Организация товароснабжения сетевых магазинов

Кафедра торгового дела


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика торгового предприятия»

На тему «Организация товароснабжения сетевых магазинов»


Выполнил студент

курса Факультета

Экономики торговли и товароведения

Группа 622-ДТ

Бучнев Иван Евгеньевич


Москва 2012


Содержание


Введение

1. Сущность сетевой торговли и динамика развития розничных сетей

2. Особенности установления хозяйственных связей в системе сетевой торговли

3. Функции и значение распределительного центра в системе товароснабжения

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В настоящее время в регионах Российской Федерации такой сектор экономики, как розничная торговля, находится в стадии стремительного роста. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей. Развиваясь с 1994 года, сетевая торговля охватила значительную географическую площадь и стала едва ли не движущей силой увеличения товарооборота потребительских товаров во всей стране.

Самым активным периодом развития российского сетевого ритейла аналитики называют период 2007-2009 гг. Именно в эти годы наблюдалась наибольшая активизация деятельности продуктовых компаний на российском рынке, складывалась система сетевых хозяйственных связей.

К концу 2009 года произошло завершение формирования основных форматов российской торговли, появились мультиформатные (работающие сразу в нескольких форматах) сети. Изначально ведущие торговлю только в Москве и Санкт-Петербурге, крупные ритейлеры начали активную региональную экспансию, развиваясь, совершенствуя свою систему товароснабжения, и к началу второго десятилетия 21 века ритейл стал одной из наиболее развитых российских торговых отраслей.

Столь бурное развитие продуктовых сетей в России аналитики связывают, прежде всего, с ростом экономики страны: высокие цены на неочищенную нефть и природный газ, основные экспортные товары, а также высокий спрос на них в стране. Растущая экономика поддерживается ростом уровня доходов и расходов россиян. Сейчас в России все сетевые продуктовые магазины делят на шесть форматов по типу торговли в них:

. Супермаркеты

. Гипермаркеты

. Кэш энд Керри

. Дискаунтеры

. Магазины «у дома»

. Гастрономы класса премиум и суперпремиум

По оценкам РБК, в середине 2011 года в России работало около 140 продуктовых сетей всех форматов с различными системами товароснабжения. И сейчас количество сетей продолжает неуклонно расти. Кроме того, помимо значимых федеральных игроков отрасли о своём намерении выйти на российский розничный рынок в 2005-2009 гг. объявили несколько мировых лидеров в области ритейла.

Иными словами, российский рынок розничной торговли сегодня находится в состоянии динамичного развития, на нем наблюдается высокая конкуренция между торговыми сетями. Рационально используя существующие системы товарного снабжения, они предлагают широчайший ассортимент товаров на любой вкус, всё больше завоёвывая лояльность потребителей.


1. Сущность сетевой торговли и динамика развития розничных сетей


Как известно, торговой сетью называется совокупность размещенных на определенной территории торговых предприятий, находящихся под общим управлением. Неудивительно, что сети приобрели такую популярность среди покупателей, ведь они обеспечивают возможность совершать покупки товаров и получать услуги максимально быстро и удобно. Это достигается за счет предоставления широкого выбора из ассортимента представленных в торговой сети товаров, а также близости расположения торговых точек, входящих в торговую сеть, к месту работы или проживания потребителей. Розничная торговая сеть создается для осуществления закупок, транспортировки, хранения и продажи товаров, а также ведения финансовой и информационной, в том числе связанной с рекламой, деятельности.

Торговые предприятия, входящие в сеть, могут осуществлять продажи в традиционной форме - через прилавки, а также в форме самообслуживания, продажи по образцам, продажи с открытой выкладкой, по телефону, с использованием автоматов, по каталогам, через Интернет.

Торговая розничная сеть может включать в себя магазины различных форматов. В Российской Федерации, как уже отмечалось выше, развиты следующие форматы:

1)Супермаркеты - крупные универсальные магазины самообслуживания, предлагающие до 35000 наименований товара. Супермаркеты реализуют в основном продовольственные товары (фактически полный ассортимент продуктов питания и напитков) и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров (как правило, это бумажные изделия для домашнего хозяйства, мыла, порошки для стирки и мойки посуды, предметы санитарии и гигиены, книги в бумажных обложках, комнатные цветы и растения и т.д.).

2)Гипермаркеты - розничные магазины, объединяющие в себе принципы магазина самообслуживания и магазина, разделённого на торговые отделы. От супермаркета гипермаркет отличается большим размером торговой площади (от 10000 м2) и значительно расширенным ассортиментом (от 40000 до 150000 наименований товара). Гипермаркеты реализуют непродовольственные товары наряду с продовольственными: продукция непищевого назначения в гипермаркетах составляет 35-50 % общего ассортимента.

)"Кэш энд Керри " - магазины самообслуживания, которые предоставляют покупателям возможность приобретать различные товары оптом и в розницу, за наличный расчёт. "Кэш энд Керри" предлагают покупателям широкий ассортимент хозяйственно-бытовых товаров. Магазины работают по нескольким прайс-листам, в зависимости от объёма покупки. Основными клиентами магазинов такого формата являются оптовые и мелкооптовые покупатели, поэтому оформление покупки предполагает заключение договоров.

)Дискаунтеры - магазины с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, с довольно низкими ценами. Дискаунтеры - магазины эконом-класса; управление таким магазином направлено на снижение издержек за счёт минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров, снижения количества работающего персонала и ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими партиями за счёт низких цен.

)Магазины «у дома» - небольшие магазины, предназначенные для обеспечения текущих потребностей живущих неподалёку покупателей. Зачастую они располагаются непосредственно в самом доме, на его первом этаже. Ассортимент такого магазина должен быть максимально сбалансированным и состоять из товаров повседневного спроса, поскольку покупки «рядом с домом» совершаются ежедневно и включают в себя основные товары потребительской корзины.

)Магазины класса «Премиум» и «Супер-премиум» - магазины с расширенным ассортиментом товаров высокого качества, включающим в себя деликатесные и экзотические товары, реализуемые по высоким ценам. Магазины данного формата отличаются элитным торговым оборудованием, торговым залом со специальными дизайнерскими решениями и содержат иногда собственные кафе, бары и стойки для пробы продуктов.

На 2006 год ситуация с форматами магазинов в Российской федерации выглядела следующим образом:


Рис. 1. Доля магазинов различных форматов на рынке розничной сетевой торговли в РФ в 2006 г.


Из рисунка 1 видно, что самыми популярными форматами в 2006 году стали два формата: «гипермаркет» и «дискаунтер», их доли рынка 39% и 33% соответственно. Значительно уступали им «супермаркеты», занимая 20% сетевого рынка. А на долю остальных форматов в рыночной доле сетевых игроков приходилось всего лишь 8%. «Магазины у дома» обладали маленькой площадью, что являлось очень неудобным для покупателей, к тому же там ограниченный ассортимент. «Кэш энд керри» и «гастрономы класса премиум и суперпремиум» имели очень низкий уровень развития, т.к. они - самые «молодые» форматы сетевой торговли в России.

Следует сказать, что по состоянию на сегодняшний день положение вещей фактически не изменилось.


Рис. 2. Динамика и структура прироста торговых площадей 90 крупнейших ритейлеров России.


По итогам 2010 года набольшую долю в структуре торговых площадей продолжают занимать дискаунтеры и гипермаркеты. Что касается формата «супермаркет», то на рынке продолжается процесс изменения концепции, основными элементами которой являются повышение доли свежих продуктов и сокращение доли непродовольственных товаров. Кроме того, некоторые ритейлеры отказываются от развития данного формата и закрывают или переформатируют свои супермаркеты в дискаунтеры. Возможности развития формата «магазин у дома» для федеральных сетей практически отсутствуют, а франчайзинговые проекты пока носят ограниченный характер.

Соответственно, наиболее жёсткая конкуренция развернулась в сфере дискаунтеров, супермаркетов и гипермаркетов, и главными её участниками являются торговые сети, представленные в таблице 1 - самые известные на сегодняшний день российские ритейлеры.


Табл. 1. Ранжирование крупнейших торговых сетей России по цитируемости в СМИ в 2010-2011 гг.



Эти компании являются на сегодняшний день лидерами в области различных экономических показателей.

В частности, по общему количеству магазинов ведущими в стране являются два игрока: краснодарская компания ООО «Магнит», работающая в формате дискаунтеров (магазины «Магнит») и компания X5 Retail Group, развивающая разные форматы торговли (магазины Пятёрочка, Перекрёсток, Меркадо-Суперцентр). Эти же сети являются лидерами в области выручки.


Рис. 4. Выручка ТОП-10 сетей, млрд. долл.


Т.е., исходя из данных, можно сказать, что на вершине списка крупнейших сетей находятся такие игроки рынка, как X5 Retail Group, Магнит, Auchan Group, Седьмой континент, реализующие продовольственные товары. В то же время, по данным ФСГС РФ, темп роста розничных продаж по продовольственным товарам в 2009 г. был значительно ниже, чем в предыдущие периоды: оборот продовольственных товаров увеличился всего на 12,3 %, тогда как оборот непродовольственных товаров - на 17,6%.

Дело в том, что в соответствии с общим ростом российского потребительского рынка растет и меняется в сторону западных стандартов потребления структура потребительской корзины россиян: доля продовольственных товаров уменьшается, в то время как доля потребительских услуг и доля непродовольственных товаров растет. Доля пищевых продуктов в потребительской корзине среднестатистического россиянина снизилась с 45% в 2002 г. до 35% в 2010 г. Неслучайно из 14 крупнейших сетей РФ почти половина являются ритейлерами в области непродовольственных товаров.

В связи с приобретением популярности среди покупателей, торговые сети начали активную географическую экспансию. Однако сейчас основным средоточием сетевой торговли всё ещё являются Москва и Санкт-Петербург.

Столица остается самым важным регионом для развития сетевой торговли. Именно отсюда осуществляется основная экспансия национальных сетей, здесь впервые начали работать иностранные сети, здесь же апробируются новые форматы и технологии. На сегодняшний день в столице действует порядка 60 продовольственных и 50 непродовольственных розничных торговых сетей различных размеров, свыше 70 торговых центров, более половины которых отвечают всем современным требованиям.

Санкт-Петербург не отстаёт от своего собрата-мегаполиса: доля сетевых продуктовых магазинов в структуре розничного ритейла в нём составляет более 60 %.

Что касается регионов, то по данным аналитиков «РосБизнесКонсалтинг», несмотря на небольшое пока количество сетей, развитие продуктового ритейла в них проходит быстрее, чем когда-то развивалось в Москве и Санкт-Петербурге. Эксперты это объясняют рядом причин: более совершенные бизнес-модели; более дешёвые и длительные кредиты; опыт развития федеральных компаний. Это приводит к тому что, прирост оборота сетевой торговли в регионах выше, чем в столичных городах, причём основной рост обеспечивают компании, работающие в одном или нескольких регионах России. Однако темпы экспансии торговой «паутины» сдерживаются рядом социально-экономических и этнических факторов, которые являются специфичными для отдельных регионов России и которые делают национальный рынок крайне неоднородным по уровню урбанизации населения.

Поэтому в отдельных уголках страны рынок остается дискретным, тогда как в городах небольшие магазины быстро уступают место крупноформатной рознице, а покупательские привычки граждан становятся все более «западными». Торговая экспансия сетей только началась, и, принимая во внимание обширную географию России, можно смело сказать, что им есть, куда расти и где совершенствоваться.


2. Особенности установления хозяйственных связей в системе сетевой торговли


Очевидно, что основная функция розничных торговых сетей, да и вообще любого розничного предприятия состоит в реализации различных товарных групп населению. В то же время, розничные торговые предприятия не занимаются производством продукции (за исключением предприятий общественного питания), они лишь перепродают товары, созданные в сфере промышленности и сельского хозяйства.

В процессе доведения товаров, производимых в данных отраслях экономики, до потребителя между поставщиками и торговыми предприятиями возникают взаимоотношения, которые называются хозяйственными связями.

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров - широкое понятие. Сюда входят экономические, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.

Система хозяйственных связей по поставкам товаров призвана сыграть важную роль в совершенствовании хозяйственных взаимоотношений торговли и промышленности. Система хозяйственных связей включает такие рычаги экономического воздействия торговли на производство, как заявки на потребность и производство товаров, заказы на производство и поставку, договоры поставки.

Однако применять подобные рычаги совсем непросто. Поэтому одной из главных целей предприятий розничной торговли для организации качественных хозяйственных связей и рациональной системы товароснабжения является грамотное построение работы с поставщиками и производителями продукции.

Вполне естественно, что розничные торговцы стремятся сделать систему распределения более экономичной и сократить расходы на закупку товаров, минуя промежуточное звено в виде предприятия оптовой торговли. В тоже время, определённую роль играет размер предприятий. В частности, крупные предприятия розничной торговли могут устанавливать прямые связи с производителями в силу большого объема своих заказов. В то же время мелкие торговцы заинтересованы в создании закупочных объединений, часть которых берет на себя функции оптовиков.

В наши дни роста числа розничных сетей в сфере торговли происходит соответствующее усиление роли сетевых операторов в цепочке товародвижения потребительских товаров. Это позволяет «сетевикам» увеличивать требования к поставщикам продукции.

Система работы каждой сети предполагает жесткую ассортиментную политику, ограниченный и четко определенный список поставщиков. Принцип "большой заказ - ниже цена" приводит к тому, что сети размещают заказы на поставку на все меньшем количестве производителей, приводят за собой на новые региональные рынки тех производителей, с которыми у них уже налажено длительное сотрудничество. Для сетевой структуры наличие ассортиментной матрицы становится сегодня не только удобным, но и необходимым фактором успеха. При грамотном программном обеспечении сотрудник сетевой структуры знает и товарные запасы, автоматически формирует заказ, проводит аналитическую работу по товарным группам, отдельным товарам, поставщикам, рассчитывает рентабельность торговли данным товаром.

Коммерческая работа по розничной закупке товаров складывается из следующих этапов:

1)сбор информации;

2)анализ потребностей и возможностей:

анализ возможностей поставщиков;

расчёт общей потребности сети в продукции;

оценка собственной МТБ (материально-технической базы);

) выбор стратегии закупки:

закупка всего объёма продукции сразу;

закупка через день партиями;

) определение метода закупки товара:

Web-selling - производитель (поставщик) привозит товар в полном ассортименте, а продавец осуществляет выбор товара из машины;

Pre-selling - производитель (поставщик) привозит товар без предварительного заказа продавца;

) принятие оперативных решений (функция логистики):

время поставки;

товар;

выбор объёма складских площадей;

степень комплектности;

) контроль при незапланированных ситуациях;

) анализ хода выполнения плана закупки (производится при помощи счёта-фактуры и товарной накладной);

) корректировка плана (замена первоначального заказа другим).

Коммерческая работа по закупкам товаров розничной организацией для целей последующей реализации в рыночных условиях должна основываться на принципах современного маркетинга. С помощью методов маркетинга коммерческие работники, руководители, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Маркетинговая наука выработала целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации закупок товаров торговой организацией для последующей розничной реализации.

Поэтому закупки для последующей розничной реализации следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос.

Кроме того, важнейшим аспектом коммерческой работы по закупке товаров является посещение коммерческими работниками предприятий-изготовителей с целью ознакомления с производственными возможностями предприятия, объемом и качеством выпускаемой продукции, а также участие в совещаниях с работниками промышленности, выставках-просмотрах новых образцов изделий, ярмарках.

Таким образом, с поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, преимущественно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары непосредственно у поставщиков-изготовителей на стабильной долговременной основе.

Но прежде, чем начинать установление хозяйственных связей, необходимо выбрать ту продукцию, которую сеть будет реализовывать в будущем и, соответственно, заказывать у поставщиков. Чёткие требования касательно ассортимента необходимой для поставки продукции существенно упрощают жизнь поставщикам и во многом способствуют образованию надёжных хозяйственных связей.

Как уже отмечалось выше, сети ведут жёсткую ассортиментную политику и стараются предоставлять поставщикам исчерпывающую информацию касательно подлежащих поставке товаров. Для ритейлеров именно в этом лежит один из ключей к успешному ведению торговой деятельности и максимизации прибыли. Поэтому коммерческие работники всегда с максимальной тщательностью стараются определять ассортимент реализуемых товаров и с особой щепетильностью относятся к заказам.

Подобная политика торговых сетей способствовала возникновению нового явления в функциональном менеджменте торговых сетей - категорийного менеджмента, который предполагает управление ассортиментом по товарным категориям. Общая философия категорийного менеджмента состоит в создании единой логистической цепочки от производителя через торговлю до потребителя. Таким образом, достигается баланс интересов всех трёх сторон.

Логика категорийного менеджмента на первый взгляд проста - выделение самодостаточного вида товара, так называемой товарной категории. За каждой товарной категорией закрепляется работник (несколько работников), на которого возлагается главная ответственность за работу с этой категорией, начиная от закупки и заканчивая продажей.

В результате решается частный функциональный конфликт между подразделениями закупки и продажи, появляется возможность сочетать интересы потребителя (покупателя), продавца и поставщика. Вся система управления торговым предприятием в случае использования категорийного менеджмента основывается на первоочередном учёте интересов потребителя (покупателя), а потому легко приобретает определённую гибкость и трансформируемость, легко реагирует на изменения спроса и предложения.

Категорийный менеджмент предполагает тесную работу торговых сетей с производителями (или поставщиками) на предмет оптимизации их ассортимента (или программы выпуска). Под оптимизацией ассортимента в данном случае понимается увеличение числа товарных позиций, пользующихся спросом, соответственно увеличивающих объёмы товарооборота и получаемых доходов, как у производителей (поставщиков), так и у продавцов. В процессе работы над ассортиментом поставщики и продавцы, как правило, находят взаимовыгодные решения по многим организационным вопросам товародвижения, хранения, доставки товаров и т.д. (следует учитывать, что воздействие продавцов на ассортимент производителей (или поставщиков) потенциально возможно только при наличии определённой стабильности хозяйственных связей).

Однако, как показывает практика, на пути использования категорийного менеджмента торговые сети встречают определённые проблемы. Главными из них являются, пожалуй, две.

Первая состоит в сложности выделения товарных категорий в ассортименте реализуемой продукции. Как уже было отмечено выше, продавцы в первую очередь ориентируются на запросы покупателей, а не на предложения поставщиков. Это зачастую означает, что ассортиментные категории не совпадают с классическими товароведными принципами, применяемыми при рассмотрении товаров. Более того, они (товарные категории) могут также различаться у производителя (поставщика) и торговой организации. Соответственно, торговые предприятия вынуждены тратить значительное количество усилий на сопоставление и сверку требующейся продукции с продукцией, имеющейся у производителей (поставщиков).

Вторая проблема заключается в значительном увеличении обязанностей коммерческих работников, занимающихся категорийным менеджментом, в модификации их рабочих функций. Управление всей товарной категорией (от её закупки до продажи, включая хранение, выкладку и продвижение) осуществляет категорийный менеджер. Он должен согласовывать план продаж, план прибыли с администрацией, но самостоятельно должен определять, что закупать и по каким ценам, когда завозить товар и какую розничную цену назначать, где размещать товар и как его рекламировать. Менеджер контролирует продажи категории, регулярно получая данные от магазинов сети. Естественно, что, управляя товарной категорией, менеджер должен нести и ответственность как за товарооборот по категории, так и за её рентабельность и ликвидность.

Если продавец неверно использует категорийный менеджмент, то последствия могут быть довольно неприятными. Но правильное применение принципов категорийного менеджмента может давать выигрыш, как в расходах, так и в размере получаемых доходов.

Эффективнее всего категорийный менеджмент может быть применим в разветвлённых торговых сетях. Тогда можно будет разделить увеличившиеся доходы на много магазинов, а рост товарооборота будет более ощутим и перекроет возросшие издержки обращения. Рост объёмов доходов в крупных торговых структурах должен достигаться также за счёт лучшей координации деятельности (и прежде всего с поставщиками и производителями). Кроме того разветвлённые торговые структуры могут позволить себе корректировать штатное расписание в сторону увеличения.

Небольшие торговые сети в полном объёме использовать преимущества категорийного менеджмента не могут, так как возросшие расходы очень быстро сделают рентабельность их деятельности отрицательной. Подобные предприятия торговли представляют для поставщиков отнюдь не первостепенный интерес (в хозяйственной практике независимые предприятия торговли иногда используют отдельные принципы категорийного менеджмента).

Заключительным звеном хозяйственных связей выступает, как правило, логистика. Именно с этой сферой деятельности связаны процессы оптимизации работы, выражающиеся в доставке товаров через собственные распределительные центры, в состав которых обычно входит несколько складов с разными режимами хранения товаров.

Стремление торговых сетей большую часть реализуемых через магазины товаров доставлять через распределительные центры (сейчас этот показатель находится в пределах 80%) ведет к снижению затрат связанных с приемом товара у поставщика, осуществлением сбора и комплектации, с дальнейшей доставкой собранных заказов в магазины. В этом случае при заказе больших партий одного или нескольких наименований товара поставщик предоставляет бонус, который в общей сложности может достигать 5% от стоимости сделанного заказа. Поставщики идут на такие уступки с целью уменьшения собственных издержек на внутрифирменную логистику, переложив бремя доставки на хорошо организованную логистику торговых сетей, которые сейчас имеют свой парк грузовых автомобилей, в хорошем техническом состоянии с высокими показателями технической готовности и выпуска.

В распределительных центрах используются сложные логистические системы управления движением товаров, такие как последовательная, параллельная и последовательно-параллельная. Большое распространение получает система «точно в срок». Хотя данная система была разработана для уменьшения издержек и увеличения производительности в производстве автомобилей и является системой «выталкивающего» типа, ее можно с успехом применять и при движении товарных процессов в торговых сетях. Основной задачей данной системы является организация всех процессов, связанных с приемом товара, сбором, отгрузкой и доставкой заказанных товаров строго в установленное время в необходимое место.

То есть организация своевременного приема товара от поставщика происходит в соответствии с согласованным и утвержденным графиком поставок и учетом уровня товарного запаса (резерва), осуществляется оприходование и размещение принятых паллет с товаром в назначенные информационной системой ячейки хранения с дальнейшим перемещением товара в места отбора. При этом из хранения товар в отбор поступает на основании сроков принятия поставки, то есть в первую очередь задание на пополнение генерируется на тот паллет, который принят раньше, это необходимо, чтобы не допустить появления брака в связи с истечением сроков реализации. Процесс пополнения осуществляется тогда, когда в ячейке отбора остается наименьшее количество товара, скорость отбора которого равна времени, которое необходимо затратить на генерацию задания, после чего оно поступает на радиотерминал, расположенный у водителя электроштабелера, и непосредственное физическое перемещение паллета с товаром из хранения в отбор. При такой системе пополнения к моменту постановки паллета из хранения в отборе должно оставаться не более нескольких тарных мест товара, закрепленных за ячейкой отбора.

При этом для уменьшения времени для сбора заказа и, как следствие, повышения производительности комплектовщиков, часто используется электротехника различных образцов, типа поводковой электротелеги или электротелеги с откидной площадкой. В независимости от используемого складского оборудования для транспортировки собираемых заказов, огромное значение имеет правильная организация дорожек отбора и последовательность размещения товара. Здесь необходимо учитывать как частоту оборота товара (система ABC), так и объемно-весовые характеристики упаковки и товара в целом с учетом их прочности (чтобы не допустить образования текущего брака при сборе заказов), а также появления транспортного брака при доставке товара в автомобиле, учитывая тот факт, что дороги в отдельных регионах не соответствуют ГОСТам, тем самым нанося ущерб как автомобилю, так и перевозимому грузу. Правильное размещение товара на паллете позволяет снизить процент транспортного и текущего брака в процессе сбора и доставки товара. Достоинством использования специализированной информационной системы при формировании заказа, является возможность формирования партий для сбора таким образом, чтобы вес и высота собранного паллета не превышала установленных параметров.

Наибольшую сложность в работе склада представляет отбор продукции, которая должна храниться и собираться в специальных условиях, с соблюдением температурного режима и размещения относительно других групп товаров, отбор которой производится не по количеству, а по весу. Также трудность вызывает сбор продукции, упакованной в тетропаках, которая чаще всего поступает в нестандартных тарных местах. Особенность такой тары накладывает значительные ограничения на размещения товара в очередности дорожки отбора. Это связано с тем, что большие по весу и объему тарные места могут быть достаточно хрупкими, поэтому их необходимо размещать так, чтобы не допускать их замятия.

Так как места погрузки автомобилей чаще всего не имеют систему поддержания установленной температуры для различных групп товаров, поэтому собранные заказы должны поступать на указанные заранее места к тому времени, которое обозначено для каждого рейса в плане отгрузки, и сопровождаться при этом своевременным контролем и загрузкой. Невыполнение данного условия ведет к неудобству и задержке других рейсов, отсутствию свободного места на зоне отгрузки.

Своевременная загрузка непосредственно влияет на время доставки товара в магазин. Учитывая среднюю скорость движения по городу в часы пик (20 км/час), любая задержка приводит к срыву графика доставки, которая отражается на недополученной прибыли от непроданного товара в магазине, потому что временной интервал между получением товара в магазине и перемещением его в торговый зал занимает также определенное время. Чаще всего данная проблема решается использованием специализированной подвижной тары, типа ролла и переводом магазина на методику отложенной приемки товара, данная мера приводит к уменьшению времени разгрузки и простоя автомобиля. В результате сотрудники магазина могут уделить больше внимания качественной выкладке товара, так как есть возможность выкатывать роллы прямо в торговый зал к необходимому отделу.

Здесь большое значение имеет правильная организация заказа товара сотрудниками магазина, которые должны учитывать график доставки, средний сбыт и не допускать случаев отсутствия товара в торговом зале. Определенные ограничения на количество заказываемого товара накладывают небольшие подсобные помещения магазинов, находящихся в центре города, поэтому приходится резерв товарного запаса хранить в торговом зале либо он вообще отсутствует. В таких случаях большое значение имеет профессионализм персонала магазина и непосредственно его руководителя, а так же правильное использование и настройка параметров программы, осуществляющей заказ товара. В этом процессе огромное значение имеет своевременная и правильная корректировка товарных остатков, которая достигается путем учета и своевременного списания товара, пришедшего в непригодное для дальнейшей реализации состояние.

Таким образом, можно сделать вывод, что торговая сеть представляет собой развитую логистическую систему со своим распределительным центром с совокупностью складов, где осуществляется логистическая обработка поступающей от поставщиков продукции. В свою очередь распределительный центр по существу является логистической центральной структурой, поскольку управляет процессами товародвижения от поставщиков до конечных потребителей - покупателей. Именно поэтому сетевая торговля представляет собой объект приложения принципов и методов логистики.


3. Функции и значение распределительного центра в системе товароснабжения


Современная система товароснабжения должна учитывать следующие специфические особенности работы сетевых магазинов: широкую номенклатуру товаров (от 5 до 30 тыс. наименований), универсальный характер ассортимента (специализация уходит на второй план), необходимость поддержания стабильного ассортимента в течение всего рабочего дня. Плюс к тому многие новые форматы магазинов не имеют складских площадей для полноценного текущего хранения товаров - всё выставляется в торговом зале.

В таких условиях требуется отправлять товары в магазины не просто в подсортированном виде, но и готовыми к реализации, причём должны соблюдаться широта ассортимента, высокая степень ритмичности и требуемое количество. Только при таком порядке представляется возможным обеспечивать гарантию поддержания стабильности ассортимента в магазинах торговой сети.

Между преобразованием производственного ассортимента в торговый существует определённый временной интервал, для заполнения которого и должны накапливаться торговые запасы. При складировании этих запасов с учётом универсальности и широты ассортимента большинства торговых сетей, а также для целей централизованного управления товарными ресурсами необходимо иметь определённые складские площади.

Так возник вопрос о создании распределительного центра, вопрос выбора торговой сетью между экстенсивным (простое увеличение количества торговых точек) и интенсивным (качественное изменение всего процесса товародвижения) вариантами развития.

Торговые сети стали сознательно создавать в своей структуре оптово-складские подразделения. Хотя такие подразделения зачастую и убыточны, но суммы убытков значительно уступают тем выгодам, которые получает торговая сеть.

За основу при создании РЦ взята модель общетоварного склада. Она позволяет складировать самые разнообразные товары. С такого склада возможно обеспечивать поддержание 60-70 % ассортимента.

На начальном этапе РЦ выполняли чисто складские функции. По мере их развития произошли два принципиальных изменения, которые привели к преобразованию склада розничной торговой сети в распределительный центр.

Первое изменение связано с внедрением в торгово-технологические процессы по складированию и транспортировке товаров логистических схем и последующей автоматизацией этих процессов; второе - с существенным ростом экономической эффективности.

Управляющий орган сетевой компании, централизуя закупку товаров, добивается, во-первых, наибольших скидок у поставщиков и, во-вторых, более быстрого обновления ассортимента в зависимости от изменения спроса населения с целью ускорения оборачиваемости товарных запасов.

Реальный экономический эффект от этих преобразований велик и является решающим фактором в конкурентной борьбе. В результате склады из места по физическому хранению и перемещению грузов в структуре торговых сетей превращаются в центры по рационализации товарных потоков, по преобразованию поступающей от производителей и поставщиков товарной массы в готовые к реализации дробные ассортиментные позиции и по быстрой доставке партий по торговым точкам собственным транспортом.

Прогрессивная роль РЦ состоит в том, что они обеспечивают целостность формирования торгового ассортимента от производителя и поставщика до прилавка. Автоматизация торговых и информационных процессов только упрочивает эту целостность, позволяя управляющему органу принимать более обоснованные решения, а дополнительные затраты по внедрению автоматизированных систем перекрывать за счёт снижения транспортных и складских затрат в результате применения современных логистических приёмов.

Другими словами, главная функция распределительного центра сегодня - это не простое складирование товаров, приводящее к замедлению оборота, а максимально быстрая комплектация партий товаров и отгрузка их потребителям. Поэтому успех той или иной сетевой компании в конкурентной борьбе в значительной мере зависит от степени рационализации товароснабжения. Не удивительно, что все крупнейшие западные торговые сети имеют в своём составе распределительный центр, а порой и сеть региональный филиалов РЦ, без которых современная система внутрифирменного управления невозможна.

Функционирование собственных распределительных центров позволяет сетевым компаниям снизить затраты на поставку товаров. Так, по оценкам экспертов, сегодня торговая компания платит поставщику/дистрибьютору за доставку товара в каждый магазин сети 5-15 % от себестоимости (закупочной стоимости) товара. При наличии РЦ появляется возможность минимизировать эти расходы - поставщик поставляет товар лишь в одну точку, что снижает его транспортные издержки, а значит, и стоимость услуг.

Не имея РЦ, сетевые операторы вынуждены выделять под складские зоны от 30 до 50 % общей площади магазинов. Наличие распределительных центров позволяет компании существенно расширить торговые площади. При этом уменьшение метража вспомогательных помещений не сказывается на ассортименте товаров.

Работать с собственным РЦ, если он правильно организован, грамотно подобрана система управления складом, очень удобно: существенно упрощаются процедуры приёмки, проверки, первичной обработки товарных потоков, ценообразования, документального оформления. Все эти проблемы решаются централизованно в распределительном центре. Таким образом, сокращается время попадания доставленного от поставщика товара в торговый зал магазина.

Вместе с тем, как выясняется, создание РЦ становится актуальным только на определённом этапе развития торговой сети. При некотором количестве магазинов (обычно 3-5, в зависимости от форматов), это становится экономически целесообразным. Имея в своём распоряжении распределительный центр и возможность возить с него товары в магазины ежедневно, торговая сеть может вплотную подойти к технологии работы «с колёс», когда в магазинах складские помещения сведены к минимуму. Это позволяет снизить соотношение между площадью склада и торгового зала в магазине с 30(50)/70(50) до 15/85 соответственно.

Существуют некоторые сети, формат которых позволяет не иметь складских помещений в магазине вовсе. Для региональных сетей наличие распределительного центра позволяет иметь эксклюзивный товар, завоз которого из других регионов недоступен другим сетям и тем более одиночным магазинам.

В качестве дополнительных доходов от наличия распределительного центра можно рассматривать снижение транспортных издержек. Поскольку производитель или поставщик возит товар в одно место, а не отдельно в каждый магазин, то прямо или косвенно это скажется на его ценах и условиях поставки.

Все перечисленные преимущества могут иметь место лишь в том случае, если торговая сеть обладает достаточным количеством средств и высоким уровнем менеджмента, чтобы эффективно организовать бизнес-процессы (и прежде всего - товародвижение).

При всех плюсах распределительный центр - это очень сложный механизм со своей специфической логистикой. И если успешная работа РЦ приносит сети дополнительную прибыль, то и просчёты в его работе обходятся очень дорого.

Занимаясь непрофильными вопросами, сетевые компании на самом деле не всегда имеют возможность быстро реагировать на возникновение нестандартных ситуаций, на изменения конъюнктуры рынка. В результате часто возникают серьёзные проблемы при выполнении складских операций, что приводит к задержкам при выполнении заказов магазинов.

Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что организация собственного РЦ во всех ситуациях выгодна. В большом количестве случаев возникает вопрос о том, что эффективнее для развития и успешного функционирования торговой сети - строительство собственного РЦ или обращение в профильную компанию.

Эффективность создания собственного РЦ определяется количеством магазинов в сети и способом закупки товаров и производителей, а также, конечно, величиной товарооборота.

Распределительные центры логистических операторов сегодня успешно обслуживают такие компании, как P&G, Ford, Auchan и др. С ростом количества логистических компаний, спектра предоставляемых ими услуг появляется всё большая заинтересованность сетей в аутсорсинге.

Логистические операторы имеют то преимущество, что они могут адаптироваться в короткие сроки к изменениям объёма поставок и условий хранения. Тот, кто оказывает логистические услуги. За счёт специализации имеет больше возможности для манёвра, поэтому оптимизация затрат на товароснабжение в значительной степени возможна и при помощи логистических операторов.

Торговая сеть, решившая строить собственный распределительный центр, должна располагать значительным объёмом свободных средств для инвестирования в непрофильную инфраструктуру. Строительство современного логистического комплекса с площадью в 10 тыс. кв. м. обойдётся приблизительно в 10 млн. долларов.

Поиск достаточного финансирования является серьёзной проблемой - не каждая торговая сеть имеет возможность вывести подобные средства из оборота, чтобы инвестировать их во вспомогательный бизнес. Кроме того, строительство собственного РЦ занимает значительный интервал времени - порядка года, тогда как, обратившись к логистическому оператору, можно получить все необходимые услуги уже сейчас, причём без значительных инвестиций. С другой стороны, если у торговой сети есть возможность привлечения дешёвых финансов, существуют договорённости с компаниями-партнёрами, возведение РЦ может быть предприятием выгодным, существенно повышающим эффективность процессов товародвижения.

сетевая торговля розничный ассортимент


Заключение


Общемировая тенденция развития розничных сетей заметно укрепила позиции торговли как ведущей отрасли в производстве ВВП и повысила её значимость в воздействии на рыночные процессы. Специфика организации деятельности сетевых розничных торговых предприятий не только заметно расширила интеграцию производственных, сельскохозяйственных, транспортных и иных предпринимательских структур, но и существенно изменила подходы к решению важнейшей социальной задачи общества - удовлетворение населения в разнообразных и качественных товарах, активно используя результаты синергетического эффекта от развития розничной инфраструктуры.

В целом можно констатировать, что розничные торговые сети современных форматов в настоящее время активно развиваются, вытесняя при этом с рынка независимые торговые структуры, в первую очередь относящиеся к малому и среднему бизнесу. Объём товарооборота наиболее крупных операторов розничного рынка превышает оборот многих корпораций - производителей потребительских товаров. При этом влияние торговых сетей на поставщиков усиливается, и требования становятся всё более жёсткими.

На современном этапе, отмеченном некоторым экономическим спадом, особенно актуальным является решение вопросов снижения потребительских издержек и предложения эффективных путей поддержания жизненного уровня населения на основе внедрения инновационных технологий в деятельность торговли. Создание устойчивых цепочек «производитель - поставщик - торговая сеть - потребитель» опирается на трансформацию традиционных форм торговли в высокоиндустриальную систему, опорой которой выступают именно розничные торговые сети. Поэтому их становление и развитие так важно на данном экономическом этапе, могущем вывести российскую торговлю на новую ступень развития.

Список использованной литературы


1.Брагин Л.А. Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. - М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2009

2.Бурмистров М. Тенденции розницы // Мнение, 2011, №1

.Сетевые супермаркеты Москвы // Commercial Real estate, 2010, №2

.Магомедова А. Розничные сети завоёвывают региональный рынок // Продвижение продовольствия. Prod&Prod, 2010, №2

.Лобановский А. Торговые сети: кто контролирует Петербург // Деловой Петербург, 2010, №7

6.http://inpit.ru/

.http://dpru.mos.ru/

.http://torgrus.com/

.http://itctraining.ru/


Теги: Организация товароснабжения сетевых магазинов  Курсовая работа (теория)  Маркетинг
Просмотров: 10010
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация товароснабжения сетевых магазинов
Назад