Содержание
Введение
. Теоретические основы маркетинга в розничной торговли
.1 История возникновения маркетинга
.2 Цели и задачи системы маркетинга в розничной торговли
. Маркетинговая деятельность компании на примере ООО «Крона»
.1 Характеристика компании ООО «Крона»
.2 Маркетинговая деятельность организации ООО «Крона»
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В современных условиях быстро меняющейся внутренней и внешней среды предприятия маркетинг становится одним из главных моментов для игроков рынка, таких, как розничные продавцы товаров и услуг, исследователи маркетинга и прочие. Для того, чтобы успешно выполнять свою работы им требуются знания, такие как описание рынка, деление его на сегменты, а также оценка потребностей и нужд потенциальных потребителей. Также им требуется придумать товар или услугу, а также провести его испытания в реальных условиях и прочее.
Главной же всех реформ, которые проводятся в нашей стране, является построение открытой рыночной экономики. Для успешного развития экономики рыночного типа в первую очередь необходимо, чтобы главным ориентиром продажи и производства товаров и услуг стали именно потребности определенных групп потребителей. Очень эффективная работа на внешнем и внутреннем рынке требует знания и учета основных рыночных законов, а также умение организовывать использование важной информации, способности повысить конкурентоспособность своих товаров или услуг.
Все вышеуказанное является не чем иным, как элементами маркетинга, а значит и одной из наиболее эффективных факторов рыночной экономики. В основном на основе результатов маркетинговой деятельности проводятся практически все коммерческие операций на внешнем и внутреннем рынке. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
На сегодняшний день разработка определенных специфичных приемов ведения конкурентной борьбы являются основными условиями выживания на рынке образовательных услуг. Также особенно ярким примером применения маркетинга именно в лечебной сфере можно назвать работу частного института микрохирургии глаза. Активное применение различных технологий маркетинга в избирательных кампаниях в российских масштабах, а также на уровне регионов сегодня является реальностью.
Различные общественные, государственные организации активно продвигают в жизнь особенно значимые для всего общества идеи при помощи методов маркетинга.
Еще одной существенной тенденцией развития современного маркетинга является определенный бум информационных технологий. Наиболее значительным инновационным успехом последнего десятилетия стал особенно быстрый рост продуктивности применения различных возможностей цифровой обработки, передачи данных в различных сферах жизнедеятельности общества.
Целью курсовой работы является рассмотрение маркетинга розничной торговли.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
-Изучение истории возникновения маркетинга;
-Определение целей и задач системы маркетинга в розничной торговли;
-Изучение маркетинговой деятельности компании на примере ООО «Крона».
1. Теоретические основы маркетинга в розничной торговли
.1 История возникновения маркетинга
Все ученые, изучающие понятие, пришли к выводу, что маркетинг - это процесс и искусство. Определения разных школ несколько отличаются, но если рассматривать их суть, то станет понятно, что в его основе лежит процесс удовлетворения человеческих нужд при помощи свободного обмена товаров и услуг на деньги.
Маркетинг - процесс двусторонний. С одной стороны, он выгоден производителям, потому что позволяет получить прибыль. С другой - покупатели или потребители получают то, что им необходимо. Если попытаться дать краткий ответ на вопрос «что такое маркетинг», то можно сказать, что это система управления, требующая строжайшего учета всех происходящих на рынке процессов.
Теория маркетинга всегда старалась использовать достижения многих экономических доктрин. Вообще теория маркетинга зародилась в США во второй половине XIX века. В то время экономические кризисы заставляли ученых задуматься о проблеме перепроизводства и несоответствии системы обращения товаров и услуг возросшим запросам потребителей.
В начале прошлого века была основана первая коммерческая исследовательская фирма по маркетингу. А уже в 1911 г. появились первые отделы маркетинга в наиболее крупных предприятиях. В 20-е прошлого века в США создается Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы. Она в скором времени вошла в состав Американской ассоциации маркетинга, которая была сформирована в 1937 г.
Прорыв в развитии маркетинга, по мнению ученных и исследователей, пришелся именно на 60 - 80-е гг. прошлого века. Это в первую очередь было связано с переходом развитых стран от индустриального к постиндустриальному периоду. Новый период был характерен тем, что производство перестало быть массовым и крупносерийным. Оно все больше стало ориентироваться на индивидуализированные запросы покупателей, рынки стали дифференцироваться, существенно возросла роль научно-технической информации и прочее.
В таких условиях многим предприятиям стало ясно, что их прибыль уже не зависит от снижения издержек производства. Теперь она в значительной мере стала зависеть от того, какое внимание уделяется исследованию конкурентов и рынка, а также качеству товара или и организации его продвижения на целевой рынок.
В XX в. маркетинг преодолел несколько этапов. Первоначально (до 50-х гг.) маркетинга строился именно с упором на продукцию. Это была продуктовая концепция. Смысл ее заключался в том, что все внимание останавливалось лишь на производстве товаров или услуг высокого качества, продававшихся по средним ценам. Покупатели в такой ситуации самостоятельно выбирали среди многочисленных аналогичных товаров.
На смену продуктовой концепции пришла производственная. Она ставила во главу именно доступность товара или услуги для широкого круга покупателей.
Она основывалась на двух определенных факторах:
-эффективность производства товаров или услуг;
-эффективность распределительной системы производимых товаров или услуг.
На смену производственной концепции в середине прошлого века пришла концепция активного продвижения товара и услуг на целевой рынок. Для того чтобы покупатели как можно более активно приобретали товары или услуги в достаточном объеме, требовалось принимать дополнительные меры, такие, как реклама товаров, скидки и бонусы, а также искусственное стимулирование морального старения ранее проданных товаров и прочие методы. Эта концепция была не достаточно четко ориентирована на удовлетворение потребностей покупателей, это стало скорее второстепенным моментом.
Новая же концепция маркетинга способствовала решению следующих задач, который стояли перед предприятиями:
-разработка товара или услуги, который отвечал рыночным запросам;
-производство товара или услуги именно с учетом новых достижений науки;
-оптимальная система товародвижения;
-комплексное послепродажное обслуживание.
Переориентация большинства предприятий на новую маркетинговую концепцию была связана с некоторыми причинами. Назовем их:
1.Увеличение степени риска при разработке нового товара или модификации, а также его производстве и потреблении;
2.Расширение ассортимента товаров и услуг, из-за чего требовался учет запросов разных сегментов покупателей;
.Выход на рынок множества фирм-конкурентов, ожесточение конкурентной борьбы;
.Увеличение темпов научно-технического прогресса;
.Возникновение на целевых рынках непредвиденных ситуаций, которые способны привести предприятие к кризису или банкротству.
Следующим этапом развития маркетинговой деятельности было принятие концепции управления. Смысл данной концепции заключался в определении интересов покупателей, ассортимента, качества и прочих параметров выпускаемых товаров и услуг. Производство стало более тесно связано с выявленными запросами потребителей. Предприятия стали постоянно отслеживать общественное мнение, оценивающее их работу по удовлетворению запросов покупателей.
На данном этапе значение маркетинга было трудно переоценить, так как в первую очередь усилилась тенденция стремительно обновления ассортимента производимых товаров и услуг. Основной проблемой рынка стало именно наличие большого количества товаров-заменителей.
Появление на рынке какого-либо нового товара создает для предприятий, которые уже захватили лидерство в какой-либо области, определенные неудобства и вызывает потребность защищаться от фирм-конкурентов.
.2 Цели и задачи системы маркетинга в розничной торговли
Маркетинг, который рассматривается как философия, является именно результатом практики и теории различных школ. Он развивался в ходе коллективного творчества многих ученых и исследователей, а также предпринимателей и менеджеров.
Современный маркетинг можно определить как очень сложное социально-экономическое явление, которое рассматривается именно как совокупность факторов деятельности.
Основным назначением маркетинга и главной его целью является формирование, а также постоянное развитие процесса обмена.
Маркетинг определяет такие наборы товаров, которые используются отдельными предприятиями в конкретных условиях, это дает возможность использовать ресурсы, которые имеются у предприятия именно для удовлетворения этих потребностей в пользу обеих сторон.
Главным в маркетинге является двуединый и взаимодополняющий подход. То есть это означает, что с одной стороны, это тщательное изучение целевого рынка, вкусов и предпочтений потребителей, ориентация производства на эти требования, то есть адресность производимых товаров. С другой же стороны - это активное воздействие на целевой рынок и спрос на нем.
Как и любая система, система маркетинга также обладает определенными свойствами и закономерностями функционирования. Она имеет свои цели и задачи, которые обусловлены характеристиками каждого субъекта этой системы применительно к внешней среде.
В данном контексте маркетинговая система определяется как совокупность элементов рыночного пространства среды, каждое из которых обладает целостностью и находится в непрерывном взаимодействии между собой.
Формирование маркетинговой системы происходит только в определенной окружающей среде, создаваемой под влиянием условий рынка и ограничений со стороны политических, социально-экономических, а также культурных и прочих факторов.
Маркетинговые цели предприятия имеют иерархическую структуру, которая включает психографические и экономические цели. Группа экономических целей связана в первую очередь с миссией предприятия. Также такими целями могут быть прибыль, надежность, рентабельность прочее. Группа психографических целей ориентирована на результат воздействия маркетинговых мероприятий на поведение потребителя, то есть это может быть мотивация, оценка имиджа покупателя при готовности совершить покупку и прочее.
Вообще структура маркетинговых целей может быть выражена в следующем виде:
1.Общая цель, то есть это обеспечение целей развития предприятия с помощью проведения эффективной маркетинговой политики;
2.Цели для отдельных товаров, услуг и целевых рынков, то есть это означает получение прибыли или доли продаж на конкретном рынке при реализации конкретного товара или услуги;
.Цели отдельных элементов маркетинга для определенного товара, услуги или целевого рынка.
В идеальном варианте целью маркетинга должно быть именно обеспечение оптимальной скорости согласования предложения и спроса на определенные товары фирмы.
Определение целей маркетинга позволяет сформулировать главные задачи по их достижению.
Можно выделить, как три группы задач маркетинга:
1.Задачи, которые относятся к деятельности на предприятия рынке, то есть они непосредственно связанны с регулированием спроса;
2.Задачи, которые относятся к сфере предпринимательской деятельности;
.Задачи, которые относятся к окружающей среде.
По мере того, как концепция маркетинга интегрировалась в сферу производства, а также в систему управления организацией начала происходить трансформация целей и задач. Главные задачи маркетинга заключаются в выявлении и количественной оценке возможностей предприятия и целевого рынка для сбалансирования спроса и предложения. В рамках задач маркетинга формируются и упорядочиваются функции маркетинга.
2. Маркетинговая деятельность компании на примере ООО «Крона»
.1 Характеристика компании ООО «Крона»
Уже два десятилетия «Высшее качество» доставляемых цветов, растений и предлагаемых услуг - является девизом Цветочной Компании «КРОНА». Цветочная компания «КРОНА» на сегодняшний день является одной из крупнейших и динамично развивающихся компаний Сибирского Федерального Округа.
Ее деятельность охватывает все основные направления цветочного бизнеса: доставка; розничные продажи; флористика; флорадизайн. Компания активно сотрудничает с производителями цветов из передовых стран в данном направлении. Среди таких стран можно особенно отметить следующие: Голландия; Италия; Дания; Израиль; Латинская Америка; Африка; и страны Азии.
Можно сказать, что такое плодотворное сотрудничество позволяет компании ООО «Крона» постоянно поддерживать широкий ассортимент, предлагаемой продукции, который включает в себя несколько десятков тысяч наименований. У рассматриваемой компании нет проблем с поставками. Поставки на основные склады компании осуществляются два раза неделю авиатранспортом, что обеспечивает высокое качество цветов, а наличие огромной сети фирменных розничных салонов и оптовых центров создает территориальные удобства для работы со своими потребителями.
В активе компании существуют отлаженные схемы оптовых поставок по всей территории СНГ и развитая сеть розничной торговли в Сибирском Федеральном Округе.
Ежедневные поставки обеспечивают высокое качество цветов, а наличие постоянного свободного стока создает максимум удобств для клиентов компании.
Компания ООО «Крона» в первую очередь ориентируется именно на сбыт цветочной, а также садоводческой продукции. Данная продукция предлагается покупателю как зарубежного, так и отечественного производства.
Среди всех видов деятельности рассматриваемого предприятия, как основные можно выделить следующие: срезанные цветы; различные горшечные растения; садовые удобрения; почвогрунт; а также сопутствующие товары, такие как горшки из пластика или же керамики.
Философия компании ООО «Крона» строится на творческом начале, а также высокоэмоциональном обращении к каждому клиенту.
Стиль компании подразумевает под собой не дань моде и ее идеалам, не следование традициям, а именно умение всегда оставаться собой, отдаваться собственному миру вкусов, желаний и амбиций.
Основной силой компании ООО «Крона» являются проверенные временем партнеры, а также признание покупателей.
Одной из ключевых целей компании является постоянное совершенствование и обучение сотрудников. А залогом успеха компании являются следующие качества:
-Неожиданность;
-Уникальность;
-Непохожесть на других.
Рассматриваемая компания постоянно разрабатывает и совершенствует различные схемы приобретения своей продукции, которые являются особенно выгодными для покупателей. Среди таких схем можно отметить следующие:
-представление различных форм кредитования;
-широкий набор различных скидок;
-разнообразные условия оплаты продукции и многое другое.
Компания ООО «Крона» постоянно расширяет ассортимент предлагаемой потребителю продукции, а также спектр предоставляемых услуг.
Сегодня среди основных видов деятельности можно выделить наиболее успешные, а это широкий ассортимент срезанных цветов, предоставление профессиональных услуг дизайнера-флориста, доставка цветов потребителям на дом. Также компания принимает заявки на обслуживание корпоративных мероприятий, свадеб и других торжественных мероприятий.
Далеко не секрет, что на данном рынке сегодня существует достаточно высокий уровень конкуренции.
Именно поэтому для повышения уровня конкурентоспособности компании, а также своей более эффективной деятельности ООО «Крона» проводит ряд мероприятий для повышения своей конкурентоспособности. Среди них можно выделить следующие:
-проведение рекламной кампании, которая направлена на определенную группу потребителей;
-проведение различных распродаж;
-внедрение системы дисконтных карт;
-предоставление бесплатных услуг, таких как доставка или же оформление.
Для того, чтобы увеличить объем продаж своей продукции компания ООО «Крона» активно практикует продажу некоторых товаров в кредит, а также в рассрочку. Все это позволяет компании привлекать большее количество покупателей.
Рассматриваемое предприятие обслуживается, а также кредитуется только у хорошо зарекомендовавших себя коммерческих, а также государственных финансовых учреждений и банков.
Компания хорошо справляется с текучестью кадров с помощью разработанной системы стимулирования сотрудников, проводится корпоративное обучение, а также повышение квалификации сотрудников компании.
Далее рассмотрим организационную структуру компании ООО «Крона».
Структура предприятия такова: во главе ООО «Крона» находится генеральный директор, и все подразделения подчиняются непосредственно генеральному директору.
Структура образуется в результате построения аппарата управления в виде иерархической лестницы.
маркетинг розничный торговля
2.2 Маркетинговая деятельность организации ООО «Крона»
На сегодняшний день рынок торговли цветами в Красноярске активно развивается и процветает. Можно сказать, что он является достаточно прибыльным.
Различные социологические исследования, проводимые городе, говорят о том, что больше 60% жителей в активном возрасте приобретают цветы хотя бы 1 раз в месяц. И на самом деле, можно утверждать, что ни один праздник сегодня не обходится без цветов.
Удобное расположение магазинов рядом с автобусными остановками помогает существенно увеличить количество потенциальных потребителей продукции, а цены на цветы, а также качество обслуживания посетителей салонов завоевывают постоянных покупателей.
На сегодняшний день средняя стоимость белой розы в Красноярске колеблется в пределах от 120 до 250 рублей за штуку, при том, закупаются они, конечно же, по намного более низкой цене.
Компания ООО «Крона» не стремиться сильно завышать цены. Она устанавливает ее на эту же розу в 130 рублей, что делает ее по карману любому жителю данного города.
Помимо этого, в магазинах компании существует фиксированная цена услуг флориста. Она составляет 150 рублей за составление букета.
Таким образом, можно сказать, что компания берет на себя целый большой сегмент рынка. Она делает цветы доступными как для людей со средним достатком, так и с достаточно небольшим.
Можно говорить о том, что основной цветочный бум в городе Красноярске приходится на конец августа, а также сентябрь и начало марта. За данные месяцы цветочные магазины получают очень большую прибыль.
Рассмотрим основных конкурентов компании ООО «Крона». Основными конкурентами рассматриваемой компании являются магазины под названием «Мне букет» и «Антураж».
Для наглядности проведем сравнительный анализ основных факторов конкурентоспособности по каждой из компаний.
Таблица 2.3 - Факторы конкурентоспособности компании
ФакторыООО «Крона»«Мне букет»«Антураж»1234КачествоВысокоеЦветы могут быть иногда не свежиеВысокоеМестонахождениеудобное, прямо у остановкиРядом с остановкой5 мин от остановкиЦенынизкаявысокаявыше среднейАссортимент15 видов цветов11 видов цветов6 видов цветоввремя работы08 - 2210 - 2324 часаРепутация магазинаненадежная репутация, постоянные клиентыненадежная репутация, постоянные клиентынадежная репутация, постоянные клиенты
Конкурентоспособность продукции рассматриваемой компании можно назвать относительно выше конкурентов. Но данные компании также имеют сложившуюся репутацию и постоянных покупателей.
Однако за счет таких преимуществ, как:
-низкие цены;
-высокое качество;
-огромный ассортимент;
-удобное расположение;
-приветливого персонала.
Данная компания сможет притянуть большое количество клиентов, многие из которых станут постоянными клиентами ООО «Крона».
Торговая наценка в компании колеблется в пределах от 30% до 50% процентов в зависимости от вида продукции компании.
Проведен анализ деятельности компании ООО «Крона» методом SWOT. Данный метод предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности компании, а также различных возможностей и угроз для ООО «Крона». (Таблица 2.4.)
Данный анализ сильных, а также слабых сторон деятельности компании помогает провести оценку внутреннего состояния организации, а также его основных возможностей относительно целевого рынка.
Данный анализ также указывает на то, какие же области деятельности компании, а также функции организации нуждаются в некотором улучшении, так как по отношению к целевому рынку они являются слабыми сторонами.
Что же касается анализа возможностей и угроз, то он помогает предвидеть меняющиеся достаточно благоприятные условия целевого рынка для того, чтобы использовать потенциальные возможности компании.
Таблица 2.4 - Сводная матрица SWOT - анализа
Возможности Проведение обучающих тренингов с персоналом по качеству обслуживания покупателей; Открытие новых филиалов компании в городе Красноярске; Рост уровня доходов у населения города.Угрозы Рост конкуренции в отрасли; Появление новых фирм-конкурентов; Рост обменного курса валютыСильные стороны Достаточно гибкая ценовая политика для постоянных клиентов; Высококвалифицированный персонал компании.СиВ Проведение различных обучающих тренингов для персонала может позволить компании подобрать высококвалифицированные кадры Увеличение уровня доходов даст преимущество в использовании достаточно гибкой ценовой политики, то есть возможность повышения цен на продукцию.СиУ Гибкая ценовая политика помешает осуществлению стратегии «вытеснения» конкурентамиСлабые стороны Очень жесткая конкуренция со стороны цветочных салонов, а также лоточной продажи цветов Отсутствие специального оборудования для храненияСлВ Повышение осведомленности покупателей с помощью СМИ дает возможность увеличить стимулирование сбыта продукцииСлУ Отсутствие четкой конкурентной стратегии может дать возможность применить конкурентами стратегию «вытеснения» Списание товара
Таким образом, по итогам проведенного анализа компании ООО «Крона» можно сказать, что данная компания является достаточно успешной на рынке.
Цветочная компания «КРОНА» на сегодняшний день является одной из крупнейших и динамично развивающихся компаний Сибирского Федерального Округа.
Компания ООО «Крона» в первую очередь ориентируется именно на сбыт цветочной, а также садоводческой продукции. Данная продукция предлагается покупателю как зарубежного, так и отечественного производства. Философия компании ООО «Крона» строится на творческом начале, а также высокоэмоциональном обращении к каждому клиенту. Стиль компании подразумевает под собой не дань моде и ее идеалам, не следование традициям, а именно умение всегда оставаться собой, отдаваться собственному миру вкусов, желаний и амбиций.
Рассматриваемая компания постоянно разрабатывает и совершенствует различные схемы приобретения своей продукции, которые являются особенно выгодными для покупателей. Среди таких схем можно отметить следующие:
-представление различных форм кредитования;
-широкий набор различных скидок;
-разнообразные условия оплаты продукции и многое другое.
Для того, чтобы увеличить объем продаж своей продукции компания ООО «Крона» активно практикует продажу некоторых товаров в кредит, а также в рассрочку. Все это позволяет компании привлекать большее количество покупателей.
Рассматриваемое предприятие обслуживается, а также кредитуется только у хорошо зарекомендовавших себя коммерческих, а также государственных финансовых учреждений и банков.
Конкурентоспособность продукции рассматриваемой компании можно назвать относительно выше конкурентов. Но данные компании также имеют сложившуюся репутацию и постоянных покупателей.
Однако за счет таких преимуществ, как:
-низкие цены;
-высокое качество;
-огромный ассортимент;
-удобное расположение;
-приветливого персонала.
Данная компания сможет притянуть большое количество клиентов, многие из которых станут постоянными клиентами ООО «Крона».
Таким образом, из проведенного анализа компании ООО «Крона» можно сделать вывод о том, что руководству требуется обратить внимание на различные возможности продвижения своей продукции, такие, как повышение осведомленности покупателей, а также требуется создание продуманной рекламной кампании продукции предприятия. Данной компании не нужно стоит выпускать из виду некоторые угрозы, такие, как достаточно высокая конкурентная активность. На сегодняшний день у компании открываются возможности для увеличения своей доли рынка именно за счет расширения ассортимента продукции, а также применения достаточно гибкой ценовой политики. Все это приведет к росту конкурентоспособности компании, а также к занятию более прочной позиции на целевом рынке.
Заключение
Увеличение значения маркетинга связано с этапом научно-технической революции. Производственный процесс продукции теперь усложнился до такой степени, что покупатель не в состоянии различить усилия предприятия, которые направлены на повышение качества товара или услуги. Именно по этой причине многие предприятия переключили свое внимание с практики повышения качества самого товара именно на повышение качества обслуживания покупателя.
Современный маркетинг можно определить как очень сложное социально-экономическое явление, которое рассматривается именно как совокупность факторов деятельности. Основным назначением маркетинга и главной его целью является формирование, а также постоянное развитие процесса обмена. Вообще именно в начале прошлого века была основана первая коммерческая исследовательская фирма по маркетингу. А уже в 1911 г. появились первые отделы маркетинга в наиболее крупных предприятиях. В 20-е прошлого века в США создается Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы. Она в скором времени вошла в состав Американской ассоциации маркетинга, которая была сформирована в 1937 г.
Хотелось бы отметить, что сегодня имеют место определенные качественные изменения в продуктовом наполнении рынка. На сегодняшний день все сложнее добиться некоторой дифференциации продукта. Сегодня выпускается огромное количество продуктов, которые похожи друг на друга. То есть они становятся недифференцированными. Выпускаются так называемые продукты-имитаторы. Именно эти обстоятельства существенно сокращают весь жизненный цикл продукции. Постепенное ослабление дифференциации всех торговых марок может приводить также к постановке не совсем реалистичных рыночных целей. Это в свою очередь приведет к перепроизводству, падению уровня доходов, а также направлению меньшего количества средств на разработку совершенно новых продуктов.
В 21 веке многие предприятия видят некоторые возможности роста также в завоевании лояльности покупателей, а совсем не в стремлении доминировать на всем рынке, при этом, подавляя своих фирм-конкурентов. На это указывают около 60% опрошенных исполнительных директоров. Хотелось бы отметить, что сегодня неизбежной является процесс глобализации. Определенная интернационализация всего бизнеса, которая является следствием глобализации, для большого количества предприятия существенно уменьшает их деловые возможности.
Таким образом, можно говорить о том, что современный маркетинг должен основываться именно на быстром, а также гибком планировании инноваций, а в их центре должен быть именно потребитель. Существенное возрастание роли инноваций, а также уделение огромного количества внимания разработке совершенно новых продуктов является велением времени. У новых продуктов есть возможность создать совершенно новые рынки, а на уже существующих рынках они помогают потеснить фирм-конкурентов.
Список литературы
1.В.Н. Ерёмин. Маркетинг: основы и маркетинг информации, 2008
2.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 2010.
.Голубков Е.П. Основы маркетинга.: Учебник. 2-е изд. - М.: Финпресс, 2010.
.Данько Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: ИНФРА-М, 2007.
.Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М. : Ростинтэр, 1996.
.Маркетинг : учебник / под ред. проф. Н. П. Ващекина. - М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.
.Родин В.Г. Основы маркетинга. - М: 2007
8.Контакты. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: <#"justify">Приложение
Организационная структура компании