Организация складского хозяйства в ООО "O'кей" в г. Уфа

Содержание


Введение

. Теоретические аспекты организации складского хозяйства на предприятии

.1 Понятие, структура складов и ее место в логистических системах

.2 Определение критериев эффективности функционирования склада и его основных параметров

. Организация складского хозяйства в ООО «O'кей» в г.Уфа

.1 Общая характеристика гипермаркета ООО «O'кей» в г.Уфа

.2 Анализ работы складского хозяйства гипермаркета ООО «O'кей» в г.Уфа

.3 Расчет основных параметров склада и показателей эффективности его работы

. Направления совершенствования организации работы и технического оснащения складского хозяйства

.1 Пути совершенствования организации складского хозяйства, понятие рациональной организации складского хозяйства

.2 Описание программного продукта

.3 Оценка эффективности использования предлагаемого программного продукта «ИП: торговый Склад Проф.3»

. Информационное обеспечение технологического процесса гипермаркета ООО «O'кей» в г.Уфа

Заключение

Список спользованной литературы


Введение


В настоящее время постоянные изменения на рынке приводят к конкурентной борьбе наряду с возникновением новых возможностей. Растущая конкуренция требует от каждой фирмы обеспечения все более высокого уровня предоставляемых услуг. В противном случае они рискуют быть вытесненными с рынка. Естественно, что сегодня условия ведения бизнеса требуют активного применения современных технологий, предназначенных для обеспечения необходимого сервиса.

Актуальность темы исследования ВКР (выпускной квалификационной работы). Рыночная стратегия развития экономики предполагает сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства - как отраслей материального производства, так и инфраструктуры. К отраслям инфраструктуры относят такие отрасли, которые обеспечивают хранение, доставку продукции, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Это - транспорт, связь, торговля, заготовка материально- техническое обеспечение. Материально- техническую базу обеспечения производства необходимыми ресурсами представляет складское хозяйство.

Складское хозяйство является необходимым элементом общественного производства, оно присуще всем отраслям народного хозяйства и имеет сложную структуру. Основные задачи складского хозяйства заключаются в сохранении потребительских качеств продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, рациональном размещении запасов материальных ресурсов, выполнения всех необходимых операций грузопереработки продукции на различных этапах ее продвижения. Складское хозяйство- это материально-техническая база системы снабжения и сбыта, от нее зависит качество и эффективность обеспечения потребителей материальными ресурсами.

Специфической особенностью складского хозяйства является наличие в нем больших резервов совершенствования, которые при полной реализации будут оказывать эффект на другие направления деятельности организации.

Степень научной разработанности темы ВКР. В создании теоретического базиса организации складского хозяйства, определении закономерностей развития, выявлении их роли в экономическом развитии хозяйствующих субъектов существенный вклад внесли такие ученые, как В. П. Алферьев, Н. В. Афанасьева, Г. Л. Багиев, В.Г. Бурмистров, Л. П. Дашков, К. В. Инютина, О. А. Новиков, В. К. Памбухчиянц, Ф. Г. Панкратов и ряд других авторов. Проблемы оптимизации процесса товародвижения отражены в работах А. У. Альбекова, Б. А. Аникина, А. М. Гаджинского, Е. А. Голикова, М. П. Гордона, О. А. Митько, С. Н. Нагловского, В. И. Степанова. Восьмидесятые годы двадцатого века характеризовались большим количеством разработок по оптимизации цепи товародвижения и рационализации отдельных ее звеньев. Однако, ввиду наличия известных проблем и противоречий, вызванных отношениями собственности, многие из них остались невостребованными. При переходе к рыночным отношениям заинтересованность субъектов, участвующих в хозяйственной деятельности, в сокращении затрат на продвижение товара значительна возросла. На начальном этапе становления новых экономических отношений в Российской Федерации одним из путей снижения конечной цены товара являлось сокращение звенности цепи товародвижения. Сегодня конкурентоспособность торгового предприятия достигается не столько минимальным количеством звеньев в цепи продвижения товара, сколько оптимизацией работы уже имеющихся. Вместе с тем на современном этапе имеет место дефицит исследований, обобщающих на теоретическом уровне проблемы совершенствования процесса товародвижения, явно ощущается необходимость в разработке новых методов оптимизации товаропроводящих цепей. Особенно малоисследованными остаются различные аспекты организационно-технологического развития складских систем в современной оптовой торговле Российской Федерации.

Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование технологических процессов на складе с позиции оптимизации его работы, обобщение имеющегося в этой области зарубежного и отечественного опыта и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию организационно-технологических процессов в складских системах предприятий торговли. Реализация этой цели решения следующих задач:

анализ зарубежного и отечественного опыта технологического развития складских систем в торговле;

выявление комплекса организационно-технологических задач, возникающих при формировании и эксплуатации складской системы предприятия оптовой торговли;

определение закономерностей развития информационного обеспечения функционирования современного торгового склада;

оценить эффективность и пути совершенствования складских решений на данном предприятии.

Предмет исследования -оптимизация управления технологическими процессами склада. Объект исследования - гипермаркет ООО «O'кей» в г.Уфа.

Теоретической и методологической основой исследования послужили отдельные положения экономической теории, публикации отечественных и зарубежных экономистов, затрагивающие проблемы развития и эффективности торговой отрасли и, в частности, складского технологического процесса.


Глава 1. Теоретические аспекты организации складского хозяйства на предприятии


.1 Понятие, структура складов и ее место в логистических системах


Частые изменения на современном рынке приводят не только к жесткой конкурентной борьбе. Такая ситуация требует от каждого предприятия, фирмы, компании обеспечения все более высокого уровня качества производимых продуктов или предоставляемых услуг. В противном случае они рискуют быть вытесненными с рынка. Одним из современных средств достижения таких результатов служит использование логистического подхода к управлению компанией или фирмой.

Изменения структуры материальных потоков предопределяют образование складского хозяйства, поскольку на этих объектах производится преобразование материального потока посредством изменения параметров принимаемых и отгружаемых партий грузов по величине, составу, времени и так далее. Поскольку данные преобразования связаны с затратами труда, это увеличивает стоимость единицы потока. Процессы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на оптимизацию движения материальных потоков во всей логистической цепи и в конечном итоге - на совокупные издержки обращения.

Складские комплексы являются не только интегрированной составной частью, но и системообразующим звеном логистической системы, в которой предусмотрены накопление, переработка, распределение материального потока. Такой подход позволит обеспечить достижение высокого уровня рентабельности всей системы. Это совсем не исключает возможность отдельного анализа и исследования составляющих звеньев и элементов логистической системы, в том числе и складов.

Прежде чем говорить о методиках организации складского хозяйства на предприятии необходимо дать общее понятие склада, его возможную структуру и классификацию.

Современный склад - это сложный объект, как с технической (рис. 1), так и с управленческой точки зрения. Склады являются материально-технической базой основных участников логистической системы, через которую проходит материальный поток. Склады создаются для временного накопления запасов с целью своевременного снабжения производства необходимыми материалами и комплектующими или потребителя - готовой товарной продукцией. При этом следует различать следующие функции, осуществляемые системой складского хозяйства:

функция снабжения производства;

функция сохранения баланса (функция выравнивания);

функция хранения;

функция преобразования;

функция предоставления сервисных услуг.


Схема склада


Перечислим основные операции, которые выполняются на выделенных участках склада.

Участок разгрузки (на рис. 1. - железнодорожная рампа):

механизированная разгрузке транспортных средств;

ручная разгрузка транспортных средств.

Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада):

приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.

Участок приемки (размещается в основном помещении склада):

приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.

Участок хранения (главная часть основного помещения склада):

размещение груза на хранение;

отборка груза из мест хранения.

Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):

формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.

Отправочная экспедиция (связывает транспорт и покупателя логистическим процессом:

кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.

Участок погрузки (на нашей схеме - автомобильная рампа):

механизированная разгрузке транспортных средств;

ручная разгрузка транспортных средств.

Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада):

приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.

Участок приемки (размещается в основном помещении склада):

приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.

Участок хранения (главная часть основного помещения склада):

размещение груза на хранение;

отборка груза из мест хранения.

Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):

формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.

Отправочная экспедиция (связывает транспорт и покупателя логистическим процессом:

кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.

Участок погрузки (на нашей схеме - автомобильная рампа):

погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).

Условия ведения бизнеса сегодня требуют для эффективного выполнения функций по обработке материальных потоков использования современной складской инфраструктуры, активного применения прогрессивных технологий, прикладных компьютерных программ и систем автоматизации технологических процессов, внедрения системы контроля качества оказываемых услуг, поскольку это значительным образом влияет на стратегию принимаемых решений и организацию движения материальных потоков.

Необходимость в складах существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем готовой товарной продукции, что объясняет большое разнообразие видов складов. В современной научной литературе достаточно глубоко проработан вопрос, связанный с классификацией складов по различными знакам. Вариант классификации представлен в таблице 1.


Классификация складов в логистических системах

Признак классификацииВиды складовПо отношению к функциональным областям логистикиСнабженческие; Производственные; Распределительные.По отношению к участникам логистической системыСклады производителей; Склады торговых компаний; Склады транспортных компаний; Склады экспедиторских компаний; Склады логистических операторов.По форме собственностиСобственные; Арендуемые.По принадлежности материального потокаЗакрытые склады (хранение продукции одного предприятия и торговой сети); Открытые склады (склады коллективного пользования, склады-отели).По функциональному назначениюДлительного хранения (сезонного, резерва); Перевалочные (склады-платформы, грузовые терминалы); Распределительные (дистрибьюторские центры); Специальные.По ассортиментной специализацииСпециализированные (сырья, материалов и комплектующих, различных видов готовой продукции и т.д.); Универсальные; Смешанные.По режиму храненияНе отапливаемые; Отапливаемые; Склады-холодильники; Склады с фиксированным температурно-влажностным режимом.Признак классификацииВиды складовПо технической оснащенностиНе механизированные; Механизированные; Автоматизированные; Автоматические.По виду складских зданий и сооруженийОткрытые площадки; Площадки под навесом; Закрытые сооружения (многоэтажные и одноэтажные).По виду складированияС напольным хранением; Со стеллажным хранением; Смешанного хранения.По наличию внешних транспортных связейС причалами; С ж/д подъездными путями; С автодорожным подъездом; Комплексные.По масштабу деятельностиЦентральные; Региональные; Местные.

Структура складского хозяйства (рис. 2) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции.


Структура складского хозяйства

1.2Определение критериев эффективности функционирования склада и его основных параметров


В процессе проектирования складского хозяйства необходимо собрать информацию по грузопотокам и произвести расчет планируемых критериев эффективного функционирования складской системы и основных параметров.

Критерии эффективности функционирования склада: к основным показателям эффективности функционирования склада относятся следующие:

)Грузооборот склада (т):


Г = То/Сcр,


где То - товарооборот за период, руб.;

Сср - средняя стоимость 1 т груза, руб./т.

Себестоимость складской переработки (руб. на 1 т груза):


С = Рэ / Г


где Рэ - сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;

Г - грузооборот, т.

)Коэффициент использования складской площади:


а = Sпол / Sобщ


где Sпол - полезная площадь склада, кв. м;общ - общая площадь склада, кв. м.

Значение коэффициента использования а меньше 1 и в зависимости от типа склада, его планировки, организации технологического процесса и других факторов колеблется в пределах от 0,2 до 0,6.

Практика показывает, что полезная площадь склада при стеллажном способе хранения может составлять:

% - при высоте склада 3,5 м;

% - при высоте склада 5 м;

% - при высоте склада 7 м.

)Оборот склада:


ПО = Т / txpср


где txpср - среднее время хранения грузов на складе;

Т - период времени.

ср = ?t*q /?Q


) Пропускная способность склада

Пскл = Е*Т/ tсp = Е*По

где Е - емкость склада, т.


Е = Sпол * ?


где Sпол - полезная площадь под складирование;

? - нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.

) Уровень механизации складских работ:


У = Рм / Робщ


где Рм - количество механизированных процессов;

Робщ - общее количество технологических процессов.

) Оборачиваемость склада - величина, обратная продолжительности оборота:


Ко = О/ Т*Qобщ,


где Q - количество продукции, отгруженной за период времени Т;общ - общее количество продукции, которое можно разместить на складе.

Количество критериев и их значимость для разных Фирм и компаний могут быть определены с учетом их специфики. В таблице 3 приведен более полный список показателей, необходимых для формирования технико-экономического обоснования проекта организации складского хозяйства, из которых каждая фирма может отобрать и составить систему оценки эффективности функционирования склада в условиях своего бизнеса.


Перечень показателей эффективности логистического процесса на складе

Ключевые факторыПоказатели эффективностиКачество складского сервиса и удовлетворение потребителейОбеспечение выполнения заказа точно к сроку; Полнота удовлетворения заказа; Точность параметров заказа ; Точность поддержания уровней запасов; Количество возвратов заказов, отсутствие запасов, повышения тарифов; Ошибки в выполнении заказов; Случаи потерь, хищений, порчи и т.п.; Возврат товаров покупателями; Жалобы потребителей; Оценка потребителями степени; удовлетворения сервисом;Ключевые факторыПоказатели эффективностиИспользование инвестицийСкорость и количество оборотов запасов; Использование оборотного капитала; Средний уровень запасов на складе; Возврат на инвестиции в основные фонды; Использование инвестиций в складскую инфраструктуру; Использование инвестиции в технологическое (подъемно-транспортное) оборудование;ПроизводительностьКоличество обработанных заказов в единицу времени; Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузосовместимости транспортных средств; Использование складского пространства; Количество операций грузопереработки в час; Общие логистические издержки на единицу инвестированного в складские запасы капитала; Общие логистические издержки на единицу складского товарооборота;

Интегральная оценка эффективности объекта будет складываться из оценок:

потребительских качеств объекта (расположение, обеспеченность помещениями, наличие оборудования и обеспеченность механизмами и тому подобное);

стоимостных показателей (единичные накладные расходы и издержки);

спектра предоставляемых услуг, их стоимости и качества.

Расчет основных параметров склада

Далее приведем основные параметры складов и правила их расчета. Общая площадь склада включает:

полезную площадь, т.е. площадь, предназначенную для хранения (включая площадь под стеллажами и т.п.) - Sпол;

площадь приемочных и отгрузочных площадок, включая площадь погрузо-разгрузочных рамп - Sпр;

служебную площадь, занятую конторскими и другими помещениями, Sсл;

вспомогательную площадь, занятую проездами и проходами, - Sвсп и определяется по формуле:

общ = Sпол + Sпр + Sсл + Sвсп.


Потребность в общей складской площади при проектировании складских объектов рассчитывается с применением разных методик. К их числу относятся наиболее известные способы:

1)Первый способ является наиболее удобным и простым. Расчетная формула имеет вид:

пол = Q/?,


где Q - количество продукции, которое необходимо разместить на складе, т, ? - нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.

) С помощью коэффициента заполнения объема емкость любого оборудования для хранения материалов и изделий (ячейки, стеллажи, штабеля и тому подобное) определяется по формуле:

пол = Vоб * ? * b ,


где Vоб - геометрический объем продукции, м3;

? - удельный вес, т 1м3;- коэффициент заполнения объема.

Зная габаритные размеры единицы принятой продукции или стеллажей и их количество, можно определить полезную площадь склада для хранения:


Sпол = I*b*n = Sоб*n,


где I, b - геометрические размеры;- количество единиц продукции (стеллажей).

) При определении площади с использованием норматива ее рассчитывают по показателю товарных запасов, выраженному в условных вагонах. Нормы площади на один вагон дифференцированы в зависимости от способа укладки и ее высоты (3-5 м). Площадь хранения при этом рассчитывают по каждой товарной группе по формуле:

пол = Qcp * N*k,


где Qcp - средний товарный запас (в условных вагонах, автомобилях и т.п.);- норма площади хранения условной единицы;=1,2 - коэффициент перевода среднего товарного запаса в максимальный.

Рассчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада.

При приближенных расчетах общая площадь складов может определяться в зависимости от полезной площади через коэффициент использования а.

) Площадь приемочной (отгрузочной) площадки:

пр = Q*kн*t/360*?,


где Q - годовое поступление материала, т;

? - нагрузка на 1кв. м площади, т;н - коэффициент неравномерности поступления материала на склад (1,2-1,5);- количество дней нахождения материала на приемочной площадке (до 2 дней).

)Площадь офисного помещения рассчитывается в зависимости от числа работающих. При штате склада до 3 работников площадь офиса принимается по 5 м2 на каждого человека; от 3 до 5 - 4 м2, более 5 работников - по 3,25 м2.

) Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых материалов, размеров грузооборотов, подъемно-транспортных средств. Для этой цели пользуются формулой:


А = 2*В + 3*Q,


где А- ширина проезда, см;

В - ширина транспортного средства;

С- ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается 15-20 см).

На практике ширина главных проездов, как правило, принимается от 1,5 до 4,5 м. Ширина боковых проездов (проходов) - от 0,7 до 1,5 м.

Для сыпучих грузов важно определить объем штабеля, для жидких продуктов - объем резервуара. Данные для расчетов, которые характеризуют эти продукты, можно взять из справочников.

Определение параметров мест погрузки-разгрузки осуществляется по следующей методике. Минимальная ширина пандуса (рампы), используемого для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м. Большинство современных складов имеют ширину разгрузочных рамп до 6 м.

Высота пандуса должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного, транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузов зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Плат формы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей, не оборудованных холодильной камерой. В связи этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или выравнивающие платформы.

При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. На железнодорожном транспорте также существует тенденция к увеличению габаритов вагонов, как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов. Участок разгрузки необходимо проектировать таким образом, чтобы принимать любы вагоны.


.3 Основные задачи «технологического процесса на складе»


Структура решения задачи «технологического процесса на складе» представлена на рисунке 6. Рациональная организация внутри складского процесса основывается на соблюдении следующих основных принципов:

?автоматизация и механизация технологических операций,

?оптимальное использование площади и емкости помещений,

?организация сквозного товарного потока,

?планомерность и ритмичность складских работ, полная сохранность товара.

Одним из ключевых параметров для оптимизации технологического процесса, связанного с транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами и последующим складированием, является грузовая единица - некоторое количество товаров, которое грузят, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках технологической цепи в единое целое.

Правильно сформированная грузовая единица позволяет обеспечить:

?высокую степень сохранности груза,

?сравнительно низкие затраты труда,

?эффективность выполнения погрузочно-разгрузочных работ за счет их комплексной механизации и автоматизации,

?возможность перегрузки без переформирования,

?безопасность выполнения складских работ.


Структура решения задачи «Организация технологического процесса на складе»

Штриховое кодирование в настоящее время охватило большое число стран и находит все новые области использования. Система автоматической идентификации, основанная на применении штрих кодов, произвела революцию в области торговли во всем мире. Каждому виду товара присваивается отдельный уникальный номер EAN, когда необходимо подчеркнуть его отличительные особенности. Уникальный номер необходим для:

?идентификации вида товара,

?его цвета и упаковки,

?модификации партии товара.

Механизация и автоматизация складских работ - основное направление совершенствования организации работ, связанных с хранением материальных ценностей и передачей их в производство. Современный склад - это сложное хозяйство, состоящее из вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота до 10 и более метров); автоматических штабелирующих машин с программным управлением, специальной тары, перегрузочных устройств, технических средств систем автоматического управления складом и т.д.

Большое распространение получили вертикально-замкнутые (люлечные) склады с программным управлением, которые занимают малые производственные площади, но имеют достаточно большую емкость за счет вертикального расположения.

В современном предприятии процессы транспортировки и складирования все более интегрируются в единый автоматизированный комплекс, управляемый ЭВМ.

Современная технология управления свидетельствует о том, что работа предприятия должна быть организована не вокруг организационной структуры, отделов или отдельных функций, а вокруг бизнес-процессов, которые в нем протекают. Мировой опыт показывает, что самые большие резервы предприятия кроются именно в оптимизации его процессов.

Глава 2. Организация складского хозяйства гипермаркета ООО «O'кей»


.1 Общая характеристика предприятия


Наименование: гипермаркет ООО«O'кей» в г.Уфа.

Местонахождение: РБ, г. Уфа

Почтовый и юридический адрес: РБ, г. Уфа, ул. М.Жукова д.39

Факс: 2440505, E-mail: o'keymarket@mail.ru

Сайт: <www.okeymarket.ru>

Группа компаний «Окей» основана и зарегистрирована в Санкт-Петербурге в 2001 году. Первый гипермаркет сети открылся в Санкт-Петербурге в мае 2002 года. 26 февраля 2010 г. в г. Уфа состоялось торжественное открытие гипермаркета "О'КЕЙ", э то 46-й по счету торговый комплекс (19-й гипермаркет) в столице республики. Новый магазин представляет формат классического европейского гипермаркета: площадь торгового зала более 11300 кв.м.

В ассортименте "О'КЕЙ" представлены более 45 000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров. В этом магазине работает более 500 человек.

Начиная с 2001 года доля сетевых торговцев на российском розничном рынке неуклонно растет. Именно на розничном рынке происходит встреча товара с конечным потребителем. И уже сейчас розница начинает диктовать свои условия: ассортимент, цены, качество товара, определенные требования к упаковке, а также к тем или иным видам поставок.

Специальные замеры и исследования показывают - торговля лучше, чем производитель или поставщик, отслеживает реальные потребности и предпочтения покупателей. Именно торговые сети знают, как быстрее можно удовлетворить потребителей. Данная все возрастающая роль розницы последние 10 лет является ключевой тенденцией во всем мире.

Уже на этапе создания сети гипермаркетов «О'Кей» стало понятно, что ей придется работать в условиях жесткой конкуренции со стороны как уже существующих российских розничных сетей, так и стремящихся в Россию крупных западных ритейлеров. На данный момент в городе Уфа сложилась такая ситуация, что многие покупатели предпочитают покупать товары именно в гипермаркетах, потому что у них есть ряд преимуществ, таких как: огромный ассортимент, приемлемая цена практически на все виды товара, большая экономия времени, возможность тщательно ознакомиться с товаром, а в тех или иных случаях воспользоваться услугами консультантов.

Основной задачей для них является удовлетворенность покупателя качеством и количеством предоставляемых нами услуг. Их целью является то, что они хотят, чтобы у них были самые довольные покупатели. Политика состоит в том, чтобы предложить покупателю быстрое и достойное обслуживание, надежный выбор качественных товаров по самым приемлемым ценам, вкусную продукцию собственной кулинарии; создать приятную атмосферу для покупок, сэкономить время и силы клиента предоставлением возможно полного спектра товаров и услуг под одной крышей.

Гипермаркет «О'Кей» использует традиционные для большинства продуктов стратегии позиционирования. Гипермаркет «О'Кей» отдают приоритет стратегии «цена-качество». По довольно низкой цене они предлагают практически все виды товара. За счет больших закупок, они могут позволить себе снизить цены практически до возможного минимума.

Хотелось бы отметить, что гипермаркет «О'Кей» рассчитан на средний класс потребителей - людей, стремящихся к новой культуре потребления, быстроте и качеству обслуживания, а также свободе выбора товаров и услуг.

Огромное значение придается качеству. Сервис гипермаркета«О'Кей» соответствует европейскому уровню и отвечает требованиям даже самых взыскательных клиентов.

Стремительным развитием масштабов деятельности, по мнению сотрудников компании, сеть гипермаркетов обязана своим корпоративным целям: думать так, как думает покупатель; делать так, как он хочет; предлагать то, что он пожелает. Единственный ресурс развития - это посетитель магазина, который снова и снова приходит в магазины «О'Кей». Каждый магазин сконструирован так, чтобы максимально отвечать требованиям клиентов. Гипермаркет предлагает оптовые цены, которые оставляют значительный запас для формирования розничной цены.

Потенциальный рынок состоит из совокупности людей со схожими потребностями в отношении конкретного товара, достаточными ресурсами, готовностью и возможностью покупателя. Проникновение на рынок осуществляется посредством посещения различных международных выставок, ярмарок, использования в работе каталогов. Все это позволяет дать значительный творческий потенциал для повышения конкурентоспособности продукции.

В настоящее время гипермаркет «О'Кей» расширил рынок потребителей, за счет увеличения ассортимента.

Гипермаркет «О'Кей» создал современную, фирменную упаковку на товар (пакеты, сувенирная упаковка и т.д.), что позволило увеличить товарооборот на 9%.

Всю рекламную стратегию гипермаркета «О'Кей» можно условно разделить на 3 части:

-цели, направленные непосредственно на стимулирование спроса как в целом по товарному ассортименту фирмы, так и по отдельным товарам;

-набор мероприятий, способствующих созданию определенного имиджа фирмы в глазах покупателей;

действия, направленные на лоббирование интересов фирмы во властных структурах, в общественных организациях, в других фирмах.

Как правило, используются все перечисленные меры, но в зависимости от определенных факторов, в какой-то период развития какая-то из них преобладает.

Так как гипермаркет функционирует уже более года, то реклама в первую очередь должна быть направлена на поддержание имиджа фирмы и поддержание спроса (газеты, щиты, радио, видеоролики). Но, несмотря на это, для стимулирования продаж или продвижения какого-либо нового товара в качестве носителя рекламной информации используются буклеты и плакаты внутри магазинов и промоакции (дегустации).

Гипермаркет «О'Кей» не имеет четко выраженной целевой аудитории, так как ассортимент фирмы позволяет каждой целевой группе найти подходящий товар. Девиз гипермаркета «О'Кей» можно выразить следующим образом: "гипермаркет для всей семьи, где каждый найдет товар по своему вкусу".

В настоящее время гипермаркет «О'Кей» является «раскрученным» и успешно функционирует. Поэтому можно сделать вывод, что покупатели достаточно проинформированы о деятельности фирмы.

В гипермаркете есть своя хлебопекарня, наименование продукции которой до 100 видов. Так же есть свой цех по производству вторых блюд и салатов.

На данный момент основными конкурентами гипермаркета «О'Кей» является сеть гипермаркетов ?Карусель?,?Пятерочка?, средние по размеру и немного отличающиеся позиционированием товарного предложения и разновидностью услуг магазины ?Магнит?,? ?Копейка?, ?Монетка?, ?Перекресток?. Но в отличие от первых, последние не могут составить достойной конкуренции сети гипермаркетов «О'Кей», потому что они рассчитаны на другой рынок потребителей. Имеется в виду то, что посетители этих магазинов пользуются их услугами больше по территориальному признаку, или же в том случае, когда им надо совершить небольшую покупку. А у гипермаркета «О'Кей» немножко другой профиль, он рассчитан на большие закупки, которые могут позволить покупателям в ближайшее время не выезжать за покупками.

Организационная структура управления ООО гипермаркета«О'Кей»



Для общей характеристики финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2010 год необходимо выделить несколько базовых показателей.


Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности гипермаркета ООО«О'Кей» за 2010 год

Показатели2010123456789101. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.486 986,002. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 442 334,003. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб.0,914. Среднесписочная численность ППП, чел.5485. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. 888,666. Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. 88 591,007. Среднегодовая заработная плата 1 работающего, руб.161 662,008. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 77 987,0010.Фондоотдача, руб.6,211.Фондовооруженность труда 1 работающего, тыс. руб. 142,312.Прибыль до налогообложения, тыс. руб.44 610,0013.Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 44 652,0014.Рентабельность продаж, %9,17

Важным показателем успешности деятельности компании, естественным образом, является прибыль до налогообложения, которая равна 44 610 00 тыс.руб. Показатель рентабельности основной деятельности, в целом характеризующий эффективность организации имеет отрицательную направленность, что говорит о необходимости немедленного принятия мероприятий по повышению эффективности деятельности организации. На мой взгляд, существует несколько путей по улучшению положения фирмы.

Во-первых, сложившиеся на рынке условия высокой конкуренции требуют от предприятия мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, которые могут заключатся во введении нового уровня контроля качества реализуемых товаров и услуг, маркетинговых исследованиях, изучении потребностей потребителей с целью совершенствования продукции и услуг и т.д. Все это позволит повысить спрос на продукцию, способствуя тем самым повышению объемов реализации продукции и выполняемых услуг, что явится одним из факторов снижения затрат на 1 рубль реализованной продукции.


.3 Расчет основных параметров склада и показателей эффективности его работы


Важной особенностью гипермаркета «O'кей» является то, что данное предприятие объединяет помещение склада с торговыми, офисными, служебными помещениями. Таким образом, одно общее здание подразделяется на две основные части: первая часть - торговый зал, где происходит непосредственно реализация товаров; вторая часть - складское помещение. Данное помещение, общей полезной площадью около 2500 кв. м.

Склад в гипермаркете ООО «O'кей» подразделяется на секции по категориям товаров, коридорами, проходами между секциями и входную группу, куда заезжают грузовики с продукцией для ее разгрузки. По форме собственности помещение не является арендованным, поскольку организация имеет права владения на данное сооружение, что позволяет сделать содержание склада менее затратным. По описанию данный склад представляет собой отапливаемое одноэтажное здание высотой потолка 6,5 м. Расположение секций склада определено таким образом, чтобы обеспечить прямолинейность грузопотока. Теперь рассмотрим основные моменты и особенности организации работы складского хозяйства на ООО «O'кей».

Когда продукция поступает на предприятие вместе с ними приходит товарно-транспортная накладная. В ней указываются вид транспорта, заказчик, грузоотправитель, грузополучатель, пункт погрузки, разгрузки. Кроме того, в документе имеется таблица, где содержаться следующие данные: наименование товара, страна ввоза, цена за единицу, стоимость, вид тары, масса брутто. Страна, отправившая товар ставит штамп и подписывает документ. Далее поступившую продукцию отгружают по определенным секциям склада. Выгрузка продукции на склад осуществляется с помощью погрузчиков. Поступив на склад, продукция подлежит размещению на складе. Прием продукции на склад осуществляет заведующий складом. Параллельно с приемом он занимается заполнением документации. Поступление продукции на склад оформляется приходным ордером, который подписывается заведующим складом и экспедитором, доставившим груз. При отсутствии, каких либо расхождений между документами и доставленными ценностями приходный ордер можно не выписывать, а оформлять приход проставлением штампа на сопроводительных документах поставщика (грузоотправителя), в оттиске которого содержаться основные данные приходного ордера. Здесь же материально ответственное лицо учиняет подпись об оприходовании груза. В приходном ордере указывается склад, на который поступают материалы, поставщик, корреспонденция счета, наименование, сорт, размер и марка материальных ценностей. Указывается код, количество, цена, сумма и порядковый номер записи по складской карточке. Составляется два экземпляра. Один экземпляр идет в бухгалтерию, а копия остается на складе. Если выявлено отклонение по количеству, ценам, качеству от договора, составляется приемный акт. Учет материалов на складе ведется с помощью карточки складского учета. В ней указываются: склад, стеллаж, ячейка, марка, сорт, размер, цена, норма запаса, наименование продукции. Указывается номер документа от кого получено или кому отпущено, приход, расход, остаток. Этот документ остается на складе.

Продукция со склада предприятия отпускаются в торговый зал для реализации по мере необходимости. Ведению внутренней отчетности уделяется так же немаловажное внимание. Основной задачей заведующего сладом является осуществление работ по приему, хранению, отборке, комплектованию, отпуску товарно-материальных ценностей и ведению учета их движения. Он назначается и освобождается от должности приказом директора предприятия. Заведующий складом является материально-ответственным лицом. Его основные обязанности:

организация работы по размещению, хранению, отборке, комплектованию и отпуску продукции с наиболее рациональным использованием складских помещений и оборудования;

обеспечивает своевременное и правильное оформление документов первичного учета и передачу их в соответствующие структурные подразделения предприятия по снабжению и сбыту продукции;

распределяет обязанности между сотрудниками склада и контролирует их выполнение;

организует учет материальных ценностей, следит за их движением;

обеспечивает сохранность товарных ценностей по количеству и качеству;

контролирует исправность помещений, складской тары, дает заявки на своевременный ремонт;

проверяет правильность оформления документов на отпуск товаров со складов, обеспечивает отборку, комплектование и отпуск;

обеспечивает соблюдение трудовой дисциплины сотрудниками ск

В гипермаркете ООО «O'кей» склад выполняет следующие основные функции:

временное размещение и хранение строительных материалов;

преобразование материальных потоков;

обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Наиболее важным местом на складе является основная зона, где непосредственно хранятся все материалы. А в зоне комплектования производится комплектование продукции для передачи в торговый зал.

На рисунке 4отображена схема складского технологического процесса в гипермаркете.

На рисунке 5 изображена схема движения документов на складе при отпуске товаров в производство или на сторону гипермаркете. Как видно из рисунка 5, основным структурными единицами, принимающими участие в этом процессе являются старшие продавцы отделов, экономист по ценам, оператор, директор или главный бухгалтер, а также бухгалтер, зав. складом, зав. экспедицией, шофер. Все эти люди тесно взаимосвязаны между собой в процессе движения товаров на складе.

В обязанности старших продавцов отделов входит составление заказа и непосредственно сам заказ партии товара на складе гипермаркета.

Товаровед-реализатор, как одно из основных звеньев сложной цепи движения товаров на складе организации, производит оформление заказа и работу по всем вопросам оформления документации.

Схема складского технологического процесса гипермаркете ООО «O'кей»


В обязанности экономиста по ценам входит контроль за ценой отпускаемых товаров в торговый зал.

В обязанности оператора входит проверка правильности оформления и заполнения счета- фактуры на отгружаемую со склада продукцию.

В обязанности главного бухгалтера входит проверка и подпись всех счетов-фактур.

Зав. экспедицией осуществляет контрольные функции по комплектации продукции и выписке товарных накладных в торговый зал.

Грузчики осуществляют погрузочно-разгрузочные работы.

Основными штатными единицами, задействованными в процессе приемки товаров на склад являются бухгалтер, товаровед, экономист по ценам и зав. складом.

Принятую продукцию доставляют в зону хранения, где их размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. В зависимости от вида продукции для них создают определенные условия хранения.

Далее следуют операции, связанные с отпуском продукции; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка продукции к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке продукции в торговый зал (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств); сдача продукции старшим продавцам.

Внутри склад организации отделан специальным материалом, предназначенным для поддержания необходимой температуры и влажности внутри склада. Кровля - шиферная.

Внутри склада поддерживается наиболее оптимальная температура и влажность, которая время от времени регулируется специально разработанной и построенной системой воздухоотведения и установленным кондиционером.

Оптимальная температура, поддерживаемая на складе организации равна 24 0 С, оптимальная поддерживаемая влажность равна 45 %. Такие условия наиболее благоприятны для хранения продукции на складе организации.

На складе небольшие оконные проемы для уменьшения количества поступающего света, который может оказаться губительным для ряда товаров и привести к их порче.

На складе организации используется специально освещение.

Освещение на складе вполне соответствует требуемым нормативам по освещенность складов. В точке А отмечено рабочее место заведующего склада, где вопрос освещенности имеет наиболее важное значение. Поэтому там установлена дополнительная лампочка.

Здесь же к рабочему месту зав. складом подведена система водоснабжения и канализации, предусмотренная планом при строительстве склада в организации.

Внутри склада нет специально установленных грузоподъемных машин (краны и т.п.), так как реализуемые в организации товары не столь тяжелы по весу. Внутри склада используются следующие основные механизмы:

тележка Автокар для перемещения грузов;

специальные стеллажи , предназначенные для хранения на них товаров.

Количество стеллаже составляет 45 штук, расставлены по периметру склада и в центре на тех площадях, где хранятся материалы в виде стеллажей. Высота стеллажа 4,5 м, его ширина 2,5 м.

Однако основным недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является появление встречных грузовых потоков с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами. Организация в одном месте приемки и отправки будет также затруднена, если тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны.

Но, осваивая данную методику использования совмещенного участка, предприятие выработало свою специфику борьбы с возникающими сложностями. Облегчить организацию совмещенного участка помогло разнесение по времени операций поступления и отправки.

В отношении организации хранения можно выделить следующие характеристики данного складского помещения:

товары не размещают в проходах, не загораживают огнетушители и розетки;

не складывают поддоны или товары в слишком высокие штабеля;

обеспечивают постоянное место для хранения подъемно-транспортного оборудования;

поддерживают оптимальные режимы хранения товаров - температуру и влажность воздуха;

предохраняют товары от моли и грызунов;

отсыревшие товары просушивают и проветривают;

для поддержания необходимого санитарно-гигиенического режима регулярно производят тщательную уборку помещения, а также его дератизацию, дезинсекцию, дезинфекцию и дезодорацию.

Таким образом, все требования по поводу условий хранения продукции и исходного сырья выполняются.

Если анализировать вид хранения, то можно сказать, что в данном случае используется напольный вид хранения, который является простейшей системой размещения грузов. Основным способом укладки при этом является штабель - укладка грузовых пакетов или товарных упаковок друг на друга.

Конструктивные особенности изготавливаемой продукции позволяют складывать и закреплять изделия друг над другом без определенных технических приспособлений. Кроме того, складирование продукции штабелями в данном случае не противоречит правилам безопасности, поскольку производимые товары являются очень легкими, обладая малым весом.

Управление складского хозяйства ООО «O'кей» ведется с помощью автоматизированной системы управления складским и производственным процессом через программу «1С: Торговля и Склад».

«1С: Торговля и склад» представляет собой компоненту «Оперативный учет» системы «1С: Предприятие» с типовой конфигурацией для автоматизации складского учета и торговли. Компонента «Оперативный учет» предназначена для учета наличия и движения материальных и денежных средств. Она может использоваться как автономно, так и совместно с другими компонентами «1С: Предприятия».

«1С: Торговля и склад» предназначена для учета любых видов торговых операций. Благодаря гибкости и настраиваемости, система способна выполнять все функции учета - от ведения справочников и ввода первичных документов до получения различных ведомостей и аналитических отчетов.

Использование системы дает следующие преимущества перед другими системами учета и контроля:

?увеличивает точность данных о товаре до 99,9%

?позволяет избежать потерь товара и рабочего времени

?позволяет проводить инвентаризацию без прерывания работы склада

?ускоряет товарооборот

?сокращает объем бумажной работы.


.2 Оценка эффективности использования складского помещения в гипермаркете ООО «O'кей».


Определение размеров технологических зон и общей Общая полезная площадь склада равна 2500 м2.


Экспликация технологических зон склада

Наименование технологической зоныРазмер площади, м2Структура , %1Зона хранения (грузовая площадь)2 50057,12Зона хранения ( площадь проходов и проездов)1 24028,23Участок приемки продукции159,33,634Участок комплектования продукции112,32,565Приемочная экспедиция171,73,916Отправочная экспедиция142,43,257Рабочее место складского персонала561,288Общая площадь склада4 381,7100Общая площадь склада равна сумме рассчитанных выше площадей: 4 381,7 м2.

Оценка эффективности использования склада в организации

Оценку эффективности использования склада в гипермаркете ООО «O'кей» проводим в следующей последовательности:

Определим экономическую эффективность работы склада с использованием таблицы 6.


Экономическая эффективность работы склада в в гипермаркете ООО «O'кей».

№ п/пЭкономические показателиЕдиница измеренияКоличество 1Годовой оборот на складе руб.130 056 090,32Годовой оборот на 1 м22,1- общей площадируб.29 681,653Численность работниковвсегочел.24в том числе3.1- управленческий персоналчел.43.2- складской персоналчел.204Годовой оборот на складе4.1- на 1 работника в целом руб.541 900,015Издержки обращения в расчете5.1всего руб.119 877 024,20в том числе зарплата руб.360 000,005.2- в % к оборотувсего%92,17в том числе зарплата в объеме издержек%0,276Прибыль руб.10 179 066,17 Рентабельность%7,8

Как видно из таблицы 6, рентабельность работы склада в организации равна 7,8 %. Это свидетельствует об неэффективном использовании склада в организации. Так же результаты инвентаризации, проведенной в конце 2010 года показали, что на складе имелась просроченная продукция и продукция, которая не пользовалась спросом, которая в стоимостном выражении равна 20 340 542 руб. Данный показатель свидетельствует об отсутствии рационального использования складских площадей.

Технико-экономические показатели использования складских помещений в организации

Эффективность складского хозяйства в гипермаркете ООО «O'кей».

это показатель рационального использования складских помещений, уменьшения затрат времени на выполнение различных операций, получения максимума прибыли при наименьших затратах, гибкости принятии решения.

Для оценки эффективности использования складов можно использовать систему экономических показателей [10]:

складской оборот;

коэффициент полезной площади склада;

коэффициент использования полезного объема склада;

уровень механизации складских работ.

Основные технико-экономические показатели работы склада в ЗАО «Техстройсервис» представлены в таблице 9.


Основные технико-экономические показатели работы склада в гипермаркете ООО «O'кей» в 2010 г.

№ п/пНаименование показателяЕд .измерения2010 г.1Складской оборотруб.130 056 090,32Коэффициент полезной площади склада-0,783Коэффициент использования полезного объема склада-0,654Уровень механизации работ %81

В результате проведения расчетов по эффективности использования склада в гипермаркете ООО «O'кей» был составлен прогноз эффективности использования склада в организации на предстоящий плановый год. Показатели эффективности использования склада организации на плановый год отображены в таблице 8.


Прогноз эффективности использования склада в ООО «O'кей» на предстоящий плановый год

№ п/пНаименование показателяЕд .измеренияЗначение1Складской оборотруб.145 000 0003Коэффициент полезной площади склада-0,824Коэффициент использования полезного объема склада-0,755Уровень механизации работ %82

Как видно из таблицы 8, в гипермаркете ООО «O'кей» планируется рост всех основных показателей эффекитвности использования склада, что является положительным моментом в деятельности организации. Так как повышение эффективности использования склада способствует сокращению складских расходов организации на хранение продукции, сокращает потери товаров на складе.


Глава 3. Направления совершенствования организации работы и технического оснащения складского хозяйства


.1 Рекомендации по улучшению использования склад в гипермаркете ООО «O'кей»


В основу рационального использования складов в гипермаркете ООО «O'кей» необходимо осуществить следующие важнейшие принципы:

планомерность;

ритмичность;

рациональная организация товарного потока на складе;

эффективное использование средств труда;

механизация и автоматизация складских операций;

полная сохранность свойств товаров.

Складской технологический процесс должен быть четко спланирован. Для этих целей в в гипермаркете ООО «O'кей»необходимо разработать календарные графики, планы поступления и отпуска товаров, которые позволяют заблаговременно подготовиться к выполнению операций по разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать складские площади, транспортные средства и рабочую силу.

Ритмичность технологического процесса в гипермаркете ООО «O'кей» предполагает повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Соблюдение ритмичности в работе склада способствует планомерному распределению рабочего времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работников, а также наиболее полному использованию транспортных средств и складских помещений.

Рациональная организация товарного потока в гипермаркете ООО «O'кей» предусматривает внутрискладские перемещения товаров максимально короткими, непересекающимися, противоположно направленными путями. Пути движения товаров должны быть максимально выпрямленными как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Такая организация товарного потока обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.

Принцип эффективного использования средств труда в гипермаркете ООО «O'кей» предполагает оптимальное использование площади, емкости и оборудования складов.

Важную роль в рациональной организации и осуществлении технологического процесса в в гипермаркете ООО «O'кей» играют механизация и автоматизация складских операций. В механизации и автоматизации складских операций заложены огромные резервы роста производительности труда складских работников, повышения эффективности использования площади и емкости погрузо-разгрузочных работ, сокращения простоев транспортных средств.

Обеспечение полной сохранности свойств товаров в гипермаркете ООО «O'кей»-также один из важнейших принципов рациональной организации складского технологического процесса. Оно достигается созданием надлежащего гидротермического режима хранения товаров, удобной системой их укладки и размещения, организацией постоянного контроля в процессе хранения.

Одним из условий в рациональной организации складского технологического процесса в гипермаркете ООО «O'кей» является четкое распределение обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие операции.

Существенным резервом повышения эффективности функционирования товаропроводящих систем на складах в гипермаркете ООО «O'кей» является переход от традиционного разрозненного решения задач складирования и транспортировки к проектированию единых транспортно- складских процессов.

Сопряженность складского процесса в гипермаркете ООО «O'кей» с внешней средой достигается решением различных задач, значительная часть которых связана с обработкой материальных потоков на постах разгрузки и приемки товаров.

Склад является наиболее общим элементом логистических цепей. Рационализация материальных потоков на нем - резерв повышения эффективности функционирования любого предприятия.

Задача определения оптимального приемлемого варианта размещения материалов на складе в гипермаркете ООО «O'кей» может быть решена при определении оптимальных мест хранения для каждой группы материалов с использованием метода Паретто.

Согласно данному методу 20 % объектов на складе, с которыми обычно приводится иметь дело, дают , как правило, 80 % результатов этого дела.

На складе в ЗАО «Техстройсервис» применение метода Паретто позволяет минимизировать количество передвижений посредством разделения всего ассортимента материалов на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко.

Как правило, часто отпускаемые товары на складе организации составляют наибольшую часть всего ассортимента, и располагать их в неудобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых « горячих линий». Товары, требующиеся реже, отодвигают на «второй план» и размещают вдоль «холодных линий».

«Горячие линии» показывают направления размещения материалов на складе, используемых наиболее часто для формирования заказа. «Холодные линии» показывают размещение на складе товаров, используемых менее часто при отпуске покупателю. Градация направлений расположения товаров на складе необходима для более эффективного использования складских площадей в организации.

Вдоль горячих линий могут также располагаться крупногабаритные товары и товары, хранящиеся без тары, так как их перемещение связано со значительными трудностями.

Непременным условием рациональной организации работ на складе является наличие номенклатуры - ценника материалов, списка должностных лиц, которым предоставлено право разрешать отпуск материалов и образцов их подписей, графика отпуска материалов, должностных инструкций и форм учетной документации.

Для грузов, выгружаемых в ночное время или же прибывших без сопроводительных документов в поврежденной таре, в зоне выгрузки и приемки должно быть отведено и оборудовано место для временного хранения . Для рационального размещения различных товаров составляют экономически и технологически обоснованные схемы размещения. Задача заключается в определении оптимальных мест хранения для каждой товарной группы. Применение методов решения данной задачи (например, проведение АБС-анализа) сдерживается необходимостью наличия на складах соответствующего программного обеспечения и вычислительной техники, а также подготовленного персонала. В схемах размещения за товарами определенных групп, подгрупп и наименований, как правило, закрепляются постоянные места хранения (адресная система хранения). Каждому месту хранения присваивают код (индекс, порядковый номер, условное обозначение и тому подобное), используя разные способы кодирования. Коды мест хранения товаров - необходимые элементы автоматизированной системы поиска, перемещения и укладки грузов - заносят в базу данных. Они вводятся при поступлении товара и указываются при распечатке листа комплектации (маршрутной карты).

Важное значение для организации размещения и хранения материалов имеет способ закрепления мест хранения, о которых уже шла речь ранее. В настоящее время используют три способа закрепления мест хранения:

  • постоянный;
  • переменный;
  • смешанный.

Постоянное закрепление мест хранения вводится для продукции, которая постоянно находится на складе в качестве запаса, а также для продукции, которая требует специального технологического оборудования для складирования.

Переменное закрепление мест хранения вводится для массовой, крупногабаритной и тяжеловесной продукции с небольшим сроком хранения. Применение этого способа дает возможность максимально использовать места хранения для укладки поступившей продукции.

Сущность этого способа состоит в том, что после укладки продукции на свободное место в стеллаже на графической модели стеллажа, которая крепится на его торце, в клетку, соответствующую занятой ячейке стеллажа, навешивается карточка с указанием номенклатурного номера продукции и ее разновидности. При отпуске всей продукции с места хранения карточка снимается с модели.

В практике работы складов применяют также смешанную систему закрепления продукции за местами хранения, при которой часть мест хранения закрепляется за определенными видами продукции постоянно, а часть - переменно. Однако наиболее экономичным является способ переменного закрепления продукции, позволяющий максимально использовать оборудование для хранения материалов.


.2 Описание выбранного программного продукта «ИП: торговый Склад Проф.3»


Недостатком «1С: Торговля+склад» является то, что эта система не предназначена конкретно для специализированных торговых предприятий, в ней не учтена специфика их деятельности. Так же система не учитывает просроченный, "залежавшийся" товар.

Оптимальной программой для усовершенствования нашего склада будет «ИП: торговый Склад Проф.3» разработанная компанией «Рилл-Софт», поскольку с помощью нее можно решить все поставленные задачи. Основным преимуществом является открытая платформа «Инфо-Предприятие» благодаря которой, любые другие функции не входящие в базовую комплектацию программы по желанию клиента (руководство склада) могут быть реализованы на месте (для этого необходимо связаться с сервисной службой разработчика этой программы и докупить у них необходимые модули или модуль; например, модуль «Бухгалтерия»). Возможность внедрения подобных модулей на предприятие свидетельствует о полной автоматизации всего предприятия.

Назначение системы «Торговый склад ПРОФ» является настройкой на платформе «Инфо-Предприятие 2.2» и представляет собой систему для автоматизации складского учета в торговле и на производстве, одновременно как для малых, так и для крупных предприятий.

Система управляет грузами, имеющими уникальные номера, выдавая команды на перемещение грузов в определенные зоны склада или выполнение других операций с ними в соответствии с решаемыми на складе задачами.

Работа системы невозможна без технологий автоматической идентификации - радиочастотной или штрихкодирования. Для сбора и передачи данных все чаще стали применять LAN-системы на основе локальной радиочастотной сети.

Функционируют эти системы следующим образом. Прибывший на склад товар поступает в зону приемки, штрихкоды на паллетных этикетках сканируются. Если в системе уже имеется информация об этой паллете, которая могла быть передана поставщиком по электронной почте или на дискете, паллета подается в зону хранения.

Предварительно система автоматически, исходя из габаритных и массовых характеристик паллеты, находит свободное место на складе, где будет размещена паллета. Программа распределяет задания по размещению грузов между работниками склада. Эти задания распечатываются или передаются в портативные терминалы сбора данных. Они оптимизированы таким образом, чтобы работники не мешали друг другу и их пути по возможности не пересекались. Рабочий склада может попытаться «переубедить» систему и заставить ее согласиться, что товар может быть размещен по другому адресу. Если система «соглашается», новый физический адрес размещения груза будет заменен и в базе данных складской системы.

Другая команда работников склада занимается подбором заказанного товара. В их терминалы сбора данных система также помещает набор заданий.

Задание выглядит как набор цифровых данных - обычно номер груза, который необходимо отобрать, и номер ячейки, где данный груз расположен либо куда данный груз должен быть доставлен, а также описание операции с данным грузом. Для подтверждения правильности выполнения операций работник сканирует штрихкоды на грузах и ячейках, которые используются для кодирования уникальных номеров грузов и ячеек. Следующая операция выдается только после подтверждения правильности выполнения предыдущей операции. Таким образом, система позволяет контролировать любое перемещение груза и управлять всеми работами на складе, который может обслуживать команда из нескольких человек. При приеме продукции в программу можно вбить такую характеристику как срок годности, при окончании срока годности программа за несколько дней оповестит сотрудноков об этом. Так же программа может оповещать о товаре, которвый носит сезонный характер, чтобы данный вид товара не "залеживался".

Склад должен быть оснащен компьютерами со следующей комплектацией:

Сервер:

процессор - 2400 ГГц

ОЗУ - 3 Гб

Видео - 256 Мб

винчестер - 240 Гб

Рабочие станции:

процессор - 1800 ГГц

ОЗУ - 1 Гб

видео - 128 Мб

винчестер - 80 Гб

Системные требования «ИП: Торговый склад Проф.3»:

Процессор - 600 МГц

ОЗУ - от 128 Мб

Винчестер - от 200Мб свободного пространства

ОС: Win2003 или выше

Комплектация компьютеров полностью удовлетворяет системные требования программы «ИП: Торговый склад Проф.3».


.3 Оценка эффективности использования предлагаемого программного продукта «ИП: торговый Склад Проф.3»


Технологический процесс приемки товара на складе с оформлением всей сопровождающей документации после установки программного продукта «ИП: торговый Склад Проф.3» теперь занимает намного меньше времени. Сотрудники склада не тратят время на поиск свободных мест, не персекаются в проходах и не мешают друг другу.

В год время на рутинную работу сотрудников сократилось до 300 часов на 1 человека. В стоимостном выражении затраты уменьшились на 15 000 руб.

Учитывая, что с примененим данной программы у гипермаркета не будет "ненужных" запасов на складе, то в оборот поступит 20 340 542 руб.

Стоимость программы

ИП2 ПРОФ: Торговый Склад 3 для Win95/98/NT/ME/XP/2003/2007 - 25 000,00 руб.

ИП2 ПРОФ: Торговый Склад 3 дополнительное рабочее место (10 мест) - 7 000,00 руб.

Обучение работе

Курс рассчитан на 20 академических часов, стоимость курса (с одного человека) - 1 200,00 руб.

Обучить необходимо 15 человек - 1200 * 15 = 18 000,00 руб.

Программа курса:

·Установка, запуск и настройка программы «Инфо-Предприятие»

·Создание и настройка рабочего журнала хозяйственных операций

·Настройка плана счетов

·Ввод и проверка исходных остатков

·Способы ввода информации в журнал хозяйственных операций

·Файловые операции при работе с журналом хозяйственных операций

·Фильтр журнала хозяйственных операций

·Кассовые операции и операции с подотчетными лицами

·Операции по расчетному счету

·Основные средства и нематериальные активы и начисление износа

·Счета, счета-фактуры, формирование книги продаж и книги покупок

·Учет валюты

·Начисление и расчет зарплаты

·Формирование сведений в пенсионный фонд

·Формирование встроенных отчетных форм

·Регламентная отчетность, построение баланса и других регламентных отчетных форм

Занятия проходят в благоустроенном классе, оснащенном современной компьютерной техникой под руководством профессиональных преподавателей, специализирующихся по программе «Инфо-Предприятие».

Абонементное обслуживание

Вызов специалиста, включая 1 час работы по обслуживанию сетевых (от 2-х пользователей и более) версий программы ИП:ТС - 2 500,00 руб.

Полное абонементное обслуживание, за 1 месяц (Инфо-Предприятие, техническое, информационное) - 4000,00 руб.

Доставка и установка программы

Доставка и установка программных продуктов Инфо-Предприятие (кроме дополнительных рабочих мест) осуществляется бесплатно, в г. Уфа.

Финальная стоимость программы с ее установкой, обучением работе и месячным обслуживанием

Стоимость программы - 25000,00 руб.

Стоимость доп. раб. мест -7 000,00 руб.

Стоимость обучения - 18 000,00 руб.

Стоимость 240 мин. работы специалиста (установка программы на доп. раб. места) - 5000,00 руб.

Стоимость обслуживания за 1 месяц - 4000,00 руб.

Итого: 25000 + 7000 + 18000 + 5000 + 4000 = 59000,00 руб.

После внедрения на склад программы «ИП2 ПРОФ: Торговый Склад 3» можно отметить следующие положительные показатели:

сокращение издержек за счет повышения эффективности логистических процессов

ускорение процедур выполнения всех технологических операций на складе, печать сопроводительных документов

прозрачный управленческий и оперативный учет на складе с широким выбором аналитических данных

снижение трудовых затрат

снижение стоимости инвентаризации, за счет использования мобильных компьютерных терминалов сбора данных. Инвентаризация склада без остановки его работы

снижение частоты проведения инвентаризации склада

повышение качества обслуживания клиентов, за счет точного и своевременного выполнения сформированных заказов

получение информации в on-line режиме обо всех процессах, товарах и персонале склада

снижение потерь товара на складе.


4. Информационное обеспечение технологического процесса гипермаркета ООО «O'кей» в г.Уфа


Программа имеет инновационный эргономичный и интуитивно понятный интерфейс, которому разработчики уделили особое внимание. При кажущейся простоте и незатейливости программы она обладает большим количеством функций. Существенным отличием от других программ является то, что она сама подстраивается под особенности складского учета, в результате пользователь видит только те функции, которые ему нужны и ничего лишнего. На рис. 2 и 3 видно снимок накладной с минимальным и стандартным набором функциональности.










Так же предусмотрен групповой выбор товаров - такой способ занесения товаров в накладную, когда отгружаемое кол-во указывается в справочнике товаров. Такой способ значительно сокращает время формирования документа (рис. 5).


<#"justify">Учет любых видов движения товара

В базовой версии заложены наиболее распространенные товарные операции: приход, реализация, возврат и др. Однако, список доступных операций может быть легко расширен пользователем. Операции могут иметь статус (состояние), которое влияет на отражение операций в учете. Например, счет может быть в состоянии выписки, резерва и т.д. В процессе изменения состояния происходят и изменения в учете.

Гибкая система автонумерации документов

Для всех исходящих документов предусмотрена система автонумерации (рис. 6). Для каждого типа документа можно задать свой способ автонумерации. Например, можно использовать шаблоны номеров. Если вы работаете от лица нескольких юридических лиц, то вы можете использовать как сквозную нумерацию, так и раздельную. При сквозной автонумерации документов номера накладных и счетов будут общими для всех наших фирм. По каждому году ведется своя нумерация и в зависимости от даты документа, программа будет использовать номера этого года.


<#"justify">Возможность использования упаковок и единиц измерения

Упаковка может быть привязана к товару, группе или быть общей для всех товаров Упаковка может быть задействована везде, где участвует товар.

Программа позволяет на разных стадиях движения товара использовать как базовую единицу измерения, так и различные виды упаковки. Например, в программе можно оприходовать товар в коробках, в прайс-листе указать цену за штуку, реализовать в ящиках, а отчеты получить в контейнерах и на всех этапах будет выполнен правильный пересчет кол-ва, цен и сумм.

Вывод документов и отчетов может осуществляться как в базовых единицах измерения, так и в упаковках. Инвентаризация выполняется в тех упаковках, в которых приходил товар, либо в базовых единицах измерения, если товар приходил в разных упаковках.

Выписка счетов с резервированием товара и частичная отгрузка

Резервирование может производится на определенное количество дней. Предусмотрена возможность отслеживания просроченных счетов. Отгрузка по счету может производиться как целиком, так и частично (выборочно) рис.7. Программа контролирует отгруженное по счету количество товаров. Счет может частично или полностью оплачиваться в части отгружаемых товаров (рис. 8).


<#"100" src="doc_zip17.jpg" /> <#"justify">Многовалютный учет

Предусмотрено ведение справочника курсов валют на каждый день. Валюты могут использоваться в прайс-листах, категориях цен, могут задаваться в целом для товара. Курсы валют задаются по отношению к курсу ЦБ, обычно это рубль, но можно задать и другую валюту. Первичные документы могут заноситься в любой валюте, а курс браться из справочника валют или указываться индивидуально. Вывод документов на печать может осуществляться как в валюте документа, так и в базовой валюте или любой другой. Валюта платежного документа и накладной, которую он оплачивает, могут и не совпадать, но при этом, вне зависимости от валюты документа, книги покупок и продаж правильно считаются и формируют результат в базовой валюте. Колонка «цена», которую пользователь видит при выборе товара, всегда пересчитывается из валюты прайс-листа в валюту документа по указанному в документе курсу.

Аналитический учет товаров

Справочник товаров содержит набор дополнительных атрибутов, которые определяются исходя из вида деятельности фирмы, например производитель товара, срок его хранения и др. Но этого бывает недостаточно для работы и анализа данных. Поэтому в программе реализован многомерный аналитический учет товаров. Аналитическими характеристиками товара являются цвет, размер, партия, серийный номер или любая другая характеристика товара, не влияющая на его цену или скидку. При реализации пользователь всегда видит, сколько товара заданного цвета и размера. Для всего набора аналитик может быть включена проверка остатков. Любая аналитическая характеристика может быть привязана к товару, группе или быть общей для всех товаров. Все отчеты можно просматривать как в разрезе какой-либо аналитики, так и в целом по товару.

Учет договоров

Все проводимые операции с клиентом можно упорядочить по договорам. Взаиморасчеты с клиентом могут выполняться как в рамках того или иного договора, так без указания. В договоре может быть указан целый ряд характеристик. Можно задать максимальную сумму задолженности клиента или максимальное количество дней резервирования товара, для того чтобы программа контролировала это. Задавая категорию цен и скидок, по которым будут производиться взаиморасчеты, можно управлять тем, по каким ценам будут отгружаться товары. При необходимости можно запрещать или разрешать отходить от условий договора. Отчеты по клиенту могут отображаться как по конкретному договору, так и в целом или с расшифровкой по договорам (рис. 9).


<#"justify">Контроль остатков товаров

Программа отслеживает остатки товаров в реальном режиме времени по всем складам, с учетом всех аналитических признаков товаров и при необходимости, с учетом ГТД (при том условии, если он необходим). Для контроля возникновения отрицательных остатков товаров, предусмотрены три режима: полный запрет отрицательных остатков, предупреждение об их появлении и отключение контроля. В режиме запрета, проверка выполняется на уровне сервера, что гарантирует результат при многопользовательской работе. Расчет остатка может производиться с учетом минимального запаса (неснижаемого остатка). Помимо контроля над фактическими остатками, программа отслеживает резервы товаров и ожидаемое поступление, которые формируются при выписке счетов и заявок соответственно. Вместо контроля над отрицательными остатками можно воспользоваться отчетами, позволяющими выявить их.

Инвентаризация товаров

Инвентаризация выполняется на определенную дату (по которую подсчитывается учетное количество), в том числе и задним числом. Инвентаризация может выполняться как на всю номенклатуру, так и на ее часть и распространяться как на количество, так и на учетные цены товаров (рис. 10). По окончании инвентаризации можно формировать результат, который скорректирует учетные остатки товаров, и необходимые отчетные документы: сличительную опись, формы ИНВ-3, ИНВ-19 и др. В программе хранится история инвентаризаций, фактическое и учетное количество и фактическую и учетную цену на даты их проведения.


<#"justify">Разграничение прав доступа

Для пользователя можно разрешить или запретить доступ (просмотр, добавление, изменение или добавление) к любому журналу, полю, документу и т.д. Можно поставить ограничение на отображаемую информацию. Любые настройки можно выделить в «возможности» и «раздать» их пользователям, такая схема существенно сокращает время добавления и настройки прав пользователей. Контроля над тем, кто, когда и какую информацию добавил, изменил или удалил (рис. 1).


<#"justify">Переход к рыночным отношениям в экономике России расширяет возможности деятельности хозяйствующей организации, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.

Основная задача торгового предприятия - закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли. И далеко не последнюю роль в эффективной деятельности предприятия играет

После внедрения на склад программы «ИП2 ПРОФ: Торговый Склад 3» можно отметить следующие положительные показатели:

сокращение издержек за счет повышения эффективности логистических процессов

ускорение процедур выполнения всех технологических операций на складе, печать сопроводительных документов

прозрачный управленческий и оперативный учет на складе с широким выбором аналитических данных

снижение стоимости инвентаризации, за счет использования мобильных компьютерных терминалов сбора данных. Инвентаризация склада без остановки его работы

снижение частоты проведения инвентаризации склада

повышение качества обслуживания клиентов, за счет точного и своевременного выполнения сформированных заказов

получение информации в on-line режиме обо всех процессах, товарах и персонале склада

снижение потерь товара на складе.

складской хозяйство гипермаркет

Список использованной литературы


1.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004.

.Альбеков А.У. Костоглотов Д.Д. Введение в коммерческую логистику: Уч. пособие. Ростов-на-Дону-РГЭА, 2002.

3.Альбеков А.У. Федько В.П. Митько О.А. Логистика коммерции. С-П-Феникс, 2001.

.Афанасьева Н. В. Логистические системы и российские реформы. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов. 2005.

.Васильев Г. А. и др. Логистика. - М.: Экономическое образование. 2008.

6.Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - М.:ИВЦ «Маркетинг», 2003.

7.Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга.- Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГАС, 2006.

.Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. - М.: Прогресс-Академия, 2007.

.Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учеб. пособие / Под общ. научной ред. проф. А. В. Зырянова. Екатеринбург, 2005.

.Костоглодов Д.Д., Парамонов М.Ю., Стаханов В.Н., Шахнулов Э.А. Экономика коммерческого предприятия: Учебное пособие.- СпБ, 1995.

.Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы. М.: Издательство «Приор», 2008.

.Котлер Ф. и др. Основы маркетинга: Пер. с англ.- 2-е европ. изд. - М.; СПб.; Киев.: Издательский дом «Вильямс», 2009.

.Леншин И. А., Смоляков Ю. И. Логистика. В 2-х ч. - М.: Торговые предприятия, 2009.

. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2001.

.Макмиллан У. Японская промышленная система / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2003.

.Миротин Л. Б., Ташбаев Ы.Э. н др. Транспортная логистика: Учеб. пособие. - М.: Брандес, 2007.

.Миротин Л.Б. Логистика интегрированных цепочек поставок. М.: Брандес, 2005.

.Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.

.Рейфе М.Е. Организация развития логистической деятельности на оптовом рынке. // Управление предприятием. 2002. №3.

.Родников А. Н. Логистика: Терминолог. словарь. - М.: Экономика, 2006.

.Сергеев В. И. Логистика: аналитический обзор.// Маркетинг. 2004. №4.

22.Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Промышленный маркетинг. - Учебное пособие. Москва: РГСУ, 2005.

.Федосеев Б.В. Логистика 1.2 - система управления материальными запасами. // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите 2005. №3.


Теги: Организация складского хозяйства в ООО "O'кей" в г. Уфа  Диплом  Маркетинг
Просмотров: 33695
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация складского хозяйства в ООО "O'кей" в г. Уфа
Назад