Основы организации рекламной деятельности в сфере услуг

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ

.1 Сущность и структура рекламных коммуникаций

.2 Участники рынка рекламной деятельности в сфере услуг

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА ООО «Черномор Тур»

3.1 Планирование и организация рекламной деятельности туристского агентства "Черномор Тур"

3.2 Оценка эффективности и направления совершенствования рекламной деятельности туристской фирмы

Заключение

Список использованной литературы


Введение

реклама услуга туристский

Рекламная деятельность характеризует особый вид человеческой деятельности, направленный на производство и реализацию рекламы, а также является неотъемлемой составной частью коммерческой и маркетинговой деятельности любого торгового предприятия. В условиях развития рыночных отношений и повышения насыщенности потребительского рынка товарами и услугами рекламная работа приобретает новое значение, отличается целым рядом специфических черт, знание и учет которых, позволяет активизировать процесс продажи, стимулировать реализацию отдельных товаров, рационализировать процесс обслуживания покупателей, за счет «информационной поддержки» всех его составляющих.

В условиях административно-командной системы реклама была не нужна и бесполезна потребителю - ассортимент товаров определялся государством, и количество товаров одного класса и одной весовой категории редко превышало один.

Сейчас же, в связи с переходом на рыночную экономику, реклама постепенно снова становится двигателем торговли, каковым она и должна быть.

Лишь немногие коммерческие предприятия могут сегодня успешно вести дела без рекламы в том или ином виде. В крупных фирмах, где есть штатные специалисты и обеспечена поддержка рекламного агентства, разные функции легко распределить среди подходящих для их выполнения работников.

На начальных этапах развития, когда привлечение профессиональных услуг оказывается еще не по карману, владельцу или коммерческому директору приходится выполнять в миниатюре все функции, которые в крупных фирмах входят в обязанности экспертов и сотрудников их рекламных агентств. Ему приходится быть и контактором, и разработчиком плана использования средств рекламы, и текстовиком, и закупщиком художественного оформления, и закупщиком места в средствах печатной рекламы, и контролером за производством исходных материалов для рекламы в прессе, и специалистом по прямой почтовой рекламе, и управляющим по оформительским работам, и специалистом в других областях.

Рекламу можно рассматривать, как форму коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а идеи на язык нужд и запросов потребителя. Рекламные объявления, которые мы видим и слышим, являются конечными продуктами целого ряда исследований, стратегических планов, тактических решений и конкретных действий, составляющих в своей совокупности процесс организации рекламной деятельности.

Цель курсовой работы - изучение основ организации рекламной деятельности в сфере услуг.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты по организации рекламной деятельности;

Проанализировать организацию рекламной деятельности на примере туристической фирмы «Черномор Тур»;

Разработать предложения по совершенствованию эффективности организации рекламной деятельности турфирмы «Черномор Тур»;

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Черномор Тур».

Предметом исследования является система организации рекламной деятельности на предприятии.

Курсовая работа состоит из содержания, введения, 3 глав, 2 таблиц, 3 рисунков, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ


1.1 Сущность и структура рекламных коммуникаций


Реклама - настолько сильное средство, что она может помочь продать совершенно плохой и негодный, неконкурентоспособный товар. Реклама, прежде всего, стимулирует спрос на предлагаемые товары. Механизм действия рекламы очень прост - потенциальный покупатель, услышав (увидев) о каком-либо товаре, которого у него нет, сразу захочет его купить, разумеется, при наличии денег.

Особое место, которое реклама занимает в маркетинге, определяется еще одной важной возможностью воздействия на потребителя с целью приобретения товара. Действительно, производитель в интересах сбыта своей продукции прежде всего делает ее так, чтобы она в максимальной мере удовлетворяла потребности будущего владельца. С этой же целью для покупателя создается определенный комплекс условий, удобств, преимуществ, связанный с приобретением товара. И все в этом комплексе - от упаковки до послепродажного сервиса - направлено на удобство покупки и использования товара. И наконец, возможность воздействия на покупателя - убедить его в необходимости приобрести товар.

Необходимость и потребность, многие другие обстоятельства вынуждают покупателя искать товар или услугу. По мере продвижения общества к изобилию и превращения всех рынков в рынки потребителей даже сам процесс узнавания о товаре или услуге становится очень важным для производителя делом. И если к десяткам сортов мыла добавляется новый , то первая задача производителя - просто довести до сведения потенциальных покупателей, что такой товар есть. А поскольку процесс обновления товарного ассортимента постоянная забота всех фирм, то простое информирование о существовании товара является исключительно важным для всех производителей.

Таким образом, чтобы оценить товар как таковой и удобства его покупки, нужно для начала знать просто о его существовании, и в этом смысле реклама - не вспомогательная или производная, а самая главная функция маркетинга.

После того как потребитель узнал о товаре, возникает другая задача - убедить его купить именно этот товар. Речь идет о информационно-психологическом воздействии на потребителя, в котором возможно несколько вариантов. Первый - лучшие по сравнению с конкурентами свойства товара и построенная на этом реклама. Это, конечно, наиболее легкий для маркетинга вариант. Обратная ситуация - когда нужно вытаскивать рекламой относительно слабый товар. И наконец, наиболее типичная картина - примерно равные свойства товаров и удобства их приобретения. Здесь реклама выступает практически единственной возможностью привлечь внимание потребителя к товару.

При всем разнообразии возможных вариантов, существует ряд важных общих конструктивных черт, которые присущи рекламе как функции маркетинга:

  • Информация. Что бы и как бы ни говорилось о рекламе, она всегда остается информацией, то есть системой данных, несущей определенный объем сведений о рекламируемом предмете.
  • Предмет рекламы - то, что рекламируется, или то, информация о чем и составляет содержание рекламы.
  • Объект рекламы - определенный потенциальный потребитель или группа потребителей, которые могут быть заинтересованы предметом рекламы.
  • Воздействие. Реклама тем существенно отличается от многих других видов информации, что она обращена к мысли и чувству потребителя одновременно. Воздействие на ум и эмоции потребителя как раз и должно побудить его к покупке, особому вниманию к данной услуге, положительному восприятию образа производителя либо продавца и т.д.
  • Использование средств массовой коммуникации. В данном случае неважно, что или кто выступает в качестве такого средства: для древних городской глашатай был также хорош, как для нас сегодня телевидение, газеты или рекламная надпись на борту автобуса. Главное - чтобы это было услышано или увидено многими, и прежде всего тем, кто является объектом рекламы.
  • Контролируемость. В рекламе нет ничего, что бы не отвечало требованиям заказчика рекламы по той простой причине, что вся она согласовывается с ним и только с его одобрения появляется. А вот, например, то, что говорит клиенту о товаре дилер, связанный даже самым лучшим «фрэнчайзом», уже не поддается контролю, хотя во всех остальных частях это будет очень похоже на рекламу.
  • Коммерческо-рекламные факторы. Сюда следует отнести четко определенного заказчика рекламы, исполнителя, владельца того или иного средства рекламы, платность рекламы.

Определение рекламы, которое приводит Ч. Сэндиджу в книге «Реклама. Теория и практика»: «Рекламу можно рассматривать как форму коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя». Реклама, прежде всего, стимулирует спрос на предлагаемые товары. Механизм действия рекламы очень прост - потенциальный покупатель, услышав (увидев) о каком-либо товаре, которого у него нет, сразу захочет его купить, разумеется, при наличии денег.

Возможна также реклама, преследующая сразу 2 цели: во-первых, создать спрос на товар у его потенциальных потребителей, и, во-вторых, привлечь оптовых покупателей, которые бы распродавали товар в розницу.

Реклама сложна, поскольку достаточно много непохожих друг на друга рекламодателей одновременно пытаются достичь множества различных аудиторий. Существует восемь базисных типов рекламы:

Реклама торговой марки - это национальная потребительская реклама; другое ее название - реклама торговой марки. Фокус этой рекламы настроен на создание образа и обеспечение пролонгированной узнаваемости торговой марки. Все ее усилия подчинены стремлению выстроить четкое представление о торговой марке какой-то продукции.

Торгово - розничная реклама- носит локальный характер и сфокусирована на торговой точке или предприятии сферы услуг, где может продаваться множество разнообразной продукции или предлагаются определенные услуги. В ее сообщениях объявляется опродукции, которая доступна на локальном уровне, стимулируется приток покупателей или потребителей услуг в рекламируемое место и делается попытка создать хорошо различимый образ этого места. В торгово-розничной рекламе акцентируется внимание на ценах, доступности товаров или услуг, местоположении точки и часах работы.

Политическая реклама - используется политиками для побуждения людей голосовать только за них. Она представляет собой важную часть политического процесса в Соединенных Штатах других демократических странах, где допускается реклама кандидатов на выборные посты. Хотя такая реклама является важным источником коммуникации для избирателей, критики озабочены тем, что политическая реклама имеет тенденцию концентрироваться в большей мере на создании образа политика, чем на спорных вопросах, являющихся предметом соперничества кандидатов.

Адресно - справочная реклама - еще один тип рекламы, называемый адресно-справочным, необходим людям, чтобы иметь возможность узнать, как и где приобрести такую-то продукцию или получить необходимую услугу. Хорошо известной формой адресно-справочной рекламы является справочник «Желтые страницы».

Реклама с обратной связью - может использовать любую рекламную среду, включая прямое почтовое отправление; отличается от национальной или торгово- розничной рекламы попыткой стимулировать прямую продажу по заказу. Покупателю достаточно откликнуться по телефону или по почте, и товар будет доставлен ему по почте или иным способом. Под этот заголовок подпадает интерактивная среда.

Бизнес-реклама - включает сообщения, направляемые розничным торговцам, оптовикам и дистрибьюторам, а также промышленным предприятиям-покупателям и профессионалам, например, адвокатам и врачам. Бизнес-реклама обычно сосредоточена в публикациях по бизнесу, отраслевых и профессиональных журналах.

Институциональная реклама - называется еще и корпоративной рекламой. Фокус ее сообщений направлен на установление корпоративной узнаваемости или на привлечение внимания общественности к точке зрения соответствующей организации.

Социальная реклама - передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление, например прекращение вождения автомобилей в состоянии алкогольного опьянения или предостережение от плохого обращения с детьми. Профессионалы рекламной индустрии создают ее бесплатно, место и время в средствах массовой информации также предоставляются на некоммерческой основе.

Реклама, прежде всего, стимулирует спрос на предлагаемые товары. Возможна также реклама, преследующая сразу 2 цели: во-первых, создать спрос на товар у его потенциальных потребителей, и, во-вторых, привлечь оптовых покупателей, которые бы распродавали товар в розницу.

Информативная рекламапреобладает в основном на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса. Так, производителям йогурта нужно было сначала проинформировать потребителей о питательных достоинствах и многочисленных способах использования продукта.

Убеждающая реклама направлена на увеличении спроса на уже существующие на рынке товар, услугу, организацию, персону, место, идею или событие. Это конкурентный тип продвижения, используемый на стадии роста и на раннем этапе стадии зрелости жизненного цикла продукта.

Имиджевая реклама - это создание благоприятного образа фирмы и товара у партнеров и покупателей. Это надежность, эффективность работ, благожелательность к клиентам, стабильность.

Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса.

Сравнительная рекламастремиться утвердить преимущество одной марки за счет конкретного сравнения ее с одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса.

Напоминающая рекламачрезвычайно важна на этапе зрелости, для того чтобы заставить потребителя вспоминать о товаре. Цель дорогих объявлений "Кока-колы" в журналах - напомнить людям о напитке, а вовсе не в том, чтобы проинформировать или убедить их.

Подкрепляющая рекламастремиться уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора. В рекламных объявлениях на автомобили часто фигурируют довольные покупатели, восторгающиеся той или иной особенностью купленной машины.

Сфера деятельности рекламы гораздо шире составления объявлений. Она включает в себя:

  • изучение потребителей, товара или услуги, которые предстоит рекламировать;
  • стратегическое планирование в смысле постановки целей, определение границ рынка, обеспечения ассигнований и разработки творческого подхода и планов использования средств рекламы;
  • принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработке графиков публикаций и трансляции объявлений;
  • составление объявлений, включая написание текста, подготовку макета, художественного оформления, и их производство.

Следует иметь в виду, что реклама является платной и личность плательщика известна. Хорошо это или плохо, но, сталкиваясь с объявлением, мы сразу узнаем, кто именно пытается продать нам товар или услугу. И само собой разумеется, что рекламодатель оплатил время или место, использованные для открытой попытки уговорить нас.

Структура рекламысодержит следующие пять основных моментов:

Во-первых, это способность привлечь внимание. Очень важно насколько привлекается внимание читателей заголовком, телезрителей видеорядом. Воздействует ли реклама именно на те категории потенциальных потребителей, на которые она рассчитана.

Во-вторых, сила воздействия на эмоции потребителей рекламы. Какие чувства рождаются у них при влиянии на рекламы, насколько удачен рекламный аргумент и правильно ли он подан.

В-третьих, какова сила воздействия. Побежит ли, допустим, зритель после просмотра рекламы покупать этот товар или останется сидеть в кресле, несмотря на то, что реклама понравился ему и есть необходимость в приобретении данного товара.

В четвертых - это информативность. Ясно изложен рекламный аргумент? Насколько емко показана полезность рекламируемого объекта.

И последнее. Захочет ли человек прочитать сообщение или посмотреть рекламный ролик до конца. Насколько эффективно приковывается внимание людей.

Процесс разработки рекламы включает, как правило, в себя два этапа. Вначале принимается решение о структуре рекламного сообщения, разрабатывается центральный тезис (рекламный аргумент) информирующий о важнейших свойствах и отличительных особенностях товара, и форма его изложения. Затем приступают к разработке непосредственно рекламного материала: разрабатывается текст и стиль, подбираются подходящие слова, цветовое оформление и дизайнерское решение. Следует также учитывать что, как правило, реклама бывает более эффективной, когда на товар возрастает спрос, нежели при его падении.

Вышеописанные функции, в основном, выполняют рекламные агентства. Они работают с фирмой при разработке ее плана рекламы, включая выбор темы, средства распространения, времени проведения рекламной кампании, подготовку самого рекламного продукта и другие аспекты.

Реклама и продвижение товаров на рынке двигаются по тому же пути, что и другие части бизнеса. Вы должны знать какие средства можете привлечь для их осуществления, знать чего вы должны достигнуть, выбрать форму стратегии которая связывала бы цели бизнеса и маркетинга.

Множественность задач рекламы порождает и значительное разнообразие ее видов, средств распространения, вариантов ее создания и других элементов, из которых реклама складывается как система. Соответственно возникают основания и для условной классификации рекламы:

  • по объекту - реклама для покупателей потребительских товаров, реклама для профессионалов (покупателей товаров производственно-технического назначения), смешанная реклама;
  • по заказчику - реклама фирм-производителей, реклама оптовых фирм, реклама розничной торговли;
  • по предмету - реклама собственно товара, реклама определенной торговой марки (товарной этикетки), реклама фирмы-производителя, реклама торгового предприятия;
  • по временным параметрам (параметрам жизненного цикла) - подготавливающая реклама, реклама нового товара, реклама зрелого товара;
  • по широте товарного охвата - первичная реклама и селективная реклама (первая рекламирует, например, чай вообще, а вторая - определенный его сорт);
  • по основным средствам распространения - печатная, кинореклама, телевизионная, радиореклама, видеореклама, реклама на транспорте, реклама на месте продажи, прочая реклама;
  • по источнику финансирования затрат - реклама, оплачиваемая производителем товара; реклама, оплачиваемая продавцом товара; реклама, оплачиваемая совместно производителем и продавцом.

Можно разделить рекламу на восемь основных категорий. Различия, присущие каждой из категорий, позволяют, в свою очередь, сформировать на их основе следующую схему классификации, представленную на схеме 1.

Объект рекламного воздействия. Объектом рекламного воздействия является вся совокупность потребителей, принадлежащих к данной целевой группе (объект это то, на что направлено воздействие). Однако следует помнить, что структура объекта неоднородна. По сути дела мы имеем дело не с единым объектом, а с совокупностью неких структурных единиц. Реклама товаров и услуг направлена либо только на одну, строго определенную категорию людей (парфюмерия для женщин, оргтехника для бизнесменов, конфеты для детей), либо на все население в целом. Необходимо помнить, что весь контингент потребителей можно делить и по половому признаку, и по возрастному, и по национальному, и по образовательному цензу и другим показателям. Поэтому чрезвычайно важно четко определить на какую категорию населения будет направлено воздействие.

Схема 1

Классификации рекламы


1.2Участники рынка рекламной деятельности в сфере услуг


Участники рекламной деятельности связаны между собой функционально, т.е. они выполняют отдельные виды работ в рамках единого рекламного процесса, а также информационно, обмениваясь документами, письменными и устными распоряжениями, предоставляя различные виды отчетности и т.д. Участники рекламных процессов разнородны по своим направлениям деятельности, имеют собственную структуру, систему управления и отчетности.

Реклама как процесс состоит из четырех составляющих:

.Рекламодатели, которые иногда используют;

.Рекламные агентства, которые рассылают их обращения через;

.Средства рекламы (обычно средства массовой информации), чтобы с ними ознакомились потенциальные;

.Потребители этих обращений - как минимум, а зачастую и самих рекламируемых товаров или услуг.

Рассмотрим эти составляющие.

Рекламодатели - весьма разноликая «компания». Это производители, розничные торговцы, оптовые торговцы, фирмы услуг, дистрибьюторы, профсоюзы, частные лица и многие, многие другие Соотношение между основными типами рекламодателей выглядит следующим образом. Общенациональные. Они составляют большую часть. Как правило, это производители, т.е. фирмы, выпускающие товары, с которыми мы встречаемся в универсамах, демонстрационных залах, выставках и т.д. Среди наиболее интенсивно рекламируемых товаров - продукты питания, туалетные принадлежности, автомобили, лекарства и лечебные средства, услуги потребительского характера, пиво, вино, табак и принадлежности для курения, легкие закуски и безалкогольные напитки. На долю 10 крупнейших общенациональных рекламодателей приходится почти 70% общих расходов на рекламу в стране. Местные рекламодатели - это главным образом розничные торговцы. Стремясь играть роль агентов по закупкам своей округи, розничные торговцы тратят на рекламу большие средства, дабы сообщить населению, что они для него закупили, и обосновать, почему следует делать покупки именно у них.

Сегодняшняя розничная реклама, вероятно, гораздо больше общенациональной подходит к понятию «рыночная информация».

Благодаря своей регулярности, акценту на ценах и сведениях о местах продажи товаров в округе розничная реклама стала для многих путеводителем по магазинам.

Рекламные агентства - это «независимые предприятия», состоящие из творческих работников и коммерсантов, которые разрабатывают, готовят и размещают рекламу в средствах рекламы для заказчиков, стремясь найти покупателей для своих товаров или услуг.

Как правило, агентства предлагают потенциальным клиентам услуги самых разных специалистов, среди которых текстовики, художники, продюсеры телевидения и радио, специалисты по рекламным средствам, исследователи и т.д.

В основном к услугам рекламных агентств прибегают общенациональные рекламодатели, поскольку многие розничные торговцы либо готовят свою рекламу сами, либо используют возможности, предоставляемые местными газетами, радио или телевизионными станциями.

Потребители рекламы, осознают, что по ряду важных признаков она отличается от других средств коммуникации. Во-первых, рекламе присуща повторяемость. И это, конечно, соответствует замыслу рекламодателя.

Во-вторых, мы воспринимаем рекламу в остроконкурентном окружении. Одни рекламодатели призывают тратить, другие - экономить, одни - курить, другие - бросить курить. И, конечно же, большинство из них хочет, чтобы мы что-то предприняли в отношении конкретной марки товара или конкретного магазина.

И, наконец, реклама воспринимается как часть повседневной общедоступной культуры. Многое, о чем рассказывают рекламные объявления, воспринимается «как должное», хотя во многих других видах коммуникации это показалось бы нам странным чудачеством.

В настоящее время используются разнообразные средства рекламы, представляющие собой носители информации для воздействия на объект рекламы.

Помимо прямой рекламы появились многочисленные виды деятельности, смежные с рекламой и часто неотделимые от неё, это: Паблик Рилейшенз, СейлзПромоушен, Директ маркетинг (особенно его часть, называемая Мерчандайзингом), и Паблисити.

Из всего многообразия современной рекламы можно выделить восемь основных видов:

.Наружная реклама.

.Транзитная реклама.

.Печатная реклама.

.Радио реклама

.Телевизионная реклама.

.Прямая почтовая реклама.

.Рекламные сувениры.

.Реклама в интернете и других компьютерных сетях.

Конечно, бренды тратят миллионы долларов на поддержание своего доброго имени в СМИ, но следует учитывать, что размах их деятельности в разы больше, чем у малого бизнеса. Существует простое правило: чем больше прибыль у предприятия, тем больше следует тратить денег на рекламу своего дела. По мере того, как Ваш бизнес будет расти, Вам надо будет постепенно увеличивать рекламный бюджет.

Обыкновенно, чем дороже обходится размещение и производство рекламы, тем выше ее качество. Однако ее дороговизна не обязательно будет обозначать эффективность. Если целевая аудитория не составляет треть страны, то можно обойтись малыми жертвами. Но для того, чтобы рекламное сообщение достигло своей цели, нужно в обязательном порядке учитывать некоторые особенности и хитрости в рекламном бизнесе.

Каждому виду товаров и услуг подходят определенные средства распространения информации. Существует небольшая подсказка о том, какой медиа-носитель лучше всего выбрать: рекламу «эмоциональных» продуктов и услуг размещать в эмоциональных СМИ - на телевидении и радио, в Интернете, а «рациональных» - в прессе, городе (наружная реклама), на серьезных сайтах и радиостанциях.

Также следует учитывать особенности своего товара и целевой аудитории. Выбирать носитель следует тщательно, сперва изучив возможные показатели. Видов рекламы великое множество, как уже писалось выше, каждый обладает своими недостатками и достоинствами. Выбирая вид, обратите внимание на стоимость рекламы, ее место или время, количество возможных контактов с Вашими потребителями.

В статье будут разобраны такие типы рекламы, которые по карману малому бизнесу. О дорогой рекламе будет упоминаться вскользь. Также для начала выберите для себя подходящее средство распространения рекламы. Носители разделяются на: наружную рекламу, Интернет, прессу, телевидение и радио. У каждого носителя свои виды рекламы и своя эффективность.

Также, если у Вас хватает средств, Вы можете обратиться в рекламное агентство. Менеджеры сами подыщут для Вас нужное средство для лучшего размещения рекламы. Хотя агентство агентству рознь. Выполнение рекламного сообщения полностью зависит от двух факторов: профессионализма исполнителей (который сильно отличается у разных агентств) и бюджета заказчика.

Наружная реклама.

Наружной рекламой называют любую рекламу, расположенную в городе: на стенах и крышах домов, на стендах, щитах и растяжках, в метро и на и транспорте. Такой способ распространения рекламы считается относительно недорогим, к тому же охватывает большое количество людей по географическому признаку

Виды рекламы:

Щиты. Мы привыкли видеть вдоль проезжих частей и пешеходных дорог столбы с рекламой. Она довольно эффективна и всегда обращает на себя внимание. Однако стоит учитывать, что адреса и телефоны не запоминаются. Для эффективности следует использовать крупный шрифт, емкие слова и по возможности установить несколько щитов с Вашей информацией, чтобы в случае, если с первого раза потребителю не удалось рассмотреть или запомнить сообщение, у них появилась бы вторая попытка. Это обойдется намного дешевле, но, по большому счету, это выброшенные деньги.

Растяжки. Материал с текстом растягивается над проезжей частью. Длительность контакта у прохожих и автомобилистов с информацией на растяжке намного больше, чем с информацией на щитах. Поэтому можно указывать телефоны, адреса и т.д.

Указатели. Стрелка показывает направление к Вашему офису.

Вывески - мини щиты, вывешивающиеся перед входом в офис. Обладает таким несравненным качеством, как простота исполнения и дешевизна.

Штендеры - раскладные конструкции с названием фирмы, телефоном и списком предоставляемых услуг. Выставляются непосредственно рядом со зданием компании.

Люди-сандвичи. Разодетые в костюмы мужчины и женщины всегда обращают на себя внимание прохожих. Они могут завлекать их словами, раздавать им листовки.

Пневмофигуры - это объемные надувные фигуры. Бывают любой формы. Довольно нестандартный способ, поэтому очень хорошо привлекает внимание.

Липкая аппликация - плакат, стикер. Часто встречаются на столбах, стенах домов, в метро, подъездах, университетах и т.д.

Городские конструкции - реклама размещается на будках, урнах, остановках.

Реклама на и в общественном транспорте: автобусе, маршрутке, трамвае, троллейбусе, электричках и поездах. Можно выбрать маршрутное такси, «дежурящее» по Вашему району и нанести на автомобиль сообщение о Вашем предприятии.

Учитывайте, что существуют два типа наружной рекламы: динамичная и статичная.

Динамичная та, мимо которой движутся люди. Времени, чтобы воспринять такую рекламу у людей мало, поэтому реклама должна быть четкой, написана крупным шрифтом и содержать короткий текст.

Статичная реклама - реклама в метро, лифтах и т.д. Люди находятся относительно неподвижно по отношению к ней. В такой рекламе можно привести факты, детали, описание. Предложить им развернутый текст.

Для большей эффективности можно использовать краски, размер, шрифт, подсветку. Обязательно следует знать, что чем больше поток населения проходит мимо Вашего объявления, тем результативнее оно окажется.

Стоимость наружной рекламы зависит от места расположения, размера, материала, сложности ее изготовления. Некоторые варианты предполагают очень маленькие затраты. В любом случае, выбрав верный вариант, Вы не пожалеете о потраченных деньгах.

Интернет.

Во время кризиса во всех медианосителях объем рекламы начал падать. И только реклама в Интернете продолжает набирать обороты. Рост за 2009 год составил 5% (за предыдущий год 60-80%). Интернет, и в том числе реклама в нем, развивается. Конечно, он все еще уступает традиционным рекламным площадкам, но обладает рядом хороших преимуществ. Во-первых, реклама здесь относительно дешевая. Во-вторых, Интернет позволяет охватить любую целевую аудиторию, так как обыкновенно сайты специализируется на каком-то определенном интересе (о здоровье, о машинах, о спорте и т.д.). Думая о том, следует ли Вам использовать Интернет для рекламы, задумайтесь, пользуются ли Ваши клиенты Интернетом. Наверняка, да. Определитесь с тем, какие сайты тематически связаны с Вашей деятельностью.

Интернет включает в себя все виды СМИ: печать, радио и телевидение. Вы можете сделать так, чтобы о Вас услышали, увидели видеоролик или просто прочитали о Вашем продукте или услуге.

Виды рекламы в Интернете.

Баннер - прямоугольное графическое изображение. Является самым распространенным рекламным средством во Всемирной паутине. Баннер может содержать любую информацию или картинку. Также он может заключать в себе ссылку на Ваш сайт. Для того, чтобы баннер стал эффективным, следует обратить внимание на тот сайт, где он будет размещен. Узнайте его направление, сравните показатели аудитории. Имейте в виду, что многие люди с удовольствием читают блоги, а значит реклама в популярном ЖЖ. будет прочитана.

Также баннер должен быть заметным: интересный текст, цветовая гамма, расположен в верхней части страницы. В то же время он не должен раздражать пользователей Интернета.

Это относительно недорогой способ рекламы. Но баннеры на главной странице популярных сайтов - дело очень затратное. Малому бизнесу придется пользоваться более скромным веб-пространством.

Текстовая реклама. Публикуется на сайтах в виде нескольких строчек справа или слева от основного текста. Или же представляет собой целую статью, посвященную какой-либо компании.

Видеоролики. Дорогой способ рекламы. В Интернете публикуются ролики наподобие телевизионных. Многие крупные компании (Coca-Cola, BMW,Opel) используют в большей степени Интернет, нежели ТВ для размещения своих видеороликов. Также, видеоролики могут содержать скрытую реклама и быть сделанными так, что возникает желание переслать его другу, разместить в своем дневнике, прокомментировать, т.е. работать как «вирус». Такой вид рекламы в интернете называется - вирусная реклама.

Стоимость рекламы в Интернете может определяться по длительности ее размещения на сайтах или по количеству показов. В первом случае Вы платите, допустим, за неделю, что Ваш баннер находится на веб-странице, а во втором случае вы оплачиваете количество просмотров. Вам говорят - 1000 показов стоит столько-то. Сколько Вы хотите сделать показов Вашего объявления, за столько и заплатите.

Печатные СМИ

Пресса является самым традиционным способом распространения рекламного сообщения. Она включает в себя газеты и журналы, которые в свою очередь могут быть бесплатными и платными, информационными и рекламными. Также они бывают национальными, региональными и местными. Газеты и журналы в основном приобретают читающие и образованные люди, поэтому аудитория прессы очень ценится. Она платежеспособная. Газету люди берут в руки, когда у них есть свободное время, а потому информация воспринимается очень хорошо. Печатная реклама в газете имеет следующие виды:

Модульная реклама - определенная часть полосы. Благодаря хорошему оформлению бросается в глаза. Здесь можно указать любую нужную и важную информацию. Поскольку газету можно открыть в любое время и прочитать несколько раз, один модуль сохраняет свою силу примерно неделю. Если читатель заинтересуется предложением, ему не нужно запоминать данные - он может взять газету.

Рубричная реклама - объявления опубликованные по рубрикам. Очень дешевый вид рекламы. Состоит из обычных строк с указанием нужных характеристик предлагаемых продуктов и услуг. Из-за большого количества аналогичных сообщений легко может затеряться на полосе. Зато каждый простой обыватель может позволить себе такой вид рекламы.

Текстовая реклама - статья, посвященная рекламируемому продукту. Позволяет долго расхваливать товар или услугу, внушая доверие. Стоит такая реклама дороже остальных. Следует заметить, что не все люди читают такие статьи.

Для достижения лучшего эффекта обязательно для начала надо изучить выбранное Вами печатное СМИ. Посмотреть географию и способ распространения, целевую аудиторию, тираж. Важно, чтобы газета обладала хорошей репутацией. Желтая пресса не внушает доверия. Такое отношение обязательно передастся на Ваше рекламное сообщение.

Сделайте объявление ярким. Если Вы решили использовать модуль, то чем больше он будет, тем лучше. Разместите рекламу не менее трех раз - это поможет читателям запомнить Вашу фирму. Больше всего внимания обращают на себя первая, вторая, последняя и предпоследняя полосы.

Телевидение

На данный момент самым доступным и распространенным СМИ является телевидение. Рекламодатели ценят этот носитель за то, что практически все люди смотрят телевизор. Однако, это довольно дорогостоящий способ распространения рекламной информации. Дорого стоит не только изготовление видеоролика, но и закупка времени. Лучше всего для малого бизнеса использовать местное, региональное, спутниковое и кабельное телевидение, поскольку там разместить свой видеоролик будет значительно дешевле. Но следует учитывать географию распространения вашего продукта и телеканала: они должны совпадать.

Способов рекламы огромное количество. Главное здесь - не запутаться и выбрать нужный вид. В любом случае реклама всегда хороша, если выполнена качественно и вызывает интерес у потребителей. Не переставайте уважать своих клиентов, отразите Ваше отношение в рекламном сообщении, и на него обязательно откликнутся. Выбирайте более дешевые способы, но используйте для большей эффективности сразу несколько. Не забывайте проверять результаты рекламы. Замеряйте количество посетителей в течение нескольких дней после «выхода в свет» вашего сообщения. Это поможет Вам сделать выводы из того, какое средство рекламы приносит Вам больше выгоды и является более эффективным.

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


Рекламная деятельность туристского предприятия должна иметь черты целостного логического процесса с выделением ряда этапов определение целей рекламы, принятие решений о рекламном обращении, выбор средств распространения рекламы, разработка рекламного бюджета и оценка эффективности рекламной деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои особенности и требует отдельного анализа с учетом того, что рекламная деятельность носит непрерывно развивающийся, творческий, постоянно обогащающийся опытом характер.

Цели рекламы определяются принятой на туристском предприятии общей стратегией маркетинга и его коммуникационной стратегией.

По необходимости организуют предварительный сбор информации, то есть проводят рекламные исследования. Рекламная деятельность туристского предприятия сопровождается использованием приемов, учитывающих степень неопределенности и риска. Последний, можно в значительной степени уменьшить, располагая надежной, в достаточных объемах, реальной и своевременной информацией. Информационное обеспечение рекламы является частью общей системы маркетинговой информации туристского предприятия[12].

В системе внутренней информации объединены данные о туристском предприятии, его сотрудниках, бухгалтерская и статистическая отчетность, а также данные о показателях текущего сбыта, объемах затрат и получаемых доходах, деловая переписка. Такая информация носит оперативный характер, облегчает руководителям и специалистам принятие решений по управлению рекламой.

Внешняя текущая информация - это комплекс источников, с помощью которых можно получить данные о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней маркетинговой среде туристского предприятия. Ее основными источниками являются: статистические издания, средства массовой информации, законодательные и нормативные акты, книги, учебники и учебные пособия, рекламная деятельность конкурентов, специализированные выставки и ярмарки и базы данных. Внешних источников информации очень много, поэтому из общего объема источников необходимо выбрать самые ценные, что в свою очередь требует двойной оценки - как самих источников, так и содержащихся в них сведений.

Во многих случаях характер и объем имеющейся внутрифирменной и внешней текущей информации недостаточны для организации эффективной рекламной деятельности. В связи с этим фирмы прибегают к сбору первичной информации. Основными методами ее сбора являются опрос, наблюдение и эксперимент.

В каждом отдельно взятом случае структура рекламного исследования индивидуальна, но она включает пять обязательных этапов: определение целей и задач, рекламного исследования, отбор источников информации, сбор и анализ информации, а также представление результатов исследования[13].

Исходным пунктом рекламного исследования является, определение целей и задач, которые вытекают из специфики проблемы, актуальной для рекламной деятельности туристского предприятия.

На следующем этапе исследования осуществляется отбор источников информации, правильность которого освобождает от излишних усилий по сбору информации данных. Основная задача состоит в получении необходимых данных, которые можно рассматривать в совокупность с внутрифирменной, внешней и первичной информацией, с максимальной быстротой и эффективностью.

Сбор информации предполагает проведение исследований в таких направлениях как:

Анализ результатов предыдущей рекламной работы является исходным пунктом всего комплекса рекламной деятельности туристского предприятия в перспективе. Благодаря анализу можно определить сильные и слабые стороны рекламы, что позволяет в дальнейшем избежать повторения ошибок и закрепить положительный опыт. Оценивается эффективность воздействия рекламы на потребителя, а также основные ее параметры и характеристики: сроки, виды, содержание, средства распространения и др.

Исследование потребителя туристских услуг, то есть выявление наиболее вероятных групп потенциальных клиентов, на которых необходимо направить рекламу с учетом их демографических, экономических, социальных и психологических характеристик.

Изучение мотивации туристского спроса позволяет установить не только его соответствие потребительским свойствам туристского предложения, но и усилить с помощью рекламы воздействие на клиента тех или иных побудительных мотивов.

Эффективность рекламы во многом зависит от того, насколько в ней учтены психологические особенности восприятия информации потребителем. Например, для эффективности восприятия рекламного обращения необходимо применять в рекламе элементы привлекающие внимание и проникающие в сознание, - оригинальных идей, юмора, музыки и т.д. Для запоминания информации необходимо повторять, "запускать" рекламное обращение как можно чаще.

Во время деятельности и познания человек вырабатывает определенные установки и убеждения. Исследователи рекламы пришли к выводу о том, что в потоке информации потребитель вовсе не выбирает сведения, которые могли бы привести его к рациональному, если не оптимальному, решению. Напротив, в этой ситуации он стремится к той информации, которая подтверждает его привычные представления и изначальные установки. Таким образом, при проведении исследований серьезное внимание следует обратить на психологические особенности восприятия и отношение к рекламе потребителя туристской услуги. Именно их учет позволяет повысить эффективность рекламной деятельности [14].

Изучение туристского продукта направлено на выявление тех его достоинств и уникальных свойств, на которых реклама должна сконцентрировать внимание потенциальных клиентов. Необходимо учитывать тот факт, что, как и для других потребительских товаров и услуг, мода на туристские поездки и экскурсии постоянно меняется. Поэтому основные усилия следует направлять на поиск тех привлекательных сторон туристского продукта, которые придали бы ему новизну и уникальность и выгодно отличали от предложений конкурентов.

Анализ туристского рынка предполагает оценку потенциальных объемов тех или иных туристских услуг. Обычно для этих целей используются отчетные данные о продажах в предыдущие годы. Анализ позволяет выявить местонахождение потенциальных потребителей услуг туристского предприятия и решить вопрос о распределении рекламных усилий по рынкам и рыночным сегментам.

Оценка рынка рекламных услуг предполагает сбор и систематизацию сведений о рекламных агентствах, стоимости рекламных услуг, средствах массовой информации, изданиях, радио- и телепередачах, теле- и радиоканалах и т.д. Это позволяет осуществить обоснованный выбор рекламного агентства или службы, средства распространения информации, которые способны обеспечить наибольшую эффективность рекламной деятельности туристского предприятия[15].

Анализ собранной информации предполагает ее изучение, переработку с помощью различных методов и приемов, а также извлечение необходимых сведений из массива полученных данных. При этом широко используются экономико-статистические и экономико-математические методы обработки информации.

Представление результатов исследования предполагает выработку выводов и рекомендаций. Они должны непосредственно вытекать из результатов анализа, быть аргументированными и достоверными, направленными на решение поставленных задач рекламной деятельности туристского предприятия.

Возможные цели можно свести к двум большим группам: цели в области сбыта, которые должны привести к ощутимому приросту объемов продаж или побудить потребителей к приобретению туристских услуг; цели в области коммуникаций, направленные на передачу определенных идей, формирование имиджа предприятия, изменение потребительских привычек, что способствует росту уровня продаж в долгосрочном периоде.

Реклама в области коммуникаций выполняет информативную и напоминающую функции, а в области сбыта, направлена главных образом на увещевание (убеждающая функция).

Цель, состоящая в предоставлении информации о продукте, может выдвигаться при необходимости ознакомления целевой аудитории с особенностями конкретных туристских услуг. Такая реклама должна вызвать у потребителя интерес к ним и желание реализовать этот интерес посредством туристской поездки. Кроме того, предоставление информации о продукте может носить разъяснительный характер и выдвигаться в качестве цели рекламы при ознакомлении рынка с продуктами-новинками или новыми характеристиками предлагаемых услуг.

Рассмотренные выше цели являются наиболее общими. В зависимости от особенностей, потребительских свойств туристского продукта, рыночной ситуации, методов сбыта цели рекламы могут, иметь как более широкое, так и более конкретное содержание Четкая их постановка является залогом эффективности рекламной деятельности. Цели рекламы определяют подходы к разработке рекламного обращения.

Рекламное обращение - средство представления информации рекламодателя (туристской фирмы) потребителю, имеющее конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую и т.д.).

Рекламное обращение является центральным элементом рекламы, так как именно оно: представляет рекламодателя целевой аудитории, фокусирует большинство элементов рекламных коммуникаций, способствует привлечению внимания потенциальных туристов и формированию у них положительного отношения, как к самой туристской фирме, так и к предлагаемым ею продуктам, а также является основным инструментом достижения целей рекламной деятельности.

Во-первых, необходимо провести анализ специфических свойств предлагаемого продукта и разработать перечень достоинств и выгод, извлекаемых клиентом из его потребления.

Во-вторых, четко определить целевые аудитории, на которые будет направлено рекламное обращение.

В-третьих, правильно оценить основные нужды, потребности и мотивы потребителей избранного сегмента. Дело в том, что желаемая с точки зрения рекламодателя ответная реакция потребителя возможна только в том случае, если будет совпадать с его нуждами и вызывать определенный интерес.

Следовательно, рекламное обращение должно иметь свою мотивацию и адресата. Так, реклама, направленная на туриста как конечного потребителя рекламируемого туристского продукта, должна отличаться от той, целевой аудиторией которой являются специалисты туристского бизнеса.

Оптимальный выбор средств распространения рекламного ращения, в значительной степени определяет успех рекламной коммуникации.

При выборе средств распространения рекламы целесообразнее найти ответы на следующие принципиальные вопросы:

на кого направлена реклама? (требуется точное знание целевых аудиторий, то есть должна быть проведена сегментация рынка, на основе которой выбираются средства рекламы).

где они находятся?( Необходимо знать, что рекламу необходимо давать там, где сосредоточено большинство потенциальных потребителей. Поэтому оптимальными средствами ее распространения могут быть пресса, радио, телевидение, наружная и печатная реклама).

когда размещать обращения? (Необходимо учитывать времена года, месяцы, недели, дни, часы, минуты.).

В настоящее время большинство поездок приобретается туристами незадолго до их начала. Поэтому ранний выход фирм на рынок с рекламными обращениями может оказаться невостребованным. Но и слишком поздняя реклама не приносит большой пользы. Поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный график рекламных мероприятий, исходя их особенностей туристского продукта, специфики спроса, действующих формальностей (паспортных, визовых, таможенных и др.).

На выбор средств распространения рекламы и характер принимаемых при этом решений оказывает влияние следующие факторы: цели рекламы, специфика рекламируемого продукта, желаемая широта охвата и сила воздействия рекламы, рекламная деятельность конкурентов, наличие соответствующих средств, а также особенности, достоинства и недостатки отдельных средств распространения рекламы.

При выборе средств распространения информации необходимо также принимать во внимание стоимость рекламы. Она учитывается следующим образом:

. Общие расходы на рекламу.

. Рекламные расходы в расчете на тысячу читателей (зрителей, слушателей), рассчитываемые по формуле(1):

Необходимо, также определить стоимость рекламы с учетом бесполезной аудитории, т.е. части аудитории, на которую обращена реклама, но которая не является целевым рынком фирмы.

Важнейшей задачей медиапланирования является принятие решений о периодичности рекламных обращений. Обычно они оформляются в виде графиков или расписаний выхода отдельных рекламных обращений в разрезе выбранных средств распространения информации. Составление подобных расписаний - сфера субъективных суждений, основанная на накопленном опыте и здравом смысле. Однако и здесь существуют определенные закономерности. Целесообразно принимать во внимание сезонность туристских путешествий, особенности средств распространения рекламы. При использовании средств, характеризуемых мимолетным рекламным контактом (радио, телевидение), следует выбирать такие часы, когда представители целевой аудитории, на которую направлено обращение, наверняка могут его услышать, а нужно также нужно принять решение о равномерности воздействие на целевую аудиторию рекламных обращений.

Осуществление рекламной деятельности тесно связано с проблемой финансирования, разработкой и исполнением рекламного бюджета. Его формирование способствует более четкому определению целей рекламы и выбору мероприятий по их достижению.

По своей экономической природе расходы на рекламу являются текущими затратами (издержками). В то же время они служат одним из главных факторов роста объемов продаж. Часто значительные суммы, затрачиваемые на рекламу туристского продукта на первых стадиях ею жизненного цикла, приносят прибыль через достаточно длительный промежуток времени. Поэтому затраты на рекламу можно считать одной из форм инвестиционных расходов, которые, подобно капиталовложениям в основные средства, окупаются многие годы.

Важно найти наиболее эффективные подходы к выбору оптимальных средств проведения рекламы. Комплекс решений связанных с разработкой рекламного бюджета, можно разделить на два блока:

. Определение общего объема средств на рекламу;

. Распределение средств по направлениям и статьям расходов.

Объем сбыта и размер прибыли. Исходя из того, что с увеличением рекламных затрат при постоянных доходах уменьшается размер прибыли, необходимо найти оптимальный размер рекламного бюджета.

Собственные финансовые возможности (важно подчеркнуть - тот факт, что размах рекламы, размер рекламного бюджета следует соизмерять с величиной и возможностями имеющихся средств финансирования). Небольшие туристские фирмы, не располагающие свободными средствами, могут начать с малых рекламных бюджетов и увеличивать рекламные ассигнования по мере роста сбыта. Крупные компании имеют постоянные источники финансирования, которые заложены в цены продаваемых туристских услуг. Чем больше у фирмы оборот и доходы от продажи туров, тем шире ее возможности в финансировании своей рекламной деятельности).

Бюджет рекламы должен органично вписываться в общую сумму расходов комплекса маркетинговых коммуникаций. Хотя разработка рекламного бюджета - дело сугубо субъективное.

Сумма затрат по каждому рекламному мероприятию и дает объем затрат целесообразно в том случае, когда необходимо провести усиленную рекламную кампанию. При этом в течение определенного времени допускаются даже убыточные результаты торгово-производственной деятельности туристского предприятия. Такие расходы могут рассматриваться как инвестиции. При том ожидается, что деньги, направленные на рекламу, принесут выигрыш в будущем.

Важной проблемой разработки рекламного бюджета является распределение рекламных ассигнований. Оно осуществляется по следующим направлениям[20]:

функции рекламной деятельности;

сбытовые территории;

средства распространения рекламы;

характер рекламируемых услуг;

периоды проведения рекламы.

Основными статьями бюджета по функциям рекламной деятельности являются административные расходы (заработная плата сотрудников, накладные расходы), расходы на приобретение рекламного пространства, материальные затраты на производство рекламоносителей и т.д.

Распределение рекламного бюджета по сбытовым территориям предполагает, в частности, выделение ассигнований по странам, регионам, сегментам рынка. Необходимы также определенные расходы на осуществление рекламы по отдельным средствам ее распространения. Распределение средств по характеру рекламируемых услуг должно учитывать финансирование рекламы видов туризма, отдельных маршрутов, сезонных и несезонных поездок и т.д.

В связи с резко выраженной сезонностью туризма и традиционно сложившимися периодами массовой продажи туристских услуг в бюджете следует определить затраты в соответствии с периодами проведения рекламы.

При распределении рекламного бюджета целесообразно часть средств направлять в резерв на случай осложнения рыночной ситуации, снижения спроса, необходимости варьирования средствами рекламы.

Определение экономической эффективности рекламной деятельности - она определяется путем измерения влияния рекламы на объем продаж. Наиболее точно установить величину показателя можно лишь в том случае, если увеличение объемов сбыта туристской услуги происходит немедленно после рекламного воздействия. Однако это не относится к дорогостоящим туристским услугам, когда покупке предшествует обязательное обдумывание и эффект рекламы может проявиться далеко не сразу. Прежде всего, потребителю поступает предложение услуги, затем он интересуется подробной информацией. И только после этого потребитель может отдать предпочтение рекламируемому туристскому продукту и утвердиться в желании приобрести его. Для выявления степени влияния рекламы на рост оборота фирмы анализируют оперативные и бухгалтерские данные. Однако следует иметь в виду тот факт, что помимо рекламы на объемах реализации туристского продукта сказываются его качество, цена, а также месторасположение туристского предприятия, уровень культуры обслуживания клиентов, наличие в продаже аналогичных услуг.

В практике туристских фирм используется показатель рентабельности рекламы, т.е. отношение полученной прибыли к затратам. Он определяется по следующей формуле (2):

Можно сделать вывод о том, что определение эффективности рекламы требует значительных усилий, средств и высокой компетентности персонала.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА ООО «Черономор Тур»


.1 Планирование и организация рекламной деятельности туристского агентства "Черномор Тур"


Для данной курсовой работы в качестве объекта исследования было выбрано общество с ограниченной ответственностью "Черномор Тур". Данное агентство действует на основании учредительного договора, устава, в соответствии с действующим законодательством УК, и создано его участниками путем объединения их усилий, финансовых и материальных средств для совместного владения предпринимательской деятельности.

Общество является юридическим лицом: пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием, товарный знак и другие реквизиты юридического лица.

Местоположение: 660049 г. Севастополь,ул. Ленина, 72;

тел./факс (0692) 54-57-00; 050-324-55-32; (0692) 54-57-00;

E-mail: admin@chernomor-tour.com.ua <mailto:admin@chernomor-tour.com.ua>; <#"justify">Туристское агентство «Черномор Тур» начало свою деятельность 12 октября 2007 года. Для успешной организации своей деятельности компания тщательно подбирает партнеров и квалифицированный персонал.

Турагентство относится к малым турфирмам, имеет в штате всего четыре человека: директора, бухгалтера, и двух менеджеров (по внутреннему и выездному туризму). На данном предприятии нет сотрудника, занимающегося планированием и организацией рекламной деятельности. Поэтому в этом процессе участвуют все сотрудники фирмы, начиная от директора и заканчивая внештатным сотрудником. Директор планирует, сколько средств выделить в рекламный бюджет, менеджеры занимаются разработкой рекламных обращений, но окончательное решение, конечно, принимает директор.


Схема 1


На начальном этапе появления туристкой фирмы на рынке было принято решение о выборе основных направлений деятельности на 2007 год: ими стали экскурсионные туры по Крыму для школьных групп и индивидуальных туристов. Именно для продвижения этих направлений фирма разработала свое рекламное обращение и выбрала те каналы распространения информации, которые посчитала наиболее эффективными, но при этом не было проведено их анализа.

Фирма выбрала в качестве рекламного обращения - рекламные листовки, по конкретным предлагаемым маршрутам, в качестве канала распространения - реклама в средствах массовой информации.

Также можно отметить, что по времени рекламного обращения - рекламная деятельность активно велась в летний период, так как это считается "высоким сезоном" в котором потенциальные туристы более активно собираются отдыхать. В зимнее время в низкий сезон затраты на рекламную деятельность сократили до минимума, то есть из средств распространения рекламной информации остались лишь выпуск рекламных листовок.

Поэтому на начальном этапе планирования рекламной деятельности на 2012год, следует учитывать недочеты рекламной деятельности прошлого 2011 года и произвести ее анализ. По итогам конца 2011 года сумма затрат составила 8400 грн. При планировании рекламной деятельности на 2012 год важно учесть и проанализировать, насколько эффективно были использованы выделенные на ту или иную рекламу средства.

Для организации и планирования рекламной деятельности туристского агентства в 2012 году разработан рекламный план предоставленный в табл. 2, в котором в определенной последовательности описываются все запланированные мероприятия на 2012 год.


Таблица 2

Рекламный план на 2012 год

№МероприятияСрок исполненияОтветственное лицоЗатраты (в гривнах)Отметка об исполнении1Анализ выполнения рекламного бюджета 2011 годаДекабрь 2011 год Январь 2012 годГашкова Л.Н.v2Разработка рекламного бюджета на 2012 годЯнварьГашкова Л.Н.12020v3Маркетинговые исследования в рекламеЯнварь 2012 годЛьвова А.В. Карнаухова К. Кузьмина Л.Ф.200v1 Предпочтительные источники информацииВ течении 2012 года2 Отношение к рекламной информации вашей фирмы3 Оценка уровня доверия к нашей рекламе4Выбор оптимального канала распространения информацииЯнварь Февраль 2012годЛьвова А.В.-v5Разработка рекламной кампании: 1) Изготовление рекламного щита 2)Разработка рекламного обращения: - выпуск рекламного буклета, - выпуск рекламных листовок, - выпуск рекламного объявления 3)Разработка второй Интернет-странички)Март 2012 годЛьвова А.В.1200V1100910490 430250140 405006Заключение договоров с издательствамиАпрель 2012 годГашкова Л.Н.-v7Оценка эффективности рекламной деятельностиВ конце годаГашкова Л.Н.-8Анализ выполненной работыВ конце годаЛьвова А.В.-

. Анализ рекламного бюджета в летнем сезоне 2011 года

Осуществление рекламной деятельности тесно связано с проблемой финансирования, разработкой и исполнением рекламного бюджета. Его формирование способствует более четкому определению целей рекламы и выбору мероприятий по их достижению. Основные цели рекламы - это в первую очередь, повысить уровень осведомленности фирмы, так как фирма молодая и ей необходимо посредством рекламирования своих услуг привлечь внимание туристов, а также сформировать определенный, отличающийся от других, имидж фирмы.

Для более точного планирования рекламного бюджета в будущем необходимо проанализировать затраты на рекламную деятельность, которые были потрачены в 2011 году. Из таблицы видно, какие средства и в каком объеме распределялись по месяцам 2011 года. Основная часть выделенных средств была распределена на летние месяцы, так как в нашем регионе лето считается высоким сезоном, следовательно, целесообразнее было делать акцент именно на этот период. В низкий сезон (это в основном осень и зима) средства уходили на выпуск рекламных листовок, реклама в средства массовой информации не давалась. Более точно мы не можем оценить выполнение рекламного бюджета в связи с тем, что фирма недавно начала свою деятельность, об этом уже упоминалось ранее, но все же можно сказать что в 2011 году общая сумма затрат на рекламу составила 8400 грн. Затраты на рекламу: на выпуск рекламных листовок и реклама в СМИ в такие издания, как: газета «Курьер», газета «Сорока», «Витрина», «Сегодняшняя газета» и газета «Неделя». Также давалась реклама на канал «Черноморка» (баннер). Почтовая реклама - рассылка писем постоянным клиентам, а также создание Интернет - страницы.

. Разработка рекламного бюджета на летний сезон 2012 года

В летнем сезоне 2012 года планируемый рекламный бюджет будет составлять - 12020 грн. Планируется размещать рекламу в газету "Курьер", затратить средства на полиграфию, на создание второй Интернет-страницы, а также на создание баннера и на создание рекламного щита. В стоимостном выражении средства распределятся следующим образом:

Газета "Курьер" (по 7 строчек в неделю) - 1200 грн.;

Изготовление второйИнтернет-странички- 500 грн.;

Создать обычный баннер в Интернете - 100грн. за штуку, 5000 показов -90грн,

Рекламный баннер на канале «Черноморка» 140 - грн в сутки не менее 7 показов; 6 суток - 5800 грн.

Создание рекламного щита - 1100 грн;

Рекламный буклет - 500 штук - 140 грн.

Визитных карточек 200 шт. - 40грн.

Рекламные листовки 1000 штук - 250 грн.

Затраты на полиграфию (январь, февраль, март, апрель, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) -2300 грн.

Итого: 12020 гривен.

. Маркетинговые исследования в рекламе

К туристской ярмарке «Этно Тур» была разработана анкета для выяснения предпочтений потенциальных клиентов при выборе места отдыха, было опрошено 100 человек. При анализе полученных результатов мы выяснили, что целевой сегмент аудитории:

) школьники города Севастополь и близлежащих городов (Симферополь, Евпатория, Алушта, Алупка, Саки и т.п.)в приблизительно 2000 человек;

) Индивидуальные туристы в возрастной категории от 18 лет-13% до 40 лет - 69%, работники сферы услуг - 34%, торговли - 27% и системы образования- 25%. В результате анкетирования респонденты отвечали, что ориентируются на цену туров как главный фактор при выборе туристской фирмы. В основном туристская фирма, у которой цены на туристские услуги ниже получает большее количество туристов. На втором месте - месторасположение туристской фирмы, она должна быть удобно расположенной, желательно в центре города, если фирма будет находиться на окраине города, то из-за неудобства добираться клиентов у фирмы будет гораздо меньше. Уровень осведомленности о нашей фирме у опрошенных клиентов был не высокий, 77% - опрошенных ответили, что не знакомы с деятельностью туристского агентства, и лишь 23 % - ответили утвердительно.

В результате анкетирования также были выявлены основные средства распространения информации, которые наиболее часто и полно воспринимаются целевой аудиторией, это реклама в прессе - 48 %, наружная реклама - 14%, теле и радио реклама - 32% и компьютеризированная реклама - 6%(рис. 1).

При выборе вида туризма респонденты отдавали предпочтения экскурсионному - 35%, санаторно-курортному обслуживанию - 30%, активному отдыху -27, с целью посещения родственников путешествует лишь 5% опрошенных, и с целью получения новых знаний, т.е. обучающий - 3%. На вопрос: "Какую сумму планируете потратить на отпуск" респонденты выбирали вариант ответа от 1500-4000 грн. 34%, 4000- 6000 грн. - 45%, и свыше 6000 грн. - 17%. Предпочтительными местами отдыха для опрошенных посетителей являются: Украина -43%, Россия-37%, Европа-11%, Азия -9%.


Проанализировав данные результаты, предполагается предлагать нашим туристам отдых в Украине и Европе, основными направлениями на осенний период будут: автобусные туры по Европе, санаторно-курортное обслуживание в Крыму, а также активный отдых на горном курорте в Карпатах. Использовать при этом рекламу в прессе, телевизионную и компьютеризированную рекламу.

Также в течении летнего сезона 2011 года проводился телефонный опрос потенциальных клиентов (было опрошено 350 человек) в результате которого, выяснилось, что из всех используемых нами источников информации в прессе, они давали предпочтения газете "Курьер" - 55%, на втором месте газете "Сорока" - 23%, после нее "Витрина" - 15%, затем идет "Сегодняшняя газета" - 6% и "Неделя" - 1% (рис. 2).

Поэтому при разработке плана на 2012год учитывая потребности клиентов, необходимо размещать рекламу в газету "Курьер" - так как это наиболее предпочтительный источник выбора информации.

Печатная реклама -фирма будет изготавливать проспекты, буклеты и рекламные листовки. В основном это будут предложения молодежных, детских туров, а также предложения для сборных групп взрослых.


Телевизионная реклама очень кратковременна и эпизодична, у нее высокая стоимость, в этом можно убедиться, посмотрев прайс -лист телекомпании "Интер" в передаче "Отдыхаем вместе". Для большинства туристских фирм с их ограниченными финансовыми возможностями невозможно активно использовать телевидение в рекламной деятельности.

Туристское агентство "Черномор Тур" в летнем сезоне 2011 года использовало почтовую рассылку. Это оказалось не эффективно. Так как из отправленных 200 писем по адресам наших туристов, откликнулось не больше 30 человек, только 1 человек, из которых решил приобрести тур.

Рассылка по электронной почте значительно снижает затраты, не надо покупать конверты, тратить деньги на распечатку листовок и т.д.

В настоящее время все более популярным становится Internet - информация о туристском агентстве может быть размещена как на сайте крупных туристских операторов в разделе "Наши Областные представительства" или в разделе "Где купить тур". У туристского агентства "Черномор Тур" есть своя страничка на Деловом Портале "Украинский портал" в разделе "Туризм" в которой размещена информация об основных направлениях турагентсва для индивидуальных туристов, также информация о фирме, ее координатах. Планируется в 2012 году разработать вторую страничку, которая будет посвящена групповым турам, информация об основных новинках летнего сезона 2012 года. Стоимость изготовления 600 грн..

. Отношение к рекламной информации фирмы «Черномор Тур»

Важно выяснить каково отношение постоянных и потенциальных клиентов к рекламной информации потому, что именно их позитивное отношение будет служить успехом для фирмы. Благодаря мнению клиентов мы сможем улучшить наше рекламное обращение, по их просьбам мы сможем дополнять и корректировать информацию для лучшего запоминания. От того насколько информация будет хорошо усвоена, будет зависеть и ее эффективность. Для этого планируется в течение года производить опрос и анкетирование туристов, а также личные беседы, по итогам которых будут разработаны усовершенствованные буклеты и листовки.

. Оценка уровня доверия к рекламе «Черномор Тур»

Одновременно с определением отношения мы планируем выяснить уровень доверия к рекламе путем опроса. Это позволит нам выяснить, на сколько туристы доверяют фирме. От того, на сколько правдивой и достоверной окажется информация, и будет зависеть, обратиться ли турист в эту фирму в следующий раз.

. Выбор оптимального канала распространения информации

Для туристского агентства «Черномор Тур» основными средствами распространения информации будут: реклама в прессе, реклама посредством Интернет (с использованием e-mail- рассылки), наружная (щитовая) реклама. В печатных изданиях, например в газете «Курьер» разделе "Большое путешествие", рекламные обращения идут одно за другим, и для выделения нашего обращения среди других, необходимо сократить текст до минимума.

Для начинающей турфирмы не выгодно размещать крупноформатные объявления раз в месяц, а раз в неделю, слишком дорого стоит, поэтому эффективнее будет размещать 7-10 строк в каждом выпуске газеты, и это будет значительно дешевле.

Для небольшой туристской фирмы, которая не располагает свободными средствами, надо начать с малого рекламного бюджета и увеличивать рекламные ассигнования по мере роста сбыта. Нашим агентством используется метод: "Финансирование от возможностей" который на практике означает, что фирма выделяет на рекламу столько средств, сколько, по мнению ее руководства, она может себе позволить, т.е. сумму в 12040 гривен. Метод является единственно возможным для начинающей фирмы как «Черномор Тур». В то же время несовершенство этого метода видно c первого взгляда: абсолютно произвольное выделение конкретных сумм, их непредсказуемость из года в год и, как следствие, невозможность разработки долгосрочных рекламных кампаний. На 2012 год мы порекомендовали бы метод "формирования рекламного бюджета путем пересмотра предыдущего бюджета", которым пользуются многие туристские предприятия. При этом предыдущий бюджет корректируется в соответствии с изменившимися условиями. Такой прием, однако, опасен тем, что ошибка, допущенная ранее при составлении бюджета, сохранится и будет перенесена в новый бюджет.

. Рекламная кампания

Основой рекламной деятельности в маркетинге является рекламная кампания - несколько рекламных мероприятий, объединенных одной целью (целями), охватывающих определенный временной период и распределенных во времени так, чтобы одно из них дополняло другие, что указано в плане.

Цель проведения рекламной кампании для туристского агентства «Черномор Тур» - это в первую очередь, повышение уровня осведомленности фирмы, так как фирма молодая и ей необходимо посредством рекламирования своих услуг привлечь внимание туристов, а также сформировать определенный, отличающийся от других, имидж фирмы.

Для туристского агентства «Черномор Тур» предлагается провести рекламную кампанию со следующими мероприятиями:

) Изготовление рекламного щита, для привлечения внимания наших потенциальных клиентов планируется сделать его в сине - желтых тонах, это сочетание очень хорошо привлекает взгляд и разместить у проезжей части. На щите будет указано наименование фирмы, ее месторасположение, этот щит будет выполнять функции "указателя". Стоимость этого щита 800 гривен.

) Разработка рекламного обращения

Основываясь на результаты проведенного исследования, в котором были выявлены предпочтения наших потенциальных клиентов по поводу того, какая реклама имеет большое значение при выборе туристского продукта (диаграмма3). Выяснилось, что основное предпочтение в рекламном обращении отдается яркой рекламе - 28%,содержащей интересующую клиентов информацию - 23%, меньше обращают внимание на рекламу, которая бросается в глаза-16%, так как такая реклама иногда раздражает. Реже люди отвечали, что обращают внимание только на рекламу, которая красиво выглядит-15 %, и самый маленький процент опрошенных признались, что любят рекламу с юмором-6%.


На основании этого турагентство «Черномор Тур» постаралось учесть предпочтение потенциальных клиентов при разработке своего рекламного проспекта. В данном буклете на лицевой стороне размещена важная информация: название и фирменный знак, а так же выпуск издания, внутри расположены основные направления, по которым собирается работать туристская фирма в будущем летнем сезоне, с кратким описанием основных преимуществ данного направления. На обороте ценовые предложения туров на ближайшее время. На тыльной стороне- схема расположения туристского агентства для тех, кто не знает где она расположена. Буклеты напечатаны черными чернилами на цветной бумаге, на желтом, светло-оранжевом, розовом фоне. Для зрительного восприятия лучше буклеты в розовом, желтом и светло-оранжевом тоне. Так как черные буквы на темном фоне теряются, а на светлом наоборот выделяются. Данное рекламное обращение было выпущено в количестве 500 штук, на изготовление было затрачено140 грн.

Также планируется выпускать рекламные листовки по молодежным и детским турам, эти листовки будут изготовлены на черно-белой бумаге в количестве 1000штук это будет стоить 250 грн. (по 4 коп.за штуку). Эти рекламные листовки будут распространяться среди школ города.

Планируется выпустить рекламное объявление "Молодежные туры" с карманом для визитных карточек, которое будет вывешено на первом этаже на доске объявлений при выходе из нашего офисного здания. Планируется изготовить для этого мероприятия 200 визитных карточек по цене 0,4 грн. за штуку, т.е. 40 гривен.

Общая сумма затрат на разработку рекламного обращения составит 1230 гривен.

) Планируется также разработать вторую Интернет - страничку, которая будет посвящена групповым турам, информация об основных новинках летнего сезона 2012 года. Стоимость изготовления 500 грнивен.

Данная рекламная кампания рассчитана территориально охватить город Севастополь. Это будет краткосрочная (2012 год) кампания, которая направлена в летнее время на индивидуальных туристов, а также молодежные группы, а осенью на школьные группы. В данной рекламной кампании будут использоваться несколько средств распространения рекламы- рекламный печатный аудиовизуальный туризм.

. Заключение договоров с редакциями

Для организации рекламной деятельности выбрано несколько источников и средств распространения информации. В 2011 году агентство заключила договора с несколькими редакциями Севастопольских газет.

марта 2011 года был заключен договор сроком на один год с газетой «Сорока»по итогам конца 2011 года из-за неэффективности размещения рекламы, было решено, не продлевать сотрудничество. Также решено не продлевать договора с издательским Домом "ВВВ" Еженедельной бесплатной газетой "Витрина", который был заключен 14 апреля 2011, с газетой «Сегодняшняя газета» и с газетой «Неделя». 13 июня 2011года был заключен договор на 2 года с "Оперативной полиграфией". 3 сентября 2011 года был заключен договор об оказании услуг по размещению аудиопродукции с ЗАО Крымской Телекомпанией «Черноморка». В 2012году это сотрудничество будет продлено еще на год, и планируется использовать телевизионную рекламу и в 2013 году.

С Торговым Домом "Вальди" (разработчиком Интернет страницы) договор подписан на 2 года на сумму в 800 грн., в этом году планируется внести коррективы в связи с решением создания второй странички на сумму в 250 грн. 15 апреля 2012 года был перезаключен договор с издательской группой "Империум", издателем и распространителем газеты "Курьер", договор на сумму в 4000 грн. Было решено размещать рекламные объявления в течении летнего сезона, а в конце августа один из сотрудников данной редакции поедет вместе с нашей группой в Киев, Донецк, Днепропетровск.

3.2 Оценка эффективности и направления совершенствования рекламной деятельности туристской фирмы


Реклама требует больших затрат, поэтому чрезвычайно важно проводить оценку эффективности рекламной деятельности.

Эффективность рекламы может определяться методом целевых альтернатив, когда сопоставляются планируемые и фактические показатели, оцениваемые как результат вложения средств в рекламную кампанию.

Для оценки эффективности рекламной деятельности рекомендуется использовать следующую методику расчета(3):



где Э - уровень достижения цели рекламы (%);

Пф - фактическое изменение объема прибыли за период действия рекламы (в денежных ед.);

Пп - планируемое изменение объема прибыли за период действия рекламы(в денежных ед.);

З - затраты на рекламные мероприятия в рассматриваемом периоде (в денежных ед.).

Туристское агентство «Черномсор Тур» молодое и ему не хватает данных для определения эффективности рекламной деятельности, при ее определении мы будем опираться на такие показатели как частота рекламных обращений, объем и сила воздействия. Поэтому для планирования рекламной деятельности следующих периодов нужно возвращаться к данной методики для определения эффективности рекламы.

Следует упомянуть, что объемы рекламы и объемы продаж (прибыли) не всегда связаны напрямую. На изменение продаж оказывает влияние престиж, поведение конкурентов, покупательские ожидания, экономическая ситуация в стране, приведшая к снижению доходов потребителей, сезонность и другие факторы. Невозможно учесть динамику всех вышеуказанных показателей, но своевременное обнаружение отклонений в ситуации на рынке продукта, в стране или поведение потребителей с помощью методов исследований хода рекламной кампании может помочь избежать ряда неприятных последствий, а значит, и повысить шансы на более благоприятный эффект от рекламы.

Проанализировав результаты рекламной деятельности 2011 года туристской фирмы «Черномор Тур». В 2011 году использовались разные каналы распространения информации, с учетом предпочтений потенциальных клиентов к сожалению во многих печатных изданиях размещение рекламной информации было не эффективно. Поэтому пересмотреть составление плана и выборы каналов распространения информации было решено размещать информацию только в издание «Курьер».

Рекомендуется:

возложить обязанности по учету средств выделяемых на рекламу и сбору информации на одного из сотрудников фирмы, также он должен будет производить опрос потенциальных туристов, по каким источникам они нашли информацию о фирмепредлагаем произвести оценку психологического воздействия рекламы;

планировать план мероприятий на следующий 2013 год в конце 2012 года;

- проводить оценку эффективности рекламы;

внедрить радио рекламу;

размещать рекламу в газете «Инфо-Крым»;

а также провести оценку коммуникативной эффективности рекламы.

Заключение


В данной курсовой работе нами было представлено исследование организации рекламной деятельности в туристической фирме «Черномор Тур». Подводя итог проделанной работы, необходимо подчеркнуть, что тема исследования настолько интересна и многогранна, что исчерпать ее до конца в одной работе просто невозможно. Рыночная экономика в нашей стране и в мире в целом не стоит на месте, продолжаются процессы ее развития и совершенствования, изменяются социально-политические условия во внутренних и международных масштабах, появляются новые технологии и средства рекламы. Все это ведет к тому, что организация рекламной деятельности также претерпевает некоторые изменения, органично вплетаясь в сферу маркетинга и экономики. Следовательно, исследования в данной области можно продолжать так же долго, сколь долго рыночные отношения будут развиваться.

В данной работе разобраны основные виды рекламы, присутствующие на украинском рынке. Не разобраны такие экзотические виды рекламы, как реклама на одежде, на щитах во время спортивных соревнований или на дорогах, на аэростатах и прочие, из-за их малой распространенности на украинском рынке.

В рамках глобальной стратегии развития компании направленной на достижение долгосрочных задач и целей, особое значение приобретают усилия компании по использованию рекламы в качестве основного средства маркетинговых коммуникаций.

С целью наиболее эффективного решения стратегических задач в области рекламы необходимо четко представление о бизнесе и особенностях услуг, знать сильные и слабые стороны компании, обладать информацией о рынке - знать возможности которые он предлагаем, и представлять себе проблемы деятельности на этом рынке. Необходимо четко спланировать рекламную кампанию в отношении сроков средств рекламы, задействованных в кампании, рекламного бюджета и т.д.

Реклама не только позволяет информировать потребителей о услугах или товаре, на который есть спрос на рынке, но и создавать этот спрос, в особенности на развивающихся рынках (например, в Украине).

Таким образом, эффективная организация рекламной деятельности позволяет решать стратегические и тактические задачи туристической фирмы, связанные с глобальной миссией компании на рынке.

Список использованной литературы


1."Маркетинг" Дж. Р. Эванс, Б. Берман, М.," Экономика", 1990

"Основы маркетинга" Ф. Котлер, М., 2010

. "Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке)." П. С. Завьялов, В. Е. Демидов, М., «Международные отношения»,2009

. "Все о маркетинге". Сборник материалов для руководителей предприятий экономических и коммерческих служб, М. 2008

. Е. М. Феоктистова, И. Н. Краснюк «Маркетинг: теория и практика», М., «Высшая школа», 1993.

. Газета Коммерсантъ-Daily, номера за 1998-2006 года.

. Газета Экстра-М, номера за 2007 год.

.Айзенберг М.Н. Менеджмент рекламы. / М.Н. Айзенберг - М.: Интел-тех, 2005г. - 96c.

.Аренс В., Бови К. Современная реклама. / В.Аренс, К.Бови - М.: Довгань, 2004г. - 704с.

.Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. /Б.Л.Борисов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011г. - 146с.

11.Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.: Герда, 2004. 412 с.

.Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг. - Краснодар: Теис, 2001.

с.

. Горемыкин В.А. Экономическая стратегия предприятия. - М.: Филинъ,

.328с.

. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 2008. 364 с.

. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм./ Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 787с.


Теги: Основы организации рекламной деятельности в сфере услуг  Курсовая работа (теория)  Маркетинг
Просмотров: 44583
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Основы организации рекламной деятельности в сфере услуг
Назад