Организация складского хозяйства на отдельном предприятии и направления ее совершенствования (на примере ООО "ЛМЛ Ультра")

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБДИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра логистики и ценовой политики


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Логистика складирования

на тему: Организация складского хозяйства на отдельном предприятии и направления ее совершенствования (на примере ООО «ЛМЛ Ультра»)


Студент

М.В. Рабаткевич

Руководитель

Е.Н. Полешук


МИНСК 2014

Реферат


Курсовая работа: с., 2 рис., 2 табл., 19 источников, 4 прил.

ЛОГИСТИКА, СКЛАД, УНИТИЗАЦИЯ, ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, АНАЛИЗ, ПРИЕМКА, ПОГРУЗКА, ГРУЗОПОТОК, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ

Объект исследования - складское хозяйство предприятия ООО «ЛМЛ Ультра».

Предмет изучения - организация складского хозяйства предприятия ООО «ЛМЛ Ультра».

Цель работы: изучить теоретические основы организации складской деятельности предприятий, проанализировать деятельность складов конкретного предприятия и разработать мероприятия по совершенствованию работы складского хозяйства с применением логистического подхода.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, графический, табличный.

Исследования и разработки: изучена существующая складская деятельность предприятия, выявлены недостатки, разработаны конкретные предложения по повышению эффективности работы склада.

Область возможного практического применения: применение логистического подхода при организации складской деятельности ООО «ЛМЛ Ультра» и других предприятий, хранящих аналогичную продукцию.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


Содержание


Введение

. Теоретические основы организации складского хозяйства

.1 Склад: понятие, функции, виды

.2 Организация технологического процесса на складе

.3 Основные показатели оценки работы склада

. Анализ деятельности складского хозяйства ООО «ЛМЛ Ультра»

.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

.2 Анализ складского хозяйства ООО «ЛМЛ Ультра»

.3 Оценка эффективности работы склада

. Совершенствование организации складского хозяйства ООО «ЛМЛ Ультра» на основе логистического подхода

.1 Расчёт необходимого количества постов погрузки на основе теории массового обслуживания

.2 Использование складского оборудования для оптимизации работы склада

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение


До недавнего времени складам не уделяли должного внимания, они представляли собой здания, больше похожие на заброшенные сооружения, чем на составную часть логистической цепи. Склады были необорудованы, под хранение товара отводились постройки, которые, как правило, были непригодны для производства или офиса. Для повышения экономической эффективности деятельности любой компании необходима минимизация издержек, что осуществляется за счет снижения складских издержек. Для оптимизации таких издержек и применяется современные решения в организации склада и в управлении логистическими процессами на нем. Таким образом, для повышения конкурентоспособности бизнеса необходима организация рациональной работы склада на предприятии.

В настоящее время современный крупный склад представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. Большая часть складов проектируется для хранения сырья до выполнения операций и готовой продукции до её дистрибьюции. В меньшей степени здесь хранят незавершенное производство, расходуемые материалы и запасные части. Общая тенденция такова, что в настоящее время склады выполняют все больше задач, несомненно, добавляя ценность

Склады в логистике имеют как положительную, так и отрицательную роль. Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это - расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы организацией на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирования на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).

Положительная роль складирования заключается в том, что они обеспечивают выравнивание производства, создают необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов.

Склад является элементом логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

Объектом исследования является складское хозяйство предприятия ООО «ЛМЛ Ультра». Предметом - организация складского хозяйства на ООО «ЛМЛ Ультра».

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ организации складской деятельности торговых предприятий, анализ деятельности склада предприятия ООО «ЛМЛ Ультра» и разработка мероприятий по совершенствованию работы складского хозяйства с применением логистического подхода.

Задачами в достижении поставленной цели являются:

изучение теоретических основ складского хозяйства: понятие склада, классификация, принципы, функции;

рассмотрение основных логистических операций, выполняемых на складе;

изучение основных показателей работы склада, характеризующих организацию складского хозяйства;

анализ деятельности предприятия ООО «ЛМЛ Ультра»: организационно-экономической характеристики деятельности, существующего складского хозяйства, основных показателей работы складского хозяйства;

предложение путей совершенствования организации складского хозяйства предприятия ООО «ЛМЛ Ультра».

Для решения этих задач была изучена и проанализирована различная литература. В качестве использованных источников выступали периодические издания, в них наиболее полно описывается актуальность этой темы, а также рассматривается положение складского хозяйства в контексте отдельных предприятий. Так же в качестве информационной базы были использованы учебные пособия, научные издания, словари.

В данной работе применялись методы сравнительного анализа, сбора и группировки статистических данных, анализа рядов динамики, математической статистики, сравнения данных, экономико-математические, анализа и синтеза.


1. Теоретические основы организации складского хозяйства


.1 Склад: понятие, функции, виды


Работа предприятия в условиях высокой конкуренции и при разумных издержках требует создания хранилищ для сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, так как, даже зная требования покупателя и имея все необходимое для выполнения его заказа, невозможно осуществить мгновенную поставку.

Склады образуют одну из основных подсистем логистической системы <#"justify">Цель создания и функционирования склада: в том, чтобы принимать грузопоток с транспорта с одними параметрами, перерабатывать и выдавать на другой транспорт с другими параметрами и выполнять это с наименьшими издержками.

Склад - это сложное техническое сооружение, которое имеет определённую структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материального потока, накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями [4, с. 142].

Склад является важным звеном технологического процесса промышленных предприятий, а для оптовой и розничной торговли он служит фундаментом. Склады являются одним из элементов логистических систем. На всех стадиях движения материального потока существует необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов. Этим объясняется большое разнообразие видов складов. Склады в рамках логистической системы выполняют следующие основные функции [5, с. 163-164]:

) формирование производственного ассортимента для предприятий и торгового ассортимента для покупателей в соответствии со спросом по схеме: несколько видов товаров на склад, где производится накопление и формирование заказов в нужном ассортименте и в заявленном объёме для отгрузки производственному предприятию или заказчикам.

) создание и содержание запасов, т.е. складирование и хранение должно рассматриваться как процесс выравнивания временной разницы между выпуском продукции и её потреблением.

) оказание услуг клиентуре, в том числе

подготовка товаров для продажи (нарезка, фасовка);

монтаж оборудования;

предварительная обработка товаров по заказам потребителей;

транспортно-экспедиционные услуги.

Исходя из вышеуказанных функций, мы можем составить схемы товарноматериальных потоков, представленных в приложении А, которые отображают пять видов выгод, создаваемых складами (консолидация, разукрупнение, дистрибьюция определенного ассортимента продукции, поддержка производства, комплектация партий груза в процессе транспортировки).

В экономической деятельности используется множество разновидностей складов. Разнообразие их видов и выполняемых ими функций и задач, особенности перерабатываемых грузов и т.д. требуют систематизации складов. Цель классификации складов в логистике состоит в выявлении признаков систематизации складского объекта как элемента логистической системы, влияющего на особенности продвижения материального потока.

В нижеуказанной таблице 1.1 представлена классификация складов в логистике. Это разделение проведено по следующим основным признакам: по функциональным областям логистики, видам продукции, форме собственности, функциональному назначению, отношению к участникам (звеньям) логистической системы, товарной специализации, технической оснащенности, виду складских зданий (сооружений), наличию внешних транспортных связей [5, с. 583].


Таблица 1.1 - Классификация складов в логистике (ЛС - логистическая система)

ПризнакиСкладыПо функциональным областям логистикиснабжения производства распределения (дистрибьюции)По виду продукции (материальных потоков)сырья материалов комплектующих незавершенного производства готовой продукции тары остатков и отходов инструментовПо форме собственностисобственные фирмы коммерческие арендуемые государственных или муниципальных предприятийПо функциональному (распределительному) назначениюподсортировочные распределительные сезонного или длительного хранения транзитно-перевалочные (грузовые терминалы) снабжения производственных процессовПо отношению к участникам ЛС (фирмам)производителей торговых компаний торгово-посреднических компаний транспортных компаний экспедиторских компаний логистических посредниковПо товарной специализацииспециализированные неспециализированные: *универсальные *смешанныеПо технической оснащенностичастично механизированные механизированные автоматизированные автоматическиеПо виду складских зданий, сооружений: - по техническому устройству - по этажности зданияоткрытые площадки площадки под навесом полузакрытые площадки закрытые сооружения многоэтажные одноэтажные высотой до 6 м высотные высотно-стеллажные более 10 м с перепадом высотПо наличию внешних транспортных связейс причалами и рельсовыми подъездными путями с рельсовыми подъездными путями с автодорожным подъездом

Таким образом, мы убедились, что складские услуги весьма разнообразны и не сводятся к простому хранению запасов. Более того, многие из них фактически сокращают потребность в текущих запасах. Такое подстраивание складского хозяйства под нынешние требования к уровню и стоимости сервиса служит отличной иллюстрацией современного логистического менеджмента. Но, к сожалению, в некоторых предприятиях склады - самые непривлекательные и грязные помещения, из которых работники с переменным успехом пытаются извлечь нужные товары. В результате предприятия получают от складов такую отдачу, которую заслужили. Если же вспомнить, что эти помещения являются важным звеном технологического процесса, можно сделать вывод, что склады предприятий, намеренных опережать конкурентов, требуют современной организации его работы, современных технологий, инноваций и квалифицированных кадров.

1.2 Организация технологического процесса на складе


Складской технологический процесс представляет собой совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке продукции <#"justify">Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. В предыдущем пункте показано, что функции складов разнообразны. Соответственно будут разнообразны и комплексы выполняемых складских операций. В широких пределах варьируются и способы выполнения однородных операций.

Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.

Организация технологических процессов оказывает влияние на общую продолжительность продвижения товаров от пунктов производства к товарополучателям. В свою очередь скорость технологического складского процесса зависит от функций, выполняемых складом, условий поставки и степени механизации складских операций.

Рациональная организация технологического процесса предполагает:

последовательное и планомерное выполнение складских операций, способствующих ритмичной и эффективной организации труда складских работников, наиболее полному использованию оборудования и складских помещений;

оптимальное использование емкости и оборудования складов;

обеспечение сохранности потребительских свойств товаров при их обработке и хранении;

повышение механизации и автоматизации складских операций;

снижение общего уровня складских расходов на основе использования прогрессивных методов работы.

В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:

разгрузка транспорта;

приемка товаров;

размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);

отборка товаров из мест хранения;

комплектование и упаковка товаров;

погрузка;

- внутрискладское перемещение грузов [4, с. 144-145].

Остановимся на характеристике отдельных операций. Наиболее тесный технический и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, т. е. при выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим образом. Разгрузка - логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза. Погрузка - логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство. Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.

Следующей, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка поступивших грузов по количеству и по качеству. Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отражает количественный и качественный состав материального потока. В ходе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, которые носят вероятностный характер, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарносопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток. Проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя позволяет постоянно актуализировать информацию о его количественном и качественном составе.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Для быстрого размещения и отбора, обеспечения требуемых режимов хранения разрабатывают схемы размещения товаров, предусматривая постоянные места хранения, возможность наблюдения за их сохранностью и ухода за ними. При разработке схем принимаются во внимание периодичность и объемы поступления и отгрузки товаров. Оптимальные способы укладки, условия их отгрузок, а для некоторых видов товаров и «правильное соседство» [6, с. 84].

Следующая операция - отборка товаров. Комплектовщики или другие сотрудники склада получают лист комплектации (маршрутную карту) и производят отбор товаров с мест хранения. При механизированном отборе на крупных складах груз, спакетированный на поддоне, снимается штабелером с места укладки и перемещается в зону комплектации партий товаров. Ручной отбор при отпуске небольшого количества товаров выполняют с укладкой на ручные тележки.

После отбора товара и выяснения возможных проблем (например, нехватки товаров, требующей корректировки отгрузочных документов), партию товара упаковывают. Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения или потерь при транспортировке, складировании, перевалке, укладке, хранении и других операциях [6, с. 103].

У перевозчика товар становится «грузом» - так называют принятые к перевозке продукцию, товары, материалы. Перевозчики классифицируют грузы в зависимости от технологии погрузки и разгрузки, способа перевозки, вида тары и т.п. Отправитель обязан обеспечить отгрузку продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами.

Любой склад является достаточно самостоятельной системой с четко определенными задачами. Эффективность решения этих задач определяется рациональностью организации внутрискладского процесса [2, с.37]. Логистика создает принципиально новые возможности рационализации складских процессов. Вначале складской процесс проектируется как часть общего процесса товародвижения. На этом этапе к нему формулируется ряд требований, которые затем ложатся в основу проекта собственно внутрискладского процесса. Идея логистической оптимизации складского процесса заключается в проектировании внутрискладского процесса как единого целого. Традиционная несогласованность участников потоковых процессов, зачастую имеет место и внутри склада, открывая ресурс повышения эффективности за счет применения логистики. Технологический процесс на складах, основу которого составляют материальные потоки, должен отвечать оптимальным параметрам по скорости процесса, обеспечивать сохранность товаров и экономичность затрат.

1.3 Основные показатели оценки работы склада


Большое значение для предприятия имеет эффективная организация складского хозяйства, которая достигается за счет анализа и улучшения различных технико-экономических показателей работы склада.

Склад работает на преобразование материальных входящих и выходящих потоков (грузопотоков). Следовательно, основные показатели складских мощностей напрямую зависят от характеристик перерабатываемых грузопотоков.

Основными показателями, характеризующими грузопоток, являются:

) Суточный грузопоток (Qсут), который рассчитывается по следующей формуле:

сут = Qп.сут + Qо.сут + Qв.сут,


где Qп.сут - среднесуточный грузопоток прибытия, т/сут.;о.сут - среднесуточный грузопоток по отправлению, т/сут.;в.сут - среднесуточная внутрискладская грузопереработка, т/сут.:

.1 Среднесуточный грузопоток прибытия (Qп.сут) рассчитывается по формуле:

п.сут = Qп.год / Тп. Кнер.п,


где Qп.год - годовой грузопоток склада по прибытию, т/год;

Тп - число дней работы склада на прием грузов;

Кнер.п - коэффициент неравномерности по приему грузов, равный 1,2-1,5.

Коэффициент неравномерности по приему грузов (Кнер.п) определяется по формуле:

Кнер.п = qmaxп / qср.п,


где qmaxп - максимальное поступление грузов на склад, т;ср.п - среднесуточное поступление грузов на склад, т.


.2 Среднесуточный грузопоток по отправлению (Qо.сут) рассчитывается по формуле:

о.сут = Qо.год / То. Кнер.о,


где Qо.год - годовой грузопоток склада по отправке грузов, т/год;

То - число дней работы склада на отправку грузов;

Кнер.о - коэффициент неравномерности по отправке грузов, равный 1,1 - 1,2, рассчитывается аналогично коэффициенту неравномерности по поступлению грузов.


.3 Среднесуточная внутрискладская грузопереработка (Qв.сут) рассчитывается по формуле:

в.сут = (Qп.сут + Qо.сут). Кпер,


где Кпер - коэффициент внутрискладских перевалок.

Коэффициент внутрискладских перевалок (Кпер), учитывающий, сколько законченных операций совершается в технологическом цикле определяется по формуле [3, с. 141]:


Кпер = Qп.сут / Qо.сут,


Также важными показателями для характеристики складского хозяйства являются длина погрузочного и разгрузочного фронта, количество постов разгрузки, которые рассчитываются на основе данных о количестве транспортных средств, одновременно подаваемых под разгрузку. Эти показатели высчитываются следующим образом:

)Длина разгрузочного фронта (Lр) определяется по формуле:

р = nр. l + (nр - 1). l1,


где l - длина транспортного средства, м;- длина промежутков между транспортными средствами, одновременно поставленными под разгрузочные работы (l1 = 1,0 - 1,5 м - для вагонов; l1 = 1 м - для автомобилей, установленных к разгрузочному фронту торцом; l1 = 2,8 м - для автомобилей, установленных вдоль разгрузочного фронта);р - количество транспортных средств, одновременно подаваемых под разгрузку, шт.

Количество транспортных средств, одновременно подаваемых под разгрузку (nр) рассчитывается двумя способами, в зависимости от того, какие данные имеются в наличии:

р = nтр / rпод,


где nтр - число транспортных средств, подаваемых в течение суток на разгрузку, шт.;под - число подач транспортных средств в сутки.

р = Q. Кнер.п / (Т. Дт),


где Q - годовой грузооборот, т;

Т - число дней работы склада, дни;

Дт - грузовместимость одного транспортного средства.

)Длина погрузочного фронта (Lп) определяется по формуле:

п = nп. l + (nп - 1). l1,


где nп - количество транспортных средств, одновременно подаваемых под погрузку, шт.

Количество транспортных средств, одновременно подаваемых под погрузку (nп) рассчитывается по формуле:

п = Q. Кнер.о / (Т. Дт),


)Количество транспортных средств, прибывающих на склад за смену (Аср.ТСсм) влияет на длину фронта разгрузки и рассчитывается по формуле:


Аср.ТСсм = Qср.см. Кнер.п / ГрузопТС. gисп.гр,


где Qср.см - среднесменный грузооборот склада, т;

ГрузопТС - грузоподъемность транспортного средства, т;исп.гр - коэффициент использования грузоподъемности.

Количество транспортных средств, одновременно находящихся под разгрузкой, должно соответствовать количеству постов разгрузки (бригад) (N), которое определяется по формуле:

= Аср.ТСсм / Прсм.ср,


где Прсм.ср - средняя производительность одного поста в смену.

Средняя производительность одного поста (бригады) в смену (Прсм.ср) рассчитывается по формуле:

Прсм.ср = Тсм / Тср.разгр.ТС,


где Тсм - продолжительность смены, ч;

Тср.разгр.ТС - среднее время разгрузки, ч.

При принятии решения о планировке / перепланировке склада необходимо провести расчет складских площадей. Под планировкой подразумевается размещение полученных по расчету стеллажей, штабелей и других приспособлений для хранения материалов на плане склада с учетом необходимых проездов и проходов. Формулы для расчета складских площадей приведены ниже.

) Общая площадь на складе (Sобщ) определяется по формуле:

общ = Sпол + Sп + Sо + Sвсп + Sслуж,


где Sпол - полезная площадь, занимаемая хранимыми материалами;п - площадь приемочной экспедиции;о - площадь отправочной экспедиции;всп - вспомогательная площадь;служ - служебная площадь [1, с. 23].

Полезная площадь склада (Sпол) рассчитывается по формуле:

пол = sед.об. nед.об,


где sед.об - площадь единицы оборудования;ед.об - количество единиц оборудования.

Количество единиц оборудования (nед.об) определяется по формуле:

ед.об = qmax / qед.об = qсут. tхр. Кнер.п / qед.об,


где qmax - максимальный запас на складе;ед.об - вместимость единицы оборудования;сут - среднесуточное поступление;хр - продолжительность хранения на складе.

Площадь приемочной экспедиции (Sп) рассчитывается по формуле:

п = Q. tхр.п. Кнер.п / (Т. у),


где Q - годовой грузооборот склада;хр.п - продолжительность хранения грузов на приемочной экспедиции (как правило, 1-2 суток);

у - средняя нагрузка на пол склада, т/м2.

Площадь отправочной экспедиции (Sо) рассчитывается по формуле:

о = Q. tхр.о. Кнер.о / (Т. у),


где tхр.о - продолжительность хранения грузов на отправочной экспедиции (как правило, 1-2 суток).

Вспомогательная площадь (Sвсп) представляет собой сумму площадей, занятых транспортными проездами, противопожарными и технологическими проходами между оборудованием и складом, рассчитывается по формуле:

всп = ?А. В,


где А - длина коридоров, проездов;

В - ширина коридоров, проездов.

Ширина коридоров (В) рассчитывается по формуле:


В = 2Штр + 3С,

где Штр - ширина транспортных средств, применяемых на складе;

С - расстояние между транспортом и складским оборудованием.

Служебная площадь (Sслуж) представляет собой конторские, бытовые площади, устанавливается в зависимости от количества работающих на складе по нормативам (при штате работников склада до 3 человек - 5 м2, 3 - 5 человек - 4 м2 на каждого, 6 человек и более - 3,25 м2), зависящим от размеров склада, хранимых материалов и объемов складской переработки, определяется по формуле:

служ = Нч * Кр,


где Нч - норматив выделяемой площади на человека;

Кр - количество работников на складе в смену.

Для определения параметров зоны приемки, зоны хранения и зоны отгрузки значимыми являются величина оборота склада и пропускная способность склада. Эти показатели рассчитываются по следующим формулам:

)Оборот склада (По) определяется по формуле:


По = Т / tср.хр,


где tср.хр - среднее время хранения грузов на складе [7, с. 353].

) Пропускная способность склада (Пскл) определяется по формуле (7):


Пскл = Е. По,


где Е - емкость склада (стеллажей), т.

Емкость склада (Е) определяется по формуле:


Е = Sпол * y * Ряр,


где у - средний вес товаров на 1 м2 склада,

Ряр - количество ярусов.

Для оценки принятых решений по технологии складирования применяется коэффициент использования склада (Кисп.скл), рассчитываемый по формуле:


Кисп.скл = Sпол / Sобщ,


Коэффициент использования склада меньше единицы и в зависимости от типа складских помещений, их планировки и способа механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ колеблется в пределах 0,2 - 0,8. Чем рациональнее используется площадь склада, тем ниже затраты по хранению единицы товара. Коэффициент показывает, насколько эффективно используется складское хозяйство при установке конкретных видов оборудования.

Для анализа эффективности организации складского хозяйства на предприятии рассчитываются различные показатели, характеризующие работу склада. В данном подразделе были приведены 2 основные группы показателей:

) показатели, характеризующие грузопоток, т.к. именно он является основным объектом технологического процесса на складе;

) показатели расчета складских площадей, позволяющие рационально соотнести размеры приемочной и отправочной экспедиции, соответствующих перерабатываемому грузопотоку, проанализировать размер полезной площади склада с помощью коэффициента использования склада, внести необходимые изменения для улучшения показателей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

-склад является важным звеном технологического процесса промышленных предприятий, а для оптовой и розничной торговли он служит фундаментом;

-любой склад является достаточно самостоятельной системой с четко определенными задачами, эффективность решения которых определяется рациональностью организации внутрискладского процесса;

расчет показателей эффективности организации складского хозяйства позволяет предприятию рационально организовать работу склада, улучшить характеристики складского хозяйства, повысить рентабельность.


2. Анализ деятельности складского хозяйства ООО "ЛМЛ Ультра"


.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия


Общество с ограниченной ответственностью "ЛМЛ Ультра" является одним из крупнейших дистрибьюторов стройматериалов Республики Беларусь.

Общество с ограниченной ответственностью «ЛМЛ Ультра» было создано 15 октября 2006 года. Зарегистрировано в Минском городском исполнительном комитете 17 ноября 2006 года. ООО «ЛМЛ Ультра» зарегистрировано Минским городским исполнительным комитетом решением от 28 октября 2006 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №191079071.

Организационная структура ООО «ЛМЛ Ультра» представлена в приложении Б.

Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЛМЛ Ультра» является оптовая торговля строительными материалами.

Торговое предприятие расположено по адресу: г. Минск, пос. Юбилейный, ул. Коммунальная 4а. В состав ООО «ЛМЛ Ультра» входит 2 магазина. Один магазин расположен по адресу г. Минск, ул. Плеханова, 89, рынок «Серебрянка», второй магазин расположен по адресу Минская обл., Минский район, д. Острошицкий городок, ул. Ленинская, д. 47А.

ООО «ЛМЛ Ультра» является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, расчётный и другие счета в учреждениях банков.

Целью создания предприятия является наиболее полное и своевременное удовлетворение спроса потребителей в строительных материалах, удовлетворения материальных и социальных потребностей акционеров и трудового коллектива, а также получение прибыли.

Главная задача данной организации - это осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение максимальной прибыли. Прибыль создает заинтересованность предпринимателей и участников хозяйственной деятельности в совершенствовании различных сторон своей деятельности. Прибыль выступает важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, поскольку часть ее изымается у предприятий в виде налогов.

Основным источником формирования прибыли предприятия является выручка от реализации продукции.

Основным направлением деятельности ООО «ЛМЛ Ультра» является реализация строительныхматериалов.

Каждую неделю предприятие закупает новый вид продукции, чтобы определить, нужен он покупателям или нет. Если же спрос на данный новый продукт высокий, то данное предприятие заносит данный продукт в свой постоянный перечень продукции.

Вследствие постоянного характера продаж, наблюдается высокая устойчивость клиентуры. Так как основная продукция данного предприятия - строительные материалы, то на данный вид продукции спрос стабилен во все времена года.

Постоянно расширяющийся ассортимент, высокое качество и приемлемые цены являются залогом высокого спроса и конкурентного преимущества реализуемой продукции ООО «ЛМЛ Ультра». В случае поставки некачественной продукции, осуществляется замена ее.

Предприятие осуществляет свою деятельность на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости. Имущество торгового предприятия составляет основные фонды и оборотные средства, денежные средства, иные материальные ценности, учтенные в бухгалтерском балансе.

Предприятие в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями и указаниями учредителя, основными правилами по ведению оптовой торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь, нормативными актами Министерства торговли, местных органов власти и управления по вопросам Государственного регулирования торговли.

Источниками формирования имущества ООО «ЛМЛ Ультра» являются: имущество и денежные взносы, переданные Обществу его учредителями; полученные доходы и иное имущество, приобретённое обществом.

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение разрешения (лицензии), осуществляются Предприятием только на основании соответствующего разрешения (лицензии).

Одним из основных показателей, характеризующих деятельность торговой организации, является товарооборот.

Вся торгово-производственная деятельность ООО «ЛМЛ Ультра» анализируется через финансово-экономические показатели. Основные технико-экономические показатели работы предприятия представлены в приложении В.

Как видно из данных общий объем товарооборота за 2011 год составил 847,3 млн. руб., общий объем товарооборота за 2012 год - 1165,9 млн. руб., за 2013 - 1300 млн. руб., таким образом, следует отметить увеличение товарооборота по сравнению с 2011 г. на 318,6 млн. руб., в 2012 г. -134,1 млн. руб. в действующих ценах и на 204,0 млн. руб. в 2011 г., 2012 г. -39,9 млн. руб. в сопоставимых ценах.

Темп роста товарооборота в действующих ценах составил 137,6 % в 2012 г, а в 2013 г. - 111,5 %. В сопоставимых ценах к 2012 году товарооборот составил 1051,3 млн. руб., в 2013 г. составил 1091,2 млн. руб. Темп роста в сопоставимых ценах равен 124,1 %, 103,8 %.

Доход от реализации ООО «ЛМЛ Ультра» увеличился на 80 млн. руб. по сравнению с 2011 г., по сравнению с 2012 г. - 20,4 млн. руб. Уровень дохода от реализации увеличился на 4,03 % к обороту в 2012 г и на 3,8 в 2013 г. В динамике на сумму дохода от реализации повлиял рост уровня реализованных торговых надбавок (в % к обороту).

Расходы на реализацию ООО «ЛМЛ» увеличились в 2012 на 16,1 млн. руб.в 2013 г.на 10,6 млн. руб. и составили за 2012 год 27,8 млн. руб., а за 2013 г. 38,4 млн. руб.

В отчетном году наблюдается увеличение среднесписочной численности работников. Так среднесписочная численность работников за 2011 год - 28 человек, за 2012 год - 30 человек, а за 2013 год - 32 человека, что составляет 107,1 % темпа роста соответственно.

За рассматриваемый период сальдо операционной деятельности положительное, что сказывается на величине прибыли до налогообложения. Операционными признаются доходы или расходы, связанные с движением активов (имущества предприятия), внеоборотных активов, ценных бумаг и т.д., а также полученные от участия в уставном капитале других предприятий и в результате совместной деятельности.

За рассматриваемый период в ООО «ЛМЛ Ультра» прибыль до налогообложения на предприятии значительно увеличилась на 45,99 млн. руб., также по и по отношению к товарообороту на 12,2 %.

Налог на прибыль и иные аналогичные платежи на предприятии увеличились на 10,19 млн. руб.

Чистая прибыль (финансовый результат) предприятия в конечном итоге за рассматриваемый период увеличилась на 52,96 млн. руб., что составило 12,4 к товарообороту за 2012 год.

На финансовый результат влияют потери и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийные бедствия, аварии и т.д.), однако чрезвычайных расходов на предприятии не было.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что предприятие является прибыльным и рентабельным.

Так как данное предприятие занимается розничной торговлей, то на нем не осуществляется технологического процесса.

ООО «ЛМЛ Ультра» реализует широкий ассортимент строительных материалов. Количество торгового оборудования и вид оборудования в ООО «ЛМЛ Ультра» определяется исходя из ассортимента, формы обслуживания, сохранности, торговой площадки, экономической эффективности.

Предприятие предлагает свыше 20 видов стройматериалов, заключено около 8 договоров с товаропроизводителями России и Украины, удельный вес продукции отечественных производителей в общем объеме товарооборота составил более 75 %.

В процессе работы дана оценка финансовой устойчивости ООО «ЛМЛ Ультра»:

организация не находится в сильной финансовой зависимости от заемных источников средств;

для данной фирмы характерно устойчивое финансовое положение;

предприятие обладает финансово - экономической самостоятельностью.

ООО «ЛМЛ Ультра» развивается довольно динамично, ее финансовое состояние улучшается, отмечены высокие темпы роста прибыли.


.2 Анализ складского хозяйства ООО «ЛМЛ Ультра»


Проанализировав данные о складском хозяйстве ООО «ЛМЛ Ультра», все склады предприятия можно разделить на два вида: собственные и арендованные.

Склады находятся на территории Минской, Брестской, Витебской и Гомельской областях. Всего на предприятии действует пять складов, два из них это собственные, расположенные в Минской и Гомельской областях, остальные три склада являются арендованными, расположенные в Минской, Брестской и Витебской областях. Основные характеристики собственных складов представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные характеристики собственных складов ООО «ЛМЛ Ультра»

Наименование складаНаличие отопленияГод постройкиГабаритные размеры (длина, ширина, высота), мПлощадь, м.кв.Емкость, тНазначение складаНаличие ж/д и автомобильных подъездных путейСредства механизации погрузочно-разгрузочных работ Склад хранения (Минская область)Есть200630 12 9350610хранение и отгрузка строительных материалов- / автомгидравлические тележки (7 шт)

электропогрузчик (2 шт) электротележка(2 шт)Склад хранения(Гомельская область)Есть200646 х 19,4 х 17,75315575- / автомкран козловой г/п 12,5 автопогрузчик (3шт) электротележка(2 шт)Склад хранения (Брестская область)Нет200812 х 30 х 83302200- / автомкран-балка, электропогрузчик (6 шт), электрические тележки (2 шт)Склад хранения (Витебская область)Нет201018 х 53,8 х 88735984- / автомкран-балка, электропогрузчик (8 шт), электротележка (2 шт)склад хранения (Минская область) Нет2001018 х36 х 95505733- / автомкран-балка, электропогрузчик (8 шт), ричтрак (3 шт) электротележка (2 шт)

Использование арендованных складов началось сравнительно недавно. В прошлом существовала проблема большого количество мелкий потребителей, которые приезжали закупаться непосредственно на предприятие и были вынуждены долго ждать свой заказ. Для разрешения этой ситуации предприятие начало арендовать оптовые склады в крупных городах республики, что позволило приблизить товар к потребителю. Аренда осуществляется на длительный срок (leasing) и является для предприятия промежуточным решением между более дорогой среднесрочной арендой и необходимыми долгосрочными инвестициями в строительство собственного склада [9, с. 97].

Для более полной характеристики организации складского хозяйства на предприятии ООО «ЛМЛ Ультра » рассчитаем и проанализируем некоторые основные показатели эффективности работы склада для одного из собственных складов хранения (склад Минская область, пос. Сеница). Все нижеприведенные расчеты показателей осуществлены на основании формул из подраздела 1.3.

Предприятие работает 5 дней в неделю. Продолжительность рабочего дня составляет 8 часов. Для определения количества рабочих дней в году приведем следующие расчеты: среднее количество календарных дней в месяц - 30 дней, выходных в месяц - 8 дней. Следовательно, условно будем считать, что предприятие работает 264 дня в год ((30 - 8). 12 мес.).

Ежемесячно на склад прибывает 10 машин грузоподъемностью 20 тонн. Габариты кузова следующие: 13000. 2450. 2400 мм. Груз приходит в европоддонах, размеры которого составляют 1200. 800. 150 мм. Следовательно, годовой грузопоток склада по прибытию равен 2400 т (20 т. 10 машин. 12 мес.).

Ежедневно со склада отправляются по 5 машины грузоподъемностью 2 т. Габариты кузова следующие: 3700. 2250. 1820 мм. В результате годовой грузопоток по отправке равен 2640 т (2 т. 5 машины. 264 раб. дня).

Рассчитаем основные показатели, характеризующие грузопоток.

Для определения суточного грузопотока (Qсут) рассчитаем следующие показатели:

) Среднесуточный грузопоток прибытия (Qп.сут) по формуле (1.1), среднесуточный грузопоток по отправлению (Qо.сут) по формуле (1.2) (коэффициенты неравномерности поступления и отправки условно примем равными 1,2): п.сут = 2400 / 264. 1,2 = 10,9 то.сут = 2640 / 264. 1,2 = 12 т

) Среднесуточная внутрискладская грузопереработка (Qв.сут) определяемая по формуле (1.3) и коэффициент внутрискладских перевалок (Кпер), рассчитываемый по формуле (1.3.1):

Кпер = 10,9 / 12 = 0,9 в.сут = (10,9 + 12). 0,9 = 21,7 т

Таким образом, рассчитаем суточный грузопоток по формуле (1):сут = 10,9 + 12 + 21,7 = 44,6 т

) Для определения длины погрузочного и разгрузочного фронта рассчитаем количество транспортных средств, одновременно подаваемых под погрузку и разгрузку (nп и nр) по формулам (3.1) и (2.1.2) соответственно:п = 2640. 1,2 / (264. 2) = 6 шт.р = 2400. 1,2 / (264. 20) = 0,545 шт. => 1 шт.

Тогда длина погрузочного и разгрузочного фронта будет рассчитываться по формулам (3) и (2) соответственно (в нашем случае l1 = 1 м):п = 6. 3,7 + (6 - 1). 1 = 27,2 м,р = 0,545. 13 + (0,545 - 1). 1 = 13,09 м.

) На длину фронта разгрузки и погрузки влияет количество транспортных средств, прибывающих на склад и отправляющихся со склада за смену (Аср.ТСсм), которое определяется по формуле (4) (коэффициент использования грузоподъемности в данном случае будем условно считать равным 0,95):

Аср.ТСсм Р = 2400 / 264. 1,2 / (20. 0,95) = 0,57 шт, => 1 шт.

Аср.ТСсм П = 2640 / 264. 1,2 / (2. 0,95) = 6,31 шт, => 6 шт.

) Далее рассчитаем количество постов разгрузки и погрузки (NР и NП) по формуле (4.1) и среднюю производительность одного поста в смену (Прсм.ср) по формуле (4.2) (среднее время погрузки/разгрузки условно примем равным 5 часов):

Прсм.ср = 8 / 5 = 1,6 ч,Р = 0,57 / 1,6 = 0,35 шт, => 1 шт.П = 6,31 / 1,6 = 3,94 шт, => 4 шт.

Согласно расчетам среднесуточный грузопоток прибытия равен 10,9 т. Для обслуживания данного объема груза необходим один пост разгрузки, длина разгрузочного фронта составляет 13,09 м, на который подается одно транспортное средство за смену.

Среднесуточный грузопоток отправления равен 12 т. Для обслуживания данного объема груза необходимы 4 поста погрузки, общая длина погрузочного фронта равна 27,2 м. На погрузку одновременно подается 6 транспортных средств, всего 6 авто за смену. В данном случае выявлены некоторые несоответствия в результатах расчетов, т.к. при наличии 4 постов погрузки невозможно одновременно загружать 6 транспортных средств.

Далее рассчитаем необходимые складские площади.

Введем некоторые изначальные данные:

вместимость единицы оборудования составляет 0,05 т;

площадь единицы оборудования равна 0,25 м2;

продолжительность хранения на складе составляет 3 суток;

продолжительность хранения на приемочно-отправочной экспедиции - 1 сутки;

вспомогательная площадь составляет 17 % от полезной площади склада;

средняя нагрузка на пол склада равна 1 т/м2;

на складе используются четырехъярусные стеллажи;

количество работников на складе в смену составляет 10 человек;

Для определения общей площади склада (Sобщ) необходимо рассчитать следующие показатели:

) Полезная площадь склада (Sпол), рассчитываемая по формуле (5.1) и количество единиц оборудования (nед.об), которое определяется по формуле (5.1.1):ед.об = 2400 / 264.3. 1,2 / 0,05 = 654,5 штпол = 0,25. 654,5 = 163,6 м2

) Площадь приемочной и отправочной экспедиции (Sп и Sо) рассчитаем по формуле (5.2) и (5.3) соответственно:п = 2400 / 264. 1. 1,2 / 1 = 10,9 м2о = 2640 / 264. 1. 1,2 / 1 = 12 м2

) Вспомогательная площадь (Sвсп) в нашем случае составляет 17 % от полезной площади склада и соответственно равна:всп = 0,17. 163,6 = 27,8 м2

. Служебная площадь (Sслуж) рассчитывается по формуле (5.5):служ = 3,25. 10 = 32,5 м2

Следовательно, общая площадь склада рассчитывается по формуле (5):общ = 163,6 + 10,9+ 12+ 27,8 + 32,5 = 246,8 м2

Далее можем рассчитать коэффициент использования склада (Кисп.скл), рассчитываемый по формуле (8):

Кисп.скл = 163,6 / 246,8 = 0,7

Значение полученного коэффициента является высоким и позволяет сделать вывод о том, что, при соответствии складских площадей предприятия рассчитанным, площадь склада использовалась бы достаточно эффективно. Однако по ранее указанным в таблице 2.1 данным общая площадь склада №1 составляет 350 м2, а не 246,8 м2, как получилось по расчетам. При использовании реального значения общей площади склада коэффициент использования склада будет равен 0,46 (163,6 м2/ 350 м2), что является меньше полученного. Следовательно, предприятие не нуждается в столь большом количестве складских площадей для сырья.

Также является целесообразным рассчитать величину оборота склада и пропускную способность склада, т.к. данные показатели являются значимыми для определения параметров зоны приемки, зоны хранения и зоны отгрузки:

) Оборот склада (По) определяется по формуле (6):

По = 264 / 3 = 88

) Для определения пропускной способности рассчитаем емкость склада по формуле (7.1):

Е = 163,6. (44,6 / 246,8). 4 = 117,792 т

Тогда пропускная способность будет рассчитываться по формуле (7):

Пскл = 117,792. 88 = 10365,696 т

Полученное значение пропускной способности склада указывает на высокий потенциал склада в области приемки, хранения, переработки и отправки груза.

Анализируя рассчитанные показатели эффективности работы склада, в первую очередь стоит сделать акцент на том, что возможно предприятие не нуждается в таком количестве складских площадей, которое у него имеется на данный момент. В качестве альтернативы использования свободные складские площади можно сдавать в аренду. В целом состояние складского хозяйства ООО «ЛМЛ» можно охарактеризовать как удовлетворительное. Все склады работают бесперебойно, что является важным условием нормальной работы предприятия. Однако нельзя забывать про снижение издержек, и поэтому в следующей главе будут изложены некоторые предложения по совершенствованию складского хозяйства ООО «ЛМЛ Ультра» на основе логистического подхода.


2.3 Оценка эффективности работы склада


Комплектация заказов клиента начинается с отбора товаров согласно заказу, затем они упаковываются в инвентарную тару для перемещения в отправочную экспедицию. Здесь партии товаров комплектуются для централизованной или децентрализованной доставки одним транспортным средством одному или нескольким покупателям.

Эффективность технологического процесса на складе оценивается по объёму выполненных работ, их интенсивности, полноте использования складских помещений, показателям эксплуатации машин и механизмов, себестоимости складской переработки, сроку окупаемости нового оборудования.

Показатели объёма выполненных работ:

·складской товарооборот - количество реализованной (отправленной) продукции в рублях;

·складской грузооборот - количество отгруженных за определённое время тонн продукции (характеризует физическую трудоёмкость работ на складе).

Показатели интенсивности работы склада:

коэффициент оборачиваемости материалов

грузооборот склада за год: 1177;

остатки материалов на конец каждого месяца: 6 т.

Коэффициент оборачиваемости равный свидетельствует о том, что необходимо расширить сбытовую деятельность и привлечь новых покупателей.

Исходные данные:

полезная площадь склада равняется 163,6 м2;

общая площадь склада составляет 246,8 м2;

Значение полученного коэффициента является высоким и позволяет сделать вывод о том, что, при соответствии складских площадей предприятия рассчитанным, площадь склада использовалась бы достаточно эффективно.=163,6*8/(246,8*9)= 0,6

В зависимости от способа хранения товаров и характера груза этот показатель может принимать значения от 0,3 до 0,6, таким образом, в данном случае объем склада используется рационально и максимально эффективно.

Используемые средства механизации - ручные тележки, номинальной грузоподъемностью 400 кг.

К= 285/400=0,71,

Коэффициент использования времени

К=5/8= 0,625,

Исходя из полученных значений коэффициентов использования времени и грузоподъёмности оборудования, можно говорить о том, что каждая единица оборудования в среднем используется в работе чуть больше половина рабочего дня и на 29% не дозагружена, в связи с чем можно говорить о нерациональном использовании оборудования и его недозагрузки (для ручной тележки, если в среднем она используется 5 часов из 8).

Уровень механизации работ

У= 86/107*100=80,3%, т.е. в среднем за один рабочий день на складе совершается 107 операций, из которых механизированных 86, т.е. 19.7 % операций производятся с помощью средств механизации. Полученное значение показателя на достаточно высоком уровне, однако необходимо его повышать, что можно сделать с помощью внедрения новых средств механизации либо исключение излишних операций, производимых в ручную.

В результате анализа предприятия ООО "ЛМЛ Ультра" было выявлено, что для данной фирмы характерно устойчивое финансовое положение и предприятие обладает финансово - экономической самостоятельностью, также следует отметить, что организация ООО «ЛМЛ Ультра» довольно динамично развивается, ее финансовое состояние улучшается, отмечены высокие темпы роста прибыли. В целом состояние складского хозяйства ООО «ЛМЛ» можно охарактеризовать как удовлетворительное. Однако анализируя рассчитанные показатели эффективности работы склада, стоит сделать акцент на том, что возможно предприятие не нуждается в таком количестве складских площадей, которое у него имеется на данный момент.


3. Совершенствование организации складского хозяйства ООО «ЛМЛ Ультра» на основе логистического подхода


.1 Расчет необходимого количества постов погрузки на основе теории массового обслуживания


В предыдущем разделе мы рассчитали основные показатели работы склада сырья № 1. На этом складе имеется только один пост погрузки, которого не достаточно для эффективного обслуживания среднесуточного грузопотока отправления. Поэтому рассчитаем необходимое количество постов погрузки на основе теории массового обслуживания.

Теория массового обслуживания занимается массовыми процессами в системе обслуживания, производства, в которых однородные события повторяются многократно.

Она устанавливает зависимости между характером потока заявок, числом каналов обслуживания, производительностью отдельного канала, эффективным обслуживанием с целью оптимального управления этими процессами. Теория массового обслуживания оптимизирует систему, находя такой результат, который будет обеспечивать минимум суммарных затрат от ожидания обслуживания, потерь времени на обслуживание, потерь ресурсов на обслуживание и от простоев каналов обслуживания.

Системы массового обслуживания (СМО) - это системы, в которых, с одной стороны, возникают массовые запросы (требования) на выполнение каких-либо видов услуг, а, с другой стороны, происходит удовлетворение этих запросов.

Первая функция в системе обслуживания - время. Если в системе недостаточное количество обслуживающих устройств, то в ней возникает очередь ожидания обслуживания.

Основными понятиями СМО являются: входящий поток требований, обслуживание, канал обслуживания, очередь и интенсивность входящего потока.

Очередь - это скопление объектов, ожидающих обслуживание [16, с. 195].

Обслуживание - процесс удовлетворения поступившего заказа.

Канал обслуживания - средства, с помощью которых осуществляется обслуживание.

Входящий поток требований - это совокупность поступающих заказов на обслуживание.

Среднее число требований, поступающих в систему обслуживания за единицу времени, называется интенсивностью входящего потока.

Входящий поток, наиболее распространенный в практике, - это простейший поток заявок, обладающий свойствами стационарности, ординарности и отсутствия последствия.

Свойство стационарности выражает неизменность вероятностного режима потока по времени. Это значит, что число требований, поступающих в систему в равные промежутки времени, в среднем должно быть постоянным.

Отсутствие последствия означает, что число требований, поступающих в данный отрезок времени, не зависит от числа требований, обслуженных в предыдущем промежутке времени.

Ординарность выражает практическую невозможность одновременного поступления двух или более требований.

Применяя положение ТМО можно установить: зависимости между характеристиками потока и параметрами обслуживания, в частности можно определить:

)интервалы поступления объектов на обслуживание;

)среднее время обслуживания;

)вероятность занятости обслуживающих устройств (вероятное состояние системы);

)возможную длину очереди ожидания;

)пропускную способность системы;

)оптимальное число обслуживающих устройств;

Существуют различные виды СМО, но для работы складов особый интерес представляют системы с ожиданием обслуживания, вызываемым большой продолжительностью обслуживания, недостаточным количеством каналов и высокой интенсивностью прибытия заявок [16, с. 280].

Вероятностное состояние СМО, т.е. вероятность занятости каналов обслуживания определяется по формуле Эрланга, которая выглядит следующим образом:


Рк = бк / к! / (1 + б + б2 / 2! + … + бn / n!),


где Рк - вероятность отказов в обслуживании;

б - приведенная интенсивность потока;

к - количество требований в обслуживании;- максимальное значение требований (кmax = n).

Приведенная интенсивность потока (б) рассчитывается по формуле (9.1):


б = л / µ,


где л - интенсивность входящего потока;

µ - плотность выходящего потока.

Интенсивность входящего потока (л) определяется по формуле (9.1.1):


л = n / t,

где n - количество объектов;- период времени работы в смену.

Плотность выходящего потока (µ) определяется по формуле:


µ = 1 / tобс,


где tобс - время обслуживания одного транспортного средства.

В СМО с ожиданием имеют место два вида потерь: от простоев заявок в очереди и на дополнительные обслуживающие устройства для сокращения или полного исключения очередей.

ТМО оптимизирует систему, находя такой результат, который будет обеспечивать минимальные суммарные затраты от ожидания обслуживания, потерь времени и ресурсов на обслуживание и от простоев в каналах обслуживания. Данный результат выражается следующим уравнением (формула 9.2):


С = Рк * Т * Сотк + Nду * Сду ? min,


где С - суммарные затраты;

Т - количество рабочих дней в году;

Сотк - потери от отказов в обслуживании в сутки;ду - количество обслуживающих устройств, которое нужно дополнительно ввести для оптимизации системы;

Сду - стоимость на строительство и содержание дополнительных устройств.

Решим задачу оптимизации количества обслуживающих устройств на примере данных предприятия ООО «ЛМЛ Ультра».

Будем рассматривать поток поступающих под загрузку транспортных средств. В качестве канала обслуживания будет выступать пост погрузки, в качестве заявки - автомобиль.

Обозначим изначальные данные:

количество рабочих дней в году равно 264 дня;

количество объектов (n) составляет 5 машины;

загрузка трех машин проводится в течение 7 часов, следовательно, время обслуживания одного транспортного средства составляет 1,4 ч (7 ч / 5 машины);

имеется один пост загрузки;

стоимость на строительство и содержание дополнительных устройств условно примем равной 20 млн. руб./год;

потери от отказов в обслуживании в сутки условно будем считать равными 0,1 млн. руб./сутки.

Рассчитаем интенсивность входящего потока (л) по формуле (9.1.1) и плотность выходящего потока (µ) по формуле (9.1.2):

л = 5 / 8 = 0,625 авто/ч;

µ = 1 / 1,4 = 0,7 авто/ч.

Теперь можем определить приведенную интенсивность потока (б) по формуле (9.1):

б = 0,625 / 0,7 = 0,892 авто

Далее будем проводить расчеты для определения суммарных затрат. Для этого вначале рассчитаем вероятность отказов (Рк) при обслуживании одной погрузочной площадкой по формуле (9):

Рк = 0,892 / 1! / (1 + 0,892) = 0,471

Тогда количество дней с отказами (Рк. Т) будет равно:


Рк * Т = 0,471. 264 = 124,34


Убытки от отказов (Рк * Т * Сотк) составляют:


Рк * Т * Сотк = 124,34. 0,1 = 12,43 млн. руб.

В данном случае мы не вводим дополнительных обслуживающих устройств, поэтому суммарные затраты будут равны убыткам от отказов и составлять 12,43 млн. руб.

На следующем этапе введем одно дополнительное обслуживающее устройство и рассчитаем вероятность отказов (Рк) при обслуживании двумя погрузочными площадками по формуле (9):

Рк = 0,892 / 2! / (1 + 0,892 + 0,892 / 2!) = 0,173

Тогда количество дней с отказами (Рк. Т) будет равно:


Рк * Т = 0,173. 264 = 45,672


Убытки от отказов (Рк. Т. Сотк) составляют:


Рк * Т * Сотк = 45,672. 0,1 = 6,567 млн. руб.


Поскольку мы ввели дополнительно одно обслуживающее устройство, то затраты на содержание дополнительных площадок (Nду. Сду) составляют 2 млн. руб. (1 площадка. 2 млн. руб.).

Тогда суммарные затраты (С) будут равны (формула (9.2)):

С = 2,825 + 2,0 = 6,567 млн. руб.

Далее проведем аналогичные расчеты с использованием трех и четырех погрузочных площадок. Результаты приведем в виде таблицы Д.1 (Приложение Д). Также по рассчитанным в таблице Д.1 данным построим график изменения затрат при вводе в эксплуатацию дополнительных обслуживающих устройств (рисунок Д.1, Приложение Д). Анализируя полученные результаты в графе 7 таблицы Д.1 (Приложение Д), а также рисунок Д.1, получаем, что оптимальное количество обслуживающих устройств - 3 поста, из них 2 дополнительно введенные площадки, т.к. суммарные затраты в данном случае минимальны и составляют 5,298 млн. руб.

Используя два различных метода расчета необходимого количества обслуживающих площадок (формула определения количества постов погрузки (формула 4.1) и метод ТМО), был получен одинаковый результат - 3 площадки. Следовательно, при вводе двух дополнительных постов погрузки предприятие существенно снизит затраты (экономия составляет 12,43 млн. руб. минус 5,298 млн. руб. равно 7,132 млн. руб.


.2 Использование складского оборудования для оптимизации работы склада


Во втором разделе было выявлено, что складские площади на предприятии используются нерационально, т.к. коэффициент использования площадей равен 0,32. Для того, чтобы исправить эту ситуацию попытаемся рассчитать, как рациональнее разместить стеллажи, и выяснить, нужно ли нам использовать всю площадь склада для собственных нужд.

Обозначим начальные данные:

- на складе хранится продукция на стандартных европоддонах (1200 800 мм);

высота поддона 400 мм;

вес поддона - 15 кг;

максимально допустимая высота поддона с грузом - 2 м;

за единицу оборудования примем базовый модуль размером 600 400 400 мм;

вес модуля - 20 кг

размеры рассматриваемого склада 30 12 9 м;

на складе используется погрузчик шириной 1250 мм.

Будем применять фронтальные паллетные стеллажи, т.к. они имеют ряд характеристик, подходящих для рассматриваемого склада [18, c. 58].

К преимуществам фронтальных стеллажей относятся:

хорошая наполняемость объемов склада;

высокая грузонесущая способность;

удобство и высокая скорость обслуживания;

непосредственный доступ к каждому отдельному грузу;

легкость монтажа и демонтажа;

возможность автоматизации контроля прибытия и убытия грузов (АСУ WMS) и адресации ячеек;

небольшая стоимость стеллажного оборудования в расчете на 1 поддон - 1 место;

возможность использования в складах до 14 м высотой.

Характеристика стеллажа:

высота рам - от 2000 до 14000 мм;

ширина стойки - 80 мм;

высота профиля балки - 70 мм;

длина грузовой балки - 1600 мм;

размер ячейки стеллажа 1200 1600 мм

в стеллаже 2 ячейки в ширину, 3 в длину, 4 в высоту;

ширина базы - 1200 мм;

зазор между двумя смежными рядами стеллажа 100 мм.

Рассмотрим два способа укладки модулей на поддон: прямую и перекрестную. Способы укладки представлены на рисунке 3.2.1. При прямой расположение верхнего модуля совпадает с расположением нижележащего (рисунок 3.2.1 а), б)). При перекрестной модули верхнего слоя укладывают поперек модулей нижнего (рисунок 3.2.1 в), г)).

При прямой укладке модули кладутся в 4 слоя, по 4 модуля в каждом, следовательно, высота поддона с грузом будет равна 2000 мм (400 мм + 400 мм 4 слоя); вес поддона с грузом составляет 335 кг (20 кг 4 модуля 4 слоя + 15 кг).

При перекрестной модули кладутся следующим образом:

1-й и 3-й слой - 4 модуля;

2-й и 4-й слой - 3 модуля;

Следовательно, вес поддона с грузом составляет 295 кг (20 кг 4 модуля 2 слоя + 20 кг 3 модуля 2 слоя + 15 кг), высота поддона с грузом будет равна 2000 мм (400 мм + 400 мм * 4 слоя).

Сравнивая полученные результаты, очевидно, что рациональнее использовать прямую укладку, т.к. при прямой укладке вес поддона с грузом максимальный и соблюдается ограничение поддона не более 2 м в высоту.


Рисунок 3.2.1 - Способы укладки груза на европоддон


Далее укладываем поддоны в ячейки стеллажа. В одну ячейку помещается 2 поддона, в длину имеем 3 ячейки, ширина стойки 80 мм, поэтому длина стеллажа в сумме будет равна:

2 3 + 4 80 = 5120 мм

В ширину имеем 2 ячейки, ширина стойки 80 мм, зазор между рядами 100 мм, следовательно, стеллаж в ширину равен:

2 + 100 + 4 80 = 2820 мм

Высота стеллажа с поддонами с учетом всех параметров составляет (высота профиля балки 70 мм):

4 + 70 4 = 8280 мм

Вместимость одного яруса стеллажа будет составлять 4020 кг (2 поддона. 6 ячеек. 335 кг). Следовательно, 4 яруса - 16080 кг (4020 кг. 4 яруса).

Согласно формуле (5.4.1) ширина проходов между стеллажами определяется следующим образом:

В = 2 1250 + 3 0,2 = 3100 мм

Между стеллажом и стеной расстояние будет в 2 раза меньше и составляет 1550 мм (3100 мм / 2). На рисунке 3.2.2 представлено расположение стеллажей на рассматриваемом складе с учетом всех параметров.


Рисунок 3.2.2 -


Теги: Организация складского хозяйства на отдельном предприятии и направления ее совершенствования (на примере ООО "ЛМЛ Ультра")  Курсовая работа (теория)  Маркетинг
Просмотров: 88448
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация складского хозяйства на отдельном предприятии и направления ее совершенствования (на примере ООО "ЛМЛ Ультра")
Назад