Проведение мероприятий по повышению качества продукции и услуг способствует увеличению объема реализации продукции и услуг и росту прибыли. Поскольку эти мероприятия не требуют дополнительных затрат, то текущий (годовой) экономический эффект будет равен приросту прибыли.
Расчет изменения объема реализации услуг и продукции и прибыли производится по отдельным показателям, характеризующим качество продукции, работ, услуг.
1. Расчет эффективности от увеличения удельного веса продукции, услуг, сданных с первого предъявления
Увеличение удельного веса заказов, продукции, сданных с первого предъявления, способствует снижению себестоимости продукции и услуг за счет сокращения (исключения) затрат на исправление. Расчет снижения себестоимости (прироста прибыли) в этом случае осуществляется по формуле:
, (4.1)
где - средняя себестоимость исправления в базисном периоде, руб.;
- годовое количество заказов (продукции), поступающих на
исправление, до и после проведения мероприятий по
повышению качества продукции и услуг, шт.
Прирост объема реализации услуг, работ, продукции за счет увеличения процента сдачи заказов с первого предъявления определяется по формуле:
, (4.2)
где - средняя трудоемкость выполнения одного исправления в
базисном периоде, час.;
- объем реализации услуг, работ, продукции на один
отработанный человеко-час основными рабочими, руб.
Объем реализации услуг, работ, продукции на один отработанный человеко-час рассчитывается по формуле:
, (4.3)
где - объем реализации услуг, работ, продукции в базисном году, руб.;
- фактическая среднесписочная численность основных рабочих в
базисном году, чел.;
- фактический полезный фонд рабочего времени одного рабочего в
базисном году, час.
Расчет увеличения прибыли за счет прироста объема реализации услуг, работ, продукции при увеличении удельного веса заказов, сданных с первого предъявления, производится по формуле:
, (4.4)
где - прибыль на 1 рубль реализации услуг, работ, продукции в
базисном году, руб.
Пример. Рассчитать эффективность мероприятий по повышению качества продукции и услуг.
Таблица 4.1
Исходные данные
№ п/п |
Показатели | Ед. изм. |
Величина | |
базисный год | планируемый год | |||
1 | Количество изделий, поступающих на исправление | шт. | 751 | 214 |
2 | Стоимость одного исправления | руб. | 64,5 | - |
3 | Средневзвешенная трудоемкость одного исправления | час | 0,6 | - |
4 | Объем реализации услуг, работ, продукции на один человеко-час, отработанный основными рабочими | руб. | 190 | - |
5 | Прибыль на 1 рубль реализации услуг, работ, продукции | руб. | 0,17 | - |
Снижение себестоимости услуг, работ, продукции (прирост прибыли) за счет сокращения затрат на исправление составит:
Прирост объема реализации услуг, работ, продукции составит:
Прирост прибыли в результате прироста объема реализации услуг, работ, продукции составит:
Общий прирост прибыли в результате данного мероприятия составит:
2. Расчет эффективности от реализации услуг повышенной классности.
Увеличение удельного веса объема реализации услуг повышенного класса способствует росту объема реализации услуг за счет более высоких цен на аналогичные услуги и обеспечивает прирост прибыли предприятия.
Рост объема реализации услуг при повышении их классности определяется по формуле:
, (4.5)
где - средневзвешенная цена за единицу услуг соответственно
повышенного класса и обычного разряда;
- годовое количество услуг, запланированное (фактически
выполненное) в ателье, парикмахерской, гостинице и др.
повышенного разряда, шт.;
- количество заказов, выполненных в действующем ателье,
парикмахерской, гостинице и др. в базисном году, шт.
Прирост прибыли в результате увеличения удельного веса услуг, оказываемых в подразделениях повышенного класса рассчитывается по формуле:
, (4.6)
где - прибыль на 1 руб. реализации услуг соответственно в
действующем подразделении и подразделении повышенного
класса, руб.
Пример. Рассчитать эффективность мероприятий по повышению классности обслуживания клиентов.
Таблица 4.2
Исходные данные
№ п/п |
Показатели | Ед. изм. | Величина показтеля | |
Базисный год | Планируемый год | |||
1
2
3
| Средневзвешенная цена за единицу услуг
Годовое количество услуг
Прибыль на 1 рубль реализации услуг. | руб.
шт.
руб. | 205
3270
0,11 | 330
2100
0,19 |
Прирост объема реализации услуг за счет более высоких цен на услуги составит:
3 Расчет эффективности от ликвидации потерь от брака
Сокращение (ликвидация) потерь от брака способствует снижению себестоимости услуг и приросту прибыли.
Прирост прибыли определяется по формуле:
, (4.7)
где - годовые суммы, выплаченные заказчикам за испорченные
изделия, соответственно до и после проведения мероприятий
по улучшению качества услуг, за вычетом выручки от
возможной реализации этих изделий.
Пример. Рассчитать эффективность мероприятий от снижения потерь от брака.
Таблица 4.3
Исходные данные
Показатели | Ед. изм. | Величина показателя | |
До проведения мероприятия | После проведения мероприятий | ||
Годовая сумма, выплаченная заказчикам за испорченные изделия до проведения мероприятия по улучшению качества |
руб. |
75000,0 |
- |
Прирост прибыли составит:
4 Расчет эффективности мероприятий по использованию прогрессивных форм обслуживания клиентов
Прирост объема реализации услуг при введении прогрессивной формы обслуживания определяется по формуле:
, (4.8)
где - средняя цена единицы услуги соответственно до и после
применения прогрессивной формы обслуживания, руб.;
- количество оказанных услуг по обычным формам
обслуживания в базисном и планируемом году, ед.;
- количество оказанных услуг с использованием
прогрессивной формы обслуживания в базисном и
планируемом году, ед.
Прирост прибыли в результате увеличения удельного веса услуг, оказанных по прогрессивной форме обслуживания, определяется по формуле:
, (4.9)
где - прибыль на 1 руб. реализации услуг до и после применения
прогрессивной формы обслуживания.
Пример. Рассчитать эффективность мероприятий по использованию прогрессивных форм обслуживания населения.
Таблица 4.4
Исходные данные
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. | Величина показателя | |
Базисный год | Планируемый год | |||
1 | Средняя цена единицы услуги до применения прогрессивной формы обслуживания |
руб. |
420 |
|
2 | Средняя цена единицы услуги при обслуживании заказчика на дому | - |
| 480 |
3 | Количество оказанных услуг: по обычным формам обслуживания
с использованием прогрессивной формы обслуживания |
- |
1000
|
800
200 |
4 | Прибыль на 1 руб. реализации услуг: до применения прогрессивной формы обслуживания
при применении прогрессивной формы обслуживания |
- |
0,10 |
0,12 |
Прирост объема реализации услуг при внедрении прогрессивной формы обслуживания клиентов составит:
Прирост прибыли составит:
5 Расчет социальной эффективности мероприятий по повышению качества обслуживания населения
В результате проведения мероприятий по рациональному размещению предприятий (подразделений) сферы сервиса, по внедрению прогрессивных форм обслуживания клиентов, совершенствованию организации процесса приема и выдачи заказов, сокращению количества примерок на заказчике и др. может быть обеспечено снижение затрат времени заказчика на пользование услугами и получение социального эффекта. Социальный эффект отражает увеличение свободного времени трудящихся.
Общая экономия времени заказчиков определяется по формуле:
, (4.10)
- количество факторов, обусловливающих экономию времени
трудящихся на получение услуг;
- средняя экономия времени заказчиков на получение единицы услуг
в результате действия i-того фактора, ч.;
- количество заказов, по которым достигается экономия времени
заказчиков в результате действия i-того фактора, ед.
Текущий (годовой) экономический эффект может быть определен по формуле:
, (4.11)
где - стоимостная оценка 1 часа высвобожденного времени
трудящихся, руб.
Пример. Рассчитать социальную эффективность мероприятий по улучшению организации обслуживания клиентов.
Таблица 4.5
Исходные данные
№ п/п |
Показатели | Ед. изм. | Величина показателя |
1 | Затраты времени заказчика на пользование услугами при пошиве изделий с двумя примерками с одной примеркой |
час |
5,77 4,28 |
2 | Количество выполненных заказов | шт | 9860 |
3 | Стоимостная оценка одного часа свободного времени | руб. | 120 |
Текущий (годовой) социальный эффект составит: