Организация работы розничного рынка и ее совершенствование


Курсовая работа

по дисциплине "Организация, технология и проектирование торговых предприятий"

Тема: Организация работы розничного рынка и ее совершенствование


Содержание


Введение

. Теоретические аспекты организации работы розничного рынка и ее совершенствования на примере центрального рынка г. Хабаровска

.1 Организация работы розничного рынка г. Хабаровска

1.2 Рекомендации совершенствования розничной торговли

2. Анализ розничной торговой сети и эффективность ее использования на примере ООО «Ортопедия для всех»

2.1 Общая характеристика ООО «Ортопедия для всех»

.2 Анализ финансово-экономического состояния ООО «Ортопедия для всех»

.3 Предложения по совершенствованию работы предприятия

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение


Введение


Актуальность темы исследования. Развитие сферы розничного рынка на территории Российской Федерации является одной из основных целевых установок экономической политики. Реализуется данная целевая установка путем создания экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны, что предполагает систематизацию условий, факторов и источников устойчивого экономического развития экономики.

Одним из факторов устойчивого социально-экономического роста страны является развитие сферы розничного рынка. Успешное функционирование розничного рынка создает благоприятные условия для устойчивого роста экономики: развивается конкуренция, создаются дополнительные рабочие места, лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий бытового обслуживания расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил.

Однако должного развития данный сектор экономики не получил в силу ряда нерешенных проблем, связанных с нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в получении инвестиций, помещений, информации, неотлаженностью механизма государственной поддержки.

Целью исследования является разработка теоретических и методических положений по совершенствованию управления развитием предприятий сферы розничной торговли.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1.Изучены основные тенденции и проблемы развития сферы розничного рынка на современном этапе хозяйствования на примере центрального рынка г. Хабаровска.;

2.Рассмотрены подходы по усовершенствованию розничной торговли.

.Проведен анализ финансово-экономического состояния предприятия ООО «Ортопедия для всех», которое относится к сфере розничной торговли.

4.Разработаны рекомендации по усовершенствованию деятельности предприятия.

Объектом курсовой работы является организация работы розничного рынка и ее совершенствование.

Предметом работы является организационно-экономические аспекты управления развитием предприятия, относящегося к сфере розничного рынка.

Теоретической и методической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам совершенствования деятельности предприятий, относящихся к сфере розничного рынка.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи работы.

В первой главе проводится анализ экономической литературы по проблеме развития сферы розничного рынка.

Во второй главе проводится общий и финансово-экономический анализ деятельности предприятия ООО «Ортопедия для всех» г. Хабаровск даются рекомендации по усовершенствованию его работы.

В заключении делаются определенные выводы работы.

Список использованной литературы содержит перечень нормативных актов (Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Закон РФ ««Об обществах с ограниченной ответственностью»), учебных и периодических изданий («Эксперт», «Российское предпринимательство», «Менеджмент в России и за рубежом», «Маркетинг в России и за рубежом»). В работе использованы труды таких авторов, как Басовский Л.Е., Евланов Л.Г., Кибанов А.Я, Цыгичко В.Н. и др.

В Приложении приведена схема методики оценки экономического состояния предприятия, статистические данные физического объема оборота розничной торговли по Российской Федерации.


1. Теоретические аспекты организации работы розничного рынка и ее совершенствования на примере центрального рынка г. Хабаровска


1.1Организация работы розничного рынка г. Хабаровска


Традиционно «рынком» называли место, например деревенскую площадь, где собирались покупатели и продавцы, для того чтобы обменяться товарами. Экономисты используют этот термин применительно к группе покупателей и продавцов, которые обменивают один определенный товар или целый класс товаров; отсюда рынок бытовой техники, зерновой рынок и т. д.

Вопросам исследования проблемы организации работы современного розничного рынка посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Розничная торговля -продажа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B6%D0%B0> товаров <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80> конечному потребителю <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C>. При этом совершенно не важно, каким образом продаются товары или услуги <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%B0> (методом личной продажи, по почте, по телефону или через Интернет), а также - где именно они продаются (в магазине <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD>, на улице или на дому у потребителя).

Раскроем вопрос организации розничного рынка на примере центрального рынка г. Хабаровска.

Законодательной базой деятельности данного рынка является Закон о защите прав потребителей <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9>, в котором регулируются отношения между продавцом и покупателем, а также Федеральный закон <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность <#"justify">¾площадь торгового зала

¾количество товарных позиций

¾уровень обслуживания покупателей

¾технология размещения товара

Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг.

Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.

Фирмы-производители изготавливают товары и продают их фирмам, занимающимся оптовой <#"justify">¾приобретение товара у оптовика и продажа любому желающему в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);

¾формирование ассортимента товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей <#"justify">Функции, которые должна выполнять розничная торговля на центральном рынке г. Хабаровска для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям, определяются ее сущностью и заключаются:

¾в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;

¾в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;

¾в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

¾в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;

¾в формировании товарных запасов <#"justify">В настоящее время центральный рынок г. Хабаровска испытывает сильную конкуренцию со стороны супермаркетов. Современный покупатель все больше и больше предпочитает сетевой магазин «у дома», нежели розничный рынок. Да к тому же цены в таких сетях бывают гораздо ниже, нежели на рынке.

И в заключении, проведем анализ современного состояния розничного рынка Российской Федерации.

Розничный рынок России по объёму в 2011 году занимает 8-е место в мире (на его долю приходится около 2 % мирового рынка).

В конце 2013 г. исследовательские компании обнародовали свои оценки потребительских настроений, в большинстве своем если не панических, то глубоко пессимистических, с «отрицательным знаком». Анализ показывает, что на потребительском рынке действительно наступает стагнация и ожидать двузначных темпов роста уже не приходится [9, с.56]. По данным Nielsen, объемы продаж продуктов первой необходимости сокращаются уже полгода, тогда как рост продаж в стоимостном выражении замедлился до 9,4%. «В России годовые темпы роста как в стоимостном, так и в натуральном выражении в большинстве категорий снижаются», - комментирует эти данные директор по работе с клиентами компании Nielsen в России Екатерина Эдельштейн. В других исследовательских компаниях тоже замечают изменения в продуктовых корзинах россиян и покупательский пессимизм [9, с.58]. Наиболее ощутимо стагнация потребительского спроса проявляется в регионах. Некоторые эксперты утверждают, что россияне не столько экономят, сколько оптимизируют свою корзину. Многие стали активнее пользоваться системой скидок, «выгодных» цен и спецпредложений (особенно объемных вроде «Возьми три - четвертый бесплатно») от торговых предприятий.

Торговые компании прекрасно понимают, что конкуренция усиливается, а поддержка спроса даже на существующем уровне требует от бизнеса еще более гибкой регулировки.


1.2Рекомендации совершенствования розничной торговли


Рынок розничной торговли сегодня насыщен коммерческими предприятиями разных форм и уровней обслуживания. Проникнуть на этот рынок довольно сложно. Поэтому новая система организации продаж должна обладать неоспоримыми преимуществами для потребителя по сравнению с существующими [20, с. 76].

Развитие розничной торговли идет по пути укрупнения. Известно, что цель любой коммерческой организации - получение устойчивого уровня прибыли за счет наиболее полного удовлетворения потребителя (в пределах возможностей предприятия). Фактор удовлетворения потребностей становится ключевым. В связи с этим появляются новые формы торговли, связанные, например, с доставкой товаров на дом. Широкие возможности в этом направлении предоставляет сеть Internet, где сегодня уже организованы интернет-магазины. Здесь реализуются, как правило, товары длительного пользования и эксклюзивные промышленные товары.

Крупные розничные торговые предприятия (например, гипермаркет «Рамстор») предлагают свои товары доставлять на дом. Некоторые фирмы (например, фирмы, торгующие косметикой) используют для реализации собственной продукции многоуровневый (сетевой) маркетинг.

Развитие и появление новых внемагазинных форм торговли в экономически преуспевающих странах приобрело значительный масштаб. При этом объемы внемагазинных продаж растут очень высокими темпами [12, с.113]. Если объединить преимущества крупного бизнеса с целью наиболее полного удовлетворения потребителей товарами массового и повседневного спроса, достаточно логичным окажется создание крупных торговых баз, пропорционально распределенных по территориям регионов, которые будут предоставлять населению услуги по доставке товаров розничного товарооборота на дом.

При организации какой-либо новой формы обслуживания населения, в данном случае формы торговли, необходимо проанализировать положительные и негативные моменты, связанные с нововведением. Успех любого торгового предприятия зависит от степени удовлетворенности покупателей. Для предлагаемой системы реализации (условно назовем ее «Коллектор») можно отметить следующие преимущества для потребителя.

. Справедливо низкие цены.

Крупные партии закупки товаров и прямые поставки от производителей должны обеспечить возможность установления низких цен.

. Качество товара, соответствующее его категории.

Доставка товаров по заказу потребителя должна сократить сроки пребывания товаров на складах, что положительно отразится на их качественном уровне. При этом следует организовать строгий контроль качества товаров, поступающих от производителя.

. Доставка товаров на дом в удобное для потребителя время.

. Удобство оплаты товаров.

Оплата доставляемых товаров может производиться по кредитным картам потребителей. Исключение из системы реализации наличных расчетов выгодно как для покупателя, так и для продавца, а также обеспечивает законодательную чистоту предпринимательства. Расчет по кредитным картам избавит покупателя от самой возможности вымогательства со стороны курьеров, различных финансовых махинаций, а также будет обеспечивать их платежеспособность на момент покупки.

. Бесплатная реклама в социальных сетях

Возможно, что со временем усиливающаяся конкуренция в сфере розничной торговли приведет к тому, что продавец должен будет бороться за каждого конкретного потребителя. И чем больше потребителей будет вовлечено в предлагаемую систему реализации, тем устойчивее она будет.

Организация обслуживания населения на высоком уровне - это то, что поможет проникнуть на рынок. Но чтобы на нем удержаться, предприятие должно получать прибыль, достаточную для развития своей деятельности, а в перспективе - для максимизации ее финансовых результатов. В связи с этим требуется проведение маркетинговых исследований для определения наиболее выгодного целевого сегмента потребителей и тщательная проработка решений по всем организационным направлениям.

Одним из важных условий эффективной работы любого предприятия является нахождение наиболее выгодных сегментов рынка. Суть коммерческого успеха торгового предприятия состоит в реализации не товаров вообще, а товаров, ориентированных на точно и всесторонне рассчитанный круг потребителей.

Известно, что заниматься исследованием рынка сбыта необходимо любому предприятию, так как спрос порождает предложение и является основой «гарантированного» сбыта. Сам спрос - это форма проявления потребности тех, кто покупает. Следовательно, глубокое изучение природы потребности - путь к успеху предприятия.

Кроме того, должен быть правильно организован процесс товародвижения. Процесс организации товародвижения включает следующие этапы: выбор места хранения запасов и способа складирования, определение системы перемещения грузов, введение системы управления запасами, установление процедуры обработки заказов, выбор способов транспортировки продукции [10, с.71].

При эффективной организации товародвижения каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Все элементы этой системы взаимосвязаны, поэтому пренебрежение каким-либо из них способно серьезно нарушить функционирование товародвижения и отрицательно повлиять на престиж предприятия.

Для организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта.

Основные цели отдела сбыта на предприятии представлены на рис. 1 [16, с.58].

Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий [16, с.63]. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем, объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.


Рисунок 1 - Цели отдела сбыта


Продвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Зарубежные авторы под планированием товародвижения понимают систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок [17, с.43].

Продвижение является мощным инструментом стимулирования спроса. Мерой эффективности системы товародвижения служит отношение затрат предприятия к ее результатам. Основной результат, который достигается в системе товародвижения - это уровень обслуживания потребителей.

Данный качественный показатель зависит от многих факторов: скорости исполнения и доставки заказа, качества поставленной продукции, оказания различного рода услуг покупателям по установке, ремонту и поставке запасных частей.

Рынку розничной торговли необходима стабильная государственная поддержка, снижение налогового бремени, увеличение государственных заказов, материальное поощрение инновационных разработок.

2. Анализ розничной торговой сети и эффективность ее использования на примере ООО «Ортопедия для всех»


.1 Общая характеристика ООО «Ортопедия для всех»


ООО Салон-магазин «Ортопедия для всех» г. Хабаровск функционирует в сфере розничной торговли. Салон-магазин ортопедических изделий работает с 2009 г. Основной вид деятельности предприятия - розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями (код ОКВЭД 52.32). За пять лет работы кампания успела завоевать доверие среди потребителей г. Хабаровска.

Основная политика предприятия сосредоточена на расширение спектра продаваемых товаров, стратегически важным является для предприятия построение грамотной ценовой политики по отношению к клиентам. Кроме того, среди важнейших стратегических целей определяется такое развитие бизнеса: достижение наиболее высоких показателей финансово-экономической деятельности с главной направленностью привлекать новых клиентов не только большим ассортиментом продукции, но и, в первую очередь, ее качеством, поиск новых товаров по заказу конкретных клиентов и которые пока еще не получили широкого распространения. Также в числе задач стоит строгое следование в процессе работы нормам деловой этики, как одной из составляющих успеха фирмы.

Ассортимент продукции следующий:

ортопедическая обувь;

ортопедические стельки и полустельки;

корригирующие приспособления для стопы;

антиварикозный трикотаж;

ортопедические подушки;

изделия для позвоночника;

массажные изделия;

изделия для суставов;

медицинские бандажи, пояса;

средства реабилитации;

ортопедические матрацы;

товары для будущих и молодых мам;

товары для детей;

товары для фитнеса и здоровья;

магнитотерапия;

белье после пластических операций и т.д.;

У салона-магазина «Ортопедия для всех» имеет свой сайт. Адрес сайта - #"justify">Сотрудники предприятия активно используют различные акции и системы скидок, например:

«при покупке двух пар антиварикозного трикотажа гольфы в подарок»;

«скидки 10% на массажные изделия»;

«при он-лайн заказе вы экономите 5%».


Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа ООО «Ортопедия для всех»

сильные сторонывозможностиугрозы1. Широкий ассортимент продукции; 2. Высокое качество продукции; 3. Низкие цены; 4. Скидки и система дисконта; 5. Вся продукция сертифицирована; 6. Консультации врачей и грамотный подбор ортопедических изделий.1. умеренная конкуренция в отрасли 2. возможность неценовой конкуренции 3. сотрудничество с градообразующими предприятиями, которые могут стать «рекламой» для ООО «Ортопедия для всех» 4. Внедрение стратегии управления взаимоотношениями с клиентами1. конкуренция 2. рынок на стадии насыщения 3. инфляцияслабые сторонымероприятия1. малая известность ввиду отсутствия рекламы 2. высокие накладные расходы1. провести инвентаризацию запасов; 2. рассчитать рентабельность каждого вида услуг, оптимизация услуг; 3. вменить в обязанность финансового отдела; заниматься отслеживанием и расчетом рентабельности, финансовым планированием по каждому виду услуг; 4. реклама в Хабаровской области; 5. искать новые ранки сбыта;

ООО «Ортопедия для всех» работает с крупнейшими российскими и зарубежными производителями и поставщиками ортопедических изделий. Среди них:

«Атлетика»;

«Тривес»;

«Крейт»;

«Фамильный текстиль»;

«Мэмо» (Польша);

«Экотен»;

Ttoman (Швеция);

Luomma (Финляндия)

Штатная численность ООО «Ортопедия для всех» - 35 человек.

Все руководящие посты заняты, имеются вакансии среди рядовых сотрудников: одна единица - менеджер по продажам, две вакансии в отделе рекламы и маркетинга и одна вакансия бухгалтера.

Организационная структура управления вполне типичная для предприятий такого вида деятельности. Предприятие возглавляет руководитель - директор фирмы. В отдельных подразделениях работу среди работников координируют соответствующие начальники отделов.

Возрастной состав приведен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Возрастной состав сотрудников ООО «Ортопедия для всех»


Рисунок 2 показывает абсолютное выражение возрастной динамики персонала, из неё видно, что большинство сотрудников (74,1%) находятся в возрасте от 25 до 35 лет, т.е. это наиболее перспективные сотрудники, уровень обучаемости которых достаточно высок. Остальные сотрудники находятся в возрасте от 35 до 45 лет.

Предприятие небольшое, поэтому есть возможность проводить собрания, собрав весь трудовой коллектив организации.

ООО «Ортопедия для всех» обеспечено всей необходимой оргтехникой. Бухгалтерский и управленческий учет ведется с использованием программы 1С - Бухгалтерия.


2.2 Анализ финансово-экономического состояния ООО «Ортопедия для всех»


Проанализируем основные финансово-экономические показатели ООО «Ортопедия для всех».

Методика экономического анализа деятельности предприятия будет состоять из шести основных этапов (Приложение А):

.Вертикальный и горизонтальный анализ отчетности предприятия.

. Расчет показателей динамики (абсолютное значение прироста, темп роста)

. Расчета трех коэффициентов ликвидности предприятия.

. Расчета уровня собственных оборотных средств.

. Расчета основных показателей финансовой устойчивости.

. Группировка статей актива и пассива.

. Оценка рисков регулирования деятельности хозяйствующего субъекта.

. Вынесение решения об экономическом состоянии предприятия.

При проведении такого комплексного анализа устанавливается реальная ситуация как на конкретный момент времени проверки, так и в тенденции по сравнению к прошлым периодам, что показывает, как данное предприятие развивается в целом по всем направлениям.


Таблица 2 - Аналитический баланс предприятия ООО «Ортопедия для всех» (актив), структура и динамика

Наименование Состав активов, тыс. руб.Структура активов, %Абсолютное изменение, тыс.руб.Темп роста, %201120122013201120122013201220132013 к 2010201220132013 к 2011I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Основные средства238,03256,48276,6045,645,846,118,4520,1238,57107,75107,84116,20Доходные вложения в материальные ценности15,6611,2012,00322-4,460,80-3,6671,52107,1476,63Финансовые вложения8,8711,7611,401,72,11,92,89-0,362,53132,5296,94128,47Прочие внеоборотные активы8,358,4010,201,61,51,70,051,801,85100,57121,43122,13Итого по разделу I270,92287,84310,251,951,451,716,9222,3639,28106,25107,77114,50II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы126,85141,12151,2024,325,225,214,2710,0824,35111,25107,14119,20Дебиторская задолженность97,09105,28109,8018,618,818,38,194,5212,71108,43104,29113,09Финансовые вложения8,878,968,401,71,61,40,09-0,56-0,47100,9793,7594,66Денежные средства и денежные эквиваленты16,1815,1218,603,12,73,1-1,063,482,4293,44123,02114,94Прочие оборотные средства2,091,681,800,40,30,3-0,410,12-0,2980,46107,1486,21Итого по разделу II251,08272,16289,848,148,648,321,0817,6438,72108,39106,48115,42Баланс по активу522560600100%100%100%38,0040,0078,00107,28107,14114,94

Таблица 3 - Аналитический баланс предприятия ООО «Ортопедия для всех» (пассив), структура и динамика

Наименование Состав пассивов, тыс. руб.Структура пассивов, %Абсолютное изменение, тыс.руб.Темп роста, %201120122013201120122013201120132013 к 2011201220132013 к 2011III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал21,4036,4035,404,16,55,915,00-1,0014,00170,0897,25165,41Добавочный капитал27,1431,3634,805,25,65,84,223,447,66115,53110,97128,21Резервный капитал8,8712,8813,801,72,32,34,010,924,93145,14107,14155,51Нераспределенная прибыль210,37204,96229,2040,336,638,2-5,4124,2418,8397,43111,83108,95Итого по разделу III267,79285,60313,2051,35152,217,8127,6045,41106,65109,66116,96IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства5,223,923,0010,70,5-1,30-0,92-2,2275,1076,5357,47Прочие обязательства0,520,561,800,10,10,30,041,241,28107,28321,43344,83Итого по разделу IV5,744,484,801,10,80,8-1,260,32-0,9478,02107,1483,59V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства65,7778,9673,2012,614,112,213,19-5,767,43120,0592,71111,29 Кредиторская задолженность179,57186,48202,2034,433,333,76,9115,7222,63103,85108,43112,60 Прочие обязательства3,134,486,600,60,81,11,352,123,47143,04147,32210,73Итого по разделу V248,47269,92282,0047,648,24721,4512,0833,53108,63104,48113,49Баланс по пассиву522560600100%100%100%384078107,28107,14114,94


Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности. Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы наглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса, отчета о прибыли и отчета о денежных средствах.

Сущность вертикального и горизонтального анализа заключается в определении степени результативности деятельности предприятия. Таким образом, устанавливается динамика развития предприятия, тенденции роста производства и выявляются экономические моменты, которые требуется подкорректировать. Сущность исследования заключается в тщательной проверке всей финансовой отчетности и анализе статей этой отчетности, как относительно друг друга.

Результат группировки статей актива и пассива представлен в таблице 2 и 3. По результатам этой группировки можно установить, что:

в 2011, 2012 гг. не выполняется минимально необходимое условие для признания структуры баланса удовлетворительной (А4?П4) - объем внеоборотных активов предприятия на 3,13 и 2,24 тыс.руб. соответственно превышает размер собственного капитала предприятия;

в 2013 г. структура баланса несколько улучшилась (положительный результат по группе П4-А4), но все же ликвидность баланса недостаточна - сохраняется недостаток денежных средств и краткосрочных обязательств (на конец 2013 года - 175,20 тыс.руб.).


Таблица 4 - Группировка активов по степени ликвидности и пассивов по степени срочности погашения 2011-2013 гг., тыс.руб.

Группа активов/пассивовСумма, тыс.руб.201120122013А125,0624,0827,00П1179,57186,48202,20Излишек / недостаток-154,51-162,40-175,20А299,18106,96111,60П268,9083,4479,80Излишек / недостаток30,2823,5231,80А3126,85141,12151,20П35,744,484,80Излишек / недостаток121,10136,64146,40П4267,79285,60313,20А4270,92287,84310,20Излишек / недостаток-3,13-2,243,00

Спрогнозируем уровень ликвидности на перспективу. Перспективная ликвидность представляет собой прогноз платежеспособности организации на более длительный срок. Она будет обеспечена при условии:


А1+А2+А3>П1+П2+П3.

г. (А1+А2+А3)-(П1+П2+П3) = (27+111,60+151,20)-(202,20+79,80+4,80) = 3 (тыс.руб.).


По результатам расчета перспективная платежеспособность обеспечивается, однако следует учитывать состав, объем и степень ликвидности текущих активов, а также объем, состав и скорость созревания текущих обязательств к погашению.

Представим показатели ликвидности в таблице 5


Таблица 5 - Динамика показателей ликвидности за 2011-2013 гг.

ПоказательНормативЗначение показателяИзменение20112012201320122013за 2 годаКоэффициент текущей ликвидности (Ктл)>21,0111,0081,028-0,0020,0190,017Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл)>0,80,5000,4850,491-0,0150,006-0,009Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)0,2-0,250,1010,0890,096-0,0120,007-0,005

По данным таблицы 5 можно отметить выход всех рассматриваемых показателей за рамки нормативного значения. Так значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в пределах 0,101-0,096, при норме Кал>0,2-0,25. Это говорит о том, что предприятие ООО «Ортопедия для всех» на конец анализируемого периода может оплатить лишь 9,6% своих краткосрочных обязательств. Отрицательная динамика данного показателя отражает ухудшение ситуации текущей неплатежеспособности организации.

Значение одного из основных показателей платежеспособности и ликвидности предприятия - коэффициента текущей ликвидности - на уровне 1,011-1,028 (при норме >2) свидетельствует о низком уровне гарантий в части погашения долгов организации, об отсутствии необходимых ресурсов и условий для ее устойчивого функционирования.

Для анализа платежеспособности предприятия большое значение имеет изучение собственного (чистого) оборотного капитала. Собственные оборотные средства (СОС) представляют собой разницу между текущими активами и текущими обязательствами предприятия. Наличие у предприятия собственных оборотных средств отражает умение предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства, и сохранять способность продолжать производственную деятельность одновременно.


СОС2011 = ТА - КО = 251,08-248,47 = 2,61 (тыс.руб.)

СОС2012 = ТА - КО = 272,16-269,92 = 2,24 (тыс.руб.)

СОС2013 = ТА - КО = 289,80-282,00 = 7,80 (тыс.руб.)


Предприятие ООО «Ортопедия для всех» располагает собственными оборотными средствами, при этом наблюдается их рост по сравнению с 2010 г.

За 2011-2013 гг. организация значительно увеличило свои активы. Рост валюты баланса составил в абсолютном выражении 78 тыс. руб. (или на 14,94%).

Величина активов возросла за счет вложений как в оборотные - на 38,72 тыс.руб., (или на 15,42%), так и во внеоборотные - на 39,28 тыс.руб. (или на 14,50%) активы. При этом структура актива баланса осталась практически неизменной - доля внеоборотных и текущих активов в валюте баланса 51,9% и 48,1% в 2011 г. и 51,7% и 48,3% в 2013 г. соответственно.

Пассив баланса организации характеризуется положительным ростом итоговой величины «Капитал и резервы» (на 45,41 тыс.руб. или 16,96%), раздела «Краткосрочные обязательства» (на 33,53 тыс.руб. или 13,49%) и отрицательным ростом итоговой величины раздела «Долгосрочные обязательства» (-0,94 тыс.руб. или 83,59%). В результате разницы в темпах роста произошли структурные сдвиги в пассиве организации - увеличение удельного веса раздела «Капитал и резервы» с 51,3 до 52,2 %, что говорит об ослаблении финансовой зависимости организации от заемного капитала.

Анализ финансовой и рыночной устойчивости позволяет сформировать представление об истинном финансовом положении организации и оценить финансовые риски, способствующие ее деятельности.


Таблица 6 - Данные для расчета показателей финансовой устойчивости за 2011-2013 гг.

Наименование201120122013Актив522560600Собственный капитал267,79285,6313,2Заемный капитал254,21274,4286,8Долгосрочные обязательства5,744,484,8Краткосрочные обязательства248,47269,92282Внеоборотные активы270,92287,84310,2Собственные оборотные средства2,612,247,8Таблица 7 - Основные показатели финансовой устойчивости за 2011-2013 гг.

№ п/пКоэффициент201120122013Рекомендуемое значениеИзменения20112012за 2 года11Ка0,5130,5100,522>0,5-0,0030,0120,00922Кзс0,9490,9610,916<0,70,011-0,045-0,03433Км-0,012-0,0080,0100,2-0,50,0040,0170,021

По данным таблицы 7 коэффициент финансовой автономии к концу анализируемого периода практически не изменился и составил 0,522. Таким образом, только 52% активов предприятия сформированы за счет собственного капитала, что все же дает основание утверждать, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами.

Коэффициент финансовой зависимости составляет 0,949 в 2011 году и 0,916 в 2013 г. Это означает, что на 1 рубль собственного капитала приходится 94,9-91,6 коп. заемного, т.е. кредиторы очень активно участвуют в финансировании предприятия.

Рассмотрим финансовую устойчивость организации с позиции показателя маневренности собственного капитала. Коэффициент маневренности показывает, что только 1,2-1,0% собственного капитала находится в обороте, т.е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о неустойчивом финансовом положении организации и довольно высокой зависимости от внешних кредиторов.

Сравнивая темпы роста отдельных составляющих прибыли от продаж, можно сделать вывод об увеличении затратности производства - темпы роста себестоимости (114,29%) значительно превышают темпы роста выручки от продаж (107,59%). Высокие темпы роста себестоимости продукции, работ, услуг вызвали уменьшение валовой прибыли на 4,95 %. И только в результате экономии на управленческих и коммерческих расходах предприятию удалось добиться положительного роста прибыли от продаж (на 3,58%).

ООО «Ортопедия для всех» может подвергнуться рыночному, коммерческому, страховому, банковскому рискам. Для компенсации риска компания использует страхование.

Итак, в ходе экономического анализа были выявлены следующие положительные и отрицательные результаты деятельности предприятия.

К положительным факторам относятся:

предприятие ООО «Ортопедия для всех» располагает собственными оборотными средствами, при этом наблюдается их рост по сравнению с 2010 г.

организация значительно увеличила свои активы;

отмечено увеличение удельного веса раздела «Капитал и резервы».

Финансовые проблемы выявлены следующие:

сохраняется недостаток денежных средств;

на конец анализируемого периода предприятие может оплатить только 9,6 % своих краткосрочных обязательств, т.е. существует низкий уровень гарантий в части погашения долгов;

высокие темпы роста себестоимости оказанных услуг.

Выявленные в ходе экономического анализа проблемы требуют пересмотра маркетинговой политики и организационной структуры компании и внесение новых решений.


.3 Предложения по совершенствованию работы предприятия


В результате анализа целей, стратегий, финансово-экономического состояния, выявленных проблем, кадрового потенциала, конкретной расстановки кадров, возможностей внедрения изменений предприятия ООО «Ортопедия для всех» были разработаны стандарты, направленные на усовершенствование работы предприятия.

Стандарты по работе с клиентами:

. Общие стандарты.

.1. Все телефонные звонки и переписка между ООО «Ортопедия для всех» и клиентами должны осуществляться в вежливой форме.

внедрение автоматизированной системы CRM [13, с. 140].

ООО «Ортопедия для всех» должно иметь постоянно обновляемый перечень контактных лиц и телефонов и распространяет его один раз в квартал;

сотрудники ООО «Ортопедия для всех», ответившие на звонок / получившие письмо, переадресуют запрос нужному лицу.

.2. Сотрудники ООО «Ортопедия для всех» обязаны вести себя в соответствии с общими понятиями о качестве, ценностях и задачах.

.3.К любому человеку следует проявлять вежливое, честное и профессиональное отношение.

.4. ООО «Ортопедия для всех» привержен принципу постоянного совершенствования.

. Стандарты по маркетингу.

.1. ООО «Ортопедия для всех» должно обеспечить необходимое количество сотрудников по работе с поставщиками, которые:

имеют полномочия для принятия быстрых и эффективных решений, хорошо подготовлены, обладают необходимым объемом знаний и соответствующими бизнес-технологиями;

будут выступать в роли бизнес-консультантов;

проведут не менее 12 заранее запланированных встреч в год с организациями, продолжительность и тематика которых обсуждаются заранее.

.2. ООО «Ортопедия для всех» предоставит систему оценки и отчетности поставщиков, которая отражает:

результаты работы поставщика в сравнении со стандартами и согласованными критериями управления предприятием;

результаты работы ООО «Ортопедия для всех» в сравнении со стандартами поддержки поставщиков;

результаты должны регулярно распространяться среди поставщиков.

.3. Содержание и исполнение разработанных ООО «Ортопедия для всех» маркетинговых стратегий обеспечивают создание имиджа, соответствующего задачам компании.

.4. ООО «Ортопедия для всех» примет все меры к тому, чтобы поставщик:

получил соответствующие рекламно-информационные товары и был проинформирован обо всех коммуникативных требованиях до начала любой маркетинговой кампании.

.5. ООО «Ортопедия для всех» будет способствовать наивысшему качеству покупки, путем разработки ясных и четких документов.

. Стандарты продажи товаров.

ООО «Ортопедия для всех» представит программу работы с товаром, соответствующую задачам и имиджу компании ООО «Ортопедия для всех».

ООО «Ортопедия для всех» примет все меры к тому, чтобы:

обеспечивать поставку нового товара согласно графику, соответствующему потребностям клиентов;

соблюдать изначально установленный срок поставки нового товара;

обеспечивать распределение товаров на равной и справедливой основе с учетом потенциала местного рынка, наличия продукции, объемов продаж.

. Стандарты связей с общественностью.

Управление по связям с общественностью компании ООО «Ортопедия для всех»:

необходимо вести активную, а не пассивную, деятельность, особенно в сфере защиты наших деловых интересов; придерживаться хороших традиций, хороших манер и здравому смыслу; обеспечивать предоставление клиентам товаров самого высокого качества.

. Стандарты в области человеческих ресурсов (отдел кадров)

.1. ООО «Ортопедия для всех» должна обеспечивать содействие работникам и их обучение с целью внедрения аналогичных методов отбора и найма.

.2. ООО «Ортопедия для всех» разработает и обеспечит программы обучения сотрудников ООО «Ортопедия для всех», в которых подробно рассматриваются:

стандарты;

культура компании ООО «Ортопедия для всех» (цели, задачи, понятия, ценности и т.д.);

конкретные требования к данной должности.

ООО «Ортопедия для всех» планирует устанавливать данные стандарты при запуске новых центров по продаже товаров.

Сбытовая стратегия продвижения на рынок товаров ООО «Ортопедия для всех» максимально ясная. Расширение рынка сбыта продукции и укрепление завоеванных позиций с помощью расширения ассортимента товаров. Доля на рынке данного товара должна быть увеличена в течение 12 месяцев посредством рекламной компании.

Планируется реализовать следующие методы стимулирования сбыта:

- предоставлять рассрочку частным лицам при покупке дорогостоящих до трех месяцев;

ООО «Ортопедия для всех» знает, что хорошая реклама, является залогом успеха. Поэтому обо всех акциях и скидках следует рассказывать в рекламе на ТV и Интернет.

Рекламой в компании занимается менеджер по рекламе. Он организует работу по рекламированию реализуемой продукции. К тому же он:

Информирует клиентов о преимуществах качества и отличительных свойствах рекламируемых товаров или услуг.

Осуществляет руководство, планирование и координацию работ по проведению рекламных кампаний.

Разрабатывает планы рекламных мероприятий по одному виду или группе товаров (услуг) и определяет затраты на их проведение. Участвует в формировании рекламной стратегии, основанной на перспективных направлениях дальнейшего организационного развития, инновационной и инвестиционной деятельности.

6. Стандарты в организационной структуре

Весь процесс по проектированию и совершенствованию организационной структуры состоит их трех крупных стадий:

) формирование общей структурной схемы аппарата управления;

) разработка состава основных подразделений и связей между ними;

) регламентация организационной структуры.

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование организационной структуры.

Первоочередными реализуемыми задачами ООО «Ортопедия для всех» является повышение качества охвата рынка (создание системы отслеживания периодичности покупок, сбора и анализа информации агентов). Учитывая реальную комплектацию службы сбыта более квалифицированными кадрами и неотложность выполнения названных функций, предлагается закрепить эти функции за сбытовыми подразделениями, равно как оставить за службой закупки функцию проработки рынка поставщиков (регламентировав процедуру). Рекомендуется внедрить отдел по работе с клиентами с

.Кроме того следует пересмотреть подходы к управлению персоналом. Перечислим основные аспекты:

подбор персонала по профессиональным и личным качествам;

возможность передачи опыта новичкам от работников со стажем как основной момент адаптации к специфике предприятия, сфере работы организации;

возможность повышения квалификации;

профессиональное самовыражение и вероятность реализации инициативы работников;

карьерный рост на фоне здоровой конкуренции между сотрудниками одного уровня, стремящимися занять лидирующее положение и вакантный руководящий пост;

баланс между доверием к сотрудникам и строгим контролем за выполнением приказов руководства.

Таким образом, обозначенные рекомендации позволят ООО «Ортопедия для всех» быть полноценно ориентированным на рынок предприятием.


Заключение


По результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы и рекомендации.

Розничная торговля - продажа товаров конечному потребителю. При этом совершенно не важно, каким образом продаются товары или услуги (методом личной продажи, по почте, по телефону или через Интернет), а также - где именно они продаются (в магазине, на улице или на дому у потребителя).

Субъекты процесса розничной торговли - продавец <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%86> и покупатель <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C>. К розничной торговле также можно отнести продажу товаров через торговые автоматы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82>.

Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.

Развитие розничной торговли идет по пути укрупнения. Известно, что цель любой коммерческой организации - получение устойчивого уровня прибыли за счет наиболее полного удовлетворения потребителя (в пределах возможностей предприятия). Фактор удовлетворения потребностей становится ключевым. В связи с этим появляются новые формы торговли, связанные, например, с доставкой товаров на дом.

В ходе экономического анализа ООО «Ортопедия для всех» были выявлены следующие положительные и отрицательные результаты деятельности предприятия.

К положительным факторам относятся:

предприятие ООО «Ортопедия для всех» располагает собственными оборотными средствами, при этом наблюдается их рост по сравнению с 2010 г.

организация значительно увеличила свои активы;

отмечено увеличение удельного веса раздела «Капитал и резервы».

Финансовые проблемы выявлены следующие:

сохраняется недостаток денежных средств;

на конец анализируемого периода предприятие может оплатить только 9,6 % своих краткосрочных обязательств, т.е. существует низкий уровень гарантий в части погашения долгов;

высокие темпы роста себестоимости оказанных услуг.

В результате были разработаны стандарты, направленные на усовершенствование работы предприятия (изменение организационной структуры, усовершенствование кадровой политики, разработка системы оценки и отчетности поставщиков и т.д.).

розничный финансовый поставщик

Список использованных источников и литературы


1.Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1

.Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

.Федеральный закон РФ №14 от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью».

.Бадеева Е.А. Методика оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества организаций на основе достижения целевых показателей // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №6. - С. 51-57.

.Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2010. - 678 с.

6.Барри Берман, Джоэл Р. Эванс Розничная торговля: стратегический подход = Retail Management: A Strategic Approach. - М.: «Вильямс» <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>, 2003. - С. 1184.

.Воробьев С. Где и по чем брать головы. // Эксперт, №13, 2011, с.36-41.

.Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации //Маркетинг в России и за рубежом// № 3, 2012 г. С.8-25.

.Грамматчиков А, Инкижинова С., Литвинова Н., Щукин А. Хиты сезона: мультиварка, весы, смартфон // Эксперт, 2014 г., №3 - С. 56-62

.Евдокимов Ф.И., Гавва В.М. Азбука маркетинга. ИКФ Сталкер, 2010.-432 с.

.Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 2009.

.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Пер. с англ. /Под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н.Каптуревского - СПб.: Питер, 1999.- 896 с.

.Желянин Д.А. Работа с клиентской базой - мощный инструмент продаж вашего бизнеса // Маркетинг в России и за рубежом - 2013. - №2. - С. 140-141.

.Кабушкин Н.И. Основы управления. - М.: Новое знание, 2010. - 311 с.

.Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Учебно-практическое пособие. - М.: ООО «Проспект», 2012. - 352 с.

.Кредисов А.И. Маркетинг - М.: БЕК, 2010. - 456с.

.Лавров С.В. Основы маркетинга потребительского рынка, - М.: БЕК, 2011. - 345с.

.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: ДЕЛО 2010.

.Парабеллум, Д. Выжми из бизнеса все! 200 способов повысить продажи и прибыль [Текст] / Д. Парабеллум, Н. Мрочковский - СПб.: Питер, 2011.

.Постникова Е.С. Совершенствование розничной торговли в условиях конкуренции // Российское предпринимательство. - 2004. - № 11 (59). - c. 75-82.

.Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 639 с.

.Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 2010.


Приложение А


Индексы физического объема оборота розничной торговли по Российской Федерации

Оборот розничной торговливсегов том числеОборот розничной торговли торгующих организации Продажа на рынкахПродовольственными товараминепродовольственными товарами в % к предыдущему году1979104,2104,4103,9103,8119,91980104,9104,6105,2105,295,41981104,9102,4107,5104,6117,61982100,1101,099,3100,296,81983102,3102,2102,4102,4100,91984104,1103,0105,2104,1102,01985105,999,1113,0101,8271,7198699,692,1106,899,994,61987101,099,7102,2101,1100,41988107,9105,5110,1107,3118,21989109,2109,3109,0108,8115,31990112,4106,7117,1110,5139,3199195,398,493,090,8145,91992100,391,4106,889,8172,71993101,6109,994,698,1114,01994100,297,0102,698,5105,5199593,891,195,992,896,41996100,398,2102,099,9101,11997104,9106,1103,9106,4100,9199896,899,094,996,497,9199994,293,694,793,097,52000109,0107,5110,5110,1106,12001111,0107,6113,9112,4106,92002109,3110,1108,6110,5106,02003108,8107,7109,7109,9105,42004113,3111,4115,1115,4106,72005112,8110,5115,1114,4107,22006114,1111,0116,8116,4105,62007116,1112,6119,1122,689,72008113,7111,7115,3116,598,3200994,998,191,894,796,22010106,5105,1108,0107,699,62011107,1103,4110,8108,299,32012106,3103,6108,6107,597,62013103,9102,6104,9105,292,3


Теги: Организация работы розничного рынка и ее совершенствование  Курсовая работа (теория)  Маркетинг
Просмотров: 6366
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация работы розничного рынка и ее совершенствование
Назад