МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра товароведения непродовольственных товаров
ОТЧЕТ
о прохождении учебной практики
Организация работы торгового предприятия на примере магазина ООО «АРМИАКС» города Минск
Студентка
ФЭУТ , 3 курса, ЗГТ-2
А.Л. Сазанович
Руководитель от БГЭУ
Зоткина А.Н.
Руководитель от организации
Д.М. Войтеховский
Минск 2014
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Характеристика торгового предприятия
. Нормативные документы, регулирующие деятельность магазина
. Приемка товаров по количеству и качеству
.1 Наличие нормативных документов
.2 Результаты работы по контролю качества
.3 Условия хранения товаров, подготовка их к продаже
. Методы продажи товаров и обслуживание рабочего места продавца
.1 Устройство и оборудование рабочего места продавца
.2 Методы и правила продажи товаров
.3 Материальная ответственность работников магазина
. Режим работы магазина
. Характеристика ассортимента
.1 Источники формирования ассортимента
.2 Разнообразие и широта ассортимента. Информация о товаре
.3 Соответствие ассортимента ассортиментным перечням
Вывод
ассортимент приемка товар магазин продажа
1. Характеристика торгового предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «АРМИАКС» (ООО «АРМИАКС») как юридическое лицо зарегистрировано государственным учреждением «Администрация свободной экономической зоны Могилев» 3 декабря 2012 г. с регистрационным номером 812003338.
В Республике Беларусь регистрация ООО и деятельность ООО регламентирована Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Общество обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать и иные реквизиты.
Местонахождение общества:212008 г. Могилев, ул. Криулина, 27А
Целью создания ООО «АРМИАКС» является более полное насыщение рынка товарами автоаксессуаров и автопринадлежностей , а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.
Предметом деятельности предприятия в соответствии с Уставом Общества является:
·розничная и оптовая торговля автоаксессуарами и автопринадлежностями;
·осуществление хозяйственной, коммерческой, торгово-посреднической и торгово-закупочной деятельности;
·иные виды деятельности, не запрещенные законом.
ООО «АРМИАКС» соответствии с Уставом обязано:
·выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РБ и заключенных им договоров;
·заключать трудовые договоры;
·полностью и в срок рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям;
·осуществлять все виды обязательного страхования;
·своевременно предоставлять декларацию о доходах и бухгалтерскую отчетность;
·уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством.
Миссия организации: «Мы смотрим на мир глазами наших клиентов и стараемся учитывать их потребности. Мы будем рады видеть Вас в числе наших клиентов, и приложим весь наш профессионализм и опыт, чтобы помочь в решении ваших задач».
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - директором. Директор несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями. Он должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
На данном торговом предприятии «АРМИАК» учредителем является Мигас Андрей Николаевич. Обязанности заместителя директора возложены на Войтеховского Дмитрия Михайлович, главного бухгалтера на Арутенян Елена Степановна.
Списочный состав торгового предприятия составляет 18 человек, из них 10 составляет торгово-оперативный персонал, 4 человека административно-управленческий и 4 человека приходится на вспомогательный персонал.
Данное предприятие работает шесть дней в неделю (выходной понедельник ) с 09.00 до 18.00 ч, с перерывом на обед с 13.00 до 14.00.
2. Нормативные документы, регулирующие деятельность магазина
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
июля 2003 г. № 231-З
О торговле
Принят Палатой представителей 12 июня 2003 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2003 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 247-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 133, 2/996) <H10300247>;
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259) <H10600162>;
Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 66-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 300, 2/1618) <H10900066>
Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на осуществляющих торговлю на территории Республики Беларусь юридических лиц (далее - торговые организации) и индивидуальных предпринимателей.
Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с:
осуществлением продажи товаров физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;
осуществлением внешнеторговой деятельности;
куплей-продажей ценных бумаг;
куплей-продажей недвижимости;
осуществлением валютно-обменных операций;
оказанием коммунальных услуг;
деятельностью ломбардов;
объектами интеллектуальной собственности.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и их определения:
торговля - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров;
товар - вещи (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенные для продажи;
рынок - имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для осуществления юридическими и физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными;
торговый объект - имущественный комплекс, а также иное имущество, используемое для осуществления торговли, принадлежащие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином законном основании торговым организациям и (или) индивидуальным предпринимателям;
торговый реестр - перечень торговых объектов, торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории Республики Беларусь;
закупочная интервенция - закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в установленном порядке в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения;
товарная интервенция - продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в установленном порядке в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.
Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о торговле
Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/839) и других актов законодательства.
Статья 4. Международные договоры
Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.
Статья 5. Субъекты и объекты торговли
Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.
Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.
Статья 6. Торговые объекты
Торговые объекты в зависимости от их архитектурно-строительных характеристик подразделяются на стационарные и нестационарные.
Стационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям.
Нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижные.
Торговые объекты должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям, установленным законодательством.
Режим работы торговых объектов устанавливается по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, а в отношении объектов, расположенных на территории производственных, учебных и иных организаций, - также по согласованию и с органами управления (руководителями) этих организаций.
Статья 7. Виды торговли
Торговля подразделяется на следующие виды:
оптовая торговля;
розничная торговля;
общественное питание (торгово-производственная деятельность).
Субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько видов торговли в формах, предусмотренных главой 3 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Статья 8. Оптовая торговля
Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
Торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады (общетоварные, специализированные), организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.
Статья 9. Розничная торговля
Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи.
ГЛАВА 4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ
Статья 16. Основные принципы государственного регулирования торговли
Основными принципами государственного регулирования торговли являются:
соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли;
исключение неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли;
приоритет экономических методов государственного регулирования торговли;
обеспечение условий реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара;
ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;
защита государством прав и законных интересов субъектов торговли и потребителей.
Статья 17. Основные формы государственного регулирования торговли
Основными формами государственного регулирования торговли являются:
техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, государственная гигиеническая регламентация и регистрация товаров;
лицензирование торговли в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
квотирование поставок товаров;
формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.
Статья 18. Ограничения и запреты на осуществление торговли
Ограничения и запреты на осуществление торговли устанавливаются законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Статья 19. Правила торговли
Правила торговли - единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание (торгово-производственную деятельность).
Правила торговли подразделяются на правила торговли отдельными видами товаров и правила торговли, осуществляемой в формах, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона.
Правила торговли отдельными видами товаров и правила торговли, осуществляемой в формах, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства торговли Республики Беларусь.
Статья 20. Основные полномочия Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли
К основным полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли относятся:
принятие в пределах его компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли;
разработка и реализация республиканских долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;
координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов в области торговли;
создание и ведение торгового реестра в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
формирование товарных ресурсов, обеспечение проведения закупочных и товарных интервенций;
обобщение опыта применения законодательства о торговле, разработка предложений по его совершенствованию;
осуществление государственного контроля в области торговли;
применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;
осуществление мониторинга конъюнктуры внутренней и внешней торговли, распространение полученной информации среди заинтересованных субъектов торговли;
иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 21. Основные полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли
К основным полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли относятся:
разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
принятие в пределах их компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли;
осуществление государственного контроля в области торговли;
применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;
иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 22. Государственная поддержка и содействие торговле
Государственными органами в пределах их полномочий в области торговли последовательно и на системной основе проводится работа по:
созданию условий для эффективной деятельности субъектов торговли;
поддержке инвестиционной деятельности, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, осуществление и внедрение научных исследований, а также внедрение новых технологических процессов;
привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;
осуществлению программ демонополизации торговли;
поддержке и развитию предпринимательства;
формированию стабилизационных фондов товаров;
приватизации объектов торговли;
освоению экономически мало эффективных торговых зон, расположенных в отдельных местах проживания граждан или приложения их труда, труднодоступных населенных пунктах, экологически неблагоприятных районах;
созданию и развитию отраслевых и территориальных ассоциаций, союзов торговых организаций;
стимулированию торговли посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иного экономического стимулирования в соответствии с законодательством.
Государственные органы содействуют субъектам торговли в развитии устойчивой и эффективной системы товародвижения, выполнении работ, оказании услуг потребителям и стимулировании их деятельности.
Статья 23. Меры государственного воздействия по стабилизации торговли
Субъектам торговли гарантируется право осуществления свободного оборота товаров, распоряжение которыми не ограничено обязательствами по договорам поставки для государственных нужд или иными обязательствами.
Министерство торговли Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают проведение закупочных и товарных интервенций в целях формирования и использования стабилизационных фондов товаров в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.
Закупочные интервенции проводятся в форме организованных закупок товаров, а товарные интервенции - в форме организованных продаж товаров из стабилизационных фондов товаров. Организованные закупки и продажа товаров осуществляются на договорной основе. Закупочные интервенции проводятся в случаях, когда свободные цены на товары опускаются ниже уровня цен, обеспечивающего минимально необходимый уровень доходов для простого воспроизводства, или когда субъекты торговли не могут реализовать товары вследствие сокращения спроса на них.
Товарные интервенции проводятся в случаях дефицита отдельных видов товаров, а также роста свободных цен, способного повлечь ухудшение жизненного уровня населения.
Статья 24. Финансирование закупочных интервенций
Финансирование закупочных интервенций производится за счет:
доходов от проведения товарных интервенций;
привлеченных заемных финансовых средств;
средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
иных источников.
ГЛАВА 5 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ
Статья 25. Государственный контроль в области торговли
Государственный контроль в области торговли осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, иными уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции (далее - контролирующие органы) в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 26. Основные полномочия должностных лиц контролирующих органов
Должностные лица контролирующих органов в целях осуществления государственного контроля в пределах своей компетенции имеют право беспрепятственно посещать служебные и производственные помещения субъектов торговли с учетом режима их работы в случаях:
поступления от физического или юридического лица в письменной форме жалобы или заявления о нарушениях законодательства Республики Беларусь о торговле;
проведения не более одного раза в год плановой проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности или проведения внеплановых проверок (ревизий) по поручению уполномоченных органов.
Должностные лица контролирующих органов имеют право в установленном законодательством порядке производить отбор проб и образцов товаров для проведения испытаний (анализов) и осуществлять контрольные покупки в целях проверки соответствия отпускаемых потребителям товаров техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, полному весу (мере).
Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности субъектов торговли, отбор проб и образцов товаров, контрольные покупки и другие проверки осуществляются должностными лицами контролирующих органов только при предъявлении служебных удостоверений и предписания, выданного этими органами в пределах их компетенции, в котором должны быть указаны наименования контролирующих органов, назначивших проверку (ревизию), и субъекта торговли, подлежащего проверке, должности и фамилии проверяющих, цель проверки (ревизии) и срок ее проведения.
Должностные лица контролирующих органов по результатам проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Республики Беларусь о торговле, составляют акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений законодательства Республики Беларусь о торговле, оформляются справкой. Один экземпляр акта или справки представляется субъекту торговли, подвергшемуся проверке (ревизии).
Статья 27. Приостановление, прекращение реализации товаров
В случаях выявления в ходе проверки (ревизии) реализации товаров, не соответствующих техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре, а также реализации товаров без предусмотренных законодательством приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности (сроками службы) или без указания сроков годности (сроков службы), если установление этих сроков обязательно, а равным образом в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки (ревизии) контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию этих товаров.
Руководителю субъекта торговли, допустившего нарушения, предусмотренные частью первой настоящей статьи, выдается предписание о приостановлении реализации товаров до устранения выявленных нарушений или предписание о прекращении их реализации.
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о торговле
Нарушение законодательства Республики Беларусь о торговле влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Контролирующие органы и их должностные лица за необъективность и искажение результатов проводимых проверок (ревизий), а также за разглашение государственных секретов и коммерческой тайны субъектов торговли несут ответственность в соответствии с законодательством.
Неправомерные действия контролирующих органов и их должностных лиц могут быть обжалованы субъектами торговли в вышестоящий контролирующий орган и (или) суд.
ГЛАВА 6 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением статьи 30 настоящего Закона, которая вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 30. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:
подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения о приведении законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Республики Беларусь А. Лукашенко
3. Приемка товаров по количеству и качеству
Доставляемые в зону приемки товары принимаются по количеству и по качеству.
Приемка товаров по количеству - это установление точного количества поступившего товара и его соответствия данным сопроводительных документов, предусматривающее выполнение следующих операций:
отбор тарных мест для вскрытия;
вскрытие тары;
подсчет количества единиц (взвешивание товаров);
сверка с сопроводительными документами.
Приемка товаров по количеству осуществляется, как правило, путем сплошного подсчета единиц, меры и массы товара в данной партии (за исключением товаров в фабричной упаковке), однако допускается и выборочная проверка количества товаров.
При проведении приемки товаров по количеству проверяется соответствие фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах. К ним относятся: упаковочные листы, накладные и счета.
Один из основных товаросопроводительных документов - накладная, пример которой приведен на с.
В накладной указываются номер и дата выписки, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость - НДС) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями предприятий поставщика и получателя.
Количество экземпляров, в которых выписывается накладная, зависит от условий получения товара покупателем - вида предприятия-поставщика, места передачи товара и др. Например, при отпуске товара со склада поставщика накладная выписывается на основании договора, заключенного между поставщиком и покупателем, требования на отпуск товара с указанием наименования, артикулов и количества необходимого товара и при предъявлении материально ответственным лицом - представителем торгового предприятия-покупателя доверенности на приобретение товара. В этом случае накладная оформляется в 4 экземплярах: 1 -и и 2-й экземпляры остаются у грузоотправителя (1-й экземпляр - в бухгалтерии предприятия, 2-й - у материально ответственного лица, который осуществляет отпуск товара на складе), а 3-й и 4-й экземпляры поступают вместе с товаром к грузополучателю. Один экземпляр представляется в бухгалтерию торгового предприятия-покупателя, а другой остается улица, отвечающего за хранение товара, и учитывается коммерческой службой или товарным отделом.
При поступлении товаров с оптовых баз может оформляться накладная на отпуск материалов на сторону по форме № М-15.
Накладные на перевозку товаров в торговле имеют небольшие различия в зависимости от вида используемого транспорта. Специализированные формы товарных накладных № 1-Т, № 2-Т, № 3-Т, № 4-Т, которые применяются организациями и предприятиями отрасли торговли в качестве товарного раздела к товарно-транспортной накладной единого образца, были утверждены еще в 80-е гг. и с тех пор не пересматривались.
Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является приходным документом при поступлении товаров на розничное торговое предприятие. Документом, сопровождающим поступление на торговое предприятие крупной партии товара автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (торговля).Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного.
Товарный раздел заполняется поставщиком товара и содержит сведения:
о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты);
о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нетто), цена, сумма, вид упаковки).
Здесь же указываются суммы НДС, а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших товар.
Транспортный раздел ("Сведения о грузе") заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:
дата;
номер автомобиля и путевого листа;
наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя;
пункты погрузки и разгрузки (при необходимости);
сведения о грузе (артикул, наименование и краткое описание товара; единицы измерения; количество единиц; цена за единицу; сумма на которую поставляется товар (с учетом НДС и спецналога).
Кроме того, указываются документы, следующие с грузом, вид упаковки, количество мест.
При поступлении товара железнодорожным транспортом сопроводительным документом является железнодорожная накладная, содержащая следующие реквизиты:
номер и дата оформления накладной;
полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика, плательщика; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
основание отпуска товара (номер, дата договора, наряда, заказа).
Товарный раздел заполняется грузоотправителем, который указывает наименование товара, артикул, количество, цену, сумму, сумму оптовой надбавки, общую сумму к оплате (с выделением суммы НДС). К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая отметка в накладной. Транспортный раздел заполняется при перевозке и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.
Железнодорожная накладная является приходным документом и передается представителю розничного торгового предприятия на основании доверенности на получение груза (товара).
Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть оформлена (при аналогичном порядке оформления и получения) накладная на перевозку груза в универсальном контейнере.
Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, приведенный на с. 212. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара одновременно с накладной (номер и дата оформления которой обязательно указываются в счете), а в случае предоплаты - до отпуска товара и также является основанием для оплаты товара.
Один из необходимых документов - доверенность, которая используется при получении товара вне склада покупателя (на складе поставщика, железнодорожной станции, пристани, в аэропорту) и подтверждает право материально ответственного лица на получение товара.
Доверенность оформляется по типовой форме № М-2 или М-2а. Существуют небольшие отличия в учете доверенностей как бланков строгой отчетности: форма № М-2 учитывается по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о получении и использовании доверенности, а учет доверенностей по форме № М-2а (в этой форме корешок отсутствует) ведется в "Книге доверенностей" или журнале регистрации. Доверенность содержит следующие реквизиты:
номер и дата выдачи;
срок действия (срок определяется возможностями получения и вывоза товара);
наименования и адреса плательщика и потребителя (получателя доверенности), а также банковские реквизиты плательщика; кроме того, указывается наименование поставщика: должность, фамилия, имя, отчество, сведения о паспорте материально ответственного лица, на имя которого выдается доверенность;
номер и дата документа, являющегося основанием для отпуска товаров.
Приводятся также наименование и краткое описание товаров, подлежащих получению, с указанием единиц измерения и количества (прописью). Подпись получателя в доверенности должна быть удостоверена руководителем торгового предприятия и главным бухгалтером и заверена круглой печатью предприятия. После получения товара в бухгалтерию предприятия представляются документы, подтверждающие совершение торговой операции, и в книге (журнале) учета доверенностей проставляются номер и дата сопроводительных документов.
3.1 Наличие нормативных документов
Рис 1.
3.2 Результаты работы по контролю качества
Приемка товаров по качеству - это определение достоинства товаров (т.е. их качества), комплектности (т.е. наличия всех предметов, входящих в данный комплект) и маркировки.
Приемка товаров по качеству предусматривает выполнение следующих операций:
перемещение товаров к рабочему месту товароведов-бракеров;
вскрытие тары;
непосредственная проверка качества и его соответствия условиям договора.
Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договорами поставки, ГОСТами или техническими условиями. Во всех остальных случаях приемка по качеству осуществляется в следующие сроки: на скоропортящиеся товары - не позже 24 часов с момента поступления; по остальным товарам - не позднее 10 дней при одногородних и не позднее 20 дней при иногородних поставках.
Обычно проводится сплошная проверка качества и комплектности товаров. Однако допускается и выборочная проверка, если это предусмотрено условиями договора.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, комплектности, маркировке товаров, установленных в договоре и указанных в сопроводительных документах, приемка товаров приостанавливается. Затем составляется акт, который является юридическим основанием для выставления претензий поставщику. При этом в сопроводительных документах делается отметка об актировании.
Акт составляется в 5 экземплярах и только на те товары, по которым установлены расхождения.
При приемке товара руководству торговых предприятий необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар или его заверенной копии, подтверждающими качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителя.
При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров на складе ведется по данным маркировки и внутритарным упаковочным листам, а при их отсутствии - по фактическому наличию товара.
Во всех случаях приемку товаров осуществляют материально ответственные лица, на которых возлагается материальная ответственность за поступившие ценности.
После завершения приемки товаров каждому из них отводится определенное место на складе. При выборе места хранения товара учитываются количество и частота поступления товаров.
3.3 Условия хранения товаров, подготовка их к продаже
Организация ООО «АРМИАКС» имеет 2 склада. Местонахождение: 220095 г.Минск, ул. Плеханова 968; Минская обл. Минский р-н д.Озерцо «Торговый мир кольцо № 535»;
Автотовары хранятся на стеллажах - массивные внизу, легкие повыше.
При организации хранения продукции большое внимание уделяется конструктивным особенностям склада. При оснащении складов готовой продукции распределительных центров чаще всего используется стеллажный тип склада, который предполагает многоярусное хранение грузов на палетах. В этом случае можно хранить как однородные, так и разнородные грузы. При укладке груза обычно используется два типа палет: EURO 800*1200*150, FIN 1000*1200*150. Затраты на хранение грузов в таком случае значительно сокращаются в связи с оптимальным использованием складского пространства. Стеллажное хранение позволяет варьировать число уровней хранения, осуществлять свободное перемещение палет, а также использовать компьютерный учет складских запасов. Хранение однородной или разнородной продукции малых и средних размеров осуществляется в ящиках, устанавливаемых на полках, что в свою очередь предполагает ручную обработку грузов. Полочное хранение может быть организовано также для хранения негабаритных грузов (например, автозапчастей).
Автотовары тщательно обследуются опытными автослесарями на предмет их технической пригодности к дальнейшей безопасной эксплуатации. Упаковка, привычная при покупке в автомагазине, запчасти, требующие особых условий, хранения консервируются по всем правилам практической механики.
Основной задачей склада, обеспечивающего потребности автопроизводства, является своевременная поставка в магазин необходимого количества комплектующих нужного ассортимента. Таким образом, складские операции по подбору и поставке комплектующих становятся частью общего производственного технологического процесса и должны быть синхронизированы с планом выпуска готовой продукции автопроизводителя.
Огранизации ООО «АРМИАКС» содержит магазин автопринадлежностей по адресу Минская обл., Минский р-н ., д.Озерцо Торговый мир кольцо «Автомол». Соответственно недалеко от склада.
В торговый зал магазина товары должны поступать полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям. Характер и объем этих операций определяются свойствами товара, степенью его готовности к продаже, методами продажи товаров.
Операции по подготовке товаров к продаже подразделяют на общие и специальные.
К общим для всех товаров подготовительным операциям относят: распаковку, сортировку, проверку правильности маркировки, придание товарного вида (облагораживание), перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров. Распаковка - это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов.
Сортировка - предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам: размерам, фасонам, сортам, ценам.
В подготовку к продаже школьно-письменных и канцелярских товаров входит оформление ценника(приложение ).
Облагораживание товаров предполагает очистку их от пыли, загрязнений, утюжку, удаление заводской смазки, устранение мелких дефектов и т. п.
Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, размера, цены.
Распаковка товаров включает освобождение товаров от внешней транспортной тары, далее их сортируют, очищают от пыли, загрязнений, устраняют мелкие дефекты, проверяют правильность маркировки, оформляют ценники. данные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с оборудованными рабочими местами. В крупных магазинах могут быть предусмотрены распаковочные, фасовочные, разрубочные, мастерские по мелкому ремонту товаров.
Ответственность за качество подготовки товаров к продаже несут заведующие секциями и отделами магазинов, менеджер торгового зала.
Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, фасовки и т. п. Они характерны только для отдельных товаров.
В частности, технически сложные товары и товары сложного ассортимента требуют осуществления специальных операций для подготовки их к продаже. Каждая товарная единица должна иметь ярлык с указанием краткой технической характеристики и аннотацией. На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, масса нетто, стоимость, дата фасовки, номер фасовщика или фамилия продавца.
Безусловно, при торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что значительно ускоряет процесс их продажи, увеличивает объемы продаж и повышает культуру обслуживания покупателей.
С позиций минимизации затрат наиболее эффективной является фасовка на предприятиях промышленности или посредническими звеньями.
Подготовка товаров к продаже должна выполняться до открытия магазина или в свободное от обслуживания покупателей время. Подготовленные к продаже товары укладывают в тележки, ящики-лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал.
Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой работы кассовых аппаратов и весоизмерительного оборудования.
4. Методы продажи товаров и обслуживание рабочего места продавца
работников магазина
4.1 Устройство и оборудование рабочего места продавца
На рабочем месте продавца хранят запасы и образцы всех товаров, имеющихся в продаже, а также производят отпуск товаров покупателям. Площадь рабочего места продавца равна произведению длины прилавка (по фронту) на глубину от передней линии. В данном случае площадь рабочего места продавца в магазине «Автомол», 9 кв.м.
4.2 Методы и правила продажи товаров
Продажа товаров через прилавок обслуживания осуществляют продавцы в магазинах, которые применяют этот метод, завершающий этап торгово-технологического процесса состоит из следующих операций: встреча покупателя я и выявления его намерений (спроса); предложение и показ товара, помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров, проведение технологических операций, связанных с отмеривания, нарезкой, взвешиванием товаров и т.п.; расчетные операции; упаковка и выдача покупок . При этом расчетные операции могут выполняться на рабочем месте как продавца, так и контроллера-кассир.
При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, подтверждающую дату реализации и право покупателя на гарантийное обслуживание, выписать товарный чек и вручить его покупателю.
Несмотря на то что при организации продажи товаров через прилавок обслуживания населения затрачивает значительное время на приобретение товаров, ограничивается самостоятельность покупателей в выборе товаров, традиционный метод продажи товаров все же достаточно широко распространен в предприятиях отечественной торговли Применение традиционного метода продажи товаров в современной торговой практике обусловлено как объект внимания, так и субъективными факторами . Основным объективным фактором использования продажи товаров через прилавок обслуживания является существование ряда товаров, которые нецелесообразно реализовывать предоставлении покупателям ям неограниченного доступа к товарной выкладки, - дорогие ювелирные изделия, часы, фотоаппараты и другие специфические с точки зрения организации обслуживания покупателей товары, среди субъективных факторов у первую очередь можно назвать попытки продавцов и администрации магазинов предотвратить кражи товаров покупателями.
При продаже товаров через прилавок обслуживания основная нагрузка приходится на продавца, от квалификации которого зависит скорость и качество обслуживания покупателей Поэтому важно правильно организовать труд продавца и его рабочее место Так, перед началом продаж товаров продавец должен подготовить необходимый торговый инвентарь, упаковочные материалы, разместить их на рабочем месте, пере верить исправность торгово-технологического оборудования в торговом зале (измерительного, холодильного, контрольно-кассового оборудования), наличие ценников на товарах, информационных указателей и других средств, а также санитарного состояния рабочего места.
Непосредственно во время обслуживания покупателей обязанностью торгового персонала является вежливое, доброжелательное отношение к каждому покупателю, который пришел в торговый зал магазина, при этом во время встречи на покупателя положительно влияет аккуратный внешний вид продавца, чистота и порядок в торговом зал.
В процессе выявления намерений покупателя продавец должен выяснить намерения покупателя относительно фасона, модели, цены и других признаков товара, а сама операция выявления намерений покупателя должна выполняться продавцом ненавязчиво и в вежливой форм. Одним из важнейших элементов обслуживания покупателей в магазине является операция показа товаров, выполняемая после обнаружения намерений покупателя Правильная организация показа товаров может быть обеспечена а лишь на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их преподавания При показе товаров продавец должен предложить несколько разновидностей соответствующих изделий, обратите внимание покупателя на особенности отдельных товаров, предложить другие однородные товары в том случае, если требуется покупателю товар в настоящее время отсутствует в продаже В процессе ознакомления покупателя с товарами продавец может (и обязан) предоставить покупателю квалифицированную консультацию по вопросам назначения товаров, различий между однородными товарами разных марок, способов их эксплуатации и особенности ей ухода, соответствия предлагаемых товаров современным тенденциям развития моды, раскрыть товароведческие, эстетические свойства товара, качество изделий и т.д. Одновременно с этим продавец должен обратить внимание покупателя на наличие новых товаров данного назначения, порекомендовать сопутствующие товарами.
При предоставлении консультации важно не ограничиваться лишь сообщением информации о товаре, которая интересует покупателя, но и обеспечивать пропаганду новых товаров и способствовать воспитанию эстетических вкусов покупке.
Часть необходимой о товарах информации в магазине, который реализует товары по традиционным методом продажи, покупатель может получить с т н немой справки (различных указателей и справочных таблиц ь), которая позволяет в определенной мере ускорить процесс обслуживания отдельных покупателей и сократить время ожидания последующих покупателей на обслуживания. При выборе покупателем определенного товара в обязанности продавца входит выполнение технических операций, связанных с нарезкой, , взвешиванием товаров, которые характеризуются значительными затратами работы и времени на их осуществление Поэтому для качественного обслуживания покупателей рабочее место продавца должно быть организовано в соответствии с требованиями технологических карт организации труда продавцов Технологические карты организации труда продавцов целесообразно разрабатывать для каждого рабочего места с учетом специфики ассортимента реализуемых товаров, особенностей технического оснащения предприятия, применяемых методов продажи .
Продажа товаров по традиционным методом завершается расчетами за товары и вручением покупки покупателю При этом в зависимости от принятой в магазине схемы организации торгово-технологического процесса расчета за товары могут проводиться как непосредственно на рабочем месте продавца, так и на рабочем месте контролера-кассира в узле расчета Поэтому продавец обязан указать покупателю не только с уму оплаты за товар, но и то, в какой кассе нужно оплатить стоимость товара и где можно его получить После оплаты стоимости товара продавец обязан упаковать товар и вежливо вручить покупку покупателю.
4.3 Материальная ответственность работников магазина
Материальная ответственность работников магазина: индивидуальная.
Индивидуальная форма полной материальной ответственности должна устанавливаться только при наличии одновременно следующих условий:
материальные ценности вручаются под отчет конкретному работнику и на него возлагается обязанность по их сохранности;
работнику предоставлено отдельное изолированное помещение или место для хранения (продажи, переработки) материальных ценностей и обеспечены условия для надлежащего выполнения обязанностей;
работник самостоятельно отчитывается перед бухгалтерией организации за принятые им под отчет ценностей.
При индивидуальной материальной ответственности работник заключает с работодателем письменный договор, по условиям которого принимает на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему материальных ценностей даже в тех случаях, когда к указанным ценностям имеют доступ и другие лица.
По договорам о полной индивидуальной материальной ответственности работник самостоятельно и в полном объеме несет ответственность за ущерб, причиненный имуществу работодателя. Полная материальная ответственность позволяет работодателю возместить причиненный ущерб в полном объеме за счет материально ответственного работника. Стоит отметить, что работодатель не имеет возможности наложить на работника полную материальную ответственность, если между ними не заключен договор о полной материальной ответственности. При этом обязательным условием, которое позволяет заключить такой договор является достижение работником 18 летнего возраста, и лишь с теми работниками, которые обслуживают или используют товарные ценности или иное имущество. Как показывает практика, индивидуальная материальная ответственность не всегда обеспечивает надлежащую сохранность товарно-материальных ценностей.
К материальному ущербу будут относиться фактические потери при утрате и порче имущества.
Потери исчисляются исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Рыночной ценой в каждом случае будет являться наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В случаях когда невозможно установить день причинения ущерба, работодатель вправе исчислить размер ущерба на день его обнаружении. Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.
5. Режим работы магазина
Данное предприятие на котором я проходила практику работает шесть дней в неделю (выходной понедельник ) с 09.00 до 18.00 , с перерывом на обед с 13.00 до 14.00.
6. Характеристика ассортимента
6.1 Источники формирования ассортимента
В современных условиях рыночной экономики в Беларуси многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. В связи с этим принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная и рентабельная работа.
Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.
В число важнейших факторов эффективного хозяйствования входит уровень и качество организации коммерческой работы в розничной торговле, так как это направлено на создание и реализацию ассортимента, отвечающего требованиям потребителей на розничном рынке. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
Тема формирования ассортимента товаров в современных условиях очень актуальна. Правильно сформированный ассортимент товаров на основе комплексного исследования рынка и с учетом факторов, влияющих на него, повышает конкурентоспособность организации на рынке и соответственно его доходы и прибыль.
В процессе формирования ассортимента важно учитывать специфику сезонности спроса. Тщательный учет этого вида спроса позволяет получать дополнительные объемы продаж. При этом важное значение имеет оперативное и тактическое управление товарными запасами с учетом сезонных колебаний спроса.
К общим факторам относят все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районе дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи. Производство (в том числе сельскохозяйственной продукции), являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, должен непосредственно учитываться производственными предприятиями при формировании производственных программ. Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент, прежде всего за счет формирования более приемлемых цен. Это связано со снижением затрат на продвижение товаров к конечным потребителям (трансакционных издержек). Поэтому близость производства и его развитость в республике, при условии постоянного повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечивает более благоприятные условия формирования товарных ресурсов и торгового ассортимента хозяйствующими на розничном рынке субъектами. Вместе с тем региональный протекционизм, снижает фактор конкуренции и искусственно сужает ассортимент и выбор покупателей. Продвижение, таким образом, неконкурентной продукции снижает валовые доходы торговли и не способствует развитию производства. Такие меры не должны быть долгосрочными. Формирование ассортимента товаров в соответствии со спецификой обслуживаемых потребителей
Комплексное удовлетворение спроса, обеспечивающее максимальные удобства покупателям и экономию времени в процессе приобретения товаров Обеспечение достаточной полноты, широты, глубины, устойчивости и обновляемости ассортимента.
Обеспечение рентабельной работы магазина.
6.2 Разнообразие и широта ассортимента. Информация о товаре
Рис.2
Рис.3
рис.4
6.3 Соответствие ассортимента ассортиментным перечням
Ассортиментный перечень разрешенный к реализации продукции через торговый магазин «Автомол» ООО «АРМИАКС» 812003338, расположенный по адресу Минская обл. Минский р-н., д. Озерцо, Меньковский тракт,2-535.
Таб.1
№Наименование товараКоличество видов1.Автоаксессуары50-1502.Автопринадлежности50-150
Продукция должна реализовываться при наличии документов, подтверждающих качество, а скоропортящиеся продукты-при наличии холодильного оборудования.
Вывод
ООО «АРМИАКС» представляет собой торговую организацию, специализирующеюся на продаже автотоваров . В результате прохождения практики на данном предприятии мной был проведен ряд работ:
·Ознакомление с торговым предприятием
·Изучение ассортиментной политики торгового предприятия
·Изучение работы контроля качества товаров
·Изучение методов продажи товаров и обслуживания покупателей в магазине