местных бюджетов за счет 5%-ного НДС, акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, подоходного налога с физических лиц, ресурсных налогов и других акцизов, 30%-ного налога на землю, 40%-ного налога на имущество предприятий и организаций.

Вместе с тем российские регионы пока еще не стали в полной мере самостоятельными субъектами инвестиционной политики, оставаясь во многом зависимыми от политики Федерального центра. Предпосылкой для оживления экономики России является упорядочение всей системы федеративных отношений с регионами, направленных на активизацию инвестиционной деятельности в стране, ее комплексность при реализации инвестиционных федеральных программ на территориях регионов.

Одним из инструментов Федерального центра в инвестиционной политике должны стать федеральные инвестиционные программы, которые должны составлять одну из частей региональных программ. К сожалению, федеральные инвестиционные программы в настоящее время строятся по отраслевому принципу, слабо увязываются с региональными проблемами, хотя и реализуются на их территории. По-видимому, это является одной из причин крайне низкой реализации федеральных инвестиционных программ. [6]

Трансферты из федерального бюджета в бюджеты территорий осуществляются по договоренности между соответствующими органами Федерального центра и субъектами Федерации и, как правило, не предназначаются для инвестиционных целей. Очевидно, должен быть реализован в полном объеме конституционный принцип равенства субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами.

В этих целях необходимы разработка типового договора о разграничении полномочий, приведение в соответствие уже заключенных договоров и подписание договоров со всеми субъектами Федерации с учетом особенностей каждого из них, но на принципах, заложенных в типовом договоре и Конституции РФ.

Базой для совершенствования инвестиционной политики в государстве должны стать региональные инвестиционные программы, разрабатываемые по единой общероссийской методике с активным участием и координацией программ между регионами и Правительством РФ. Такие программы могли подкрепляться долевым участием Федерального центра в финансировании отдельных объектов инфраструктуры.

Стабилизация инвестиционного процесса может быть осуществлена путем постоянной поддержки регионов из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации. Эти средства могут быть использованы и для поддержки депрессивных регионов. Определенная часть средств названных фондов должна постоянно направляться на финансирование наиболее перспективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов.

Для определения реальных условий реализации инвестиционных программ, проектов, мероприятий необходимо правильно определять состояние инвестиционного климата в местах наибольшего сосредоточения капитального строительства. Методы определения инвестиционного климата на территориях разработаны как за рубежом, так и в России. Они основаны на использовании обобщенных характеристик совокупности социальных, экономических, организационных, политических и других факторов, влияющих на привлекательность и ход реализации инвестирования в тот или иной объект на территории страны, региона, отрасли, корпорации и т.п.[7]

[1] -39 » — Игошин Н.В., Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник, стр.39

[2] 40 » — Игошин Н.В., Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник, стр.40

[3] 41 » — Игошин Н.В., Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник, стр.41

[4] 42 » — Игошин Н.В., Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник, стр.42

[5] 43 » — Игошин Н.В., Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник, стр.43

 

[6] 44 » —Игошин Н.В., Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник, стр.44

[7] Игошин Н.В., Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник, стр.45

Теги: Правовое обеспечение инвестиционной деятельности  Реферат  Инвестиции
Просмотров: 28
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Правовое обеспечение инвестиционной деятельности
Назад